автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.06
диссертация на тему:
Современный монгольский роман: 80-е годы XX века

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Санжаагийн Байгалсайхан
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.06
Автореферат по филологии на тему 'Современный монгольский роман: 80-е годы XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Современный монгольский роман: 80-е годы XX века"

САНГСГ-ГГЕГГЕР5УЕГСКИЙ ГОСУДАРСГВЕНтЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

САЖААГИЙН ВАЙГАЛСЛЙХАН

СОВРЕМНМЙ МОНГОТЬСЮЙ РОМАН: 80-Е ГОДЫ И ВЕКА.

Специальность 10.01.06.- литература народов зарубежных стран Азия и Африки

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

СА.НКГ-ПЕТ ЕР5У РР 1993

Работа выло янена на кафедре монгольской филологии восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Л.К.ГЕРАСИМОВИЧ

Официальные оппоненты- доктор филологических наук, профессор Ю.М.ОСИПОВ кандидат фию логических наук Л.Г.СКОРОДУМОВЛ

Ведущее учреждение - Санкт-Петербургский фияиап Института востоковедения РАН

Запита состоится $0* _199/'г.

часов на заседании специализированного совета Д 063.57.38 но эатите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб. д.11. ауд. 167.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке имени А.М.Горького Санкт-Петербургского государственного университета. ^ ^

Автореферат разослан Г 1993 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат филологических наук,

щжент Ю.В.ЮЛГОВ

Общая характеристика работа

Формирование новой; дня монгольского общества современной художественной литературы не могло быть кратковременным процессом. В 60-90-х годах закреплялись тенденции, возникшие в предшествующие десятилетия, складывались новые черты.

Монгольская литература развивается на основе традиций устного народного творчества, демократического начала средневековой литературы, влияния мировой классики. Все эти 'факторы, не в равной мере и не в равной степени, сыграли важную роль в становлении современной национальной литературы. Традиции и новаторство, самобытность и творческое освоение достижений иноязычных литератур в органическом единении с современным национальным материалом создали условия для формирования новейшей монгольской литературы.

Пути развития монгольской литературы сегодня определяются правильным решением кардинальной проблемы - сочетанием культурных традиций прошлого с принципиально новым творческим методом. Не отказ ог всего традиционного, а творчзское его освоение является единственной гарантией сохранения самобытности литературы, передачи ее, как эстафеты, новому поколении. Специфика национального характера, особенности художественных традиций - все это в едином сплаве опыта и задач образует облик сегодняшней литературы монголов.

Одна из оттает любой прогрессивной культуры - активный интерес к эстетическим открытии других народов. В 70-80-х годах все более интенсивным становится восприятие в Монголии мирового художественного опыта. Особую роль в этом играли и продолжают играть художественные переводы, явля:эдпеся дая монгольских литераторов формой творческого взаимодействия. Ддя Монголии, в течение многих вэков изолированной от общественной и культурной жизнл других стран, мировая культура стала источником художественной практики. Сегодня монгольский роман развивается л русле мировой литературы согласно общим закономерностям этого :»анра.

Появление современного монгольского романа относится к концу сороковых годов и свидетельствует, как о росте самой литературы, так и о совершенно новых тенденциях ее становления. •

Развитие романа, как и время его породившее, идет противоречиво. В поманах 60-70-х годов нашло отражение дальнейшее развитие монгольского осысства. Но то было время и углубления противоречий

этого развития, распространения негативных тенденций, заведших столь далеко, что возникла неотвратимая потребность в коренном обновлении всех с^ер общественной жизни. Однако романа 60-70-х годов не смогли достаточно основательно отобразить в художественной, форме противоречия общественного развития. Задачу эту предстояло решать романам именно 80-х годов.

Изучению монгольского романа поовяданы монографии, отдельные глава в работах;, посвященных истории монгольской литературы, многочисленные критические статьи и рецензии, в которых дается либо самая общая характеристика монгольского романа, либо анализируется тот или иной отдельно взятый роман.

Основная цель настоящего исследования - определение новых, по сравнении о предыдущим периодом, содержательных, структурных и жанровых особенностей монгольского романа 80-х годов. Обобщение новнх явлений в развитии жанра, их осмысление актуально для понимания общего литературного процесса, происходящего сегодня в Монголии. Представлялось особенно важным проанализировать романы 80-х годов с точки зрения развития и совершенствования аанра романа, оказавшего несомненное влияние на развитие всей монгольской литературы.

