автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социально-философский анализ эзотеризма

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Панычик, Александр Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социально-философский анализ эзотеризма'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Панычик, Александр Владимирович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ЭЗОТЕРИЗМ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ.

1Л. Понятие «эзотеризм» в культуре.

1.2. Социальные аспекты феномена эзотеризма.

1.3. Основные принципы и задачи социально-философского исследования эзотеризма.

Глава II. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ

ЭЗОТЕРИЗМА.

2.1. Философско-научная интерпретация эзотеризма.

2.2. Религиозно-критическое объяснение эзотеризма.

2.3. Традиционалистское понимание эзотеризма.

2.4. Оккультистское понимание эзотеризма.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Панычик, Александр Владимирович

Актуальность темы исследования. В конце 80-х - начале 90-х гг. в России отмечается взрыв массового интереса к эзотеризму (высокий спрос на эзотерическую и оккультную литературу, рост рынка услуг оккультистов и астрологов, возникновение и развитие астрологического, эзотерического и оккультного образования и т.п.). Можно отметить и рост влияния эзотеризма на науку (творчество психолога Юнга К.-Г., психотерапевта Грофа С., физиков Бома Д. и Кипина У., философа и психолога Тарнаса Р. и др.), экономику, политику, образование (вальдорфская школа педагогиу ки, "Агни-Иога" Рерихов, учебники секты "Юнивер", дианетика и др.).

В общественном сознании и научной среде пробивает дорогу идея о необходимости налаживания диалога с вненаучными формами культуры, направленного на ликвидацию духовного дисбаланса, вызванного экспансией сциентизма. В то же время значительная часть ученых склонна воспринимать складывающуюся ситуацию и как некий исторический вызов науке со стороны эзотеризма .

Между тем все более очевидным становится факт наличия скрытого, оккультного влияния на общественные процессы. Выясняется, что за многими идеологическими и социокультурными феноменами современной цивилизации стоят тайные организации, а многие известные революционеры являлись масонами или мистиками (Бланки О., Леви Элифас, Леру П., Троцкий Л.Д., Фабр д'Оливе, Фурье Ш. и др.). Современные российские оккультисты не скрывают, что за эзотерическими учениями Блаватской, Рерихов, Алисы Бейли «стоит определенная программа действия»1. Не случайно историк права и политических учений Исаев И.А. пришел к выводу о том, что существует мощное, хотя и скрытое, влияние тайных обществ и орденов на политику, а феномен власти наряду с рациональными

1 Ульрих И., Анопова Е. -религия. 1994. №12. С.41.

Лазарев Е. Эзотерическая Русская Школа // Наука и содержит множество эзотерических элементов2.

Существует определенный драматизм нынешней ситуации, который заключается в том, что в условиях активизации эзотеризма отсутствуют надежные инструменты его познания. Это объясняется хорошо известным (и понятным) отношением советской философии и науки к этому явлению, скорая и тихая смерть которого ожидалась под мощными ударами развивающейся позитивистской науки и советского образа жизни.

Объяснения активизации эзотеризма социально-политическими, социально-экономическими, экологическими и т.п. причинами представляются нам недостаточными. Вызывает тревогу и стремление некоторых философов и ученых извлечь что-то полезное для современного научного познания из корпуса эзотерических знаний, не дожидаясь момента полноценного научного исследования сущности, функций, структуры эзотеризма и особенно его превращенных форм.

Степень разработанности проблемы. Социально-философские аспекты проблемы эзотеризма в отечественной социальной науке пока остаются мало исследованными. В связи с тем, что до конца 1980-х гг. рассматриваемый феномен практически не изучался, в поле нашего исследования находятся работы, вошедшие в оборот в последнее десятилетие XX -начале XXI вв. Именно в это время выходит в свет ряд первоисточников по эзотеризму и оккультизму, в том числе зарубежных авторов, что благоприятствует всестороннему изучению данного феномена.

Одной из первых исследовательских работ рассматриваемого периода выступает статья Розина В.М. "Беседы об эзотерических учениях" (1991). В 1993 г. появляется первое диссертационное исследование, посвященное данной проблеме (Рабинович О.И.), в 1997 г. - второе (Курно-сов Ю.В.). Однако ни в диссертационных работах, ни в других публикациях не акцентировано внимание на том, что в отличие от академической науки, в которой пока отсутствует научное определение понятия "эзоте

См.: Исаев И.А. Política hermetica: скрытые аспекты власти. М., 2002. С. 412. ризм", существуют достаточно разработанные подходы к интерпретации этого феномена в трудах православных авторов и в рамках современного эзотеризма и оккультизма. Отсюда мы делаем вывод о невозможности полноценного исследования эзотеризма без знакомства с основными положениями и аргументами обозначившихся подходов к интерпретации феномена эзотеризма: двух "внешних" для него - философско-научного и религиозно-критического и двух "внутренних" - традиционалистского и ок-культистского.

Работы философско-научного подхода посвящены, в основном, изучению когнитивных и культурологических аспектов эзотеризма.

Структура эзотеризма рассматривается в работах Арапова A.B., Бессоновой JI.A., Богомолова H.A., Геллера Л., Гуревича П.С., Касавина И.Т., Курносова Ю.В., Лешкевич Т.Г., Нефедьева Г.В., Новиковой Т.М., Пахо-мова C.B., Рабинович О.И., Скворцова Л.В., Холла М.П. и др.

