автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Социально-философский анализ конформизма как явления буржуазного общества

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Маслова, Оксана Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социально-философский анализ конформизма как явления буржуазного общества'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Маслова, Оксана Анатольевна

Введение

Глава I. Социальная сущность конформизма

§ I. Методологические основы исследования конформизма как социального явления буржуазного общества.

§ 2. Социально-экономические условия формирования конформизма в буржуазном обществе

Глава П. Система идеологических средств формирования конформизма.и критика философских основ "социального критицизма" США

§ I. Идеологические средства формирования конформизма

§ 2. Религия как форма конформизма и как специфическое средство его формирования

§ 3. Критика теоретического анализа конформизма социальным критицизмом" США.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Маслова, Оксана Анатольевна

Актуальность теш. Современная историческая эпоха, как отмечалось на ХХУ1 съезде КПСС, характеризуется дальнейшим углублением социально-экономического кризиса капитализма*. Коренясь в экономическом базисе, кризисные явления затрагивают одновременно всю социальную структуру капиталистического общества, поражают социально-политическую, идеологическую и культурные сферы буржуазной общественной жизни.

Одним из следствий общего кризиса капитализма, углубления процессов отчуждения и дегуманизации, прогрессирования негативных социальных явлений как на уровне личности, так и на уровне различных социальных структур капиталистического общества стало распространение, а затем превращение в специфическое социальное явление конформизма.

Конформизация массового буржуазного сознания выступает закономерным выражением основных социально-экономических противоречий капитализма. Конформизм конституирует себя как специфическая социальная позиция личности в условиях буржуазного общества и как форма мнимой коллективности на уровне совместной жизнедеятельности людей. Будучи основной формой пассивно-приспособительской социальной адаптации личности в капиталистическом обществе и основным содержанием совместной деятельности и общения людей, конформизм,социально-политическая пассивность, филистерское отношение к миру, субъективистская интроспекция, конформистско-потребитель-ская психология выступают важнейшими средствами сохранения статус-кво капиталистической общественной системы и активной интеграции личности в нее.

1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с.20.

В условиях обострения и углубления идеологической борьбы анализ основных общественных тенденций капитализма, сдвигов в массовом сознании, в том числе и его конформизации, является важной научной и идеологической задачей.

В центре идейного противоборства находятся проблемы личности, ее социальной активности, выбора мировоззрения и социальной направленности деятельности. Перед буржуазной идеологией и пропагандой ставится совершенно определенные задачи - манипулируя массовым сознанием, навязать конформистскую социально-нормативную систему широким слоям населения капиталистических стран, сформировать общественные настроения конформизма и социально-политического индифферентизма .

С другой стороны, задачей буржуазной пропаганды является не только "бешеная защита империализма, всевозможное прикрашивание его"^, но и открыто антикоммунистическая клевета на социалистическое общество, попытки представить социальные пороки капиталистической системы как присущие и социализму. В качестве конформизма представляется социалистический коллективизм, характеризуемый как худшая, наиболее разрушительная для личности форма конформизма, будто бы требующая от нее слепого подчинения группе, полностью деиндивидуализирующая человека, приводящая к его "растворению »2 в массе .

Идеологи буржуазии хотели бы навязать конформистское Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. -Полн.собр.соч., т.27, с.407. См. напр.: ¡Сгшо^ Ж рмоМ. ^лс^ш^г-а. сознание, буржуазные стереотипы советским людям, "отравить их сознание клеветой на советскую действительность, очернить социализм, приукрасить империализм, его грабительскую, бест человечную политику и практику .

В условиях крайнего обострения идеологической борьбы, не сводимой только к противоборству идей, когда буржуазия пускает в ход целую систему средств, рассчитанных на подрыв р социалистического мира, его разрыхление" , особенно важной становится пропаганда и утверждение фундаментальных ценностей социализма, - коллективизма, товарищеской взаимопомощи, активной жизненной позиции личности - в корне противоположных социально-политическому конформизму капиталистического общества.

Актуальным является и научный, классовый анализ конформизма как буржуазного общественного явления, непримиримая критика как открыто апологетических буржуазных проповедей "естественности" и "разумности" конформизма, приспособитель-ских концепций социального лавирования (А.Маслоу, Г.Олпорт), так и социально-критических концепций конформизма (Э.Фромм, Д.Рисмен, Ч.Рейч и др.). Последние в силу своей классовой ограниченности, идеалистического мировоззрения, не только не в состоянии дать последовательно научный анализ буржуазных социальных явлений, в том числе и конформизма, наметить реальные пути и средства искоренения этих явлений, но носят реакционный характер и пополняют идеологический арсенал апологетов капитализма.

0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. М., 1979, с.б. р

Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с.9.

Все это обусловливает актуальность исследования конформизма как в научном, так и в идеологическом аспекте.

Степень разработанности проблемы. В советской философской и социологической литературе отсутствуют специальные исследования, посвященные научному анализу конформизма как социального феномена буржуазного общества. Можно назвать только диссертацию С.П.Яновской "Социальная природа конформизма" (Ростов-на-Дону, 1980 г.), в которой проблема была поставлена (что является безусловной заслугой автора), намечены некоторые интересные подходы к ее исследованию, однако превалировал преимущественно социально-психологический подход, не всегда различались конформизм как социальное явление и конформность как психологическая черта личности, привлекались и анализировались в основном работы ученых-психологов.

Следует отметить, что проблемы конформизма и конформности давно и плодотворно исследуются учеными-психологами, среди которых в первую очередь следует назвать работы Агаль-цова A.M., Бакеева В.А., Вкаловой И.Т., Коломинского Я.Л., Оботуровой И.А., Сопикова А.П., Чудновского В.Э., Шихирева П.Н.

Многие авторы, активно и всесторонне исследующие проблемы современного состояния буржуазного общества, кризиса буржуазной идеологии и культуры, касались в том или ином контексте конформизма,как феномена буржуазного общества, однако лишь попутно*. т .— -———

См.: Антонович И.И. Капитализм и социальный контроль. М., 1978, Социальная патология капитализма. Конкретно-исторический анализ. Минск, 1974, Социология США: проблемы и поиски решений. Минск, 1976; Ашин Г.К. Доктрина "массового об

Эества". M., 1971; Баталов Э.Я. Философия бунта. М., 1973, оциальная утопия и утопическое сознание в США. M., 1982: Гаджиев К.С. США: эволюция буржуазного сознания. M., 1981; Гуревич П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание. М., 1980; Замошкин Ю.А. Кризис буржуазного индивидуализма и

Большое значение при разработке данной темы имеют общие методологические работы, исследующие проблемы соотношения личности и общества в философском, социологическом и психологическом аспектах. Это труды Буевой Л.П., Кона И.С., Бонаше-ка М., Мокроносова Г.В., Москаленко А.Т., Нарского И.С., Ой-зермана Т.И., Форхольцера Й. Положения и выводы, содержащиеся в работах этих авторов в значительной степени применимы к нашему исследованию, так как конформизация массового сознания в капиталистическом обществе идет в общем русле процесса социальной детерминации человека.

