автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Современные тенденции развития графических моделей региональных периодических печатных изданий

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Носаев, Денис Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Современные тенденции развития графических моделей региональных периодических печатных изданий'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Современные тенденции развития графических моделей региональных периодических печатных изданий"

Носаев Денис Александрович

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Специальность 10.01.10 - журналистика

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук

Работа выполнена на кафедре издательского дела, рекламы и медиатехнологий ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет».

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой издательского дела, рекламы и медиатехнологий ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» Кравченко Надежда Павловна

Доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой рекламы и дизайна ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет» Тулупов Владимир Васильевич

Доктор филологических наук, доцент кафедры психологии и конфликтологии ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» Морозова Татьяна Анатольевна

ФГБОУ ВПО

«Адыгейский государственный университет»

Защита диссертации состоится 30 июня 2014 года на заседании диссертационного совета Д 212.101.04 но филологическим наукам при Кубанском государственном университете по адресу: 350018, г. Краснодар, ул. Сормовская, 7, ауд. 309.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Кубанского государственного университета по адресу: 350040, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

Автореферат разослан 12 мая 2014 года. Учёный секретарь -г-_

диссертационного совета " М.А. Шахбазян

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Перспективы развития региональной прессы во многом связаны с исследованиями типологических характеристик периодических изданий для определения их места в информационном пространстве. Важную роль здесь играет нахождение для конкретного издания оптимального варианта графической модели, соответствующей тематике, рыночному сегменту и целевой читательской аудитории, формирующей «лицо» издания и узнаваемость на рынке СМИ. Современные газеты отличаются повышенным уровнем визуализации информации. Этот факт позволяет предположить, что дизайн изданий может стать одним из ведущих типологических признаков периодической печати. Дизайн современной газеты должен строиться на основе композиционно-графической модели (КГМ), которая объединяет различные элементы дизайна издания в единое целое, чтобы донести до читателя максимум информации.

Интересны и перспективны исследования влияния композиционно-графической модели издания на типологическую структуру периодической печати. Сейчас становится справедливой идея понимания газеты как визуального СМИ. Роль авторов в создании составных частей издания играют не только журналисты, но и фотографы, дизайнеры. Равноправными элементами содержания номера газеты, кроме текстов, стали иллюстрации, инфографика, элементы оформления, сам макет издания. Дизайн расширяет свои границы обычной оформительской роли содержания газеты, становясь определяющим фактором в развитии издания.

Актуальность темы диссертационного исследования связана с увеличивающимся на современном этапе влиянием графического аспекта на типологическую систему современных печатных СМИ и возрастающей в условиях конкуренции ролью дизайна в развитии региональных печатных СМИ, в первую очередь - газет.

Цель исследования - определение роли и места дизайна издания в типологической системе газет, значения композиционно-графических моделей изданий, выявление наиболее оптимальных вариантов моделей и определение тенденций их использования в региональных СМИ.

При реализации данной цели были решены следующие задачи: - выявлены требования, диктуемые рынком к формату подачи информации в периодических изданиях, в частности - в газетах; «

- определены типологические признаки современных газет с учетом изменения роли объективно-субъективных типологических критериев;

- выявлены общие и частные тенденции и основные проблемы в развитии дизайна региональных газет;

- предложена новая классификация типов дизайна газет на основе композиционно-графической модели (КГМ);

- предложена новая методика, позволяющая объективно оценивать и сравнивать композиционно-графические модели газет.

Объектом исследования в диссертации служит система региональной периодической печати (газеты Краснодарского края).

Предмет исследования - композиционно-графическая модель газет и ее составляющие.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что разработана новая методика оценки КГМ печатного издания, способствующая всестороннему исследованию печатных СМИ, определению роли дизайна газет, их композиционно-графической модели в создании структуры печатной прессы в целом и в разработке различных типов моделей газет - в частности. Впервые предпринята попытка рассмотреть композиционно-графическую модель как основу для описания типологических характеристик газет, и предложена новая классификация дизайна газетных изданий.

Эмпирической базой исследования являются издания, выходящие в Краснодарском крае (районные, городские, краевые, региональные), позволяющие характеризовать направления развития композиционно-графических моделей и дизайна местной периодической печати, в частности, газет.

Хронологические рамки исследования ограничены постсоветским периодом.

Теоретическая и методологическая база исследования. В работе автор основывался на общенаучных методах (индукция и дедукция) и принципах объективности, системности, историзма и соответствующих им методах анализа. Кроме того, использовались описательный, сравнительный и сопоставительный методы исследования. Описательному методу исследования подверглись научные работы в области журналистики, а также местные периодические печатные издания, что дало возможность подробно

4

их анализировать; сравнительный метод применен при исследовании различных СМИ региона с точки зрения их развития в прошлом и настоящем; сопоставительный метод позволил исследовать различия и сходства между графическими моделями и дизайном газет.

Степень научной разработанности темы определяется в зависимости от обращения к конкретной области знания. Автором выполнен системный анализ работ отечественных и зарубежных исследователей теории и практики журналистики. Внимание было уделено трудам ученых, исследующих современное состояние СМИ в зависимости от спроса и предложения на рынке информационных услуг, что позволило сделать выводы о возрастающем уровне читательского интереса к дизайну газет; работам по типологии СМИ, что дало возможность назвать дизайн одним из типоформирующих признаков и в дальнейшем создать свою классификацию типов дизайна; о дизайне, что помогло выявить развитие КГМ и охарактеризовать все ее компоненты. Базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых - теоретиков и практиков журналистики. Исследуя состояние средств массовой информации, автор прибег к изучению трудов следующих ученых: E.JT. Вартановой, A.A. Грабельникова, Б.И. Есина, Я.Н. Засурского, С.Г. Корконосенко, Р.П. Овсепяна, Е.П. Прохорова'. Также были рассмотрены исследования A.A. Золотухина, А.Р. Таирова, A.B. Виннийчук и Е.С. Радионцевой2. В работе над второй частью первой главы, посвященной применению типологических

1 См. Вартанова Е.Л. Современная медиаструктура. Средства массовой информации постсоветской России. -М., 2002; Грабельников A.A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. - М.: РИП-Холдинг, 2000; Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917). - M., 2000; Есин Б.И. Русская газета и газетное дело в России; задачи и теоретико-методологические принципы изучения. - М., 1981; Засурский Я.Н. Средства массовой информации постсоветской России. - М.: Аспект Пресс, 2002; Проблемы региональной печати. Типология периодической печати. Проблемы и тенденции развития типологической структуры современной периодики. Под ред. Я.Н. Засурского. - М., 1995; Система средств массой информации России. Под ред. Я.Н. Засурского. M.: Аспект Пресс, 2001; Средства массовой информации России. М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова и др. Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2005; Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М.: Аспект Пресс, 2001; Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. М., Изд-во МГУ, 1999; Овсепян Р.П. Региональная пресса и межэтнические конфликты. Журналистика в переходный период; проблемы и перспективы. М., 1998; Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000; Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2000.

2 См. Золотухин A.A. Федерально-региональные газеты в России. RELGA №11 [133] www.relga.ru. Дата обращения: 06.12.2012; Таиров А.Р. Особенности продвижения периодических печатных изданий на региональных рынках СМИ www.allnis.info Дата обращения 06.12.2012; Виннийчук A.B. Городские газеты: исторический, классификационно-типологический и содержательный аспекты: на примере городских газет г. Ростова-на-Дону и городов Ростовской области. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2009; Радионцева Е.С. Творческий потенциал современной районной газеты. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Екатеринбург, 2009.

