автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социальный конфликт и его развитие

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Негодаева, Мария Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Социальный конфликт и его развитие'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальный конфликт и его развитие"

ШСШВЛКИЙ ОРДЕНА ЛШИНА, ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО

ЗНАШПГ II ОРДЛ1А ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ГОС'УДАРСVB-MHlíl УПЗЕРСПТ^Т k. fi. JiOi.íOIÍOÜÜÍiA_

Ой1Я|)1илиэмровш1Ь(<а сойот Пы^ц- К 053.05.82)

На apaiiûx рукошшч. toii'uiiAi-iuft. и.фиа Ивановна

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ И КТО РАЗРЕШИ UE Специальность 09.00.11 - социальная философия

A Ii TOPS Ф В р L Ï Ail'jcapia¡u¡i¡ «а соискшшо учено!; ссииеял кандллпта философских наук

Цасйаа - I9Ö2

Работа выполнено на кафедре философай^уманитарних факультетов'Мооковокого государственного университета имени М.В.Ломоносов»

Научный руководитель - доктор философских наук,

профессор (КОБМЬЗОН Ы.Я.|

Научный консультант - доктор философских наук,

профессор РАЧКОВ П.А.

Официальные оппоненты: доктор философских наук

Николаева Л.В.

кандидат философских наук Сальникова Л.И.

Вздутая организация - Ростовский-на-Лдну Государственник университет, философский факультет, кафедра философии истории

Защита состоится " 8 " 01 19 9§ I». в ^ часов на заседашш специализированного Совета (шифр К 053.05.82) по философским наукам в Московском государственном университете имена М.В.Ломоносова по адресу: Москва, Ленинские гора, 2-й корпус гуманитарных факультетов, аудитория ^

С диссертацией мокно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки МГУ (1-й корпус гум^литарннх (факультетов МГУ)..

Автореферат разослан " ? " 1932 г.

Ученый секретарь специализированного Совета'

Самойлов Л.Н.

rOCV,?.:-. "' .'АЯ _____ .

ОШАН XAPAKTKPUCim PABO'ilJ

Современная эпоха характеризуется диалогическим оовдиношзем процесср етаноилошш челоиочостпз кок единого целого с ocxp^iiiuu-ми социальным! противоречиями. Пароход от индустриальной цдиыш-&ащш к постиндустриальной, или информационной, о* тоталитарных реаимов к демократическим сопровождается глобальными кризисными явлениям:; - экономическими, политическими, акологическиш, демографическими и др., борьбой радикальных и консервативных сил,появлением целого рада конфликтов: между открытыми (подвижннШ!) ы закрытия! (традиционными) социальными, структурами, этносами, государствами, различными олояш населения и социальными группами. Возникает острая необходимость направить разрешение конфликтов в цивилизованное русло, иначе будут нарастать трудности самого фук дамеггьл ького порядка: кризис мировой цивилизации с реальной угрозой сасгуничтокапия человечестве.

Происходящий в нашей стране переход к демократическому обществу резко усухт/бкл конфлактогевную обстановку во всех сферах общественной кизни. Конфликт«, которые били приглушены тоталитарно-бюрократической системой, зсшшли на поверхность и дают о себе знать в полную оиду. Разрешэкпо этих конфликтов происходит в обстановке противоборства различных'социальных ом. Но, будучи закономерным феноменом общественной жизни, конфликт« з радом современном обществе часто приобретают негативный, "иррациональный" характер. Это определяется хо», что нот единства г, пошша-нии ценностей, а такьэ неравенствшл возможностей реализации притязаний, переплетением политических, экономических, социальных и других интересов, отсутствием четкой идентификации болдашства

_ 4 -

.кадей о какоЙ-лйЭо социальной группой; двикзюгам. Все эти обстоятельства определяют необходимость исследования сущности социальных конфликтов, Причин их возникновения, а особенно - механизма разрешения конфдиктов.

Степень разработанности проблемы

Известно, что проблема социального конфликта в западной философии и социологи уделяется много внимания. Работами Г.Зимшля, Э.Яюркгвйма, К.Маркса, Т.Иарсонса, Р.ыертона, Р.Дарендорфа, Л. Ковера, Л.Крайсбэрга, Э.Гоудднера, С.Лшюета, Н.Лумана, Е.Падко-яо, Ю.Хаберг.шоо, Ч.Миллоа, Й.Фроша и др. форьшруется специальная облаоть ооциально-философского знания - конфликтология. В , западной конфликтологии имеется целый ряд работ, в которых про-еодятся серьезные исследования, связанные с донском механизмов разрешения социалышх конфликтов, их типологий. Основное вниш-. иве в них уделяется субъективным причинам воз'шишоввюш конфгшк-тов, психологическое фактору, межличностным отновениям и методика кошфетно-социологических исследований.

Социально-философские исследования кон^ликтоз р. нашей страна еще только начинаются. Объясняется это, прежде всего, длительным господством административно-командной системы и ее идеологии, отрицавшей существование в напей обществе социальных коллизий. Так называемый теории "пережитков", "возрастания классовой борьбы", "бескондЕшяктиости" сделали невозможным глубокий, действительно'научный анализ внутренних противоречий советского общества. Так, некогда популярная в сфере литературы и искусства "теория бесконфликтности" распространилась на область общественных отношений. Это приводило к.початкам теоретически сгламшать социальные противоречия, лакировать действительность, зшчйото отрицать кризисные явления при социализме.

