автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Социально-психологический портрет и автопортрет женщины 1840-х гг. в мемуарах А.И. Герцена и его окружения

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Кузнецова, Ульяна Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Череповец
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Социально-психологический портрет и автопортрет женщины 1840-х гг. в мемуарах А.И. Герцена и его окружения'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-психологический портрет и автопортрет женщины 1840-х гг. в мемуарах А.И. Герцена и его окружения"

На правах рукописи

Кузнецова Ульяна Сергеевна

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ И АВТОПОРТРЕТ ЖЕНЩИНЫ 1840-х гг. В МЕМУАРАХ А.И. ГЕРЦЕНА И ЕГО ОКРУЖЕНИЯ: ТИПОЛОГИЯ И ПОЭТИКА

Специальность 10.01.01 — русская литература

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

21 НОЯ 2013

005538669

Архангельск 2013

005538669

Работа выполнена на кафедре отечественной филологии и прикладных коммуникаций ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»

Научный руководитель: Володина Наталья Владимировна,

доктор филологических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», профессор кафедры отечественной филологии и прикладных коммуникаций

Официальные оппоненты: Тихомиров Владимир Васильевич,

доктор филологических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Костромской государственный университет им. H.A. Некрасова», профессор кафедры литературы

Елепова Марина Юрьевна,

доктор филологических наук, профессор, ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова», заведующий кафедрой литературы

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Российский государственный

педагогический университет имени А.И. Герцена»

Защита состоится «5» декабря 2013 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДК 212.008.07 по защите докторских и кандидатских диссертаций, созданном на базе ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В.Ломоносова» по адресу: 164520, Архангельская область, г. Северодвинск, ул. Торцева, д. 6, ауд. 21.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова по адресу: 163002, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 4.

Автореферат разослан «_»_2013 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета, кандидат филологических наук, профессор

Э.Я. Фесенко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Характерной особенностью литературной ситуации второй половины XIX в. является расцвет автодокументальной прозы1. Распространенность всевозможных записных книжек, журналов и дневников, активность их включения в повседневную жизнь и последующее создание на их основе произведений мемуарного характера — показатель не постоянный и отличает отнюдь не каждый исторический период2. Авторами этих произведений нередко являлись люди, принадлежавшие к поколению 1840-х годов, для которого осмысление своего прошлого — во второй половине XIX века — оказалось частью их духовного опыта. Склонность к рефлексии, потребность в самопознании и самораскрытии как отличительная особенность людей этого поколения активно проявила себя в созданных ими автобиографических текстах. Одним из самых ярких фактов такого рода литературной деятельности стало мемуарно-автобиографическое творчество А.И. Герцена и людей из его окружения. Примечательно, что авторами возникших мемуаров часто являлись женщины, связанные либо с семьей Герцена, либо с его кружком. Как пишет известный современный исследователь В. Щукин, оценивая духовную ситуацию 1840-х годов, «в беседах западников в гостиных и на дачах всегда самое активное участие принимали их нежные и заботливые жены, а также родственницы и знакомые»3.

Бурное умственное движение, охватившее молодежь 1840-х годов, не могло не коснуться русской женщины. Особая идеологическая атмосфера, царившая среди представителей «замечательного десятилетия» (как охарактеризовал 1840-е годы П.В. Анненков), оказала бесспорное влияние на женщин, входивших в круг интеллектуальной элиты эпохи, дав «России высокоразвитых в духовном отношении женщин»4. Закономерно, что созданные ими документально-биографические тексты стали частью как русского литературного процесса, так и отечественной культуры в целом.

Их воспоминания, безусловно, оказываются в тени «Былого и дум», однако они занимают свою нишу в литературном движении второй половины XIX века; обладают особым взглядом на эпоху и человека, создают индивидуальный авторский портрет, который оказывается принципиально важен для понимания

' См. об этом: Местергази Е.Г. Художественная словесность и реальность (документальное начало в отечественной литературе XX века): Афтореф. дис. ... д-ра филол. наук. - М., 2008; Савкина И. «Пишу себя»: Автодокументальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX в. — Tampere, 2001; Урбан A.A. Автодокументальная проза // Звезда. - 1970. - № 10. - С. 193-204.

2 См. об этом: Елизаветина Г.Г. Последняя грань в области романа (русская мемуаристика как предмет литературоведческого исследования) // Вопросы литературы. - 1982. - №10. - С. 148; Летягин JI. Н. Личный дневник: самосознание жанра // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2008. - № 56. - С. 58.

3 Щукин В.Г. Русское западничество. Генезис. Сущность. Историческая роль. — Лодзи, 2001.-С. 207.

4 Там же. - С. 207.

личности человека 1840-х годов. Тем не менее, ни мемуары «Былое и думы», ни — тем более — тексты, прямо или косвенно с ними связанные, в этом аспекте не становились предметом специального изучения.

Объектом данного диссертационного исследования являются художественные мемуары А.И. Герцена «Былое и думы», мемуары Т.П. Пассек «Из дальних лет», воспоминания М.К. Рейхель, Т.А. Астраковой, H.A. Тучковой-Огаревой.

Предмет диссертации — социально-психологический портрет и автопортрет женщины 1840-х годов, созданный в названном круге мемуарных текстов.

Актуальность темы диссертационного исследования определяется активным вниманием современного литературоведения к творчеству и личности А.И. Герцена и, как следствие, необходимостью дальнейшего изучения его знаменитых воспоминаний, а также мемуаров людей, которые были с ним связаны. Кроме того, современная филологическая наука проявляет особый интерес к мемуарно-биографической прозе и женским автодокументальным произведениям, в частности, что позволило включить в объект изучения разные мемуарные тексты, совершенствуя методику их рассмотрения.

Степень изученности проблемы. В советском литературоведении доминировал социологический подход к изучению художественного и публицистического наследия Герцена, заданный работами В.И. Ленина, A.B. Луначарского, В.Г. Плеханова, в которых творческая и общественная деятельность Герцена рассматривались в русле марксистско-ленинской идеологии. Достаточно длительный промежуток времени литературоведение интересовало, скорее, публицистическое наследие писателя, нежели художественное. В исследованиях этого периода главное внимание уделялось идеологическим представлениям А.И. Герцена, его социально-политической позиции. Однако уже в конце 1940-х - начале 1950-х гт. появляются исследования, в центре внимания которых оказывается анализ поэтики творческого наследия Герцена, в том числе, «Былого и дум». Л.Я. Гинзбург, Г.Г. Елизаветина, Н.М. Пируманов, П.Г. Пустовойт, В.А. Путинцев, Л.К. Чуковская рассматривали мемуары с точки зрения жанровой специфики, идейно-художественного строя произведения, принципов создания характера, особенностей психологизма писателя и пр. О творчестве Герцена в последней трети XX — начале XXI века было написано несколько монографий: В.А. Туниманова, A.B. Марунова, Н.В. Дуловой, С.Д. Гурвич-Лищинер, С.Е. Гревцова, И.А. Желваковой, C.B. Савинкова, Р. Хестанова, С.Е. Эрлиха, E.H. Дрыжаковой и др. Сохранив главные традиции отечественного литературоведения, эти исследователи по-новому взглянули на художественное и публицистическое наследие Герцена, обратились к изучению связи биографии, личности и творчества писателя, а также к рассмотрению проблем, связанных с его отношением к «женскому вопросу».

Научную новизну диссертации определяет впервые предпринятое рассмотрение, реконструирование социально-психологического портрета и

автопортрета женщины 1840-х годов, каким он предстает в мемуарах А.И. Герцена «Былое и думы» и созданных его современницами документально-биографических текстах. В научный оборот вводятся источники, которые практически не становились самостоятельным объектом исследования, а использовались лишь в качестве дополнительных материалов при изучении биографии Герцена.

Цель работы — рассмотрение поэтики, принципов создания социально-психологического портрета и автопортрета женщины 1840-х годов как особого культурно-исторического типа личности, с определенным характером мировосприятия, системой ценностей и моделью поведения, - в мемуарно-автобиографической прозе А.И. Герцена и его современниц.

Задачи:

— исследование приемов психологического изображения героини в художественных мемуарах «Былое и думы»;

— изучение концепции личности автобиографических героинь мемуаров Т.П. Пассек «Из дальних лет» и Воспоминаний М.К. Рейхель и H.A. Тучковой-Огаревой;

— рассмотрение способов моделирования и описания авторского Я в мемуарно-автобиографической прозе современниц А.И. Герцена;

— выявление основных составляющих социально-психологического портрета женщины 1840-х годов на материале мемуаров А.И. Герцена «Былое и думы» и воспоминаний женщин, его современниц;

— анализ жанрового своеобразия мемуарно-автобиографической прозы Т.П. Пассек, Т.А. Астраковой, М.К Рейхель и H.A. Тучковой-Огаревой;

— определение специфики «женского» мемуарного текста;

— исследование принципов организации повествования в рассматриваемых мемуарных текстах.

Методология исследования. Методологическую базу диссертационного сочинения составили общетеоретические работы (М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Ю.В. Манна и др.); работы, посвященные изучению мемуарно-автобиографической прозы (Л.Я. Гинзбург, Т.М. Колядич, H.A. Николиной, А.Г. Тартаковского, Г.Г. Елизаветиной, Е.Г. Местергази, Е.Л. Кириллова, О.Г. Егорова, Л.Ф. Луцевич, И. Гитович, А. Федуты, Ф. Федорова, Н. Козновой и др.); исследования по изучению психологизма в литературе (A.A. Потебни, И.В. Страхова, А.П. Скафтымова, А.Б. Есина, Т.С. Карловой, Л.Я. Гинзбург, В. Гудонене).

