автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Становление профессиональной музыкальной культуры Адыгеи

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Чепниян, Наталья Львовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Становление профессиональной музыкальной культуры Адыгеи'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление профессиональной музыкальной культуры Адыгеи"

2.ССЗ-А

ШГ

На правах рукописи

ЧЕПНИЯН Наталья Львовна

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ АДЫГЕИ

V.

Специальность 17.00.02 — музыкальное искусство

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Ростов-на-Дону - 2003

Работа выполнена в Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова

Научный руководитель: доктор искусствоведения,

профессор Цукер Анатолий Моисеевич

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения,

профессор Демченко Александр Иванович

кандидат искусствоведения Агеева Юлия Кузьминична

Ведущая организация Новосибирская государственная

консерватория (академия) им. М. И. Глинки

Защита состоится 16 октября 2003 года в 18 часов на заседании диссертационного совета К.210.016.01 по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения в Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова (344002, Ростов-на-Дону, пр. Буден-новский, 23).

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова

Автореферат разослан 12 сентября 2003 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат искусствоведения, доцент

Дабаева И. П.

1'ОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ ) БИБЛИОТЕКА I С. Петербург ] ОЭ 300$ шжхН.1 I

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Распад Советского Союза, обретение политической и экономической самостоятельности бывшими республиками, входившими в состав государства, вызвали естественный и бурный рост национального самосознания. Начался процесс некоего «культурного брожения», связанный с пересмотром и осознанием традиционных понятий «национальной культуры», свободных от идеологического прессинга. Этот процесс обусловил необходимость нового обращения к истории культуры областей и республик бывшего Союза, ее объективного переосмысления, выявления тех особенностей, которые способны обеспечить дальнейшее развитие национальной культуры того или иного региона.

Единое идеологическое пространство, существовавшее в советскую эпоху, обусловило общность этапов культурного строительства в социалистических республиках. Но в составе России находились еще так называемые «малые народы», сосредоточенные в автономных областях. Их географические масштабы, экономические возможности и, следственно, политический статус были гораздо скромнее. Поэтому процесс государственного культурного строительства в автономиях неизбежно имел индивидуальные оЬобенности, которые необходимо исследовать для осознания объективной картины развития культуры России.

В семье «малых народов» свое заметное место занимает республика Адыгея. Несмотря на небольшие масштабы, Адыгея обладает необычайно развитыми формами музыкальной культуры. Однако прежде чем республика смогла добиться значительных достижений в данной области, она прошла длинный и сложный путь развития. Его противоречивый характер был обусловлен двумя обстоятельствами: неудобным географическим положением и длительным процессом определения политического статуса.

Тем не менее, это не помешало участию Адыгеи в общегосударственном культурном строительстве, хотя и стало причи-

ной ряда специфических особенностей в развитии республики, в частности, значительного запаздывания.

Интенсивное и своеобразное формирование культурного пространства Адыгеи, чьи возможности многократно возросли в последнее десятилетие в связи с обретением политической самостоятельности, не могли не вызвать естественного интереса со стороны музыковедов и исследователей. Этот интерес становится тем более понятным, что Адыгея находится на территории Северного Кавказа — одного из наиболее «горячих» регионов страны. Тот факт, что сегодня республика является координатором деятельности в сфере культуры всех субъектов РФ Южного федерального округа и выполняет главную задачу координационного Совета по культуре и искусству Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ — сохранение единого культурного пространства региона, подчеркивает ее неординарную роль в культурной жизни России. Это делает изучение культуры Адыгеи чрезвычайно важным и актуальным.

Существующие работы по истории музыкальной культуры Адыгеи посвящены отдельным областям — народной музыке (Ш. Шу, А. Соколова, Г. Чич и др.), композиторскому творчеству (И. Петрусенко, А. Соколова). Однако обобщающего исследования, в центре внимания которого находился бы исторический анализ процессов становления профессиональной музыкальной культуры Адыгеи за весь период ее существования как политического субъекта (то есть, начиная с 1922 года), не было создано.

Объектом исследования является профессиональная музыкальная культура Адыгеи в период с 1922 года по настоящее время.

Предметом исследования избран процесс становления и развития основных форм музыкальной культуры Адыгеи. При этом главный акцент делается на изучении проблем структурирования культурного пространства и входящих в него элементов, в первую очередь — музыкального образования и форм концерт-но-театральной деятельности.

Основной целью работы является реконструирование процесса формирования и развития профессиональной музыкальной культуры Адыгеи в период от образования Адыгейской автономной области (1922 год) до настоящего времени.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

— выявить историко-культурные предпосылки формирования профессиональной музыкальной культуры Адыгеи;

— определить круг основных проблем и способов их решения на различных исторических этапах;

— рассмотреть пути развития художественной самодеятельности как едва ли не единственно возможной формы бытования театрально-концертной жизни на начальном этапе культурного строительства;

— изучить процессы становления специального музыкального образования по системе «школа — училище — вуз»;

— проследить этапы становления основных форм концерт-но -театральной жизни.