Корзшше нрео1раайЫ!«ал асах отарск нзчл с/О^су'.;-, гешЛ паонгр соцяилы:.чх г. -i • ^ «^¿•уамда и

со»1.иал»шА заказ нр кх "сая^оьапис. Аякрм* ;\С. ..л-родкь;; W4k., Ki»i».ii 51. ü., »'»ъ^клой PiJi'^a&ö й.11., 1V>J>(5S4 Ь.П., Дру«шаш ri.'J., Ki'ranorc 1Т.Й., О/.^сг^ Ii.С... Л.Д., Лотрой И.";»j д.П., ^«оз «..С., Ьгеракс Г.М.,

i.i.. а своих работах црааналазз-аон«?--. ¡¿.¿ц.«» саыида-

hhv кок^-чих-хий. Особой иш'ланя-? уд ¿¿¿¡¡о характоркстако сущности и ¡инил социальных конфликтов, попытка,? внрйботки штоддооган исследования.

Создаются различный проекты разрешения ооцз&шщх конФвшшш, проводятся конференции и круглые столу, возникав? различные группы и центры по исследованию конфликтов в "гср&чих гочкел'-' -Москва и Санкт-Петербург, Fm-a и Ваку, Дзнбйсс з Cacsp;», {¡л sc« ка лряходагол соглаоит:.ия с JI.J Лйчаиорвнхо, -.¡чма^т ас

сшиаь. й урополь гаоротичвскл£ рззг-зсютгз! щкя^пзде ¡нмдалодх ксщадктоь настолько ¡¡иудовлйггоритзльал,», что глч» й'й.-ас-гг аз» коняую езабочош»оо5ь^. Догори ша "Ьзадшшэ а тзоркк №иф*лк-?а" ао существу высказав:»« ту кз щгвль; "Цауди ß щв^од', дакга пока нот - вряд ля в кзком-аш<$о-ояоааре али эяцтслоаэдаи среди сонмов всевозможных, "тоорчй" удрсгоз олиапушкь t-'i],:c.;:u! "теория конфшс®»?".-^ паука, охнахкй-вдад чадовэчасзш-э

качества, свойства среда и »«яшч0окив^Ъозшдаооти, необходима"^.

Теоретической разработка теории социальных конфлю-'тоз ~о недавнего времени маиале и обйтолтольогво, что cy^act-BCBa.« кра1ически-отрлЕ;атольусо оанозэние к иападной ков^япкто^ог^а.

Нечшорврт'о л.А. Феномен оодозльйого кэнфдшш» в уровнях -социализма // Драма обнсплпнив, 13,, 1Э30, G.462, 2 Друкинин В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д.'Введзяцо а вдориэ контакта. М. ,1989, С.З.

"подкрепляемой незнанием ее достижений. Многие из классических работ западных социологов и |{шюсо]лв до конфликтологии - Л.Ко-зера, Г.-Чишеля, Р.Дареидорфа, К.Боуэдинга, Л.Крайсборгз и других до сих пор не переведены на русский язык. Этим, кстати,обусловливается то обстоятельство, что анализу работ западных конфликтологов отводится специальный раздел, чтобы использовать их рационально« содеркание в процессе исследования.

Цздь.л задачи исследования

Цель исследования - разработка социально-философской концепции конфликтов, базирующейся на выявлении их сущности и механизма их разрешения.

Поставленная цель предполагает решение следующих теоретических задач:

1. Дать анализ основных направлений западной конфликтологии, выявить их позитивные и негативные стороны.'и показать, что дает осмысление этих направлений для отечественной конфликтологии,

2. Выявить сущность социальных конфликтов, их типы и функции в жизнедеятельности и развитии общества.

3. Определить принципы, формы и способы разрешения социальных конфликтов.

Твореуико-методологические основания диссертационного исследования. Социально-фи&ософская концепция конфликтов, предполагающая анализ .их сущности, основывается на синтезе двух философских подходов - диалектико-материэлисткческого и структурно-функционального. Диалектический подход использован преимущественно при выявлении сущности социального конфликта, а структурно-функциональный при раскрытии функций социальных конфликтов и обнарунешш их роли в обществе.

Методологической основой исследования явились диалектическое

- 7 -

понимание: проткворьчзШ ¡сак аоточн«^' . ' сатуфкл со-

даэльних противоречий, из.аш.'.оошзи объв&шяшх уалоёей <иоп£|гк.~ чеойих, экономических, сыш.м! нь:*} и (икггргш -дея-

тельность' мдисидов, социальных групп, зуессов, иацчЗ, государства, челозочестна ь црлом) в о^де с, данном ирограсса.

Ь диссертации использован» работ:, г-аилдьых когфтвг/то догов к Охичаишшних социолш с» а -/аиос.нов ио проблеяла социальных жои-1ршгл-оъ, а гакке фактический материал, характеризует^! йоатликто-генную онтупида ь «роцвеос пзрихааа нятега ойщзсз»« на путь демократического развития и возвращения в лоно травой цивилизации.

Отпуктуш работы. Диссертация состоит из введения» трех разделов, заключения, библиографического описка.

ОСНОВНОЕ С0Д2ШКИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность таи.! воолв»овзк:»я, характеризуется состояние разработанности проблем, формируш-оя цзль и задач« исследования, научная новизна ярдучвшшх а ходе исследования результатов, определяются тоорагико-метсдологичво-кий основы исслэдования, практическая значимость работа.

Шввый.шая.вд.:'.1а?дкааш1и„¡ш&шй?..кик /¡а^адьиочш-

тзоИшт,знатная, лл;ЭД№о.И.р<щшш д ро.адог

одну из поставленных в исследований задач - дать виалзз сснаэ-ных направлений западной конфликтологии, выявить их позитивные и негативные моменты и показать, цго дает осмыслении этих направлений для отечественной конфликтологии.

