автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Становление и развитие жанра интервью в печати Афганистана (1919-1990 гг.)

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Тахмас, Ахмад Фарид
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Автореферат по филологии на тему 'Становление и развитие жанра интервью в печати Афганистана (1919-1990 гг.)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление и развитие жанра интервью в печати Афганистана (1919-1990 гг.)"

РГ6 од

0 ? : '/■[] [фЩХЖИЙ ГОСЩРОТНЕНШЙ УНИВЕРСИТЕТ шми М.В.Л0М0Н0С0Е\ ■■

вшльти: ягашстики

• кафедра истории зарубежной пачата и литературы

На правах рукописи

ТАХМАО АХМАД ФАРВД

СТАНОВИЩ И РАЗВИТО ЖМ1РЛ ИНТЕРВЬЮ В ПЕЧАТИ АФГАНИСТАНА (1919-1Э90 и-;)

IO.OI.IO - журпатаотиха

Автореферат диссертации на соискание ученой отгтт кандидата фиологичо'ских паук .

Моокла

- 1УЛ

Рибота шголиепа иа ксфодро аотораи зарубокной печати и датературы факультета дурнадаотикя Мооковбкого государственного университета идаий М.В.Ломоиооова.

Научный руководитель - кандидат иоторачаокях наук, .

доцент А.X,-Г .ИБРАГИМОВ

Офицладышз оппоненты: доктор фадологичооких туя ■ В.М.ГОРОХОВ;

кандидат иоторвчоекпх наук В.Й.ШАСТУН

Ведущая оргшшзодая - Роосайоккй унгвераатот друаЗы народов

Зацнта даооэртевди ооотомоя /И&Л 19Э4 т.

в чае, на заоададаи одещшлкг :рошшого совета

Д.05П.05.10 дра КооаоЕокои государственном унпвэрсктета йы.Ы.В.Лошйооова «о адрооу.» 103003, г.Мосюза, .ул.Кохова.!, 10.

С диооортацней можно ознакомиться в бабгаотаке Факультета журцалкотики МГУ, // ^терсирерат ^«¿есуюя Ума* .//У/г.

Ученый сократарь г псщиллиа протак с совета жагекадт поторччесжих ийух,

г<едуи«(? научный гэхрудншс Й.Я.Орзов

• Общая характеристика работы.

Интервью как один из информационных жанров афганской печати имеет свою историю. Становление и развитие газетных жанров в прессе Афганистана берет свое начало с появления цервой афганской, газета "Шама-ун-Нахар", которая была основана в 1873 году.

С того времени афганская журналистика прошла большой путь развития, переливая на атом пути как подъемы, так и спады, В первых афганских газетах "тамс-уь-Нахар" И' "Сирадх-уль-Ахбар" жанры еще не имели четких границ, формируясь впоследствии постепенно шесте о развитием печати в целом.

О появления датерпалов с более или менее отчетливыми жанровыми признаками можно говорить начиная о периода после получения Афганистаном независимости в 1919 году, когда в отранв начал выходить целый ряд периодических изданий, в числе которых газета "Аман-е-Афган", которая внесла значительный вклад в развитие национальной журналистики. Именно в этот период времени интервью ужо выделилось в прессе Афганистана как самостоятельный информационный жанр, и этим впервые в истории Афганистана лийям была дана возможность выражения посредством интервью своего мнения по различным вопросам.

О течением времени по мере возрастания роля средств ■ маосовой информации в жизни страны, развития периодической печати проходил процесс дифференциации газетных жанров -аналитических, художественно-публицистических и информационных. В современной афганской прессе жанр интервью как один

из информационных жанров зааимает важное место, на ее страницах представлены интервью разных видов, оя полюбился местному читателю, В последние два-три года из-за дальнейшего обострения кровопролитной братоубийственной гражданской войны в-Афганистане печать испытывает большие трудности, многие периодические издания временно не выходят. Но по крайней мере до 1990 г. в основных газетах я журналах Афганистана жанр интервью был представлен широко, несмотря на то, что этот жанр требует от журналиста болшхго шотврства, обдирных знаний х широких связей, а профессиональный уровень среднего афганского журналиста оставляет желать много лучшего. Важной особенностью жанра интервью является то, что он призван выразить общественное мнение, народить мысли и настроения ладей, помогает укреплять связи прессы с читательской аудиторией.

Аугтал^ность исследования. Исследование становления х этапов развитая хавра интервьп в печати Афганистана является, иа ваа взгляд, актуальной научной задачей в силу тех причин, что проблема изучения информационных жанров печати входит неотъемлемой составной частью в изучение друггх газетных яаяров и состояния печати в целом. Невозможно полное изучение проблем развитая и становления афганской печати,ее сущности и своеобразия, научное определение ее места и значения без изучения ее жанровых особенностей с позиций ковкретно-неторического анализа. Анализ развитая одного из информационных жанров - жанра интервью, выявление его истоков, особенностей и градаций в афганской начата дозволяет сделать шаг вперед в изучении истории и совреягшзого состояния национальной аурналистнки, дать представление о системе информационных

глнров в афганской проссе и превде всего в афганских ежедневные газетах.

. Поскольку в тавра интервью как в одном из информационных жанров находят свое отражение различия стороны социаль-но-эконошчесЕой, политической и культурной жизни общества, наутое рассмотрение жанра интервью в афганской печати позволяет лучяе уяснить сложные общественные процессы, происходившие я происходящие ныне в этой стране, хотя следует откатать, что главное внимание автор диссертации уделяет в своем исследовании нэ изучению общественных процессов, а теоретическому а профессиональному анализу конкретного информационного кайра, определенное место отведя анализу трудностей, стоявши на пути исторического развития периодических изданий Афганистана, таких,' как, например, высокая неграмотность населения, отсутствие опытных аурналиотских кадров, финансовые проблемы и др.

