автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.04
диссертация на тему:
Становление демократии в Египте как проявление основных социальных и политических тенденций современного мирового развития

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Шохди Моубарак Абдоу Фадл
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.04
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Становление демократии в Египте как проявление основных социальных и политических тенденций современного мирового развития'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Шохди Моубарак Абдоу Фадл

Введение.

Глава 1. Теоретико-политическое осмысление демократии в египетской научной литературе.

1.1. Оценка роли и влияния Англии на формирование политической системы Египта.

1.2. Анализ демократической структуры египетского общества.

Глава 2. Генезис демократического правления в Египте.

2.1. Формирование демократических основ египетского общества

2.2. Развитие парламентаризма в Египте.

Глава 3. Влияние мирового демократического процесса на египетское общество.

3.1. Эволюционный переход египетского общества от авторитарного к демократическому режиму.

3.2. Внешнеполитическая деятельность Египта в процессе демократизации

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по политологии, Шохди Моубарак Абдоу Фадл

Актуальность темы обусловлена необходимостью исследования и анализа политических процессов, происходящих в современном мире, связанных, в частности, с обострением международной обстановки в странах восточного региона (исламского мира), противостоянием демократических и авторитарных режимов. В данном случае изучение сложных процессов в рамках одной из ведущих в политическом отношении стран - Египте, рассмотренных в их историческом и современном аспекте, способно послужить в качестве модели для уяснения специфики непростого пути движения стран исламской ориентации от авторитаризма к демократическим образцам государственного правления. Важное значение имеет фактор признания не только самобытности политической истории Египта как страны с характерными особенностями в сфере социально-политических традиций, но и того факта, что многие явления политической жизни, образование внешнеполитических и культурных связей в восточном, и - шире - в мировом политическом сообществе, оказываются достаточно типическими и стандартными в оценке сложившейся расстановки международных политических приоритетов, как в историческом, так и современном ракурсах изучения.

Кроме того, следует признать, что современная политическая жизнь Египта, многие явления внутри- и внешнеполитического развития страны по сей день продолжают оставаться «белым пятном» в политических исследованиях. Что же касается событий последних пяти-десяти лет, то значительная доля информации обнаруживается лишь в сети интернет. Учитывая вышесказанное, также как и факт непрекращающегося роста международной напряженности в государствах мусульманского региона, анализ политической истории Египта, сложный процесс его приближения к демократическим основам правления способны во многом внести ясность в понимание источников и побудительных причин происходящих в современном мире процессов.

В качестве объекта исследования выбран исторический период становления демократии в Египте со второй половины XX века по настоящее время (начало XXI столетия).

Однако для понимания генезиса модели египетской демократии автор счел необходимым в объект исследования включить и историко-политический анализ влияния Великобритании на формирование современной государственности и менталитета египетского общества.

Степень разработанности проблемы

Во второй половине XX века умножались число демократических режимов и их распространение по всему миру (как в пределах традиционного «запада» - Западной Европы и Северной Америки - так и за его пределами). Однако, что касается Египта, то процесс развития демократии здесь сложен и неоднозначен. Во многом это можно понять, обратившись к политической истории государственного правления, демонстрирующей незначительный уровень демократического сознания в политической сфере.

Различные аспекты становления демократии в Египте являются предметом пристального внимания как российских, так и западных и арабских ученых: Б.Г. Капустина, В.Ф. Коломинцева, Дж. Кьеза, Р. Ротстойн, О. Руа, Д.А. Фадеева, С. Хантингтон, Мониф Абд-Рахман, а также лидера НДПП Мохи ад-Дин X. Труды этих специалистов внесли значительный вклад в разработку методологии научного исследования политических процессов, специфики и проблемы становления демократических институтов и гражданского общества в странах Ближнего Востока и в Северной Африке и, в частности, в Египте.

Предметом разностороннего анализа российских политологов стало понятие политической культуры. Среди ученых, посвятивших этой проблеме специальные исследования следует назвать Э.Я. Баталова, Г.А. Белова, Н.И. Высоцкой, К.С. Каджиева, В.И. Комар, А.И. Соловьева. Не менее пристальное внимание этой проблеме уделяют зарубежные специалисты: Г. Алмонда, Е. Вятра, В. Джессоп, В. Розенбаум. Среди арабских исследователей целесообразно отметить Лабиб аль-Тахир, аль-Минуфи Ка-мал.

Исследования специфики процесса развития политических систем в арабском мире представлено в работах российских ученых: А.Б. Борисова, Н.И. Гаврилова, А.Б. Зубова, A.A. Игнатенко, З.И. Левина, В. Кагох, Г.Г. Косач, B.C. Кошелева, Е.М. Примакова, Ф. Юрлова; зарубежных специалистов Я. Андерсон, И. Зартман, Марк Неал Купер, У. Раймонд; арабских исследователей Аль-Каийоби Назих Насив, Харб Усама аль-Газали.

Роль Великобритании в становлении политической системы Египта рассматривается в работах российских ученых: A.M. Голдобина, B.C. Ко-шилева, В.Б. Луцкого, Б.Г. Сейранян, В.Г. Солодовникова, К. Петрова; арабских исследователей: Аль-Бишри Тарек, Аль-Раафий Абд-аль-Рахман, Исса С., Ризк Юнань Лабиб, Ромадан A.A., Хамруш А., а также западных специалистов: Р.Ж. Ватикиотис, Г. Гаримал.

Исследования становления и эволюции парламентаризма в Египте представлено в работах арабских специалистов: Захра ас-Саийд, Кандил Амани, Мохеб Заки, Рабии Амро Хашим, Рагиб Авад Худа, Сейф ад-Дауля Исмат, Хиляль Али ад-Дин, Шуккир аль-Бирт.

Эволюционный переход египетского общества от авторитаризма к демократии стало предметом специального исследования арабских ученых: Абдулла Ахмад, Ал-Отефи Гамаль, Ал-Хули Лутфи, Аль-Гамаль Майса, Захра Ас-Саййд, Фуад Абдулла Санаа, Хасан Ан-Накиб Хальдун, Шукра Абд-Аль-Гафар. Кроме того, эта проблема рассматривается в трудах российских ученых: А.Б. Борисова, М.А. Молодцова, Г.А. Нерсесов, и западных политологов: Дж. Вотербури, Р. Роитт, М. Халберстом.

Внешнеполитической деятельности Египта в процессе демократизации посвящены работы египетских исследователей: Абд Аль-Муним Caийд, Ас-Саийд Йасин, Имама Гаада, Махмуд Ибрагим Ахмад, Салаха Зар-нука Салиха, Сейид Селим Мухамед; западных политологов М.Н. Купера, М.С. Кеннеди, С.Г. Мура, Р. Хиннебуша и другие.

Цель и задачи работы

Основная цель работы заключается в хронологически поэтапном рассмотрении становления и развития элементов демократической системы, как внутриполитической жизни Египта, так и в составе его внешнеполитического курса, анализе формирования демократических институтов власти. Особое внимание при этом уделяется современному историческому периоду, обозначенному рамками президентства Хосни Мубарака. Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

- используя историографический материал выявить роль иностранных держав (преимущественно Великобритании) в процессе становления демократической системы политического управления в Египте;

- рассмотреть этапы национально-освободительного и революционного движения, а также появление национальных партий, место и значение последних в ходе борьбы за независимость страны, выработки у населения самостоятельного политического мышления;

- произвести сравнительный анализ средств, методов и тактики политического руководства страной в периоды правления президентов Г.А. Насера, А. Садата и X. Мубарака, оценить результаты их деятельности с позиций достигнутых ими демократических завоеваний;

- проследить процесс развития и функционирования демократических форм государственного правления, в частности, института парламентаризма;

- проанализировать современное состояние политической жизни Египта, особенности и специфику реализации принципов демократии;

- рассмотреть характер внешнеполитического курса ныне действующего руководства страны как связующего звена в системе современного мирового демократического сообщества, включая арабские государства.

Краткое изложение содержания

Первая глава «Теоретико-политическое осмысление демократии в египетской научной литературе» посвящена историческому осмыслению в монографиях, докладах и публикациях этапов национально-освободительной борьбы Египта против британского политического присутствия в регионе, а также анализу сложившихся национальных политических сил в период обретения независимости.

В первом параграфе «Оценка роли и влияния Англии на формирование современной политической системы Египта» рассматривается исто-рико-политическая ситуация Египта в XIX столетии приведшая к постепенному укреплению британских правящих элементов в структуре жизни страны, а также последствия влияния английского колониального господства на процесс становления политического мышления египетского населения.

