автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Социально-классовая структура современных государств Восточной Африки

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Мукосе Мозес
  • Ученая cтепень: кандидата социoл. наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
Автореферат по социологии на тему 'Социально-классовая структура современных государств Восточной Африки'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-классовая структура современных государств Восточной Африки"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВАЯ СТРУКТУРА СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ ВОСТОЧНОЙ АФРИКИ (УГАНДА, КЕНИЯ И ТАНЗАНИЯ)

Специальность 22.00.04 "Социальная структура, социальные институты и процессы"

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1998

Работа выполнена на кафедре теории и истории социологии Санкт-Петербургского государственного университета.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

Доктор философских наук, профессор Бороноев А.О

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ

Доктор филологических наук, профессор Жуков А.А Кандидат философских наук, доцент Кукушкин В.И.

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:

Кафедра общественных наук, Санкт-Петербургский институт пожарной безопасности

Защита состоится 24 февраля 1998 года в......I.V.......часов на заседании диссертационного совета Д.063.57.57 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Санкт-Петербургском государственном университете.

Адрес: 193060 Санкт-Петербург, ул. Смольного 1/3, 9-ый подъезд.

С диссертацией можно ознакомится в научной библиотеке им. A.M. Горького Санкт-Петербургского государственного университета.

Автореферат разослан ".^'..Я..1997 г. Ученый секретарь диссертационного совета к.ф.н, доцент Н.Г. Скворцов

Актуальность темы. Получение новой достоверной информации о современном состоянии восточно африканского общества, понимание процессов его социального развития делают необходимым изучение социальной структуры общества, основных ее компонентов и совокупностей связей между ними.

Исследование ограничено периодом с колониального времени до настоящего момента. Доколониальный период восточно-африканского общества имел своеобразную социально-классовую структуру, которая претерпела существенные изменения.

С 60-х гг., после получения независимости, наряду с некоторыми экономическими и политическими успехами в социальной сфере возникла кризисная ситуация. Выразилось это, прежде всего, в падении уровня жизни основной массы населения, прогрессирующей безработицы, углубляющейся социальной поляризации, невостребованности интеллектуального потенциала, маргинализации части общества. Этот печальный список может быть продолжен. Речь вдет о (неполитической) реализации возможностей независимого развития, многочисленных неиспользованных возможностях, о губительных итогах необдуманных социальных новаций, о хронической некомпетентности первых лиц государств в области социальной политики и местного управления.

Поэтому чрезвычайно важно обращение к современным социальным процессам и явлениям, в частности, к изучению социальной структуры общества региона. Как известно, динамика социальной структуры того или иного общества дает хорошую возможность понимания его состояния и прогнозирования его будущего. Сегодня вес-

ти необходимо не только конкретно-социологические, но и фундаментальные исследования на эту тему, имея ввиду специфику традиционных африканских социальных отношений.

Поэтому изучение социальной структуры, социально-экономического статуса социальных общностей и групп, образующих социальный состав, и их места в системе социальной стратификации, является весьма актуальной в научном отношении и дающей возможность познать современное состояние и прогнозировать социальные процессы и их последствия, а также позволяющей выработать рекомендации по проведению социальной политики в названном регионе.

Научная разработанность темы. В мировой социологической, экономической, политологической литературе существует широкий спектр самостоятельных подходов, направлений исследований, непосредственно или косвенно связанных с данной темой. Часть этой литературы была использована при написании данной работы и представлена в списке используемой литературы. Так, общие вопросы социальной структуры общества, ее особенностей исследованы в работах социологов и историков Гордон Л.А., Заславской Т.И., Руткевича М.Н., Кара-Мурзы A.A., Следзевского И.В., Крылова В.В., Кочаковой Н.Б., Кобищанова Ю.М., Маценко И.Б., Демкиной JI.A., Потемкина Ю.В. и угандийских авторов Мамудани М, Муджаджу А. и западных ученых Дж. Фааленд, Дж.Р. Паркинсон, П. Кеммек, Д. Пул, У. Тор-доф и др.

Состояние и тенденции изменения социальной структуры современного общества, их детерминация, проблематика социально-экономического развития конкретных социальных групп освещены в работах Комарова М. С., Радаева В. В., Шкаратана О. И., и др.

Предмет исследования. Связь социально-экономических про-

цессов с динамикой социальной структуры восточноафриканских государств, характеристика динамики стратификационных групп в условиях этого региона Африки, социальные классы и группы населения восточноафриканского общества, взаимодействие этих социальных групп.