В качестве основного метода исследования в диссертации был избран историко-литературный. Это наиболее универсальный научный метод, который направлен на изучение текста с учетом широкого контекста: фактов биографии писателя, истории общественной мысли, культурных, бытовых особенностей той эпохи, к которой относится время, изображаемое в произведении; а также метод психологического анализа, позволяющий раскрыть особенности изображения внутреннего облика персонажа, характерных черт его личности: как индивидуальных, так и эпохально и социально детерминированных.

Теоретико-методологическую базу диссертационного сочинения сформировали и некоторые идеи структурно-семиотического подхода. Так, одной из ключевых категорий диссертации является понятие «модель». Оно позволяет выявить константные признаки, свойственные социально-психологическому портрету женщины 1840-х годов, и учесть лотмановскую идею вариативности, присущую любой модели. Кроме того, в соответствии с проблематикой работы в ней использовался тендерный подход, который предполагает изучение специфики авторского сознания и внутреннего облика героев с учетом «гендерных стереотипов (принятых в обществе представлений о маскулинности и феминности) и гендерных ролей (образцов поведения, ожидаемых от мужчин и женщин)»1. Этот подход позволяет рассматривать художественное произведение в категориях традиционной поэтики (проблемно-тематическая специфика, система персонажей, авторская картина мира и т.д.), но с проекцией на тендерные аспекты.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. А.И. Герцен одним из первых в русской литературе создал в своих мемуарах социально-психологический портрет русской женщины 1840-х годов, отличительными признаками которого становятся развитое самосознание, наличие гражданской позиции, европейская образованность, сосредоточенность на своей внутренней жизни, потребность в духовно-интеллектуальном совершенствовании. Этот условно-обобщенный портрет складывается из социальных примет, психофизиологических особенностей внешности и поведения, а также индивидуальных свойств характера героинь, изображенных в мемуарах А.И. Герцена, Т.П. Пасек; воспоминаниях М.К. Рейхель, H.A. Тучковой-Огаревой и Т.А. Астраковой. Вместе с тем, социально-психологические портреты героинь рассмотренной мемуарно-автобиографической прозы, при всей своей типологической общности, отличаются индивидуальным воплощением названных ключевых признаков. Возникшие в мемуарах портреты и «автопортреты» женщины 1840-х годов обладают сюжетной завершенностью и целостностью, поскольку они созданы во многом по законам художественной прозы. В то же время документальная природа жанра свидетельствует о подлинности внутреннего облика и типа поведения персонажей мемуарно-автобиографических произведений Герцена и его современниц.

2. Представление о русской женщине эпохи 1840-х годов в рассмотренных мемуарных текстах связано, прежде всего, с образом Натальи Александровны Герцен, созданном на страницах «Былого и дум» и в воспоминаниях современниц писателя. Именно в духовном облике этой героини наиболее ярко воплотились черты характера, свойственные подобному типу женской личности. Неслучайно, «сюжет жизни» Натальи Александровны, построенный в воспоминаниях современников на документальной основе, превратился в миф, канонизирующий образ жены Герцена. Структура, модель этого мифа изначально была выстроена в мемуарах «Былое и думы». Подобная

1 Золотухина О.Б. Психологизм в литературе: пособие. - Гродно, 2009. - С. 97.

6

повествовательная стратегия позднее оказала влияние на принципы создания образа Натальи Александровны в мемуарно-автобиографической прозе представительниц поколения 1840-х годов. В прямом или косвенном сопоставлении с нею выстраивались и портреты автобиографических героинь этих произведений. Так, в мемуарах Т.А. Астраковой возникли две родственные, но при этом противопоставленные друг другу модели женственности, одна из которых олицетворяла идеальный образ женщины «сороковых годов» (Наталья Александровна), а вторая была лишь одним из вариантов его воплощения (образ автобиографической героини).

3. В «Былом и думах» Герцен изобразил личность Натальи Александровны в развитии, обусловленном неповторимой индивидуальностью ее характера и судьбы. При этом ему удалось подняться до известной степени обобщения, показав, как складывался тип мировосприятия, свойственный представительницам поколения «сороковых годов». Создавая образ Натальи Александровны, Герцен следовал особой повествовательной стратегии, которую условно можно определить формулой «вопреки». В этом проявляется главная особенность поэтики психологического портрета героини «Былого и дум». Мемуарист целенаправленно показывает, насколько драматична была судьба героини, с детства испытывавшей унижения и гонения, но с достоинством им противостоявшей. Подобная стратегия изображения внутреннего облика героини типологически близка к форме саморепрезентации, избранной Т.П. Пассек. Создавая образ автобиографической героини, она также ориентировалась на идею противостояния её враждебному миру.

4. Воспоминания Т.П. Пассек сходны с мемуарами М.К. Рейхель по принципам создания образа автобиографической героини и, в целом, поэтике текста. Рассказывая в своих записках историю взросления автобиографических героинь, формирования их характера, восприятия первого жизненного опыта, обе мемуаристки обращаются к сюжету, традиционному для романа воспитания, описывая путь своего духовного роста и самосознания. Пассек и Рейхель строят свои мемуары преимущественно как рассказ о собственной жизни. Это отличает их воспоминания от мемуаров H.A. Тучковой-Огаревой, которая в своей книге стремится запечатлеть не столько историю собственного духовно-интеллектуального развития, сколько историю самоопределения человека, ощущающего себя представителем своего поколения. Отличительным свойством художественного мышления мемуаристки становится историзм. Рассказ о собственной жизни в книге Тучковой занимает подчиненное место: он интересует писательницу постольку, поскольку позволяет воссоздать социальную и культурную атмосферу описываемой ею эпохи.

5. Мемуары женщин, входивших в дружеское окружение Герцена, сохраняя свою документальную природу, во многом созданы по законам словесного искусства. Одной из ключевых особенностей поэтики произведений Пассек, Рейхель и Тучковой становится фрагментарность. В тексте их

воспоминаний можно выделить элементы разных жанровых образований -писем, дневников, путевых записок, литературного портрета, семейной хроники. Важно, что включение мемуаристками в свои воспоминания разнообразных жанровых форм обусловлено не только объективными биографическими факторами, но и сознательной ориентацией на образцы литературного творчества.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в результате изучения социально-психологического портрета героинь мемуарно-автобиографической прозы А.И. Герцена и его современниц удалось

— выявить основные черты личности женщины 1840-х годов как своеобразного исторического характера, возникающего на пересечении документального и художественного дискурсов;

— уточнить специфику взаимодействия документального и художественного начал в мемуарно-биографической литературе;

— расширить представление об одном из этапов истории «женской мысли в России», воплощенной в жанрах мемуаров и воспоминаний.

Практическая значимость. Материалы диссертации и выводы, полученные в результате исследования, внедрены в учебный процесс осуществляемый кафедрой Отечественной филологии и прикладных коммуникаций Череповецкого государственного университета: в лекционный курс «История русской литературы» и занятия спецсеминара по творчеству А.И. Герцена. Они могут быть использованы также в спецкурсах, посвященных женской мемуарно-автобиографической прозе и историко-культурной ситуации XIX века в целом.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации прошли апробацию на заседаниях кафедры Отечественной филологии и прикладных коммуникаций Череповецкого государственного университета, аспирантских семинарах, а также были представлены в виде докладов на научных всероссийских конференциях-. Всероссийская научно-практическая конференция «Череповецкие научные чтения - 2009» (Череповец, Череповецкий государственный университет», 1-2 ноября 2009 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Череповецкие научные чтения - 2010» (Череповец, Череповецкий государственный университет, 2-3 ноября 2010 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Русский Север» (Череповец, Череповецкий государственный университет, 25-26 ноября 2010 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Череповецкие научные чтения - 2011» (Череповец, Череповецкий государственный университет, 2-3 ноября 2011 г.); международных конференциях: Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Ломоносов-2010» (Москва, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 12-15 апреля 2010 г.); Третья международная научная конференция РАИЖИ (Российская ассоциация исследователей женской истории): «Женская история и современные тендерные роли: переосмысливая прошлое, задумываясь о будущем» (Череповец: 1-3 ноября 2010 г.); V

Международная конференция молодых филологов «Русская литература: тексты и контексты» (Институт Русистики Варшавского университета, Варшава, 17-21 марта 2011 г.); Международная научная конференция «VII Майминовские чтения «Эпические жанры в литературном процессе XVII - XX веков: забытое и «второстепенное» (Псков, Псковский государственный университет, 5-9 октября, 2011 г.); Международная научная конференция «Прошлое как сюжет» (Тверь, Тверской государственный университет, 5-7 апреля 2012 г.).

Объем и структура диссертации. Структура диссертации обусловлена поставленными в работе задачами, а также объектом исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 336 наименований. Текст диссертации составляет 253 страницы.

СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается тема диссертации, актуальность и новизна предпринятого исследования, освещается история вопроса, раскрывается степень научной разработанности темы, формулируются цель и задачи, объясняется методология, определяются объект и предмет исследования, практическая и теоретическая значимость, описывается структура диссертации.