Предметом данного исследование явилось возникновение, становление и развитие яанра интервью как одного из ведущих . информационных гляров в печати Афганистана на примере деятельности некоторых наиболее значительных центральных газет.

Хронологические рамка исследования включают шрокий период времени - начиная с первой в независимом Афганистане правительственной газеты иАман-е-Афган", выходившей с 1919 по 1929 г. (в последний свой год она издавалась ежедневно), и до 1990 г.,, когда в результате дальнейшего обострения гражданской войны ' перестали издаваться наиболее влиятельная и високотираяная з СО-о годы газета "Хвкикат-е инкилаб-е саур'* и ряд других початках органов. Выбор такого достаточно ос/лирного хроноло- • гачесхого периода позволяет лрослодять ооювже тевденцял

развития жанра интервью на воем протяжений существования печати в Афганистане.

Цели и задачи исследования. В данном исследовании впервые предпринята попытка, проанализировать основные, тенденции в развитая жанра интервью в афганское печати с точки зрения современной теории информационных жанров аурналистикн. Автор следумдам образом формулирует основные задачи яоследо-ваная:

- определить место х роль жанра интервью среди других газетных жанров афганской прессы;

- выявить основные периода в становления и развитии жанра, интервью и их связь с соответствующими историческими условиями в стране;

- дать краткое описание истории афганской прессы о точки зрения ее жанровых характеристик;

- выявить и охарактеризовать жанровые особенности трех ведущих в истории афганской печати газет - "Аман-е-Афган". "Алао"

и "Хакикат-е инкилаб-е саур".

Состояние научной разработки темы. Поскольку жанры афганской прессы почти не подвергались научному рассмотрению, автор диссертации внимательно изучил всю имевшуюся у него литературу, связанную с афганской журналистикой, с социально-политической и культурной жизнью Афганистана, с историей этой страны, а также работы по теории журналистики, издашшо на русской языка. В ходе работы над диссертацией потребовалось изучение разнообразных источников.

Одну группу источников, составляют труды по теории и истории журналистики, изданные в Афганистане, хотя специальных конкретных исследований, посвященных жанрам афганской печати,

на имеется. Исключение составляет небольшая работа трах авторов - преподавателей Кабульского университета - К.Аханга, У.Ибрахима и Р.Ицоята - "Заира СМИ" (Кабул, 1981), где на зарубежных же следованиях крайне схематично и фрагментарно описываются основные жанры СШ. Однако на практику афганской журналисток* в этоЗ книге не ссылаются. Фактически полностью обойдеаа теш интервью в афганской прессе. Что каоается которая печати Афганистана, то большой материал по ней содержит книга Казема Аханга юл названием "Дуть журналистики в Афганистане", выпущенная в 1970 году Историческим обществом Афгани-става. В ней обстоятельно рассштрявается история афганской печати до 1930 года. Эта книга содержит впервые изложенный с большой полнотой фактический датериал го истории журналистики в Афганистане. Приводятся сведения о времена выхода в свет газет и журналов, о периодичности их издания, цене, а также данные о редакторах и сотрудниках. Автор останавливается на содержании газет и журналов. В конце имеется развернутый предметный указатель. На наа взгляд, книга, является ценным трудом по историй печати Афганистана, Останавливаясь на особенностях первой афганской газеты "Шаыс-ун-Нахар", К.Аханг приводит примеры, в частности,- некоторых заметок из этой газеты, хотя с повиляй современной теории жанров,.ш нашему мнению, не все приведенные в книге заметки в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым к этому жанру, а имонно требованиям краткости и сжатости. Еще одиа книга, опубликованная К.Ахангом ("Взгляд на печать", Кабул, 1972) в соавторстве с Захвром Сидиком, представляет собой краткий обзор состояния печати Афганистана в 70-е годы. Эту книгу автор диссертации с пользой для себя Использовал в процессе исследования, как и первую книгу К.Аханга, в качестве источниковедческого материала,

хотя о яащах в ней речь на вдет.

В 1988 г. бшю опубликовано исследование о печати Афганистана Х1Х-ХХ веков под названием "История печати Афганистана" ^ автором которой является Абдуррасул Рахин, нредназначек-ная в качестве учебного пособия для студентов факультета журналистики Кабульского университета. В этой работе, так.кэ как и в книге К.Аханга, рассматривается которая афганской печати до 1930 года. Останавливаясь на некоторых особенностях газета "Аман-е-Афгаи" (1919-1929 гг.), Абдуррасул Еахкн затрагивает содержание ее тагериалов в усоишает о нескольких опубликованных в ней интервью, преясгавляшшс собой перевода из, зарубежных изданий. Иа паи взгляд, исследование было бы полнее, если бы крсага оценка уровня шреаода в ней бнд ба также дан анализ жанровых особенностей пубзшеадай гтой газеты, который, к сожалейкв, здесь отсутствует.

Диссертантом также была использована книги по иотораа Афганистана, а которых в большей алн певшей отевеш содержались материалы печати страны. Это книги известного афганского Моторика Ы.Г.Иоха1аида Губара, а гакжэ таких авторов, как Абдулхай Хабаби, Савд Касеи Рштпя, Иэхамшд Паинд, Сайд . Юсуф Элыяз, Абдулгафур Раван Фархам, Бэнава Абдуррауф, А.В.Фоебальвви, А..А.Кохзад и др.

