автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Современный песенный фольклор славян: сущность, структура, функции

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Шумада, Наталия Сергеевна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Современный песенный фольклор славян: сущность, структура, функции'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Шумада, Наталия Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ

Раздел I. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ.

Глава I. Категория современности в фольклоре. 26 Составные части современного фольклора.

Глава 2. Критерии фольклорности современного поэтического творчества

Раздел П. ДИНАМИКА. ПЕСЕННЫХ ЖАНРОВ В СОВРЕМЕННОЙ

ФОЛЬКЛОРНОЙ СИСТЕМЕ.

Глава I. Принципы классификации.

Глава 2. Эпические песни

Глава 3. Лирические песни (с элементами эпики и драматизма)

Глава 4. Монострофические формы лирики

Раздел Ш. ПОЗТИКА ПЕСЕННОГО НОВОТВОЕЧЕСТВА.

Раздел 1У. СОВРЕМЕННЫЙ ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР В КОНТЕКСТЕ

СОЦРШШСТМЕСКОЙ КУЛЫУШ.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Шумада, Наталия Сергеевна

Современный песенный фольклор славян содержит эстетические, нравственные, психологические и мировоззренческие элементы сознания народов, живущих в странах социалистического содружества. Развиваясь в русле социалистической культуры, народнопоэтическое творчество подчиняется общим закономерностям отражения эстетического отношения трудящихся к действительности. Поэтому изучение сущности, структуры и функций современного песенного фольклора славян имеет важное значение как звено в разработке теоретических вопросов обществоведения.

Эта проблема приобретает особую актуальность в свете решений ХХУ1 съезда КПСС и других партийных документов, ориентирующих советскую науку на активизацию исследования духовной деятельности народа в органических связях с последовательно научной, интернационалистской и коллективистской социалистической идеологией, теоретической базой которой является марксизм-ленинизм.

В данной работе народнопесенное творчество рассматривается как фактор духовного сближения славянских народов. Фольклорные традиции славян, несмотря на ряд отличительных признаков, приобретенных в разное время и в разных условиях, имеют обиую основу, которая зиждется на генетическом, культурно-историческом и языковом родстве этих народов. Современная поэзия характеризуется еще большей общностью художественного самовыражения и активностью процессов взаимовлияния и взаимообогащения.

Исследование современных процессов в фольклоре было и остается одной из самых насущных задач советской фольклористики. О необходимости глубокого и всестороннего изучения современного народнопоэтического творчества настоятельно напоминали еще Б.М. и Ю.М.Соколовы, ратуя за такую постановку собирательской работы, результаты которой способствовали бы раскрытию динамики фольклора, показывали бы изменения, происходящие в нем в связи с изменениями социально-экономической жизни общества. Призывая самым серьезным образом отнестись к этой задаче, Б.М.Соколов писал: "Дважды современником быть невозможно, а многое глубоко изучить г и отразить может только современник. Необходимо историческое чутье, сознание огромной важности тех наблюдений и изучений, которые будут сделаны в этот современный нам момент" (235, с.34).

Действительно, при изучении народной песенности широкого ареала в динамике, в конкретных условиях функционирования, в сочетании текстовых и внетекстовых моментов, играющих существенную роль в системе творчество-восприятие-передача, представляется возможность проследить, как в новотворчестве раскрывается гражданская позиция, характер и направление художественного мышления создателей и носителей фольклора. Под влиянием новых эстетических идеалов и ценностных ориентаций песенный фольклор славянских народов насыщается новыми идеями, суждениями, образами, что повышает его репрезентативность как источника познания идейно-эстетической жизни наших современников.

Несмотря на обилие разработок по отдельным вопросам, имеющих большее или меньшее отношение к названной проблематике, еще не созданы специальные исследования, которые с возможной полнотой показали бы фольклорную песенность как особое художественное явление современной духовной культуры славянских народов.

В связи с этим в настоящей диссертации поставлена цель раскрыть аксиологическое и эстетическое значение современного песенного фольклора славян, его структуру, функции и формы участия в художественной практике и шире - в духовной культуре славянских народов; исследовать обусловленность и дифференциацию способов его создания и бытования; выявить особенности взаимоотношений с другими видами современной культуры: с профессиональной литературой, художественной самодеятельностью, с различными проявлениями фольклоризма.

Ключ к пониманию сущности современного песенного фольклора славян и его социально-эстетических функций дает марксистско-ленинская теория отражения. Познавательная сила искусства вообще и его специфической разновидности - фольклора заключается в том, что искусство, отражая реальный процесс жизни, фиксирует также и движение общественного сознания.

Принципиальное методологическое значение для исследования этого движения, отображенного в современном фольклоре, имеют высказывания В.И.Ленина об объективности постижения и отражения действительности в динамике, в диалектической борьбе противоположностей и в их преодолении: "Познание есть вечное, бесконечное приближение мышления к объекту. Отражение природы в мысли человека надо понимать не "мертво", не "абстрактно", не без движения. не без противоречий, а в вечном процессе движения, возникновения противоречий и разрешения их" (12, с.177).

Восприятие современного фольклора как нового по содержанию явления, в котором усвоение и творческое переосмысливание культуры прошлого способствует отражению настоящего, опирается на марксистско-ленинское положение о необходимости конкретно-исторического подхода в оценке художественной культуры, о преемственности прогрессивных традиций и участии последних в строительстве новой социалистической культуры. Развитие славянского песенного фольклора в наши дни, его идейно-эстетическая действенность, его место в общем русле социалистической культуры рассматриваются в связи с ленинским учением о социалистической культуре.

Основным принципом исследования является комплексный подход, позволяющий выявить характерные черты и коренные закономерности явления, раскрыть внутреннее соотношение всех его составных частей. В.И.Ленин учил: "Чтобы действительно знать предает, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и "опосредствования". № никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и омертвения. Это во-первых. Во-вторых, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, "самодвижении" /как говорит иногда Гегель/, "изменении /16, с.290/.

Осознавая невозможность исчерпывающе осветить все аспекты поставленных в работе проблем, диссертант все же стремится к широкому их охвату, сосредоточивая внимание на узловых вопросах, существенно влияющих на общую концепцию исследования. Что касается второго ленинского требования, то оно также является основоположным для данной работы.

Постановка проблем, а также обширность и многомерность изучаемого объекта, сфокусировавшего в себе коренные вопросы современного народного творчества и его дальнейших судеб, определили ведущие направления исследования: содержательное, структурно-художественное и функциональное. В связи с этим была предпринята попытка соединения социологического, филологического и теоретического аспектов в комплексный методический аппарат.

Комплексность в понимании советской науки, в отличие от плюрализма и методологического эклектизма, исповедуемого буржуазными учеными, подчинена единственно научному и подлинно универсальному методу исследования - материалистической диалектике.

