автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Социально-культурная деятельность Русской православной церкви в современном российском обществе, 1988-1997 гг.

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Бойко, Владимир Викторович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социально-культурная деятельность Русской православной церкви в современном российском обществе, 1988-1997 гг.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-культурная деятельность Русской православной церкви в современном российском обществе, 1988-1997 гг."

I о

На правах рукописи

БОЙКО Владимир Викторович

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ (1988-1997 гг.)

Специальность 09.00.06 - философия религии

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва - 1997

Работа выполнена на кафедре религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Научный руководитель - доктор философских наук,

профессор МОСКВИЧЕВ Л.Н.

Научный консультант - доктор философских наук,

профессор ТРОФИМЧУК H.A.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор ГЛАГОЛЕВ B.C.

доктор философских наук, доцент ТРОФИМОВА З.П.

Ведущая организация - Российский независимый институт социальных и национальных проблем. Исследовательский центр "Религия в современном обществе".

Защита состоится "ЛЗ" мая 1997 года на заседании диссертационного совета Д-151.04.04 в Российской академии государственной службы при Президенте РФ по адресу: 177606, Москва, пр. Вернадского, 84, 1 уч.кор.. ауд. N ЧЗОС /6

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

Автореферат разослан "J-5' " апреля 1997 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность тепы исследования. В последние годы (1988-1997), в контексте происходящих в России социально-экономических и политико-правовых перемен. Русская православная церковь (РПЦ) активно участвует в социально-культурной жизни российского общества. Это стало возможным благодаря коренным изменениям в политической ситуации в стране, а также новым тенденциям в государственно-церковных отношениях.

Весомый первоначальный импульс данному процессу придало официальное и широкое празднование в 1988 г. 1000-летия Крещения Руси, что способствовало повышению авторитета Русской православной церкви как внутри страны, так и за ее пределами. Генеральная Ассамблея ЮНЕСКО призвала тогда отметить эту дату как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре.

Внутриполитические события второй половины 80-х годов существенным образом затронули такую сферу, как государственно-церковные отношения, деятельность религиозных организаций, в том числе - Русской православной церкви. Подверглись реформированию такие принципы, как: 1 взаимоотношение государства и религиозных организаций, )школы и церкви,^роль и место религии и церкви - православия и РПЦ - в социально-политической, культурной и духовно-нравственной -¡сизни общества; законодательство о свободе совести и вероисповеданий и т.д. Были приняты Закон СССР от 1 октября 1990 г. "О свободе совести и религиозных ор- ' ганизациях" и Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. "О свободе ве-' роисповеданий", действующий по настоящее время на территории Российской Федерации.

Новое законодательство о свободе совести и вероисповеданий стало важной вехой в процессе демократизации государственно-церковных отношений: были сняты неоправданные ограничения на культовую и иную деятельность религиозных организаций и участие в них верующих граждан, в том числе - РПЦ и православных. Стали открываться православные центры, монастыри, братства, сестричества, миссии, новые учебные заведения, приходы. Культовые здания государство начало постепенно возвра-

- г -

щать РПЦ.

В обществе произошло изменение отношения государственной власти и различных социальных слоев к православию и Русской православной церкви, повышается ее роль в социально-культурной и политической жизни страны. Это наглядно проявилось в ее активном участии в посреднической миссии по преодолению политического кризиса в стране в сентябре-октябре 1993 г.1; при заключении Договора об образовании Сообщества двух государств -России и Белоруссии в апреле 1996 г.г; в инаугурации Президента РФ в августе 1996 г.3; при подписании Договора о Союзе России и Белоруссии 2 апреля 1997 г.4.

Социально-культурная деятельность Русской православной церкви - явление новое в жизни российского общества последних семи десятилетий, вызванное политическими и социально-экономическими изменениями в стране. Оно представляет собой широкое поле для исследовательской деятельности. Поэтому избранная тема весьма актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане.

Степень разработанности проблемы. Социально-культурная деятельность Русской православной церкви требует глубокого и всестороннего изучения. Эта проблематика изучается и разрабатывается учеными Российской академии государственной службы (РАГС) при Президенте РФ. Здесь стал издаваться информационно-аналитический бюллетень "Религия в современном мире"5, историко-философский и религиоведческий журнал "Диспут"6, в которых находили отражение и вопросы, связанные с социально-культурной деятельностью РПЦ в контексте развития россий-

1. Подробно си.: Участие Русской православной церкви в посреднической, миссии по преодолению политического кризиса в России // Сообщение для органов информации 12 октября 1993 г. Издание Отдела внешних церковных сношений (ОВЦС) Московского Патриархата. - Ж., сентябрь-октябрь 1993 г.

2. См.: Россия-Белоруссия-Договор // ИТАР-ТАСС. - 1996. - 2 апреля.

3. См.: Российская газета. - 1996. - 10 августа.

4. См.: Российская газета. - 1997. - 3 апреля.

5. См.: Религия в современном мире: Информационный бюллетень по материалам зарубежных средств массовой информации. -1988-1993 гг.

6. См.: Диспут. - 1991-1992 гг. — /ПС.

ского общества. В настоящее время данная тема освещается в издаваемом кафедрой религиоведения Информационном бюллетене "Религия, церковь в России и за рубежом"1.

Подобные религиоведческие исследования проводятся и в других научных центрах России, прежде всего в Центре "Философия культуры и религии"2 Института философии РАН, а также в Научно-исследовательском центре "Религия в современном обществе"3 - Российского независимого института социальных и национальных проблем.

В религиоведческой литературе за последние восемь лет наибольшее освещение, по нашему мнению, получили следующие темы и проблемы, связанные с исследуемым диссертантом вопросом о социально-культурной деятельности Русской православной церкви в контексте развития российского общества.

Это прежде всего - государственно-церковные отношения в России XX века (история и современность), их эволюция, вопросы совершенствования законодательства в области свободы совести и регулирования этих отношений. Здесь следует отметить такой большой научный труд, как "Государственно-церковные отношения в России"4, в котором дается теоретико-методологический анализ отношений государства и религиозных организаций, в том числе и РПЦ, исследуется их законодательная база. Государств енно-церковным отношениям за исследуемый диссертантом период посвящен и ряд работ В.А.Алексеева, М.И.Одинцова, В.С.Полосина, H.A.Трофимчука5.

1. См.: Религия, церковь в России и за рубежом: Информационный ^ бюллетень. - 1994-1997. - NN 1-8, 9-10.

2V См.: например: Религия и политика в посткоммунистической России. - N.. 1994, и др.

3. См., например: Свобода совести в духовном возрождении Отечества. - М., 1994. и др.

4. См.: Государственно-церковные отношения в России: Курс лек-Jv ций. - Ч. 1-2 /Отв.редакторы Овсиенко Ф.Г., Трофимчук H.A.

- М., 1995.

5. См.: Алексеев В.А. Государственно-церковные отношения: содержание, характер, тенденции эволюции (На материале отечественной истории послеоктябрьского (1917) периода XX века). Автореф. дис. ... д-ра филос.наук. -И., 1994; Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. - М., 1994; его же: Государственно-церковные отношения в России (на ма-

/продолжение сноски на с.4)

Другой важной темой в исследованиях отечественного религиоведения последнего десятилетия является, по нашему мнению, роль Русской православной церкви в истории России. Фундаментальной работой в этом направлении стал коллективный труд видных ученых-историков, философов, религиоведов "Русское православие: Вехи истории"1.

За период с 1989 г. по 1992 г. в издательстве "Знание" под редакцией диссертанта вышел ряд религиоведческих научно-популярных брошюр, в которых рассматривались вопросы связи православия и РПЦ с духовной жизнью общества, государством, культурой, политикой, наукой, литературой2. Эти же вопросы поднимались и в некоторых статьях журнала "Наука и религия"3.