Предметом исследования явились: закономерности развития современного романа, его тематический анализ, образное воплощение героев, выявление идейно-эстетических принципов, которые кавдый писатель реализует в индивидуальной художественной практике. К числу предметов исследования относились проблемы жанрового разнообразия современного 'романа и роди документа в лсторическом романе. Освещены и некоторые моменты, связанные с биографией героев исторических романов.

Главными источниками для диссертационной работы послужили романы, изданные в Монголии в 80-е годы. Необходимо было из более чем пятидесяти романов выделить, как представляется, наиболее характерные. Преодолению этой трудности способствовала в том числе и ориентация на монгольскую и русскую критику.

Попытка осмыслить процесс развития монгольского романа в 30-е годы предпринимается впервые нз только в русском монголоведении, но и в зарубежном, включая Монголию. Это, естественно, обусловило многие трудности данной работы.

Достаточно сложно было выявить именно те черты романа 80-х

годов, которые свидетельствовали бы о их новом качестве. Ибо одни из этих черт били лишь очзрчелы, другие настолько тесно переплетались с традиционным романом /особенно историческим/, что выделить их в самостоятельную категорию было нелегко.

Первое моногра^ичзсхсов исследование монгольского романа 80-х гонов монет помочь понять процесс дальнейшего становления романного жанра, новие закономерности развития всей монгольской литература. Некоторые выводи диссертации могут быть учтены при чтении курса и написании монографий о нове'.'лаей монгольской литературе.

Работа состоит из введения, двух гл*дв, заключения, двух при^ лочениЗ /справки об авторах и список источников/, библиографии.

СОД-ЗР.КЛННЕ РАБОТЫ

Во введении изложена история изучения вопроса, проблемы генезиса современного романа и общая характеристика этапов его становления.

Несмотря на большое количество работ о романе, среди них мало исследований, глубоко и полно анализирующих специфику монгольских романов последнего десятилетия. В основном в них анализируется идейно-тематическое содержание, природа конфликтов и характеры героев в романах 60-70-х годов.

Важнейшей проблемой монгольской романистики остается вопрос генезиса романа. Существуют два подхода его решения. Первый предполагает постановку вопроса в шине общей типологии развития литературного процзсса: анализ тенденций в монгольской литературе, которые вели к созданию романа как определенной смегн.о-повество-рательной формы. Второй подход связан с конкретными изторико-ли-тературнши задачами: выявление в первых современных монгольских романах изпосредственннх истоков, как тематических так и формальных.

Проделанный анализ свидетельствует, что литература Монголии унаследовала от предшествующих эпох богатейшую традиция. В средневековой и новой монгольской литературе, так же как и в литературах других азиатских народов, существовали произведения, которые мы, с большим или меньшим правом, откосим к жанру романе. Повествовательные опыты ХУ11-ХУ111 веков оказали значительное влияние на формирование первого монгольского романа. "Синяя сутра" /1871г/ В.Инжинаша - вершина воплощения эпических традиций средневековой монгольской литературы, где история встретилась с искусством. .

"Синяя сутра" - романный вариант бессмертного "Сокровенного сказания"- сокровищницы степной поэзии и легенд.

Характерно, что после революции 1921 года монгольская литература при создании крупных повествовательных -уорм, как бц возвращается к началу - через освоение малых ясанров, хотя весьма успешные опыты написания романа были ецз в Х1Х веке.

¡так и в литературе ряда других стран, романный занр в Монголии начинался с романа-эпопеи - попытки осмыслить социальные сдвиги, происходящие в обществе. Героем романа стал народ, совершившей революцию. Наряду с исторической, большое место занимала и современная тема.

Сложности и противоречия общественного развития настойчиво требовали осмысления'современности именно в произведениях романного жанра.. Реалистическая проза с крупными человеческими характерами, показанными в становлении, отвечала соьременним потребностям нации, ее общественным и эстетическим интересам, обогащала национальные традиции. Романисты 60-70-х годов шли к постепенному постижению единства психологического и социального, общего и конкретного.

Монгольский же роман 80-х голов стремится отразить общественную сущность жизни. Это находит вырааение уже в выборе проблем художественного исследования. Многообразие тематики стаю в последнее десятилетие одной из характерных черт романа. Социальные перемены последних лет, сложности и противоречия действительности, изменившийся склад отношений' кевду людьми, новый взгляд на недавнее и давнее исторические прошлое с разной степенью проникновения в глубину явления и ею художественного воплощения отражает современный роман.

