автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Социально-философские воззрения Ф.А. Степуна

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Гуляев, Павел Степанович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социально-философские воззрения Ф.А. Степуна'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-философские воззрения Ф.А. Степуна"

На правах рукописи

Гуляев Павел Степанович

Социально-философские воззрения Ф.А. Степуна: историко-философский анализ.

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Специальность - 09.00.03 - история философии

Москва-2013

31 ОКТ 2013

005536807

Диссертация выполнена на кафедре истории и философии образования и науки Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Семаева Ирина Ивановна

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Губман Борис Львович Тверской государственный университет

доктор философских наук, профессор Деникин Анатолий Васильевич Военный университет Минобороны РФ

Ведущая организация: ФГБВОУ ВПО «Военно-технический университет»

Защита состоится «21» ноября 2013 года в «15» часов на заседании Диссертационного совета по философским наукам Д. 212.155.08 при Московском государственном областном университете по адресу: 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10а.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного областного университета по адресу: 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10а. Автореферат диссертации представлен на сайте vvww.mgou.ru

Минобороны РФ

Автореферат разослан «/fj>

Ученый секретарь диссертационного совета, доктор философских наук, доцент

Я.В. Бондарева

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Творчество Федора Августовича Степуна (1884-1965 гг.) относится к завершающей части одного из наиболее значительных периодов в истории отечественной культуры, получившего название «серебряного века», но ставшего «золотым веком» русской религиозной философии. Его интеллектуальное наследие впитало не . только современные для того времени достижения философской мысли (неокантианство, феноменология), но и дух «эпохи русского философского ренессанса», обращенного к переживанию светских и религиозных ценностей в обновленном духовном синтезе. Наибольший исследовательский интерес представляют социально-философские воззрения Ф.А. Степуна, однако, как целостная концепция они не исследовались, в то же время оригинальность поставленных им проблем имеет значение для развития историко-философского знания.

Более детально актуальность темы исследования обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, значимостью интеллектуального вклада Ф.А.

Степуна в развитие отечественной и мировой философской мысли конца XIX -начала XX веков. Современники называли его «русским европейцем», посредником русско-немецкого культурного диалога, хранителем духа и метафизических традиций этих народов. Созданная им социально-философская концепция была в достаточной степени проработана, включала онтологические, социологические и культурологические аспекты. Философ исследовал жизнедеятельность общества в нормальном («эволюционном») и экстремальном («социальные болезни») состояниях, что не утратило своей значимости и в наши дни, в условиях поиска стратегий культурного обновления социальной реальности. Историко-философское осмысление интеллектуального наследия Ф.А. Степуна позволяет точнее представить его место в многоцветье отечественной философии, а также определить степень влияния на нее западноевропейской социально-философской мысли.

Во-вторых, необходимостью осмысления мировоззренческих ориентиров, посредством которых Ф.А. Степун стремился, если не достигнуть социального

з

консенсуса, то хотя бы смягчить накал происходящих и грядущих социальных катаклизмов. Нарастающая схожесть исторических параллелей и социальных аналогий «порубежья» той и нашей эпох позволяют рассматривать предлагаемые философом мировоззренческие ориентиры как своеобразную антикризисную программу действий. Суть переживаемой эпохи философ определял как «метафизическую инфляцию мировой жизни»1, состояние, в котором борющиеся стороны утратили духовно-опытную связь с исходными идеями (первоосновами). Его взгляды были направлены на поиск исходных ценностей жизни, творчества, приобщения личности и общества к истине, добру, красоте, свободе, постоянной духовной работе над собой. Искажение и утрата мировоззренческих ориентиров, по мнению философа, неизбежно вели к коррозии духовного мира человека, народов, порождали забвение нравственных и религиозных первооснов подлинного бытия.

В-третьих, изучение социально-философских воззрений Ф.А. Степуна способствует уточнению гносеологических положений в понимании природы социального познания, определению познавательных регулятивов, применяемых как в обычных, так и экстремальных формах социального бытия. Философское наследие Ф.А. Степуна является своеобразным интегратором гуманитарного знания, успешно соединяя философское и художественное творчество (он являлся автором ряда романов), научную рациональность с художественной образностью. Его творчество было направлено на признание специфики социально-гуманитарного знания, обращено против любых форм проявления «социальной физики». Представления о ценностях как системе отношений стали сердцевиной социально-философских воззрений философа. Высказанные Ф.А. Степуном мысли о социальном познании, социальной истине, соотношении познавательного и ценностного стали фундаментальным основанием его представлений о персонализме, философии диалогизма, религиозном социализме «новоградского человека». Многие идеи обрели самостоятельное звучание и получили дальнейшее развитие в современных

1 Сгепун ФА. Путь творческой революции // Степун Ф.А. Чаемая Россия. - СПб.: РХГИ, 1999. С. 135.

4

условиях. Так несомненный интерес представляет его критика либерализма и мещанской демократии, выступающей за демократические ценности лишь до тех пор, пока они не противоречат ее собственным интересам.

В-четвертых, социально-философские воззрения Ф.А. Степуна, обращенные к осмыслению ситуации человека в изменяющемся и эволюционно, и революционно мире, служат основой для преодоления укоренившихся в массовом сознании стереотипов технократического мышления — виртуализации, стандартизации и формализации ценностных ориентиров. Взгляды философа являлись своеобразным манифестом «гуманитарного ренессанса» по преодолению сциентистских и иных упрощенных представлений о предназначении человека, его месте и роли в жизнедеятельности современного общества. Философия Ф.А. Степуна содержала призыв о необходимости переосмыслить сложившуюся систему социально-философских ценностей в соответствии с изменившимися общественными реалиями при сохранении приоритета нравственных основ жизни.

Степень разработанности темы исследования. Следует отметить, что еще

в доэмигрантский период до 1922 года публикации Ф.А. Степуна вызывали

интерес у творческой интеллигенции. Так в 1912 году на страницах журнала

«Труды и дни» состоялся публичный диалог А. Белого и Ф.А. Степуна,

с разных позиций рассматривавших проблемы соотношения творчества,

искусства и жизни1. Эта тема затем была продолжена Ф.А. Степуном,

однако, война, революция не способствовали широкому обсуждению позиции

автора, и лишь позднее, когда в Берлине в 1923 году из многочисленных статей

появилась значительная философская работа «Жизнь и творчество», его

2

взгляды по данному вопросу стали предметом исследовательского интереса.

1 Белый А. Ответ Ф.А. Степуну на открытое письмо в № 4-5 «Трудов и дней» // Труды и дни. декабрь. С. 16-26.

2 См.: Чижевский Д.И. Ф. Степун: Жизнь и творчество II Современные записки. 1926. № 28 Л.А. О Ф.А. Степуне и о некоторых его книгах И Мосты: альманах. - Мюнхен, 1963. № 10.

5

. 1912. № 6. Ноябрь. С. 496-499; Зандер С. 318-340.

Подобная судьба ожидала и другое произведение Ф.А. Степуна - «Из писем прапорщика-артиллериста» (под псевдонимом Н. Лугин) 1917 г1.

В эмигрантской среде наиболее обсуждаемыми оказались мысли Ф.А. Степуна о русской духовности, историко-культурной идентичности и геополитическом положении России2, размышления о смысле и «правде» русской революции3.