Различные элементы эзотеризма находятся в центре исследований следующих авторов: астрология (Броль Р.В., Дружинин В.Н., Кипин У., Краснопевцева Е.И., Куталев Д., Пружинин Б.И., Саплин А.Ю., Юнг К.-Г.), алхимия (Азимов А., Бутузов Г.А., Койре А., Крюков Д., Лазарев Е.С., Рабинович В.Л., Садуль Ж., Смирнова И., Торчинов Е.А., Холл М.П., Юнг К.-Г.), магия (Бессонова Л.А., Василенко Л.И., Гречишников С.Е., Григо-ренко А.Ю., Дюркгейм Э., Касавин И.Т., Малиновский Б., Мосс M., Тамм Р., Черняков Д.И., Юбер А., Якимович А. и др.), герметизм (Святополк-Четвертынский И., Лешкевич Т.Г.), теософия (Мирская Л.А.), геральдика (Семенов С.И.).

Современные эзотерические учения исследуются в работах Гуревича П.С., Касавина И.Т. (К. Кастанеда), Дорошенко С.Н., Любимовой Т.Б., Макарова А.И. (Р. Генон), Костюченко B.C. (Шри Ауробиндо), Розина В.М. (Шри Ауробиндо, Р. Штайнер, Даниил Андреев, Д. Кришнамурти, К. Кастанеда), Штеренберга М.И. (Даниил Андреев), Лесовика Г.Б., Маркова А.Г., Минькова Л.М. (Е.И. Анопова, И.В. Ульрих) и др.

Выявлению оккультных истоков: современной науки посвящены исследования Визгина В.П., Дмитриева И.С., Йейтс Ф.А., Косаревой Л.М., Лешкевич Т.Г. и др.; нацизма - Бержье Ж., Гудрик-Кларка Н., Повеля Л., Серано М.; большевизма - Дугина А.Г., Мелентьевой Н.В., Шишкина О., Эткинда A.M.

Социальные аспекты эзотеризма нашли отражение в трудах Исаева И.А., Пигрова К.С., Секацкого А.К., Скворцова Л.В. Последний формулирует концепт универсального эзотеризма, выделяет две формы эзотеризма - «традиционный» и «современный», обращает внимание на существование превращенных форм эзотеризма, выдвигает концепцию "гипотетического эзотеризма". Взгляды этого исследователя позволяют понять специфику философско-научного подхода к пониманию эзотеризма. Исаевым И.А. предпринята попытка разработки основ "эзотерической политологии", учитывающей скрытые аспекты феномена власти, влияние на политику тайных обществ и орденов, использующих для этого сложные символические системы алхимии, магии, астрологии и других оккультных и эзотерических наук.

Среди работ религиозно-критического подхода выделим работы Аверьянова В.В., диакона Андрея Кураева, о. Александра Меня и Тихомирова Л.А., в которых четко обозначены позиции православия в отношении эзотеризма (причины возникновения, структура, специфика христианской традиции, выражающаяся в отсутствии эзотерической структуры и т.п.).

Критике эзотеризма и оккультизма посвящены работы Берестова А.И., диакона Андрея Кураева (теософия, "Агни-Йога" Рерихов и др.), иерея Николая Карасева (теософия), архимандрита Рафаила Карелина (астрология, антропософия), священника Родиона (астрология), Куликова И. (оккультизм в образовании), игумена Александра Милеанта, иерея Владимира Елисеева, сектоведа Дворкина А.Л. и др. Наибольший интерес представляют труды Аверьянова В.В., в которых разбирается связь традиционализма и эзотеризма, а также традиционалистское понимание эзотеризма.

Труды Генона Р. составляют теоретико-методологическую основу традиционалистского подхода к пониманию эзотеризма (учение о Первозданной Традиции и вторичных духовных традициях, учение о двухуровневой (эзотеризм и экзотеризм) структуре полноценной духовной традиции, концепция функционирования вторичных духовных центров, учение о структуре эзотеризма и псевдоэзотеризма, доктрина контринициации и т.д.). Различные аспекты данного подхода содержатся в работах Бенуа Л., Буркхарта Т., Левалуа К., Шюона Ф., Эволы Ю. и других представителей европейского (интегрального) традиционализма. Среди отечественных авторов этого направления представляют интерес работы Дугина А.Г., Дже-маля Г.Д., Головина Е.В., Мелентьевой Н.В., Стефанова Ю.Н., а также Ба-гдасарова Р.В., Карагодина А., Крылова К., Штепы В. и др.

В трудах Дугина А.Г. разработана концепция "православного эзотеризма", рассмотрены вопросы сакральной географии России, выдвинут тезис о геополитике как секуляризованной форме сакральной географии.

Оккулътистское понимание эзотеризма нашло отражение в трудах Аноповой Е.И. и Ульрих И.В. (Современная Русская Эзотерическая Школа "АЛЕС"), продолжающих "линию Блаватской" (Блаватская Е.П., Рерихи Е.И. и Н.К., Бейли Алиса, Радьяр Д., Андреев Даниил), и в некоторой степени Ключникова C.B. Особый интерес представляют оригинальные концепции космо- и антропогенеза, теории Метакультур и Эгрегоров, введение в Метаисторию.

Объект исследования - эзотеризм как социокультурный феномен.

Предмет исследования - методология социально-философского анализа эзотеризма.

Цель и задачи работы. Цель исследования состоит в обосновании основных принципов и задач, в выявлении проблем социально-философского исследования феномена эзотеризма и сравнительном анализе адекватности интерпретаций эзотеризма.

Для достижения поставленной цели в диссертации определены еледующие задачи:

1. Проанализировать различные определения понятия «эзотеризм» в культуре.

2. Рассмотреть влияние эзотеризма на общественные процессы.

3. Определить критерии адекватности интерпретаций эзотеризма.

4. Проанализировать основные социально-философские подходы к интерпретации эзотеризма.