Из работ на афганских язьках, в которых расгадатривазЕгся проблемы печати, интерос для диссертанта представляли следующие: "Оснош перевода в журналистике" {автор Абдуррасул Разин), "Принципы изучения газеты й пзрзвод" (автор Дй.Свдяке), сборник "Законы о печати Афгащсташп, "Ба&дема в хурналао-тижу" (автор Бурхануддян Кушаки), "Методы цректичеокой гур-налистики" (автор Казем Аханг), "Гулам Ь^хайуздаш Анис" (автор Рухика Карим), "Знакомство с газетами г. ¡гуркалааа Афгани-

стана" (автор Херави Маел), "Исследование о сравнении печати мяра"- (автор Хабибулрахман Хала), брошюры и бюллетени Союза журналистов Афганистана, изданные в 80-е годы, в которых публиковались переводы из зарубежных учебных пособий и работ, посатденннх проблемам журналистики. Так одна из брошюр представляет собой перевод пособия преподаватели Лейпцигсного университета доктора Арнольда Хофяава, авализирунцего особенности нескольких газетных канров (в раздам об интервью основное вняшние уделяется методике и технике проведения интервью, а также рассматриваются характерные черты этого жанра).

В одном из . изданных Союзом ¡курналистов Афганистана бюллетеней "Журналист" (Й 7, 4-й год издания) была опубликована статья по жанру 'интервью, в которой также рассматривались методика и техника проведения интервью, виды интервью, направ-, ления работы над этим жанром и т.д. Правда, в данной статье недостаточно полно освещаются вопросы теории этого кайра. Таким образом, вся изданная в Афганистане литература, посвященная вопросам жанров печати, фактически не затрагивала проблемы развития этих жанров непосредственно, на примерах практика афганской прессы.

Серьезные исследования, касающиеся различны*'областей сопиально-экономяческой, политической и культурной жизни Афганистана, бшм опубликованы « свое время в СССР. Их авторами являются крупные органисты Р.Т.Ахрамовлч, М.А.Бабаходтаев, Г.-З.Гирс, Ю.В.Ганковский, Н.М.Гурезпч, А.Д.Даввдов, Н.А.Дво-ряЕКов, М.Г.Лзкулта, В.Г.Коргун, А.И.Шкирандо (представитель -молодого поколения российских афганистов). Первой работой в СССР о почата Афганистана явился труд известного востоковеда Е.Э.Бертельса "Айганская пресса", нашсанннй но гаторг.аяам исследования афганского историографа Сарзара Е.Э.Бер-

тельо опубликовал обстоятельный обзор развития преосы в Афганистане, в котором содержится наблюдение о преемственности между газетой "Сирадж-удь-Ахбар" и афганской прессой 20-х годов. К газете "Сирадо-уль-Ахбар" обращались также ташкентский ученый Д.Я.Очильдиев в своих книгах, посвящента ытдо-афганцам и просветительской деятельности М.Тарзи ("Очерки борьбы афганского народа за национальную независимость" и "Общественно-политическая мысль Афганистана накануне завоевания независимости") я таджикский исследователь С.Мирзоев в книге "Литературно-просветительская деятельность М.Гарзж и его газета "Сирадж-уль-Ахбар" (1911-1919 гг.)". В монографиях И.М.Рейснера, советского афганиста, брата Ларисы Рейснер "Афганистан" и "Независимый Афганистан" (М.,1929) содержатся сведения о ранних годах независимого Афганистана» его государственном устройстве, о политике и реформах младо-афганского правительства, в частности, в области просвещения.

Все названные исследования, содержащие обширный и разнообразный материал, были использованы автором при характеристике социально-экономической обстановки в Афганистане в исследуемый период времени (1919-1990 гг.). Кроме вышеупомянутых работ, использованных автором диссертации, следует также назвать работы Р.Т.Ахрамовича ("Афганистан после второй мировой войны" , "Афганистан в 1961-Т966 годах"), Г.Ф.Гирса и А,С,Герасимовой о,литературе Афганистана, В.М.Массона и В.А.Ромодина по истории Афганистана. В работе последних авторов освежаются шчало модернизации системы просвещения в страно, возникновение современных форм культуры и зарождение прогрессивных идеологических течений.

При работе над темой исследования использовались диссертации по разним аспектам афганской журналистики, которые

- У -

бшш подготовлены афганскими аспирантами в вузах Россия: Самая Эбади "Основоположник афганской яурналистики Махмуд Тарзя и газета "Сирадж-уль-Ахбар", Сайд Ь^рхаммад Хайдар Масуд "Печать Афганистана и ее роль в общественно-политичео-вой жизни страны после завоевания независимости (1919-1973 гг.)7 | Аля Ахмад Кариш "Роль периодической печати в культурной революция в ДРА" я др.

. Необходимая информация, позволяющая дать представление о развития средств массовой информации Афганистана после 1979 года, о появившихся в этот период новых изданиях содержится в статьях Е.В.Круглова "Печать демократического Аф-г ганистана я ее роль в развития национально-демократической революции" и "Защищая революционные завоевания (о средствах маосовой информации ДРА)", опубликованных в сборнике УДН и в "Вестника Московского университета". Эти статьи представляет большой интерес. Хочу, однако, возразить этому автору в одном факте. По мнению Е.В.Круглова, первым в история Афганистана изданием для детей является еженедельник "Сетара" ("Звезда"), основанный в июне 1984 года. 1 В то же врем есть сведения, позволяйте считать первым детским изданием Афганистана газету "Сирадж-улъ-атфаль", основанную еще в 1918 году, и выходившую под редакцией М.Тарзи.

Из работ по теории жанров, изданных на русском языке и оказавших диссертанту неоце'шыую помощь, следует назвать такие работы, как: М.Барманхулов "Журналистика для всех",

См.: Круглов Е.В. Печать демократического Афганистана и ее роль в развитии национально-демократической революции - в сб.Революционно-демоктатическая яутишлисткка освободившихся стран. М., УДН, 1987. - С.136.