Источниками исследования послужили, главным образом, две группы материалов. Первая — документы архивных фондов: Национального архива Республики Адыгея, Министерства культуры, ряда специальных учебных заведений и музыкально-общественных организаций, личных архивов деятелей культуры, любезно предоставленных автору их владельцами. Вторая группа — многочисленные материалы периодической печати за весь исследуемый период.

Методологическую базу диссертации составили труды по общей теории культуры (А. Сохор, А. Зись, М. Каган и др.), работы по краеведению (И. Харкеевич, Н. Головнева и др.).

Основополагающим для исследования является метод историзма, позволяющий выстроить периодизацию развитая музыкальной культуры Адыгеи, рассмотреть основные ее этапы, тенденции в контексте общих процессов культурного строительства в стране в целом.

На защиту выносятся следующие положения:

— развитие музыкальной культуры Адыгеи находилось в прямой зависимости от социально-политических процессов и формирования государственности;

— профессиональная музыкальная культура Адыгеи существовала преимущественно в пассивных формах вплоть до 1922 года, когда процесс культурного строительства был интегрирован в общегосударственную политику развития «малых народов»;

— важнейшую роль в формировании музыкальной культуры в Адыгее играл драматический театр, в недрах которого складывались многие музыкальные коллективы;

— создание разветвленной сети музыкально-образовательных учреждений стало фундаментом активного роста музыкального профессионализма;

— процесс структурирования профессиональной музыкальной культуры как целостной системы, включающей в себя образовательные, музыкально-театральные, концертные организации, начавшийся только в 60-е годы, обрел с получением Адыгеей статуса Республики особый динамизм и целенаправленность.

Научная новизна работы обуславливается тем, что это — первое исследование, в котором прослеживаются наиболее общие принципы становления и развития профессиональной музыкальной культуры Адыгеи на всем ее протяжении; устанавливается взаимосвязь между процессами культурного строительства и историческими этапами формирования государственности Адыгеи и шире — тенденциями культурной политики СССР и современной России. Предлагается оригинальная периодизация истории музыкальной культуры Адыгеи, выведенная на основании внутренней логики глубинных процессов во взаимоотношениях политики и культуры.

Практическая ценность. Результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах истории адыгейской музыки, истории культуры Адыгеи, а также в общеисторических курсах средних и высших учебных заведений. Работа может служить

источниковедческой базой для дальнейших научных исследований по культуре Адыгеи, для создания обобщающих трудов, посвященных музыкальной культуре Северного Кавказа (ЮжноРоссийского региона).

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории музыки Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова. Основные положения исследования отражены в докладах на региональных и международных конференциях (Майкоп, 2000; Майкоп, 2002).

Материалы работы используется автором в курсе истории отечественной музыки, читаемом в Институте искусств Адыгейского государственного университета.

Структура. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы 214 страниц, из них основного текста 129 страниц. Список литературы содержит 253 наименования. Приложение составляет 69 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении раскрыта актуальность темы, определены цели и задачи работы, указаны методологическая основа и научная новизна, дано обоснование предлагаемой периодизации становления музыкальной культуры Адыгеи, изложен краткий обзор литературы по основным проблемам исследования, обозначена его структура.

В первой главе, «Профессиональная музыкальная культура Адыгея до 1922 года», рассматриваются историко-культурные предпосылки формирования профессиональной музыкальной культуры в Адыгее до 1922 года.

Адыгея имеет богатое историческое прошлое. Различные племена, жившие в Закубанье и на Черноморском побережье, сложились в адыгейскую народность с единым языком примерно к X веку. В течение нескольких столетий адыги вели оборонительные войны с Золотой Ордой, крымскими ханами, Турци-

ей. В 1829 году адыги попали под власть России. Российское государство воспринимало Кавказ как единое социокультурное пространство и считало своей главной задачей подготовить народ, его населяющий, к политическому и нравственному слиянию с русским населением, ассимилировав национальные культуры кавказских народов.

Политическая и экономическая зависимость, противоречия и нестабильность в социачьно-общественной жизни адыгов в конце XIX — начале XX века не могли не сказаться отрицательно на состоянии культуры. В меньшей степени это коснулось традиционных форм устного народного творчества, обрядового искусства. Что же касается профессиональной культуры, в том числе и музыкальной, то она, в основном, представляла собой «слепок» европейской традиции, которую принесла и поддерживала русская интеллигенция на Кавказе.

Зачатки профессиональной культуры Адыгеи были сосредоточены в Майкопе, ставшем на рубеже XIX—XX веков культурным центром Закубанья. Первоначально город представлял собой русское военное поселение, но в 1901 году власть была передана гражданскому управлению, что послужило толчком к развитию образования и культуры.

