автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.03
диссертация на тему:
Становление музейной педагогики в Германии и России

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Медведева, Елена Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.03
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Становление музейной педагогики в Германии и России'

Текст диссертации на тему "Становление музейной педагогики в Германии и России"

Министерство культуры Российской федерации Российский институт культурологии

На правах рукописи

Медведева Елена Борисовна

Становление музейной педагогики в Германии и России

Специальность: 24. 00. 03 «гМузееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» (по историческим наукам)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических

наук

Научный руководитель: кандидат педагогических наук Юхневич Марина Юрьевна

Москва, 1999

Введение

В последние годы в связи с общей демократизацией культурной жизни в отечественном музейном деле активно ставятся теоретические проблемы, возрастает необходимость исследований, связанных с обновлением понятийного аппарата. Значительный интерес в этой связи представляет история становления нового для российских специалистов понятия «музейная педагогика», заимствованного из немецкого музееведения.

Немецкая философия, педагогика, культура на протяжении уже нескольких столетий имеют традиционно сильное влияние в нашей стране. Историческая, географическая, экономическая и, наконец, династическая близость России и Германии часто побуждали отечественных реформаторов именно в немецком опыте искать пути решения собственных задач. Исторические судьбы двух стран в XX в. также имеют много общего - революции, тоталитарные режимы, две мировые войны, политические проблемы последнего времени. Пожалуй, трудно найти другие два государства, столь трагически противоречиво связанные друг с другом. Культуры наших народов также близки друг другу. Достаточно назвать русский модерн и Jugendstil в Германии, авангард, присущий искусству обеих стран в 1910-20-ые гг, "имперский" стиль германского и советского тоталитаризма. Но даже в самые страшные годы военного противостояния русские продолжали слушать музыку Бетховена и Баха, а немцы - читать романы Толстого и Достоевского. Выставка "Москва - Берлин", состоявшаяся в марте-июне 1996 г. в Государственном музее изобразительных искусств им. A.C. Пушкина, продемонстрировала объективную общность исторического и культурного развития России и Германии и взаимную обусловленность творческого поиска во многих областях общественной жизни двух стран.

Неразрывна связь российского и немецкого музейного дела. Деятельность педагогов-реформаторов образования Германии оказала непосредственное влияние на формирование образовательной деятельности российских музеев начала нынешнего столетия; успехи советского музейного строительства вызывали большой интерес немецких музейных специалистов в 1920-ые гг.; как советские, так и немецкие музеи под влиянием тоталитарных режимов стали придатками политико-идеологической пропаганды; тесные узы связывали теорию и практику музейной деятельности СССР и ГДР. Со всей определенностью можно утверждать, что тенденция к укреплению российско-немецких музейных связей будет усиливаться. Одним из подтверждений этого являются творческие связи музейных педагогов Российского научно-практического центра по проблемам музейной педагогики Государственного Русского музея и Гамбургской Музейно-педагогической службы, их совместные научные конференции, выставочные проекты, образовательные программы.

Поэтому в центре внимания настоящего исследования находится становление музейной педагогики в Германии и России, включая основные направления ее развития, формирование теоретических основ и их отражение в музейной практике. Утвердившаяся в 1970-90-ые гг. в российском музееведении дефиниция "музейная педагогика" обозначила как практическую культурно-образовательную деятельность музеев, так и новую научную дисциплину. При этом культурно-образовательная деятельность музеев стала рассматриваться отечественными музееведами с позиций максимального учета особенностей аудитории (ее возрастных, социальных, образовательных и других характеристик), а также коммуникативного подхода к посетителям как равноправным участникам диалога, осуществляемого в музейной среде. Предметом рассмотрения новой научной дисциплины стали образовательные аспекты музейной коммуникации. В

диссертации музейная педагогика рассматривается в обоих значениях: как определенная сфера деятельности музея и как формирующаяся научная дисциплина.