Первая глава диссертации состоит из четырех раздзлоз:историческая тематика в романах 80-х годов, современная тема, проблема жанра, факт и документ в романах.

В первом разделе дается общая характеристика историчзских романов. Историческая тема продол-дает занимать главное место в современном монгольском романе. Интерес именно к исторической теме свидетельствует о.том, что,прошлое стало для монголов, как никогда, злободневной темой и связан этот интерес с ростом исторического сознания, потребностью переосжолить состояние современного монгольского общества.

Характерной чертой первых исторических тхманов было изобра.те-

нив неразрывности судьбы отдельного человека и эпохи, человека и истории, пробуждения общественного сознания, роста активной революционной борьбы.

Монгольские романы 80-х годов обладают целым рядом новых черт и особенностей, что связано, как с обдал развитием монгольской литературы, гак и дальнейшим процессом становления жанра романа. Стремление к синтезу современного и традиционного - одна из основных тенденций развития монгольского романа.

В 80-х годах исторический роман все более активно насыщается актуальной проблематикой. Историческая романистика обращается к ва-мейгаим периодам народной жизни, чаще всего к эпохам народных движений, поворотным событиям истории нации: периоду раздробленности государства /ХУ1 в./, повсеместного распространения буддизма /ХУ11 в./, началу освободительного движения /XIX - начало ХХвв/.

Широкое распространение в 80-е годы получают романы о выдающихся исторических деятелях /Ш.Нацагдори "Мудрая Мандхай", Ж.Пу-рэв "Сердечный гнев", С.Зрдэнэ "Занабазар"/. Эти романы выполняют и познавательную и воспитательную функцию, раскрывают роль' народных масс в историческом процессе, роль личности в истории, анализируют исторические предпосылки социальных изменений современности1.

Важнейшим отличием исторического романа сегодня является его воспитательная функция. Она проявляется на примере национальной истории и роли исторической личности. Особенно важна прочерченная связь истории с современностью в их психологическом аспекте. Она помогает увидеть настоящее в широкой перспективе, в переосмыслении духовного опыта прошлого.

Наиболее характерными в этом отношении являются романы Ш.На-цагдоржа "Мудрая Мандхай",. Пурэва "Сердечный гнев", С.Эрдэнэ "Занабазар".

Роман Ш.Нацагдоряа "Мудрая Мандхай"1 выражает идею, получающую все большее'распространение в современной монгольской культуре и литературе. В романе прославляется героическая борьба ханши Мандхай за сохранение единого монгольского государства, ролщающая у читателей гордость за своих предков и их деяния'. Роман охватывает небольшой отрезок исторических событий, происходивших в Монголии ХУ1 в. Однако в нем множество действующих лиц, из которых, по признанию автора, почти девяносто процентов - исторические личности

1. Нацагдорх Ш. Цэцэн .'&шдхай, Улаанбаатар. 1981.

носящие собственные имена. Конфликт романа - не только любовно-психологический /поединок сильной и гордой Мандхай со слабым по натуре Онободдовд/, но и в более широком плане-борьба Мандхай за свое личное достоинство.

Дня написания романа "Сердечны;! гнев"1 2.Дуров скурдулезно собрал скупые свдения из исторических летшшсей, записок путешественников, научных трактатов, но не стал рабом фалтологии. Удачно избежав схематичности, он живописно воспроизвел события отдаленной эпохи, дал широкий анализ состояния монгольского общества на переломе истории, выявил и художественно отобразил внутренние и внешние противоборствующие сили. определявшие тогда ход истории.

Первому буддийскому главе Монголии посвящен роман С.Эрдэнз "Занабазар" . Автор не придерживается строгой исторической концепции, по своему оценивает историческую роль Занабазара и его замечательное творчество, почти забытое современным поколением. Автор убедительно показал, что Занабазар был крупневшим просветителем средневековья, великим скульптором и художником, творчество которого оказало глубокое влияние на д/хов.чуто и культурную жизнь монголов. Это интересное и значительное произведение впервые изображает конкретный период эпохи окончательного 'воцарения буддийской религии в Монголии.