В области социальной психологии к проблеме конформизма обращались такие советские и зарубежные ученые как Андреева Г.М., Бобнева М.И., Вичев В., Кон И.С., Парыгин Б.Д., Петровский A.B.

В этическом аспекте конформизм и близкие к нему явления мещанства, эгоизма рассматривались в книгах Бачинина В.А., Петрова Ф.Э. Титаренко И.И.

Важными для исследования явились также работы Гака Г.М., Донцова А.И., Иванова В.Г., Князева Б.В., Ратникова В.П., посвященные диалектике личности и коллектива, проблемам социалистического коллективизма.

Изучению конформизма посвящены работы теоретиков "социального критицизма" США: Э.Фромма, Д.Рисмена, К.Кенистона, Ч.Рейча, Р.Мак-Ивера и др. Критический анализ этих социологических концепций также внес значительный вклад в социальноличность. М., 1966, Личность в современной Америке. М., 1980; Карцева E.H. "Массовая культура" в США и проблема личности. М., 1974, Кон.И.С. Социологияличности. М.,1967; Кукаркин A.B. По ту сторону расцвета. М.А 1974; Лейбин В.М. Философия социального критицизма в США. М., 1976* Новиков Н.В. Мираж "организованного общества". М., 1974; Феофанов O.A. США: реклама и общество, м., 1974. философское исследование конформизма.

Социально-философский анализ конформизма предполагает выделение наиболее существенных и общих черт этого феномена, обусловленных конкретно-историческим уровнем всей совокупности социально-экономических условий буржуазного общества, раскрытие его социальной сущности, средств формирования, направлений функционирования в общественной структуре капитализма.

Цель и основные задачи исследования.

- Исследовать конформизм в социально-философском аспекте, показать его отличие как социального явления от конформности как психологического свойства сознания;

- показать социальную сущность конформизма, его детерминированность социально-экономическими условиями капиталистического общества;

- с позиции исторического материализма дать сущностное определение конформизма, недостаточно разработанное в советской философской литературе;

- рассмотреть конкретные средства формирования конформизма как социального феномена буржуазного общества;

- вскрыть связь конформизма с религией, показать их взаимообусловленность и диалектическое взаимодействие;

- критически проанализировать теоретические концепции конформизма в течении "социального критицизма" СМ;

- выявить альтернативу конформизма как социального явления буржуазного общества, пути и средства его преодоления.

Эти задачи решаются путем анализа социальной сущности, объективных условий формирования и уровней конформизма как сложного, полиструктурного общественного явления капиталистического общества. В диссертации рассмотрены конкретные средства, в совокупности представляющие собой механизм формирования конформистского мировоззрения: идеопсихологичес-кое воздействие буржуазной пропаганды в сфере производства, потребительская идеология и психология, основывающаяся на провоцирующих стандартах капиталистической рекламы, средства массовой информации и "массовая культура", порождающие пассивную, конформистскую адаптацию к буржуазным общественным условиям.

Выявлена диалектическая взаимосвязь конформизма и религии, выступающей, с одной стороны, формой конформизма, а с другой,- специфическим средством его формирования.

Критический анализ концепций конформизма в "социальном критицизме" США. позволил вскрыть методологическую и теоретическую несостоятельность исследований буржуазных авторов, обосновать подлинную альтернативу конформизма и пути его преодоления на основе революционного разрешения социально-экономических и культурных противоречий капиталистического общества.

Методологическая и теоретическая основа диссертации. Теоретической и методологической основой диссертации служат труды классиков марксизма-ленинизма, имеющие принципиальное значение для понимания и анализа закономерностей и противоречий капиталистического общественного развития, теории личности, социальной природы конформизма и путей его преодоления как формы "мнимой коллективности" и негативной социальной позиции в условиях буржуазного общества.

Автор в своем исследовании опирался на партийные и государственные документы - Программу КПСС, материалы и решения ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС, пленумов ЦК КПСС, различные документы партии, Конституцию СССР, в которых дан глубокий анализ и оценка проблем идеологической борьбы и коммунистического строительства.

В своей работе диссертант опирается на категориальный, аппарат марксистско-ленинской философии и на труды советских и зарубежных марксистских ученых по проблемам анализа социальной структуры капиталистического общества, буржуазного образа жизни, критике буржуазных философских и социологических концепций.

В качестве источников для анализа средств формирования конформизма, его взаимосвязи с религией и критических исследований буржуазных концепций конформизма использовались работы американских философов и социологов, материалы буржуазной периодической печати.

Научная новизна исследования, заключается в обосновании правомерности, необходимости выявлений специфики социально-философского аспекта изучения конформизма как общественного явления буржуазного общества.

Впервые в плане исторического материализма исследованы социально-экономические корни, социальная сущность, формы проявления, социальные функции и средства формирования конформизма как социального феномена капиталистического общества.

Даш сущностное определение конформизма на основании выделения в этом явлении двух уровней: индивидуального и коллективного.

Анализ конформизма осуществлен с позиций комплексного подхода: исследуемая проблема рассматривается через диалектику объективного и субъективного, причины и следствия, условия, противоречия.

Показаны конкретные средства и механизмы формирования конформистского сознания и поведения в буржуазном обществе. Манипулятивная пропаганда и регламентация в сфере производства, потребительская психология, средства массовой информации, реклама, "массовая культура" активно конформиругот индивида к буржуазной нормативно-ценностной системе, приводят к стандартизации и политической пассивности общественного сознания и поведения, "работающих" на сохранение и упрочение капиталистической социальной системы.

Впервые в советской философской и атеистической литературе прослежена связь религии и конформизма. Для анализа взаимодействия этих социальных феноменов диссертант вводит в научный оборот ряд ранее не рассматривавшихся работ и концепций американских социологов, конкретный социологический материал западных авторов по данной проблеме. На примере США. выявляется их двоякая взаимообусловленность: будучи формой проявления конформизма, религия в то же время выступает специфическим, эффективно используемым буржуазной пропагандой, средством его формирования. Диссертант приходит к теоретическому выводу о тесном взаимодействии этих социальных феноменов, их общей идеологической и социально-политической направленности - нейтрализации социальной активности масс, "канализировании" ее в безопасное для господствующих классов русло.

