автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему:
Социальные факторы здоровья человека

  • Год: 1988
  • Автор научной работы: Мартынова, Наталия Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.08
Автореферат по философии на тему 'Социальные факторы здоровья человека'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальные факторы здоровья человека"

АКАДЕМИЯ НАУК СССР ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО РЧАМЕНИ ИНСТИТУТ сшюсоэди

На правах рукописи

МАРТЫНОВА Наталия Михайловна СОЦИАЛЬНЫЕ ФЖТОРЫ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА (ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

Специальность 09.00.08 -философские вопросы естествознания

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философски! наук

Москва - 1988

Работа выполнена в Отделе философских вопросов естествознания Института философии АН СССР (сектор философских исследована! комплексных проблем современной науки).

Еаутаый руководатель: доктор философских наук, профессор СМИРРЛВ И.Н.

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор ДУБРОВСКИЙ Д.Ч. кандидат Философских наук, доцент БОРЕЕНКОВ В.Г.

Ведущая организация: кафедра маркой стко-денинской философви Академии медицинских наук СССР.

Защита оосаоится ^¿са^^ 1988г. в

^^ и / ■

часов на заседании специализированного Совета Д 002.29.03 при

Институте философ АН СССР (Москва, 121019, Волхонка, 14).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института философии АН СССР,

Автореферат разослан " " 1988 года

Ученый секретарь Специализированного Совета

дацдидат фалософских наук Арашнов В,И.

ОБЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальности тег.ш исследования. Человеческое здоровье - неуходящая ценность общества. Для отдельного человека оно, в изустной мере, воплощает ценность лшзни и деятельности, .то позво-сяет отнести феномен здоровья человека к одному из вагнейпкс йак-'оров гармоничного развития личности и общественного прогресса, [оэтому для социалистического общества, вступающего на новый ви-юк общественно-политического развития, жизненно необходимы фило-¡офсклв исследования, определяющие новые формы научно-практичес-сих, социально значимых подходов к здоровью человека. Это означг !Т, что общество нуждается в целенаправленном научном изучении яюсобности человека выполнять социальные функции не столько при зтсутствии телесных недугов, но, презде всего, для осуществления юлноценной социальной жизнедеятельности при наличии утопически;, заболеваний и других функциональных расстройств, с необходимостью присущих человеку в течение его гизни. Становится все более очевидным, что дальнейшие меры контроля за состоянием и сохранением здоровья человека зависят не только от реализации здравоохранительных программ, но такяе от уточнения теоретических представлений о самой' предмете познания здоровья человека - его жизнедеятельности, в которой реализуется социальная сущность человека и ее: зстйенно-природные предпосылки его развития. Полученные при этом результаты необходимы для разработки методологической остовы шрокихисаю-дований в рамках социологии, психологии; экономики, экологии, биологии человека и обобщения их выводов с цег^ю выявления тех социальных факторов здоровья человека, которые требуют контроля как со стороны общества в целом, так и поддаются регулярна отдельным человеком.

Правомерность и необходимость анализа социальных факторов здоровья в ранках философских вопросов естествознания годтверада-егся реальной гпзнью и тлеет в своем основании следувщяе причины.

I. К настоящему времени достигнуты значительные успехи з теоретическом исследовании природы болезни как негативного явления в яизни человека, в уточнении содержания понятий, норм:- и патологии, понятия практического здоровья как соматического благополучия организма человека. Растет число ра^от по исследованию вредных факторов среды с.циального происхождения, сашт арно-гигиенических г психологических условий трудовой деятельности, факторов индивидуально-

го образа яизни на возникновение и развитие многих заболеваний, N а так.-1 на смертность от вакнейшгх неэпидемических заболеваний -

сердечно-сосудистой патологии, злокачественных новообразований, болэзней органов дыхания, не говоря уяе о травмах.

Смеете с тем существующие теоретические вывода и фактические рекомендации, как правило, медицинского характера не позволяет обобщить разрозненные исследования и их результаты на единой теоретической основе и явно недостаточны дня выявления и разрабоа ки системы социальных факторов здоровья в качестве причин неблагс приятных тенденций в данашке общепринятых оценочных показателей здоровья (общей и детской смертности,средней продолжительности пре; тояще!" .шзни) ,а такае в качестве практически приемлемых способов и условий сохранения и укрепления здоровья людей. Действительно, здоровье человека - имманентный процесс его жизни,неразрывно связанный с ее эмоциональной и психосоциальной сферами. Поэтому проблема здоровья шире, чем представляющие ее сегодня медицинские аспекта. Это обусловливает необходимость создания философской теории с "даальных факторов здоровья человека, методология исследований которой (на основа научных принципов познания) спооа на охватить как методологический арсенал медицинских познавателш средств, так и приемы исследования широкого комплекса естественны и общее венных наук.

Имея в виду дальнейшее развитие наметившихся подходов к проб лет здоровья человека как к источнику и результату его социально активности,в диссертации конкретизированы философские,социальные ; естественно-научные представления о человеческой казнедеятельност понимаемой в широком контексте непрерывного процесса воспроизвело ния естественных,социальных и идеальных потребностей человека, и > социальных факторах здоровья как условиях и способах их удовлетворена. Социально-Философское содержание понятия реального здоровья человека, конкретизированное на основе этих представлений,позволяет исследовать как медицинские«так и психосоциальные проявле шя здоровья человека. Философское осмысление и теоретическая интерпретация социальных факторов здоровья, предпринятые в работе, составляют одновременно и актуальность и новизну исследования и, по мнению автора, в дальнейшем могут быть использованы при разработке основы будущей теории социальных факторов здоровья человека

2. В последние годы получили широкое распространение пьянс-зо а алкоголизм,курение, увелячпгазтся число лиц, потребляв. эркотики. Сейчас речь идет не о бозможой опасности этих прояв-эшй образа янзни на здоровье человека,а о том, что следует редггриннмать против узе очевидной угрозы, "о всш своем нелрехо-ящем значеши перед человечеством вновь предстает сократовский эпрос: почему так получается, что человек знает, что хорошо, а влает то, что плохо?