Романисты 80-х годов уопешно продолжают традиции романов о революции /З.Дорж "Зеребенок из Эрдэнэ Засага", Н.Банзрагч "Последний выстрел"/. Эти романы - художественное воплощэние связи прошлого, настоящего и будущего, они обращены к изображению движения от прошлого к настоящему.

Все типы исторических романов заметно влияют на историческое сознание общества. Развитие исторического романа в монгольской литературе свидетельствует о стремлении и умении писателей проникать во внутренний смысл исторического процесса, соотносить современность с уроками прошлого.

Во втором рпзделе.дается обдая характеристика романов на современную тему. Сегодня, наряду с исторической, ведущей темой ста--новятся современные проблемы. Сложности и противоречия общественного развития настойчиво тррбуюг осмысления современности именно в жанре крупных повествовательных форм. Реалистическая проза с объемными неловеческими характерами, показанными в становлении,

1. Пурэв Ж. Зурхний хллэн. Улаанбаатар. 1984.

2. Эрдэнэ С. Занабазар. Улаанбаатар. 1989.

обогащает национальные традиции.

Авторы монгольских романов 80-х годов о современности при всей новизне и смелости художественных исканий на могли не опираться на предыдущий творческий опыт. В отличие от предыдущего периода сегодня романисты чаще обращаются к отображению таких негативных общественных проблем, как бюрократизм, волюнтаризм, карьеризм /Ц.Дорхготов "Биосрара", Ш.Жамлилхан "Большой айл", Д.Гарма "Дворец из слоновой кости", С.Лурэв "Водоворот"," л.Бямба ".'Лир правды", Ш.Ванчаарай "Суть человека"/.

Монгольские романисты озабочены исчезновенлем национальных черт характера, утратой некоторых нравственных и моральных норм. Отсюда и гораздо более серьезное внимание к морально-этической теме /Д.Норов "Синяя тень горы"/.

В третьем раздела дается краткая характеристика романных жанров. Общее развитие монгольской прозы, расширение тематического круга, внимание к внутреннему мзру личности способствовало ..инро-вому разнообразию монгольских ромднов. Среди вновь появивиихся канров отметим: биографический, публицистический, документальный, сатирический, детский приключенческий к школьный романы. X характерным чертам романов 80-х годов мокно отнести повышение языкового и стилистического мастерства, поиски новых композиционных приемов,

В четвертом р.-.зделе определяется роль .¿¡акта и документа в историческом романе. Для исторических монгольских романов актуальной остается проблема соотношения правды и художественного вымысла. Ради максимальной достоверности авторы широко использует; архив ные документы, источники, периодическую печать. На протяжении последних десятилетий слово "документальный" все чаде встречается в романах, посвященных кап современности, так и средневековью.

Опора монгольских романистов на подлинные документы объясняется все большим вовлечением художественной литературы в процесс осмысления народом своей истории. В основе многих романов /Ж.Пу-рэв "Сердечный гнев", Ш.Нацагдорж "Мудрая ."Аандхай", Л.Тудэв "Первый год республики", "Расскажу вам о революции", Д.Маам "Бездомность, Л.Чойяилсурэн "Солнечный доздь"/ ле:кит сама история, составляющие их главы - исторические картины прошлого. Широкое обращение писателей к документу - одна из характерных особенностей монгольских романов 80-х: годов., оно помогает постигнуть прошлое, прикоснуться к истокам национальной традиции, сделать ее доступной современному монголу.

Вторая глава состоит из двух разделов: художественное воплощение образов героев в романах 80-х годов на историческую и современную тему. Монгольские ромаш сегодняшнего дня отличаются от романов предшествующего периода обостренным вниманием к конкретной человеческой личности, ее нравственным ценностям и духовному миру. Многие из рассмотренных в первой главе романов анализируются в этой главе с точки зрения степени олицетворения их идейного содержания в художественных образах.

Недостаточная псахологичность и индавидуализиросанность художественного. образа долго оставалась наиболее уязвим,! местом монгольской литературы. Современный монгольский читатель вдет от литературы и романа, в частности, ответа на многие важные и тревожащие его вопросы, ищет в них гармонично развитого героя. Естественно, что главное богатство души определяется высокими общественными идеалами, высокой нравственностью и духовностью, от писателя сегодня требуется большая психологическая глубина и внимание к неповторимости характера.

Исследование психологии героев, этических и нравственных проблем обусловило обращение писателей именно к жанру романа. Углубление психологической выразительности образов героев потребовало и многостороннего изображения характеров. Традиционное деление только на положительных.и отрицательных героев постепенно утрачивается.