Теоретической и методологической основой исследования являются, прежде всего работы Генона Р., Бенуа Л., Буркхарта Т., Шюона Ф., Душна А.Г. и других представителей интегрального традиционализма ("традиционной школы"), в которых содержатся образцы глубокого социально-философского анализа феномена эзотеризма, а также концепт универсального эзотеризма, сформулированный Скворцовым Л.В.

При написании работы были использованы принципы диалектического метода, а также принципы исследования сакрального искусства, сформулированные Шукуровым Ш.М.

Научная новизна диссертации может быть сформулирована следующим образом:

- предложена дефиниция социально-философской категории «эзотеризм»;

- определена роль эзотеризма и псевдоэзотеризма в обществе;

- показано влияние астрологического фактора на общественные процессы;

- сформулированы основные принципы социально-философского исследования эзотеризма;

- выделены основные интерпретации эзотеризма;

- определены главные проблемы основных социально-философских подходов к интерпретации эзотеризма;

- установлены основные отличия традиционалистского и оккульти-стского понимания эзотеризма.

Положения, выносимые на защиту:

1. Эзотеризм - это внутренний аспект духовной традиции, включающий в себя непосредственное знание принципов, законов и алгоритма создания, функционирования и развития мира, механизм его передачи в социально-историческом пространстве и времени, различные средства сакральной коммуникации, а также систему защиты от природного и социального хаоса. Псевдоэзотеризм возникает вследствие нарушения механизма трансляции эзотерического знания и вырождения эзотерических организаций или является результатом самодеятельности людей в сфере духовного освоения мира.

2. Эзотеризм является неотъемлемым компонентом культуры традиционного и современного общества, играет в ней положительную роль, выполняя прежде всего стабилизирующую функцию, в отличие от псевдо-эзотеризма, роль которого в обществе может принимать негативный характер.

3. Астрологический фактор имеет две формы влияния на общественные процессы - объективно-принудительную и сознательно используемую.

4. Основными принципами социально-философского исследования эзотеризма являются: объективность (рассмотрение феномена на уровне его сущности, поиск входа в бытие феномена, изучение его «изнутри»); всесторонность (определение границ феномена, его структуры и учет основных интерпретаций эзотеризма); инодетерминсщия (постановка и решение проблемы псевдоэзотеризма и качественная дифференциация его форм относительно эзотеризма); конкретность (рассмотрение его в составе более широкого целого, по отношению к которому он выступает в качестве элемента); историзм (постановка и решение проблемы генезиса, функционирования и упадка эзотерических традиций и их форм).

5. Существует, по крайней мере, четыре основных интерпретации эзотеризма: философско-научная, религиозно-критическая, традиционалистекая и оккультистская, между которыми в настоящее время разворачивается символическая борьба.

6. Главными проблемами интерпретаций эзотеризма выступают: философско-научной - трудности в соблюдении основных эпистемологических принципов, религиозно-критической - наличие эзотерической структуры в христианстве, традиционалистской - критерии аутентичности конкретных духовных традиций, оккультистской - верификация информации, получаемой с помощью "трансфизических" методов.

7. Основные отличия традиционалистской и оккультистской интерпретаций эзотеризма состоят: в универсальном анти-эволюционизме первой и глобальном эволюционизме второй; противоположные позиции относительно ортодоксальных религий, кастовой системы (положительное и отрицательное соответственно), в цели: традиционалисты считают необходимым возрождение подлинно духовной элиты, оккультисты - преодоление людьми отклонений по качествам, облегчающее овладение оккультными способностями с целью оказания помощи Земле в выполнении ее главной задачи - рождению нового Космического Существа.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что ее методологические принципы могут быть применены в дальнейших исследованиях феномена эзотеризма в современном обществе. Основные положения диссертации могут быть использованы в учебных курсах по философии, социологии, политологии, культурологии и религиоведению, подготовке соответствующих спецкурсов и спецсеминаров. Практический потенциал исследования состоит в его нацеленности на разрушение различных клише в понимании феномена эзотеризма, на борьбу с сектантством.

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в 7 работах общим объемом 4,7 пл., включая тезисы доклада на III Российском Философском конгрессе. По проблематике работы автор выступал на научных конференциях и аспирантских семинарах Донского

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-философский анализ эзотеризма"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование позволяет сделать ряд принципиальных выводов.

Представляется, что под феноменом активизации эзотеризма скрывается на самом деле активизация псевдоэзотеризма. Сущность последнего амбивалентна: с одной стороны, он служит начальным этапом приобщения к эзотерическому знанию (в этом состоит его положительная роль), с другой стороны, осознанно или неосознанно помогает силам социального и природного хаоса (разрушительная роль). Однако различение эзотеризма и псевдоэзотеризма, во-первых, представляет непростую задачу, аналогичную сложности операции «различения духов» в христианстве; во-вторых, возможно только в рамках «внутренних» взглядов на эзоте-ризм. Кроме того, следует подчеркнуть, что преимущественно скрытый характер влияния эзотеризма на общественные процессы означает некорректность тезиса об его активизации в какой-то исторический период. Что касается активизации псевдоэзотеризма, то она становится возможной в переломные эпохи, когда человечество переживает очередной духовный кризис, связанный с дисфункцией духовных институтов.

Рассматривая последний тезис в историческом плане, заметим, что необходим конкретный анализ причин и контекста активизации псевдоэзотеризма в начале новой эры, в эпоху Возрождения, в настоящее время, который должен учитывать актуальную фазу текущего космического цикла.