Второй параграф «Анализ демократической структуры египетского общества» посвящен рассмотрению такого понятия политической лексики как «демократия». Помимо уточнения сущности термина применительно к египетской общественной жизни, оценивается современное состояние и перспективы развития демократических режимов и институтов управления в мировом масштабе, с акцентом внимания на странах Востока и мусульманской Африки. Отмечается сложность расширения границ демократизма как политического устройства в странах третьего мира, что стало особенно ощутимо проявляться в 60-е - 70-е годы двадцатого столетия.

Во второй главе «Генезис демократического правления в Египте» рассматривается специфика развития демократических элементов в стране, становление и укрепление системы независимой политической власти.

В первом параграфе «Формирование демократических основ египетского общества» дается анализ становления и развития политического мышления египетского народа. В качестве особенностей данного процесса выделяется традиционализм сознания, представляющий в неразделимости государство и власть.

Второй параграф «Развитие парламентаризма в Египте» включает в себя исторически поэтапный анализ становления парламентской системы управления в связи с принятием и изменением конституционных законов с учетом процесса развития национально-освободительного и демократического движения.

В третьей главе «Влияние мирового демократического процесса на египетское общество» рассматриваются внутриполитические процессы и внешнеполитическая деятельность Египта с учетом международных влияний и внешних контактов, воздействие которых, так или иначе, сказалось на политической жизни страны.

В первом параграфе «Эволюционный переход египетского общества от авторитарного к демократическому режиму» исследуются специфические черты развития политического строя Египта с точки зрения становления и усиления в политическом строе страны демократических элементов и ориентаций в противовес авторитарной форме правления.

Во втором параграфе «Внешнеполитическая деятельность Египта в процессе демократизации» анализируется роль и место страны в современной международной жизни, его внешнеполитическая деятельность с позиций демократической оценки. Подчеркивается своеобразие режима политического правления Египта, включая современное, близкого принципу «лидерства» - единоначалия власти в процессе выработки политических решений.

Методологические основы и источники исследования. Основным методом исследования является сравнительно-политический анализ развития демократии в Египте и участия политических партий и движений в общественной жизни страны, что позволяет выяснить основные тенденции изучаемого процесса. Учитывая то, что работа во многом опирается на материалы исторического характера, в основу исследования также положен историко-аналитический метод с элементами компаративистского подхода. Последнее обусловлено тем, что в работе проводятся историко-сравнительные параллели, на базе которых производятся обобщения и делаются выводы.

Теоретико-методологическую основу представленного диссертационного исследования составили концептуальные положения теорий развития политических процессов в арабских странах, разработанных в политологической литературе.

Эмпирическую основу диссертационного исследования составили: текст конституции Египта 1971 года, в статьях и положениях которой нашли отражение выражение воли правительства и народа в демократических преобразованиях; важная роль в разработке концептуальной основы исследования принадлежит документам различных политических партий и движений: манифесту «Братьев-мусульман», партии новый «Аль-Вафд», программе коммунистической партии Египта, программе народной прогрессивной партии, проекту программы арабской демократической насе-ровской партии.

Не менее значительной представляется аналитическая информация, полученная через интернет.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:

- на основании изучения различных подходов (позитивных и негативных) к проблеме английского колониального господства, дается новая обобщающая оценка факту британского присутствия в Египте;

- впервые в научной литературе по проблемам стран арабского Востока и Африки представлено систематическое исследование процесса развития демократизации политической культуры Египта, генезис демократии и её современное состояние;

- выявлены специфические черты в интерпретации и признании политическим сознанием сущности понятия «демократия» и его адаптации к жизни египетского общества;

- дано аналитическое освещение новейших (конца XX - начала XXI столетий) политических событий в жизни Египта в их воздействии на корректировку внешнего и внутреннего курса управления страной высшими структурами власти;

- отражены национально-религиозные особенности и исторические традиции культурного самосознания египетского народа, накладывающие свой отпечаток на функционирование институтов политической власти, что сказывается на осложнении или стимулировании протекания процессов демократизации;

- освещаются стратегические позиции новых радикальных исламских партий и организаций в отношении демократических преобразований в стране;

- проанализирована роль Египта как посредника в разрешении сложных политических проблем арабско-африканского региона.

Практическая значимость исследования определена тем, что ряд положений работы, фактический и теоретический материал, сформулированные выводы могут использоваться в подготовке лекций, проведении семинарских занятий по курсам политологии, политической истории, истории международных отношений. Кроме того, полученные результаты способствуют лучшему уяснению концепции демократизации, сущности современных политических процессов, протекающих в странах арабского Востока. Также положения и выводы диссертации могут быть применены для концептуальных разработок внешнеполитических структур египетского государства, ставящих цель дальнейшей конкретизации проблемы и углубления понимания политической обстановки в арабском регионе.

11

Апробация работы. Основные положения исследования изложены в докладах и тезисах в сборниках научно-практических конференций и семинаров, проходивших на факультете журналистики СПбГУ и в Санкт-Петербургском Техническом Университете на кафедре международных отношений.

Диссертация обсуждена на кафедре мировой политики факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета.

Структура работы. Диссертация состоит из настоящего введения, трех глав (шести параграфов), заключения и списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Становление демократии в Египте как проявление основных социальных и политических тенденций современного мирового развития"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленное в диссертации исследование позволяет показать несостоятельность сложившегося в научной и популярной политической литературе стереотипа об исключительно негативных последствиях пребывания Египта под английским протекторатом. Анализ исторических материалов того периода позволяет сделать вывод о том, что после длительного периода зависимости от Османской империи, полностью подорвавшей развитие политического самосознания нации, протекторство Англии носило, очевидно, прогрессивный характер. Это обусловлено рядом причин. Прежде всего речь идет о создании условий выхода из жесткой замкнутой системы, свойственной государственности, идеологической основой которой является ислам, отличавшийся в новое время значительно большой степенью консерватизма и нетерпимости к любым формам неповиновения и инакомыслия. Установление протектората Великобритании способствовало началу процесса активного взаимопроникновения культур: европейской и восточной христианской и мусульманской. Несмотря на известную жесткость колонизаторской политики, этот период открыл путь для будущего диалога различных мировоззренческих систем, определению общих для человечества ценностей, не разделяющих, а объединяющих и взаимообогащающих.

Традиции политической культуры Англии, признанной родиной и оплотом демократии и классического либерализма, также не могли не сказаться на политике в отношении принадлежащих ей колоний. Политическая элита Британии, с характерным для нее соединением консерватизма и вигизма, не могло относиться к Египту только как к источнику дешевого сырья и рабочей силы, свойственный англичанам прагматизм сочетался с естественным желанием покровителя приобщить отсталые народы к достижениям цивилизации, в том числе, политическим. Поэтому либерально настроенные политические деятели планировали проведение на данной африканской территории эксперимента моделирования египетского варианта Англии.

Существование в условиях прежде незнакомой политической культуры, обуславливающей жесткую гегемонию иной системы ценностей, дало достаточно противоречивые результаты. Внедрение чуждой идеологии и культурных ценностей, естественно, вызвало сопротивление на уровне массового сознания. В подобной ситуации большинство населения, преднамеренно отлучаемое от участия во власти, не только не утратило полностью, но, наоборот, повысило политическую активность. Это способствовало формированию политической элиты Египта, создавшей в условиях колониализма те партии и движения, которые впоследствии определят будущее суверенного государства. Египетские политические деятели получали у англичан наглядные уроки управления и хозяйствования, свойственного европейцам глобализма политического мышления. В то же время Декларация независимости в качестве цели политики протектората, соблюдение национального интереса, игнорирующего интересы колоний, послужила мощным стимулом для формирования национального самосознания угнетенного народа. В результате именно в условиях колониализма вызревали политические силы, оказавшиеся способными перенять демократические традиции и институты, присущие Западной Европе, и адаптировать их к местным условиям.

Материалы исследования показали принципиальное отличие процесса демократизации в Египте от других стран Африки. Оно обусловлено целым рядом причин. Среди них следует назвать присутствие в исторической памяти народа традиций древнейших цивилизаций с их высокоразвитой политической культурой, знание о которой сохранилось в известном всему миру культурном наследии великого прошлого, памятниках архитектуры, фресковой живописи, эпосе и т.п. Их монументальность и стойкость перед временем, природными стихиями как будто подчеркивает преходящество всех властей и правительств. Поэтому вживление демократических традиций в египетском варианте, даже с учетом британского протектората, не могло иметь тех результатов, которые характерны для многих других африканских государств. Отсюда готовность Египта к созданию собственной политической элиты, формирование которой не остановила колониальная зависимость. Кроме того, следует отметить, что хронологически страна значительно раньше времени произнесения речи президента Франции, изложившего в 1990 г. позицию Европы и США относительно будущего Африки, провела опыт переноса западной модели демократии.