Тема православия и Русской православной церкви в социально-культурном контексте постоянно освещается на страницах "Журнала Московской Патриархии"4, в различных трудах, издающихся под ее патронатом5, а также в научных и научно-популярных книгах русских зарубежных авторов, изданных за последние годы в России6.

териалах отечественной истории XX века). Дис. в виде научного доклада ... д-ра ист.наук. - М., 1996; Полосин B.C. Русская православная церковь и государство (международно-правовой и политологический аспекты). 1971-1991. Авто-реф. дис. ... канд. полит.наук. - М., 1993; Трофимчук Н.А. Развитие взаимоотношений государства и церкви в контексте нового политического мышления. - М., 1990.

1.x См.: Русское православие: Вехи истории /Научн. ред.

1 А.И.Клибанов. -М.. 1989.

2. См., например: Красников Н.П. Русское православие,•государство и культура (исторический аспект). - М., 1989; Власов В.Г. Славянская азбука и славянские просветители. - И., 1989; его же: 2000-летие христианства и его распространение на Руси. - М., 1992; Задорожная М.Я. Народные и православно-христианские праздники. - М., 1991; Мень Александр. Тайна жизни и смерти. - И., 1992, и др.

3.-tCM.: Наука И религия. - 1993. - NN 4, 6, 7, 9, 10; 1994. -NN 1. 2. 5, 6.

4. См.: Журнал Московской Патриархии. - 1988-1997.

5. См. например: История Русской Церкви. - М., 1991; Свешников Владислав, протоиерей, Шаргунов Александр, протоиерей. 0 Церкви, России, нравственном мире. - М., 1993; История Русской православной церкви. 1917-1990. - М., 1994, и др.

6. См., например: Русское зарубежье в год тысячелетия Крещения Руси. - М.. 1991; Струве Никита. Православие и культура. -И., 1992; Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. - М., 1995.

Таким образом, можно сделать вывод о высокой степени разработанности данной проблемы, исследуемой диссертантом. Вместе с тем в ней пока остается еще немало недостаточно изученных или проанализированных вопросов, рожденных новыми социально-культурными процессами в стране. Таким вопросом, по нашему мнению, является социально-культурная деятельность РПЦ на современном этапе развития общества. Этим обусловлена общественная потребность и необходимость во всестороннем исследовании и осмыслении, в том числе и на философском уровне, отмеченных выше процессов.

Цель и задачи исследования. Главная цель диссертации заключается в выявлении и анализе основных направлений социально-культурной деятельности Русской православной церкви в контексте развития российского общества за период с 1988 по 1997 гг.

Для реализации поставленной цели диссертант решает следующие задачи:

- показать политико-правовые предпосылки деятельности Русской православной церкви в современных условиях;

- выделить основные направления активизации социально-культурной деятельности Русской православной церкви;

- дать анализ некоторых основных форм социально-культурной деятельности Русской православной церкви с учетом много-конфессиональности российского общества и светского характера Российского государства.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

- предпринят анализ роли Русской православной церкви в современной общественной и культурной жизни страны;

- дана характеристика политико-правовой обусловленности нового статуса РПЦ в жизни общества;

- выделены в качестве основных направлений деятельности РПЦ ее участие в культурной жизни общества, просвещении и образовании;

- сделан вывод о том, что социально-культурная деятель-

ность РПЦ во многом способствует решению проблем общества, укреплению и развитию культурных ценностей, духовно-нравственному возрождению России;

- введены в научный оборот и проанализированы документы РПЦ, до сих пор не находившие освещения в научной литературе, позволяющие более полно раскрыть деятельность Русской православной церкви в социально-культурной жизни общества.

Методологическую основу исследования составили принципы, на которые традиционно опирается философское религиоведение: историзм, объективность, комплексность; необходимым ориентиром при разработке проблемы явились идеи и концепции отечественных ученых, философов^__£елигиоведов. , .

Основными/источниками наследования) являются законы страны, законодательные акты, постановления, указы, распоряжения1. Основополагающим документом является Конституция Российской Федерации2. Механизм реализации этих правовых положений закреплен в Законе РСФСР "О свободе вероисповеданий"3. В своем исследовании автор также исходил из оценок деятельности РПЦ, содержащихся в других официальных документах4. В данной работе диссертант использовал государственно-церковные и общественно-церковные документы: совместные соглашения, заявления и

1. См., например: Распоряжение Президента Российской Федерации о передаче религиозным организациям культовых зданий и ино-„го имущества // ИТАР-ТАСС. Вх. N 2-27799 от 24.04.93; Федеральный Закон "Об основах государственной службы Российском /Федерации" от 5 июля 1995 г. // Российская газета. - 1995.

: - 3 августа; Федеральный Закон "О благотворительной дея-I тельности и благотворительных организациях" от 7 июля 1995 | г. //Российская газета. - 1995. - 17 августа; Постановление Правительства российской Федерации "О федеральной целевой программе "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)" от 12 июня 1996 г. // Российская газета. - 1996. - 27 июля; и др.

2. См.: Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

3. См.: Новые законы СССР. - Вып. 3. - М.. 1991. - С. 18-30.

4. См.: Об укреплении Российского государства: Послание Президента РФ // Российская газета. - 1994. - 25 февраля; Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 23 февраля 1996 г. //Российская газета. - 1996. - 27 февраля.

резолюции1.

В исследовании использованы также материалы Русской православной церкви, носящие как внутрицерковный характер, так и посвященные вопросам общественно-политической и социально-культурной жизни страны за последние -годы2.

В диссертации привлечены материала социологических исследований религиозной ситуации в стране различных российских научных центров. 4

Большой/зйпнрический материал собран диссертантом из газетных и журнальных публикаций, а также на Главном выпуске Службы новостей ИТАР-ТАСС за 1994-1997 годы.

Научная и практическая значимость исследования определяется тем, что проведенный анализ социально-культурной деятельности Русской православной церкви, сделанные выводы и обобщенный фактический материал представляют интерес для органов государственной службы Российской Федерации, особенно для тех ее подразделений, которые занимаются социальной и гуманитарной проблематикой, выработкой государственной политики по отношению к РПЦ (как в центре, так и на местах).

Изложенный и проанализированный теоретический и фактичес-

1. См.: Подписание Соглашения между Московской Патриархией и Министерством культуры РФ // Инф. бюллетень ОВЦС Московского Патриархата. - М., 1994. - Март. - С. 9-10; Совместное заявление полномочных представителей Министерства обороны и Русской православной церкви о сотрудничестве Церкви и Российской Армии // Сообщение для органов информации от 3.03.94. ОВЦС Московского Патриархата; Православие и культура. В защиту истинных ценностей. Слушания в Государственной Думе // Православная Москва. - 1995. - N 18 (42). -Июнь. - С. 3; и др.

2. См.: Поместный Собор Русской православной церкви. Трои-це-Сергиева Лавра. 6-9 июня 1988 года. Материалы. - Изд-во

Московского Патриархата, 1990; Архиерейскии Собор Русской православной церкви. 29 ноября - 2 декабря 1994 г. - М., 1995. - С. 124-125 и 171-175; Консультация Всемирного Совета Церквей: Вклад Церквей в построение культуры мира // Инф. бюллетень ОВЦС Московского Патриархата. - 1994. - 17 июня; Обращение Патриарха к законодателям // Журнал Московской Патриархии. - 1995. - N 5. - С. 23; Итоговые доку-

менты Архиерейского Собора Русской православной церкви. Москва, 18-23 февраля 1997 г., Свято-Данилов монастырь. -М., 1997. - С. 1-17.

кий материал может быть использован в исследовательской работе, преподавателями ВУЗов при чтении курсов лекций по религиоведению, отечественной истории, политологии, правоведению, учителями средних школ по историко-религиоведческим темам, а также - в лекционно-просветительской работе.