Рост числа безработных и влияние этого фактора на морально-психологическое состояние в социальных группах, образование новых социальных групп и их место в социальной структуре общества, трайбализм и их влияние на изменение социальных структур, корреляция между изменениями, происходящими в социальном- составе и в социальной структуре современного общества.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является создание целостного научного представления о тенденциях развития социальной структуры обществ названных стран и анализ проблемы социальной интеграции в этих обществах, а также дать характеристику современного состояния, определить тенденции и пути социально-экономического развития социальных групп, определяющих социальный состав восточноафриканских стран. В диссертации осуществляется попытка изучения эволюции социальных структур региона и взаимосвязей социально-экономического положения отдельных социальных групп и их ценностных ориентаций.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие основные задачи:

1. Выявить теоретико-методологические основания для анализа социальной структуры традиционного восточноафриканского общества.

2. Установить место отдельных социальных групп в социальной структуре, их мобильность и роль в социально-экономическом развитии общества.

3. Исследовать современные тенденции изменения соотношения основных элементов социальной структуры восточноафриканского общества.

Методологическую и теоретическую основу, а также источниковедческую базу диссертации составляют труды К.Маркса, Ф.Энгельса, М.Вебера, Э. Дюркгейма, Угандийские, Кенийские и Танзанийские правительственные документы по социальным проблемам в регионе, теоретические положения и выводы, содержащиеся в трудах российских, африканских и зарубежных ученых-историков и ученых-социологов, философов, а также африканистов России и других стран.

К исследованию привлекаются данные, содержащиеся в документах международных организаций, конференций, семинаров.

Кроме того, в диссертации использованы материалы средств массовой информации восточноафриканских стран, результаты практических наблюдений диссертанта, и материалы личного общения с некоторыми профессионалами Уганды, работающими в сфере социологии, культуры и политики.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

- в определении методологии исследования динамики социальной структуры традиционного восточно-африканского общества;

- выявлении особенностей становления среднего класса (предпринимателей) как элемента социальной структуры в данном регионе;

- в определении основных стратификационных признаков в восточно-африканском обществе и исследовании мобильности;

- в выявлении особенностей взаимоотношений основных классов и социальных групп в Восточной Африке;

- в определении роли политической стабильности как фактора развития социальной структуры;

- в получении фрагмента реальной картины состояния социальной структуры общества и в прогнозировании развития социальной структуры.

Основные выводы диссертационного исследования могут быть использованы в системе управления социальными процессами, в частности, в политике формирования нового" среднего класса" и в учебно-педагогическом процессе.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследование использовались в выступлении на теоретических семинарах, проводимых на факультете, а также в рамках работы землячества студентов и аспирантов Уганды в СНГ. Основные положения диссертации использовались при работе в организации "саге international" с руководителями отдела социальной защиты в российских регионах и feed the children в Азербайджане при работе с беженцами. Диссертация обсуждалась на кафедре теории и истории социологии и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Общий объем составляет 149 станиц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется степень ее научной разработанности, предмет и цели изучения, излагается ее научная новизна и значимость.

Здесь представлена социальная структура восточно-африканского общества, подвергающегося непрерывным изменениям в ходе развития региона, обосновываются исторические основы развития и эволюции социальных структур восточно-африканского общества. О характере межозерных обществ (государства Китара) ученые до сих пор ведут споры. Большинство из них склоняются к тому, что это были раннефеодальные государства или общества, стоящие на пути к ним. Ныне к межозерным государствам некоторые исследователи применяют термин "раннее государство".1

Определение этих государств как феодальных идет от первых посетивших их европейцев. Например, английские путешественники Вильсон и Фелкин в 1882 году о Буганде писали так: "Управление Бугандой является совершенно законченной формой феодальной системы... Представители высшего ранга знати - Бакунгу - получают должности из рук короля и являются временными правителями больших областей, на которые разделено государство... Низший слой знати - батонголе - назначается королем на должности правителей территориальных кругов из числа бакопи - крестьян. Крестьяне - основная масса населения, из них формируется армия Буганды".2 Из этого видно, что социально-классовая структура региона была весьма упрощенной.

Но со времени колониализации и особенно после независимости

1 См., например, Ксенофонтова H.A., Луконин Ю.В., Панкратьев В.П. История Уганды б новое и новейшее время. М., 1984г: Балезин A.C. Африканские правители и вожди в Уганде (эволюция традиционных властей в условиях колониализма. 19621982гг.) М., 1986г.; Орлова A.C. Источники по истории общественного строя народов I ~ " у - "' - . Межозерья. - Африканский сборник. История. Т.1. М., 1963г. С. 301;

Doorbos М. Regalia Galore. The decline and Eclipse of Ankole kingship. Nairobi., 1975. и др.

