автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему:
Социально-политическое учение В. М. Чернова

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Белоус, Андрей Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.01
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Социально-политическое учение В. М. Чернова'

Введение диссертации2001 год, автореферат по политологии, Белоус, Андрей Владимирович

Актуальность исследования. Лидер партии социалистов-революционеров, идеолог «нового народничества» Виктор Михайлович Чернов (1873-1952) - одна из ярких фигур на российской политической сцене начала XX века. В спектре политических идеологий этого времени его концепции занимали видное место. Он был радикалом, антимонархистом и, одновременно, - «конструктивным» социалистом, политическим центристом и ярко выраженным теоретиком-утопистом. Он оказал значительное влияние на развитие политического процесса в России, активно участвуя в партийно-политической борьбе. Будучи в эмиграции, он постоянно анализировал социально-политический опыт большевизма, фашизма и европейского социализма. Его идеи оказали воздействие на мировой политический опыт, в частности, на теорию и практику европейской социал-демократии. Выводы, к которым пришел Чернов в своей главной работе - «Конструктивный социализм», позволяют назвать его одним из первых отечественных мыслителей, сформулировавших в 1910-1920-х годах целостную концепцию «гражданского общества».

В истории политической мысли, равно как и в истории политических движений, изучению подлежит самый разнообразный идеологический и политический опыт. Теория В. М. Чернова представляется программой социальных преобразований, альтернативной как большевистскому коммунизму, так и либерально-буржуазному реформаторству, и являлась попыткой демократической интеллигенции найти такой вариант модернизации страны, который отвечал бы особенностям культурно-исторического развития России. Политическая идеология Чернова сочетала приверженность к институтам и ценностям традиционного общества (община, коллективизм, уравнительность) и утверждение новых общественных отношений, основанных на признании прав человека и политической демократии.

Современная отечественная политическая мысль выдвигает на первый план проблематику общенациональной идеи, путей развития России в XXI веке, гражданского общества и другие, ориентируясь на проекты конструктивного социального созидания. Важнейшей задачей современной политической науки является создание таких программных стратегий политического и экономического развития, которые, с одной стороны, учитывали бы объективную потребность в модернизации, резко обозначившуюся перед нашей страной на современном этапе, с другой, - ставили бы вопрос о разработке модели развития, адекватной историческим особенностям российского общества. В связи с этим особый интерес приобретает разработка Черновым идей конструктивного переустройства России по пути ее демократизации, преодоления классовых различий эволюционным путем и т. п. Исследование концептуальных положений теоретического наследия лидера неонародничества позволит оценить, насколько реальной была альтернатива демократического социализма, предлагавшаяся в программе лидера партии социалистов-революционеров, а также насколько основные направления экономической и политической модернизации страны, выдвинутые Черновым, созвучны современным поискам отечественных ученых.

Одним из существенных пробелов целого ряда исследований, обращенных к теме политического лидерства в России, является недостаточное обращение к выводам современной политической науки относительно типологии, социальной природы, характера и масштабов феномена лидерства. Вместе с тем, авторы собственно политологических исследований оставляют без внимания так называемых лидеров-«неудачников», политический вес которых был не всегда исторически значителен, а срок осуществления ими лидерских полномочий не был долговременен. Тем не менее, анализ деятельности таких лидеров с познавательной и практической точек зрения не менее ценен, чем изучение политического поведения лидеров-«победител ей».

Все это позволяет сделать вывод о необходимости всестороннего изучения и осмысления теоретического наследия В. М. Чернова - оригинальной составляющей истории русской общественно-политической мысли.