Политика Российского государства, направленная на укрепление власти на Кавказе, привела к вспышке интереса к региону со стороны российских ученых, краеведов, этнографов. Большую роль здесь сыграли Кавказский отдел русского географического общества, Кубанский областной статистический комитет, Общество любителей истории Кубанской области. Начинается научное изучение сказаний о нартах — героического эпоса народов Северного Кавказа, собираются и публикуются адыгейские исторические песни, пословицы и поговорки. >

Однако в области профессиональной музыкальной культуры наблюдалась иная картина. В Адыгее не существовало ни одного музыкального учебного заведения, отсутствовали профессиональные театральные и концертные коллективы.

Последнее, в некоторой степени, компенсировали много-

численные гастрольные труппы, охотно посещавшие Майкоп, благодаря наличию концертно -театральной площадки (так называемый Пушкинский дом) и большого количества любителей-знатоков музыкально-театрального искусства. Они организовывали музыкально-драматические кружки и исполняли любительские спектакли, в том числе и музыкальные.

Именно в это время возникла тенденция, которая сохранилась и в последующий, профессиональный, период культурного строительства: зачатки музыкальной культуры формируются на базе драматических коллективов. Именно при драматических труппах — вначале любительских, а затем и профессиональных — образовывались небольшие ансамбли музыкантов. Многие драматические артисты обладали незаурядными вокальными данными. Поэтому роль драматического театра в становлении музыкального искусства Адыгеи исключительно велика.

По инициативе членов артистического кружка Ф. Колбинова в Майкопе было построено театральное здание — Пушкинский дом, в котором выступали гастролеры и местные «просвещенные любители». В городе существовала театрально-садовая комиссия, регулировавшая концертную жизнь. В саду при Пушкинском доме играл духовой оркестр; там же проходили бесплатные «музыкальные гулянья» и платные концерта.

Наличие отдельных очагов культуры в Майкопе резко контрастирует с общим уровнем образования и культуры национального, сельского населения и представителей низших социальных слоев Адыгеи. Уровень грамотности черкесского населения к 1897 году составлял 7%. Основными учебными заведениями во второй половине XIX века были одноклассные церков-но-приходские школы Майкопского отделения Ставропольского епархиального совета, а в аулах — духовные школы — медресе при мечетях.

К 70-м годам XIX века в Адыгее появляются первые светские школы, а к 90-м — первые средние учебные заведения. Среди них Майкопский учительский институт и мужская учительская семинария, на базе которых впоследствии был образо-

ван Майкопский педагогический техникум (1925), сыгравший особую роль в становлении музыкальной культуры Адыгеи. Техникум оказался первым учебным заведением, в котором давалось музыкальное образование. «Пение и музыка» как школьный предмет преподавался в мужской учительской семинарии и Майкопском Александровском училище, но не являлся профилирующим.

Таким образом, к 1922 году профессиональная музыкальная культура существовала в «пассивных формах» — в виде гастролей отдельных музыкантов и коллективов; в любительских кружках складываются элементы концертно-театральных форм бытования музыкальной культуры; в учебных заведениях появляются зачатки музыкального образования.

Глава вторая — «Становление профессиональной музыкальной культуры Адыгеи с 1922 по 1960 годы». Период установления Советской власти на Кавказе был крайне сложным и продолжался с 1917 по 1920 годы. В марте 1920 года в Майкопе была объявлена Советская власть, а в августе 1922 года ЦК ВКП (б) принял постановление об образовании Адыгейской автономной области.

С обретением относительной, а затем неуклонно крепнущей политической стабильности, в Адыгее открылись пути и для культурного строительства.

«Культурная революция» в советском государстве в целом проходила в виде нескольких последовательных этапов: передача культурных ценностей народу (в Адыгее были Пушкинский дом, более 300 учебных заведений разного типа), помощь в овладении и усвоении культурного наследия, формирование условий для создания новый ценностей в области культуры и искусства.

Второй из названных этапов предполагал ряд фаз: ликвидацию неграмотности, привитие общеобразовательных знаний, поднятие культурного уровня в пассивных (участие в кружках лекционного типа, посещение изб-читален) и активных формах (художественная самодеятельность). Третий этап требовал

появления профессиональных кадров, формирования новой интеллигенции, а также создания соответствующих учебных заведений и форм театрально-концертной жизни. В Адыгее эти процессы оказались отодвинутыми на несколько десятилетий и начались только в 60-е годы XX века. В период же с 1922 по 1960 годы основное внимание государства было направлено на оказание помощи населению в овладении культурным наследием дореволюционного прошлого.

Ликвидация неграмотности в Адыгее была, в основном, завершена к началу 30-х годов. В 1930/31 учебном году в области вводится обязательное начальное, а с 1933 года — семилетнее обучение. В области и городе Майкопе, который с 1936 года становится центром автономии, функционировало 164 учебных заведения, где обучалось 29380 человек.

