автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему:
Специфика романтизма в романе А. де Мюссе "Исповедь сына века"

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Шевякова, Эвелина Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.05
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Специфика романтизма в романе А. де Мюссе "Исповедь сына века"'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Шевякова, Эвелина Николаевна

ВВЕДЕНИЕ. К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ ПОЭТИКИ ИСПОВЕДАЛЬНОГО

РОМАНА В РАННЕМ ФРАНЦУЗСКОМ РОМАНТИЗМЕ

ГЛАВА I. ПОЭТИКА "ИСПОВЕДИ СЫНА ВЕКА" КАК ВОПЛОЩЕНИЕ

РОМАНТИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ МИРА

1.1. Соотношение субъективного и объективного начал в романтической поэтике Мюссе

1.2. Стилистический план романа как отражение романтического мировосприятия

1.3. Диалектика эмоционального и аналитического в романе

1.4. Поэтика ключевых слов, движение поэтических образов и мотивов

ГЛАВА 2. ДИНАМИКА РОМАНТИЧЕСКОГО.МИРОВОСПРИЯТИЯ В "ИСПОВЕДИ СЫНА ВЕКА". . ТЕНДЕНЦИЯ К УГЛУБЛЕНИЮ ОБЪЕКТИВНОГО НАЧАЛА В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОМАНА

2.1. Динамика конкретно-исторического времени как структурный элемент произведения

2.2. Новое соотношение героя с эпохой, характера с обстоятельствами.

2.3. Тенденция к нарушению монологической структуры произведения

2.4. Особенности становления этапов духовного развития романтической.личности

2.5. Функциональная роль преодоления "неистовых". • . элементов во второй редакции романа

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Шевякова, Эвелина Николаевна

Проблемы, связанные с поэтикой романтизма, ее эволюцией, типологией романтических жанров в их развитии, изучением поэтической системы отдельного романтического произведения привлекают все более пристальное внимание современного литературоведения, На новом этапе изучения романтизма в советской литературоведческой науке 60-х - 70-х годов было изжито представление о "неполноценности" романтизма как художественного метода, конкретно-историческое изучение национальных вариантов романтизма начало соединяться с историко-типологическими исследованиями, началось изучение романтизма в контексте европейского, а вернее, мирового историко-литературного процесса с учетом его новаторства, эволюции, различных типов романтизма, их соотношения с предшествующими и последующими периодами литературного развития.

Актуальность данного исследования определяется, прежде всего, обращением к этим новым задачам изучения романтизма, к романтическому французскому наследию 30-х годов XIX века, к новому типу романтизма, сложившемуся в это время, к проблеме соотношения романтизма и реализма. Эта проблема остается одной из наименее исследованных в свете современных представлений о романтизме.

На современной стадии изучения романтизма, наряду с представлением о взаимовлиянии, синтезе романтических и реалистических элементов в работах У.Р.Фохта (4.45, с. 192), А.Н.Нико-люкина (4.33, с. 281-282) в решении этой проблемы наметилась иная тенденция: "Глубинные изменения во всей системе художественного мышления романтиков" (И.Г.Неупокоева, 4.31, с. 28), "Коренной поворот в самом романтизме" (Н.Я.Берковский, 3.7, с. 150), "эволюция романтического миропонимания" (Н.А.Гуляев, 4.14, с. 7), "раскрытие потенциальных возможностей. отдельных элементов" художественной системы (Ю.Г.Нигматуллина, 3.51, с. 16) определяют особенности литературы переходного периода.

И.Г.Неупокоева пишет о "исторической эволюции самой поэтики романтизма", о "явлениях порубежных с другими стадиями художественного мышления", о том, что "изучение ВТОРОГО ЭТАПА в развитии европейского романтизма (1830-1870-е годы) выдвигается как самостоятельная задача", так как в этот период "сам "облик" романтизма. во многом был уже существенно иным, чем в первые десятилетия века" (4.32, с. II, 13). Этот период в развитии романтизма, в частности, романтизм 30-х годов XIX в, мы будем в дальнейшем называть позднеромантическим, в отличие от раннеромантического этапа (Шатобриан, Сталь, Сенанкур, Конс-тан) и от романтизма 20-х годов.

Проблема соотношения романтизма и реализма приобретает особое значение в связи с одной из важнейших задач литературоведческой науки - изучением преемственности и новаторства литературного развития, "диалектики литературной эпохи" (4.30, с. 99). В литературоведении утвердилась мысль о том, что литературный процесс - не механическая смена направлений, а определенная движущейся историей многосложная целостность в динамике становления, сложной диалектике соотношения литературных явлений. Изучая литературную эпоху в ее целостности и динамизме развития, Н.Я.Берковский рассматривал романтизм - "детище" французской революции - как своеобразное историко-литературное горнило, в котором переплавлялись "достижения предшествующих веков" и зарождались "первые витки искусства, которому еще предстояло завоевывать для себя поприще" (3.7, с. 154).

В этом аспекте изучение романа Мюссе представляет исключительный интерес, так как "Исповедь сына века" относится к тем по-своему уникальным (во всяком случае, не столь многочислен-ням)-явлениям в истории литературы, возникшим в переходные эпохи, в которых с особой яркостью воплощается, как бы концентрируется в пределах одного художественного целого эволюция литературного движения, его перспектива, порожденные спецификой данной исторической эпохи,

В советском литературоведении монографических работ о творчестве Мюссе нет, но в учебниках, статьях, предисловиях к произведениям поэта принято рассматривать "Исповедь сына века" как романтическое произведение. Некоторые исследователи считают роман Мюссе реалистическим: И.Г.Неупокоева (4.31, с. 22), И.Шетер (4.48, с. 82), А.Тетеревникова (4.39, с. 364). Французские филологи, не исследуя конкретно прозу Мюссе (во французской мюс-сеистике исследована, в основном, только поэзия Мюссе, в XX веке все растет интерес к драматургии поэта), в целом рассматривают его роман как традиционно-романтическое произведение, хотя некоторые французские критики приближают прозу Мюссе к классицистической (4.76).

Между тем, в поэтической ткани "Исповеди сына века" происУ ходит переосмысление классицистических традиций, развитие ран-неромантических, зарождение явлений, предвещающих импрессионистскую и символистскую поэтику, подчиненных новому романтическому целому. В романе осуществляется трансформация романтической поэтики, создается особый тип романтизма, в недрах которого зреют новые художественные тенденции - т.е. отражается обусловленная историей живая динамика литературного развития в его преемственности и новаторстве.

В художественном строе романа запечатлен переход нового содержания в форму, запечатлена форма в становлении, когда новое эстетическое качество еще не сложилось окончательно, но уже наметилось. В недрах романтической системы, романтической поэтики "Исповеди", воплощая эволюцию романтического миропонимания автора, вызревают новые художественные тенденции. Они отражают характерное для литературы 30-х годов движение "к широкому социальному повествованию" (3.49, с. 312), они означают рождение нового типа романтизма.

Эта внутренняя динамика художественной системы романа Мюс-се определила композицию работы, в первой главе которой изучается ПОЭТИКА "ИСПОВЕДИ СЫНА ВЕКА" КАК ВОПЛОЩЕНИЕ РОМАНТИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ МИРА, т.е. исследуется художественная система романа, реализующая романтический "поток жизни", а во второй главе - ДИНАМИКА РОМАНТИЧЕСКОГО МИРОВОСПРИЯТИЯ В "ИСПОВЕДИ". ТЕНДЕНЦИЯ К УГЛУБЛЕНИЮ И РАСШИРЕНИЮ ОБЪЕКТИВНОГО НАЧАЛА В ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОМАНА.

Исследование поэтического строя такого произведения может дать некоторый дополнительный материал для понимания общих закономерностей движения литературного процесса 30-х годов XIX века.

Проблемы соотношения романтизма и реализма, исследование специфики романтизма в произведении переломного периода обретают особую актуальность в свете идеологической борьбы за наследие французского романтизма. "Забывая" о гуманистическом смысле романтических произведений, представители формалистических течений в современной филологии в стремлении "уничтожить" реализм, пытаются доказать родство модернистов с романтиками, утвердить "традиции" и "ценностность" модернистских теорий.- Так, в работе Б.Массона Мюссе провозглашается предшественником Фрейда и

Сартра (3.130), в работе Г.Д.Барбажелата (3.98) - предшественником испанских, мексиканских и аргентинских модернистов. М.Менье (3.132) пытается установить прямую связь между "Исповедью сына века" и "Тошнотой" Сартра. Ф.Супо (3.140) пишет о Мюссе как о предшественнике сюрреалистов.