Теоретическим источником западной конфликтологии ярилвоБ работа Т.Гоббса, который поставил в центр ьнпмэнйя социальной философии проблему социального порядка, причин я ролл социальных

конфликтов. 'Г.ГвСбО ввд8л притакы конфлкктов, "войны всзх прот1ш всех" в агрессивной природе человека; средством разрешения конфликтов считал заключение договора каждого с каждым и государством. 13 постановке проблемы социального порядка - несомненна^ заслуга Т.Гоббсо. 8т- проблема особенно остро встает в период Великой французской революции - время социальной нестабильности (Г.Снэнсер. "Основание социология"). С точки зрения социал-дарвинистов, социальные конфликты возникают в силу борьбы за сущест-вовйнно я разрешаются о помов»» механизма социального контроля, подчеркиваемого церковью ила государством. В диссертации рассматриваются работы Л.1^мпловнча, Р.Ратценхофера, Ф.Тенниса, И.Гид-дшгеа, явдяищвсся соцаал-дарвинистама в понимании сущности и причин возникновения социальных конфликтов.

Ракетный отход от этой линия совершил французский социолог Г.Татщ, пидчерКЕвавпшй в работе * "Яаконн шдрАжанш" специфику социального, я особенно, французский позитивист З.Двркгейм - основатель направления структурно-функционального анализа социальных конфликтов. Общастзо, по Э.ДюркгеЁму - саморегулирушаяся систаш, общественный порядок - это нормальное состояние общества, где кавдый индивид и социальное явление выполняют оцрздолон-вка.функции, а общественные отношения являются отношениями согласия. Социашще конйлтеЬты выходят за пределы "нормального" общественного порядка,

Прновша прввцит структурно-функциональной теории конфликта сформулирована в работах немецкого философа и социолога Г.Яише-ля, на взх'лдцы'которого определенное влияние оказал К.ДОарко,разработавший дЕалзктико-материалистическую концепцию противоречий и показавший-, что конфликт есть проявление высшей формы обострения социально-классовых противоречии Это имело существенное

- 9 -

эначзнве для заиадной смдеочотта, широко нснсльгова'юо!. >t|.4 jw?»-¡.щровшшп теории социального конфлль- »s Г„&ла»*ь иОдчврки^аея ин^вх'ративкыи функции сецгалыш конфликтов, полкшя саи конфликт как проект BiiyrpüifHüii казня üdasü-ifBa.

В диссертации ааадокру1С?«я сгаошше тОати йЛ^бир,-., «го tas-ми&ззная Koü.ívr.'.K'iUx бюрократии о народом, внутри самой бюрократии, а также по достаточно актуально* свгопня г.р&С.«м« "'^рокри-гиз а лвмократ!^".

В 30-х - 40-х годах К века центр теоретической социологии да рэмзстился из йврош в ClíiA. Работа® Т.Шрсонса, Р.Ыэргона д других вводится понятие социальной сиотеш и особое внимание обра^-щаотся ка изучение механизма и структур,. обсслачивающкх стабильность этой системы, "социальный порядок". Соцгелниэ г.окф ты пошсяштся крл: пкомвяйй социального функционировании, они нарушают yoGTOHHRO согдадьаого равновесия. Ко?фл1-ды «•реюеу-ются к«з кротшюротай ызклу "садбкшмЙ с1гсзг.;ш5': а "ижяэкв»-* демся исьадолиэм". В тучо.чка ахсгчз поэодения, a ísxsa а оркан-тогда ка оиогем&ов азучонаа объекте« ~ касошенная ааедуге syjoc содаодогоз - крвкер*энцвз структурного фуякцмоввлгдов.

Каг-анкий социолог Р.Дарокдорф.- автор "дааяектшдасЕой «wtapss конфликта" в своей юшгч "Сояайяьаие классы а кдасов»^ ковфшст з индустриальном ойеЗВ«зэ'' дидгзрг.уозкой гфйтш» кодапщщ оа-гртдького равновесия. Задача теории социального конфликта, ПО Р.Дарвадорфу, состоит в нахездвшга домущнж сил сещшьяотч аа-мененкя. Кто интересует- ískb» aongoou, хшв воанигшвезга"» ,шктущах груяп в структура о&|Э<т», $oi»sí борьба кгдау s«» а влпяяш яонфдк..га на и^мавекиа социальной espyterypw, ^aapty&w. таыш лробдаку взяотлосшюийнйя консенсуса; a иодфикию, P.&ipsii;-дорф рассматривает конфликт как явление» вэдущзэ к соцгальику

изменениям. Заслйгой Р.Дареадорфа было'то, что он рассмотрел конфликт как творческое ядро всей общественной жизни.

Американский социолог Л.Козер, автор теории "конфликтного функционализма", ггродолкая линию структурного функционализма,видит в социальном кифшкто средство адаптации системы к изменяющимся условиям. Конфликт предотвращает окостенение социальных структур, способствует сохранению системы. Направляя свой анализ на выяснение позитивных функций конфликтов, Л.Козор в работе "Функции социальных конфликтов" пишет, что они снимают социальную напряженность и усиливают единство общества.

Таким образом, можно сказать, что при изучении проблемы социального конфликта в социологии существует линия Э.Дюркгейма-Т.Пароонса, которые рассматривают социальные конфликты как патологические явления в обществе, обладающие дезинтегративными свойствами; и линяя Г.Яиммеля - Л.Козера, рарсматр¡«за¡ощих функциональную роль конфликтов в социальной системе, направленную на сохранение бе изменяющейся устойчивости.