В.Горохов "Слагаемые мастерства" {образные средства языка газеты)"; Ю.Марущак "Структура газетного кайра"; "Еанры советской газеты"•(сборник статей разных авторов); М.Черопахов . "Проблемы теории публицистики"; Т.Щушлина "Интервью в журналистике (основы метода получения сзедвний для произведений различных жанров) и "Не могла бы вы рассказать"; В.Ярошекко •ЗДнфоркащонные жанры радиожурналистика" и ряд других. Значение названных работ для исслздуешй теш заключается прежде всего в том, что в них рассматриваются проблемы жураадист-ского мастерства и нанры

Эмпирическая база исследования.

Автор при работе над диссертацией ошрался прежде вое-го на материалы афганской печати. Интврвьв в афганских газетах и журналах явились для него не только объектом, но одновременно и главным источником иссл цования. В процессе работы над диссертацией автор исследовал материалы афганских периодических изданий, хранящихся в библиотеках России, Узбекистана, Таджикистана. Это отдельные сохранившиеся номера газет "Шамс-уи-Нахар", "Сирада-уль-Ахбар", "Атан-е-Афгал", имеющиеся в Российской Государственной библиотеке, а также комплекты газет "Анис", "Хивад", "Кслах-Ашс", "Джумхурият", "Хакикат-е инкадаб-е оаур", К сожалении, автору не представилось возможности исследовать материалы, находящиеся в архивах и библиотеках Афганистана в силу определенных обстоятельств, связанных со сложной ситуацией .* в стране;

Методы исследования ' определялись его целями, задачами и конкретикой исследуемом материала. Использовались такие научные методы, как исторический, логический,

системный, сраыигельно-сошставителыгай, текстологический, анализа и синтеза полученных результатов.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней практически впервые сделана попытка подвергнуть специальному исследованию тенденции и особенности развития жанра интервью в печати Афганистана со времени ее основания и до наших дней. Автором диссертации выявлены и изучены основные периоды становления и развития жанра интервью в афганской прессе, а также специфика этого жанра в различных периодических изданиях Афганистана с точки зрения современной теории интервью в газетной журналистике. В ходе исследования автором выявлены в афганской печати новые необычные формы подачи материала, так или иначе связанные с интервью. История становления и развития непосредственно жанра интервью в афганской прессе и его современное состояние до сях пор практически не подвергались серьезному научному анализу как в самом Афганистане, так и за рубежом. Не было попыток также дать периодизацию основных этапов развития этого яанра в афганской прессе.

Научно-практическая значимость работы.

Выводы и материалы диссертационного исследования дают возможность восполнить пробелы в изучении истории и современного состояния жанров афганской печати и могут быть использованы в преподаг.ательской и научной работе в учебных заведениях и исследовательских центрах по /журналистике. На нага взгляд, диссертация козет стать учебным и теоретическим материалом для студентов факультета

журналистюси Кабульского университета, а также для афган-оких журналистов-практиков.

Диссертация состоит аз введения, трех глав, заключения и библиографии.

Основное содержание работы.

В первой главе "Ханр интервью в ранней афганской прессе" исследуются жанровые особенности первых афганских газет, начиная с "Шамс-ун-Нахар" ("Солнц? в зените"), выходившей в течение пяти лет в конце прошлого века, а также о газет» видящегося афганского просветителя начала XX века Махцуда Тарад "Слрадж-уль-Жхбар" ("Светильник новостей"), издававшейся о 1911 г. по 1919 г. Особое жтшаяже в главе уделено газете "Аман-е-Афган", выцуокавшейся в 1919-1929 гг. в период нахождения у власти ыяадоафганцев, которым покровительствовал тогдашний король Аманулла, чье имя газета использовала в своем названии.

Первый номер этой газеты вышел 12 апреля 1919 г. (в Российской государственной библиотеке в настоящее время имеется в наличии много номеров этой газеты о 1919 по 1928 гг.). Сначала газета выходила один раз в 15 дней, затем - еженедельно, а в последние годы правления Ашнуллы - почти ежедневно. Оформление газеты, ее объем и формат не были едиными. В газете печатались многие известные поэты и писатели того времени. Она пользовалась поддержкой М.Тарзи и других видных младоафганских деятелей. Своим названием "Аман-е-Афган" -газета подчеркивала свою близость к эмиру (королю) Аманулле.

По традиции афганской прессы, в передовой статье первого номера "Аман-е-Афган" были сформулированы основные принципы, которыми руководствовалась газета: воспитывать

в афганцах любовь к знаниям, знакомить их о мировыми политическими событиями, распространять свободомыслие, защищать справедливость, "Аман-е-Афган" живо откликалась на внутриполитические события в жизни Афганистана. На ее страницах систематически публиковались законопроекты и законодательные акты, которые принимало правительство страны. Всего в "Аман-е-Афган" било опубликовано 50 таких законодательных актов.

В целом же газета отличалась широким спектром затрагиваемых ею тем: от освещения политических событий практически всех регионов шра до вопросов литературы, истории, проблем социально-бытового характера.

В диссертации выявлены все основные жанровые особенности газеты "Аман-е-Афган", в частности проанализированы материалы жанров заметки, статьи, репортажа.

Статья была одним из главных ганрсв на страницах "Атан-е-Афган". Была даже рубрика "Макала" ("Статья"), под которой печаталась многие материалы этого жанра. Они часто отражали мнение редакторов газеты на важные внутриполитические и международные вопросы. Обычно они не подписывались. Некоторые из этих статей по жанровым признакам относилась скорее к жанру комментария.