Следующее, не менее существенное отличие процесса демократизации в Египте, отмечено её пребыванием в системе политической культуры Османской империи, оставившей земле фараонов свою религию.

Последовавшие после Декларации независимости опыты приобщения египетских политиков к управлению государством показали их полную несостоятельность. Образовавшиеся в результате всеобщего разочарования последствиями деколонизации вакуум стал катализатором в процессе нового возрождения ислама, ценности которого стали строительным материалом идеологических конструкций всех политических движений от радикалов до умеренных. Заложенная в этой религии гибкость особенно наглядна благодаря примерам опытов исламского социализма правительства Г.А. Насера и исламского капитализма А. Садата. Сам факт стремительности метаморфозы, произошедшей после смерти египетского идеолога социализма, свидетельствует о живучести в обществе традиционного сознания. Для массового общественного сознания свойственна неразделенность понятий власти и государства. Поэтому засвидетельствованное теорией и практикой правлений Г.А. Насера и А. Садата качественное изменение в эволюционном процессе концепции власти вызвали реакцию раздражения только после очевидных результатов резкого падения жизненного уровня большинства населения. Это является ярчайшим подтверждением того, что в структуре традиционного сознания интересы каждого индивидуума находятся как бы на втором плане, в подчинительном положении по отношению к интересам всего общества. Также традиционная субординация в системе взаимоотношений личного и коллективного позволяет современным исследователям говорить о «растворенности» или «невыделен-ности» индивидуального из общественного

Основой, определяющей живучесть традиционализма, является присущее всем странам Ближнего Востока массовое религиозное сознание. Результаты проведенного исследования позволяют усомниться в правомерности категоричных утверждений ряда специалистов о спекуляции правящего класса на религиозных предрассудках большинства населения ради достижения политических целей. Однако опыты поиска обоснования в исламе общества социальной справедливости правительства Г.А. Насера и гибель А. Садата, ставшего жертвой джихада, достаточно красноречиво подтверждают, что религиозное сознание присуще политической элите общества в не меньшей степени, нежели социальным низам. Поэтому представляются более близкими к истине те специалисты, которые указывают на сходство происходящих в исламском мире процессов с процессом трансформации христианства в эпоху реформации.

Не менее существенным отличием демократических преобразований в Египте от подавляющего числа африканских стран представляются причины и следствия проводимых перемен. Не только Египет, но и все бывшие колонии западных держав унаследовали от метрополий сложившиеся в течение длительного периода аппараты управления, предполагавшие присутствие необходимого числа институтов, присущих европейской модели демократии. Но по причине отсутствия у коренных народов тропической Африки собственного опыта государственности, поскольку основная часть народов континента находятся на различных стадиях общинного развития эти институты после ухода колонизаторов остались невостребованными. В то же время внешние условия становились катализаторами в процессе социального расслоения и проявления активизации процесса укрепления власти племенных вождей. В результате демократические конституции были либо отменены, либо заменены новыми, признающими легитимность однопартийного правления и сосредоточения в компетенции носителя верховной власти всей полноты законодательной и исполнительной власти. Такого рода авторитарная система в течение ряда лет оставалась превалирующей в ряде стран региона. Только 18 из 49 стран избежали военных режимов.

Представленное исследование демократического опыта в Египте свидетельствует, что собственно религия, определяющая систему ценностей в этой стране, не может быть причиной ни авторитаризма, ни демократии. Специфическим является то, что АРЕ значительно более готовая к демократии в начале XX в., чем ее соседи по континенту в конце столетия, пришла в результате к жесткому авторитарному режиму. Несмотря на наличие института представительного собрания, исполнительная власть является однопартийной, контролирующей и определяющей деятельность законодательного органа государства.

Представленный в работе анализ позволяет сделать вывод, что причиной результатов социального развития в исследуемый период являются не радикальные религиозные движения, вынуждающие нынешнее правительство к чрезвычайным мерам. Как известно, эти движения образовались именно в период разочарования первыми опытами независимости. Однако, в результате деятельности правительства Г.А. Насера, несмотря на проводившуюся в области религии политику, направленную на дальнейшее создание условий укрепления религиозного сознания населения, политическая роль «Братьев-мусульман» была сведена к нулю. Это произошло не по причине уменьшения роли религии в жизни общества, а по причине лишения экстремистов социальной базы и представления массовому сознанию социалистического варианта интерпретации ислама.

Активизация исламистов началась в период правления А. Садата, заменившего курс движения к социализму на капиталистический курс и использовавшего религию для обоснования смены политической ориентации страны. Внутренняя и внешняя политика А. Садата способствовала возвращению исламистам утраченной при Г.А. Насере социальной базы, представленной всеми слоями населения. Специфика структуры социальной организации обусловила проникновение радикалов во все сферы общественной жизни, начиная с основ - семьи. Эта организация установила контроль за всеми этапами становления личности и её реализации в обществе, что позволили ряду специалистов утверждать о формировании в Египте «контр-общества». Влияние радикалов, сказавшееся во всех социальных сферах, поставило правительство X. Мубара-ка перед сложнейшей задачей, решение которой невозможно без принципиальных изменений в социальной политике.

Опыт реализации западной модели демократии правительством А. Садата стоило президенту жизни, а в стране были посеяны семена агрессии по отношению к действующему режиму, также как и желание радикальных исламистов силой захватить политическую власть. В этом контексте весьма принципиальным является тот факт, что когда правительство X. Мубарака активизировало деятельность по созданию законодательной основы противодействия терроризму, обращаясь к международному сообществу с призывами объединения усилий по борьбе с этой разновидностью насилия, прозванного «чужой XX века». Запад не проявил сколь-либо значительных усилий. Более того, ни европейские государства, ни США не выполняли требований АРЕ о выдаче преступников. Поэтому все усилия Египта по созданию единого фронта остались локализованными пределами Ближнего Востока и стран Африки, которые по инициативе Египта подписали ряд двусторонних всеарабских и всеафри-канских договоров по этой проблеме.

Не менее примечательным фактом является то, что в то время как Египет в результате приобщения к ценностям демократии в западном варианте оказался перед спектром проблем, охвативших все сферы общественной жизни, великие державы довели в 1990 г. до сведения африканских лидеров идею тотального введения на континенте демократии западного образца. Правительство Египта было в числе тех, которые настаивали на порочности практики перенесения модели европейской демократии на черный континент. Причиной данной позиции был не только собственный опыт, но и современные реалии самих европейских держав, подтверждающие кризис ценностей классического либерализма по причине их несоответствия действительности. Однако, чем очевиднее признаки этого кризиса, тем громче звучат утверждения преимуществ ее западной интерпретации.

Представленный в диссертации анализ многообразия существующих интерпретаций понятия демократии показал, что названное разнообразие обусловлено процессами тотального навязывания демократической модели всем развивающимся странам, ставшего целью глобальной политики Запада. Сочетание неготовности этих стран к полноценным демократическим преобразованием, с обусловленной экономической и политической зависимостью, необходимостью подчинения воле сверхдержав и стало причиной приведения определения понятия в соответствии с реалиями конкретного государства.

Безусловно, эта политика, имеющая непосредственное отношение к судьбам египетского народа, определяла тенденции внутренней и внешней позиции страны, существующей в условиях взаимозависимого мира. Настойчивость европейских государств и США объясняется не привязанностью к демократическим традициям, а исключительно практическими интересами. За тридцать неполных лет существования в условиях независимости в Африке произошло 68 военных переворотов. Западные инвесторы потерпели колоссальные, невосполнимые убытки. Потребовалась глобальная концепция, определяющая международную жизнь ценностей, в качестве каковой и была определена демократия, предполагающая многопартийную систему и рыночную экономику. В результате этой политики Египет ощутил на себе все последствия европейского давления. Тем не менее, и в этих условиях, правительство X. Мубарака, опробовавшее все возможные способы борьбы с терроризмом на своей территории и территории арабских и африканских государств, связанных союзническими обязательствами, сумело сохранить волю к диалогу, как на внутригосударственном, так и международном уровне. Думается, именно способность к диалогу и компромиссу, постоянно демонстрируемые правительством X. Мубарака, является верной причиной приверженности египетского народа к демократическим ценностям.

События 11 сентября 2001 г. наглядно показали как последствия отсутствия должного внимания правительств супердержав к призывам и опыту лидера арабских государств, так и верные приметы деградации системы, которую упорно продолжают выдавать в качестве идеала для подражания всей планете. Последовавшие за этими трагическими событиями, которых могло не быть в случае более внимательного отношения к обращениям Египта и его союзников - активизация демонстраций силы в Афганистане и бывшей советской Грузии, стала следствием неадекватной реакции и стремления прикрыть ощущение от осознания собственного бессилия державы перед неведомым прежде чувством уязвимости.

