автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Социокультурная адаптация евреев Еврейской автономной области в Израиле и их реэмиграция на рубеже XX - XXI вв.

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Каштанюк, Валерия Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Биробиджан
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Социокультурная адаптация евреев Еврейской автономной области в Израиле и их реэмиграция на рубеже XX - XXI вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социокультурная адаптация евреев Еврейской автономной области в Израиле и их реэмиграция на рубеже XX - XXI вв."

На правах рукописи

Каштанюк Валерия Александровна

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ЕВРЕЕВ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В ИЗРАИЛЕ И ИХ РЕЭМИГРАЦИЯ НА РУБЕЖЕ XX - XXI ВВ.

07.00.07 - этнография, этнология и антропология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

005043645

1 7

И 2072

Улан-Удэ-2012

005043645

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема»

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

кандидат исторических наук, доцент

Примак Петр Викторович

Носенко-Штейн Елена Эдуардона,

доктор исторических наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт востоковедения РАН», отдел изучения Израиля и еврейских обшин, ведущий научный сотрудник

Кальмина Лилия Владимировна,

доктор исторических наук, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН», отдел истории, этнологии и социологии, ведущий научный сотрудник

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Бурятский государственный университет»

Защита диссертации состоится 29 мая 2012 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 210.002.02 при ФГБОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств» по адресу: 670031, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, д. 1, Зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «ВосточноСибирская государственная академия культуры и искусств».

Автореферат разослан 28 апреля 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Николаева Дарима Анатольевна

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В силу политических и идеологических причин в течение многих десятилетий из научного обсуждения был исключен круг проблем, связанных с социокультурной адаптацией советских и российских евреев в других странах и их реэмиграцией. Региональные исследования на эту тему практически отсутствовали, в том числе не предпринималось попыток комплексного исследования особенностей эмиграции и реэмиграции евреев Еврейской автономной области (ЕАО). Между тем, восполнение этих пробелов в судьбе евреев автономии не только открывает не известные прежде пласты истории российских евреев, но и позволяет лучше понять проблемы национальных меньшинств, межэтнического взаимодействия и национальной политики в стране в целом. Кроме того, в настоящее время, когда в мире все чаще происходят межэтнические конфликты, судьбы малых народов России, отдельных этнографических групп и диаспор закономерно становятся предметом специальных научных исследований.

Снижение численности евреев в Еврейской автономной области, в основном, происходило за счет их эмиграции в Израиль. В связи с этим сегодня актуальным становится изучение особенностей миграционных процессов российских евреев, проблем, побудивших их к эмиграции и реэмиграции, механизмов адаптации эмигрантских потоков, вопросов диалога культур, особенностей самоидентификации представителей русскоязычной общины Израиля. Не менее важным становится и изучение обратной тенденции - возвращения евреев из Израиля в Россию (в том числе в ЕАО), анализ социокультурных причин этого процесса, исследование процесса адаптации евреев к изменившимся за время их эмиграции новым российским реалиям.

Последствия распада СССР, ощутимо сказавшиеся на судьбах представителей многих народов по ряду причин оказавшихся за пределами Российской Федерации в границах новых государственных образований, поставили их перед необходимостью адаптации к новым условиям. В связи с этими обстоятельствами анализ исторического опыта социокультурной адаптации к окружающему этническому большинству, характерный для евреев, приобретает особую значимость для нашей современности.

Степень разработанности темы. Анализ опубликованных работ по теме исследования показал, что историография по данному сюжету только складывается. Тем не менее, представляется возможным выделить

основные этапы в изучении темы. Хотя эти этапы иногда и выходят за заданные в диссертации хронологические рамки, они позволяют в сравнительном аспекте наиболее емко выявить особенности этнической истории евреев.

Целесообразно выделить три историографических периода: дореволюционной (конец XIX - начало XX в.), советской (1917-1991 гг.) и постсоветской (1992-2000-е гг.) историографии этнической истории евреев.

Особую роль в группе историков дореволюционного периода следует отвести Ю. Гессену и С. Дубнову - сотруднику русско-еврейского журнала «Восход» и основателю журнала «Еврейская старина», изучавшему еврейскую истории России [1907].

Советский период в историографии (1917-1991 гг.) можно условно подразделить на два этапа: 1917 г. - начало 1920-х гг. и 1925— 1991 гг.

Первый этап отличается существованием относительно слабо идеологизированной русско-еврейской историографии. Наблюдалась связь с дореволюционной традицией, возможность объективной характеристики круга проблем еврейской тематики, истории еврейского народа. В начале 1920-х гг. исследования по еврейской проблематике продолжались: были написаны работы В. С. Войтинского, А. Я. Горнштейна, переиздавались труды Ю. Гессена.

Второй этап, 1925-1991 гг., характеризуется значительным сужением тематического диапазона, идеологизированностью публикуемых работ, а также общим сокращением количества исследований. В научных трудах не было места проблемам внутренней жизни еврейских общин. Акцент в еврейской истории ставился на изучение еврейского рабочего и революционного движения.

Существенное сокращение литературы о евреях в советской историографии отчасти было компенсировано западными исследователями. Работы ученых из США, Германии и Израиля были направлены на изучение истории евреев в досоветской России. Известный вклад в изучение истории евреев России внес историк из ФРГ А. Каппелер, который на основании многочисленных источников выявил специфику национальной политики российского государства с XVI в. до 90-х гг. XX в. [2000].

На рубеже 80-х—90-х гг. XX вв. в СССР началось возрождение еврейской историографии. Исследования вновь становятся разнообразными в тематическом, проблемном и хронологическом отношениях. В начале

1990-х гг. были изданы первые историографические работы, закладывавшие основу для будущих исследований.

В конце 1990-х гг. появляется ряд этнографических исследований Е. Э. Носенко, посвященных основам иудаизма, традициям, обрядовой практике: «Семантика некоторых еврейских обрядов в свете этнографических данных» [1996], «Представления евреев о демонах, злых духах и прочей нечистой силе» [1998], «Культ умерших и почитание предков: их место и роль в еврейской традиции» [1999]. Отдельно следует отметить монографическое исследование «...Вот праздник Бога» [2001], где автор изучает происхождение и первоначальный характер отдельных еврейских праздников, а также их эволюцию и особенности бытования в различных общинах мира на протяжении веков. Благодаря историко-антропологи-ческому подходу и использованию широкого круга источников данная работа отличается новым взглядом на проблему происхождения ряда праздников и семантики отдельных обычаев и обрядов.

Основные аспекты формирования этнической самоидентификации у потомков смешанных браков как важного фактора межэтнических и межкультурных взаимодействий в современном изменяющемся российском обществе рассматриваются в фундаментальном исследовании Е. Э. Штейн «Формирование этнической самоидентификации у потомков русско-еврейских браков в современной России». В исследовании на конкретном примере — формировании этнической самоидентификации у людей частично еврейского происхождения - выявляется ряд актуальных вопросов, стоящих перед многими современными обществами [2005]. Проблеме выбора современными евреями России конфессии и механизма этого выбора, который обусловливает формирование их культурной идентичности, посвящена работа Е. Э. Носенко-Штейн «Иудаизм, православие или «светская религия»? Наибольший интерес представляет тот факт, что исследование данной проблемы базируется, главным образом, на полевых материалах, собранных автором с 1999 по 2009 гг., и это обстоятельство позволяет определить разные направления личностной идентификации и коллективной идентичности среди российских евреев. Традиционный ее символ - иудаизм, по мнению автора, оказывается здесь менее всего «востребованным» [2009].

