автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Справедливость как социокультурный идеал

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Скоробогатская, Светлана Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Справедливость как социокультурный идеал'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Скоробогатская, Светлана Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Справедливость как мера гармонии социокультурных ценностей.Ю

1.1. Развитие идеи справедливости в истории человечества.

1.2. Специфика идеи справедливости в разных типах культур.

ГЛАВА 2. Проблема идеала справедливости в русской культуре.

2.1. Духовный абсолютизм как основание понимания справедливости на Руси.

2.2. Проблема гармонии социального и индивидуального в русской культурной традиции.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Скоробогатская, Светлана Ивановна

Актуальность темы исследования. Всеобъемлющий кризис российского общества и культуры наиболее ярко проявляется в моральной, правовой и экономической сферах жизни в виде резкого увеличения количества и разнообразия несправедливостей. Именно это делает актуальным анализ идеи справедливости как базовой социокультурной ценности, как цели развития российского общества, как культурного идеала. В наши дни в России (да и в мире в целом) популярность и востребованность идеи справедливости заметно снизились. Этому способствовала установка на социальный прагматизм, присущая информационно-техническому обществу, которая плохо коррелируется с моральной установкой на идею справедливости. Поэтому историко-культурный анализ идеи справедливости имеет значение и для контекста общечеловеческой морали и культуры.

Степень исследования проблемы. Многоаспектность идеи справедливости, окрашивающей все виды социальной деятельности и все отношения в обществе, создает вокруг нее особую зону напряжения. История философии, религиозных представлений, этики, эстетики, права, экономических учений дает множество представлений о справедливости и подходов к ее рассмотрению.

Возникновение первых представлений о справедливости связано с появлением предфилософских учений Индии, Китая, античности. В них справедливость рассматривается как степень соединения различных начал, как их отношение между собой, признанное нормальным в данных культурах.

Западная культурная традиция в рассмотрении понятия «справедливость» берет свое начало в греческой классике, а позднее оформится в рамках христианского понимания. В учениях Платона и Аристотеля, Стой было заложено представление о справедливости, легшее в основу этики и философии права.

Универсалистский подход. Здесь справедливость рассматривается как отношение между базовыми онтологическими характеристиками мира. В рамках универсалистских представлений, оказавших наибольшее влияние на формирование понятия справедливости, отметим концепции стоиков, Платона, Т.Гоббса, И.Канта, Г.Гегеля, А.Шопенгауэра, А,Н.Уайтхеда, Ю.Хабермаса. Русскую религиозно-философскую традицию представляли Вл. Соловьев, С.Л.Франк, о. П.Флоренский, о. С.Булгаков, Ф.Степун, И.Ильин, Б.П.Вышеславцев.

Релятивистский подход (К.Маркс, Д.Дьюи, М.Вальцер, А.Баэр, Д.Ролз и Р.Рорти). Раскроем суть данной позиции на примере концепции Р.Рорти, которого называют «пророком нового прагматизма». Он считает бесполезной идею существования абсолютного чистого морального закона, диктующего универсальные нравственные обязательства. Ученый полагает, что только рациональность позволит найти консенсус для сосуществования без насилия, единственно полезный для утверждения справедливости, ибо рациональность может «заменить идею универсального морального долга уважать человеческое достоинство идеей лояльности по отношению. к человечеству»1.

Конструктивистский подход рассматривает возможности социокультурного синтеза как нового основания общечеловеческого единства. Ставит эту проблему О.Шпенглер, развивают ее Й.Хейзинга, К.Ясперс, Э.Фромм (идея индивидуально-социальной гармонии), А.Швейцер (идея духовно-индивидуальной (религиозной) гармонии), А.Печчеи (идея социальной гармонии).

В рамках этики и философии права проблему справедливости исследовали Платон, Аристотель, Н.Кузанский, Ж.-Ж.Руссо, И.Кант, Л.Фейербах, Ф.Ницше.

В России социально-политические аспекты идеи справедливости нашли отражение в теоретических основах декабристской программы П.И.Пестеля, взглядах представителей демократически-радикального крыла российской интеллигенции: А.И.Герцена, Н.А.Добролюбова, Н.Г.Чернышевского.

Идея справедливости как основы политической власти и результата консенсуса гражданского общества рассматривалась основателями либерализма

Цит. по: Степанящ М.Т. Справедливость и демократия в контексте диалога культур // Вопр. филос. - 1996. - № 3. - С.63.