Традиционные меры пропаганда здорового образа яизни, опирав-неся, в основном, на медицинские знания и апеллирующие к созна-ельности человека, очевидно, недостаточны. Философская проблема оциального поведения человека включает широкий круг вопросов еждисцишшнарннх исследований воспитания и условий формирована.^ оциально значимой личности - ее 'потребностей п интересов, мотивов мотиващий, а такие ана. .за условий и способов реализации потреб-остей, общественных культурных норм их удовлетворения в контекс-е здоровья человека. Отмеченные аспекты человеческой отзнедея-ельности имеют прямое отношение к философскому анализу социаль-ых факторов здоровья человека, что нашло отраяеше в дассертаци-нпой работе. -

3. Раскрытие двпдущах сил становления и формировання здоро-ья человека в реальных условиях его жизнедеятельности связано с остроением философской теории целостного развит..я человека, "е-бходамость создания которой подчеркивают многие философы - Б. Т. ригорьян, В.Д.2ирнов, P.C.Kapш^нcкaяí Т.В.Карсаевская, А.Г.:.1ыс-ивченко, И.Н.Смирнов, И.Т.Фролов, Г.Й.Царегородцев и др. Однаиз ерьезных методологических трудностей, препятстБ„-вдая разработке акой теории, связана с естествознанием и прездо всего,недоста-очной разработанностью методологии познания естественно-природ- ^ :ой основы яизнедеятельноста человека. Эта проблема в полной т-ю относится и к познанию здоровья человека в отношении исследо-1акия проявления социальных факторов развит"я человека в'его ес-ественно-природной организации и выявления социальных факторов здоровья.

Практическое использование знаний о здоровье челове::з-цроб-[ема не отдаленного будущего,а настоящего времени. Поэтому тен-(енция интеграции знаний о человеческом здоровье выступает ваогоь сой задачей науки. Пути интеграции .наметившиеся в ходе познания,

еще далеко не реализована как в экспериментальном и теоретическом научном исследовании, так и в осмыслении и обобщения их возмоа-ностей на философском уровне, поскольку познанию здоровья человека присуща все трудности исследования процессов, имманентных человеческой жизнедеятельности. Рассмотренная в диссертации проблема позн. :шя социальных факторов здоровья человека включает анализ, поиск и разработку методологического принципа исследования, учитывающего взаимосвязь социальных факторов внешней среда человека и его внутренних, естественно-природных предпосылок развития.

Степень -разработанности дроблемь. Специфика остановки пробле мы социальных факторов здоровья человека в рамках философских воп-росоь естествознания обусловлена возрастающим интересом к теоретико-философскому, социогуманигарному осмыслении представлений о здс ровье человека как имманентному процессу человеческой жизни, имеющему естественно-природные предпосылки. Исследование социальных факторов здоровья и их философское осмысление началось еще в глубокой древности и получало отражение в трудах Гиппократа, Галена, холлистаческой медицине Древнего Востока, Китая, Индии. В последнее десятилетие эти аспекты проблемы здоровья человека разрабатываются, главным об; лзоы, в ыедако-философских исследованиях, хотя :шэют место работы и общефилософского характера.

Фундаментальное значение для разработки концепции социальных факторов здоровья человека имеют работы, в которых дается общефилософское понимание природы человека, исследухяся движущие факторы его развития. Это труда Б.Г.Ананьева, В.Г.Афанасьева, С.С.Батенина, Л.П.Буевой, Б.Т.Григорьяна, В.В.Гречанова, Э.В.Ильенкова, З.М.Какабадзе, Р.С.Карпинской, Б.М.Кедрова, А.Г.Ковалева. П.В.Коп-нана, В.А'.Лекторского, А.Н.Леонтьева, Ф.Т.Михайлова, А.Г.Мнслив-ченко, И. Смирнова, В.С.Отехшна, К.Е.Тарасова, П.Д.Твденко, И.Т.Фролова, В.И.Шинкарука, В.ЛШвырева, Т.М.Ярошевского. К фило-со^око-антропологическому уровню исследования относятся работы В.П.Алексеева, В.В.Бунака, Д.В.Гурьева, М.Т.Левина, М.Ф.Нес'х'урх^, Ы.Б.Туровского, Я.Я.Рог"нского.

Общефилософское пог'манае природа человека непосредственно в связи о ис следованием проблемы здоровья к болезни было конкретизировано в медика- философских работах А.М.Анохина, С.С.Гурвича, И.З.Да: ддовского, В.Г.Ерохина, В.Д.Жирнова, А.М.Иэуткина, А.А.Ко-

ролькова, E.H.Кудрявцевой, Ю.П.Л. .¡ицына. В.П.Петленко, В.Ф.Сер-жантова, Г.И.Царегороддева, Г.Х.Шлнгарова, О.П.Щепина.

Медако-философские исс-адования с -дали предпосылки хтл осмысления понятия здоровья человека в св'-вд с теоретическими представлениями о лизнедеят ельности человека целостного процесса его j звития. Социально- оихологические аспекты жизнедеятельности человека исследованы в работах Б.Г.Ананьева, -х.П.Буезой, В.С.Выготского, М.В.Дешна, Д.И.Дубрс icko--*, Т.В.Карсаевской, И..С.Кона, А.Н.Леонтьева, Х.Хекхаузена. Для разработки конкретных представлений о жизнедеятельности человека в ггсертацио. ной работе была использована концепция потреб„остей человека П.В.Симонова.

В диссертации были такае использованы неисследованны;. р.].нее в отечественной философско-мет дологической литературе рабг^ы, новые в теоретическом отношении и представляющие интерес гак дет углубления понимания человеческой зшзни в контекст^ здоровья, так и с точки зрения практического здравоохранения. Это ис эдования, посвященные непрофессио-адьной медицинской r-HKe.M.P.Bat-tin, м. er > aoln, J.P.Chlldress, S.J.Reiscr, P.Sohouaan, .lí.Veatch;

исследования философских и теоретических основании альтернативных подходов В медицине C.W.Aakster, F.Capra, A.Qiietido, S.Swe-i RaaaJ

исследования, раскрывающие тенчвнцию "coa элогизации" медицинского дознания, которые мокко подвести под общую рубрику - "От »¿алоссфш И медицины - К философии медадийн" : Н.0?,Engelhardt, E.D._ ellegrino, M.C.Bawlinson, K.P.Schaffner, S.F.Spicker.