Об эволюции социально-философских воззрений Ф.А. Степуна от неокантианства к историософии и «религиозному мышлению, несомненно, русского характера» писал А.В. Штаммлер. Он также подчеркнул экзистенциальный характер творчества Ф.А. Степуна, заметив, что его книги есть фрагменты великой «жизненной исповеди»4. К числу таких произведений, соединивших философские рассуждения и глубокий психологизм, следует отнести философский роман в письмах «Николай Переслегин», широко обсуждавшийся в среде русской эмиграции5.

Современники Ф.А. Степуна, наряду с анализом его социальных воззрений отмечали его своеобразный авторский стиль, образность, художественность формы, в которую он облекал научные идеи. Интересна характеристика «сверххудожественного» языка Ф.А. Степуна, сделанная З.Н. Гиппиус: «Таковы писания Степуна: сквозь них надо пролезть, как сквозь отчаянно-запущенный, болотистый лес, а это не всякому под силу» 6. Стиль его философских произведений определялся как «социально-лиричный» по преимуществу7.

1 См.: Зайцев Б.К. Рец. Ф. Степун. Из писем прапорщика-артиллериста // Перезвоны. - Рига, 1926. № 14. С. 414; Эфрон СЛ. Из писем прапорщика-артиллериста // Своими путями. 1925. № 10-11; Чижевский Д.И. Рец. Ф. Степун. Из писем прапорщика-артиллериста. - Прага, 1926 // Современные записки. - Париж, 1928. № 34. С. 511-514.

1 Авксентьев НД. В интересах ясности // Современные записки. 1926. №28. С. 393-397.

3 Вишняк М.В. О переосмысливании Ф.А. Степуна // Современные записки. 1929. № 40. С. 461-471; Федотов Г.П. Fedor Stepun. Das Antlitz Russlands und das Gesicht der Revolution. Bern / Leipzig. Gotthelf-Verlag. 1934 // Новый Град. - Париж, 1934. №9. С. 94-95.

4 Штаммлер A.B. Ф.А. Степун // Русская религиозно-философская мысль XX века. - Питсбург, 1975. С. 323,330.

5 См.: Адамович Г. Николай Переслегин // Последние новости,- Париж, 1929.29 авг. №3081. С. 3.

' Гиппиус 3.H. Арифметика любви. Неизвестная проза 1931-1939 годов.- Спб.: Изд-во Росток, 2003. С. 276.

7 Архиепископ Иоанн С.Ф. (Сан-Францисский). Русский звездопад. (Памяти Федора Степуна) // Русская мысль.

8 апреля 1965. С.4.

Антикоммунистическая и религиозно-идеалистическая направленность творчества Ф.А. Степуна в эмигрантский период определили судьбу его произведений в советской России. Длительное время по идеологическим соображениям имя и труды мыслителя были под запретом. Лишь в конце 80-х - начале 90-х годов XX века, в постсоветский период обозначился интерес к интеллектуальному наследию философа: начали печататься его художественные, публицистические, биографические произведения, а его социальная метафизика стала приобретать всевозрастающую популярность.

Современные исследования социальных воззрений Ф.А. Степуна можно

разделить на несколько групп. Первая, наиболее значительная группа

представлена обзорными публикациями о его творчестве в целом, в

значительной степени выдержанными в стиле интеллектуальной биографии1.

Вторую группу составляют тематические работы, анализирующие различные

2

аспекты его социальной метафизики: аксиологические основания социологии ; социально-антропологические взгляды3; рассмотрение природы войны и опасностей техногенной цивилизации4; осмысление феномена массы в контексте исторического и личного опыта5. К этой группе можно отнести сравнительный анализ взглядов Ф.А. Степуна со взглядами других представителей русской философской мысли6. Третью группу составляют

1 См.: обзорные статьи о Ф.А. Степуне: Гергель P.E. Ученый-гуманист // Ф.А. Степун. Бывшее и несбывшееся: Мемуары. - СПб., 2000; Борисов В.М. Ф.А. Степун (1884-1965) // Новый мир. 1991. №6. С. 201-204; Малахов В. Степун (Степпун) Федор Августович // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. -М., 1995. С. 490-492; Соболев A.B. Биографическая справка // Опыт русского либерализма: Антология.- М.,

1997. С. 380-385; Хоружий С.С. Степун Федор Августович // Философская энциклопедия, в 5 тт. - М., 1970. Т.5. С. 133-134; Филонова Л.Г. Федор Августович Степун II Русские философы (конец XIX - середина XX века): Антология. Вып. 2,- М.: Книжная палата. 1994. С. 126-140; Мелих Ю.Б. Лик и лицо Ф.А. Степуна. - M., 2009.

2 Гергелъ P.E. Ценностно-ориентированная социология Ф.А. Степуна II Социологический журнал. 1995. №4. С. 101-102.

3 Кекова C.B. Крушение миражей. Философская антропология Федора Степуна // Сибирские огни. 2008. №6. С. 151-154.

* Гаман Л.А. Русская религиозно-философская мысль о войне: взгляд Ф.А. Степуна // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2010. № 9. С. 92-94; Вознюк H.A. Антиномия войны в историко-философском наследии Ф.А. Степуна II Мысль: Философское наследие.- Мурманск, 2010. Вып.1. С. 80-92.

5 Гергель P.E. Социология массы Федора Степуна // Журнал социологии и социальной антропологии. - СПб.,

1998. Т.1. Вып. 3. С. 98.

6 Елькин A.B. Философия культуры Ф.А. Степуна и Г.П. Федотова. Новоградство. - Киров, 2008; Мазаева О.Г. Проблема соотношения жизни и творчества как введение в тему о доминантных началах словесного творчества А. Белого и Ф.А. Степуна // Вестник Томского государственного университета.' Философия. Социология. Политология. № 2 (14). 2011. С. 139-147.

диссертационные исследования различных аспектов его социально-метафизической концепции1.

Заметную роль в популяризации идей Ф.А. Степуна сыграли работы В.Н. Кантора, усилиями которого интерес к творчеству философа приобрел европейский масштаб. В работах В.Н. Кантора отмечается значимость социально-философского и литературного наследия «русского европейца» в российско-германских культурных связях, раскрываются особенности его анализа «теологии революции»2. Следует отметить работы известного историка русской философии A.A. Ермичева, прежде всего, в аспекте рассмотрения идей социалистического христианства в трудах Ф.А. Степуна3. Заметным событием для исследователей творчества Ф.А. Степуна стал выход в 2012 году сборника статей, ставшего зримым воплощением стремления философа к укреплению культурных связей между Россией и Германией4.

Проведенное исследование степени разработанности темы позволило установить, что с различной степенью глубины и обстоятельности философскому анализу подвергались отдельные фрагменты интеллектуального творчества Ф.А; Степуна. Целостного историко-философского анализа его социально-философских воззрений не проводилось. Философ не оставил обобщающей работы, излагавшей его социально-философские взгляды как теоретическую целостность, но последовательное проведение историко-философского анализа позволяет реконструировать его социально-философскую концепцию, по возможности, в полном виде.

' Боброва И.А. Война как социальный феномен в русской религиозной философии начала XX века: дисс. ... канд. филос. наук. - Чита, 2007; Гергилов P.E. Социология Ф.А. Степуна: дисс. ... канд. филос. наук. - СПб., 1998; Кантемирова В.Н. Проект «духоверческой» культуры и христианской общественности в философии Ф.А. Степуна: дисс. ... канд. филос. наук.- Хабаровск, 2003; Квон К.Б. Романы Ф.А. Степуна: Философия. Поэтика: дисс____канд. филолог, наук. - СПб., 2003 и др.