В настоящее время существует четыре основные интерпретации эзотеризма. Мы считаем, что при исследовании эзотеризма неизбежен выбор одной из них, выбор, который имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Так, сторонники религиозно-критического направления нацелены на активную борьбу с любым эзотеризмом и оккультизмом, тогда как интегральные традиционалисты - только с псевдоэзотеризмом. Если последние считают своей главной целью возрождение подлинно духовной элиты, способной победить нынешний социальный хаос, то оккультисты ориентированы в большей степени на помощь людям в борьбе с их отклонениями по качествам для успешного овладения оккультными способностями в целях оказания помощи Земле в выполнении ее главной задачи -рождению нового Космического Существа. Что касается философско-научного направления, то часть его представителей, полагающих, что эзотерика наступает на науку, призывает к "крестовому походу" против эзоте-ризма, смыкаясь тем самым со сторонниками религиозно-критического подхода; другая часть стремится к постижению этого феномена при помо- г щи современных научных методов; остальными движут прагматические интересы, что может в ряде случаев (бурное развитие псевдоэзотерических учений, например, эниологических концепций, дианетики и т.п.) представлять опасность как для них, так и для общества. Крайне важно заметить, что определенная опасность для общества таится не только в практических занятиях оккультизмом, но и в невинных, на первый взгляд, теоретических изысканиях, которые, даже в случае незнания людей, могут притягивать к себе силы различной природы. В этой связи нельзя не тревожиться по поводу активизации деятельности оккультных и псевдорелигиозных сект, появления «новых религий», псевдоэзотерических учений, которые в условиях борьбы за толерантность и духовный плюрализм фактически разрушают защиту общества от социального хаоса.

Особо следует отметить две тенденции в исследовании эзотеризма в современной философии и науке. Первая заключается в сужении границ феномена, сведения его к эзотерическому учению или к типу рациональности, оставляя без рассмотрения деятельность эзотерических организаций. Вторая тенденция состоит в неоправданном расширении эзотеризма, включении в него мистики, сатанизма, колдовства и т.п. В результате исследователи испытывают трудности в определении природы и структуры элементов эзотеризма, например, магии, включаемой в состав или религии, или мистики, или оккультных наук, или относя к суеверию.

 

Список научной литературыПанычик, Александр Владимирович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Аверьянов B.B. Традиция и традиционализм в научной и общественной мысли России (60-90-е годы XX века) // Общественные науки и современность. 2000. №1. С.68-77.

2. Аверьянов В.В. Традиция как преемственность и служение // Человек. 2000. №2. С.38-51.3. -Айванхов О.М. Зодиак. Ключ к пониманию человека и Вселенной (Мистическая астрология). М., 1994. 75 с.

3. Анопова Е.И. Закон или Отрытая Книга Кармы. 3-е изд. М.: Когелет, 2000. 288 с.

4. Анопова Е.И. Сезам, откройся! В 2-х тт. М.: Присцельс, 1994. Т. 1. 168 с. Т. 2. 240 с.

5. Анопова Е.И. Стучащему, да откроется! М.: Присцельс, 1992. 160 с.

6. Анопова Е., Ульрих Е. Лазарев Е. Мы - Дочери Земли // Наука и юлигия. 1995. №3. С.60-61.

7. Анопова Е. От мистики к совершенству // Наука и религия. 1995.1. С.62-64.

8. Архимандрит Рафаил (Карелин). Христианство и модернизм. М.: 1зд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. 463 с.

9. Астрология вчера и сегодня. Беседа с С.А. Вронским // Гермес: шьманах по истории тайных наук. М., 1991. С.20-29.

10. Астрология против «сциентизма» и «ученых» // Урания. 1997. №5. !.50-52.

11. Баранец A.A. Мистика в христианской и мусульманской культурах: омпаративистский подход. Автореф. дис. докт. филос. наук. Ростов н/Д, 2000. 4 с.

12. Бенуа Л. Эзотеризм: Общий обзор // Наука и религия. 1993. №8. .32-36; №9. С.52-56.

13. Бердяев H.A. Жозеф де Местр и масонство // Новый мир. 1990. №1. С. 224-228.

14. Берестов А.И. Техногенный оккультизм // Российский медицинский журнал. 1997. № 5. С.57-59.

15. Бержье Ж., Повель Л. Утро магов. К.: София, 1994.

16. Бессонова Л.А. Мистицизм как феномен культуры. Автореф. дис. цокт. филос. наук. М., 1998. 40 с.

17. Богомолов H.A. Русская литература начала XX века и оккультизм. Исследования и материалы. М.: Новое литературное обозрение, 1999. 560 с.

18. Буркхарт Т. Алхимия // Конец света (эсхатология и традиция). М.: ^рктогея, 1997. С.281-299.

19. Буркхардт Т. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и етоды / Пер. с англ. М.: Алетейа, 1999. 216 с.

20. Бутузов Г.А. Фламель, алхимия и колесо истории // Фламель Н. лхимия. Спб., 2001. С.9-34.

21. Бьес Ж. Путешествие на Святую Гору (Глава X. Пресвятое Право-гавие) // Милый Ангел: Эзотерическое ревю. Том 1. М.: Арктогея, 1991. С. 1138.

22. Быстров В.Ю. Метафизика «Золотого века» // Генон Р. Очерки о тра-ции и метафизике. СПб.: Азбука, 2000. С.5-16.

23. В поисках вечного Норда. Беседа с Евгением Головиным // Элемен-. 1994. №5. С.48-53.

24. Величко Ф.К. Астрология и политика // Международная жизнь. П. №10. С. 104-117.

25. Визгин Викт. П. Герметическая традиция и генезис науки // Вопросы ории естествознания и техники. 1985. №1. С.53-63.

26. Визгин Викт. П. Оккультные истоки науки Нового времени // Во-сы истории естествознания и техники. 1994. №1. С. 140-152.

