автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Современный белорусский роман о Великой Отечественной войне (проблема характера)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Козич, Ольга Ильинична
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Современный белорусский роман о Великой Отечественной войне (проблема характера)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Козич, Ольга Ильинична

Введение.3—

Глава I. Характеры и обстоятельства.22—

Глава П. Проблема психологизма.95—

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Современный белорусский роман о Великой Отечественной войне (проблема характера)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуя сегодняшнее состояние белорусского романа о Великой Отечественной войне, принципы изображения человека на войне, можно говорить о многочисленных исканиях, равноценных в качественном отношении. Трудно высказать окончательное сужде- ' ние о перспективных способах создания художественного образа в военном романе, поскольку появляются новые романы, наблюдаются новые решения проблемы характера, которые во многом уточняют, а иногда и опровергают сложившиеся представления. Кроме этого, на наш взгляд, каждый художественный характер несет на себе отпечаток творческой индивидуальности писателя, что вообще затрудняет попытку определить самую структуру воплощения характера человека в жанре романа и лишь подтверждает тот неоспоримый факт, что более плодотворно вести речь лишь о конкретном романном характере. История развития способов и принципов проникновения в душевный мир героев не завершилась классической литературой XIX в. Другое дело, что литературоведческая наука, исследующая эту историю, находится в стадии становления, и целью литературоведческих работ становится, как правило, раскрытие отдельных сторон художественного характера. Интересным нам представляется тот факт, что современные романы, повествующие о судьбе человека, связанной с войной /"Выбор" Ю.Бондарева, "Годы без войны" А.Ананьева, "И дольше века длится день" Ч.Айтматова, "Каратели" А.Адамовича, "Возьму твою боль" И.Шамякина/, имеют как общие точки соприкосновения в решении проблемы характера, так и разнородные, далеко отстающие друг от друга элементы содержания литературного персонажа.

- 182

Связь характеров и обстоятельств в военном романе становится все более многоаспектной. В сущности, жизнь каждого характера в обстоятельствах военного времени является неповторимой .

Эстетическая цельность романа во многом зависит от художественного решения проблемы активной жизнедеятельности характера относительно обстоятельств. Анализ белорусского романа о Великой Отечественной войне показывает, что ведутся серьезные поиски новых перспективных решений проблемы взаимозависимости характера и среды.

Обстоятельства, формирующие характеры, сами испытывают воздействие со стороны героев. Герой может отодвинуть во времени воздействие внешнем среды на его характер. В то же время военные обстоятельства активно влияют на переформирование персонажа, если последний не согласует свои мысли и поступки с изменением окружающего внешнего мира. Самопознание личности происходит через ее взаимодействие с условиями, диктуемыми жизнью в военное время. Диалектическая связь "характер-обстоятельства" включает дополнительный компонент — авторскую позицию в сюжетном движении характера. Надо отметить, что не всегда такое триединство находится в гармоническом равновесии. Неразрешенная конфликтная ситуация /характер "выбивается", "бунтует"/ между романистом и характером ведет, как правило,к значительным издержкам в решении проблемы характера.

Поведение и внутренняя логика жизни человека в суровых военных обстоятельствах интересуют читателя презде всего потому, что они соотносятся, как правило, по своей внутренней драмати

- 183 ческой наполненности со взаимоотношениями человека с окружающей средой в наше время.Не случайно А.Бочаров, определяя основное направление в развитии прозы о войне, отмечал, что она "стала все больше рождаться на перекрестии правды дня минувшего и запросов дня сегодняшнего"*.

Во многих современных белорусских романах о Великой Отечественной войне герои дважды испытываются военными обстоятельствами.

Память в мирные дни возвращает человека в военные будни с целью самоочищения от мелочей повседневности. Если военные обстоятельства способствовали возмужанию героя, проявлению лучших человеческих качеств, то в послевоенное время неконтролируемые жестокими обстоятельствами характеры людей, не имеющих высоких моральных принципов, часто проявляют неблаговидные стороны своего "я".

