автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Социокультурная деятельность духовенства Ярославской епархии в конце XIX - начале XX в.

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Любарец, Алексей Григорьевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ярославль
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Социокультурная деятельность духовенства Ярославской епархии в конце XIX - начале XX в.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социокультурная деятельность духовенства Ярославской епархии в конце XIX - начале XX в."

На правах рукописи

ЛЮБАРЕЦ Алексей Григорьевич

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВЕНСТВА ЯРОСЛАВСКОЙ ЕПАРХИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.

Специальность 07.00.02 - отечественная история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Иваново -2011

005007249

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского».

Научный руководитель:

доктор исторических наук, профессор Архипова Любовь Михайловна

Официальные оппоненты:

доктор исторических наук, профессор Петровичева Елена Михайловна

кандидат исторических наук, доцент Шустрова Ирина Юрьевна

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Костромской государственный университет»

Защита состоится «20»января 2012 г. в на

заседании диссертационного совета Д 212.062.02 при ФБГОУ ВПО «Ивановский государственный университет» по адресу 153025, г. Иваново, ул. Тимирязева, д. 5, ауд. 101.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФБГОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

Автореферат разослан «¿10 » 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета V И Тюленев В.М.

Общая характеристика работы

Актуальность темы диссертации.

Русская Православная церковь - это единственный в России социальный институт, который более тысячи лет сохраняет религиозно-каноническую суть православного христианства, не утратив своей связи с трансформирующимся обществом. Особенно

значительными политическими, экономическими и культурно-мировоззренческими изменениями отличался период рубежа Х1Х-ХХ вв. Модернизация общества сопровождалась обострением многих социальных проблем, таких как бедность, сиротство и беспризорность, алкоголизм, снижение культурного уровня населения. Разрыв с исторически сложившимися традициями был очень болезненным и характеризовался обострением противостояния общества и власти, усилением социально-экономических противоречий, «сменой вех» в общественном сознании, утратой связи с религиозно-культурной традицией. РПЦ реагировала на эти изменения усилением социальной направленности служения духовенства, стремясь сохранить свою роль в обществе.

В историографии темы исследования можно выделить 3 этапа, которые в целом совпадают с периодами развития отечественной исторической мысли: дореволюционный (до 1917 г.), советский (1917—1991 гг.), современный (с 1991 г. до наших дней).

В дореволюционной историографии социокультурная деятельность церкви не была обделена вниманием историков. Фундаментальное значение в изучении истории русского православия имели труды митрополита Макария (1816-1882) и историка П.В.Знаменского. Авторы всесторонне исследовали историю русского православия,

уделяя внимание и традициям церковной благотворительности1.

Примерами специальных работ по истории социального служения РПЦ могут быть труды исследователей истории церкви Лабутина И., Никитина Е., Ульгорна Г., историка В.О. Ключевского, признававших глубокую взаимосвязь православного сознания с благотворительностью и нгацелюбием. В этих работах исследованы религиозные, морально-нравственные аспекты и практический опыт социокультурной деятельности РПЦ на протяжении всей русской истории2.

В центре внимания таких дореволюционных исследователей, как Бензин В.М., Максимов Е.Д., Папков A.A. была приходская и братская благотворительность. Появление православных братств активизировало социальную деятельность духовенства, а особенно народное образование и просвещение населения3.

Принадлежность к церковной иерархии многих авторов наложила свой отпечаток на характер изложения материала и оценку целей и задач социокультурной деятельности церкви. Работы церковных исследователей отличаются заметной односторонностью изложения материала. В них иногда замалчиваются недостатки в организации социокультурной деятельности церкви или преувеличиваются ее заслуги.

Митрополит Макарий. История Русской церкви. М., 1994; П.В.Знаменский. История русской церкви. М., 2000.

2 Лабутин И. Характер христианской благотворительности. СПб., 1899; Никитин Е. Христианская благотворительность. М., 1907; Ульгорн Г. Христианская благотворительность в древней церкви. СПб., 1899; Ключевский В. Добрые люди Древней Руси. М., 1915.

3 Бензин В.М. Приходские братства на Руси после 1864 г. // Трудовая помощь. 1907. №2.; Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб., 1894; Папков А. Упадок православного прихода (ХУШ-Х1Х в.). М., 1899.

В советский период в официальной идеологии отношение к религии и Русской православной церкви было отрицательным. Любая деятельность священнослужителей, даже общественно полезная, считалась попыткой отвлечь народные массы от насущных проблем и стремлений. Самым тенденциозным автором был Е.М. Ярославский. Он выделял исключительно негативные стороны деятельности РПЦ, а зачастую и преувеличивал их. Атеистические взгляды автора чрезвычайно усиливают субъективизм его оценок. Схожий характер имели исследования И.Д. Эльвина, Б. Кандидова и Е.Ф. Геркулова, которые освещали в неприглядном свете роль церкви в годы Перзой мировой войны \

В труде Н.М. Никольского рассмотрена история церкви на Руси от принятия христианства до революции 1917 года. Автор уделил внимание также проблеме раскола и сектантства в России, антицерковным, по его мнению, народным движениям. Он отрицательно относился к любым формам церковной деятельности и к религии в целом2.

В отношении к церкви мало что изменилось и в официальной идеологии периода развитого социализма. В работе М.С. Корзуна церковь показана лишь безвольным и бессильным перед властями политическим инструментом, который реально не мог заниматься какой-либо серьезной самостоятельной деятельностью3.

Советская историография обращала очень мало внимания на церковную историю и любые связанные с ней вопросы. От нее трудно было ждать непредвзятости в

1 Ярославский Е.М. Борьба за преодоление религии. М., 1935 и др.; Кандидов Б. Церковный фронт в годы мировой войны. М., 1929; Эльвин И.Д. Церковь и война. (1914 - 1918). М., 1934; Геркулов Е.Ф. Православная церковь - враг просвещения. М., 1962.

2 Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1988.

3Корзун М.С. Русская православная церковь на службе эксплуататорских классов. М., 1970. С. 39.

оценке этого социального института и его роли в российском обществе, так как целью большинства изысканий по истории православия в то время был поиск материалов для антирелигиозной пропаганды.

Монографии исследователей, эмигрировавших из России, отличались от советских публикаций. Работы A.B. Карташева, И.М. Концевича, И.К. Смолича, Д.В. Поспеловского не имели недостатков советских работ, но в них социокультурная деятельность церкви не нашла полного отражения1.

Современный этап развития отечественной исторической науки отличается усилением внимания к этой теме. В той или иной степени она нашла отражение в исследованиях таких фундаментальных проблем как взаимоотношения РПЦ и государства, церкви и общества в имперский период русской истории и особенно накануне 1917 г.