В последние годы все большее значение приобретают региональные исследования по истории евреев Сибири и Дальнего Востока. Данной проблематике посвящены ежегодные региональные научно-практические конференции «История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока», проводимые с 2000 г. Институтом социальных и общинных работников

Сибири и Дальнего Востока при поддержке благотворительного фонда «Джойнт» [2001]. Результаты исследований публикуются в одноименных сборниках материалов конференций и сборниках научных статей. Отдельно можно отметить исследования экономического, правового положения еврейских общин Сибири, Забайкальского региона JI. В. Кальми-ной [1999, 2003], С. J1. Курас, рассматривающие переселение, состав, адаптацию к новым условиям евреев Сибири в дореволюционный период [2008].

В контексте проблемы взаимоотношений евреев и власти было осуществлено исследование В. В. Романовой «Власть и евреи на Дальнем Востоке России: история взаимоотношений (вторая половина XIX в. — 20-е годы XX в.)». Работа написана на основе многочисленных неопубликованных источников региональных, центральных российских и зарубежных архивов. Тем самым история взаимоотношений еврейского населения и государства в дальневосточном регионе впервые стала объектом самостоятельного изучения. Кроме того, В. В. Романова изучала также историю еврейской общины Харбина, основанной дальневосточными евреями, преимущественно выходцами из России [2003].

Исследованием, хотя и публицистического характера, является изданный незадолго до смерти автора обобщающий труд о российских евреях А.И. Солженицына «Двести лет вместе» [2002].

В начале 2000-х гг. появился ряд работ, тематически связанных не только с разработкой проблем, касающихся истории проживания евреев в отдельных регионах России-СССР, но и рассматривающих адаптационные процессы. Так, проблемой этнической адаптации, в том числе и евреев Приморского края, занимались ученые Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН А. С. Ващук и Е. Н. Чернолуцкая [2001]. Комплексное исследование, посвященное формированию, развитию и этнокультурному облику еврейских, немецких и корейских диаспорных общин на территории Приморского края во второй половине XIX-XX в. представлено в монографии И. О. Сагитовой «Диаспорные общины Приморского края: история и современность» [2007].

Что касается исследований истории евреев Еврейской автономной области, то в опубликованных трудах она представлена явно недостаточно. Отдельные аспекты истории образования области как административно-территориальной единицы рассматриваются в труде Д. И. Вайсер-мана «Как это было?» [1993], статье С. М. Шварца «Биробиджан» в «Книге о русском еврействе: 1917-1967 гг.» [2002]. Отдельные стороны социально-экономических процессов, развития еврейской культуры, сис-

темы национального образования первых десятилетий существования Еврейской автономной области, нашли отражение в работе Д. И. Вайсер-мана «Биробиджан: мечты и трагедия. История ЕАО в судьбах и документах» [1999].

Первой крупной работой, посвященной истории создания и развития Еврейской автономной области с 1928 по 1996 годы, стала монография американского ученого из Калифорнийского университета Роберта Вейн-берга «Забытый сталинский Сион» [1998].

Современное состояние еврейской национальной культуры в ЕАО исследовано в монографии П.В. Примака «Этнокультурная адаптация евреев Еврейской автономной области к общественным трансформациям на рубеже XX-XXI вв.». Ценность данной работы для нашего исследования обусловлена тем, что в ней предпринят комплексный подход к изучению процесса возрождения еврейской культуры в области [2011].

Проблема адаптации мигрантов к иной этнокультурной среде до сих пор является, одной из самых сложных и теоретически многозначных. В связи с этим особое значение для нашей работы имеют исследования, авторы которых предлагают новые подходы к изучению миграционных процессов с учетом накопленного международного опыта и особенностей миграционной политики, рассматривают пути интеграции иммигрантов в новом социуме. Подробно этому вопросу посвящено исследование Н.М. Лебедевой, опубликованное в 1993 г. [1993].

Причины, способствующие еврейской эмиграции в различные страны (Израиль, США, Германию, Австралию и др.); политика власти по отношению к еврейской эмиграции; проблемы и особенности адаптации иммигрантов в странах-реципиентах; тема эмиграции в художественной литературе рассматриваются в материалах научной конференции, организованной Международным исследовательским центром российского и восточноевропейского еврейства — «Еврейская эмиграция из России 1881-2005» [2008].

Анализ степени изученности темы настоящего исследования позволяет автору отметить явный недостаток работ, посвященных проблемам социокультурной адаптации евреев, многие из этих проблем в науке рассматриваются лишь фрагментарно. Этот вывод и предопределил выбор темы данного диссертационного исследования, его объект, предмет, цель и задачи.

Объект исследования: миграционные процессы в сообществе евреев Еврейской автономной области на рубеже конца XX - начала XXI вв.

Предмет исследования: социокультурная адаптация евреев, эмигрировавших в Израиль из Еврейской автономной области и их реэмиграция в ЕАО.

Цель исследования заключается в выявлении социокультурных причин миграций и анализе адаптационного опыта еврейских реэмигрантов.

Поставленная цель позволила сформулировать конкретные исследовательские задачи:

1) выделить основные аспекты адаптационного опыта еврейского этноса;

2) выявить особенности этнической истории евреев Еврейской автономной области;

3) рассмотреть специфику социокультурной адаптации евреев ЕАО в Израиле;

4) проанализировать механизмы социокультурной адаптации еврейских реэмигрантов в автономии.

Методологическая база исследования. Специфика объекта исследования, поставленные цели и задачи определили необходимость применения:

1) принципа системности и историзма в изучении механизма функционирования отдельных миграционных явлений этнокультурного комплекса евреев Еврейской автономной области РФ на протяжении конца XX - начала XXI вв., особенностей адаптационного опыта еврейской культуры в целом;

2) историко-антропологического принципа выявления этнокультурных особенностей этнической истории евреев;

3) принципа выявления общего и особенного в этнической истории, получившего развитие в теоретических трудах С. А. Арутюнова, Ю. В. Бромлея, В. А. Тишкова, С. А. Токарева.

В качестве основного в работе использовался сравнительно-исторический метод, который позволил исследовать стадиальные явления и тип культуры, совокупность норм, правил и моделей поведения людей в рамках относительно замкнутых областей (в нашем случае - Еврейской АО), иудейские верования и ритуалы. С помощью историко-диффузного подхода решался комплекс проблем этнокультурного взаимовлияния. Историко-генетический подход применялся для решения вопросов трансляции этнокультурных ценностей в этнической истории евреев в периоды эмиграции и реэмиграции.

Для рассмотрения сущности социокультурной адаптации реэмигрантов представляется обоснованным применение концепции культурного шока А. Фэрнхема, в соответствии с которой культурный шок появляется от познания новой культуры и неожиданной негативной оценки собственной [1986].