2 См.: Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры: философско-исторический анализ. - М., 2001; он же. Артистическая эпоха и ее последствия (по страницам Федора Степуна) // Вопросы литературы. 1997. №2. Март-апрель С. 124-166; он же. «...Есть европейская держава» // Россия: трудный путь к цивилизации. Историософские очерки. - М., 1997. С. 416-467; он же. Метаморфозы артистизма. - М: РИК, 1997. С. 6-40; он же. Ф.А. Степун: русский философ в эпоху безумия разума // Степун Ф.А. Сочинения. - М.: РОССПЭН 2000; он же. Федор Степун: российская мысль в контексте европейских катаклизмов // Вопросы философии. 1999. №3. С. 112-136.

3 Ермичев A.A. Ф.А. Степун. Очерк жизни // Ф.А. Степун. Портреты. - СПб.: РХГИ 1999; Ермичев A.A. Федор Августович Степун: христианское видение России // Степун Ф.А. Чаемая Россия. - СПб.: РХГИ, 1999.

* Федор Августович Степун / под ред. В.К. Кантора // Философия России первой половины XX века,- М.: РОССПЭН, 2012.

Источниковой базой исследования стали работы Ф.А. Степуна, созданные им в различные годы жизни, а также труды философов, непосредственно повлиявших на формирование мировоззрения мыслителя: неокантианцев В. Виндельбанда и Г. Риккерта, феноменолога Э. Гуссерля, русских религиозных философов B.C. Соловьева, Г.П. Федотова; статьи и исследовательские работы, посвященные анализу различных социально-философских аспектов его творчества.

Объектом диссертационного исследования являются труды Ф.А. Степуна, созданные в разные периоды его жизни.

Предметом диссертационного исследования выступает историко-философский анализ социально-философских воззрений Ф.А. Степуна в их концептуальной целостности.

Цель и задачи исследования. Цель представленной работы состоит в проведении историко-философской реконструкции социально-философской концепции Ф.А. Степуна. Реализация поставленной цели осуществляется посредством решения следующих исследовательских задач:

выявить предпосылки, основные этапы и особенности эволюции социально-философских идей Ф.А. Степуна;

проанализировать категорию «переживание» как «исследовательский инструментарий» Ф.А. Степуна;

исследовать проблему «эволюционного» развития общества в социально-философской концепции Ф.А. Степуна;

рассмотреть содержание экстремальных социальных феноменов -войны, революции, идеократической идеологии как проявлений «социальных

болезней», по Ф.А. Степуну.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы и методы, обеспечивающие целостное видение социально-философской концепции Ф.А. Степуна. При работе с текстами активно применялись принципы историзма, единства исторического и логического, герменевтические методы. Метод «герменевтического круга» позволил проанализировать

9

социально-политические и идейно-теоретические предпосылки, оказавшие решающее воздействие на формирование социально-философских взглядов Ф.А. Степуна. Сравнительно-исторический анализ помог выделить основные периоды в эволюции его социально-философских воззрений. Анапитико-критический метод позволил определить социальную метафизику Ф.А. Степуна как относительно самостоятельную форму развития отечественной философской мысли XX века. Применение метода реконструкции способствовало рассмотрению воззрений философа как целостной социально-философской концепции. В работе активно использовался метод интеллектуальной биографии, проявившийся в соотнесении био1рафических факторов и периодов интеллектуальной деятельности Ф.А. Степуна с контекстом исторической эпохи.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка использованных источников. Во введении рассматривается актуальность и степень разработанности темы, формулируются объект, предмет, цели и задачи исследования, определяется новизна работы, излагаются положения, выносимые на защиту.

В первом разделе диссертационного исследования «Идейно-теоретические истоки и периодизация социально-философских воззрений Ф.А. Степуна» осуществляется историко-философская реконструкция основных периодов и творческой динамики теоретических взглядов философа. Исследуется степень влияния на его творчество западноевропейской, прежде всего, немецкой философской традиции, русской религиозной философии и теоретическая значимость критического осмысления марксизма. Отмечается его склонность к поиску метафизических синтезов. Все это позволяет обозначить границы интеллектуального пространства, а также временные рамки, в пределах которых происходила эволюция его социально-философских идей. Определяется хронология и содержание основных этапов эволюции социально-философских воззрений Ф.А. Степуна.

Во втором разделе диссертационного исследования «Ф.А. Степун о переживании как основе социального бытия, «методологической транскрипции» и аксиологических аспектов гносеологии» анализируются центральные категории его концепции — «переживание», «жизнь», «творчество». Ф.А. Степун стремился к рассмотрению переживания как онтологической модели жизнедеятельности социума. Решение этой задачи он начал с создания «исследовательского инструментария» как синтеза онтологии, методологии и аксиологических оснований гносеологии.

В третьем разделе «Антропологические, социологические и культурологические искания Ф.А. Степуна в контексте проблемы эволюционного развития социума» рассматривается учение о внекризисном функционировании общества в антропологическом, социологическом, культурологическом измерениях. Синтез антропологического (человек двойственен: дан как хаос и задан как идеал), социологического (коллективные формы переживания), культурологического (архитектоника новой культуры) аспектов наилучшим образом проявляется в ходе эволюционного развития общества.

В четвертом разделе «Социально-философское учение Ф.А. Степуна об экстремальных формах жизнедеятельности общества» анализируются основные «социальные болезни»: война, революция и идеократическая идеология, порождаемые упадком духовной культуры, девальвацией нравственных и религиозных ценностей. Перечисленные «социальные болезни» рассматривались как «социальный тупик», «прерыв эволюции», «насилование жизни», подчеркивалась их деструктивная роль в жизнедеятельности социума.

В заключении подведены итоги диссертационного исследования, сформулированы основные теоретические выводы и представлены результаты исследования, дано их обоснование.

II. НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБОСНОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ, ВЫНОСИМЫХ НА ЗАЩИТУ.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в реконструкции социально-философской концепции Ф.А. Степуна как целостного познавательно-ценностного учения, рассматривающего жизнедеятельность общества в эволюционном (нормальном) и экстремальном («социальные болезни») состояниях.

В более конкретном виде научная новизна исследования заключается в следующих теоретических положениях:

- определены объективные предпосылки, повлиявшие на формирование и эволюцию философского мировоззрения Ф.А. Степуна; выявлены основные этапы развития его социально-философских взглядов; охарактеризована многовекторность проблемного поля проводимого им исследования;

проанализировано содержание категории «переживание» как «исследовательского инструментария», представленного в творчестве Ф.А. Степуна в виде триады: онтологической модели, «методологической транскрипции» и социального познания;

- реконструировано содержание социально-философской концепции Ф.А. Степуна об эволюционном развитии общества в единстве философской антропологии, социальной философии и культурологии;

- исследовано содержание социально-философских представлений Ф.А. Степуна об экстремальных состояниях общества («социальных болезнях») — войне, социальной революции, идеократических идеологиях.

Основные положения, выносимые на защиту, и их обоснование.

1. Теоретическими основаниями, определившими социально-философские воззрения Ф.А. Степуна стали идеи немецкой философской традиции (немецкая классическая философия, немецкий романтизм, неокантианство, главным образом, баденская школа); метафизические взгляды представителей русской религиозной философии, а также критическое осмысление теоретических положений марксизма. Установлены этапы эволюции его социальной философии: довоенный (1902-1914 гг.), пореволюционный (1914-1922 гг.), эмигрантский (1922 -1965 гг.).