Степень научной обоснованности и разработанности проблемы. Диссертационная работа представляет собой законченное исследование по истории русской общественно-политической мысли, опирающееся на постулаты современной политической науки. До самого последнего времени воззрения В. М. Чернова не выделялись из контекста политической доктрины партии социалистов-революционеров. С 1920 и до начала 1990-х гг. они рассматривались в свете противостояния марксизму и большевизму1. Так, например, несостоятельность социалистической доктрины Чернова объяснялась непониманием марксистско-ленинского учения о закономерностях развития капитализма. Ошибочной объявлялась его установка на мирное врастание социализма в капиталистический базис, поскольку

1 См.: Быстрянский В. Меньшевики и эсеры в русской революции. Пг., 1921; Бардин И. Политические партии и русская революция. М., 1922; Луначарский А. В. Бывшие люди: очерк истории партии эсеров. М., 1922; Мещеряков В. И. Партия социалистов-революционеров. М., 1922; Черномордик С. П. Эсеры. Харьков, 1930; Ярославский Е. М. Третья сила. М., 1932; Гусев К. В. Крах партии левых эсеров. М., 1963; Он же. Партия эсеров: от мелкобуржуазного революционаризма к контрреволюции. Исторический очерк. М., 1975; Спирина М. В. Крах мелкобуржуазной концепции социализма эсеров. М. 1987. она деформировала революционное классовое сознание рабочих масс, разлагая его реформизмом и отвлекая от настоящих путей революционной борьбы за социализм.

В 1990-е гг. социально-политические воззрения В. М. Чернова становятся объектом более пристального внимания современной исторической науки. Отечественная историография выходит за рамки ортодоксального марксизма, расширяет проблематику исследования, пересматривает прежние оценки деятельности партии социалистов-революционеров, уделяя все больше внимания анализу программно-теоретических основ эсеровской доктрины . В последние годы в России существенно повышается интерес и к наследию самого Чернова: были переизданы его мемуары «Перед бурей» (1953), в существенно дополненном виде вышла основная теоретическая работа «Конструктивный социализм» (1925); была опубликована его Л политическая биография , а также несколько научных статей, которые в той или иной степени касаются политических идей Чернова4. Однако все это, по преимуществу, работы исторического плана5, в

2 Алексеева Г. Д. Народничество в России в XX в. (Идейная эволюция). М., 1990; Колесниченко Д. А. В. М. Чернов // Россия на рубеже веков. Исторические портреты. М., 1991; Леонов М. И. Политическое руководство партии эсеров в революции 1905-1907 гг. // Общественно-политическое движение в России XIX-XX вв. Самара, 1993. С. 59-71; Он же. Партия социалистов-революционеров в 1905-1907 гг. М., 1997; Городницкий Р. А. Боевая организация партии социалистов-революционеров в 1901-1911 гг. М., 1998; Морозов К. И. Партия социалистов-революционеров в 1907-1914 гг. М., 1999.

3 Гусев К. В. В. М. Чернов. Штрихи к политическому портрету. М., 1999.

4 Ярцев Б. К. Социальная философия В. Чернова // Был ли у России выбор? М., 1996; Он же. Чернов, эсеры и большевистский режим // Свободная мысль. 1994. №5.

5 См., напр., ряд диссертационных работ (по специальности «Отечественная история»), имеющих отношение к политической деятельности Чернова: Чубыкин И. В. Российские социалисты-революционеры в эмиграции (1920-е годы). Автореф. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. М., 1996; Коновалова О. В. В. М. Чернов - теоретик и идеолог эсерства. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. Красноярск, 1999 и др. рамках которых вопросы, интересующие политическую науку, просто не рассматриваются.

В целом можно констатировать, что в настоящее время отсутствует целостное представление о Чернове как о политическом мыслителе; его теоретическое наследие не актуализировано в свете современных достижений отечественной политической мысли, а также не вписано в идейный контекст мировой политической мысли первой половины XX столетия.

Предмет исследования. Основным предметом исследования данной диссертационной работы являются общественно-политические воззрения политического лидера партии социалистов-революционеров В. М. Чернова, с одной стороны, представленные в контексте идейной борьбы в России первой половины XX столетия, с другой - описанные с позиций современной политической науки.