В целом мигранты в иной культурной среде проходят три основных стадии: оптимизма, депрессии, удовлетворения.

Теоретической базой исследования являются разработки С. А. Токарева об этнических общностях, их признаках, значении для формирования культурного уклада, политических связей, религиозных признаков, а также языке и территории как ключевых факторах образования и сохранения этнических групп [1986].

В работах С. Е. Рыбакова рассматриваются проявления этнической ценностной специфики, особое место среди которых занимают язык [1998], этнические маркеры и этнические признаки. Принципиальной является предложенная ученым интерпретация категории этничности, включающая вопросы об этнических маргиналах и процессах ассимиляции. Оценки С. Е. Рыбакова, связанные с проблемами иммигрантов, окружающей среды, самоидентификации, можно использовать при анализе особенностей процесса адаптации евреев ЕАО в Израиле.

В качестве теоретической базы ценными для нашего исследования являются работы В. А. Тишкова об историческом феномене диаспоры. Ученый выделил два аспекта исторической ситуативности и личностной идентификации, которые не учитывает господствующий в отечественной науке традиционный подход к феномену диаспоры. Одна из отличительных черт диаспоры - романтическая (ностальгическая) вера в родину предков как в подлинный, настоящий, идеальный дом и место, куда представители диаспоры или их потомки непременно должны вернуться. Образование диаспоры, по его мнению, связано с психологической травмой в результате миграции [2000]. Чаще перемещение происходит из менее благополучной социальной среды в более благополучную и, в основном, по экономическим соображениям. В случае с иммиграцией евреев ЕАО в Израиль этот фактор является одним из важнейших.

В. А. Тишков разводит понятия «миграция» и «диаспора», считая, что диаспора - это явление, прежде всего, политическое, а миграция -социальное. Современные диаспоры пребывают во взаимодействии с государственными образованиями - странами исхода, странами проживания, и в большинстве случаев члены диаспоральных групп сталкиваются с проблемой отторжения.

Этническую общность В. А. Тишков рассматривает как группу людей, члены которой имеют общие названия, элементы культуры, обладают мифом (версией) об общем происхождении и общей исторической памятью, ассоциируют себя с особой территорией и обладают чувством солидарности.

В коллективной монографии «Трансформация миграционных процессов на постсоветском пространстве» миграция рассматривается как процесс территориального перемещения населения, приводящий к изменению демографической структуры. В исследовании подчеркивается, что различные виды миграции (постоянная, временная, маятниковая, эпизодическая) могут переходить друг в друга. В частности, эпизодическая и маятниковая миграции бывают предшественниками безвозвратной ми-фации, поскольку создают условия для выбора постоянного места жительства [2006].

Из-за потери своих «территориальных корней», утраты чувства хозяина, продолжателя рода и семьи, этнической принадлежности мигранты нередко приобретают черты маргиналов. Евреев, выехавших в Израиль из ЕАО, в зависимости от причин миграции можно в целом подразделить на следующие категории: экономические мигранты (желающие получить высокооплачиваемую работу или образование); социальные (тяготеющие к земле предков, исторической родине); мигранты, уехавшие по приглашению родственников.

Источниковая база по исследуемой проблеме включила: законодательные акты, статистические данные, архивные материалы, в том числе полевые отчеты диссертанта.

Данные статистики и переписей населения позволяют определить национальный состав ЕАО, проанализировать миграционные процессы. Статистические материалы - данные переписей населения 1989 и 2002 гг., статистика международной миграции по странам - позволили получить необходимую для диссертационного исследования официальную этническую информацию, установить общую этническую картину в ЕАО и определить динамику процесса миграций.

Первичными источниками послужили материалы, собранные в результате анкетирования, личных бесед, делегированного интервью в период с 2000 по 2008 гг.

Полевые исследования проводились в Ленинском, Октябрьском, Биробиджанском районах Еврейской автономной области, а также в основных населенных пунктах проживания реэмигрантов из Израиля -г. Биробиджане, селах Ленинское, Амурзет, Облучье, Кульдур, Головино, Валдгейм, Птичник и Пронькино.

Во время опроса информантов использовались тематическое интервью по специальной авторской программе и открытая беседа. Последняя проводилась с 46 информантами, проживавшими или проживающими на момент беседы на территории ЕАО и Израиля. В результате анкетирования было опрошено 104 человека, из них 41 человек, проживший в Израиле более пяти лет, 63 - менее пяти лет.

«Делегированное интервью» позволило предельно минимизировать искажения информации, которые априори задавались самой ситуацией. Данная методика была использована В. А. Тишковым при работе над монументальным трудом «Реквием по этносу» [2003].

Отечественные архивные документы достаточно достоверны и ценны своей фактологической стороной. К данной категории источников относятся материалы Государственного архива ЕАО, в частности, отчеты о полевых исследованиях отдельных ученых.

Отчеты по исследуемой проблеме представлены полевыми материалами, собранными диссертантом в 2005-2009 гг., которые внесены в фонд Государственного архива Еврейской автономной области; полевыми материалами кандидата исторических наук, доцента П. В. Примака.

При проведении диссертационного исследования также использовались личные архивы информантов, содержащие письма и фотодокументы, отражающие особенности адаптационного опыта иммигрантов в Израиле.

Анализ состояния источниковой базы показывает, что наиболее освещенным в источниках вопросом стал процесс возрождения и развития еврейской национальной культуры в ЕАО в 1990-е гг. В то же время практически отсутствуют материалы, отражающие процессы реэмиграции, за исключением данных статистики о численности выехавших из Израиля обратно в область. Не нашли достаточного отражения в источниках и особенности развития еврейской национальной культуры в советский период.

Научная новизна исследования обосновывается следующими положениями, ранее не привлекавшимися учеными для специального исследования истории и культуры евреев России и Еврейской автономной области:

- социальные причины миграции евреев ЕАО в Израиль;

- адаптационные механизмы еврейских мигрантов в Израиле;

-тенденции реэмиграции в Еврейской АО;

- особенности социокультурной адаптации еврейских реэмигрантов в Еврейской АО.

Положения, выносимые на защиту:

1. В истории евреев ЕАО 1920-х-1990-х гг. сформировались особые этнокультурные маркеры, присущие только данной группе.

2. Особые этнические маркеры, характеризующие евреев Еврейской автономной области, создали определенные условия для процессов адаптации евреев ЕАО в Израиле.

3. У эмигрантов из автономии присутствует идея о собственной земле обетованной, которая находится в ЕАО, что во многом обусловило процесс их реэмиграции.

Хронологические рамки исследования определяются началом 1990-х гг., когда начался массовый отъезд евреев в Израиль из СССР, и первым десятилетием XXI века, в течение которого происходили сложные и противоречивые процессы частичного возвращения евреев из Израиля, в том числе и в ЕАО.

Территориальные рамки исследования определены в соответствии с официальным государственным административно-территориальным делением: Еврейская автономная область как самостоятельный субъект Российской Федерации и государство Израиль (шесть административных округов: центральный, хайфский, северный, иерусалимский, южный, тель-авивский).