Философия Ф.А. Степуна была пронизана двойственностью его культурной идентичности, делавшей его посредником между русской и немецкой культурами. Он был убежден, что русская философия нуждается в теоретической немецкой школе (немецком романтизме, неокантианстве), играющей ту же роль, что и греческая философия в истории философской мысли. Значимым было влияние немецкого романтизма, особенно, Ф.

Шлегеля, пропагандировавшего идеи абсолютного идеализма, тяготеющего к религиозно-мистическому пониманию мира, исканию универсального синтеза искусства и действительности. Идеи неокантианства также рассматривались как возможность вырваться из хаоса социальной жизни через исследование системы ценностей, через веру в потенциал науки. Однако, если для В. Виндельбанда ценность - это априорные, трансцендентальные, общезначимые сущности, то для Ф.А. Степуна - «форма творческой самоорганизации человека», конструирование человеком собственного «Я».

Вторым философским основанием в формировании социальных воззрений мыслителя выступала русская религиозная философия. Ф.А. Степун полагал, что никакая действительность никогда не уловима в понятиях, что в лице Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, B.C. Соловьева и их последователей Россия шла впереди Европы. Защищенная им диссертация была посвящена исследованию метафизики B.C. Соловьева, учение которого о «богочеловечестве», «всеединстве» он сравнивал с бездной русской духовности, стремящейся к целостности. Ф.А. Степун определял славянофильство как синтез метафизической мысли с религиозным опытом русского народа, как «философию целостности и соборности».

Третьим теоретическим основанием в развитии социально-философских взглядов Ф.А. Степуна стала его непрекращающаяся полемика с марксизмом, а затем с теорией и практикой большевизма.

В эволюции социально-философских воззрений Ф.А. Степуна можно выделить основные этапы: довоенный (1902-1914 гг.) - от изучения философии в Гейдельбергском университете до начала Первой мировой войны;

13

пореволюционный (1914-1922 гг.) - до высылки из Советской России; эмигрантский (1922-1965 гг.). Довоенный этап характеризовался поиском мыслителем своего места в разнонаправленной панораме философских школ и направлений; идейной эволюцией от утверждения несовместимости западной и русской религиозной метафизик к признанию необходимости их синтеза; стремлением к обладанию живым, конкретным знанием, основанным на личностном переживании; разработкой аксиологических построений. Пореволюционный (военно-революционный) этап сопровождался философским анализом экстремальных глобальных социальных явлений (войны, революции, идеологии идеократии); обращением к «реализму действительной жизни»; исследованием творчества как основной черты человека и т.д. Эмигрантский этап был направлен на осмысление духовного опыта русского народа, пропаганду в Германии идей русской культуры и философии («философская дипломатия»); осознание того, что Первая мировая война, крушение Российской империи лишь начало грядущих глобальных социальных катаклизмов. Исходными идеями своей социальной метафизики Ф.А. Степун считал религиозность («умозрение Абсолюта»); конкретность, целостность, синтетичность, способность философски понять «живой опыт»; исследование важнейших «полюсов» социального бытия - жизни и творчества; поиск энергии, приводящей в движение и взаимодействие элементы социального мира.

2. Переживание в творчестве Ф.А. Степуна является центральной категорией, характеризующей энергийные основания социального бытия. Философ разработал «исследовательский инструментарий», позволявший изучать переживание трояко: как онтологическую модель социума, состоящую из полюсов (жизнь и творчество) и уровней (мистического, психического, понятийно-научного), «методологическую транскрипцию» и аксиологические основания гносеологии.

Переживание воспринималось Ф.А. Степуном как трансцендентальная основа бытия, энергийность «наличного сознания», обеспечивающая

14

существование жизни и творчества. Он исследовал переживание в онтологическом контексте, отмечая его всеобщность, многообразие, примат над понятием, стремление к целостности. С точки зрения онтологии, переживание обладает внутренним ритмом и может быть как бесконечным повышением (от мира книг до космоса), так и, понижением; внутренней круговой структурой (имеет начало, конец, центральную часть переживания); внешней структурой, состоящей из двух противоположенных полюсов - жизни и творчества. Жизнь рассматривалась как целостность, не делимая на субъект и объект, во многом мистическая и иррациональная («положительное всеединство»). Творчество характеризовалось разделением на субъект и объект, раздробленностью на множество частей, наделенностью «монадологической структурой». Движение к полюсу жизни ведет переживание к усилению мистического начала, устремленность к полюсу творчества раскалывает переживание на многие части, рождает творческое многоцветье материального и духовного.

Философ определял переживание и как «методологическую транскрипцию», способную обеспечить органический синтез различных философско-методологических линий. «Методологическая транскрипция» переживания позволяла любой момент творчества представить как субъект-объектные отношения и превратить их в центральное понятие философского миропонимания. Главный методологический вывод философа - человеку нужна не «точка зрения», а «глаза» - «сочувственное видение», объемлющее мир в целостности («Ничего так не мешает видеть, как точка зрения»).

Ф.А. . Степун рассматривал переживание и в контексте социального познания. Особое внимание он уделял проблеме познавательно-ценностного переживания истины («последние вопросы»), определив обстоятельства, существенно влияющие на переживание социальной истины: изменения ценностных параметров общественного сознания (истина «дитя эпохи»); отказ от классической концепции истины, пригодной для естественнонаучного знания, но не учитывающей неповторимость социальных и индивидуальных параметров (процессов).

Ф.А. Степун полагал, что социальную истину познает не абстрактный субъект, а живой человек (личность); ценность и истинность присущи любому социальному объекту; социальная истина аксиологична, используется как «бойцовское оружие» для борьбы за власть; любая социальная истина относительна, хотя ей постоянно приписывают абсолютность; социальная истина не только знания, но и «атмосфера», которой дышит общество.

3. Эволюционное развитие общества Ф.А. Степун анализировал в контексте философской антропологии (соотношение персонализма и индивидуализма; переживание как антропологическая основа развития; типы человеческой души; антропологическая матрица «новоградскдго человека»); социальной философии (учение о ценностно-ориентированной социологии; идеи религиозного социализма) и культурологии («лицо», «стиль» и «дух» русской культуры; культура и ценности).

Философский анализ исходных категорий «жизнь», «творчество», «переживание» позволили Ф.А. Степуну разработать учение об эволюционном функционировании общества в антропологическом, социологическом, культурологическом измерениях.

Суть его философско-антропологических исканий заключается в понимании того, что нарастание социальных катаклизмов есть следствие глубинного антропологического кризиса. Не отрицая значения «хлеба насущного», важности экономических, политических, различных социальных процессов, Ф.А. Степун утверждал, что определяющая роль принадлежит личности, содержанию человеческих переживаний и творчества. Личность как религиозно-духовная субстанция творится Богом, служит орудием в воплощении его замыслов, но, обладая относительной свободой, она способна утрачивать исходные религиозные и нравственные начала. Философско-антропологические взгляды мыслителя не только развивались в рамках характерного для отечественной метафизики персонализма, но и являлись творческим развитием идей этого учения.