Поскольку сам термин был заимствован в немецком музееведении, где он родился и прошел несколько этапов в своем развитии на протяжении XX столетия, необходимо, прежде всего, проанализировать его эволюцию в Германии. Поэтому в центре настоящего диссертационного исследования стоят проблемы немецкой музейной педагогики. Выход за эти рамки и использование исторического опыта российских музеев предусмотрен лишь в отношении вопросов, связанных с выявлением специфики рассматриваемых процессов в России, а также общих закономерностей развития музейной педагогики. Отказавшись от подробного рассмотрения культурно-образовательной деятельности российских музеев, не раз уже становившегося объектом изучения отечественных исследователей, мы сочли необходимым все же более пристально подойти к анализу современного периода формирования отечественной музейной педагогики как научной дисциплины.

Сравнительно-исторический анализ музейной педагогики в Германии и России поможет понять закономерности ее формирования, откроет новые возможности в понимании сущности происходящих в современном музееведении процессов, а также будет способствовать решению ряда практических задач, например, творческого восприятия лучшего зарубежного опыта, возрождения забытых идей выдающихся музейных деятелей прошлого. И хотя в Германии понятие «музейная педагогика» впервые было сформулировано еще в 1930-ые гг., а в России - почти на полстолетия позже, в обеих странах, как показало исследование, обозначенное им явление имеет много общего. В нем отчетливо выделяются несколько общих для Германии и России этапов:

1. 1880-е - 1920-е гг. - общественное признание музея в качестве образовательного института, становление особого направления деятельности музеев, связанного с работой с посетителями;

2. 1930-е - начало 1940-х гг. - обогащение теории и практики музейной педагогики концепцией взаимодействия музея и школы;

3. 1960-е - 1990-е гг. - формирование музейной педагогики в качестве научной дисциплины.

Таким образом, предметом настоящего исследования выступает процесс формирования музейной педагогики от одного из направлений музейной деятельности к складывающейся научной дисциплине.

Источниковая база исследования включает обширное количество разнообразных по характеру немецких и российских материалов, характеризующих культурно-образовательную деятельность музеев обеих стран, теоретические концепции ведущих музееведов и постепенное становление на их основе новой научной дисциплины - музейной педагогики.

Значительный интерес в качестве источника представляет музейная и педагогическая периодика (III), изученная диссертантом выборочно за 1890-1990-ые гг. (более 40 наименований). Специальные периодические издания немецких реформаторов образования- "Die Arbeitsschule", "Concordia. Zeitschrift der Zentralstelle fuer Arbeiter- Wohlfartseinrichtungen" (орган Центрального комитета народных благотворительных организаций), "Die neue deutsche Schule" (орган одноименного общества, возглавившего борьбу за реформы немецкой школы), "Neue Bahnen" публиковали как оперативную информацию о ходе реформ, так и статьи различных педагогов (Л. Гурлитта, Ф. Гансберга, Г. Литца и др.), позволяющие судить об основных течениях в немецкой педагогике конца XIX в. -1920-ых гг. Немецкая реформаторская педагогика, объединившая множество

общественно-реформаторских движений - школьное, молодежное, женское, экскурсионное, краеведческое - оказала непосредственное влияние на преобразования российской школы. Авторы публикаций в отечественной педагогической периодике - «Вестник воспитания», «Естествознание и география», «Журнал Министерства народного просвещения», «Наглядное обучение», «Народное образование» (орган Училищного совета при Святейшем Синоде), «Русская школа», «Русский экскурсант» (орган Ярославской экскурсионной комиссии), «Свободное воспитание», «Учительское дело», «Школьные экскурсии и школьный музей», «Экскурсионный вестник», «Экскурсионное дело» анализировали основные направления немецкой реформаторской педагогики, характеризовали деятельность новых учебных заведений, в том числе использование образовательных экскурсий в преподавании школьных дисциплин. Наряду с описанием этих фактов значительный интерес для настоящего исследования представляло восприятие изучаемых проблем российскими специалистами, их интерпретация целей, принципов и путей проведения реформ отечественного образования.