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что ее результаты могут быть использованы:

- в разработке и усовершенствовании специальных курсов «История Еврейской автономной области», спецкурсов «Международные связи ЕАО», «История и культура ЕАО»;

- при проведении курсов повышения квалификации учителей истории общеобразовательных школ Еврейской автономной области;

- выработке рекомендаций органам власти, которые могут найти применение в практической деятельности администрации ЕАО по усовершенствованию политики создания условий адаптации реэмигрантов.

Апробация работы. Различные аспекты диссертационного исследования были изложены в виде научных докладов:

В Оренбурге - на VIII конгрессе этнографов и антропологов России (2009); Хабаровске: на международной конференции «Россия и страны АТР» (2005), на международной научно-практической конференции «Шестые Гродековские чтения» (2009); Владивостоке: Международной конференции «Актуальные проблемы образования и культуры в контексте XXI века» (2007); региональных конференциях в Комсомольске-на-Амуре (2005, 2008); Биробиджане (2009,2010); Красноярске (2001); в

рамках конкурса молодых ученых Губернатора ЕАО в Биробиджане (2009 и 2010).

Положения диссертации были использованы при подготовке учебника для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений ЕАО «История Еврейской автономной области».

Структура диссертации включает введение, три главы, заключение, список источников и литературы, приложения.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается степень научной разработанности проблемы, определяется объект и предмет исследования, формулируются цель и задачи работы, описываются теоретико-методологические основы исследования, источ-никовая база, методы сбора и анализа материала, раскрываются научная новизна и положения, выносимые на защиту, определяются хронологические и территориальные рамки, практическая значимость работы, ее апробация.

В первой главе «Особенности истории евреев» рассматриваются особенности адаптационного опыта еврейской культуры. Анализируются особенности истории евреев Еврейской автономной области. Выявлены социокультурные причины эмиграции евреев ЕАО в Израиль.

Рассматривая историю евреев, автор акцентировал внимание на факте возможности сохранения еврейской цивилизации в условиях адаптации к другим цивилизациям благодаря своему диаспорному характеру и роли языка.

На протяжении всей своей истории все окружающее воспринималось евреями как временное, отстраненное, что дало возможность сохранить самобытную национальную культуру без определенного государственного территориального образования, позволило выработать ряд динамических черт, помогающих ориентироваться в социальных катаклизмах, в противостоянии определенным государственным порядкам. Будучи «всегда не у себя дома», евреи были вынуждены быть лучше с целью быть нужными, необходимыми.

Евреи отличаются уникальными способностями в социальных, хозяйственных и культурных областях. Века рассеяния сформировали у евреев такие характеристики, как сплоченность, сохранение идеи о необходимости образования собственной государственности, стремление к

реализации этой идеи, что в результате позволило создать собственное государство.

В целом, выживанию, воспроизводству и успешному развитию евреев способствовали «стратегии» их сообщества, корректировавшиеся на протяжении двух с половиной тысяч лет идеологией иудаизма, и изменения культурных составляющих. «Живучесть» евреев обеспечивалась и традицией к перемещению. Евреи из-за отсутствия своей территории были вынуждены не только сохранять свою самобытную культуру, но и достичь ее высокого уровня, что и обеспечило устойчивость, а главное -сохранение этноса. Большинство рассмотренных аспектов присутствуют и в сообществе евреев ЕАО.

В истории евреев Еврейской автономной области можно выделить три этапа:

1918-1934 гг (Первый период);

1934-1991 гг. (Второй период).

Каждый из них имеет свою специфику развития и трансформации еврейской культуры.

С 1991-2000 гг. - происходит развитие еврейской культуры, в которой основное содержание определяет иудаизм.

Несмотря на связь евреев ЕАО с мировым еврейством, на сходный процесс создания государства Израиль и Еврейской автономной области, для того чтобы выжить, в ЕАО оформилась своеобразная социально-культурная общность. Культурно-историческая ситуация в ЕАО представляется уникальной: с одной стороны, область является национальным образованием, созданным советской властью, с другой стороны, люди в ЕАО были объединены по национально-культурному признаку, огромную роль в этнической истории сыграла и играет культурная и религиозная близость.

Анализируя особенности истории евреев ЕАО, мы можем выделить следующее: сохранение собственной территориальной целостности; присутствие характеристик национальной идентичности: особые традиции, религиозные установки; наличие особых черт характера евреев ЕАО: находчивость, ум, изобретательность, способность к выживанию; формирование собственного «ЕАО - диаспорного» сознания. Диаспорное сознание, то есть представление о диаспоре, историческая память об изгнании евреев из «земли обетованной» и их желание возвратиться на родину, всегда являлось неотъемлемой чертой самосознания евреев разных территориальных групп.

Во второй главе «Социокультурные проблемы адаптации евреев ЕАО в Израиле» рассматривается характер миграционных процессов в Израиль, определяются наиболее значимые факторы, повлиявшие на формирование волн миграций, анализируются основные категории репатриантов, их статус, численность, роль в становлении и социально-экономическом развитии государства Израиль.

Характер миграционных процессов в Израиль отмечается сложностью и противоречивостью, что обусловлено, во-первых, несколькими периодами миграции, каждый из которых имеет свои специфические характеристики; во-вторых, существованием сложности в определении статуса мигрантов; в-третьих, сложностью адаптации к новым социокультурным условиям. В рамках адаптационных процессов в числе новых условий рассматриваются, в первую очередь, природно-климатические условия, проблемы языка, ментальности и трудоустройства.

Анализируя материалы, полученные в ходе опроса информантов, были определены следующие проблемы социокультурной адаптации евреев из ЕАО в Израиле: трудные природно-климатические условия Израиля; отсутствие работы по специальности; ностальгия, тоска по родине; языковой барьер; неоправдавшиеся надежды большинства иммигрантов на радикальное улучшение качества жизни, несбывшиеся ожидания определенных благ, связанных с комфортом, хорошей работой, большим заработком. Поскольку такие возможности доступны лишь незначительной части (это мигранты покинувшие область с определенным капиталом), то остальные, столкнувшись с отсутствием ожидаемого, быстро разочаровываются и стремятся обратно; изначально существует разница в определении давно живущих в Израиле («израильтяне») и вновь прибывших («репатрианты»), что создает определенный барьер, в основе которого стоит противопоставление - «мы - они».

В третьей главе «Процесс еврейской реэмиграции в ЕАО» исследуется механизм социокультурной адаптации еврейских реэмигрантов в ЕАО.

С 2000 года в России в целом и в Еврейской автономной области в частности сокращается количество евреев, эмигрирующих в Израиль, и наблюдается процесс реэмиграции. Данный факт подтверждается как официальными данными Израиля, так и российской статистикой.

Увеличение количества возвращающихся обусловлено изменениями во всех сферах жизни российского государства. Именно с 2000 года ситуация в стране стабилизируется, политика власти от кардинальных преобразований изменяется в сторону стабилизации. Кроме того, растет ста-

туе РФ на международной арене, что вселяет чувство уверенности и гордости за свое государство. Повышение экономических показателей, социально-политическая стабильность непосредственно влияет на адаптацию реэмигрантов в российских условиях.