В.А. Федоров оценил церковь синодального периода как своего рода «религиозное министерство», полностью подчиненное государству. П.В. Власову удалось охарактеризовать особенности благотворительной деятельности в целом и социокультурной деятельности духовенства в частности. М.В.Фирсов расширил сложившиеся представления о социокультурной деятельности духовенства. Автор уделил много внимания исследованию практического воплощения социальных проектов священнослужителями и проблемам, возникавшим при этом2.

1 Карташев A.B. Очерки по истории русской церкви. М., 1993; Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях древней Руси. М., 2002 и др.; Смолич И.К. История русской церкви. В 9 кн. М., 1996; Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1995 и др.

2 Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период 1700 - 1917. М., 2003; Власов П.В.

Предметом исследования известного российского историка П.Н. Зырянова стали русские монастыри и монашество в XIX - начале XX в. в том числе и в связи с особенностями их социокультурной деятельности, направленной в основном на призрение беднейших слоев населения и частью на народное образование1.

Протоиерей Владимир (Рожков) рассмотрел особенности законодательного оформления различных сторон деятельности РПЦ в начале XX в., в том числе внецерковных взаимоотношений священников со своими приходами2.

Отличительной чертой исследований Добровольской Т.А., Мастеропуло А.П., Поддубного М.В., Римского C.B., Фоминых Е.В. следует признать их успешную попытку проанализировать социальную работу РПЦ во второй половине XIX - начале XX в. с точки зрения государственно-церковных реформ. Но такой подход при всей его эффективности неизбежно привел к определенному сужению проблематики темы3.

Исследователи становления различных аспектов российской культуры неизбежно обращались и к социальной работе РПЦ. Так, Абдуллина Т.Ю., Пешков А.И., Полунов А. Ю. проанализировали участие церкви в

Благотворительность и милосердие в России. М., 2001; Фирсов М.В. Русская церковь накануне перемен (конец 1890 - 1918 гг.). М., 1999 и др.

1 Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX - начале XX в. М, 2002.

2 Протоиерей Владимир (Рожков). Церковные вопросы в Государственной Думе. М., 2004.

3 Добровольская Т.А., Мастеропуло А.П., Подцубный М.В. О перспективах возрождения христианской благотворительности // На пути к свободе совести. М., 1989. С. 274 - 293; Римский C.B. Церковные реформы в России 60-х-70-х годов XIX столетия. Автореф. .. .д-ра ист. наук. М., 1998; Фоминых Е.В. Проекты церковных преобразований в России в начале XX века. Автореф.... канд. ист. наук. Л., 1987.

реформировании начального народного образования во второй половине XIX - начале XX в.1.

Г.Н. Ульянова в своих работах убедительно показывает, как предоставление комплекса гражданских прав включало в благотворительность целые социальные группы. Так, право женщин на самостоятельное распоряжение имуществом сыграло ключевую роль в их участии в благотворительности. Развитие городского и местного самоуправления с необходимостью активизировало поиск современных гибких финансовых механизмов и позволяло решать масштабные и глубокие задачи2.

На протяжении довольно продолжительного времени Ивановский государственный университет проводит международную научную конференцию «Государство, общество, церковь в истории России XX века». В сборниках, выпускаемых по ее итогам, встречаются статьи, посвященные истории общественной работы духовенства3.

На современном этапе развития исторической науки значительное распространение получили исследования регионального уровня. К данной группе относятся работы A.B. Камкина, Н.С. Велитченко, С.Ю. Иерусалимской и Ю.Ю. Иерусалимского, Н.Ю. Рождественской,

1 Абдуллина Т.Ю. Из истории становления светской школы в России на рубеже XIX- XX в. М., 1998; Пешков А.И. К.П. Победоносцев как идеолог Русского православия. Автореф. канд. филос. наук. СПб, 1993; Полунов А.Ю. Ведомство православного исповедания под властью К.П. Победоносцева. Автореф. канд. ист. наук. М., 1992.

2 Ульянова Г.Н. Благотворительность в Российской империи, XIX -начало XX века. М., 2005.

3 Козлов К.В. Складывание нормативной основы образовательной деятельности Русской Православной церкви в первой половине XIX века. // Церковь, государство и общество в истории России XX века. Материалы V Международной конференции. 8-9 декабря 2005 г. Иваново, 2005. С. 81-85; Кравченко О.В. Эволюция церковных братств: от XIX к XX в. // Там же. С. 88-91 и др.

Н.В. Беловой, О.Д. Ельцовой, Е.С. Веденского, В.В. Денисова, Т.А. Красницкой1.

Д.Е. Леонов изучил влияние первой русской революции на представителей духовного сословия Ярославской епархии. А.В. Еремин проанализировал идеологические и теоретические истоки социальной доктрины Р1ТЦ, принятой в 2000 г. Данная работа является одной из немногих удачных попыток проанализировать этот сложный вопрос. Участие ярославского духовенства в трезвенном движении рассмотрено в диссертационном исследовании Г.В. Карандашова. Религиозные аспекты сознания и отношение ярославского крестьянства к своим

1 Камкин A.B. Православная благотворительность и милосердие // Лексикон социальной работы. Вологда, 1999. С. 160-164 и др.; Велитченко Н.С. Православная церковь и начальное образование в Ярославской губернии во второй половине XIX в. // Культура. Образование. Православие. Ярославль, 1996; Иерусалимская С.Ю. Иерусалимский Ю.Ю. Народное образование в Угличском крае в XIX -начале XX в.: от приходских училищ к всеобщему обучению. Ярославль, 2006; Рождественская Н. Ю. Нищенство и благотворительность в Костромской и Ярославской губерниях в конце

XIX - начале XX в.: Автореф. канд. ист. наук. Ярославль, 2004; Белова Н.В. Провинциальное духовенство в конце XVIII - начале XX в.: быт и нравы сословия (на материалах ярославской епархии). Автореф. канд. ист. наук. Иваново, 2008; Ельцова О. Д. Пенсионная касса духовенства Ярославской епархии в конце XIX - начале XX в. // Путь в науку / ЯрГУ им. П.Г. Демидова. Ярославль, 2003, - Вып 8 и др.; Веденский Е.С. Деятельность Русской Православной церкви в области начального народного образования во второй половине XIX - начале XX в. (по материалам Ярославской и Костромской губернии). Автореф. ... канд. ист.наук. Ярославль. 2004; Денисов В.В. Благотворительная деятельность угличских монастырей во второй половине XIX - начале

XX в. // История и культура Ростовской земли. Ростов, 2000 и др. Красницкая Т.А. Красницкая Т.А. Становление церковно-школьного образования в Шуйском уезде Владимирской губернии в XIX- начале XX в. // Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых: Сборник трудов III Межвузовской научной конференции. - Москва-Шуя, 2010. С. 255-258

духовным пастырям затронуты в диссертации H.A. Уваровой. Отношение ярославского духовенства к проблемам социальной работы нашли отражение в публикациях JI.M. Архиповой1.