2 Wilson C.T., Felkin R. W. Uganda and the Egyptian Sudan L.1882 . P.193,196.

общество изменилось, и изменилась социальная структура общества. Появились новые слои: интеллигенция, слой военных, предпринимателей, государственных служащих (и полиции), рабочих, крестьянах и маргиналые группы.

В восточно-африканских странах была традиционная социальная структура, но в колониальный и послеколониальный период происходят постоянные изменения (мобильное движение) как горизонтальное, так и вертикальное. Изменения, часто спонтанные, в развивающихся странах часто определяются отсталостью стран. В Уганде, например, простой солдат без образования стал президентом (Иди Амин). С тем, чтобы унифицировать страну, бывший президент Уганды М.Оботе упразднил монархию, но ради поддержки феодального настроения населения другой президент-Мусевени узаконил опять монархию. В государстве с системой президентского управления возрождается институт монархии и возникают весьма сложные политические противоречия (во всяком случае - в Уганде).1

Здесь дается определение понятия "социальная структура" как синоним "общественная структура" и в этом своем значении включает в себя практически все процессы и явления, происходящие в человеческом обществе.

Раскрываются особенности объекта исследования, выдвигаются задачи исследования, уточняются методологические подходы к анализу объекта, среди которых важно отметить теории и принцип историзма.

В первой главе, "Основные подходы к анализу социальной структуры в странах Восточной Африки", содержащей 2 параграфа

1 Cm. The Crusader, May 29, 1997. Kabaka breaks silence over coup reports., NY Times, June 15, 1997. Museveni and his achievements.

дается критическая оценка опыта применения концепций социальной структуры к странам рассматриваемого региона, выполненного с позиций формационного подхода. Рассмотрено 4 концепции, толкующие формационный подход и на этой основе дается ответ на вопрос о познавательных возможностях этого метода для анализа структуры постколониальных стран Африки. Вывод о познавательной ограниченности формационного подхода к странами Восточной Африки является логическим переходом к изучению опыта решения поставленных научных вопросов на основе концепций, исходящих из цивилизаци-онного подхода. Но и этот подход является ограниченным, но их можно синтезировать на основании эмпирически известного факта, что вертикальные иерархические модели социальной структуры отражают реалии африканских обществ, но при этом в одну социальную группу входят люди разных статусов.

Здесь же рассматриваются возможности теории формаций и ци-вшшзационной теории. В исследовании показываются усложняющиеся, противоречивые процессы социально-классовой дифференциации населения и в этом состоит особенность общественного развития в странах постколониальной Африки.

Показывается, что на роль субъекта исторического развития, и особенно на роль главного субъекта, все активней претендуют как постепенно складывающиеся современные классовые образования, так и различного рода неклассовые, внеклассовые, межклассовые и иные образования в виде, в первую очередь, различных традиционных общностей (кланов, племен, конфессиональных групп, этнонациональных и территориальных образований и т.д.). В этой связи встает вопрос о том, какая именно социальная группа способна взять на себя роль мотора общественного развития, стать его главным субъектом и носите-

лем. Специалисты по вопросам теории развития и планирования, много лет работавшие в Африке, Дж. Фааленд и Дж.Р. Паркинсон в этой связи указывают: "В большинстве развивающихся стран политические силы главенствуют, и небольшая правящая элита принимает ключевые решения, которые определяют цели развития".1

В Восточной Африке, как и во многих развивающихся странах, нестабильность в гораздо большей степени порождена внутриэлитар-ными конфликтами, нежели общественными движениями населения. Причина междоусобиц кроется в том, что принадлежность к властям предержащим открывает доступ к распределению ресурсов и служит источником обогащения. Так как ресурсы и количество высоких статусных позиций ограничены, неизбежно возникает борьба за обладание ими. В процессе борьбы возможны различные изменения. Происходит передача и "перетасовка карт" в пользу административной элиты (имеется в виду государственная бюрократия) за счет политической (верхушка правящей партии).

"Правящий класс", элита предстают в Восточной Африке прежде всего как продукт ускоренного развития и усиления политического веса промежуточных и средних слоев, что, в свою очередь, связано со слабостью в Восточной Африке основных классов современного общества - буржуазии и рабочего класса. "Классовое сознание более всего развито у недавно возникшего африканского среднего класса, тесно связанного с государственным аппаратом", - указывают в этой связи специалисты из Манчестерского университета П.Кеммек, Д.Пул и У.Тордоф2. Крестьянство же страдает из-за своей политической

1 Cm.International Herald Tribune. P. 1990. P. 29.

2 Commack P., Pool B., Tordoff W. Third world politics: A comparative introduction. L. 1988, Pg. 79-80.

"неорганизованности и наличия тесных родовых связей с теми самыми социальными группами в городе, которые наживались на этом положении"1.

