автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Современная регентская практика: хормейстерский аспект

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Карпов, Юрий Семенович
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Современная регентская практика: хормейстерский аспект'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Карпов, Юрий Семенович

Введение.

Глава 1. Регент и церковный хор.

1.1. Регент церковного хора: определение, функции, статус. Регент в системе духовного просвещения.

Регент: к определению понятий.

Функции регента.

Статус регента.

Регентское образование.

Регент в системе духовного просвещения.

1.2. Современный церковный хор. Особенности формирования и функционирования.

Церковный хор: типология.

Особенности формирования.

Особенности функционирования.

Глава 2 . Церковно-певческий репертуар. Принципы формирования, специфика интерпретации.

2.1. Церковно-певческий репертуар.

Общая характеристика.

Эклектизм репертуара.

Принципы подбора репертуара.

2.2. Специфика интерпретации песнопений.

Темп и ритм богослужения.

Тональный план богослужения.

Исполнение в условиях обряда.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по искусствоведению, Карпов, Юрий Семенович

Современная церковно-певческая практика представляет собой весьма значительную область хорового исполнительства. За последние двадцать лет, в русле «духовного ренессанса», обращения к нравственным ценностям традиционных религий, в стране была возобновлена активная богослужебная деятельность Русской православной церкви (РПЦ) - открыты сотни храмов, созданы различные по составу и профессиональному уровню церковные хоры. Многие специалисты-хормейстеры разного уровня образования обратились к профессии церковного дирижера - регента.

Специфичность этой отрасли хормейстерской деятельности не подлежит сомнению. Принципы формирования и функционирования церковного хора, его репертуар, сама коммуникативная ситуация, возникающая в условиях «храмового действа», существенно отличаются от условий бытования других типов хоров - академических или народных, концертных, учебных или самодеятельных. Это вносит значительные коррективы в технологию хормейстерской работы, разработанную «светским» хоровым дирижированием. При этом церковно-певческая практика продолжает оставаться одной из наиболее доступных форм хорового исполнительства - ведь посещение службы не связано ни с финансовыми затратами, ни с настраиванием на особую «атмосферу высокого искусства», необходимым для посещения концертного зала. Таким образом, в сферу хоровой музыки вовлекается широкий круг населения, становящийся не только соучастником ритуала, но и слушателем хоровой музыки. Все это позволяет выделить церковно-певческую практику как особый феномен, существующий в контексте хоровой культуры и занимающий определенное место в жизни общества.

Обстоятельное изучение этой области важно по ряду причин, первая из которых - необходимость создания цельного представления о современной хоровой культуре, как сложной, комплексной, но единой системе. Особенно актуальным это является для современного дирижерско-хорового образования. Современная дирижерско-хоровая педагогика нацелена на воспитание грамотного, технологически оснащенного специалиста хорового дела с широким кругом знаний; дирижера, которому доступны все музыкальные стили. Знание специфики регентской работы, особенностей функционирования церковного хора необходимы для него так же, как и знания обо всех иных отраслях дирижерской специальности, сферах народного и академического исполнительства, специфике концертных, учебных или самодеятельных хоров.

Вторая причина, тесно связанная с первой - необходимость решения сугубо практических, исполнительских задач. Наше время - время активного возвращения в концертные залы колоссального пласта отечественной хоровой литературы - русской духовной музыки. Сегодня уже трудно представить концерт академического хора без исполнения духовных произведений. При этом практика показывает, что наряду с подлинными шедеврами звучит и музыка1 не самых высоких эстетических достоинств -сугубо прикладная, не имеющая большого музыкально-эстетического потенциала. Ее исполнение вне обряда теряет смысл. Естественно, духовно-музыкальный репертуар концертных хоров нуждается в компетентном подборе. Помимо этого духовная музыка требует грамотного, корректного прочтения. Следовательно, хормейстеру необходимо знать специфику ее бытования, своеобразие условий, для которых она изначально создавалась -условий храмового ритуала, особой этикетности, свойственной каноническому искусству.

Третья причина связана с проблемами культурно-художественного статуса хорового искусства в современном обществе. Церковное пение во многом репрезентирует для широкой аудитории хоровое исполнительское искусство как таковое. Слушание духовных песнопений в условиях богослужения для многих слоев населения зачастую является единственным способом соприкосновения с хоровым звучанием, его особой акустической эстетикой. Нередко при этом качество звучания современных церковных хоров не соответствует критериям хорового звука, существующим в академическом исполнительстве. От того, насколько в среде профессиональных хормейстеров будут точны представления о причинах этого положения, зависит - в определенной мере - и возможность влияния на него. Качество звучания церковных хоров важно для создания в обществе объективного представления о современной хоровой исполнительской культуре. И этот аспект не может не волновать современных хормейстеров.

Важно отметить, что церковно-певческая практика, по определению связанная с деятельностью церкви, давно вышла за рамки исключительно внутриконфессионального явления. Она стала частью общемировой музыкальной культуры и прочным фундаментом отечественной исполнительской хоровой школы. Деятельность великих регентов прошлого - В. Орлова, А. Кастальского, Н. Данилина, П. Чеснокова, М. Климова, А. Архангельского и многих других, - получила мировое признание и дала мощный толчок развитию хорового искусства.

Церковно-певческая практика на сегодняшний день представляет собой совокупность региональных регентских практик, которые относительно автономны и зачастую различны между собой. Поэтому их изучение наиболее целесообразно проводить в отдельности, с учетом контекстуальных особенностей того или иного региона. Так, например, Казань - столица полиэтнического и поликонфессионального региона, в котором сосуществуют различные типы культур. Естественно, этот факт создает особую ситуацию при их взаимодействии, в том числе и в сфере религиозного сознания. Одним из способов такого «диалога культур» становится - весьма неожиданно - церковно-певческая практика. Специфической чертой церковных хоров Казани является их поликонфессионалыюсть, которая проявляется в присутствии на клиросе певчих, принадлежащих к разным конфессиям. Существование поликонфессиональных церковных хоров «на стыке» национальных культур, опыт со-существования крайне важен в контексте проблем современного общества - кризиса культуры, духовного релятивизма, агрессивной пропаганды псевдорелигиозных сект, вспышек национализма. Такой диалог крайне важен для формирования толерантности, взаимопонимания и осмысления ценности разных культур.

Такое локальное исследование местных клиросных традиций -необходимая база для всестороннего анализа отечественной певческой практики в целом.

Вышеизложенное позволяет заключить, что исследование современной церковно-певческой практики является актуальным и перспективным.

В современном музыкознании практически отсутствуют работы по хормейстерскому анализу деятельности церковных хоров. В сфере церковно-певческого искусства достаточно глубоко изученным является дореволюционный период его развития, область истории, теории и семиографии. Значительное количество работ было создано к концу XIX -началу XX века, что было связано с идеологической ситуацией того времени, с доминирующим положением православия в качестве государственной идеи. Естественно, что изучение церковно-певческого искусства было актуальным и востребованным.

Первой крупной работой в этой области стал труд Д. Разумовского «Церковное пение в России» (1867), в котором автор рассмотрел широкий круг вопросов, связанных с историей и теорией церковного пения. Эта работа стала отправной точкой для исследований С. Смоленского (1885 б, 1888, 1901, 1910), В. Металлова (1899, 1912, 1913, 1995), Д. Аллеманова (1911), А. Игнатьева (1916), И. Вознесенского (1887, 1898), А.Преображенского (1910,1924). Их труды, различные как по объему, так и по научной достоверности, продолжили развитие этой области музыкознания.

В советский период истории, по понятным причинам, отечественное музыкознание было сосредоточено в основном на изучении древнерусского певческого искусства - это работы М.Бражникова (1972, 1975, 1994),

В.Беляева (1997), Ю.Келдыша (1978). Отметим так же работы К. Кораблевой (1979), С. Кравченко (1981), А. Конотот(1974, 1978), С. Скребкова (1969, 1980 а, б, в). Музыка партесного стиля была темой ряда работ Н. Герасимовой-Персидской (1983, 1994). Одним из наиболее масштабных стал труд Н. Успенского «Древнерусское певческое искусство» (1971).

Среди работ, осуществленных за рубежом, необходимо отметить «Богослужебное пение Русской православной церкви. Сущность. Система. История» Я. Гарднера (1998).

Однако, как и в дореволюционный период, практически все исследования касались истории и музыкально-теоретического анализа церковной музыки, но не аспектов ее реального бытования.