Для всесторонней оценки современного песенного фольклора как иерархически сложной динамической структуры и для определения его места в культуре славянских народов требуется не просто комплексный, но и системный подход. В данной работе он строится на следующих предпосылках:

I/ художественная культура представляет собой макросистему, внутренне спаянные составные элементы которой взаимодействуют в виде подсистем;

2/ Фольклор - автономная подсистема, имеющая специфику творческого проявления;

3/ изменения в пределах автономной подсистемы "фольклор" происходят под влиянием эндогенных факторов, которые приводят к преобразованиям внутри определенных звеньев этой подсистемы, и экзогенных факторов, в результате влияния которых происходят диффузные процессы между фольклорными элементами и элементами других подсистем.

Незавершенностью, открытостью структуры современного фольклора обусловлено изучение этого явления в динамике восприятия и преодоления традиции, в перманентном процессе утверждения новых качеств, в перспективе развития или редукции отдельных компонентов на фоне и в опосредованиях с другими формами проявления художественного мышления наших современников.

Разделяя убеждения советских фольклористов о наибольшей результативности применения индуктивного метода, требующего тщательного изучения материала и после .дующего обобщения в виде теоретических выводов, автор данной работы сочетает рассмотрение отдельных фактов и эмпирических наблюдений с построением логических умозаключений по принципу теоретического моделирования. Идеи комплексного и системного подходов осуществляются, в частности, при прослеживании динамики песенных жанров и исследовании поэтики новообразований, где теоретические выводы предваряются конкретным анализом жанров, жанрово-тематических групп и отдельных произведений в синхронно-диахронных параметрах.

Расширение поля исследования не предусматривает однако полного охвата всех видов славянской народной поэзии; напротив, для достижения поставленной в работе цели потребовалась' концентрация внимания на объекте, наиболее типичном и показательном с точки зрения участия фольклора в общекультурном развитии. Таким объектом является песенное творчество славян. В песне соединяются слово, музыка, жест, мимика, танец, - она представляет собой своеобразный синтез фольклорных проявлений, целую систему, сложившуюся вследствие взаимозависимостей и соподчинения составных частей, каждая из которых имеет свои специфические признаки. В песне наиболее ярко проявляются особенности художественного мышления народа. Будучи искусством высокой социальной активности, песенность может служить определенным показателем уровня общенародного духовного развития.

В соответствии с основными задачами диссертации в ней отдается предпочтение характеристике словесного, наиболее репрезентативного материала; музыкальные особенности анализируются в сашх общих чертах. Подобный подход широко применялся в трудах дореволюционных ученых. Им пользуются также советские и современные зарубежные исследователи /филологи и музыковеды/, которые справедливо полагают, что основным стержнем группирования словесно-музыкальных произведений при всех.условиях остается словесный текст, ибо слово в единстве с любыми другими способами коммуникации никогда не утрачивает первенства.

Песенное творчество славянских народов - специфическая реализация их художественной деятельности в пределах общефольклорной системы, поэтому теоретические выводы, касающиеся народной песни, во многом могут быть экстраполированы на другие роды, виды и жанры современного славянского фольклора.

Народная словесная поэзия является составной частью более широкого явления, обозначаемого понятием "фольклор". Из-за большой содержательной насыщенности и всепроникаемости этой составной части стало возможным и вошло в научный обиход отождествление целого и его части. Следуя исторически сложившейся традиции, автор употребляет понятия "фольклор" и "народное творчество", подразумевая их слагаемое, а именно: народную словесную поэзию.

Проблематика диссертации побудила к изучению широкого круга источников: во-первых, работ общетеоретического и методологического характера, основные положения которых служат ориентиром исходных теоретических позиций и методологии изучения современных фольклорных процессов; во-вторых, конкретных разработок разных аспектов современного народнопоэтического творчества, главным образом, песенного; в-третьих, исследований взаимосвязей фольклора с другими видами и типами культуры.

Из-за многочисленности и равнопрофильности публикаций, в той или иной степени имеющих отношение к изучению современного фольклора, автор вынужден ограничиться перечислением работ, наиболее показательных для диссертационной проблематики; более подробный их анализ9полемика и оценки вынесены в разделы и главы, в которых рассматриваются проблемы, затронутые в названных здесь трудах.

I. Основополагающими для изучения и истолкования широкого спектра проблем современного фольклора стали труды К.М а р к с а, Ф.Э н г е л ь с а, В.И .Ленина, а также партийные документы, в которых освещались теоретические вопросы развития советской культур! и ее взаимосвязей с культурами братских народов; изучались разработки ленинского наследия, в частности, учения о роли народных масс в духовной культуре; коллективные труды: "Ленинское наследие и изучение фольклора", "Кошунизгл ж культура", "Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество", "Наследие Ленина и наука о литературе", работы Г,!.С.Кагана, Э.Г.Юдина, Б.С.Менлаха, раскрывающие отдельные аспекты вышеназванной проблемы.

Для обоснования диссертационных полоне ней привлекались классические изыскания философов, филологов, литературных теоретиков, критиков и фольклористов: ГгВ.Гегеля, Б.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского, П.Лафарга, А.Н.Веселовского, А.А.По-тебни, И.Я.Франко. Учитывался вклад в развитие основных направлений советской фольклористики братьев Б.М. и Ю.М.Соколовых, П.Г. Богатырева, В.Я.Проппа, М.Ф.Рыльского, В.И.Чичерова и др. Применялся метод перенесения теоретических выводов близких научных областей на фольклористическую почву. Taie были освоены результаты трудов о закономерностях развития культуры в социалистическом обществе А.В.Луначарского, К.Горанова, Ю.Я.Барабаша, А.С.Мясни-кова; исследований соотношения научно-философского и художественного мышления В.П.Тугаринова, А.Н.Кочергина, Д.Недельковича, Н.В.Гончаренко; работ об искусстве как форме общественного сознания Ю.Б.Борева, В.В.Ванслова, М.М.Бахтина, о теории информации в эстетическом восприятии А.Моля, Ю.М.Лотмана, К.В.Чистова; об особенностях художественного творчества М.Б.Храпченко, А.Ф.Лосева; о культурных общностях в динамике и вопросах этносоциологии В.И.Злыднева, Ю.В.Бромлея; о народной музыкальной культуре Ф.М. Колессы, М.М.Гордийчука, Ф.А.Рубцова, А.А.Правдюка, Т.Дкиджева, И.Ф.Ляшенко, С.И.Грицы и др.

2. Ко второму Kpyiy проблем, рассматриваемых в диссертации, непосредственное отношение имеют исследования границ, объема и содержания понятия "фольклор" и, главным образом, "современный фольклор". Теоретическое обоснование понятия "современный фольклор", предопределяет решение многих других, непосредственно связанных с ним вопросов.

Формирование творчества, в своих системных характеристиках не вполне совпадающего с характеристиками классического фольклора, вызвало необходимость пересмотра некоторых научных положений и выработки новых концепций. Многообразие факторов социального и культурно-бытового характера, влияющих на формирование современного фольклора, обусловило неутихающие на протяжении многих десятилетий дискуссии, приобретшие особенную активность в 50-60-е годы. В обсуждении приняли участие и зарубежные ученые. Особенную заинтересованность дискуссией, проходившей в Советском Союзе, проявили фольклористы стран социалистического содружества, поскольку в фольклоре их народов наблюдаются процессы, близкие происходящим в современном фольклоре нашей страны.