Глава I. ОБРАЗ НАТАЛЬИ АЛЕКСАНДРОВНЫ ГЕРЦЕН КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ИДЕАЛЬНОГО ТИПА ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦЫ «ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ»

В первой главе диссертационного исследования рассматривается образ Натальи Александровны Герцен, созданный в мемуарах А.И. Герцена «Былое и думы» и в «Воспоминаниях об А.И. Герцена» Т.А. Астраковой; исследуются формы и приемы психологизма, которые используются при создании социально-психологического портрета Натальи Александровны в мемуарах и «Дневнике» писателя.

В первом параграфе «Принципы изображения персонажа в художественных мемуарах А.И. Герцена и «Воспоминаниях об А.И. Герцене» Т.А. Астраковой» раскрываются особенности повествовательной стратегии, избранной Герценом при рассказе об истории формирования личности Натальи Александровны как одной из самых ярких женщин, принадлежавших к поколению людей 1840-х годов. Кроме того, объектом анализа становится «модель описания» (Ю.М. Лотман) персонажа - Натальи Александровны Герцен — в «Воспоминаниях» Т.А. Астраковой. Параграф представлен тремя разделами.

Первый раздел «Психологизм поэтики портрета H.A. Герцен в «Былом и думах» освещает принципы создания психологического портрета H.A. Герцен в мемуарах А.И. Герцена.

Образ Натальи Александровны дан в книге Герцена в развитии. Мемуарист показывает, как сформировался особый тип её мировосприятия, отличающий представительниц поколения «сороковых годов». Описывая процесс формирования внутреннего мира Натальи Александровны, А.И. Герцен наиболее обстоятельно останавливается на периоде ее детства и юности. В то же время рассказ Герцена выглядит неполным по сравнению со свидетельствами других мемуаристов об этом периоде её жизни. Так, более подробно о событиях детства Натальи Александровны рассказала в своих мемуарах Т.П. Пассек, спокойно-отстраненное повествование которой явно отличается от проникнутого драматизмом рассказа Герцена. Различие интерпретации этого этапа жизни Натальи Александровны обусловлено не только субъективностью восприятия мемуаристов, но и тем, что для избранной Герценом повествовательной стратегии, связанной с идеей противостояния человека внешним обстоятельствам настолько важна, что она всячески подчеркивается писателем при создании образа Натальи Александровны как трагической героини.

После главы «Сирота» образ Натальи Александровны в «Былом и думах» отступает на второй план. Об обстоятельствах её жизни в отсутствие Герцена, который на протяжение двух лет был в ссылке, автор рассказывает предельно конспективно. Отчасти поэтому облик героини в этом фрагменте воспоминаний вырисовывается на основании писем Герцена, «приложенных» им к третьей части мемуаров.

Герцен вновь возвращается к образу главной героини, когда рассказывает о решающем моменте своих взаимоотношений с Натальей Александровной. Княгиня Хованская была категорически против возникшего у своей воспитанницы чувства к «политическому преступнику», как называла она Герцена, а потому решила всячески ему «противудействовать». Герцен здесь достаточно категоричен в своих оценках окружавшей Наталью Александровну обстановки, описание которой занимает важное место в книге писателя, поскольку через него художественно воссоздается и внутренний мир героини.

Этот эпизод жизни Натальи Александровны Герцен показывает её же глазами. Автор включает в текст одно за другим письма девушки, лишь резюмируя и, где это требуется, дополняя их. Они органично включаются в повествование «Былого и дум» и являются одной из форм психологического анализа, позволяя мемуаристу раскрыть внутренние качества и переживания его героини. Наталья Александровна кратко пишет о том, что происходило во внешнем мире, но зато подробно анализирует свои мысли и чувства. Её письма обладают подчеркнуто дневниковым характером.

Таким образом, А.И. Герцену удается создать психологический портрет Натальи Александровны, используя две формы психологизма: косвенную и прямую, совмещая взгляд «извне» и взгляд «изнутри».

Характерной особенностью интерпретации событий личного плана в воспоминаниях писателя стало выявление их общественной значимости. Так, историю воссоединения с любимой писатель трактовал едва ли не как попытку

новой женщины бороться за свое человеческое достоинство. В этом плане мемуары Герцена дополняет его дневник, который дает возможность увидеть разную литературную природу этих биографических текстов.

Во втором разделе «Семья как предмет философско-психологической рефлексии в мемуарах и дневнике А.И. Герцена 1842-го — 1845-го годов» исследуется специфика репрезентации событий личного плана в мемуарах А.И. Герцена и его дневнике.

Отношения с Натальей Александровной становятся центральной темой интимной линии развития сюжета «Дневников» писателя, создававшихся на раннем этапе его семейной жизни, уже омраченной, однако, целым рядом драматических событий. В своем дневниковом повествовании мемуарист акцентирует внимание на двух таких моментах, оказавших на него наибольшее эмоциональное воздействие. Это смерть трех новорожденных детей и во многом обусловленный этими трагическими событиями глубокий внутренний кризис жены. События личной жизни он фиксирует будто бы пунктирно: сюжет складывается из рассеянных по всему тексту фактов, дополняющих друг друга. Осмысление этой ситуации Герценом идет в двух направлениях: с одной стороны, писатель пытается разобраться в собственных чувствах, но, с другой, он стремится постичь душевное состояние жены, переживания которой не могли оставить его равнодушным. Фиксируя в дневнике, прежде всего, свои эмоции, Герцен, потрясенный произошедшим, будто бы пропускает через себя и все чувства Натальи Александровны, попутно давая им оценку.

Переживание трагических событий личной жизни занимает важное место в дневниках Герцена. Пожалуй, главной целью писателя при их создании становится самоанализ, позволяющий ему не только дать себе отчет о новом состоянии души, но и выработать оригинальную систему взглядов на поставленные перед ним самой судьбой вопросы. В результате рефлексии все происходящее в семье писателя приобретает «типологизирующее»1 значение, претендующее уже на закон бытия. Философский характер осмысления Герценом событий личной жизни в дневнике, таким образом, является его важнейшей отличительной чертой по сравнению с «Былым и думами», в которых аналогичные ситуации рассматривались с точки зрения их социально-исторического значения.

Это становится очевидным при сопоставлении «Былого и дум» не только с «Дневниками», но и с другими автобиографическими текстами. Наиболее репрезентативными в этом смысле являются «Воспоминания» Т.А. Астраковой.

В третьем разделе «Модели женственности в «Воспоминаниях об А.И. Герцене» Т.А. Астраковой: автобиографическая героиня и H.A. Герцен» рассматриваются принципы создания образа автобиографической героини воспоминаний Т.А. Астраковой и образа H.A. Герцен, анализируются особенности изображения мемуаристкой женской личности.

1 Савкина И. «Пишу себя»: Автодокументальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX в. - Tampere, 2001. - С. 290.

11

Фрагментарность «Воспоминаний» Астраковой не позволяет говорить о реконструкции целостного психологического портрета их автобиографической героини. Мемуаристка даже не предпринимает попытки создать собственный завершенный образ, но лишь контурно очерчивает его свойства. Мемуары Астраковой дают представление только о некоторых качествах характера автобиографической героини. Они поддаются воссозданию, благодаря рассказу мемуаристки о взаимоотношениях с Натальей Александровной, портрет которой занимает центральное место в её повествовании. В «Воспоминаниях» Астраковой представлены две родственные и, вместе с тем, противопоставленные друг Другу по принципу «эталонности» модели женственности, где Наталье Александровне отводилась роль идеала, а автобиографической героине — роль обычной женщины.

Во втором параграфе «Женское мировидение в документальной прозе H.A. Герцен и "женский мир" в мемуарах А.И. Герцена» исследуются особенности документальной прозы H.A. Герцен — «Плана автобиографии», «Дневника 1846-1847 гг.» и «Записок» 1848 г. с точки зрения женского взгляда на происходящее. Одновременно с этим здесь рассматривается способ изображения А.И. Герценом семейной драмы: описание событий и их интерпретация, психологический анализ внутреннего состояния героев. Параграф представлен двумя разделами.

В первом разделе «Рефлексия исторических событий и кризис самоидентификации в документальной прозе H.A. Герцен» рассматриваются особенности описания исторических событий H.A. Герцен, а также раскрывается проблема женского самоопределения, ставшая одной из центральных в её документальной прозе.

В 1847 году семья Герценых отправляется в Европу. Скорый отъезд, точнее, переживания, вызванные им, становятся одной из центральных тем «Дневника» Натальи Александровны — короткого текста, включающего девять небольших по объему подневных записей, сделанных в период с 25 октября 1846-го года по 10 января 1847-го года. Приближающееся путешествие оценивается ею как избавление от душевных метаний и знамение начала новой счастливой жизни. Эта восторженность во многом была обусловлена ощущением, которое в другом автобиографическом документе — «Плане автобиографии» — она обозначила как «преданность идее революции».

Насколько Наталья Александровна была буквально одержима новой идеей, родившейся под влиянием Герцена и воспринятой ею как смысл жизни, показывает еще один её автобиографический документ — «Записки» 1848-го года. Доминантой, определившей основную тональность этого текста, становится антитеза «страшной дисгармонии», с раннего детства раздиравшей душу Натальи Александровны, и радостного предчувствия «гармонии», связанной с переменами в общественной жизни. С разгромом же парижского восстания 1848-го года Наталья Александровна пережила кризис веры в идеи самоотверженного служения «общему». Отчасти эти переживания

«подготовили» сложную коллизию семейной драмы Герценых, описанной в «Былом и думах».