Возникшее под влиянием реформы школы новое образовательное направление в деятельности немецких, а затем и российских музеев также исследовалось нами главным образом с помощью журнальной периодики -педагогической, музейной и музееведческой. Спецификой немецких музейных изданий является то, что в них, как правило, приводились сведения, касающиеся только самих коллекций. Информацию о количестве посетителей, формах работы с ними приходилось собирать по крупицам. Так журналы "Amtliche Berichte aus den Koeniglichen Kunstsammlungen", орган Берлинских королевских художественных музеев, и "Anzeiger und Mittteilungen des Germanischen Nationalmuseums", орган Германского национального музея Нюрнберга, публиковали отдельные данные о

количестве экскурсий, занятий для учащихся. Уже упоминавшийся журнал "Concordia. помещал отчеты о работе Берлинских музеев с рабочими.

Наиболее ценным источником является первый в мире музееведческий журнал "Museumskunde" («Музееведение»), орган Немецкого музейного союза, в котором с самых первых номеров постоянно ставились вопросы служения музея делу народного образования. В первый период издания (1905-1924, затем до 1929 г. журнал не издавался) его авторы, вслед за А.Лихтварком, подчеркивали роль музейных публикаций, связи с научными обществами, проведения выставок, организации школьных занятий, музейных курсов для различных специалистов (искусствоведов, дипломатов, офицеров флота, миссионеров, ремесленников) для утверждения статуса музея как образовательного института. Значение этого источника подчеркивается еще и тем, что в первые годы издания его аудиторией были не только немецкие специалисты в области музейного дела, но и их коллеги за рубежом, в том числе в России. Публикации в журнале 1933-40-ых гг. отразили изменившуюся политическую ситуацию в стране, а также появление новой образовательной концепции музеев. Они характеризуют не только оперативную информацию о жизни музеев фашистской Германии, но и отбор приводимых фактов в идеологических целях, поскольку руководство Немецкого музейного союза было лояльно к национал-социалистам. И, наконец, материалы, помещавшиеся в журнале в 1960-90-е гг., позволили рассмотреть деятельность музейно-педагогических центров, выявить их значение в развитии теории и практики современной немецкой музейной педагогики.

Ценный фактический материал к изучению музейного дела Германии 1930-ых гг. был получен диссертантом при анализе публикаций журналов "Berliner Museen. Berichte aus den Preussischen Kunstsammlungen", органа Прусских художественных музеев, "Deutsches Museum", органа Немецкого музея шедевров

естествознания и техники Мюнхена, "Heimatmuseum", органа Союза немецких родиноведческих музеев, "Natur und Volk", органа музея естественной истории Зенкенберга во Франкфурте.

Фактологическую базу исследования существенно дополнили материалы еще одного немецкого музееведческого журнала "Jahrbuch der deutschen Museen und Sammlungen. Beitraege zur Museumskunde", издававшегося в Тюбингене с 1928 г. А.Шраммом. В нем, в отличие от журнала «Museumskunde», регулярно приводились сведения о посещаемости немецких музеев, об открытии новых музеев и выставок.

Материал для анализа послевоенного периода развития немецкой музейной педагогики дают периодические издания: "Berliner Schrifren zur Museumskunde" (музееведческое приложение к журналу "Berliner Museen", "Information fuer die Museen in der DDR" (орган Института музееведения ГДР), "Kunst & Unterricht", "Museen in Koeln", "Neue Museumskunde" (ГДР), "Schule und Museum"(opraH Музейно-педагогического центра в Майнце), "Schule und Museum in einheitlichen sozialistischen Bildungssystem der DDR" (орган Рабочей группы музейной педагогики ГДР),, "Zeitschrift fuer Kunstpaedagogik".

Большой фактический материал, позволяющий выделить общие закономерности развития культурно-образовательной деятельности отечественных и немецких музеев, содержат российские периодические издания: "Казанский музейный вестник", орган Казанского подотдела Всероссийской коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Наркомате Просвещения, "Музей", выпускавшийся Ленинградским отделом Главнауки, "Советский музей".

