автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Современная русскоязычная проза Кабардино-Балкарии: поэтика стилей и жанров

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Абакарова, Оксана Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Нальчик
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Современная русскоязычная проза Кабардино-Балкарии: поэтика стилей и жанров'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Современная русскоязычная проза Кабардино-Балкарии: поэтика стилей и жанров"

На правах рукописи

Абакарова Оксана Михайловна

СОВРЕМЕННАЯ РУССКОЯЗЫЧНАЯ ПРОЗА КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ: ПОЭТИКА СТИЛЕЙ И ЖАНРОВ

Специальность 10.01.02. - Литература народов Российской Федерации (Литература народов Северного Кавказа)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

НАЛЬЧИК 2005

Работа выполнена на кафедре русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова.

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Мусукаева Анджелла Хамитовна Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Фидарова Рима Японовна кандидат филологических наук, Атабиева Асият Даутовна

Ведущая организация: Пятигорский государственный

лингвистический университет

Защита состоится 20 декабря 2005 года в 10.00 часов на заседании Диссертационного Совета Д.212.076.04 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова (360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (360004, КБР, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173).

Автореферат разослан « if-y> ноября 2005 г.

Ученый секретарь

диссертационного Совета /К) А.Р. Борова

1ЩЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Конец XX века был ознаменован существенным переломом в истории человечества и формах его культурной деятельности, явился эпохой глобального разрыва с предшествующими культурными традициями, периодом художественных экспериментов в разных областях и видах искусства. Наиболее ярко эта особенность современной культуры проявилась в искусстве слова.

1980-е годы - начало 1990-х годов в развитии русской литературы стали годами культурного промежутка, в котором осуществлялось функционирование и диалог самых разных феноменов - традиционных и вновь формирующихся. При этом происходила системная трансформация, выраженная стилевой и жанровой динамикой. Проза дифференцировалась на множество стилевых течений, жанровых образований. Это привело к тому, что русская литература конца XX века на первый взгляд кажется хаотичным смешением стилей, жанров, форм, которые существуют одновременно и возникают вне традиций и преемственности. Однако развитие современного литературного процесса подчинено определенным закономерностям, в нем устанавливаются генетические и типологические связи, осуществляется взаимодействие его составляющих, так что русская литература конца XX века является динамичной системой, находящейся в состоянии обновления И изменения.

Немаловажной составляющей современной отечественной литературы является литература Кабардино-Балкарии. На протяжении предшествующих десятилетий развития литература республики представляла собой явление закрытого типа: в ней доминировал один метод - реалистический, определявший жанровую парадигму, набор художественно-изобразительных средств и проблематику произведений. Среди факторов, влиявших на поэтику как прозы, так и поэзии и драматургии, самым существенным был фольклор народов Кабардино-Балкарии. Среди особенностей литературы республики важнейшими константами долгие годы оставались мифо-эпическая основа и художественный этнографизм. Региональный аспект, местный колорит были чертами превалирующими, доминантными, определяющими специфику национальных литератур Кабардино-Балкарии, их отличие от литературы метрополии.

Однако в последние годы литературный процесс республики перестал быть явлением сугубо ло :ай§йьйЦ1Шэндяж»! .«му возможность

БИБЛИОТЕКА

более глубокого взаимодействия с русским и мировым литературным процессом. На этой волне новый импульс к развитию в 1990-2000-е годы получила русскоязычная проза Кабардино-Балкарии, определившая качественно новый уровень развития литературы республики. Необходимость адекватного анализа и научного исследования данного феномена определяет актуальность нашего исследования.

Цели и задачи исследования. Цель работы состоит в попытке систематизировать и эстетически адекватно представить русскоязычную литературу Кабардино-Балкарии 1990-2000-х годов, учесть сущностные аспекты литературного процесса республики, представить современную русскоязычную прозу в контексте и в связи с целостным отечественным литературным процессом.

В соответствии с обозначенной целью представляется необходимым решение следующего ряда задач:

- определение основных особенностей мирового и отечественного литературного процесса конца XX века, оказавших непосредственное влияние на поэтику и проблематику литературы Кабардино-Балкарии;

- установление жанрово-стилевой парадигмы современного русского литературного процесса;

- выявление специфики преломления традиций современной отечественной литературы в русскоязычной прозе республики;

- исследование русскоязычной прозы Кабардино-Балкарии в динамике художественных направлений, стилевых течений;

- определение основной жанровой парадигмы русскоязычной прозы республики, анализ поэтики прозаических жанров;

- установление генезиса художественного творчества отдельных русскоязычных авторов;

- выявление основной проблематики современной русскоязычной прозы Кабардино-Балкарии.

Наша задача - показать, как в современной русскоязычной прозе Кабардино-Балкарии происходит осмысление основных категорий и элементов постмодернистского, модернистского и реалистического дискурсов, определить возможные точки соприкосновения и пересечения основных онтологических и эстетических моделей, определяющих специфику современной русской прозы и русскоязычной прозы Кабардино-Балкарии.

Научная новизна работы. В диссертации впервые предпринимается попытка монографического исследования поэтики и проблематики русскоязычной прозы Кабардино-Балкарии 1990-2000-х годов.

В определенной степени новым, отличным от традиционного для северокавказского литературоведения является и сам подход к исследованию поставленной проблемы: литературная ситуация рассматривается не через призму сугубо специфических, определяемых национальными особенностями черт и традиций, а привязывается к общему художественному процессу отечественной литературы, органической частью которого она является и в русле которого формируется.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выбраны прозаические произведения современных русскоязычных авторов Кабардино-Балкарии: Константина Елевтерова, Амира Макоева, Владимира Мамишева, Бориса Чипчикова и др.

В работе рассматриваются произведения различной стилистической и жанровой принадлежности. Жанровая палитра, анализируемая в диссертации, определена конкретными художественными произведениями: нами исследуются малая, средняя и большая эпическая формы, представленные соответственно рассказами В. Мамишева, Б. Чипчикова, повестями А. Макоева, В. Мамишева, романом К. Елевтерова «Выныривающий». Отбор имен обусловлен максимальной привязкой творчества обозначенных писателей к отечественному литературному процессу конца XX века, возможностью на их примере проанализировать специфику поэтики и особенности проблематики современной русскоязычной прозы Кабардино-Балкарии.

Степень научной разработанности темы. При достаточно обширной изученности национальных литератур Кабардино-Балкарии в современном северокавказском литературоведении имеется значительный пробел - русскоязычная литература республики в целом остается явлением малоизученным. До сих пор не существует специальных монографических исследований по теме диссертации, нет серьезных работ в периодических изданиях - исключение составляет несколько отдельных небольших статей и рецензий, среди которых выделяются отклики на роман К. Елевтерова «Выныривающий»: статьи В. Курицина «Медленно, иногда внимательно» («Октябрь», 1997, № 4) и И. Борисовой «Заприте меня от вас» («Первое сентября», 1997).

Очевиден подъем современной науки о литературе в Кабардино-Балкарии: в последнее время появляется все больше теоретических исследований литературоведов республики и диссертационных работ молодых ученых. Обозначенная тема не освещалась ни в одной из них. Данное диссертационное исследование является первой серьез-

ной попыткой литературоведческого анализа современной русскоязычной прозы Кабардино-Балкарии.

Методологической основой исследования стала ориентация на целостное восприятие литературного процесса России, идею взаимных зависимостей между составляющими структуры современной русской литературы, частью которой является литература Кабардино-Балкарии.

Исследуя закономерности развития русскоязычной прозы республики, мы опирались на труды зарубежных и отечественных авторов, изучавших проблемы современного литературного процесса. Базисными для нашего исследования стали работы Р. Барта, О.В. Богдановой, А. Гениса, Н.Б. Ивановой, И.П. Ильина, В.В. Кожинова, В. Курицына, Н.Л. Лейдермана, М.Н. Липовецкого, Н. Маньковской, Г.Л. Нефагиной, И.С. Скоропановой, М. Эпштейна и др. Труды и взгляды названных авторов сыграли важную роль в формировании научной концепции нашей работы.

При анализе теоретических основ литературного процесса мы обращались к трудам классиков отечественного литературоведения: М.М. Бахтина, Л.Я. Гинзбург, Д.В. Затонского, Е.М. Мелетинского, Г.Н. Поспелова, П.С. Ульяшова, В.Б. Шкловского и др.

Помимо монографических трудов, серьезный материал по проблемам литературного процесса конца XX века представлен за последнее десятилетие в периодических изданиях (журналы «Вопросы литературы», «Звезда», «Знамя», «Новое литературное обозрение», «Октябрь» и др.) и в электронных библиотеках Интернета.

Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в разработке одной из актуальных проблем современного литературоведения - поэтики и проблематики современной русскоязычной прозы Кабардино-Балкарии, - а также в возможности комплексного изучения литератур Кабардино-Балкарии для создания целостной картины современного литературного процесса республики, выявления общих закономерностей и специфических черт. Результаты исследования могут способствовать дальнейшему изучению феномена русскоязычных литератур в национальных республиках.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования данных, полученных в ходе нашей работы, при изучении в школе и в вузе дисциплин, ориентированных на современный литературный процесс и на исследование творчества отдельных его представителей, в данном случае - творчества русскоязычных авторов Кабардино-Балкарии.