27. Визгин Викт. П. Эксперимент и чудо (религиозно-теологический актор генезиса науки Нового времени) // Вопросы истории естествознания и хники. 1995. №3. С.3-20.

28. Винке Ф. О происхождении и структуре глаголической азбуки // тгературная учеба. 1996. №3. С. 115-127.

29. Владимиров А. В поисках православия. Современники. М.: Беловое, 2000. 272 с.

30. Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского естество-ания ////Вопросы истории естествознания и техники. 1995. №1. С.3-20.

31. Генон Р. Духовное владычество и временная власть // Волшебная эа. 1997. №6-7 // www.metakultura.ru/vgora.

32. Генон Р. Заметки об инициации // Волшебная гора. 1996. №5 // т.те1аки1Шга.ги/у§ога. •

33. Генон Р. Кризис современного мира. М.: Арктогея, 1991. 160 с.

34. Генон Р. Место атлантической традиции в Манвантаре // Милый ан-: Эзотерическое ревю. Том 1. М., 1991. С. 16-17.

35. Генон Р. Несколько замечаний по поводу доктрины космических слов // Милый ангел: Эзотерическое ревю. Том 1. М., 1991. С. 11-15.

36. Генон Р. О смысле «карнавальных» праздников // Вопросы филосо-л. 1991. №4. С.45-48.

37. Генон Р. Очерки о традиции и метафизике. СПб: Азбука, 2000. 320 с.

38. Генон Р. Символы священной науки. М.: Беловодье, 1997. 496 с.

39. Генон Р. Традиция и бессознательное // Вопросы философии. 1991. . С.51-54.

40. Генон Р. Хранители Святой Земли // Урания. 1998. №3. С.29-34.

41. Генон Р. Христианство и инициация // Конец Света (эсхатология и шция). М.: Арктогея, 1997. С.30-39.

42. Генон Р. Царство количества и знамения времени. М.: Беловодье, 1 304 с.

43. Генон Р. Царь Мира//Вопросы философии. 1993. №3. С.97-133.

44. Генон Р. Эзотеризм Данте // Философские науки. 1991. №8. С. 12971.

45. Генон Р. Язык птиц // Вопросы философии. 1991. №4. С.43-45.

46. Герасимов И.В. Право- и левополушарные формы сознания в исто-ш культуры // Общественные науки и современность. 1996. №6. С. 154-162.

47. Головин Е.В. Артюр Рембо и неоплатоническая традиция // Конец зета (эсхатология и традиция). М., 1998. С. 330-336.

48. Головин Е. Приближение к черной фантастике // Майринк Г. Каби-т восковых фигур. Спб.: Terra Incognita, 1992. С.7-27.

49. Гриненко Г.В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация: ло-ко-семантический анализ. М.: Новый век, 2000. 448 с.

50. Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. Тайные арийские fibTbi и их влияние на нацистскую идеологию. СПб.: Евразия, 1993. 244 с.

51. Гуревич П.С. Мистика как культурная традиция // Общественные /ки и современность. 1994. №5. С. 136-145.

52. Гуревич П.С. Этот зыбкий, фантомный мир (общекультурный смысл мышлений Кастанеды) // Философские науки. 1991. №10. С. 140-149.

53. Джанати Ольрами. 33 созвездия / Школа йоги гуру Ар Сантэма; эьковская академия йоги. Харьков, б/г. 62 с.

54. Джемаль Г. Традиция и расизм // www.metakultura.ru/vgora.

55. Дмитриев И.С. Неизвестный Ньютон. Силуэт на фоне эпохи. СПб.: 5тейа, 1999. 784 с.

56. Дорошенко C.B. Эсхатология Рене Генона. Автореф. дис. канд. фи. наук. М., 1997. 29 с.

57. Дугин А.Г. Абсолютная Родина. М.: Арктогея, 1999. 752 с.

58. Дугин А. Великая метафизическая проблема и традиции // Милый ;л: Эзотерическое ревю. Том 1. М.: Арктогея, 1991. С.22-25.

59. Дугин А.Г. Гиперборейская теория (опыт ариософского исследова-). М.: Арктогея, 1993. 128 с.

60. Дугин А.Г. Консервативная Революция. М.: Арктогея, 1994. 352 с.

61. Дугин А. Конспирология (Наука о заговорах, тайных обществах и культной войне). М.: Арктогея, 1993. 144 с.

62. Дугин А. Контринициация (Критические заметки по поводу некото-х аспектов доктрины Рене Генона) // Конец Света (эсхатология и традиция). : Арктогея, 1997. С.345-357.

63. Дугин А.Г. Крестовый поход Солнца // Конец Света (эсхатология и эдиция). М.: Арктогея, 1997. С.216-244.

64. Дугин А.Г. Мессианство Каббалы (метафизика нации, мессия и код времен в «Зохаре») // Конец Света (эсхатология и традиция). М.: Арктогея, ?7. С.137-156.

65. Дугин А.Г. Метафизика Благой Вести (Православный эзотеризм). : Арктогея, 1996. 264 с.

66. Дугин А.Г. Пророк Золотого Века // Генон Р. Кризис современного ра.М.: Арктогея, 1991. С. 115-158.

67. Дугин А.Г. Пути Абсолюта. М.: Арктогея, 1991. 175 с.

68. Дюмон JI. Homo hierarchicus: Опыт описания системы каст. СПб.: эазия, 2001.

69. Иерей Владимир Елисеев. Православный путь ко спасению и вос-шые и оккультные мистические учения // Покаяние и исповедь на пороге 'I века. Сост. В.П. Ведяничев. СПб.: Об-во святителя Василия Великого, Ю. С. 267-367.

70. О. Александр (Ельчанинов). Отрывки из дневника // Человек. 1990. 1. С.109-120.