Предпринимались многочисленные попытка синтеза диалектичес-

I

кой теории конфликта Р.Дарендорфа с теорией конфликтного функционализма Л.Козера, преодоление .срайностей этих теорий конфликта и конвергенция их (Г.Ленски, П.Ван ден Бергер). Однако они приводили часто лишь к {«эханическому объединению этих теорий.Этим и обусловливается ¡теоретический плюрализм современной западной конфликтологии; В спектре этих воззрений можно выделить различные направления, исследуемые в диссертации:

- рассмотрение социальных конфликтов в качестве фактора стабилизации социальных систем (Э.Гоудднер, С.Липсет, Э.Шиллз);

- обоснование тезиса о том, что социальные конфликты играют неодинаковую роль в различных социальных системах Ш.Думай);

- понимание социального конфликта как источника социальных изменений (Ж.Шдколо, Дк.Рекс).

Большое внимание социальным крн^жсгем удаляет так назнваои.'м критическая социолога. Так, Г.Маркузе в работе "Одномерначеловек" описывает конфшкт мовду рациональность» технического аппарата общества и иррациональностью вызкаамщх ам явлений, возникает "новая оппозиция" в лице юных интеллектуалов и аутсайдеров. Продолжая эти рассуэдокзк, 5.Фридрихе, Л.Сойер, Д.Бзлл, Р.Лофер развивают идею конфликта поколений как выражение "эдипового мятежа".

Так называемый "социальный биологизм" питается подменить реальные противоречия социальной жизни биологическими конфликтами. Н.Тинбергер рассувдает о враждебной агрессивности человека, Р.Ан-дри - о конкурентной борьбе, К.Лорвнц утвзрадаот, что в ходе эвож-щот враждебная агрессивность приобрела социально-приемлемую

Эти рассуждения вплотную смыкаются с психоанализом я.-¿рейда, согласно которому конфликт инстинкта жизни (эроса) с инстинктом смерти (токатосом) является основой социального бытия. Требования индивида и общества находятся в глубоком кон&шкте, поскольку цивилизация, необходимая для ьыкивания человечества, вызывает отпадение, тревогу, неврозы, неудовлетворенность. В гаком ке направлении в свсо2 "Бегство от свободы'1 3,Фромм шагат о кок-(|шнст9 человека с обществом, которое ограничивает игру инстинктов требованиями социальной дисциплины,

О конфликта мегщу явдиввдом и .^пловияих его самореализации говорят многио фушеоуы а. ооцдфяогл Пэаада, Один из классика» зк-эистенционалиэлк А.Камю а книге "Вунтукшй "человек" показал, что конфликт между личность« и общеотаоы йкливсетзя в бунт личности, который, однако, долкен вести но к разрушению"и насилии, а к со-

- 12 -

эидчни», Соцналвше конфликты, реализуЩи в форме бунта, играют положительную роль в истории, хотя никто не, застрахован от их негативных воздействий. И.Сорокин в "Структурной социологии"рассматривая еоцпалхный конфликт как средство и сшитом антагонизма тлормышх убегде1ш.л личности, определяет разнообразные варианты ш.*ода из конфликта. Высказывая интересные соображения о различии конфликта убездений и конфликта Поведений, он много ьн^лшшш уделяет влиянию кар и наград, не выходя при ойродолешш путей разрешения конфликтов за пределы морали, что свойственно ьвюрйм валадным конфликтологам.

В заключении этого раздела делается вывод, что, несмотря ка значительную разработку проблемы социального конфликта в западной сондалогии и (Философии, конфтактология как определенная система знаний, как наука ешэ не сформировалась, роль социальных конфликтов оценивается неоднозначно и причинк этих конфликтов подчао видятся исключительно в сфере сознания - индивидуального или общественного.

Однако вклад западных философско-социологических школ в фор-мпроватт и развитие теории конфликта нельзя из-за этого умалять, »тот вклад дает возможность с смыслить специфику социальных конфликтов, механизм их возникновения, разнообразие функций социальных конфликтов. Необходимо творчески осмыслить тезис Г.Яиымэля о диалектическом характере функций социального конфликта.который и объединяет, и поляризует противоположные группы, поникание Р. Яарондорфом разнообразия форм социальных конфликтов и Ж.Падколо •-]орм консенсуса как средства разрешения конфликтов. Несомненной заслугой западных конфликтологов является то, что они показали нозмошость эвристического применения методов структурно-функционального анализа к обществу и на.этой основе разработали методику

- 13 -

ксшфзхна-социологичегт'т™ ::?о.Ячденм.н'.!.'!, Заочен, аа»- .»«.,>

олкр!,.1н 1.сь;>" »::«*••■«»•:>.•»"шиш'' »¡остановки ИЛИ КОСОГО ¡.•.-!.:.»:ПИ рь/;;. IU.-i.4V а НК-м КО&Ы «.';нОх'»1 »¡рс.2.:с.л1' ¿»кшг-шб'.тшо-и а ого с«ипи»лып'-г.".м/«:<| .• -

гичзокнх л^'-ьг- ¡' сомчат;':: -^'.ги ■

лкьяого, а -..конфликта а демократии, коп$ййх~

поколений,

одср^.мв аа*:адцоЙ кифптологш является ?юй нродносылкой дашкчодВ разработ: теории социальных зсонфзкк-тов.

ШШ. ЖША "Кредищаг посвящен выяс-

нению сущности социального конфликта, его типов и функций.