Осмысление и изображение нового типа личности не исчерпывает всех проблем романа, но слуаит, несомненно, важнейшим показателем перемен, происходящих в этом жанре.

В первом разделе анализируются образы героев исторических романов. В 80-е годы заметнее дает о себе знать интерес к художественному исследованию сложных взаимосвязей мезду личностью, историей и современностью. Совершенно очевидно, что при этом историческому роману принадлежит особая роль, хотя в художественном осмыслении уроков общественной жизни участвует вся литература.

Причины актуализации прошлого надо искать в особенностях переживаемого Монголией исторического момента. Необходимость глубокого проникновения в процесс развития общества особенно ве-. лика сейчас, в период перестройки, идущей в стране. От литературы требуются произведения, учитывающие опыт прошлого и отвечающие потребности современности.

Высокого художественного мастерства достиг Ш.Нацагдорж в

своем историческом романе "Мудрая Мандхай". На стремясь к монументальности, писатель выдвигает на первый план человеческий аспект исторических событий. Автор не просто пересказывает легенду о мудрой ханше Мандой. Своеобразие художественного видения романиста определяется тем, как взаимодействуют историческая реальность, достоверный факт, точная деталь с условностью, берущей начало в легенде, тем как сочетаются историческое мировосприятие человека средневековой истории и современный взгляд автора на историю. Актуальность политических взглядов Мавдхай проявляется в соотнесенности с идеей борьба монголов за возрождение национальной независимости, столь бурно обсу.здаемой сегодня.

Автор романа очень тактично подводят героиню к необходимости пожертвовать личным счастьем ради долга перед страной. Одновременно с этим он наделяет ее многими очень привлекательными человеческими достоинзтвами: она отзывчива к трудной лизни бедных аратов, естестве та и честна в любви, искренна в горе, стойка в беде, самоотверженна в несчастье. Мандхай - живой человек, а не слепок со своего исторического прототипа.

Особенно важна в романе отчетливо прочерченная связь истории с современностью в их широкой психологическом аспекте. Она помогает увидеть настоящее время в широкой перспективе и одновременно в переосмыслении духовного опыта прошлого.

ГлавниЯ герой романа С.Эрдэнэ "Занабазар" изображен в двух планах. С одиоЯ стороны, как крупный политический и религиозный деятель ХУ11 в., с другой, как талантливый художник и скульптор своего времени. Как худоишка Занабазара привлекают не только буддийские, но и светские мотивы. С большой психологической досто-верностьо С.Эрдэнэ передает потрясение, которое испытывает Занабазар при ввде великолепной передачи восточными художниками деталей военного боя, изумительных красок, правдивости образов людей, ощущением трагизма, мощи, ужаса и страданий, которые излучают эти полотна.

Для Занабазара именно буддизм - возможность наславдения всей полнотой жизни, стимул духовного возрождения. Однако источником его творческого вдохновения является не только религия, но и любовь к красавице Аниме, много лет ждавшей его возвращения. Но законы буддийской религии делают невозможным'осуществление этой любви. И все что может сделать Занабазар для своей любимой - воплотить ее образ в скульптурное изображение богини Ногоон-дара эхо, ставшее вершиной его художественного творчества.

Огромный талант Занабазара не смог послужить ему защитой от враждебного отношения маньчжурской власти. Внутренне 'опустошенный, 'художник начинает поймать, что его творческие возможности навсегда утрачены, искусство уже не вызывает в нем подлинного вдохновения. И единственное, что удермивает Занабазара в этом мире - забота о процветании буддизма на родной земле.

Историческую обстановку в Монголии ХУ111 века, яркую картину жизни и быта народа рисует в романе "Сердечный гнев" К.Пурэв. Автор воссоздает в нем образы главных деятелей национально-освободительного движения Анарсанн и Чингуняава, а также их непосредственных помощников и сподвижников, противостоящих всевластным феодалам. Значительный художественный интерес представляют и образы многочисленных представителей простого народа, который в безмерных муках и страданиях накапливал в душа гнев против маньчжурских поработителей, через несколько десятилетий выполнил свою историческую миссию я освободил Монголию.