Формы ликвидации неграмотности получали характерные названия: культштурмы, культдесанты, культпоходы, а их участники назывались культармейцами. В этих «военизированных» названиях отражалась жесткость и целенаправленность государственной политики. Культура внедрялась ускоренными, а иногда и принудительными методами. Тем не менее, результаты в целом были положительными. За достигнутые успехи область наградили переходящим Знаменем Центрального совета общества «Долой неграмотность», а опыт Адыгеи получил распространение и в других национальных районах Северного Кавказа.

Параллельно с ликвидацией неграмотности и организацией форм общеобразовательного обучения партия активно взялась за повышение культурного уровня народа. Просветительская деятельность в области литературы и искусства сочеталась с политической пропагандой. Для осуществления культурно-просветительской деятельности в области открывались клубы, избы-читальни, библиотеки и т. п.

В соответствии с постановлением СНК СССР от 6 февраля 1945 года в исполкомах областных, городских и районных советов депутатов были организованы отделы культурно-просветительской работы, руководившие всей сетью соответствующих

учреждений и организаций (библиотеки, музеи, избы-читальни, дворцы и дома культуры, лекционные бюро). Подобный отдел был создан и в Майкопе.

Под эгидой Управления культуры начал функционировать Городской университет культуры (1953), программа которого была построена так, чтобы дать слушателям элементарные знания по теории и истории искусства, ознакомить их с творчеством классиков и известных современников, помочь развить художественный вкус, любовь к литературе и искусству.

Одним из важнейших направлений политики государства в области культурного строительства с конца 20-х по 50-е годы было развитие художественной самодеятельности. Здесь ясно прослеживались две линии: необходимо было дать возможность трудящимся, с одной стороны, овладеть европейскими формами художественной культуры, с другой — развивать национальное искусство. Первая тенденция реализовывалась в создании театральных (как правило, музыкально-драматических) коллективов и кружков, музыкальных (вокальных и инструментальных — игры на мандолине, гитаре, балалайке); вторая — в появлении кружков национальных песен и танцев, а также художественных ремесел.

Число самодеятельных коллективов быстро росло. Если в 1931 году количество кружков в области не превышало 40, то к 1948 году их было уже 111.

Внедрение культуры в среду рабочих, служащих, сельских жителей принимает массовый характер. Государство не просто предлагает, а обязывает руководителей предприятий и организаций развивать у себя в коллективах различные формы художественной самодеятельности, нещадно критикуя отстающих от общего курса государственной политики.

С целью стимулирования развития самодеятельности в Адыгее, начиная с 30-х годов, проходят ежегодные смотры, фестивали, олимпиады. Для привлечения трудящихся к искусству используются такие оригинальные формы как бал-маскарады, посвященные теме «Культурный ли вы человек?».

Не только количественный, но и качественный скачок в процессе развития художественной самодеятельности наступил в 40-е годы, когда подготовка к смотрам превратилась в целый комплекс культурных мероприятий: специальным приказом Совета Министров РСФСР начальником отдела художествен-I. ной самодеятельности при Комитете искусств составлялись ре-

комендательные списки репертуара, которые рассылались по областям, краям и автономиям; делались заказы поэтам и композиторам на создание произведений, специально предназначенных для исполнения самодеятельными коллективами. Начальники областных, городских, районных отделов Управлений по делам искусств должны были рассмотреть и распространить рекомендуемый репертуар, организовать его разучивание, устроить встречи мастеров искусств с руководителями самодеятельных коллективов с целью оказания профессиональной помощи последним. Из Москвы для этого специально направлялись в края, области и автономии профессиональные дирижеры, режиссеры, балетмейстеры, хормейстеры, а в каникулярное время — студенты консерваторий и театральных вузов. Неудивительно, что при таком «творческом десанте» уровень художественной самодеятельности неуклонно рос.

К 50-м годам в Адыгее при домах культуры и на предприятиях функционировали кружки самого разного «профиля»: вокальные (хоры, ансамбли), инструментальные (оркестры народных инструментов, духовые оркестры, ансамбли), художественного слова, театральные (драматические, опереточные), хореографические, сольного исполнительства (для вокалистов, инструменталистов, танцоров, ашугов), цирковые, изобразительного искусства, мастеров ремесел, а также агитбригады и др.

В 50-е годы на другой, более масштабный и высокий уровень, выходят массовые акции художественной самодеятельности: в 1956 году в Майкопе проводится первый Праздник песни, собравший около двух тысяч участников; проходит первый областной фестиваль молодежи и студентов, в котором участвуют уже шесть тысяч человек.