Нередко в романах сосуществуют две художественно неравнозначные, полностью не согласованные силы: характера и обстоятельств. Это следствие авторского стремления охватить большой жизненный материал, когда содержание военных событий значительно шире . содержания характера. Внутренний мир романных героев находится в движении, обогащается в результате взаимодействия с обстоятельствами.

Трудность, рискованность прогнозов о будущих возможностях в решении проблемы "человек—обстоятельства" очевидны в силу открытости системы социалистического реализма. В развитии со-т

Бочаров А. Рождено современностью. — Новый мир, 1981, № 8, с. 233.

- 184 временного белорусского романа о Великой Отечественной войне отчетливо просматриваются следующие тенденции в решении вышеуказанной проблемы:

I/ романисты признают множественность подходов к исследованию проблемы "человек—обстоятельства";

2/ анализируя движение характера в потоке военных событий, авторы романов акцентируют внимание на качествах личности, актуальных в наше время для воспитания и жизнедеятельности человека социалистического общества;

3/ проводится мысль, что, несмотря на бесспорную истину, что человека формируют обстоятельства и действует он согласно законам внешней среды, за личностью остается право внутренней свободы выбора в принятии решений во враждебных человеческой природе обстоятельствах; момент личной ответственности становится рядом с таким фактом, как непреодолимость обстоятельств;

4/ изображение становления характера под влиянием внешней среды в белорусском военном романе лишено односторонности и простолинейности, представляет сложную диалектическую систему, находящуюся в постоянном движении;

5/ белорусские романисты исходят из того, что окружающая действительность не нивелирует характеры, а, наоборот, служит сферой проявления сущности человека;

6/ хотя герой в современном романе не способен "сиюминутно" изменить внешние условия жизни в военное время, но активно вмешаться в их течение он в состоянии, кроме того, он может повлиять на их дальнейший ход, может нарушить противоречащую его душевному миру, организованную другими людьми структуру обстоятельств;

7/ обстоятельства в белорусской военной прозе диктуют условия жизнедеятельности характеров; существуют характеры, которые полностью согласуют свои действия и поступки с этими условиями /Антон Галубин в повести Б.Быкова "Пойти и не вернуться", персонажи повести "Каратели" А.Адамовича/, и характеры, которые живут согласно обстоятельствам до тех пор, пока они не препятствуют осуществлению их внутренних устремлений; как только внешняя среда диктует требования, нарушающие свободное выявление своего "я", эти характеры вступают в открытую вражду с обстоятельствами, разрывая окончательно связующие нити между сторонами двуединого процесса "человек — окружающая среда" /Сотников из одноименной повести В.Быкова, Вершков из трилогии И.Чигринова, Коля Летечка из повести В.Козько "Суд в Слободе"/.

Бесспорно, трудно охватить все стороны взаимосвязи характера с обстоятельствами в белорусском романе о войне. Несомненно одно: характер и правда военной действительности в будущих произведениях будут становиться все более многоаспектными, а художественное воплощение в идеале будет стремиться к воссозданию их реальной сложности и драматичности.

Значительность духовного наполнения героя прямо зависит от решения одной из составных частей проблемы характера — проблемы психологизма. В нашей работе раскрыты только некоторые аспекты этой наиболее актуальной для жанра романа проблемы. В результате проведенного исследования психологических мотивировок мыслей и поступков героев в белорусском военном романе автор диссертации пришел к следующим выводам:

I/ в каждом из произведений существует особый психологический мир со своими законами, по которым живут романные персонажи;

2/психика героев находится в постоянном движении, в определенном зависимости от психологии героев романа; благодаря этому взаимодействию внутренний мир героев самообогащается, как бы дополняется со стороны других персонажей;

3/ одновременно с взаимодействием героев в романном мире надо признать наличие момента автономности характера, его независимости и самостоятельности в выявлении присущих ему личностных качеств;

4/ единство и многогранность литературного героя часто представляют собой незавершенный процесс "наращивания", когда можно вести речь лишь о многочисленных противоречивых чертах персонажа, о незавершенном складывающемся художественном характере;

5/ взаимохарактеристика одного персонажа другим хотя и бывает часто необъективной, но дает представление о лице, со стороны которого исходит характеристика;

6/ постижение частного, особенного, индивидуального в человеке, рядом с раскрытием общего, типического становится конечной целью в психологическом решении проблемы характера в романе;

7/ признание наличия доминанты внутренней жизни героев, определяющей состояние психики человека, помогает исследователю в правильном истолковании и познании характера;

- 187

8/ отдельный новый психологический момент из жизни персонажа не ведет к изменению психологической равнодействующей характера, так необходимой для решения проблемы романного героя;

9/ в современном белорусском романе о Великой Отечественной войне иногда диалектическая сложность человека имеет самую общую очерченность, писатели ограничиваются лишь ее графическим изображением.