168

Полученный в Нью-Йорке урок подтвердил необходимость поиска новых форм социальности, способных создать условия достойного существования, что может и должно стать глобальной целью мирового сообщества. В этом контексте, полученный наследницей древнейших цивилизаций опыт демократии имеет принципиальное значение не только для этой страны, но всей планеты. Безусловно, последствия апробации западной модели, как в Европе, так и на других континентах никоим образом не должны дискредитировать идею демократии, что может произойти и уже происходит по аналогии с дискредитацией идей марксизма. Огромный созидательный и гуманистический потенциал этих идей подтверждается тем прогрессивным значением для человечества опытов их реализации даже в деформированном политическими интересами отдельных сословий варианта.

 

Список научной литературыШохди Моубарак Абдоу Фадл, диссертация по теме "Политические проблемы международных отношений и глобального развития"

1. На русском языке

2. Авторитаризм и демократия в «третьем мире». М., 1999.

3. Агарышев A.A. Гамаль Абдель Насер. 2-е изд., испр. и доп. М., 1979.

4. Актуальные проблемы современного политического развития. М., 1982.

5. Ан-Наим A.A. На пути к исламской реформации. М., 1999.

6. Арабские страны Западной Азии и Северной Африки // Новейшая история, экономика и политика. М., 1999.

7. Арабские страны: проблемы социально-экономического и общественно-политического развития. М., 1995.

8. Арабский мир в конце XX в. М., 1996.

9. Африка континент конфликтов и надежд // Международная жизнь. - М., 2000, № 6.

10. Африка: проблема перехода к гражданскому обществу. М., 1994.

11. Бакланов А. Вклад в строительство многополярного мира // Азия и Африка сегодня. М., 2000. № 3.

12. Баширов И.К. Усиление исламского фактора в Египте и его влияние на общественно-политическую жизнь. М., 1992.

13. Башуков И.В. «Партия власти» в процессах внутриэлитного взаимодействия // Актуальные проблемы политики и политологии в России. М., 2000.

14. Белова Г.А. Древний Египет и соседние африканские страны. М., 1995.

15. Беляев И.П., Примаков Е.М. Египет: Время президента Насера. М., 1974.

16. Беляков В. Египет. Новая попытка создания фундаменталистской партии // Азия и Африка сегодня. 1996. № 9.

17. Бешлер Жан. Демократия: аналит. очерк. М.: ЮНЕСКО, 1994.

18. Битэм Дэвид, Бойл Кевин. Демократия // Вопросы и ответы. М.: ЮНЕСКО, 1995.

19. Борисов А.Б. Политическая элита Египта: пути эволюции // Политическая элита Ближнего Востока. М., 2000.

20. Борисов А.Б. Роль ислама во внутренней и внешней политике Египта (XX век). -М., 1991.

21. Борисов JI. Современные исламские течения: цели, стратегия, тактика // Азия и Африка сегодня. 1997. № 10.

22. Бутенко А.Н. Партия государство как тандем особого способа осуществления и изменения власти // Социально-гуманитарные знания. - М., 2000, № 4.

23. Высоцкая Н.И. Политическая культура и политическая практика в современной Африке // РАН ин-т Африки. м., 1996.

24. Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979.

25. Гаврилов Н.И. Страны Северной Африки: проблемы политического, экономического и социального развития. М.: Наука, 1984.

26. Гаджиев К. Размышления о политической культуре современной России // Мировая экономика и международные отношения. 1996. - № 2.

27. Герасимов О. Сумерки Каира. М., 1980.

28. Голдобин A.M. Из истории национально-освободительного движения в Египте в 1906-1907 гг. // История и филология стран Востока. Л., 1959.

29. Демократия и авторитаризм в третьем мире в конце XX в. (Концепция С.Р. Хантингтона и отклики на неё). М., 1995.

30. Евстафьев Д. Ислам в геополитическом контексте // Россия и мусульманский мир. 1999. № 1.

31. Зеленев Е.И. Египет: средние века // Новое время. СПбГУ. СПб., 1999.

32. Зубов А.Б. Парламентская демократия п политическая традиция Востока. -М., 1990.

33. Ирхин Ю.В., Слизовский Д.Е. Роль политической культуры и лидерства в общественном развитии. М., 1995.

34. Кагоха В. Проблема общего блага в современной демократии // Вопросы философии. М., 2000, № 9.

35. Коломинцев В.Ф. Демократический режим // Социально-гуманитарныезнания.-М., 2000, №5.

36. Комар В.И. Северная Африка: национальные модели политической культуры.-М., 1997.

37. Комар В.И. Эволюция политических систем в некоторых странах Африки: исламизм, оппозиция и традиции. М., 1995.3 7. Конституция Арабской Республики Египет. 1971.

38. Косач Г.Г. Демократизация в странах Востока: реальность и перспективы (взгляд арабских политологов). Арабские страны Западной Азии и Северной Африки (Новая история, экономика и политика). Вып. 3. М., 1997.

39. Косухин В.Т. Современная социал-демократия и Африка // Программные позиции и практика. М., 1990.

40. Косухин Н.Д. Политическое лидерство в странах Африки: основные черты и особенности // Восток. М., 2000, № 4.

41. Котлов JI.H. Становление национально-освободительного движения на арабском Востоке (середина XIX в. 1908 г.). - Минск, 1984.

42. Кошелев B.C. Египет: уроки истории борьбы против колониального господства и контрреволюций (1879-1981). Минск, 1984.

43. Кукина Н. Реальность и перспективы многопартийной системы в современной России // Диалог. М., 2000. №11.

44. Курдгелашвили Ш.Н. Революция 1952 г. и крах британского господства в Египте.-М., 1966.

45. Кьеза Дж. Переход к демократии. М., 1993.

46. Ласеинде С.Л. Конфликт традиционной африканской культуры и современной демократии // Африка, общество, культура, языки. М., 1979, 1982, 1998.

47. Левин З.И. Общественная мысль на Востоке. Постколониальный период. -М., 1999.

48. Левин З.И. Развитие основных течений общественно-политической мысли в Сирии и Египте // Новое время. М., 1972.

49. Лейпхарт Аренд. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование. М., 1997.

50. Луцкий В.Б. Новая история арабских стран. М., 1965.

51. Мадитов B.C. Концепции и модели Великобритании: проблемы и дилеммы // Вестн.Рос.ун-та дружбы народов. Сер: Политология. М., 2000, №1.

52. Малашенко A.B. В поисках альтернативы. Арабские концепции путей развития. М., 1998.

53. Махмудбеков Шухрат. Классы и партии Египта в политической борьбе за независимость (1918-1960 гг.). Автореф. дисс.на соиск.учен.степ.д-ра наук (07.00.04) АН СССР. Ин-т Востоковедения. М., 1991.

54. Молодцова М.А. Проблема преемственности власти и ее решение в государствах Арабского Востока // Политическая элита Ближнего Востока. -М., 2000.

55. Мэрдель К. Влияние европейского колониализма и африканского национализма на формирование гражданского общества в колониальный период // Актуальные проблемы новейшей истории стран Азии и Африки. -М., 1996

56. Нерсесов Г.А. Дипломатическая история египетского кризиса 1881-1882 гг. М., 1979.

57. Парламенты мира / Сб. Сов.-ашер. М., 1991.

58. Петров К. Англо-египетский конфликт 1924 г. // Арабские страны. История. -М., 1963.

59. Политические партии Африки / Ред.колл. В.Г. Солодовников (отв. ред.) и др.-М., 1970.

60. Процессы демократизации в Африканских странах: тенденции 90-х годов. Ч. 1.М., 1992.

61. Развивающиеся страны накануне третьего тысячелетия: тенденции и проблемы // МЭиМО. 2000. № 8.

62. Региональные конфликты в Азии и Северной Африке. М., 1997.

63. Ротпггейн Ф.А. Захват и закабаление Египта. М., 1959.

64. Сейронян Б.Г. Египет в борьбе за независимость 1945-1952. М., 1970.

65. Солодовников В.Г. История национально-освободительной борьбы народов Африки в новое время. М., 1976.

66. Солодовников В.Г. К проблеме становления гражданского общества в Африке // политика в странах Азии и Африки: с 1945 по 1990 гг. Сб. статей.-М., 1992.

67. Титаренко В.Е. Западные ценности и исламский мир // Свободная мысль. 1996. №3.

68. Ткаченко A.A. Ближний восток и Северная Африка: ислам и реформы в переходном обществе // Африка на пороге третьего тысячелетия: VIII конф. Африканистов. М., 28-30 сент. 1909. - М., 2000.

69. Ткаченко A.A. Северная Африка: ислам и общество // Ин-т Африки. М., 1999.

