автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социальный идеал в системе духовных факторов развития общества

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Карташов, Андрей Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социальный идеал в системе духовных факторов развития общества'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Карташов, Андрей Владимирович

философии и религии, е.-10-35 Социальный идеал и смысл истории в философии и. религии XX века.36-60 Проблема идеала вциальной философии

1 О 1 , О. Л.Франка.

С,61

Глава II. Социальный' идеаз и развитие современного общества.

2.1. Духовные основы общества. Утопическое сознание. —„ ••,75

2.2. Религия в очт * духовных фактор Развития общества.97

2.3. Образ будущего ввременных философских и религиозных концепциях.119

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Карташов, Андрей Владимирович

Актуальность исследования. Проблема социального идеала является одной из стержневых проблем социальной философии, ее теоретическая значимость не вызывает сомнений. Одновременно эта .проблема приобрела исключительную практическую актуальность в конце второго тысячелетия. Современное человечество вступило в полосу глубокого кризиса всех сторон общественной жизни - экономической, социальной, политической и духовной. В основе этих данных тревожных явлений лежит размывание духовной составляющей существования общества. С особой остротой это проявляется в современной России, переживающей глубочайший системный кризис. Потеряны цели и перспективы дальнейшего развития России и человечества в целом.Именно с поиском этих ориентиров и целей теснейшим образом связана проблема социального идеала, который рассматривается в диссертации как идеальный нормативный образ, определяющий деятельность общества. Роль социального идеала раскрывается в системе факторов, составляющих духовную сферу общества: правосознание, политическое, нравственное, эстетическое сознание, философия и религия. В каждом из этих явлений формулируются специфические идеалы за исключением социальной'философии, в которой социальный идеал, по мнению автора, выступает как системообразующий принцип, пронизывающий все основные формы духовного освоения мира.

Социальный идеал может рассматриваться и в таком понятийном ряду, как утопия, мифология, ценность, смысл истории.

Утопия в отличие от социального идеала -- произвольная конструкция социальных преобразований. От художественно-образной мифологической картины мира утопия по существу отличается только своей интеллектуальной природой. Близкое к понятию социального идеала понятие ценности автор рассматривает как. феномен духовной жизни общества, благодаря которому происходит воплощение социального идеала, стихийно складывающаяся проекция его в практику жизни, Выполняя целеполагающую функцию в жизни общества, социальный идеал теснейшим образом связан со смыслом истории и определяет его. Таким образом, в данной системе 'категорий социальный идеал выступает как нечто практически реализуемое и в то же самое время универсальное. В реалистической социальной философии вопрос об общественном идеале сопряжен с проблемностью, историчностью человеческого бытия и приобретает наибольшую остроту в кризисные моменты истории.

Автор считает, что научный анализ сложившейся ситуации в ракурсе социальных идеалов позволит более четко и ясно осмыслить возникшие проблемы, разумные цели развития человечества и обозначить необходимые средства их достижения. Исходя из этого, актуальность исследования опеделяется:

- необходимостью адекватного понимания происходящих в обществе кризисных процессов, выяснения их причин., изучения общественно-значимых ориентиров развития общества, социальных идеалов, поиском новых и актуализацией на основе толерантности утраченных ценностных конструкций;

- потребностями науки в целом и социальной философии в частности в разработке методологических принципов изучения такого сложного и многоуровневого феномена, каковым является социальный идеал;

- необходимостью освещения, "белых пятен" социально-философской теории, в частности, творчества С.Л.Франка (в контексте разработки им категории социального идеала.), а также систематизации современных философских и религиозных футурологических концепций.

Степень научной разработанности проблемы. К настоящему времени человечеством накоплена и сохраняется в научных, религиозных, философских, этических и т.п. концепциях обширная совокупность ориентациснных систем и ценностей развития общества, так что, казалось бы, нет особой нужды в новом переосмыслении проблемы социального идеала и достаточно было бы использовать одну из предлагаемых концепций и строить общественную жизнь только на ее основе. Однако опыт развития человечества показывает, что ни в одном историческом периоде общество не сумело, да и не могло однозначно ответить на вопрос, что есть благо, в чем смысл жизни и существования общества и человека. В чём здесь причина? Только ли в том, что у людей короткая память, и огромный опыт предшествующих поколений ничему не учит, и человечество обречено ходить по замкнутому кругу в поиске постоянно ускользающих идеалов? Может быть, свобода выбора есть действительно не дар, а проклятье, да и сама свобода только иллюзия.