С началом периода демократизации в нашей стране исследования в области церковно-певческого искусства активизировались. Труд В. Протопопова (1999) посвящен проблемам цикличности музыки православного богослужения. В работе, хронологически охватывающей весь период существования христианства, рассмотрены проблемы богослужения, как циклической формы, требующей музыкально-интонационного единства, проанализированы методы создания единого литургического последования разными композиторами. Работа Н. Парфентъева (1991) посвящена исследованию деятельности мастеров певческого искусства ХУ1-ХУП веков. Объектом изучения стала структура хоров того периода (на примере хоров Государевых певчих дьяков и Патриарших певчих дьяков и подьяков), социальное положение музыкантов, их служебные обязанности, условия быта.

В диссертационных исследованиях последних лет в изучении церковно-певческого искусства наметилась тенденция к установлению междисциплинарных связей музыковедения с другими областями науки - с эстетикой (Федоров, 1999; Маковская, 2000), психологией (Овсянникова, 1996), педагогикой (Тараканов, 1995). А. Тевосян в контексте актуальных вопросов современного хорового искусства рассмотрел проблемы интерпретации духовной музыки в условиях концертного исполнения {1995).

Круг песнопений современного церковного обихода московской традиции был объектом исследования в диссертации Н. Потемкиной (1999).

Церковно-певческая практика г. Казани становилась объектом исследования в статьях А. Укурчинова {2003 а, 2003 б). Автором анализировались песнопения обихода и существующая псалмодическая практика.

Обзор литературы позволяет заключить, что на сегодняшний день достаточно обстоятельно изучены история и теория церковно-певческого искусства, проведен детальный анализ музыкального материала, рассмотрены некоторые особенности его бытования. Однако специфика деятельности самого «исполнителя» - регента и его «инструмента» -церковного хора, вопросы их практического взаимодействия, методы хормейстерской работы, региональные особенности в наше время остаются неизученными.

Нельзя сказать, что публикации, посвященные этим вопросам, полностью отсутствуют. Одной из первых работ, относящихся к деятельности церковного хора, стал учебник С. В. Смоленского «Курс нотного хорового пения» (1885 а). Он был предназначен для учащихся Казанской инородческой учительской семинарии - учебного заведения, где велась подготовка учителей из национальных кадров народов Поволжья. В ряду других учебных курсов хоровое пение оценивалось Смоленским как наиболее действенное средство духовного просвещения. Только в семинарии «.чуваш или мари, крещеный татарин или удмурт мог познакомиться (помимо прочего) с основами музыкальной теории, получить навыки хорового пения и управления хором» {Маклыгин, 2000, с. 83). «Курс.» Смоленского был обобщением его опыта, хормейстерско-педагогических установок, успешно применявшихся на практике1. Книга выдержала семь изданий и стала первым учебником для национальных регентов Поволжья. Однако сама направленность «Курса.» ограничивала его рамки предельно сжатыми теоретическими сведениями, необходимыми для организации сельского хора и работы с ним.

Следующей по времени хороведческой работой, написанной регентом-практиком, стал труд Н. М. Козина «Управление хором» {1915), л опубликованный в 1915 году в журнале «Хоровое и регентское дело» . В нем рассмотрен широкий круг вопросов, связанных с деятельностью церковного хора, даны методические рекомендации. Направленность на решение сугубо практических задач, стоявших перед регентами того времени, позволяют определить эту работу как учебно-методическое пособие. Отдельные хормейстерские установки автора остались актуальными и в наши дни, однако за прошедшие с момента публикации девяносто лет труд морально устарел. Изменились исторические условия, далеко вперед ушла исполнительская теория и практика.

Отметим также изданную в 1998 году работу известного регента Н. В. Матвеева «Хоровое пение» {1998). Она представляет собой ряд лекций по курсам хороведения и истории церковного пения, которые читались автором в регентских классах Московской духовной академии (МДА). Н. Матвеев долгое время работал с различными церковными хорами и книга в определенной мере обобщает его регентский опыт . Однако отметим, что раздел, посвященный хороведению, дает лишь самые общие сведения и не раскрывает специфических сторон деятельности именно церковного хора.

1 Именно успехи Смоленского в качестве преподавателя Казанской инородческой учительской семинарии вызвали интерес к нему всевластного К. Победоносцева и способствовали его приглашению в Москву на пост директора Синодального училища в 1889 г.

2 Отметим, что частично эта работа начала публиковаться в 1909 году в том же журнале, но под другим названием - «Заметки регента» (см. Заметки регента, 1909).

3 Публикация не лишена недостатков. Рукопись не была закончена и систематизирована автором при жизни, издатели же не провели достаточной редакторской работы. В результате указанное издание изобилует повторами, не всегда должным образом указаны ссылки на первоисточники.

Лишь небольшой подраздел «Характер и стиль исполнения обиходного пения» (.Матвеев, 1998, с. 97-98) посвящен так называемому «читку» -специфическому способу исполнения, свойственному исключительно церковному пению4. В целом книга более интересна как исторический документ о содержании курсов, изучавшихся в МДА, и о методах работы самого автора.

Отметим так же работу Н. В. Балуевой «Протоиерей Михаил Фортунато: регентский жест в литургическом контексте» (2004). Работа состоит из двух разделов, первый из которых представляет собой биографический очерк о регенте Михаиле Фортунато, второй - изложение принципов его работы с хором и схематическое описание системы мнемонических знаков, используемых им при регентовании. Наблюдения автора весьма интересны, однако небольшой объем публикации, сосредоточенность на практике одного регента не позволяют этой работе восполнить существующий пробел в музыкознании.

Наиболее обстоятельный и точный анализ хормейстерского аспекта современной регентской практики возможно осуществить на базе исследований, проведенных в области хороведеиия. Основной ряд работ в этой сфере был создан в советский период истории, когда церковно-хоровое исполнительство, по понятным причинам, находилось вне зоны исследований. В хороведении были подробно рассмотрены вопросы теории и практической деятельности светских хоровых коллективов, детально разработана технология управления хором. Это труды П. Чеснокова (1952),

A. Егорова (1951), К. Пигрова (1964), Г, Дмитревского (1948),

B. Краснощекова (1969), К. Олъхова (1961, 1979). Настоящие работы стали теоретической базой для развития отечественного хорового исполнительского искусства. Следует при этом отметить, что первые три автора - П. Чесноков, А. Егоров, К. Пигров - были дипломированными

4 Подробный критический разбор этого раздела проведен ниже, во второй главе настоящей работы. регентами и имели большой опыт регентской деятельности. Естественно, что в основе их трудов лежала практика работы с церковными хорами. Однако указать на специфические стороны, отличающие регентскую деятельность, они не могли - все методические пособия проходили строгую цензуру и малейший намек на «церковность» немедленно исключался5.

Особо следует выделить труды С. А. Казачкоеа в области исполнительской практики, педагогики и методики хорового образования. Такие работы, как «Дирижерский аппарат и его постановка» (1967), «От урока к концерту» (1990), «Дирижер хора - артист и педагог» (1998) стали основой казанской школы хорового дирижирования; методические установки, определенные в них, продолжают с успехом использоваться на практике. Однако церковно-певческая практика и в этих публикациях рассматривалась в качестве базиса хоровой культуры, который более не имел значения.

Отсутствие на современном этапе обстоятельных хороведческих работ в области регентской практики и функционирования церковных хоров отчасти обусловлено определенной инертностью восприятия в отношении фигуры руководителя церковного хора - регента. В среде профессиональных хормейстеров существует мнение о «вторичности» регентской деятельности по отношению к деятельности концертно-исполнительской. Регентом, по мнению большинства, вполне может быть музыкант скромного, неяркого природного дарования, имеющий средний уровень профессиональной подготовки.

Однако широта и своеобразие явления, его потенциальные возможности, практический опыт автора настоящей работы как в сфере концертно-академического, так и церковного исполнительства позволяют внести коррективы в сложившуюся точку зрения.

3 Так, например, в книге П. Чеснокова «Хор и управление им» фуга из концерта М. Березовского «Не отвержи мене» приведена без слов - см. Чесноков, 1952, с. 181.

Основная цель настоящей работы - формирование объективного и максимально полного представления о хормейстерском аспекте современной регентской практики: специфических сторонах деятельности регентов, принципах формирования и функционирования церковных хоров, особенностях церковно-певческого репертуара и проблемах его интерпретации в условиях обряда. Детальный анализ этого компонента позволит отечественному музыкознанию создать более точное и цельное представление о современной хоровой культуре в целом. Весьма важным это является для дирижерско-хорового образования.

Изучение специфики церковно-певческого репертуара и особенностей его реального бытования может способствовать более корректному воплощению духовной музыки на концертной эстраде.