Во втором разделе «"Кружение сердца" как драматическая кульминация «Рассказа о семейной драме» в мемуарах А.И. Герцена» анализируется жанровая природа той части «Былого и дум», где писатель рассказывает об одном из самых драматичных периодов жизни своей семьи.

Выделенный Герценом в отдельную часть «Рассказ о семейной драме» условно можно разделить на две части. Одна из них представляет собой пролог, в котором А.И. Герцен детально анализирует события, предвосхитившие «кружение сердца»; вторая же, — основная часть, начинается с главы «Кружение сердца». Ей свойственны родовые признаки драмы1. Драматическую суть этого фрагмента позволяет выявить наличие в нем большого числа диалогов, которые специфическим образом раскрывают внутренний мир героини и занимают большую часть текста. При этом они выполняют совершенно разные функции: композиционную, характерологическую и психологическую.

В богатом мемуарно-автобиографическом наследии, принадлежащем представителям эпохи «замечательного десятилетия», осталось немало свидетельств о личности Натальи Александровны Герцен. Многие мемуаристы с разной степенью полноты попытались восстановить в своих воспоминаниях основные этапы жизни и стадии духовного опыта этой уникальной женщины. Отклики большинства из них роднит, пожалуй, то, что практически все они развивают ту модель описания Натальи Александровны, которую условно можно определить формулой «вопреки». Во многом благодаря этому, сюжет жизни Натальи Александровны в воспоминаниях современников, выстраиваясь на документальной основе, превращается в миф. Это обусловлено, прежде всего, тем, что мемуаристы отводят ей роль идеальной женщины, буквально канонизируя её образ. Очевидно, именно в духовном облике Натальи Александровны Герцен - как героини мемуаров «Былое и думы» и других автодокументальных текстов - наиболее ярко воплотились черты характера, свойственные русской женщине 1840-х годов.

Глава 2. СОВРЕМЕННИЦЫ А.И. ГЕРЦЕНА В ФОКУСЕ ЭГО-ДОКУМЕНТА

Вторая глава включает в себя рассмотрение способов моделирования и описания авторского «Я» в мемуарно-автобиографической прозе современниц А.И. Герцена, а также анализ воспоминаний Т.П. Пассек, М.К. Рейхель, H.A. Тучковой-Огаревой с точки зрения жанрового своеобразия, сюжетной и мотивной организации, специфики повествования.

1 См. об этом: Дулова Н.В. Поэтика «Былого и дум» А. И. Герцена. - Иркутск, 1998; Созина Е.К. Автобиографическое письмо в русской литературе. «Былое и думы» А.И. Герцена: письмо сознания и текст памяти // Созина Е.К. Сознание и письмо в русской литературе. — Екатеринбург, 2001. - С. 341-430.

13

В первом параграфе «Мемуары Т.П. Пассек «Из дальних лет» как опыт жизнеописания» исследуется жанровое своеобразие воспоминаний Т.П. Пассек, принципы организации повествования, способы моделирования и описания авторского «Я». Параграф представлен четырьмя разделами.

В первом разделе «Жанрово-стилистические особенности воспоминаний Т.П. Пассек» рассмотрены черты художественной системы мемуаров писательницы. Главной из них является разнообразие содержания: оно выходит далеко за пределы пережитого самой мемуаристкой или известного ей по непосредственным впечатлениям. Воспоминания Пассек отличаются сложной повествовательной структурой, наполненной разнообразными внесюжетными вкраплениями, ассоциативными рядами. Основная сюжетная линия этих мемуаров постоянно дополняется описанием разнообразных исторических, общественных, культурных явлений.

Второй раздел «"Усадебная повесть" в контексте мемуаров Т.П. Пассек» сосредоточен на выявлении элементов «усадебной повести» в мемуарах писательницы и их значении в описании авторского «Я».

Воспоминания Пассек о детских и юношеских годах типологически близки семейной хронике. Одним из её элементов становится совершенно особое жанровое образование — «усадебная повесть». В её рамках мемуаристка рассказывает историю взросления автобиографической героини, детство которой связано с провинциальным пространством и такими важными для формирования героини местами, как «дом» и «сад». В главах о детстве и юности писательницы много пейзажных образов: через них мемуаристка изображает и свой эмоциональный мир. В этом отчасти проявилось влияние, которое оказала на писательницу литература сентиментализма и романтизма, закрепившая принцип самовыражения героя через восприятие им пейзажа.

В третьем разделе «Элементы "романа воспитания" и их роль в создании автобиографического портрета Т.П. Пассек» дана характеристика способов моделирования и описания авторского «Я» в мемуарах Т.П. Пассек, рассмотрено жанровое своеобразие рассказа писательницы о жизни автобиографической героини.

В своих воспоминаниях Пассек рассказывает о том, как проходило её взросление, показывая путь своего духовного роста и самосознания. Модель самоописания в воспоминаниях Пассек ориентируется на идею противостояния враждебному миру. Повествование в тексте мемуаров организовано таким образом, что все подробности жизни, которые вспоминает писательница, выглядят как обстоятельства, которые в той или иной мере могли сыграть роль побудительных мотивов в развитии героини. Пожалуй, самым важным фактом биографии Пасек, как следует из ее мемуаров, оказывается дружба с Герценом, росшим без сверстников, а потому долгое время видевшим в своей двоюродной сестре едва ли не единственного товарища. Позже, описывая герценовский кружок, Пассек будет подчеркивать свою причастность к нему, используя местоимение «мы» и таким образом включая себя в круг интеллектуальной

элиты общества 1840-х годов, настаивать на схожести своих убеждений с убеждениями Герцена и его друзей.

В четвертом разделе «Замужество как итоговый этап развития самосознания автобиографической героини мемуаров Т.П. Пассек» анализируется сюжетно-композиционная организация и структура авторского повествования второй части воспоминаний Т.П. Пассек, а также рассматривается итоговый этап духовно-интеллектуального развития автобиографической героини. Этот период связан с замужеством мемуаристки, повлекшим за собой ослабление товарищеских уз с Герценом и его кругом.

Сближение Вадима Пассека (муж Т.П. Пасек) со славянофильскими кругами ознаменовало кардинальный поворот не только в его взглядах и убеждениях, но и во взглядах и убеждениях Т.П. Пасек. Личные разногласия со временем разъединили её с Герценом, оборвав последние когда-то связывавшие их нити духовной близости.

Во второй условно выделенной нами части воспоминаний писательница сводит к минимуму рассказ о собственной биографии: она лишь сообщает краткие сведения о том, как протекала её жизнь, заостряя внимание преимущественно на окружающем мире и старясь не касаться описания внутренней реальности. Главное место в мемуарах приобретают судьбы других персонажей. Внимание писательницы во второй части её книги фокусируется на личности Герцена. Если в начале воспоминаний рассказ о нем являлся ко всему прочему особой формой саморепрезентации писательницы, то в следующей части этот рассказ практически лишил мемуаристку возможности описать историю собственной жизни.

Со временем Пассек не просто отдалилась от Герцена, утратив статус духовной соратницы, разделявшей его идеологические искания, но, по признанию мемуаристки, она стала человеком, чуждым ему по характеру своих воззрений. При этом именно в Т.П. Пассек воплотились черты представительницы «замечательного десятилетия». Природный такт и ум, внутренний потенциал и, разумеется, непосредственная близость к членам знаменитого кружка 1840-х годов позволили ей преодолеть добровольную и безусловную покорность традиции, воспитали потребность в духовно-интеллектуальном совершенствовании. Неслучайно именно идея

противостояния окружающей действительности легла в основу той модели самоописания, которую, как по объективным (факты биографии), так и по субъективным причинам, Пассек избрала для своих мемуаров, создав книгу не только об идейно-нравственных исканиях выдающихся деятелей русской общественной мысли, но и о становлении характера и развитии самосознания русской женщины.

Во втором параграфе «Концепция автобиографического "Я" в "Воспоминаниях" М.К. Рейхель» рассматриваются особенности создания образа автобиографической героини в «Воспоминаниях» М.К. Рейхель, исследуется жанровая специфика этих мемуаров и их повествовательная манера. Параграф представлен четырьмя разделами.

В первом разделе «Жанровое своеобразие мемуаров М.К. Рейхель» отмечается, что воспоминания Рейхель являются сложной эстетически организованной системой как с точки зрения жанрового синтеза, так и с точки зрения смешения повествовательных планов. На содержательном и структурном уровне эти мемуары объединяют различные жанровые формы: они включают элементы автобиографии, литературного портрета и путевой прозы. Вместе с тем, воспоминания Рейхель написаны в традиционном для романа воспитания композиционном ключе.

Во втором разделе «Особенности репрезентации авторского "Я"» исследуются способы создания образа автобиографической героини воспоминаний М.К. Рейхель.

Мемуаристка изображает наиболее яркие моменты своей жизни, оказавшиеся этапами её становления. Многочисленные эпизоды, повествующие о процессе формирования характера автобиографической героини, связываются в единое целое мотивом дороги, который приобретает сюжетообразующее значение. Этот мотив в мемуарах Рейхель семантически неоднозначен. В первой части воспоминаний он выступает в качестве конкретной реалии изображаемого меняющегося пространства. Кроме того, образ дороги здесь приобретает символическое значение: становится олицетворением процесса интеллектуального и нравственного развития героини. Во второй же части воспоминаний Рейхель, в жанровом отношении более всего напоминающей путевые заметки, дорога закономерно становится сюжетно-композиционным центром.