В теоретическом исследовании параметров человеческого здоровья, ооаову котор.ос составляет естественно-природные предпосылки и свойства человека представ/-тэт особый чктерзс рлботь: П.К.Анохина, В.Г.Афанасьева, Г Г.Борзенкова, В.И.Вернадского, Л.А.Гав; гло-sa, Н.С^Гаврмоаой, В.М.Дшгьмаиа, 3. Д.Парнова, Г.И.Косицкиго, И.Лригожана, А.С.Северцовь, Б.П.Урданиса, В.В.Фролышса, Г.1а^.онз Г.И.Царегородцёва, А.Л.Чягевского, И.И.Ш::альгг:/звна, ^.ЩрЗдипге-ра, В.А,Знгельгардга.

Методологическое единство диссертацио: той работы обеспечивается использованием принципа историзма, переосмысленного лрименч-тельно к задачам философского исследования социальных факторов здоровья человека на лсноваш"1 работ ^.А.Вазплина, П;А.Водопьянова, В.ГеЙзенбэрга, С.Н.Даваденкор?, Н.П.Де^ончук. Ю.И.Ефшова,

Ю.Н.Караулова, В.С.Крисаченко, И.И.Мечникова, А.П.Мозелова, А.И.Рагмова, ~Лк.Сержантова, И.Н Смирнова, .„И.Стрелъченко, ' А.Г.1абачковского, Н.Н.Трубникова, А.А."рсул, Е.Т.Фадеева, П.-Т.Шардена, Ю.А.Школенко и др.

Для интерпретации г-^оретг: зских выводов в диссертации использовался с 'тарны*' естественно-научный, в т.ч. медико-биологи-Ч"ский материал.

Дели и зауячи иссл9Д0р"чия. Основная цель диссертационной работы - философски обосновать методологию научного исследования (в рамках ест.^твеньлх и общественных наук) здоровья человека как процесса жизнедеятельности с позиций социальных факторов здоровья, ф лософское срД-Р&ание и теоретическая интерпретация которых отраяал^ социальную сущность человека, его естественно-природные предпосылки развит:' т и специфический спс^об . жизнедеятельности.

Б соотптст- .га с основной целью в дассертации поставлены задачи:

1. Теоретически обосновать •положение о том, что понятие реалы го здоровья человека в качестве имманентного процесса его аизнедея-ельности отражает 'тндаыентальное социальное значение марксистского понимания человека как общественного существа, деятельность которого реализуется на основе г лтественно-щщхдаых предпосылок развит! л.

2. Для раскрытия философского содержания понятия социальные факторы здоровья человека К' шретиэировагь социально-философское содераание понятия здоровья человека в свете теоретических, соци-аль ^-философо.лх и естественно-научных представлений о аизнеде-ятельЕисти и потребностях человека с учетом их эволюционной яред-дастории.

3. Дать теоретическую интерщ зтаош социальных факторов здоровья человека и пассготреть к тодологические проблемы их выявления и познания в качестве услови" и способов удовлетворения чело-

еческих по гр:бнос.ей .разработать основы *их базовой классификации с цельд) использования ее в качестве методологического ориентира для ыаздисцщшиварннх исследований и практических подходов к проблеме здоровья человека.

4. Рассмотреть методологическое содержание принципа историз-ла, его эволюционные составляющие в контексте исследования со-а^алышх факторов здоровья зловека и обосновать необходш. сть зго использования в модифицированном виде ч качестве ключевого 1ривдипа познания здоровья человеческой лично^и.

Методологические основы и, -¡.чедозан?^. Методологической основой диссертационного исследования выступают труда ¿.Маркса, &.Энгельса, В.И.Ленина, в частности, э и~ нях, в которых были разработаны филооофско-методологические принципы концепции человека и конкретизированы полсяешя о слецифачес.. л', зпособе .зловеч^о-50й жизнедеятельности , о человеческих дотребностях. использованы фундаментальные положения днале-тического и исторического гериализгла - принцип историзмг., развития, причинности, детг;даниз-аа, а также диалоктико-штериалистиче есте теории развития и познания. В диссертации использовались основополагающие труды клас-дааков истории философии, работы философов-марксистол, в первую 5чередь, посвященные _ азработке и конкргт; алии вопросов диал«кт^-деского и исторического материализма, естествизнрчия, нсихологи-|еской науки.

Особое методологическое значение для данного исследовг ля рриойретают положения К.Маркса о человеке. В частности,утверждения о том, что "только в обществе его (человека - Н.Ы.) природное бытие является для него человеческим бытием" и что "естествознание включит в гебя науку о человеке в такой аю мере, в какой наука о человеке включи: з себя естествознание: это б/! .от одна наука".* Отсюда ь^текает идея о возможности модификации принципа историзма (для исследования социал тх. ; зкторов здоровья) за счет совмещения обществешгэ-социальннх и да.олюционных подходов'.

Тема и содержание работы предполагают использование результатов и методов исследований различных наук и научных дисциплин, изучающих человека и е^о жизнедеятельное.ь, а :акже I вдисципли-ырных исследований. Это согласуется с практическими тенденциями комплексных исследований здоровья человека я связанных с ним проб -лем.

АМаркс К., Энгельс ® Соч., -".42, с.П8; Там же, Х24

Научна^ рорргзна дисоет>ташщ. Научная новизна диссертационного исследования прежде всего - ф^лософск^л обосновании основного, вадзягаамого на защиту, пологе; я. Оно включается в том, что здоровье человека обеспечивает его социально-значимое существование к в этом смысле чыстуг чет ртзневно-необходимой объективной ;.^требног ыо, зависимо от того, осознается она или нет. ■Поэтому в садам понятии здоровья заложена оце^а полноты челове-чес! эй жизнедеятельности, Р"ражающаяся в воспроизведении не толь -ко естественных, но, главным образом, социальных и идеальных потребностей челове л. Это позволяет определить здоровье человека через его сущностную категории и утверждать, что оно может слу-житй мерой социального прогресса общественного развития и гармоничного развития человека.