Содержание его антропологического учения было связано с исследованием проблем: о соотношении персонализма и индивидуализма; переживание как антропологическая основа; движущие силы и типы человеческой души; о формировании нового человека будущей России («новоградский человек»). Персонализм утверждал личность человека, индивидуализм - только индивидуальность, под которой понимались любые особи, включая животных и растения. Личность выше по организации и богаче по содержанию, чем индивид (особь), так как всегда есть «индивидуальность, раскрытая в другую индивидуальность», ориентированная на сверхличное бытие. Личность, утверждал философ, первична, общество вторично. Личности объединяются в подлинные общности (община, соборная личность), объединение индивидов ведет к созданию коллективов. Подлинная история человечества свершается не на социологической поверхности жизни, где господствуют индивиды и коллективы, а под нею, где царствуют личности и общины. Персонализм был стержнем, придающим целостность его метафизической концепции. Переживания рассматривались Ф.А. Степуном как антропологическая основа взаимодействия человека с жизнью посредством творчества. Доступная человеку часть переживаний воспринимается как объективированное (сознание переживания) и субъективированное (собственно переживание), содержание которого составляют различные формы творческой самоорганизации человека (семья, нация и т.д.). Это уровень не только отдельного «Я» (личность), но и отношений между личностями, которые философ называл судьбой. Личность заполняется мировым содержанием, а безличное содержание мира приобретает черты «Я» субъекта. Движущей силой человеческой души является раздвоенность его бытия и сознания. Человек как творение божие несет в себе всю полноту возможностей («многодушие»), которые ему в жизни никогда не осилить. Реализованные возможности обозначались термином «единодушие». Из соотношения «единодушия» и «многодушия» формировались типы души: мещанская (увязает в житейской реальности), мистическая (стремится к идеальному), артистическая (образует единство образа и жизни).

17

Человек будущей России («новоградский человек»), в представлении Ф.А. Степуна, должен быть . христианином, практически осуществляющим связь между христианством и современностью; личностью целостной, творческой, свободной; демократом в подлинном смысле слова, а не демократом-мещанином, выступающим за демократические ценности до тех пор, пока они не противоречат его собственным интересам.

Эволюционное развитие общества Ф.А. Степун рассматривал в рамках ценностно-ориентированной социологии (социологии нового типа), а также представлений о религиозном социализме. Ценностно-ориентированная, социология противостояла скомпрометировавшим себя утопическим сценариям развития общества, была направлена на исследование «законов духа», сопряжённых с переживаниями людей. Речь шла о реализации ценностей теоретико-познавательного (создание солидного объективного научного базиса, исследование источниковой базы и т.д.), этического (преодоление «эгоцентрического себялюбия», открытость даже для чужой и враждебной сущности), эстетического (гармонизация сферы социологического исследования) порядков. Ф.А. Степун развивал идеи религиозного социализма, полагая, что христианство должно способствовать осуществлению социализма. Идейными истоками религиозного социализма выступали марксизм, достаточно вольно интерпретируемый, и религиозность, характеризующаяся внеконфессиональным характером и отрицанием главенствующего значения одного из вероисповеданий.

Суть культурологического подхода Ф.А. Степуна (философия культуры) состо5ша в исследовании им степени влияния духовных ценностей на личность и общество, выявлении «лица» (метафизика пространства), «стиля» (феноменология народа) и «духа» (христианство) русской культуры.

«Лицо» культуры, по мнению философа, определяется ландшафтом. Между «духовным обликом культуры» и ландшафтом существует онтологическая связь, придающая своеобразие национальным чертам характера. Огромные пространства России, неверие в возможность их освоения,

18

неурожайные почвы, вечная мерзлота, обилие болот и т.д. способствовали удивительной легкости отказа русского человека от «всякой культурной и цивилизационной оформленности», предпочтение им подлинного духа святости и веры. «Стиль» культуры формировался историей страны. Создаваемая многими веками российская цивилизация в области культуры представляла почти не связанные между собой дворянскую (западную, воспринимаемую крестьянством как чужая, иностранная) и «народную» («мужицкую») среды. Русская культура не играла объединяющей роли, что стало одной из причин крушения Российской империи. «Дух» культуры формировали религия и религиозные настроения, присущие народу. Настоящим воспитателем русского народа была церковь как «духовный организм».

4. Анализ экстремальных форм развития общества или «социальных болезней» позволил Ф.А. Степуну выделить наиболее значительные из них -войну («социальный тупик»), социальную революцию («прерыв эволюции», «разрыв национального сознания») и идеократические идеологии («насилование народной жизни» посредством господствующих идей и идеологий). Им были определены духовно-религиозные пути их преодоления.

Исследование экстремальных форм функционирования общества было несомненной научной заслугой Ф.А. Степуна. Проведенный им социально-философский анализ выявил наличие только одного эффективного способа «врачевания» социальных заболеваний — «возвращения к религиозным истокам». Дух религиозности, по мнению философа, есть дух целостности, соборности, любви, ведущих к творческому обновлению сложившихся форм социальной жизни и построению «духоверческого свободолюбивого социализма». Это путь преодоления «метафизической инфляции» и возврата к эволюционному развитию России.

Ф.А. Степун рассматривал войну как «социальный тупик», признавая важность для понимания сущности войны таких признаков как вооруженное насилие и ярко выраженный политический характер. Основной упор он делал на исследовании духовных причин войны. Война зависит от экономических,

19

политических, социальных причин, но первопричины ее были, по мнению философа, связаны с духовными (нравственными, религиозными) основаниями. Свою позицию он аргументировал так: война не только вооруженное противостояние, но не в меньшей степени противостояние духа; война немыслима вне признания надличностных целей и наджизненных национальных ценностей; война имеет смысл, если соответствует христианским заветам «великого преображения мира» и т.д. Ф.А. Степун формулирует этический императив: для христианина насилие над другими всегда грех (рана совести), выстрел в самого себя. Насилие допустимо только в крайнем случае, но это все равно грех. Техногенная цивилизация XX века, считал он, совершенствующая технические средства вооруженного насилия (применение газов, танки, аэропланы, пулеметы и т.д.) в сочетании с атеистическим мировоззрением снимают последние нравственные и религиозные ограничения с войны («отныне ей все позволено и ничего не свято»).

Социально-философский анализ революции позволил Ф.А. Степуну определить смысл «революционного безумия», когда «сходит с ума сам разум». Основная причина («корень») революции - это распад единства национального сознания, обусловленный возрастанием лжи в обществе. В противовес марксистско-ленинской концепции социальной революции он разработал концепцию «религиозного смысла» революции. Исходил из того, что в России начала XX века не было пролетариата в строго марксистском понимании, а революцию совершили силы, действующие от его имени. Главной революционной силой был не пролетариат, а революционная масса, пропитанная особым духом нетерпения, отчаяния, преступления, утопизма и фанатизма. Людей на революцию толкает «жажда правды, справедливости и свободы». Кто ответственен за революцию? По мнению философа, в ответе все, кто осознанно способствовал нарастанию «духа разрушения»: «Вина на разных слоях и на разных людях предреволюционной эпохи разная, но ответственность

у всех одна»1. Он считал, что именно отказ русского народа от христианских ценностей и вверг страну в хаос революции. '

В «структуре революционного духа» Ф.А. Степун выделял три слоя: «биологическую революцию», главная роль в которой принадлежит молодежи, жаждущей свершений, верящей в светлое будущее; «криминальную революцию», т.е. преступные элементы (уголовные и политические), наиболее подготовленные к насилию и разрушению; «фантастическую и оборотническую», творимую демоническими силами, людьми особой «метафизической печали и тяжести на сердце», стремящимися решить в кризисную эпоху свои карьерные задачи. Эти слои взаимосвязаны и замыкаются на вожде, который организует революционную массу, придает ей уверенность в победе. Сущность революции Ф.А. Степун видел в «прерыве» эволюции («разрыв национального сознания», «оголение бытия, взрыв всех смыслов жизни») сначала в сознании революционеров, а затем и в бытии народа. Преодолеть раскол национального сознания можно только высшим религиозным смыслом, возвышающимся над партийными интересами.