I всё же общество всякий раз заново ставит перед собой проблему идеала, так как каждое новое поколение попадает в принципиально иную жизненную ситуацию, для которой характерны как новые перспективы, так и новые опасности. Выбор пути, а следовательно, а поиски приемлемых идеалов обречены на постоянное возобновление., а проблема социального идеала оказывается в числе так называемых "вечных проблем", в принципе не имеющих окончательного решения-.

Мечта о "золотом веке", социальном идеале . это одно из неискоренимых человеческих устремлений, связанное с потребностью в утешении. На всем протяжении человеческой цивилизации общественный идеал находил свое выражение в различных религиозно-философских и научных концепциях, постулируя весьма разнообразные социально значимые целеполагающие ценностные установки. Так, в'брахманизме высшая цель жизни состояла в соединении души с-богом. У Платона и Сократа высшее благо заключается в божественной мудрости и не может быть достигнутым, поскольку достичь блага -значит уподобиться божеству. Отсутствие страданий, духовное наслаждение, безмятежность, атараксия - цель человеческих чаяний в учении Эпикура. И если жизнь аскета, основанная на заповедях смирения, терпения, любви, преподносится в качестве идеала христианскими философами средневековья Августином и Фомой Аквинским, то в новое время К,А.Гельвеций и П.А.Гольбах идеал усматривали в удовлетворении естественных жизненных потребностей человека, И.Кант характеризовал идеал как полное преодоление всех противоречий, указывал на принципиальную недостижимость его, Л.Фейербах, напротив, выступал против отрыва идеала от действительности. О возможности практической реализации идеала идет речь в работах Г,Ф.Е.Гегеля, К.Маркса, Ф.Энгельса, В.1.Ленина и др. Одни мыслители признавали важность государства для организации общества на его пути к идеалу, другие - У.Годвин, П.Прудон, М.Штирнер, М.А.Бакунин, П.А.Кропоткин - усматривали идеал в идее отказа от государственной, правовой и институциональной организации общества. По мнению позитивистов - О.Конта, Р.Карнапа, А.Мера, Б.Рассела, - каждый человек имеет собственные идеалы, на основе которых строит свою, жизнедеятельность. Идеал, таким образом, выступает как субъективное образование. Понятия идеала и свободы выступают в нерасторжимом единстве в экзистенциализме

К.Ясперса, Ж.П.Сартра, М. Хайдаггера, М.Вубера, А.Камю.

В религиозно-этических учениях Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, М.К.Ганди, А.Швейиера, М.Л.Кинга единственным путем достижения идеального состояния является нравственное самосовершенствование .

Проблема общественного идеала поднимается также в работах М.Вебера, Н.Гартмана, А.Бергсона, Н.Бердяева, П.Новгородцева,

О.Франка. Б,Сорокина, 1,Ильина, Д.Дубровского, У.Калашникова -и др.

Суммируя все вышесказанное о степени научной разработанности данной проблемы, можно сделать вывод о том. что во всех имеющихся подхода)? к проблеме социального идеала обращается недостаточное внимание на анализ его системообразующей роли в контексте различных факторов духовной жизни общества, в системе его конкретных ценностей - правовых, нравственных, религиозных и т.п. Все это затрудняет понимание социального идеала и как смыслооб-разущего явления общественной жизни, от которого зависит ее направленность. Автор стремится б своей работе восполнить эти недостатки.

Выявленные проблемы позволяют определить основные цеди и задачи исследования:

- показать подлинную системообразующую и целеполагающую роль социальных идеалов в системе духовных факторов развития общества;

- проследить развитие представлений о социальном' идеале в истории философии и религии;

- дать анализ взаимосвязи понятий смысла истории и общественного ид е зла:

- выявить особенности и пути формирования как социальных утопий, так и общественных идеалов;

- дать сравнительный анализ современных философских и религиозных футурологических концепций.