Различные точки зрения, обращающие на себя внимание полемической заостренностью, изложены в исследованиях В.Е.Гусева, Б.Н. Путилова, В.П.Аникина, М.С.Колесова, С.Бурласовой, Т.Чубелича, А.Дыгача, Ф.Л.Этли, Д.Бен-Амоса, А.Дандиса и других советских и зарубежных ученых. Разделяя главные положения характеристики современного фольклора, выдвигаемые советской наукой, диссертант стремится обосновать свой вариант трактовки этого явления.

Оригинальные суждения о критериях фольклорности современного народнопоэтического творчества высказаны С.Н.Азбелевым, В.Штейнк-цем, Л.И.Емельяновым, В.Е.ТУсевым, И.И.Земцовским - позиции двух последних авторов наиболее близки, хотя и не полностью совпадают с выводами, сделанными в данной работе.

К широко обсуждаемым проблемам, окончательное решение которых еще не сложилось, принадлежит преемственность традиций и новаций в современном фольклоре. Научные результаты разработки этого вопроса также учтены в диссертации.

3. Предпринята попытка развить некоторые аспекты теории и практической классификации жанров применительно к песенным жанрам современного славянского фольклора. /Работы В.Е.Гусева, С.Г.Лазутина, А.И.Дея, В.А.Юзвенко, П.Н.Медведева, А.С.Федосика, В.М.Потявина и др./.

Среди песенных жанров современного славянского фольклора наиболее изученными оказались активно бытующие лирические песни, песни-хроники и монострофическое песенное творчество, преимущественно в рамках исследования поэзии одного славянского народа. Такие работы были необходимы автору диссертации как материал для более глубокого ознакомления с песенным творчеством того или иного народа и для сопоставительно-сравнительного анализа.

Особое место в изучении современного фольклора заняло творчество периода второй мировой войны. Богатейший фактический материал был почерпнут диссертантом из публикаций разножанрового народного творчества /"УкраУнська народна поезгя про Велику Bít-чизняну вшну", "Принос към изучаването на българския партизански бит и фолклор", "Беларускиц фальклор Вяликай Айчыннай Вайны", "Русский фольклор Великой Отечественной войны", " ffarodna poezija nase oslobodilacke ЪогЪе kao problem savremenog folklornog stva-ralastva", "Boj proti fasizmu za Slovenskéh.o narodného povstania v ustnom podani slovenskeho ludu", "Z piesni^ i karabinem» Pies-ni partyzanskie i okapacyjne z lat 1939-194-5. Wybór materirialów z konkursu ZMW i " ITowej wsi " / и научных сообщений последних лет об антифашистских песнях как специфической форме отражения истории освободительной борьбы народов /А.Дыгач, П.Влахович, Л.Каровски, И.Койнаков, А.Мелихерчик, З.Мо-жейко, Л.С.Мухаринская, С.Швеглак/. Крупные работы, содержащие анализ и оценку фольклора славянских народов этого периода принадлежат М.Бошкович-Стулли, С.Бурласовой, В.Е.Гусеву, Т.И.Живкову, Б.П.Кирдану, А.С.Федосику.

4. При исследовании поэтики современного песенного фольклора славян были приняты во внимание новейшие подходы историко-типологического и системно-аналитического характера. Для раскрытия внутренних закономерностей создания славянского песенного новотворчества полезными оказались идеи, изложенные в монографии А.И.Дея, посвященной поэтике украинской народной песни, а также отдельные наблюдения над песенной поэтикой: над символикой и образностыо/и.П.Березовский, С.Г.Лазутин, В.Марчок, В.К.Соколова, А.Т.Хроленко/; взаимоотношения слова и напева /Н.И.Кравцов/; ролью традиционных формул /Г.И.Мальцев, А.Афанасиева-Колева, Б.П.Кирдан/; над подвижностью и. устойчивостью структур в связи с вариативностью и импровизацией /Д.Осинин, Д.Голый, К.В.Чистов, А.Чекановска/; значением метафорической антитезы /М.М.Плисецкий, В.М.Гацак/.

5. В целях большей обоснованности выводов о месте современного песенного фольклора в художественной культуре славянских народов изучался опыт авторов, исследовавших социальный статус и функции народного творчества в системе общественного сознания /Т .И.Живков, Л.М.Землянова, А.Клотинь, М.Лещак, Е.Метева/; взаимодействия фольклора и литературы /П.С.Выходцев, В.Гашпарикова, П.Н.Динеков, С.Жукас, В.Кубилюс, В.Недич/; фольклора и самодеятельности /Т.П.Булат, Л.И.Емельянов, А.Д.Соймонов, Г.С.Сухобрус, Т.Тодоров/; виды фольклоризма /Д.Антониевич, Б.Бенеш, М.Бошкович-Стулли, О.Сироватка, С.Швеглак, Г.Штробах/, Последняя проблема особенно настойчиво разрабатывается в многочисленных исследованиях В.Е.Гусева. Принимая его концепцию в целом, автор диссертации высказывает свою особую точку зрения по ряду конкретных положений.

Б последние года предпринимаются попытки изучения современного фольклора на новом уровне: определяются принципы его художественной специфики, прогнозируются направления дальнейшего развития в условиях взаимодействия фольклора с другими видами народного и профессионального искусства. Эти вопросы находятся в крузу проблематики международных и национальных конгрессов, симпозиумов и конференций, на которых подводятся итоги новейших фольклористических достижений. Так, в рамках Второго Конгресса международного общества этнологии и фольклора Европы /Суздаль, 1982/ действовал симпозиум "Современный фольклор и формы .его бытования: общетеоретические аспекты и проблемы". Рассмотрение особенностей создания и функционирования современного фольклора входило и в тематику 1Х-го Международного съезда славистов /Киев, 1983/. Оба форума подтвердили незавершенность дискуссий и необходимость продолжить исследование следующих проблем: определение фольклорности в современном творчестве, соотношение современного фольклора с основными категориями специфики традиционного фольклора; степень и характер художественных связей с традицией /категории жанров, сюжетики, образности, поэтики в узком смысле/; роль в современном фольклорном творчестве внефольклорных художественных связей и воздействий.

Плодотворных результатов современная славянская фольклористика достигла в изучении современного состояния фольклора. Обобщение наблюдений ученых приводит к выводу об особо широком спектре функционирования у всех славянских народов различных песенных жанров.

Богатый материал, свидетельствующий о хорошей сохранности, активном бытовании, обновлении и обогащении песен, зафиксирован в многотомных академических изданиях, сборниках других серий, в архивах институции, занимающихся собиранием и исследованием славянского народнопоэтического творчества.