В регионе преобладает "патронажный" вид политики, при котором стоящие у власти вознаграждают как патроны своих сторонников на более низком уровне власти. Связи между патронами и клиентами могут служить средством, укрепляющим государство, цементирующим материальный интерес.

Зарубежная социологическая литература, посвященная социально-классовой проблематике африканских стран, при всей спорности своих суждений сумела в какой-то мере ответить на вопрос о ведущем субъекте общественного развития в Африке, смогла оценить значение и влияние средних и промежуточных слоев африканского населения, и особенно бюрократии. Несмотря на незавершенность общественной дифференциации, мозаичность социальной структуры, огромный удельный вес традиционных факторов в виде трайбализма и деления общества по этническим, религиозным признакам все-таки прокладывается дорога новым ведущим субъектам социального развития, к доминированию средних и промежуточных слоев.

Противоречие и взаимодействие между современными и традиционными компонентами общества определяют всю динамику социально-классовой эволюции общества. И проблема состоит в том, какова природа этого противоречия и взаимодействия, каковы ее основные тенденции.

Одна из главных причин застоя африканских стран и прежде всего его социальной структуры, лежит в характере государства, гене-

1 \Vhitaker 1.5, Сап АМса Эитус? 1Ч.У. 1988. Рц. 56.

тически обусловленного азиатским способом производства и постоянно стремящегося к его возрождению на новой основе. Самое большое зло Африки - бюрократизированная система не только экономического, но и социального регулирования. Именно она способна создать и создает реальную угрозу замораживания нынешней социально-классовой структуры африканского общества.

Подчеркивается, что переплетение в рамках социально-классовых структур разнокачественных элементов, и особенно преобладание социальных групп доиндустриального и раннеиндустриально-го типа, не говоря уже о роли этно-социальных и культурно-исторических факторов1, придает социальным процессам в обществе исключительную сложность и драматизм. И корректный анализ этих процессов может оправдаться, видимо, лишь на основе органического сочетания цившшзационного и формационного подходов. Такое сочетание не означает, разумеется недооценки, умаления объективной, экономической стороны процесса классообразования со всей спецификой, присущей ей в африканских странах.

В связи с анализом специфики социальных отношений рассматриваются формационные и цивилизационные теории. Показываются усложняющиеся, противоречивые процессы социально-классовой дифференциации населения, которые составляют один из важнейших элементов общественного развития в странах постколониальной Африки.

Во второй главе - "Постколониальное общество: сдвиг в социальной структуре и эволюция интересов в Восточной Африке" - анализируется развитие и изменение социальной структуры трех стран

1 См. Синицына И.Е. Человек и Семья в Африке. М., 1989.

региона (Уганда, Кения, Танзания).

Постколониальная история Восточной Африки дает немало примеров нерасчлененного общественного интереса, однако после обретения независимости бывшими колониями еще какое-то время социальная структура предстает как внеклассовая, неэтническая, сугубо общенациональная. В своем развитии в постколониальный период социально-классовые структуры Восточной Африки вырастают на основе групповой, родоплеменной и конфессиональной солидарности и патронажноклиентельных отношениях. Эти традиционные связи разрывают социальную ткань формирующихся классов и слоев. Последние годы стали свидетелями резкого усиления этногрупповых, классовых, религиозных факторов. Но не останавливается и подспудное проявление факторов иного рода: тех, что связаны с развитием, при всех нынешних трудностях, современного сектора экономики и политической культуры.

Будущие перипетии взаимодействия современного и традиционного в социальных структурах трудно предсказуемы. Сегодня на социальной сцене находится и третье "действующее лицо" - растущая маргинальная часть населения, фактически исключенная из какой-либо системы общественных связей. Это взаимодействие будет существенным элементом общественного развития на протяжении длительного периода, далеко выходящего за временные рамки сколько-нибудь правдоподобного прогноза.

В главе даются краткие характеристики стран Восточной Африки (Уганда, Кения, Танзания).

До и во время колониализма были четко сформированы социально-классовые структуры, но с приобретением независимости, многое в них было утеряно. Наблюдался переворот за переворотом. В

Уганде, и сейчас в Танзании идет сепаратистский спор на Занзибаре и других регионах страны, в Кении демократически настроенная молодежь проводит различные демонстрации, а власти учиняют погромы.