Методология исследования обусловлена спецификой изучаемого объекта и задачами диссертации. В ее основу положены методы и принципы исторического и социально-философского исследования. Принцип историзма позволяет рассматривать объект исследования в его эволюции, Вопрос о ходе и смысле исторического развития человеческого общества находит свое отражение в трудах И.Гердера, А.Ивина, Л.П. Карсавина, Я, Кендзюро, Р.Дж. Кожингвуда, К.Погоюра,

А.Дж.Тойнби, О.Шпенглера, Ф.Фукуямы, К.Ясперса и др.

При анализе категории социального идеала в истории философии и религии в качестве методологического основания был взят компаративистский подход, а также металингвистический, диалогический метод, позволяющие исследовать рассматриваемые явления в процессе их взаимодействия и взаимообогащения. Эти методы были конкретизированы в принципах толерантности и взаимной терпимости, нашедших в свою очередь выражение в понятиях: полифонизм, софийность, соборность.

Аксиологический метод обосновывает ценностные аспекты личностных и общественных стремлений. Рассмотрение образа будущего в современных религиозно-философских футурологических концепциях велось с использованием методов синергетики, позволяющих прогнозировать жизнь социума как устойчиво-неравновесную систему с ее нелинейностью и поливариантностью. Данный подход связан с именами таких ученых, как И.Н.Ионш, Л.В.Лесков, А.П.Назаретян, И.Р.Пригожин, В.С.Степин, Г.Хакен» Э.Янич.

Раскрытие темы исследования велось в русле проблематики философской антропологии через анализ важнейших проблем бытия человека. Теоретико-методологической основой исследования послужили работы как зарубежных А.Бергсона, М.Бубера, М.Вебера, Д.Вико, Г.Гессе, Р.Декарта, Э.Дюркгейма, И.Канта, Ф.Х.Кессиди, К.Маркса, Д.Х.Медоуза, Ф.Ницше, X.Ортеги-и-Гассета, П.Тейяра де Шардена, Л.Фейербаха, З.Фрейда, З.Фрома, Д.Форрестера, М.Хайдаггера, ь А.Швейцера, К.Г.Юнга, так и русских: М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, О.В.Брейкина, В.I.Вернадского, В.Легасова, Н.О.Лосского, Н.Н.Моисеева, П.И.Новгородцева, В.В.Розанова, В.С.Соловьева, Н.Ф.Федорова, П.А.Флоренского, С.Л.Франка, А.Л.Чижевского, А.Л.Шкловского философов, социологов, психологов.

Научная новизна исследования. В предлагаемой работе развив тш-ебщеетва; обосновано положение о том, что идеалы являются важнейшими стимулами общественного развития; проведен анализ ценностных структур, лежащих в основе философии и религии, их роли в формировании общественного идеала; выявлена взаимосвязь понятий социального идеала и смысла истории; определены отличительные особенности общественного идеала от утопии, выяснен механизм формирования утопического сознания; дана сравнительная характеристика современных Философских и религиозных футурологи-ческих концепций.

Исходя из этого:

- общественный идеал предполагает наличие в себе некой интеграции разнообразных индивидуальных, личностных ценностей и идеалов, их синтез. Подобное представление раскрывается в работе через понимание смысла истории как неуклонного процесса утверждения индивидуального достоинства и самоценности личности. Следовательно, общественный идеал только тогда.может выступать в качестве приемлемой цели, когда в нем присутствуют личностные стремления и идеалы,

- Общественный идеал в своей основе шкет быть отождествлён с идеалом культуры, ведь он существенно шире и полнее отдельно взяты;; идеалов науки или религии. Социальный идеал возникает из личностных идеалов, стремлений, которые присущ! отдельным людям, носителям конкретной культуры, но и в то же самое время он возникает из тех смыслов, которые задаются отдельными формами культуры, т.е. наукой, философией, религией и т.д.