Коллективы художественной самодеятельности сыграли значительную роль в становлении музыкальной культуры Адыгеи. Они создавали среду, способную воспринимать профессиональное музыкальное искусство, а в некоторых случаях стали базой " для создания профессиональных коллективов.

Театрально-концертная жизнь области питалась из двух ис- 1

точников: творческой деятельности гастролеров и наиболее профессионализированных коллективов художественной самодеятельности.

Гастрольные афиши 20—30-х годов не перестают удивлять количеством названий и сложностью репертуара: «Аида», «Фауст», «Пиковая дама», «Князь Игорь», «Сказки Гофмана» и т. п.

Театральные коллективы, базировавшиеся в Майкопе, имели самодеятельный статус. В здании кинотеатра «Гигант» обосновалась драматическая труппа, в здании типографии — опереточная, но обе просуществовали недолго. Некоторые самодеятельные объединения пытались осуществлять оперные постановки (сцены из «Русалки» и «Аиды» в кружке Е. Дигби-Кор-сак, «Мазепа» — силами коллектива, собранного И. Святловс-кой). Но появление профессионального театра было невозможным без участия высококвалифицированных специалистов, которых еще только предстояло воспитать.

Музыкальные коллективы Майкопа формировались в недрах драматического театра. Так, при кинотеатре «Гигант», где работала драматическая труппа, с 1925 по 1936 годы также существовал симфонический оркестр, который затем перебазировался в Майкопский драматический театр. Коллектив при драм-театре оставался единственным в Адыгее вплоть до второй попытки создать новый оркестр в 1947 году. Оркестр совмещал театральную и концертную деятельность.

Другим концертным коллективом был Адыгейский национальный ансамбль песни и пляски, созданный в 1936 году силами талантливых представителей художественной самодеятельности.

В военные годы процесс развития музыкальной культуры,

естественно, был заторможен: большинство мужчин театральных и художественных коллективов ушли на фронт. Но уже к первому мирному 1946 году театрально-художественные организации Майкопа восстановили свою деятельность.

В 1946 году в Майкопе был создан ансамбль оперетты, просуществовавший два сезона, а в 1947 — симфонический оркестр, вскоре распавшийся, ввиду недостатка профессиональных кадров. Перед Адыгеей все острее вставала проблема музыкального образования.

В вузах Москвы и Ленинграда были организованы целевые наборы в национальные студии из наиболее талантливых представителей адыгейской молодежи. Параллельно с этим в области делались активные шаги по созданию собственной системы музыкального образования. Слава «первопроходцев» принадлежит здесь двум учебным заведениям: педагогическому техникуму и детской музыкальной школе.

Музыкальное обучение в Майкопском педтехникуме (1925) велось чрезвычайно интенсивно, компенсируя отсутствие собственно музыкальных учебных заведений. В техникуме было введено обязательное обучение игре на скрипке. Из 400 учащихся в конце 40-х годов на скрипке занимались 187 человек, на домре — 65, на фортепиано — 143. В 1947 году был организован русский хор из 150 человек, адыгейский хор из 65 человек, струнный и духовой оркестры. Вплоть до образования в Майкопе музыкального училища (I960), роль педтехникума в процессе музыкального образования оставалась чрезвычайно важной.

Первым же собственно музыкальным учебным заведением была детская музыкальная школа. Открывшись в 1936 году, она сразу же стала центром музыкальной культуры области, воспитывая первых профессиональных исполнителей. При школе были открыты пользовавшиеся огромной популярностью вечерние курсы для взрослых.

Однако для полноценного развития музыкальной культуры Адыгеи, создания концертно-театральных форм, этих учебных заведений было недостаточно. Попытки возникновения музы-

кальных коллективов на полупрофессиональной основе оказывались несостоятельными. Решение вопроса о создании образовательной базы для воспитания профессиональных кадров откладывать далее было невозможно.

В третьей главе, «Профессиональная музыкальная культура Адыгеи с 1960 по 1990 годы», рассматривается период активного становления основных форм музыкальной культуры республики — образовательных учреждений и концертных организаций.

Главной задачей в это тридцатилетие стало структурирование системы музыкального образования, формирование системы «школа — училище — вуз», уже ставшей традиционной для других регионов страны. Результатами решения этой задачи явились открытие музыкального училища и музыкально-педагогического факультета пединститута, появление сети музыкальных школ и школ-комплексов. Функционирование этих учебных заведений позволило создать необходимую профессиональную среду, на фоне которой появилась возможность рождения таких творческих организаций и коллективов как филармония, хоровое общество, а в дальнейшем — симфонический оркестр, Союз композиторов и др.

Возвращение в Адыгею выпускников национальных студий при Ленинградской консерватории и ГИТИСе помогло решению двух проблем: рождению музыкального училища и организации филармонии.