Обоснованную убедительность теоретическим изысканиям придает широко охваченный и тщательно исследованный материал. Усилия диссертанта были направлены на отбор такого материала на основе предварительно установленных научных критериев. Кроме собственных записей текстов и наблюдений над фольклорным процессом в полевых условиях, проводившихся на протяжении двадцати пяти лет, были использованы архивные материалы, хранящиеся в научных учреждениях Советского Союза и стран социалистического содружества, а также результаты исследований современного состояния фольклора советскими и зарубежными учеными /монографии и статьи В.Г.Бойко, Г.А.Барташевич, В.А.Захаровой, Р.Ивановой, Т.Г.Леоновой, С.В.Ми-шанича, Д.Недельковича, Б.Ристовского, С.Стойковой/.

В названных источниках анализу подвергался преимущественно:', песенный фольклор одного славянского народа. Лишь немногие ученые /В.Е.Гусев, Б.П.Кирдан, В.М.Гацак, К.П.Кабашнкков, В.А.Юз-венко, М.М.Гайдай, С.Бурласова, Б.Бенеш/ рассматривали на общеславянской основе отдельные стороны проблематики, изучаемой в данной диссертации. Выбор комплекса проблем в ней обусловлен назревшей необходимостью обобщения разработок узкого профиля для определения структуры сущности, функций и главных тенденций развития песенного фольклора славян как важного компонента социалистической культу

Правильное представление о песенном фольклоре как полифункциональном явлении современной славянской народной культуры может обеспечить лишь многоаспектное исследование. По мнению авторитетных ученых, подобная задача ввиду ее сложности и объемности материала может быть осуществлена "только целым коллективом фольклористов разных славянских стран. она достойна их внимания", - пишет Н.П.Колпакова в заключении своей миги "Русская народная бытовая песня" /127,273/. Интеграция научных сил вокруг выявления общих закономерностей современного песенного фольклора славян возможна и, очевидно, осуществится в будущем. Сегодня наука не располагает трудами, синтезирующими исследования отдельных вопросов.

В настоящей диссертации впервые обобщены и разработаны основные теоретические проблемы современного песенного фольклора в общеславянском объеме.

Новизна ее состоит также в полиаспектности характеристик современного песенного фольклора как целостного явления, рассматриваемого "извне" и "изнутри", то есть в единстве социальных и эстетических качеств. Многопрофильное изучение, которое ведется по всем основным параметрам: проблемном, интернационально-типологическом, жанровом, структурно-стилевом, представляется перспективным направлением советской фольклористики.

Синхронный метод исследования славянского песенного фольклора в рамках современности способствует раскрытию иерархических соотношений и взаимодействий между отдельными звеньями, обеспечивающими движение и развитие всей современной фольклорной системы. Подчеркивается однотипность протекания фольклорных процессов при многообразии форм конкретных проявлений в разных этносоциогруппах славянских народов. В характеристике различных уровней и сторон взаимоотношений фольклорной и нефольклорной песенной культуры акцентированы моменты идейно-тематической и эстетической общности. Ценность такого подхода заключается в утверждении единства социалистической культуры, органической составной частью которой является поэтическое творчество славянских народов.

Значительная часть исследуемого материала вводится в научный обиход впервые или же подается в новом освещении. Обсуждается ряд важных положений аксиологического порядка: трактовка категории современности применительно к славянскому фольклору, художественной специфики песенного поэтического творчества, неразрывности традиций и новаторства как основной предпосылки существования фольклора в социалистическом обществе.

Конкретные проблемы современного славянского песенного фольклора,непосредственно связанные с более широкими вопросами современной культуры, рассматриваются с позиций научного предвидения, то есть не только в плане констатации наличия определенных явлений, но и прогнозирования основных тенденций их развития.

Уделено внимание дискуссионным, противоречивым, не выясненным на нынешнем уровне науки проблемам механизмов функционирования и участия народнопоэтического творчества в общей системе социалистической культуры. Проанализированы вопросы, непосредственно касающиеся понимания сущности и специфики современного фольклора: его источников и составных частей, критериев фольклорности, взаимоотношения традиционных и новосозданных элементов, идейно-тематических тенденций, характера изменений в функциях, жанровом составе и поэтике.

В связи с актуальностью и важностью теоретической и общественно-политической рож этих кардинальных проблем, объективное и глубокое их изучение на основании конкретного анализа многообразных фактов и их обобщения остается одной из неотложных задач советской фольклористики.

На защиту выносятся следующие основные положения: Возникновение и последующая жизнь произведений культуры и искусства, в том числе и фольклорных, теснейшим образом связана с общественно-политическими сдвигами, поэтому современн о с т ь этих произведений соразмерна отрезкам времени, на протяжении которых такие сдвиги происходят. В этом смысле современным фольклором следует считать прежде всего произведения, которые созданы в настоящую эпоху - эпоху утверждения социализма, когда изменилась идеология живущих в социалистических странах славянских народов, их мироощущение, общественно-политические и культурные запросы, а также эстетические вкусы и предпочтения.

Современный фольклор не ограничивается исключительно ново-творчеством, созданным в пределах этого периода. Довольно большую его часть составляют произведения традиционного фольклора, видоизмененные под влиянием новой гражданской, эмоциональной и эстетической атмосферы. Согласно марксистскому положению об особенностях прогресса общественных форм движения при становлении нового это новое одновременно преодолевает старое и сохраняет его, а в новых качественных образованиях всегда присутствует определенный элемент старого качества. В современном славянском фольклоре старое качество присутствует в трансформированных /актуализированных/ произведениях, ставших качественно новыми в результате художественного синтеза элементов традиции и новаторства.

Современность фольклора может быть определена на основании поликритериального подхода, включающего объективные и субъективные моменты: I. Время создания. 2. Время творческой переработки. 3. Отношение /оценка/ современных реципиентов. Первый критерий выделяет новотворчество - основную составную часть современного фольклора. Второй - актуализированную поэзию, то есть созданную предшественниками, но откорректированную современниками в соответствии с их социально- эстетическими потребностями. Третий поэзию, воспринимаемую как современную независимо от времени создания. Ее бытование, как правило, сопровождается появлением вариантов, что подтверждает жизнеспособность в новых условиях. Следовательно, современными следует считать фольклорные структуры, не утратившие способности к развитию.

- При моделировании структурных свойств системы признаков, определяющих специфику современного фольклора, представляется принципиально важным не ставить ни одного из них в особое положение, тем самым низводя остальные до роли второстепенных, соединенных односторонней зависимостью от главных. Взаимосвязь признаков значительно усложнилась.

Наличие индивидуального начала, знакового закрепления, афункциональности, налдиалектности в некоторых современных произведениях отражает расширение возможностей, заложенных в самой природе фольклора, свидетельствуя одновременно о сравнительно большем "размывании" границ фольклорной специфики. Несмотря на некоторые свойства, присущие литературе, система признаков фольклорности в целом указывает на специфику современного фольклора как особого типа художественной культуры славянских народов.