Социально-философский анализ идеократической идеологии позволил Ф.А. Степуну показать ее дестабилизирующую роль в развитии общества, рассмотреть взаимодействие идеологии («всякая теория, всякое построение теоретического сознания») и идеи («сущностной первоосновы»). Все революционные идеологии с годами перерождаются в идеологии реакционные. Реакционные идеологии отстаивают мертвые идеи и превращаются в «бумажные» идеологии. Революция и есть результат деятельности «бумажных» идеологий («лжеидеологий»). Ф.А. Степун называл этот процесс «круговоротом» идеологий.

Идеократическим идеологиям присущи особенности технологические (идейный догматизм, социальное нетерпение в теории и практике, непримиримость к инакомыслию и т.д.) и содержательные (стремление к

1 Степун Ф.А. Религиозный смысл революции // Степун Ф.А. Жизнь и творчество. Избранные сочинения. - М.: Астрель, 2009. С. 498.

неограниченному этатизму и ограничение свободы человека; обоснование необходимости замены демократии диктатурой; враждебность христианству). Ф.А. Степун считал идеократическими идеологиями большевистскую, евразийскую, фашистскую, как выстроенных на «насиловании народной жизни» посредством институционно закрепленных идей и идеологий.

III. НАУЧНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И АПРОБАЦИЯ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что она обращена к малоисследованной области истории русской философии конца XIX - начала XX веков и призвана восполнить существующий теоретический пробел. Полученные результаты и основные выводы позволяют понять оригинальность и целостность разработанной Ф.А. Степуном социально-философской концепции, увидеть сложную идейно-теоретическую и духовную динамику эволюции его взглядов. Выводы и результаты работы позволяют уточнить место и роль философского наследия Ф.А. Степуна в отечественной философии, развивают и дополняют ряд разделов истории философии, социальной философии, гносеологии, онтологии и аксиологии.

Результаты исследования могут быть использованы в процессе преподавания философии, истории философии, социальной философии.

Апробация результатов исследования. Результаты данного историко-философского исследования представлялись для обсуждения на международных научных конференциях: V Всероссийская конференция «Булгаковские чтения» с международным участием. - Орел, 2011 г.; XIV

Всероссийская научно-практическая конференция Гуманитарного университета. - Екатеринбург, 2011 г.; XXI Международная научно-практическая конференция Академии гражданской защиты МЧС РФ. - Химки, 2011 г.; на научных конференциях в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. - Москва, 2012 г., 2013 г. По теме диссертационного исследования были сделаны доклады на заседаниях кафедры истории и философии образования и науки Академии

22

повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. - Москва, 2010 г. - 2013 г.

Основное содержание и выводы диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

I. Статьи в ведущих научных журналах, рекомендованных ВАК:

1. Гуляев П.С. О социально-философских воззрениях Ф.А. Степуна // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». - 2011. - № 1. - М.: Изд-во МГОУ. С. 64-69.

2. Гуляев П.С. Социальный философ Ф.А. Степун и его «методологическая транскрипция» // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». - 2011. - №2. -М.: Изд-во МГОУ. С. 90-95.

3. Гуляев П.С. Ф.А. Степун о революции как «болезни прерыва эволюции» // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». - 2012. - № 3. - М.: Изд-во МГОУ. С. 76-82.

II Статьи, опубликованные в других научных журналах:

4. Гуляев П.С. Ф.А. Степун о ценностных аспектах истины в социально -философском познании // Гуманитарный вестник ВТУ. Научный журнал. -Балашиха, №1 (16). 2011. С. 28-33.

5. Гуляев П.С. Личность и метафизические идеи С.Н. Булгакова в контексте философских исканий Ф.А. Степуна // Булгаковские чтения: Сборник научных статей по материалам V Всероссийской научной конференции с международным участием. - Орел: АПЛИТ, 2011. С. 14-18.

6. Гуляев П.С. Революция как распад единства национального значения // Материалы XIV Всероссийской научно-практическая конференция Гуманитарного университета. Том первый. - Екатеринбург, 2011. С. 296-299.

7. Гуляев П.С. Анти-евразийские взгляды Ф.А. Степуна // Академия гражданской защиты МЧС России. Материалы XXI Международной научно-практической конференции. - Химки, 2011. С. 10-12.

8. Гуляев ПС. Ф.А. Степун и евразийство: аргументы pro и contro И Гуманитарный вестник ВТУ. Научный журнал. - Балашиха, №2(17). 2011. С. 51-55.

9. Гуляев П.С. К вопросу о социально - философской методологии Ф.А. Степуна // Сборник научных статей «Все, все мое, что есть и прежде было». -М.: АПК и ППРО, 2012. С. 152-156.

10. Гуляев П.С. Ф.А. Степун о войне как о трагедии общества // Материалы XV междисциплинарной научно - практической конференции аспирантов и соискателей. Философия современного образования и научная педагогическая мысль: от исследования к практике. - М.: АПК и ППРО, 2012. С. 112-116.

Общий объем публикаций по теме более 3.0 п. л.

Подписано в печать: 15.10.2013 г. Бумага офсетная. Гарнитура «Times New Roman». Печать офсетная. Формат бумаги 60/84 (/16. Усл. п.л.1,5.

_ Тираж 100 экз. Заказ № 124._

Изготовлено с готового оригинал-макета в ИИУ МГОУ. 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10-а.

 

Текст диссертации на тему "Социально-философские воззрения Ф.А. Степуна"

АКАДЕМИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

04201353795

На правах рукописи

ГУЛЯЕВ ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ

Социально-философские воззрения Ф.А. Степуна: историко-философский анализ.

Специальность 09.00.03. - история философии

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Семаева Ирина Ивановна

Москва 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение......................................................................................3

РАЗДЕЛ I. Идейно-теоретические истоки и периодизация социально-философских воззрений Ф.А. Степуна.............................................15

Раздел II. Ф.А. Степун о переживании как основе социального бытия, «методологической транскрипции» и аксиологических аспектов гносеологии................................................................................43

РАЗДЕЛ III. Антропологические, социологические и культурологические искания Ф.А. Степуна в контексте проблемы эволюционного развития социума.....................................................................................70

Раздел IV. Социально-философское учение Ф.А. Степуна об экстремальных формах жизнедеятельности общества................................................109

Заключение...............................................................................150

Список использованной литературы................................................159

Введение

Творчество Федора Августовича Степуна (1884-1965 гг.) относится к завершающей части одного из наиболее значительных периодов в истории отечественной культуры, получившего название «серебряного века», но ставшего «золотым веком» русской религиозной философии. Его интеллектуальное наследие впитало не только современные для того времени достижения философской мысли (неокантианство, феноменология), но и дух «эпохи русского философского ренессанса», обращенного к переживанию светских и религиозных ценностей в обновленном духовном синтезе. Наибольший исследовательский интерес представляют социально-философские воззрения Ф.А. Степуна, однако, как целостная концепция они не исследовались, в то же время оригинальность поставленных им проблем имеет значение для развития историко-философского знания.