- Объединение, синтез порою разноречивых идеалов принципиально недостижим в рамках одной отдельно взятой формы общественного сознания и находит свое выражение в попытках синтеза религии, пауки и философии. Б них социальный идеал присутствует как принципиальная целостность представлений и концепций. Иерархия высших общечеловеческих идеалов выступает как главный ориентир и ограничитель человеческой деятельности. Самым высоким и всеобъемлющим общечеловеческим ориентиром на современном этапе может стать коогенез как процесс создания планетарного разума, как'некой силы, которая объединяет природу, людей к общество, позволяет им ставить и решать совместные цели и задали. Только признание планетарного разума в качестве общественного идеала, формировгшие его и стремление к нему даст обществу ту благодатную цель, уходящую в бесконечность, на пути движения к шторой разноречивые' концепции социального устройства обретут, наконец, относительное единство.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью использования полученных результатов для теоретического осмысления целей и перспектив общественного развития, образа будущего, Диссертационный материал может быть так

- 9 же использован в лекционных курсах по социальной философии, религиоведению, этике и культурологии.

Апробация работы.

Результаты и выводы исследования обсуждались на ежегодных научных конференциях преподавателей, студентов и аспирантов МГУ имени Н.П.Огарева, на "ХХХ-ХХХУ Евсевьевских чтениях" (МГПИ им.М.Е.Евсевьева. 1994-1998 гг.), на международных конференциях и чтениях "Дополнительное образование в области христианской культуры, морали и этики", г.Кисловодск.(1993 г.), Третьих Между народных Саранских Бахтинских чтениях (1995 г.). Международных Эрьзинских чтениях (199? г.). Отдельные положения диссертации были использованы в лекционных и семинарских занятиях на курсах повышения квалификации учителей в Мордовском РИПКРО.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальный идеал в системе духовных факторов развития общества"

ВЫВОДЫ:

Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы:

1. Социальное прогнозирование органически связано с целепо-лагающей функцией общественного идеала как ориентира развития и должного состояния общества.

2. Обзор футурологических концепций, разрабатываемых в рамках религии и науки, позеолил выявить их существенное отличие. Если наука при прогнозировании опирается на знание реальных взаимосвязей, закономерностей развития общества, то для религии характерным является опора на откровение, пророчества, видения. Данные феномены не поддаются проверке, что однако не снижает их социальной значимости.

3. Будущее в данном исследовании рассматривается как вероятное ткал модель реализации различных сценариев развития человеческой цивилизации. Выработка, реализация и смена сценариев связана с программой последовательного воплощения того или иного идеала общественного устройства.

4. Проведенный анализ сценариев будущего существования общества выявил то, что данные сценарии разрабатываются в рамках

- 142 двух парадигмально противоположных стратегий дальнейшего развития общества: природопокорительной и ноосферной.

5. Наиболее перспективной стратегией общественного развития, позволяющей человечеству сохраниться кар? виду, определяющей цель и смысл дальнейшего существования является ноосферная стратегия. Данная стратегия реализуется через оптимальное и гармоничное развитие системы пчеловек-общество-природа-коосферап.

3 А К Л Ю Ч Е Н I Е :

Проведенное исследование, ставящее перед собой цель выяснение и анализ причин, приведших современную цивилизацию в кризисное состояние.; было основано на подробной разработке категории общественного идеала. По нашему мнению именно идеалы, являясь конечными, наиболее полно выраженными целями общественных стремлений, выступают начальными смыслообразующими элементами человеческой деятельности.

В диссертации социальный идеал раскрывается как ориентир развития общества. Для этого проведен подробный анализ самого по-¡1 нятия "идеал", его определенйж Выявленные особенности общественного идеала позволяют выделить две основные позиции, имеющиеся в настоящее время. Так сторонники рационалистического направления выводят понятие идеала как мыслительного образа, связанного с отражением определенной социальной цели в понятиях и оценочных суждениях . Возникающее вокруг него сложное эмоциональное поле проявится только на рациональной основе, при наличии знания о необходимости, возможностях и целях преобразовательной деятельности. Сторонниками данного направления идеал рассматривается в парадигме цели и средства ее достижения. У других же идеал предстает кар: картина желаемого, модель должного, образ мечтаемого, как трансцендентное по отношению к этому миру образование. Определяющим качеством идеала считает его аксиологическую направленность, способность быть высшей оценкой. С позиции данного подхода идеалы только потому и становятся предельными целями, поскольку являются высшими оценочными образованиями.