Апробация исследования. Основные положения диссертации были изложены в публикациях, а также на проблемном семинаре кафедры религиоведения РАГС. Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и рекомендована к защите.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух разделов, заключения и списка используемых источников и литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, сформулированы цель и задачи диссертации, охарактеризованы источниковедческая база исследования, а также научная новизна и практическая значимость работы.

В первом разделе - "Политико-правовые предпосылки социально-культурной деятельности Русской православной церкви" -показано, что коренные изменения, происшедшие в стране за последнее десятилетие во всех сферах общественной жизни, позволили Русской православной церкви постепенно выразить себя в ка-• гестве активной социальной силы. дУховно^нравственного авторитета, кь ¿1. шюй^ 1 чл-ор^-но от происходящих политических событий, приобретающих порой драматическую окраску1. Русская православная церковь демонстрирует стремленш 'помочь прекращению межнациональных и иных конфликтов, возникавших на террито-

1. см.: Участие Русской православной церкви в посреднической миссии по преодолению политического кризиса в России // Сообщение для органов информации 12 октября 1993 г. - ОВЦС Московского Патриархата. - М., 1993.

рии СССР, СНГ, России, а также в дальнем зарубежье1.

В диссертации анализируется правовая база, на основе которой осуществляет свою деятельность Русская православная церковь в современных условиях. Крупным актом в государственной политике в отношении религии и церкви стало принятие Закона СССР от[1октября__199о/г. "О свободе совести и религиозных организациях", действовавшего до середины декабря 1991 г., и Закона РСФСР от ^октября 199С)^г. "О свободе вероисповеданий", действующего в Российской Федерации по настоящее время. Согласно новым законодательным актам, регулирующим государственно-церковные отношения, признавались юридическими лицами с момента регистрации их устава религиозные организации, управления и центры, монастыри, братства, миссионерские общества (миссии), духовные учебные заведения.

Новые тенденции в сфере государственно-церковных отношений были закреплены в Конституции Российской Федерации от , 12 декабря 1993 в которой определяются принципы взаимоотноше ния государства и религиозных объединений (ст. 14), государства и личности в сфере свободы совести (ст. 28, 29)2. В ней записано, что РФ - "светское государство, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной" (ст. 14): "религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом" (ст. 14), а также, что "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания", включая "право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой" (ст. 28): в то же время не. допускается пропаганда или агитация, возбуждающие религиозную ненависть и вражду, и пропаганда религиозного превосходства (ст. 29)3.

1. См., например: Заявление в связи с обострением трагических событий в Чечне // Инф.бюллетень ОВЦС Московского Патриархата. - 1995. - 13 января. - С. 3: 0 встрече Святейшего Патриарха с лидером мусульман Чечни: Югославия - Россия -Патриарх - Заявление // ИТАР-ТАСС. - 1995. - 17 августа // Там же.

2. См.: Конституция Российской Федерации. - И., 1993. - С. 8, 12, 13.

3. Там же.

Новые конституционно-правовые акты позволили Русской православной церкви практически реализовать свои возможности в качестве юридического лица. Так, за пять лет (1990-1995 гг.) восстановлено или открыто 32 епархии (в 1995 г. их стало 114, в 1988 г. было 67)1. Количество семинарий увеличилось с 6 до 14.. В 1988-89 гг. появилось 5 первых духрвных^.училищ; в 1995 г. их насчитывалось уже 28, число училищ постоянно растет. С 1993 г. по 1995 г. было открыто 138 монастырей2. В докладе Патриарха на Архиерейском Соборе Русской православной церкви, состоявшемся в феврале 1997 г., были обнародованы такие цифры: в РПЦ сейчас 124 епархии и около 18 тысяч приходов, действует 185 мужских и 205 женских монастырей?. ~

Со своей стороны. Русская православная церковь, касаясь своих взаимоотношений с государством и обществом, постоянно подчеркивает и демонстрирует линию на то, чтобы не стремиться "ни в коей мере к получению статуса государственной религии, не вдаваясь в государственное управление, не участвуя в политической борьбе"4. Одновременно РПЦ остается открытой к взаимодействию с властью на всех уровнях5, а также - со всеми православными, христианскими, иными конфессиями и светскими организациями и гражданами. Данное положение, касающееся отношения РПЦ к государству, а также к другим конфессиям, раскрывается в этом разделе в качестве важнейшей стороны государственно-церковных отношений.

Анализируя в данном разделе тенденции развития государственно-церковных отношений, диссертант вместе с тем отмечает, что современная конституционно-правовая база еще не в доста-I очной степени их регламентирует. Далее в диссертации рассматриваются некоторые положения разрабатываемого проекта феде-

Подробно см.: Православная Москва. - 1995. - N 18(42). -Июнь. - С. 1.

2. Подробно см.: Журнал Московской Патриархии. Специальный выпуск. - 1995. - Май. - С. 23-24.

3. См.: Из доклада Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго на Архиерейском Соборе Русской православной ,церкви 18.02.97. Сообщение для органов информации ^18.2.97Д - С.

4. Там же. - С. 6.

5. См.: Там же.

рального закона "О внесении изменений и дополнений в "Закон о свободе вероисповеданий", направленного на более четкое регулирование государственно-церковных отношений.

Как считает диссертант, их развитие будет тем успешнее, чем более эффективно государство сможет практически обеспечивать и защищать конституционный принцип свободы совести и ве-. роисповеданий. Необходимым элементом в системе государственно-церковных отношений должен явиться^пщнальный орган, непосредственно осуществляющий политику государства в отношении религии, церкви и верующих. В настоящее время образован Совет по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте РФ, деятельность которого направлена на рассмотрение принципиальных проблем стратегии взаимоотношений религиозных организаций и государства1.

Таким образом, основные выводы из анализа правовой базы государственно-церковных отношений конца 80-х - первой половины 90-х годов заключаются в следующем:. ■ Русская православная церковь в этот период получила статус юридического лица со

всеми вытекающими последствиями. Государство___возвращает ей

культовые здания и имущество, а РПЦ в ранках принятых законов и законодательных актов может вести церковно-религиозную деятельность. Благодаря социально-политическим процессам в российском обществе она также стала активно участвовать в социально-культурной жизни страны.

Во втором разделе - "Участие Русской православной церкви в культурной жизни, просвещении и образовании" - на эмпирическом материале анализируется конкретная деятельность РПЦ в данных сферах общественной жизни.

Эта деятельность основывается на христианской, православной апологетике, богословии в историческом и современном контексте о проблеме соотношения религии и культуры, православия и культуры. Подчеркивается, что ранее не занимавшая особого места в православной апологетике культурологическая проблематика со второй половины 80-х годов активно используется в деятельности РПЦ. Богословы и священнослужители, обращаясь к воп-1 -

1. См.: Российская газета. - апреля: 30 августа.

росам культуры, интересующим и волнующим наших современников, утверждают, что благодаря православию достигнут прогресс отечественной культуры, а христианство - это фундамент духовного развития общества и человека. Оставаясь в рамках традиционных Христианских вероучйтёльньБГустановок, православные богословы подходят к проблеме соотношения религии и культуры, исходя из теологемы: культура, хотя и дело рук человеческих, но явление производной от божественного начала.

Все, что связано с учением Христовым, в богословии считалось высоким, чистым и благородным, и все, созданное человеком - злым, порочным и греховным1. Однако аскетическое отношение к культуре, якобы мешающей приобщению к Богу, лишней для христианина, в поздней патристике стало меняться в сторону смягчения2 , что свидетельствовало о зарождении нового подхода к культуре, происходившего по мере превращения христианства в государственную и мировую религию.

Ныне культурологические вопросы чаще всего ставятся православными богословами в связи с церковной историей, миротворческой и нравственной проблематикой. Основы современной православной культурологии в главных чертах были развиты в трудах П.А.Флортшш^ приняты в свое время православными богословами и стали для них своеобразной аксиомой3. Далее излагается богословская идея Флоренского о синтезе светской культуры и церковности, религии и искусства.