В этом плане конкретно-исторический и типологический подход к изучению поэтики "Исповеди", ее гуманистического пафоса, определение места произведения в литературном процессе, его традиций и новаторства, связи с последующим этапом литературного развития особенно важны.

В последние десятилетия все возрастает интерес к проблемам поэтики, которая "не может не заниматься внутренним строением художественных произведений, литературными жанрами, их развитием, так же как и общими принципами творческого воплощения жизни" (3.87, с. 398). Поэтому также актуальны исследование поэтической системы романтического произведения переходного периода, постижение через внутреннюю структуру художественного мировосприятия автора, ' стремление проследить взаимозависимость подвижных жанра-метода-стиля.

Роман Мюссе представляет собой редкостный материал для исследователя и потому, что в нем воплощена динамика жанра в пределах одного произведения, т.е. он является в одно и то же время и своеобразным итогом, обобщением развития исповедального романа, и одним из первых социально-психологических романтических произведений. Изучение "Исповеди сына века" в сопоставлении с ранним исповедальным романом, попытка системно-типологического исследования исповедального жанра позволяют не только постичь эволюцию исповедального романа, но и дают возможность проникнуть в некоторые общие закономерности, проявляющиеся в формировании романного жанра.

Исследование романтической прозы поэта, почти совершенно не изученной, бросает дополнительный свет и на его поэзию и драматургию, вносит новые акценты в традиционный облик Мюссе - "дитя" и "денди", созданный зарубежной мюссеистикой. Представители биографической школы утвердили во французской критике образ Мюссе -"чистого лирика", "поэта сердца", - "изящная фантазия", "игривость шутки", "грациозность" (3.82, с. 278), "насмешливая легкость" (3.71, с. 471) поэзии которого создавали впечатление о ее узко личном, камерном содержании, удаленности от социальных проблем. Известное значение в разрушении традиционного представления о Мюссе сыграли работы Э.Анрио (3.I2I), Ф.Ван Тигема (3.144), П. Дэкса (3.II2), в которых произведения Мюссе рассматривались в тесной связи с общественной проблематикой эпохи и своеобразием мировоззрения поэта. Теоретические исследования современных ученых - Ф.Ван Тигема (3.I4I, 3.142, 3.143) А.Пейра (3.137), П.Бар-бериса (3.99), Р.Буржуа (3.103, 3.104) и других - способствуют новому подходу к творчеству Мюссе, конкретно-историческому изучению его наследия.

Двадцатый век "открыл" драматургию поэта, но, в целом его творчество еще не получило объективного освещения во французской критике, не оценено по достоинству, не преодолена инерция "легкого" и "несерьезного" отношения к произведениям Мюссе, не изучена его проза, статьи, письма. В мюссеистике последних лет можно отметить растущее внимание к прозе, в частности к роману "Исповедь сына века". Но, преодолевая ограниченность традиционной автобиографической концепции романа, новые исследования семиотического плана (4.60), структуралистской направленности (3.127), несмотря на множество интересных частных наблюдений, не могут дать целостного представления о произведении, его художественной неповторимости, его сложной внутренней динамике,

В советском литературоведении творчество Мюссе исследовали Д.Д.Обломиевский (3,54), Е.М.Евнина (4.20), Н.С.Шрейдер (4.56), М.С.Трескунов (4.40, 4.41), А.Тетеревникова (4.39), Л.А.Миронен-ко (5.3), Т.В.Соколова (3.74). Полемизируя с теми французскими литературоведами, которые считают Мюссе сторонником "искусства для искусства", советские ученые утвердили общественную ценность наследия Мюссе, раскрыли своеобразие идейной и общественной содержательности его произведений. Глубокие и тонкие замечания о природе романтического в "Исповеди" высказывались Д.Д.Обломиев-ским, Н.С.Шрейдер, Е.М.Евниной в обзорах творчества поэта, в работах общего характера, не предполагающих конкретного анализа произведения. Предметом целостного всестороннего исследования роман Мюссе не был.

Целью данной работы является изучение поэтики исповедальной прозы и ее эволюции во французском романтизме; изучение поэтической системы "Исповеди" как романтического произведения переломного периода, постижение эволюции романтического миропонимания автора через преображение романтических структур; исследование специфики романтизма "Исповеди" в соотношении с ранним романтизмом и реализмом 30-х годов XIX века.

В процессе исследования для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

I. Проанализировать раннеромантические произведения Фран-суа-Рене де Шатобриана ("Рене"), Этьена де Сенанкура ("Обер-манн"), Жермены де Сталь ("Дельфина"), Бенжамена Констана ("Адольф") для того, чтобы выявить основные тенденции становления и развития исповедальной прозы начала века.

2. Исследовать своеобразие индивидуального художественного воплощения романтической поэтики в "Исповеди сына века",

3. Проследить запечатленную в художественном строе романа динамику метода-жанра-стиля в их взаимосвязи и в их зависимости от изменений в романтическом миропонимании Альфреда де Мюссе, т.е. исследовать преображение романтических структур (двоемирие, романтическая структура конфликта, романтическая структура образа, сюжета) в подвижном жанре и видоизменение жанра в пределах романтического целого. Изучить движение конкретно-исторического времени как структурный элемент романа, наметившуюся динамику соотношения героя с эпохой, характера с обстоятельствами, тенденцию к нарушению монологизма, особенности становления этапов духовного развития "открытой" романтической личности.

4. Сравнить текст "Исповеди сына века" 1836 года и редакцию романа 1840 года с целью выяснить роль преодоления "неистовых" элементов в стилистической правке 1840 года.

5. Исследовать новеллу Альфреда де Мюссе "История белого дрозда" как пародийное преодоление исповедального жанра.

6. Изучить своеобразие художественного единства произведения переломного периода, в котором на разных уровнях намечена трансформация структур, но целостность поэтической системы обусловливается ее романтической основой .

Научная новизна работы - в попытке исследовать роман Альфреда де Мюссе "Исповедь сына века" в его содержательно-формальной цельности. Поскольку "изучение художественного мира в его внутренней цельности прежде всего предполагает обращение к исследованию функционального значения всех элементов внутри целого" (4.13, с. 127), - то через анализ функционально-активной художественной системы автор работы стремился постичь своеобразие романтического видения мира Альфреда де Мюссе, Изучить семанти-ко-поэтический строй романа: соотношение субъективного и объективного, поэтику пространства, цвета, света, времени, использование приемов романтической живописи в поэтическом мире романа, взаимодействие эмоционально-аналитических начал, поэтику ключевых слов, движение поэтических образов и мотивов, проанализировать стилистический план романа как отражение романтического мировосприятия поэта.

Так как стиль понимается как "форма движения художественной мысли писателя в ее неповторимости" (4.57, с,III), как "представитель целого в каждой части" (4.7, с, 77) произведения, то через трансформацию элементов внутренней структуры романа постигалось видоизменение романтического мировосприятия Мюссе.

Предпринята попытка наметить в системно-типологическом аспекте эволюцию жанра исповедального романа в его становлении в раннем французском романтизме, расцвете и модификации в поздне-романтический период. Новизна работы также в стремлении изучить индивидуальное преломление типологического процесса соотношения романтизма и реализма (характерного для историко-литературной ситуации 30-х годов XIX века) в романе Альфреда де Мюссе не как "привнесение" реалистических элементов, а как преображение внутренней структуры романтического произведения в связи с новым отношением автора-романтика к жизни, с освоением нового содержания.

Теоретическая и практическая значимость работы в том, что исследование эволюции исповедального романа, поэтического строя "Исповеди сына века" в предложенном аспекте может дать некоторый дополнительный материал для понимания общих закономерностей движения литературного процесса, динамики жанра, определенных этапов эволюции романтизма, определенных типов романтизма, специфики перехода от романтизма к реализму. Материалы исследования и некоторые выводы могут быть использованы для разработки курса лекций по истории зарубежной литературы XIX века, а также для подготовки спецкурсов и спецсеминаров по романтизму, по истории французского романа XIX века.