Как было отмечено выше, церковно-певческая практика - важный компонент современного хорового исполнительского искусства. Ее профессионально-художественный уровень играет важную роль в установлении статуса хоровой культуры как таковой. Исходя из этого, определена еще одна цель исследования - оптимизация деятельности церковных хоров, корректирование существующих методов их работы на основании синтеза достижений современной хоровой науки и исполнительской практики. Для решения этой задачи определяются некоторые методические установки, использование которых позволит повысить исполнительский уровень церковных хоров, привести его в соответствие с уровнем развития светского хорового искусства.

Объектом исследования стала церковно-певческая практика г. Казани -крупного центра, находящегося на пересечении различных культур и различных типов религиозного сознания. Также при сравнительном анализе проводятся аналогии с церковно-певческой практикой г. Ижевска и г. Йошкар-Олы.

Исследование базируется на методологических принципах отечественного музыкознания, принципах историзма в сочетании с системным подходом к рассмотрению и оценке явлений. Основной анализ , хормейстерских сторон регентской практики проведен на базе работ П. Чеснокова (1952), К. Пигрова (1964), В. Краснощекова (1969), С. Казачкова (1967, 1990, 1998, 2001), в которых наиболее полно рассмотрены вопросы теории и практической деятельности хоровых коллективов.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Две главы работы включают четыре подглавы, которые, в свою очередь, разделены на четырнадцать параграфов.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Современная регентская практика: хормейстерский аспект"

Заключение

В современной отечественной хоровой культуре церковно-певческая практика становится все более значимым элементом. Этому способствуют его широкая распространенность и доступность. Непрерывно увеличивающееся количество храмов обусловливает возникновение новых церковных хоров, многие профессионалы-хормейстеры, имеющие крепкий базис светского хорового исполнительства, обращаются к регентской и певческой деятельности. Все это свидетельствует о том, что церковно-певческая практика, - по определению каноническая, неизменная, особо-регламентированная, - неожиданно предстает как наиболее мобильный, динамично развивающийся компонент в системе хоровой культуры.

Существенно изменилась в обществе роль духовной музыки. В условиях пост-советской действительности отошел в прошлое такой жанр, как советская патриотическая массовая хоровая песня. Эту освободившуюся нишу в сфере концертного хорового исполнительства в определенной мере заняла музыка духовная. Если в советский период редкий концерт обходился без произведений откровенно идеологизированных, то в настоящее время программа академического хора не обходится без духовно-музыкальных сочинений. Они в определенной мере стали играть роль мировоззренческого ориентира для части общества. Безусловно, речь не идет здесь о полном замещении, вытеснении всей музыки советского периода. Часть хоровых произведений того времени, даже имеющих определенную идеологическую направленность, - например, «Десять поэм на стихи революционных поэтов» Д. Шостаковича или «Патетическая оратория» Г. Свиридова, - не может быть просто вытеснена, ибо прежде всего такие произведения существуют как шедевры отечественной хоровой классики. Меняется лишь ракурс восприятия этих сочинений. Речь идет о замещении музыки особого рода -призывно-плакатной, максимально идеологизированной, утратившей свою актуальность с уходом в историю советской идеологии.

Духовная музыка - область, воплощающая сферу человеческих чувств и эмоций особого, высокого порядка, сферу его размышлений над извечными вопросами нравственности и смысла бытия. Ее исполнение выполняет в обществе важнейшую функцию воспитания переживаний подобного рода, воспитания духовности, определения нравственных ориентиров. Естественно, для этого исполнение духовной музыки должно быть качественным, подлинно художественным, эстетически выверенным.

Духовная музыка, исполняемая в условиях концерта, звучит наиболее верно, грамотно, профессионально выверено. При этом хормейстерское мастерство воплощается максимально полно. Исполнение духовных произведений П. Чайковского, С. Рахманинова хорами под управлением В. Полянского, В. Чернушенко, В. Минина - подлинные шедевры современного хорового исполнительского искусства.

Однако концертное исполнение духовной музыки порой не лишено недостатков. Не всегда учитываются определенные контекстуальные особенности того или иного сочинения. Сам выбор произведений вызывает сомнения, так как порой исполняются песнопения не самого высокого качества, имеющие исключительно прикладное значение.

В условиях же церковно-певческой практики духовная музыка звучит зачастую небрежно, по-хормейстерски грубо, некорректно. Репертуар подбирается без учета сущности богослужения.

В результате неаккуратного исполнения стабильно понижается тональность. Динамические и агогические оттенки осуществляются прямолинейно, без полутонов. Фразировка зачастую условно-абстрактна. В целом исполнение оставляет впечатление неряшливости.

На первый взгляд, такое положение не должно волновать современных хормейстеров. Бытование церковных хоров находится в ведении церковного начальства, которое, в свою очередь, терпимо относится к существующей ситуации.

Однако клиросное исполнительство существенно влияет на социо-художественный статус всей хоровой музыки. Церковно-певческая практика - сфера, которая в немалой степени формирует общественное представление о современном хоровом искусстве. Массовость, вовлечение большого количества людей в процесс восприятия, порой со-участия в исполнении хоровой музыки способствуют вырабатыванию в обществе определенных критериев, которые используются при оценке исполнительской культуры в целом. В результате создается неверный образ музыкально-хорового искусства, и этот аспект проблемы не может не вызывать хормейстерской озабоченности.

Негативную роль в этом сыграл, безусловно, общественно-политический слом 1917 года. В силу исторических обстоятельств церковное исполнительство в течение семидесяти лет переживало период относительной стагнации и потери профессионализма. В результате певческое обрамление службы ограничилось функцией утилитарно-служебной, утратив значительную часть эстетичности, красоты, которая была заложена изначально.

В большинстве случаев эти проблемы сохранились в современной практике. Нечасто в нынешних церквях можно услышать по настоящему «благостное пение», которое может произвести сильное художественное впечатление, а значит, определить отношение к хору, как искусству, способному дать мощные положительные эмоции.

Безусловно, в крупных столичных соборах, где существует реальная возможность содержать большой, по настоящему профессиональный хор, ситуация более благоприятная. Обозначенные выше проблемы характерны в основном для региональных певческих практик. Именно в условиях регионов, с их своеобразной спецификой, в церковно-певческой практике возникает значительное число проблем хормейстерского плана, требующих профессионального решения.

Следует учесть, что критерии хормейстерского профессионализма вовсе не являются чуждыми для клироса. Скорее можно говорить о возвращении к профессиональным идеалам, которые сформировались в недрах церковно-певческого искусства в результате деятельности В. Орлова, С. Смоленского, П. Чеснокова, Н. Данилина, М. Климова, А. Архангельского и многих других хоровых дирижеров из плеяды великих регентов прошлого.

Ключевой фигурой этого процесса становится регент. Именно он находится на своеобразном «пересечении линий» - эстетики хорового звучания и эстетики храмового действа, навыков светского исполнительства и специфики исполнительства церковного. Умение соотнести эти векторы, создавая целостное, музыкально-сакральное и художественно оправданное действо, определяет значение регента как просветителя в сфере музыкально-хоровой и духовной культуры в целом.

Определенный в работе комплекс регентских функций предъявляет высокие требования к профессиональной оснащенности регента. Ее важнейшие составляющие - профессиональная хормейстерская подготовка, знание литургики и опыт практической деятельности.

Охарактеризованный нами специфический тип певческого коллектива («сольно-хоровой ансамбль») и нестабильность состава вносят определенные коррективы в традиционные хормейстерские методы. Эти специальные методы определяются нами как особое сочетание приемов, свойственных работе с различными типами хоровых коллективов - самодеятельных, учебных, концертных.

Практика «большого» и «малого» хора, описанная в работе, позволили сделать вывод о необходимых для регента различных навыках акустического контроля - не только за плотным звучанием хоровых партий (в большом хоре), но и за прозрачной звучностью вокального ансамбля (в малом хоре). Традиционная для церкви и невозможная в условиях академического искусства практика пения самого регента обусловила необходимость особых слуховых навыков - не только «извне» хоровой фактуры (при обычном дирижирование хором), но и «изнутри» нее (при одновременном пении и дирижировании).

Охарактеризованные нами специфические стороны функционирования церковного хора - «конвейерность», малое количество спевок, - позволили определить некоторые методы репетиционной работы, которые могут способствовать быстрому и качественному разучиванию богослужебных песнопений.

Присущее современному церковно-певческому репертуару свойство «эклектизма», анализ причин его возникновения позволили установить традиционность использования разностильных сочинений в пределах одной службы. Допустимость сохранения эклектизма в современной практике определяется нами как возможность придания богослужению определенной рельефности, драматургической насыщенности.