В третьем разделе «Мотивная организация как форма авторского самовыражения» выделяются основные мотивы воспоминаний М.К. Рейхель, а также исследуется их роль в создании автобиографического портрета мемуаристки.

В интерпретации Рейхель наивысшей ступенью духовного роста и самосознания автобиографической героини становится общение с А.И. Герценым и другими представителями знаменитого московского кружка сороковых годов. По оценке Рейхель, Герцен был для неё наставником, учителем жизни, способствующим её духовному развитию. Ему, по признанию мемуаристки, она была обязана тем, что в юности у неё развилась страсть к чтению. Неслучайно в тексте воспоминаний Рейхель возникает мотив книги: писательница вновь и вновь обращается к характеристике своего круга чтения. Помимо мотива книги в мемуарах присутствуют еще несколько важных для понимания личности автобиографической героини повторяющихся образов.

Особым приемом раскрытия внутреннего мира героини у Рейхель становится мотив музыки, а чуткое восприятие искусства — одним из показателей её духовного развития. Еще одним сквозным мотивом воспоминаний Рейхель оказывается мотив цветов или сада. Образы флоры, возникающие в тексте мемуаров и являющиеся неотъемлемыми атрибутами «женского» пространства, подчеркивают специфическое, гендерно маркированное мировосприятие автобиографической героини. Кроме того, в интерпретации мемуаристки этот пространственный образ связывается с

16

мотивом свободы, в данном случае — свободы от норм, ориентированных на патриархальные установки.

В четвертом разделе «"Путевые записки" как составляющая воспоминаний М.К. Рейхель: Европа в восприятии русской путешественницы» раскрываются особенности сюжетно-композиционной организации второй части мемуаров писательницы, анализируются способы и приемы самоинтерпретации мемуаристки.

На содержательном и структурном уровне вторая часть мемуаров Рейхель более всего напоминает путевую прозу. Включение в воспоминания Рейхель элемента этой жанровой формы обусловлено не только объективными биографическими факторами, но в определенной мере и литературной традицией.

Рассказ Рейхель о посещении европейских городов, сопровождаемый впечатлениями и комментариями, стал своеобразной формой создания литературного автопортрета. Отбор и осмысление реалий европейской жизни продемонстрировали не только особое видение Европы русской путешественницей, в статусе которой находилась на тот момент мемуаристка, но и процесс становления её мировоззрения: Запад воспринимался Рейхель, в первую очередь, как образовательное пространство, способствовавшее её духовно-интеллектуальному развитию.

Со временем (выйдя замуж за немецкого музыканта Адольфа Рейхеля) мемуаристка навсегда утратила привычный для себя статус путешественницы. Однако погруженность русской женщины в западную культурную среду, чуткое понимание другой национальной ментальности не лишили её, по собственному признанию, тесной связи с родиной, развив особый характер видения мира и себя в этом мире. Это позволяет включить Рейхель в число представителей особого культурного типа, эквивалент женского рода которого не получил широкого распространения, - типа русского «европейца».

Итак, строя воспоминания как собственное последовательное жизнеописание, Рейхель создает образ автобиографической героини как формирующегося женского «Я». Такая сосредоточенность мемуаристки на изображении процесса собственного духовного развития позволяет ей воссоздать в воспоминаниях внутренний облик её героини, в чем-то схожей с героиней мемуаров Герцена и олицетворяющей уникальный тип женской личности, появлением которого была ознаменована эпоха 1840-х годов.

В третьем параграфе «Оппозиция частной и общественной жизни в «Воспоминаниях» и дневниках H.A. Тучковой-Огаревой» рассматриваются репрезентативные стратегии мемуаров H.A. Тучковой-Огаревой, исследуются способы создания мемуаристкой портрета автобиографической героини, анализируются жанровое своеобразие «Воспоминаний», специфика мемуарного повествования, а также раскрываются особенности жанровой структуры дневников H.A. Тучковой-Огаревой.

Первый раздел «Элементы семейной хроники на фоне русской истории в мемуарах H.A. Тучковой-Огаревой» сосредоточен на исследовании жанрового

17

своеобразия первой части воспоминаний H.A. Тучковой-Огаревой, а также анализе принципов создания образа исторической эпохи.

Воспоминания Тучковой условно можно разделить на две части: «русскую» и «европейскую». Первая посвящена истории взросления автобиографической героини; вторая отведена рассказу о лондонском периоде жизни А.И. Герцена. Записки Тучковой открываются характерным описанием истории семьи. Типологически первая часть воспоминаний Тучковой близка жанру семейной хроники. Рисуя яркие картины детства, Тучкова воссоздает быт и нравы своей семьи, а вместе с тем, атмосферу, царящую в типичном дворянском доме, которая оказала влияние на формирование системы ценностей автобиографической героини.

Обращает на себя внимание историзм художественного мышления Тучковой. Описывая события частной жизни, мемуаристка помещает их в широкий социально-исторический контекст. Отчасти в этом просматривается связь с художественной манерой Герцена.

Мемуаристка дает развернутое описание окружающей действительности, совмещая основную повествовательную линию с описанием исторических, социальных и культурных явлений прошлого. В результате рассказ Тучковой дополняется разнообразными внесюжетными вставками, благодаря чему личная история автобиографической героини начинает восприниматься в широком историко-культурном контексте.

Во втором разделе «Рефлексия событий Французской революции в сознании автобиографической героини» исследуются особенности изображения политической жизни Европы H.A. Тучковой-Огаревой и раскрывается роль описания исторических событий в создании образа автобиографической героини.

В рассказе писательницы о Европе намечается популярная для мемуарно-автобиографической прозы этого периода антитеза «Россия - Запад». Помимо культурного аспекта, в восприятии западного мира существенной для Тучковой оказалась также идеологическая составляющая: рассказ о политической жизни Европы занял в мемуарах писательницы едва ли не центральное место. При этом подобный "отбор" описываемых событий ничуть не помешал ей воссоздать историю становления характера автобиографической героини. Мемуаристка описывает, как на её глазах «создавалась всемирная история»1: писательница воссоздает картины прошлого, в которых личная линия повествования органично соединяется с эпическим характером воспоминаний.

При описании политических событий мемуаристка, как правило, ссылается на более авторитетных судей (это её отец и А.И. Герцен), смещая акценты повествования и рассказывая о том, как они переживали все происходившее, но ещё чаще писательница этим судьям предоставляет слово. В результате авторское повествование теряет свою однородность, распадаясь на собственно повествовательные фрагменты (описания и оценки) и так называемые

1 Тучкова-Огарева H.A. Воспоминания. - М., 1959. - С. 84.

18

«беллетризованные отрывки»1, включающие в себя описания и прямую речь героев — реальных исторических лиц.

В третьем разделе «Дневники H.A. Тучковой-Огаревой как отражение событий частной жизни автора» анализируется специфика репрезентации событий личного плана в дневниках H.A. Тучковой-Огаревой, а также исследуется жанрово-стилистические особенности записей мемуаристки и их сюжетно-композиционная организация.

Обстоятельства своей личной жизни Тучкова в воспоминаниях передает предельно конспективно. Реконструировать внутренние переживания, которые испытывала писательница в те периоды жизни, о которых она либо упоминает вскользь в своих мемуарах, создававшихся уже после 1885 года, либо совсем опускает, позволяют её «Дневники».

«Дневники» Тучковой — это документ, благодаря которому можно по-новому оценить, пожалуй, самую неоднозначную женскую личность, имевшую непосредственное отношение к кружку 1840-х годов. Они значительно отличаются по характеру изображения событий личной жизни от «Воспоминаний» мемуаристки, которые, будучи жанром ретроспективным, оперировали фактами уже свершившимися. Отчасти это стало причиной разных оценок одних и тех же эпизодов в «Дневниках» и мемуарах Тучковой. Психологический характер осмысления Натальей Алексеевной событий личной жизни в «Дневнике» является отличительной чертой по сравнению с воспоминаниями, в которых все происходившее рассматривалось, как правило, с точки зрения его исторического значения.

В дневнике Тучковой центральное место занимают две линии развития событий: личная судьба писательницы и судьба женщин её поколения. Вторая представлена в записях в виде небольших по объему теоретических размышлений-обобщений «по поводу». Анализ «Дневников» Тучковой позволяет говорить о том, что в её облике воплощается синтез двух уникальных моделей личности. Если по характеру своего мироощущения, склонности к рефлексии писательница всецело соответствовала типу «лишнего человека», то в желании самореализации, применения потенциальных сил и возможностей, по образу мысли и по характеру многих принятых ею решений она, безусловно, была близка уже к другой модели героя — «новому человеку». Подобная дисгармония внутреннего облика, очевидно, и определил драматизм судьбы этой в целом сильной и волевой женщины.

В четвертом разделе «Портреты исторических персонажей в мемуарах H.A. Тучковой-Огаревой» выявляются и анализируются принципы и приемы создания мемуаристкой образов исторических персонажей.