Принимая за объективную основу соцкаяьинз! кзпфлуулчи: отэмонь о<1исгре';к;; соцк« чьюг сугсхы ¿/¡гл&, >м опрада^:,' пчи«;»-.«, ьсег;:, ив ¡^¡гх- хьтлыг-ш "лр.у^г'лсрс ч»^" л IV

- "уда;:»« нос мрьгам г*чи*".Сощаль-.и.я ги^'-]! 1-^ляртс-! ¡юз/лз-'ггуги!.: д^чтолк-ю^тй .ад^л, ¡л.'ракагл1 «.ы-5 о<5а;&стъ0!са:й отлп&еш'а а ф-лилнзвл чэуьз ••

г.шиыь 0т:!0ьг

Социальное "^от^йорычяо а своди развитии проходит ряд ятчког .т. воли овоэвремтто че резргше ¿л*. г-огит ел;*?./ь '•^¿ок-л»«."". .'. .н..-иой л/я ¡лпгьишаамися Ччя\йй;«ы»сго ¿с^лктв. Здесь проявляйся на. только основа, но и субъективная сторона «¡шального;.:: конфликта - осознание субъектами исторического даЯотяич сс^;.!.ам>;го ври-тиворвчяг.

Е даосе деедмл ¡«шукчш основные признаки сашъ'с-хчх ¡'ы^ы-ка:

- СОЦИЗЛЬШЙ ОгфШКТ ОЗОСй Обгл2ХЗДЗИО& viOU.j-.Oti ¡ГрУДУЛЬ-

иую стонопь обострзиад социального противоречия, момент дрояш»-•нш противоречия на высшей стадии его существования, кодаи« пару-

- 14

шения рзвновеозд';борющихся сторон;

- социальныз конфликты возникают тогда, когда противоречие назрело, а субъекты сознательного действия препятствуют его разрешению. "Удалить субъектов" из конфликта невозможно. В нем участвуют лица, социальные группы, сознающие своз противоборство к свое отношение к нему. При этом стороны применяют все возможные средстве для реализации своих интересов и целей, победы, над противоборствующей стороной. Личностные факторы - сознание, интеллект и т.д. - играют определенную роль, так кок конфликтующие стороны сознательно организуются;

-. посколыу. конфликт возникает на основе не только объективного (социальное противоречие), но и субъективного (интересы и цела .субъекта социального действия), это специфическое социальное .явление;

социальный конфликт характерен для развития и функционирования'.общества, и не является отклонением от законов общественного развития;; Социальный конфликт закономерен^

.'После 'выявления существенных черт социального конфликта можно дать .его'определение: социальный кок&лпкт- это' сознательное гоо-ггпоборство субъектов иоторк*- • ского райстзпя не высшей дтупени рбрсттозач сопгадьного противоречия. При этом социальные противоречия .выступают источником социальных конфликтов, их непосредственной .причиной, :а осознание субъектами исторического действия противоречий юс интересов и целой, мотивов их действий - движущими силами, опосредованной причиной этих конфликтов.

Социальное конфликты находятся в развитии, проходя определенные этапы. .Конфликты'Армируются в конкретноЗ ситуации,' содержало;; социальную проблему, которая получает различные оценки,проходу; сквозь призад интересов, идеалов и целей субъектов, что по-

- ТБ -

роадает конфликтную ойтуашш . Действия оппонентов, направленные на достижение разлитие врлей, порождают ¡шцздеит, который приводит к коллизиям, конфликтам. В итоге столкновоешк различных социальных сил в процессе конфликта возникает кризио, который еще больше обостряет конфликт.

Для понимают конфликта как 'социального феиомеиз важным является выяснение многообразия типов социальных кон{ликгов по характеристике субъектов конфликта, пред.',игу конфликта, остроте ого иротэкания, длительности, формам проявления и функциям. Поскольку непременным участником любых конфликтов являются субъекты ио-торичеокого действия, в диссертации более подробно.рассмотрены типы социальных конфликтов по субъектам конфликта. В этом .аспекте мояно выделить производственный конфликт, конфликт классов и других социальных групп, кон^тикт между народом а влаетью, бюрократией и демократией, -конфликт поколений, кацисналькко конфликты , мездунэродннз конфликты, внутрм^илкэациошйш и мекцнвв-дизациоккда кон^тиктк. Каждый из таких ссыльных конфликтов имеет конкретную форму своего проявления, разворачиваясь на каком-либо социальном поле, будучи аавиоимым от него и, с другой стороны, оказывая на него определенное воздействие, то есть вияол-няя социальные' функции.

Воздействие конфликтов на развитие и ^акционирование социальной сферы общества амбивалентно. • Конфликты. выступают как' стимул I тормоз социального прогресса,они могут быта средство!? органи->ации, самоорганизации и дезорганизации, парусить существующий гарядок и устанавливать новый. Это вытекает из того, что яооти-¡орзчпя могут быть как причиной развития, тг»;с л причиной тормо-13 этого развития. Однако в большинстве случаев социальные контакты носят общественно-конструктивный, прогрессивный характер;

- 16 -

яюододзйШ! коноэрЕакюну» сторону социального противорачил, ум-рагяч Ласкиррв&лио, ироиятеа'ШУ$, они шотупают в качества от'.а.улятлроа солгаль:шх кзмекэаиК я, вместе о тем, олрзделеи-шг<>; ьиыноа а рааыагиа социальной оаотома - етацом изиеиоикя отавой социальной огруюсур! ~ играют вакнуи роль в становлении цо~ ссис- сощ:;шнохч1 норадка, Более того, конфликты являзтся сьоо-уода счцд.'з-'а.гшцц кдепанами для ослабления социальной иаяра-звикогла,, т*.згв»г осгроо ощутить "боловыо точки"

Цоаи'дшшя роль ноифдкктов в социальном развитии ¡фоявляется 1'вгд:з ь тем, что конфликты, навязывая диалог различным органкза-т ¡зютт'л структура«, еноеоЗстэувт принятию решений, общению оппо-вантсэ друг 0 Другом.