Методологической основой работы являются марксистско-ленинские теоретические принципы исследования литературного процесса, художественного произведения в историко-генетическом плане, в неотделимости формы от содержания. Автор опирался на современные достижения советской филологии, В диссертации использовались теоретические и историко-литературные труды французских ученых, В целях всестороннего анализа романтического произведения, для более глубокого проникновения в поэтику жанра исповедального романа, в поэтику романтического метода в его динамике в данной работе предполагается совмещение системного анализа с приемами типологического, историко-литературного, сопоставительного методов исследования.

Материалы исследования - художественные тексты на французском языке. Основной материал изучения - роман Альфреда де Мюссе "Исповедь сына века" в редакции 1836 года и во второй редакции, после стилистической правки 1840 года, поэзия Мюссе, а также исповедальная проза Франсуа-Рене де Шатобриана ("Рене"), Этьена де Сенанкура ("Оберманн"), Жермены де Сталь ("Дельфина"), Бенжамена Констана ("Адольф"), В качестве дополнительных материалов используются романы Стендаля, Жорж Санд, новелла Мюссе "История белого дрозда", а также статьи, письма, дневники французских романтиков и реалистов.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний, библиографии и приложения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Специфика романтизма в романе А. де Мюссе "Исповедь сына века""

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И на моем столе Расин с Шекспиром вместе, И с ними Буало, простивший их во всем.

А. де Мюссе

Et, sur tant de debris, marchons vers l'avenir.

A. de Musset

Эволюция жанра исповедального романа, его формирование, развитие, изменение жанровых форм, трансформация жанра в период новых историко-литературных ориентации 30-х годов, наконец, его пародийное преодоление - материализует .процесс' становления, развития и видоизменения романтического миропонимания. И если в исповедальном романе Шатобриана, Сенанкура видение мира уже романтическое, то в социально-психологическом романе Мюссе видение мира еще романтическое.

Исповедальный роман, один из первых жанров, отразивших трагедию индивидуализма, ищет пути ее преодоления. Сыграв значительную роль в художественном освоении разлада личности и общества, исповедальный роман в то же время становится дорогой поисков связи личности и мира, проникается пафосом проблемнос-ти, в развитии жанра превращается в одну из форм социального романа. Возникнув из эпистолярной прозы 18 века (4.22), "Исповеди" Руссо, освещенный доминирующим в эпоху романтизма жанром романтической поэмы, исповедальный роман и в период формирования, и достигнув расцвета, при всех изменениях жанровых форм, при всей вариативности развития, сохраняет единую основу: личностное отношение к действительности, особую структуру характера романтического героя, особое соотношение героя с миром, автора с героем. Под влиянием закономерностей жанра социального романа, который становится ведущим в ЗО-е годы, что определено историческим моментом и меняющимся мировосприятием, личностное начало начинает вытесняться изображением объективной сферы, миром реальности. Этот мир постепенно поглощается художественной тканью произведения, описательноеть растворяется в деталях, элементах прозаического целого, знаменуя романную драматизацию изображения действительности. Трансформация жанра исповедального романа совершается изнутри романтического целого.

Неповторимое своеобразие динамического художественного видения Мюссе проявляется в том, что, запечатлев в "Исповеди" расцвет исповедального жанра и, одновременно, его трансформацию, он приходит в 40-е годы к пародированию исповедального жанра и основных принципов романтической поэтики в новелле "История белого дрозда", которая становится во многом самопародией. Показательно, что пародируются не "неистовые" мотивы, - их в новелле нет: ни "кошмаров", ни хаотической композиции, ни потока образов, ни "анатомирования". Пародия глубже и многозначнее, ибо новелла повествует о "превращении" обывателя в романтика, об обывательской игре "в романтизм"^, при этом, осмеивается и тот, кто играет, и сами правила игры, т.е. осмеивается обыватель, приспосабливающий к своим меркам романтический идеал, а с другой стороны - пародируются ставшие традиционными романтические мотивы "изгнания", "отчуждения", "странничества", "возвращения", "сиротства", "разочарования", "бегства".

Характерно пародийное сочетание высокого стиля и прозаиз-мов, обывательских мыслей и экспрессивности речей новообращенного "романтика", всегда сохраняющего дистанцию между своей сущностью и романтической "оболочкой". Сталкивая видимость и истину j печальная и мудрая концовка новеллы неожиданно вносит в пародийную тональность ноты высоко романтического представления о том, что истина - лишь любовь, искусство и неожиданность жизни во всех ее проявлениях.

Чувствуя "дыхание времени", Мюссе улавливает измельчание романтического героя, вернее, приспособление к романтическому идеалу прозаических душ и, пародируя их, он скорбит по истинно романтическому порыву к прекрасному, освобожденному как от прозаической расчетливости, так и от преувеличений романтической патетики. Оставаясь романтиком, Мюссе пародийно преодолевает многие моменты, ставшие традиционными, устоявшимися в романтической поэтике, происходит "ироническое снижение канона"(3.57, с. 209), что было связано с рождавшейся внутри художественной системы поэта новой эстетической программой. Пародийное переосмысление жанра исповедального романа, эта самопародия изнут-г ри" видоизменившегося романтического сознания, изнутри нового типа романтизма запечатлевает кризис жанра, художественной модели исповедального романа в изменившихся историко-литературных условиях 40-х годов.

В романе 1836 года, в "Исповеди сына века", нет сознательной пародийной тенденции, хотя сфера романтической иронии расширяется. Романтическая "Исповедь" Мюссе в своеобразии национального и индивидуального преломления воспроизводит те общие закономерности, которые проявляются в исторических законах формирования жанра романа, а именно: расширение охвата действительности, ее многосторонняя обусловленность и конкретизация, усиление драматического элемента в изображении реальности, углубление психологического анализа. Рационалистически провозглашенная идея просветителей, претворившаяся в лирический пафос идей у романтиков, - драматизируется, начинает воплощаться во всем художественном строе социального романа 30-х годов. Таким образом, в судьбе жанра, в эволюции исповедального романа своеобразно преломилось историко-литературное движение от Просветительства к романтизму и от романтизма к реализму. И если процесс перехода от Просветительства к романтизму больше связан с "ломкой" и "разрывом", ^ то переход от романтизма к реализму определяется, прежде всего, преемственностью традиций.

В поэтике "Исповеди сына века" реализовалась индивидуальная ДИНАМИЧЕСКАЯ художественная система А. де Мюссе - романтика П03ДНЕР0МАНТИЧЕСК0Г0 периода, определенная этапом ОДНОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ РОМАНТИЗМА И РЕАЛИЗМА.

Исследуя специфику героя и жанра в произведениях Мюссе "Ролла", "Лоренцаччо", "Ночи", Мироненко Л.А. (5.3) приходит к выводу о том, что жанровая эволюция творчества Мюссе отражает эволюцию романтического сознания в целом, путь европейского 27 романтизма. Своеобразие "Исповеди" в том, что в ней в пределах одного романа "возродился" этот путь, воплотился как проявление потенциальных возможностей романтизма.

Говоря о развитии романтизма в славянских странах, А.С.Буш-мин подчеркивает: "Переход от романтизма к классическому реализму. был не столько этапом борьбы, "разрыва", "ломки","преодоления", сколько эволюцией, перерастанием одного в другое." (4.8, с. 142).

Исповедь сына века", произведение переходного периода, в самой структуре своей воплотившее соотношение романтизма и реализма, индивидуально преломляя этот типологический процесс, реализует его не как синтез элементов двух художественных систем, не как привнесение "извне" реалистических элементов, - а как модификацию внутренней структуры романтического произведения. Необыкновенная подвижность внутренней структуры являет кристаллизацию реалистических тенденций в романтическом целом, которые вызревают в результате эволюции романтического понимания действительности.

Поскольку расширяется - по сравнению с традиционным исповедальным романом - охват действительности, изменяется подход к нем, то увеличивается роль объективного начала, кристаллизуется новое его качество. Так как объективное начало углубляется во всей эстетической системе романа, то это ведет к видоизменению характерного для романтизма соотношения субъективного и объективного начал, намечается внутреннее перераспределение, начинает очерчиваться новое диалектическое единство, что определяет и трансформацию жанра, и специфику метода "Исповеди" как произведения 30-х годов.