Следующую группу источников составили официальные документы: законы, распоряжения, директивы по музейному строительству, народному образованию, характеризующие советскую культурную политику, составившие

отдельную группу документов (I). Нельзя не отметить, что мы не обнаружили никаких партийно-правительственных постановлений, каким-то образом регламентирующих работу немецких музеев 1930-40-ых гг., вмешивающихся в их текущие научные планы, предписывающих или запрещавших какой-либо вид их деятельности. Уникальным источником изучения музейной политики национал-социалистского государства стали материалы архива Германского национального музея г. Нюрнберга. Их можно разбить на несколько смысловых групп. Во-первых, материалы пропагандистских выставок самого музея, проводившихся к открытию съездов НСДРП - "Политическая Германия. Судьба немецкого народа на протяжении 3-х тысячелетий", «Немецкая жилищная культура 1815-1870», «Европейская судьбоносная борьба на востоке». Во-вторых, обширная переписка директора музея с имперским руководством НСДРП. В-третьих, отложившиеся в музейном архиве материалы национал-социалистских газет с отзывами о состоявшихся в музее выставках. Эти источники, никогда не публиковавшиеся ранее, разрушают сложившееся в немецкой историографии мнение о том, что фашистское государство почти не затронуло деятельности музеев (за исключением изъятия из художественных собраний коллекций кубистов, авангардистов, экспрессионистов).

Большую значимость для исследования имели также документы ИКОМа -материалы конференций по воспитательной и просветительной работе музеев 1964, 1968 и 1974 гг.(1).

К следующей группе источников относятся документы различных музейных конференций, съездов и совещаний (II). Среди них могут быть названы: материалы 12-ой конференции Центрального органа рабочих благотворительных организаций 1903 г. в Мангейме, на котором впервые прозвучал призыв придать музею статус важнейшего образовательного института (20); материалы совещания,

организованного Центральным институтом воспитания и обучения г. Берлина в 1929 г., посвященного проблемам взаимодействия музея и школы (22); документы российского предварительного музейного съезда 1912 г., сформулировавшего насущные задачи музеев России, в первую очередь связанные с расширением их научно-просветительной деятельности (15); материалы Всероссийского музейного съезда 1930 г., который подвел итоги развития музееведческой мысли и определил дальнейшую судьбу российского музея, а, следовательно, и его политико-пропагандистский характер (16) и др.

В этой же группе источников выделены материалы первых проектов российских публичных (общедоступных) музеев, авторами которых (Ф.П. Аделунгом, Б.Г. Вихманом, З.А. Волконской) уже в начале XIX в. была зафиксирована необходимость образовательной функции музеев (9-11).

Основными источниками изучения музейно-педагогической мысли являются труды выдающихся российских и немецких музееведов (IY): директора Гамбургской картинной галереи А. Лихтварка (96, 123-125), стоявшего у истоков ее формирования и создавшего первую в Германии авторскую концепцию, посвященную культурно-образовательной деятельности музеев; Г. Кершенштейнера (94, 121, 122), обосновавшего концепцию "педагогики музейной экспозиции"; А. Рейхвейна (129, 130), руководителя отдела "Школа и музей" Берлинского Музея народоведения, создавшего не только оригинальную теорию взаимодействия музея и школы, но и ставшего автором нескольких детских дидактических музейных выставок; Г. Фройденталя (118), впервые употребившего в своих работах термины "музейный педагог" и "музейная педагогика". Труды Ф. Гансберга (75, 76, 119), И. Гербарта (78), Р. Гильдебрандта (79), Л. Гурлитта (85-87), Г. Литца (126) и других авторов характеризуют направления развития реформаторской немецкой педагогики конца XIX- начала XX вв. Динамику

культурно-образовательных концепций российских музеев позволили проследить труды теоретиков и практиков музейного дела - Н.П. Анциферова (68, 69), A.B. Бакушинского (70