В газете "Аман-е-Афган" часто поднимались проблемы развития гурналистики, журналистского мастерства, защиты прав здгрвалистов. Этой тематике посвящена, например, статья "Сила и место газетного дела". Роль и значение газетчика определяется в статье следующим образом: "...Газетчик - это человек, открывающий правду, управляющий государством, народом, распространитель знаний, воспитатель общественной морали и общественный мыслитель.

... Газетчик - это честный служитель, мыслитель и добросовестный труженик для правительства и народа, который бескорыстно своими способностями всецело отдает себя работе и не ждет награды. Разве есть более высокий труд, чем газетное дело? Разве есть человек, игравдий такую роль в управлении обществом, после Его Величества Короля? Конечно, нет. Поэтому место газетного дела - это самое высокое место и занятие из всех"."*

Надо сказать, что в редакцию газеты "Аман-е-Афган" часто поступали письма на разные темы от читателей, в кото-рвх они выражали свои личные впечатления и мнения по многим вопросам. Очень многие из этих писем быт опубликованы в газете.

Бесспорно, что жанровые особенности газеты "Аман-е-Афган" проявлялись более отчетливо, чем в газетах "Шамс-ун-Нахар" и "Сирадд-уль-Ахбар". Любопытно отмег^ть, что в этой газете именно жанровая дифференциация обусловливала деление материала по основным рубрикам, т.е. использовавшиеся' рубрики фактически означали определенные жанровые понятия: "Шкала" ("Статья"), "Хавадес" ("Известия"), "Мактуб" ("Письмо"), Адабийат" ("Литература"). Становление и разработка жанров, представленных на страницах стой газеты, с их достоинствами и недостатками имела большое значение для дальнейшего их развития и совершенствования.

В диссертации рассмотрены все виды жанра интервью, использовавшиеся на страницах "Аман-е-Афган": кнтервыо-мяенае, интервью-информация, интервыо-эюция, интервью-за-

* Аман-е-Афган, 5-Й год издания, № 20, с.1

рисовка.

Но гнгериялы, соответствующе жанру интервью,, появлялись не в каждом номере газеты "Аман-е-Афган". Нами в процессе изучения материалов газеты за весь период ее издания о 1919 г. по 1929 г. (всего вышло 392 номера газеты, но нам удалось найти и изучить немногим (Затее ста номеров) выявлено примерно около тридцати публикаций, в большей или меньшей степени соответствующих основным признакам жанра интервью. Можно утверждать, что в этот период закладывались основы для дальнейшего развития и последующего совершенствования жанра интервью и его более широкого распространения в периодических изданиях страны,'появившихся позднее. Собственно' говоря, это касается не только жанра интервью, .но и гзанровой дифференциации материалов афганской прессы-, в целом.

Из вышеизложенного в данной главе можно сделать вывод, что у истоков современных газетных жанров Афганистана находятся три наиболее известных издания периода ранней афганской прессы - "Шамс-ун-Нахар, "Сирадж-уль-Ахбар" и "Аман-е-Афгав". Именно на их страницах зарождались жанры афганской печати.

Вторая глава "Развитие жанра интервью в афганских ■ газетах 30-70-х годов" посвящена изучению материалов жанра' интервью в периодических изданиях,' выпускавшихся в Афганистане после закрытия "Акш-е-Лфган". Особое внимание в главе уделено газете "Анис", существующей до сих пор.

Важным событием в истории афганской прессы конца двадцатых годов стало рождение частной газеты "Анис" ("Лрут"), первый номер которой вшел 5 мая 1927 г. Сначала газета печаталась в типографии акционерного общества "Рафик"

("Тоьарщ"), затем - в собственной типографии. С 8-го номера в газете стали регулярно печататься иллюстрации. "Анис" была достаточно большой по тем временам газетой - имела 12 страниц. По своей тематике она представляла из себя общественно-политическую газету. В газете регулярно печатались обзоры западноевропейской прессы, вопрооы внутриполитической жизни Афганистана освещались слабо. С первых недель своего появления на свет газета "Анис" стала одной из самых популярных в Афганистане, ее общая направленность и ориентация на европейскую печать определили для газеты долгую жизнь. Впоследствии вокруг "Анис" сгруппировались лучшие журналистские кадры Афганистана, обладавшие талантом умелого использования материалов основных западноевропейских газет, литературным талантом и знанием языков. В первые годы своего существования "Анио" была еженедельной газетой. С целью привлечения большего количества читателей "Анис" публиковала много развлекательных материалов. По мере роста ее популярности правительство стало относиться к ней благосклонно И даже оказывало ей материальную помощь.

С "Аниб" тесно связана история газеты "Ислах" ("Примирение") , одной из наиболее влиятельных афганских газет. Первый номер "Ислах"' появился в 1929 г. Сначала газета выходила 7.-2 раза в неделю, затем, с 63-го номера - ежедневно. Газета печатала большое количество информационных сообщений, однако, отдел внутренних известий был весьма ограничен и носил узко официальный характер. Отдел зарубежных новостей был, напротив, весьма богат, т.к. для своих публикаций использовал прессу стран Западной Европы, Советского

Союза, Ивдии, Египта, Турции. "Иолах" бьиа создана при покровительстве генерала Надир-хана, положившего конец "слитному времена" правительства Бача-е Сакао и провозглашенному впоследствии афганским королем. "Яслах" вначале выпускалась подпольно, а после победы Надир-хана фактически сделалась ведущей официальной газетой Афганистана.

Общая направленность газет "Анис" и "Ислах", а также финансовые соображения послужили причиной для их объединения в 1973 г. в одну газету "Ислах-Анис". Впоследствии, во второй половине «того же года "Ислах-Анис" вновь разделился на "Ислах" и "Анис".