В современных работах оценка социокультурной деятельности РПЦ отличается в большинстве случаев взвешенностью и объективностью. Авторы стремятся отразить ту, несомненно, важную роль в различных сферах общественной жизни, которую играла церковь в Российской империи в конце XIX - начале XX в.

Вместе с тем, историографический анализ свидетельствует о недостаточной изученности темы в том смысле, что на смену задачам реконструкции, восстановления фактов приходит необходимость их систематизации, на основе которой возможна более объективная оценка положительных сторон социокультурной деятельности духовенства и выявление ее объективных и субъективных трудностей. Кроме того, историографические итоги развития темы свидетельствуют, что система социокультурной деятельности духовенства Ярославской епархии никогда не была предметом специального изучения.

1 Леонов Д.Е. Русская православная церковь в период революции 19051907 гг. (по материалам Верхнего Поволжья). Автореф. канд. ист. наук. Ярославль, 2010 и др. Еремин A.B. Формирование социальной концепции Русской Православной церкви в современной России. Ярославль, 2010 и др; Карандашев Г.В. Питейное дело в губерниях Центрально-промышленного района в конце XIX - начале XX века. Ярославль. Автореф. канд. ист. наук. 2006; Уварова H.A. Мировосприятие ярославского и нижегородского крестьянства в конце XIX - начале XX в. Автореф. канд. ист. наук. Ярославль, 2004; Архипова JI.M. Социальная деятельность ярославского духовенства в конце XIX - начале XX века // Социальная история российской провинции. Ярославль, 2007. С. 154-164 и др.

Объектом исследования выступают исторические источники, которые содержат информацию по рассматриваемой теме.

Предметом исследования является система социокультурной деятельности духовенства Ярославской епархии в различных сферах жизни общества конца XIX -начала XX в.

Целью исследования является создание наиболее полного и целостного представления о масштабах, направлениях, формах и средствах социокультурной деятельности православного духовенства Ярославской губернии в конце XIX - начале XX вв.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

- выявить правовые, идеологические, финансовые и организационные основы социокультурной деятельности РПЦ в конце XIX - начале XX в., на которые опиралось ярославское духовенство;

- установить конкретные факты социального служения православного духовенства Ярославской губернии, систематизировать их по направлениям и оценить положительные результаты и масштабы этой деятельности;

охарактеризовать отношение духовенства и интеллигенции к проблеме активного участия РПЦ в разрешении многочисленных повседневных, жизненных забот населения;

- оценить степень инициативы представителей духовенства, церковных и государственных учреждений в организации различных мероприятий по социальной поддержке населения в конце XIX - начале XX в.;

- оценить, насколько приоритетной признавалась социокультурная деятельность ярославским духовенством в ряду других его служебных обязанностей и способствовала

ли она росту авторитета РПЦ, гражданской консолидации и духовному единству общества в конце XIX - начале XX в.;

- выявить среди ярославского духовенства лиц, наиболее известных своим подвижничеством в организации социальной поддержки населения.

Хронологические рамки настоящего исследования охватывают период с 1881 по 1914 гг. Нижняя граница исследования определяется началом царствования императора Александра III, с правлением которого связывают понятие «религиозного Ренессанса» в Российский империи. Верхняя граница периода — это 1914 г. включительно, поскольку с началом Первой мировой войны изменяются сложившиеся ранее направления социальной работы РПЦ.

Географические рамки исследования ограничены пределами Ярославской епархии в конце XIX - начале XX в. примерно совпадавшими с границами Ярославской губернии. Этот регион отличался древнейшими православными традициями, но в исследуемый период в нем конфликт традиционного и модернизированного укладов жизни проявился наиболее ярко. В региональном масштабе имеется реальная возможность проследить все уровни социальной работы РПЦ, начиная от законодательного акта, регулировавшего ту или иную сторону общественной деятельности церкви, до непосредственной его реализации в повседневных условиях церковного прихода.

Теоретико-методологическая основа исследования. Данная работа принадлежит к направлению социальной истории, т. к. в ней рассматривается общественная сторона деятельности духовного сословия. В русле марксистской методологии духовное сословие воспринималось как слой, призванный защищать интересы правящей элиты, снижая социальную напряженность путем

контроля над мировоззрением народа. Современная социология рассматривает духовенство как профессиональную группу. В основе такого подхода лежит функциональный признак. Поэтому идеологическая оценка социокультурной деятельности церкви остается за рамками исследования. Она проявляется лишь как производная от личной позиции священнослужителей, участвовавших в этой работе, а не как черта целого сословия. Несмотря на региональный характер работы, в ней присутствуют и вопросы общероссийского уровня, связанные с законодательством и общественной оценкой социального служения церкви. В работе учитывался принцип объективности, использовались историко-генетический, историко-типологический, историко-сравнительный, и проблемно-хронологический методы.

Источниковая база исследования достаточно обширна и состоит из нескольких групп:

Законодательные акты общероссийского и местного характера использовались в работе для определения правовых основ социокультурной деятельности духовенства, а также отношения государственной и церковной властей на всех уровнях к этой форме духовного служения1.

Делопроизводственные документы предоставили ценную информацию местного характера по исследуемой теме. Эта группа документов отображает степень осознания приходским духовенством задач, проблем и препятствий в решении социальных проблем2.

Статистические источники включали документы, посвященные созданию во многих местностях Ярославской

1 ПСЗ. Собр. II. Т. 49. № 53574// Руниверс [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.runivers.ru; ЯЕВ. 1884. № 1-52; 1885. № 1-52; 1892. № 1-52; 1896. № 1-52; 1902. № 1-52; 1904. № 1-52; 1909. № 1-52.

2 ГАЯО. Ф. 230. Оп. 3; Оп. 4; Оп. 5; Оп 6; Ф. 232. Оп. 1.

епархии церковных учебных заведений и благотворительных учреждений. К данному типу источников относятся ежегодные отчеты о количестве и функционировании церковно-приходских школ и церковноприходских попечительств на территории Ярославской епархии1.

Периодическая печать представлена газетой «Ярославские епархиальные ведомости», которая была официальным печатным органом Ярославской духовной консистории. Издание предоставило фактический материал по теме и позволило делать определенные выводы об отношении представителей духовенства к социальным проектам, проводимым властями2.