71. Жерсон В. Нацизм тайное общество / Пер. с фр. М.: КРОН-ПРЕСС, >8. 235 с.

72. Золотухина-Аболина Е.В. Т.Г.Лешкевич. «Философия науки. Тен-щиии и новации» // Вестник Российского философского общества. 2001. №1. '5-97.

73. Ибн-ал-Араби. Мекканские откровения / Пер. с араб., введ., прим. и шиограф. А.Д. Кныша. СПб.: Петербургское востоковедение, 1995. 288 с.1375. Идрис Шах. Суфизм. М.: Клышников, Комаров и Ки, 1994. 447 с.

74. Из ответов отца Александра Меня на вопросы слушателей его лек ций об астрологии. // Урания. 1992. №1. С.33.

75. Иейтс Ф.А. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: Ново' литературное обозрение, 2000. 528 с.

76. Йейтс Ф. Розенкрейцерское просвещение. М.: Алетейа, Энигмо 1999.496 с.

77. Исаев И.A. Política hermetica: скрытые аспекты власти. М.: Юристъ 2002.413 с.

78. Касавин И.Т. Ученик шамана // Магический кристалл: Магия глаза ми ученых и чародеев. М.: Республика, 1992. С.405-406.

79. Кастанеда К. Сила безмолвия. К.: София, 1993.

80. Кипин У. Об астрологии как священной науке, голографическо! Вселенной и глубинной реальности // Урания. 1997. №5. С.41-49.

81. Климент Александрийский. Строматы // История средневековое философии. Хрестоматия. В 2 ч. Часть 1. Патристика. Минск, 2002. С. 62-114.

82. Ключников С.Ю. Адепт священной науки // Генон Р. Царство коли чества и знамения времени. М.: Беловодье, 1994. С.3-11.

83. Ключников С.Ю. Символика и наследие «каирского отшельника» Генон Р. Символы священной науки. М.: Беловодье, 1997. С.5-26.

84. Кнорринг В. Сакральный смысл славянской азбуки // Литературна: учеба. 1996. №3. С. 112-114.

85. Кныш А.Д. Введение // Ибн ал-Араби. Мекканские откровения СПб.: Петербургское востоковедение, 1995. С.7-33.

86. Ковригин В.М. Восприятие астрономической реальности. М., 200199 с.

87. Косарева JI.M. Рождение науки Нового времени из духа культуры М.: Ин-т психологии РАН, 1997. 360 с.

88. Костюченко B.C. Шри Ауробиндо: многообразие наследия и единсч во мысли. СПб.: Адити, 1998. 60 с.

89. Краснодембская Н.Г. Предисловие к русскому изданию // Дюмон Л Homo hierarchicus: Опыт описания системы каст. СПб.: Евразия, 2001.

90. Крутоус В.П. Заметки о новоязычестве многоликом Проте> раздвоенной культуры // Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 2000. №5 С.80-995. Крутоус В. Новоязычество в современной культуре // Свободна-мысль. 2000. №7. С.78-89.

91. Крылов В. Эзотерическое христианство и аналоги Г.И. Гурджиева Наука и религия. 1992. №6-7, 8, 9.

92. Крылов К. Традиция и познание // Волшебная гора. 1997. №6.

93. Куликов И. Метастазы оккультизма в системе образования. Анали тическое исследование. М.: Паломник, 1999. 96 с.

94. Культурные универсалии, наука и вненаучное знание («круглы i стол») //Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. М., 1990 С.328-380.

95. Кураев А. Догмат и ересь в христианском предании // Вопросы фи лософии. 1994. №9. С. 104-131.

96. Кураев А., диакон. Конфликт или союз случаен в отношениях веры i науки? // Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. Ростов-н/Д 2001. С.292-316.

97. Кураев А., диакон. Кто послал Блаватскую? Теософия, Рерихи i Православие. М.: Троицкое слово, 2000. 400 с.

98. Кураев А., диакон. Куда идет душа: Раннее христианство и Пересе ление душ. Ростов-н/Д: Троицкое слово, 2001. 576 с.

99. Кураев А. О вере и знании без антиномий // Вопросы философии 1992. №7. С.45-63.

100. Кураев А. Пантеизм и монотеизм // Вопросы философии. 1996. №( С.36-53.

101. Кураев А. Сатанизм для интеллигенции (О Рерихах и Православии Т.1. Религия без Бога. 528 с. Т.2. Христианство без оккультизма. 430 с. М Отчий дом, 1997.

102. Кураев А., диакон. Традиция. Догмат. Обряд. М., 1995.

103. Курносов Ю.В. Эзотеризм как культурно-исторический феномен Автореф. дис. докт. философ, наук. М., 1997. 45 с.

104. Куталев Д. Астрология как историко-культурный феномен. Дис канд. филос. наук // www.astrologic.ru.

105. Куталев Д. Христианство и астрология // Российская астрология 1996. №7. С.54-59.

106. Левалуа К. «Сочти число зверя» (Замечания о книге Жака Атта.т «Линии горизонта») // Элементы. 1992. №2. С.3-8.

107. Левин М.Б. Астрология и ментальность // Домашний астролог. 1991 №1.С. 2-9.

108. Левин М. Лекции по астрологии. В 4-х частях. М.: ЦАИ, 1992-1993.

109. Левин М.Б. Рождение России: опыт астрологического исследовани; // Российская астрология. 1993. №1. С. 30-39; №2. С. 24-31.

110. Левин М., Митяева Т. Оккультные принципы, лежащие в основе ас трологии // Астрология. Век XX. М.: Имидж, 1991. С.22-24.