Цель и основные задачи исследования. В соответствии с предметом исследования основная цель диссертации заключается в том, чтобы дать целостную картину политического наследия В. М. Чернова - ведущего идеолога неонародничества и партии социалистов-революционеров.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- перейти от характеристики деятельности В. М. Чернова как партийного лидера и сформулированных им программ к целостному описанию основных принципов его политической идеологии;

- определить типологические особенности В. М. Чернова как политического лидера и идеолога партии социалистов-революционеров в свете современных представлений о политическом лидерстве;

- исследовать вклад В. М. Чернова в формирование (и формулирование) основных принципов политической стратегии партии социалистов-революционеров;

- описать методологические и философские принципы обоснования и функционирования политической идеологии неонародничества, разработанной В. М. Черновым;

- рассмотреть взгляды В. М. Чернова на сущность политического процесса в эпоху радикальных общественных трансформаций, опираясь на методологию современного политического знания, объясняющего их природу и законы;

- представить целостное описание концепции «конструктивного социализма» В. М. Чернова, интерпретируя ее как один из первых проектов становления в России гражданского общества.

Методология исследования. Многоаспектность проблемы и специфика поставленных задач настоящего исследования определили необходимость использования комплексного метода, представляющего собой совокупность структурно-функциональных и описательных методов исследования. Следует особо подчеркнуть, что, несмотря на то, что диссертационная работа выполнена как исследование по истории русской политической мысли начала XX столетия, центральным методом исследования является собственно политологический анализ, то есть поиск и определение таких закономерностей политической деятельности, которые могли бы быть выражены в общих формулах, систематизированы и интегрированы как некое целое6.

6 См.: Политология: Проблемы теории / Под ред. В. А. Гуторова. СПб., 2000. С. 27.

Источниковедческая база исследования:

- теоретическое, публицистическое и эпистолярное наследие В. М. Чернова;

- мемуарная литература, посвященная деятельности Чернова;

- отечественные и зарубежные работы, отражающие достижения политической мысли в XX столетии.

Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту. Данная диссертация является одной из первых работ, посвященных политическим идеям В. М. Чернова, которые рассматриваются с позиций современной политологии. Здесь впервые представлен анализ типологических особенностей политического лидерства Чернова в свете актуальных представлений об этом феномене; исследован вклад Чернова в формирование политической стратегии партии социалистов-революционеров и формулирование ее основных теоретических принципов; охарактеризованы основные философско-методологические принципы, положенные Черновым в основание политической идеологии русского неонародничества; рассмотрены взгляды Чернова на сущность политического процесса в эпоху радикальных общественных трансформаций; представлено целостное аналитическое описание концепции «конструктивного социализма» Чернова как одного из первых проектов в истории общественной мысли России становления гражданского общества.

В соответствии с этим на защиту выносятся следующие положения:

1. В. М. Чернов являлся лидером-«теоретиком», который занял руководящий пост в своей партии в ту эпоху, когда политическими лидерами, как правило, становились влиявшие на умы публицисты. На смену таким «теоретикам» неизбежно должны были придти лидеры-«администраторы». Хотя Чернов и не состоялся в качестве политического вождя», однако, возможно, именно он был одним из тех немногих общенациональных российских лидеров, которые, говоря словами М. Вебера, впервые попытались в своей деятельности соединить «этику убеждения» с «этикой ответственности».

2. В основание сформулированной В. М. Черновым политической стратегии партии социалистов-революционеров было положено стремление разрешить проблему взаимодействия общественного идеала и политической практики через соединение рационалистических начал с волюнтаристскими и иррационалистическими.

3. Вклад В. М. Чернова в анализ общего хода и трагического вырождения русской революции заключается в описании «круговорота» политических режимов, начинающегося со свержения самодержавной диктатуры и заканчивающегося установлением власти «нового класса» - опекунов-олигархов и поддерживающей их бюрократии, которые при помощи произвола и насилия управляют страной уже от имени народа.

4. Основным итогом многолетнего теоретического труда В. М. Чернова является его концепция «конструктивного социализма», которую можно сопоставить с современными представлениями о «гражданском обществе». Чернов утверждал, что социальная и экономическая жизнь должны постепенно вытеснить на периферию политическую сферу общественных отношений, в то время как центральные органы государственной власти будут продолжать играть ту необходимую роль, которая органически принадлежит им как высшим координирующим органам народного самоуправления.