Подобное понимание предмета обуслг ллирчет к специфику его познания, а именно, использование принципа историзма, содержание ксорог^ отх зает единство эволюционного и общественно-социального аспектов разви^ля человека. В обосновании данного положения в качестве теоретической модели аизнедеятельности человека и "пользована нонцолция человеческих потребностей П.В.Симонова.

Обоснование выдвигаемого положения подводит к следующим, наиболее существенным выводам, полученным в з.^оцессе реализа^ла поставленных задач а оьредельади... вовизгг исслепования.

1. На примере анализа научных и практический: проблем, связанных с оценкой человеческого здоровья, показано, что здоровье человека, имея естесл ^ешо-природата основу, не охватывается меда-цие .{ой проблс .атикой и не может быть сведено к соматическому благое„лучию человеческого организма.

2. На основана теоретических соцнально-Зйлософоых и есте-ственно-Баучных представлений о ::. 'знг эятельности человека обос-юваЕи положение о тп, что вг ^произведение человеческих потребностей (естественных, социальных и идеальных) и социальных способов их ^ог-.етверения выражает предметное проявление индивидуального развития человегч и, в целом, отражает специфичность человеческой жизнедеятельности, не исюшчащей е^ эволюционной предыстории. Это обусловливает г ^зможнооть построения социатьно-философск^й концепции реального здоровья человека (не исключаю-

mero телесные недуги) в свете теории потребностей и теоретической интерпретации условий и способов их удовлетворения в качестве социальных факторов здоровья человека.

3. Анализ социальных факторов здоровья через призuj мотивов

и мотиваций социального поведения человека точки зрения социальных и идеальных потребностей (например, самореализации личности) и общественных культурных норм их удовлетворения, ответственности человека за свое здоровье позволил сделать вывод о роли воспитания в формировании сознательной потребности в здоровье как возможности самореализации человека. Это положение имеет особое значение для ликвидации вредных для здоровья способов удовлетворения потребностей (потребление алкоголя, курение и т.д.). С другой стороны, возрастает роль общества и государства в становлении здоровых, социально приемлемых способов удовлетворения потребностей в отношении обе печения условий их реализации.

4. lía основании анализа содержания принципа историзма в его эволюционном и общественно-социальном аспектах, разрйбг^ана методология принципа историзма исследования социальных факторов здоровья, суть которого заключается в выявлении зависимостей изменения нормы реакции человека от действия тех или иных факторов здоровья ила их кошлркса в течение человеческой казни, которая при этом выступает чсторической длительностью и выражается (вследствие всеобщего характера человеческо сущности) в конкретной человеческой деятельности. Модифицированный принцип историзма позволяет интегрировать разрознеыые направления исследований социальных факторов здоровья человека на единой методологической основе.

Практическая значимость исследования. Результаты работы могут быть использованы в качество теоретической и методологи-. ческой основы в социальных комплексных программах (разных масштабов) по исследованию здоровья человека. Методологические выводы о здоровье как потребности человека способствуют обогащению практики воспитания, профилактики и, в целом, формированию теоретических представлений о здоровом образе жизни. Основные полояения диссертации молшо использовать в преподавании гтрса марксистско-ленинской философии е медицинских ВУЗах и в качестве методологического ориентира в научно-исследовате^ ских институ-

гаас, занимающихся проблемами здоровья человека и его жизнедеятельности.

• Агпюбадия работн. Основные положения диссертации прошли апробацию на У1 Всесоюзной школе молодых ученых "Специфика философского знания и общественная практика" (Тбилиси, 1986г.), были ис-нользо: 1ны в ходе подготовки предложений сектора философских исследований комплексных проблем современной науки Института философии АН СССР к проекту ЦК КПСС и Совета Министров СССР "Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в 12-й пятилетк.) и на период до 2000 года".

Сттзуктуоэ диссетугапии.Работа состоит из введения, двух глав (Объединяющих V параграфов), заключения и библиографии.

В диссертации намечены и реализованы как бы две основные лиши излокения, не совпадающие с делением на главы. Одну из них можно условно обозначить онтологической: она раскрывает проблему выявления предаете познания здоровья человека в контексте социальных ^акторов. Другая в большей мере затрагивает гносеологические аспекты, определяющие проблему познания социальных факторов здоровья человека. Взаимосвязь и переплетение направлений анализа, имеющие место з диссертации, отражает подлинную диалектику и органическое единство отмеченных аспектов, что обусловлено спецификой предмета - отсутствием четкой дихотомии мевду научными и практическими подходами к проблеме исследования здоровья человека.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введения обосновывается актуальность темы исследования с точки зрения общественной практической потребности в осмыслении данной С лооофской проблемы, показывается степень ее разработанности, формулируются цель и задачи исследования, его методологические основы, определяются элементы научной новизны, излагаются выосише на защиту положения, получающие подтвервдение в выводах и результатах исследования, рассмотрена научг о-практическая значимость диссертационного исследования.

В первой главе - "Здоровье человеку: социальные Факторы" проведан философский анализ понятия здоровья человека и сфор >у-лированы теоретические вывода о социальных факторах становления, развития и деградации здоровья в процессе человеческой жизнедеятельности.

■ Теоретической и методологической основой анализа служат принципиальные положения марксисткой концепции человека о его социальной сущности и специфике способа жизнедеятельности.

1. Имманентные свойства человека в том числе те, основой которых выступает его естественно-природная организация (зюпочая наследственные предпосылки), развиваются и изменяются в условиях жизнедеятельности (социальной по существу) и одновременно проявляются в ней через социальную активность человека, источником которой служат потребности, в том числе естественнее. Эти свойства - проявление че; ^зеческой сущности и, следовательно, сущностные свойства человека.

2. Специфичность кизнедеятельности человека выразится в его потребностях а способах их удовлетворения.