Материал, собранный и систематизированный в работе, может быть использован при изучении дисциплины «Литература народов РФ», а также при составлении программ специальных курсов по проблемам литератур народов Кабардино-Балкарии.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были изложены в докладах и обсуждены на научно-практических конференциях: «У .Б. Алиев - ученый, поэт, педагог. Региональная научная конференция, посвященная 90-летию со дня рождения проф. У.Б. Алиева» (Карачаево-Черкесский государственный педагогический университет, г. Черкесск, 2001), «Синтез в русской и мировой художественной культуре. Вторая научно-практическая конференция, посвященная памяти А.Ф. Лосева» (Московский педагогический государственный университет, Москва, 2002), «Перспектива-2003. Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых» (Кабардино-Балкарский государственный университет, Нальчик, 2003), -а также опубликованы в научных статьях.

Диссертация также была обсуждена на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур Северного Кавказа» (октябрь 2005 г.) и на расширенном заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета.

Структура диссертации. Структура диссертационного исследования определена его основными целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы, определяются объект, цели и задачи работы, ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость, излагаются методологические принципы исследования.

В первой главе «Поэтика стилей и жанров русской литературы конца XX века (теоретический аспект)» мы попытались воссоздать историко-типологическую картину отечественного литературного процесса конца XX - начала XXI веков. Обращение к современному русскому литературному процессу обусловлено тем, что литература Кабардино-Балкарии является частью огромного по своим масштабам и значимости явления - литературы России. Этим определяется тот факт, что литература республики характеризуется не только специфическими национальными чертами, но и особенностями мирового и отечественного литера-

турного процесса, следовательно, поэтака стилей и жанров русскоязычной прозы Кабардино-Балкарии не может рассматриваться вне контекста современной русской литературы.

В главе рассматриваются характерологические признаки русской литературы конца XX века. Мы берем за основу дифференциацию современного литературного процесса на различные направления и стилевые течения, разработанную в трудах Н.Б. Ивановой, Н.Л. Лейдермана и М.Н. Липовецкого, а в дальнейшем в работах Г.Л. Нефагиной. Основываясь на ней, в исследовании излагаются принципы и приемы художественной поэтики, формирующие специфический «рисунок» современных прозаических полотен.

Русская проза рубежа ХХ-ХХ1 веков является динамичной системой, функционирование которой определяется не только закономерностями имманентного литературного развития, но и социокультурными условиями. Развитие новых тенденций в общественно-социальной жизни, экономике, политике, культуре в середине 1980-х годов достигло критической точки, что привело к кардинальному изменению системы мировоззренческих и эстетических координат. Мо-нологизм советской литературы предшествующего периода, в которой единственным официально признанным и принятым художественным методом являлся метод социалистического реализма, резко сменился вариативностью и диалогом художественных систем - постмодернизма, модернизма и реализма. Они представляют собой развитые системы с высокой степенью дифференциации, способные к саморазвитию и интегрированию с другими эстетическими системами и направлениями. В художественных парадигмах постмодернизма, реализма и модернизма перманентно происходят системные изменения. Причем эти изменения происходят не только в парадигме определенной художественной системы, но и в межсистемном пространстве - взаимодействуя друг с другом, сами художественные системы порождают неожиданные стилевые течения.

Развитие русской литературы определяется не только категориями метода и стиля, но и категорией жанра. Каждая из систем - постмодернизм, реализм, модернизм - разрабатывает как общие, так и собственные принципы поэтики, реализуемые в различных, зачастую специфических только для данного типа прозы, жанрах и жанровых разновидностях. Так, например, повышенная рефлексия постмодернистского искусства выражается в форме комментаторства, автодокументирования, саморецензирования. В связи с этим наиболее распро-

страненными жанрами постмодернизма стали дневники, записки, свод коротких фрагментов, письма, комментарии, сочиняемые героями романы («Душа патриота, или Различные послания к Ферфичкину» Евг. Попова, «Линии судьбы, или Сундучок Милашевича» М. Харитонова). Формой и приемом в прозе постмодернизма может быть и перечень, каталог, подчеркивающие обезличенность произведения, отсутствие автора («Бесконечный тупик» Дм. Галковского). Близким к перечню приемом постмодернизма является коллаж - соединение разнородных элементов, из которого вырисовывается какая-то общая картина. Для концептуализма одной из форм презентации постмодернистского текста является римэйк (например, «Кавказский пленный» В. Маканина), в соц-арте большое место занимает жанр рассказа. В реалистической прозе наиболее характерными жанрами в 1980-1990-е годы являются повесть и роман, а в ее условно-метафорическом стилевом течении актуализируется жанр антиутопии (Л. Петрушевская «Новые Робинзоны», В. Маканин «Долог наш путь», Т. Толстая «Кысь»), В модернизме с новой силой получает развитие жанр романа «поток сознания» («Школа для дураков» Саши Соколова).

С другой стороны, современный литературный процесс характеризуется развитием тенденций к стиранию жанровых дефиниций. Конец XX века - время активного взаимодействия, взаимопроникновения и взаимовлияния жанров, что приводит к зыбкости, подвижности жанровых границ, появлению новых повествовательных форм. Так современный русский роман может соединять в себе и реалистическую повесть, и апокриф, и притчу, и эпос, и открытую публицистичность, и философский диалог (Ч. Айтматов «Плаха»).

Вместе с тем в современной литературе происходит не только жанровый синтез, но и синестезия - выход за жанровые пределы произведения с обретением не свойственных ему от природы возможностей смежных форм и даже иных искусств. Это один из важных художественных процессов, демонстрирующий подвижность и динамическую устойчивость системы современной литературы.

Во второй главе «Модернистские тенденции в современной русскоязычной прозе Кабардино-Балкарии: метафизика романа К.Елевтерова "Выныривающий"» исследуется большая эпическая форма, представленная романом Константина Елевтерова «Выныривающий». Это сложная, крайне концентрированная проза, ставшая одним из важнейших эстетических явлений не только в масштабах Кабардино-Балкарии, но и всей русской литературы. В главе исследу-

ются особенности художественной формы и поэтики произведения, устанавливается влияние на него традиций сюрреализма, а также «потока сознания». Проводится анализ текстуальных особенностей произведения, его синтаксиса, пунктуации и семантики. Особое внимание уделено композиции - важнейшего смысло- и формообразующего элемента романа. В главе также затрагиваются вопросы проблематики, определяются основные темы и мотивы романа.

Характерная черта русскоязычной прозы Кабардино-Балкарии конца XX века связана с практически одновременным прохождением ею основных этапов художественно-эстетического развития: постмодернистские, модернистские и реалистические тенденции существуют одновременно, развиваются параллельно. Однако в большей степени на жанр современного романа влияет традиция модернистов начала XX века (Д. Джойса, Ф. Кафки, М. Пруста и др.), что обуславливает преобладание модернистской составляющей в современном русскоязычном романе республики. При этом модернизм в литературе Кабардино-Балкарии не оформился как полноценное направление - мы говорим лишь о модернистских тенденциях в творчестве отдельного писателя, которые не были связаны с какой-либо четкой теоретической платформой, конкретной школой. В распоряжении молодых прозаиков, в частности К. Елевтерова, оказался значительный опыт, накопленный мировой литературой, а внутренняя динамика жанра романа, всегда стремящегося к самообновлению, способствовала восприятию и переработке различных русских и европейских литературных традиций.

В творчестве К. Елевтерова происходит смена традиционных для республики повествовательных тенденций, стилевых парадигм. Новаторство К. Елевтерова связано, прежде всего, с изменением и усложнением художественной формы, с привнесением в романную ткань элементов других жанровых структур, с активным использованием принципа сюрреалистического повествования.

Для поэтики сюрреализма характерен чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить реальное функционирование мысли. Исходя из этого, автор осуществляет коммуникацию, воздействуя не только и не столько на сознание, сколько на подсознательные импульсы, часто через грезы, сны как важную сторону психической активности. Поэтика сна, актуализируясь в романе К. Елевтерова, приобретает важнейшее смысловое, сюжетообразующее и композиционное значение: как правило, сны содержат основную философскую, идейную составляющую романа; во сне реализуются потаенные мыс-

ли и мечты героя, переживается весь спектр чувств; они являются и композиционным завершением каждой главы. Сны становятся источником некоторого высшего медитативного состояния познания истины. Степень погружения героя в глубины подсознания настолько велика, что становится возможным провести некую «классификацию» сновидений, дать их описание.

В «Выныривающем» происходит разрушение эпичности романа как жанра, отказ от чисто объективного изображения действительности. Эта проза субъективна по определению и представляет собой некий важный личный, интимный душевный опыт. К. Елевтеров создает удивительное автобиографическое полотно, в котором художник, сам автор не менее важен, чем то, что он изображает. Акцент делается на выражении души художника, его внутреннего «я». Выражение вместо изображения, интуиция вместо логики, приоритет самого художника, а не действительности, тяготение к абстракциям, заменившим конкретные понятия, обобщенные символы, деформация пространства и времени - черты, присущие прозе К. Елевтерова.