Публицистика была представлена в работе трудами русских религиозных философов (С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, С.Л. Франка, В.В. Розанова), а также П.Б. Струве и использовалась для изучения отношения определенной части интеллигенции к социальному служению духовенства3. Несмотря на свою специфику, к той же группе относятся труды представителей монастырского духовенства: Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Серафима Саровского. Они позволили выявить отношение к социокультурной деятельности РПЦ самой уважаемой и почитаемой части духовного сословия - старчества4.

1 ГАЯО. Ф. 642. Оп. 1; Оп. 2; ЯЕВ. 1888. № 1-52; 1889. № 1-52; 1890. № 1-52; 1891. №1-52.

2 Ярославские епархиальные ведомости (1881-1914).

3 Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск. 1991 и др. Ильин И. А. Сочинения. М., 1994; Франк С.Л. По ту сторону правого и левого. Париж, 1972; Струве П.Б. PATRIOTICA. Политика, культура, религия, социализм. М., 1997; Розанов В. В. Сочинения. М., 1990 и др.

Игнатий Брянчанинов. Собрание писем. // Нижегородское братство благоверного великого князя Александра Невского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://anb.nnov.ru; Феофан Затворник. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 1999; Беседы

Источники личного происхождения представлены письмами К.П. Победоносцева к Александру III и дневниками Иоанна Кронштадтского, которые были использованы для характеристики отношения представителей государственной власти и «белого» духовенства к общественной работе РПЦ

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые в отечественной историографии:

социокультурная деятельность духовенства Ярославской епархии представлена в виде целостной системы, различные элементы которой взаимосвязаны друг с другом, а также с другими государственными учреждениями и общественными организациями, претворявшими в жизнь социально значимые проекты;

исследована система законодательства, регулировавшего социальное служение духовенства на общероссийском и региональном уровне;

- установлены подробные количественные данные по различным сторонам общественного служения ярославского духовенства;

- детально исследованы особенности внутреннего распорядка различных церковных благотворительных учреждений;

- введен в научный оборот ряд первоисточников, освещающих конкретные проявления социальной работы РПЦ в Ярославской епархии.

отца Серафима с монашествующим и мирянами // Дивеевская тайна и предсказания о Воскресении России. Преподобный Серафим Саровский Чудотворец. М., 2010.

1 Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993; Иоанн Кронштадтский. Дневник. Т. 1. Мысли при чтении Священного Писания. М., 2001.

Основные положения, выносимые на защиту:

- в конце XIX - начале XX в. в Ярославской епархии сформировалась целостная система социального служения духовенства, опиравшаяся на законодательные, организационные и идеологические основы, сформированные при участии государства, церкви и общественных организаций;

- ярославское духовенство в процессе оказания социальной поддержки населению активно и успешно взаимодействовало как с государственными учреждениями, так и с общественными организациями всех уровней;

- инициаторами многих социальных проектов РПЦ были представители приходского духовенства, хотя роль государства при этом оставалась определяющей с законодательной и материальной точек зрения;

- опыт социокультурной деятельности ярославского духовенства показал, что значимых результатов в этой работе можно было добиться только при эффективном взаимодействии церкви с властями разных уровней и различными общественными организациями;

значительное развитие социокультурной деятельности церкви объясняется неразвитостью государственной системы социальной помощи;

- несмотря на неоднозначные оценки современников, социокультурная деятельность духовенства Ярославской епархии, давала конкретные положительные результаты и повышала авторитет священнослужителей в глазах населения.

Практическая значимость исследования состоит в том, что ее материалы могут быть использованы при подготовке учебных курсов по истории России и в частности Ярославского края в конце XIX - начале XX в., связанных с историей социальной работы РПЦ,

благотворительной деятельности, народного образования, трезвенного движения.

Соответствие паспорту специальности. Выводы и положения диссертации соответствуют паспорту специальности 07.00.02 - отечественная история в следующих областях исследования:

п. 3 социальная политика Российского государства и ее реализация на различных этапах его развития;

п. 7. история развития различных социальных групп России, их политической жизни и хозяйственной деятельности;

п. 12. история развития культуры, науки и образования России, ее регионов и народов;

п. 13. история взаимоотношений государства и религиозных конфессий.

Апробация результатов работы осуществлялись на заседаниях кафедры истории отечественной ГОУ ВПО «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского»; на международных, всероссийских и региональных конференциях: «61-я научно-техническая конференция студентов, магистрантов и аспирантов» (Ярославль, 2008), «Чтения КДУшинского» (Ярославль, 2008—2011), «Наука и инновации XXI века: IX окружная конференция молодых ученых» (Сургут, 2009). Основные положения диссертации представлены в девяти публикациях, в том числе три — в ведущем рецензируемом научном издании, рекомендованном ВАК РФ.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из ведения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и трех приложений.

Основное содержание работы. Во ведении обоснована актуальность поставленной проблемы, определены цель и задачи, объект и предмет

исследования, хронологические и территориальные рамки, представлен анализ историографии, дана характеристика источниковой и методологической базы, определена новизна и практическая значимость исследования, содержатся сведения об апробации результатов работы.

Глава I. Законодательные основы социокультурной деятельности духовенства Российской империи и ее оценка в общественном мнении в конце XIX- начале XX в.

В первом параграфе рассматриваются вопросы законодательного регулирования социокультурной деятельности РПЦ на общероссийском и местном уровнях. Его особенностью было опережающее развитие практической деятельности по сравнению с законотворческой. Во многих случаях законодательные акты и постановления органов власти разных уровней закрепляли уже несколько лет существовавшую в церковных приходах практику того или иного социального попечительства. Внимание государственной власти к социокультурной деятельности церкви отличалось также неравномерностью по отношению к различным ее направлениям. В законодательных актах 60 - 70-х гг. XIX в. деятельность духовенства либо вообще не выделялась, либо освещалась довольно скупо и без учета присущей ей специфики. Единственно «Положение о приходских попечительствах при православных церквах», созданное непосредственно для духовенства, отличалось в этом смысле в лучшую сторону. Оно стало важнейшим законодательным актом, регулирующим общественное служение РПЦ на всем протяжении конца XIX - начала XX в. В вопросах народного образования ситуация слабости законодательной базы наблюдалась до середины 80-х гг. XIX в., когда вышло несколько специальных узаконений для духовного ведомства. В начале XX в. в Государственной Думе поднимались некоторые вопросы,

связанные с общественной деятельностью Русской православной церкви. Однако большинство из предложенных законопроектов по разным причинам так и не вступило в законную силу.