При анализе проблемы характера в белорусском "военном" романе мы неоднократно обращались к художественному опыту таких титанов критического реализма, как Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский, сильное воздействие которых "на литературу вообще, а "военную" ' — в особенности" отмечал А.Адамович*. Такой подход оправдан желанием увидеть достигнутые результаты и возможности нашего романа при более ярком освещении на основе плодотворных традиций.

Известно, что проблема характера полностью не сводится к двум проблемам: характер—обстоятельства, психологизм. Так, например, движение жанровой формы романа о войне /появились роман-документ, политический роман, кинороман, роман-эссе и т.д./ может поставить литературоведов перед необходимостью исследования специфических особенностей вышеназванной проблемы. Возможен и анализ допустимой меры общего и особенного в решении проблемы характера. Открываются все новые аспекты диалектической сложности характера, нуждающиеся в теоретическом осмыслении,

-х Адамович А. Мысль разрешить. — В кн.: 0 современной военной прозе. — М.: Советский писатель, 1981, с. 152.

- 188

Художественные искания современного белорусского романа о войне вселяют уверенность, позволяют говорить о перспективных явлениях в области художественного постижения человека. Именно в белорусской "военной" прозе нагл представляется возможным создание образов большого социального звучания, что во многом объясняется драматизмом военной действительности, особенностями всенародной борьбы на территории Белоруссии.

 

Список научной литературыКозич, Ольга Ильинична, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма.

2. Официально-документальные материалы

3. Маркс К., Энгельс Ф. Искусство и коммунизм. — Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве: Б 2-х томах. Т. I. — М.: Искусство, 1976, с. 221—246.

4. Энгельс. Лкщвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. — Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е,т. 21, с. 269—317.

5. Ленин Б.И. К вопросу о диалектике. — Полн. собр. соч., т. 29, с. 316—322.

6. Ленин Б.И. Критические заметки по национальному вопросу. Полн. собр. соч., т. 24, с. 119—130.

7. Ленин В.И. Л.Н.Толстой. — Полн. собр. соч., т. 20, с. 19—24.

8. Ленин Б.И. О характере наших газет. — Полн. собр. соч., т. 37, с. 89—91.

9. Ленин Б.И. От какого наследства мы отказываемся? — Полн. собр. соч., т. 2, с. 505—550.

10. Ленин Б.И. Партийная организация и партийная литература Поля. собр. соч., т. 12, с. 99—105.

11. Ленин Б.И. Памяти Герцена. — Полн. собр. соч., т. 2, с. 255—262.

12. Ленин Б.И. Предисловие к книге Джона Рида "10 дней, которые потрясли мир". — Полн. собр. соч., т. 40, с. 48.

13. Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистических Республик. — М.: Политиздат, 1977.—62 с.- 190

14. Материалы ХХУ съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1976. — 256 с.

15. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. —М.: Политиздат, 1981, — 223 с.

16. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 3 мая 1979 г. -- Правда, 1979, 6 мая.115. 0 литературно-художественной критике: Постановление ЦК КПСС от 21 янв. 1972 г. — Правда, 1972, 25 янв.

17. Программа Коммунистической партии Советского Союза. — М.: Политиздат, 1976. — 144 с.2. Книги

18. Адамович А. Война и деревня в современной литературе. — Мн.: Наука и техника, 1982. — 200 с.

19. Адамов 1ч А. Здалёк 1 зсШзку: Беларуская проза на л1тара-турнай планеце. — Мн.: Мастацкая л1таратура, 1976. — 624 с.