Специфические свойства церковно-певческого репертуара, определяемые нами как «регламентированность» и «комбинаторность», способствуют вырабатыванию особого «алгоритма действий» регента в процессе подбора. Практика показывает, что в большинстве случаев единственным фактором при выборе является знание литургики, без которого невозможно создать верную комбинацию песнопений. Критерий же музыкально-эстетической совместимости произведений практически не учитывается. Таким образом, репертуар избирается с учетом лишь функциональной, служебно-литургической необходимости песнопений.

Такой вывод потребовал определить более рациональные критерии подбора, которые могут способствовать созданию логичного, художественно-оправданного репертуарного плана. Включение этих критериев в существующую систему подбора песнопений требует от регента хорошего знания церковно-певческого репертуара, наличия широкого музыкального кругозора.

Специфические свойства «временной горизонтали» богослужения определяются нами как «темп» и «ритм». Они являются особенно важными факторами, воздействующими на музыкальную сторону ритуала. Темп и ритм богослужения - категории относительные и ситуативные. Вместе с тем, они достаточно жестко влияют на темпы песнопений при исполнении. В результате в условиях богослужения возможно создание лишь компромиссной интерпретации.

Анализ специфики тональных соотношений привел к выводу об относительной свободе регента при создании «тонального плана богослужения». В условиях церковного исполнительства, где ритуальный план богослужения является определяющим, допустима корректировка тональностей не только в изменяемых песнопениях, но и в авторских сочинениях. В работе указаны определенные критерии этой свободы. Предопределяющими факторами при этом являются тесситурные условия хоровых партий и соотношение тональностей песнопений, стоящих рядом. Важной составляющей являются также тоны священнослужителей и чтецов.

Анализ интерпретации в условиях богослужения позволил сделать вывод о мобильности формы песнопений. В условиях реального исполнения формы песнопений подвижны, могут расширяться (за счет повторов) и сжиматься (за счет сокращений). Особый интерес представляет компиляция, как равноправная форма существования песнопения. В практике церковных хоров компиляция реализовывается как соединение фрагментов песнопений разных авторов.

В этих условиях показателем профессионального уровня регента становится его мобильность, способность оперативно реагировать на ситуации, возникающие при богослужении.

Все это позволяет выделить современную регентскую практику в качестве специфической отрасли хорового дирижирования, требующей комплексных знаний и практических навыков. Этот опыт вывод опровергает привычное для профессиональных хормейстеров мнение о вторичности, несамостоятельности регентской деятельности в сравнении с концертно-исполнительской практикой.

В ряду особенностей региональной певческой практики особо следует выделить поликонфессиоиалыюсть хоровых коллективов. Это свойство особенно заметно в условиях Поволжья, полиэтнического и поликонфессионального по составу. Разумеется, данное явление присуще не только этому региону. Однако именно здесь бытование поликонфессиональных хоров представляется особо наглядным и привычным. Несмотря на неоднозначность такой ситуации, в работе мы отмечаем положительные стороны подобной практики. Именно церковный хор, по определению связанный с обрядом, становится местом взаимодействия различных типов религиозного сознания, местом диалога различных типов культур. Пение в церковном хоре для неправославных - это возможность изнутри приобщиться к тысячелетней истории православия, понять и раскрыть его традиции.

Весьма важным при этом становится тот факт, что в основе такого диалога лежит не просто музыка, как вид искусства, но музыка духовная, обращающаяся к гуманистическим идеалам, к человеческой нравственности и морали.

В контексте проблем современного общества такой диалог крайне важен для формирования толерантности и осмысления ценности разных культур. Поликонфессиональный церковный хор - инструмент внешней, наглядной демонстрации терпимости и взаимоуважения.

Существующий сегодня процесс воспитания хоровых дирижеров требует определенной корректировки. Современный дирижер-хормейстер должен иметь максимально полное представление о хоровой музыке как отечественной, так и западной традиции. «Литургия» П. Чайковского и «Всенощная» С. Рахманинова должны быть знакомы ему также, как «Месса си-минор» Баха или «Реквием» Моцарта. В советское время, в результате известных атеистических установок, в вузовских курсах обозначился перекос в объеме изучаемого материала - студенты достаточно хорошо были знакомы с западной духовной музыкой, а с отечественной были знакомы лишь в самых общих чертах.

Нельзя при этом сказать, что музыка на духовные тексты совершенно не использовалась. И на концертной эстраде, и в учебной практике находили место песнопения западной христианской традиции - мессы, реквиемы, мотеты, хоралы, негритянские спиричуэле. Однако православные духовные сочинения использовались крайне редко. В результате колоссальный пласт хоровой музыки оставался вне поля изучения.

В современных курсах музыкальных вузов духовная музыка занимает уже достаточное место, она стала неотъемлемым компонентом светской концертной практики. Однако знание духовных песнопений должно сопровождаться пониманием особенностей их исполнения в богослужении. Верное, полноценное воплощение духовной музыки в условиях концерта представляется невозможным без представления о ритуальном контексте.

Тенденция последних лет свидетельствует о повышении интереса к сфере православной музыкальной культуры - не так давно появилась специализация «музыковед, руководитель коллектива древнерусского пения». Изучение современной духовно-певческой практики представляется нам не менее важной задачей.

Определяя направление дальнейших исследований, необходимо отметить важность дальнейшего изучения региональных регентских практик во всем их многообразии. Это позволит наиболее полно представить современное церковно-хоровое исполнительство, в сравнительном анализе определить специфические особенности того или иного региона.

В Поволжском регионе весьма интересным представляется изучение певческой практики, осуществляемой на национальных языках. При этом своеобразие претворения обиходных песнопений РПЦ в фонетической структуре другого языка определяет ряд интересных вопросов, требующих разрешения - сочетание ударных и безударных слогов, особенности фразировки, модификация форм.

Актуальным вопросом, не затронутым в настоящем исследовании, является технология регентского дирижирования. Работа с особым типом хорового речитатива - «читком», - обусловливает возникновение особых мануальных приемов, нетипичных для академического дирижирования. Такие жесты сочетают в себе свойства мнемонических знаков (присущих древней хирономии) и традиционных дирижерских средств. Изучение технологии регентского жеста представляется весьма перспективной областью музыкознания.

Духовная музыка предъявляет к исполнителю ряд особых требований, который вовсе не исчерпывается профессиональными хормейстерскими навыками, специальными регентскими знаниями или практическим опытом. Любое исполнение - на сцене концертного зала или на клиросе, - становится художественным, живым и искренним только при одном условии - глубоком постижении музыкантом нравственно-этической первоосновы Музыки.

174

 

Список научной литературыКарпов, Юрий Семенович, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Аверинцев, 1987: Аверинцев С. От берегов Босфора до берегов Евфрата. М., 1987.

2. Алексеева, 1996: Алексеева Г.В. История музыкальных систем ихоса и гласа и их взаимодействие в процессе адаптации византийского пения на Руси. Автореф. дис. доктора искусствоведения. М., 1996.

3. Аллеманов, 1911: Аллеманов Д., свящ. Курс истории русского церковного пения. М., 1911.

4. Андреев, 1912: Андреев П. Чего недостает нашему церковному пению // Хоровое и регентское дело, 1912, № 10. С. 183-188.

5. Антонова, 1988: Антонова О., Петрова А. Музыка против религии // Воспитатель атеиста. М., 1988.

6. Артамонова, 1998: Артамонова Ю. В. Песнопения-модели в древнерусском искусстве XI-XVIII вв. Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1998.

7. Асафьев, 1968: Асафьев Б. Русская музыка. Л., 1968. 324 с.

8. Асафьев, 1971: Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.376 с.

9. Балуева, 2004: Балуева Н. В. Протоиерей Михаил Фортунато: регентский жест в литургическом контексте. Рыбинск, 2004. 80 с.

10. Баян, 1908: Баян, 1908, № 2, с. 20. ст. 1-2.

11. Беглов, 2003: Беглов А. Эволюция церковной жизни в условиях подполья: итоги двадцатилетия (1920-1940) // Альфа и Омега, 2003, № 2. -с. 202-210.

12. Безгодова, 2002: Безгодова М. Нравственно-педагогический потенциал православного пения // Православная антропология и культура: Сб. тезисов и докладов. Ухта, 2002.

13. Беляев, 1910: Беляев В. О «церковности» духовной музыки // Хоровое и регентское дело, 1910, № 7 и 8. С. 171-185.

14. Беляев, 1997: Беляев В. М. Раннее русское многоголосие. М., 1997.269 с.

15. Белоненко, 1982: Белоненко А. С. История отечественной мысли о древнерусском певческом искусстве. Л., 1982.

16. Бражников, 1972: Бражников М. Древнерусская теория музыки. Л.,1972.