70. Фадеева И. Демократия в мусульманском мире. Реальность и перспективы // Азия и Африка сегодня. 2001. № 8.

71. Фадеева И. Особенности политической борьбы в странах Ближнего и Среднего Востока // Азия и Африка сегодня. М., 2000, № 12.

72. Черновская В.В. Формирование египетской интеллигенции в XIX -первой половине XX в. М., 1979.

73. Чешков М.А. Осмысливая развивающийся мир // МЭиМО. 2000. № 3-4.

74. Щегорцов В.А. Политическая культура: модели и реальность. М., 1990.

75. Эпоха демократии. Переход к демократии на Востоке и Юге. M., 1991.

76. Юрлов Ф. Становление демократической системы // Азия и Африка сегодня.-М., 1997. №7.

77. Юрьев М.Ф. История стран Азии и Северной Африки после второй мировой войны (1945-1990). М., 1994.

78. Якан Ф. Ислам: идеи, движения, перемены. М., 1992.1. На английском языке

79. Abdalla, Ismail Sabri and Ibrahim S.E. Abdalla. Arab Alternative Futures: Draft Final Report. Tokyo: UNU; Dakar: Third World Forum., 1986.

80. Abde-Khalek, Gouda. «Looking Outside, or Turning Northwest? Or the Meaning of Egypt's Infitah, 1971-1980» // Social Problems: vol.28, N 4, April 1981.

81. Abdel-Fadil, Mahmoud. The Political Economy of Nasserism: A Study in Employment and Income Distribution Policies in Urban Egypt, 1952-72. Cambridge, MA: Cambridge University Press, 1980. (Occasional Paper; 5).

82. Abdel-Malek, Anouar. Egypt: Military Society, the Army Regime, the Left and Social Change Under Nasser. Translated from French by Charles Lam Markmann. New York: Vintage Books; Random House, 1968.

83. Ajami, Fouad. The Arab Predicament: Arab Political Thought and Practice since 1967. Cambridge, MA: Cambridge University Press, 1981.

84. Al-Azmeh, Aziz. «Islamism and Arab Nationalism» // Review of Middle East Studies: N4, 1988.

85. All-Sayyid, Mustapha K. Civil society in Eqypt // The Middle East Journal. Washington D.C. Vol. 47, N 2,1993.

86. Anderson, Lisa. «Lawless Government and Illegal Opposition: Reflections on the Middle East» // Journal of International Affairs: vol. 40, Winter-Spring 1987.

87. Apter, David E. The Politics of Modernization. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1965.

88. Auda, Gehad. Eqypt's uneasy party politics // Journal of Democracy. Vol. 2, N 2,1991.

89. Ayubi, Nazih N. «From State Socialism to Controlled Commercialism: The Emergence of Egypt's Open Door Policy» // Journal of Common Wealth and Comparative Politics: vol. 20, N 3,1982.

90. Ayubi, Nazih N. Bureaucracy and Politics in Contemporary Egypt. London: St. Anthony's; The Middle East Centre; Ithaca Press, 1980.

91. Baker, Raymond William. Sadat's Open Door: Opposition from Within // Social Problems: vol. 28, N 4, April 1981.

92. Baker, Raymond William. Egypt's Uncertain Revolution Under Nasser and Sadat. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1978.

93. Baker, Raymond William. Sadat and After: Struggles for Egypt's Political Soul. London: I.E. Tauris, 1990.

94. Bassiouni M. Cherif. Eqipt in transition: perspectives on a rapidly changing society // American-Arab Affairs. Washington D.C. N 27, 1988-89.

95. Beattie, Kirk James. Prospects for democratization in Eqypt // American-Arab Affairs. Washington D.C. N 36,1991.

96. Chadbian N. Democratization and the Islamist challenge in arab wirld. Oxford, 1997.

97. Cooper, Mark Neal. «The Demilitarization of the Egyptian Cabinet» // International Journal of Middle East Studies: vol. 14, N 2, May 1982.

98. Cooper, Mark Neal. The Transformation of Egypt. London: Croom Helm, 1982.

99. Dahl, Robert A. After the Revolution? Authority in a Good Society. New Haven, CT: Yale University Press, 1970. (A Yale Fastback, YF-9)

100. Dahl, Robert A. Democracy and its Critics. New Haven, CT: Yale University Press, 1989.

101. De Waal A. Democratizing the aid en counter in Africa // Intern-affairs L., 1997. Vol.4.

102. Dekmejian, Richard Hrair. Egypt under Nasir: A Study in Political Dynamics. Albany, NY: State University of New York Press, 1971.

103. Denoeux, Guilain. «State and Society in Egypt» // Comparative Politics: vol. 20, April 1988.

104. Dessouki, All Eddin H. «Policy Making in Egypt: A Case Study of the Open Door Economic Policy» // Social Problems: vol. 28, N 4, April 1981.

105. Domhoff, G. William and Thomas R. Dye (eds.). Power Elites and Organizations. London: Sage Publications, 1987.

106. Esposito, John L. and Johno O. Voll. islamand Democracy. New York: Oxford University Press, 1996.

107. Gamal Essam El-Din. Chicken or egg debate again // Al-Ahram Weekly, N 569. 17-23 January 2002.

108. Gamal Essam El-Din. The hidden issue // Al-Ahram Weekly, N 525. 15-21 March 2001.

109. Gamal Essam El-Din. Weighing in the harvest // Al-Ahram Weekly, N 542. 1218 July 2001.

110. Gehad Auda, "Implementing Sharia Law", The Middle East Time, 18-25 May, 1985.

111. Halberstam M. Totalitarianism and the modern conception of politics. New York; L. Yale Univ.press, 1998. X. 290P. -Ind.

112. Heikal, Mohamed H. Autumn of Fury: The Assassination of Sadat. London: André Deutsch, 1983.

113. Held D. Models of Democracy. Cambridge: Polity Press, Oxford, 1992.

114. Hinnebusch, Raymond A. (Jr.). «Egypt Under Sadat: Elites, Power Structure, and Political Change in a Post Populist State» // Social Problems: vol. 28, N 4, April 1981.

115. Hinnebusch, Raymond A. (Jr.). Egyptian Politics under Sadat: The PostPopulist Development of an Authoritarian-Modernizing State. Cambridge, Eng.: Cambridge University Press, 1985.

116. Hudson, Michael C. Arab Politics: The Search for Legitimacy. New Haven, CT: Yale University Press, 1977.

117. HUMAN RIGHTS REPORTS FOR 2000: EGYPT. Department os State Human Rights Reports for 2000. Washington, released by the U.S. Department of State in February 2001.

118. Huntington S. The Thind Wave. Democratization in The Late Twentieth Century. Norman, 1991.

119. Ibragim Saadeddin. Law 32 of Egyptian PVOs. Cairo, 1996.

120. Ibrahim, Saad Eddin, Grass Roots Participation in the Development of Eqypt. Cairo, 1996.

121. Issawi, Charles Philip. Egypt in Revolution: An Economic Analysis, London: Oxford University Press, 1963.

122. John L. Esposito, John O. Voll. Islam and democracy. N.Y--Oxford, 1996.

123. Jonasson A. K. The Political Linkage of Islamist Parties // The Fourth Nordic conference on Middle Eastern Studies: The Middle East in the globalizing world. Oslo, 13-16 August 1998.

124. Kandil, Amani. The Process of Democratization in Eqypt (1981-1993). Cairo: Ibn Khaldun Center for Development Studies, 1995.

125. Kennedy, Mark C. «Open Doors, Transnationals and the Global Division of Labor» I I Social Problems: vol. 28, N 4, April 1981.

126. Kerr, Malcom H. and El-Sayed Yassin (eds.). Rich and Poor States in the Middle East: Egypt and the New Arab Order. Boulder, CO: Westview Press; Cairo: American University in Cairo Press, 1982.

127. Leila, Ali, El Sayed Yassin and Monte Palmer. «Apathy, Values, Incentives and Development: The Case of the Egyptian Bureaucracy» // Middle East Journal: vol. 39, N 3, Summer 1985.

128. Lisa, Anderson. «The State in the Middle East and Africa. // Comparative Politics: vol. 20, October 1987.

129. MacPherson, C.B. The Real World of Democracy. New York: Oxford University Press, 1972.

130. Makram-Ebeid Mona. Political opposition in Eqypt: democratic myth or reality? // The Middle East Journal. Washington D.C. Vol. 43, N 3, 1989.

131. Mbaku J.M. Institutions and reform in Africa: the Publ.choice Perspective. Praeger, 1997.

132. Moore, Clement Henry. «Authoritarian Politics in Unincorporated Society. The Case of Nasser's Egypty» // Comparative Politics: vol. 6, N 2, January 1974.