Положение о том, что здоровье выступает проявлением социальной сущности человека подтверждается результатами, полученшлга в ходе анализа современного состояния здоровья в аспекте его социальной ценности и индивидуальной значимости. Здесь получает подтверждение эвристическая ролв марксисткой кок .эпции человека как методологии исследования его жизненно ватаых свойств и качеств.

По существу, вопросы оценки здоровья упираются в решение трех взаимосвязанных групп проблем: выработка кр' : ери ев объективности показателей здоровья, оценка здоровья как позитивного явления в жизни человека и общества в целом и использование показателей здоровья в качестве критериев социального развития общества.

Отмечается, что характерной чертой исследования здоровья выступает единство выявления предмета познания (онтологический аспект) с организацией самого исследования (гносеологический аспект). В результате осуществленного анализа раскрыты почины методологических и практических ^рудност^й в оценке здоровья как социального феномена, правильное понимание которого необхо-

димо для различных целей социального планирования. В силу того, что исследования здоровья человека в намеченном ракурсе в нашей стране проводятся недостаточно широко, зачастую в них отсутствует необходимые глубина и полнота, в диссертации рассмотрены в большей мере результаты зарубежных исследований. В итоге можно у^ерздать, что все трь группы проблем имеют общие черты -их разработка осуществляется преимущественно в направлении выяснения корреляционных зависимостей зафиксированной медицинским способом болезни с теш или иными факторами общественной или индивидуальной деятельности человека. Существен* о, что, во-первых, здоровье определяется через свое логическое отрицание -болезнь, ыэ-вторых, исследования здоровья не касаются его природы и факторов формирования, в-третьих, в любом случае возникновение болезни рассматривается как негативное явление, хотя это, в известной мер«, противоречит очевидным эмпирическим фактам -ограниченной „родолкительности жизни и необратимости развития во времени и, в-четвертых, в основе исследований лезшт теоретически оформление разъединение природы человека на 'Ьоциальное" и "биологическое", единство которых нередко не учитывается в оценке здоровья.

Из сказанного вытекает, что несмотря на объективные трудности лознания здоровья, связанные с неопределенностью границ познания и отсутствием желательной четкости предмета, исследования носят односторонний (медицинский) характер, выражающийся во взгляде на здоровье как отсутствие болезни и - на болезнь как нарушение . благополучия телесного состояния организма человека. Поэтому их результаты в известной мере, ограничивают познание здоровья как способности осуществления человечески жизнедеятельности. Это подтвервдается, в частности, те.д, что надежды ученых на разработкз социальных моделей развития общества, на основе имеющихся показателей здоровья, обернули» разочарованием. Из многочисленных публикаций по данному вопросу видно, что основной причиной сложившей ситуации выступает недостаточная разработанность теоретической базы, необходимой для всесторонних исследований социальных факторов, влияющих на здоровье, которое, как правило, чрезмерно упрощаются и часто ио-полг уются в качестве одного общего индекса, раочитанного на основе неадекватных составляющих.

Сделано предположение, что недостаточная разработка теоретической основы обусловлена рядом причин, часть которых связана с проблемой формирования ключевых научных понятий в сфере здоровья человека и их концептуальной трактовкой. Рассмотрение этой проблемы в диссертации подводит к выводу о том, что поставленные вопросы имеют более глубокие корня, многие аз которых уходят в историю познания соотношения.социальных и естест-венно-нриродных предпосылок развития человека. Особ- подчеркнута необходимость разработки социальной философской ког :епции здоровья человека как деятельности-, что соответствует выводам о социальной сущности человека, многофакторности его природ и жизнедеятельности. Специфика концепции в том, что она должна предполагать возможность создания теории социальных факторов здоровья человека или теории зависимостей мезду состоянием здоровья и условиями жизнедеятельности человека. С целью уточнения методологически о ориентира зля разработки названной к<- вдепциз рассмотрено содержание понятия реального здоровы, человека, которое, наряду с отмеченными ьоменташ, мояет иметь методологическое значение в практике социального планирования и решения конкретных социальных задач, связанных с ог.л-гкой здоровья.

С целью разработки социально-философских представлений о здоровье как процессе жизнедеятельности рассмотрено содернз'-ше понятия жизнедеятельности человека, а т^шэ проанализирована возможность использования философских, социальных, естественнонаучных представлений о человеческих потребностях дая моделирования жизнедеятельности человека. Выбор используемой интерпретации жизнедеятельности в рамках теории человеческих потребностей обусловлен методологическим значением понятия потребности, которое вкладывали в его содержание классики марксистской фмософчи, а именно- представление о потребностях как своеобразной связи мезду эволюционной предысторией человека и его историческим развитием. При этом подчеркивается социальная сущность особой природы человеческих потребностей, поскольку она выражается в их общественно-производственной обусловленности. Потребности -логут быть удовлетворены лишь через внеынюю активность человека (социальную по существу), но способы удовлетворения всех потребностей человека - соцаалЕты.. Отмеченные положения нашш аг^кватную

реализацию в концепции человеческих потребностей (основными из которых являются естественные, социальные и идеальные потребности), разработанной П.В.Симоновым. Филос |юкая направленность его теоретических представлений определяется исходными основаниями - исследованиями потребностей Г.В.Ф.Гегелем, В.Й.Вернадски. , Ф.М.Достоевским и др. Использование результатов предшественников подвело к формулировке ключевого тезиса о потребностях, как причине целенаправленного поведения людей, поре .дающей мотивы, стремления, желания, интересы, установки, ценностные ориен-тции и, наконец, эмоции человека в контексте его здоровья. Эти положения имеют большое методологическое значение для диссертационного исследования.

Иа основе приведенного в диссертации анализа потребностей человека их классификации было установлено, что рассматриваемая теория потребностей может слузить методологической основой соц зльно-философской кощепхг'!! здоровья человека, отражающей проявление социального развития человека в его естественно природной оргэ,тизацаи. Из этой концепции следует, что здоровье человека выступает условием его неограниченного социального развития и поэтому является необходимой объективной потребностью независимо от того, осознается она или нет и представляет собой процесс жизнедеятельности, характеризующейся воспроизведением не только естественных, но, главным образом, социальных и идеальных потребное.ей человека. В этом смысле болезнь рассматривается как внешнее проявление внутреннего фактора необратимости развития живого во вре: зни, в когэчном счете, определяющего ограниченность зшзки челов^ча. Поэтому возмояно определение болезни как^'нега-тивной" природг й потребности, которая проявляется в рамках процесса жизнедеятельности, ограничиващей воспроизведение как всех основных потребностей, так хотя бы и одной из них.