Б казеедеецак указывается и на поэиаратедьнув функцию социальных кощшхгоа. Коякое творческое ношение представляет оооои щ5оцэсо Е!:явл9П£^5 ¡1 риярашэния противоречий. Анализируя конфиксы, мы готу/ впейоккосл яерайтк к- познания лежащих в их ооиовз вдцйильише ироткворамия, иоскольку вте противоречия раскрывают зщтршшюа оукшазтную сторону конфликтов, Для обнаружения этой внууроинбй: оэопонц, необходимо исследовать опосредующие звенья, Ак-лиз хоифш'гов является квотьемламой стороной методологии оо^ цзашюго поилашш.

Теки« , образом; ¿шэникад на основа объективно-оубъективных отношений,социальный конфликт виступает в разнообразии своих типов и, являясь закономерным феноменом социальной скотеш, выполняет вакнае для этой слотами соцкалыше функции,

центральной и менее всего разработанной цро^даме конфликтологии, даащвй огромное ¡фактическое значение - разработке механизма разрешения социальных конфликтов, определению соответствующих

- Т? -

'АР**' яяугу принципов, <5орм и опососов зюго уць-резаки, чхо »«о-иех служим» теоретической основой для опрод^л-ла'" ог^т**«* .; тактики рационального к &ффек?пыюго разрови>«и» к^а&киктоа.

З.'срмы разрешений ооютдмшх кон&тукто» олродел>??>тся, с сторон», аочкогз»«;ли и даюад уодслягог Форман,; рберошетш ооляатг. них /фоткворечий, а, о другой - тзм, в каком аю» 'мвшж ж:«;./ собой находятся кошТшиктуючщв сторону.

При насильственной форме разрешает ссНиа^ьих кгюетп одна из кок^вакг^'ййих отого??'достахоет своих оодемлша дело!» ирименением материальной или духовной сила, г-одуа-ай к израяйнаю и даже уничтоаению другой или других сторон, • участвуидос в кон4~ ликте. Эта форма социального конфликта реализуется посредством • социальных кризисов, революций и других способов наоимй;-которые так характерны, для политической борьбы. В обстзпоск- крвэче-* ••вовйоано временное смягчение яротиво»?очий, к обострению конфликта, который часто щюшачессл в вчгь заготовок. Хдессч ьсгунают в отяо&оши шдак .--чя??«*», р^з-мьтогоа чего мотет являться удовлетвори ие интересов зхфед^'.пгсг-с клзссг, посредством завоевания политической власти.

Борьба за власть, острые соцяялышэ кояфдйктм раз^вонями чу-революций. В большинстве своем они играют :в истории лрогрес-сивнув'роль. Однако," протекая в <&орда касгжя, ро^лгзши порождаю новые форм; насилия и разрушения, сопр^данн с яолшао ло-терякк.

* Наиболее разрушительными и внтигуманныьга спосо^кк разрешения социальных конфликтов являются войт, каторив ^дстадалчя* йо^ь-щув опасность б няш атомный бок, Бозникаот „таичзск^о л мате-.ряалыюе противоборство,'. нацеленное на укатгоадгилг иро,тивн":'.а, военное лорашние одно, аз кон$дак1утак сторон и победу, датой.

- 18 'Но . даже победившая сторона" выходит из войни с большими потерши.

В диссертации доказано, что в основе насильственной формы разрешен?'»! конфликтов лежит принцип принуждения, применения силы, Но необходим<},,,помнить, что сила и наоилие - ато не одно и -"О ко, "асилие есть разрушительная сила. Сила является неотъемлемым свойством бнтия человека и общества и мокат иметь не только разрушительную форму.

При ненасильственной форме разрешения социальных конфликтов в качестве конфликтующих сторон выступают оппоненты, стремящиеся к одной доли, Мавду ними нет вравды, но есть спор о способах доотизсонйя социальной цели. Эта демократическая форма разрешения конфликтов исходит из принципов ненасилия, гуманизма, -плюрализма мнений, диалогичнооти мывлэния, приоритета общечеловеческих ценностей и рациональности .которые рассматриваются в диссертации.

Особое .внимание в диссертации уделяется анализу приводила но-наоилия, который в овое время широко проповедовал и применял М.К.Ганди, иоходивиий из учения ахимсы- (буквально - отрицание наоилля). йто учениц Ъароднлооь в древней Индии и получило свое развитие в будк^зме; индуизма и особенно в дкайниаме. Понимание , ненаонлия как активного противодействия мирными средствами,как "оружия сильного" г$ланиотичноагь, уважение к оппоненту, ее несовместимость о ненавистью^ анттйлитариотокий характер придали принципу ненаоидия социальную силу, о которой нельзя не считаться, и привлекла к ному внимание многих политических деятелей (дк.Нвру, Д.Датта, М.Д.Кигг, Е.Семлан и'др.). Переход человочест-ва к новой цивилизации, глобализация человечества привлекли внимание к принципу ненасилия различных социальных слоев и политических партий, например, транснациональной радикальной партии.

- 3 -

Однако нельзя ичнэсилпе отождествлять о паг'щлкоехш. Этот кришшп требует актирной .политической борьбы, огромной дузтеи«^ активности, настойчивости и принципиальности в отстаивании своих ценностей и противопоставления их другим, пролетит51 поступательной тактики.

Утверждение принципа ненасилия - характерная черта современного миропонимания, которое по своай 'природа язляоми глубояс гутзшшм. Нринпяп гуманизма - нравственная основа иевасильотвон-ной формы разрешения конфликтов, поскольку насилие л любом случае антигуманно.

Принцип плюрализма допускает правомерность существования различных взглядов и убеядений. Люди, придерживающие^ их, конфликтуют друг с другом, вырабатывая общую установку, лозщдо.' Плзтре-лизм но означает как анархии мнений, так а подавления од;:их интересов другими. Он создает основу да саморегулирования катеров сов, их согласования, предполагает терпимость, помогает избегать крайностей.