Многие концептуальные романтические черты начинают переосмысливаться, трансформироваться: лирический универсализм сочетается с углубляющейся конкретно-исторической и социальной обусловленностью; масштабность проблем достигается не столько космическим антуражем, сколько лирическим исследованием конкретно-исторического момента; исключительный герой (ибо исключительна степень накала его страстей) является "сыном века", показанным в формировании этапов духовного развития; романтическая субъективность видоизменяется: авторские суждения утрачивают романтический максимализм оценок, проявляются тенденции к обособленности героя от автора, к разрушению монологизма в романе; типизация умонастроения сочетается с типизацией судьбы; идея развития социально и исторически углубляется, представление о развитии как о "текучести", "потоке" начинает трансформироваться в динамику конкретно-исторического времени; духовное начало остается ведущим, но предпринята попытка романтически изучить конкретную историческую действительность, которая определяет судьбу поколения; идеал остается недостижимым» но возможным, герой представлен в пути к идеалу, намечена тенденция сближения прекрасного и реального, "низменная" действительность начинает восприниматься многограннее; движение лирических мотивов реализует разрыв с романтическим индивидуализмом.

Новое содержание преобразует систему романтических изобразительных и выразительных средств, они начинают обретать - внутри романтического художественного целого - новые функции, происходит переосмысление романтической поэтики. То, что служило воплощением романтического видения, превращается в предмет изображения и отрицания, как, например, космическое пророчество гибели земли, которое, как уже было сказано, судится и с позиций романтического идеала, и с позиций неоднозначного восприятия самой действительности. Романтическая аффектация становится, в некоторой степени, предметом изображения, иронического остранения автора; романтическая тема "двойника", "превращения" - средством постижения неоднозначности жизни, психологическим приемом, также как и переосмысленный романтический контраст. "Неистовые мотивы", алогизм, абсурдность существования утрачивают характер общей стихии жизни, "нормы" бытия, видоизменяясь в средство разоблачения бездуховного мира конкретно-исторического периода.

Отсутствие мистики, решающая роль объективного мира, неотделимость героя от социальной действительности - динамичной и стремительной; исследование социально-исторических причин "болезни века", гротескное изображение зла: не оправдание его, а обличение; непримиримость, внутреннее сопротивление героя, отказ от индивидуализма, устремленность к идеалу, концепция солнечного будущего, - вся идейно-эстетическая система романа свидетельствует о том, что романтизм Мюссе потенциально несет в себе стендалевское начало, а не является предвестием модернизма, как утверждают некоторые зарубежные исследователи. Поэтический мир Мюссе по всему своему пафосу противостоит модернистскому -с его мистикой, отказом от объективной реальности, некоммуникабельностью, неизменной и неподвижной действительностью, исключающей социально-историческую обусловленность, с его оправданием зла, сломленным, примирившимся героем - индивидуалистом, отсутствием идеалов, пессимистическими прогнозами. Утверждая "родство" с романтиками на основе внешнего сходства отдельных приемов, отдельных компонентов художественной формы, теоретики модернизма оставляют в стороне конкретное решение важнейшего общеэстетического вопроса - об отношении автора к миру и человеку, Они не учитывают, что романтическое искусство всегда утверждало величие духа человека, что искусство романтиков никогда не было формалистическим экспериментом, а их отчаяние и пессимизм были порождены болью за человека,

Т.В,Балашова отмечает: "концепция личности преломляется.,, в выборе героя, авторской позиции по отношению к его "падениям"; в самой стилистике, исподволь нагнетающей настроение либо равнодушия, релятивистского принятия добра и зла, либо чувства протеста" (3,3, с, 59-60), Горестная и ироническая исповедь "сына века" запечатлевает гуманизм автора, его веру в торжество нравственного начала и в человеческой судьбе, и в судьбе эпохи. Эта вера и позволяет ему увидеть в "обломке" - носителя идеала, а эпоху "обломков" сопрягать с миром "свободных людей". Многоцветье жизни, а не только цвет "обломков", мажорные тона, а не только "ужас жизни", экспрессия обличения и пафос прорыва в мир гармонии и света, отношение к действительности как к "живой кровоточащей глине" - характеризуют позицию автора, которую он определил афористически в "Посвящении" к поэме "Уста и чаша": "Художник - человек и для людей трудится". Эта высоко гуманистическая позиция окрашивает все творчество Мюссе, определяя его место в романтическом искусстве, пафосом которого всегда было провозглашение вечно ценностного в человеке.

Специфика позднего романтизма в "Исповеди" в том, что это - "система в непрерывном становлении", формируется особый род целостности художественного произведения - целостность переходного периода, когда на разных уровнях идет внутренняя трансформация и видоизменения художественных структур.

На речевом уровне тенденция проявляется более скрыто, через ироническое отношение к романтической аффектации, ее несоотнесенность с поведением героя. Грамматические, стилистические категорииу изменение времен ("present" - "imparfait"), чередование личных и безличных конструкций, воплощая разные проекции авторского сознания, материализуют рождающееся новое качество романтической субъективности, что отражается в тенденции к нарушению монологизма. Движение ключевых слов, реализуя развитие авторской мысли, воссоздает путь к новому романтическому сознанию: "обломки" - "свободные люди", В напряженности ритма, его экспрессивности,семантической емкости выражается и общая атмосфера переломной эпохи, и авторское страстное, ироническое и горестное раздумье о мире. В том, что ритм "Исповеди" перестает быть "принципиально одноголосым" (6.1, с. 49), исповедальная тональность самообвинения и самооправдания начинает видоизменяться в социальный пафос - "Да скроется тьма!" - преломляются общие закономерности развития жанра и историко-литературного процесса.

Скачкообразное"движение от конкретного к абстрактному на уровне синонимических рядов, от частного, единичного - ко всеобщему на уровне синтаксических структур, от лирических переживаний к поэтическим обобщениям, - воплощает романтические принципы мышления, видения мира как "целостности в отрезках". Обрамленные кольцевой композицией внутренне контрастные части романа и отдельные главы воплощают мысль о единстве противоположностей, о романтически понимаемой целостности. Общим закономерностям видения мира подчинены и структура предложений, и "строение" мысли в пределах абзаца (ее разъятие, персонификация, логическое обобщение),и архитектоника абзацев, и общая композиция романа, и особенности внутренней "лепки" образа, и цепочки образов-мазков. Динамика романтического видения мира воплощена в приглушении ярко контрастных "кричащих" красок, в нюансировке цветовой палитры. Новое понимание целостности мира, путь к которой только начал намечаться через сближение полярностей, снятие заданности романтических концепций, естественно, не могло еще найти отражения в стилистике романа переходного периода.

Внутренние модификации широко проявляются на литературном уровне: в выборе героя, в новом его соотношении со средой, с обстоятельствами, с другими героями, с автором, с эпохой, - в новой системе детерминант, В романтическом произведении появляет в ся усложненное движение сюжета - и движение лирических мотивов, и линейное движение, определенное причинно-следственными категориями. Принцип контраста как романтический принцип организации сюжета утрачивает свое значение, смягчается "заданность" сюжета, появляется внешнее действие, в серии параллельных и пересекающихся историй, в многочисленных контрастно-параллельных ситуациях намечается движение самой жизни. Видоизменяется романтический конфликт, превращаясь в конфликт определенного времени, конкретизируется, многообразно мотивируется, приобретает социальный аспект.

Структура образа романтического героя существенно изменяется: это не "дух века", не условный романтический образ, - социально, национально, исторически, психологически, эмоционально определенное "дитя века" (разная степень глубины и последовательности этой обусловленности), показанное как порождение действительности, представленное в эволюции, "открытое" в будущее - вырастает в широкое художественное обобщение. Герой типизирует не только морально-психологическую трагедию поколения как часть социальной трагедии века, но и некоторые исторические, социальные особенности времени. Таким образом, типизируется не только духовная жизнь, но возникает тенденция к обобщению реальных связей и соотношений, создается романтическими средствами образ конкретных обстоятельств, приближающихся к типическим, во взаимодействии с которыми представлен герой.

Отчуждение романтического героя протекает так подвижно, изображено так конкретно, настолько неоднозначно мотивировано, что оно "превращается" в духовную эволюцию "открытой" романтической личности. Традиционный исповедальный любовный сюжет трансформируется в историю поколения; исповедальный лирический жанр - в социально-психологический романтический роман.