Во втором параграфе рассматриваются оценки социального служения церкви в среде духовенства и близких к нему по мировоззрению русских религиозных философов. Многие видные представители православного старчества относились к общественному служению духовенства критично, считая его суетным сугубо «мирским» делом, отвлекающим священнослужителя от основных богослужебных обязанностей. Помощь нуждающимся не воспринималась ими как самоцель. В оценке социокультурной деятельности РПЦ они сходились во мнении, что церковь в первую очередь призвана заботиться о духовных нуждах прихожан, а остальные области ее деятельности носят все же прикладной характер.

Среди представителей русской религиозной философии, уделявших в связи с более общими вопросами внимание социальному служению РПЦ, также встречаются довольно разнообразные оценки этой работы. Общей чертой всех этих мнений было неприятие современного состояния церковной (как впрочем, и светской) благотворительности. В отвлеченном же смысле полезность правильно организованной церковной благотворительности, а также большого влияния духовенства на систему народного образования религиозные философы не отрицали. Разнообразие оценок социального служения духовенства в среде религиозных философов и зачастую их кардинальные отличия от официальной церковной концепции вызывались, с одной стороны, разнообразием убеждений и идеалов авторов или личным отношением к современной иерархии РПЦ, а, с другой, - наличием

определенных проблем в системе общественной работы церкви в этот период истории.

В третьем параграфе исследуется отражение социальной работы священнослужителей на страницах местной церковной газеты «Ярославские епархиальные ведомости». Она рассматривала на своих страницах официальное отношение епархиального начальства к разным сторонам социального служения духовенства, а также точку зрения некоторых священнослужителей, публиковавшихся в неофициальной части газеты. Несмотря на небольшой тираж издания, оно оказывало влияние на значительную часть верующих, т.к. ее материалы использовались приходскими священниками в образовательной и просветительской деятельности. Изменение тематики статей на протяжении исследуемого периода соответствует времени включения в сферу интересов церкви определенных сторон социокультурной деятельности. «Ярославские епархиальные ведомости» были инструментом формирования мировоззрения, средством популяризации общественно значимых проектов РПЦ. Публикации были связаны с конкретными делами, социальными проектами и поэтому в основном посвящены относительно частным вопросам их реализации. Их авторами были наиболее образованные и передовые в общественной работе священнослужители. Тематика публикаций была относительно узкой и включала материалы о народном образовании, трезвенном движении и церковной благотворительности.

Глава II. Основные аспекты социокультурной деятельности ярославского духовенства в конце XIX -начале XX в.

В первом параграфе освещаются различные виды работы представителей духовенства в образовательной и просветительской сферах. Их деятельность играла

значительную роль в решении проблемы повышения грамотности народа. Ярославские священнослужители открывали школы: церковно-приходские, воскресные, грамоты, второклассные и церквно-учительские. Большую роль в их организации и поддержке играло церковное «Братство святителя Димитрия Ростовского чудотворца». Преподавательский состав для них готовился в духовно-учебных заведениях. В 80-е гг. XIX в. создание сети церковно-приходских народных училищ было первостепенной задачей для епархиального начальства. Численность ЦПШ в эти годы неуклонно возрастала. В Ярославской епархии в конце XIX - начале XX в. церковных школ было больше, чем земских.

В просветительской деятельности важную роль играли публичные народные чтения и собеседования духовенства с прихожанами. Эти мероприятия имели миссионерскую или общекультурную направленность и проводились как в городах губернии, так и в сельской местности. Не менее серьезную просветительскую работу вели церковные библиотеки, создававшиеся при ЦПШ и благотворительных учреждениях епархиального подчинения. Свой вклад в народное просвещение внес и официальный печатный орган Ярославской духовной консистории - газета «Ярославские епархиальные ведомости».

Во втором параграфе исследуется церковная благотворительность. На рубеже XIX - XX вв. эта деятельность выражалась в двух аспектах: приеме добровольных пожертвований от населения для помощи обездоленным и создании богаделен и приютов для престарелых прихожан и малолетних детей, оставшихся без попечения родителей. Организация благотворительных сборов в храмах была традиционным для православного духовенства видом деятельности, предоставлявшим

средства для реализации социальных проектов РПЦ. Жертвователи нередко предоставляли значительные суммы, хотя священниками поощрялась любая жертва. В практике ярославского духовенства существовали как единовременные сборы, так и постоянные, носившие регулярный характер. Контроль за сохранностью и расходованием средств со стороны епархиальной власти был очень строгим, т.к. любые злоупотребления могли серьезно подорвать авторитет церкви в глазах прихожан. Наряду с земскими учреждениями РПЦ была практически единственной общественной организацией, занимавшейся поддержкой обездоленных. Эта работа была в духе православной морали и воспринималась духовенством в качестве одной из основных своих социальных задач. Функционирование приютов и домов призрения в Ярославской епархии можно признать успешным, хотя их численность, по отзывам самих священнослужителей, была все же недостаточной. Наибольшую активность в благотворительной деятельности священнослужители проявляли во время различных бедствий: эпидемий, неурожаев или военных конфликтов. Особенно явно такая активизация проявилась в годы русско-японской войны.

В третьем параграфе рассматривается деятельность ярославского духовенства в деле оздоровления нации. Духовенство Ярославской епархии в конце XIX - начале XX в. вело работу в сфере медицинского обслуживания населения и активно занималось борьбой с вредными привычками в народной среде. В области оказания медицинской помощи населению роль больниц и лечебниц епархиального подчинения была не очень велика. Ярославская духовная консистория заинтересовалась церковными лечебными учреждениями лишь в годы русско-японской войны, которая сопровождалась огромным количеством раненых, размещавшихся, в том числе и в

Ярославской губернии. Определенное значение в этом деле имели лишь некоторые монастырские лечебницы, обслуживавшие не только представителей духовенства, но и жителей близлежащих районов. Впрочем, главную роль в данной сфере играли земские больницы.

Среди вредных привычек, распространенных в народе на рубеже XIX - XIX вв. преобладало пьянство. В деле организации трезвенного движения ярославские священнослужители добились серьезных результатов. Они создали в разных частях Ярославской губернии более полусотни трезвеннических организаций, в которых в разное время состояли тысячи людей. Общества трезвости в 90-х гг. XIX в. развернули широкомасштабную деятельность, включавшую антиалкогольную пропаганду через проповеди, публичные чтения и беседы, а также печатные издания. При трезвеннических организациях создавались библиотеки и читальни, чайные и ремесленные курсы, призванные отвлекать население от пьянства. Деятельность обществ трезвости играла положительную роль в деле оздоровления нации, но не могла кардинально решить проблему пьянства даже в масштабах конкретного церковного прихода.