20. Адамов¡ч А. Л1таратура, мы г час: Артикулы * выступлении

21. Мн.:. Мастацкая л1таратура, 1979. — 384 с.

22. Адамович А. 0 современной военной црозе. — М.: Советский писатель, 1981, — 440 с.

23. Аристотель. Поэтика. — М.: Художественная литература, 1957, — 184 с.

24. Андраюк С.А. Традыщп 1 сучаснасць. — Мн.: Навука I тэхн1ка, 1981, — 256 с.

25. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е, доп.

26. М.: Советская Россия, 1979, — 320 с.- 191

27. Бочаров А. Бесконечность поиска: Художественные поиски современной советской прозы. —М.: Советский писатель, 1982, — 424 с.

28. Бочаров А. Человек и война: Идеи социалистического гуманизма в послевоенной прозе о войне. — М.: Советский писатель, 1973. — 456 с.

29. Бурсов Б.И. Избранные работы: В 2-х т., т. I. Критика как литература. Лев Толстой. — Л.: Худ, лит., 1982, — 608 с.

30. Бурсов Б.И. Избранные работы: В 2-х т., т. 2. Личность Достоевского. — Л.: Худ. лит., 1982, — 640 с.

31. Беларуская савецкая проза. Раман i аповесць. — Мн.: Навука i тэхшка, 1971. — 430 с.

32. Бучис А. Роман и современность. — М.: Сов. писатель, 1977, — 414 с.

33. Бочаров А. Требовательная любовь. —М.: Худ. лит., 1977, — 368 с.

34. Воробьева H.H. Принцип историзма в изображении характера: Классическая традиция и советская литература. — М.: Наука, 1978, — 264 с.

35. Вобраз — 81: Лiтаратурна-крытычныя артикулы. Склад. Я.Лецка. — Мн.: Мает. л!т., 1981, — 256 с.

36. Громов П. 0 стиле Льва Толстого. "Диалектика души" в "Войне и мире". — Л.: Худ. лит., Ленингр. отд-ние, 1977, — 484 с.

37. Гинзбург Л.Я. 0 психологической прозе. — Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1971, — 464 с.

38. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. — Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1979, — 224 с.-192

39. Гурэв1ч Э.С. Пафас гера1зму: Сучасная савецкая проза аб Вял1кай Айчыннай вайне. — Мн.: Навука I тэхнша, 1979.204 с.

40. Гус М. Идеи и образы Ф.М.Достоевского. — М.: Худ. лит., 1962. — 491 с.

41. Дедков И. Василь Быков: Очерк творчества. — М.: Сов. писатель, 1980, — 288 с.

42. Дзюбайла П.К. Беларуси раман аб Вял1кай Айчыннай вайне.

43. Мн.: Навука 1 тэзопка, 1964. — 160 с.

44. Дзюбайла П.К. Беларуск1 раман: Гады 70-я. — Мн.: Навука I тэхн!ка, 1982, — 176 с.

45. Дзюбайла П.К., Жура^лёу В.П., Луферау М.П. Праблемы су-часнай беларускай прозы, — Мн.: Навука I тэхшка, 1967. -- 267 с.

46. Достоевский Ф.М. Искания и размышления /Сост. и вступ. статья Г.М.Фридлендера. — М.: Сов. Россия, 1983. — 464 с.

47. Достоевский Ф.М. Об искусстве: Статьи и рецензии. Отрывки из "Дневника писателя". Письма. Из записных тетрадейи записных книжек. Из художественных произведений. — М.: Искусство, 1973,, — 632 с.

48. Днепров В. Идеи времени и формы времени. — Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1980, — 600 с.

49. Днепров В. Идеи, страсти, поступки: Из художественного опыта Достоевского. — Л.: Сов. писатель, Ленингр. отд-ние, 1978, -- 384 с.

50. Ермилов В. Ф.М.Достоевский. --М.: Гослитиздат, 1956.280 с.- 193

51. Ермилов Б. Толстой — романист. "Война и мир", "Анна Ко-ренина", "Воскресение". —■ М.: Худ. лит.,1965, — 591 с.

52. Ершов Л.Ф. Русский советский роман. — Л.: Наука, 1967,340 с.