Исходя из положений данных подходов рассматривается категория социального идеала в истории философии и религии. На основе анализа данных подходов делается вывод о том, что идеалы выступают как цели и ценности социальных стремлений, которые определяют существование, функционирование и развитие общественных систем. Идеалы позволяют целостным и непротиворечивым образом интегрировать личность и общество. Категорию общественных идеалов уместно рассматривать, исходя из представлений о социальной значимости человека.

Следуя логике раскрытия теш» категория социального идеала рассматривается в применении к вопросу о смысле истории. У одних философов история обретает смысл и рассматривается как все нарастающий прогресс, рост возможностей человека, усложнение структурных связей между человеком, обществом, природой. Социальный оптимизм сторонников данного направления опирается на безграничную веру в прогрессивность научных достижений. Для других обретение смысла истории в прогрессе совершенно неприемлемо, Более того считается, что идея прогресса подменяет собой саму проблему смысла истории.

В рамках данного исследования, наиболее перспективным является направление поиска смысла истории через восприятие истории как "истории людей", где история разворачивается через человека и имеет человеческое лицо. Такой подход позволяет с одной стороны, рассмотреть проблему смысла истории в ее взаимосвязи с судьбой отдельного человека, с другой стороны - дать характеристику человеку зпохи, увидеть, как в нем находят отражение идеалы, ценности эпохи. Здесь, рассматривая сущность социального идеала и смысла исторического процесса, мы выходим на проблему эволюции духовного мира. Мира идей, отрешений, трансцендентный характер должного которых в отдельные моменты истории зримо прорывается в мир сущего во всей конкретности материальных действий, становясь двигателем исторического процесса.

Подробный анализ процессов, протекающих в духовной сфере жизни общества, построен на рассматрении влияния социального идеала на развитие современного общества. Для этого выявляются отличительные особенности таких форм общественного сознания, как религия, миф, философия, наука, политика, право, искусство, их взаимодействие и воздействие на духовный мир общества. Каждая из рассмотренных форм имеет и предлагает как обществу, так и человеку собственные представления о социальном идеале. В связи с этим значительный интерес в рамках данного исследования представляет выявление особенностей такого феномена духовной жизни, как утопия, для которой характерна органическая потребность ориентации на идеал. Идеал в утопическом сознании из желаемого ориентира развития общества превращается в безусловно достижимую цель. История не раз показала, что реализация утопических проектов, как правило, не учитывающих объективных законов развития общества, приводила к трагедии.

Значительное место в диссертации уделяется рассмотрению применительно к теме работы взглядов религиозного философа середины XX века С.Л.Франка на духовную жизнь общества.

Проведенный в работе анализ современных религиозно-философских представлений о будущем устройстве общества, логически завершает тему исследования. Варианты будущего рассматриваются через сопоставление техногенной (природопокорительной) и ноосферной программ. Различные варианты сценариев развития техногенной цивилизации не дают надежды на оптимистическое решение глобальных проблем современной цивилизации. Проблематичным здесь становится вопрос о самом существовании цивилизации как цивилизации людей. Природнопокорительная цивилизация неизбежно потребует покорения себе человека как части природы, биологического вида с адаптацией его к реалиям создаваемого нового мира.

Более перспективной, на наш взгляд, является предлагаемый в работе ноосферный вариант развития цивилизации. Ориентиром развития данной цивилизации является создание "планетарного разума". Важнейшей проблемой современности, которая встает перед человечеством, состоит в том, как, найти выход естественному стремлению людей к социальной значимости, не ставя под угрозу их собственное существование. Кардинальным решением, на наш взгляд, было бы переключение энергии людей в духовную сферу, их самореализация и самоутверждение на базе и через знание, мастерство, святость. Ноосферный проект создания "планетарного разума", может стать тем общественным идеалом, на базе которого человечество обретает наконец ту благодатную цель, реализация которой направлена в будущее, фундамент которого строится уже сейчас. Осуществление данного проекта позволит действительно оптимизировать общественную жизнь, снять внутренние противоречия и объединить в гармоническое единство такие сферы духовной жизни общества как философия, религия, наука, политика, искусство и т.д., направив их общие усилия на создание цивилизации Духа.