Автором проведен также обобщающий критический анализ концепций конформизма представителями школ "социального критицизма" США., показано, что несмотря на критический пафос теоретиков данного социологического направления, анализ кон

V/ формизма в их работах отличается методологической несостоятельностью, буржуазной ограниченностью и субъективностью, идеалистическим взглядом на социально-исторический процесс, зачастую переходящими в открытую апологию капиталистической социальной системы.

Выявлена подлинная альтернатива конформизма в буржуазном обществе - становление коллективистского сознания и ориентации на социальную активность личности, превращение ее в действительный субъект истории и политики представляют собой альтернативу конформизму как буржуазному социальному явлению.

Обоснована идеологическая актуальность изучения конформизма в аспекте контрпропаганды, идеологического и научного разоблачения лживой, подрывной империалистической пропаганды*, критики антикоммунистических измышлений о "тотальном конформизме" социалистического общества и его апологии в условиях капитализма.

Практическая значимость работы. Сформулированные в диссертации положения и выводы дополняют философский и социологический анализ социально-экономической и политической системы капитализма, способствуют более полному осмыслению социальных процессов буржуазного общества, раскрывают место и специфику конформизма в общей структуре негативных социальных явлений капиталистического общества. Положения и выводы диссертации могут быть использованы при решении задач, поставленных перед общественными науками ХХУТ съездом КПСС, постановлениями партии и правительства^ пропагандистской и контрпропагандистской практике, давая ей новые аргументы и факты

1 Материалы Пленума ЦК КПСС. 14-15 июня 1983 г. М., 1983,

С • 7 • для социально-политического анализа конформизма, разоблачения клеветнических измышлений о социалистическом образе жизни, природе социалистического коллективизма и гуманизма.

В научной работе теоретические положения и выводы диссертации могут быть полезны при дальнейшем исследовании углубления общего кризиса капитализма, анализа противоречий буржуазного общественного развития, социальных проблем и явлений капитализма. Они могут быть включены в курсы преподавания исторического материализма, атеизма, научного коммунизма, марксистско-ленинской этики, в спецкурсы, посвященные проблемам буржуазного образа жизни, буржуазной морали, критике западной философии и социологии.

Материалы диссертации могут найти практическое применение в деятельности партийных и общественных организаций по контрпропаганде и коммунистическому воспитанию трудящихся.

Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в процессе коммунистического воспитания трудящихся нашей страны, в борьбе с рецидивами мелкобуржуазной психологии и определенными проявлениями конформистских тенденций, таких как "запоздалое гражданское становление и политическая наивность, иждивенчество

Апробация работы. По теме диссертации автором были сделаны сообщения на научных конференциях: "Философское наследие В.И.Ленина и актуальные вопросы борьбы против буржуазной идеологии" (Запорожье, 1983 г.), "Книга В.И.Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" и ее значение для современного естествознания" (Москва, 1984 г.) и на научно-практической конференции "Современная молодежь и идеологическая

1 Материалы Пленума ЦК КПСС. 14-15 июня 1983 г. М., 1983, с.73, 55. борьба" (Омск, 1984 г.).

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии естественных факультетов МГУ им.М.В.Ломоносова и рекомендована к защите.

Структура работы. Задачи реализации целевых установок исследования, логика изложения материала определили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-философский анализ конформизма как явления буржуазного общества"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги нашего исследования, можно сделать следующие обобщающие выводы.

Современный капитализм находится в состоянии глубокого кризиса, охватывающего все стороны общественной жизни. Система государственно-монополистического господства приходит во все более острое противоречие с общественным характером производства, с назревшими потребностями материального и духовного развития общества, с интересами классов и социальных групп, составляющих большинство населения развитых капиталистических стран. В этом в конечном счете заключается коренная причина углубляющегося кризиса духовной жизни буржуазного общества, возрастания социально-политической напряженности, прогрессирование негативных социальных связей и разложения коллективности, формой проявления которых выступает конформизм.

Конформизм в современном буржуазном обществе выступает не просто психологической реакцией индивида на острые социально-политические и моральные проблемы и противоречия, а приобретает статус социального явления, доминирующей тенденции развития массового буржуазного сознания.

Конформизм - явление многоуровневое и полиструктурное. На индивидуальном уровне он выступает в качестве специфической социальной позиции личности, формой ее негативной социализации, на коллективном конституирует себя в форме "мнимой коллективности", "суррогата общения".

Социально-политический конформизм порождается объективными, социально-экономическими условиями капитализма. Отчужденный труд, теряющий для человека свой смысл и значение, усложненность и анонимность аппарата власти, затушеванность механизмов ее осуществления, бюрократизация основных сфер общественной жизни, сведение полноты жизни кготребительству приводят к тому, что общественно-политическая деятельность личности оказывается возможной только в единственной форме -форме конформизма, пассивного подчинения тотальному господству со стороны правящего класса.

Господство крупного капитала держится не просто насильственным подавлением трудящихся, но опирается на широкую социальную базу, формируемую путем конформирования значительных социальных слоев к буржуазной нормативно-ценностной системе, социально-политическим доктринам и установкам. Эту базу составляют так называемые новые "средние слои", мелкая буржуазия, представляющая по словам К.Маркса "переходный класс, в котором взаимно притупляются интересы двух классов*. Искаженные,классово смазанные социально-политические ориентации средних слоев позволяют буржуазной пропаганде превратить их в удобный объект манипулирования сознанием, насаждения конформистского мировоззрения и поведения.

Социальная сущность конформизма на всех уровнях и во всех формах его проявления заключается в функционировании его в условиях капиталистического общества в качестве средства социального контроля, сохранения "статус-кво" капиталистической общественной системы.

Феномен конформизма с его специфической социально-регулятивной функцией выступает не только социально детерминированной сущностной чертой современной общественно-полити

Маркс К. Восемнадцатое Энгельс Ф. Соч., т.8, с ческой и духовной жизни капитализма, но и активно формируется буржуазной идеологией и пропагандой.

Направленный поток тенденциозно отобранной информации дает конформизму дополнительный импульс распространения, определяя социально-ценностные установки, и, следовательно, поведенческую ориентацию масс. Средства массовой информации навязывают индивиду мировоззренческие ориентиры извне, прививают нормы и стандарты капиталистического отчужденного образа жизни, направляют его социальную активность в сферу потребления и эскапизма. Господствующий класс, пользуясь ключевыми постами в системах средств массовой информации, образования, воспитания, науки и культуры, пытается с их помощью осуществить такие сдвиги в массовом сознании, которые привели бы к перемещению основных социально-политических ориентаций и целей трудящихся из области классовой политики в сферу конформистского потребительства и пассивности.