Определение здоровья и болезни человека через процессы киз-недеяте-юности дает основе пе для утверждения, что предложенная концепция может быть использована в качестве методологического ориентира в рамках предмета различных наук, исследующих проявление здоровья человека. При этом подчеркнуто, что определение здоровья как потребностишеет методологическое значение в создании воспитательно-педагогических теорий я методик с целью форда-

ровашя здоровых, социально приемлемых способов их удовлетворения, а такяе становления взглядов на иерархию потребностей, характеризующих человека как личность, имеющую сознательную потребность в здоровье как возможности самореализации в течение зхизни.

Далее обосновывается полопение о том. что для выявления, с одной стороны, возможности активного долголетия человека и, с другой, причин, ограничивающих его жизнедеятельность или воспго-изведение потребностей, особенно необходимы'исследования условий их реализации. Это значит, что последние могут составлять содержание понятия социальные факторы здоровья человека.

Для раскрытия философского содержания понятия соотальнне факторы здоровья рассмотрены понятия внешней и внутренней казне • деятельности человека. Особое внимание уделено пространственно-временным отношениям внутренней организации человека и анализу причинности ее изменения в процессе реализации человеческих потребностей под действием внутренних и внешних факторов. В работе не отрицается, что причиной изменения внутренне.: среды человека всегда выступает состояние организма в целом. Но внутренняя причинность рассматривается в качестве "заданной" ¡эволюционным развитием человека, как инварианта,в его историческом развитии. Поэтому (в соответствии с целью работы) рассматривается причинность другого рода - с точки зрения привходящих извне условий функционирования внутренней сгюда человека..Кон^но, в контексте этих факторов, разделение жизнедеятельности на внут- . -реннш и внешнюю среду условно, поскольку на суборганизменных уровнях воздействие внешней среда осуществляется через внутреннюю среду, то есть последняя выступает причиной своего собственного изменения. Причем процесс изменения остается пока далеко не полностью изученным, поскольку наблюдатель (даже е эксперименте) взегда находится во внешней среде. Тем не менее, эмпирически установлено, что та или иная причина влечет ва собой определенное действие, выражающееся в изменении функционирования вкутре шей среды-организма человека как "внтода" структуры и функции из определенных (эволюцнонно "заданных") пределов колебаний, что монет привести к их разрешению. Такого родг. причинность имеет значение для каад>го человека, вследствие общности строения и функционирования организма, а также типа жизнедеятельности в

_ г—

цьлом, который выражается в воспроизведении человеческих потребностей и отражает процесс трансформации внешних факторов во внутренние. -

На основании этих положений выдвинуто следувдее гипотетическое суждение: вследствие того, что для любого состояния здоровья детершнирушг о значение имеет внешняя среда (процесс движения потребностей) и здоровье не существует само по себе, а выступает реальным атрибутом сознательной деятельно,га и, кроме того, подгоняется закону причинности, целесообразно включить в предмет и с следования внешние причины изменения здоровья как процес-. са жизнедеятельности. При этом отдельные моменты или составляющие (хотя и действующие в совокупности с_ другими) процесса движения потребностей могут с^ють внешними факторами или условиями в качес зе регуляторов изменений состояния здоровья человека в течение его жизнедеятельности и выступать социальными факторами здоровья. Представляется, что ими могут служить условия и способы реализации потребностей человека, поскольку любой вид активности человека (в том числе непроизвольная активность деятельности его организма), возникающей по поводу реализации потребностей,с необходимостью происходит в условиях и под воздействием внешней (в том числе естественной) среды, а такие осуществляется тем или' иным социальным способом. Такая интерпретация социальных факторов здоровья человека отражает социальную су.дость реальной человеческой жизнедеятельности, учитывает специфику человеческой природа и, в сущности, предопределяет осг 1вные прип сапы их познания. В этом смысле социальные факторы здровья выступают общиш причинами изменения здоровья людей ^ процессе динамики их потребностей и отражают все способы и условия обмена веществом, энергией и информацией со стороны внешней среды человека. Предложенная дефиниция подтверждается социальны:»! в том числе научным опытом, что проиллюстрировано результатами не-' тедований процесса изменения биоэнергетики человека под действием внешних (социальных) факторов.

В работз подчеркнуто, что для познания связей человека с внешртщ миром необходимы прочные фактические основания выделения социальных фактотюв здоровья, причем ключевым методом их исследования выступает диалектический метод. В связи с этим

рассмотрены методологические проблемы выязле,гчя I познания со хральных факторов здоровья человека' На основании результатов имеющихся исследов.''шй дана их критическая оценка: существующих исследований недостаток. вследствие ограниченной воадоя-ности использования их .. лсомеадаций .сак для практической социальной аизни, так и для дальнейшего научного познания человека, в частности, для интеграции разрозненных научны, напр&члзний гг единой методологической основе. ГлавнП причиной такого >-ла_.ешя выступает нэвкг ченность человека, точнее модыш >го жизнедеятельности в методологию систолы исследований Речь вдет, в частности, об эмоциональной жизни человека, выступающей • субъективным выражением объекта- них явлениГ его жизнедеятельности. Принимая во внимание ...стодоле: пческ*:э сложности выявле' хз остальных факторов здоровья и отдавая отчет в том, что эта проблема - проблв!неотложная, предложена примерная ехчла клас-сификчвди социальны. факторов -здоровья, выполняющая функцию методологического ориентира различных подходов ч его всследо_)а-зию. Схема классификации представляет ооб^й систему, объединяющую два класса социальны" факторов: условия и способы ■'цовлетворенля естественных /витальных/.потребностей человека и его социальных * и идеальных потребностей. Система фактороь имеет цель ^порядотить Ьбширный эмпирический материал социологических, медицинских, психологических, экологических данных на едлной методолохической основе - теории жизнедеятельности человека как процессе движения его потребностей. Система факторов также :„ожет служить неформальным средством нахожде-'пя связей между разнообразными факторами по характеру действия, а именно: а/ по степени осв^анности организмом человека /в эволюционном контексте/,* б/ по признакам управл -емости, характери^уодл взаимосвязь человека и оощества; в/ по степени влияния в зависимости от различного времени действп. К-омв того, система ^кторов не исключ ет возможности иосле ования различных воздействий в связи с индивидуальным.. особенностями человека.

