автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Социологические проблемы исследования религиозного образования в современной России

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Боброва, Ольга Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Социологические проблемы исследования религиозного образования в современной России'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социологические проблемы исследования религиозного образования в современной России"

л

На правах рукописи

Боброва Ольга Владимировна

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРАВОСЛАВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

22 00.06,- социология культуры, духовной жизни

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

\

Екатери нбург-2003

Работа выполнена на кафедрах социологии Российского государственного профессионально-педагогического университета и Гуманитарного университета

Научный руководитель - доктор социологических наук,

доцент Костина Н.Б.

Официальные оппоненты - доктор социологических наук,

профессор Г.Б. Кораблева

- кандидат философских наук, доцент Т.М. Садкина

Ведущее учреждение -Уральский государственный

экономический университет

Защита состоится 2 июля 2003 года в 14-00 часов на заседании диссертационного Совета К 212. 285.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата социологических наук в Уральском государственном техническом университете по адресу: 620002, РФ, Свердловская обл., г. Екатеринбург, К-2, ВТУЗгородок, ул. Мира, 19.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Уральского государственного технического университета.

Автореферат разослан мая 2003 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор социологических наук, профессор

В.Т. Шапко

200$ 257Г/

Зъ<э ич

3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Радикальные социально-политические преобразования в России конца XX в. привели к активизации религиозной жизни, что нашло выражение в росте уровня религиозности граждан, формировании новых общин и. приходов как в традиционных для России конфессиях, прежде всего - православии, так и в значительном увеличении численности объединений различных направлений протестантизма и новых религиозных движений. На фоне стабилизации в последние годы количества верующих имеет место некоторое возрастание доли «воцерковлен-ных». Это обусловлено тем, что только в конце XX в. у российских граждан появилась реальная возможность реализовать свободу мировоззренческого выбора.

Важной тенденцией современного общества является ослабление регулятивного влияния религии на различные стороны социальной жизни. В то же время в российском обществе мы наблюдаем своего рода «контртенденцию» - некоторое «возвращение» религии, в особенности православия, в светскую жизнь людей В несколько раз увеличилось количество приходов и монаст ы-рей Русской Православной Церкви. Активизировалась деятельность Священного синода, на соборах обсуждаются самые актуальные проблемы взаимодействия общества, государства и церкви. Например, на последнем Архиерейском соборе, состоявшемся 13-16 августа 2000 года, были приняты Основы социальной концепции Русской Православной церкви.

Распространение влияния церкви на отдельные стороны жизни российского общества обусловило изменение её управленческой структуры, появление синодальных отделов, посредством которых осуществляется взаимодействие церкви и общества. Созданы отделы церковной благотворительности и социального служения, миссионерский отдел, отдел религиозного образования и катехизации, ведающий вопросами религиозного просвещения и образования мирян.

Для России конца XX в. в целом характерен значительный рост масштабов религиозного образования, проникновение представителей как традиционных конфессий, так и новых религиозных движений в светские учебные заведения В силу этого актуальным становится выявление значимости этого вида образования не только для самих религиозных конфессий, но и его влияния на различные стороны социальной жизни. Значительно возросли масштабы православного образования. Если ещё в 70-80-е гг. насчитывались единицы религиозных школ, то сегодня их уже сотни от начального звена до учреждений профессионального образования Однако регулирование процесса восстановления религиозного образования только в последние два гри года берется под контроль как со стороны Церкви, так и государства (че-

РОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ вив;;и- тека

С.Петербург

2005"РК

рез лицензирование и аккредитацию) Возросший интерес населения к религии, увеличение количества верующих и числа приходов обострили потребность в расширении религиозного профессионального образования, подготовке большего числа священнослужителей. Дефицит последних привел к тому, что нередко в священный сан рукополагали наспех подготовленных людей, что не могло не сказаться отрицательно на их пастырской деятельности.

Решение проблем, возникающих в сфере религиозного образования, возможно при условии, во-первых, его функционирования на основе действующего законодательства, во-вторых, теоретического и эмпирического исследования происходящих в нем процессов. В настоящее время наиболее успешно, по сравнению с другими конфессиями, формируется система религиозного образования в Русской Православной Церкви, самой многочисленной в России, что определяет выбор нами этой конфессии для изучения на ее материале проблем современного религиозного образования.

Вместе с тем проблемы возрождения и развития религиозного образования в России с научных позиций, в частности, с точки зрения социологии, практически не изучались, хотя необходимость в этом давно назрела в связи с тем, что сегодня в религиозном образовании происходят процессы, затрагивающие интересы как представителей различных конфессий, так неверующих и атеистов. В частности, следует назвать введение подготовки в государственных университетах по специальности «Теология», недавнее предложение Министерства образования РФ о введении в светских учебных заведениях предмета «Основы православной культуры», что вызвало неоднозначную реакцию общественности и породило ожесточенные дискуссии Данная ситуация выступает одной из сторон проблемы государственного регулирования религиозного образования, а также его взаимодействия со светским.

Построение основ социологической концепции изучения религиозного образования в настоящее время представляется весьма актуальным, поскольку данная концепция не только позволит рассмотреть состояние религиозного образования в современной России, но и предоставит возможность определить его статус и значение для нашего общества, а также в какой-то мере дать прогноз тенденций его изменения в дальнейшем Теоретический социологический анализ религиозного образования и проведение эмпирических исследований в этой области могут послужить базой для проведения мониторинга трансформации религиозного образования, формирования Модели государственно-церковных отношений в данной сфере, содействовать установлению толерантности во взаимодействии государства и различных церквей, носителей различных мировоззрений в сфере образования

Сегодня появилась настоятельная потребность в эффективном регулировании развития религиозного образования, суть которого заключается в

предвидении возможностей развития того или иного явления и принятии мер для недопущения возникновения негативных для общества последствий. До настоящего времени возрождение и развитие религиозного образования существенно опережало принятие управленческих решений в обозначенной области социальной реальности Информация, полученная в результате социологического исследования состояния религиозного образования и отношения к нему различных слоев населения, может оказать содействие устранению управленческого лага в решении проблем регулирования процессов, происходящих как в самом религиозном образовании, так и во взаимодействии светского и религиозного образования.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ современного православного религиозного образования в России, рассмотрение тенденций его развития, специфических особенностей и институтов, регулирующих религиозно-образовательную деятельность, не являлись предметом специального теоретического и эмпирического изучения отечественных исследователей Недостаточная разработанность данной проблемы обусловлена, во-первых, спецификой самого объекта изучения, исследовательский доступ к которому весьма ограничен в силу его определенной закрытости, во-вторых, незначительным вниманием социологов и представителей других общественных наук к проблеме возрождения религиозного образования, ставшей актуальной лишь в последнее время, в-третьих, непроработанностью теоретико-методологических и эмпирических основ, необходимых для изучения данной проблематики Социология и другие гуманитарные отрасли знания создают теоретико-методологические основания для изучения религиозного образования, само же оно анализируется ими в контексте решения иных исследовательских задач.

Одними из первых к изучению религиозного образования обратились исследователи, занимающиеся вопросами формирования современной концепции государственно-церковных отношений, в том числе и в сфере образования, и практики, осуществляющие реальное управление данными процессами Рассмотрению проблем религиозного образования посвящают свои работа религиозные деятели, теологи. Определенным научным вкладом в изучении феномена религиозного образования являются идеи, разработанные в рамках философии образования, педагогики и психологии

Социологическая наука также начинает в последние годы обращаться к вопросам религиозного образования, но пока не как к самостоятельной проблеме, а в контексте изучения отношения разных групп населения к религии, оценок её значимости для современного общества, перспею ив существования с позиции социологии образования и социологии религии

Анализ образования в социологии значим для нас постольку, поскольку религиозное образование выступает как один из типов образования Исследо-

ванию образования в отечественной и зарубежной социологии посвятили свои работы Л А Беляева, Л.Г. Борисова, Р. Будон, П Бурдье, Ю Р. Вишневский, С И. Григорьев, В А. Дмитриенко, А Жирар, Г Е Зборовский, В. Исамбер-Жамогти, Л.Н Коган, Л Ф Колесников, Г.Б. Кораблёва, В Т Лисовский, Н.А Люрья, В Я Нечаев, А М Осипов, Л.Я Рубина, ГН Сериков, В С Собкин, Л. Танги, В Н. Турченко, А Турэн, Ф Р. Филиппов, Е. А Шуклина и др.