111. Лесовик Г.Б., Марков А.Г., Минькова Л.М. Российская эзотериче екая философия конца XX- начала XXI веков // Вестник Российского философ ского общества. 2002. №2. С. 56-61.

112. Лешкевич Т.Г., Мирская Л.А. Философия науки: интерпретация за бытой традиции. Ростов н/Д: Донской издательский дом, 2000. 191 с.

113. Лоранд Р. Портрет интерпретации // РЖ «Философия». 2001. №4.

114. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука // Лосев А.Ф. Бы тие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. С.61-612.

115. О. Лоуренс Л. Кэссиди Верующий христианин как убежденны: астролог//Урания. 1993. №2-3. С. 10-13.

116. Любимова Т.Б. Послесловие // Генон Р. Царство количества и знн мения времени. М.: Беловодье, 1994. С.290-293.

117. Любимова Т.Б. Предисловие к «Эзотеризму Данте» Р. Генона Философские науки. 1991. №8. С.129-131.

118. Макаров А.И. «История» и «традиция» в философии европейской традиционализма (Рене Генон и Мирча Элиаде). Автореф. дис. канд. филос наук. Волгоград, 1999. 26 с.

119. Мамлеев Ю.В. Судьба бытия // Вопросы философии. 1993. №10 С.169-182; №11. С.71-100.

120. Мелентьева Н.В. Оккультные корни коммунизма // Элементы: Евра зийское обозрение. 1996/1997. №8. С. 96-99.

121. Мелентьева Н.В. Социалисты филадельфийского обряда // Элемен ты: Евразийское обозрение. 1996/1997. №8. С. 15-18.

122. Мень А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. В томах. М.: Слово, 1991-1992.

123. Миньков А.Б. Астрология, магия и резонанс. М., 1993. 46 с.

124. Мистики XX века. Энциклопедия. Сост. Э. Вандерхилл. М.: Локид Миф, 1998. 522 с.

125. Мосс М. Социальные функции священного. Избранные произведе ния. СПб.: Евразия, 2000. 448 с.

126. Мэнли П. Холл. Энциклопедическое изложение масонской, гермети ческой, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. 2 е изд., испр. Новосибирск, 1993. 794 с.

127. Надя Жюльен. Словарь символов. Челябинск: Крал LTD, 1999. 498 с

128. Нефедьев Г.В. Русский символизм и розенкрейцерство. Статья пер вая // Новое литературное обозрение. 2001. №51.

129. Никитин А.Л. Мистики, розенкрейцеры и тамплиеры в Советског России. М.: Аграф, 2000. 352 с.

130. Новые религиозные организации России деструктивного i оккультного характера. Справочник. Ростов-н/Д, 1998. 460 с.

131. Оккультизм и магия в современном мире. Беседа И.Т. Касавина > B.C. Степиным // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. M Республика, 1992. С.509-526.

132. Павленко А. Бытие у своего порога // Человек. 1993. №1. С.43-66 №3. С. 21-48; №4. С. 46-60.

133. Пахомов C.B. История эзотерических учений (программа спецкурса // http ://rchgi/spb/ru/relig/esoter/htm.

134. Пахомов C.B. Элиаде и йога // Элиаде M. Йога: бессмертие и свобо да. СПб.: Лань, 1999. С.5-57.

135. Посконина О.В. Общественно-политическая теория Н. Лумана: ме тодологический аспект. Ижевск, 1997.

136. Пружинин Б.И. Астрология: наука, псевдонаука, идеология? Вопросы философии. 1994. №2. С. 13-24.

137. Пружинин Б.И. «Звезды не лгут», или Астрология глазами методо лога // Заблуждающийся разум?: Многообразие вненаучного знания. М. Политиздат, 1990. С Л 17-150.

138. Рабинович О.И. Эзотеризм как один из способов духовного освоени; мира. Автореф. дисс. канд. философ, наук. Ростов н/Д, 1992. 17 с.

139. Радьяр Д. Планетаризация сознания. M.: RELF-book; К.: Ваклер 1995.304 с.

140. Рогожкин В.Ю. Эниология. М.: Пантори, 2000. 528 с.

141. Священник Родион. Люди и демоны. Образы искушения современ ного человека падшими духами. М.: Скит, 1991.

142. Розин В. Беседы об эзотерических учениях // Вестник высшей шко лы. 1991. №9. С.101-108; №10. С.92-99.

143. Розин В.М. Влияние эзотерического мироощущения на искусство / Философские науки. 2001. №1. С.95-105.

144. Розин В.M. Мистические и эзотерические учения и практики средствах массовой информации // Общественные науки и современност) 1997. №3. С.44-54.

145. Розин В.М. Путешествие в страну непривычного знания // Знание з пределами науки. М.: Республика, 1996. С.5-18.

146. Розин В. Путешествие в страну эзотерической Реальности. Избран ные эзотерические учения. М.: УРСС, 1998. 374 с.

147. Розин В.М. Учение Даниила Андреева «Роза мира» // Вопросы фи лософии. 1998. №2. С.136-145.

148. Розин В. Учение Раманы Махарши и индийская эзотерическая тра диция //Наука и религия. 1991. №10. С.39-41.

149. Розин В.М. Эзотерический мир // Общественные науки и современ ность. 1992. №4. С. 167-176.

150. Розин В. Эзотерическое мироощущение в контексте культуры , Общественные науки и современность. 1993. №5. С. 164-175.

151. Россия и Латинская Америка: цивилизации пограничного типа и мо дернизация (независимый теоретический семинар) // Рубежи. 1997. №8-9.

152. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания / Пер. ( франц. СПб.: Савитри, 1993. 352 с.

153. Семенов С.И. Эзотерические элементы в латиноамериканской г советской геральдике // Общественные науки и современность. 1996. №3 С.153-164.