Актуальность темы исследования обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, значимостью интеллектуального вклада Ф.А. Степуна в развитие отечественной и мировой философской мысли конца XIX - начала XX веков. Современники называли его «русским европейцем», посредником русско-немецкого культурного диалога, хранителем духа и метафизических традиций этих народов. Созданная им социально-философская концепция была в достаточной степени проработана, включала онтологические, социологические и культурологические аспекты. Философ исследовал жизнедеятельность общества в нормальном («эволюционном») и экстремальном («социальные болезни») состояниях, что не утратило своей значимости и в наши дни, в условиях поиска стратегий культурного обновления социальной реальности. Историко-философское осмысление интеллектуального наследия Ф.А. Степуна позволяет точнее представить его место в многоцветье отечественной философии, а также определить степень влияния на нее западноевропейской социально-философской мысли.

Во-вторых, необходимостью осмысления мировоззренческих

ориентиров, посредством которых Ф.А. Степун стремился, если не

3

достигнуть социального консенсуса, то хотя бы смягчить накал происходящих и грядущих социальных катаклизмов. Нарастающая схожесть исторических параллелей и социальных аналогий «порубежья» той и нашей эпох позволяют рассматривать предлагаемые философом мировоззренческие ориентиры как своеобразную антикризисную программу действий. Суть переживаемой эпохи философ определял как «метафизическую инфляцию мировой жизни»1, состояние, в котором борющиеся стороны утратили духовно-опытную связь с исходными идеями (первоосновами). Его взгляды были направлены на поиск исходных ценностей жизни, творчества, приобщения личности и общества к истине, добру, красоте, свободе, постоянной духовной работе над собой. Искажение и утрата мировоззренческих ориентиров, по мнению философа, неизбежно вели к коррозии духовного мира человека, народов, порождали забвение нравственных и религиозных первооснов подлинного бытия.

В-третьих, изучение социально-философских воззрений Ф.А. Степуна способствует уточнению гносеологических положений в понимании природы социального познания, определению познавательных регулятивов, применяемых как в обычных, так и экстремальных формах социального бытия. Философское наследие Ф.А. Степуна является своеобразным интегратором гуманитарного знания, успешно соединяя философское и художественное творчество (он являлся автором ряда романов), научную рациональность с художественной образностью. Его творчество было направлено на признание специфики социально-гуманитарного знания, обращено против любых форм проявления «социальной физики». Представления о ценностях как системе отношений стали сердцевиной социально-философских воззрений философа. Высказанные Ф.А. Степуном мысли о социальном познании, социальной истине, соотношении познавательного и ценностного стали фундаментальным основанием его представлений о персонализме, философии диалогизма, религиозном

социализме «новоградского человека». Многие идеи обрели самостоятельное звучание и получили дальнейшее развитие в современных условиях. Так несомненный интерес представляет его критика либерализма и мещанской демократии, выступающей за демократические ценности лишь до тех пор, пока они не противоречат ее собственным интересам.

В-четвертых, социально-философские воззрения Ф.А. Степуна, обращенные к осмыслению ситуации человека в изменяющемся и эволюционно, и революционно мире, служат основой для преодоления укоренившихся в массовом сознании стереотипов технократического мышления — виртуализации, стандартизации и формализации ценностных ориентиров. Взгляды философа являлись своеобразным манифестом «гуманитарного ренессанса» по преодолению сциентистских и иных упрощенных представлений о предназначении человека, его месте и роли в жизнедеятельности современного общества. Философия Ф.А. Степуна содержала призыв о необходимости переосмыслить сложившуюся систему социально-философских ценностей в соответствии с изменившимися общественными реалиями при сохранении приоритета нравственных основ жизни.

Степень разработанности темы исследования. Следует отметить, что еще в доэмигрантский период до 1922 года публикации Ф.А. Степуна вызывали интерес у творческой интеллигенции. Так в 1912 году на страницах журнала «Труды и дни» состоялся публичный диалог А. Белого и Ф.А. Степуна, с разных позиций рассматривавших проблемы соотношения творчества, искусства и жизни1. Эта тема затем была продолжена Ф.А. Степуном, однако, война, революция не способствовали широкому обсуждению позиции автора, и лишь позднее, когда в Берлине в 1923 году из многочисленных статей появилась значительная философская работа «Жизнь и творчество», его взгляды по данному вопросу стали предметом

исследовательского интереса'. Подобная судьба ожидала и другое произведение Ф.А. Степуна - «Из писем прапорщика-артиллериста» (под псевдонимом Н. Лугин) 1917 г .

В эмигрантской среде наиболее обсуждаемыми оказались мысли Ф.А. Степуна о русской духовности, историко-культурной идентичности и

о

геополитическом положении России , размышления о смысле и «правде» русской революции4.

Об эволюции социально-философских воззрений Ф.А. Степуна от неокантианства к историософии и «религиозному мышлению, несомненно, русского характера» писал A.B. Штаммлер. Он также подчеркнул экзистенциальный характер творчества Ф.А. Степуна, заметив, что его книги есть фрагменты великой «жизненной исповеди»5. К числу таких произведений, соединивших философские рассуждения и глубокий психологизм, следует отнести философский роман в письмах «Николай Переслегин», широко обсуждавшийся в среде русской эмиграции6.

Современники Ф.А. Степуна, наряду с анализом его социальных воззрений отмечали его своеобразный авторский стиль, образность, художественность формы, в которую он облекал научные идеи. Интересна характеристика «сверххудожественного» языка Ф.А. Степуна, сделанная З.Н. Гиппиус: «Таковы писания Степуна: сквозь них надо пролезть, как сквозь отчаянно-запущенный, болотистый лес, а это не всякому под силу» 1.

1 См.: Чижевский Д.И. Ф. Степун: Жизнь и творчество // Современные записки. 1926. № 28. С. 496-499; Зандер Л.А. О Ф.А. Степуне и о некоторых его книгах // Мосты: альманах. - Мюнхен, 1963. № 10. С. 318-340.

2 См.: Зайцев Б.К. Рец. Ф. Степун. Из писем прапорщика-артиллериста // Перезвоны. - Рига, 1926. № 14. С. 414; Эфрон С.Я. Из писем прапорщика-артиллериста // Своими путями. 1925. № 10-11; Чижевский Д.И. Рец. Ф. Степун. Из писем прапорщика-артиллериста. - Прага, 1926 // Современные записки. - Париж, 1928. №34. С. 511-514.

3 Авксентьев Н.Д. В интересах ясности // Современные записки. 1926. №28. С. 393-397.

4 Вишняк М.В. О «переосмысливании» Ф.А. Степуна // Современные записки. 1929. № 40. С. 461-471; Федотов Г.П. Fedor Stepun. Das Antlitz Russlands und das Gesicht der Revolution. Bern / Leipzig. Gotthelf -Verlag. 1934 // Новый Град. - Париж, 1934. №9. С. 94-95.

5 Штаммлер A.B. Ф.А. Степун // Русская религиозно-философская мысль XX века. - Питтсбург, 1975. С. 323, 330.

6 См.: Адамович Г. Николай Переслегин // Последние новости,- Париж, 1929. 29 авг. №3081. С. 3.

7 Гиппиус З.Н. Арифметика любви. Неизвестная проза 1931-1939 годов.- Спб.: Изд-во Росток, 2003. С. 276.

Стиль его философских произведений определялся как «социально-лиричный» по преимуществу1.