53. Затонский Д. Искусство романа и XX век. — М.: Худ. лит., 1973, — 535 с.

54. Иванова Л.В. Современная советская проза о Великой Отечественной войне. — М.: Наука, 1979, — 200 с.

55. Каваленка В. Жывое абл1чча дзён: ЛIтаратурна-крытычныя артикулы. — Мн.: Мает. Л1т., 1979, — 304 с.

56. Карлова Т.С. Вопросы психологического анализа в наследии Л.Н.Толстого. По материалам статей, писем, дневников. — Изд-во Казанского ун-та, 1959, — 68 с.

57. Ивашева В. На пороге XX века. — М.: Худ. лит., 1979,318 с.

58. Кашина Н.В. Эстетика Ф.М.Достоевского. — М.: Высшая школа, 1975, — 239 с.

59. Кирпотин В.Я. Мир Достоевского: Статьи, исследования. Изд. 2-е, доп. — М.: Сов. писатель, 1983, — 472 с.

60. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского /Событийное. Социальное. Философское/. — М.: Изд-во МГУ, 1979, — 344.

61. Кузнецов М.М. Советский роман: Пути и поиски. — М.: Знание, 1980, — 160 с.

62. Матрунёнак А.П. ПЫхалаг1чны анал1з у сучасным беларус-к1м рамане. — Мн.: Навука I тэхнша, 1972, — 222 с.

63. Матрунёнак А.П. Пс1халаг1чны анал!з I стана^ленне бела-рускага рамана. — Мн.: Навука г тэхн^ка, 1975, — 304 с.

64. Мартынава Э.М. Мастацкая дэталь у Л1таратурным творы. — Мн.: Навука I тэхн1ка, 1977, — 168 с.

65. Мотылёва Т. Достояние современного реализма. — М.: Сов. писатель, 1973, — 438 с.17249. Мележ I. Жыццёвыя клопаты: Артикулы, эсэ, шт эрв'ю. — Мн.: Мает. Л1т., 1975, — 593 с.

66. Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества. — М.: Сов. писатель, 1974, — 520 с.

67. Оскоцкий В.Д. Богатство романа: Многообразие и единство: Проблемы. Наблюдения. Полемика. — М.: Сов. писатель, 1976, — 368 с.

68. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н.Толстого. — Новосибирск: Наука, Сибирское отд-ние, 1978, — 160 с.

69. Одиноков В.Г. Типология образов в художественной системе Ф.М.Достоевского. — Новосибирск: Наука, Сибирское отд-ние, 1981, — 145 с.

70. Панков В.К. Народный героизм и литература: Статьи. — М.: Сов. писатель, 1977, — 263 с.

71. Панков В.К. Вечное и злободневное: Современная проза: конфликты, темы, характеры. —М.: Сов. писатель, 1981, — 368 с.- 195

72. Палиевский П.В. Литература и теория. —М.: Сов. Россия, 1979. — 288 с.

73. Пискунов В. Советский роман-эпопея. — М.: Сов. писатель, 1976. — 336 с.

74. Пашкевич Н. На эпическом направлении. — М.: Сов. писатель, 1969, — 326 с.

75. Перкин Н.С. Человек в советском романе. — Мн.: Наука и техника, 1975, — 303 с.

76. Розенблюм Л.М. Творческие дневники Достоевского. — М.: Наука, 1981, — 368 с.

77. Соболев П.В. Эстетика Белинского. —М.: Искусство,1978, — 240 с.

78. Социалистический реализм и классическое наследие /цро-блема характера/. — М.: Худ. лит., 1960,. — 126 с.

79. Страхов И.Б. Методика психологического анализа характеров в художественном произведении.— Саратов: Саратовский гос.пед.институт, 1977, — 84 с.

80. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского: Очерки.— М.: Сов. писатель, 1979, — 352 с.

81. Судьбы романа: Сборник статей /Составление, предисловие и комментарии Е.Ф.Трущенко. — М.: Прогресс, 1975, — 375 с.

82. Сучков Б. Действенность искусства: Литературно-критические статьи. — М.: Сов. писатель, 1978, — 360 с.