В современном богословии развиты эти принципы культурологии П.А.Флоренского. Такие понятия, как "культура", "культурная деятельность" включены в православную концепцию "христианского служения миру" как служения Христу. Среди сторонников единения культуры и религии (в отличие от аскетической линии, отказа от культуры, представителями которой были митрополит Макарий (Булгаков) и богослов М.М.Тареев) наиболее известны

1. См.: Дамаскин Иоанн. Точное изложение православной веры. -М., 1844. - С. 83; Тертуллиан. Творения. - Т. 2. - Ч. 16. -Киев, 1912. - С. 187-192.

2. См.: Флоровский Г.В. Византийские отцы. - Париж, 1933. - С. 111.

3. См.: Журнал Московской Патриархии. - 1982. - N 4. - С. 65; N 5. - С. 73; N7.-0. 24; 1983. - N 3. - С. 78.

богослов А.М.Бухарев, выступавший за сближение православия с культурой, а позже - светские защитники религии: В.С.Соловьев - один из создателей учения о православной культуре, Н.А.Бердяев - автор неохристианской концепции творчества, а также А.В.Карташев и Л.П.Карсавин. Они пытались вписать православие в принципиально новую культурную ситуацию, преодолеть все более заметную самоизоляцию церкви от светской жизни. Для этого требовалось изменить традиционный взгляд на культурно-исторический процесс в целом, а также использовать науку и светское искусство для распространения религиозных идей в секуляризиро-' ванных слоях тогдашнего общества. В рамках этих задач и началась разработка богословия культуры.

Богословы все чаще стали обращаться к проблеме че^^са как творца культурных ценностей, выдвигать на первый план принцип ^социально-культурной активности человека. Но все же главном критерием культурного прогресса православная апологетике ^считает религиозно-нравственное совершенствование. В ней проповедуется мысль о том, что прогресс культуры невозможен без религии. Основным фактором прогресса культуры провозглашается православие. К православию богословы относят исторические заслуги в развитии культуры, в нем учат видеть движущую силу интеллектуальной и художественной жизни, источник письменности и образования, науки и искусства.

В настоящее время в научной среде существует одна из точек зрения, которую разделяет диссертант, о том, что:

во-первых. Русская православная церковь стояла у истоков создания российской государственности, и ее исторический опыт и практика и ныне являются актуальными;

во-вторых, традиции РПЦ и русского народа взаимосвязаны и дополняют друг друга;

в-третьих, РПЦ вносит большой вклад в нравственное воспитание народа, помощь и поддержку общества;

в-четвертых, РПЦ может помочь в решении социально-экономических, политических и культурных проблем в нашем обществе1.

1. См.: Религия, национальное согласие и возрождение России. -М.: Луч, 1993.

При написании данного раздела диссертант обращался к публикациям таких авторов, как В.И.Гараджа, В.С.Глаголев, В.И.Добреньков» Б.С.Ерасов, Н.П.Красников, Л.Н.Митрохин, В.В.Сильвестров, З.П.Трофимова, И.Н.Яблоков1 и др.

После теоретико-философского анализа, касающегося эволюции православной культурологии, диссертант в данном разделе переходит непосредственно к рассмотрению социально-культурной деятельности Русской православной церкви, ее активизации и влияния на культуру, просвещение и образование в современном российском обществе.

Здесь прежде всего всесторонне рассматривается вопрос передачи в собственность культовых зданий Церкви. Если с юридической точки зрения он, по нашему мнению, не вызывает противоречий (в соответствии с законодательством), то с культурно-нравственной - остается по настоящее время весьма проблематичным, поскольку по поводу его разрешения в обществе существует два фактически полярных мнения. Первое - заключается в том, что все культовые здания, а многие из них являются памятниками культуры - то есть народным достоянием - должны быть незамедлительно переданы Церкви2.

Другое мнение - культовые здания именно потому, что представляют собой памятники культуры, должны принадлежать всему народу, а не служить только в качестве мест отправления религиозных обрядов3. В настоящее время на территории России насчитывается 83,2 тысячи недвижимых памятников истории и культуры, взятых на государственный учет. Из них 20,7 тысячи

1. См. : например: Гараджа В.И. Социология религии. - М., 1996; Добреньков В.И., Радугин A.A. Методологические вопро-

1. сы исследовании религии: Спецкурс. - М., 1989; Ерасов Б. С. ..: Социальная культурология. - Ч. 1. - М., 1994; Митрохин Л.Н.

Философия религии. - М., 1993; Сильвестров В.В. Религиозная культура: Проблема единства человеческого сообщества // Структура культуры и человек в современном обществе. - М., 1987; Яблоков И.Н. Социология религии. - М., 1979.

2. См. : Святая обитель Руси // Советская Россия. - 1992. - 1 октября.

3. См.: Права Церкви и разрушение культурных ценностей. Открытое письмо деятелей культуры и науки Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II // Независимая газета. - 1996. - 7 августа.

отнесены к памятникам федерального значения.

Проблема передачи церкви культовых зданий и иного имущества - с культурно-нравственной точки зрения - трудная и болезненная. Один из вариантов ее решения, касающийся музейного аспекта, излагается диссертантом. Речь идет о создании церковных музеев нескольких типов: новых и перепрофилированных. Первый тип - это музеи вновь открываемых монастырей. Их статус можно определить как "художественно-архитектурный, исторический и природный музей-заповедник монастыря". Второй тип -"церковный музей городского собора". Третий тип - "храм-музей" - музей нового типа. Данные музеи, естественно, должны быть открыты для широкого доступа всех граждан.

Следующее, второе направление, которое рассматривается в данном разделе - это развитие издательской деятельности РПЦ. Сюда относится выпуск газетно-журнальннх изданий1, появившихся за последние годы и впервые представленных на выставке православной литературы в Российской государственной библиотеке в марте 1993 года. Помимо периодики, под эгидой РПЦ издается самая разнообразная литература: церкоЕНО-богссловская, педагогическая, историческая, мемуарная, справочная, энциклопедическая. Ее издают как специализированные православные книгоиздательства, так и издательства широкого профиля. Большим успехом пользуются издания Международного издательского центра православной литературы в Москве, который принимал участие в подготовке Первой Международной выставки православной литературы, состоявшейся в Третьяковской галерее в сентябре 1995 года. В диссертации дана характеристика работы данного центра, культурно-просветительских мероприятий РПЦ, проводимых совместно со светскими учреждениями, в том числе с Российской государственной библиотекой.

Третье направление анализируемого нами раздела - это

1. См., например: газета "Православная Москва", которая передается бесплатно в монастыри, храмы, детские дома, интернаты, лечебные учреждения, воинские части, места заключения; журнал православной Духовной Академии С.-Петербурга "Христианское чтение"; журнал для подростков "Воскресная школа"; для детей - "Пчелка"; для семейного чтения "Православная беседа"; и др.

деятельность РПЦ в сфере образования. Она охватывает следующие формы: религиозное образование в воскресных школах всех типов при приходах РПЦ; дошкольное православное воспитание в детских садах и группах; подготовка православных педагогов и катехизаторов; специалистов в области научных дисциплин и культуры; взаимодействие с государственной системой образования, религиозное просвещение в государственных и частных учебных заведениях всех типов; просвещение через средства массовой информации, радио и телевидение, работа с учреждениями культуры, издание учебной литературы.

Автор анализирует некоторые из перечисленных форм деятельности РПЦ в области образования и просвещения учащихся среднего и старшего школьного возраста, которая должна осуществляться в строгом соответствии с законодательством и не противоречить светскому характеру системы государственного образования, допускающему, что "преподавание... религиозно-философских дисциплин, не сопровождающееся совершением религиозных обрядов и имеющее информативный характер, может входить в учебную программу государственных учебных заведений"1 (ст. 9).