17. Бражников, 1975: Бражников М. В. Статьи о древнерусской музыке. Л., 1975.-120 с.

18. Бражников, 1994: Бражников М. В. Лица и фиты знаменного распева. М., 1994.

19. Букреев, 1910: Букреев Н. К вопросу о церковности духовно-музыкальных сочинений // Хоровое и регентское дело, 1910, № 4. С. 83-89.

20. Булгаков, 1990: Булгаков В. Общественно-педагогическая деятельность и научно-педагогические взгляды С. В. Смоленского. Автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 1990.

21. Булгаков, 1991: Булгаков С. Церковь и культура // Булгаков С. Христианский социализм. Новосибирск, 1991. С. 68-79.

22. Булгаков, 1993 а: Булгаков С. Настольная книга для священно-церковно-служителя. Т.1. М., 1993. 944 с.

23. Булгаков, 1993 б: Булгаков В. Хоровое пение в начальных и средних учебных заведениях Казани в конце XIX начале XX столетия // Из историимузыкальной культуры и образования в Казани. Сб. научных трудов. Казань, 1993.-С. 29-34.

24. Бурилина, 1984 а: Бурилина Е. Л. Взаимодействие слова и напева в древнерусской монодии ХУ1-ХУН вв. (на материале певческой рукописи "Обиход"). Л., 1984

25. Бурилина, 1984 б: Бурилина Е. Л. Чин "За приливок о здравии государя": история формирования и особенности бытования // Древнерусская литература: источниковедение. Л., 1984.

26. Быкова, 2001: Быкова О. Древнерусские песнопения в системе церковного ритуала праздника Пятидесятницы. Автореф. дис. . канд. искусствоведения. СПб., 2001. 556 с.

27. Бычков, 1977: Бычков В. В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М., 1977.

28. Бычков, 2002: Бычков В. В. Эстетика. М., 2002. 556 с. БСЭ, 1978: Большая Советская Энциклопедия. Т. 29. М., 1977. - 640 с. БЭС, 1998: Большой энциклопедический словарь «Музыка». М., 1998. - 672 с.

29. Вагнер, 1987: Вагнер Г. К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М., 1987.

30. Васильев, 1981: Васильев В. А. Дирижерско-хоровое образование в России конца XIX и начала XX вв.: Автореф. дис. канд. искусствоведения. Л., 1981.

31. Вахромеев, 2002: Вахромеев В. Учебник церковного пения. В 2-х тт. Минск, 2002. Т.1 - 394 е.; т.2 - 310 с.

32. Виноградова, 1994: Виноградова В. Н. Стилевые особенности партесной композиции переходного периода (на примере 3-голосных концертов из рукописных сборников второй половины XVII конца XVIII веков). Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1994.

33. Витошинский, 1910: Витошинский Е. О церковности духовно-музыкальных сочинений // Хоровое и регентское дело, 1910, №2. С. 25-30.

34. Вишин, 1909: Вишин Е. Духовенство и церковная музыка // Хоровое и регентское дело, 1909, №4.-С. 102-105.

35. Вознесенский, 1887: Вознесенский И. О церковном пении православной греко-российской церкви. Большой и малый знаменный распев. В 2-х тт. Т.1 -Киев, 1887; т.2-Рига, 1890.

36. Вознесенский, 1898: Вознесенский И., прот. Церковное пение Православной Юго-Западной Руси по нотолинейным ирмологам XVII и XVIII веков. М., 1898. 70 с.

37. Володина, 1998: Монахиня Ольга (Володина). Музыкальная культура Византии. М., 1998. 128 с.

38. Владимирский, 1916: Владимирский Ф. Еще о компетентном контроле // Хоровое и регентское дело, 1916, № 2. С. 35-39.

39. Владимирский, 1917: Владимирский Ф. Ярославская разруха // Хоровое и регентское дело, 1917, № 1.- с. 11-13.

40. Владышевская, 1993: Владышевская Т. Ф. Русская церковная музыка XVI-XVII вв. Автореф. дис. докт. искусствоведения. М., 1993.

41. Всенощное бдение, 1990: Всенощное бдение. Литургия. М., 1990. 96 с.

42. Выготский, 1987: Выготский Л. Психология искусства. М.,1987. 344 с.

43. Гарднер, 1998: Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной церкви. Сущность. Система. История. В 2-х тт. Сергиев Посад, 1998. Т. 1 - 592 е.; т. 2 - 640 с.

44. Гарднер, 2001 а: Гарднер И. А. Псалмодия // О церковном пении. Сб. статей. Сост. О. Лада. М., 2001. С. 143-146.

45. Гарднер, 2001 б: Гарднер И. А. Хоровое церковное пение и "театральность" в его исполнении // О церковном пении. Сб. статей. Сост. О. Лада. М., 2001. С. 92-97.

46. Гарднер, 2001 в: Гарднер И. А. Церковное пение и церковная музыка // О церковном пении. Сб. статей. Сост. О. Лада. М., 2001. С. 146-156.

47. Герасимова-Персидская, 1983: Герасимова-Персидская Н. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М., 1983.

48. Герасимова-Персидская, 1994: Герасимова-Персидская Н. А. Русская музыка XVII века встреча двух эпох. М., 1994. - 126 с.

49. Греков, 1949: Греков Б. Д. Киевская Русь. М, 1949.

50. Гречанинов, 1909: Гречанинов А. Где и как пробивать брешь? // Хоровое и регентское дело, 1909, № 1. С. 3-8.

51. Григорьев, 2002: Григорьев С., Растов Ю. Основы современной социологии. М., 2002.

52. Гроув, 200Г. Музыкальный словарь Гроува. М., 2001. 1905 с.

53. Гурьева, 2000: Гурьева Н. Система осмогласия в русской литературе конца XVII начала XVIII вв. Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 2000.

54. Гусейнова, 1995: Гусейнова 3. М. "Извещение Александра Мезенца и теория музыки XVII в. Автореф. дис. докт. искусствоведения. СПб., 1995.

55. Дабаева, 1995: Дабаева И. Музыка современного церковного быта // Бытовая музыкальная культура: история и современность. Тезисы докладов научной конференции. Ростов-на-Дону, 1995. С. 77-80.

56. Дабаева, 2001: Дабаева И. Русский духовный концерт в историческом контексте // Двенадцать этюдов о музыке. К 75-летию Е. В. Назайкинского. М., 2001.

57. Даль, 1955: Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. М., 1955.-684 с.

58. Демченко, 1990: Демченко А. И. Проблема духовности и русская культовая музыка начала XX века // Отечественная культура XX века и духовная музыка. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 1990. -С. 128.

59. Денисов, 1996: Денисов М. Устные традиции пения у старообрядцев: пение по «напевке», вопросы интерпретации. Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1996.

60. Дмитревский, 1948: Дмитревский Г. Хороведение и управление хором. М., 1948.

61. Доклад, 1997: Доклад Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (18 февраля 1997 г.) // Журнал Московской патриархии, 1997, № 3. С. 12-82.

62. Долженкова, 1993: Долженкова М. Церковно-певческое образование как предпосылка развития народно-художественного творчества // Бытовая музыкальная культура: история и современность. Тезисы докладов научной конференции. Ростов-на-Дону, 1995. С. 74-76.

63. До-ре-ми-соль, 1896: До-ре-ми-соль. Несколько слов в защиту Регентских классов и о средствах распространения истинного церковного пения // Русская музыкальная газета, 1896, № 1. С. 75-80.

64. Духовный концерт, 1915: Духовный концерт «Вечеров современной музыки» // Хоровое и регентское дело, 1915, №1. С. 6-7.

65. Духовные концерты, 1909: Н ий А. Духовные концерты и их задачи // Хоровое и регентское дело, 1909, № 4. - С. 97-101.

66. Духовная среда, 1996: Духовная среда России: певческие книги и иконы XVII начала XX веков. Сост. М. Рахманова, М. Красилин. М., 1996. -148 с.

67. Евдокимова, 1984: Евдокимова Ю. Многоголосие Средневековья Х-XIV вв. М., 1984.

68. Егоров, 1951: Егоров А. Теория и практика работы с хором. Л., 1951.

69. Елисеева, 1975: Елисеева В. Обучение хормейстеров в дореволюционной России // Вопросы русской и советской хоровой культуры. Труды ГМПИ Гнесиных, вып.23. М., 1975. С. 42-66.

70. Ерасов, 1996: Ерасов Б. Социальная культурология. М., 1996.

71. Ермакова, 1992: Ермакова Г. А. Музыкознание и культурология (на материале отечественной науки). Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1992.

72. Ефимова, 1984: Ефимова Н. В. Многоголосие в русском профессиональном певческом искусстве начала XVII XVIII вв. Л., 1984.