Основными причинами возвращения евреев в автономию можно считать следующие факторы: сложности с трудоустройством и отсутствие работы по специальности, сложности климатических условий, чувство психологического дискомфорта, связанного с разницей между израильтянами и репатриантами, желание увидеть родных и близких, культурная адаптация, тоска по родине, ностальгия. Большинство возвращались «домой», то есть у реэмигрантов отсутствует факт неизвестности. Прожили они в Еврейской автономной области (люди среднего возраста, пенсионеры) большую часть жизни. Если исходить из того, что родина -это место рождения и взросления, то для большинства реэмигрантов Еврейская автономная область является родиной. Произошедшие в последнее время изменения в России, такие как стабилизация в политике и экономике, стали основными причинами возвращения. Изменения в социально-экономической сфере непосредственно в Еврейской автономной области, восстановление старых предприятий и открытие новых, увеличение рабочих мест, улучшение облика города Биробиджана и сел региона делали более привлекательным возвращение еврейских эмигрантов. В области активно развивается национальная культура, что дает возможность национальной идентификации. Присутствие в области родственников, друзей снимает противоречие «мы - они», имевшее место в Израиле, к тому же в Еврейской автономной области, в отличие от Израиля, большую роль играют межличностные связи. Во многих ситуациях (устройство на работу, оформление ребенка в детский сад, ремонт квартиры и т.п.) большое значение имеют знакомства, сложившиеся за определенное время.

В Заключении приводятся основные выводы, характеризующие неоднозначность причин миграций и сложность процесса адаптации евреев ЕАО в Израиле и процесса их возвращения.

Важнейшими категориями, необходимыми для сохранения этноса, являются территория и язык. Евреи на протяжении многовековой истории не имели собственного территориального образования. Кроме того, за время рассеяния у них сформировалась языковая специфика, выразившаяся в образовании двух языков - идиша и иврита. В новейшей истории есть примеры, когда евреи вообще не говорили на родном языке (с 1940-х гг. в СССР, в США и т. д.).

Несмотря на указанные характеристики, под воздействием внешних факторов на протяжении исторического развития сформировались и закрепились особые этнокультурные маркеры, характерные для всего мирового еврейства, одновременно отличающие данный этнос от других. К таким маркерам относятся религия, идеология сионизма, диаспорное сознание и т.п.

Во многом евреи Еврейской автономной области, созданной в 1934 году в советском государстве, имеют этнокультурные маркеры, присущие всему мировому еврейству. Однако существенным отличием диссертант считает присутствие фактора территориального образования. Именно территория оказала влияние на оформление у евреев автономии осознания единства. Вследствие влияния данного фактора такой маркер еврейской идентичности, как «диаспорное сознание», трансформировался в рамках данной группы в «ЕАО диаспорное» сознание.

Под влиянием советской идеологии религиозная составляющая ослабла (особенно в 1920-е-1930-е гг.), а в определенный период можно констатировать и ее исчезновение (1930-е-1980-е гг.). Тем не менее, даже в отрыве от иудаизма, в Еврейской автономной области сохранились некоторые отдельные культурные аспекты: музыкальная культура, еврейская кухня, театр.

Политические, идеологические и социально-экономические изменения, произошедшие в конце 1980-Х-1990-х гг. в СССР, а затем в Российской Федерации, привели к существенным трансформациям и в ЕАО. Это коснулось, в частности, ментальное™ «советских евреев» и закономерно выразилось в поиске своих корней, земли обетованной. С начала 1990-х гг. евреи области стали отождествлять себя с мировым еврейством. В их сознание проникла и закрепилась идея о «первичной родине» предков как подлинном, настоящем идеальном доме и месте, куда необходимо возвратиться. Это привело к массовой иммиграции в государство Израиль. На отказ от прежних советских ценностей повлияла и социально-экономическая ситуация: ухудшение уровня жизни, открытие границ, возможность выезда и т. п.

Одновременно появились благоприятные условия для выезда в Израиль (активная деятельность еврейского агентства, реализация программ для эмигрантов, рассчитанных на разные возрастные группы). Однако не все ими воспользовались: в области все же продолжала оставаться немалая часть еврейского населения. А с 1990-х гг. в регионе начинается возрождение и активное развитие еврейских национально-культурных традиций.

Оказавшись в новых условиях в Израиле, эмигранты столкнулись с целым рядом трудностей в процессе адаптации.

Во-первых, на адаптационный процесс в большой мере повлияли различия в природных условиях между дальневосточным климатом в ЕАО и ближневосточным в Израиле. Неслучайно реэмигранты отмечают невозможность привыкания к высоким температурам в Израиле.

Во-вторых, значимой проблемой явилось отсутствие знания языка (иврита). Возникало почти непреодолимое препятствие при устройстве на высококвалифицированную работу и, как следствие, финансовые трудности, не позволяющие иметь собственное жилье. Психологически это вело к снижению самооценки, невозможности самореализоваться в непривычных условиях, дискомфорту. Отсюда разочарование и поиск новых путей выхода из сложных обстоятельств. Одна из важных ментальных черт, сформировавшаяся в процессе длительного исторического развития еврейского этноса: любыми способами избегать сложностей и находить решение в любой ситуации.

В-третьих, трудноразрешимые проблемы с трудоустройством и жильем в Израиле вели к тому, что многие эмигранты находили решение данной проблемы через возвращение обратно в Россию в Еврейскую автономную область, становясь реэмигрантами. Сохранив каналы связи с родственниками, друзьями, знакомыми, по возвращении они часто могли устроиться на достаточно квалифицированные должности. Данный вывод подтверждается сравнением перечня специальностей, рассматриваемых при анализе проблем адаптации в Израиле, и специальностей реэмигрантов в ЕАО. Так, отдельные профессии в Израиле, как правило, не требуют специальной подготовки, образования и, в большинстве случаев, знаний иврита. Для профессии в автономии, напротив, необходимы определенная квалификация, часто высшее образование.

В-четвертых, национально-религиозная специфика Еврейской автономной области позволяет всем ее жителям иметь общие элементы культуры, что, в свою очередь, создает условия для существования чувства солидарности и единства среди населения автономии.

В-пятых, процесс реэмиграции евреев в ЕАО разрушает миф о «первичной родине предков», закрепившийся у советских евреев на рубеже 1980-Х-1990-х гг. У евреев-мигрантов из ЕАО постепенно укрепляется представление о том, что именно область является их истинной «родиной», ибо там они родились и выросли, там сформировалось их сознание и основные жизненные ориентиры и приоритеты.

Таким образом, диаспорное сознание евреев, в котором закреплена идея о земле обетованной, находящейся в Израиле, куда в принципе должен стремиться каждый еврей, для эмигрантов из автономии трансформировалась в идею об их собственной земле обетованной, которая находится в ЕАО. Это во многом обусловило процесс их реэмиграции. Данную своеобразную черту самосознания евреев области можно назвать «ЕАО-диаспорным» сознанием.