Вторая часть книги Тучковой посвящена жизни и деятельности А.И. Герцена на Западе. Основу этой части воспоминаний мемуаристки составляют описания друзей, знакомых и просто многочисленных посетителей их дома. Эти рассказы соединяются в воспоминаниях по принципу монтажа. Таким

' Симонова Т.Г. Мемуарная проза русских писателей XX века: поэтика и типология жанра: Учебное пособие. — Гродно, 2002. - С. 226.

19

образом, «герцено-огаревский»1 раздел записок Тучковой приобретает некоторую фрагментарность: его сюжетная структура неоднородна. Ощущение «рыхлости» возникает и по причине того, что, выстраивая образы многочисленных современников, писательница часто нарушает последовательность событий, отступая от хроникальной манеры изложения фактов. Воспоминания Тучковой изобилуют разнообразными «припоминаниями» и случайно возникшими «ассоциативными цепочками»2.

Таким образом, самой важной особенностью воспоминаний Тучковой становится постоянное присутствие в них исторической действительности, которая выступает, с одной стороны, как фон, а, с другой, - как один из важнейших элементов поэтики записок писательницы. В книге мемуаристки ощутима установка на воссоздание личной истории в широком контексте жизни целого поколения, частью которого была автобиографическая героиня. Воспоминания Тучковой запечатлели не столько историю психологического самораскрытия, сколько историю самоопределения мемуаристки, ощущающей себя представительницей «замечательного десятилетия».

В Заключение диссертации подводятся итоги и определяются перспективы дальнейшего изучения темы исследования.

Сопоставительный анализ мемуаров, ставших объектом изучения, дал возможность выстроить условную модель персонажа - женщины 1840-х годов. К основным структурообразующим признакам социально-психологического портрета русской женщины 1840-х годов относятся развитое самосознание, наличие гражданской позиции, европейская образованность, сосредоточенность на своей внутренней жизни, потребность в духовно-интеллектуальном совершенствовании. Этот условно-обобщенный портрет складывается из социальных примет, психофизиологических характеристик внешности и поведения, а также индивидуально-психологических черт персонажей, изображенных в мемуарах А.И. Герцена и Т.П. Пасек, в воспоминаниях М.К. Рейхель, H.A. Тучковой-Огаревой и Т.А. Астраковой. Социально-психологические портреты героинь рассмотренной мемуарно-автобиографической прозы, при всей своей типологической общности, отличаются индивидуальным воплощением названных ключевых признаков.

Таким образом, можно утверждать, что в культурном сознании эпохи олицетворением женского исторического характера, связанного с 1840-ми годами, стали H.A. Герцен, Т.П. Пассек, Т.А. Астракова, М.К. Рейхель, H.A. Тучкова-Огарева. Являясь персонажами воспоминаний, они воспринимались как представительницы особого культурно-исторического типа женщины, — женщины, близкой к интеллектуальной элите эпохи «замечательного десятилетия». Их портреты и «автопортреты», созданные в мемуарах, с одной

1 Дубовиков А.Н. Воспоминания «Корчевской кузины» А.И. Герцена // Пассек Т.П. Из дальних лет: Воспоминания: в 2 т. Т. 1. — М., 1963. - С. 11.

2 Колядич Т.М. Воспоминания писателей XX века: проблемы поэтики жанра. — М., 1998.-С. 62.

стороны, в силу документальной природы жанра свидетельствовали о подлинности их внутреннего облика и типа поведения; с другой стороны, созданные во многом по законам художественной прозы, обладали психологической убедительностью, сюжетной завершенностью и целостностью.

Мемуары женщин, входивших в дружеское собрание Герцена, в контексте историко-литературного процесса представляют несомненный интерес с точки зрения их поэтики. Анализ записок Пассек, Рейхель, Тучковой-Огаревой убеждает в том, что эти воспоминания во многом созданы по законам словесного искусства. Об этом свидетельствует сюжетно-композиционная организация их произведений, совокупность литературных приемов, используемых мемуаристками при создании образов персонажей, специфика пространственно-временных параметров воспоминаний, а также изобразительные средства языка. Все это требовало от писательниц знания законов художественного творчества, а также способности к нему.

Таким образом, женщины, связанные либо с семьей Герцена, либо с его кружком, обладали особым взглядом на эпоху и человека. Это демонстрирует их мемуарно-автобиографическая проза, в которой они создали индивидуальные авторские портреты, принципиально важные для понимания личности человека 1840-х годов. В большей или меньшей степени соответствуя идеальному образу этого исторического характера в его «женском» воплощении, каждая из представительниц «замечательного десятилетия» является олицетворением эпохи 1840-х годов как периода, подготовившего возникновение другого типа женской личности, который традиционно называется «новым» и связывается с периодом 1860-х годов.

Перспектива дальнейшего развития и исследования темы диссертационной работы может быть связана с реконструкцией социально-психологического портрета представительницы 1860-х годов. Такое исследование, опирающееся во многом на идею связи эпохальных характеров женщины 1840-х и 1860-х годов, позволит по-новому взглянуть на проблему истории женской мысли в России. Кроме того, предметом отдельного изучения может стать анализ поэтики мемуарно-автобиографической прозы этого периода, выявление принципов и приемов создания образов автобиографических героинь, изображения их внутреннего мира.

Основное содержание диссертации отражено в публикациях:

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ

1. Кузнецова У.С. Елизавета Богдановна Грановская. В тени представителей «замечательного десятилетия» (на материале воспоминаний современников) // Казанская наука. - Казань: Изд-во Казанский Издательский дом, 2012. -№ 3. - С. 208-215. (0,47 п.л.)

2. Кузнецова У. С. Европа в восприятии русской путешественницы (на материале Воспоминания об А.И. Герцене М.К. Рейхель) // Вестник Тверского

государственного университета. Научный журнал. Серия «Филология». -Тверь: ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет», 2012. — № 21. -С. 258-263. (0,35 п.л.)

3. Кузнецова У.С. Общественный темперамент как основа мировосприятия H.A. Тучковой (на материале воспоминаний H.A. Тучковой о событиях 1848 года) // Вестник Череповецкого государственного университета. Научный журнал. - Череповец: ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», 2013. - № 1 (46). - Т.2. - С. 65-69. (0,3 пл.)

Статьи в других научных изданиях

4. Кузнецова У.С. Застенчивость как деталь психологического портрета героини художественных мемуаров А.И. Герцена «Былое и думы» // Череповецкие научные чтения - 2009: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню города Череповца (2-3 ноября 2009 г.): В 3 ч. Ч. 1: Исторические, социальные и психолого-педагогические науки в начале XXI в. / Отв. ред. Н.П. Павлова. - Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ,

2010.-С. 35-37. (0,3 п.л.)

5. Кузнецова У.С. Психологический портрет героини в аспекте феминного и маскулинного дискурса («Былое и думы» А.И. Герцена и «Воспоминаний» Т.А. Астраковой) // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов - 2010» // [Эл. ресурс]. - Режим доступа: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2010/24-19.pdf. (0,2 пл.)

6. Кузнецова У.С. «Воспоминания» Т.А. Астраковой как самоитерпретация // Женская история и современные тендерные роли: переосмысливая прошлое, задумываясь о будущем: Материалы Третьей международной научной конференции РАИЖИ (Российской ассоциации исследователей женской истории), 1 - 3 ноября 2010 г., Череповец: В 2 т. - М.: ИЭА РАН, 2010. - Т. 1. -С. 418-423. (0,32 п.л.)

7. Кузнецова У.С. Материнство как этико-психологическая проблема в «Воспоминаниях» Т.А. Астраковой // Череповецкие научные чтения - 2010: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню города Череповца (3 ноября 2010 г.): В 3 ч. Ч. 1: Литературоведение. Лингвистика. Социальные и массовые коммуникации / Отв. ред. Н.П. Павлова. - Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2011. - С. 10-12. (0,2 п.л.)

8. Кузнецова У.С. Вятский край глазами А.И. Герцена (на материале мемуаров А.И. Герцена «Былое и думы») // Культура и словесность русского Севера: Сборник научных статей. - Череповец: ГОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», 2011. — С. 122-127. (0,2 п.л.)

9. Кузнецова У.С. Кризис семейных отношений и самоидентификация личности Натальи Александровны Герцен // Череповецкие научные чтения —

2011. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (3 ноября 2011 г.): В 2 ч. Ч. 1: Литературоведение, лингвистика, СМИ, история, философия, социология, политология. - Череповец: ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», 2012. - С. 110-113. (0,3 п.л.)

10. Кузнецова У.С. Тендерный фактор в создании психологического портрета героини Натальи Александровны Герцен («Былое и думы» А.И. Герцена, «Воспоминания» Т.А. Астраковой) П Русская литература: тексты и контексты. Сборник научных трудов молодых филологов: в 2 т. - Warszawa: Instytut Rusycystki Uniwersytetu Warszawskiego, 2012. - Т. II. - С. 45-53. (0,3 п.л.)

11. Кузнецова У.С. Провинция в изображении А.И. Герцена (на материале мемуаров и эпистолярия А.И. Герцена) // Жизнь провинции: материалы и исследования. Сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции с международным участием «Жизнь провинции» 17-19 ноября, 2011 г. - Нижний Новгород: Изд-во «Книги», 2012. - С. 95-100. (0,3 п.л.)