Прикщш диалогики мышления .1 полифоничности культуры предао-пагает множественность субъектов исторического действия л эльного познания, их соравенство, взаимопотрейнооть. Это озйачэ-

. соответствующие взаимоотн^иения меяду субъектами, социального конфликта - представителями различных культур. Оптимальной юрмои таких взаимоотношений является диалогу ^реализованной в рикладной конфликтологии в механизме переговоров.

Принциж плюрализма и диалоппнооти имеют общече. л;еческий арактер, который вытекает из единства ^ловечеакого рода. На азе этого единства формируются опрэделэнныь цивилизованные норы, отражающие интересы всего человечества. Они долэтш иметь риоритет перед классовыми нормами. Последние вырашвт интересы

{

ноюрьчеока ирэходвэдда ооцаааьнвх групп. соблвцввие приоритетов

О{5«опе^озоч8скгсс-Щ1киоо!гвй и норм заставляет не переубеждать ¿фоггшнакз, уподобляя ого себе, а расценивать прэашего противнику как нотанцнаадаго партнера, понимать консоксус как возможность совместного р-лщонйя проблема. Общечеловеческие ценности дода« быть г. посвуа очередь критериями действенного разрешения соцтшаат коиилщцоа.

Приыциа рациональности разрешения социальных конфликтов оэла-^дот, ого разрешение на противоречит ойьактишюыу развитии себнтей, дййсгькй обхекдених законов, дожит в русла логики со-циръкоуо развития, о оковано ва уч^то результатов научного анализа, адоадоВ сети социальных отношений и тенденций их развития.

Ссблэдецао демократических принципов разрешения социальных конфликтов'обеспечивает установление оогласил, компромисс, кон-оецоуа квйфлактущик' сторон. Консеноус представляет собой непро-таворздаас согласие, единство взглядов членов социальных групп относигалыш еначимых 'для. групп моментов. Как форма разрешения ссцвадаого конфликта консенсус представляет собой нахокцанке вривцйпаальро ноезха '^еиедач возникшей проблемы на базе диалек-я^скдго синтеза альтернативных универсалий, В процессе устаноь-,£зяи,<1 консенсуса обе конфдвдгуащие отсроны идут на взаимные уступки и зщраббтдааз^" компромиссное решение, от которого обе выигрывают ?

Методологической основой установления консенсуса является диалектикаокре понцмануэ противоположностей, между которыми, о Мишй сторожа, возникает мротиворэчиэ, не, о другой - тождество рро£-ивоп<июжнсстэй, Лолокение' о товдеоре пррзишополоЕНсстей имеет щцжцкпиг.лышо значение для социально-философского обоснования, возможности установления консенсуса. Сама диалектика в

- 21 -

этом случзо выступает ¡сак искусство уатонеьдз?$я коштоуса.

Результативным средством установления кояст^тизкого кечк-.и-еус;> лв-тяются переговори конфликту адшс сторон, В даюовртмсзм p&s-сматрлваютпя осадзныв момента искусства ввдвнгяя пврзгч&'ороп,роль посредников, которнв беоут социальный коифиик* под ястггродь с позиций общого блага. Посредником можзт гес-тупать отдельное як-■по, арбитраж комиетвнтншс лад< различные организации государот-ао, шжгосударотвбнннв органа.

3 длссартвчик показано, что социальный конфликт икает но только насильственную и ненасильственную, ко п нейтральную форму своего разрешения. В этом оду чае конфликта разрешаются без ущерба для интересов конфликтующих сторон, которио как бы раоЗсодется друг о другом. Они могут притупить свои разногласия к оАедшшть-ся перед лицом общей опасности. Одна из воа|иткг.уввщх смрагг s:o-sst отказаться от своих яозиций, признав олраБи;ушвост1- ¡запросов другой стороны и восприняв их за обои антзглси. Иногда лз ропреионпе социального конфликта опазмБа^ мзадоЯстаио какая-го "третья пила", зеинтеросованн л в прокроздша ко.чфгжте,причем это Бездействие иодчас ыожет цратвлая» насвяьотйвннш форм1. Наконец, могут появиться новые социальное фактора, еннмавдз „чину конфликта.

В диссертации делается взвод,- что «аадая $орма равреЕояия гондольного конфликта исходит кз мдзедслонадг принципов и'ямэет "набор" своих способов действий,' направлениях на снятие конфвак-гов.

В аяилрчетая формулируются обтае вывода работы, энтзиающао

¡а поставленных в начала исследования задач, и реояязэп^ цздей ^ссэртзцпи, а намечаются дальнейшие пути изучения проблеет.

- 22 -

Конкретные результаты идрдадования и их научная новизнч

1, Цроведшашй в диссертации анализ западной конфликтологии поэаожт уотанснкть, что западная конфликтология внесла существенный вклад v формирование и развитее теории социального конфликта. Особенно цашшм является анализ субъективных причин конфликтных ситуаций, функций и способов разрешения конфликтов на макроуровне, разработка типологии конфликтов, механизш и структура социального порядка, а также проведение прикладных социологические наследований (методики тестов, опроса и т.д.). Ьдюсте

с тем, вападная конфликтология, особенно современная, характеризуется приверженность© к эмпирическое уровню исследования. Все дооти&ония западной социологии являются вашим условием продуктивной разработки теории социального конфликта. Следует учесть и необходимость разработки выдвигаемых западной конфликтологией проблем, таких,вдс диалектвр межличностных отношений,общественных ц личин? интересов, соотношение конфликта, гуманизма и демократии, конфликт поколений,

ручная новизна полученного результата состоит в систематизации те оретиче скогй-'Лшта западной конфликтологии о точки зрения вуо использования отечественной прикладной конфликтологией.