Практическая значимость исследования. Материалы и результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах и спецкурсах по политологии, по истории государства и права в

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-политическое учение В. М. Чернова"

Заключение

Политическое лидерство - продукт множества факторов, внешних обстоятельств и внутренних характеристик. Сама «профессия» политика формирует соответствующий «тип», оказывает сильное влияние на поведение лидера, побуждая его к определенным поступкам. В свою очередь и политический лидер, сохраняя в неприкосновенности политические и жизненные идеалы, неизбежно изменяется в соответствии с ситуацией, иначе он становится жертвой политической борьбы или же собственных убеждений. Однако важнейшим критерием его деятельности все-таки должна стать не функциональная, а этическая составляющая. Возможно, именно В. М. Чернов был одним из тех немногих общенациональных российских лидеров, который, говоря словами М. Вебера, впервые попытался соединить «этику убеждения» с «этикой ответственности»195.

Подводя итоги той значительной теоретической работы, которую проделал В. М. Чернов по обоснованию стратегии партии социалистов-революционеров, отметим, что в основе этой политической стратегии лежало стремление соединить рационалистические начала с волюнтаристскими и иррационалистическими, или, другими словами, - решить проблему взаимодействия общественного идеала и политической практики в рамках партийной программы. От идеологии нельзя требовать, чтобы она каждый раз соответствовала изменяющейся политической ситуации, также как и конкретные политические решения не всегда нуждаются в предварительных мировоззренческих дискуссиях. Можно предположить, что именно партийная программа должна согласовывать два своих фундаментальных основания - идеал, обращенный к рациональному аспекту поведения человека, и практическую деятельность, опирающуюся на волеизъявление личности.

Хотя Чернов и не оставил работ, которые имели бы прямое отношение к философии политики, его литературное, публицистическое наследие содержит достаточно выводов и примеров, позволяющих сформулировать основные принципы его политической философии, к числу которых относятся практическая направленность и рационализм, отстаивание социалистических принципов и последовательный демократизм, готовность пересмотреть догматические подходы и эволюционизм по отношению к миру идей. Основной методологический вывод, который вытекает из многочисленных работ Чернова заключается в том, что для него не существует каких-либо принципов, которые были бы неизменными и служили бы универсальным ключом ко всем вопросам современной действительности.

Чернов дал серьезный анализ общего хода и трагического вырождения русской революции. События, движимые лишь политической составляющей («волей к власти»), совершают свой закономерный круговорот. Самодержавная диктатура, долгие годы правившая страной, сметается демократической революцией, но вскоре внутренние и внешние причины приводят волну демократии к угасанию, и на ее место приходит разрушительная волна охлократии. Революционные процессы, сопровождаемые разгулом насилия и произвола, вырождаются в охлократическую вольницу. Так заканчивается революция, и завершается она тем, что становится «подножием» следующей за ней диктатуры. Порожденные самой революцией ее собственные ликвидаторы производят «спуск на тормозах» к режиму железного порядка. В конечном итоге они устанавливают власть «нового класса» - опекунов-олигархов и поддерживающей их бюрократии, - который действует и управляет страной от имени народа вновь при помощи произвола и насилия.

Основной итог многолетнего теоретического труда В. М. Чернова - его концепцию «конструктивного социализма» вполне можно сопоставить (используя современный политический лексикон) с концепцией «гражданского общества». В отличие от современных ему большевистских или же анархистских лидеров Чернов, безусловно, склонялся к тому, что социальная, а значит, и лежащая в ее основе экономическая жизнь, постепенно вытеснят на периферию область исключительно политических решений. С другой стороны, его воззрения отличало полное отсутствие того, что сам он называл «анархическим страхом перед государством»: в будущем обществе центральные органы государственной власти должны играть ту необходимую крупную роль, которая органически принадлежит им как высшим координирующим органам народного самоуправления.

Как политический лидер и политический идеолог В. М. Чернов был убежденным демократом, стремившимся к достижению социальной справедливости и народовластия. Он, безусловно, являлся

 

Список научной литературыБелоус, Андрей Владимирович, диссертация по теме "Теория политики, история и методология политической науки"

1. Алексеева Г. Д. Народничество в России в XX в. (Идейная эволюция). М., 1990.