В заключении работы содержатся общие выводы исследования. В конце XIX - начале XX в. духовенство Ярославской епархии вело активную и разностороннюю работу по решению общественно значимых проблем населения. Законодательство Российской империи того времени зачастую не учитывало специфики социокультурной деятельности РПЦ, приравнивая ее к светским общественным организациям. Инициатива по претворению в жизнь того или иного социального проекта нередко исходила от священнослужителей, но в материальном и юридическом плане первенствующее значение государства сохранялось. Финансирование

социальных проектов церкви осуществлялось в значительной степени из местных средств, доля которых в некоторые годы достигала 70%. Оценки активной общественной работы церкви в среде духовенства и интеллигенции были разнообразными и нередко противоположными. Косвенные данные свидетельствуют о сочувственном отношении народа к такого рода деятельности. Различные аспекты социокультурной деятельности церкви отличались по значению, степени внимания со стороны духовенства и успешности. На первом месте по этим показателям находилась образовательная и просветительская деятельность. Особым вниманием епархиального начальства она пользовалась в 80-е гг. XIX в. Большое значение имели также церковная благотворительность, поддержка обездоленных и сирот, которые считались духовенством приоритетными на протяжении всего изучаемого периода. Трезвенное движение переживало наивысший рассвет в 90-е гг. XIX в. Менее успешной являлась сфера оказания медицинской помощи населению. РПЦ не имела достаточных материальных и кадровых ресурсов для организации и содержания лечебных учреждений. Их численность была небольшой. Чаще всего они создавались при монастырях.

В целом социокультурная деятельность духовенства Ярославской епархии конца XIX - начале XX в. может быть признана успешной и имевшей важное значение в решении социальных проблем своего времени. Все разнообразные аспекты общественного служения церкви были взаимосвязаны и дополняли друг друга. Это позволяет уверенно говорить о существовании единой системы социальной работы епархиального духовенства, призванной сохранять и усиливать связь с постоянно изменяющимся обществом.

Основные научные результаты исследования отражены в следующих публикациях:

1. Любарец, А.Г. Основные аспекты социальной деятельности ярославского духовенства в конце XIX -начале XX в. / А.Г. Любарец // Ярославский педагогический вестник: Научный журнал. -Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2010. — № 3. — С.278-282. (автора — 0,5 п.л.).

2. Любарец, А.Г. Народные чтения и собеседования с прихожанами как способ формирования основ гражданского самосознания в конце XIX - начале XX в. (по материалам Ярославской епархии) [Текст] / А.Г. Любарец // Ярославский педагогический вестник: Научный журнал. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2011. — № 1. — С.323-327. (автора — 0,5 п.л.).

3. Любарец, А.Г. Церковно-приходские благотворительные учреждения в Ярославской епархии в конце XIX - начале XX вв. [Текст] / А.Г. Любарец // Ярославский педагогический вестник: Научный журнал. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2011. — № 4. — С. 310-314. (автора — 0,5 п.л.).

4. Любарец, А.Г. Социальная деятельность ярославского духовенства в конце XIX - начале XX в.: к постановке проблемы [Текст] / А.Г. Любарец // Вопросы отечественной и зарубежной истории, политологии, теологии, образования: материалы конф. «Чтения Ушинского». Ярославль, 2008. — С. 130-137. (автора — 0,3 пл.).

5. Любарец, А.Г. Социальная деятельность духовенства Ярославской епархии в конце XIX - начале XX века [Текст] / А.Г. Любарец // Шестьдесят первая научно-техническая

конференция студентов, магистрантов и аспирантов. Ярославль, 2008. — С. 23. (автора — 0,1 пл.).

6. Любарец, А.Г. Церковно-приходские школы Ярославской епархии в конце XIX в. [Текст] / А.Г. Любарец // Наука и инновации XXI века: материалы IX окружной конференции молодых ученых. Т. II. Сургут, 2009. — С. 9899. (автора — 0,2 п.л.).

7. Любарец, А.Г. Просветительская и образовательная деятельность духовенства Ярославской епархии в конце XIX - начале XX в. [Текст] / А.Г. Любарец // Вопросы отечественной и зарубежной истории, политологии, теологии, образования: материалы конф. «Чтения Ушинского». Ярославль, 2009. — С. 143-149. (автора — 0,4 п.л.).

8. Любарец, А.Г. Участие ярославского духовенства в благотворительной поддержке русской армии в годы русско-японской войны [Текст] / А.Г. Любарец // Вопросы отечественной и зарубежной истории, политологии, теологии, образования: материалы конф. «Чтения Ушинского». Ярославль, 2010. — С. 161-169. (автора — 0,5 п.л.).

9. Любарец, А.Г. Церковно-приходские общества трезвости в Ярославской епархии в конце XIX - начале XX в. [Текст] / А.Г. Любарец // Вопросы отечественной и зарубежной истории, политологии, теологии, образования: материалы конф. «Чтения Ушинского». Ярославль, 2011. — С. 147-154. (автора —0,5 п.л.).

 

Текст диссертации на тему "Социокультурная деятельность духовенства Ярославской епархии в конце XIX - начале XX в."

61 12-7/307

ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. К.Д. УШИНСКОГО

На правах рукописи

Любарец Алексей Григорьевич

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДУХОВЕНСТВА ЯРОСЛАВСКОЙ ЕПАРХИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.

Специальность - 07.00.02 - Отечественная история Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор АрхиповаЛ.М.

Ярославль, 2011

Оглавление

Введение................................................................................................................4

Глава I. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУХОВЕНТСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ЕЕ ОЦЕНКА В ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.