исследований в системе российских СМИ, были использованы труды таких исследователей, как А.И. Акопова и А.Г. Бочарова3. Были изучены работы JI.JT. Реснянской, М.В. Шкондина, И.Д. Фомичева, Е.А. Корнилова, А.И. Станько4. В работе над частью первой главы, посвященной композиционно-графической модели и дизайну СМИ, были исследованы труды родоначальников композиционно-графических моделей газет П.М. Керженцева, С.Н. Срединского, И.Н. Табашникова, А.П. Деева5. Значительный интерес для работы над второй главой представляли труды Г.М. Барышникова, С.Л. Васильева, С.И. Галкина, С.Б. Головко, С.М. Гуревича, А.П. Киселева, Н.П. Кравченко, J1.M. Нырковой, JI.A. Мутовкина, A.C. Самолетова, В.В. Скоробогатько и В.В. Тулупова6. Среди зарубежных

3 См. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. Иркутск, 1985; Акопов

A.И. Периодические издания. Ростов-на-Дону. 1999; Бочаров А.Г. Основные принципы типологии современных советских журналов // Вестник МГУ, сер. XI, Журналистика. № 3 1973.

4 См. Реснянская Л.Л. Особенности процесса формирования системы современной периодики. М., 1996; Реснянсхая Л.Л. общероссийские газетные издания // Вестник МГУ. Сер. Журналистика. 2000. № 4; Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. М., 1999; Типология периодической печати. Под ред. Шкондина М.В., Реснянской Л.Л. М., 2007; Фомичева И.Д. Социология СМИ. М.: Аспект Пресс, 2007; Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002; Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов н/Д, 1999; Корнилов Е.А., Акопов А.И. Классификация в теории и практике журналистики. Филологические этюды. Ростов н/Д, 1975; Станько А.И. Становление теоретических знаний в периодической печати России (XVIII в. - 60-х гг. XIX в.). Ростов н/Д, 1986.

5 См. Керженцев П.М. Газета. Ее организация и техника. М., 1919; Срединский С.Н. Основы газетного дела - СПБ, 1918; Табашников И.Н. Газета делается по модели. Москва, 1980; Деев А.П. «Вечерняя Москва» делается так. - М.: Журналист, 1931.

6 См. Барышников Г.М. Шрифты. Разработка и использование. ЭКОМ, 1997; Васильев С.Л. Аппарат ориентирования читателя в периодическом издании: структура, задачи, инструменты // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. № 3, 2010. С. 145-159; Галкин С.И. Художественное конструирование газеты и журнала. М.: Аспект Пресс, 2005; Галкин С.И. Техника и технология СМИ: художественное конструирование газеты и журнала. - М.: Аспект-Пресс, 2007; Головко С.Б. Дизайн деловых периодических изданий, Москва, 2008; Головко С.Б. От оформления до дизайна один шаг // Журналист №7 2001; Гуревич С.М. Газета вчера сегодня, завтра. М.: Аспект-Пресс, 2004; Киселев А.П. Оформление - дизайн - формообразование. Дизайн периодических изданий. Под ред. Э.А. Лазаревич. 2-е изд. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, ф-т журналистики, 2004; Киселев А.П. и Ситников

B.П. Шрифтовое оформление. Дизайн периодических изданий. Под ред. Э.А. Лазаревич. 2-е изд. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, ф-т журналистики, 2004; Кравченко Н.П. Государственный маркетинг в средствах массовой информации. Краснодар 2009. Стр. 64-65; Ныркова Л.М. Как делается газета? М.: Гендальф, 1998; Мутовкин Л. А. Печатные СМИ. Организация процесса выпуска номера газеты. М.: МГУП. 2007; Самолетов

A.C. Дизайн современной газеты. СПб, 1997; Скоробогатько В.В. Гармоничная композиция - это упорядоченное пространство. Об эстетических принципах выразительных построений // Журналистика и медиарынок № 9, 2004 г.; Скоробогатько В.В. Моделирование: технологичность плюс красота. В оформлении удаются лишь те импровизации, которые тщательно готовятся // Журналистика и медиарынок № 8, 2004 г; Скоробогатько В.В. Пресса в поисках индивидуальности. Об особенностях современного газетного оформления // Журналистика и медиарынок № 6, 2004 г.; Скоробогатько В.В. Дизайн и верстка печатных изданий. Справочник журналиста. Фонд Развития Информационной политики; Скоробогатько

B.В. Газета ставит цвет // Журналист №12, 2008; Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Воронеж, 2001; Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе типологических признаков российских газет (филологический, философско-психологический и творческий аспекты) Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук, Краснодар 2000; Тулупов В.В. Дизайн периодических изданий - СПб, 2006; Тулупов В.В. Новые подходы к выпуску периодического издания // Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. № 1 2003; Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. Воронеж, 1996; Тулупов В.В. Теоретический и практический аспекты типологии печатных

исследователей следует выделить труды М. Гарсиа, М. Картер, К. Фроста и Т. Хэроуэрра7.

Особо хочется сказать о трудах профессора В.В. Тулупова. Исследуя дизайн как типологический признак и особый вид проектной деятельности, на основе типологизации печатных изданий автор выдвигает идею газетного моделирования. В данной работе автор подтверждает мысли В.В. Тулупова о прямой связи типологии и полиграфического дизайна.

Но нельзя не отметить, что теория не всегда поспевает за практикой. Современные технические средства, доступность качественной бумаги, новые полиграфические технологии, опыт зарубежных изданий - все это используется и внедряется молниеносно. В результате изучение дизайна сильно отстает от его развития, отсутствует элемент его прогнозирования.

Одним из основных показателей, применимых к прогнозированию определенных процессов, считается тенденция как некоторая закономерность, присущая анализируемому объекту и прослеживаемая с момента начала анализа, на всем ее протяжении и в подводимых на его основании итогах. Применительно к функциям СМИ, и, в первую очередь, печатных, это понятие актуализировалось в связи с дискуссией о скорой «кончине» печатных изданий и полной заменой их электронными СМИ. Данная дискуссия в последнее время возникает регулярно и отражается в трудах ученых и многочисленных публикациях8.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Типология российской периодической печати - развивающийся процесс. В связи с возрастающей потребностью целевой аудитории в визуальном восприятии информационной составляющей печатного издания,

периодических изданий // Вестник ВГУ №8 2007; Тулупов В.В., Колосов A.A., Цуканова М.И., Сапунов В.И., Бобряшов A.A. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радио, интернет. СПБ, 2008.

7 Гарсиа М. Современный дизайн газет. Третье издание М. 2004; Картер M. Современный дизайн газет. Профессиональная журналистика. Информационное агентство США. Москва, 1995 г.; Фрост К. Дизайн газет и журналов. M.: «Университетская книга» 2008; Хэрроуэр Т. Настольная книга газетного дизайнера. Воронеж, «Комсомольская правда», 2007.

* См. Богданов В. Л. Нам помогут технологии// Журналист № 9, 2013. Стр. 10-1I; Дубинская С. Выход ищем вместе // Журналист № 12, 2013. Стр. 29; Дьяченко М. Как сделать газету востребованной // Журналист № 7, 2013. Стр. 29; Калинина H. Большие возможности маленькой газеты // Журналист № 5, 2013. Стр. 31; Кудий Г. Спасаем подписку // Журналист № 10, 2013. Стр. 26-27; Оськин А. Не спешите нас хоронить II Журналист № 10, 2013. Стр. 28-29; Пургин Ю.П. О специфике информационного рынка в современной России // Журналист. Социальные коммуникации № 1, 2012. Стр. 79-92; Петрова Л. Новый взгляд на региональную аудиторию // Журналист № 10, 2013. Стр. 30-31; Смирнова С.Ю. Информационные процессы как отражение поиска ценностей ориентации региональной журналистики // Журналист. Социальные коммуникации № 3, 2013. Стр. 87-91; Таиров А.Р. Должно ли государство помогать СМИ? //Журналист № 2, 2014. Стр. 22-23.