Этой же цели служит и "массовая культура", причем пропаганда, осуществляемая на уровне искусства, оказывается особенно эффективной. Политический и пропагандистский характер приобретает реклама - ее основной функцией становится создание пробуржуазных "имиджей" и стереотипов, навязывание модели "американского образа жизни", интеграция трудящихся масс в капиталистическую общественную систему.

Особое место в системе средств формирования конформизма занимает .религия. Используя специфически религиозный арсенал средств идеопсихического воздействия на массы, она направляет активность трудящихся в "тупиковые" каналы эскапизма, отрешения от земных проблем и пассивного приспособления к буржуазной действительности.

Процесс дегуманизации и нивелирования человеческой индивидуальности привлекли к себе внимание многих буржуазных философов и социологов. Остро поставив проблему критики современного буржуазного общества, таких его социальных явлений как конформизм, моральный релятивизм, нигилизм, они, тем не менее оказались неспособными дать объективный, подлинно научный анализ негативным социальным феноменам капиталистического общества, вскрыть их социальную сущность и условия формирования, наметить пути искоренения. Идеалистический взгляд на социально-исторический процесс, преувеличение роли психического, утопичность и реакционность позитивных программ привели социальных критиков лишь к абстрактно-гуманистической, либеральной критике буржуазных общественных пороков, "критическая форма" которых активно используется в арсенале идеологических средств антикоммунизма.

Массовое сознание в капиталистическом обществе всегда отражало и отражает различия в социально-классовом положении людей, в их социально-политическом опыте. Но при всей его внутренней неоднородности и дифферецированности его сегодня характеризуют поиск выхода за пределы кризисной капиталистической действительности, интерес и тяга к реальному социализму, марксистско-ленинской идеологии, включающей в себя подлинные гуманные принципы коллективизма, товарищеской взаимопомощи, активной жизненной позиции личности. Марксизм-ленинизм дает трудящимся массам капиталистических стран не только понимание антагонистического характера современного капитализма, негативных буржуазных социальных процессов, в том числе и конформизации массового сознания, но и раскрывает конкретные пути искоренения этих антигуманных явлений, пути социальной деятельности для построения общества будущего.

Марксистско-ленинская идеология полностью отвечает потребностям адаптации широких народных масс к самым сложным проблемам и коллизиям современного мира. Особое место в пропаганде идей марксизма-ленинизма, в преодолении общественных настроений конформистской пассивности и индифферентности принадлежит коммунистическим и рабочим партиям капиталистических стран, их умению "трезво следить за действительным состоянием сознательности и подготовленности. именно всей трудящейся массы (а не только ее передовых людей)"*.

Становление коллективистского сознания, активной гражданской позиции, переход от пассивно-конформистской жизненной ориентации к активному поиску новых мировоззренческих установок знаменуют собой альтернативу и процесс преодоления конформизма. Осуществление в социалистическом обществе принципов коллективизма, активной жизненной позиции представляет собой не только альтернативу конформизма, но и глубокий гуманизм революционной пролетарской практики и связанный с ним гуманизм полного расцвета и развития человеческой личности, ее творческих сил и потенций, гуманизм высших достижений духовной культуры человечества. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. - Полн. собр.соч., т.41, с.42.

 

Список научной литературыМаслова, Оксана Анатольевна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Маркс К. к Р. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1, с.372-378.

2. Энгельс Ф. Положение Англии. Томас Кармиль. "Прошлое и настоящее".-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1, с.572-597.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство или критика "критической критики". Соч., т.2, с.2-230.

4. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З, с.1-4.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., т.З, с.7-544.

6. Маркс К. Нищета философии. Ответ на "Философию нищеты" г-на Прудона. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4, с.65-185.

7. Маркс К. Морализирующая критика и критизирующая мораль. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4, с.291-321.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч., т.4, с.419-459.

9. Энгельс Ф. Революция и контрреволюция в Германии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.8, с.3-113.

10. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонопарта. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.8, с.115-217.

11. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.13, с.5-9.

12. Маркс К. Гражданская война во Франции. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.17, с.317-370.

13. Маркс К. Политический индифферентизм. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.18, с.296-301.

14. Маркс К. Критика Готтской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.19, с.9-32.

15. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.19, с.185-230.

16. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., ¡Энгельс Ф. Соч., т.20, с.1-338.

17. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственностии государства. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч., т.21, с.23-178.

18. Маркс К., Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии. Соч., т.21, с.273-317.

19. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23-25, чЛ, П.

20. Маркс К. Энгельсу Ф. 27 июня 1867 г. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.31, с.265-266.

21. Энгельс Ф. Э.Борнштейну 31 янв. 1882 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.31, с.215-219.

22. Энгельс Ф. П.Эрнсту 5 июня 1890 г. - Маркс К., Энгельс Ф., т.37, с.350-353.

23. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42, с.41-174.

24. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, чЛ.

25. Маркс К. Экономическая рукопись 1861-1863 гг. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.47.

26. Ленин В.И. Что такое "друзья" народа и как они воюют против социал-демократов? Полн.собр.соч., т.1,с.125-312.

27. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г.Струве. Полн.собр.соч., т.1, с.347-534.

28. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся. -Полн.собр.соч., т.2, с.505-550.

29. Ленин В.И. 0 промышленных судах. Полн.собр.соч., т.4, с.274-287.

30. Ленин В.И. Что делать? Полн.собр.соч., т.6, с.1-192.

31. Ленин В.И. Шаг вперед, два шага назад. (Кризис в нашей партии). Полн.собр.соч., т.8, с.185-414.

32. Ленин В.И. Самодержавие и пролетариат. Полн.собр. соч., т.9, с.126-136.

33. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. Полн.собр.соч., т.12, с.99-105.

34. Ленин В.И. Социализм и религия. Полн.собр.соч., т.12, с.142-147.

35. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии. -Полн.собр.соч., т.17, с.415-426.

36. Ленин В.И. Классы и партии в их отношении к религии и церкви.-Полн.собр.соч., т.17, с.429-438.

37. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр.соч., т.18, с.7-384.

38. Ленин В.И. О фракции сторонников отзовизма и богостроительства. Полн.собр.соч., т.19, с.74-108.

39. Ленин В.И. Исторические судьбы учения Карла Маркса. -Полн.собр.соч., т.23, с.1-4.

40. Ленин В.И. Три источника и три составные части марксизма. Полн.собр.соч., т.23, с.40-48.

41. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. Полн.собр.соч., т.24, с.113-150.

42. Ленин В.И. Приемы борьбы буржуазной интеллигенции против рабочих. Полн.собр.соч., т.25, с.321-352.

43. Ленин В.И. Карл Маркс. Полн.собр.соч., т.26, с.43-93.

44. Ленин В.И. Под чужим флагом. Полн.собр.соч., т.26, с.131-154.