Повествовательная манера в романе подчинена задаче многогранного, глубокого исследования подсознания героя, его характера, поведения, психологии чувств. В романе «Выныривающий» преобладает такая форма изображения внутреннего мира героя, его душевной жизни, которая приближает роман к модернистской традиции «потока сознания».

К. Елевтеров воспроизводит бесконечный ряд мыслей, ассоциаций, цепляющихся одна за другую. В этом бесконечном потоке мыслей, воспоминаний и ассоциаций время перестает рассматриваться как объективная субстанция, существовать как измеряемая протяженность, категория пространства утрачивает критериальные характеристики локальной и исторической конкретности. Все это способствует созданию в романе «Выныривающий» специфического авторского хронотопа, подчиненного не объективной логике существования героя в пространстве и времени, а его субъективному восприятию и позиционированию себя в них. Абсолютно произвольное сопряжение пространства и времени создает уникальный романный хронотоп. Это подчеркивается и на уровне композиции, в графическом расположении описываемых событий: то значительно отстоят друг от друга близкие хронологически события, то, напротив, тесно смыкаются моменты, между которыми десяток лет. К концу романа паузы сокращаются до минимума: проза «торопится», стараясь угнаться за множащимися в сознании образами.

Сюжетно-композиционная структура приобретает первостепенное значение для реализации содержания романа К. Елевтерова. В «Выныривающем» отсутствует единая фабула в привычном понимании, через весь роман стержнем проходит странный иррациональный сюжет. Наряду с традиционным романным сюжетом, исчезает и традиционная, логически определяемая внутритекстовая иерархия, в ткани романа между собой связываются, казалось бы, несовместимые явления, понятия строятся на таких далеких ассоциациях, что их значение размывается, кажутся пропущенными большие логические периоды. Автор стремится выразить движение чувств и ощущения личности вне контроля со стороны разума, вне нравственных понятий и оценок.

«Выныривающий» структурирован по новым принципам композиции. Роман имеет спиралевидную конструкцию. Каждая последующая глава, представляющая собой очередной виток спирали, по которой идет развитие сюжета, в определенной пропорции увеличивается по отношению к предыдущей. Идет последовательное увеличение периодов спирали, самих её витков. Объем глав увеличивается, но при этом не происходит разряжения текста, наоборот, он уплотняется, становится более сложным и насыщенным. Подобная геометрическая точность придает елевтеровскому миру устойчивость, внутреннее единство и законченность. Симметрична и архитектоника романа. Она тоже закончена и едина: каждая из двенадцати глав состоит из трех частей. Основу двух из них составляет реальная жизнь героя, третья представляет собой фиксацию работы подсознания, явленную в образах и символах сновидений.

Новаторство романа «Выныривающий» проявляется не только на сюжетно-композиционном уровне. Особый пласт романа - филология. В произведении важное значение приобретают словесные эксперименты. К. Елевтерову свойственна необычайная чуткость к слову, которому он придает гибкость, от которого добивается максимальных превращений. Эта смысло-игра создает многомерность семантики художественного текста, отражающего мир и человека, чувствующего, мыслящего, действующего. Художественный текст в этом случае представляет собой выражение средствами естественного языка модели человеческого отношения к миру - и материальному, и миру идей.

Специфика авторского мировосприятия отражается и на синтаксическом рисунке, который становится воплощением внутреннего психологического состояния героя. Особое мировоззрение автора определяет выбор синтаксических конструкций: в основном ткань рома-

на составляют сложные предложения со множеством придаточных. Необычайная разветвленность синтаксического периода у К. Елевте-рова соответствует сложности и многослойности анализируемого душевного переживания, включенного в непрерывный поток внешней и внутренней жизни. Текст романа становится реализацией некоторого инварианта сознания, его опредмечиванием.

Проза К. Елевтерова - откровение глубин человеческой души, человеческого подсознания, частной, единичной человеческой жизни. А ещё это - новое мифотворчество, создание мифа детства через воссоздание мира детства. «Выныривающий» - это история духовного становления героя, история детства, история любви, история дома, двора, улицы, заточенные в сложную композиционную схему. В романе возникает целый круг мотивов, представляющих собой широкое поле для психоаналитика: в нем присутствует классический архетип младенца по Юнгу (девочка в футляре и многие инфантилизмы); по Фрейду - отношения героя к матери (в их эволюции) и глухо и с холодной неприязнью - к отцу; нечистоты, гниение - некрофилия по Фромму. Круг данных вопросов может стать предметом отдельного серьезного литературоведческого исследования с привлечением соответствующей научно-теоретической базы.

На страницах романа К. Елевтерова «Выныривающий» была опробована новая поэтика, с помощью которой эпос человеческой жизни, эпос духа и тела, истории частной жизни были вмещены в романные рамки, а само произведение стало выражением состояния мира, опрокинутого в сознании, и сознания, отражающего и одновременно творящего мир по своим законам.

В третьей главе «Постмодернистские тенденции в современной русскоязычной прозе Кабардино-Балкарии: поэтика интертекста» исследуется влияние интертекстуальности на малую и среднюю эпические формы русскоязычной прозы Кабардино-Балкарии. В главе анализируются рассказы и повести А. Макоева, В. Мамишева, Б. Чипчикова, устанавливается генезис их творчества, связи с предшествующей культурной и литературной традицией.

Текст в постмодернизме мыслится «интертекстуально», как игра сознательных и бессознательных заимствований, цитат, клише. Интертекстуальность является важнейшей смысло- и формообразующей категорией постмодернистской поэтики. Современная литература Кабардино-Балкарии развивается в контексте мирового культурного

пространства, взаимодействует со всеми его составляющими, включается во всеобщий постмодернистский процесс интертектсуальной игры. В русскоязычной прозе республики 1990-2000-х годов интертекстуальность реализуется в творчестве А. Макоева, В. Мамишева, Б. Чипчикова, во многом определяя особенности поэтики, форму и содержание их прозы.

Проза В. Мамишева генетически связана с прозой постмодернизма. Автор ориентируется в основном на С. Довлатова, в чьем творчестве возникла мысль о том, что лучше алкоголик, преступник, чем антидуховный средний человек. Именно С. Довлатов возродил в своем творчестве не только образ «маленького человека», но и «лишнего», обремененного «вечными вопросами» и унаследовавшего «русскую хандру» и пьянство как ее частую разновидность. Герои прозы В. Мамишева - преступники, алкоголики, сумасшедшие, но в их душе проживает и доброе и злое начала, извечный дуализм: отсюда интеллектуальные сумасшедшие и философствующие пьяницы в повести «Хроника "хроника"».

Одна из основных тем повести - условия существования человека в несвободном мире. Герой существует в жестких условиях наркологического диспансера, а затем камеры, при этом обнаруживается поразительное сходство между больницей, тюрьмой и свободой: где бы герой ни находился, вокруг существует все тот же единый алогичный мир, в котором «норма» и «абсурд» жизни взаимопроникаемы, часто взаимозаменяемы. Но герои В. Мамишева пытаются извлечь из тотального абсурда динамичный стержень тотального существования. В нравственно-этическом опыте В. Мамишева проявилось не осуждение мира и человека как несовершенных и негативных сущностей, а принятие их такими, какие они есть: это мир людей, давно утративших человеческий облик, но не утративших человеческой души.

Связь прозы В. Мамишева с постмодернистской традицией обусловлена не только типом героя, но и созданием в ней авторского интертекстуального пространства. Постмодернистская цитатность и аллюзий-ность в «Хронике "хроника"» проявляется на разных уровнях: от обращения к писателям, темам и образам классической русской литературы («Нос» Н.В. Гоголя) до использования мифологического дискурса (миф о скульпторе Праксигеле и гетере Фрине). В. Мамишев не вуалирует эти аллюзии. Он наделяет главного героя отличительной чертой - длинным

носом - и называет его Нос. Миф же передает один из героев повести, причем расшифровка мифа вкладывается в уста алкоголика, отчего ее художественная сила профанируется, но суть не меняется.

Постмодернистская традиция в прозе В. Мамишева проявляется и в существенном изменение позиции автора. В постмодернизме автор, как правило, скрыт, замаскирован в герое-рассказчике. Это позволяет обеспечить переход от традиционной роли «учителя» и «наставника» к роли «равнодушного летописца» и не вмешивающегося в ход событий хроникера. В прозе В. Мамишева отсутствует ярко выраженная авторская позиция, снят пафос разоблачения, морализаторства, нравственно маркированной оценочности, все происходящее воспроизводится объективно, «как есть».

Таким образом, В. Мамишев поддерживает постмодернистскую традицию выбором типа героя, изменением авторской позиции; интертекстуальность становится основой поэтики, мифологизм включает его прозу в мировое художественное пространство.

Сборник Б. Чипчикова «Возвращайся свободным» также насыщен аллюзиями и реминисценциями. Это связано с постоянной апелляцией автора к классическим и современным писателям и ключевым мотивам их творчества: от A.C. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.А. Тургенева, М. Цветаевой до Б. Окуджавы, В. Шаламова и Р. Семенова.