дизайн газет перестает быть второстепенным типологическим признаком и переходит в разряд первостепенных.

2. Типологический анализ периодических изданий на основе композиционно-графической модели - обязательное и важное условие для осуществления грамотной редакционной политики. Этап композиционно-графического моделирования, с помощью которого выявляются различные типообразующие признаки, способствует созданию конкурентоспособного продукта и особого стиля издания, который является важнейшим элементом маркетинговых усилий редакции.

3. Композиционно-графические модели изданий имеют значительные различия и зависят от целевой аудитории СМИ, появляются новые типы дизайна, предполагающие другие варианты КГМ и ее компонентов. На первый план выступает иллюстративность, возникает необходимость в сравнении ее интенсивности.

4. На развитие периодических изданий Краснодарского края влияют появляющиеся новые типы дизайна. Соответствие этим типам дизайна определяет общую успешность издания.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты вносят вклад в определение места композиционно-графических моделей и дизайна газет в типологической структуре СМИ; в определение методики исследования дизайна газет; в создание новой классификации типов дизайна периодических печатных изданий.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты и выводы могут быть использованы как в процессе анализа существующих периодических изданий на соответствие требованиям спроса на информационном рынке, так и при исследованиях, связанных с созданием новых издательских проектов и модернизацией уже существующих, с разработкой композиционно-графических моделей газет, учитывающих типологические особенности конкретных изданий. Понятия и классификация, введенные автором и апробированные на печатной периодике Краснодарского края, позволяют исключить возможные ошибки и недочеты в процессе создания эффективной композиционно-графической модели издания.

Результаты диссертационного исследования могут быть полезны не только ученым-теоретикам в области массовых коммуникаций, но и

8

практикам: журналистам, редакторам, газетным и журнальным дизайнерам, а также студентам, обучающимся по направлениям «Журналистика» и «Издательское дело».

Результаты исследования могут быть использованы для разработки общих образовательных программ по указанным направлениям и инновационных учебно-методических курсов, призванных осуществлять на качественном современном уровне подготовку специалистов нового поколения в сфере массовой информации.

Апробация результатов исследования осуществлялась на научных конференциях: «СМИ в национальном и глобальном пространстве» (Краснодар, 2012 г.), «Медийные стратегии современного мира» (Сочи, 2012, 2013 г.), «Стратегии социально-экономического развития рекреационных территорий» (Анапа, 2012, 2013 г.). Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры издательского дела, рекламы и медиатехнологий Кубанского государственного университета. Идеи и материалы, изложенные в диссертационном исследовании, также применялись в практической деятельности автора в качестве технического редактора газеты «Кубанский университет» и работе в других редакциях газет Краснодарского края.

Промежуточные результаты исследования отражены в 12 публикациях, в том числе в 3 статьях, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований.

Результаты диссертационного исследования уже используются в учебном процессе в качестве материалов дисциплин «Технология производства печатных и электронных средств информации» и «Цифровая допечатная подготовка издательской продукции».

Структура работы обусловлена целями и задачами, а также материалом исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения. В первой части первой главы автор дает обзор существующей на сегодняшний день системы типологии СМИ. Вторая часть посвящена исследованиям композиционно-графической модели как составляющей дизайна издания. Здесь автор показывает влияние развития общества на структуру СМИ, на их типологические параметры в общем, и на дизайн в частности, на становление его как одного из типообразующих факторов.

Вторая глава посвящена исследованиям таких составляющих КГМ как размерные характеристики, шрифт, иллюстрации, заголовочный комплекс,

9

цвет, графические элементы и верстка. Во второй части второй главы автор выявляет тенденции развития современного дизайна газет и предлагает свою классификацию новых типов дизайна. В третьей части к газетам, выходящим в Краснодарском крае, применяется предложенная автором методика оценки дизайна периодических изданий. Определяются связи и взаимовлияние компонентов КГМ. Изучена общая картина дизайна местных газет. Для сравнения и оценки иллюстративной составляющей изданий введено понятие коэффициент иллюстративности.

Список использованных источников включает 141 наименование. В работе имеются 3 приложения на 43 стр. Общий объем работы с приложениями — 233 стр.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень ее научной разработанности, раскрываются объект, предмет, цель, основные задачи, рассматриваются теоретико-методологические основы исследуемой проблемы, ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

В первой части первой главы «Теоретико-методологические основы типологических исследований периодических изданий» характеризуется современное состояние системы средств массовой информации России. Во второй части дается обзор существующей на сегодняшний день системы типологии СМИ, рассматривается композиционно-графическая модель как составляющая дизайна издания. Здесь доказывается влияние развития общества на структуру СМИ, на их типологические параметры в общем и на дизайн в частности, на становление его как одного из типообразующих факторов.

Появление множества типологически новых изданий вызвано изменениями в социально-политической структуре общества, внедрением новых технологий, большей интеграцией российских СМИ в мировое информационное пространство. Часть из них заимствована из западных моделей, другая является возрождением исторических традиций в сфере газетно-журнального дела, третья в какой-то мере черпает из опыта советского периода при определенной модернизации.

Все это откладывает свой отпечаток на внешний вид газетных изданий и проявляется в виде некоторых особенностей. Первая связана с появлением

10

новых предпочтений аудитории. Ключевое положение в медиасистеме, прежде занимаемое прессой, было занято телевидением, и газетам пришлось измениться, чтобы читатели могли не только читать новости, но и «рассматривать» их. Возросла роль иллюстративной составляющей изданий.

Следующая особенность современной медиасистемы России связана с изменением структуры печатного рынка. Доминировавшая ранее его вертикально-иерархическая структура стала горизонтальной, произошли соответствующие изменения на региональных рынках. Как результат -местная газета интереснее и нужнее и читателям и рекламодателям поскольку находится в центре каждодневных локальных событий. Местные СМИ стали реальными конкурентами столичным изданиям. Существующие федерально-региональные, краевые (областные), городские, районные газеты отличаются дизайном, уровнем мастерства, композиционно-графической моделью.

Введение рекламы в каждодневную практику российской медиасистемы, несомненно, следует признать еще одной важнейшей особенностью. Она изменила всю работу редакции, и, конечно, сами газеты. Теперь редакциям необходимо привлекать читателя яркими, крупными фотографиями, большими заголовками, все сильнее стараться отличаться друг от друга, а, привлекая рекламодателей, печатать и цветные рекламные модули.

Нельзя не отметить сильнейшее влияние развития технических средств на средства массовой информации. За последние 20 лет произошел колоссальный прогресс. Раньше практически все работы по дизайну выполнялись в типографии, куда редакция представляла иллюстрации и оригиналы текстовых материалов, а также макеты, по которым верстались полосы. Внедрение в газетно-журналыюе производство компьютерных настольных издательских систем позволяет весь допечатный процесс осуществлять редакциям, оставив типографии только печать - конечную стадию производства тиража газеты. Это и значительно сокращает время на выход издания, оптимизирует деятельность редакции, предлагает огромные возможности в совершенствовании оформления газет. Следовательно, не только само содержание, но и способ его материального воплощения в газетную или журнальную форму оказывает на нее самое непосредственное

воздействие. В данном случае мы имеем дело с технологическим формообразующим фактором.