73. Ефремов, 1913: Ефремов Т. Черемисы-язычники. О преимущественной пользе церковного пения в деле просвещения черемис // Инородческое обозрение. Казань, 1913, кн. 4. С. 261-273.

74. Живов, 1998: Живов В. Теория хорового исполнительства. М., 1998.288 с.

75. Заметки регента, 1909: К(овин) Н. Заметки регента // Хоровое и регентское дело, 1909, №№ 1-5, 9, 10. С. 13-16, 44-48, 76-79, 109-110, 137138, 222-226, 244-248.

76. Захаров, 1999: Захаров Ю. К. Истолкование музыки: семиотический и герменевтический аспекты. М., 1999.

77. Зацепина, 1975: Зацепина Т. Народность русского хорового искусства и просветительская деятельность хоровых коллективов в конце XIX начале

78. XX века // Вопросы русской и советской хоровой культуры. Труды ГМПИ Гнесиных, вып.23. М., 1975. С. 5-42.

79. Зверева, 2000: Зверева С. «Духовная консерватория». Об опыте создания высшего церковно-певческого училища // Московская регентско-певческая семинария. 1998-1999. Сб. статей. М., 2000. С. 66-91.

80. Зиновьев, 1916: Зиновьев В. Исторические сведения о церковном пении. М., 1916.

81. Златоуст, 1995: Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 41 // Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. Т. 5, кн. 1. М., 1995. С. 150-163.

82. Знаменский, 1996: Знаменский П. В. История Русской Церкви. М., 1996. -464 с.

83. Золотницкая, 1994: Золотницкая JI. А. Ф. Львов // Россия Европа: контексты музыкальных культур. Сборник научных трудов. СПб, 1994.

84. Иванов, 1990: Иванов В.Ф. Херувимская песнь в отечественной духовной музыке // Отечественная культура XX века и духовная музыка: тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 1990.-С. 92-94.

85. Игнатьев, 1916: Игнатьев A.A. Богослужебное пение православной русской церкви с конца XVI до начала XVIII века. Казань, 1916.

86. Игошев, 1996: Игошев Л. Каким было русское церковное пение? // Московский журнал. М., 1996, №12. С. 32-33.

87. Игошев, 2001: Игошев Л. Предисловие // Бортнянский Д. Двухголосная литургия. М., 2001. С. 1-4.

88. Известия, 1916: Известия и заметки // Хоровое и регентское дело, 1916, №4.-С. 114-117.

89. Из жизни, 1915: Из жизни. Блестки и изгарь // Хоровое и регентское дело, 1915, №4.-С. 93-96.

90. Износков, 1893: Износков И. Материалы для истории христианского просвещения инородцев Казанского края. М., 1893, вып. 1-32 е.; вып. 2 36 с.

91. Из речи, 1909: Из речи, не сказанной на втором Регентском съезде // Хоровое и регентское дело, 1909, № 9. С. 215-219.

92. Казачков, 1955: Казачков С. А. Некоторые вопросы репетиционной работы с хором. Автореф. дис. канд. искусствоведения. Казань, 1955.

93. Казачков, 1967: Казачков С. А. Дирижерский аппарат и его постановка. М., 1967.-112 с.

94. Казачков, 1971: Казачков С. А. Два стиля две традиции // Советская ф музыка, 1971, №2. - С. 72-78.

95. Казачков, 1990: Казачков С. А. От урока к концерту. Казань, 1990.344 с.

96. Казачков, 1996: Казачков С. А. К радости: хоровое пение в Татарстане //Казань, 1996, № 5-6. С. 158-162.

97. Казачков, 1998: Казачков С. А. Дирижер хора артист и педагог. Казань, 1998.-308 с.

98. Казачков, 2001: Казачков С. А. О вокально-хоровой фразировке. Казань, 2001.-48 с. # Как научиться, 1998: Как научиться петь. М., 1998. 128 с.

99. Калашников, 1915: Калашников А. Азбука церковного знаменного пения. М., 1915.-40 с.

100. Каличенко, 1994: Каличенко Н. Н. Малый знаменный распев в творчестве древнерусских распевщиков. Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1994.к

101. Кастальский, 1998: Кастальский А. Д. О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке // Русская духовная музыка в документах и материалах. М., 1998.

102. Карпова, 1993 а: Карпова Е. Казанское музыкальное училище в предоктябрьский период // Из истории музыкальной культуры и образования в Казани. Сб. научных трудов. Казань, 1993. С. 35-50.

103. Капелла, 1915: Придворная певческая капелла // Хроника журнала «Музыкальный современник», 1915, № 12. С. 28-30.

104. Карамзин, 1989: Карамзин Н.М. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из "Истории государства Российского". М., 1989. 564 с.

105. Келдыш, 1978: Келдыш Ю. Очерки и исследования по истории русской музыки. М., 1978.

106. Кикнадзе, 1975: Кикнадзе Л. О стиле русского хорового концерта // Вопросы русской и советской хоровой культуры. Труды ГМПИ Гнесиных, вып. 23. М., 1975. С. 66-84.

107. Кирпарская, 1997: Кирнарская Д. К. Музыкальное восприятие: проблемы адекватности. Автореф. дис. докт. искусствоведения. М., 1997.

108. Ковалев, 2004: Ковалев А. Литургия в творчестве русских композиторов конца XVIII XX вв. Специфика жанра и организация цикла. Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 2004.

109. Ковин, 1911: К(овин) Н. Регентское образование // Хоровое и регентское дело, 1911, № № 3-5.-С. 8-11, 81-85, 109-115.

110. Ковин, 1915: Ковин Н. Управление хором // Хоровое и регентское дело, 1915, №№ 1-8. С. 7-15, 39-44, 81-92, 108-120, 129-140.

111. Ковин, 2002: Ковин Н. Курс теории хорового церковного пения. СПб., 2002.- 112 с.

112. Колесников, 1996: Колесников В. Н. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1996.

113. Коловский, 1974: Коловский О. П. Русская советская хоровая музыка а cappella (вопросы голосоведения и фактуры). Л., 1974.

114. Конотоп, 1974: Конотоп А. В. Супрасльский ирмологион 1598 1601 г. и теория транспозиции знаменного распева. М., 1974.

115. Конотоп, 1978: Конотоп А. В. О некоторых принципах прочтения нотолинейных рукописей конца XVI XVII вв. // Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978.

116. Концепция, 1991: Концепция возрождения духовного просвещения и благотворительности // Журнал Московской патриархии, 1991, № 7. С. 4042.

117. Коняхина, 1999: Коняхина Е. В. Гласовая организация певческих стилей старообрядческой службы. Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Магнитогорск, 1999.

118. Коптяев, 1909: Коптяев А. Судьба хора // Хоровое и регентское дело, 1909, №9.-С. 242-243.

119. Кораблева, 1979: Кораблева К. Ю. Покаянные стихи как жанр древнерусского певческого искусства. М., 1979.

120. Корреспонденция, 1916: Корреспонденция // Хоровое и регентское дело, 1916, № 1.-С. 19.

121. Кравченко, 1981: Кравченко С. П. Фиты знаменного распева (на материале певческой книги "Праздники"). Л, 1981.

122. Краснощекое, 1969: Краснощеков В. Вопросы хороведения. М., 1969.300 с.

123. Крещение, 1985: Крещение Руси: история и современность. М., 1985.

124. Культурология, 1995: Культурология XX века. Антология, М., 1995.

125. Кюрегян, 1998: Кюрегян Т. Музыкальная форма в музыке XVII XX веков. М., 1998.-244 с.

126. Лащенко, 1989: Лащенко А. Хоровая культура: аспекты изучения и развития. Киев, 1989. 136 с.

127. Лебедева-Емелина, 1993: Лебедева-Емелина A.B. Русская хоровая культура второй половины XVIII в. Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1993.

128. Ливанова, 1938: Роль церкви в истории русской музыкальной культуры // Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры, вып. 1. М., 1938.-359 с.

129. Липаев, 1915: Липаев И. История музыки: курс лекций, читанных в Саратовской Алексеевской консерватории. Саратов,1915. 304 с.

130. Лозовая,2000: Лозовая И., Шевчук Е. Церковное пение // Православная энциклопедия. Русская православная церковь. М., 2000. С. 599-613.

131. Лотман, 1974: Лотман Ю., Успенский Б. К семиотической типологии русской культуры XVIII века // Художественная культура. XVII в.: Материалы научной конференции. М., 1974.

132. Маклыгин, 2000: Маклыгин А. Л. Музыкальные культуры Поволжья: становление профессионализма. Казань, 2000. 311 с.