Взаимодействие религии и общества, с которым тесно связаны проблемы религиозного образования, рассматривается в трудах Л А Андреевой Р. Белла, А С Ваторопина, М Вебера, Д Дьюи, Э Дюркгейма, А Г Здраво-мыслова, Н Б Костиной, И А Куницина, Л. Леви-Брюля, К Маркса, К Ман-хейма, С В Медведко, Р Мертона, Н.Д Никандрова, Е Д Руткевич, М Г Писманика, П Сорокина, Н Смелзера, В А. Сухомлинского, 3 Фрейда, Дж Фрезера, В Шадрикова, Л С. Элбакян, И.Н Яблокова и др.

К непосредственному изучению некоторых аспектов религиозного образования в настоящее время обращаются религиоведы и правоведы В И Гараджа, Ю П Зуев, A.B. Колодин, М.Н. Костикова, Т А Кудрина, И А Куницин, Л Н Митрохин, Ф Г. Овсиенко, Н А. Трофимчук и др Отдельные аспекты религиозного образования находились в поле зрения классиков мировой социологии М Вебера, Э. Дюркгейма, К. Манхейма

Институциональные аспекты религии с позиций структурно-функционального анализа рассматривали известные социологи Р Белла. М Вебер, Ж Дюмезиль, Э Дюркгейм, Дж. Йингер, О. Конт, Г Ладберг, К Леви-Стросс, Б Малиновский, А. Радклифф-Браун, Г Спенсер, Д. Хоманс, Э Эванс-Причард.

Сравнительный метод в изучении религиозных институтов использовался М Вебером (сравнение «идеальных типов» институтов протестантизма и католицизма), Э Дюркгеймом (поливариантный анализ устойчивости рел и-гиозных моральных норм) К этой традиции можно отнести и таких исследователей как А Гоулднер, Дж Ленски, В.Н. Нечипуренко, И.Н Полонская, С И Самыгин, Э Трельч, Б Уилсон.

Определение сущности институтов религиозного образования подразумевает необходимость рассмотрения различных точек зрения на понимание социальных институтов в целом, что отражено в работах Н Аберкромби М И Бобневой, П Бергера, Л Болтянски, Т Веблена, Дж Гэлбрейта, У Гамильтона, Дж Коммонса, Н Б Костиной, А.И Кравченко, И И Леймана, Т. Лукмана, О Нор га, М Олсона, Э Тайююту, С Б Тернера, О Уильямсона С С Фролова, С Хилла, Дж Ходжсонаидр.

Рассмотрение проблем религиозного образования с православных позиций нашло свое отражение в работах иеромонаха Иллариона (Алфеева), о Артемия Владимирова, о Сергия Булгакова, о. Владимира Воробьева

А Л. Дворкина, о Андрея Кураева, Н В Маслова, А.И. Осипова, Е.Ф. Сосун-цова, JI.B Суровой, О.В Смирновой, о Петра Смирнова, Игумена Иоанна (Экономцева), Патриарха Московского и Всея Руси Алексия П, архиепископа Верейского Евгения, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и др.

Объектом исследования выступает религиозное образование в современной России.

Предметом исследования являются социологические аспекты религиозного образования в современной России: его состояние, тенденции, отражение в общественном сознании

Цель и задачи исследования Цель работы заключается в социологическом изучении современного религиозного образования в России (на материале православного образования), его взаимосвязи со светским образованием. Достижение цели требует решения следующих задач:

• обоснования специфики социологического подхода к религиозному образованию;

• осуществления понятийного анализа религиозного образования, выработки его социологического определения;

• выявления отличительных особенностей религиозного образования по сравнению со светским,

• определения соотношения религиозного просвещения и образования с религиоведческим просвещением и образованием;

• проведения анализа функций религиозного образования;

• рассмотрения институциональных аспектов религиозного образования;

• выявления актуальных тенденций развития религиозного образования в современной России;

• изучения особенностей взаимосвязи религиозного и светского образования в современной России,

• проведения анализа общественного мнения по проблемам современного религиозного образования

Методологическими основаниями социологического исследования религиозного образования послужили педагогический, философский, психологический подходы к изучению образования.

Теоретико-методологической основой для социологического рассмотрения религиозного образования выступают деятельностный и системный подходы, с позиции которых оно рассматривается как определенная образовательная система и как деятельноегь включенных в нее субъектов. Среди классиков социологии при исследовании религии на деятельностный подход опирались М. Вебер, Э Дюркгейм, П Сорокин,- К Манхейм, а также социо-

логи современного этапа А. Басс, Р. Белла, П. Бергер, И. Йингер,Т Лукман, Т. Парсонс др. В этом контексте для нас важное значение имеют работы, в которых разрабатываются системный и деятельностный подходы к изучению общества. Эти работы относятся к таким направлениям как структурный функционализм, теория систем (системный подход), теория социального действия, символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология (деятельностный подход).

Важное значение для изучения религиозного образования имеют функциональный и институциональный подходы в связи с тем, что религиозное образование выполняет специфические функции, а религиозно-образовательная деятельность обладает высокой степенью институционали-зации.

Среди теоретических методов для нашего исследования особенно важен сравнительный, который позволил рассмотреть соотношение религиозного образования, религиозного просвещения, религиоведческого образования, религиоведческого просвещения, выявить тенденции трансформации религиозного образования в России в настоящее время.

В эмпирической части исследования использовались методы глубинного интервью, экспертного опроса, анкетирования и анализа документов В 2000 году нами было проведено исследование в Екатеринбургской духовной семинарии, в 2001-2002 гг в вузах г Екатеринбурга (были опрошены студенты Российского государственного профессионально-педагогического университета и Уральской академии государственной службы) Также был опрошен ряд православных священнослужителей.

Особое внимание в работе уделялось принципу объективности, который предполагает, что исследовательские задачи должны решаться независимо от личных мировоззренческих и ценностных ориентации ученого

Научная новизна исследования заключается в обращении к актуальному и практически не исследованному в рамках социологии феномену социальной реальности современной России - религиозному образованию Основные результаты исследования, определяющие его научную значимость и выносимые на защиту, заключаются в следующем

1 Обосновывается необходимость разработки концепции религиозною образования в рамках социологического подхода

2 Осуществляется понятийный анализ религиозного образования в контексте социологического изучения. Религиозное образование определяется как деятельность по трансляции специфического вида знания, ценностей, образа жизни и мироощущения, осуществляемого профессионально подютовленны-ми людьми в отношении учащихся

3 Выявляется специфика религиозного образования через его основные отличия от светского, которая проявляется в содержании транслируемою зна-

ния, отражающего сферу религиозного опыта человека; в результате образовательной деятельности, выражающемся в воспроизводстве особого типа личности (верующей) и общности (религиозной); в качественных характеристиках религиозного образования (консервативности, стабильности, низком уровне динамики и инновационности, символичности, наличии иррационального компонента; в характере соотношения элементов образования и воспитания в учебном процессе, реализуемом с явным доминированием последнего.

4 Предлагается трактовка соотношения религиозного образования.и просвещения, доказывается, что первое реализуется в рамках формального образования, второе неформального, т е. осуществляется в процессе социализации человека через институты культуры, СМИ, воспитания, семьи и др Показ ы-вается, что религиозное образование и просвещение взаимно дополняют друг друга

5 На основе определения сущности религиозного образования выявляются следующие его функции' воспроизводства религиозных общностей и сохранения их «чистоты», обеспечения устойчивости социальных отношений в обществе, социальных связей и внутригрупповой сплоченности; упорядочивания и сведения деятельности религиозных общностей к предсказуемым образцам социальных ролей, социализации, социальной мобильности, воспроизводство и развитие духовной культуры общества.