- Современные песенные жанр! славянского фольклора, объединенные общностью идейно-художественных принципов, входят в качестве подсистемы в более широкую систему жанров славянского народного творчества. Большинство песенных жанров славянских народов совпадает по названиям и сущностным признакам, что не исключает уникальности некоторых из них. Родство однотипных песенных фольклорных жанров разных славянских народов позволяет рассматривать эти жанры как явления одного порядка с необходимым учетом их национальной специфики, проявляющейся в излюбленной сюжетике, в тяготении к эпике или большей склонности к лиризму, в характере оформления обрядовой песенности, в лапидарности или подробности изложения, в выборе героев, в составе мотивов, образности, характере сюжетосложения и др. Художественные различия могут проявляться в орбите одного и того же жанра зависимо от его локализации: местными традициями диктуется название жанра, своеобразие бытового и пейзажного колорита, имен героев, особенностей интонаций мелоса и излюбленных средств художественного изображения.

В отдельных звеньях довольно устойчивой системы фольклорных жанров перманентно происходят изменения - количественные и качественные, диахронические, накапливающиеся с течением времени, и такие, которые распространяются на всех славянских территориях синхронно. В современном песенном фольклоре немало произведений, аморфных в жанровом отношении, - их признаки не соотносимы с признаками традиционно фольклорных жанров, потому категориальная абсолютизация новотворчества не всегда правомерна. Несовпадение параметров последнего с параметрами "классических" жанров вынуждает предпринимать поиски новых критериев для характеристики этих произведений.

Иерархическая система жанровой классификации современного славянского песнетворчества построена на подчинениях: - род -вид - жанр - цикл - жанрово-тематичеекая группа:

I. Эпические песни /с элементами лирики и драматизма/. Жанры: былины, душ, юнацкие песни, гайдуцкие песни, исторические песни, песни-хроники, баллада с рядом тематических циклов в каждом жанре.

П. Лирические песни /с элементами эпики и драматизма/.

I/ Обрядовые песни: а/ календарно-обрядовые песни с зимним, весенним, летним и осенним щитами, жанрами в пределах циклов. Хороводные песни; б/ семейно-обрядовые песни с жанрами и жанрово-тематическими группами, обслуживающими отдельные обряды, обычаи, праздники. 2/ Необрядовые песни: а/ семейно-бытовые; б/ социально-бытовые.

Каждый из разделов состоит из отдельных жанров и жанрово-тематических групп. Социально-бытовые песни подразделены на тематико-хронологические группы.

3/ Лирические песни малых форм - автономный раздел, включающий признаки обрядового и необрядового творчества.

Новые жанрово-тематические группы, очень сложные по составу, объединяющие произведения разного содержания, несходные по генезису и манере творческой подачи материала, в наиболее обобщенном виде рассматриваются в такой последовательности:

1. Революционные песни - творчество периода борьбы за победу социализма.

2. Антифашистские песни - творчество периода второй мировой войны.

3. Песни героики мирного труда в период строительства и утверждения зрелого социализма.

Песням этих групп присуще преобладание гражданских мотивов, ярко выраженная идейно-политическая направленность, пафосность, что не исключает интимно-лирических интонаций во многих из них.

Предложенный вариант классификации позволяет, на наш взгляд, проследить меру сохранности и активности функционирования отдельных звеньев жанровой системы, сложившейся в прошлые эпохи, и вместе с тем выделить ее новые жанрово-тематические группы.

Динамизм песенной поэтике, косвенно отражающий ускоренные процессы всех общественных явлений, в нашу эпоху становится особенно заметным. Подробное исследование изменений фольклорной поэтики на разных уровнях - важная проблема современной фольклористики. Б данной работе рассматриваются "вертикальный" и "горизонтальный" уровни. Первый - с точки зрения этапов накопления опыта для воплощения "идей времени" в "формы времени". В нем выделены следующие типы художественной организации материала: I/ Адаптирование традиционных песен с целью актуализации. Простейший его вариант - внедрение в известные тексты новых имен героев, географических и временных координат, отдельных примет быта - тип 1а; составление новых текстов при помощи контаминации блоков традиционных песен с включением новосозданных строф -тип 16.

2/ Создание новых песен на основе традиционной поэтики.

3/ Создание новых песен на основе слияния фольклорной традиции и элементов современной профессиональной поэзии.

Горизонтальный" уровень исследования поэтики заключается в анализе приемов и средств художественного изображения, композиции, образности, символики, формульности. Оба ракурса исследования подчинены общей задаче - выявлению особенностей использования элементов традиционной поэтики и становления поэтических структур, закладывающих основу для утверждения новой народнопоэтической традиции.

Разработанная шкала нарастания новых элементов поэтики /от полного копирования традиции до ее творческой переработки и усвоения/ дает наглядное представление о процессах становления творчества, удерживающего связь с прошлым и одновременно отрицающего его, позволяет констатировать превалирование традиционных художественных элементов на современном этапе. Прогнозируется постепенное количественное накопление новых элементов, что, согласно одному из основоположных законов диалектики, должно привести к образованию качественно нового явления.

- Эстетическая и социальная ценность фольклора определяется средой, в которой он создается и бытует. Вне конкретной действительности, вне социальной психологии оценка искусства вообще, и в том числе фольклорного, невозможна. Предупреждая о недопустимости ограничения теорией "вчерашнего дня", которая, как всякая . теория, в лучшем случае лишь намечает основное, общее, лишь приближается к охвашванию жизни", В.И.Ленин настоятельно рекомендовал "усвоить себе ту бесспорную истину, что марксист должен учитывать живую жизнь, точные факты действительности" /13, с.134/.

Эта установка марксистско-ленинской эстетики побуждает учитывать реальные факторы, влияющие на особенности функционирования фольклора в социалистическом обществе.

В изучении проблемы "фольклор - общество" выделены следующие аспекты анализа: формы и способы функционирования фольклора /главным образом песенного/ в современном обществе: мера организованности и стабильности групп фольклорных носителей, их профессиональная ориентация, место проживания, возраст, семейные отношения, уровень образования; особенности народного бытования: а/ в домашних и рабочих условиях "для себя", для удовлетворения собственных эмоциональных состояний; б/ в нестабильных певческих коллективах разного состава и численности - от нескольких человек, объединенных общим трудом или досугом до многотысячных участников митингов, демонстраций, маршей мира, революционных праздников; в/ в непрофессиональных группах певцов, обладающих определенной ансамблевой стабильностью.

- Утрачивая статус единственного духовного достояния народа в условиях активного культурного развития, фольклор продолжает бытовать среди широких слоев. В работе подробно рассматриваются приобретения и потери в связи с выходом песенного фольклора за пределы замкнутой этносреды, подчеркиваются идеологические различия службы распространения так называемой "массовой культуры" в буржуазном обществе и в странах социалистического содружества; подвергается критике концепция "поп-лора" и "фейк-лора" как функционального эквивалента народного творчества.

- Прослеживаются формы современных фольклорных трансформаций так называемого фольклоризма и особенностей его участия в социалистической и в буржуазной культуре.

База народной художественной культуры в современных условиях постепенно смещается. В этом динамическом процессе не всегда удается установить точно, какие из форм функционирования ныне с полным правом следует называть естественными. В данной работе отстаивается точка зрения, согласно которой в критерии определения "естественных условий" бытования фольклора должны вноситься коррективы соответственно с теш изменениями, которые произошли в самом быту.