12. Кузнецова У.С. Детство как этап формирования внутреннего мира героини мемуаров А.И. Герцена (на материале мемуаров А.И. Герцена «Былое и думы») // Коды русской классики: «детство», «детское» как смысл, ценность и код: материалы IV Международной научно-практической конференции (Самара, 24-15 ноября 2011) / Отв. редактор Г.Ю. Карпенко. - Самара: Издательство «СНЦ РАН», 2012. - С. 73-79. (0,4 п.л)

13. Кузнецова У.С. Семья как предмет психологической рефлексии в дневнике А.И. Герцена 1842 - 1845 годов // Памяти Герцена / ред. М.В. Строганов, Е.Г. Милюгина. - Тверь: ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет», 2012. - С. 138-146. (0,38 п.л.)

14. Кузнецова У.С. Марья Каспаровна Рейхель как представительница «замечательного десятилетия» (на материале «Отрывков из воспоминаний о А.И. Герцене» М.К. Рейхель)» // Прошлое как сюжет: материалы Международной научной конференции / отв. ред. А.Ю. Сорочан. - Тверь: ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет», 2012. - С. 183-190. (0,45 п.л.)

15. Кузнецова У.С. Модели женственности в мемуарах Т.А. Астраковой («Из воспоминаний о Герцене» Т.А. Астраковой) // Эпические жанры в литературном процессе XVIII - XXI веков: забытое и второстепенное. VII Майминовские чтения. 5-9 октября 2011 г.: в 2 т. Т. 2. - Псков: Изд-во ООО «ЛОГОС Плюс», 2011. - С. 143-151. (0,39 п.л.)

Подписано к печати 24.10.2013. Тираж 110. Уч.-изд. л. 1,5. Усл. п. л. 1,5. Формат 60 х 84 'Л6. Гарнитура Тайме. Заказ

ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» 162600, г. Череповец, пр. Луначарского, 5

 

Текст диссертации на тему "Социально-психологический портрет и автопортрет женщины 1840-х гг. в мемуарах А.И. Герцена и его окружения"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Гуманитарный институт Кафедра отечественной филологии и прикладных коммуникаций

На права^рукописи

04201451236

Кузнецова Ульяна Сергеевна

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ И АВТОПОРТРЕТ ЖЕНЩИНЫ 1840-х гг. В МЕМУАРАХ А.И. ГЕРЦЕНА И ЕГО ОКРУЖЕНИЯ: ТИПОЛОГИЯ И ПОЭТИКА

10.01.01 — Русская литература

Диссертация

на соискание учёной степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: Володина Н.В., доктор филологических наук,

профессор

Череповец 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ...................................................................................................4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.................................................................................28

Глава I. Образ Натальи Александровны Герцен как воплощение идеального типа представительницы «замечательного

десятилетия» ............................................................;..........................................28

§ 1. Принципы изображения персонажа в художественных мемуарах А.И. Герцена и «Воспоминаниях об А.И. Герцене» Т.А. Астраковой ..........................................................................................................28

1.1. Психологизм поэтики портрета H.A. Герцен в «Былом и думах»....................................................................................................................29

1.2. Семья как предмет философско-психологической рефлексии в мемуарах и дневнике А.И. Герцена 1842-го -1845-го годов....................:......53

1.3. Модели женственности в «Воспоминаниях об А.И. Герцене» Т.А. Астраковой: автобиографическая героиня и H.A. Герцен ..........[...........65

§ 2. Женское мировидение в документальной прозе H.A. Герцен и «женский мир» в мемуарах А.И. Герцена .................................................74

2.1. Рефлексия исторических событий и кризис самоидентификации

в документальной прозе H.A. Герцен ................................................................74

2.2. «Кружение сердца» как драматическая кульминация «Рассказа

о семейной драме» в мемуарах А.И. Герцена ...................................................83

Глава II. Современницы А.И. Герцена в фокусе эго-документа......99

§ 1. Мемуары Т.П. Пассек «Из дальних лет» как опыт жизнеописания....................................................................................................99

1.1. Жанрово-стилистические особенности воспоминаний Т.П. Пасек....................................................................................................................101

1.2. «Усадебная повесть» в контексте мемуаров Т.П. Пасек ................104

1.3. Элементы «романа воспитания» и их роль в создании автобиографического портрета Т.П. Пасек.....................................................108

1.4. Замужество как итоговый этап развития самосознания автобиографической героини мемуаров Т.П. Пасек ......................................125

§ 2. Концепция автобиографического "Я" в «Воспоминаниях» М.К. Рейхель.......................................................................................................138

2.1. Жанровое своеобразие мемуаров М.К. Рейхель..............................139

2.2. Особенности репрезентации авторского «Я» ..................................141

2.3. Мотивная организация как форма авторского самовыражения.....154

2.4. «Путевые записки» как составляющая воспоминаний М.К.

Рейхель: Европа в восприятии русской путешественницы.....................160

§ 3. Оппозиция частной и общественной жизни в «Воспоминаниях» и дневниках H.A. Тучковой-Огаревой.....................178

3.1. Элементы семейной хроники на фоне русской истории в мемуарах H.A. Тучковой-Огаревой...................................................181

3.2. Рефлексия событий Французской революции в сознании автобиографической героини..........................................................188

3.3. Дневники H.A. Тучковой-Огаревой как отражение событий частной жизни автора....................................................................198

3.4. Портреты исторических персонажей в мемуарах H.A. Тучковой-Огаревой.......................................................................210

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................218

БИБЛИОГРАФИЯ..............................................................226

ВВЕДЕНИЕ

Характерной особенностью литературной ситуации второй половины XIX в. является расцвет автодокументальной прозы1. Распространенность всевозможных записных книжек, журналов и дневников, активность их включения в повседневную жизнь и последующее создание на их основе произведений мемуарного характера - показатель не постоянный и отличает отнюдь не каждый исторический период2. Авторами этих произведений нередко являлись люди, принадлежавшие поколению 1840-х годов, для которых осмысление своего прошлого во второй половине XIX века оказалось частью их духовного опыта. Склонность к рефлексии, потребность в самопознании и самораскрытии как отличительная особенность людей этого поколения активно проявила себя в созданных ими автобиографических текстах. Одним из самых ярких фактов такого рода литературной деятельности стало мемуарно-автобиографическое творчество А.И. Герцена и людей из его окружения. Примечательно, что авторами возникших здесь мемуаров часто являлись женщины, связанные либо с семьей Герцена, либо с его кружком. Как пишет известный современный исследователь В. Щукин, оценивая духовную ситуацию 1840-х годов, «в беседах западников в гостиных и на дачах всегда самое активное участие принимали их нежные и заботливые жены, а также родственницы и знакомые»3.

Отношение к женщине и осмысление ее роли в обществе всегда было тесно связано с исторической ситуацией в стране: общественные перемены

1 См. об этом: Местергази ЕГ. Художественная словесность и реальность (документальное начало в отечественной литературе XX века)- Автореф. дисс. ... д-ра филол. наук. — М, 2008, Савкина И. «Пишу себя»: Автодокументальные женские тексты в русской литературе первой половины XIX в. — Tampere, 2001; Урбан A.A. Автодокументальная проза//Звезда.- 1970.-№ 10.-С. 193-204.

2 См. об этом: Елизаветина Г.Г. Последняя грань в области романа (русская мемуаристика как предмет литературоведческого исследования)//Вопросы литературы. - 1982.-№10.-С. 148; 166. Летягин Л. Н. Личный дневник: самосознание жанра // Известия РГТ1У им. А. И. Герцена. - 2008. - № 56. - С. 58.

3 Щукин В.Г. Русское западничество. Генезис. Сущность. Историческая роль - Лодзи, 2001. - С. 207.

всякий раз отражались на её положении и на духовном состоянии1. Более того, как утверждает М.О. Гершензон, волновавшие общество идеи не только своеобразно преломлялись в её сознании, но «здесь шел свой особенный, тоже глубоко закономерный процесс развития»2.

Бурное умственное движение, охватившее молодежь 1840-х годов, не могло не коснуться и русской женщины. Особая идеологическая атмосфера, царившая среди представителей «замечательного десятилетия»,3 (как

л -

охарактеризовал 1840-е годы П.В. Анненков), оказала бесспорное влияние на женщин, входивших в круг интеллектуальной элиты эпохи, дав «России высокоразвитых в духовном отношении женщин»4 . Закономерно, что созданные ими документально-биографические тексты стали частью как русского литературного процесса, так и отечественной культуры в целом. ,

Их воспоминания, безусловно, оказываются в тени «Былого и, дум», однако они занимают свою нишу в литературном движении второй половины XIX века; обладают особым взглядом на эпоху и человека, создают индивидуальный авторский портрет, который оказывается принципиально важен для понимания личности человека 1840-х годов.

Представление о человеке 1840-х годов как особом историческом характере традиционно соотносится с московским философским кружком А.И. Герцена. Именно его представители считаются ключевыми фигурами этой эпохи, а черты их личности оказываются определяющими, когда речь заходит обо всем поколении. Временной отрезок, связанный с зарождением, расцветом и распадом этого философского кружка, по продолжительности охватывает довольно короткий промежуток. В начале 1830-х годов в

1 См. об этом: Благоразумов Н. Права и значение женщины в историческом их проявлении. - М., 1880; Иконников B.C. Русская женщина накануне реформы Петра Великого и после нее. — Киев, 1874; Страхов H.H. Женский вопрос // Заря. — 1870. — № 2. — С. 107-149; Шашков С.С. Главные эпохи в истории русской женщины // Дело. — 1869. — № 1, 2, 3; Щепкина E.H. Из истории развития женской личности в России: Лекции и статьи. - СПб., 1914.