Что касается идейно-эстетического уровня, то в нем внутренние видоизменения проявляются в тенденциях к новому пониманию и освещению повседневности, к вызреванию новых перспектив

• по в романтической философии истории,' к отказу от индивидуалистического сознания. Намечается движение от морально-этической трактовки личности к социально-психологической, от концепции "потока жизни" - к конкретно-исторической и социальной обусловленности. Вызревает перспектива выхода к качественно новому восприятию мира: от двоемирия - к новой целостности, синтезу единичного и всеобщего, материального и духовного, реального и прекрасного, индивидуального и типического. Но, как уже было сказано, в романе этот процесс лишь намечен, не завершен, художественно не воплощен во всей полноте и определенности, речь идет не о переходе в новое качество, а о рождении нового типа

OQ романтизма. - При всех модификациях целостность "Исповеди" определяется ее романтическим началом - возникает на основе романтического миропонимания, тенденция к синтезу лишь обозначена, она осуществится в новой эстетической системе, поэтика романа запечатлевает наметившееся направление движения.

Это свидетельствует не о противоречиях во взглядах Мюссе, а о новаторстве его динамического романтизма, запечатлевшего диалектику литературного развития времени. Это свидетельствует о специфике индивидуального художественного пути Мюссе, обусловленного как закономерностями сосуществования романтизма и реализма, так и индивидуальным своеобразием художественного сознания поэта.

 

Список научной литературыШевякова, Эвелина Николаевна, диссертация по теме "Литература народов Европы, Америки и Австралии"

1.Произведения о с н о в о п о л о н н и -ников марксизма-ленинизма

2. Маркс К. Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 8, с. II5-2I7.

3. Маркс К. Гражданская война во Франции. Маркс К., Энгельс

4. Ф. Соч. 2-е изд.,т. 17, с. 317-370.

5. Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 годы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 7, с. 5-II0.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. -Соч. 2-е изд., т. 4, с. 419-459.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 3-230.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Романтизм. В кн.:.Маркс К. и Энгельс Ф. об искусстве. В 2-х т., т. I, М., 1957, с.418488.

9. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности.и . государства. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. 2-е изд., т.21, с. 23-178.

10. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 19, с. 185-230.

11. Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма. -Полн.собр.соч., т. 2, с. 119-262.

12. В.И.Ленин о литературе и искусстве: Сб. 6-е изд., - М.: Худож.лит., 1979. - 827 с.2. Официально-документальныематериалы

13. Косыгин А.Н. Выступление в Сорбонском университете 3 декабря 1966 г. В кн.: Косыгин А.Н. Избранные речи и статьи. М., 1974, с. 380-382.

14. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апр. 1979. -В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференцийи пленумов ЦК. Т. 13. 1978-1980 гг. 8-е изд., доп. М., 1981, с. 353-368.

15. О литературно-художественной критике: Постановление ЦК КПСС от 21 янв. 1972 г. В кн.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. II. 19721975 гг. 8-е изд., доп. М., 1978, с. 29-33.

16. Об идеологической работе КПСС: Сб.док. М.: Политиздат, 1977. - 639 с.3. К н и г и

17. Андреев Л.Г. Импрессионизм. -М.: Изд-во МГУ, 1980.- 250 с.

18. Арагон Л. Литература и искусство. Избранные статьи и речи. М.: ГШ, 1957. - 343 с.

19. Балашова Т.В. Активность реализма. Литературно-художественные дискуссии на Западе.- М.Искусство, 1982. 205 с.

20. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. П.: Худож. лит., 1975. - 502 с.

21. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Сов.писатель, 1963. - 363 с.

22. Белинский В.Г. Полн.собр.соч.: В 13 т. М.: Изд-во АН СССР, 1955, т. 7. - 740 с.

23. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л.: Худож.лит., 1973. - 568 с.

24. Буишин А.С. Методологические вопросы литературоведческого исследования. Л.: Наука, 1969. - 228 с.

25. Бушыин А.С. Преемственность в развитии литературы. Л.: Худож.лит., 1978. - 223 с.

26. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, IS66.- 403 с.

27. Виноградов В.В. О художественной прозе. М.-Л. : ГИЗ, 1930. - 190 с.

28. Виппер Ю.Б. Формирование классицизма во французской поэзииначала ХУП века. М.: йзд-во МГУ, 1967. - 543 с.

29. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. -М.: Искусство, 1978. 263 с.

30. Гаджиев А.А. Романтизм и реализм. Теория литературно-художественных типов творчества. Баку: Элм, 1972. - 349 с.

31. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4 т. М.: Искусство, 1973, т.4.- 676 с.

32. Герцен А.И. Былое и думы. Собр.соч.: В 30 т. М., 1956, т. 8. - 354 с; т. 9. - 518 с.

33. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л.: Сов.писатель, 1974. - 407 с.

34. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Сов.писатель, 1971. - 463 с.

35. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. -М.: Гослитиздат, 1957. 414 с.

36. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М.: Худож. лит., 1965. - 355 с.

37. Гуляев Н.А. Теория литературы. М.: Высш.школа, 1977. -278 с.

38. Де ла Барт Ф. Литературное движение на Западе в первой трети XIX столетия. Люди сумеречной поры. Романтический синтез (1780-1830). М.: Кушнерев и К0, 1914. - 245 с.

39. Де ла Барт Ф. Разыскания в области романтической поэтики и стиля, т. I. Романтическая поэтика во Франции. Киев, 1908. 520 с.

40. Де ла Барт Ф. Шатобриан и поэтика мировой скорби во Франции в.конце ХУШ и в начале XIX столетия. Киев, 1905.- 482 с.

41. Днепров В. Идеи времени и формы времени. Л.: Сов.писатель, 1980. - 598 с.

42. Европейский романтизм. М.: Наука, 1973. - 507 с.

43. Елистратова А.А. Байрон. М.: Изд-во АН СССР, 1956. -264 с.

44. Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность. М.: Изд-во АН СССР, I960. - 506 с.

45. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. -Л.: Наука, 1977. 407 с.

46. Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. Л.: Наука, 1974. - 274 с.

47. История романтизма в русской литературе. 1825-1840. М.: Наука, 1979. - 328 с.

48. История французской.литературы. М.: Изд-во АН СССР, 1956, т. 2. - 730 с.

49. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Т. 3. Эстетические учения Западной Европы и США (17891871). Раздел: "Франция". М.: Искусство, 1967, с.499-750.

50. К истории русского романтизма/ Под ред. Ю.В.Манна, И.Г. Неупокоевой, У.Р.Фохта. М.: Наука, 1973. - 552 с.

51. Карташова И.В. Гоголь и романтизм.- Калинин: Изд-во Ка-лининск. гос. ун-та, 1975. 124 с.

52. Кожинов В. Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк. М.: Сов.писатель, 1963. - 439 с.

53. Контекст. 1982. Литературно-теоретические исследования. -М.: Наука, 1983.- 336 с.

54. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. Л.: Просвещение, 1979. - 327 с.

55. Ладыгин М.В. Романтический роман: Пособие по спецкурсу. -М.: МИШ, 1981. 140 с.

56. Лилов А. Природа художественного творчества. М.: Искусство, 1981. - 479 с.

57. Литературные манифесты западноевропейских классицистов. -М.: Изд-во МГУ, 1980. 617 с.

58. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 638 с.

59. Литературная теория немецкого романтизма: Док. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1934. - 333 с.

60. Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд. доп. - М.: Наука, 1979. - 352 с.

61. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. - 384 с.

62. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М.: Худож.лит., 1978. - 398 с.

63. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М.: Наука, 1976.- 375 с.

64. Моруа.А. Литературные портреты. -М.: Прогресс, 1970. -454 с.

65. Неупокоева И.Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века. Опыт типологии жанра. М.: Наука, 1971. - 520 с.

66. Неупокоева И.Г. Революционный романтизм Шелли. М.:ГИХЛ, 1959. - 471 с.

67. Нигматуллина Ю.Г. Методология комплексного изучения художественного произведения. Ч. I. Казань: Изд-во Казанск. гос. ун-та, 1976. - 107 с.

68. Обломиевский Д.Д. Бальзак. Этапы творческого пути. М.: Гослитиздат, 1961. - 590 с.

69. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. Очерки. М.: Наука, 1968. - 375 с.

70. Обломиевский Д.Д. Французский романтизм. Очерки. М.: Гослитиздат, 1947. - 356 с.

71. Обломиевский Д.Д. Французский символизм. -М.: Наука,1973.- 300 с.

72. Писатели Франции. М.: Просвещение, 1964. - 699 с.357.'Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики.- М.: Сов.писатель, 1978. 446 с.

73. Поспелов Г.Н. Проблема литёратурного стиля. М.: Изд-во МГУ, 1970. - 330 с.