Б. Чипчиков предельно усложняет структуру произведений, ведет «литературную игру» с читателем, втягивая его в процесс, характерный для постмодернистской прозы - сотворчество писателя и читателя. Автор переосмысляет художественные традиции, вводит в свои произведения известные сюжеты и образы, рассчитывая при этом на искушенного читателя, хорошо знающего классические мифологические и литературные сюжеты, способного адекватно воспринимать любую их трансформацию и находить в этом особое эстетическое удовольствие, становясь «соучастником» повествования. Иначе смысл авторских рассуждений останется темен. В рассказах Б. Чипчикова работает один из центральных принципов постмодернизма - сюжетно-повествовательная ориентация на образованного читателя.

Цикл рассказов Б. Чипчикова буквально зиждется на архетипах. Постоянная апелляция автора к известным мифам и традиционным символам не завуалирована драматическим сюжетом, а прямолинейна.

Среди прочих особое значение в контексте чипчиковской прозы приобретают библейские мифы. При этом автор дает альтернативную трактовку «вечных» мифологем: он трансформирует миф о запретном плоде, миф о Сизифе, священные библейские заповеди. Редакция Евангелия - шаг смелый, но закономерный в контексте постмодернистской литературной традиции.

Среди формальных проявлений особенностей современного литературного процесса в прозе Б. Чипчикова выделяется жанровая синестезия. Его рассказы продолжают традицию жанра «стихотворений в прозе» И.С. Тургенева и лирической прозы М. Цветаевой. Они предельно субъективны, интимны, проникнуты лиризмом, а эпические элементы играют в них больше подчинительную роль, способствуя формированию иносказательного смысла или являясь основой философских выводов-обобщений.

Б. Чипчиков постоянно стремится выйти за пределы эмпирической данности. Его проза характеризуется раскованностью стиля, импровизационного по своей природе. Автор фиксирует путь и ритм мысли, обнажает рождение слова, использует некоторые элементы ритмической прозы, например, синтаксические повторы, кольцевую композицию, мелодичность текста. Он нарушает привычный строй фразы, инверсии становятся его излюбленным и постоянным приемом. Б. Чипчиков переносит в свою прозу средства уплотнения языка. Игра слов - один из таких энергетических ресурсов. Внимание к созвучию, соседству слов создает формулы и афоризмы. Иногда эти формулы рождаются на глазах читателя, чаще они рассыпаны по тексту. Такие «трудные» стилистика и синтаксис прозы Б. Чипчикова обусловлены «трудной» сутью - стремлением уловить сам процесс постижения жизни.

Наиболее последовательное воплощение в русскоязычной прозе Кабардино-Балкарии черты постмодернистской эстетики нашли в творчестве А. Макоева.

Повесть «Натюрморт с чайкой» - типично постмодернистское произведение. А. Макоев использует прием обнажения писательского труда, произведение характеризуется нарочитой и отчасти показной незаинтересованностью в присутствии читателя, условностью места, времени и действия. Повествование напоминает сценарий киноповести, словно автор смотрит на героев и детали пейзажа и интерьера че-

рез объектив кинокамеры, фиксируя внимание на отдельных мелочах. Реформация академического синтаксиса - одна из наиболее характерных черт постмодернизма - также характеризует повесть А. Макоева: ни прямая, ни косвенная речь в привычном виде не используются автором, ни кавычек, ни союзов «что» и «чтобы», ни сложноподчиненных предложений с опорными словами в главном предикате. Автор моделирует текстовое пространство по своим субъективным правилам и законам. Таким образом, постмодернистская игра в текст и с текстом становится основой поэтики «Натюрморта с чайкой».

Вписывается в постмодернистский контекст и близкая жанру автобиографии повесть А. Макоева «Лунные мальчики». С актуализацией жанра автобиографии связано обращение современных авторов к теме детства, традиционной для русской классической литературы (Л.Н. Толстой) и вновь заявившей о себе в литературе современной (Т. Толстая). Повесть А. Макоева «Лунные мальчики» пронизана тоской по детству. Для точки отсчета выбран переходный возраст, неиссякаемый для психоанализа. Надежды, амбиции, ущербность, неудовлетворенность, юношеский романтизм, уязвленное самолюбие, гормональный взрыв, максимализм, эгоцентризм - идеальное сочетание качеств, находка для художника.

Постмодернистская интертекстуальность проявляется в данном случае на содержательном уровне. Повесть вызывает ассоциации с фильмом «Однажды в Америке»: компания подростков напоминает банду Лапши и Макса Берковича из культовой картины. Та же мальчишеская романтика, клановость отношений, негласная, но строгая иерархия. К эпопее «Однажды в Америке» читателя возвращает и финал произведения. Знаковый эпизод фильма, когда самый маленький участник группировки падает, задетый пулей, воскресает в интерпретации А. Макоева: последними словами Брата, не выдержавшего усмешек и грязных намеков о своей любимой девушке и сбросившегося с обрыва, становятся «я оступился».

Еще одна ассоциация, возникающая в связи с «Лунными мальчиками» - творчество Экзюпери. Прямого намека на него в повести нет, но ностальгия и тоска А. Макоева по ушедшему детству одного происхождения с переживаниями летчика из «Маленького принца».

В интертекстуальное поле прозы А. Макоева входит, помимо искусства XX века, традиция русской классической литературы. В

рассказе «Голос из бездны» автор обращается к теме «поэта и поэзии». Вопрос о предназначении писателя - ровесник самой литературы. А. Макоев задается этим «вечным» вопросом, однако окончательного ответа на него не дает. Финал же опять-таки соотносит рассказ А. Макоева с классической литературной традицией. Образ художника, теряющего рассудок, достаточно распространен в русской литературе (Чартков из «Портрета» Н.В. Гоголя, главный герой и Иван Бездомный из «Мастера и Маргариты» М.А. Булгакова и др.).

Таким образом, в творчестве А. Макоева, В. Мамишева, Б. Чип-чикова интертекстуальность становится одной из ключевых категорий и обнаруживает себя на различных уровнях: авторами перерабатываются классические темы, используются традиционные сюжеты, существует явная и скрытая цитация, аллюзии, заимствования, пародируются «известные» произведения и авторы, используются элементы древнейших видов литературного искусства, актуализируется мифо-логизм. Тем самым современная русскоязычная проза Кабардино-Балкарии включается во всеобщий постмодернистский процесс игры с текстом и в текст.

В заключении обобщаются результаты и подводятся итоги диссертационного исследования, излагаются основные выводы:

1. В прозе конца XX - начала XXI веков одновременно развиваются постмодернистские, модернистские и реалистические стилевые течения, представляющие собой сложные структуры, способные к саморазвитию и интегрированию с другими эстетическими системами и направлениями.

2. Современный литературный процесс характеризуется зыбкостью, подвижностью жанровых границ, появлением новых повествовательных форм, что обусловлено развитием тенденций к стиранию жанровых дефиниций, активным взаимодействием, взаимопроникновением и взаимовлиянием жанров, явлениями жанровой синестезии.

3. Национальные литературы, в целом более тяготеющие к традиционной жанровой и стилевой дифференциации, тем не менее подчиняются современным художественным тенденциям, о чем свидетельствует развитие современной русскоязычной прозы Кабардино-Балкарии. В ней можно отметить функционирование всех основных эпических жанров: романа, повести, рассказа, новеллы. Преобладающими на сегодняшний день являются малая и средняя эпические фор-

мы, представленные рассказами, новеллами и повестями А. Макоева, В. Мамишева, Б. Чипчикова. Менее распространенным является жанр романа, самый яркий образец которого в современном русскоязычном литературном процессе республики являет проза К. Елевтерова.

4. Роман К. Елевтерова «Выныривающий» отменяет канонический путь развития национального романа Кабардино-Балкарии. В творчестве К. Елевтерова происходит смена традиционных для республики повествовательных тенденций, стилевых парадигм. Новаторство К. Елевтерова связано, прежде всего, с изменением и усложнением художественной формы, с привнесением в романную ткань элементов других жанровых структур, с активным использованием сюрреалистической манеры письма.

5. Среди важнейших смысло- и формообразующих элементов поэтики малых жанров русскоязычной прозы Кабардино-Балкарии выделяется постмодернисткая интертекстуальность. В. Мамишев, А. Макоев, Б. Чипчиков и другие авторы поддерживают постмодернистскую традицию: интертекстуальность становится основой поэтики произведений, цитаты, литературные аллюзии и реминисценции, ап-пеляция к древним мифам и архетипическим сюжетам включают их творчество в мировую культурную художественную парадигму.

Естественно, русскоязычная проза Кабардино-Балкарии не ограничивается именами, представленными в данной работе, и явлениями, рассмотренными в ней. Остается еще множество вопросов, требующих своего адекватного решения, что обуславливает актуальность и необходимость дальнейшего исследования феномена современной русскоязычной прозы Кабардино-Балкарии.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Абакарова О.М. Роман 90-х годов XX века: к вопросу об особенностях поэтики современной русскоязычной прозы II Материалы региональной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения У.Б.Алиева: «У.Б. Алиев - ученый, поэт, педагог». - Черкесск, 2001.-0,3 пл.