2 См. об этом: Гершензон М. О. Русская женщина 30-х годов // Русская мысль. -1911.- Кн. 12. Декабрь. - С. 55; Иконников B.C. Русская женщина накануне реформы Петра Великого и после нее. - Киев, 1874. - С. 1.

3 Анненков П.В. Замечательное десятилетие. 1838 — 1848 // Анненков П.В. Литературные воспоминания. — М., 1989.-С. 111-353.

4 Щукин В.Г. Русское западничество. Генезис. Сущность. Историческая роль. - Лодзи, 2001. - С. 207.

Московском университете вокруг А.И. Герцена и Н.П. Огарева складывается дружеский кружок, объединивший Н.Х. Кетчера, М.П. Носкова, В.В. Пассека, Н.И. Сазонова, Н.М. Сатина и др. (всего одиннадцать человек). Под влиянием идей Великой французской революции и движения декабристов члены кружка провозглашали пафос свободы, равенства, говорили о необходимости конституции и республиканского строя, а также революционного переустройства общества в соответствии с теорией утопического социализма Сен-Симона; вынашивали планы революционной пропаганды. Летом 1834 года члены кружка были арестованы и высланы из Москвы в отдаленные губернии под надзор полиции. В 1839-м году, после возвращения из ссылки, Огарев, Герцен, Сатин и Кетчер получили возможность беспрепятственно навещать друг друга и вновь стали проводить вместе много времени. В этот период круг друзей расширился: чк нему присоединились Наталья Александровна Герцен, супруги Грановские -Тимофей Николаевич и Елизавета Богдановна, и Астраковы - Николай Иванович и Татьяна Алексеевна, а также Василий Петрович Боткин.

Центром дружеского собрания становится дом самого Герцена, где, по его

(

воспоминаниям, прочитанное, обдуманное и «выработанное каждым

1 ") делалось достоянием всех» , где «споры обобщали взгляд» на все области

знания, искусства и политики. В начале 1840-х гг. начались первые раздоры в

личных взаимоотношениях Огарева, Герцена, Сатина, Кетчера, их жен и

новых друзей. Распалось же дружеское собрание уже к концу 1840-х годов с

отъездом многих его представителей, в том числе и Герцена, за границу.

Если рассматривать участников кружка Герцена как характерных

выразителей типа личности человека 1840-х годов, то оказывается, что он

представлен почти исключительно западниками. В 1840-е годы доминирует

4

именно это направление русской общественной и религиозно-философской

1 Герцен А И. Былое и думы //А.И. Герцен. Собр. соч.: В 30 т. -М. -Т. 8, С. 201.

2 Там же.-Т. 8, С. 201

мысли1. Неслучайно, характеризуя в своих мемуарах «Из дальних лет»

духовную атмосферу 1840-х годов, Т.П. Пассек отмечала: «Направление, начавшее развиваться в тридцатых годах, называли тогда западным; в настоящее время его называют "направлением сороковых годов", так как в сороковых годах оно достигло своей зрелости»2.

В научной литературе существует большое количество работ, посвященных анализу типа личности человека 1840-х годов, а также истории идей, отличавших представителей этого поколения. В то же время в исследованиях, посвященных этой проблеме3, представление о человеке 1840-х годов как особом историческом характере, воплощающем в себе черты и дух времени, связывается исключительно с личностью мужчины. Вопрос же о представительницах поколения «замечательного десятилетия» - женщинах, чьи имена в культурном сознании эпохи тоже были связаны с сороковыми годами, практически не получил освещения в научной литературе. Между тем, очевидно, что этот тип женской личности также стал знаковым для «новой культурной формации»4 - 1840-х годов; и потому созданные представительницами этого поколения мемуарно-автобиографические произведения наиболее репрезентативны для понимания подобного исторического характера.

1 См. об этом: Лазутин В.В. От памяти к истории: к вопросу о формировании представления о «людях сороковых годов» // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Фольклористика». - 2010. - №2. - С. 101110.

2 Пассек Т. П. Из дальних лет: Воспоминания: в 2 т. — М., 1963. — Т. I, С. 423.

3 Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. — Л., 1977; Егоров Б.Ф. Славянофилы и западники как типы русской интеллигенции // Культурологические записки. Вып. 4. Роль интеллигенции в формировании картины мира. М., 1998. - С. 69-75; Егоров Б.Ф. Славянофилы, западники и культурология // Из истории русской культуры: в 5 т. Т. 5 (XIX век). — М., 1996. — С. 463-476; Егоров. Б.Ф. Русские кружки // Из истории русской культуры. Т. V (XIX век). - М., 2000. - С. 504-517; Кантор В.К. Западничество как проблема русского пути // Вопросы философии. — 1993. - №4; Машинский С. Станкевич и его кружок // Вопросы литературы. - 1964. — №5. - С. 125-148; Никуличев Ю. Вокруг «замечательного десятилетия»: от чистых идей к проклятым вопросам // Вопросы литературы. — 2003. — №1. — С. 209-241; Лазутин В.В. От памяти к истории: к вопросу о формировании представления о «людях сороковых годов» // Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Фольклористика». - 2010. - №2. - С. 101-110; Лазутин В.В. «Последние романтики»: поколение 1840-ых годов как особый тип культурно-бытового поведения // Русская литература: тексты и контексты. Сборник научных работ молодых филологов. Вып. I. — \Varszawa, 2011. — С. 33-42; Петров Ф. «Люди сороковых годов» в Московском университете // Отечественная история. — 2005. — №2; Щукин В.Г. Русское западничество сороковых годов XIX века как общественно-литературное явление// Щукин В.Г. Российский гений просвещения. Исследования в области мифопоэтики и истории идей. — М., 2007. — С. 5154.

4 Лазутин В.В. Идейно-поведенческий комплекс "люди сороковых годов" в литературе конца XIX - начала XX в.: автореф. дис. канд. филолог, наук. - М., 2011. - С. 12.

Актуальность темы диссертационного исследования определяется активным вниманием современного литературоведения к творчеству и личности А.И. Герцена и, как следствие, необходимостью дальнейшего изучения его знаменитых воспоминаний, а также мемуаров людей, которые были с ним связаны. Кроме того, современная филологическая наука проявляет особый интерес к мемуарно-биографической прозе и женским автодокументальным произведениям, в частности, что позволило включить в объект изучения разные мемуарные тексты, совершенствуя методику их рассмотрения.

Научную новизну диссертации определяет впервые предпринятое целостное рассмотрение, реконструирование социально-психологического портрета и автопортрета женщины 1840-х годов, каким он предстает в мемуарах А.И. Герцена «Былое и думы» и созданных его современницами документально-биографических текстах. В научный оборот вводятся источники, которые практически не становились самостоятельным объектом исследования, а использовались лишь в качестве дополнительных материалов при изучении биографии Герцена.

Объектом данного диссертационного исследования являются художественные мемуары А.И. Герцена «Былое и думы», мемуары Т.П. Пассек «Из дальних лет», «Воспоминания» М.К. Рейхель, Т.А. Астраковой, H.A. Тучковой-Огаревой.

Предмет диссертации — социально-психологический портрет и автопортрет женщины 1840-х годов, созданный в названном круге мемуарных текстов.

Цель работы - рассмотрение поэтики, принципов создания социально-психологического портрета и автопортрета женщины 1840-х годов как особого культурно-исторического типа личности, с определенным характером мировосприятия, системой ценностей и моделью поведения, - в мемуарно-автобиографической прозе А.И. Герцена и его современниц.

Реализация поставленной в диссертации цели предполагает решение следующих задач:

- исследование принципов изображения внутреннего мира Натальи Александровны Герцен в художественных мемуарах «Былое и думы»;

- изучение концепции личности автобиографических героинь мемуаров Т.П. Пассек «Из дальних лет» и Воспоминаний М.К. Рейхель и H.A. Тучковой-Огаревой; 5

- рассмотрение способов моделирования и описания авторского Я в мемуарно-автобиографической прозе современниц А.И. Герцена; - ,

- выявление основных составляющих социально-психологического портрета женщины 1840-х годов на материале мемуаров А.И. Герцена «Былое и думы» и воспоминаний женщин, его современниц;

- анализ жанрового своеобразия мемуарно-автобиографической прозы Т.П. Пассек, Т.А. Астраковой, М.К Рейхель и H.A. Тучковой-Огаревой;

- определение специфики «женского» мемуарного текста;

- исследование принципов организации повествования в рассматриваемых мемуарных текстах.

В отечественном литературоведении к изучению жанра мемуаров обращались Л.Я. Гинзбург 1, Л .Я. Гаранин2, Г.Г. Елизаветина3, Т.М. Колядич4, Е.Л. Кириллова5, Е.Г. Местергази 1, H.A. Николина 2, И.А. Паперно3, Л.А. Смирнова4, А.Г. Тартаковский5, Е.Л. Шкляева6.

1 Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л., 1977.

2 Гаранин Л Л. Мемуарный жанр советской литературы: Историко-теоретический очерк. —Минск, 1986.

3 Елизаветина Г.Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров // Русский и западноевропейский классицизм. Проза. — М., 1982; Елизаветина Г.Г. Жанровые особенности автобиографического повествования: Герцен, Ру