...............................................................................................................................44

§ 1 Законодательство Российской империи о социокультурной

деятельности Русской православной церкви................................................46

§ 2 Отражение проблемы включения православного духовенства в социокультурную деятельность в трудах религиозных и светских

мыслителей......................................................................................................65

§ 3 Освещение социокультурной деятельности духовенства на страницах

газеты «Ярославские епархиальные ведомости».........................................87

Глава II. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЯРОСЛАВСКОГО ДУХОВЕНСТВА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.....99

§ 1 Образовательная и просветительская деятельность

священнослужителей Ярославской епархии.................... .............................99

§ 2 Церковная благотворительность в Ярославской епархии.................137

§ 3 Духовенство Ярославской епархии в организации трезвенного

движения и оказании медицинской помощи населению..........................158

Заключение........................................................................................................176

Список использованных источников и литературы.....................................187

Приложения.......................................................................................................206

Введение

Русская православная церковь - это единственный в России социальный институт, который более тысячи лет сохраняет религиозно-каноническую суть православного христианства, не утратив своей связи с трансформирующимся обществом. Особенно значительными политическими, экономическими и культурно-мировоззренческими изменениями отличался период рубежа XIX - XX вв. Модернизация общества сопровождалась обострением многих социальных проблем, таких как бедность, сиротство и беспризорность, алкоголизм, снижение культурного уровня населения. Разрыв с исторически сложившимися традициями был очень болезненным и характеризовался обострением противоречий общества и власти, усилением социально-экономических противоречий, «сменой вех» в общественном сознании, утратой связи с религиозно-культурной традицией. РПЦ реагировала на эти изменения усилением социальной направленности служения духовенства, пытаясь сохранить свою роль в обществе. В то же время экономические и политические изменения постсоветского периода истории нашей страны привели к обострению многих социальных проблем, таких как безработица, алкоголизм, наркомания, бедность, снижение культурного уровня населения и др. Поэтому опыт РПЦ в социальной работе важен в качестве исторического фундамента для такого рода деятельности в современных условиях.

К сфере социального служения церкви традиционно относят благотворительность, призрение бедных, трезвенное движение, просвещение населения, образование, медицину.

В историографии темы исследования можно выделить 3 этапа, которые в целом совпадают с периодами развития отечественной исторической мысли: дореволюционный (до 1917 г.), советский (1917-1991 гг.), современный (с 1991 г. до наших дней). На каждом из них проводились исследования, посвященные истории церкви в целом, светской и церковной

благотворительности и различными аспектами социокультурной деятельности РПЦ.

Большое значение в изучении истории русского православия имеет «История Русской церкви» митрополита Макария. Он в своем труде всесторонне исследует историю РПЦ с древнейших времен до второй половины XVII в. При рассмотрении истории Русской православной церкви автор уделяет внимание и традициям церковной благотворительности1.

Фундаментальным исследованием по истории РПЦ с древнейших времен до конца правления императора Александра II признан труд известного историка и богослова П.В. Знаменского, созданный в конце XIX -начале XX в. Автор создал довольно реалистичную, правдивую картину разнообразного участия церкви в судьбе России. Он рассматривал

церковную историю в различных аспектах, включая социальное служение

2

духовенства.

В дореволюционной историографии социокультурная деятельность церкви не была обделена вниманием историков. И. Лабутин, Е. Никитин, Г. Ульгорн, В.О. Ключевский утверждали, что существует глубокая связь православного сознания с благотворительностью и нищелюбием. В их работах были раскрыты религиозные и морально-нравственные аспекты социокультурной деятельности духовенства, а также ее практический опыт

з

на протяжении истории Русской православной церкви .

1 Митрополит Макарий. История Русской церкви // www.magister.msk.ru/history/makary.htm

2 Знаменский П.В. История русской церкви. М., 2000.

3 Лабутин И. Характер христианской благотворительности. СПб., 1899; Никитин Е. Христианская благотворительность. М., 1907; Ульгорн Г. Христианская благотворительность в древней церкви. СПб., 1899; Ключевский В.О. Добрые люди Древней Руси. М., 1915.

В центре внимания В.М. Бензина, Е.Д. Максимова, A.A. Папкова была приходская и братская благотворительность. Эти авторы утверждали, что появление православных братств активизировало социокультурную деятельность духовенства, особенно народное образование и просвещение населения. В их работах православным братствам и приходским попечительствам было уделено особое внимание4.

Характерно, что среди тех, кто обращался к теме участия церкви в решении социальных проблем, было немало священнослужителей. Духовный сан имели И. Лабутин, Е. Никитин, A.A. Папков. Их принадлежность к церковной иерархии наложила свой отпечаток на характер изложения материала и оценку целей и задач церковной социокультурной деятельности. Представители духовенства считали, что церковь как одна из главных основ русского общества имеет полное право вести работу во всех сферах общественной жизни, опираясь при этом на сугубо религиозное понимание мира и его насущных проблем. В такой несколько односторонней трактовке темы заключалась специфика исследований церковных историков. В них иногда замалчивались недостатки социокультурной деятельности духовенства или излишне преувеличивались его заслуги.

Светские авторы относились к общественному служению РПЦ более критично, учитывая отрицательные моменты данной стороны церковной жизни. При этом многие аспекты данной стороны церковной жизни по разным причинам не получали в исследованиях должного внимания.

В советский период в официальной идеологии отношение к религии и Русской православной церкви было сугубо отрицательным. Следовательно, любая деятельность священнослужителей, даже общественно полезная, оценивалась, как попытка отвлечь народные массы от насущных проблем и

4 Бензин В.М. Приходские братства на Руси после 1864 г.; Максимов Е. Историко-статистический очерк благотворительности и общественного призрения в России. СПб., 1894; Папков А. Упадок православного прихода (XVIII-XIX в.). М., 1899.

стремлений. Большинство публикаций носило ярко выраженный антирелигиозный характер. Признанным лидером в этом направлении исторического творчества признавался Е.М. Ярославский, тенденциозные работы которого выходили в 30-е гг. XX в. и ярко свидетельствовали об

5

атеистических взглядах автора .

Схожий характер имели исследования И.Д. Эльвина и Б. Кандидова,

которые освещали в неприглядном свете роль церкви в годы Первой мировой

6

воины .

В труде Н.М. Никольского рассмотрены все периоды истории церкви на Руси от принятия христианства до революции 1917 года. Автор уделил внимание также истории раскола, антирелигиозным, по его мнению, народным движениям, истории сектантства в России. Он отрицательно

7

относился к любым формам церковной деятельности и к религии в целом .

В монографии Е.Ф. Геркулова «Православная церковь - враг просвещения» отстаивалось мнение о том, что целью любой деятельности церкви в Российской империи было препятствование в получении качественного образования представителями народа и насаждение антинаучных религиозных взглядов, мешающих развитию личности и общества в целом8.

В отношении к церкви мало что изменилось и в официальной идеологии периода развитого социализма. В 1970 году выходит работа М.С. Корзуна «Русская православная церковь на службе эксплуататорских классов». Название книги говорит само за себя. Автор относит церковь к

5 Ярославский Е.М. Борьба за преодоление религии. М., 1935. Его же. Против религии и церкви. М., 1932.

6 Кандидов Б. Церковный фронт в годы мировой войны. М., 1929; Эльвин И.Д. Церковь и война. (1914 - 1918). М., 1934.

7 Никольский Н.М. История русской церкви. М., 1988.

8 Геркулов Е.Ф. Православная церковь - враг просвещения. М., 1962.