Развитие же афганской прессы 40-х - 50-х годов связано о мощнш буржуазно-демократическим движением, движущей.силой которого стали практически'все слои общества: наиболее образованные представители аристократии, интеллигенция,' мелкая и средняя буржуазия, широкие демократические слои. Оно получило название "Виш зальшян" ("Пробудившаяся молодежь").

Движение "Виш зальмиян" носило, главным образом, прогрессивный характер, направляя свою деятельность по пути проведения через парламент демократизирующих общество законов. Так, по инициативе "Виш зальмиян", в 1951 г. правительство принимает Закон о печати,в соответствии с которым разрешалось издание частных газет и журналов. И, как следствие принятия этого закона, в Афганистане начинают выходить новые частные газеты и печатные органы различных политических организаций. Среди них выделяются такие газеты как "Нида-е-хальк" ("Голос народа"), "Ватан" ("Родина"), "Ангар".

Определенное оживление в деятельности афганской прессы

наблвдалось также в 60-70-х годах. Ноявался ряд новых газет и журналов, отражавших разша политические и идеологические течения в общественной жизни Афганистана, Особую роль вповь стали играть частные газеты, которые начали издаваться после принятия нового закона о печати 1955 г., отменившего обязательную цензуру публикаций. Новые газеты сразу же обнаружили определенную политическую ориентацию, отражая мнение тех или иных социально-классовых групп. Вокруг них постепенно сплачивались сторонники пропагандируемых газетами идей. Таким образом, частная пресса стала своеобразным идеологическим и организационным ядром формирования политических ' группировок.

В мае 1953 г. начала работу комиссия по пересмотру за-,кона о печати "с учетом требований времени и проектов социальных преобразований." * Новый закон, введенный в действие в 1965 г., определял функции редакторов, издателей, их ответственность за публикацию запрещенных к печати материалов, фальсификации, призывы к войне, Закон отменил ранее действовавшую систему цензуры, усилив личную ответственность редакторов и издателей. Закрепились привилегии государственной прессы перед частной. Редактором теперь не могло быть лицо,.лишенное'гражданских прав, а также состоявшее на службе в правительственных органах, армии либо работающее за рубежом. Закон впервые позволял свободный ввоз и установку печатного оборудования для нувд прес-

* Кабул тайлс, 7 мая 1933 г.

сы. Против нарушителей данного закона предусматривались различные керн наказания: от штрафа до полного закрытия газеты.

В этих условиях, используя новый закон о печати, На-родно-Девдкратическая партия Афганистана (НДПА) начала издавать свой орган - газету "Хальк" ("Народ"). Ее издателем стал руководитель партии Нур Цухакмад Тараки. В первых двух-поморах, вышедших одновременно II апреля 1966 г., была опубликована программа НДПА.

В противовес "Хальк" II мая 1956 г-, начинает печататься частная газета "1&рдом" ("Народ"). Еа редактором стано-. ватся нзввотннй. афганский художник я литератор Сеид Му. кадцао Ногах, В передовой статье дарвого номера газеты ' била изложены взгляды реданда па оуцествущеэ положение,'. пути и метода решения сопдаяькэ-поллтачаема проблем Афганистана. Сзид Муиаддас Нэгах писал, что очень важным для Афганистана является учет опыта других стран и учет нэдюйалькой специфика. , '

В 1935 году о противоборствуют* органу ЩЩА "Халыс" позиций начинает выходить частная газета националистического толка "Афган меляат" ("Афганский народ"). Ее издателем являлся президент департамента энергетики Гулям Мохаммад Фархад. Крайние националистические позиции газеты, соотносясь о идеологией национализма, поощрялись правительством и официальной религией. Основной лозунг издателей газеты -создание единого духа нации под зеленым знаменам ислама.

Во второй половине 60-х годов внутри НДПА появляются разногласия гго различным тактическим вопросам. Этот факт стал.причиной отпочкования от "Хальк" газеты "Парчам" ("Знамя"). Идеологом движения и самой газеты стал Бабрак Кармаль.

Характеризуя афганскую прессу 60-х годов, нельзя не упомянуть газету "Гахиз" ("Утро"), на языке пушту, порвый номер которой вышел в начале 1969 года. Газета отражала взгляды фундаменталистов из среды богословов, феодалов-землевладельцев, ханов племен, богатой торговой буржуазии, армейского генералитета.

Иодытоишая анализ развития афганских газет за период, вобрахинй в себя более четырех десятилетий, следует отметить успехи прессы как в количественном, так и в качественном отношениях. В стране утвердилась ежедневная печать, чего фактически не было в раннем периоде истории афганской прессы. Возникла печать на пушту, ставшем государственным языком страны.

В 60-х годах в Афганистане выходило в общей сложности около 70 периодических изданий, в том числе 4 ежедневные газеты в Кабуле а 8 в провинция. Значительно увеличилась площадь, отводимая рекламным объявлениям, они стали занимать до объема газет. Публиковалась реклама как из правительственных источников, так и из частных коммерческих. Реклама улучшила финансовое положение многих афганских газет. Однако продажная цена газет, учитывая доходы населения, была довольно высокой, что сдерживало, как и большое число неграмотных лвдей, рост тиражей периодических изданий. Тиражи центральных газет не превышали 15 тыс.экз., а многие провинциальные газеты имели тираж менее I тис.экз.

В исследуемый у в главе период относительно надпартийной и независимой выглядела старейшая к этому времени и наиболее популярная в Афганистане центральная ежеднов{шя газета "Анис".