6 Рассматривается соотношение религиозного и религиоведческого образования Выявляются принципиальные различия между ними в целях, содержании образования, субъектах его реализации. Обосновывается, что в условиях становления религиозного образования возрастает значимость дальнейшего развития религиоведчесгкого образования как фактора формирования мировоззренческой, религиозной, национальной толерантности.

7 В рамках институционального подхода к анализу религиозного образования выявляются виды его нормативного регулирования, которое осуществляется посредством внешних и внутренних, формальных и неформальных, всеобщих и частных нормативных систем.

8 Доказывается, что внутренние нормативные регуляторы религиозного образования характеризуются отсутствием принципиальных противоречий, которые являются основой стабильности его функционирования, устанавливается наличие несоответствия между внешними нормами, регулирующими религиозное образование, определяющими связь между религиозным образованием и другими социальными институтами, религиозным и светским образованием Внешние формы нормативной регуляции не вполне соотве1ав\-ют современным реалиям и будут претерпевать дальнейшие изменения и процессе развития I осу дарственно-церковных отношений

9 Обосновывается существование трех основных тенденций трансформации религиозного образования в России взаимодействия светского и религиозного образования, формирования новых государственно-церковных отношений в сфере религиозного образования, появления инновационных процессов в религиозном образовании.

10. Приводятся основные результаты собственного социологического исследования общественного мнения по вопросам религиозного образования.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Разработка основ социологической концепции религиозного образования дает возможность в перспективе создать его развернутую целостную концепцию, к о-торая может быть использована в качестве основания для проведения дальнейшего теоретического и эмпирического исследования выявленных тенденций трансформации религиозного образования Для своевременного анализа процессов, происходящих в сфере религиозного образования в России, необходимо осуществлять его мониторинг, методические основы которого заложены в эмпирическом исследовании Валидная социологическая информация, получаемая в результате проведения мониторинга общественного мнения о религиозном образовании, может быть использована субъектами управления при совершенствовании государственно-церковных отношений в этой области.

Материалы данной работы могут быть использованы в учебных курсах «Социология», «Социология религии», «История религий», «Религиоведение» и др, а также способствовать принятию оптимальных управленческих решений по вопросам регулирования взаимодействия социальных общностей в сфере светского и религиозного образования.

Апробация работы. Основные идеи и результаты исследования отражены в 12 публикациях общим объемом 3,3 п л , в выступлениях на 14 международных, всероссийских и региональных конференциях Результаты исследования были включены в доклад Департамента по делам молодежи Свердловской области для Администрации Свердловской области («Молодежь Свердловской области на рубеже веков проблемы, тенденции, ориентиры Екатеринбург, 2002») Основные положения и выводы исследования нашли практическое применение при проведении занятий по учебным курсам «Социология», «История религий»

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии Объем -(екста 179 страниц, список литературы содержит 254 наименования

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во «Введении» обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень ее разработанности, формулируются объект, предмет, цель и задачи диссертационной работы, определяются методологическая и источниковая база исследования, его научная новизна.

В первой главе «Религиозное образование как предмет социологического анализа» обосновывается необходимость построения основ социологической концепции религиозного образования, разрабатываются элементы этой концепции, в которой предлагается рассмотрение специфики религиозного образования в отличие от светского образования В главе определяется сущность социологического подхода к религиозному образованию, выявляются оптимальные, с точки зрения социологической науки, методологические подходы для исследования религиозного образования, основными из которых являются деятельностный, системный, институциональный В первом параграфе «Социологический анализ религиозного образования: содержание и специфика» религиозное образование рассматривается как специфический, по сравнению со светским, тип образования В связи с этим анализируются подходы к образованию с позиций различных наук педагогики, психологии, философии. Особое внимание уделяется социологическому подходу к образованию, в соответствие с которым образование выступает и как деятельность, и как система, и как институт, и как процесс

Классики мировой социологии не осуществляли глубокого анализа феномена религиозного образования, но говорили о его существовании, о некоторых связанных с ним социальных проблемах и изменении его роли в обществе О. Конт рассматривал вопрос о ненужности включения теологии в систему образования пролетариата в контексте противопоставления народного образования устаревшей системе католического образования М Вебер размышлял о соотношении религиозности и образованности у христиан. Э Дюркгейм характеризовал аскетическое воспитание, его влияние на образование и формирование человека. К Манхейм в религиозном образовании усматривал условие преодоления «морального кризиса» общества, порожденного либерализмом.

Социологический анализ религиозного образования как типа образования предваряется рассмотрением работ, в которых так или иначе затрагивают проблемы религиозного образования, среди которых условно можно выделить два основных направления его исследования конфессиональное и внеконфессиональное (светское).

Представителями конфессионального направления выступают теологи, религиозные деятели, которых интересуют процессы взаимодействия государства и церкви в сфере образования, но в большей сюпенп они обращаются

к проблемам развития самого религиозного образования Исследование указанных проблем с православных позиций нашло свое отражение в работах о Артемия Владимирова, о Андрея Кураева, иеромонаха Алфеева, Игумена Иоанна (Экономцева), Л В Суровой и других авторов.

В рамках внеконфессионального (светского) направления отдельные проблемы религиозного образования изучаются религиоведами,'юристами, философами, педагогами, которые обращаются к рассмотрению проблем, связанных с распространением религиозного образования в нашей стране, делая акцент на том, что наше государство является светским, но исходит из принципа толерантности в отношении конфессиональной политики и, следовательно, должно соблюдать как права конфессий на осуществление образовательной деятельности, так и принципы, не допускающие клерикализации общества. К проблемам соотнесения религиозного и светского образования обращаются В.И Гараджа, Ю П Зуев, Н.Б Костина, Л.Н. Митрохин, Ф Г Овси-енко, Н А Трофимчук и др.

Обращение отечественной социологической науки к проблемам религиозного образования сегодня определяется не только теоретической необходимостью, но и практической значимостью, что ставит вопрос об его социологическом изучении

Построение основ социологической концепции религиозного образования, на наш взгляд, предполагает исследовательскую работу в следующих направлениях.

Необходимо выявление специфических черт религиозного образования и его отличия от светского образования Важной особенностью религиозного образования является содержание транслируемого знания, отражающего религиозный опыт человека Религиозное образование, таким образом, является способом передачи особого типа знания (религиозного) и средством приобщения к религиозной практике Кроме этого, специфично социально-педагогическое взаимодействие в сфере религиозного образования, имеющее противоречивый характер С одной стороны, обучаемый субьект выступает пассивной стороной, поскольку знание, обусловленное вероучением, может восприниматься учащимися только некритично в условиях подчинения абсолютной силе духовного авторитета наставников С другой стороны, обучение сопровождается повышенным вниманием педагогов к процессу инте-риоризации учащимися содержания религиозных догматов, индивидуальному освоению ими духовного опыта

Отличия религиозного образования от светского напрямую сказываю г-ся на результате образовательной деятельности, поскольку религиозное образование выступает средством воспроизводства особого типа личности (верующей) и общности (религиозной) Религиозное образование отличается от светского консерватизмом, стабильностью, низким уровнем динамики и ин-

новационности, символичностью, а также наличием иррационального компонента. Отличия религиозного образования проявляются в характере соотношения элементов образования и воспитания в учебном процессе, реализуемом с явным доминированием последнего. Различия, кроме того, видны в характере инновационной деятельности, применении новых образовательных технологий, использование которых в религиозном образовании ограничено

Для обоснования специфики религиозного образования с позиции социологического анализа большое значение имеет рассмотрение его функций. В работе уделяется значительное внимание функциям, которые присущи только религиозному образованию В то же время рассматриваются и функции, общие для всех видов образования/выясняются их особенности применительно к религиозному образованию Речь идет о таких функциях, как воспроизводство религиозных общностей и сохранение их «чистоты», обеспечение устойчивости социальных отношений в обществе, социальных связей и внутригрупповой сплоченности, контроль и регулирование, упорядоч е-ние и сведение деятельности религиозных общностей к предсказуемым образцам социальных ролей, социализация, социальная мобильность, воспроизводство и развитие духовной культуры общества

Построение основ социологической концепции религиозного образования предполагает выяснение сущности социологического подхода к религиозному образованию, призванного определить его роль в современном российском обществе, влияние на внутренний мир личности, её поступки, а через это - и на действие в других, нерелигиозных сферах деятельности

В рамках социологического похода показывается сущность религиозного образования и дается его авторское определение Под религиозным образованием понимается деятельность по трансляции специфического вида знания (религиозных доктрин), ценностей, образа ж-изни и мироощущения, осуществляемая профессионально подготовленными лицами (священнослужителями, религиозными педагогами) в отношении учащихся (мирян и будущих священнослужителей).