Диссертант приходит.к выводу, что данные направления социально-культурной деятельности РПЦ основаны на принципах воспитания на духовно-нравственных идеалах, включенности православного наследия в контекст отечественной культуры и по своему духу соответствующих идеям государственной политики в сфере гуманитарных проблем, образования и просвещения.

Таким образом, проведенный анализ .вышеизложенных направлений позволяет диссертанту сделать главный вьюод данного раздела о том, что участие Русской православной церкви, выступающей за духовное совершенствование человека в культурной жизни, просвещении и образовании, способствует решению стоящих перед обществом и государством задач культурно-нравственного воспитания, особенно молодого поколения; помогает укреплять основы российского общества через возрождение нравственных традиций.

1. Закон РСФСР "О свободе вероисповеданий" // Законодательство РФ о свободе совести, вероисповедания и религиозных организаций: Сб. нормативных актов. - М., 1994. - С. 17.

В заключении диссертации формулируются основные выводы, к которым пришел автор в результате исследования. Главный из них - социально-культурная деятельность Русской православной церкви служит укреплению духовно-нравственных ценностей общества, духовно-нравственному возрождению России. Для этого в настоящий момент имеются все - и политические, и экономические, и| социально-культурные - условия. И дальнейшая активизация социально-культурной деятельности Русской православной церкви органично связана с последовательным прогрессивным развитием российского общества.

По теме диссертации опубликованы следующие работы: 1. Проблемы соотношения науки и религии, веры и знания в отечественной философии // Социальная теория и современность. Вып. 17. Методологическое своеобразие гуманитарных наук. - М.:

2. Обзор литературы по истории и современному положению Русской православной церкви // Дополнительное образование в области христианской культуры, этики и морали. Вып. 4. - М.: Мир книги. МГАП, 1995. - 0,5 п. л.

3. Кто построит храм? //Наука и религия. - 1994. - N 6. -0,3 п. л.

*

*

Луч, 1995. - 0,8 п. л.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Бойко, Владимир Викторович

ВВЕДЕНИЕ.

РАЗДЕЛ I. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛЬНО- 17 КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

РАЗДЕЛ II. УЧАСТИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В

КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ, ПРОСВЕЩЕНИИ И ОБРАЗОВАНИИ.

 

Введение диссертации1997 год, автореферат по философии, Бойко, Владимир Викторович

Актуальность темы исследования. В последние годы (1988-1997), в контексте происходящих в России социально-экономических и политических перемен, Русская православная церковь (РПЦ) стала активно участвовать в социально-культурной жизни российского общества. Это стало возможным благодаря коренным изменениям в стране, новым тенденциям в государственно-церковных отношениях.

Весомый первоначальный импульс данному процессу придало официальное и широкое празднование в 1988 г. 1000-летия Крещения Руси, что способствовало повышению авторитета Русской православной церкви как внутри страны, так и за ее пределами. Генеральная Ассамблея ЮНЕСКО призвала тогда отметить эту дату как крупнейшее событие в европейской и мировой истории и культуре .

Внутриполитические события второй половины 80-х годов существенным образом затронули такую сферу, как государственно-церковные отношения, деятельность религиозных организаций, в том числе Русской православной церкви.

Подверглись реформированию принципы взаимоотношений государства и РПЦ, школы и церкви; изменились роль и место религии и церкви, в частности, православия и РПЦ, в социально-культурной жизни общества; законодательство о свободе совести и вероисповеданий. Были приняты Закон СССР от 1 октября 1990 г. "О свободе совести и религиозных организациях" и Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. "О свободе вероисповеданий", действующий по настоящее время на территории Российской Федерации.

Новое законодательство о свободе совести и вероисповеданий стало важной вехой в процессе демократизации государственно-церковных отношений. Были сняты неоправданные ограничения на культовую и иную деятельность религиозных организаций и участие в них верующих граждан, в том числе - РПЦ и православных. Общее число религиозных объединений с зарегистрированным уставом, включая православных верующих, возросло по сравнению с 1988 г. в несколько раз. Стали открываться православные центры, монастыри, братства, сестричества, миссии, учебные заведения, приходы. Ранее национализированные культовые здания постепенно возвращаются в собственность РПЦ.

В обществе произошло изменение отношения государственной власти и различных социальных слоев к православию и Русской православной церкви. Повышается ее роль не только в социально-культурной, но и политической жизни страны. Это, например, проявилось в ее активном участии: в посреднической миссии по преодолению политического кризиса в стране в сентябре-октябре 1993 г.1; при заключении Договора об образовании Сообщества р двух государств - России и Белоруссии в апреле 1996 г. ; во время инаугурации Президента РФ в августе 1996 г.3; в торжественной церемонии подписания Договора о Союзе России и Белоруссии 2 апреля 1997 г.4.

1. Подробно см.: Участие Русской православной церкви в посреднической миссии по преодолению политического кризиса в России // Сообщение для органов информации 12 октября 1993 г. Издание Отдела внешних церковных сношений (далее ОВЦС) Московского Патриархата. - М., 1993. - Сентябрь-октябрь.

2. См.: Россия-Белоруссия-Договор // ИТАР-ТАСС. - 1996. - 2 апреля.

3. См.: Российская газета. - 1996. - 10 августа.

4. См.: Российская газета. - 1997. - 3 апреля.

Социально-культурная деятельность Русской православной церкви - явление новое в жизни российского общества последних семи десятилетий, вызванное политическими и социально-экономическими изменениями в стране. Оно представляет собой широкое поле для исследовательской деятельности. Поэтому избранная тема весьма актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане.

Степень разработанности проблемы. Вопросы роли и места Русской православной церкви в государстве и обществе в истории и современности являются предметом изучения и разработок во многих научных трудах и публикациях российских исследователей, в том числе кафедры религиоведения Российской академии государственной службы (РАГС) при Президенте РФ. Здесь издавался информационно-аналитический бюллетень "Религия в современном мире"1, историко-философский и религиоведческий журнал "Диспут"2, в которых находили отражение и вопросы, связанные с православием и РПЦ в контексте развития российского общества. В настоящее время кафедра религиоведения продолжает научные исследования в указанном направлении, что, в частности, находит место в издаваемом ею Информационном бюллетене "Религия, церковь в России и за рубежом"3, ставшем своеобразной трибуной обмена опытом по различным проблемам конфессий и религий, в том числе РПЦ и православия.

Подобные религиоведческие исследования, включающие в се

1. См.: Религия в современном мире: Информационный бюллетень по материалам зарубежных средств массовой информации. 1988-1993 гг.

2. См.: Диспут. - 1991-1992 гг.

3. См.: Религия, церковь в России и за рубежом: Информационный бюллетень. - 1994-1996. - NN 1-8. бя также и православие и РПЦ, проводятся и в других научных центрах России, прежде всего в Центре "Философия культуры и религии" (Л.Н.Митрохин)1 Института философии РАН, а также в Научно-исследовательском центре "Религия в современном обществе" (М.П.Мчедлов, Э.Г.Филимонов)2 Российского независимого института социальных и национальных проблем.

В научной религиоведческой литературе за последние восемь лет наибольшую разработку, по нашему мнению, получили следующие темы и проблемы, имеющие отношение к исследуемому нами вопросу о социально-культурной деятельности Русской православной церкви в контексте развития российского общества.

Это прежде всего - государственно-церковные отношения в России XX века (история и современность), их эволюция, вопросы совершенствования законодательства в области свободы совести и регулирования этих отношений, а также свободы совести граждан. Здесь следует отметить такой научный труд, как "Государственно-церковные отношения в России" ученых кафедры религиоведения о

РАГС . В нем дается теоретико-методологический анализ отношений государства и религиозных организаций, включая РПЦ, исследуется их законодательная база и делается важный вывод, который поддерживает диссертант, о том, что свобода совести не может сводиться исключительно к свободе вероисповеданий. Здесь важно соблюдать баланс интересов религиозной и нерелигиозной части общества. От государственно-церковного взаимодействия

1. См.: например: Религия и политика в посткоммунистической России. - М., 1994, и др.