133. Маковская, 2000: Маковская М. В. Категории пространства и времени в организации богослужебных песнопений знаменного распева (на материале нотированной службы Литургии св. Иоанна Златоустого XVI-XX вв.). Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 2000.

134. Максимов, 2004: Максимов Ю. Религия креста и религия полумесяца: христианство и ислам. М., 2004. 240 с.

135. Малицкий, 2000: Малицкий П. И. Руководство по истории Русской Церкви. М., 2000.

136. Малышева, 1990: Малышева Т. Ф. Святители православной церкви о воздействии музыки на человека // Отечественная культура XX века и духовная музыка: тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 1990. С.17-19.

137. Мартынов, 1994: Мартынов В. И. История богослужебного пения. М.,1994.

138. Мартынов, 1997: Мартынов В. И. Пение, игра и молитва в русской богослужебнопевческой системе. М., 1997. 208 с.

139. Матвеев, 1998: Матвеев Н. В. Хоровое пение. Б. м., 1998. 288 с. Матфей, 1999: Матфей (Мормыль), архим. На чужом основании никогда ничего не строил // Музыкальная академия, 1999, № 1. - С. 11-15.

140. Медушевский, 1990: Медушевский В. Вера в культуре и музыке // Отечественная культура XX века и духовная музыка: тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 1990. -С. 9-17.

141. Металлов, 1899: Металлов В. М. Осмогласие знаменного распева. М.,1899.

142. Металлов, 1912: Металлов В. М. Богослужебное пение Русской Церкви в период домонгольский. М., 1912.

143. Металлов, 1913: Металлов В. М. Русская симиография. М., 1913. Металлов, 1995: Металлов В. М. Очерки истории православного церковного пения в России. Троице-Сергиева лавра, 1995.

144. Михаил, 1995: Архиепископ Михаил (Мудьюгин). Русская православная церковность. Вторая половина XX века. М., 1995. — 128 с.

145. Музалевский, 1938: Музалевский В. Старейший русский хор. JL, 1938.76 с.

146. Музыкальная эстетика, 1973: Музыкальная эстетика России XI -XVIII веков. Сост. А. Рогов. М., 1973. 248 с.

147. М.Р., 1860: М. Р. Инструментальный класс при придворной певческой капелле // Театральный и музыкальный вестник, 1860, № 20. С. 160-161.

148. М. Р., 1863: М. Р. Театральная и музыкальная летопись // Сын Отечества, 1863, № 105. С. 809-810.

149. МЭ, 1978: Музыкальная энциклопедия. Т. 6. М., 1978. 976 с.

150. Народное пение, 1909: Народное пение в храме // Хоровое и регентское дело, 1909, №10.- С. 249-250.

151. Начала, 2001: Начала церковного пения. СПб., 2001. 80 с.

152. Никишин, 1999: Никишин Ф. А. Архангельский и А. Кастальский в русской церковной музыке // Александр Алексеевич Архангельский. Воспоминания современников. Избранные духовные концерты для хора а cappella. М., 1999. С. 48-50.

153. Николаев, 1995 а: Николаев Б., прот. Знаменный распев и крюковая нотация как основа русского православного церковного пения. М., 1995.

154. Николаев, 1995 б: Николаев Б., прот. Толковая грамматика знаменного пения. Псков, 1995. 96 с.

155. Никольская-Береговская, 1974: Никольская-Береговская К. Ф. Развитие школы хорового пения в России. М., 1974. 78 с.

156. Никольский, 1909: Никольский А. О «церковности» духовно-музыкальных сочинений // Хоровое и регентское дело, 1909, № 3. С. 74-75.

157. Никольский, 1998: Никольский А. Голос и слух хорового певца. М., 1998.-78 с.

158. Новое положение, 1911: Новое положение о Регентских классах Придворной певческой капеллы // Хоровое и регентское дело, 1911, № 8. -С. 169-171.

159. Новые правила, 1915: Новые правила устройства духовных концертов // Хоровое и регентское дело, 1915, № 10.- С. 177-178.

160. Нонакк, 1896: Нонакк. Заметка о регентских классах Придворной Певческой Капеллы // Русская музыкальная газета, 1896, № 11. С. 14211424.

161. H. К., 1909: H. К (овин). Где же «тормоз»? // Хоровое и регентское дело, 1909, №2.- С. 49-52.

162. ИКС, 2001: Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001.814 с.

163. Обзор, 1892: Обзор деятельности братства св. Гурия за двадцать пять лет его существования, 1867-1892. Казань, 1892. 257 с.

164. Овсянникова, 1996: Овсянникова И.П. Психологические контексты русской духовной музыки конца XIX начала XX вв. Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Новосибирск, 1996.

165. Один», 1911: А. Н-ий. Один из «больных» вопросов церковного пения // Хоровое и регентское дело, 1911, № 9. С. 189-193.

166. Ожегов, 1970: Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1970. 902 с.

167. Ольхов, 1961: Ольхов К. О дирижировании хором. JL, 1961.

168. Ольхов, 1979: Ольхов К. Вопросы теории дирижерской техники и обучения хоровых дирижеров. JL, 1979. 200 с.

169. Отчет, 1909: Отчет о летних регентско-учительских курсах в г. Москве // Хоровое и регентское дело, 1909, №№ 9-11. С. 226-233, 250253,281-287.

170. О художественности, 1912: О художественности в хоровом пении // Хоровое и регентское дело, 1912, №№ 1-2. С. 10-13, 25-27.

171. Памяти, 1987: Памяти Н.М. Данилина. Письма. Воспоминания. Документы. Сб. статей. М., 1987. 312 с.

172. Парийский, 1949: Парийский JI. О церковном пении // Журнал Московской патриархии, 1949, № 12.- С. 52-64.

173. Пантелиев, 1990: Пантелиев Г. Я. Херувимская песнь как предмет культурологического анализа // Отечественная культура XX века и духовная музыка: тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 1990.-С. 90-92.

174. Парфентъев, 1991: Парфентьев Н. П. Профессиональные музыканты Российского государства XVI XVII веков: государевы певчие дьяки и патриаршие певчие дьяки и подьяки. Челябинск, 1991.

175. Парфентъев, 1999: Парфентьев Н. П. Древнерусское музыкально-письменное искусство и его традиции в России XVI ХХвв. Автореф. дис. . канд. искусствоведения. СПБ., 1999

176. Парфентъева, 1998: Парфентьева Н. В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI-XVII вв. (На примере произведений выдающихся распевщиков). Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1998.

177. Пащенко, 1908: Пащенко Н. Сеятели // Баян, 1908, № 1. С. 3-5.

178. Первый съезд, 2001: Первый съезд регентов // Православная Пермь, №9-10, 2001.-С. 5.

179. Петровская, 1980: Петровская И. Об изучении русской музыкальной культуры второй половины XVII-первой половины XVIII века // Критика и музыкознание. Вып. 2. JL, 1980. С. 232-242.

180. Пигров, 1964: Пигров К. Руководство хором. М., 1964. 220 с.

181. Плетнева, 2001: Плетнева А., Кравецкий А. Церковно-славянский язык. М., 2001.-288 с.

182. Попова, 1985: Попова JI. А. Вопросы изучения хоровой музыки в системе подготовки хормейстеров // Вопросы хорового образования. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 77. М., 1985. С. 21-41.

183. Порфиръева, 2004: Порфирьева Е. В. Музыкальное образование в Казани в XVIII начале XX века: становление и развитие. Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Казань, 2004.

184. Поспелова, 2003: Поспелова Р. Л. Западная нотация Х1-Х1У вв. Основные реформы (на материале трактатов). Исследование. М., 2003. -416 с.

185. Поспелова, 2004: Поспелова Р. Л. Западная нотация Х1-Х1У вв. Основные реформы (на материале трактатов). Автореф. дис. . докт. искусствоведения. М., 2004.

186. Поспеловский, 1995: Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995.

187. Потемкина, 1999: Потемкина Н. А. Проблемы изучения полного круга песнопений современного церковного обихода (на примере московской традиции). Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1999.

188. Почему, 1911: Почему? // Хоровое и регентское дело, 1911, № 8. -С. 171-174.

189. Православный, 1976: Православный богослужебный сборник. М., 1976. -351 с.

190. Преображенский, 1910: Преображенский А. Очерк истории церковного пения в России. СПб., 1910.

191. Преображенский, 1924: Преображенский А. Культовая музыка в России. Л., 1924.

192. Протопопов, 1999: Протопопов В. Музыка русской литургии: проблема цикличности. М., 1999.

193. Протопопов, 2000: Протопопов В. Русское церковное пение. Опыт библиографического указателя от середины XVI века по 1917 год. М., 2000.