133. Moore, Clement Henry. «Money and Power: The Dilemma of the Egyptian In-fitah» Middle East Journal: vol. 40, N 4, Autumn 1986.

134. Najjar, Fauzi M. Electrions and democracy in Eqypt // American-Arab Affairs. Washington D.C. N 29, 1989.

135. Nelson, William N. On Justifying Democracy. London: Routledge and Kegan Paul, 1980.

136. Palmer, Monte. Ali Leila and El Sayed Yassin (eds.). The Egyptian Bureaucracy. Syracuse, N.Y.: Syracuse University Press, 1988.

137. Perlmutter, Amos. Political Roles and Military Rulers. London: Frank Cass, 1981.

138. Pye L. Political culture / International encyclopedia of social sciences. N.Y., 1968. Vol. 12.

139. Qurany, Ahmed. "Toward Another Century of Labor Unionism": and Helmy, Ibrahim, "Eqyptian Labor Organization Across One Hundred Years" // A1 Ah-ram, Cairo Daily, Dec. 10, 1998.

140. Rothstein K. Democracy in the Thirol World. Democracy, war ance Peoce in the Middle East. Bloomington, Indianapolis, Garnham and Fessler, 1995.

141. Springborg, Robert Daniel. «Professional Syndicates in Egyptian Politics, 1952-1970» // International Journal of Middle East Studies: vol. 9, N 3, August 1978.

142. Springborg, Robert Daniel. Family, Power and Politics in Egypt: Sayed Bey Marei-His Clan, Clients and Cohort. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1982.

143. Springborg, Robert Daniel. Mubarak's Egypt: Fragmentation of the Political Order. Boulder, Colo.: Westview Press, 1989.

144. Springborg, Robert Daniel. The Ties That Bind: Political Association and Policy Making in Egypt. Michigan: Ann Arbor University Microfilms, 1974.

145. Springborg. Approaches to the Understanding of Egipt.

146. Talmon, Jacob Leib. The Origins of Totalitarian Democracy. New York: Prae-ger, 1960.

147. Vatikiotis P.J. The Modern History of Egypt. L., 1980.

148. Vatikiotis, Panayiotis J. (ed.). Egypt Since the Revolution. London: George Alien and Unwin, 1968.

149. Vatikiotis, Panayiotis J. (ed.). Nasser and his Generation. London: Croom Helm; New York: St. Martin's Press, 1978.

150. Wafaa Ali Abdel Elah. Developing a parliamentary research service: the Egyptian experience. INSPEL 34(2000)2. (http://www.fh-potsdam.de/~IFLA /INSEPEL/00-2elwa.pdf).

151. Waterbury, John. Egypt: Burdens of the Past, Options for the Future. Bloomington: Indiana University Press, 1978.

152. Waterbury, John. The Egypt of Nasser and Sadat: The Political Economy of the Two Regines. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1983.

153. Wright R. Islam and Liberal Democracy: Two vision of Reformation // Journalof Democracy. 1996, April.

154. Zakaria F. The rise of illiberal Democracy // Foreign Affair, nov./dec. 1997. Vol. 76. N 6.

155. Zaki Moheb. Civil Society and Democratization in Egypt. Cairo: Ibn Khaldun Center for Development Studies, 1996.

156. Zaki, Moheb. Civil Society and Democratization in Eqypt, 1981-1994. Cairo, 1995.

157. Zartman, I. William (ed.). Political Elites in Arab North Africa. New York: Longman, 1982.

158. Ziadeh, Farhat J. Lawyers, the Rule of Law and Liberalism in Modern Egypt. Stanford, CA: Hoover Institution on War, Revolution and Peace, Stanford University, 1968.1. На арабском языке

159. Абд Ар-Разик Хуссейн. Ад-демукратыя // Китаб Аль-ахали Миср ва ка-даииат Аль-мустакбал (Демократия. // Книга наций. Египет и проблемы будущего). Каир, 1997. № 6.

160. Абд ар-Рахман Дияб Мохаммед. Такийм Аль-интихабат Аль-масрииа фи Аль-кара Аль-ифрикийа (Оценка египетских выборов в африканском контексте) // Аль-Ахрам ад-Дували. Каир, 23 ноября 2000. - № 41625.

161. Абд-Алла Ахмад. Ат-татаввур Ад-демукраты фи Миср // Миср ва тахади Аль-тисийнат (Развития демократии в Египте) // Египет и вызовы 90-х. -Каир, 1991.

162. Абд-Алла Ахмад.Накд Аль-салафийа Аль-либиралииа (Критика либеральной салафийи). № 9. Каир, 1996.

163. Абдалла, Ахмед и др., аль-Джейш ва-д-демократыя фи Миср (Армия и демократия в Египте). Каир, 1990.

164. Абдалла, Сана Фуад, Хасусият тарх ад-демократыя фи-ль-ваки аль-араби (Особенности существования демократии в реалиях арабского мира) // «аль-Мустакбаль аль-араби», год издания 17, № 1987, сентябрь 1994 г.

165. Абд-аль-Кади Р. Ан-низам ас-сийаси фи-ль-ислам (Политическая система в исламе). Каир, 1998.

166. Абдулла Исмаил Сабри. Ад-демукратия ва хукук Аль-инсан фи Аль-ватан Аль-араби (Демократия и права человека в арабском мире). Бейрут, серия «Будущее арабов», № 4, ноябрь 1968.

167. Абу Амуд Мухаммед Саад, аль-Илям аль-араби ва-с-сияса-ль-хариджия-ль-арабия (Арабские средства массовой информации и внешняя политика в арабском мире) // «аль-Мустакбаль аль-араби», год издания 16, № 183, апрель 1994 г.

168. Абу, Зейд Фарук, Узмат ат-демократыя фи-с-сихафа аль-мисрия (Кризис демократии а египетской прессе). Каир, 1986.

169. Ад-Даггани Ахмад Сидки. Тагдид Аль-фикр Аль-сийяси фи итар Аль-демукратыя ва хукук Аль-инсан (Обновление политической идеи в рамках демократии и прав человека). Каир, 1997.

170. Азмат ад-Димократиййа фи аль-ватан аль-араби (Кризис демократии в арабском мире). Бейрут, 1987.

171. Ал-Алим Амин Махмуд. Ал-ва й ва-л-ва й аз-за иф фи-л-фикр ал-араби ал-му асир (Сознание и фальшивое сознание в современной арабской мысли). Дар ал-Бида, 1988 (на араб.яз.).

172. Али Ад-дин Хиляль и др. Тажрубат ад-димукратиййа фи миср, 1970-1981 (Опыт демократии в Египте). Каир, 1982.

173. Али Ад-Дин Хиляль. Тагрубат Ад-демукратыя фи Миср (Опыт демократии в Египте). Каир, 1970-1981.

174. Али Ибрахим Хайдар. Ат-таййарат ал-ислмиййа уа кадиййат ад-димукратиййа (Исламские течения и проблема демократии). Бейрут, 1996,октябрь (на араб.яз.).

175. Ал-Хармаси Мухаммад Абд ал-Баки. Аль-каумыя ва Ад-демукратыя фи Аль-ватан Аль-араби // Азмат Ад-демукратыя фи Аль-ватан Аль-араби (Национализм и демократия в арабском мире // Кризис демократии в арабском мире). Бейрут, 1987.

176. Аль-Атыя Г. Ад-демукратыя ва Аль-ахзаб фи Аль-булдан Аль-арабия (Демократия и партии в арабских странах). Бейрут, 1999. № 3.

177. Аль-Библяви X. Аль-демукратыя Аль-либиралия кадаийя ва машакиль (Либеральная демократия: вопросы и проблемы). Документы Ассоциации «Нового призыва». Каир, № 3 (без года).

178. Аль-Гамал Яхяа. Анземат Аль-хукм ви Аль-ватан Аль-араби // Азмат Ад-демукратыя ви Аль-ватан Аль-араби (Система управления в арабском мире // Кризис демократии в арабском мире). Бейрут, 1987.

179. Аль-Кафаш Усама. Тахрир Аль-кийвит: харб, мин сунй си ин ин (Освобождение Кувейта: война, разработанная CNN). // Аль-Кахира, № 17, авг. 2000.

180. Аль-Муджтама ва-д-дауля фи-ль-ватан аль-араби (Общество и государство в арабском мире). Бейрут, 1996.

181. Аль-Хиляли А.Н. Тагдид Аль-фикр Аль-сийяси фи итар Аль-демукратыя ва хукук Аль-инсан (Обновление политической идеи в рамках демократии и прав человека). Каир, 1997.

182. Аль-Худайби Мамун. Тагдид Аль-фикр Аль-сийяси фи итар Аль-демукратыя ва хукук Аль-инсан (Обновление политической идеи в рамках демократии и прав человека). Каир, 1997.