Майкопское музыкальное училище было открыто в 1960 году. В первый год работы функционировало пять отделений: фортепианное, струнных инструментов, духовых и ударных инструментов, народных инструментов и хорового дирижирования. Открытие в первую очередь именно этих отделений было вызвано острой необходимостью в педагогических кадрах для развивающейся сети ДМШ, а также потребностью в художественных руководителях домов культуры, учителях пения. Впоследствии были открыты отделения сольного пения, теории музыки (1966), хореографическое (1979), отделения живописи (1991)

и актерского искусства (1992). Первым директором училища стал Ш. Ахиджак.

Музучилшце сразу заняло чрезвычайно активную позицию в процессе развития музыкальной культуры области: помимо подготовки профессиональных кадров, оно развернуло большую концертную и просветительскую деятельность. Преподаватели и студенты вели пропаганду классической музыки среди населения. Созданные методические комиссии оказывали помощь преподавателям ДМШ. В 70-80-е годы Майкопское музучилшце (с 1981 года — училище искусств) стало местом проведения методических конференций и смотров-конкурсов, семинаров-совещаний директоров училищ и методкабинетов Северо-Кавказского региона.

Огромную методическую помощь училищу оказывал Ростовский музыкально-педагогический институт (ныне - консерватория им. С. В. Рахманинова). Благодаря постоянному обмену опытом в форме мастер-классов, лекций, концертных выступлений, проведения конкурсов, снабжения методической литературой, Ростовская консерватории помогла вывести Майкопское училище искусств на одно из первых мест в регионе.

В 60-70-е годы в области значительно расширяется сеть музыкальных школ. Интересным опытом оказалось создание так называемых «школ-комплексов», совмещавших общеобразовательные и музыкальные предметы.

В 80-е годы в Адыгейской автономной области работали 14 детских музыкальных школ, 2 школы искусств, одна художественная. Школы имели многочисленные филиалы. К концу десятилетия начальное музыкальное образование стало доступным для большого числа детей.

Большим событием в музыкальной жизни Адыгеи стало рождение в 1972 году филармонии. Ее открытие явилось следствием стремительного роста музыкального образования, появления высококвалифицированных специалистов, закончивших столичные вузы, наличия интересных самодеятельных коллективов. Необходимо было создать организацию, которая бы регулировала и развивала исполнительское искусство. Филармония дол-

жна была обеспечить творческий рост национальных музыкальных кадров, организовать систему музыкальной пропаганды, оживить гастрольную деятельность.

В 1964 году при Адыгейском областном управлении культуры было создано концертно-эстрадное бюро — самостоятельная хозрасчетная организация, выполнявшая филармонические функции. Оно занималось формированием штата исполнителей и коллективов для концертной деятельности, организовывало гастроли, участвовало в проведении фестивалей (в частности, такого крупного как «Кубанская музыкальная весна»). В 1971 году при КЭБе был организован Адыгейский ансамбль танца «Нальмэс».

В 1972 году КЭБ был преобразован в Адыгейскую областную филармонию. При ней первоначально существовало пять коллективов: танцевальный ансамбль «Нальмэс», эстрадный ансамбль «Орида», ансамбль «Адыгея — песнь моя», творческие бригады под управлением Г. Самоговой и Л. Зеленского. В 1977 году к ним присоединилась детская бригада «Буратино».

Филармония вела чрезвычайно активную концертную деятельность. Только за первые пять лет её существования было дано около 25000 концертов для более, чем 6 миллионов слушателей. Когда в 1977 году в СССР подводились итоги работы филармонических организаций, то по результатам социалистического соревнования Адыгейская филармония заняла третье место по стране.

В 1964 году было организовано Хоровое общество Адыгеи, которое сыграло огромную роль в развитии национального искусства, распространении музыкальных знаний среди населения. При Хоровом обществе были созданы взрослая и детская группы адыгейского хора; организованы циклы лекций для населения «Старинные и современные адыгейские песни», «Местные композиторы и их произведения» и т. п.; проведены творческие отчетные концерты местных композиторов М. Бесидже-ва, Д. Натхо, К. Туко, В. Анзарокова, Р. Сшохова и др.; изданы методические пособия, репертуарные сборники песен и хоров; проведены смотры-конкурсы хоровых коллективов. Хоровое

общество Адыгеи открывает в Майкопе Дом музыки, целью которого становится проведение концертов, лекций, просветительских мероприятий.

Период с 1960 по 1990 годы был насыщен музыкальными событиями. Однако говорить о полном формировании инфраструктуры музыкальной культуры Адыгеи было преждевременно. В области не было музыкального театра, симфонического оркестра, Союза композиторов, музыкального вуза. Профессиональная база для их создания уже существовала. Но их появлению препятствовал политический статус Адыгеи. Необходимы были «политическая воля» государства и иные социальные и экономические возможности. Для автономной области Адыгея и так обладала достаточно развитой музыкальной культурой. К 90-м годам XX века стало ясно, что положение автономной области тормозит дальнейшее развитие Адыгеи, в том числе и в плане культурного строительства. Для движения вперед необходимо было изменить государственный статус.