Несмотря на то, что ЕАО была создана политическим решением советского правительства в 20-х гг. XX века, за период своего относительно длительного исторического опыта она стала регионом с собственной историей, а у ее жителей сложился особый этнокультурный облик. Разрушение стабильного советского жизненного уклада в конце 1980-х - начале 1990-х годов негативно отразилось на социально-экономическом развитии области, что и привело к масштабному оттоку евреев из автономии в Израиль. Однако в результате сложностей адаптации иммигрантов к новым для них условиям в Израиле, с одной стороны, и некоторой стабилизации социальной ситуации в Российской Федерации, с другой, за последнее десятилетие стал заметным миграционный процесс в другом направлении, обратно в автономию.

Можно отметить актуальность дальнейшего изучения новой для современной России проблемы реэмиграции граждан бывшего СССР. В первую очередь это касается вопроса, является ли процесс реэмиграции закономерным и какие формы он может принять в обозримом будущем при различных вариантах развития политической и социально-экономической ситуации в Российской Федерации.

По теме диссертации опубликовано 11 работ (общим объемом более 11 п.л.).

III. СПИСОК ПУБЛИКАЦЙИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Статьи в рецензируемых изданиях

1. Каштанюк В. А. Трансформация этнической самоидентификации евреев ЕАО как одна из причин их эмиграции // Изв. РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирант, тетради. - 2008. -№ 34 (70). - С. 215-219 (0,6 п.л.).

Публикации в других научных изданиях

2. Каштанюк В.А. Особенности этнической истории евреев ЕАО -Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2009. - 69 с.

3. Борзова A.B., Каштанюк В.А. Осмысление проблемы национальной идентичности в условиях глобализации (на примере еврейских общин ЕАО) //Этнопсихологические проблемы в современном мире: материалы международной научно-практической конференции (Благовещенск, 1 ноября 2006 г.)/ отв. ред. Е.Ф. Афанасенко. - Благовещенск: Изд-вл БГПУ, 2006. - 194 с. - С. 28-35.

4. Каштанюк В.А. Основные тенденции реэмиграции в Еврейской автономной области // Вестник Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии. Серия 1: Гуманитарные науки,- Биробиджан: Изд-во ДВГСГА, 2010. - №1/1 (4) - С. 5-24.

5. Каштанюк В. А. Процесс реэмиграции евреев в Еврейскую автономную область. // Шестые Гродековские чтения: материалы Межрегиональной научно-практической конференции. «Актуальные проблемы исследования российской цивилизации на Дальнем востоке». - Хабаровск: Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова, 2009. - Т. V. - 192 е.,

илл.-С. 130-135.

6. Каштанюк В. А. Развитие внешнеэкономических связей ЕАО в 1990-е гг. // Россия и страны АТР в военных конфликтах и мировых войнах XX в.: материалы междунар. науч. конф., 11-12 мая 2005 г. / Хабар, гос. пед. ун-т [и др.; редкол.: В.И. Ишаев (отв. ред.) и др.]. - Хабаровск, 2005,-4.2.-С. 191-197.

7. Каштанюк В. А. Реэмиграция евреев ЕАО: этнокультурный анализ // VIII Конгресс этнографов и антропологов России: тезисы докладов. Оренбург, 1-5 июля 2009, / ред. кол.: В.А. Тишков [и др.]. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. - 600 с.

8. Каштанюк В.А. Роль еврейских общин в развитии международных связей Еврейской автономной области // Дальний Восток: наука, образование. XXI век. IV Крушановские чтения: материалы III Междунар. на-уч.-практ. конф., г. Комсомольск-на-Амуре, 15-16 сент. 2005 г.: в 3 т. -Комсомольск н/А, 2005. - Т. 1. - С. 364-369.

9. Каштанюк В.А. Этнокультурные особенности этнической истории евреев ЕАО // Дальний Восток: динамика ценностных ориентации: материалы междунар. науч.-практ. конф., [г. Комсомольск-на-Амуре, 22-24 сент. 2008 г.] / Коме. гос. техн. ун-т, Соц.-гуманитар. ин-т. - Комсомольск н/А, 2008. - С. 624-629.

10. Каштанюк В.А. Этнокультурные особенности этнической истории евреев // Актуальные проблемы образования и культуры в контексте XXI века: материалы II междунар. науч.-практ. конф. / Гуманитар, ин-т ДВГТУ им. Куйбышева. /Отв. ред. Е.П. Сапрунова. - Владивосток, 2007. С. 119-123.

11. Каштанюк В.А. Социокультурные причины эмиграции евреев Еврейской автономной области в Израиль //Современные исследования социальных проблем, №4.1(08) Периодическое научное издание. Красноярск, НИЦ, 2011. - С. 378-386.

Подписано в печать 24.04.2012. Формат 60'84 1/16. Гарнитура Тайме. Усл. печ. л. 1,2. Уч.-изд. л. 1,1. Тираж 100. Заказ № 66.

Отпечатано в типографии Изд-ва БНЦ СО РАН 670047 г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6.

 

Текст диссертации на тему "Социокультурная адаптация евреев Еврейской автономной области в Израиле и их реэмиграция на рубеже XX - XXI вв."

61 12-7/640

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема»

Кафедра истории

На правах рукописи

Каштанюк Валерия Александровна

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ЕВРЕЕВ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ В ИЗРАИЛЕ И ИХ РЕЭМИГРАЦИЯ НА РУБЕЖЕ XX - XXI вв.

Специальность - 07.00.07 - этнография, этнология и антропология

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель к.и.н., доцент П.В. Примак

Биробиджан - 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.....................................................................................3

Глава 1. Особенности этнической истории евреев

1.1. Исторические особенности формирования еврейского этноса..........................................................................................24

1.2. Спецификации истории евреев Еврейской автономной области........................................................................................35

1.3. Социокультурные причины эмиграции евреев Еврейской

автономной области в Израиль..........................................................57

Глава 2. Социокультурные проблемы адаптации евреев Еврейской автономной области в Израиле

2.1. Численность и статус еврейских переселенцев в Израиле..........69

2.2. Адаптация к природно-климатическим условиям.....................79

2.3. Проблемы языка, ментальности и трудоустройства...................85

Глава 3. Процесс еврейской реэмиграции в Еврейской автономной области

3.1. Основные причины реэмиграции евреев в Еврейской автономной области.............................................................................................107

3.2. Адаптация еврейских реэмигрантов в ЕАО..............................124

Заключение..................................................................................142

Список источников и литературы.................................................146

Список сокращений.....................................................................173

Приложения

Приложение 1. Тексты............................................................................174

Приложение 2. Иллюстрации.........................................................179

Приложение 3. Таблицы................................................................194

Приложение 4. Список информантов................................................212

Приложение 5. Анкеты.....................................................................216

Глоссарий..................................................................................219

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В силу политических и идеологических причин в течение многих десятилетий из научного обсуждения был исключен круг проблем, связанных с социокультурной адаптацией советских и российских евреев в других странах и их реэмиграцией. Региональные исследования на эту тему практически отсутствовали, в том числе не предпринималось попыток комплексного исследования особенностей эмиграции и реэмиграции евреев Еврейской автономной области (ЕАО). Между тем, восполнение этих пробелов в судьбе евреев автономии не только открывает не известные прежде пласты истории российских евреев, но и позволяет лучше понять проблемы национальных меньшинств, межэтнического взаимодействия и национальной политики в стране в целом. Кроме того, в настоящее время, когда в мире все чаще происходят межэтнические конфликты, судьбы малых народов России, отдельных этнографических групп и диаспор закономерно становятся предметом специальных научных исследований.