183. Аль-Хули Лутфи. Мадрасаат Аль-Садат Аль-сийасииа ва Аль-ясар // Ки-таб Аль-ахали (Политическая школа Садата и левых //Книга наций). №11. -Каир, ноябрь 1986.

184. Аль-Хуррия ва-д-демократыя ва урубат Миср (Свобода и демократия в Египте). Бейрут, 1993.

185. Амин Самир. Азмат Ад-демукратыя фи Аль-ватан Аль-араби (Кризис демократии в арабском мире). Бейрут, 1987.

186. Амин Шалаби Сейид. Editoriahwww.siyassa.org.eg/ESyassa/ Ah-ram/2000/l/l/ED/Tl .htm.

187. Амин, Джаляль Ахмед, ад-Дауля-р-рахва фи Миср (Ослабленное египетское государство). Каир, 1993.

188. Амин, Самир, Узмат аль-муджтама аль-араби (Кризис арабского общества). Каир, 1985.

189. Амин Самир. Мулахазат хаол манхадж тахлил азмат Ад-демукратыя фи Аль-ватан Аль-араб // Азмат Ад-демукратыя фи Аль-ватан Аль-араби (Заметки о методологии анализа кризиса демократии в арабском мире //Кризис демократии в арабском мире). Бейрут, 1987.

190. Анис, Абдульазым, Кыраа фи санавати-ль-гальян (Исследование смутных лет) // «аль-Ватан». Кувейт, апрель 1989 г.

191. Ан-Наггар С. Тагдид Аль-фикр Аль-сийяси фи итар Аль-демукратыя ва хукук Аль-инсан (Обновление политической идеи в рамках демократии и прав человека). Каир, 1997.

192. Ан-Наггар С.Ад-демукратыя ва Аль-фикр Аль-либирали (Демократия и либеральная идеология). Документы Ассоциации «Нового призыва». -Каир (без даты).

193. Ан-Наккаш Фарида. Аль-сакафа ва Аль-таагийр Аль-шамил // Китаб Аль-ахали Миср ва кадаииат Аль-мустакбал (Культура и универсальные изменения //Книга нации. Египет и проблемы будущего). .№ 60. Каир, 1997.

194. Ар-Рафи, Абдуррахман, Саурат 23 юлью 1956: тарихуна аль-кауми фи саба санават 1952- 1959 (Революция 23 июля 1956 г.: наша национальная история за семь лет 1952-1959). - Каир, 1959.

195. Ас-Саид Рифаат Аль-харакат ас-сийасиййа аль-исламиййа фи миср (Исламские политические движения в Египте) // Ан-Нахдж, 1989.

196. Ас-Саид Рифаат. Аль-ясар. Ад-демукратыя и . Аль-тааслум // Китаб аль

197. Ахали (Левые. Демократия и .исламизация // Книга наций). № 61. -Каир, 1988.

198. Ас-Саид Рифат, Ал-йасар. Ад димукратиййа. Ат-та аслум. Китаб ал-Ахали, № 61. Каир, 1998 (на араб .яз.).

199. Ахмад М.С. Тагдид Аль-фикр Аль-сийяси фи итар Аль-демукратыя ва ху-кук Аль-инсан (Обновление политической идеи в рамках демократии и прав человека). Каир, 1997.

200. Аш-Шави Тауфик Мухаммад. Аш-шура аала маратиб ад-димукратиййа (Шура высший уровень демократии). Каир, 1994.

201. Баракат Халим. Аль-муджтама Аль-араби Аль-муа-сир (Современное арабское общество). Бейрут, 1991.

202. Гаад Имам. Editorial:www.siyassa.org.eg/Esyassa/Ahram/2000/1/1/ED/Tl. htm.

203. Газета «аль-Ахрам». 2000. 19 мая.

204. Гальюн, Бурхан, Баян мин аджль ад-демократыя (Соглашение о демократии). Бейрут, 1986.

205. Гальюн, Бурхан, Манхадж дирасат мустакбаль ад-демократыя фи-ль-ватан аль-араби (Изучение перспектив демократии в арабском мире) // «аль-Мустакбаль аль-араби», год издания 19, № 213, ноябрь 1996 г.

206. Гаримал Г. Национально-освободительное движение в Азии и Африке с 1919 г. до настоящего времени. Дамаск, 1984 (на араб. яз.).

207. Джамиль, Хуссейн, Хукук аль-инсан ва-ль-канун аль-джинам (Права человека и Уголовный Кодекс). Каир, 1972.

208. Египетская коммунистическая партия. Основная программа. Партийные документы. Каир, 1992.

209. Зайдани, Сайд, Итляля аля-д-демократыя аль-либералия (Взгляд на либеральную демократию) // «аль-Мустакбаль аль-араби»,год издания 13, № 135, май 1990 г.

210. Зарсман, Вильям, аль-Муарада кядаама ли-д-дауля (Оппозиция как поддержка государственности) // «аль-Мустакбаль аль-араби», год издания 10, № 108, февраль 1988 г.

211. Зартман Валим. Аль-муариида-ка-ракииза-лил-даувила (Оппозиция как опора государства) // Аль-Мустакбаль аль-Араби. 1988. - № 108 (февраль).

212. Ибрагим Али Хэйдар. Аль-муджтама Аль-мадани фи Миср ва Аль-Судан (Гражданское общество в Египте и Судане). Бейрут, 1992.

213. Ибрагим Махмуд Ахмад. Е&1опа1:шш\у.81уа88а.о^.е§/Е8уа8за/ АЬ-гат/2000/1/1ЛЮ/Т1 .Ыт.

214. Ибрагим Саад ад-Дин. Аль-муджтама Ва-д-дауля фи Аль-ватан Аль-араби (Общество и государство в арабском мире). Бейрут, 1996.

215. Ибрагим Хайдар. Тагдид Аль-фикр Аль-сийяси фи итар Аль-демукратыя ва хукук Аль-инсан (Обновление политической идеи в рамках демократии и прав человека). Каир, 1997.

216. Ибрахим, Саадуддин, аль-Муджтама аль-мадани ва-т-тахаввуль ад-демократы фи-ль-ватан аль-араби (гражданское общество и демократические преобразования в арабском мире). Каир, 1991.

217. Ильбаз, Шахина, аль-Муназзамат аль-ахлия аль-арабия (Арабские народные организации). Каир, 1998.

218. Иосиф Ас-Саид. Аль-ихуан Аль-муслимун ва Аль-татаров // Аль-ихуан Аль-муслимун Халь-хия-сахваислямия? («Братья-мусульмане» и экстремизм // «Братья-мусульмане»: исламский подъем?) (в 8 тт.). Каир, 1994. Т. 3.

219. Иса Хусам. Тагдид Аль-фикр Аль-сийяси фи итар Аль-демукратыя ва ху-кук Аль-инсан (Обновление политической идеи в рамках демократии и прав человека). Каир, 1997.

220. Йасин Ас-Сейид. Аль-сийаса Аль-масрииа-на-хива Азмат Аль-халиг // Аль-такрир Аль-араби Аль-истииратиджи (Египетская политика в отношении Персидского кризиса // Ежегодник Арабские стратегические доклады). -Каир, 1992.

221. Иасин Ас-Сейид. Ширук Ад-демукратыя фи Аср Мубарик (Расцвет демократии в эпоху Мубарака) // Аль-Ахрам. 19 мая 2000 г.

222. Кандиль, Амани и ибн Нафиса Сара, аль-Муджтама ас-сияси фи Миср (Политическое общество в Египте). Каир, 1982.

223. Кандиль, Амани, аль-Джамият аль-ахлия ва-ль-муджтама аль-мадани фи-ль-алям аль-араби (Народные организации и гражданское общество в арабском мире). Каир, 1992.

224. Кандиль, Амани, ат-Тахаввуль ад-демократы фи Миср (Демократические преобразования в Египте). Каир, 1994.

225. Кандиль, Амани, Джамаат аль-масалих: ад-даур ас-сияси линикабат аль-аттыба (Профсоюзные организации: политическая роль профессионального союза врачей). Каир, 1998.

226. Лябиб, ат-Тахер и др., ас-Сакафа ва-ль-мусаккаф фи-ль-ватан аль-араби (Культура и интеллигенция в арабском мире). Бейрут, 1992.

227. Ляъга Али Мухаммад. Аш-шура уад димукратиййа (Шура и демократия). Бейрут, 1983.

228. Манифест (братьев-мусульман). // Руввак араби //, №2, апрель Каир, 1996.

229. Мохи ад-Дин X. Мустакбал Ад-демукратыя фи Миср (Будущее демократии в Египте). Каир, 1984.