В четвертой главе, «Профессиональная музыкальная культуры Адыгеи после 1991 года», изучаются основные достижения Адыгеи в области музыкального строительства, которые явились следствием приобретения Адыгеей статуса самостоятельного субъекта Российской Федерации. 3 июля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят закон «О преобразовании Адыгейской автономной области в Советскую Социалистическую Республику Адыгея в составе РСФСР», а 23 марта 1992 года она была переименована в Республику Адыгея в составе Российской Федерации.

Получив политический статус Республики, а вместе с ним большие социальные и экономические возможности, Адыгея совершила значительный шаг вперед в области культурного строительства.

Культурная политика Республики регулируется Министерством культуры Адыгеи, образованным 31 января 1992 года. Министром культуры был назначен А. Ханаху — высокопрофессиональный музыкант, блестящий администратор, по ини-

циативе которого были созданы новые творческие коллективы: Камерный музыкальный театр, симфонический оркестр, оркестр русских народных инструментов «Русская удаль», Хоровая капелла.

Деятельность Министерства развивалась в следующих направлениях: стремлении сохранить и развивать культурный потенциал; обращении к корням национальной культуры; поддержке культурной элиты; укреплении межрегиональных связей; формировании музыкальной инфраструктуры.

В связи с этим Министерством был предпринят ряд акций по развитию музыкального образования (расширена сеть учебных учреждений, организованы конкурсы учащихся); стимулированию фольклорных форм в профессиональном и самодеятельном искусстве; заключению договоров о культурном сотрудничестве с республиками Кавказского региона и странами ближнего зарубежья; открытию новых концертных и театральных организаций; пропагандированию достижений искусства (проведение фестивалей).

Одним из центров художественной жизни республики оставалось Майкопское училище искусств, на базе которого был открыт методический кабинет, проводились семинары для преподавателей ДМШ и ДШИ, конкурсы по различным специальностям. За годы существования АРУИ выпустило более 3000 специалистов, пополнивших штаты филармонических коллективов, музыкального театра и др.

Большим событием в истории музыкального образования Адыгеи стало открытие Института искусств, созданного на базе музыкально-педагогического факультета Адыгейского государственного университета (1997). Значение музыкально-педагогического факультета АГПИ было трудно переоценить. До начала 90-х годов, наряду с Краснодарским институтом культуры, Адыгейский педагогический был единственным вузом СевероКавказского региона, в котором могли получить высшее образование преподаватели ДМШ, школ искусств и т. п. Музыкально-педагогический факультет, в особенности его заочное отде-

ление, пользовался огромным спросом. Сюда приезжали учиться преподаватели из Осетии, Кабардино-Балкарии, Абхазии, Грузии, Ставрополя, Карачаево-Черкесии.

В течение 25 лет, с 1972 по 1997 годы, музыкально-педагогический факультет вел обучение по специальности «Музыкальное образование». Открытие в 1997 году Института искусств позволило добавить еще одну специальность — «Музыкальное искусство». Теперь выпускники института могли получить квалификации не только «учитель музыки», но и «артист оркестра—ансамбля», «преподаватель», «концертмейстер». Институт искусств собрал высоко профессиональный педагогический состав, в который вошли 2 доктора наук, 5 профессоров, 9 доцентов. В институте работают лучшие представители творческой интеллигенции Республики Адыгея — известные композиторы и исполнители, заслуженные артисты и деятели искусств Адыгеи, среди которых Ч. Анзароков, Г. Чич, Р. Сиюхов и мн. др.

• Институт стал центром научной деятельности Адыгеи в области музыкознания и музыкальной педагогики, местом проведения международных музыковедческих конференций (2000— 2002), центром разработки экспериментальных программ по эстетическому воспитанию детей.

К сожалению, несмотря на высокие результаты первых лет деятельности, специальность «Музыкальное искусство» оказалась в критической ситуации: отсутствовали конкурсные наборы. Последний выпуск состоялся в 2002 году, и специальность была закрыта. Но было предпринято стратегическое решение — к специальности «Музыкальное образование» была добавлена дополнительная — «Культурология» и, кроме того, открыта новая специальность — «Изобразительное искусство».

Большие изменения произошли в театрально-концертной жизни Республики Адыгея. При филармонии, наряду с такими известными коллективами как ансамбль «Нальмэс», детская бригада «Буратино», были созданы новые коллективы: Государственный оркестр русских народных инструментов Республики Адыгея «Русская удаль» под руководством А. Шипитько;

Государственный ансамбль народной песни и танца «Исламей» под руководством А. Нехая; эстрадная группа «Оцггэн», художественный руководитель А Готов.