83. Толстой и наше время: Сборник статей./Ред. коллегия: Н.К.Гей, К.Н.Ломунов, А.С.Курилов, Л.Н.Кузина. —М.: Наука, 1978, — 367 с.- 196

84. Л.Н.Толстой и русская литературно-общественная мысль: Сборник статей /Под ред. Г.Я.Галаган и Н.И.Пруцкова.— Л., Наука, Ленингр. отд-ние, 1979, — 296 с.

85. Фащенко Б.Б. Характеры и ситуации: Сборник статей. — М.: Сов. писатель, 1982, — 264 с.

86. Фокс Ральф. Роман и народ. — М.: Худ. лит., i960, — 246 с.

87. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. — М.: Сов. писатель, 1965, — 507 с.

88. Чехов и Лев Толстой: Сборник статей /Ред. коллегия: Л.Д.Опульская, З.С.Паперный, С.Е.Шаталов, — М.: Наука, 1980, — 328 с.

89. Чичерин A.B. Возникновение романа-эпопеи. — М.: Сов. писатель, 1958. — 372 с.

90. Чичерин A.B. Ритм образа: Стилистические проблемы. Изд. 2-е, расш. — М.: Сов. писатель, 1980, — 396 с.

91. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С.Тургенева. — М.: Наука, 1979, — 312 с.

92. Яскев1ч А. У свеце мастацкага твора. — Мн.: Мает. Л1т., 1977, — 208 с.3. Статьи

93. Адамов1ч А. Каб не прагучау "стартавы" стрэл. — Беларусь, 1981, № 5, с. 20—21.

94. Адамов1ч А. Ус1м вятрам адкрытая. — Беларусь, 1981, № 4, с. 14—15.

95. Адамовi4 А. Чалавечая душа пав1нна працаваць пастаянна. — Чырвоная змена, 1980, 30 октября.- 197

96. Безрукова З.П. Форш психологического анализа в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" и "Анна Каренина". — В кн.: Лев Николаевич Толстой: Сборник статей о творчестве.— М., 1955, с. 62—100.

97. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. — Собр. соч.: В 13-ти т. — М., 1953—1959, т. У, с. 7—68.

98. Белинский В.Г.О русской повести и повестях г. Гоголя /"Арабески" и "Миргород"/. — Собр. соч.: В 13-ти т. — М., 1953—1959, т. I, с. 259—307.

99. Бочаров А. Эпос, миф, притча. — Литературное обозрение, 1980, № I, с. 35—37.

100. Бочаров А. Рождено современностью. — Новый мир, 1981, гё 8, с. 227—246.

101. Боске Ален. Жить без поэзии нельзя. — Литературная газета, 1980, 26 марта.

102. Бэлза Святослав. Испытание войной. — Знамя, 1975, № I, с. 230—244.

103. Бугаев Д. Единый процесс. — Вопросы литературы, 1980, № 7, с. 50—52.

104. Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства. — В кн.: Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ. Метод. Характер. — М., 1962, с. 312—451.

105. Воронов В. Новая волна военной прозы. — Октябрь, 1980, №5, с. 200—205.

106. Голсуорси Джон. Создание характера в литературе. —Иностранная литература, 1962, № 7, с. 189—196.

107. Гинзбург Л.Я. 0 документальной литературе и принципах построения характера. — Вопросы литературы, 1970, № 7, с. 62—91.- 198

108. Гранин Д.И. И другие. — Нева, 1981, № 3, с. 181—182.

109. Егоренкова Г. Несколько дней одного месяца. — Неман, 1973, № 3, с. 157—160.

110. Егоренкова Г. Пространство и ритм сжета. — Неман,1979, № 12, с. 147—162.

111. Егарэнкава Г. Шлях да Ынтэзу. Аб некаторых асабл1вас-цях жанравай структуры раманау 1.Чыгрынава. — Л1тарату-ра i мастацгва, 1977, 16 декабря.

112. Жибуль В. Правда, которая боль. — Вопросы литературы,1980, № 5, с. 24—55.

113. Заика С. Герой и время. — Вопросы литературы, 1973, № II, с. 3—41.

114. Зонина Л. "Новый роман": вчера, сегодня. — Вопросы литературы, 1974, №11, с. 69—106.