Религиозное образование необходимо рассматривать не обособленно, а как феномен, соотносящийся с другими, имеющими отношение к распространению религиозного знания и знания о религии религиозным просвещением, религиоведческим образованием и религиоведческим просвещением, которые обладают общимй и отличительными чертами, а также субординационным соотношением. На наш взгляд, их соотнесение заключается в следующем' религиозное просвещение может выступать как одна из составляющих религиозного образования Иными словами, религиозное образование представляет собой более широкий феномен, чем религиозное просвещение Рассматриваемые феномены обладают как сходствами, так и отличиями, которые показаны в приведенной ниже таблице

Таблица

Отличительные характеристики религиозного просвещения и образования

Просвещение Образование

Воздействие на аудиторию менее систематизированное Воздействие на аудиторию более систематизированное

Воздействие на аудиторию не четко ограничено во временном континууме Воздействие на аудиторию ограничено во временном континууме стандартами образовательного процесса

Аудитория просвещения анонимна, невозможно с точностью определить ее параметры Аудитория учащихся, получающих образование, конкретна, имеет определенные характеристики и цели

Обратная связь с аудиторией ситуативная, может отсутствовать Наличие обратной связи с обучающимися обязательно

Во втором параграфе первой главы «Институциональные аспекты изучения религиозного образования» представлен институциональный анализ религиозного образования.

Мы полагаем, что институт религиозного образования выступает в виде системы норм, признанных людьми, включенными в религиозно-образовательную деятельность, регулирующих ее, сводящих данный вид деятельности к ожидаемым и предсказуемым образцам поведения субъектов, включенных в религиозное образование В зависимости от субъекта нормотворчества можно выделить нормы религиозного образования, условно называемые «внешними» (системы норм, установленных в отношении религиозно-образовательной деятельности со стороны международного сообщества, государства, органов местного самоуправления) и «внутренними» (нормы, определяющие религиозно-образовательную деятельность внутри конфессии, конкретного религиозного учебного заведения) «Внутренние» нормы, в свою очередь, подразделяются на официальные - документально зафиксированные нормы (уставы учебных заведений, основы социальной концепции Русской Православной Церкви, определения Священного Синода и т.д.) и неофициальные - общепринятые нормы, которые могут быть обязательными (всеобщими) как для всех духовных школ, так и исключительно для конкретной, отдельно взятой школы (традиции помощи больным людям, организация праздников и духовных бесед и др )

В зависимости от уровня образования можно выделить также нормы профессионального и непрофессионального религиозного образования, которые имеют много общих характеристик, а их отличия определяются спецификой соответствующего уровня образования

В системе норм, регулирующих религиозное образование, существуют противоречия Они характерны, прежде всего, для внешних норм и проявля-

ются в виде разногласий в законодательной сфере. Например, до настоящего времени не утвержден статус религиозных образовательных учреждений (они одновременно рассматриваются и как некоммерческие организации, и как религиозные объединения), решения одного министерства (Министерства образования) вступают в противоречие .с постановлениями другого (Министерства юстиции) В частности, первое разрешило введение специальности «Теология» в государственных вузах и даже приняло соответствующий стандарт, а второе отменило данное решение.

Институт религиозного образования определяет процесс взаимодействия Церкви и государства В настоящее время во взаимодействии Церкви и государства наметился ряд важных тенденций, которые рассмотрены во второй главе «Современное религиозное образование: российская практика и перепет ивы развития».

Первый параграф второй главы «Тенденции развития религиозного образования в современной России: социологический анализ » посвящен исследованию тенденций современного религиозного образования в России и восприятию их верующими и неверующими людьми. На наш В31ляд, сегодня в России можно выделить три основные тенденции развития религиозного образования

Во-первых, следует отметить тенденцию взаимодействия светского и религиозного образования. Она проявляется в изменении содержания образовательных программ, методов обучения, аналогии структур светского и религиозного образования. Процесс взаимодействия религиозного и светского образования регулируется как внешними нормами религиозного образования, так и внутренними, которые были рассмотрены выше.

Наиболее ярковыраженным проявлением взаимодействия светского и религиозного образования выступают приближение структуры религиозного образования к структуре светского и включение элементов обучения религии в светское образование Воспроизведение в религиозном образовании структуры светского образования сегодня является одним из необходимых условий успешного развития религиозного образования в целом, квалифицированной подготовки людей, его получающих. Одним из аспектов данной проблемы является дефицит педагогических кадров религиозного образования Другой проблемой, препятствующей успешному взаимодействию названных видов образования, выступает несоответствие образовательных профамм светского и религиозного образования. Их принципиальные отличия ограничиваю! возможности выравнивания уровней образования (светского и религиозною), аккредитацию религиозных школ, получение учащимися профессиональных религ иозных учебных заведений дипломов государственного обра иш и г и

Во-вторых, выделяется тенденция динамизма, или появления инновационных для религиозного образования процессов, которые проявляются в

пересмотре его методов и содержания в соответствии с особенностями и потребностями как современного общества, так и получающей это образование личности. Целью реформы духовных школ должно стать не только возвращение к традиционным образцам религиозного образования Одновременно необходимо серьезное совершенствование естественнонаучной и общегуманитарной подготовки в рамках учреждений профессионального религиозного образования, что невозможно без введения в оборот основных достижений современной науки Помимо этого, необходим новый подход к некоторым аспектам учебного процесса, новые методы воспитания, новая трактовка дисциплинарных правил, новая концепция взаимоотношений между преподавателем и студентом, которые должны привести к формированию ответственности перед собой и окружающими, а не страха перед преподавателями.

В-третьих, можно назвать тенденцию складывания новых государственно-церковных отношений в сфере образования, необходимость которых определяется интенсивным ростом количества религиозно-образовательных учреждений, включенностью в их деятельность значительного числа граждан В то же время их функционирование не в полной мере соответствует современным социальным реалиям.

Однако становление новых государственно-церковных отношений в »

сфере образования сопровождается определенными проблемами Россия -поликонфессиональное государство, и в этом случае важно учитывать права граждан на получение религиозного образования, соотносить интересы и по- "

требности представителей традиционных конфессий, неверующих и атеистов. С одной стороны, необходимо соблюдать светскость государственного образования в соответствии с законодательством об образовании, с другой, - предоставить всем желающим возможность получать религиозное образование на основании прав, провозглашенных в законах «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Об образовании».

В качестве наиболее актуальной проблемы государственно-церковных отношений в сфере образования в работе анализируется феномен проникновения Русской Православной Церкви в систему светского образования. Оно проявляется в двух основных тенденциях. 1 введении преподавания в системе государственного непрофессионального образования основ православия, 2 - организации в системе профессионального государственного образования подготовки по специальности «Теология».