Современная тенденция - возрождение газеты как средства серьезной информации и политико-экономического анализа, адресованное тем социальным группам, которые находятся на более высоких по уровню ступенях: и образования, и доходов. Пресса делится на элитарную (финансово-экономическая, официальная, специальная) и массовую (практически все остальное). И та, и другая имеют свои характеристики, отличные не только по содержанию, но и по дизайну. Бульварная пресса пестрит обилием иллюстраций, шрифтов, необычных крупных заголовков, цвета. Пресса элитарная оформлена более консервативно, сдержанно и «стильно».

Автор подразумевает под тенденциями развития СМИ те новые информационные технологии (контент, композиционно-графическая модель, новые варианты дизайна), которые используются печатными СМИ, чтобы остаться на информационном рынке страны и быть конкурентоспособными с радио- и телевизионными СМИ.

Во второй части первой главы дается обзор существующей на сегодняшний день системы типологии периодической печати. Автор приводит историческую базу развития систем типологии, опираясь на труды ученых. Их подходы успешно показали себя в исследованиях различных видов газетно-журнальной продукции.

Проанализировав взгляды на типологию с различных сторон: с теоретической, практической и методологической, автор делает вывод, что проблема типологических исследований имеет практический применение: на этапе определения места издания в системе СМИ - анализ, - необходимое условие создания рабочей модели и выпуска газеты или журнала.

Чтобы разобраться с проблемами типологии, определены ее признаки:

- типологические - свойства, характеристики, являющиеся составом, структурой типа как модели;

- типообразующие - признаки объекта, которые являются носителями различных типов исследуемого явления.

Отечественные исследователи, выделившие понятие "типообразующий признак" как один из главных критериев типологического анализа, считают, что важно выделить три части в совокупности признаков в значении с

12

выделяемыми этим частям трех функциональных ролей. Первая часть -непосредственные характеристики изучаемого явления; вторая часть -всевозможные условия его существования; третья часть - объясняет суть различных типов этого явления в условиях действительности.

Ученые, занимавшиеся исследованиями типологии печати, применяли два основных подхода для выявления главного типообразующего признака. Одни считали этим признаком характер аудитории издания, другие - его целевое назначение. Если же говорить обо всей совокупности типообразующих факторов, то их можно подразделить на объективные, объективно-субъективные и субъективные.

В настоящее время происходит изменение роли объективно-субъективных типологических критериев: одни занимают ведущее положение, другие теряют свою важность. Так можно заявить, что сегодня, учитывая все объективные факторы, заявленные в первой главе, на первый план выходит дизайн издания.

Значительное влияние на типологическую структуру СМИ оказывают сами материальные носители информации. Не последнюю роль в формировании новых типов изданий играют и жанр информации, автор, стиль изложения, особенности подбора информационных поводов.

Технические параметры издания - тираж, регулярность выхода и количество полос - всегда считались второстепенными, формальными признаками, но сейчас, по понятным экономическим причинам, они играют важную типологическую роль.

Сейчас одним из важнейших факторов выступает реклама, накладывая отпечаток на содержание и дизайн периодического издания и являясь источником финансирования и видом информации. А тип СМИ определяет и визуальное отражение рекламы.

Далее автор рассматривает понятия «дизайн газет» и «композиционно-графическая модель». Раскрываются составляющие последнего понятия: модель, композиция и графический аспект, - в части появления и становления этого определения, приемов создания и использования КГМ.

Дизайн позволяет выявить содержание через оформление, хотя газета -не предмет искусства, а скорее временное явление. Но, тем не менее, ее художественное конструирование необходимо. При этом главная цель дизайна - предложить читателю информацию так, чтобы она была

воспринята с наибольшим эмоциональным воздействием, но в то же время с легкостью, простотой и логичностью.

Учитывая динамичное развитие дизайна печатных СМИ, появляется необходимость создания его новой классификации, которая станет основой при изучении газет с точки зрения их материального воплощения и поможет в работе над созданием новых изданий.

В общих чертах, моделирование есть создание образцов, эталонов композиции и графики газеты. Но любая модель - всегда упрощение, схема своего оригинала, поэтому не надо ее абсолютизировать, превращать в догму, не допускающую новаций. Изменения естественны и даже необходимы, но они, пожалуй, не должны быть слишком резкими. В совершенствовании модели лучше следовать определенной внутренней логике, порой изменения являются плановыми во времени и объеме.

Внутреннее единство КГМ подтверждается отсутствием разделения на композиционную и графическую составляющую. Композиционное единство порождает графическую четкость страниц, а удачное расположение элементов полос подчеркивает композицию материалов.

КГМ формирует представление о газете, являясь ее воплощением сейчас и планом на будущее. По сути, при ее формировании создается лицо издания или его стиль на длительный период времени. Благодаря этому газету будут узнавать и в будущем. Чтобы это произошло, стиль не должен меняться часто. Сегодня, благодаря новым технологиям, стиль является не только понятийным элементом, но и компьютерным термином. Стиль может создаваться не только для издания в целом, но и отдельно для тематической страницы или специальной подборки материалов. Стиль помогает читателю быстро вычленить нужную информацию, привлекая яркими элементами и определенной структурой, помогает наладить работу редакции.

Вторая глава «Применение композиционно-графической модели» посвящена исследованиям в области практического дизайна. В ней подробно рассмотрены все составляющие КГМ. Это позволило выявить тенденции развития современного дизайна газет и предложить свою классификацию новых типов дизайна. Результаты исследования показывают, что в типологической структуре СМИ композиционно-графическая модель издания - важный элемент. Опыт применения КГМ в различных изданиях однозначно приводит к положительным результатам, приводит к

единообразию в КГМ и содержательной части и образует чёткую систему, удобную для использования.

Композиционно-графическая модель - сложная система, регулирующая применение, размещение, роль и взаимовлияние различных составляющих, таких как размерные характеристики, шрифт, иллюстрации, заголовочный комплекс, цвет, графические элементы и верстка. Каждое из них имеет множество вариантов воплощения. Сложный заголовочный комплекс, повышенная иллюстративность, активное использование цвета, инфографики, удобная «расфасовка» новостей - основные тенденции развития дизайна. Все это приводит к возникновению новых типов дизайна и требует новой классификации. Типообразующим здесь является тематический фактор, то есть строительство графической модели идет под информационную составляющую. Автором выделяются текстовый, графический, смешанный, тексто-графический и иллюстративно-новостной дизайн.

Основной вопрос, который ставится при создании КГМ: «Что является основой для построения графической модели?» В зависимости от ответа на него: текст это или иллюстрация, выделяются текстовый дизайн («официальные» издания) либо графический (таблоиды, рекламные газеты - в этом случае рекламное объявление воспринимается как картинка, макет, чем, по сути, и является). Но это две классические крайности и в чистом виде они редки.

Большинство местных газет представляют собой некий смешанный тип дизайна. Что он собой представляет? Созданные ранее под текстовый дизайн графические модели изданий, где первичен текст, наполняются иллюстрациями. Причиной этому стала доступность качественной графической составляющей. В результате место, отведенное тексту порой занимает иллюстрация, заставляя читателя воспринимать информацию по-другому. Налицо механическая замена одного источника восприятия информации на другой - иллюстрация помещается в издание, урезая возможную текстовую составляющую. В итоге - страдает облик газеты, а ожидания аудитории часто обманываются: вместо интересной статьи, читатель получает малоинформативные картинки.