- Выясняется существо взаимоотношений фольклора и самодеятельности - явлений разной природы, имеющих точки соприкосновения в процессах: а/ исполнительства /репертуарное наличие фольклора в работе самодеятельных коллективов/; б/ творчества /участие самодеятельных коллективов в создании потенциально фольклорных произведений, то есть превращающихся в таковые при благоприятных ситуациях/.

Независимо от способов формирования, фольклорная эстетическая система реально существует и постоянно себя проявляет.

С точки зрения широкого понимания культурных процессов в социалистическом обществе славянское народно-песенное творчество, несколько изменив средства выражения, функции и приобретя новые социальные и эстетические измерения, продолжает активную жизнь; его связи с другими видами культуры становятся все теснее.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Современный песенный фольклор славян: сущность, структура, функции"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современным фольклором следует считать народную поэзию, которая создается и функционирует в эпоху социалистических преобразовании; к ней примыкает актуализированное традиционное творчество, которое становится современным потому, что оно не обходимо новому обществу. Именно общество создает 'Ъпрос" и обеспечивает "потребление", гарантируя тем самым устойчивость бытования народной поэзии. Главный ориентир для определения современности - художественное отражение в фольклоре социалистического сознания народных масс.

В отличие от профессиональной литературы, где новое носит дискретный характер, фольклор является искусством аналоговым. Это значит, что новотворчество способно появляться только в среде активно действующей традиции. В свою очередь, жизнь традиции поддерживается созданием новых вариантов или новых произведений в русле функционирующих жанров.

Преобладание традиций - основа и важное условие существования фольклора. Однако он претерпевает изменения в содержании, функциях и средствах художественного выражения в связи с развитием социально детерминированного поэтического мышления народа. Современными оказываются живые "верхние срезы" фольклора, способного реализовать потребность определенных этно- и социогрупп в поэтическом самовыявлении.

Признаки фольклорности, установленные наукой для традиционной поэзии, пригодны и для современной. Тщательный пересмотр каждого из этих критериев под углом зрения их специфичности в современных условиях показал, что современное песенное народнопоэтическое творчество продолжает развиваться по традиционному пути, хотя некоторая его часть, расширившая тематический диапазон за счет социальных, гражданственных мотивов и ориентирующаяся на поэтику профессиональной литературы, утратила традиционную незыблемость, и приобрела новые качества.

Замена одного из признаков другим, ранее не входившим в комплекс фольклорных /наличие индивидуального начала, знакового закрепления, афункциональности, наддиалектности/ в некоторых современных песнях не означает утраты фольклорной специфики, а лишь свидетельствует о расширении возможностей, заложенных в самой природе фольклора.

Родство однотипных песенных жанров разных славянских народов позволяет рассматривать эти жанры как явления одного порядка с необходимым учетом их национальной специфики, проявляющейся в излюбленных сюжетах, в тяготении к эпичности или в большей склонности к лиризму, в характере оформления обрядовой песенности, в лапидарности или подробности изложения, в выборе героев.

Вариант классификации современного славянского песнетворчества, предлагаемый в данной работе, построен на подчинениях: род - вид - жанр - цикл - жанрово-тематичеекая группа. Это попытка отразить реальные типы современного образного видения, обусловившие, в частности, появление жанрово-тематичес-ких групп социально-бытовой лирики.

На основе анализа песенного фольклора в рамках данной классификации установлена зависимость воспроизводства и бытования народной поэзии в современных условиях от родовой и видовой принадлежности, от адаптационных способностей отдельных жанров, которые, в свою очередь, определяются масштабностью, функциональной нагрузкой и выбором средств художественного воплощения.

Песенным жанрам славянского фольклора присуще функциональное переключение, что способствует выживанию и приспособлению к новым условиям. Поэзия, отвечающая материалистическому мировоззрению, современным этическим и эстетическим идеалам не только сохраняется, но находит новые пути развития.

Процессы сокращения продуктивности одних жанров и активизации других были характерны для фольклора всех времен; теперь они значительно ускорились в связи с интенсификацией всех социокультурных явлений. Художественное сознание народа детерминировано: оно находится в диалектической зависимости от социально-исторического движения. С эпохой феодализма и характерными для него особенностями народного мировосприятия, этики и эстетики было связано возникновение, развитие и угасание героического эпоса старшего цикла.

Эпический код, служивший создателям героических эпопей, оказался непригодным при моделировании современной действительности. Определенное исключение представляет юнацкий эпос южных славян, который жив еще в памяти носителей и частично в бытовом функционировании; но и этот жанр проявляет признаки редуцирования, хотя и несколько более медленного сравнительно с таким же процессом в однотипных жанрах других славянских народов.

В позднем эпосе, генетически восходящем к эпосу классическому, происходит процесс пересоздания героической эпики в творчество, более тесно связанное с реальным миром. Особенно показательны с этой точки зрения славянские исторические песни - важное соединительное звено в системе песенных жанров. Свою родословную они ведут от эпоса - от былин, дум, гайдуцких песен, тесно смыкаются с балладой и многими особенностями напоминают песенную лирику.Ббльшинство современных народных песен, в которых отражены события огромного гражданского, исторического значения, являются одновременно и лирическими, и эпическими. Такие песни можно рассматривать в границах отдельных жанров, циклов, жанрово-тематических групп, зависимо от того, насколько они объединяются хронологией, именами героев, мотивами, тематикой, композицией, арсеналом художественно-изобразительных приемов. Если критерием определения специфики жанра исторической песни считать отражение реальных политических событий, важных для данного исторического момента и остро переживаемых народом, то исторические песни будут тесно смыкаться с современностью, корнями своими уходя в былинные глубины.

Довольно устойчивую активность сохраняют ныне песни-хроники - эпическая песенная разновидность в фольклоре славянских народов, которая продолжает жизнь соответственно специфике своего создания /не массового, а индивидуального/ и распространения /не всеобщего, а локального/. Анализ генезиса, особенностей музыкальных и словесных вариантов песен-хроник подтверждает целостность их поэтической формы и совершенство в пределах этого жанра.

Славянские баллады, бытующие ныне, это лиро-эпические песни небольшого объема, содержанием которых большей частью являются чрезвычайные случаи и драматические конфликты семейного и общественно-бытового плана, завершающиеся трагически. Баллады проявляют довольно больною степень "проницаемости" и гибкости, необходимой для удовлетворения новых требований общества, -переосмысливается традиционный фабульный и мотивный инвентарь, вводятся новые стилистические элементы; появляются версии и варианты с другими идейно-эмоциональными акцентами; расширяется те-матико-сюжетный круг; преобладают сюжеты новеллистического характера.

Самый древний массив славянской народной поэзии »обрядовое творчество -в ходе истории также претерпел интересные метаморфозы.

Эволюционные процессы, происходящие в нем, явственно показывают, что роль этого творчества как социального регулятора в отношениях "индивид-общество", постепенно ослабевая, в конечном итоге исчезает вовсе. С распадом старой обрядовой системы значительно меньшую нагрузку получает обрядово-иллюстративная функция песен. Закрепленность за обрядами сохраняет небольшая, в сравнении с традационным объемом, их часть.