Д.Локком, Вольтером, Д.Юмом, И.Кантом, Ш. де Монтескье, Б.Франклином, Т.Джефферсоном, А.Смитом, И.В.Гете и Д.Дидро. Либерально-консенсусная теория справедливости разрабатывалась Р.Дарендорфом.

Ведущими теоретиками русского либерализма явились К.Д.Кавелин, Н.А.Милютин.

В российской философии права идея справедливости как основы правового государства рассматривалась Б.Н.Чичериным, П.И.Новгородцевым, Л.И.Петражицким; в рамках московской школы философии права - И.А.Ильиным, Н.Н.Алексеевым, В.А.Савальским, А.С.Ященко, С.Л.Франком, С.И.Гес-сеном и Г.В.Флоровским.

Антиномизм права и морали, этизация общественных отношений, представление о метаюридическом характере справедливости характеризуют взгляды славянофилов А.С.Хомякова, К.С.Аксакова, философов «серебряного века» Б.П.Вышеславцева, о. П.Флоренского, С.Трубецкого, о. С.Булгакова, С.Л.Франка. Идею справедливости в контексте исследования основ национального мировосприятия рассматривали такие философы русского зарубежья, как Г.Федотов, Г.Флоровский, крупнейшие отечественные специалисты по русской культуре Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, А.М.Панченко, Б.П.Успенский.

На классовом характере идеи справедливости делала акцент марксистская концепция.

В социологии аксиологически-институциональный подход к изучению понятия справедливости был дан в работах М.Вебера, Э.Дюркгейма, Р.Мэр-тона, Н.Смэлзера, П.Сорокина, Т.Парсонса, Г.Грэхэма, Р.Н.Бека, Дж. Файнбер-га, Р.Рорти. Подходы к анализу справедливости в общечеловеческом, глобальном контексте разрабатывались М.К.Ганди, М.Л.Кингом, А.Швейцером, А.Печчеи, А.Тоффлером, Э.Фроммом.

Среди отечественных специалистов, исследующих представление о справедливости в рамках общефилософского подхода, известны работы З.А.Бербешкиной, А.П.Бутенко, В.Л.Васильева, С.И.Григорьева, В.Е.Давидовича, Е.Л.Дубко, А.Н.Ерыгина, Т.И.Заславской, В.К.Кантора, В.В.Козловского, Л.Э.Кунельского, К.Муздыбаева, В.А.Печенева, П.А.Рачкова, В.3.Роговина, М.Н.Руткевича, М.Т.Степанянц .

Уже это краткое перечисление основных направлений и подходов к исследованию идеи справедливости указывает на большие методологические расхождения во мнениях исследователей. Философы разных эпох и культур ищут основания идеи справедливости в естественно-научном, историческом, социальном (индивидуалистическом и коллективистском), моральном, дея-тельностном (функциональном и проектировочном), духовном контекстах, не учитывая, как правило, ни их взаимосвязи, ни исторической преемственности, ни генезиса. Зачастую не различаются представление, понятие, идея и идеал справедливости. В настоящем исследовании на основе единого историко-культурного и социокультурного подхода предполагается попытаться исправить такое положение.

Целью диссертационного исследования является выявление роли идеи справедливости как интегральной характеристики интенционального строя культуры и ее идеала.

Из этой цели вытекают следующие задачи исследования:

• выявить собственно культурологический аспект понимания идеи справедливости;

• проверить гипотезу о спецификации культур через присущую им артикуляцию различных аспектов идеи справедливости;

• проанализировать на историко-культурном материале (и отдельно на материале русской религиозной философии) диалектически противоречивую сущность понятия, идеи и идеала справедливости.

Теоретические и методологические основания исследования. Для достижения поставленной цели и задач исследования используются историко-культурный и социокультурный подходы, что дает возможность выявить исторический генезис социокультурных смыслов справедливости. При рассмотрении идеи справедливости как историко-культурного смыслового инварианта применяется компаративистский подход в социокультурном контексте. Раскрыть противоречивую сущность понятия, идеи и идеала справедливости позволяет диалектический метод.