Абакарова О.М. Модерн в эпоху постмодерна: художественный синтез в романе конца XX века // Материалы второй научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф. Лосева: «Синтез в русской и мировой художественной культуре». - М., 2002. - 0,3 п.л.

Абакарова О.М. Особенности современной женской прозы: новаторство тематики, образной системы // Материалы всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива 2003». - Нальчик, 2003. - 0,3 пл. Абакарова О.М. Интертекстуальное пространство современной русскоязычной прозы Кабардино-Балкарии: к постановке вопроса // Литературная Кабардино-Балкария. - Нальчик, 2005. - № 5. - 0,5 пл.

*

ч

4

В печать 28.102005. Тираж 100 экз. Заказ № 4606 Типография КБГУ 360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173

«12254 в

РНБ Русский фонд

2006-4 23169

/

(

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Абакарова, Оксана Михайловна

Введение.

Глава I. Поэтика стилей и жанров русской литературы конца XX века (теоретический аспект).

I.1. Метод - стиль - жанр как структурообразующие категории современного литературного процесса.

L.2. Жанрово-стилевая парадигма современной русской прозы.

Глава И. Модернистские тенденции в современной русскоязычной прозе Кабардино-Балкарии: метафизика романа К.Елевтерова «Выныривающий».

II.1. Метаморфозы сознания: сюрреалистическая традиция в романе.

II. 2. Метаморфозы формы: поэтика «Выныривающего».

II. 3. Метаморфозы содержания: проблематика

Выныривающего».

Глава III. Постмодернистские тенденции в современной русскоязычной прозе Кабардино-Балкарии: поэтика интертекста

III. 1. Аллюзии и реминисценции в прозе В.Мамишева.

III.2. Жанровая синестезия: лирика прозы Б. Чипчикова.

III. 3. Игра в текст и с текстом в прозе А.Макоева.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Абакарова, Оксана Михайловна

XX-XXI века ознаменовали собой существенный перелом в истории человечества и формах его культурной деятельности. Это эпоха глобального разрыва с предшествующими культурными традициями, период художественных экспериментов в разных областях и видах искусства. Наиболее ярко эта особенность современной культуры проявилась в искусстве слова. Литература пробует новые изобразительно-выразительные средства, разрушает канонические формы и ритмы: наряду с традиционными формами широко используется фантастическое, поэтика сна, абсурд, деформация, сочетание ранее несовместимых приемов. Расширяется диапазон концепции человека, на которую существенно повлияли открытия в области психологии Зигмунда Фрейда, экзистенциализм, философия Ницше и т.д. Темы войн, экологических и социально-политических катастроф, кризис гуманистических идеалов и трагедия личности, подвергаемой гонению и насилию, проблемы веры и безверия, соотношения личного и коллективного, духовного и этического, нравственности и политики - основные в мировой литературе XX века - в русской прозе 1980-90-х годов приобретают особую актуальность и импульс для развития.

Вместе с тем в русской литературе наблюдаются специфические процессы и явления. После 1991 года происходит дифференциация русской прозы. Она разделилась не на два идеологически противопоставленных потока, как это было в советский период, а на множество стилевых течений, жанровых образований, большая часть которых существует вне идеологии, как эстетическое явление.

В условиях социокультурной энтропии, когда прежние ценностные регуляторы социальной жизни уже исчезли, а новые еще не сложились или не начали полноценно действовать, когда резко понизился уровень социальной интегрированности и значение коллективных интересов, литература не могла существовать как монологичная система» [67:10]. Конец 1980-х - начало 1990-х годов в развитии русской литературы можно охарактеризовать как период культурного промежутка, в котором в новой ситуации осуществлялось функционирование и диалог самых разных (традиционных и вновь формирующихся) феноменов, отражающих как этико-эстетические установки, выработанные предшествующим временем, так и рождение новых. При этом происходила системная трансформация, в прозе ярче всего выраженная стилевой и жанровой динамикой.

Это привело к тому, что русская литература конца XX века на первый взгляд кажется хаотичным смешением стилей, жанров, форм, • которые существуют одновременно и возникают вдруг, вне традиций и преемственности. Однако при исследовании современного литературного i процесса в нем обнаруживаются и определенные закономерности, и генетические и типологические связи, и взаимодействие его-' составляющих. Тогда русская литература 1980-1990-х годов представляется динамичной системой, находящейся в состоянии обновления и изменения.

Актуальность исследования. Немаловажной составляющей современной отечественной литературы является литература Кабардино-Балкарии.

На протяжении предшествующих десятилетий развития национальных литератур республики имело место весьма существенное различие между русской художественной традицией и традицией Кабардино-Балкарии. Литература республики представляла собой явление закрытого типа: в ней доминировал один метод - реалистический, определявший жанровую парадигму, набор художественно-изобразительных средств и проблематику произведений. Среди факторов, влиявших на поэтику как прозы, так и поэзии и драматургии, самым существенным был фольклор народов Кабардино-Балкарии. Среди особенностей литературы республики важнейшими константами долгие годы оставались мифо-эпическая основа и художественный этнографизм. Региональный аспект, местный колорит были чертами превалирующими, доминантными, определяющими специфику национальных литератур республики, их отличие от литературы метрополии.

Однако в последние годы литературный процесс республики перестал быть явлением сугубо локальным, что дало ему возможность более глубокого взаимодействия с русским и мировым литературным процессом. На этой волне новый импульс к развитию в 1990-е - 2000-е годы получила русскоязычная проза Кабардино-Балкарии, определившая качественно новый уровень литературного процесса республики. Необходимость адекватного анализа и научного исследования данного феномена определяет актуальность нашего исследования.

Цели и задачи исследования. Цель работы состоит в попытке систематизировать и эстетически адекватно представить русскоязычную литературу Кабардино-Балкарии 1990-х - 2000-х годов, учесть сущностные аспекты литературного процесса республики, представить ее современную русскоязычную прозу в контексте и в связи с целостным отечественным литературным процессом.

В соответствии с обозначенной целью представляется необходимым решение следующего ряда задач'.

• определение основных особенностей мирового и отечественного литературного процесса конца XX века, оказавших непосредственное влияние на поэтику и проблематику литературы Кабардино-Балкарии;

• установление жанрово-стилевой парадигмы современного русского литературного процесса;

• выявление специфики преломления традиций современной отечественной литературы в прозе республики;

• исследование русскоязычной прозы Кабардино-Балкарии в динамике художественных направлений, стилевых течений;

• определение основной жанровой парадигмы русскоязычной прозы республики;

• анализ поэтики прозаических жанров;

• установление генезиса художественного творчества отдельных авторов;

• выявление основной проблематики современной русскоязычной прозы Кабардино-Балкарии.

Нашей задачей является показать, как в русскоязычной прозе Кабардино-Балкарии происходит осмысление основных категорий и элементов постмодернистского, модернистского и реалистического дискурсов, определить возможные точки соприкосновения и пересечения основных онтологических и эстетических моделей, определяющих специфику современной русской прозы и русскоязычной прозы Кабардино-Балкарии.

Научная новизна работы. В диссертации впервые предпринимается попытка монографического исследования поэтики и проблематики русскоязычной прозы Кабардино-Балкарии 1990-х - 2000-х годов.

В определенной степени новым, отличным от традиционного для северокавказского литературоведения, является и сам подход к исследованию поставленной проблемы: литературная ситуация рассматривается не через призму сугубо специфических, определяемых национальными особенностями, черт и традиций, а привязывается к общему художественному процессу отечественной литературы, органической частью которого она является и в русле которого формируется.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выбраны прозаические произведения современных русскоязычных авторов Кабардино-Балкарии: К.Елевтерова, А.Макоева, В.Мамишева, Б.Чипчикова.

В работе рассматриваются произведения различной стилистической и жанровой принадлежности. Жанровая палитра, анализируемая в диссертации, определена конкретными художественными произведениями: нами исследуются малая, средняя и большая эпическая формы, представленные соответственно рассказами В.Мамишева, Б.Чипчикова, повестями А.Макоева, В.Мамишева, романом К.Елевтерова «Выныривающий».

Отбор имен обусловлен максимальной привязкой творчества обозначенных писателей к отечественному литературному процессу конца XX века, возможностью на их примере проанализировать специфику поэтики и особенности проблематики современной русскоязычной прозы Кабардино-Балкарии.

Степень научной разработанности темы. При достаточно обширной изученности национальных литератур Кабардино-Балкарии в современном северокавказском литературоведении имеется значительный пробел - русскоязычная литература республики в целом остается явлением малоизученным. До сих пор не существует специальных монографических исследований по теме диссертации, нет серьезных работ в периодических изданиях - исключение составляет несколько отдельных небольших статей и рецензий, среди которых выделяются отклики на роман К.Елевтерова «Выныривающий»: статьи В.Курицина «Медленно, иногда внимательно» («Октябрь», 1997, № 4) и И.Борисовой «Заприте меня от вас» («Первое сентября», 1997).

Очевиден подъем современной науки о литературе в Кабардино-Балкарии: в последнее время появляется все больше теоретических исследований литературоведов республики и диссертационных работ молодых ученых. Обозначенная тема не освещалась ни в одной из них. Данное диссертационное исследование является первой серьезной попыткой литературоведческого анализа современной русскоязычной прозы Кабардино-Балкарии.