115. Кузнецов Ф. Цель и смысл — человек. — Москва, 1977, № 9, с. 195—204.

116. Карн1лов1ч Л. На высокай тра^чнай ноце. — Л1таратура i мастацгва, 1979, 17 августа.

117. Кондратович А. Вечная тревога, труд, борьба. — Литературное обозрение, 1980, № 4, с. 46—49.

118. Кондратьев В. Не закрыта тема. — Литературное обозре- 199 -яие, 1981, № I, с. 20—21.

119. Лецко Е. Отозвалось сердце болью. — Вечерний Минск, 1977, 15 ноября.

120. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения. — Вопросы литературы, 1968, № 8, с. 74—87.

121. Лихачев Д.С. Проблема характера в исторических произведениях начала ХУ1 в. — В кн.: Человек в литературе древней Руси. —М., Наука, 1970, с. 6—24.

122. Лянсу А. Рысы эпасу. — Маладосць, 1978, № II, с. 173— 178.

123. Метченко А. Открытие мира и мир художественных открытий. — Москва, 1977, № 5, с. 191—203.

124. Каваленка В. Смутныя колеры вайны. — Л1таратура I мастацтва, 1980, 5 декабря.

125. Навуменка I. Споведзь ад 1мя пакалення. — Л1таратура I мастацтва, 1979, 28 ноября.

126. Навуменка I. Л1таратура — тэта самапазнанне. —Л1та-ратура I мастацтва, 1979, 28 сентября.

127. Опульская Л.Д. Психологический анализ в романе "Воскресение". — В кн.: Толстой-художник: Сборник статей. — М., 1961, с. 314—343.

128. Ржевская Н. Возвращение к человеку /Новые явления во французской прозе 70-х годов/. — Иностранная литература, 1979, №6, с. 199—205.

129. Сямёнава А. Маштаб асобы. — Полымя, 1977, № 9, с. 213— 225.

130. Сав1к Л. Незабь^ная памяць. — Полымя, 1980, № 9, с. 246—250.- 200

131. Тычына М. "Ваенны" драматизм I м!рная "драма". — ДИта-ратура 1 мастацгва, 1980, 30 мая.

132. Хворощан А. Психологизм: лицо и маски. — Литературная газета, 1981, 15 ацреля.

133. Шамякина Т. На линии пересечения. — Неман, 1975, № 3, с. 167—174.

134. Щубкин В. Пределы. — Новый мир, 1978, й 2, с. 187—217.

135. Шупенька Г. Пра нашу мужнасць, пра нашу годнасць. Л1таратура 1 мастацтва, 1977, 4 марта.

136. Эльяшевич А. Огненные дали. — Звезда, 1980, № 6, с.193— 204.

137. Якименко Л. 0 поэтике современного романа. — Дружба народов, 1971, №5, с. 234—246.4. Диссертации

138. Громадченко Т.К. Проза Ивана Чигринова: Становление творческой индивидуальности. — Дис.канд. филол. наук. —1. Мн., 1980, — 175 с.

139. Егоренкова Г.И. Поэтика характера и сюжета в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы". — Дис. канд. филол. наук. — Мн., 1972, — 191 с.

140. Пяткев1ч А.М. ПЫхалагччны анал!з I праблема характару $ прозе Кузьмы Чорнага. — Дыс. канд. ф.1лал. навук. — Гродна, 1962, — 313 с.

141. Шуклина Н.В. Документализм и художественное обобщение в белорусской военной црозе. — Дис. канд. филол. наук. — Мн., 1983, — 178 с.- 201 -5. Авторефераты

142. Гарамамедли Ясин Алы оглы. Понятие художественного характера: Автореф. дис. . канд. филол наук. — Баку. 1978. — 22 с.

143. Тепуев Б.И. Принципы изображения характера в русской советской прозе периода Великой Отечественной войны: Автореф. дис. . канд. филол. наук. — М., 1978. — 23 с.

144. Филимонова Н.Ю. Изображение народного характера в произведениях Н.С.Лескова: Автореф. дис. . канд. филол. наук. — М., 1979. — 16 с.