Во второй глаь^ - "Метод- дорические принципы познания соди-альк"х ¿ьактог^д здоровья человека" рассмотрены методологическое значение даале-тико-*. лериалистической теории развития в познании г lyrpemrax источит-ов развития человеческого организма и роль внешних факторов в этом процессе. Познание здоровья .злове-ка через социальное факторы здоровья образ; т один из срезов исследования социального развития человека в evo естественно-природной организации. Для обоснования этог" положения проанализировано использование и толкование философской идеи развитие в естественных (в частности, биологических) и общественных науках, а именно, раскрыто на оаответ стЕ^пощем материале содержа кие принципа в-торизма в эволюционном и социальном контекстах и предложена (за сч г их совмещения) ^дификагтя принципа историзма в каче^ве ключевого в познании социальных факторов здоровья. На основании полученных выводов рассмотрена возшожность использования принцип историзмь для познания здоровья человеческой личности.

~ак было отмечено в первой главе диссертаць.., в современном научне познании возросла потребность, с одной стороны, в упорядочение обширного эмпирического ш'. ¿риала по здоровью человека и, с другой - в интегрировании разрозненных направлений на основе аналогичны:: пли близких подходов. Цгтостное. исследовало здоровья человека в рамк<*х ручного процесса познания должно отэатить основные онкологические аспекты предмета познания здоровья как феном ia казнеде.-'аг-ности. Они касаются определения здоровья как индивидуального состояния человека, ■ .е. социального феномена и определения здоровья в качестве естественно-природного процесса. Онтологические аспекты с необхох, мостью подводя* к тому, что исследование здоровья неразрывно связано с позначен человек" различными областями науки. Рассмотренная специфика философского Познани., человека уточняет Залосо^.-ку». задачу - не стирать грани междг дисциплинами, а углубить понимание сложных отношений межд дщ их дгчгектики. Это возможно при условии выделен?1* содержательных злементов в самом зг^нии, yapan ерше. дяя казд<3 научной дисциплины, и обозначения точек соприкосновения различных познавательных пов одов. Одним из путей реализации этой задачи выочупает использование философской идеи ^аь^лтия, вот эщенной в принципе дсторизма, что в свое очередь,

предполагает предварительный анализ итого принцип в его эволюционном *т социальном а^пекчах примгэнительно к дознанию здоровья человека. .

Анализ идеи развития в естественных науках позволил сделать следующие вывода. Эволюционные факторы раввития человека обусловливают общность "механизмов" патогенеза, процессов старения, видовую продолжителен зть жизни. Этик :.олокеяием подтверждается определение болезни как "регативной" обьектг,.--ь/З потребности человек". При этом в явлении здоровья черты уникальности и индивидуальности че^ве^.а диалектически связаны с единообразием деятельности ваяноГ гх структур и пункций человеческого организма. Эти положения отражают больше методологические возмошгост' теории эволшии для разработки "е-■годов и способов теоретического обобщения экспериментального ¡»ат ¡¿риала с позицр* конкретной цели - познание эволкщс ткых основ здоровья человека и использование этих знаний на практике.

Трудность состоит в том, что з эволюционном уадкии о нивой природе воплотился лишь один из аспектов принципа историзма. Поэтому применение шроког: исторического пришила относительно человека с необходимостью предполагает конкретизацию : учных понятий и преддэ всего отражающих фулкцзоннрс->анно естествен— но-природных основ человека е реальных условиях жизнедеятельности. Следовательно, ядром исторического принципа познания человека доляны выступать эволюционные положенг , взяли з контекоте исторического и индивидуального развития человека. Это значит, что с помощью методологических средств эволюцисгзэго подход, нузно в"делать те фазы аязведеятелъвости человека, на ¿.оторко могут влиять как общество в целом, так л отделысЛ человек.

Отмечено, что разработка единого исторического принципа сопряжена с рядом методологически трудностей. Прездг всего,0на овязана о неразработанностью методологии гл лвдиоепог" ученая развития гевого в виде эволюционного принципа да~э в ращеах биологии, поскольку оч должен о^шраться на теории эволи:,;и, которая несмотря нп необозримое число грузов, пока не оЛоргллена т логически стройную теоретическую систему я продолжает оставаться ареной многочисленных дебатов.

Действительно, з биологических науках нередко ученые апел лируют к одним и тем же научным понятиям, несмотря на существенные различия и точках зрения от но стельно содержания этих понятий, ^ерлинологии, теоретических концепций и выводов, а тагов в методах исследования, в соответствии с которыми разрабаткг шея оьзрациотше модеж исследований. Это, конечно, обусловлено различными научней интерпсами исследог телей. В^ите с тем, тот факт, что в дологических науках в отношении многих важш,.лих понятий нет единых теоретических концепций, отражающих соответствие (подтвержденное фактами различных направлений исследований) многочисленных операционных мопелей исследования гипотетическим построениям, отрицательно проявляется в научных дас-дагшнах, связани. с исследованием доровья человека. Это сказывается, к^хримчр, на проблеме выявления факторов среды, освоенных: организмом человека в процессе его к дорического развития.