Основное содержание газеты "Анис" составляли материалы на внутренние и международные темы, научные публикации, материалы для молодежи, для женщин, материалы об искусстве и культуре, а также переводы из зарубежных источников, подготовленные агентством "Бахтар", корреспондентами газеты и ее внештатными сотрудниками. "Анис" гораздо активнее других афганских газет прибегала к использованию на своих страницах фотоиллюстраций.

В жанровом отношении она также выгодно отличалась от других газет. Ее редакторы и сотрудники, стремились использовать материалы разных жанров.

Неснотря на отдельные недостатки в своей деятельности "Алис" более других газет достигла успехов в деле совершенствования газетных жанров, что относится, разумеется, и к-жанру интервью. Этот жанр на ее страницах постепенно оттачивался, приобретал эффективность, действенность, дополнительные выразительные характеристики. Уже в 40-е - 50-е годы можно было заметить, что интервью пользуется большой популярностью среди читателей газеты. Владение этим жанром требует от журналистов не только профессионального мастерства, но и обширных знаний, большого кругозора, широких связей, умения договориться с интервьюируемым о встрече и проведении беседы. Этими качествами обладают не все журналисты. Но "Анис" как самая популярная и влиятельная газета того периода имела в своем штате несколько таких журналистов.

Интервью - это один из самых важных и серьезных жанров журналистики. Зачастую оно содержит информационный материал и отвечает на многочисленные вопросы, волютацие людей применительно к тому, что они называют "животрепещущий!

событиями". Часто оно содержат решительное суждение по Вопросу, ответ на который лаздет узнать читательская аудитория. Содержанием интервью шгат стать какой-либо познавательный материал, интересный ошт или какой-либо из видов излюбленных развлечений - ведь человеку так нужны развлечения, чтобы смягчить трудности жазпи, о которыми он постоянно сталкивается. Интервью нередко привязывает читателя к га-: вете и делает их отношения друг о другом более доверительными. Благодаря интервью газета дает читателям возможность встретиться со зпащиия лщьми, с щслителяш, с деятелями, от которых многое зависит. Еурналист беседует с этими знаменитыми людьми от рмени читателя и помогает ему позаимствовать интересные мысли и сведения.

К сожалению, в "Анис", как и в других афганских газетах, долгое время ванр интервью использовался прешфтцаственко при встречах яурналиотов с важными официальная лицаш. Крайне редки были интервью с представителями культуры, науки, просвещения, с людьми различных профессий, со спортсменами, артистали и т.д. В этом отношении афганская пресса, в-том. числе "Анис", хотя она и превосходила другие афганские газета, заметно отставала.от прессы других стран, включая соседние страны, например, Иран, где интервью уха в 40-е годы было'одним из распространенных газетных жанров.

Другим недостатком-жаща интервью в афгакокой пресоа 50-60-х и даже 70-х годов'ярлялось частое оч зутствде долиной занимательности и живости в проведении беседы о интервьюируемыми и изложении материала этой беседа. Некоторые интервью были схучнша и невыразительными. Нередко в беседе о каким-либо ванным официальным лицом проявлялся заискивающий той со стороны журналиста, а это нэ только уменьшало

преотия газеты в глазах читателя, но и не давало возможности должнкм образом вскрыть.недостатки в делэ, о. котором иа речь, вести разговор в русле, интересувдем читателя, а нэ только интервьюируемого. Кроме того, при написании текста интервью важно заботиться на яолько об умелом и за-. питательном, изложении материала, но и.соблюдать такт и точ-. ность при описания мыслей собеседника.

Указанные недостатка в подготовке интервью часто просматривались во кногих материалах этого жанра на страницах афганской прессы этого периода. Хотя, повторяем* "Анис" била.лучше других газет,и эти недостатка в ней наблюдались ' pese. Более того,.эта газета, ее коллектив постоянно отразились развивать яанровую палитру и богатство своей газеты.

В 70-е года, в газете "Анзо" появилось несколько интер-вьп на серьезные и злободневные темы, в которых получало • отрагашз "iesheo народа о.вагоэйпшх проблемах в дззна страны, в частности, о проблема бюрократизма. Так, под заголовком, крушил ирзфтсм "Васпространенаэ. бюрократизма в стране можно' остановить" бкло опубликовано интервью, в котором по данной проблема , свое мнение выражали начальник полиции .Кабула, главный прокурор Кабула, а такта один из кителей, подавший гаяобу губернатору города.1

Свидетельством возросшего внимания редакции к жанру интервью явилось введение в "Анис" стадиальной рубрики под названием "Интервью.корреспондента "Анис". Это произо-пло 27 января 1973 года.

1 Акдо, 29 января 1973 г.

Публиковались и интервью, где интервьюируемыми были представители простого народа. Так, например, в номере "Ислах-Анис" от 28 июля 1973 г. помещено интервью корреспондента со странствупцим фокусником "мадера".

Дальнейшее развитие жанра интервью в афганской прессе Происходило на фоне событий апрельской революции 1978 года. Вахте паимческже изменения в стране, естественно, находили свое отражение & средствах массовой информации Афганистана, к в том числе в газете "Анис". Обновляется я изменяется в вто время сама тематика интервью. В материалах этого жанра обсуждаются вопросы социально-экономических, куль- . туриих к политических преобразований, отношений с СССР а другимк социалистическими странами. Авторы к сотрудники • "Анис" регулярно брали жнтервйо у ведущих деятелей государства, правительства, ЦДПА, у известных представителей интеллигенции, руководителей проыдаленности ж пауки. Но, пожалуй, впервые в истории афганское печати объектами жн-тервью оказываются все чаще простые рабочие, крестьяне, мелкие служащие и даже уличные торговцы.