2. См., например: Свобода совести в духовном возрождении Отечества. - М., 1994, и др.

3. См.: Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. - Ч. 1-2 /Отв.ред. Овсиенко Ф.Г., Трофимчук Н.А. - М., 1995 . зависит и состояние межнациональных отношений, и психологический климат, и общественно-политическая ситуация, а также и культурно-нравственная атмосфера1.

Значительной работой в области государственно-церковных отношений является монография М.И.Одинцова "Государство и церковь в России. XX век"2 - первый опыт обобщения и осмысления "истории взаимоотношений государства и церкви, власти и религии в российской истории XX столетия в той части, что касается эволюции конституционно-правовой базы и деятельности специальных органов, занимавшихся церковной политикой"3. Важным вкладом в выработку своей модели отношений с религиозными организациями формирующейся сегодня новой российской государственности служит также и новая работа М.И.Одинцова "Государственно-церковные отношения в России"4.

Государственно-церковным отношениям за исследуемый диссертантом период посвящен и ряд других работ российских ученых: В.А.Алексеева, Ю.И.Григорьевой, В.С.Полосина, Н.А.Трофим-чука, изданных за последние восемь лет5.

1. См.: Овсиенко Ф.Г., Трофимчук H.A. Место и роль государственно-церковных отношений в политике Российского государства // Государственно-церковные отношения в России: Курс лекций. - Ч. 1. - М., 1995. - С. 9-11.

2. См.: Одинцов М.И. Государство и церковь в России. X\ век. -М . , 1994 .

3. Там же. - С. 2.

4. См.: Одинцов М.И. Государственно-церковные отношения в России (наг материалах отечественной истории XX века): Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора исторических наук. - М., 1996.

5. См.: Алексеев В.А. Государственно-церковные отношения: содержание, характер, тенденции эволюции. На материале отечественной истории послеоктябрьского (1917) периода XX века. Дис. . д-ра филос.наук. - М., 1994; Григорьева Ю.И. Христианская демократия в России: Проблемы становления. Дис. .канд. филос.наук. - М., 1996; На пути к свободе совести: Сборник. - М., 1989; Полосин B.C. Русская православпродолжение сноски на с. 8/

Другой важной темой в исследованиях отечественного религиоведения с 1988 г. по настоящее время, на наш взгляд, является роль Русской православной церкви в истории России и Российского государства, его народа, в формировании нации и национального характера. Появилась научная, научно-популярная и публицистическая литература, в которой излагается новый взгляд на данную тему, более объективный и правдивый. Историки стали ставить вопросы, связанные с религиозным фактором, а философы больше стали обращаться к историческому контексту, интересоваться конкретикой религиозных течений, личностью деятелей Церкви, историей Церкви. Появилась возможность взаимодействия историков и философов в стирании "белых пятен" в этой сложной теме. Первой такой фундаментальной научной работой стал коллективный труд видных ученых-историков и философов, изданный в 1989 г. под редакцией А.И.Клибанова, "Русское православие: Вехи истории"1. Данная монография была нацелена на разработку "подходов к такому изучению истории церкви, которое соответствовало бы уровню современного исследования других областей отечественной истории и одновременно обеспечивало бы творческими идеями и конкретно-историческим материалом дальнейшее систематическое изучение церкви"2 . В ней история Русской православной церкви дана разносторонне и многопланово. Убедительно доказано, что крупнейшие вехи отечественной истопродолжение сноски со с. 7/ ная церковь и государство (международно-правовой и политологический аспекты). 1971-1991. Дис. . канд.полит.наук.

- М., 1993; Трофимчук H.A. Развитие взаимоотношений государства и церкви в контексте нового политического мышления.

- М., 1990.

1. См.: Русское православие: Вехи истории /Научн. ред. А.И.Клибанов. - М., 1989.

2. Там же. - С. 7. рии были одновременно и важнейшими вехами истории РПЦ. Данный научный труд явился важным событием в отечественном религиоведении, новым словом в его развитии.

За период с 1989 г. по 1992 г. в издательстве "Знание" под редакцией диссертанта вышел ряд религиоведческих научно-популярных брошюр, в которых рассматривались вопросы связи православия и РПЦ с духовной жизнью общества, государством, культурой, политикой, наукой, литературой1. Эти же вопросы поднимались и в ряде статей журнала "Наука и религия"2.

Тема православия и Русской православной церкви в социально-культурном и историческом контексте постоянно освещается на страницах "Журнала Московской Патриархии"3, а также в различных трудах, издающихся под ее патронатом4. Следует отметить, что если раньше право выпускать христианскую (православную) литературу было предоставлено лишь Издательскому отделу Московской Патриархии, то в настоящее время ее издают и другие отделы и учреждения Патриархии, православные братства, монас

1. См., например: Красников Н.П. Русское православие, государство и культура (исторический аспект). - М., 1989; Власов В.Г. Славянская азбука и славянские просветители. - М., 1989; его же: 2000-летие христианства и его распространение на Руси. - М., 1992; Полянский O.P. Под сводами московских храмов. - М., 1990; Одинцов М.И. Государство и церковь. 1917-1938. - М., 1991; Задорожная М.Я. Народные и православно-христианские праздники. - М., 1991; Мень Александр. Тайна жизни и смерти. - М., 1992; Немировская Л.З. Религия в духовном поиске Толстого. - М., 1992.

2. См.: Наука и религия. - 1993. - NN 4, 6, 7, 9, 10; 1994. -NN 1, 2, 5, 6.

3. См.: Журнал Московской Патриархии. - 1988-1997.

4. См. например: История Русской Церкви. - М., 1991; Слово Патриарха. - СПб.- М., 1991; Свешников Владислав, протоиерей, Шаргунов Александр, протоиерей. О Церкви, России, нравственном мире. - М., 1993; Цыпин Владислав, протоиерей. История Русской православной церкви. 1917-1990: Учебник для православных духовных семинарий. - М., 1994; Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. - СПб., 1995, и др. тыри и их подворья, отдельные храмы (приходские общины), а также частные и государственные издательства1. Оригинальные и факсимильные издания, включая учебную литературу и книги для детей и юношества, семейного чтения готовит и выпускает созданный в октябре 1993 г. Международный издательский Центр православной литературы в Москве2, принимавший участие в подготовке Первой Международной выставки православной литературы в Москве, состоявшейся в Третьяковской галерее в сентябре 1995 года.

В контексте анализируемой диссертантом темы можно выделить такое издание, как сборник "Святыни и культура"3, подготовленное Обществом ревнителей Православной культуры и Братством Всемилостивого Спаса - первая книга, посвященная труднейшей проблеме возвращения Церкви ее культовых зданий и имущества, а также - о путях взаимодействия Церкви и музеев, развития музейного дела на благо культуры. Размышляют об этом на страницах книги священнослужители, ученые-искусствоведы, преподаватели, сотрудники музеев, художники-реставраторы, писатели и журналисты4.

За последние годы в России был издан ряд научных и научно-популярных книг русских зарубежных авторов, посвященных православию и Русской православной церкви, ее истории и современности, роли и месте в социально-культурном развитии общества. Значительными из них можно назвать работу канадского уче

1. Подробно см.: Православная книгоиздательская деятельность на современном этапе // Журнал Московской Патриархии. 1995. - N 5. - С. 62.

2. Подробно см.: Православная Москва. - 1995. - N 14(38). - С. 4 .

3. См.: Святыни и культура: Сборник. - М., 1992.