Песни приобретают новые качества, начинают тяготеть к другим, необрядовым жанрам. Доминантной становится эстетическая функция. Диапазон средств художественного изображения, тематики и мотивов, ранее строго прикрепленных к определенным обрядовым циклам, расширяется за счет сближения с другими песенными жанрами. В дальнейшем взаимодействии обрядовое творчество приобретает новое идейно-художественное осмысление и новое общественно-социальное и .эстетическое значение. Сегодня это творчество рассматривается как социокультурное явление, поэтические выражение моральных, этических норм трудящихся, в отношении которых важную роль играет доброжелательность, умение ценить труд отдельной личности и коллектива, видеть красоту человеческих отношений и поступков, красоту природы.

Обогащая смысловую и художественную значимость, обрядовое творчество широко открывает границы для приобщения к обрядово нефункциональным песням, - в этом важный источник пополнения современных фольклорных запасов. Первоначальная функция обслуживания обряда осталась у очень незначительного количества песен. В условиях разложения обрядовой системы и спорадического существования некоторых обрядов эстетическая функция становится доминантной, благодаря чему творческая жизнь освобожденных от обрядового прикрепления песен продолжается в рамках других жанров.

Наиболее приспособленной к новым функциям и, следовательно, к новой тематике, оказалась семейно-бытовая лирик а - эстетически полноценная, мобильная, насыщенная конкретным материалом, связанная как с трудовым и праздничным бытом, так и с гражданско-значимой деятельностью масс. Весь арсенал ее способов создания проявляет стойкую жизнеспособность - сохраняется действенность композиционно-стилевых приемов и стабильность ритмомелодики на протяжении не скольких столетий.

Глубокие изменения совершились в песенных жанрах славянской социально-бытовой песенности. Появились новые жанрово-тематические группы, очень сложные по составу, объединяющие произведения разного содержания, несходные по генезису и манере подачи творческого материала. Песням этих групп присуще преобладание гражданских мотивов, ярко выраженная социально-устремленная проблематика, что не исключает интимно-лирических интонаций во многих из них. Вырабатывается устойчивая композиция, стабилизируются излюбленные способы словесного и музыкально-художественного воплощения, в котором заметны заимствования из профессионального искусства. Превалируют настроения, отражающие пафос строительства и защиты завоеваний нового общества.

Принципиально новое качество славянского фольклора репрезен-туют монострофические жанры. Важнейшие их свойства - тесная связь с общественно-политической жизнью, широкий тематический охват, художественная выразительность, активность воспроизведения, а также расширение ареала бытования и взаимообогащения за счет образцов аналогичных жанров фольклора родственных народов. Все это свидетельствует в пользу перспективности дальнейшего развития и распространения песенных жанров малых форм.

Итак, проследив динамику славянских песенных жанров, функционирующих в современной общефольклорной системе, приходим к выводу, что крупные эпические жанры перемещаются в пассивный репертуар или отмирают, лироэпические и лирические жанры средних форм продолжают бытовать и развиваться; малые - монострофические формы проявляют наибольшую активность и жизнеспособность, что может быть объяснено опосредованным влиянием ускоряющихся темпов всех социальных процессов, когда сокращаются периоды эволюционных накоплений, учащаются коренные качественные скачки во всех сферах жизни. Каждый отрезок времени вмещает в себе все больше событий, что находит своеобразное отображение и в фольклоре, отличавшемся ранее устойчивостью структур, функций и способов поэтического выражения.

Изменения в песенной поэтике-характерный показатель становления новых качеств современного песенного фольклора. Анализ поэтики новотворчества проводился на "вертикальном" и "горизонтальном" уровнях. "Вертикальное" исследование дало возможность выделить определенные этапы накопления поэтического опыта. Каждому из этапов были присущи свои способы ассимиляции традиционного материала. Если на Начальном этапе превалировала адаптация готовых произведений, то на последующих предпринимались попытки создания новых песен в рамках традиционно-фольклорных композиционных и метро-ритмических "каркасов" с опорой на известные текстовые "блоки". Новейший этап отмечен отсутствием прямых заимствований. Наблюдается творческое переосмысление фольклорной традиции, нередко в сочетании с использованием элементов поэтики литературного творчества.

При "горизонтальном" изучении современной народнопесенной поэтики обозначались и структурные узлы и звенья, служащие стереотипами моделирования новых произведений, определился характер взаимодействия традиционно-фольклорных приемов и средств художественного изображения с новоприобретенными. Оба ракурса исследования послужили выявлению консолидации традиционных и новых элементов поэтики и становления поэтических структур, закладывающих основу новой народнопоэтической традиции.

Социальная и эстетическая ценность фольклора определяется продуцирующей и воспринимающей средой. Вне конкретной действительности, вне социальной психологии оценка искусства, в том числе и фолысорного, лишается общественно-полезного смысла.

Зависимостью народнопоэтического творчества от социального происхождения его создателей и носителей объясняется, в частности, стойкая память и привязанность к традиционной крестьянской поэзии; с повышением гражданской активности и культурных запросов народа связано прогрессирующее расширение фольклорных функций, выполняющих общественно важные идейно-поэтические задачи современности.

Интегрируя специфическим образом проявления народной духовной жизни, песенный фольклор славян стал активнее проявлять свою полифункциональную природу. Укрепилось взаимодействие эстетической, воспитательно-дидактической, информативно-коммуникативной и развлекательной функций. Движение народнопоэтического творчества в сторону его значимости как особого вида искусства рассматривается как проявление общих закономерностей современного социально-культурного развития.

В работе проанализированы приобретения и потери в связи с выходом славянского песенного фольклора за пределы замкнутой эт-носферы. Прослежены формы и идеологическое содержание современных модификаций фольклора или фольклори зма; подчеркнуты особенности его участия в социалистической и буржуазной культуре.

В ходе выяснения характера взаимоотношений в системе "фольклор-общество" подвергались критике современные реакционные буржуазные теории, особенно концепция "поп-лора" и "фейклора" как функционального эквивалента народного творчества. Эти теории, лишенные понимания фольклора как проявления общественного сознания, трактуют фольклор только как необъятный континуум коммуникативных актов, не имеющих идейно-смыслового и художественного значения. Доказана ущербность таких позиций, при которых подменяются объект и цели исследования. Важнейшим предметом искусства был и остается человек в его взаимоотношениях с социосредой.

Внесены коррективы в определение критериев естественности современных форд функционирования песенного фольклора. Отстаивается точка зрения, согласно которой естественными фордами бытования фольклора считаются те, которые утвердились в новом быту в связи с изменениями, наступившими во всех сферах духовной и материальной жизни социалистического общества.

Все активнее проявляют себя исполнительские, демонстрационные формы бытования песенного фольклора, что вполне отвечает условиям развития современных культурных процессов, включающих сознательное усвоение народнопоэтического творчества.