В качестве пример рассмотрены теоретические основания классических пои. и2 эволюциог-ого учения в медицинских, биоло-гичес1^х и социологических исследованиях. Речь и;,зт о понятиях нормы и ыог1фикацИ14, адаптации, нормы реакции. В результате выявлено, что критерии употребления этих г дятий по от; .шэшы к человеку "актически не установлены. Такое положение отрицательно сказывается на теоретической разработке пон-тия здоровый об-_ 13 яизни'вегосыш с прирол основами человека.. Общий вывод По использованию идеи'развития применительно к человеку таков: вне контекста реальной виз:-"¡деятельности биологические понятия не могут содействовать познанию причин (л числе ксэрых эмоцио-важьь з факторы жизнедеятельности), под действием которых не только реализм лея, но непредсказуемо изменяются эволюционные "механизмы" ялзнедеятельности человека. На основе конкретного мате^лала освещены некоторые положения, свидетель ствуицие о том, что биологические исслел-аания, в известно' мере, юл как бы особняком от аналогичных проблем, связанных со здоровьем человека.

Их одставляется, что перспективным шагом в решении эволг гчоннчх эколого-генеа лческих проблем человека выступает разработка понятия нор^а реакции, которое, как от:. эчается, недость вочно полно используется г"к в биологичег-чх исследованиях, та. - не учитывав'- ся в медицинских дисциплинах. Првиыучестю этого

метода познания состоит в том, что он, з сущности, отражает процесс эволюционного развития человека к^к вида и способен охватить психологические характеристики индивида, психосо-глатические реакции на различные раздражители как природногс, так и социального характера, которыми выступают социальные факторы здоровы*. Широкое использс зание понятия допускает выявление многочисленных видов адаптации, в.том число естественно-природных "механизмов" со-лазьной адаптации лод действием условий и способов реализации потребностей' челсзека, Что означает возможность использования понятия нормы реакции в разработке модифицированного принципа историзма, сое;:эщаюг;аго эволюционный и общественно-социальный подходы к здоровью человека.

В диссертации подробно рассмотрен исторический принцип развития в качестве основноы принципа познания человека и его свойств. В связ:^ с этил проанализированы характерные современные направления исследований соотношения соцяальых и естественно-природных факторов развиты человека. Сделан вывод, что прак ■ тически, в кадцой науке, исследующей человека, назрела необходимость разработки единого исторического принципа развития человека, учитывающего эволюционные предпосылки и социальные факторы развития. -

Принимая во внимание, что в цело;.- методологию Исторического принципа познания нэльзя считать полностью разработанной, предложена интерпретация некоторых аспектов его содержания даш^иссле-дования здоровья как имманентного процесса яизнедеятаньности человека с учетом ее эволюционных предпосылок. Принцип историзма • рассмотрен через анализ специфичности бгаия человека, его пред- 3 метной практики. Современная деятельность человека совмещает в себе его прошлое (в т.ч.- эволюционное), настоящее и будущее развитие. Поэтому историческая длительность выступает как время человеческой жизни и вырааается в конкретной человеческой жизнедеятельности вследствие свобпиго характера человеческой сущности. Познание человека через изучение различных его свойств (в том числе здоровья) в реальном процессе жизнедеятельности выступает, по-сущаству, историческим познанием. Это положение служит основой для утвзрвдения, что суть историзма в п< нании

здоровья человека заключается в выявлении зависимостей его проявления от тех или иных факторов современной жизнедеятельности (социальных факторов здоровья), раса, ягриваемых во взаимосвязи.

В диссертации сделан акцент на необходимость теоретического анализа д;2ствия (^акторов человеческой культуры на становление и развитие здоровья. Эти факторы выражаются в способах удовлетворения основных потребностей чг .¡овека. Отмечается, что недооценка влияния культуры на все аспекты жизнедеятельности человека приводит к обеднению представлений о социальных факторах здоровья, что конкретно выражается в преимущественном исследовании вредных, опасных факторов жизнедеятельности на телесное состояние организма человека. Последнее, в св 1 очередь, ведет к абсолютизации физико-хишчес-кьл характеристик природной организации человека, которая выражается в т м, что их исследование осуществляется без связи с теш или иными аспектами реального бытия, "амое пагубное в этой тенденции - отрчв от субъекта здоровья или от человека как носителя здоровья.

В результате сделан вывод, что историчность познания здоровья человека может быть реализована с точки зрения формирования человека как личпсти на основе анализа индивидуальной иерархии его потребностей, а также условий и способов их удовлет-г вопения, что предполагает исследование индивидуальных потребностей человека, факторов и условий их формирования. Поэтому познание здоровья человека означаем познание истории его жизни как истории воспюизе дения потребностей под действием социальных факторов здоровья.

кетодологические возможности принципа историзма могут Сыпь реализованы в исследовании зависимостей изменения нормы реакции человека от действия тех или иных социальных факторов или их коошлексч в тернии челове' -ской жизни. В этом сшсле принцип историзма выступает как процесс накопления идей и методов по-э^азиия реаг>ной жизнедеятельности человека различными науками (через "накопление" социальных факторов здоровья) и, в то же время, как поворот общественных и естественных наук "лицом" к личности, обладающей здоровьем. Данное положение соответствует общей тенденции гуманизации естественно-научного знания.

На основе рассуждений о предмете познания здоровья человека сделан вывод: естественно-природные факторы развития человека, рассматриваемые сами по себе, вне контекста социальной жизнедеятельности не могут быть основой познания социального развития человека в единстве с его природнсш предпосылками и задатками в процессе воспроизведения человеческих потребностей, в том ч"о-ле и естественных. Из этого пологвня" следует, что предметом познания здоровья человека является реальная человеческая жизнедеятельность. Соответственно, методологической основой ее познания выступает теория жизнедеятельности, включающая представления о социальной природе здоровья и социальных факторах его становления и изменения. Именно поэтому принцип историзма выступает в качестве методологического регулятивного принципа познания, как "мера человеческого в окружающей человека действительности", что выдгигаег понятие личности человека в качестве объекта воздействия социальных факторов здоровья в процессе его жизни как общественного индивида.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования.

По теме диссертации опубликованы следующие ге^оты:

1. Специфика философского анализа социальных факторов здоровья человека. -В сб.: Специфика философского знания и общественная практика. Тезисы выступлений слушателей У1 Всесоюзной школы молодых ученых /Тбилиси, 1986/. Вып. I. -М., 1986. -С. 85-88.

2. Здоровье как атрибут человека /методологический анализ/. -В сб.: Комплексные исследования: предмет, метод, задачи. 41., 1987.-С. 59-67.