2. Алексеева Г. В., Гусев К. В., Маныкин А. В. Чернов // Политические деятели России 1917. Биографический словарь. М., 1993. С. 347-351. 21. Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983.

3. Архив А. М. Горького. Т. IX. М., 1966.

4. Бакунин М. А. Философия. Социология. Политика. М., 1989.

5. Бардин И. Политические партии и русская революция. М., 1922.

6. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

7. Беседа с Б. А. Бабиной / Запис. Н. Бармин; подг. к публ. JI. Арапов // Минувшее. Исторический альманах. 2. М., 1990.

8. БлондельЖ. Политическое лидерство. М., 1992.

9. Быстрянский В. Меньшевики и эсеры в русской революции. Пг., 1921.

10. Вебер М. Политика как призвание и профессия // М. Вебер. Избранные произведения. М., 1990.

11. Витюк В. В. Гражданское общество: современное содержание понятия // Проблемы формирования гражданского общества. М., 1993. С. 7-23.31 .Вишняк М. Виктор Чернов идеолог // Социалистический вестник. 1952. № 1-2. С. 15-18.

12. Восленский М. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза / Предисл. М. Джиласа. Лондон, 1990.

13. Гайденко П. П. Социология М. Вебера // М. Вебер. Избранные произведения. М., 1990. С. 5-43.

14. Городницкий Р. А. Б. В. Савинков и судебно-следственная комиссия по делу Азефа // Минувшее. Исторический альманах. Вып. 18. М.-СПб., 1995.

15. Гусакова 3. Е. Новые сведения о В. М. Чернове и его семье // Отечественные архивы. 1993. № 4. С. 111-113.

16. Гусев К. В. Крах партии левых эсеров. М., 1963.45 .Гусев К. В. Партия эсеров: от мелкобуржуазного революционаризма к контрреволюции. Исторический очерк. М., 1975.

17. Гусев К. В. В. М. Чернов. Штрихи к политическому портрету. М., 1999.

18. Джилас М. Новый класс. Анализ коммунистической системы. Нью-Йорк, 1957.

19. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. М., 1994.

20. Дука А. В. Методологические вопросы изучения гражданского общества и государства // Гражданское общество В поисках пути. СПб., 1997. С. 9-29.50 .Егорова Е. В. Психологические методики исследования политических лидеров капиталистических стран. М., 1988.

21. Женевский А. Арест Виктора Чернова // Красная летопись. 1926. № 6. С. 68-75.

22. Зенъковский В. В. История русской философии. Т. II. Ч. 2. Д., 1991.

23. Иванов-Разумник. История русской общественной мысли. В 3 т. М., 1997.

24. Карасев В. И. Феномен политического лидерства. М. Воронеж, 2000.55 .Качоровский К. Народничество как социологическое направление //Заветы. 1913. №3.

25. Колесниченко Д. А. В. М. Чернов // Россия на рубеже веков. Исторические портреты. М., 1991.

26. Коновалова О. В. В. М. Чернов теоретик и идеолог эсерства. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. Красноярск, 1999.

27. Лебон Г. Психология масс. Минск-М., 2000.

28. В. И. Ленин и А. М. Горький. Письма. Воспоминания. Документы. М., 1969.

29. Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 24; 26.

30. Леонов М. И. Политическое руководство партии эсеров в революции 1905-1907 гг. // Общественно-политическое движение в России XIX-XX вв. Самара, 1993. С. 59-71.

31. Леонов М. И. Партия социалистов-революционеров в 1905— 1907 гг. М., 1997.

32. Луначарский А. В. Бывшие люди: очерк истории партии эсеров. М., 1922.

33. Манхейм К Диагноз нашего времени. М., 1994.

34. Маркова О. В. Особенности становления гражданского общества в России // Гражданское общество В поисках пути. СПб., 1997. С. 67-89.

35. Мещеряков В. И. Партия социалистов-революционеров. М., 1922.