Методологической основой исследования стала ориентация на целостное восприятие литературного процесса России, его структурности, идею взаимных зависимостей между составляющими структуры современной русской литературы, частью которой является литература Кабардино-Балкарии. Исследуя закономерности развития русскоязычной литературы республики, мы опирались на труды зарубежных и отечественных авторов, изучавших проблемы современного литературного процесса: вопросы поэтики стилей и жанров, особенностей проблематики и т.д.

Базисными для нашего исследования стали работы Р.Барта, О.В.Богдановой, А.Гениса, Н.Б.Ивановой, И.П.Ильина, В.В.Кожинова, В.Курицына, Н.Л.Лейдермана, М.Н.Липовецкого, Н.Маньковской, Г.Л.Нефагиной, И.С.Скоропановой, М.Эпштейна и др.

При анализе теоретических основ литературного процесса мы обращались к трудам классиков отечественного литературоведения: М.М.Бахтина, Л.Я.Гинзбург, Д.В.Затонского, Е.М.Мелетинского, Г.Н.Поспелова, П.С.Ульяшова, В.Б.Шкловского и др.

Важную роль в формировании научной концепции нашей работы сыграли труды и взгляды северокавказских ученых-литературоведов: Т.Б.Гуртуевой, Н.Н.Забары, З.А.Кучуковой, Н.А.Смирновой.

Помимо монографических трудов серьезный материал по проблемам литературного процесса конца XX века представлен за последнее десятилетие в периодических изданиях (журналы «Вопросы литературы», «Звезда», «Знамя», «Новое литературное обозрение», «Октябрь» и др.) и в электронных библиотеках Интернета.

Теоретическая значимость диссертационной работы состоит в разработке одной из актуальных проблем современного литературоведения - поэтики и проблематики современной русскоязычной прозы Кабардино-Балкарии, - а также в возможности комплексного изучения литератур Кабардино-Балкарии для-" создания целостной картины современного литературного процесса республики, выявления общих закономерностей и специфических черт. Результаты исследования могут способствовать дальнейшему изучению феномена русскоязычных литератур в национальных республиках.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования данных, полученных в ходе нашей работы, при изучении в школе и в вузе дисциплин, ориентированных на современный литературный процесс и на исследование творчества отдельных его представителей, в данном случае - творчества русскоязычных авторов Кабардино-Балкарии.

Материал, собранный и систематизированный в работе, может войти в дисциплину «Литература народов РФ», а также стать составной частью программ специальных курсов по проблемам литератур народов Кабардино-Балкарии.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были изложены в докладах и обсуждены на научно-практических конференциях: «У.Б.Алиев - ученый, поэт, педагог. Региональная научная конференция, посвященная 90-летию со дня рождения проф. У.Б.Алиева» (Карачаево-Черкесский государственный педагогический университет, г. Черкесск, 2001), «Синтез в русской и мировой художественной культуре. Вторая научно-практическая конференция, посвященная памяти А.Ф.Лосева» (Московский педагогический государственный университет, Москва, 2002), «Перспектива-2003. Всероссийская научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых» (Кабардино-Балкарский государственный университет, Нальчик, 2003), - а также опубликованы в ряде научных статей.

Диссертация также была обсуждена на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур Северного Кавказа» и на расширенном заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета.

Структура диссертации. Структура диссертационного исследования определена его основными целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Современная русскоязычная проза Кабардино-Балкарии: поэтика стилей и жанров"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная проза представляет собой сложную, разветвленную систему, характеризующуюся одновременным и равноправным сосуществованием постмодернистских, модернистских и реалистических стилевых течений, представляющих собой развитые системы с высокой степенью дифференциации, способные к саморазвитию и интегрированию с другими эстетическим системами и направлениями. Каждая из этих систем разрабатывает как общие, так и собственные принципы поэтики, реализуемые в различных, зачастую специфических только для данного типа прозы, жанрах и жанровых разновидностях.

В целом же современный литературный процесс характеризуется развитием тенденций к стиранию жанровых дефиниций. Вторая половина XX века - время активного взаимодействия, взаимопроникновения и взаимовлияния жанров, более того - родов литературы, что приводит к. зыбкости, подвижности жанровых границ, появлению новых повествовательных форм.

Национальные литературы, в целом более тяготеющие к традиционной жанровой и стилевой дифференциации, тем не менее, подчиняются современным художественным тенденциям, о чем свидетельствует развитие современной русскоязычной прозы Кабардино-Балкарии. В ней можно отметить функционирование всех основных эпических жанров: романа, повести, рассказа, новеллы. Преобладающими на сегодняшний день являются малая и средняя эпические формы, представленные рассказами, новеллами и повестями А.Макоева, В.Мамишева, Б.Чипчикова и др. Менее распространенным является жанр романа, самый яркий образец которого в современном русскоязычном литературном процессе республики являет проза К.Елевтерова.

Роман Константина Елевтерова «Выныривающий» - один из первых серьезных «экспериментов», отменяющих канонический путь развития национального романа республики. В данной работе нами была предпринята попытка определения места романа в контексте мировой литературы XX века, анализ его текстуальных особенностей, особенностей формы, поэтики, проблематики.

Среди основных особенностей романа К.Елевтерова можно назвать следующие:

-разрушение эпичности романа как жанра, отказ от чисто объективного изображения действительности;

-уникальность спиралевидной сюжетно-композиционной структуры, основанной на геометрической точности, придающей романному миру устойчивость, внутреннее единство и законченность;

-симметричность архитектоники романа: каждая из двенадцати глав романа состоит из трех «параграфов». Основу двух из них составляет реальная жизнь героя, третий представляет собой фиксацию работы подсознания, явленную в образах и символах сновидений;

-использование принципа сюрреалистического повествования, лишенного внешней связанности, приближающего роман к модернистской традиции «потока сознания»;

-актуализация поэтики сна; широкое использование поэтики света, цвета, звука;

-разветвленность, сложность синтаксического периода, что обусловлено, прежде всего, сложностью и многослойностью анализируемого душевного переживания, включенного в непрерывный поток внешней и внутренней жизни героя;

-словесные эксперименты, смысло-игра, и как результат -усложнение семантической ткани произведения, многомерность семантики художественного текста и др.

В творчестве К.Елевтерова происходит смена традиционных для республики повествовательных тенденций, стилевых парадигм. Новаторство К.Елевтерова связано, прежде всего, с изменением и усложнением художественной формы, с привнесением в романную ткань элементов других жанровых структур, с активным использованием сюрреалистической манеры письма.

Среди важнейших смысло- и формообразующих элементов поэтики малых жанров русскоязычной прозы Кабардино-Балкарии выделяется постмодернистская интертекстуальность.

В.Мамишев, А.Макоев, Б.Чипчиков и другие авторы поддерживают постмодернистскую традицию: интертекстуальность становится основой поэтики произведений, литературные аллюзии и реминисценции, аппеляция к древним мифам и архетипическим сюжетам включают их творчество в мировую культурную художественную парадигму.

В творчестве названных авторов актуализируется мифологизм, традиционные темы (например, тема «маленького человека» в творчестве В.Мамишева), библейские мотивы и т.д. На страницах произведений возникают имена Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, А.С.Пушкина, различные цитаты, прямые и косвенные, явные и завуалированные, постоянно возвращают читателя к их творчеству. Возрождаются элементы жанров «классической» русской литературы, таких как «стихотворения в прозе» (лирические рассказы Б.Чипчикова). Среди чисто постмодернистских приемов поэтики выделяется игра в текст и с текстом (например, в творчестве А.Макоева)

Интертекстуальность в исследуемой прозе обнаруживает себя на различных уровнях: авторами перерабатываются классические темы, используются традиционные сюжеты, существует явная и скрытая цитация, аллюзии, заимствования, пародируются известные произведения и авторы, используются элементы древнейших видов литературного искусства, актуализируются мифы. В творчестве А.Макоева, В.Мамишева, Б.Чипчикова интертекстуальность стала одной из ключевых категорий, во многом определив особенности поэтики, форму и содержание их прозы.

Таким образом, русскоязычная проза Кабардино-Балкарии существует в общем мировом культурном пространстве: взаимодействуя со всеми его составляющими, она вбирает в себя основные элементы эстетики современной литературы, включается во всеобщий постмодернистский процесс интертектсуальной игры.

Естественно, русскоязычная проза республики не ограничивается именами, представленными в нашей работе, и явлениями, рассмотренными в ней. За пределами исследования осталась русскоязычная проза, представляющая ее современную реалистическую ветвь (А.М.Голунчиков, В.Г.Кузьмин), а также художественно-публицистическая проза, представленная в основном жанром эссе (И.Терехов, Б.Чипчиков). Остается еще множество вопросов, не нашедших своего адекватного решения в настоящей работе, что обуславливает актуальность и необходимость дальнейшего исследования феномена современной русскоязычной прозы Кабардино-Балкарии.

 

Список научной литературыАбакарова, Оксана Михайловна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Андреев Л.Г. Сюрреализм. - М.: Высшая школа, 1972. - 232 с.