Все эти процессы имеют как правило, этнические корни. В обществах региона идет трансформация традиционной родоплеменной верхушки в правящую элиту, политику которой во многом определяет процесс формирования других классов и слоев.

В этой же главе исследуются процессы образования классов и слоев в последующий исторический период, политические и этнические факторы, придающие ему региональное своеобразие. Дается научное представление об особенностях формирования местной буржуазии, правящей бюрократии, крестьянства и фермерства, служащих и интеллигенции.

В третьей главе - "Общественные интересы и пути достижения общественного согласия" - рассматриваются отношения между классами и социальными группами. Общественные интересы включают всю гамму разнообразных потребностей, оформляющихся в ходе социальной эволюции общества. В странах Восточной Африки национальные интересы, а в известной мере также классовые и групповые формировались в последние десятилетия под воздействием объективной необходимости преодоления социально-экономической отсталости. Еще несколько десятилетий назад абсолютно доминировал сугубо национальный интерес, понимавшийся даже наиболее консервативной частью общества как избавление от колониального ига. Общенациональная идея в определенном смысле собирала воедино зачастую этнически разнородное население, отодвигая на задний план партикуляристские интересы, будь то классовые, клановые, коммуналистские (общинные).

Казалось бы, ставший насущным для бывших колоний императив развития - преодоление социально-экономической отсталости -должен был, когда задачи политического освобождения были уже решены, затмить все остальные. Однако этого не произошло. Корень проблемы был и остается в объективном, исходном уровне развития этих стран(Уганда, Кения и Танзания) и в дифференциации их обществ. 70-е и 80-е годы стали свидетелями своего рода традиционали-зации современного социального элемента, будь то высококвалифицированный рабочий, служащий с высшим образованием или владеющий секретами западного менеджмента бизнесмен. Обращение к освященной многовековой историей традиции (национальной, религиозной) стало в африканском мире повсеместным, и порой трудно развести собственно классовый и национально-этнический интересы.

В ходе сложной эволюции постколониального общества формировавшиеся в его недрах социальные интересы имели как единую, так и разноплановую направленность. Объективная необходимость национальной консолидации, гармонизации интересов различных сил не отменяет неизбежное: размежевание, раскол, дифференциацию в государствах независимой Восточной Африки.

Нельзя сказать, что по мере углубления дифференциации, выявления все новых разнонаправленных социальных интересов государство и общество оставались к ним безучастны. Инстинкт самосохранения действовал всюду, но реакции тем не менее были различны. "Сверху" они, как правило, определялись природой режимов, а "снизу" - степенью политической свободы в каждом конкретном случае.

Многие режимы делали ставку на относительно гармоническое представительство в высоких органах власти выходцев из различных национальностей и этнических групп (Уганда во время управления

Мусевени). Такая линия перекрещивалась с другой, рассчитанной прежде всего на обеспечение властям классовой и политической поддержки. В одних случаях господствовала ориентация на радикально настроенные группы средних слоев, рабочий класс, крестьянство, в других - на предпринимательские группы и элементы в сельском хозяйстве и местном бизнесе. Кроме того, с целью обеспечить общественное согласие использовался разнообразный набор государственно-административных мер: создание новых самоуправляющихся районов и штатов, предоставление автономии и др.

Жизнь показала, что путь обеспечения национальной консолидации "сверху" имеет как свои плюсы, так и серьезные минусы. Стремление к более полному этническому представительству в органах власти, использованию структур федерации и автономии принесло эффект в плане ослабления в конце 60-х и 70-х гг. этнорегионали-стических движений. Там, где такие меры не были приняты, партийно-государственное руководство оказалось ослаблено перед лицом разгоравшихся гражданских войн.

Исследование показывает, что классовое сознание еще не так развито как хотелось бы. Буржуазно-бюрократический элемент еще не идентифицировал себя собственно с классом, выступает скорее как государственно-управленческая элита. Сила же последней - в политическом доминировании, которое, разумеется, обеспечивает и доступ к государственным финансовым и материальным ресурсам.

В заключении подводятся итоги исследования, делаются обобщающие выводы.

Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в работе:

1. Практическая помощь, дающая надежду самым нуждающимся. Practical help, hope and other Support to the most vulnerable. From Survival to Revival. Annual Review 1995. Reading, Berkshire. U.K. Pg. 3.

2. Роль студентов в обществе.

Students role in Society. New vision. July, 1992. Kampala, Uganda.