194. Псалтирь, 2000: Псалтирь. М., 2000. 568 с.

195. Путеводитель, 2005: Путеводитель по храмам и монастырям г. Казани. Сост. Г. Фролов. Казань, 2005. 124 с.

196. Разумовскмй, 1867: Разумовский Д. В. Церковное пение в России. Вып. 1-3. М., 1867- 1869.

197. Разумовский, 1886: Разумовский Д. Богослужебное пение в православной греко-российской церкви. СПб., 1886.

198. Разумовский, 1895: Разумовский Д.В. Патриаршие певчие дьяки и Государевы певчие дьяки. СПб., 1895.

199. Раппопорт, 1972: Раппопорт С. О вариантной множественности исполнительства // Музыкальное исполнительство. Сб. статей, вып. 7. М., 1972.-С. 3-46.

200. Регент, 1911: «Регент частного хора» // Хоровое и регентское дело, 1911, №9.-С. 200-202.

201. Регентский класс, 1904: Регентский класс при Придворной Певческой Капелле // Русская музыкальная газета, 1904, № 19-20. С. 516-519.

202. Риман, 1904: Риман Г. Музыкальный словарь. М.; Лейпциг, 1904. -1536 с.

203. Рожкова, 1998: Рожкова Т.Н. Современное духовно-музыкальное творчество русской православной традиции (период после 1988 г.). Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1998

204. Романовский, 1992: Романовский Н. В. Русский регент. Лебедянь, 1992. 60 с.

205. Русская, 1993: Русская православная церковь в советское время (19171991). Т. 1.М., 1993.

206. Рыцарева, 1979: Рыцарева М. Г. Композитор Д. Бортнянский. Л., 1979. -256 с.

207. Святоотеческая праведность, 2001: Святоотеческая праведность древнего распева // Церковный вестник, 2001, № 17. С. 15.

208. Скабаллонович, 1915: Скабаллонович М. Толковый Типикон. Киев,1915.

209. Скребков, 1969: Скребков С. Русская хоровая музыка XVII начала XVIII века. М., 1969.

210. Скребков, 1980 а: Скребков С. Эволюция стиля в русской хоровой музыке XVII века // Скребков С. Избранные статьи. М., 1980. С.171-188.

211. Скребков, 1980 б: Скребков С. Спорный вопрос истории русской музыкальной культуры // Скребков С. Избранные статьи. М., 1980. С. 162164.

212. Скребков, 1980 в: Скребков С. Бортнянский мастер русского хорового концерта // Скребков С. Избранные статьи. М., 1980. - С. 188-215.

213. Словарь, 2004: Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М., 2004. 957 с.

214. Смирнов, 1909: Смирнов А. Архимандрит Феофан, церковный композитор. Казань, 1909. 46 с.

215. Смоленский, 1885 а: Смоленский С. Курс нотного хорового пения. В 2-х ч. Казань, 1885.-289 с.

216. Смоленский, 1885 б: Смоленский С. Краткий обзор крюковых и нотолинейных рукописей Соловецкой библиотеки Казанской духовной Академии. Казань, 1885.

217. Смоленский, 1888: Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца. Издал с объяснениями и примечаниями С. Смоленский. Казань, 1888.-132 с.

218. Смоленский, 1901: Смоленский С. О древнерусских певческих нотациях. СПб, 1901.

219. Смоленский, 1905: Смоленский С. В защиту просвещения восточно-русских инородцев по системе Ник. Ив. Ильминского. СПб, 1905. 58 с.

220. Смоленский, 1909: Смоленский С. О Регентском училище в г. Санкт-Петербурге // Хоровое и регентское дело, 1909, №№ 2, 4. С. 33-39,105-109.

221. Смоленский, 1910: Дилецкий Н. Мусикийская грамматика. Посмертный труд С.В.Смоленского. СПб., 1910.

222. Солдатов, 2002: Солдатов А. «Светская» теология: наука о том, как научиться вере, не став верующим // Отечественные записки, 2002, № 1. -С. 150-154.

223. Субботин, 1990: Субботин А. И. О природе духовности // Отечественная культура XX века и духовная музыка: тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 1990. -С. 24-26.

224. Судакова, 1984: Судакова О. М. Хоровое пение абхазов как явление фольклора и современного фольклоризма. Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Л., 1984.

225. С. А. К., 1910: С. А. К. По вопросу о хоровом пении в церкви // Хоровое и регентское дело, 1910, № 10. С. 249-250.

226. Тараканов, 1995: Тараканов С. А. Хоровое пение мальчиков в России: традиции и современность. Автореф. дис. . канд. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 1995.

227. Тихонова, 2003: Тихонова И. Е. Хоровое сольфеджио в России. СПб.,2003.

228. Трубин, 2004: Трубин Н. Духовная музыка. Смоленск, 2004. 230 с.

229. Тевосян, 1990: Тевосян А. Возрождение отечественнО&духовной музыки на концертной эстраде // Отечественная культура XX века и духовнаямузыка: тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 1990. С. 44-46.

230. Тевосян, 1995: Тевосян А. Вопросы современного хорового искусства. Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1995.

231. Успенский, 1971: Успенский Н. Древнерусское певческое искусство. М.,1971. 624 с.

232. Успенский, 1986: Русская хоровая музыка ХУ1-ХУШ вв. Хрестоматия. Сост. Н.Д.Успенский. М.,1976. 240 с.

233. Успенский, 1996: Успенский Л. А. Богословие иконы православной церкви. Переяславль, 1996.

234. Федоров, 1999: Федоров Д. В. Смысл музыки: его анализ на основе эстетики П. А. Флоренского и русской философско-религиозной традиции. Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1999.

235. Филиппов, 2002: Филиппов В. «Идеалы Православия в школу». Из выступления министра образования РФ Владимира Филиппова на IXмеждународных Рождественских образовательных чтениях // Отечественные записки, 2002, № 1. С. 158-160.

236. Финдейзен, 1928: Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века. В 2-х тт. М.-Л., 1928. Т.1-103 е., т.2-191 с.

237. Флоренский, 1996 а: Флоренский П. Иконостас // Павел Флоренский. Избранные труды по искусству. М, 1996. С. 75-183.

238. Флоренский, 1996 б: Флоренский П. Храмовое действо как синтез искусств // Павел Флоренский. Избранные труды по искусству. М, 1996. -С. 201-213.

239. Флоренский, 2003: Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 2003.-640 с.

240. Флоровский, 1931: Флоровский В. В. Восточные отцы IV века. Париж,1931.

241. Фуга, 1909: Фуга. Доля певчих // Хоровое и регентское дело, 1909, № 3. -С. 86-88.

242. Фуга, 1916: Фуга. В чем наше горе // Хоровое и регентское дело, 1916, № 1.-С. 4-9.

243. Холопов, 1994: Холопов Ю. К понятию "музыкальная форма" // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вузов. Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных, вып. 132. М., 1994. С. 10-45.

244. Хроника, 1909: Хроника // Хоровое и регентское дело, 1909, № 4. -С. 111-112.

245. ХРД, 1912: Хоровое и регентское дело, 1912, № 3. С. 89-90.

246. ХРД, 1915: Audiatur et altera pars (Выслушайте и другую сторону) // Хоровое и регентское дело, 1915, № 8. С. 141-143.

247. Челъцов, 1994: Чельцов М., прот. Православное пастырство и общественная деятельность // Журнал Московской патриархии, 1994, № 10. -С. 96-111.

248. Черепнин, 1972: Черепнин JI.B. Земские соборы русского государства в XVI XVII веках. М., 1972.

249. Чесноков, 1910: Чесноков П. «Имеющие уши слышати да слышат» // Хоровое и регентское дело, 1910, № 12. - С. 302-305.

250. Чесноков, 1952: Чесноков П. Хор и управление им. М., 1952. 224 с.

251. Чудинова, 1994 а: Чудинова И. Пение, звоны, ритуал. Топография церковно музыкальной культуры Петербурга. СПб, 1994.

252. Чудинова, 1994 б: Чудинова И.А. Сакральное и мирское в церковно-музыкальной культуре Петербурга XVIII века // Россия Европа: контексты музыкальных культур. Сб. научных трудов. СПб, 1994. - С. 23-42.

253. Шалина, 1994: Шалина И.А. Псковские иконы «Сошествие во ад»: о литургической интерпретации иконографических особенностей // Восточно-христианский храм. Литургия и искусство. СПб., 1994.

254. Шинкарева, 1990: Шинкарева М. И. Искусство и религия: проблема соотношения // Отечественная культура XX века и духовная музыка: тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 1990.-С. 5-9.

255. Языкова, 1995: Языкова И. К. Богословие иконы. М., 1995 .