Иллюстрации порой «говорят» громче текста, и сейчас, когда потребители информации из читающих становятся «рассматривающими»,

иллюстрации на полосах часто преобладают над текстом. Они требуют свой, новый тип дизайна - иллюстративно-новостной. При создании такой графической модели мы используем заранее сформированные понятийные образы, реализуемые через иллюстрацию, подставляя ее под подходящий информационный блок. Здесь главенствует картинка, а текст порой пишется под нее, поясняя и дополняя.

Не всегда иллюстративно-новостной дизайн может выразить нужную концепцию издания. Модернизировав к новым реалиям текстовый дизайн, мы выделяем тексто-графический дизайн. При этом варианте преобладает текст. Макетируя издание, дизайнер размещает его в первую очередь, а потом наполняет его иллюстрациями, с учетом обновленной композиционно-графической модели. Особенность такого дизайна - сегментированная и четко выстроенная подача информации, реализуемая за счет сложного заголовочного комплекса. Типичные представители такого дизайна -современные экономические издания.

Каждый из заявленных видов дизайна предполагает особый процесс верстки газеты, в ходе которой появляются ее удачные варианты. Они сохраняются как шаблоны и ложатся в основу будущей КГМ. Сначала верстается статья, затем формируется страница. Выявляются наиболее удобные формы иллюстраций, текстовых модулей, заголовков и статей и приемы их размещения относительно друг друга. Созданные таким образом шаблоны и стили ложатся в основу композиционно-графической модели газеты. Современная верстка — это, по сути, расстановка всех элементов по шаблонам в соответствии со стилем.

Подобные варианты композиционно-графической модели позволяют более точно использовать современные приемы макетирования и верстки, максимально задействовать возможности современной техники и дизайнерского программного обеспечения. Но главным все-таки остается тот факт, что, используя подобные подходы при создании графической модели издания, можно получить адекватную современным реалиям систему, позволяющую использовать все источники информации и изменившееся восприятие читателей. Дизайн становится главной экспериментальной площадкой формирования новой модели взаимодействия «газета-читатель».

Все составляющие КГМ находятся во взаимодействии и в совокупности влияют на восприятие читателя. Это необходимо учитывать

при оценке дизайна издания. Автор подробно рассмотрел все элементы КГМ в отдельности: размерные характеристики, шрифты, заголовочный комплекс, иллюстрации, цвет, графические элементы и верстку. Каждый из них влияет на внешний вид газеты и реализует свои функции и свою роль в стратегии газеты по удовлетворению потребностей читателей. К каждому из них существуют определенные требования, выполнение которых не ограничивает творческую составляющую процесса, а скорее регулирует его и делает более удачной.

Выделяются общие для различных изданий тенденции в оформлении печатных СМИ. Например, шрифтовое оформление становится консервативнее - одной-двух гарнитур для классического периодического издания вполне достаточно. Оправдано предпочтение рубленых шрифтов для основного текста и жирных рубленых - для заголовков. Разделение материалов и указание на важность размером шрифта - тоже стало почти аксиомой. А вот заголовочный комплекс, наоборот, становится сложнее. И чем он сложнее и оригинальнее, тем удобнее и эффективнее подача информации, соответственно, функциональней и логичнее дизайн.

Особое внимание уделяется реализации навигации. Это сложная система, которая включает в себя название газеты, подпись автора, рубрики, анонсы, врезки, ссылки, расширенные заголовки, логотипы полос и рубрик и т.д. Современная композиционно-графическая модель должна характеризоваться улучшенной навигацией и большим невербальным воздействием на читателя.

Работа с цветом дает редакции совершенно новые возможности и требует более ответственного подхода. Нельзя взять и просто раскрасить одноцветную газету. Для одноцветного и цветного вариантов издания должны использоваться разные композиционно-графические модели. Авторы готовят другие тексты и фотографии, последних становится больше, по возможности, выбирают и бумагу лучшего качества. По сути, разрабатывается новая композиционно-графическая модель. Даже использование части полос в цвете или применение второго цвета, формирует совершенно другое восприятие, и должно строиться с учетом изменившегося психологического воздействия на читателя. В итоге верстка получается совсем иной.

Графические элементы на первый взгляд кажутся наиболее незначительными в дизайне, но именно благодаря им формируется стиль издания. Они, помимо своих основных функций разделения, выделения и соединения, выступают еще и в качестве «фишки», делая газету динамичной и насыщенной или воздушной и легкой. Размерные характеристики задают тон верстки. Они, как правило, определяются надолго, а задача при верстке -их придерживаться.

Тенденция визуализации печатных СМИ выводит на первый план иллюстративную составляющую. Фотографий стало больше, они стали более качественными, информативными, сильнее воздействующими на аудиторию. Если рассматривать долю иллюстративного материала в газетах сейчас и лет пятнадцать назад, мы увидим значительное увеличение количества и качества иллюстраций. При этом многие газетные дизайнеры действительно научились использовать все их преимущества.

Сегодня издания не просто сообщают новости. Они иллюстрируют их таблицами, диаграммами и графиками, информационными справками, схемами и картами. Таким образом, информация обрастает дополнительными подробностями, становясь более наглядной и правдивой в глазах читателя, более доступной для восприятия.

При исследовании графических обликов газет в них отчетливо прослеживается стремление к единообразию, которое служит для размещения составных частей издания в определённом порядке, и образует чёткую систему, удобную для пользования. Верстка на основе модели создана для упрощения работы графического дизайнера и служит средством создания единых по стилю номеров периодического издания. Даже если над выпуском газеты работают разные дизайнеры, имея уже единожды созданную модель, мы сохраняем стилевое единство.

Наблюдается упорядочение использования шрифтов, иллюстраций, текстов, что приводит к более слаженной работе журналистов, дизайнеров, выработке у читателя «системного» подхода к публикуемым материалам. Наконец-то наступило успокоение в использовании количества шрифтов даже в районных газетах: вместо 4-5 и более теперь используют 2-3 гарнитуры, при этом издание ничуть не проигрывает в выразительности.

Известные заранее размеры и жанры иллюстраций, а также область их применения, позволяют фотожурналисту создавать однозначно удачные

снимки. Вместе с тем журналист создает материал соответствующего объема, информационного и эмоционального наполнения. Технической стороне, получая аккуратные прямоугольные модули текста и фото, остается лишь удачно, в соответствии с графической моделью издания, расположить материалы номера на полосах. А читатель при этом в хорошем смысле «подготовлен» и «приучен» к получению такой информации. Это все своего рода стандартизация всех редакционных процессов без ущемления творческой составляющей.

Третья часть второй главы диссертационной работы представляет собой результаты и выводы практических исследований. Автор использует новую методику оценки печатных СМИ, в которой проявляются связи и взаимовлияние компонентов ЬСГМ. С ее помощью проанализированы издания, выходящие в Краснодарском крае. Изучена и описана общая картина современного дизайна местных газет. На примерах реальных изданий подтверждены тенденции его развития, заявленные в данной работе.

Существующие законы дизайна, эстетические приемы, журналистское творчество, чувство прекрасного, санитарные нормы и полиграфические стандарты, используемые при создании газет, дали предпосылки для появления достаточно обширного алгоритма исследований, результаты которого позволяют объективно оценить дизайн изданий. С его помощью автором проведен мониторинг газет Краснодарского края, определены достоинства и недостатки их оформления, что впервые позволило сложиться общей картине состояния современного газетного дизайна в местных периодических изданиях, обозначить проблемы по тематике исследования, возникающие в работе редакций и предложить специалистам возможные их решения.