74. Проблемы романтизма: Сб. статей/ Сост. У.Р.Фохт. М.: Искусство, 1967. - 360 с.

75. Проблемы романтизма. Сб.статей/ Сост. А.М.Гуревич. Ы.:1. Искусство, 1971. 303 с.

76. Реизов Б.Г. Между классицизмом и романтизмом. JI.: Изд-во ЛГУ, 1962. - 255 с.

77. Реизов Б.Г. Стендаль. Философия истории. Политика. Эстетика. Л.: Наука, 1974. - 372 с.

78. Реизов Б.Г. Творчество Вальтер Скотта. М.-Л.: Худож. лит., 1965. - 497 с.

79. Реизов Б.Г. Французская романтическая историография (1815 -1830). Л.: Изд-во ЛГУ, 1956. - 535 с.

80. Реизов Б.Г. Французский роман XIX века. М.; Высшая школа, 1969. - 310 с.

81. Родзевич С.И. Лермонтов как романист. Киев, 1914. НО с.

82. Родзевич С.И. Предшественники Печорина во французской литературе. "Рене" Шатобриана, "Адольф" Бенжамена Констана, "Исповедь сына века" Мюссе, "Оберман" Сенанкура. Киев,-: тип. Т.Г.Мейнандера, 1913. - 48 с.

83. Романтизм в русской и зарубежной литературе: Межвузовский тематический сб. Калинин: Изд-во Калининск. гос. ун-та, 1979. - 187 с.

84. Рудяков Н.А. Основы стилистического анализа художественного произведения. Кишинев: Штиинца, 1972. - 179 с.

85. Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М.: Наука, 1982. - 391 с.

86. Сент-Бев. Ш. Литературные портреты. Критические очерки. -М.: Худож.лит., 1970. 582 с.

87. Современная советская историко-литературная наука. Актуальные вопросы: Сб.статей. Л.: Наука, 1975. - 347 с.

88. Соколов А.Н. От романтизма к реализму. Из курса лекций по истории русской литературы XIX века. М.: Изд-во МГУ, 1957. - 232 с.

89. Соколова Т.В. Июльская революция и французская литература. (I830-I83I). Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. - 171 с.

90. Степанов Ю. Французская стилистика. М.: Высш.школа,1965. 355 с.

91. Стилистические проблемы французской литературы: Сб. науч. ст. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1975. - 244 с.

92. Сучков Б. Исторические судьбы реализма: Размышления о творческом методе. 4-е изд. - М.: Сов.писатель, 1977.- 526 с.

93. Теория литературы. Основные проблемы в историческом- освещении.

94. T.I. Образ, метод, характер. М.: Изд-во АН СССР, 1962.- 452 с.

95. Т.2. Роды и жанры литературы. М.: Наука, 1964. - 486 с. Т.З. Стиль, произведение, литературное развитие. - М.: Наука, 1965. - 504 с.

96. Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения.- М.: Наука, 1982. 439 с.

97. Теория литературных стилей. Типология стилевого развития XIX века. М.: Наука, 1977. - 496 с.

98. Тураев С.Б. От Просвещения к романтизму. Трансформация героя и изменение жанровых структур в западноевропейской литературе конца ХУШ начала XIX в. - М.: Наука, 1983. -255 с,

99. Фаге Э. Девятнадцатый век. Литературные этюды. М.: Т-во тип. А.И.Мамонтова, 1901. - 456 с.

100. Фридлендер Г.М. К.Маркс и Ф.Энгельс и вопросы литературы.- 2-е изд. М,: Худож.лит., 1968. - 606 с.

101. Хованская З.И. Анализ литературного произведения в современной французской филологии. М.: Высш.школа, 1980. -303 с.

102. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. М.: Ху-дож. лит., 1982. - 334 с.

103. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. 4-е изд. - М.: Худож.лит., 1977. -446 с.

104. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность,человек. 3-е изд. - М.: Сов.писатель, 1982. - 416 с.

105. Художественный мир Э.Т.А.Гофмана. М.: Наука, 1982. -295 с.

106. Чичерин А.В. Идеи и стиль. О природе поэтического слова.- 2-е изд., доп. М.: Сов.писатель, 1968. - 374 с.

107. Чичерин А.В. Ритм образа. Стилистические проблемы. 2-е изд., расш. - М.: Сов.писатель, 1980. - 335 с.

108. Шрейдер Н.С. Из истории зарубежной литературы 1830-1840-х годов. Днепропетровск: Изд-во ДГУ, 1968. - 72 с.

109. Шрейдер Н.С. Французская литература периода Консульства и Империи. Днепропетровск: Изд-во ДГУ, 1972. - 34 с.

110. Эйхенбаум Б. О прозе: Сб.ст. Л.: Худож.лит., 1969. -502 с.

111. Эстетика американского романтизма. М.: Искусство, 1977.- 464 с.

112. Эстетика и творчество русских и зарубежных романтиков: Сб.науч.тр. Калинин: Изд-во Калининск. гос.ун-та, 1983. - 183 с.

113. Эстетика раннего французского романтизма. М.: Искусство, 1982. - 480 с.

114. Allem М. A.de Musset. Paris: Arthaud, 1947. - 241 p.

115. Barbagelata H. Les grands romantiques fran^ais et le mo-dernisme en Amerique Latine. Pariss ed. France-Ameri-que, 1961. - 86 p.

116. Алексеев М.П. Байрон и английская литература. В кн.: Алексеев М.П. Из истории английской литературы. Этюды, очерки, исследования. М.-Л., I960, с. 347-389.

117. Андрее А. Поэт и его проза. В кн.:.А.де Мюссе. Исповедь сына века. Новеллы. Л., 1970, с. 3-14.

118. Балашов Н.И. Алоизиюс Бертран и рождение стихотворенияв прозе. В кн.: Алоизиюс Бертран. Гаспар из тылы. - М., 1981, с. 235-295.

119. Балашов Н.И. Элементы "стихотворения в прозе" у Льва Толстого в 1850-1860-е годы. Славянские литературы. УШ Международный съезд славистов. Загреб-Любляна, 1978. Докл. сов.делегации. М., 1978, с. 297-325.

120. Бальзак 0. Дочь Евы. Массимилла дони: Предисл. к первому изд. - Собр.соч.: В 15 т. М., 1955, т. 15, с.498-510.

121. Бальзак 0. Этюд о Бейле. Собр.соч.: В 15 т. М., 1955, т. 15, с. 362-416.

122. Борев Ю.Б. Художественный стиль, метод и направление. -В кн.: Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М., 1982, с. 76-90.

123. Бушмин А.С. Преемственность литературного развития. В кн.: Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. Л., 1974, с. 126-167.

124. Великовский С. Этьен де Сенанкур и его "Оберман". В кн.: Сенанкур. Оберман. М., 1963, с. 5-24.

125. Волков И.Ф. Основные проблемы изучения романтизма. В кн.: К истории русского романтизма. М., 1973, с. 5-36.

126. Волков И.Ф. Романтизм. В кн.: Творческий метод. М., I960, с. 168-207.

127. Галди Л. Стилевые особенности романтической поэзии романских стран. В кн.: Европейский романтизм. М., 1973, с. 352-423.

128. Гей Н.К. Проблемы содержательной формы литературы. В кн.: Проблемы художественной формы социалистического реализма. В 2-х т., т. I. Аспекты изучения. Художественная форма и действительность. М., 1971, с. 71-149.

129. Гуляев Н.А. О реализме в романтизме. В кн.: Вопросы романтизма: Сб.ст. Калинин, 1974, с. 3-15.

130. Гуляев Н.А. О соотношении понятий "художественное мышление", "художественный метод", "стиль". В кн.: Вопросы романтизма. Вып. 4. Казань, 1969, с. 3-15.

131. Гуляев Н.А. О специфике романтической субъективности. Вкн.: Вопросы романтического метода и стиля: Межвузовский тематический сб. Калинин, 1978, с. 3-9.

132. Гуляев Н.А. Типология романтического мировоззрения. В кн.: Вопросы романтизма. Вып. 4. Казань, 1969, с. 16-41.

133. Гуляев Н.А. Типологические черты художественного мышления романтиков. В кн.: Вопросы романтизма. Вып. 4. Казань,1969, с. 42-78.

134. Гуляев Н.А., Карташова И.В. Современное литературоведение о соотношении реализма и романтизма в русской литературе. В.кн.: Современная советская историко-литературная наука. Актуальные вопросы. Л., 1975, с. 195-236.