4. См.: Там же. ного, профессора Д.В.Поспеловского "Русская Православная Церковь в XX веке"1, H.A. Струве "Православие и культура"8, сборник богословских, художественных и искусствоведческих очерков зарубежных и отечественных авторов "Русское зарубежье в год тысячелетия Крещения Руси"3.

Завершая обзор литературы, посвященной истории и современности Русской православной церкви, государственно-церковным отношениям, вопросам связи православия и РПЦ с духовной жизнью общества, культурой за период с 1988 г. по настоящее время, можно сделать вывод о высокой степени разработанности данной проблемы. Но тем не менее, в ней остается еще немало недостаточно изученных или проанализированных вопросов, рожденных новыми процессами в жизни российского общества. Таким вопросом, по нашему мнению, является современная социально-культурная деятельность Русской православной церкви. ставшая возможной лишь в результате коренных политико-экономических и социально-культурных перемен в стране и постепенно становящаяся реальной, полновесной и неотъемлемой частью всего развития общества .

Отсюда следует общественная потребность и необходимость во всестороннем исследовании и осмыслении, в том числе и на философском уровне, отмеченных выше процессов.

Цель и задачи исследования. Главная цель диссертации заключается в выявлении и анализе основных направлений социально-культурной деятельности Русской православной церкви в кон

1. См.: Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. - М., 1995.

2. См.: Струве Никита. Православие и культура. - М., 1992.

3. См.: Русское зарубежье в год тысячелетия Крещения Руси.

Сост. М.Назаров). - М., 1991. тексте развития российского общества за период с 1988 по 1997 гг.

Для реализации поставленной цели диссертант решает следующие задачи:

- показать политико-правовые предпосылки деятельности Русской православной церкви в современных условиях;

- выделить основные направления активизации социально-культурной деятельности Русской православной церкви;

- дать анализ некоторых основных форм социально-культурной деятельности Русской православной церкви с учетом много-конфессиональности российского общества и светского характера государства.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

- предпринят анализ роли Русской православной церкви в общественной и культурной жизни страны;

- дана характеристика политико-правовой обусловленности новой роли РПЦ в обществе;

- сделан вывод о том, что социально-культурная деятельность РПЦ во многом способствует решению проблем в обществе, служит укреплению и развитию культурных ценностей, духовно-нравственному возрождению России;

- выделены в качестве основных направлений деятельности РПЦ ее участие в культурной жизни общества, просвещении и образовании ;

- введены в научный оборот и проанализированы документы РПЦ, до сих пор не находившие освещения в научной литературе, позволяющие более полно раскрыть деятельность РПЦ в социально-культурной жизни общества.

Методологическую основу исследования составили принципы, на которые традиционно опирается научное обществоведение: историзм, объективность, комплексность; необходимым ориентиром при разработке проблемы явились идеи и концепции отечественных ученых, философов, религиоведов, а также православных богословов .

Основными источниками исследования являются государственные документы, законодательные акты, законы, главный из которых - Конституция Российской Федерации1 - определяет положение церкви в государстве, обеспечивает права и обязанности граждан и религиозных объединений в отношении свободы совести и вероисповеданий. Механизм реализации этих правовых положений закреплен в Законе РСФСР "О свободе вероисповеданий"2 . В своем исследовании автор опирается также на те оценки деятельности Русской православной церкви, которые содержатся в выступлениях руководителей государства, в частности посланиях Президента РФ Федеральному Собранию (19943 и 19964 г.)- а также в других государственных документах5.

1. См.: Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

2. См.: Новые законы СССР. - Вып. 3. - М., 1991. - С. 18-30.

3. См.: Об укреплении Российского государства: Послание Президента РФ // Российская газета. - 1994. - 25 февраля.

4. См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 23 февраля 1996 г. //Российская газета. - 1996. - 27 февраля.

5. См.: Распоряжение Президента Российской Федерации о передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества // ИТАР-ТАСС. Вх. N 2-27799 от 24.04.93; Федеральный Закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 5 июля 1995 г. // Российская газета. - 1995. - 3 августа; Федеральный Закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 7 июля 1995 г. //Российская газета. - 1995. - 17 августа; Распоряжение Президента о создании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ от 24 апреля 1995 г. и Положение о Совете и его персональном составе // Российская газета. - 1995. - 26 апреля и 30 августа; Указ Президента продолжение сноски на с. 14/

В своей работе диссертант использовал государственно-церковные и общественно-церковные документы: совместные соглашения, заявления и резолюции. Таковы, например, материалы и документы конференции "Религия, национальное согласие и возрождение России", состоявшейся в Российской академии управления (ныне Российская академия государственной службы при Президенте РФ) в марте 1993 г.1. К важным документам в социально-культурной жизни, а также в государственно-церковных отношениях следует отнести подписание долгосрочного Соглашения о сотрудничестве между Московской Патриархией и Министерством культуры РФ от 2 марта 1994 г.г; Совместное заявление полномочных представителей Министерства обороны и Русской православной церкви от 2 марта 1994 г. о сотрудничестве Церкви и Российской Армии3; Парламентские слушания, посвященные подготовке проекта Закона об основах культурной политики и о защите русского языпродолжение сноски со с. 13/ Российской Федерации "О воссоздании храма Христа Спасителя" // Российская газета. - 1995. - 12 мая; Постановление Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)" от 19 июня 1996 г. // Российская газета. - 1996. - 27 июля; Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении федеральной целевой программы "Русский язык" от 23 июля 1996 г. // Российская газета. - 1996. - 8 августа; Указ Президента Российской Федерации "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации" от 15 июня 1996 г. // Российская газета. - 1996. - 10 июля.

1. См.: Религия, национальное согласие и возрождение России. -М. , 1993.

2. См.: Подписание Соглашения между Московской Патриархией и Министерством культуры РФ // Инф. бюллетень ОВЦС Московского Патриархата. - М., 1994. - Март. - С. 9-10.

3. См.: Совместное заявление полномочных представителей Министерства обороны и Русской православной церкви о сотрудничестве Церкви и Российской Армии // Сообщение для органов информации от 3.03.94. ОВЦС Московского Патриархата. ка от 6 июня 1995 года1.

В исследовании использованы также материалы Русской православной церкви. носящие как внутрицерковный характер, так и посвященные вопросам общественно-политической и социально-культурной жизни страны за последние годы2.

В диссертации использованы материалы социологических исследований религиозной ситуации в стране, регулярно публикующихся в научных сборниках кафедры религиоведения РАГС, социологическим центром Российского научного фонда, центром "Религия в современном обществе".

Большой эмпирический материал собран диссертантом из газетных и журнальных публикаций и на Главном выпуске Службы новостей ИТАР-ТАСС за 1994-1997 годы. Значительное место в потоке информации агентства занима

1. См.: Православие и культура. В защиту истинных ценностей. Слушания в Государственной Думе // Православная Москва. 1995. - N 18 (42). - Июнь. - С. 3.

2. См., например: Поместный Собор Русской Православной Церкви. Троице-Сергиева Лавра. 6-9 июня 1988 года. Материалы. Изд-во Московского Патриархата, 1990; Обращение Архиерейского Собора // Путь. - 1992. - N 4. - С. 3; Архиерейский Собор Русской православной церкви. 29 ноября - 2 декабря 1994 г. - Изд-во Московского Патриархата, 1995. - С. 124-125 и 171-175; Итоговые документы Архиерейского Собора Русской православной церкви. Москва, 18-23 февраля 1997 г. Свято-Данилов монастырь. - Изд-во Московского Патриархата, 1997; Участие Русской православной церкви в посреднической миссии по преодолению политического кризиса в России // Сообщение для органов информации 12 октября 1993 г. - ОВЦС Московского Патриархата. - М., 1993. - Сентябрь-октябрь; Консультация Всемирного Совета Церквей: Вклад Церквей в построение культуры мира // Инф. бюллетень ОВЦС Московского Патриархата. - 1994. - 17 июня; Приветственное слово Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии Всероссийской конференции "Православие и Российская Армия" // Московский Церковный вестник. - 1994. - N 8/105. - С. 1; Заявление в связи с обострением трагических событий в Чечне // Инф.бюллетень ОВЦС Московского Патриархата. - 1995. - 13 июня; Обращение Патриарха к законодателям // Журнал Московской Патриархии. - 1995. - N 5. - С. 23. ют сообщения под рубрикой: "Россия - Религия - Церковь", в которых освещается религиозная, общественно-политическая и социально-культурная деятельность Русской православной церкви.