2, Ь диссертации раскрыта оущяость конфлийта как одецифичес-л социального феномена, шлющего объектно-субъектную основу.

Иоточяиком соцаалышх' конфликтов являются до предела обостренные социальные противоречия, движущей оилой - осознание этих противоречий субъектами исторического действия. Социальный конфликт - &то сознательное противоборство субъектов исторического действия на вцсшеа студена обострения социального противоречия, }1а основании выявленной сущности социальных конфликтов предлагается их типология п различным основаниям; субъектам конф-

лшстов, предмету, остроте протекания» длитвльяоотй, (формам чроявлоипя, 'функциям конфликта. Поскольку нопр^тшш учаот пиками социальных конфликтов, являютоя субъект» истортпескаго действия, оообонйо важным является рассмотрение типов конфликтов по их субъектам. В этом аспекте мою?о выявить конфликты внутри производственного коллектива и мевду омш» 'мллвктжа-мн; конфликты классов, которые разворачиваются на фоне других внутригооудврстпешшх конишиктов - мваду демократией и бюрократией, народом и властью, нациями и народностям); конфликт токолений; международные конфликты; внутрицивллизациошшо и мея-цшилизацяонные конфликты.

В диссертационном исследовании установлено, что социальные сонфликты оказывают различное, иногда противоположное воздей-!твяе на развитие и функционирование общества: способст;уют со-ранении существующей общественной системы или дезорганизует е, стимулируют установление другой системы. Различие (функций онфликтов определяется их содержанием и условиями гзэворткво-ИЯ.

Научная новизна полученного результата состоит в уточнении пределенин социального конфликта как сознательного цротиво-эрства субъектов исторического действия на .высшей ступени со-аашгого противоречия; в установлении диалектической взапмо-зязи между источником и двикугниш силами .социального кон&шс-з; в построении тгаологии социальных конфликтов по на скольким яюваниям; в выявлении амбивалентного характера &ункщ»й еоци-шгого конфликта.

3. В диссертации представлена концепция -разрешения соЦиаль-'х конфликтов и выработана система соответствующих друг другу -инципов, форм и способов разрешения социальных конфликтов..

- 24-,-

^ириа.разр&иеиия социальных хонфашстов роадвзу-ьгоя поорзксгаоу забастовок, классовой борьба, револздай.войн, «¿30.%зияния "трзуьйД №и" без согласии хотя бы одной из ста роя. • Нанаокльстшашая Фррвд* развращения' социальных корьпиктов исходит из демшфат$п»аокЕх/'щ>явдщов нюшоняйя, асуманишз, длю-рояиззд ыаэнлй, даапорцчностй мышления, приоритета обзрчелшэчвс да цашгостай к ращюцаяькостк. 8«а $орыа-разрешаю ооцяальвых коафяинтев ра$ша£бтся. ..усштовдоадюм коцоааоуоа поородством па-рагойороа с уадогяаы косрвдаисов к арбитров, примирительных ин-фзяуя»- (паря$й, государства, пауш, религии). Нейтральная фор-ми разрешения социальных конфликтов мркзт опираться как на двмо-крчткчэоказ принципы, Фак.ц I® цринщш ваоилия, В этом случае разрешатся объадииеишм конфликтующих сторон-перед' лядом об'^зй оааокор^, отказом одной сторон от своих, позиций, шишам причин ^онфя^кта нла ^вменением "трзтьой силы",

полученного-результата оостокт а том, что ■разработан механизм, 'включающий,в себя систему принципов, много-ойразая ёоргл и способов разрешения социальных конфликтов, а тадгда в там, что спецгайьйо в многосторонне раскрывается ненасильствен-ь-¡я'форма раз; эшещш социальных конфликтов.

Материал кохоЗ.ефть нЬйоль&ован в экспертных оценках конкретных конфликтных ситу .одШ; ^выяснении рричкп возникновения к роди кщфшктез, 'выработке путай ярздуцревданця и своевременного разрешения социальных конфликтов, а такие да чтении курсов философии, соцдологаа к политсдогии, спецкурса "Социология конфликта" в внсше2 иколе,'пря освещении сложных противоречивых цвоцаосов, щощгвтфзщ' в вавем об^ертвз нэ сути к демократии'и рыночным о$-щувадазд;

Шгвртт диссертация докладавалксь на конфзуоетрм. ^меа^-гарнвя подготовка студентов в техническом вувэ" (Роо'ЛВ-ие-Ло-ну ,1991), на аспирантской конференции кефздрн философии гу1йш!~ тарнкх Факультетов МГУ (карт.1922).

Диссертация была обсуждена и'рвкомапдоводй V, загчтз гш- кйфед->г философии гумпнитаршг фаг^льтетов Московского гбсдарййон-ного у!шверситета в .'» 1992 года. .

Нолу-гейше результата о достаточной полнотой отрвженв в.следующих публикациях:

1. Негодаева М.И. Социальный конфликт, и гуманизм // Гу?,£ни-торкая подготовка студентов в техническом вузе* -РостовЧйа-До-Яу,199Ъ - 0,2-П.л.

2. Бэгодаева М.И. Конфзякт.и его роль;в!обаосгво'// Вйэдеязге я'социологию. Учебное посебае. - Ростогг-яа-Дону,19?2» ~ 2 ъ.а.

3. Нсгодаез , Негодаева ЫЛ1. Гукггшзза'я культуры МаМ-рИЗЛЫЮГО ПРОИЗВОДСТВО // ПОВЬ'ШОНИО РОЛИ '/¿'ДЬТ2-Т» тоеязродотгп б ускорения наутао-технячвског») прогресса: давя, областной научной колфереш^ш. - Ростов-на-Дону, 1987. - 0,1 п,л.