2. Артамонов С.Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. Кн.4. Литература нового времени. М.: Просвещение, 1997. - 336 с.

3. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. М.: Современник, 1983.-416 с.

4. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Изд. группа «Прогресс», 1994. - 616 с.

5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.-444 с.

6. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М.: Наука, 1983.- 191с.

7. Белокурова С.П., Друговейко С.В. Русская литература конца XX века. Уроки современной русской литературы. СПб.: Паритет, 2001. -512с.

8. Берковский Н. Мир, создаваемый литературой. М.: Сов. писатель, 1989. -492 с.

9. Болынев А., Васильева О. Современная русская литература (1970-90-е годы). СПб., 2000.

10. Борев Ю.Б. Художественные направления в искусстве XX века: Борьба реализма и модернизма. Киев: Мистецтво, 1986. - 131 с.

11. Бороздина П.А. Очерки истории литератур народов СССР. -Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1991. 476 с.

12. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. JL: Худож. литература, 1978. - 224 с.

13. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. -М.: Искусство, 1978. 264 с.

14. Вулис А.З. Литературные зеркала. М.: Сов. писатель, 1991. —478 с.

15. Гачев Г.Д. Неминуемое: Ускоренное развитие литератур. М.: Худож. литература, 1989. - 430 с.

16. Генис А. Иван Петрович умер. Статьи и расследования. М.: Новое литературное обозрение, 1999. - 336 с.

17. Гинзбург Л.Я Литература в поисках реальности: Статьи, эссе, заметки. Л.: Сов. писатель, 1987. - 397 с.

18. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Худож. литература, 1977. - 443 с.

19. Гулыга А.В. Уроки классики и современность: Сб. статей. М.: Худож. литература, 1990. - 381 с.

20. Гуртуева Т.Б. Маленький человек с большой буквы: Очерки творчества. Нальчик: Эльбрус, 1994. - 207 с.

21. Гусев В. Искусство прозы. М.: Изд-во Литературного Института: ТОО «Полифакт - МИГ», 1993. — 106 с.

22. Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. Л.: Сов. писатель, 1980. - 598 с.

23. Днепров В.Д. Черты романа XX века. М.-Л.: Сов. писатель, 1965.-548 с.

24. Жанровое разнообразие современной прозы Запада. Д.В. Затонский. Киев: Наука думка, 1989. - 298 с.

25. Жанры в литературном процессе: межвузовский сборник научных трудов. Вологда, 1986. - 151 с.

26. Жолковский А. Блуждающие сны. Из истории русского модернизма. М.: Сов. писатель, 1992. - 429 с.

27. Забора Н.Н. Образы природы в современной северокавказской литературе. Учебно-методическое пособие для студентов-филологов. -Нальчик: Кабардино-Балкарский государственный университет, 1999. 41 с.

28. Затонский Д.В. Искусство романа и XX век. М.: Худож. литература, 1973. - 535 с.

29. Затонский Д.В. Художественные ориентиры XX века. М.: Сов. писатель, 1988.-413 с.

30. Иванова Н.Б. Точка зрения: О прозе последних лет. М.: Сов. писатель, 1988. - 420 с.

31. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998. - 225с.

32. Ильин И.П. Постмодернизм: Словарь терминов. — М., 2001.

33. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

34. Князева Е.А. Метареализм как направление: (Эстетические принципы и поэтика). Диссертация кандидата филологических наук. 10.01.01.- Пермь, 2000. 209 с.

35. Кожинов В.В. Размышления о русской литературе. М.: Современник, 1991.-524 с.

36. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. М.: Сов. Россия, 1990.-542 с.

37. Конрад Н.И. Японская литература в образцах и очерках. М.: Наука, 1991.-562 с.

38. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. М.: Аспект - Пресс, 1998.430с.

39. Кричевская Ю.Р. Модернизм в русской литературе: эпоха середины века. М., 1994.

40. Кузьмин А.И. Повесть как жанр литературы. М.: Знание, 1984.-111 с.

41. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М.: Политиздат, 1980. - 282 с.

42. Культура русского модернизма: Статьи, эссе и публикации. -М.: Наука, 1993.-405 с.

43. Культура, Искусство, Образование: актуальные проблемы (материалы научно-практической конференции). М.: МГОПУ, 1996.

44. Культурология: XX век. Словарь. СПб., 1997.

45. Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М.: ОГИ, 2001. -288 с.

46. Лармин О.В. Художественный метод и стиль. М.: Изд-во МГУ, 1964.-271 с.

47. Латынина А.Н. За открытым шлагбаумом: Литературная ситуация конца 80-х. М.: Сов. писатель, 1991. - 335 с.

48. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн. Кн. 3: В конце века (1986-1990-е годы). М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 160 с.

49. Липовецкий М.Н. «Свободы черная работа». Статьи о литературе. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1991. - 269 с.

50. Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1987. — 752 с.

51. Ломинадзе С.В. О классиках и современниках: Сборник. М.: Современник, 1989. - 365 с.

52. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М: Политиздат, 1991. 525 с.

53. Лосева И.Н., Капустин H.G., Кирсанова О.Т., Тохтамышев В.П. Мифологический словарь. Р.-на-Д.: Феникс, 1997. - 576с.

54. Лотман Ю. Избранные статьи: В 3-х т. Таллин: «Александра», 1992 - 1993.

55. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории. Аналитический минимум. М.: Издательство «Ось-89», 2005. — 560 с.

56. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. М.: Сов. писатель, 1987.-317 с.

57. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000.-347 с.

58. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М.: Наука, 1986. -318 с.

59. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. М.: Наука, 1990.-279 с.

60. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. М.: Изд-во Российского государственного гуманитарного университета, 1994. - 135 с.

61. Мережинская А.Ю. Художественная парадигма переходной культурной эпохи. Русская проза 80-90-х годов XX века. Киев, 2001.

62. Мотылева Т.Л. Роман свободная форма: Статьи последних лет. - М.: Сов. писатель, 1982. - 399 с.

63. Набоков В.В. Лекции по русской литературе. М.: Изд-во Независимая газета, 2001. - 440 с.

64. Насрутдинова Л.Х. «Новый реализм» в русской прозе 19801990-х гг.: (Концепция человека и мира). Диссертация кандидата филологических наук 10.01.01. Казань, 1999. - 233 с.

65. Немзер А. Литературное сегодня: О русской прозе: 1990-е. -М., 1998.

66. Нефагина Г.Л. Русская проза конца XX века: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2003. - 320 с.

67. Николаев П.А. Реализм как творческий метод: Историко-теоретические очерки. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. - 280 с.

68. Огрызко В.В. Изборник: материалы к словарю русских писателей конца XX начала XXI века. - М.: Литературная Россия, 2003. -287с.

69. Оскоцкий В.Д. Богатство романа. Многообразие и единство: Проблемы. Наблюдения. Полемика. М.: Сов. писатель, 1976. - 368 с.

70. Поляков М.Я. В мире идей и образов. Историческая поэтика и теория жанров. М.: Сов. писатель, 1983. - 367 с.

71. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики: Сб. статей. -М.: Изд-во МГУ, 1983. с. 336.

72. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1984.325 с.

73. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970.-330 с.

74. Поэтика и стилистика, 1988-1990: Сб. статей. (Отв. Ред. В.П. Григорьев). М.: Наука, 1991. - 238 с.

75. Роман и повесть в классической и современной литературе: Межвузовский методический сборник. Махачкала: ДагГУ, 1992. - 180 с.

76. Рымарь Н.Т. Введение в теорию романа. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1989. - 268 с.

77. Рымарь Н.Т. Поэтика романа. Куйбышев: Изд-во Саратовского университета, 1990. -252 с.

78. Скобелев В.П. Поэтика рассказа. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1982. - 155 с.

79. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2001. - 608 с.

80. Смирнова Н.А. Тезаурус Джона Фаулза. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2000. - 360 с.

81. Современный роман: Опыт исследования / Л.В. Бычихина, А.В. Дранов и др. М.: Наука, 1990. - 285 с.

82. Соколов А. Теория стиля. М.: Искусство, 1968. - 223 с.

83. Султанов К.К. Динамика жанра (Особенное и общее в опыте современного романа). -М.: Наука, 1989. 151 с.

84. Теория литературы: В 3-х т. Т.З. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). М.: ИМЛИ РАН, 2003. - 592 с.

85. Тлостанова М.В. Постсоветская литература и эстетика транскультурации. Жить никогда, писать ниоткуда. М.: Едиториал УРСС, 2004.-416 с.

86. Тлостанова М.В. Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века. М.: ИМЛИ РАН, «Наследие», 2000. - 400 с.

87. Ульяшов П.С. Этот неумирающий жанр (Современный советский рассказ). М.: Знание, 1987. - 112 с.

88. Урнов Д.М. Пристрастия и принципы: Спор о литературе. М.: Сов. писатель, 1991. - 425 с.

89. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы. М.: Наука, 1982. - 185с.

90. Федченко Н.Л. Тенденции жанрово-стилевого развития повести 1990-х годов (В. Крупин, Л. Бородин, В. Нарбикова). Диссертация кандидата филологических наук. 10.01.01. Армавир, 1999. - 218 с.