Наибольший интерес представляет в романе образ князя Чингун-жава. Чингункав - фигура непростая. Писатель далек от схематичного решения образа вождя, обладающего неограниченной властью. Слодный характер героя разработан психологически убедительно, показана его внутренняя эволюция. Чикгунжав - прирожденный организатор, он умеет подобрать верных помощников, воодушевить людей своими идеями, покорить их сдаьной волей и властью. Он - сильный, волевой человек, верящий в справедливость народной борьбы, его победу.

Но характер. Чшпунжава чрезвычайно противоречив. Еиу свойст- . венна и жестокость, и корысть. В слолной обстановке освободительного движения против оккупантов эти отрицательные черты явно гипертрофируются: растет .непомерное самоволие и властолюбие. Огромная популярность Члнгушива, ставшего в глазах повстанцев сдашо-лом победы, заставляет из: мириться с его деспотизмом, что разлагающе действует не только ¡¡а самого Чингункава, но и его сторонников, в том числе Амарсану. •

Воспитательная функция романа Ж.Пурэва в том, что он служит задачам современности - восстание против маньчжурских поработите- • лей потерпело поракение, их лидеры были казнены, но идея суверенитета Монголии надолго осталась в умах народа, современна она и сегодня.

Нельзя не отметить, что автор не совсем справился с четким композиционным йэсгроонием. В романе много сшятнах линий, в целом

составляющих не многоплановое изображение, а более или менее искусный, монтаж большого количества самых различных событий и эпизодов. Излишне много внимания уделено малозначительным событиям, автор не всегда находит должное место в общей системе романа архивным документам.

В романе Ж.Бялбы "БезталостныЗ мир"1 ле просто констатируется', что в феодальном обществе попираются, права простого человека, но и четко противопоставляется категории добра и зла. Главное достоинство романа - глубокое раскрытие человеческой психологии. В нем очень .удачно воссозданы полнокровные характеры к достоверные поступки героев, мотивированные социальными и историческими, условиями .

У одного из главных героев /Намсрая/ есть и деньги, и авторитет, и власть, но нет главного - человеческой души. Писатель, в общем, сочувственно изображает эту сильную и трагическую личность, но объективно егл герой выглядит весьма отрицательно. Ради стремления к богатству и почету он готов пожертвовать единственной и любимой дочерью. При этом его терзают множество противоречивых чувств: «злость к дочери из-за необходимости разлучить ее с любимым человеком, страх за ее будущее и реальная надежда на осуществление своей мечты. Но ни слезы, ни мольбы дочери но останавливают жестокого отца в его рзшении.

Дочь казалось бы искренне и глубоко любит бедного юношу-батрака. Ради этой любви она решается па исключительный по тем временам поступок - убегает от нелюбимого мужа, чтобы воссоединиться с любимым. Однако вскоре тот погибает, и она легко включается в любовные игра с богатыми князьями, что приносит ей немаиые доходы. Родивпиоь е богатстве, она и умрет в богатстве, пусть грязном и нажитом таким путям. В противоречивости этого характера зало-йена правда самой жизни.

Продол-оя традиции романа о революции, современные авторы проявляет гораздо более пристальное внимание к судьбе отдельного человека. Сегодня наблюдается настойчивое стремление писателей показать переломные исторические события через конкретного человека и его психологию. Романисты не просто констатируют рзволюцион-ные события, но изобра.камт процесс становления в них личности, ее движения от прошлого к насгоящз/^у.

1. Бямбаа д. Энэрэлгуй хорвоо. Улаанбеагар. 1980.

Психологически убедителен в романе З.Доржа "Жеребенок из Эрдэнэ Засага"1 образ Занха, всей душой ненавидящего народную власть. Под маской тихого, скромного и рассудительного человека скрывается непримиримый враг, готовый ради достижения своей цели к диверсиям и убийству.

Представленный в историческом романе индивидуальный и исторический опыт, в его объективном и субъективном выражении, обогащает и углубляет духовный мир современника, позволяет постигать настоящее в контексте прошлого, оценить недооцененное, переосмыслить привычное.

Второй раздел посвяден романам о современниках. Преобразования, идущие в стране, вызывают к жизни новый тип социальных отношений; новое осмысление морально-нравственных проблем. Сегодня романисты чаще пишут о частной аизни человека, его отношении с обществом. Отмечается повышенное внимание к духовному миру именно современника.

Глубоко и достоверно раскрыт образ Давдинбургэда в романе З.Дорзса "Добрый камень"2. Этот гордый и сильный человек проходит путь долгах и нелегких поисков своего месте в кизни. На его долю выпадает много житейских неудач и именно в чх преодолении закаляется характер героя, умение сосредоточиться на главном.