135. Евнина Е.Ы. Писатели-романтики в 30-е и 40-е годы. Мюссе, Дюма, Виньи, Ламартин, Готье, Жерар де Нерваль. В кн.: История французской литературы. М., 1956, т. 2, с. 306315.

136. Елистратова А. К проблеме соотношения реализма и романтизма. (На материале истории.английской литературы конца ХУШ-начала XIX веков). Вопр.лит., 1957, № 6, с. 28-47.

137. Елистратова А. Эпистолярная проза романтиков. В кн.: Европейский романтизм. М., 1973, с. 309-351.

138. Золя 3. Альфред де Мюссе. Собр.соч.: В 26 т. Ы., 1966, т. 25, с. 651-686.

139. Иващенко А.Б. Послесловие. -.В кн.: Бенжамен Конетан. Адольф. М., 1959, с. 143-158.

140. Карташова И.В. О своеобразии эстетического идеала ранних романтиков. В кн.: Проблемы романтического метода и стиля: Межвузовский тематический сб. Калинин, 1980, с. 3-23.

141. Карташова И.В. Романтическая традиция в психологическом мастерстве Гоголя. В кн.: Романтизм в русской и зарубежной литературе: Межвузовский тематический сб. Калинин, 1979, с. 64-76.

142. Литвиненко Н.А. Проблема героя в статье Жорж Санд "Оберманн" Э.П. де Сенанкура. В кн.: Проблемы метода, жанра и стиля. Зарубежная литература ХУП-ХХ вв. Днепропетровск,1970, с. 79-99.

143. Мешкова И.В. Некоторые идейно-стилистические особенности французского психологического романа 20-х годов XIX века. В кн.: Материалы XXI науч. конф. Докл. 14-20 марта I960 г. Саратов, 1961, с. 228-233.

144. Мильчина В.А. Вступительная статья. В кн.Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982, с. 7-32.

145. Михайлов Ал.В. Диалектика литературной эпохи. В кн.: Контекст. 1982. Литературно-теоретические исследования. М., 1983, с. 98-135.

146. Неупокоева И.Г. Общие черты европейского романтизма и своеобразие его национальных.путей. В кн.: Европейский романтизм. М., 1973, с. 7-50.

147. Неупокоева И.Г. О типах романтической литературы. В кн.: Неизученные страницы европейского романтизма. М., 1975,с. 3-22.

148. Николюкин А.Н. К типологии романтической повести. В кн.: К истории русского романтизма. М., 1973, с. 259-282.

149. Реизов Б.Г. Шекспир и эстетика французского романтизма. -В кн.: Шекспир в мировой литературе: Сб.ст., М.-Л., 1964, с. 157-197.

150. Санд Ж. Предисловие к собранию.сочинений 1851 г. Собр. . соч.: В 9 т. Л., 1974, т. 8, с. 660-663.

151. Соколов А., Тураев С. Романтизм. Литература в школе, 1971, Ш 4, с. 16-19.

152. Стендаль. О любви. Собр.соч.: В 15 т.,М., 1959, т. 4, с. 357-574.

153. Стендаль. Расин и Шекспир. Собр.соч.: В 15 т., М.,1959, т. 7, с. 5-156.

154. Тетеревникова А. Альфред де Мюссе. В кн.: Писатели Франции. М., 1964, с. 353-367.

155. Трескунов М.С. Альфред де Мюссе. В кн.: А. де Мюссе, Избранные произведения. М.-Л., 1952, с. 3-31.

156. Трескунов М.С. Альфред де Мюссе. В кн.: А.де Мюссе.Избранные произведения: В 2-х т., М., 1957, т. I, с.Ш-XLIV.

157. Тураев С.В. Концепция личности в литературе романтизма. -В кн.: Контекст-1977. М., 1978, с. 227-247.

158. Тураев С.В., Усок И. Роль романтизма в становлении критического реализма. В кн.: Развитие реализма в русской литературе: В 3-х т. М., 1972, т. I, с. 122-163.

159. Уманская М.М. Романтизм и реализм в литературе 20-30-х годов XIX века. Вопросы метода и стиля. В кн.: Проблемы русской литературы. Ярославль, 1966, с. 3-54.

160. Фохт У.Р. Становление критического реализма. В кн.: Развитие реализма в русской литературе: В 3-х т. М., 1972,т. I, с. 164-233.

161. Храпченко М.Б. Размышления о системном анализе литературы. В кн.: Контекст-1975. М., 1977, с. 37-58.

162. Чавчанидзе Д.Л. Соотношение идеала и действительности в немецкой литературе первой трети XIX века. В кн.: Метод и мастерство. Вып. 2. Зарубежная литература. Вологда, 1970, с. 78-91.

163. Шетер И. Романтизм. Предыстория и периодизация. В кн.: Европейский романтизм. М., 1973, с. 51-89.

164. Шрейдер Н.С. О романтизме и реализме в романе Бенжамена Констана "Адольф". В кн.: Метод и мастерство. Вып. 2. Зарубежная литература. Вологда, 1970, с. 15-29.

165. Шрейдер Н.С. Положительный герой в романах Корж Санд 18301840-х годов. Ст. Ш. В кн.: Вопросы теории и истории литературы: Науч.зап. Днепропетровск.гос.ун-та, т. 71, Харьков, 1959, с. 99-113.

166. Шрейдер Н.С. Романи Жермени де Сталь. Радянсысе л1тера-турознавство, 1967, № 8, с. 43-53.

167. Шрейдер Н.С. Социальный роман Жорж Санд и эволюция романа во Франции в 1830-х годах. Ст. I. В кн.: Вопросы метода, стиля и языка художественной литературы: Науч.зап. Днепропетровск.гос.ун-та, т. 74, вып. ХУШ. Днепропетровск, 1961, с. 241-254.

168. Шрейдер Н.С. Специфика жанра романа Бенжамена Констана "Адольф". В кн.: Вопросы литературы и фольклора. Воронеж, 1973, с. 100-110.

169. Шрейдер Н.С. Специфика повествования в романе Шатобриана "Рене". Статья первая. В кн.: Вопросы романтизма и реализма в зарубежной литературе. Днепропетровск, 1969,с. 23-37.

170. Шрейдер Н.С. Специфика повествования в "Рене" Шатобриана. Статья вторая Становление романтического героя. - В кн.: Проблемы метода, жанра, стиля. Зарубежная литература ХУП-XX вв. Днепропетровск, 1970, с. 21-45.

171. Шрейдер Н.С. Три романа исповеди: их авторы и герои. -В кн.:Francois - Rene de Chateaubriand, Ren6. Benjamin Constant. Adolphe. A.de Musset. La Confession d'un enfant du siecle. - Moscou, 1973» c. 5-30.

172. Эльсберг Я. Спорные Еопросы изучения стиля. Вопр.лит., 1966, й 2, с. III-I33.

173. Amossy R. et Rosen E. La fonction du cliche dans la Confession d*un enfant du siecle. Europe. Alfred de Musset. 1977, nov.-dec., N 583-584, p. 135-145.

174. Aragon L. Alfred de Musset. "Sous les cypres enciens, que de saules nouveaux!" Les lettres fran$aises, 1957,1. N 667, 18-24 avril.

175. Barrere J.-B. Sur quelques definitions du romantisme. -Revue des sciences humaines. Problemes du Romantisme (Numero special). Lille-Paris, 1951, avr.-sept. ,p. 93-1Ю.

176. Chateaubriand F.-R. de. Preface d»Atala (1805). Dans: Chateaubriand. Atala. Rene. Paris, 1964, p. 57-68.

177. Chateaubriand P.-R. de. Atala. Preface de la premiere £dition. Dans: Chateaubriand. Atala. Ren6. Paris, 1964, P. 39-45.

178. Constant B. Adolphe. Preface de la troisieme edition. -Dans: Constant B. Adolphe. Paris, 1959, P. 157-159.

179. Duchet C. Musset et la politique. Revue des sciences humaines. Presence de Musset. Lille-Paris, 1962, oct.-dec., p. 515-549.

180. Peydy J. Romantisme, Classicisme et Baroque. Apergus sur Delacroix. Revue des sciences humaines. Problemes du Romantisme. (Num6ro special). Lille-Paris, 1951» avr.-sept., p. 211-223.