Тенденции, характерные для современного религиозного образования, находят свое отражение в сознании как верующих, так и неверующих людей Анализу мнений и суждений о религиозном образовании, информация о которых получена в ходе эмпирического исследования, посвящен второй параграф второй главы «Отношение студентов религиозных и светских учеб-

нмх заведений к религиозному образованию: опыт социологического исследования»

В качестве объекта исследования выступила молодежь г Екатеринбурга в возрасте от 18 до 30 лет, получающая высшее профессиональное светское и духовное образование Предметом исследования стали потребностно-мотивационная сфера учащихся семинарии, оценки студентами и экспертами социальной роли и перспектив религиозного образования В ходе исследования были опрошены студенты РГТТПУ (Российского государственного профессионально-педагогического университета), УрАГС (Уральской академии государственной службы), ЕПДС (Екатеринбургской православной духовной семинарии) В качестве экспертов, принявших участие в исследовании, выступили администрация и преподаватели Екатеринбургской духовной семинарии Мнения молодых людей, участвовавших в исследовании, обладают особой значимостью при оценке перспектив и тенденций в сфере религиозного образования, так как эти мнения завтра станут позицией чиновников, педагогов и священнослужителей, которые будут оказывать влияние на развитие этого образования, практически осуществлять религиозно-образовательную деятельность. Результаты исследования в той или иной мере используются практически во всех параграфах диссертации, однако основные выводы исследования приводятся именно в последнем параграфе.

Люди, непосредственно включенные в процесс религиозного образования (семинаристы), склонны в большей мере к рассмотрению внутренних проблем религиозного образования. В этом контексте выявлены мотивы поступления в религиозную школу (социальные: неудовлетворенность светской нормативно-ценностной системой, потребность в образовании, смене образа жизни и ином типе социального взаимодействия с окружающими, религиозно-мистические- вера в Бога, мистический опыт, побуждающий стремление к изменению мировоззрения, чему может способствовать религиозное образование, потребность в духовном совершенствовании и спасении души). Социальные и религиозно-мистические мотивы получения религиозного образования сводятся к основной потребности - служению Богу и людям

Результаты исследования свидетельствуют о принципиально разных установках неверующих и верующих, влияющих на выбор между двумя т и-пами образования Дети священнослужителей (доля которых составляет 20% обучающихся семинарии) реже, чем это гипотетически ожидалось, поступают в религиозные школы, по сравнению с выходцами из обычных семей, что объясняется потребностью поиска своего призвания, нежеланием копировать жизненные клише своих родшелей В свою очередь, студенты, пришедшие к вере независимо от религиозных установок родителей и ближайшего окружения, часто остаются непонятыми в этом социальном окружении и испытывают определенное давление со сюроны референтных групп, в которые они

были включены до поступления в семинарию Всех без исключения студентов затрагивает проблема адаптации к новому образу жизни, воспроизводимому религиозным образованием, на решение которой у студентов уходит в среднем, как и у студентов светских вузов, от полугода до года, но с той разницей, что они привыкают жить в практически закрытой организации, со специфическим внутренним укладом.

Проблемы взаимодействия светского и религиозного образования по-разному оцениваются верующими и неверующими людьми Первые, как и ожидалось, исключительно позитивно отзываются о религиозном образовании и желают его получать, полагая одновременно, что его необходимо дополнять светским образованием - для расширения кругозора и эрудиции будущих священнослужителей Вторые демонстрируют толерантное отношение к религиозному образованию, но не желают его получать ни в какой форме, порой из опасения стать более уязвимыми в современном обществе, с их точки зрения, из-за установок, транслируемых этим типом образования (так считают 68% опрошенных студентов светских вузов). Только 8% из них о т-метили, что религия является основой общества, 56% считают, что религия должна быть обособлена от других сфер общественной жизни, 32% - что она должна удовлетворять потребности населения, которое относит себя к верующим. В то же время они лояльно настроены в отношении религиозного воспитания в семье и не отрицают его полезности. Большинство опрошенных нами студентов государственных вузов считает, что религиозное образование <1

развивает в человеке гуманность (90%), воспитывает почитание родителей и ценностей семьи (88%). В то же время, по их мнению, религиозно воспитанный человек слишком доверчив, что затрудняет его жизнь в современном мире (68%), религиозное воспитание отдаляет ребенка от сверстников (72%) религиозное образование приводит к трудностям в реализации человека в жизни (52%).

Студенты духовной семинарии полагают, что в светское образование необходимо вводить религиозное, но на правах факультатива и по желанию родителей или самих обучающихся. Против факультативного обучения рел и-гии в светских школах не возражает и значительная доля опрошенных нами неверующих молодых людей (более 60%), предлагая, в свою очередь, введение в религиозное профессиональное образование новых дисциплин, позволяющих, например, семинаристам получать представление о реалиях современной социальной жизни, чтобы они могли более уверенно ориентироваться в проблемах своей паствы.

Итак, современные проблемы религиозного образования затратвакл сегодня интересы значительной части населения России. В настоящее время их обсуждение становится актуальным не только для верующих, но и для н е-верующих людей, что находит живой отклик в общественном сознании

Общественное мнение еще весьма неустойчиво относительно данной проблематики, но уже можно с уверенностью сказать, что в отношении религиозного образования все разногласия необходимо решать с предельной деликатностью, учитывая существование двух основных позиций, конфессиональной, сторонники которой полностью, всесторонне одобряют и поощряют развитие религиозного образования в России во всех его формах, и светской, которая заключается в осторожном отношении к активному продвижению религиозного образования в России и стремлении соблюдать принципы и нормы, провозглашенные в Конституции РФ и соответствующих законах РФ.

В «Заключении» диссертации подводятся итоги результатов исследования, формулируются общие теоретические и эмпирические выводы, определяются направления дальнейших исследований в данной области: посто-роение развернутой теоретической социологической концепции религиозного образования на базе представленных разработок, рассмотрение проблем непрофессионального религиозного образования, изучение поведения верующих в религиозном образовании; осуществление мониторинга общественного мнения в отношении проблем, связанных с развитием религиозного образования, для почучения социологической информации, необходимой для государственного регулирования этой сферы

1 Основное содержание диссертационной работы изложено в следующих

i публикациях:

1. Социоинженерный анализ проблем управления школой (аннотация к работе, участвовавшей в IV областном конкурсе студенческих работ // Актуальные проблемы развития гуманитарных наук Екатеринбург, 2000. 0,1 п. л.

2. Проблемы современного религиозного образования // Проблемы общественного развития в зеркале социологии и экономики Тез. докл. Ill межрегион. науч конф. Екатеринбург, 2000 0,2 п л

3. Тенденции в современном религиозном образовании // Актуальные проблемы общественного развития Тез докл студенческой науч. конф. Екатеринбург, 2001.0,1 пл.

' 4 Взаимодействие светского и православного образования в современ-

ной России- от осознания к действию // Проблемы общественного развития в зеркале социологии и экономики Тез докл 4-ой Всерос науч. конф и статьи Екатеринбург, 2001. 0,25 п. л

5 Инновации в православном профессиональном образовании // Инновации в профессиональном и профессионально- педагогическом образовании. Тез докладов VIII Рос науч -практ конф Екатеринбург, 2000. 0,1 п л

6 К вопросу о возможности инноваций в религиозном образовательном учреждении// Инновационные технологи и в педагогике и на производстве. Тез. докл VH регион науч -практ. конф мол. ученых и специалистов. Екатеринбург, 2001. 0,2 п.л

7. Взаимодействие светского и религиозного образования в России современная практика // Образование и наука. Известия Урал, отдел Российской академии образования 2001 №2 (8). 0,75 п.л.

8. Образование в меняющемся мире («круглый стол») // Образование и наука. Известия Урал отдел Российской академии образования 2001. №2 (8). 0,1 п.л.

9. Религиозность и религиозная ситуация: тенденции и проблемы // Большой Урал - XXI век Сб. матер Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2001 0,75 п.л

10 Об определении понятия «религиозное образование» // Конкурентоспособность территорий и предприятий - стратегия экономического развития страны Тез. V Всерос форума мол. ученых и студентов Екатеринбург, 2002 Ч 2. 0,1 п л

11. Религиозное образование: подходы к исследованию // Инновационные технологии в педагогике и на производстве: Тез. докл. VIII межрегион науч - практ конф мол. ученых и специалистов. Екатеринбург, 2002 0,1 п л

12. О некоторых особенностях современного православного образования // Социология в российской провинции: тенденции, перспективы развития. В 5 ч Ч 4 Екатеринбург,2003 0,3 п.л.