Для выполнения поставленных задач оценены различные элементы дизайна газет, которые являются составляющими стиля и влияют на композицию и колорит. Стратегия редакции воплощается в типе дизайна самого издания, который строится исходя из ориентира на читателя, стиля, колорита и композиции, с опорой на все составляющие композиционно-графической модели газеты: иллюстрации, заголовочный комплекс, шрифты, графические элементы и цвет. Она становится определяющей в облике издания, не ограничивая при этом все возможное многообразие графического воплощения газеты.

Такой критерий, как ориентир на читателя, состоит из связи с читателями (интерактивность) и удобства (чаще всего речь идет об удобстве поиска информации или навигации). Они являются самой сутью создания газеты и влияют на все элементы композиционно-графической модели. Эта связь также и обратная. Используемые элементы влияют на навигацию, интерактивность, колорит, стиль и композицию газеты.

Результаты предложенного исследования формируются путем ответа на вопросы или утверждения по 91 параметру, характеризующему издание. Объектами исследования становятся стиль, интерактивность, навигация, заголовочный комплекс, шрифты, цвет, элементы оформления, графическая модель, композиция, иллюстрации, текст, и не только с точки зрения шрифта или содержания, а также его формы, выделений, размерных характеристик. Отдельно исследуется и иллюстративная составляющая, в связи с все более возрастающей ее долей в современных периодических изданиях. Сегодня она становится основой верстки, с опорой на иллюстрации строится композиция. Результаты, полученные в ходе исследований, дают возможность определить тип дизайна, который газета использует (текстовый, графический, смешанный, тексто-графический или иллюстративно-новостной).

Роль верстки уже не сводится к тому, чтобы просто совместить на одной странице несколько текстов, задача большая - подать информацию настолько оригинально и красиво, чтобы вызвать у читателя интерес. Для сегодняшнего читателя событие надо не только описать, а максимально информативно показать. В связи с этим появляется необходимость сравнения иллюстративной составляющей в различных изданиях. Автор вводит такое понятие как коэффициент иллюстративности.

По этим показателям можно судить об интенсивности использования иллюстраций в газетных номерах, определять тип графического дизайна и сравнивать газетную периодику. Данный метод языком цифр позволяет достоверно охарактеризовать иллюстративность издания и в каждом случае наглядно показать необходимость корректировки модели в целях увеличения графической составляющей. Информационная составляющая коэффициента иллюстративности проверена и подтверждена. Автор показал, что их значения у газет с успешными моделями на порядок отличаются от остальных изданий.

Рассмотрев согласно методике заметных игроков на рынке печатных СМИ края, автор показал, что здесь присутствуют издания различные по уровню, с разными задачами и тиражами, с отличающейся читательской аудиторией и с разными типами дизайна. Налицо представители и иллюстративно-новостного, и тексто-графического, и смешанного, и текстового и графического дизайна. Причем эти формы не статичны, дизайн газет развивается и трансформируется. И хотя на сегодняшний день еще значительное количество редакций используют устаревшие подходы к графическому оформлению газет, у многих из них прослеживается стремление к более прогрессивным направлениям дизайна.

Все тенденции развития современного дизайна, заявленные автором, нашли свое подтверждение при исследовании газет Краснодарского края. Примером стала и газета «Кубанский университет», рассмотренная автором в перспективе своего развития за последние одиннадцать лет.

В заключении диссертационного исследования изложены основные выводы, формулируются обобщения и рекомендации, вытекающие из содержания диссертации, а также намечены перспективы изучения темы.

Результаты проведенного исследования показывают, что на типологическую структуру СМИ сильное влияние оказывает композиционно-графическая модель. Это сложная система, регулирующая применение, размещение, роль и взаимовлияние всех ее компонентов, которые имеют множество вариантов воплощения. Это приводит к возникновению новых видов дизайна и требует необходимости в их классификации. Каждый из них предполагает особый процесс работы над газетой в плане ее оформления. Используя подобные подходы, мы можем получить адекватную современным реалиям систему, позволяющую эффективно использовать все возможные источники информации и изменившееся ее восприятие читателями.

Создана методика для анализа оформления газет, по которой оценены издания, присутствующие на местном рынке печатных СМИ. Результаты этих исследования позволили выявить основные тенденции развития дизайна периодических изданий на местном уровне.

Улучшение качества дизайна газет и подачи информации сделает газету привлекательной и удобной читателю, что скажется на увеличении прибыли, выраженной в приросте тиража и количестве рекламы.

21

Полученные автором решения вариантов верстки позволят существенно уменьшить время, затраченное на создание газеты за счет размещения уже готовых модулей по заранее удачной схеме.

Мониторинг газет, выходящих в Краснодарском крае, выявил типичные ошибки в их оформлении и проложил вектор развития дизайна, которым, при желании, смогут воспользоваться работники редакций.

В приложении представлены рисунки макетов возможных вариантов верстки газетных материалов, мониторинг композиционно-графических моделей газет Краснодарского края, образцы номеров изданий, которые использовались в детальном анализе графических моделей газет.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных ВАК:

1. Современные тенденции развития графической модели газеты // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение». 2012. Выпуск №3 (105) (0,3 п.л.). - С. 58 - 62.

2. Влияние элементов графической модели периодического издания на его успешность // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение». 2013. Выпуск №3 (126) (0,3 п.л.) - С. 188- 193.

3. Особенности дизайна районных газет // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2013. Выпуск №4 (0,2 п.л.).-С. 165-167.

Другие публикации:

4. Возрастающая роль иллюстраций на первой странице газетного номера // Научные труды факультета журналистики КубГУ. Юбилейный сборник. Краснодар: КубГУ, 2011. (0,3 п.л.) - С. 144- 148.

5. Графические модели газет ждут перемен // Информационное пространство: проблемы теории и практики. Сборник научных статей, посвященных юбилею профессора Н.П. Кравченко. Краснодар: КубГУ, 2012. (0,2 п.л.) - С. 467-469.

6. Функции цвета в газете // Медийные стратегии современного мира: Материалы Шестой Международной научно-практической конференции, Сочи, 1-3 ноября 2012. Краснодар: КубГУ. (0,2 п.л.) - С. 234 - 238.

22

7. Современные тенденции подачи новостных материалов и заголовочный комплекс // СМИ в национальном и глобальном информационном пространстве. Сборник материалов Всероссийской научной конференции. Краснодар: Адм. Краснодарского края, 2012. (0,2 п.л.) - С. 73 - 77.

8. Роль местной прессы в информационном продвижении курортных территорий // Стратегии социально-экономического развития и продвижения рекреационных территорий: Материалы IV Международной научно-практической конференции. Анапа: РГСУ, 2012. (0,3 п.л.) - С. 89 - 92.

9. Почему следует задуматься о хорошем дизайне газеты // Раздел 5 методического пособия «На пути к творческому «Я». Факультет журналистики. Краснодар: КубГУ, 2013. (0,6 п.л.) - С. 71-87.

10. К вопросу о графической модели периодического печатного издания городов-курортов // Форсайт санаторно-курортной и туристической сферы. Материалы Всероссийского научно-практического семинара-конференции. Анапа: РГСУ, 2013. (0,3 п.л.) - С. 153-158.

11. Графические средства выделения как элемент дизайна газет // Медийные стратегии современного мира: Материалы Седьмой Международной научно-практической конференции, Сочи, 1-3 ноября 2013 г. Краснодар: КубГУ. Том 2. (0,35 п.л.) - С. 12 - 14.

12. Особенности использования иллюстраций в периодических изданиях // Приложение к журналу «Вестник Московского государственного открытого университета». М., 2014. Выпуск № 57. (0,3 п.л.) - С. 38-42.