36. Могильнер М. Мифология «подпольного человека»: Радикальный микрокосм в России начала XX века как предмет семиотического анализа. М., 1999.

37. Морозов К. Н. Партия социалистов-революционеров в 19071914 гг. М„ 1998.

38. Николаевский Б. И. В. М. Чернов // В. М. Чернов. Перед бурей. Нью-Йорк, 1953. С. 5-16.

39. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М., 1994.

40. Х.Новиков Л. П. Гусакова 3. Е. Документы ГАСО о В. М. Чернове // Отечественные архивы. 1998. № 5. С. 74-76.

41. Памяти В. М. Чернова // Социалистический вестник. 1952. № 4. С. 74-75; № 5. С. 93-96.

42. Перегудов С. П. Гражданское общество как политический феномен // Свободная мысль. 1992. № 9. С. 43-53.

43. Переписка с В. М. Черновым / Вступ. статья, публ. и комм. И. И. Вайнберга // Литературное наследство. Т. 95. Горький и русская журналистика начала XX века. Неизданная переписка. М., 1988.

44. Платон. Соч.: В 3 т. Т. 3. Ч. 1. М., 1971.

45. Политология: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1999.

46. Политология: Проблемы теории / Под ред. В. А. Гуторова. СПб., 2000.

47. Протоколы I Общепартийной конференции ПСР. Париж, 1908. 19.Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ власти: Хрестоматия в 2 т. Т. 1. Самара, 1999.

48. Рыскова Т. М. Политический портрет лидера: вопросы типологии // Вестник МГУ. Серия 12. 1997. № 3. С. 17-22.

49. Савинков Б. В. Воспоминания террориста. Харьков, б. г..

50. Спиридович А. И. Революционное движение в России в период империализма. Партия социалистов-революционеров и ее предшественники. 1886-1916 гг. Пг., 1918.

51. Спирина М. В. Крах мелкобуржуазной концепции социализма эсеров. М. 1987.

52. Суханов Н. Н. Записки о революции. Т. 2. Кн. 3-4. М., 1991.

53. Федоров И. А. У истоков демократической традиции (Идея гражданского общества в античной общественной мысли) // Гражданское общество В поисках пути. С. 30-44.

54. Федотов Г. П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры. Т. 1. СПб., 1991.

55. Фельдман Д. М. Лидер в ситуации политического конфликта // Вопросы философии. 1998. № 7. С. 39^41.

56. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

57. Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 261-313.

58. Хрупов А. В. Деятельность эсеров-интернационалистов в годы первой мировой войны. Автореф. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. М., 1997.91 .Церетели И. Г. Воспоминания о Февральской революции. Париж, 1963. Т. 1-2.

59. Черномордик С. П. Эсеры. Харьков, 1930.

60. Чубыкин И. В. Российские социалисты-революционеры в эмиграции (1920-е годы). Автореф. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук. М., 1996.

61. Штейнберг И. 3. Нравственный лик революции. Берлин, 1923.

62. Ярославский Е. М. Третья сила. М., 1932.

63. Ярцев Б. Чернов, эсеры и большевистский режим. Эволюция неонароднических оценок // Свободная мысль. 1994. № 5. С. 82-98. 91.Ясперс К. Речь памяти Макса Вебера // М. Вебер. Избранное. Образ общества. М„ 1994. С. 553-566.

64. Bass В. Srtogdill's Handbook on Leadership. N.Y., 1996.

65. Cross Т. The purposes of Revolution. Chernov and 1917 // Russian Review. 1967. Vol. 26. N 4. Pp. 408-416.

66. Fridrich C. J., Brzezinski Z Totalitarian Dictatorship and Autocracy. Cambridge, 1956.

67. Hildermeier M. Die Socialrevolutionare Partei Russlands. Agrarsocialismus und Modernisiering im Zarenreich (1900-1914). Koln -Wien, 1878.

68. Masarik T. The Spirit of Russia: Studies in History, Literature, and Philosophy. London, 1970. Vol. 2.103 .Seligman A. The Idea of Civil Society. New York, 1992.104 .Wortman R. The Crisis of Russian Populism. Cambridge, 1967.