Снижение численности евреев в Еврейской автономной области, в основном, происходило за счет их эмиграции в Израиль. В связи с этим сегодня актуальным становится изучение особенностей миграционных процессов российских евреев, проблем,

побудивших их к эмиграции и реэмиграции, механизмов адаптации эмигрантских потоков, вопросов диалога культур, особенностей самоидентификации представителей русскоязычной общины Израиля. Не менее важным становится и изучение обратной тенденции - возвращения евреев из Израиля в Россию (в том числе в ЕАО), анализ социокультурных причин этого процесса, исследование процесса адаптации евреев к изменившимся за время их эмиграции новым российским реалиям.

Последствия распада СССР, ощутимо сказавшиеся на судьбах представителей многих народов по ряду причин оказавшихся за пределами Российской Федерации в границах новых государственных образований, поставили их перед необходимостью адаптации к новым условиям. В связи с этими обстоятельствами анализ исторического опыта социокультурной адаптации к окружающему этническому большинству, характерный для евреев, приобретает особую значимость для нашей современности.

Степень разработанности темы. Анализ опубликованных работ по теме исследования показал, что историография по данному сюжету только складывается. Тем не менее, представляется возможным выделить основные этапы в изучении темы. Хотя эти этапы иногда и выходят за заданные в диссертации хронологические рамки, они позволяют в сравнительном аспекте наиболее емко выявить особенности этнической истории евреев.

Целесообразно выделить три историографических периода: дореволюционной (конец XIX - начало XX в.), советской (1917 -1991 гг .) и постсоветской (1992 - 2000-е гг.) историографии

этнической истории евреев.

Особую роль в группе историков дореволюционного периода следует отвести Ю. Гессену и С. Дубнову - сотруднику русско-еврейского журнала «Восход» и основателю журнала «Еврейская старина», изучавшему еврейскую истории России1.

Советский период в историографии (1917 - 1991 гг.) можно условно подразделить на два этапа: 1917 г. - начало 1920-х гг. и 1925 - 1991 гг.

Первый этап отличается существованием относительно слабо идеологизированной русско-еврейской историографии. Наблюдалась связь с дореволюционной традицией, возможность объективной характеристики круга проблем еврейской тематики, истории еврейского народа. В начале 1920-х гг. исследования по еврейской проблематике продолжались: были написаны работы B.C. Войтинского, А.Я. Горнштейна, переиздавались труды Ю. Гессена.

Второй этап, 1925 - 1991 гг., характеризуется значительным сужением тематического диапазона, идеологизированностью публикуемых работ, а также общим сокращением количества

1 Дубнов, С. М. Письма о старом и новом еврействе (1897-1907)/С. М. Дубнов. - Сист. обраб. и доп. изд. - СПб.: Тип. товарищества «Обществ, польза», 1907. - 370 с

исследований. В научных трудах не было места проблемам внутренней жизни еврейских общин. Акцент в еврейской истории ставился на изучение еврейского рабочего и революционного движения.

Существенное сокращение литературы о евреях в советской историографии отчасти было компенсировано западными исследователями. Работы ученых из США, Германии и Израиля были направлены на изучение истории евреев в досоветской России. Известный вклад в изучение истории евреев России внес историк из ФРГ А. Каппелер, который на основании многочисленных источников выявил специфику национальной политики российского государства с XVI в. до 90-х гг. XX в. .

На рубеже 80-х - 90-х гг. XX вв. в СССР началось возрождение еврейской историографии. Исследования вновь становятся разнообразными в тематическом, проблемном и хронологическом отношениях. В начале 1990-х гг. были изданы первые историографические работы, закладывавшие основу для будущих исследований.

В конце 1990-х гг. появляется ряд этнографических исследований Е.Э. Носенко, посвященных основам иудаизма, традициям, обрядовой практике: «Семантика некоторых еврейских

2 Каппелер, А. Россия - многонациональная империя: Возникновение, история, распад / А. Каппелер; пер. с нем. С. Червонная. - М.: Традиция, 2000. - 342 с.

обрядов в свете этнографических данных»3, «Представления евреев о демонах, злых духах и прочей нечистой силе»4, «Культ умерших и почитание предков: их место и роль в еврейской традиции»5.

Отдельно следует отметить монографическое исследование «...Вот праздник Бога»6, где автор изучает происхождение и первоначальный характер отдельных еврейских праздников, а также их эволюцию и особенности бытования в различных общинах мира на протяжении веков. Благодаря историко-антропологическому подходу и использованию широкого круга источников данная работа отличается новым взглядом на проблему происхождения ряда праздников и семантики отдельных обычаев и обрядов.

Основные аспекты формирования этнической

самоидентификации у потомков смешанных браков как важного фактора межэтнических и межкультурных взаимодействий в современном изменяющемся российском обществе рассматриваются в фундаментальном исследовании Е.Э. Штейн «Формирование этнической самоидентификации у потомков русско-еврейских браков в современной России». В исследовании на конкретном

3 Носенко Е.Э. Семантика некоторых еврейских обрядов в свете этнографических данных // Вещь, тело, ритуал.- М., 1996.

4 Носенко Е.Э.ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕВРЕЕВ О ДЕМОНАХ, ЗЛЫХ ДУХАХ И ПРОЧЕЙ НЕЧИСТОЙ СИЛЕ// Восточная демонология: От народных верований к литературе,- М.: "Наследие", 1998.

5 Носенко Е. Э. Культ умерших и почитание предков: их место и роль в еврейской традиции//Фольклор и мифология Востока в сравнительно-типологическом освещении. - М.: Наследие, 1999, с. 288-299.

6 Носенко Е.Э. «...Вот праздники Бога». Историко-генетическое исследование еврейских праздников. М., 2001

примере - формировании этнической самоидентификации у людей частично еврейского происхождения - выявляется ряд актуальных вопросов, стоящих перед многими современными обществами7. Проблеме выбора современными евреями России конфессии и механизма этого выбора, который обусловливает формирование их культурной идентичности, посвящена работа Е.Э Носенко-Штейн «Иудаизм, православие или «светская религия»? Наибольший интерес представляет тот факт, что исследование данной проблемы базируется, главным образом, на полевых материалах, собранных автором с 1999 по 2009 гг., и это обстоятельство позволяет определить разные направления личностной идентификации и коллективной идентичности среди российских евреев. Традиционный ее символ - иудаизм, по мнению автора, оказывается здесь менее всего "востребованным"8.