154. Серано М. Воскрешение героя. М.: Русское слово, 1994. 64 с.

155. Скворцов Л.В. Возвращение эзотеризма? // Октябрь. 1996. №3 С.157-171.

156. Скворцов Л.В. Метаморфоза эзотеризма // Человек: образ и сущ ность (гуманитарные аспекты). Эзотеризм. История и современность. М. ИНИОНРАН, 1994.

157. Скворцов Л.В. Гипотетический эзотеризм и гуманитарное самосоз нание: Избранные труды. М.: ИНИОН РАН, 2000. 297 с.

158. Смирнов В. Ворота в хаос распахнуты // Наука и религия. 2001 №8. С. 50-52.

159. Соколов А. Тайны золотого сечения // Техника молодежи. 1978. №б С.40-43.

160. Степанянц М.Т. Проблема познания в суфизме // Вопросы филосо фии. 1988. №4. С.118-127.

161. Степин B.C. Наука, религия и современные проблемы диалога куль тур // Разум и экзистенция. Анализ научных и вненаучных форм мышления СПб.: РХГИ, 1999. С. 21-34.

162. Стефанов Ю.Н. «Не заблудиться по пути в Шамбалу» // Вопрось философии. 1993. №3. С.92-96.

163. Стефанов Ю.Н. Рене Генон, великий суфий, тамплиер XX века / Наука и религия. 1994. № 8. С.30-35.

164. Стефанов Ю.Н. Рене Генон и философия традиционализма // Вопро сы философии. 1991. № 4. С.31-42.

165. Стефанов Ю. Рыцарь Традиции // Литературное обозрение. 1994 №3-4. С. 48-52.

166. Судьба бытия путь к философии. Интервью с Ю.В. Мамлеевым / Вопросы философии. 1992. №9. С.75-84.

167. Тамм Р. Магический ренессанс. Послесловие к работам К. Кастанеды // Человек. 1994. №4. С. 122-134.

168. Тихомиров Л.А. Религиозно-философские основания истории. 2-i изд. М.: Москва, 1998. 589 с.

169. Ульрих И.В. Жизнь человека: Введение в Метаисторию. М.: Литан 1999. 496 с.

170. Ульрих И.В. Нетрадиционная астрология. М.: Присцельс, 1996. 154с.

171. Ульрих И., Анопова Е. Карма космический закон // Наука и религия. 1995. №4. С.56-57.

172. Ульрих И. Лазарев Е. «Книга Жизни» - живая книга // Наука и ре лигия. 1995. №1. С.63-64.

173. Ульрих Е., Анопова Е. Лазарев Е. Эзотерическая Русская Школа Наука и религия. 1994. № 12. С.40-42.

174. Успенский П.Д. В поисках чудесного. СПб.: Изд-во Чернышева1992. 523 с.

175. Ушаков В.Д. Об эзотерическом в Коране и в Библии // Азия и Афри ка сегодня. 1999. №9. С. 47-50.

176. Фадеева Т.М. Традиционализм // Современная западная социология Словарь. М.: Политиздат, 1990. С.352-354.

177. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. М.: Про гресс, 1986. 543 с.

178. Филатов В.П. Живой космос: человек между силами земли и неба Вопросы философии. 1994. №2. С.3-12.

179. Фламель Н. Алхимия / Пер. с старофр. Г.А. Бутузова. СПб.: Азбука Петербургское Востоковедение, 2001. 384 с.

180. Фулканелли. Тайны готических соборов. M.: RELF-book, К.: Ваклер 1996. 240 с.

181. Хайдеггер М. Гельдерлин и сущность поэзии // Логос. 1991. №1. С37.47.

182. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. Избранные статы позднего периода творчества. М.: Высшая школа, 1991. 192 с.

183. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии 1990. №7. С. 143-176.

184. Хайдеггер М. Что это такое философия? // Вопросы философии1993. №8. С.113-123.

185. Черносвитов П. «Проскочить мимо клюва Орла» (читая Кастанеду) / Человек. 1996. №1.

186. Черняков Д.И. Феномен магии в культуре. Автореф. дис. канд. фи лос. наук. Ростов н/Д, 2001. 23 с.1. И (о

187. Штеренберг М.И. «Роза мира» Даниила Андреева и современное! ! М.: Полиграфресурсы, 2000. 238 с.

188. Шукуров Ш.М. Искусство и тайна. М., 1999. 248 с.

189. Шюон Ф. Понять Ислам (главы из книги) // Вопросы философии 1994. №7-8. С. 118-134.

190. Шюре Э. Великие Посвященные. Очерк эзотеризма религий Репринтное воспроизведение издания 1914 г. М.: Книга-Принтшоп. 1991. 419 с.

191. Эвола Ю. Пришествие «пятого» сословия // Элементы. 1994. №5 С.20-22.

192. Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Об разы и символы; Священное и мирское / Пер. с фр. М.: Ладомир, 2000. 414 с.

193. Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. СПб.: Лань, 1999. 448 с.

194. Элиаде М. Оккультизм и современный мир // Он же. Оккультизм колдовство и моды в культуре. К.: София; М.: Гелиос, 2002. С. 84-108.

195. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М. СПб.: Университетская книга, 1999. 256 с.

196. Элиаде М. Трактат по истории религий. В 2-х тт. М.: Алетейа, 1999 Том 1.394 с. Том 2. 416 с.

197. Эткинд A.M. Содом и Психея. Очерки интеллектуальной историг Серебряного века. М.: ИЦ-Гарант, 1995.

198. Эткинд A.M. Секты, литература и революция. М.: Кафедра слави ;тики Университета Хельсинки; Новое литературное обозрение, 1998. 689 с.