Очень интересным представляется образ Яшсин в романе Д.Норова "Синяя тень горы"3,. Главное достоинство романа в том, что автор убедительно вскрывает черты опасного общественного явления, лишающего человека многих духовных ценностей", делающего его брздушной . игрушкой система, заставляющего терять личностные черты, свойствен, ные национальному характеру.

Главная героиня романа, Яшин, убеждена, что главная шганен-ная. цель человека должна определяться только социалистическими ценностями. Все ее существование обусловлено работой - единственной целью и ориентиром шзни. Из страха нарушить кодекс социалистического образа ¡казни она отказывается от первой любви. Государственные интересы для нее превыше всего.и ради них она доносит на родного отца, который погибает в тюрьме.. Даже для своего первенца она, вместо.колыбели, делает специальный прицеп к трактору, чтобы

1. Дорж 3. Эрдэнэ засгийн унага. Улаанбаатар. 1988.

2. Дорж 3..Суутэй чулуу. Улаанбаатар. 1988,

3. Норов Д. Уулнн хех суудэр. Улаанбаатар. 1989.

не прерывать работу. Янжин становится героем труда, награждается многими орденами, но ей так и не довелось испытать простое челово-- ческэе счастье. Всем богатством и разнообразием лизни ока пожертвовала ради социалистических идеалов.

Особое место занимает психологический роман С.Пурэва "Водоворот"1 . В центра романа такие проыши, как противостояние добра и зла, вечности нравственивх ценностей. Роман особенно интересен тем, что в нем отражено внешне незаметное, но очень распространенное в лизни современного общества явление - потеря исконно присущих монголам моральных категорий. 3 романе нет острого сюжетного конфликта, но есть контакт нравственный. Образованные, сделавшие удачную карьеру дети не просто забывают вечно здущих их родителей, но дахе не приезжают на похороны матери. ■

Стремление сориентировать читателя на возврат к национальной системе морально-этических ценностей - вазшеДшая функция монгольских романов 60-^' годов о современности и современнике.

В заключении излагаются основные выводи диссертации.

1. В 80-х годах исторический роман все более активно насы- . щается актуальной проблематикой. Историческая романистика обраща« ется к ватазь'шим, поворотным событиям в истории Монголии. Современный исторический роман выполняет не только познавательную, но и воспитательную функцию, худояеетвенно воссоздает образы ярких исторических личностей.

2. В развитии романа о современности отчетливо обнаруживаются новые тенденции, как расширение тематики, большее внимание к этическим и нравственным проблемам, более глубокое исследование психологин героев. Обращение к нравственным проблемам предопре-дслило использование новых худо,.сествепно-изобразительнах средств, углубление психологической выразительности отдельных сцен и образов.

3. 3 рассматриваемый период наблюдается мировое разнообразие романов, что свидетельствует о заметном успехе художественного осмысления действительности.

4. Художественный опыт романов 80-х годов обладает общезначимой весомостью: в его непоостом и неоднозначном содер:кании от-крнваются глубинние закономерности становления новейшей монгольской литературы.

1. Пурэв С. Эргуулэг. Улаанбаатар. 1990.

Отдельные положения диссертации были изложены в докладах на международном симпозиуме, посвященном 750-летию "Сокровенного сказания" /Улаанбаатар, 1990/, на конференции иолодых ученых и аспирантов /ЛГУ, 1991/.

По теме диссертаций опубликованы следующие работы:

1. Халуун салхи хаанаао эхлэв.//Утга зохиол урлаг. 1987, К18.

2. Эсрэг баатрыг дурслзхийн учир. //Утта зохцолын судлал шуумжлэл. 1988.'

3. Романа баатрыт сурвадаилсам минь.// Утга зохиол урлаг. 1933,»15

4. Хуухдийн романы тухай бодол./Дтга зохиол урлаг. 1989-/537.

5. Адалтгалын тухай.//Хэл зохиол, Улаанбаатар. 1990,.дэвтор 17.

6. Бэх бухзн дархан мэхтэй.//Утга зохиол урлаг. 1990, »39.

7. ведлуулэв уу вотлуулэв уу.// Утга зохиол урлаг. 1990, №12

8. Давталт буюу урлэг.// Зохист аялтуу. 1992, ЯЗ.