Подписано в печать 24 05 2003. Формат 16x84/16. Бумага для множ. аппаратов. Усл. печ. л ^С Уч.-изд. л {М- Тираж 100 экз. Заказ № 54 Уральский государственный технический университет. 620002, РФ Свердловская обл , г Екатеринбур!, ул. Мира, 19

Отпечатано на ризографе Гуманитарного университета 620049, г. Екатеринбург, ул. Студенческая, 19.

«

РНБ Русский фонд

2005-4 23751

\

об г/ m

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Боброва, Ольга Владимировна

Введение.

1. Религиозное образование как предмет социологического анализа.

1.1 Социологический анализ религиозного образования: содержание и специфика.

1.2 Институциональные аспекты изучения религиозного образования.

2. Современное религиозное образование: российская практика и перспективы развития.

2.1 Тенденции развития религиозного образования в современной России: социологический анализ.

2.2 Отношение студентов религиозных и светских учебных заведений к религиозному образованию: опыт социологического исследования.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по социологии, Боброва, Ольга Владимировна

Актуальность темы исследования. Радикальные социально-политические преобразования в России конца XX в. привели к активизации религиозной жизни, что нашло выражение в росте уровня религиозности граждан, формировании новых общин и приходов как в традиционных для России конфессиях, прежде всего - православии, так и в значительном увеличении численности объединений различных направлений протестантизма и новых религиозных движений. На фоне стабилизации в последние годы количества верующих имеет место некоторое возрастание доли «воцерковленных». Это обусловлено тем, что только в конце XX в. у российских граждан появилась реальная возможность реализовать свободу мировоззренческого выбора.

Важной тенденцией современного общества является ослабление регулятивного влияния религии на различные стороны социальной жизни. В то же время в российском обществе мы наблюдаем своего рода «контртенденцию» - некоторое «возвращение» религии, в особенности православия, в светскую жизнь людей. В несколько раз увеличилось количество приходов и монастырей Русской Православной Церкви. Активизировалась деятельность Священного синода, на соборах обсуждаются самые актуальные проблемы взаимодействия общества, государства и церкви. Например, на последнем Архиерейском соборе, состоявшемся 13-16 августа 2000 года, были приняты Основы социальной концепции Русской Православной церкви.

Распространение влияния церкви на отдельные стороны жизни российского общества обусловило изменение её управленческой структуры, появление синодальных отделов, посредством которых осуществляется взаимодействие церкви и общества. Созданы отделы церковной благотворительности и социального служения, миссионерский отдел, отдел религиозного образования и катехизации, ведающий вопросами религиозного просвещения и образования мирян.

Для России конца XX в. в целом характерен значительный рост масштабов религиозного образования, проникновение представителей как традиционных конфессий, так и новых религиозных движений в светские учебные заведения. В силу этого актуальным становится выявление значимости этого вида образования не только для самих религиозных конфессий, но и его влияния на различные стороны социальной жизни. Значительно возросли масштабы православного образования. Если ещё в 70-80-е гг. насчитывались единицы религиозных школ, то сегодня их уже сотни - от начального звена до учреждений профессионального образования. Однако регулирование процесса восстановления религиозного образования только в последние два - три года берется под контроль как со стороны Церкви, так и государства (через лицензирование и аккредитацию). Возросший интерес населения к религии, увеличение количества верующих и числа приходов обострили потребность в расширении религиозного профессионального образования, подготовке большего числа священнослужителей. Дефицит последних привел к тому, что нередко в священный сан рукополагали наспех подготовленных людей, что не могло не сказаться отрицательно на их пастырской деятельности.

Решение проблем, возникающих в сфере религиозного образования, возможно при условии, во-первых, его функционирования на основе действующего законодательства, во-вторых, теоретического и эмпирического исследования происходящих в нем процессов. В настоящее время наиболее успешно, по сравнению с другими конфессиями, формируется система религиозного образования в Русской Православной Церкви, самой многочисленной в России, что определяет выбор нами этой конфессии для изучения на ее материале проблем современного религиозного образования.

Вместе с тем проблемы возрождения и развития религиозного образования в России с научных позиций, в частности, с точки зрения социологии, практически не изучались, хотя необходимость в этом давно назрела в связи с тем, что сегодня в религиозном образовании происходят процессы, затрагивающие интересы как представителей различных конфессий, так неверующих и атеистов. В частности, следует назвать введение подготовки в государственных униврситетах по специальности «Теология», недавнее предложение Министерства образования РФ о введении в светских учебных заведениях предмета «Основы православной культуры», что вызвало неоднозначную реакцию общественности и породило ожесточенные дискуссии. Данная ситуация выступает одной из сторон проблемы государственного регулирования религиозного образования, а также его взаимодействия со светским.

Построение основ социологической концепции изучения религиозного образования в настоящее время представляется весьма актуальным, поскольку данная концепция не только позволит рассмотреть состояние религиозного образования в современной России, но и предоставит возможность определить его статус и значение для нашего общества, а также в какой-то мере дать прогноз тенденций его изменения в дальнейшем. Теоретический социологический анализ религиозного образования и проведение эмпирических исследований в этой области могут послужить базой для проведения мониторинга трансформации религиозного образования, формирования модели государственно-церковных отношений в данной сфере, содействовать установлению толерантности во взаимодействии государства и различных церквей, носителей различных мировоззрений в сфере образования.

Сегодня появилась настоятельная потребность в эффективном регулировании развития религиозного образования, суть которого заключается в предвидении возможностей развития того или иного явления и принятии мер для недопущения возникновения негативных для общества последствий. До настоящего времени возрождение и развитие религиозного образования существенно опережало принятие управленческих решений в обозначенной области социальной реальности. Информация, полученная в результате социологического исследования состояния религиозного образования и отношения к нему различных слоев населения, может оказать содействие устранению управленческого лага в решении проблем регулирования процессов, происходящих как в самом религиозном образовании, так и во взаимодействии светского и религиозного образования.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ современного православного религиозного образования в России, рассмотрение тенденций его развития, специфических особенностей и институтов, регулирующих религиозно-образовательную деятельность, не являлись предметом специального теоретического и эмпирического изучения отечественных исследователей. Недостаточная разработанность данной проблемы обусловлена, во-первых, спецификой самого объекта изучения, исследовательский доступ к которому весьма ограничен в силу его определенной закрытости, во-вторых, незначительным вниманием социологов и представителей других общественных наук к проблеме возрождения религиозного образования, ставшей актуальной лишь в последнее время, в-третьих, непроработанностью теоретико-методологических и эмпирических основ, необходимых для изучения данной проблематики. Социология и другие гуманитарные отрасли знания создают теоретико-методологические основания для изучения религиозного образования, само же оно анализируется ими в контексте решения иных исследовательских задач.

Одними из первых к изучению религиозного образования обратились исследователи, занимающиеся вопросами формирования современной концепции государственно-церковных отношений, в том числе и в сфере образования, и практики, осуществляющие реальное управление данными процессами. Рассмотрению проблем религиозного образования посвящают свои работы религиозные деятели, теологи. Определенным научным вкладом в изучении феномена религиозного образования являются идеи, разработанные в рамках философии образования, педагогики и психологии.

Социологическая наука также начинает в последние годы обращаться к вопросам религиозного образования, но пока не как к самостоятельной проблеме, а в контексте изучения отношения разных групп населения к религии, оценок её значимости для современного общества, перспектив существования с позиции социологии образования и социологии религии.

Анализ образования в социологии значим для нас постольку, поскольку религиозное образование выступает как один из типов образования. Исследованию образования в отечественной и зарубежной социологии посвятили свои работы JI.A. Беляева, Л.Г. Борисова, Р. Будон, П. Бурдье,

Ю.Р. Вишневский, С.И. Григорьев, В.А. Дмитриенко, А.Жирар, Г.

Е. Зборовский, В. Исамбер-Жамогти, Л.Н. Коган, Л.Ф. Колесников, Г.Б.