Антикоммунистическая и религиозно-идеалистическая направленность творчества Ф.А. Степуна в эмигрантский период определили судьбу его произведений в советской России. Длительное время по идеологическим соображениям имя и труды мыслителя были под запретом. Лишь в конце 80-х - начале 90-х годов XX века, в постсоветский период обозначился интерес к интеллектуальному наследию философа: начали печататься его художественные, публицистические, биографические произведения, а его социальная метафизика стала приобретать всевозрастающую популярность.

Современные исследования социальных воззрений Ф.А. Степуна можно разделить на несколько групп. Первая, наиболее значительная группа представлена обзорными публикациями о его творчестве в целом, в значительной степени выдержанными в стиле интеллектуальной биографии . Вторую группу составляют тематические работы, анализирующие различные аспекты его социальной метафизики: аксиологические основания социологии3; социально-антропологические взгляды4; рассмотрение природы войны и опасностей техногенной цивилизации5; осмысление феномена массы в контексте исторического и личного опыта6. К этой группе можно отнести сравнительный анализ взглядов Ф.А. Степуна со взглядами других

1 Архиепископ Иоанн С.Ф. (Сан-Францисский). Русский звездопад. (Памяти Федора Степуна) // Русская мысль. 8 апреля 1965. С.4.

2 См.: обзорные статьи о Ф.А. Степуне: Гергель P.E. Ученый-гуманист // Ф.А. Степун. Бывшее и несбывшееся: Мемуары. - СПб., 2000; Борисов В.М. Ф.А. Степун (1884-1965) // Новый мир. 1991. №6. С.201-204; Малахов В. Степун (Степпун) Федор Августович // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. - М., 1995. С. 490-492; Соболев A.B. Биографическая справка // Опыт русского либерализма: Антология,- M., 1997. С. 380-385; Хоружий С.С. Степун Федор Августович // Философская энциклопедия, в 5 тт. - М., 1970. Т.5. С. 133-134; Филонова Л.Г. Федор Августович Степун // Русские философы (конец XIX - середина XX века): Антология. Вып. 2.- М.: Книжная палата. 1994. С. 126-140; Мелих Ю.Б. Лик и лицо Ф.А. Степуна. - М., 2009.

3 Гергель P.E. Ценностно-ориентированная социология Ф.А. Степуна // Социологический журнал. 1995. №4. С. 101-102.

4 Кекова C.B. Крушение миражей. Философская антропология Федора Степуна // Сибирские огни. 2008. №6. С. 151-154.

5 Гаман Л.А. Русская религиозно-философская мысль о войне: взгляд Ф.А. Степуна // Вестник Томского

государственного педагогического университета, 2010. № 9. С. 92-94; Вознюк H.A. Антиномия войны в историко-философском наследии Ф.А. Степуна // Мысль: Философское наследие.- Мурманск, 2010. Вып.1. С. 80-92.

представителей русской философской мысли1. Третью группу составляют

диссертационные исследования различных аспектов его социально-метафизической концепции2.

Заметную роль в популяризации идей Ф.А. Степуна сыграли работы В.Н. Кантора, усилиями которого интерес к творчеству философа приобрел европейский масштаб. В работах В.Н. Кантора отмечается значимость социально-философского и литературного наследия «русского европейца» в российско-германских культурных связях, раскрываются особенности его анализа «теологии революции»3. Следует отметить работы известного историка русской философии A.A. Ермичева, прежде всего, в аспекте рассмотрения идей социалистического христианства в трудах Ф.А. Степуна4. Заметным событием для исследователей творчества Ф.А. Степуна стал выход в 2012 году сборника статей, ставшего зримым воплощением стремления философа к укреплению культурных связей между Россией и Германией5.

Проведенное исследование степени разработанности темы позволило установить, что с различной степенью глубины и обстоятельности философскому анализу подвергались отдельные фрагменты интеллектуального творчества Ф.А. Степуна. Целостного историко-философского анализа его социально-философских воззрений не проводилось. Философ не оставил обобщающей работы, излагавшей его

1 Елькин A.B. Философия культуры Ф.А. Степуна и Г.П. Федотова. Новоградство. - Киров, 2008; Мазаева О.Г. Проблема соотношения жизни и творчества как введение в тему о доминантных началах словесного творчества А. Белого и Ф.А. Степуна // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. №2 (14). 2011. С. 139-147.

2 Боброва И.А. Война как социальный феномен в русской религиозной философии начала XX века: дисс. ... канд. филос. наук. - Чита, 2007; Гергилов P.E. Социология Ф.А. Степуна: дисс. ... канд. филос. наук. - СПб., 1998; Кантемирова В.Н. Проект «духоверческой» культуры и христианской общественности в философии Ф.А. Степуна: дисс. ... канд. филос. наук,- Хабаровск, 2003; Квон К.Б. Романы Ф.А. Степуна: Философия. Поэтика: дисс. ... канд. филолог, наук. - СПб., 2003 и др.

3 См.: Кантор B.K. Русский европеец как явление культуры: философско-исторический анализ. - М., 2001; он же. Артистическая эпоха и ее последствия (по страницам Федора Степуна) // Вопросы литературы. 1997. №2. Март-апрель С. 124-166; он же. «...Есть европейская держава» // Россия: трудный путь к цивилизации. Историософские очерки. - М., 1997. С. 416-467; он же. Метаморфозы артистизма. - М: РИК, 1997. С. 6-40; он же. Ф.А. Степун: русский философ в эпоху безумия разума // Степун Ф.А. Сочинения. - М.: РОССПЭН 2000; он же. Федор Степун: российская мысль в контексте европейских катаклизмов // Вопросы философии. 1999. №3. С. 112-136.

4 Ермичев A.A. Ф.А. Степун. Очерк жизни // Ф.А. Степун. Портреты. - СПб.: РХГИ 1999; Ермичев A.A. Федор Августович Степун: христианское видение России // Степун Ф.А. Чаемая Россия. - СПб.: РХГИ, 1999.

5 Федор Августович Степун / под ред. В.К. Кантора // Философия России первой половины XX века.- М.: РОССПЭН, 2012.

социально-философские взгляды как теоретическую целостность, но последовательное проведение историко-философского анализа позволяет реконструировать его социально-философскую концепцию, по возможности, в полном виде.

Источниковой базой исследования стали работы Ф.А. Степуна, созданные им в различные годы жизни, а также труды философов, непосредственно повлиявших на формирование мировоззрения мыслителя: неокантианцев В. Виндельбанда и Г. Риккерта, феноменолога Э. Гуссерля, русских религиозных философов B.C. Соловьева, Г.П. Федотова; статьи и исследовательские работы, посвященные анализу различных социально-философских аспектов его творчества.

Объектом диссертационного исследования являются труды Ф.А. Степуна, созданные в разные периоды его жизни.

Предметом диссертационного исследования выступает историко-философский анализ социально-философских воззрений Ф.А. Степуна в их концептуальной целостности.

Цель и задачи исследования. Цель представленной работы состоит в проведении историко-философской реконструкции социально-философской концепции Ф.А. Степуна. Реализация поставленной цели осуществляется посредством решения следующих исследовательских задач:

выявить предпосылки, основные этапы и особенности эволюции социально-философских идей Ф.А. Степуна;

- проанализировать категорию «переживание» как «исследовательский инструментарий» Ф.А. Степуна;

исследовать проблему «эволюционного» развития общества в социально-философской концепции Ф.А. Степуна;

рассмотреть содержание экстремальных социальных феноменов -войны, революции, идеократической идеологии как проявлений «социальных болезней», по Ф.А. Степуну.

Теоретико-методологическую основу �