230. Муавид, Джаляль Абдалла, Узмат аль-мушарака ас-сиясия фи-ль-ватан аль-араби (Кризис политического сотрудничества в арабском мире) // «аль-Мустакбаль аль-араби», год издания 6, № 55, сентябрь 1983 г.

231. Муниф, Абдуррахман, ад-Демократыя аввалян. ад-демократыя даиман248,249.250,251,252,253,254,255,256,257258259260261262

232. Наджи Джавад Саад. Кадаийа Ифрикииа Муа-сира (Современная африканская проблема). Оман, 2000.

233. Народно-прогрессивная партия. Проект основной программы. Каир, май 1999.

234. Партия Новый «Аль-Вафд». Партийные документы. Каир, 1977. Проект основной программы Арабской демократической насеристской партии. - Каир, декабрь 1992.

235. Рамадан А. Та-таввур Аль-харака Аль-ватаныя фи Миср (Развитие национального движения в Египте с 1918 г. до 1936 г). Каир, 1968. Рамадан, Абдульазым, Дирасат фи тарих Миср аль-муасыр (Изучения истории современного Египта). - Каир, 1982.

236. Рамк, ас-Сеййид и др., Интихабат маджлис аш-шааб 1984, дираса ва тах-лиль (Выборы в Нардный Совет 1984 г., исследование и анализ). Каир, 1986.

237. Ризк, Юнан Лябиб, аль-Ахзаб аль-мисрия кабля саурат 1992 (Политические партии Египта до революции 1952 г.). Каир, 1977. Ризк, Юнан Лябиб, аль-Ахзаб ас-сиясия фи Миср (Политические пратии в Египте). - Каир, 1984.

238. Сайд Абд аль-Муним. Editoriakwww.siyassa.org.eg/ESyassa/ Ah-ram/2000/1/1/ED/Т1 .htm.

239. Салим, Джамаль, Аср ад-димуктатурия. Мазбахат маджлис аш-шааб (Эпоха демоктатурии. Уничтожение Народного Совета). Каир, 1990.

240. Салих Зарнука Салах. Editorial:www.siyassa.org.eg/Esyassa/Ahram /2000/1/1/ED/Т1 .htm.

241. Сейид Селим Мухаммад. Аль-сийаса Аль-масрииа-на-хива Ду-вал Аль-бахр Аль-мутавасиит // Курасаат истии-рати-жииа (Египетская политика в отношении государств Средиземноморья // Стратегические тетради). № 27.-Каир, 1995.

242. Сеййид, Ахмед Мухаммед, Мустакбаль ан-низам аль-хизби фи Миср (Будущее многопартийной системы в Египте). Каир, 1984.

243. Сейф ад-Дауля Исмат, Азмат Ад-демукратыя фи Аль-ватан Аль-араби (Кризис демократии в Арабском Мире). Бейрут, 1978.

244. Сейф ад-Дауля Исмат. Ад-демукратыя ва хуку к Аль-инсан фи Аль-ватан Аль-араби (Демократия и права человека в арабском мире). Бейрут, серия «Будущее арабов», № 4, ноябрь 1968.

245. Сейфуддауля, Исамат, аль-Истибдад ад-демократий (Демократичный произвол). Тунис, 1990.

246. Тамам Хусам. Асифат Аль-сахараа-ум-Аль-маариик, инхиар хилм Аль-вихдаа Аль-арабииа (Буря в пустыне «мать войны», уничтожившая мечту об арабском объединении). // Аль-Кахира, № 818 от 8 авг. 2000.

247. Фарах, Надия Рамсис, ат-Танмия ва узмат ат-тахаввуль ас-сияси (Развитие и кризис политических преобразований) // «аль-Манар», год издания 21, № 26, июнь 1985 г.

248. Фуад Абд-Алла Санаа, Алийат Аль-тагийр Ад-демукраты фи Аль-ватан Аль-араьи (Механизмы демократических перемены в Арабском Мире). -Бейрут, 1997.

249. Хайдар Ибрахим А. Ат-тайарат аль-исламиййа уа кадиййат аддимократиййа (Исламистские течения и проблемы демократии). Бейрут, 1996.

250. Хала Мустафа. Ад-даула уаль-харакат аль-исламиййа аль-муарида байина аль-мухадана уаль муажаха фи ах-дей (Саадат уа Мубарак) (Государство и оппозиционные исламистские движения между перемирием и противостоянием эпохи Садата и Мубарака). Каир, 1995.

251. Хамруш Ахмед, Аль-бахс-Ан-Ад-демукратыя (В поисках демократии). -Каир, 1982.

252. Хараб, Усама аль-Газали, аль-Ахзаб ас-сиясия фи-ль-алям ас-салис (Политические партии в странах Третьего Мира). Кувейт, 1987.

253. Харб Усама Газали, Аулият ар-риаса ас-салиса лиМубарак (Первостепенные задачи на третий срок правления Мубарака) // «аль-Ахрам», 28.09.1993.

254. Хиляль Али Ад-Дин, Та-тавуур Ад-думукратыя фи Миср: кадаииа, маша-кил (Развитие демократии в Египте: проблемы, вопросы). Каир, 1986.

255. Хиляль Али Ад-Дин. Мафахим Ад-демукратыя фи-л-фикр Аль-сийасии Аль-хадис // Азмат Ад-демукратыя фи Аль-ватан Аль-араби (Концепция демократии в современной политической мысли // Кризис демократии в арабском мире). Бейрут, 1987.

256. Хиляль аль-Дин и др., Таджрубат ад-демократыя фи Миср, 1970- 1981 (Демократический опыт в Египте в период с 1970 по 1981 гг.). Каир, 1986.

257. Хиляль аль-Дин, ад-Демократыя ва хуку к аль-инсан фи-ль-ватан аль-араби (Демократия и права человека в арабском мире). Бейрут, 1986.

258. Хиляль, аль-Дин (редактор), ат-Татаввур ад-демократы фи Миср: кадая ва мунакашат (Демократическое развитие в Египте: вопросы и дискуссии). -Каир, 1986.

259. Хувайди Ф. Аль-ислам уа-д-димукратиййа (Ислам и демократия). Каир, 1993.

260. Хувайди Фахми. Аш-шура у ад димукратиййа (Шура и демократия). Аль-Ахрам. 14.03.1991.

261. Хурани А. Арабская мысль в либеральную эпоху 1789-1939 гг. Кембридж, 1991.

262. Хуссейн Адиль. Аль-мухадидат Ат-тарихииа Ва Аль-иджтимаииа лил-демукратыя // Азмат Ад-демукратыя фи Аль-ватан Аль-араби (Социальные и исторические границы демократии // Кризис демократии в арабском мире). Бейрут, 1987.

263. Хуссейн, Адиль, Нахва фикр араби джадид: ан-насерия ва-т-танмия ва-д-демократыя (О новом арабском мышлении: насеризм, развитие и демократия). Каир, 1985.

264. Хуссейн, Адиль, Мин аль-истикляль иля-т-табаия (От независимости к подчиненности). Каир, 1982.

265. Шакир, Альберт, ад-Дустур аль-мисри ва-ль-хукм ан-нияби фи Миср ва ва тарих залика мин 1866 иля-ль-ан (Конституция и парламентская власть в Египте и история этого 1866 г. по наше время). Каир, 1994.

266. Шараби Хишам. Аль-мусакаф ва Аль-гарб, Аср Аль-нахда (Интеллигенция и запад, эпоха расцвета), 1875-1914. Бейрут, 1978.

267. Шейх Сапах Абу Исмаил. Какое вам дело, как вами управляют // Газ. «Аль-Ахбар». № 476, 12.01.1987.

268. Шираби Хишам. Мукадимат фи кираат Аль-муджтамаа Аль-араби (Введение в исседование арабского общества), часть 2. Бейрут, 1981.

269. Шмайтер, Тейлеб и Терри Лин Карл, ад-Демократии. .ва гейруха (Демократия и другие). Каир, 1992.

270. Шукр Абд аль-Гаффар // Аль-Тарик (Путь), № 4. Бейрут, 1999.

271. Шумски, Наум, Иакат ад-Демократыя: аль-вилаят аль-муттахида ва-д-демократыя (Препятствия на пути к достижению демократии: Соединенные Штаты и демократия). Бейрут, 1992.

272. Эли Кедури. Политика на Ближнем Востоке. Оксфорд, 1992.

273. Ясин, ас-Сеййид, аль-Вай аль-кауми аль-муасыр: узмат ас-сакафа ас-сиясия аль-арабия (Национальное современное самосознание: кризис арабской политической культуры). Каир, 1992.

274. Ясин, ас-Сеййид, аш-Шарийа ас-сиясия аля-т-тарика аль-арабия (Политическая законность по-арабски) // «аль-Ахрам», 21.03.1994 г.