Кораблёва, В.Т. Лисовский, Н.А. Люрья, В.Я Нечаев, A.M. Осипов, Л.Я

Рубина, Г.Н. Сериков, В.С Собкин, Л. Танги, В.Н. Турченко, А. Турэн, Ф.Р. Филиппов, Е. А . Шуклина и др.

Взаимодействие религии и общества, с которым тесно связаны проблемы религиозного образования, рассматривается в трудах Л.А.

Андреевой, Р. Белла, А.С. Ваторопина, М. Вебера, Д. Дьюи, Э.

Дюркгейма, А.Г. Здравомыслова, Н.Б. Костиной, И.А. Куницина, Л. Леви-Брюля, К. Маркса, К. Манхейма, С.В. Медведко, Р. Мертона, Н.Д. Никандрова, Е.Д. Руткевич, М. Г. Писманика, П. Сорокина, Н.

Смелзера, В.А. Сухомлинского, 3. Фрейда, Дж. Фрезера, В. Шадрикова, Л.С. Элбакян, И.Н. Яблокова и др.

К непосредственному изучению некоторых аспектов религиозного образования в настоящее время обращаются религиоведы и правоведы: В.И. Гараджа, Ю. П. Зуев, А.В. Колодин, М.Н. Костикова, Т.А. Кудрина, И.А. Куницин, Л.Н. Митрохин, Ф.Г. Овсиенко, Н.А. Трофимчук и др. Отдельные аспекты религиозного образования находились в поле зрения классиков мировой социологии М. Вебера, Э. Дюркгейма, К. Манхейма.

Институциональные аспекты религии с позиций структурнофункционального анализа рассматривали известные социологи Р. Белла, М.

Вебер, Ж. Дюмезиль, Э. Дюркгейм, Дж. Йингер, О. Конт, Г. Ладберг, К.

Леви-Стросс, Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун, Г. Спенсер, Д. Хоманс, Э. Эванс-Причард.

Сравнительный метод в изучении религиозных институтов использовался М. Вебером (сравнение «идеальных типов» институтов протестантизма и католицизма), Э. Дюркгеймом (поливариантный анализ устойчивости религиозных моральных норм). К этой традиции можно отнести и таких исследователей как А. Гоулднер, Дж. Ленски, В.Н.

Нечипуренко, И.Н. Полонская, С.И. Самыгин, Э. Трёльч, Б. Уилсон.

Определение сущности институтов религиозного образования подразумевает необходимость рассмотрения различных точек зрения на понимание социальных институтов в целом, что отражено в работах: Н.

Аберкромби, М.И. Бобневой, П. Бергера, Л. Болтянски, Т. Веблена, Дж. Гэлбрейта, У. Гамильтона, Дж. Коммонса, Н.Б. Костиной, А.И Кравченко, И.И.Леймана, Т. Лукмана, О. Норта, М. Олсона, Э. Тайклоту, С.Б. Тернера, О. Уильямсона, С.С. Фролова, С. Хилла, Дж. Ходжсона и др.

Рассмотрение проблем религиозного образования с православных позиций нашло свое отражение в работах иеромонаха Иллариона (Алфеева), о. Артемия Владимирова, о. Сергия Булгакова, о. Владимира Воробьева, А.Л. Дворкина, о. Андрея Кураева, Н.В. Маслова, А.И. Осипова, Е.Ф. Сосунцова, Л.В. Суровой, О.В. Смирновой, о. Петра Смирнова, Игумена Иоанна (Экономцева), Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, архиепископа Верейского Евгения, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и др.

Объектом исследования выступает религиозное образование в современной России.

Предметом исследования являются социологические аспекты религиозного образования в современной России: его состояние, тенденции, отражение в общественном сознании.

Цель и задачи исследования. Цель работы заключается в социологическом изучении современного религиозного образования в России на материале православного образования), его взаимосвязи со светским образованием. Достижение цели требует решения следующих задач:

• обоснования специфики социологического подхода к религиозному образованию;

• осуществления понятийного анализа религиозного образования, выработки его социологического определения;

• выявления отличительных особенностей религиозного образования по сравнению со светским;

• определения соотношения религиозного просвещения и образования с религиоведческим просвещением и образованием;

• проведения анализа функций религиозного образования;

• рассмотрения институциональных аспектов религиозного образования;

• выявления актуальных тенденций развития религиозного образования в современной России;

• изучения особенностей взаимосвязи религиозного и светского образования в современной России;

• проведения анализа общественного мнения по проблемам современного религиозного образования.

Методологическими основаниями социологического исследования религиозного образования послужили педагогический, философский, психологический подходы к изучению образования.

Теоретико-методологической основой для социологического рассмотрения религиозного образования выступают деятельностный и системный подходы, с позиции которых оно рассматривается как определенная образовательная система и как деятельность включенных в нее субъектов. Среди классиков социологии при исследовании религии на деятельностный подход опирались М. Вебер, Э. Дюркгейм, П. Сорокин, К. Манхейм, а также социологи современного этапа А. Басс, Р. Белла, П. Бергер, И. Йингер,Т. Лукман, Т. Парсонс др. В этом контексте для нас важное значение имеют работы, в которых разрабатываются системный и деятельностный подходы к изучению общества. Эти работы относятся к таким направлениям как структурный функционализм, теория систем (системный подход), теория социального действия, символический интеракционизм, феноменологическая социология, этнометодология (деятельностный подход).

Важное значение для изучения религиозного образования имеют функциональный и институциональный подходы в связи с тем, что религиозное образование выполняет специфические функции, а религиозно-образовательная деятельность обладает высокой степенью институционализации.

Среди теоретических методов для нашего исследования особенно важен сравнительный, который позволил рассмотреть соотношение религиозного образования, религиозного просвещения, религиоведческого образования, религиоведческого просвещения, выявить тенденции трансформации религиозного образования в России в настоящее время.

В эмпирической части исследования использовались методы глубинного интервью, экспертного опроса, анкетирования и анализа документов. В 2000 году нами было проведено исследование в Екатеринбургской духовной семинарии, в 2001-2002 гг. в вузах г. Екатеринбурга (были опрошены студенты Российского государственного профессионально-педагогического университета и Уральской академии государственной службы). Также был опрошен ряд православных священнослужителей.

Особое внимание в работе уделялось принципу объективности, который предполагает, что исследовательские задачи должны решаться независимо от личных мировоззренческих и ценностных ориентаций ученого.

Научная новизна исследования заключается в обращении к актуальному и практически не исследованному в рамках социологии феномену социальной реальности современной России - религиозному образованию. Основные результаты исследования, определяющие его научную значимость и выносимые на защиту, заключаются в следующем.

1. Обосновывается необходимость разработки концепции религиозного образования в рамках социологического подхода.

2. Осуществляется понятийный анализ религиозного образования в контексте социологического изучения. Религиозное образование определяется как деятельность по трансляции специфического вида знания, ценностей, образа жизни и мироощущения, осуществляемого профессионально подготовленными людьми в отношении учащихся.

3. Выявляется специфика религиозного образования через его основные отличия от светского, которая проявляется: в содержании транслируемого знания, отражающего сферу религиозного опыта человека; в результате образовательной деятельности, выражающемся в воспроизводстве особого типа личности (верующей) и общности (религиозной); в качественных характеристиках религиозного образования (консервативности, стабильности, низком уровне динамики и инновационности, символичности, наличии иррационального компонента; в характере соотношения элементов образования и воспитания в учебном процессе, реализуемом с явным доминированием последнего.

4. Предлагается трактовка соотношения религиозного образования и просвещения, доказывается, что первое реализуется в рамках формального образования, второе - неформального, т.е. осуществляется в процессе социализации человека через институты культуры, СМИ, воспитания, семьи и др. Показывается, что религиозное образование и просвещение взаимно дополняют друг друга.