Подписано в печать 7.05 14. Формат 60x84 1/16 Бумага офсетная Печать цифровая Уч. изд. лист 1,4. Тираж 100, Издательско-полиграфический центр КубГУ, 350040, Краснодар, ул. Ставропольская, 149.

 

Текст диссертации на тему "Современные тенденции развития графических моделей региональных периодических печатных изданий"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Носаев Денис Александрович

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ) Специальность: 10.01.10 - Журналистика

высшего профессионального образования «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

04201459920

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор Н.П. Кравченко

Краснодар 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.....................................................................................3

1. Теоретико-методологические основы типологических исследований периодических изданий..................................................................12

1.1 Современное учение о системе российских печатных СМИ................12

1.2 Композиционно-графическая модель как составляющая дизайна печатного СМИ и как типологическая характеристика

периодического издания.......................................................................................28

2. Применение композиционно-графической модели..............................59

2.1 Компоненты графической модели издания.......................................59

2.2 Современные тенденции развития композиционно-графических моделей газет..............................................................................117

2.3 Анализ композиционно-графических моделей изданий

(на примере газет Краснодарского края).............................................150

Заключение.................................................................................174

Список используемых источников.......................................................181

Приложение 1...............................................................................191

Приложение 2...............................................................................201

Приложение 3...............................................................................231

ВВЕДЕНИЕ

Современные газеты отличаются высоким уровнем визуализации информации. Этот факт позволяет дизайну изданий стать одним из ведущих типологических признаков периодической печати. Дизайн современной газеты строится на основе композиционно-графической модели (КГМ), призванной объединить различные элементы издания в единое целое, способное наиболее точно донести до читателя максимум информации.

Изменения в социально-политической структуре общества, внедрение новых технологий, интеграция российских СМИ в мировое информационное пространство вызывают появление множества типологически новых отечественных изданий. Некоторые из них копируют успешные варианты западных моделей, часть трансформируется из устоявшихся и более привычных для местных рынков изданий, а новые пытаются пройти свой, непохожий на других, путь.

При исследовании печатных СМИ, изучении истории их деятельности и прогнозировании закономерностей и тенденций дальнейшего развития, многие ученые обращаются к типологии. Развитие периодической печати в России связано с изучением типологических характеристик каждого периодического издания, нахождением вариантов поиска своей читательской аудитории, изменением содержания, структуры, модели издания, нахождение его «лица». Интересны и перспективны исследования влияния композиционно-графической модели издания на типологическую структуру периодической печати.

Сейчас становится все более оправданной идея понимания газеты как визуального СМИ. Равноправными авторами изданий являются как журналисты, так и дизайнеры, фотографы, иллюстраторы. Не только текст, но и иллюстрация, график, макет, прием оформления в процессе создания газеты играют важную роль. Теперь дизайн - это не только визуализация типологических и содержательных характеристик издания, создание его индивидуального облика с учетом аудитории. Дизайн открывает новые

возможности для удовлетворения все возрастающих потребностей читателя к восприятию информации.

Актуальность темы диссертационного исследования связана с увеличивающимся на современном этапе влиянием графического аспекта на типологическую систему современных печатных СМИ и возрастающей в условиях конкуренции ролью дизайна в развитии региональных печатных СМИ, в первую очередь - газет.

Цель исследования - определение роли и места дизайна издания в типологической системе газет, значения композиционно-графических моделей изданий, выявление наиболее оптимальных вариантов моделей и определение тенденций их использования в региональных СМИ.

При реализации данной цели были решены следующие задачи:

- выявлены требования, диктуемые рынком к формату подачи информации в периодических изданиях, в частности - в газетах;

- определены типологические признаки современных газет с учетом изменения роли объективно-субъективных типологических критериев;

- выявлены общие и частные тенденции и основные проблемы в развитии дизайна региональных газет;

- предложена новая классификация типов дизайна газет на основе композиционно-графической модели (КГМ);

- предложена новая методика, позволяющая объективно оценивать и сравнивать композиционно-графические модели газет.

Объектом исследования в диссертации служит система региональной периодической печати (газеты Краснодарского края).

Предмет исследования - композиционно-графическая модель газет и ее составляющие.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что разработана новая методика оценки КГМ печатного издания, способствующая всестороннему исследованию печатных СМИ, определению роли дизайна газет, их композиционно-графической модели в создании структуры печатной прессы в целом и в разработке различных типов моделей газет - в частности. Впервые предпринята попытка рассмотреть

композиционно-графическую модель как основу для описания типологических характеристик газет, и предложена новая классификация дизайна газетных изданий.

Эмпирической базой исследования являются издания, выходящие в Краснодарском крае (районные, городские, краевые, региональные), позволяющие характеризовать направления развития композиционно-графических моделей и дизайна местной периодической печати, в частности, газет.

Хронологические рамки исследования ограничены постсоветским периодом.

Теоретическая и методологическая база исследования. В работе автор основывался на общенаучных методах (индукция и дедукция) и принципах объективности, системности, историзма и соответствующих им методах анализа. Кроме того, использовались описательный, сравнительный и сопоставительный методы исследования. Описательному методу исследования подверглись научные работы в области журналистики, а также местные периодические печатные издания, что дало возможность подробно их анализировать; сравнительный метод применен при исследовании различных СМИ региона с точки зрения их развития в прошлом и настоящем; сопоставительный метод позволил исследовать различия и сходства между графическими моделями и дизайном газет.

Степень научной разработанности темы определяется в зависимости от обращения к конкретной области знания. Автором выполнен системный анализ работ отечественных и зарубежных исследователей теории и практики журналистики. Внимание было уделено трудам ученых, исследующих современное состояние СМИ в зависимости от спроса и предложения на рынке информационных услуг, что позволило сделать выводы о возрастающем уровне читательского интереса к дизайну газет; работам по типологии СМИ, что дало возможность назвать дизайн одним из типоформирующих признаков и в дальнейшем создать свою классификацию типов дизайна; о дизайне, что помогло выявить развитие КГМ и охарактеризовать все ее компоненты. Базу исследования составили труды

отечественных и зарубежных ученых - теоретиков и практиков журналистики. Исследуя состояние средств массовой информации, автор прибег к изучению трудов следующих ученых: E.JI. Вартановой, A.A. Грабельникова, Б.И. Есина, Я.Н. Засурского, С.Г. Корконосенко, Р.П. Овсепяна, Е.П. Прохорова1. Также были рассмотрены исследования A.A. Золотухина, А.Р. Таирова, A.B. Виннийчук и Е.С. Радионцевой2. В работе над второй частью первой главы, посвященной применению типологических исследований в системе российских СМИ, были использованы труды таких исследователей, как А.И. Акопова и А.Г. Бочарова3. Были изучены работы J1.J1. Реснянской, М.В. Шкондина, И.Д. Фомичева, Е.А. Корнилова, А.И. Станько4. В работе над частью первой главы, посвященной композиционно-графической модели и дизайну СМИ, были исследованы труды родоначальников композиционно-графических моделей газет П.М.

1 См. Вартанова ЕЛ. Современная медиаструктура. Средства массовой информации постсоветской России. -М., 2002; Грабельников A.A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. - М.: РИП-Холдинг, 2000; Есин Б.И. История русской журналистики (1703-1917). - М., 2000; Есин Б.И. Русская газета и газетное дело в России: задачи и теоретико-методологические принципы изучения. - М., 1981; Засурский Я.Н. Средства массовой информации постсоветской России. - М.: Аспект Пресс, 2002; Проблемы региональной печати. Типология периодической печати. Проблемы и тенденции развития типологической структуры современной периодики. Под ред. Я.II. Засурского. - М., 1995; Система средств массой информации России. Под ред. Я.Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2001; Средства массовой информации России. М.И. Алексеева, Л.Д. Болотова, Е.Л. Вартанова и др. Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2005; Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М.: Аспект Пресс, 2001; Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики. М., Изд-во МГУ, 1999; Овсепян Р.П. Региональная пресса и межэтнические конфликты. Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы. М., 1998; Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2000; Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2000.