В последние годы все большее значение приобретают региональные исследования по истории евреев Сибири и Дальнего Востока. Данной проблематике посвящены ежегодные региональные научно-практические конференции «История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока», проводимые с 2000 г. Институтом социальных и общинных работников Сибири и Дальнего Востока

7 Штейн Е. Э. Формирование этнической самоидентификации у потом-ков русско-еврейских браков в современной России : Дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.07 Москва, 2005 546 с. РГБ ОД, 71:067/18

8 Носенко-Штейн Е.Э.Иудаизм, православие или "светская религия"? Выбор российских евреев. //Диаспоры № 2,2009 электронный ресурс http://promreview.net/diaspory

при поддержке благотворительного фонда «Джойнт»9. Результаты исследований публикуются в одноименных сборниках материалов конференций и сборниках научных статей. Отдельно можно отметить исследования экономического, правового положения еврейских общин Сибири, Забайкальского региона Л. В. Кальминой10, С. Л. Курас, рассматривающие переселение, состав, адаптацию к новым условиям евреев Сибири в дореволюционный период

В контексте проблемы взаимоотношений евреев и власти было осуществлено исследование В.В. Романовой «Власть и евреи на Дальнем Востоке России: история взаимоотношений (вторая половина XIX в. - 20-е годы XX в.)». Работа написана на основе многочисленных неопубликованных источников региональных, центральных российских и зарубежных архивов. Тем самым история взаимоотношений еврейского населения и государства в дальневосточном регионе впервые стала объектом самостоятельного изучения. Кроме того, В.В. Романова изучала также историю

9 Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке : библиогр. указ. отечеств, лит. Вып. 3. Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока / Ин-т соц. и общин, работников Сибири и Дал. Востока, Вост.-Сиб. акад. культуры и искусств ; сост. JI.B. Кальмина, JI.B. Курас. - Красноярск: Кларетианум, 2001. -58 е.; История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока: материалы II регион, науч.-практ. конф., (25-27 авг. 2001 г.) / Краснояр. фил. благотворит, фонда «Джойнт» [и др.]. - Красноярск: Кларетианум, 2001. - 180 с. - (Еврейские общины Сибири и Дальнего Востока; вып. 6).

10 Кальмина, JI. Евреи в Западном Забайкалье: поиск экономических ниш : (вторая половина XIX -нач. XX в.) // Диаспоры. - 1999. - № 1. - С. 104-115; Кальмина, Л. В. Еврейские общины Восточной Сибири (середина XIX в. - февраль 1917 года) / JI. В. Кальмина; Иркут. гос. ун-т. -Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ВСГАКИ, 2003. - 422 с.

еврейской общины Харбина, основанной дальневосточными евреями, преимущественно выходцами из России11.

Исследованием, хотя и публицистического характера, является изданный незадолго до смерти автора обобщающий труд о российских евреях А.И. Солженицына «Двести лет вместе»12.

В начале 2000-х гг. появился ряд работ, тематически связанных не только с разработкой проблем, касающихся истории проживания евреев в отдельных регионах России-СССР, но и рассматривающих адаптационные процессы. Так, проблемой этнической адаптации, в том числе и евреев Приморского края, занимались ученые Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН A.C. Ващук и E.H. Чернолуцкая13. Комплексное исследование, посвященное формированию, развитию и этнокультурному облику еврейских, немецких и корейских диаспорных общин на территории Приморского края во второй половине XIX-XX в. представлено в

11 Романова, В.В. Евреи на Дальнем Востоке России (II пол. XIX в. - 1-я четверть XX в.): [монография] / В.В. Романова; М-во образования Рос. Федерации. Хабар, гос. пед. ун-т. -Хабаровск: ХГПУ, 2000. - 252 с.

12 Солженицын, А.И. Двести лет вместе. В. 2 ч. Ч. 1 / А. И. Солженицын. - М.: Рус. путь, 2001. -512 е.; Солженицын, А. И. Двести лет вместе. В. 2 ч. Ч. 2 / А. И. Солженицын. - М.: Рус. путь, 2002.-551 с.

13 Ващук, A.C., Чернолуцкая, E.H., Королева, В. А., Дудченко, Г.Б., Герасимова, Л.А. Этномиграционные процессы в Приморье в XX веке / А. С. Ващук, E.H. Чернолуцкая, В.А. Королева, Г.Б. Дудченко, Л.А. Герасимова. - Владивосток: ДВО РАН, 2002. - 228 е.; Чернолуцкая, E.H. Из истории закрытия синагоги в г. Владивостоке / E.H. Чернолуцкая // История еврейских общин Сибири и Дальнего Востока России. - Красноярск, 2001. - С. 120-125.

монографии И. О. Сагитовой «Диаспорные общины Приморского

14

края: история и современность» .

Что касается исследований истории евреев Еврейской автономной области, то в опубликованных трудах она представлена явно недостаточно. Отдельные аспекты истории образования области как административно-территориальной единицы рассматриваются в труде Д.И. Вайсермана «Как это было?»15, статье С.М. Шварца «Биробиджан» в «Книге о русском еврействе: 1917 -1967 гг.»16. Отдельные стороны социально-экономических процессов, развития еврейской культуры, системы национального образования первых десятилетий существования Еврейской автономной области, нашли отражение в работе Д. И. Вайсермана «Биробиджан: мечты и трагедия. История ЕАО в судьбах и документах»17.

Первой крупной работой, посвященной истории создания и развития Еврейской автономной области с 1928 по 1996 годы, стала

монография американского ученого из Калифорнийского

18

университета Роберта Вейнберга «Забытый сталинский Сион» .

14 Сагитова, И.О. Диаспорные общины Приморского края: история и современность : монография / И.О. Сагитова ; Российская таможенная академия, Владивостокский филиал. - Владивосток : ВФ

1А, /ии/. — 100 С.

5 Вайсерман, Д. Как это было? / Д. Вайсерман. - Биробиджан: [б. и.], 1993. - 233 с. 5 Шварц, С.М. Биробиджан // Книга о русском еврействе: 1917-1967 гг. / под ред. Я. Г. Фрумкина

РТА, 2007.-168 с.

15 Вайсерман, Д. Ки*^*---------- -------------- , ~

16 Шварц, С.М. Биробиджан // Книга о русском еипействе: 1917-1967 гг. / ]

[и др.].-Иерусалим; М„ 2002.-С. 170-213 17Вайсерман, Д.И. Биробиджан: мечты и трагедия: история ЕАО в судьбах и док. / Д.И. Вайсерман.-Хабаровск: [б. и.], 1999.-504 с

18 Weinberg, R. Stalin's forgotten Zion: Birobidzhan and the making of a Soviet Jewish homeland / R. Weinberg. - Berkeley: University of California press, 1998. - 102 p.

Современное состояние еврейской национальной культуры в ЕАО исследовано в монографии П.В. Примака «Этнокультурная адаптация евреев Еврейской автономной области к общественным трансформациям на рубеже XX - XXI вв.». Ценность данной работы для нашего исследования обусловлена тем, что в ней предпринят комплексный подход к изучению процесса возрождения еврейской

культуры в области19.

Проблема адаптации мигрантов к иной этнокультурной среде до сих пор является одной из самых сложных и теоретически многозначных. В связи с этим особое значение для нашей работы имеют исследования, авторы которых предлагают новые подходы к изучению миграционных процессов с учетом накопленного международного опыта и особенностей миграционной политики, рассматривают пути интеграции иммигрантов в новом социуме. Подробно этому вопросу посвящено исследование Н.М. Лебедевой,

опубликованное в 1993 г.20.

Причины, способствующие еврейской эмиграции в различные страны (Израиль, США, Германию, Австралию и др.); полити