45. Ленин В.И. Крах П Интернационала. Полн.собр.соч., т.26, с.195-200.

46. Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма.-Полн.собр.соч. , т.27, с.299-426.

47. Ленин В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т.28.

48. Ленин В.И. Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. 25-26 октября 1917 г. Полн. собр.соч., т.35, с.7-29.

49. Ленин В.И. Доклад на П Всероссийском съезде профсоюзов. 20 января 1919 г. Полн.собр.соч., т.37,с.435-453.

50. Ленин В.И. Великий почин. Полн.собр.соч., т.39, с.1-29.

51. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. -Полн.собр.соч., т.41, с.1-104.

52. Ленин В.И. 0 значении воинетвугощего материализма. -Полн.собр.соч., т.45, с.23-33.

53. Ленин В.И. И.И.Скворцову-Степанову 19 марта 1922 г. -Полн.собр.соч., т.54, с.209-210.

54. П. Официально-документальные материалы

55. ПЛ. Программа Коммунистической партии Советского Союза. -М.: Политиздат, 1977. 144 с.

56. П.2. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. -256 с.

57. П.З. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.

58. П.4. Пленум Центрального комитета КПСС. 14-15 июня 1983г. Стенографический отчет. М., Политиздат, 1983. 222 с.

59. П.5. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1977. 62 с.

60. П.6. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. М., Политиздат, 1979. 16 с.

61. П.7. Международное Совещание коммунистических и рабочих партий. Документы и материалы. Москва, 5-17 июня 1969г. М.: Прага, 1969. - 878 с.1. Ш. Книги и статьи

62. Ш.1. Актуальные вопросы современной идеологической борьбы. М., Политиздат, 1980. 446 с.

63. Ш.2. Ананьева М.И., Иконникова Г.И. Новые тенденции современной буржуазной социологии. (Критический анализм). М., Мысль, 1983, 80 с.

64. Ш.З. Андреева Г.М., Богомолова H.H., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. М., изд-во МГУ, 1978. 271 с.

65. Ш.4. Андреева Г.М. Социальная психология. Москва, изд-во МГУ, 1980. 414 с.

66. Ш.5. Антонович И.И. Американская буржуазная аксиология на службе империализма. Минск, Наука и техника, 1967. -131 с.

67. Ш.6. Антонович И.И. Капитализм и социальный контроль. (Критика теории и практики социального контроля в буржуазной социологии). М., Мысль, 1978. 184 с.

68. Ш.7. Антонович И.И. "Общество изобилия": иллюзия и действительность. (Империализм США как общественно-экономическая система). М., Знание, 1976. 64 с.

69. Ш.8. Антонович И.И. Социальная патология капитализма.

70. Конкретно-исторический анализ. Минск, Беларусь, 1974. -279 с.

71. Ш.9. Антонович И.И. Социология США: проблемы и поиски решений. Минск, изд-во БГУ им.В.И.Ленина. 1976. 317 с.

72. ШЛО. Антясов М.В. Панамериканизм: идеология и политика. М., Мысль, 1978. 293 с.

73. Ш.П. Анчел Ева. Мифв потрясенного сознания. М., Политиздат, 1979. 175 с.

74. Ш.12. Арбатов Г.А. Идеологическая борьба в современныхмеждународных отношениях (Доктрина, методы и организации внешнеполитической пропаганды империализма). М., Политиздат, 1970. 351 с.

75. Ш.13. Арефьева Г.С. Социальная активность. (Проблема субъекта и объекта в социальной практике и познании). М., Политиздат, 1974. 230 с.

76. Ш.14. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М., Мысль, 1974. 218 с.

77. Ш.15. Ашин Г.К. Доктрина "массового общества". М., Политиздат, 1971. 190 с.

78. Ш.16. Ашин Г.К. Критика современных буржуазных концепций лидерства. М.: Мысль, 1978. 136 с.

79. Ш.17. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в капиталистических странах Запада и их влияние на молодежь. М., изд-во МГУ, 1980. 103 с.

80. Ш.18. Балуев Б.П. Ленин полемизирует с буржуазной прессой. М., Политиздат, 1977. 255 с.

81. Ш.19. Банашак М., Форхольцер Й. Человек и власть. М., Прогресс, 1973. 299 с.

82. Ш.20. Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М., Наука, 1982. 336 с.

83. Ш.21. Баталов Э.Я. Философия бунта. М.: Политиздат, 1973. -220 с.

84. Ш.22. Бачинин В.А. Мещанство как социально-нравственная проблема. М.: Знание, 1982. 64 с.

85. Ш.23. Беллами Д. Эффективность совместных действий. Проблемы мира и социализма. 1980,' № 8, с.56-69.

86. Ш. 24. Бессонов Ш>.Н. Идеология духовного подавления. М., Мысль, 1971. 295 с.

87. М., Наука, 1978. 309 с. Ш.28. Бобровский B.C. Теория "массового общества" на службе американского империализма. Минск, Наука и техника,1977. 182 с.

88. Ш.29. Бойченко Г.Г. Политическая организация США. Общественные институты и их взаимодействие с государством. Минск, изд-во ЕГУ, 1970. 539 с. Ш.ЗО. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности.

89. М., МГУ, 1968. 268 с. Ш.31. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.,

90. Мысль, 1978. 216 с. Ш.32. Буржуазная философия XX века. М., Политиздат, 1974. -334 с.

91. Ш.36. Великович Л.Н. Религия и политика в современном капиталистическом обществе. М., Мысль, 1970. 287 с. Ш.37. Великович Л.Н. Религия и церковь в США. М., Наука,1978. 143 с.

92. Ш.38. Веркор и Коронель. Квота или "сторонники изобилия".

93. М., Прогресс, 1970. 224 с. Ш.39. Вичев Васил. Мораль и социальная психика. Москва,

94. Ш.42. Волков Г. Карл Маркс: "Филистеры идут на меня". Коммунист, 1983, № 4, с.29-39.

95. Ш.43. Гаджиев К.С. США.: эволюция буржуазного сознания. М., Мысль, 1981. 254 с.

96. Ш.44. Гак Г.М. Диалектика коллективности и индивидуальности. М., Мысль, 1967. 167 с.

97. Ш.45. Голенпольский Т.Г., Шестаков В.П. США.: кризис духовной жизни (Противоборство двух культур). М., Мысль, 1982. -303 с.

98. Ш.46. Гончаров И.Ю. Прогресс и культура. Критика буржуазных концепций развития культуры и культурного прогресса. Минск, Наука и техника, 1981. 182 с.

99. Ш.47. Гуревич П.С. Буржуазная идеология и массовое сознание. М., Наука, 1980. с. 368.