91. Хализев В.Е. Теория литературы. Учебник. М.: Высшая школа, 2005. - 405 с.

92. Черная Н.И. Позиция писателя и развитие романных форм. -Киев: Наук. Думка, 1990. 160 с.

93. Чернец JI.B. Литературные жанры: проблемы типологии и поэтики. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 192 с.

94. Шабловская И.В. История зарубежной литературы (XX век, первая половина). Мн.: Изд. центр «Экономпресс», 1998. - 382 с.

95. Шкловский В.Б. О теории прозы. М.: Сов. писатель, 1983.383 с.

96. Шром Н.И. Новейшая русская литература 1987-1999. Рига,2000.

97. Шубин Э.А. Современный русский рассказ. Вопросы поэтики жанра. Л.: Наука, 1974. - 182 с.

98. Эпштейн М. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX—XX веков. М.: Сов. писатель, 1988. - 416 с.

99. Эсалнек А .Я. Типология романа: (Теоретический и историко-литературный аспекты). М.: Изд-во МГУ, 1991. - 156 с.1.

100. Аверинцев С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. М.: Наука, 1986. - С. 104-116.

101. Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л. Категории поэтики в смене литературных эпох // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. - С. 338.

102. Адамович М. Соблазненные смертью: мифотворчество в прозе 90-х: Ю. Мамлеев, М.Павич, В. Пелевин, А. Дмитриев // Континент. -2002.№4.-С. 405-419.

103. Александров Н. «Я леплю из пластилина.» Заметки о современном рассказе // Дружба народов. 1995. № 9. - С. 130-135.

104. Анкудинов К. Внутри после. Особенности современного литературного процесса // Октябрь. 1998. № 4. - С. 174.

105. Анкудинов К. Другие: О современном литературном процессе. Заметки критика. // Октябрь. 2002. № 11. - С. 176-184.

106. Антоненко С. Пост постмодерн? // Москва. - 1998. №8. -С.175-180.

107. Басинский П. Возвращение. Полемические заметки о реализме и модернизме // Новый мир. 1993. № 11. - С. 230-238.

108. Большакова А.Ю. Теория архетипа на рубеже XX-XXI вв. // Вопросы филологии. 2003. № 1. - С. 37-47.

109. Борисова И. Заприте меня от вас // Первое сентября. — 1997. 24 мая.-С. 8.

110. Гальцева Р., Роднянская И. Помеха — человек // Новый мир. -1988. № 12.-С. 217-230.

111. Дубин С. Сюрреализм. «Состояние яростной страсти» // Иностранная литература. 1997. №11. - С. 247-250.

112. Ермолин Е. .(К дискуссии о постреализме в литературе конца XX века) // Новый мир. 1996. № 6. - С. 212.

113. Зайцева А. Эстетика русского литературного «андеграунда» // Поэтика русской прозы XX века. Уфа, 1995. - С. 36-57.

114. Затонский Д. Постмодернизм в историческом интерьере // Вопросы литературы. 1996. Вып. 3. - С. 182-205.

115. Иванова Н. В полоску, клеточку и мелкий горошек (перекодировка истории в современной русской прозе) // Знамя. 1999. № 2.-С.176- 185.

116. Иванова Н. Намеренные несчастливцы? (О прозе «новой волны») // Дружба народов. 1989. № 7. - С. 239-253.

117. Ивбулис В. От модернизма к постмодернизму // Вопросы литературы. 1989. № 9. - С. 256-261,

118. Калушина Т. Постмодернистская парадигма как защитный механизм культуры // Вопросы искусствознания. 1996. № 1. - С. 192-202.

119. Кондаков И.В. «Эффект синестезии» в литературно-художественной критике // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л., 1983. - С. 253-258.

120. Кормилов С. Теоретическая система Г.Н. Поспелова и проблема современной системы теоретико-литературоведческих понятий // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 1995. № 3. - С. 5-19.

121. Корнев С. Столкновение пустот: может ли постмодернизм быть русским и классическим? // Новое литературное обозрение. 1997. №28. - С.244-259.

122. Коробова Е.Г. «Сближение отдаленных реальностей» // Очерки по истории культуры. Саратов, 1994. - С. 181-197.

123. Костырко С. Чистое поле литературы // Новый мир. 1992. № 12.-С. 250-260.

124. Курицын В. Время множить приставки: к понятию постмодернизма // Октябрь. 1997. №7. - С. 178-183.

125. Курицын В. К ситуации постмодернизма //Новое литературное обозрение. 1995. №11.- С.197-223.

126. Курицин В. Медленно, иногда внимательно // Октябрь. 1997. №4.-С. 186-187.

127. Кучукова З.А. Онейромантика: мотив сна в зарубежной литературе XX века // Текст: онтология и техника: Сборник научных трудов. Выи 2. Нальчик: Полиграфсервис и Т, 2004. - С. 38-57.

128. Лейдерман Н.Л. О теоретических принципах изучения историко-литературного процесса // Проблемы типологии литературного процесса. Пермь, 1980. - С. 3-17.

129. Лейдерман Н.Л. Траектория «экспериментирующей эпохи»: О русской литературе XX века. // Вопросы литературы. 2002. № 4. - С. 347.

130. Липовецкий М.Н. Апофеоз частиц, или Диалоги с Хаосом // Знамя. 1992. №8. - С. 214-224.

131. Липовецкий М.Н. Диапазон промежутка (Эстетические течения в литературе 80-х годов) // Русская литература XX века. Вып. 1. -Екатеринбург, 1992.-С. 142-152.

132. Липовецкий М.Н. Изживание смерти. Специфика русского постмодернизма // Знамя. 1995, № 8. - С. 194-205.

133. Липовецкий М.Н. Паралогия русского постмодернизма // Новое литературное обозрение. 1998. № 2. - С. 285-304.

134. Лосев А.Ф. Модернизм и современные ему теории // Контекст-90.-М., 1990.-С. 25-55.

135. Лукин А., Рынкевич Вл. В магическом лабиринте сознания. Литературный миф XX века // Иностранная литература. 1992. № 3. - С. 234-249.

136. Любимова А.Ф. Утопия и антиутопия: опыт жанровых дефиниций // Традиции и взаимодействия в зарубежных литературах. — Пермь, 1994.-С. 92-98.

137. Медведева Н.И. К типологии условных форм в современной литературе // Проблемы типологии литературного процесса. Пермь, 1989.-С. 65-77.

138. Мелетинский Е.М. Миф и двадцатый век // Избранные статьи. Воспоминания. М., 1998.

139. Николаев П.Н. Современный литературный процесс глазами теоретика // Филологические науки. 1997. № 2. - С. 3-12.

140. Обсуждаем проблемы преподавания советской литературы // Русская литература. 1975. № 2. - С. 9-116.

141. Павлов О. Метафизика русской прозы (О современной литературе) // Октябрь. 1998. № 1. - С. 167-183.

142. Панеш У.М. XX век как литературная-эпоха и особенности современной новописьменной литературы // Филологический вестник. -2002. №4.-С. 15-24.

143. Подгаецкая И. Поэтика сюрреализма // Критический реализм XX века и модернизм. Сб. статей. М.: Наука, 1967. - 286 с.

144. Пономарева Е. Взаимодействие сюрреалистической и реалистической поэтики в литературе XX века: На материале новеллистики М.А. Булгакова // Вестник Южно-Уральского университета. -2002. № 1. С. 143-147.

145. Рейнгольд С. Русская литература и постмодернизм // Знамя. -1998. №4.-С. 209-220.

146. Степанян К. Ложная память: Заметки о русской литературе начала 90-х гг. // Знамя. 1997. № 11. - С. 196-203.

147. Степанян К. Реализм как заключительная стадия постмодернизма // Знамя. 1992. № 9. - С. 231-238.

148. Чупринин С. Ситуация // Взгляд. Вып 3. М., 1991. - С. 35-59.

149. Элиот Т.С. «Улисс», порядок и миф // Иностранная литература. 1988.№12.-С. 226-228.

150. Эпштейн М. Истоки и смысл русского постмодернизма // Звезда. 1996. № 8. - С. 166-188.

151. Эпштейн М. После будущего. О новом сознании в литературе // Знамя. 1991. № 1. - С. 217-231.1.I

152. Елевтеров К. Избранное. М.: Терра, 1996. - 472 с.

153. Макоев А. Голос из бездны: Рассказ // Литературная Кабардино-Балкария. 1991. № 1.-С. 102-112.

154. Макоев А. Лунные мальчики: Повесть // Литературная Кабардино-Балкария. 2002. № 6. - С. 3-21.

155. Макоев А. Натюрморт с чайкой. Повесть // Кучинаев А.Ю., Глашев А.А., Макоев А.Л. Пленники Шайтановой пещеры. Нальчик: Эльбрус, 2005.-216 с.

156. Мамишев В. Человеческое общежитие: Рассказы, повесть. -Нальчик: Эльбрус. 2004. 168 с.

157. Чипчиков Б. Возвращайся свободным: Рассказы. Нальчик: Эльбрус, 1998. - 124 с.