 

Список научной литературыКарташов, Андрей Владимирович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Аваров Н.И. Взаимоотношения морали и политики.// Социально-политический журнал. 1997. N 4. С.116-130.

2. Алпеева Т.М. Перестройка и возможности социального мифотворчества,// Теоретические и практические проблемы перестройки . Минск. Изд,Белорус.ун-та. 1990. С.8-20.

3. Аллен Дж., Нельсон М. Космические биосферы, М.: Прогресс.,1991, 126 с.

4. Алексеев В,П. От животных к человеку, М,: Сов,Россия., 1969. 192 с.

5. Анисимов А. XXI век: время перезаписи мировых цивилизаци-'онных программ? // Россия XXI век. 1995. N 11-12. С.32-58.

6. Андреев Д.Л. Роза Мира. Ы.: Калашников-Комаров И.К. 1992, 325 с.

7. Аристотель. Политика,,// Соб.соч. в 4-х т. ТЛУ. М.; Мысль., 1984. С.375-645.

8. Арон Р, Этапы развития социологической мысли, Ы.: Прогресс,1992. 607 с.

9. ВабехоВ.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений.// Общественные науки и современность. 1998. N 3. С.56-66,

10. Баллестрем К,Г. Власть и мораль,// Философские науки. 1991. N8, С.83-94,

11. Балакирев А. Русские коммунистические утопии и учение Н.Ф.Федорова.// Россия XXI век. 1996. N 3-4. С.132-148.

12. Еарбасов A.B. Утопия и теоретическое исследование будущего.// Философские науки. 1990. N 4. С.23-32.

13. Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М.: Наука, 1982, 336 с.

14. Баумгартнер А. Христианская этика и политика добрососедства в Европе, М,: Логос. 1996, 214 с.

15. Бахтин М.М. К философии поступка.// Философия и социология, науки и техники.// Ежегодник. 1984-1985. М, 1986. С.80-160.

16. Бахтин М.М. Проблемы позтики Достоевского. М.: Сов.Россия.1979. 318 с.

17. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности.//Эстетика словесного творчества. М. .* Искусство. 1986. С.9-192.

18. Боргош Ю. Фома Аквинский. М, Мысль. 1966. 215 с.

19. Бергсон А. Два источника морали и религии. М.: Канон. 1994.1. ОрО П1. С.

20. Бердяев H.A. Смысл истории. М,: 1990. Мысль. 174 с.

21. Бердяев H.A. Русская идея. // 0 России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука., 1990. С.43-272.

22. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.; Правда, 1989. 608 с.

23. Бердяев H.A. Предсмертные мысли Фауста.// Литературная газета. 22 марта. 1989. С.8-12.

24. Бердяев H.A. Дух и машина.// Судьба России. М.: Мысль, 1990. 206 с.

25. Библия.: Книги священного писания Ветхого и Нового Завета (канонические). М.: РХГМ, 1989. 1217с.

26. Блок М, Апология истории, или Ремесло историка. М.: Наука,4 0*?О ООО Г» л. о / о . (ОоЛ- U .

27. Борискин В.М. Многообразие духовности.// Вестник МГУ. 1991.1. N 3. С. 22~25.

28. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М.; Мысль, 1971. 176 с.

29. Бродель ф. Структуры повседневности возможные и невозможные. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХУ-ХУШ вв. Т.1. М.; Прогресс, 1986. 622 с.

30. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. 462 с.

31. Булгаков С.И. Основные проблемы теории прогресса. Т.2. М.; Наука, 1993. 750 с.

32. Булгаков С.Н. Первохристианство и новейший социализм. (Религиозно-историческая параллель).// Два града. Исследование о природе общественных идеалов, Т.2. СПб.; йзд-во РХГЙ, 1997. С.181-206.

33. Гуревич П.С. Социальная мифология. М.: Мысль, 1983. 175 с.

34. Бурбулис Г.Э., Кемеров В. Е. Духовность и рациональность. М. ; Знание, 1986. 59 с.

35. Василевский А. Опыты занимательной футуро(зсхато)логии.//36