общественным институтам, которые должны были снижать классовую напряженность в обществе путем обмана и используя необразованность народа, его пассивность и религиозность. Церковь здесь показана лишь безвольным и бессильным перед властями политическим инструментом, который, по мнению М.С. Корзуна, не мог заниматься какой-либо серьезной

9

самостоятельной деятельностью .

Советская историография обращала очень мало внимания на церковную историю и любые связанные с ней вопросы. От нее трудно было ждать непредвзятости в оценке этого социального института и его роли в русском обществе, так как целью большинства изысканий по истории православия в то время был поиск материалов для антирелигиозной пропаганды. Политическая конъюнктура оказывала зачастую подавляющее влияние на оценку социального служения духовенства, делая многие труды предвзятыми и необъективными.

Изменения в отношении историков к РПЦ произошли лишь в конце 80-х гг. К этому периоду относится несколько работ по истории церкви, в которых она положительно оценивается, в том числе и с точки зрения ее социокультурной деятельности.

Из работ тех лет можно выделить коллективный авторский труд «Русское православие: вехи истории», где впервые позитивно характеризовалось участие церкви в развитии отечественного образования и культуры. К тому же в этой работе уделено значительное внимание именно деятельности церкви в различных сферах общественной жизни10.

Монографии исследователей, эмигрировавших из России в начале XX в., отличались от советских публикаций. В них рассмотрена история РПЦ в целом, уделяя внимание и социальным аспектам служения духовенства.

9 Корзун М.С. Русская православная церковь на службе эксплуататорских классов. М., 1970.

10 Русское православие: вехи истории. М., 1989.

Примером такой работы может служить труд A.B. Карташева «Очерки по истории русской церкви», вышедший в 1959 году в Париже. Он не страдает недостатками советских работ. Историк уделяет внимание в основном истории церковных учреждений и отношениям государства и церкви. Социальное служение духовенства также описано A.B. Карташевым, но довольно бегло за исключением вклада РПЦ в народное образование. Автор довел свое исследование до конца правления императора Павла I, показывая особенности положения церкви при каждом из правителей, начиная со времени крещения Руси11.

И.М. Концевич в своих работах уделял серьезное внимание изучению истории православного монашества на Руси с древнейших времен до начала XX в. Автор попытался раскрыть сущность монастырского старчества, уделил большое внимание описанию внешней хозяйственной и внутренней

духовной жизни православной обители. Изучение истории монастыря

12

Оптина Пустынь занимает значительное место в работах исследователя .

И.К. Смолич в фундаментальном труде «История русской церкви» уделил внимание многим аспектам социального служения духовенства. Однако его оценка этой деятельности во многом односторонняя и характеризуется безусловным стремлением к положительной характеристике всех начинаний духовенства порубежной эпохи. В соблюдении паствой постулатов православия в единстве с усилением влияния церкви во всех сферах жизни общества автор видел рецепт бескризисного развития этого общества13.

11 Карташев A.B. Очерки по истории русской церкви. Т. 1-2. М., 1993.

12 Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях древней Руси. М., 2002. Его же. Оптина Пустынь и ее время. М., 1995.

13 Смолич И.К. История русской церкви. В 9 кн. М., 1996. - Кн. 8. История русской церкви синодального периода 1700-1917 гг. Ч. 2; С. 204-221.

Склонность автора к абсолютизации роли властей и церкви в деле сохранения и преумножения духовно-патриотического состояния общества представляется спорной. В то же время нельзя не признать, что И.К. Смолич приводит большое количество примеров успешной работы духовенства по решению насущных социальных проблем.

На современном этапе развития отечественной исторической науки существует немало работ, посвященных социокультурной деятельности Русской православной церкви. Они различны по географической локализации, по количеству охваченных социальных аспектов, по оценке значения этой деятельности для русского общества. В некоторых публикациях выявляется региональная специфика социального служения церкви.

Д.В. Поспеловский в своих работах рассматривается роль Православной Церкви в истории нашей страны и её взаимоотношения с государством на разных этапах развития. С точки зрения оценки фактов и событий эта книга отличается как от трудов советского периода, так и от современных публикаций по истории церкви. В частности он пытается обосновать необходимость определенных изменений в обрядовости РПЦ в соответствии с духом времени в направлении определенной «демократизации» религии. Большое место в его работах занимает исследование взаимодействия церкви и тоталитарной политической системы в СССР14.

Церковно-государственным отношениям в XVIII - начале XX в. посвящена работа В.А. Федорова. Автор делает вывод о высокой степени подчиненности государственным структурам всех сторон церковной жизни и о создании своего рода «религиозного министерства» в лице Святейшего Синода. По его мнению, даже развитие инициативности РПЦ в различных деятельностных аспектах в порубежную эпоху коренным образом не

14 Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1995. Его же. Русская Православная Церковь в XX в. М., 1995.

изменили ситуацию. Церковь продолжала являться выразителем воли государства в духовной сфере15.

В монографиях П.В. Власова и М.В. Фирсова наиболее глубоко и всесторонне прослеживались духовные основы благотворительности, исторические этапы православного попечительства и призрения на фоне становления в целом отечественной социальной работы.

П.В. Власов охарактеризовал особенности благотворительности в целом

и социокультурной деятельности духовенства в частности. Автор проследил

несколько этапов развития церковной благотворительности и считал, что на

рубеже XIX - XX вв. она достигла кульминации своего развития. В то же

время П.В. Власов отводил церкви в благотворительной деятельности место

вдохновителя и не более того. Более активная роль в социальной работе на

16

рубеже веков принадлежала, по мнению автора, светским учреждениям .

Такой взгляд, безусловно, имеет право на жизнь, но на протяжении всего указанного периода священнослужители и вся церковная иерархия уделяли большое внимание практике социального служения.

В своей докторской диссертации и в работе «Русская церковь накануне перемен (конец 1890 - начало 1918 гг.)» М.В. Фирсову удалось расширить сложившиеся представления о социокультурной деятельности духовенства. Автор уделял много внимания исследованию практического воплощения социальных проектов священнослужителями и проблемам, возникавшим при этом. Он подробно описал социальную деятельность приходских церквей в

15 Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство. Синодальный период 1700 -1917. М., 2003.

16 Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М., 2001.

области народного образования и просвещения, а также медицинского

17

обслуживания населения .

Предметами исследования известного российского историка П.Н.

Зырянова стали русские монастыри и монашество в XIX - начале XX в.

Автор уделил серьезное внимание социокультурной деятельности

монашествующего духовенства. В основном она была направлена на

призрение беднейших слоев населения и некоторым образом на народное

образование и просвещение. Крупные богатые монастыри занимались более

широким кр