Научная новизна диссертационного исследования:

1) обосновано понимание справедливости как интегрирующее основание смысла поля культуры, позволяющее специфицировать культуры по данному критерию и выстроить типологию культур;

2) выявлено, что для локальных культур древности характерен космоло-гизм в понимании справедливости, прафеномен справедливости выступает как важнейшая интегративная характеристика миропорядка;

3) проанализировано влияние глубоко укоренившейся со времени римской античности идеи правопорядка, признание культурой западноевропейского средневековья идеи Божьего суда как высшей справедливости и возможности его рационального постижения;

4) рассмотрено характерное для отечественной культуры акцентирование высшей справедливости как божеской милости к падшему человеку, открытой ему в полноте переживания, в поле человеческой экзистенции; показана от-рефлексированность специфики национального мировидения русской религиозной философией конца XIX - начала XX вв.;

5) раскрыт процесс секуляризации идеи справедливости в новоевропейской культуре. Идея справедливости теряет абсолютный характер, становится «делом» человека, результатом согласования воль, интересов, предстает как конвенция и ценность. В культуре XX в. в понимании идеи справедливости доминирует социально-прагматический аспект. Отечественная философия начала XX в. выступила против забвения духовной основы справедливости.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Чувство справедливости является осознанным стремлением (через действие воздаяния) к восстановлению нарушаемой социально-ролевой гармонии. Представление о справедливости возникает как принцип нормированного воздаяния, гарантирующего гармоничность социальной системы (например, талион Моисея: равным за равное) и мира (космоса). Понятие справедливости является результатом осознания главного субъективного условия недопущения несправедливости. Понятие справедливости приобретает статус идеи, когда возникают социальные механизмы (государственные институты) принудительной реализации норм справедливого воздаяния.

2. Космологизм мировидения, характерный для культур древности, делает невозможным формирование личностного идеала справедливости. Справедливость в этих культурах выступает как прафеномен.

3. Теологизм, характерный для средневековой культуры, несправедливость, имманентно присущую отпавшему от Бога миру, меряет высшей мерой справедливости Бога. Несправедливость рассматривается как неизбежное зло тварного мира. Высшая справедливость - справедливость воздаяния.

4. Бог являет миру справедливость в виде высшего закона и высшей милости. В милости происходит «самоупразднение справедливости» (Ф. Ницше), в милости Бог неподсуден разуму человека; милость абсурдна, человек ждет ее ниоткуда и ни за что.

5. Для культуры западно-христианского средневековья оказалось характерным понимание справедливости как цели человеческой истории при акцентировке внимания не на финале истории, а на ее событийности. Несправедливость есть составная часть человеческой жизни и человеческой истории. Под влиянием регулятивной идеи права, берущей свое начало в античности, справедливость понимается как правозаконность. Служение - важнейшая характеристика человека, справедливость при этом - следование долгу и сохранение верности. Таким образом, идеал справедливости социален, ее понимание исторично и личностно.

6. Специфика русского национального мировидения заключалась в акцентировании надмирности и внесоциальности идеала справедливости, вынесения справедливости за пределы истории. Русский народ соборно осуществит обожение, приведет человечество в царство свободы и справедливости.

7. Для русской религиозной философии начала XX в. характерно разведение, противопоставление несправедливости, имманентно присущей исторической реальности, и справедливости, вынесенной за рамки времени. В ней воплотилось мессианское представление о русском народе-богоносце, призванном привести все человечество к воссоединению с Богом для реализации абсолютной справедливости.

8. В превращенной форме идея установления высшей справедливости в результате окончательной войны Кривды и Правды генерировала энергию революционных преобразований в России. Присущее национальному самосознанию ожидание конечного суда над историей в период революционных потрясений воплотилось в попытке построения нового мира, воплотившего идеал справедливости.

Теоретическое и практическое значение работы. Результаты настоящего исследования могут применяться при анализе идеологических проблем нашего общества в историко-культурном и социокультурном аспектах (особенно для дальнейшей разработки культурного идеала).

Материалы исследования могут быть использованы в учебных курсах культурологии, истории культуры, истории религий, этики, философии.

Апробация работы. По теме диссертационного исследования подготовлены выступления и тезисы на конференциях, проведенных в Ростовском государственном университете и Ростовском государственном педагогическом университете, Пятигорском университете иностранных языков в 1991-1993 гг. Текст диссертации прошел обсуждение на заседании кафедры философии и культурологии РГПУ в ноябре 2000 г. и на заседании секции гуманитарных и социально-экономических наук СКНЦ ВШ в апреле 2001 г.