5. На основе определения сущности религиозного образования выявляются следующие его функции: воспроизводства религиозных общностей и сохранения их «чистоты», обеспечения устойчивости социальных отношений в обществе, социальных связей и внутригрупповой сплоченности; упорядочивания и сведения деятельности религиозных общностей к предсказуемым образцам социальных ролей, социализации, социальной мобильности; воспроизводство и развитие духовной культуры общества.

6. Рассматривается соотношение религиозного и религиоведческого образования. Выявляются принципиальные различия между ними в целях, содержании образования, субъектах его реализации. Обосновывается, что в условиях становления религиозного образования возрастает значимость дальнейшего развития религиоведчесгкого образования как фактора формирования мировоззренческой, религиозной, национальной толерантности.

7. В рамках институционального подхода к анализу религиозного образования выявляются виды его нормативного регулирования, которое осуществляется посредством внешних и внутренних, формальных и неформальных, всеобщих и частных нормативных систем.

8. Доказывается, что внутренние нормативные регуляторы религиозного образования характеризуются отсутствием принципиальных противоречий, которые являются основой стабильности его функционирования; устанавливается наличие несоответствия между внешними нормами, регулирующими религиозное образование, определяющими связь между религиозным образованием и другими социальными институтами, религиозным и светским образованием. Внешние формы нормативной регуляции не вполне соответствуют современным реалиям и будут претерпевать дальнейшие изменения в процессе развития государственно-церковных отношений.

9. Обосновывается существование трех основных тенденций трансформации религиозного образования в России: взаимодействия светского и религиозного образования, формирования новых государственно-церковных отношений в сфере религиозного образования, появления инновационных процессов в религиозном образовании.

10. Приводятся основные результаты собственного социологического исследования общественного мнения по вопросам религиозного образования.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Разработка основ социологической концепции религиозного образования дает возможность в перспективе создать его развернутую целостную концепцию, которая может быть использована в качестве основания для проведения дальнейшего теоретического и эмпирического исследования выявленных тенденций трансформации религиозного образования. Для своевременного анализа процессов, происходящих в сфере религиозного образования в России, необходимо осуществлять его мониторинг, методические основы которого заложены в эмпирическом исследовании. Валидная социологическая информация, получаемая в результате проведения мониторинга общественного мнения о религиозном образовании, может быть использована субъектами управления при совершенствовании государственно-церковных отношений в этой области.

Материалы данной работы могут быть использованы в учебных курсах «Социология» «Социология религии», «История религий», «Религиоведение» и др., а также способствовать принятию оптимальных управленческих решений по вопросам регулирования взаимодействия социальных общностей в сфере светского и религиозного образования.

Апробация работы. Основные идеи и результаты исследования отражены в 12 публикациях общим объемом 3,3 п.л., в выступлениях на 14 международных, всероссийских и региональных конференциях. Результаты исследования были включены в доклад Департамента по делам молодежи Свердловской области для Администрации Свердловской области («Молодежь Свердловской области на рубеже веков: проблемы, тенденции, ориентиры.

Екатеринбург, 2002»), Основные положения и выводы исследования нашли практическое применение при проведении занятий по учебным курсам «Социология», «История религий».

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Объем текста 179 страниц, список литературы содержит 254 наименования.

 

Список научной литературыБоброва, Ольга Владимировна, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"

1. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер С.Б. Социологический словарь. М.: Экономика, 2000.

2. Американский университет и его интеллектуальный потенциал: Аналит. об-зор/ИНИОН. -М., 1989.

3. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.

4. Бобнева М.И. Производственная организация как социальный институт современного общества и его изменение. М., 1970.

5. Булгаков С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность // Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т. М., 1993. Т.2.

6. Вебер М. Избранное. Образ общества. Пер. с нем.-. М.: Юрист, 1994.

7. Гараджа В.И. О преподавании религии. Философия, образование, культура (материалы круглого стола). Вопросы философии. 1999. №3.

8. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: в 2 т. М., 1975. Т.1.

9. Государство и религии: актуальные проблемы образования // Государство, религии, Церковь в России и за рубежом. Информ.-аналит. бюл. №3(27).

10. Дворкин A.JI. Сектоведение. Тоталитарные секты. Нижний Новгород, 2000.П.Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.Законодательство о религиозных культах, М., «Юридическая литература», 1969.

11. Зборовский Г.Е. Образование: от XX к XXI веку. Екатеринбург: Изд.-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000.

12. Зборовский Г.Е. Общая социология. Екатеринбург, 1997.

13. Зборовский Г.Е. Социология образования: В 2 ч. 4.1: Социология допрофес-сионального образования. Екатеринбург: Изд.-во Свердл. Инж.-пед. ин,-та, 1993.

14. Игумен Иоанн (Экономцев). Православное образование в России: традиции и развитие, уроки и перспективы // Педагогика. 1999. №4.

15. Игумен Иоанн (Экономцев). Проблемы церковной жизни. Рождественские чтения // Православный Ярославль. 1999. №1.

16. Клочков В.В. Закон и религия: От государственной религии в России к свободе совести в СССР М.: Политиздат, 1982.

17. Коган J1.H. Социология культуры. Екатеринбург, Изд.-во Урал. гос. ун.-та 1992.

18. Колесников Л.Ф., Турченко В.Н., Борисова Л.Г. Эффективность образования.-М.: Педагогика, 1991.

19. Колодин А.В., Кудрина Т.А. Проблема «школа и религия» в системе государственно-церковных отношений // Государство, религии, Церковь в России и за рубежом. Информ.-аналит. бюл. №3(20).

20. Костина Н.Б. Религиозная общность: проблемы социологического исследования. Екатеринбург, Изд. во Урал.гос.проф.-пед. ун-та, 2001.

21. Кравченко А.И. Социология. М.: Изд. центр «Академия» ,1997.

22. Краткий словарь по социологии/ Под. общ. ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М.: Политиздат, 1989.

23. Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России. М.: Отчий дом, 2000.

24. Лейман И.И. Наука как социальный институт. М.: Наука, 1971. 178с.

25. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. 700с.

26. Медведко С.В. Проблемы методологии современной социологии религии в России // Государство, религии, Церковь в России и за рубежом. Информ.-аналит. бюл. №2(26).

27. Мертон Р. Социальная структура и аномия //Рубеж. 1992. №2

28. Нечаев В.Я. Социология образования.- М.: Изд.-во МГУ, 1992.

29. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопр. экономики. 1997 .№3.

30. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Екатеринбург, «Весть», 1994.

31. Определения Священного Синода // Московская Патриархия №4, 2000.

32. Осипов А.И. Образование и духовность // Православный христианин. 1998. №8.

33. Осипов A.M. Общество и образование. Лекции по социологии образования. Новгород, 1998.

34. Осипов Г.В. Современная буржуазная социология: Крит, очерк. М.: Наука, 1964.

35. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академ, проспект, 2000.

36. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.

37. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Га-раджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996.

38. Российская социологическая энциклопедия. М.: Изд. группа «НОРМА-ИНФРА», 1998.

39. Самыгин С.И., Ничепуренко В.Н., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на Дону; «Феникс», 1996.

40. Святитель Тихон Задонский. Инструкции, что семинаристам должно наблюдать, данная при открытии Воронежской семинарии //Вестник духовного просвещения 1994, №1.

41. Семейное воспитание: Краткий словарь. Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ко-винько. М.: Политиздат, 1990.

42. СмелзерН. Социология. М.: Феникс, 1994.

43. Советский Энциклопедический словарь. М.: Изд.- во Советская Энциклопедия.

44. Современная западная социология: Словарь. М.: Политиздат, 1990.

45. Современная западная философия: Словарь/ Сост. Малахов B.C., Филатов В.П. М.: Политиздат, 1991.

46. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

47. Тадевосян Э.В.Словарь -справочник по социологии и политологии. М.: Знание, 1996.

48. Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования, православие и воспитание // Педагогика. 1999. №3.

49. Фролов С.С. Основы социологии. М.: Юрист, 1997.

50. Чапаев Н.К. Введение в курс «философия и история образования». Екатеринбург: Изд.-воУрал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998.

51. СОВРЕМЕННОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.

52. Структура непрофессионального религиозного образования;