100. Ш.48. Гуревич П.С. Критика буржуазных концепций идеологии. М., Знание, 1981. 64 с.

101. Ш.49. Гуревич П.С. Человек будущего: мифы и реальность. М., Молодая гвардия, 1979. 175 с.

102. Ш.50. Гуревич П.С. Социальная мифология. М., Мысль, 1983. -174 с.

103. Ш.51. Гусев А.Д. Социальная политика США: классовая сущность, проблемы, противоречия. Минск, изд-во БГУ, 1980. -174 с.

104. Ш.52. Данэм Б. Герои и еретики. Политическая история западноевропейской мысли. М., Прогресс, 1967. 504 с.

105. Ш.53. Добреньков В.И. Неофрейдизм в поисках "истины". М., Мысль, 1974. 142 с.

106. Ш.54. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., изд-во МГУ, 1979. 128 с.

107. Ш.55. Дорогова JI.H., Сафронов Б.В. Мир человека. Методологические вопросы формирования духовного мира личности. М., Мысль, 1975. 206 с.

108. Ш.56. Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. М., Наука, 1981. -352 с.

109. Ш.57. Еремин Ю.В. Заговор: буржуазная идеология и молодежь. М., Молодая гвардия. 1978. 288 с.

110. Ш.58. Жилина Л.Н., Фролова Н.Т. Проблемы потребления и воспитания личности. М., Мысль, 1969. 175 с.

111. Ш.59. Жировов B.B. Нищета доктрины потребительства. М., Политиздат, 1976. 63 с.

112. Ш.60. Замошкин Ю.А. Кризис буржуазного индивидуализма и личность. М., Наука, 1966. 328 с.

113. Ш.61 Замошкин Ю.А. Личность в современной Америке. М., Мысль, 1980. 246 с.

114. Ш.62. Здравомыслов А., Лейн Д. Массовое сознание в фокусе идеологической борьбы. Проблемы мира и социализма, 1980, № II, с.78-81.

115. Ш.63. Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. Киев, Наукова думка, 1982. 113 с.

116. Ш.64. Иванов В.Г. Коллектив и личность. Л., ЛГУ, 1971. -120 с.

117. Ш.65. Иванов В.Г. Коллективизм или конформизм: проблемы взаимосвязи коллектива и личности в современной идеологической борьбе. Л., Лениздат, 1980. 167 с.

118. Ш.66. Иванов В.Н. Трудовой коллектив субъект социального управления. М., Мысль, 1980. - 158 с.

119. Ш.67. Идеологическая борьба в современном мире. Киев, Наукова думка, 1978. 291 с.

120. Ш.68. Идеологическая борьба и социальные изменения в современном мире. Днепропетровск, 1974. 169 с.

121. Ш.69. Идеологическая деятельность современного империалистического государства. М., Наука, 1972. 234 с.

122. Ш.70. История и психология. М., Наука, 1971. 384 с.

123. Ш.71. Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М., Политиздат, 1974. 328 с.

124. Ш.72. Кайзеров H.H. Патология потребительства. М., Политиздат, 1977. 134 с.

125. Ш.73. Каримский A.M. Проблема гуманизма в современной американской философии. М., изд-во МГУ, 1978. -204 с.

126. Ш.74. Карпец И.И. Борьба с антиподами коммунистической морали. М., Знание, 1981. 48 с.

127. Ш.75. Карцева E.H. "Массовая культура" в США и проблема личности. М., Наука, 1974. 191 с.

128. Ш.76. Кайзеров Н.М. Идеологические диверсии. М., Политиздат, 1979. 269 с.

129. Ш.77. Классовый подход к формированию и удовлетворениюсоциальных потребностей. Минск, изд-во ЕГУ, 1981. -238 с.

130. Ш.78. Князев Б:В. Коллектив ассоциация коммунистической формации. М., МГУ, 1979. - 119 с.

131. Ш.79. Коваленко В.И. Крах буржуазных идей "трансформации" капитализма. М.: Московский рабочий, 1983. 142 с.

132. Ш.80. Ковальский H.A. Католицизм и мировое социальное развитие. М., Наука, 1974. 183 с.

133. Ш.82. Коллектив и личность. М., Наука, 1975. 262 с.

134. Ш.83. Кон И.С. Психология юношеского возраста. (Проблемы формирования личности). М., Просвещение, 1979. -175 с.

135. Ш.84. Кон И.С. Социология личности. М., Политиздат, 1967. -383 с.

136. Ш.85. Корнеев М.Я. Критика современных буржуазных концепций личности. М., 1975. 62 с.

137. Ш.86. Коробейников B.C. Духовное общение, обмен информацией, идеологическая борьба. М., Политиздат, 1976. -143 с.

138. Ш.87. Коробейников B.C. Идолы века. Средства массовой информации и капитализм. М., Молодая гвардия, 1972. -270 с.

139. Ш.88. Косолапов В.В. Буржуазная демократия. Мифы и реальность. Киев, Наукова думка, 1981. 176 с.

140. Ш.89. Косолапов В.В. Горизонты XX века. М., Молодая гвардия, 1973. 223 с.

141. Ш.90. Косолапов H.A. Социальная психология и международные отношения. М., Наука, 1983. 270 с.

142. Ш.91. Кувалдин В.Б. Американский капитализм и интеллигенция. М., Наука, 1983. 365 с.

143. Ш.92. Кукаркин A.B. По ту сторону расцвета. Буржуазное общество: культура и идеология. М., Политиздат, 1974. -558 с.

144. Ш.93. Культура и идеологическая борьба. М., Мысль, 1979. -192 с.

145. Ш.94. Культурный прогресс: философские проблемы. М., Наука, 1984. 326 с.

146. Ш.95. Кушелева Г.И. "Массовая культура" как явление государственно-монополистического капитализма. Ростов-на-Дону, изд-во РУ, 1981. 127 с.

147. Ш.96. Ландесман П., Соломонов Ю. Спор с пессимизмом. М., Политиздат, 1971. 199 с.

148. Ш.97. Лапина М.С. Этика социальной активности личности. М., "Высшая школа", 1974. III с.

149. Ш.98. Лебедев Б.К. Исторические формы социальных типов личности (социально-философский аспект). Казань, изд-во Каз.ун-та, 1976. 181 с.

150. Ш.99. Лейбин В.М. Философия социального критицизма в США. М., Наука, 1976. 204 с.

151. Ш.100. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975. 304 с.

152. Ш.101. Леонтьев A.A. Психология общения. Тарту, 1974. -219 с.

153. Ш.102. Личность в XX столетии. М., Мысль, 1979. 260 с.

154. Ш. 103. Личность и этические проблемы. М., МГУ, 1979. -218 с.