Научная и практическая значимость исследования определяется тем, что проведенный анализ социально-культурной деятельности Русской православной церкви, сделанные выводы и обобщенный фактический материал представляют интерес для органов государственной службы Российской Федерации, особенно для тех ее подразделений, которые занимаются социальной и гуманитарной проблематикой, выработкой государственной политики по отношению к РПЦ (как в центре, так и на местах).

Изложенный и проанализированный теоретический и фактический материал может быть использован в исследовательской работе, преподавателями ВУЗов при чтении курсов лекций по религиоведению, отечественной истории, политологии, правоведению, учителями средних школ по историко-религиоведческим темам, а также - в лекционно-просветительской работе.

Апробация исследования. Диссертация обсуждена на заседании кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Основные положения диссертации были изложены в публикациях, а также на проблемном семинаре кафедры религиоведения РАГС.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-культурная деятельность Русской православной церкви в современном российском обществе, 1988-1997 гг."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политические и социальные изменения, происшедшие в нашей стране в последнее десятилетие, отразились на государственно-церковных отношениях, общественном статусе Русской православной церкви, ее роли и участии в культурно-нравственной жизни современной России, значительно изменили религиозную ситуацию в обществе и отношение к религии и Церкви.

Изменился общественный статус Русской православной церкви, нормализовались государственно-церковные отношения, были устранены многие проблемы в решении религиозного вопроса. Согласно принятым в 1990 г. законам "О свободе совести и религиозных организациях" и "О свободе вероисповеданий" религиозные организации получили право юридического лица, право обладания собственностью, а также свободу пропаганды своих вероучений. Начался процесс возвращения Русской православной церкви храмов, монастырей, церковного имущества. Церковь возобновила свою миссионерскую и благотворительную деятельность в различных сферах жизни общества, что получает поддержку и одобрение как государственных органов, так и общественности.

В течение последних лет Русская православная церковь выступает в качестве миротворческой силы российского общества. Она занимает активную позицию в связи с внутриполитическими событиями (сентябрь-октябрь 1993 г.) и продолжает миротворческую деятельность внутри и вне страны. РПЦ не остается равнодушной к "горячим точкам" за пределами России, содействует установлению в них мира, особенно заботясь о стабилизации обстановки на территории бывшей Югославии.

Значительной стала роль Русской православной церкви и усилилось ее участие в культурно-нравственной жизни современного российского общества. Среди сфер, где государство и Церковь плодотворно сотрудничают - благотворительность и социальное служение, наука и культура, сохранение и возрождение исторических памятников, культурно-нравственное просвещение и воспитание народа.

Вырос общественный престиж православия и Русской православной церкви. Изменился в их пользу общественный настрой, сильно возросли ожидания граждан в том, что православие и РПЦ могут сыграть значительную роль в преодолении кризисов, решении различных проблем. Возросло число участников православных празднеств и церемоний, богослужений и обрядов, причем немало среди них людей нерелигиозных. Приобрел массовый характер интерес к православию и Церкви, их месту и роли в истории и культуре народов России, вырос спрос на религиозную, религиозно-философскую, духовно-нравственную литературу. Результаты социологических исследований фиксируют заметный рост уровня религиозности населения1. В православии и Церкви многие граждане увидели "устойчивую традиционную, исторически связанную с национальным менталитетом духовную опору"2.

В настоящее время, однако, несмотря на многие тенденции, свидетельствующие о неуклонном возрастании роли и участии религии и Церкви, православия и Русской православной церкви в духовно-нравственной жизни российского общества, все же рано

1. См.: Лопаткин P.A. Социологическое изучение религиозной ситуации и государственно-церковных отношений // Государственно-церковные отношения. Часть 1. - М., 1995. - С. 254.

2. Там же. - С. 256. говорить о том, насколько глубок и устойчив этот поворот общественного сознания в их сторону. А ведь от его поддержки во многом будут зависеть авторитет Русской православной церкви, ее значение, роль и место в обществе. Но, очевидно, что "влияние религии на различные сферы общественной жизни в ближайшие годы еще будет возрастать"1.

Под влиянием религиозного обучения детей и взрослых, в результате пропаганды вероучения в средствах массовой информации, распространения религиозной литературы можно ожидать определенного сближения массового религиозного сознания, в настоящий момент весьма размытого и малокомпетентного в вопросах догматики, с сознанием церковно-богословским, наполнения массового сознания религиозной информацией, вероучительными знаниями и представлениями. Это будет способствовать укреплению значительной связи части верующих с Церковью. В то же время можно предположить, что появится и уже появилось много формально верующих, лишь внешне, за счет эпизодического посещения церкви и внешнего соблюдения религиозной обрядности демонстрирующих свою принадлежность к конфессии как знак обязательной составной части своей жизнедеятельности, как дань времени, или из соображений престижа и конформизма.

Следует предположить, что значительная часть населения, ныне проявляющая познавательный интерес к православию, получив достаточную информацию о нем, истории Церкви, религиозных традициях, нравственных предписаниях, о Библии, вполне удовлетворится этим, и его связь с православием и Церковью останется на

1. См.: Лопаткин P.A. Социологическое изучение религиозной ситуации и государственно-церковных отношений // Государственно-церковные отношения. Часть 1. - М., 1995. - С. 256. сугубо культурно-познавательном уровне, что, впрочем, можно также оценить как положительный факт.

Но самое главное - дальнейшее укрепление роли и усиление участия Русской православной церкви в культурно-нравственной жизни российского общества будет во многом зависеть от последовательно демократических решений проблем свободы совести, совершенствования и гармонизации государственно-церковных отношений. Их положительный результат явится выражением интересов всех граждан российского общества - как верующих, так и неверующих, и будет способствовать сближению их гражданских и политических позиций, укреплению культурно-нравственных ценностей и в конечном итоге - духовному возрождению России, в чем активное участие принимает Русская православная церковь.

 

Список научной литературыБойко, Владимир Викторович, диссертация по теме "Философия религии"

1. Монографии, книги, брошюры, сборники научных трудов

2. Бердяев H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии) /Сост. А.В.Вадимов. М.: Книга, 1991. - 447 с.

3. Бердяев Николай. Судьба России / Сост. К.П.Ковалев. М.: Сов.писатель, 1990. - 347 с.

4. Булгаков С.Н. Христианский социализм: Споры о судьбах России / Ред.-сост. В . Н. Акулинин . Новосибирск: Наука, Сиб'. отд-ние. 1991. - 350 с.

5. Бессонов Б. Русская идея, мифы и реальность. Ч. II. М., 1993. - 167 с.

6. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. м.: Изд. Московской Патриархии, 1983. - 1372 с.

7. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. /Сост., общ.ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова; Предисл. П.П.Гайденко. -М.: Прогресс, 1990. 808 с. - (Социолог, мысль Запада).

8. Власов В.Г. Двухтысячелетие христианства и его распространение на Руси. М.: Знание, 1992. - 64 с.

9. Власов В.Г. Славянская азбука и славянские просветители. -М. : Знание, 1989. 64 с.

10. Гоголь Н.В. Авторская исповедь /Сост. Ж.С.Журибеда. Всероссийский фонд культуры. Псковское отделение, 1990. 127 с.

11. Глаголев B.C. Христианские организации и духовная жизнь общества. М.: Знание, 1991. - 64 с.14