10

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Справедливость как социокультурный идеал"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идея справедливости имеет давнюю историю. Отражая важный аспект соотношения индивидуального и коллективного сознания, она возрождается вновь и вновь и становится актуальной всякий раз, когда нарушается гармония индивидуального и коллективного и возникает несправедливость. Тогда возобновляется цикл генезиса этой идеи: от чувства через представление и понятие к идее.

В былые времена - в эпоху «осевых» культур - для реализации идей достаточно было наличия политических институтов. В наши дни - во время социокультурного хаоса - этого уже мало. Если прежде представления о социальной справедливости сначала сводились просто к красивым картинкам о счастливой жизни, затем - к описанию гармонии интересов социальных групп, позднее - к поиску и разработке оснований такой гармонии (научным, религиозным, культурным и т.п.), то сейчас на первый план выходит критерий фактической социальной реализуемости. Это означает, что в структуре идеала вообще и в структуре идеала справедливости, в частности, доминирующим становится проектировочный момент в социальном и общечеловеческом масштабе. Введение данного качества как общечеловеческой культурной ценности только и способно снижать до минимума уровень социальной несправедливости, т.е. максимально расширять сферу социальной справедливости.

Свое культурное закрепление общечеловеческое понятие справедливости получило в 1948 г. с принятием ООН «Всеобщей Декларации прав человека».

В Преамбуле «Декларации» говорится: «.Признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.».

Статья 10 «Декларации» гласит: «Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право на основе полного равенства на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом».

А в п. 2 статьи 29 указано: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе»120.

Всеобщая Декларация прав человека» - первое культурное явление и международный документ, в котором данный вопрос ставится и рассматривается. Это новация XX в. и перспектива XXI в.

120 Известия. - 1998. - 11 дек.

 

Список научной литературыСкоробогатская, Светлана Ивановна, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1. Аболина Р.Я., Давидович В.Е. Социальная справедливость - важное условие динамизма развития советского общества. - Ростов н/Д, 1986.

2. Алексеева Т.А. Справедливость: морально-политическая философия Д.Роулса. М., 1992.

3. Американские просветители: Избр. произ.: В 2 т. М., 1969. - Т.2.

4. Аристотель. Большая этика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1983. - Т. 4.

5. Арон Р. Этапы становления социологической мысли. М., 1992.

6. Баженов В.В. Критика концепции справедливости: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1976.

7. Бердяев H.A. Новое средневековье (размышления о судьбе России и Европы) // Вестн. высш. шк. 1991. - № 3, 4.

8. Бердяев H.A. Русская идея // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.

9. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990.

10. Бердяев H.A. Философия неравенства. М., 1990.

11. Булгаков С.Н. Соч.: В 2 т. М., 1993. - Т. 2: Избранные статьи.

12. Вехи: Из глубины. М., 1991.

13. Власенко К.И. История русской философии в интерпретации М.Н.Ершова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. - 1992. - № 5.

14. Волошин М.А. Средоточье всех путей: Избр. стихотворения и поэмы. Проза. Критика. Дневники. М., 1989.

15. Вышеславцев Б.П. Русский национальный характер // Вопр. филос. 1995. -№6.

16. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М., 1994.

17. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопр. филос. 1990. -№ 4.

18. Ганди М.К. Моя жизнь. М., 1969.

19. Гачев Г. Выступление на «круглом столе» «Российская ментальность» // Вопр. филос. 1994. - № 1.

20. Гегель Г. Философия права. М., 1990.

21. Григорьев С.И. Диалог об очень важном: Критический очерк немарксистских концепций социальной справедливости. Барнаул, 1985.

22. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Представление о социальной справедливости в обыденном сознании // Ценностные аспекты общественного сознания. Барнаул, 1990.

23. Давидович В.Е. Социальная справедливость: идеал и принцип деятельности. М., 1989.

24. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов н/Д, 1983.

25. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1.

26. Данишевская Г.А. Россия между традиционализмом и модернизмом: проблема массового нравственного идеала // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Соц.-полит. исслед. - 1994. - № 1. .

27. Дао дэ цзин // Древнекитайская философия: Собрание текстов: В 2 т. М., 1972.-Т. 1.

28. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -М., 1979.

29. Дионисий Ареопагит. Мистическое богословие. Киев, 1991.

30. Дробницкий О., Селиванов Ф. Справедливость // Философская энциклопедия. М., 1970. - Т. 5. - С.119.

31. Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. М., 1989.

32. Ермолина Г.К. Идеал справедливости и действительность. Ярославль, 1991.

33. Ершов М.Н. К характеристике суждений о русской философии. Казань, 1915.

34. Ерыгин А.Н. Выступление на «круглом столе» «Российская ментальность» // Вопр. филос. 1994. - № 1.35. Законы Ману. М., 1992.

35. Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995.

36. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991.

37. Иванов В. Родное и вселенское. М., 1994.

38. Иеромонах Кирилл Покровский. Бог как воплощение справедливости. Роль религии в формировании идеалов свободы и справедливости // Свобода и справедливость. Диалог мировоззрений: Материалы симпозиума. Н. Новгород, 1993.

39. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

40. Кавелин К.Д. Взгляд на юридический быт древней Руси // Наш умственный строй. -М., 1989.

41. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990.

42. Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1964. - Т. 3; М., 1965. - Т.4.

43. Кантор В.К. Выступление на «круглом столе» «Российская ментальность» // Вопр. филос. 1994. - № 1.

44. Кантор В.К. Федор Степун: российская мысль в контексте европейских катаклизмов // Вопр. филос. 1999. - № 3.

45. Кессиди Ф.Х. Об одной особенности менталитета древних греков // Вопр. филос. 1996. -№2.

46. Кистяковский Б.А. Социальные науки и право. М., 1916.

47. Колодий А.Ф. К переосмыслению содержания и функций категории «социальная справедливость» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Соц.-полит, ис-след. - 1991. -№ 6.

48. Конфуций. Луньюй // Древнекитайская философия: Собрание текстов: В 2 т.-М. 1972.-Т.1.

49. Конфуций. Я верю в древность. М., 1995.

50. Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб., 1999.

51. Кропоткин П.А. Справедливость и нравственность // Кропоткин П.А. Этика. -М., 1991.

52. Кузнецов Э. Русская философия права конца XIX начала XX вв. - М., 1989.

53. Левин И.Д. «Я видел П.Флоренского один раз.» // Вопр. филос. 1991. -№5.

54. Лисица Ю.Т. И.А.Ильин как правовед и государствовед // Вопр. филос. -1991.-№5.

55. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев и его время. М., 1990.

56. Лосев А.Ф. История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки: В 6 т. -М., 1985. -Т.1.

57. Лосев А.Ф., Тахо-Годи A.A. Платон. Аристотель. М., 1993.

58. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991.

59. Люкс Л. «Государство правды» (Россия и Запад на пороге нового времени) //Родина.- 1990.-№ 7.

60. Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали. М.; Екатеринбург, 2000.

61. Мапельман В.П. Концепции политической морали в истории России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Соц.-полит. исслед. - 1994. - № 1.

62. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 1997.

63. Махабхарата Адипарва / Под ред. А.П.Баранникова. М.; Л, 1950. - Кн. 1.

64. Мигранян A.M. Проблема «справедливости» в современной буржуазной политологии // Вопр. филос. 1984. - № 6.

65. Мильдон В.И. Русская идея в конце XX века // Вопр. филос. 1996. - № 3.

66. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1980.

67. Муздыбаев К. Идея справедливости (Проблема социального выбора) // Соц. исследования. 1992. - № 11.

68. Муздыбаев К. Практика переживания несправедливости // Философская и социологическая мысль. 1992. - № 5.

69. Мэн-цзы // Древнекитайская философия: Собрание текстов: В 2 т. М., 1972.-Т. 1.

70. Ненасилие: философия, этика, политика. М., 1993.

71. Нерсесянц B.C. Право и закон: их различие и соотношение // Вопр. филос. -1988.-№5.

72. Несмелов В.И. Наука о человеке. Казань, 1994.

73. Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1998. - Т. 2.

74. Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права. М., 1992.

75. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991.

76. Оганесян А.К. Равенство и справедливость: Концепции Д.Роулса и Д.Белла // Этическая мысль: Науч.-публицист, чтения. М., 1990.

77. О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли: 1881-1931 гг. -М., 1990.

78. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993.

79. Омельченко O.A. Всеобщая история государства и права. М., 1999. - Т. 1,2.

80. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия. Культура. М., 1991.

81. От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М., 1998.

82. Переписка П.Б.Струве и С.Л.Франка (1922-1925) // Вопр. филос. 1993. - № 2.

83. Печенев В.А. Истина и справедливость. М., 1989.

84. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.

85. Платон. Государство // Платон. Соч.: В 3 т. М., 1971. - Т.З.

86. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. - Т. 1,2.

87. Рачков П.А. Правда справедливость // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 7. Философия. - 1996. -№ 1.

88. Рижский М.И. Библейские вольнодумцы. М., 1992.

89. Рижский М.И. Книга Иова: Из истории библейского текста. Новосибирск, 1991.

90. Римский клуб. Декларации. Миссия // Вопр. филос. 1995. - № 3.

91. Российская ментальность (Материалы «круглого стола») // Вопр. филос. -1994. -№ 1.

92. Ролз Д. Теория справедливости // Этическая мысль: Науч.-публицист, чтения. М., 1990.

93. Русская философская мысль в 80-х гг. XIX в. о будущем России. М., 1990.

94. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

95. Сандригайло В.Л. Проблема общественного идеала в работах П.И.Новго-родцева // Социология и социализм. М., 1990.

96. Сахаров А.Д. Тревога и надежда. М., 1990.

97. Современная философия: Словарь и хрестоматия / Отв. ред. Кохановский В.П. Ростов н/Д, 1995.

98. Современный гуманизм: Документы и исследования (Спец. вып. ежекварт. «Здравый смысл»), М., 2000.

99. Соловьев B.C. Оправдание добра // Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М., 1988. -Т. 1.

100. Соловьев B.C. Славянофильство и его вырождение // Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. -М., 1989.-Т. 1.

101. Соловьев B.C. Спор о справедливости // Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М., 1989.-Т. 2.

102. Социологическая мысль в России конца XIX начала XX в. - Л., 1978.

103. Степанянц М.Т. Справедливость и демократия в контексте диалога культур // Вопр. филос. 1996. - № 3.

104. Степун Ф.Дух, лицо и стиль русской культуры // Вопр. филос. 1997. -№ 1.

105. Сюнь-цзы // Древнекитайская философия: Собрание текстов: В 2 т. М., 1973.-Т. 2.

106. Тоффлер А. Футурошок. М., 1995.

107. Устинов B.C. О справедливости и нравственности законов // Свобода и справедливость. Диалог мировоззрений: Материалы симпозиума. -Н. Новгород, 1993.

108. Федотов Г.П. Судьба и грехи России // Избр. статьи по философии русской истории и культуры: В 2 т. СПб., 1991.

109. Федотов Г.П. Социальное значение христианства //Филос. науки. 1991. -№3.

110. Федотов Г.П. Стихи духовные (Русская народная вера по духовным стихам). -М., 1991.

111. Флоренский П. Столп и утверждение истины. М., 1990. - Т. 1.

112. Франк С. Духовные основы общества. М., 1992.

113. Франк C.JI. Смысл жизни // Вопр. филос. 1990. - № 6.

114. Фромм Э. Искусство любить. М., 1990.

115. Хоружий С.С. Трансформация славянофильской идеи в XX веке // Вопр. филос. 1994. -№ 11.

116. Цицерон. О природе богов // Цицерон. Философские трактаты. М., 1985.

117. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М., 1994.

118. Чичерин Б.Н. О началах этики. Оправдание добра, нравственная философия Владимира Соловьева // Филос. науки. 1990. - № 1.

119. Чичерин Б.Н. Право и нравственность, очерки из прикладной этики // Филос. науки. 1989.-№ 9-12.

120. Шамшурин В.И. Человек и государство в русской философии естественного права // Вопр. филос. 1990. - № 6.

121. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры: Избранное. М., 1993.

122. Шердаков В.Н. Свобода и справедливость // Свобода и справедливость. Диалог мировоззрений: Материалы симпозиума. Н. Новгород, 1993.

123. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1994.

124. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. М.; Л.; Калькутта; Бомбей; Нью-Дели, 1986.

125. Элбакян Е.С. Позднеантичные представления о социальной справедливости // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. - 1993. - № 6.