181. Henriot E. Introduction. Note sur cette edition. Dans: A.de Musset. La Confession d'un enfant du siecle. Paris, 1926, p. IX-XXXV.

182. Levaillant M. Problemes ой probleme du Romantisme? Revue des sciences humaines. Problemes du Romantisme (Nume-ro special). Lille-Paris, 1951» avr.-sept., p. 89-92.

183. Masson B, Le masque, le double et la personne dans quel-ques "Comedies et Proverbes". Revue des sciences humaines. Pr6sence de Musset. Lille-Paris, 1962, oct.-dec.,p. 551-571.

184. Matore G. Les notions d'art et d'artiste a lfepoque romantique. Dans: Revue des sciences humaines. Problemes du Romantisme (Num6ro special). Lille-Paris, 1951, avr.-sept., p. 120-138.

185. Molho R. Introduction: Regards sur "Volupte". Dans: Sainte-Beuve Ch.-Aug. Volupte. Paris, 19&9, P. 5-33«

186. Molho R. L'automne et le printemps: Sainte-Beuve juge de Musset. Revue des sciences humaines. Presence de Musset. Lille-Paris, 1962, oct.-dec., p. 637-650.

187. Moreau P. La tradition fran^aise du poeme en prose avant Baudelaire. Etudes de critique et d'histoire litteraire, 1959, janv.-fevr., N 19-20, p. 1-52.

188. Moreau R. Le classicisme d'Alfred de Musset. Annales de 1'Universite de Paris, 1957, N 5, p. 344-360.

189. Moreau P. L'ironie de Musset. Revue des sciences hu-maines. Presence de Musset. Lille-Paris, 1962, oct.-dec., p. 501-514.

190. Musset A. de. Fragments sur Lelia (texte inedit). Revue des sciences humaines. Presence de Musset. Lille-Paris, 1962, oct.-dec., p. 651-652.

191. Musset A. de. Melanges de litterature et de critique. -Dans: Alfred de Musset. Oeuvres, om6es de dessins de M. Bida. Paris, s.a., p. 662-735.

192. Pommier J. Balzac et Musset. Revue d'Histoire Litte-raire de la Prance, 1956, oct.-dec., N 4, p. 548-561.

193. Reboul P. Introduction. Dans: Chateaubriand. Atala. Rene. Paris, 1964, p. 15-26.

194. Sand G. Preface. Dans: Obermann par De Senancour, Paris, 1844, p. I-XVI.

195. Senancour E.-P. de. Observations. Dans: Obermann par De Senancour. Paris, 1844, p. XVII-XXII.

196. Stael A.-L.-G. de. De l'Allemagne. Dans: Oeuvres completes de Mme de Stael, publides par son fils. Bruxelles,

197. MDCCCXXX, t. X. 388 p.; t. XI. - 388 p.

198. Stael A.-L.-G. de. Delphine. Pr6face de la premiere edition. Dans: Oeuvres completes de if* de Stael, pub-liees par son fils. Bruxelles, MDCCCXXX, t. 5, p. XXX-XLI,

199. Stael A.-L.-G. de. Quelques reflexions sur le but moral de "Delphine". Dans: Oeuvres completes de Mme de Stael, publics par son fils. Bruxelles, MDCCCXXX, t. 5, p. V-XXIX.5. Диссертации

200. Артамонов С.Д. " Красное и черное " Стендали и проблемагенезиса французского социального романа,- Дис. канд.филол.наук.-М.,1948.- 250 с.

201. Бондарев А.П. "Адольф" Б.Констана и традиции эпохи Просвещения в раннем французском романтизме. Дис. .канд.фи-лол.наук. - М., 1980. - 223 с.

202. Мироненко Л.А. Особенности индивидуальной романтической системы А. де Мюссе. Герой и жанр в творчестве 1833-1835 . годов. Дис. .канд.филол.наук. - Донецк, 1975. - 205 с.

203. Tonge Fr. L'art du dialogue dans Les Comedies en prose d'Alfred de Musset. Etude de stylistique dramatique. -These. Doctorat es Lettres. Paris, 1967. - 263 P«6. Авторефераты

204. Гиршман M.M. Ритм художественной прозы и целостность прозаического литературного произведения: Автореф.дис. .д-ра филол.наук. М., 1977. - 37 с.

205. Тищенко В.В. К истории критического реализма во французской литературе 30-х годов XIX века: Автореф.дис. .канд. филол.наук. Л., 1977. - 20 с.7. Литературные источники

206. А. де Мюссе. Избранные произведения. М.-Л.: Гослитиздат, 1952. - 708 с.7.2

207. А. де Мюссе. Избранные произведения: В 2-х т. М.-Л.: Гослитиздат, 1957. - т.1 - 622 е., т. 2 - 670 с.7.3* Chateaubriand F.-R. de. Atala. Rene. Paris; Garnier-Flammarion, 1964. - 178 p.

208. Chateaubriand F.-R. de. G6nie du christianisme. Dans: Oeuvres completes de M. le vicomte de Chateaubriand. Paris, 1836, t. III. - 391 p.

209. Chateaubriand F.-R. de. Memoires d'Outre-tombe: Livretreizieme, chap. 6, 9, 10, 11; Variantes et additions. -Memoires d'Outre-tombe: En 2 t. Paris, 1951, t. I, p. 443448; 458-470; Ю92-Ю94.

210. Constant B. Adolphe. Paris: Robert Laffont, 1959. -250 p.

211. Lafayette De. La princesse de Cleves. Paris: Gamier -Flammarion, 1966. - 180 p.

212. Lamartine Alph. Harmonies po6tiques et religieuses. -Paris: Charles Cosselin, 1832. 296 p.

213. Lamartine Alph. Jocelyn. Episode. Journal trouve chez un cure de village. Paris: Gamier Freres, 1965. - 325 p.

214. Musset A. de. Correspondence (1827-1857), recueillie et annot£e par Leon S6che* Paris: society du Mercure de France, CMVTI. - 290 p.

215. Musset A. de. La Confession d'un enfant du siecle. V. III. Paris: Felix Bonnaire, 1836. - I v. - 321 p.; 2 v. -330 p.

216. Musset A, de. La Confession d'un enfant du sidcle. -Nouv. ed., rev, et cor. Paris: Charpentier, 1848. -344 p.

217. Musset A. de. La Confession d'un enfant du siecle. -Nouv. ed. Paris: Charpentier, 1864. - 353 Р*

218. Musset A. de. La Confession d'un enfant du siecle. -Oeuvres de A. de Musset: En 10 vol. Paris, 1876, v. VI. -391 P.

219. Musset A. de. La Confession d'un enfant du siecle. Texte accompagn6 d'une introduction^'une bibliographie et d'une suite d'ouvrages a. consulter, par Emile Henriot. Paris:1. Bossard, 1926. 348 p.

220. Musset A. de. Premidres poesies 1829-1835. Nouv. ed. -Paris: Charpentier, 1857. - 356 P.7И7. Musset A. de. Poesies nouvelles. 1836-1852. Paris: Charpentier et Fasquelle, 1908. - 386 p.

221. Musset A. de. Oeuvres, ornees de dessins de M. Bida. -Paris: G. Charpentier et Cie, s.a. 735 p.

222. Musset A. de. Oeuvres posthumes. Dans: Musset A. de. Oeuvres ornees de dessins de M.Bida. Paris, s.a., p. 1-56.

223. Sand G. et Musset A. de. Correspondance. Journal intime de G.Sand (1834). Nombreux documents annexes et lettres inedites. Texte etabli, annote et presente par L.Evrard.- Monaco: <§d. du Rocher, 1956. 328 p.

224. Sand G. Lelia. V. 1-2. Paris: Dupuy, 1833. V. I - 350 p. V. II - 383 P.

225. Sand G. L61ia. Texte etabli, presente et aimot6 par P.Re-boul. Paris: Classiques Gamier, i960. - 601 p.

226. Sainte-Beuve Ch.-Aug. Volupte. Paris: Garnier-Flamma-rion, 1969. - 378 p.

227. Senancour E.-P. de. Obermann. Nouv. ed., rev. et cor. avec une preface par George Sand . - Paris: Charpentier, 1844. - 417 P.

228. Stendhal Fr. Le Rouge et le Noir, Paris: Bibliotheque Larousse, s.a. - 220 p.

229. Vigny A. de. Grandeur et servitude militaire. ed.def. - Paris: Ch.Delagrave, 1856. - 274 p.