В то же время следует отметить, что« наряду с широким распространением в."Анис" жанра интервью, качество некоторых таких интервью, особенно подготовленных недостаточно опытными корреспондентами, не отвечало требованиям к жанру.. Причина этого, на наш взгляд, заключалась в том, что в стране, переживапцей бурные события, журналисты спешили взять как южно больше интервью и как южно быстрее их написать, при атом мало уделяя времени и внимания юс подготовке, осмыслению и обработке.

Однако при анализе состояния и развития жанра интервью

в афганской прессе в период, охватившей страну после событий апрельской революции 1978 г., мы решит ограничиться изучением главным образом материалов газеты "Хакикат-е . янкилаб-е саур". В 80-е годы именно эта газета била ведущей я наиболее тиражной в стране. Что касается газеты "Анис", то в начале 1981 г. она становится органом Центрального совета Отечественного фронта Демократической Республики Афганистан я в тогдашнем "табеле рангов" уступала "Хакикат-е явкялаб-« саур", являвшейся центральным органом правящей партии ЩЩ. Именно эта газета имела привилегированное положение, лучшие материально-технические условия. В жанровом отношения она была разнообразнее и интереснее, на наш взгляд, по сравнению с "Анис".

Подытоживая исследовательский материал по второй главе диссертация, можно сделать вывод, что в 30-70-е годы проходило дальнейшее становление и развитие жанра интервью в афганской прессе. Газета "Анис" в эти годы внесла самый значительный вклад в развитие всех видов газетных жанров афганской прессы, включая жанр интервью. Следует подчеркнуть, что редакцией "Анис", кроне самой газеты "Анис", регулярно выпускался самый популярный иллюстрированный журнал для широкой аудитории "Жвавдун" ("Жизнь") и журнал для детей "Анис-е атфаль" ("Детский Анис"), в которых жанр интервью также занимал значительное место.

Именно "Анис" утвердила жанр интервью как самостоятельный жанр печати Афганистана.

В третьей главе "Жанр интервью в современной екОг дневной афганской прессе" (На примере.газеты "Хакикат-о шпсилаб-е саур" 1980-1990 гг.)" анализируется деятельность ведущей ежедневной газеты Афганистана в период, когда у . власти находилась ВДПА, выявляется место этой газеты в системе афганской пресен, а также рассматривается специфика жанра интервью на страницах данной газеты.

Газета "Хакш'лт-е ¡шкшаб-е сеур" ("Правда апрельской революции") была создана I января, 1980 г. До 28 августа 1980 г. она выходила как орган Революционного Совета и Совета Мвшотров ДРА на ддух языках - цушту и дари. Печаталась в Кабуле, в государственной таюгрефии.ВаЕгуств 1980 г. Политбюро ЦК ВДПА приняло решение о превращении газеты "Хакикат-е инкалаб-е саур" / в официальный печатный орган ЦКНДПА, В связи с втим был обновлен состав редакции газеты. К 1988 г. тирах газеты составлял около 90 тыс.акз.,, он фактически превышал общий разовый тираж остальных ежедневных газет страны. •

Следует отметить, что при всех положительных сдвигах , которые происходили в эти года в афганской журналистике, в ее деятельности бшо немало ошибок и упущений.' Ыатераалы, публиковавшиеся. в прессе, имели заметную тенденция в сторону преувеличения достижений и заиагтешания недостатков в общественно-политической и экономической ситуации в стране.. В стране продолжалась гражданская война, за границу вма-трарозали миллионы афганцев, кротпролитае приобрело огромные масштабы. Внутри же ЦДПА. происходила активная . фракционная борьба, ослаблявшая партию. В материалах СМИ об втом практически ничего не сообщалось.

С 1987 г.,стремясь выполнить решения Чрезвычайного пленума ЦК ВДПА, газета "Хакихат-е инкилаб-е саур".активно пропагандировала курс на национальное примирение, на ликвидацию гражданской войны. Вся работа редакции проходила под девизом "Мир дому овоему, мир Афганистану!". Но некоторые сотрудники редакции о большим трудом приспосабливались к новым политическим р«алиям, к установлению в стране системы политического плюрализма. Часть редакционного коллек-тава по разным причинам покинула газету, на ее страницах остро ощущалаоь нехватка материалов с мест.

Постепенно влияние "Хакикат-е инкилаб-е саур" в системе афганской прессы ослабевает.' В определенной степени в противовес атому усиливается влияние газет "Анис", "Хивад" и ряда новых изданий, например, еженедельника "Ахбар-е хафта" ("Новости недели").

Рассматривая жанр интервью в "Хакикат-е инкилаб-е саур", следует подчеркнуть, что он занимал в ней особое место. Трудно найти номер "Хакикат-е инкилаб-е саур", в котором не было бы как минимум одного интервью. Для подготовки такого количества публикаций требовались определенные условия и возможности, которыми не .всегда в полной мере располагала редакция газеты. Рост количества интервью в "Хакикат-е инкилаб-е саур", как следует с сожалением отметить, неред- • ко происходил в ущерб их качеству. Спешка и непродуманность в проведении беседы, в обработке материала вела к тоцу, что ряд интервью етой.газеты отличался банальностью вопросов и ответов, страдал изобилием общих слов. Некоторые интервью были скучннми и невыразительны;,за. Несмотря на

это, в "Хакикат-е шшиаб-е саур" публиковались интервью критического и проблемного характера, чего практически не было в предшествующих газетах.

В заключении подводятся основные итоги проведенного исследования. По мнению автора диссертации, учет огмта становления а развития жанра интервью в афганской прессе, проанализированный и изложенный в данной диссертации, может принеста пользу новым поколениям афганских журналистов.