~ См. Золотухин A.A. Федерально-региональные газеты в России. RELGA №11 [133] www.relga.ru. Дата обращения: 06.12.2012; Таиров А.Р. Особенности продвижения периодических печатных изданий на региональных рынках СМИ www.allrus.info Дата обращения: 06.12.2012; Виннийчук A.B. Городские газеты: исторический, классификационно-типологический и содержательный аспекты: на примере городских газет г. Ростова-на-Дону и городов Ростовской области. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону, 2009; Радионцева Е.С. Творческий потенциал современной районной газеты. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Екатеринбург, 2009.

3 См. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий. Иркутск, 1985; Акопов А.И. Периодические издания. Ростов-на-Дону. 1999; Бочаров А.Г. Основные принципы типологии современных советских журналов // Вестник МГУ, сер. XI, Журналистика. Лг» 3 1973.

4 См. Реснянская Л.Л. Особенности процесса формирования системы современной периодики. М., 1996; Реснянская Л.Л. общероссийские газетные издания // Вестник МГУ. Сер. Журналистика. 2000. № 4; Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. М., 1999; Типология периодической печати. Под ред. Шкондина М.В., Реснянской Л.Л. М., 2007; Фомичева И.Д. Социология СМИ. М.: Аспект Пресс, 2007; Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002; Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов н/Д, 1999; Корнилов Е.А., Акопов А.И. Классификация в теории и практике журналистики. Филологические этюды. Ростов н/Д, 1975; Станько А.И. Становление теоретических знаний в периодической печати России (XVIII в. - 60-х гг. XIX в.). Ростов н/Д, 1986.

Керженцева, С.Н. Срединского, И.Н. Табашникова, А.П. Деева5. Значительный интерес для работы над второй главой представляли труды Г.М. Барышникова, C.J1. Васильева, С.И. Галкина, С.Б. Головко, С.М. Гуревича, А.П. Киселева, Н.П. Кравченко, J1.M. Нырковой, J1.A. Мутовкина, A.C. Самолетова, В.В. Скоробогатько и В.В. Тулупова6. Среди зарубежных исследователей следует выделить труды М. Гарсиа, М. Картер, К. Фроста и Т. Хэроуэрра7.

Особо хочется сказать о трудах профессора В.В. Тулупова. Исследуя дизайн как типологический признак и особый вид проектной деятельности, на основе типологизации печатных изданий автор выдвигает идею газетного моделирования. В данной работе автор подтверждает мысли В.В. Тулупова о прямой связи типологии и полиграфического дизайна.

5 См. Керженцев П.М. Газета. Ее организация и техника. М., 1919; Срединский С.Н. Основы газетного дела - СПБ, 1918; Табашннков И.Н. Газета делается по модели. Москва, 1980; Деев А.П. «Вечерняя Москва» делается так. - М.: Журналист, 1931.

6 См. Барышников Г.М. Шрифты. Разработка и использование. ЭКОМ, 1997; Васильев С.Л. Аппарат ориентирования читателя в периодическом издании: структура, задачи, инструменты // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. № 3, 2010. С. 145-159; Галкин С.И. Художественное конструирование газеты и журнала. М.: Аспект Пресс, 2005; Галкин С.И. Техника и технология СМИ: художественное конструирование газеты и журнала. - М.: Аспект-Пресс, 2007; Головко С.Б. Дизайн деловых периодических изданий, Москва, 2008; Головко С.Б. От оформления до дизайна один шаг // Журналист №7 2001; Гуревич С.М. Газета вчера сегодня, завтра. М.: Аспект-Пресс, 2004; Киселев А.П. Оформление - дизайн - формообразование. Дизайн периодических изданий. Под ред. Э.А. Лазаревич. 2-е изд. - М,: МГУ им. М.В. Ломоносова, ф-т журналистики, 2004; Киселев А.П. и Ситников В.П. Шрифтовое оформление. Дизайн периодических изданий. Под ред. Э.А. Лазаревич. 2-е изд. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, ф-т журналистики, 2004; Кравченко Н.П. Государственный маркетинг в средствах массовой информации. Краснодар 2009. Стр. 64-65; Ныркова Л.М. Как делается газета? М.: Гендальф, 1998; Мутовкин Л.А. Печатные СМИ. Организация процесса выпуска номера газеты. М.: МГУП. 2007; Самолетов

A.C. Дизайн современной газеты. СПб, 1997; Скоробогатько В.В. Гармоничная композиция - это упорядоченное пространство. Об эстетических принципах выразительных построений // Журналистика и медиарынок № 9, 2004 г.; Скоробогатько В.В. Моделирование: технологичность плюс красота. В оформлении удаются лишь те импровизации, которые тщательно готовятся // Журналистика и медиарынок № 8, 2004 г; Скоробогатько В.В. Пресса в поисках индивидуальности. Об особенностях современного газетного оформления // Журналистика и медиарынок № 6, 2004 г.; Скоробогатько В.В. Дизайн и верстка печатных изданий. Справочник журналиста. Фонд Развития Информационной политики; Скоробогатько

B.В. Газета ставит цвет//Журналист №12, 2008; Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Воронеж, 2001; Тулупов В.В. Дизайн и реклама в системе типологических признаков российских газет (филологический, философско-психологический и творческий аспекты) Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук, Краснодар 2000; Тулупов В.В. Дизайн периодических изданий - СПб, 2006; Тулупов В.В. Новые подходы к выпуску периодического издания // Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки. № 1 2003; Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. Воронеж, 1996; Тулупов В.В. Теоретический и практический аспекты типологии печатных периодических изданий // Вестник ВГУ №8 2007; Тулупов В.В., Колосов A.A., Цуканова М.И., Сапунов В.И., Бобряшов A.A. Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радио, интернет. СПБ, 2008.

7 Гарсиа М. Современный дизайн газет. Третье издание М. 2004; Картер М. Современный дизайн газет. Профессиональная журналистика. Информационное агентство США. Москва, 1995 г.; Фрост К. Дизайн газет и журналов. М.: «Университетская книга» 2008; Хэрроуэр Т. Настольная книга газетного дизайнера. Воронеж, «Комсомольская правда», 2007.

Но нельзя не отметить, что теория не всегда поспевает за практикой. Современные технические средства, доступность качественной бумаги, новые полиграфические технологии, опыт зарубежных изданий - все это используется и внедряется молниеносно. В результате изучение дизайна сильно отстает от его развития, отсутствует элемент его прогнозирования.

Одним из основных показателей, применимых к прогнозированию определенных процессов, считается тенденция как некоторая закономерность, присущая анализируемому объекту и прослеживаемая с момента начала анализа, на всем ее протяжении и в подводимых на его основании итогах. Применительно к функциям СМИ, и, в первую очередь, печатных, это понятие актуализировалось в связи с дискуссией о скорой «кончине» печатных изданий и полной заменой их электронными СМИ. Данная дискуссия в последнее время возникает регулярно и отражается в трудах ученых и многочисленных публикациях8.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Типология российской периодической печати - развивающийся процесс. В связи с возрастающей потребностью целевой аудитории в визуальном восприятии информационной составляющей печатного издания, дизайн газет перестает быть второстепенным типологическим призн