155. Ш.104. Логанов И.И. Свобода личности. М., Мысль, 1980. -158 с.

156. Ш.105. Логический словарь справочник. М., Наука, 1975. -720 с.

157. Ш.106. Льюис Дж. Социализм и личность. М., Изд-во иностранной литературы, 1963. 110 с.

158. Ш.107. Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л-д, Наука, 1983. 176 с.

159. Щ.108. Мансуров В.А. Критический анализ теории восприятия массовой коммуникации в американской социологии и социальной психологии. В сб., Вопросы теории и методов идеологической работы. Вып.7, М., Мысль, 1977. -246-266 с.

160. ШЛ09. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М., Наука, 1981. 463 с.

161. Ш.ПО. Методологические проблемы социальной психологии. М., Наука, 1975. 292 с.

162. ШЛИ. Миллс Р. Властвующая элита. М., издательство иностранной литературы, 1959. 543 с.

163. Ш.П2. Миранян A.M. Буржуазная идеология: проблемы новойпарадигмы. Вопросы философии. 1982, № II, с.74-83.

164. Ш.ПЗ. Митрохин Л.Н. Американские миражи. М., Молодая гвардия, 1962. 318 с.

165. Ш.П4. Митрохин Л.Н. Негритянское движение в США.: идеология и практика. М., Мысль, 1974. 199 с.

166. Ш.П5. Митрохин JI.H. Понятие религии у К.Маркса. Вопросы философии, 1983, № 8, с.44-58.

167. Ш.П6. Митрохин Л.Н. "Религии нового века" в США. Вопросы философии, 1982, №4, с.73-81.

168. Ш.П7. Митрохин Л.Н. Религиозные "культы" в США. М., Знание, 1984. 63 с.

169. Ш.П8. Мифы буржуазной журналистики. Под ред. Я.Н.Засур-ского. М., Мысль, 1979. 288 с.

170. Ш.П9. Мокроносов Г.В., Москаленко A.M. Методологическиепроблемы исследования общественных отношений и личности. Изд-во Наука, Новосибирск, 1981. 293.

171. Ш.120. Мотяшов В.П. Потребляющий мир: за и против. М., Молодая гвардия. 1976. 271 с.

172. Ш.121. Мшвенирадзе В.В. Современное буржуазное политическое сознание. М., Наука, 1981. 445 с.

173. Ш.122. Надель С.Н. Современный капитализм и средние слои. М., Наука, 1978. 381 с.

174. Ш.123. Нарский И.С. Отчуждение и труд. По страницам произведений К.Маркса. М., Мысль, 1983. 144 с.

175. Ш.124. Научно-техническая революция и социальная психология. М., Наука, 1981. 157 с.

176. Ш.125. Никитин Л.Н. Общественная психология как объект социального управления. Ростов-на-Дону, изд-во Рост, ун-та, 1983, 154 с.

177. Ш.126. Новиков А.И. Мещанство и мещане. Л-д, Лениздат, 1983. 151 с.

178. Ш.127. Новиков H.B. Мираж "организованного общества".

179. М., Политиздат, 1974. 213 с. Ш.128. Нравственная жизнь человека. Искания. Позиции.

180. Поступки. М., Мысль, 1982. 295 с. Ш.129. Общая психология. Под ред. А.В.Петровского. М.,

181. Просвещение, 1977. 479 с. Ш.130. Общество против человека. Критика антигуманной сущности современного капитализма. Минск, изд-во БГУ, 1983. - 302 с. Ш.131. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма.

182. М., Мысль, 1974. 572 с. Ш.132. Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность. Социально-психологические проблемы. М., Политиздат, 1978. - 237 с. Ш.133. Парыгин Б.Д. Общественное настроение. М., Мысль, 1966. - 327 с.

183. Ш.134. Парыгин Б.Д. Социальная психология как наука. Л-д,

184. Лениздат, 1967. 259 с. Ш.135. Петров Н.М. Критика доктрины потребительского общества. Кишинев, Штиинца, 1983. - 159 с. Ш.136. Петров Э.Я. Эгоизм. Философско-этические очерки.

185. М., Наука, 1969. 205 с. Ш.137. Петровский A.B. Еще раз об устойчивости личности, независимости и конформности. Вопросы психологии, 1975, Щ 2, с.58-67. Ш.138. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив.

186. М., Политиздат, 1982. 253 с. Ш.139. Петровский A.B. О психологии личности. М., Знание, 1971. - 64 с.

187. Ш.140. Платонов К.К. Коллектив и личность. М., Наука, 1975. 263 с.

188. Ш.141. Платонов К.К. Что изучает общественная психология.

189. М., Знание, 1971. 48 с. Ш.142. Попов Н.П. Политизация массового сознания в США.

190. М., Наука, 1981. 160 с. Ш.143. Попов С.И. Социализм и оптимизм. М., Политиздат, 1981. - 304 с.

191. Ш.144. Попов С.И. Социальный пессимизм в системе современ-ной^бу|ж^азной^и^еологии. Вопросы философии,

192. Ш.145. Проблема человека в современной философии. М., Наука, 1969. 431 с.

193. Ш.146. Проблемы мира и социального прогресса в современной философии. М., Политиздат, 1983. 320 с.

194. Ш.147. Проблемы на художествената култура. София, 1976. -306 с.

195. Ш.148. Проблемы социальной психологии и пропаганда. М., Политиздат, 1971. 181 с.

196. Ш.149. Психологическая теория коллектива. Под редакцией А.В.Петровского. М., Педагогика, 1979. 239 с.

197. Ш.150. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., Наука, 1979. 335 с.

198. Ш.151. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., Наука, 1976.- 368 с.

199. Ш.152. Райнов Богомил. Массовая культура. М., Прогресс, 1979. 485 с.

200. Ш.153. Ратников В.П. Коллектив как социальная общность. М., изд-во МГУ, 1978. 216 с.

201. Ш.154. Резвицкий И.И. Философские основы теории индивидуальности. Л., Изд-во ЛГУ, 1973. 175 с.

202. Ш.155. Религия и церковь в капиталистических странах. М., Мысль, 1977. 362 с.

203. Ш.156. Религия и церковь в современную эпоху. М., Мысль, 1976. 328.

204. Ш.157. Роднянская И.Б.Давыдов Ю.Н. Социология контркультуры. М., Наука, 1980. 263 с.

205. Ш.158. Руководство и лидерство. Л., изд-во ЛГУ, 1973. -141 с.

206. Ш.159. Ручка А.А. Социальные ценности и нормы. Киев, Наукова думка, 1976. 152 с.

207. Ш.160. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л-д, Наука, 1979. 264 с.