В этой связи рассмотрены отдельные аспекты проблемы "фольклор-самодеятельность", среди них - взгляд на самодеятельность как на одну из платформ современного функционирования фольклора.

Основная суть художественной самодеятельности состоит в непрофессиональности занятий искусством, независимо от происхождения последнего. Фольклор же по природе своего происхождения - непрофессиональное искусство, входящее как составная часть в полифункциональную структуру художественной самодеятельности. Главные, точки соприкосновения обоих явлений обнаруживаются в процессах: I/ исполнительства - как репертуарное наличие фольклорных песен в самодеятельности. Сценическая адаптация современного на-роднопесенного творчества способствует его социализации, широко реализуя возможность усвоения и передачи либо в максимальном приближении к традиционно-аутентичным формам, либо в трансформациях, приспособленных к нынешним художественным потребностям;

2/ творчества - как участие самодеятельных коллективов в создании потенциально фольклорных песен, то есть таких, которые могут включиться в процесс фольклоризации при наличии благоприятных ситуаций. Сам факт исполнения самодеятельным коллективом способствует популяризации, распространению, внесению вариантных изменений и тому подобных моментов, ускоряющих фолькло-ризацию песен, созданных участниками самодеятельности.

Ныне все инициативы на фольклорной основе - от самодеятельных групп, исполняющих народные песни, до грандиозных народнопе-сенных фестивалей общенационального масштаба, от творчества отдельного певца до деятельности больших фольклорных ансамблей -пребывают в общей системе народной художественной культуры как важный смысловой и функциональный элемент общественного и эстетического значения. Фольклор, самодеятельность и профессиональная литература сосуществуют, находясь не в оппозиционных, а в диалектических связях как часть общего динамического творческого процесса развития культуры социалистического общества.

Независимо от способов формирования, фольклорная эстетическая система у славянских народов реально существует и постоянно себя проявляет. Творчество представителей народных масс является весомым вкладом в утверждение новой, социалистической культуры. Особенно этот вклад ощутим в жанрах, которые издревле сосуществуют и взаимодействуют в профессиональном и непрофессиональном искусстве.

Культурное взаимодействие славян, которое складывалось исторически, в прошлом существенно не нарушало, однако, представлений о фольклоре как об искусстве, национально замкнутом. В настоящее время все активнее заявляет о себе межнациональный фольклорный фонд. Совершенно закономерно, что процесс фольклорного взаимодействия и взаимообогащения особенно интенсивно проявляет себя в современной песенной культуре славян. Открытость, отсутствие функциональной ограниченности, общность идейно-тематической основы позволила современной песенной поэзии славян перешагнуть рамки отдельных этно- и социогрупп, выйти на интернациональную арену, способствуя тем самым активизации прогрессивного обмена духовными ценноетями.

Опережающая способность разнообразных проявлений эстетического отношения искусства к действительности открывает новые возможности и для современного славянского фольклорного песнетвор-чества как результата сознательной и целенаправленной деятельности народных масс, постигших объективные законы истории и применяющих их в целях культурного и социального прогресса.

 

Список научной литературыШумада, Наталия Сергеевна, диссертация по теме "Фольклористика"

1. Маркс К. Положение фабричных рабочих. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.12, с.189-192.

2. Маркс К. Из рукописного наследства К.Маркса. Из экономических рукописей 1857-1858 годов. Введение. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.12, с.709-738.

3. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.41-174.

4. Маркс К. Экономические рукописи. Критика политической экономии. Глава о капитале. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.1, с.3-553.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.

6. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.2, с.231-364.

7. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.23-178.

8. Энгельс Ф. Письма. Энгельс И.Вейдемейеру. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.28, с.444-449.

9. Энгельс Ф. Проект коммунистического символа веры. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.354-360.

10. Ленин В.И. Философские тетради. К вопросу о диалектике. -Полн.собр.соч., т.29, с.316-322.

11. Ленин В.И. Философские тетради. Конспект книги Аристотеля "Метафизика". Полн. собр. соч., т.29, с.323-332.

12. Ленин В.И. Философские тетради. Конспект книги Гегеля "Наука логики". Полн.собр.соч., т.29, с.77-218.

13. Ленин В.И. Письма о тактике. Полн.собр.соч., т.31, с.131— 144.

14. Ленин В.И. О государстве. Полн.собр.соч., т.39, с.64-84.

15. Ленин В.И. О пролетарской культуре. Полн.собр.соч., т.41, с.336-337.

16. Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах. Полн.собр.соч., т.42, с.264-304.

17. Ленин В.И. Письма. 1905 ноябрь 1910. А.В.Луначарскому. - Полн. собр.соч., т.47, с.52-54.

18. Исследования славянского фольклора, литературы, искусства

19. Азбелев С.Н. Фольклор в системе общественного сознания. -В кн.: Проблемы фольклора-M., 1975, с.21-30.

20. Акимова Т.М. Очерки истории русской народной песни.-Саратов: ¥зд-во Саратовского университета, 1977. 188 с.

21. Алигер М. Высокая простота. Литературная газета, 1978, 8 марта, с.6.

22. Андроников И. Первая встреча с Горьким. Литературная газета, 1976, I января, с.7.

23. Аникин В.П. Возникновение жанров в фольклоре /к определению понятия жанра и его признаков/. Русский фольклор, 1966, т.Х, с.28-42.

24. Аникин В.П. Коллективность как сущность творческого процесса в фольклоре. Русский фольклор, i960, т.У, с.7-24.

25. Аникин В.П. Творческая природа традиций и вопрос о своеобразии художественного метода в фольклоре. В кн.: Проблемыфольклора. М., 1975, с.30-39.

26. Аникин В.П. Традиции жанра как критерии фольклорности в современном творчестве /частушки и пословицы/. Русский фольклор, 1964, т.IX, с.82-96.

27. Афанасьев В.А., Гордшчук М.М., Зубков С.Д. Сучасне укра-1'нське мистецтво в загальнослов"янському контекстг. В кн.: IX Мгжнародний з"1зд славгстгв. 1стор1я, культура, фольклор та етнографгя слов"янських народгв. Ки1в, 1983, с.180-197.

28. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. М.: Современник, 1977. - 400 с.

29. Барташэвгч Г.А., Кабаашкау К.П. Сучасны стан беларускай на-роднай паэтычнай творчасщ -М1нск: Навука I тэхнгка, 1973. -28 с.

30. Бахтин В. Фольклор подлинный и мнимый. Литературная газета, 1979, I марта, с.6.

31. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренесанса. М.: Художеств.литература, 1965.526 с.

32. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 424 с.

33. Белинский В.Г. 0 русской повести и повестях г.Гоголя /"Арабески" и "Миргород"/. Полн.собр.соч., т.1, М.-Л., 1953, с.259-307.

34. Бенеш Б. Изучение современных фольклорных жанров в Чехословакии. В кн.: Фолклорът и народните традиции. София, 1976,с.69-75.

35. Березовський 1.П. Украшська народна творчгсть /20-30 роки35,36,37,38,39,40,4142,43