208. Ш.161. Скворцов Л.В. Субъект истории и социальное самосознание. М., Политиздат, 1983. 263 с.

209. Ш.162. Словарь по этике. М., Политиздат, 1975. 391 с.

210. Ш.163. Смирнов Н.В. Ложное сознание. Донецк, изд-во ДГУ, 1968. 273 с.

211. Ш.164. Современная буржуазная идеология в США (Некоторыесоциально-идеологические проблемы). Под ред.Ю.А.За-мошкина. М., Мысль, 1967. 342 с.

212. Ш.165. Современная буржуазная социология на службе государственно-монополистического капитализма. JI-д, изд-во ЛГУ, 1979. 132 с.

213. Ш.166. Современное политическое сознание в США. М., Наука, I960. 446 с.

214. Ш.167. Современный экзистенциализм. М., Мысль, 1966. -567 с.

215. Ш.168. Социальная психология. Под ред. Г.И.Предвечного, Ю.А.Шерковина. М., Просвещение, 1975. 319 с.

216. Ш.169. Социальная философия Франкфуртской школы. (Критические очерки). М., Мысль Прага, Свобода, 1975. -358 с.

217. HI.I70. Социально-политические теории современной буржуазной идеологии. (Критический анализ). М., Наука, 1981. 294 с.

218. Ш.171. Социология и идеологическая борьба: критический анализ буржуазных социологических концепций. Отв. ред. В.Н.Иванов. М., Институт социол.исслед. АН СССР, 1978. 170 с.

219. Ш.172. Социология и идеология. М., Наука, 1969. 464 с.

220. Ш.173. Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., Прогресс, 1965. 681 с.

221. Ш.174. Старостенко A.M., Яковлев В.А. Мещанство идейный противник научного коммунизма. Алма-Ата, Казахстан, 1975. - 112 с.

222. Ш.175. Стиль жизни личности: теоретические и методологические проблемы. Киев, Наукова думка, 1982. 372 с.

223. Ш.176. Столин В.В. Самосознание личности. М., изд-во МГУ, 1983. 286 с.

224. Ш.177. Тарасова Г.Е. О новых приемах манипулятивного воздействия на общественное мнение в капиталистических странах. В сб.: Вопросы теории и методов идеологической работы. Вып.7, М., Мысль, 1977. - с.264-278.

225. Ш.178. Терехова О.В. Индустрия досуга в США. М., Наука, 1983. 176 с.

226. Ш.179. Тирания вещей. М., Политиздат, 1983. 222 с.

227. Ш.180. Титаренко А.И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа. М., Политиздат, 1976. 186 с.

228. Ш.181. Титаренко А.И., Воронцов Б.Н. О понятии отчуждения в системе категорий марксизма. Вопросы философии, 1978, № II, с.37-45.

229. Ш.182. Титаренко Л.Г. "Технологический детерминизм": концепции, идеологические функции. Минск, изд-во ЕГУ, 1981. 136 с.

230. Ш.183. Уледов А.К. Взаимодействие идеологии и общественной психологии в процессе идеологического воздействия. -В сб.: Вопросы теории и методов идеологической работы. Вып.7, М., Мысль, 1977, с.3-21.

231. Ш.184. Уэст Джиме. Внешняя политика американского империализма угроза существованию человечества. - Политическое самообразование, 1983, № 12, с.117-123.

232. Ш.185. Феофанов O.A. Стереотип и "имежд" в буржуазной пропаганде. Вопросы философии, 1980, № 6, с.89-100.

233. Ш.186. Феофанов O.A. СМ: реклама и общество. М., Мысль, 1974. 260 с.

234. Ш.187. Философская энциклопедия в 5-ти томах. М., Советская энциклопедия, 1960-1970 гг.

235. ШЛ88. Философский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1983. 837 с.

236. Щ.189. Французские повести. М., Молодая гвардия, 1972. -392 с.

237. Ш.190. Фурман Д.Е. Религия и социальные конфликты в США. М., Наука, 1981. 255 с.

238. Ш.191. Хайзе В. В плену иллюзий. Критика буржуазной философии в Германии. М., Прогресс, 1968. 670 с.

239. Ш.192. Хмелев И.С. Социальные контрасты и проблемы США. Киев, Наукова думка, 1976. 151 с.

240. Ш.193. Холл Г. Карл Маркс и современное революционное движение. Коммунист, 1983, № 14, с.15-27.

241. Ш.194. Холл Гэс. Отказаться от мифов, посмотреть в лицо действительности. Коммунист, 1981, № 5, с.ПЗ-120.

242. Ш.195. Холличер В. Личность и гуманизм. М., Прогресс, 1981. 174 с.

243. ШЛ96. Худавердян В. Бунт или политическая активность? М., Молодая гвардия, 1978. 158 с.

244. Ш.197. Чарквиани Д.А. Информация, противоречие и смена социальных установок. Тбилиси, 1980.93 с.

245. Ш.198. Человек в системе массовых коммуникаций. Материалы международного симпозиума 26-28 сентября 1972 г. София. София. Наука и искусство, 1973. -245 с.

246. Ш.199. Человек как объект социологического исследования. Л-д, изд-во ЛГУ, 1977. 197 с.

247. Ш.200. Чугуенко В.М. Производство, демократия, идеологическая борьба. М., Мысль, 1976. 188 с.

248. Ш.201. Чудновский В.Э. 0 некоторых исследованиях конформизма в зарубежной психологии. Вопросы психологии, 1971, № 4, с.164-174.

249. Ш.202. Шварцман К.А. Современная буржуазная этика: иллюзии и реальность. М., Мысль, 1983. 215 с.

250. Ш.203. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., Мысль, 1980. -326 с.

251. Ш.204. Шихирев П.Н. Исследования социальной установки в США. Вопросы философии. 1973, № 2, с.53-57.

252. Ш.205:. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., Наука, 1979. 227 с.

253. Ш.206. Щульга H.A. Классовая типология личности. Киев, Наукова думка, 1978. 131 с.

254. Ш.207. Щелкин А.Г. В плену новых иллюзий. М., Мысль, 1983. -157 с.

255. Ш.208. Щепаньский Ян. Элементарные понятия социологии. М., Прогресс, i960. 238 с.

256. Ш.209. Щученко В.А. Новые тупики старых идей. Л-д, Лениз-дат, 1982. 174с.

257. Ш.210. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. М., Знание, 1973. 29 с.

258. Ш.211. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., Просвещение, 1969. 316 с.

259. Ш.212. Яковлев М.В. Идеология: противоположность марксистско-ленинской и буржуазной концепций. М., Мысль, 1979. 271 с.

260. I.219« Blackham M.J. Religion in a modern society. London, 1966. 229p.

261. I.220. The image of what happened to the American dream.