В 1992 году был создан симфонический оркестр Министерства культуры РА. Первым художественным руководителем и главным дирижером оркестра был Р. Матсов. За 10 лет оркестром был исполнен огромный репертуар, в том числе все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, симфонии Берлиоза, Дворжака, Прокофьева, Шостаковича и др. С коллективом охотно работают зарубежные дирижеры и исполнители.

В 1993 году состоялось знаменательное событие в театральной жизни Адыгеи —открытие Камерного музыкального театра. Длительный путь, который прошел музыкальный театр Адыгеи за период своего формирования (любительские труппы 30-х годов, музыкальные спектакли в драматическом театре, ансамбль оперетты 1946 года), наконец, достиг цели. В 1994 году состоялось первое, поначалу еще концертное выступление артистов театра; затем труппа попробовала свои силы в жанре оперетты («Жанна плачет, Жан смеется» Оффенбаха). Принципиально важным было особое внимание театра к национальной тематике (музыкальная комедия М. Хупова «Сварливая невестка» на адыгейском языке). В 1995 году состоялось первое обращение к жанру балета (на музыку «Франчески да Римини» Чайковского, балетмейстер Л. Гукетлева). Наконец, в 1996 году театр представил на суд зрителей оперный спектакль — одноактную оперу Моцарта «Директор театра» (режиссер Ю. Сулейма-нов, дирижер М. Хупов). В настоящее время театр успешно развивается. В его репертуаре — сочинения разных жанров: опера Г. Доницетти «Колокольчик», сценическая версия «Кофейной кантаты» И. С. Баха, оперетты «Летучая мышь» и «Ночной гость» И. Штрауса, мюзикл «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, спектакли на национальную тему, спектакли для детей.

Появление в Адыгее таких ярких концертных и театральных коллективов стимулировало развитие композиторского творчества.

В 1992 году в республике было создано местное отделение Союза композиторов России.

Композиторская традиция начала складываться в Адыгее еще в 40-е годы. У ее основания стоял Умар Тхабисимов. Как и советская музыка в целом, Адыгея на пути профессионального композиторского творчества прошла ряд этапов. На первом из них преобладала массовая авторская песня (У. Тхабисимов, Г. Самогова, Ч. и В. Анзароковы, Д. Натхо, Р. Сйюхов, М. Бе-сиджев и др.). Затем появились первые образцы академических жанров: вокальных (Г. Чич, М. Бесиджев и др.), позднее — инструментальных (К. Туко, А. Нехай, М. Хупов, Ч. Анзароков, А. Готов и др.).

В 70—80-е годы в Адыгее в течение 20 лет существовала секция Союза композиторов при Краснодарской краевой композиторской организации. Первым дипломированным специалистом, закончившим Тбилисскую консерваторию по классу композиции (1983), был Аслан Нехай. Укрепление в Адыгее системы музыкального образования, появление большого количества профессиональных исполнителей и коллективов способствовало росту мастерства композиторов Адыгеи, что и привело, в конечном счете, к образованию полноценного республиканского отделения Союза. В него вошли корифеи адыгейской музыкальной культуры — У. Тхабисимов, К. Туко, Г. Чич, А. Нехай и другие, а также представители более молодого поколения, выпускники Ростовской консерватории М. Хупов, А. Готов. Сегодня творческие поиски адыгейских композиторов направлены на совмещение национальных традиций и современных техник письма. Это приводит к интересным результатам, как в области жанровых решений («Пщынатль для скрипки и фортепиано» А. Нехая), так и в сфере музыкального языка (творчество А. Нехая, М. Хупова, А. Готова).

В Заключении подводятся итоги культурного строительства в Адыгее в изучаемый период, отмечается роль Республики в музыкальной жизни Северо-Кавказского региона, намечаются пути для дальнейшей научной разработки темы.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1. Чепниян Н.Л. История становления профессиональной музыкальной культуры Адыгеи. — Ростов-н/Д, 2003 (1,8 п.л.)

2. Чепниян Н.Л. Зарождение музыкального театра в Адыгее // Сучаст проблеми мистецтва та культури. — Харьюв, 2003 (0,4 п.л.)

3. Чепниян Н.Л. У истоков адыгейской филармонии (Из истории становления профессиональной музыкальной культуры Адыгеи) // Гуманитарные и социально-экономические науки. Научно-образовательный и прикладной журнал СКНЦ ВШ. - 2003, № 2 (0,2 п.л.)

4. Чепниян Н.Л. Адыгейский симфонический оркестр (Из истории становления профессиональной музыкальной культуры Адыгеи) //Научная мысль Кавказа. Приложение. — 2003, № 8 (0,2 пл.)

Сдано в набор 11.09.2003. Подписано в печать 11.09.2003 Формат 64x10 8/16. Бумага офсетная. Печать ризограф (ул. Б. Садовая, 42). Гарнитура Times. Тираж 100 экз.

1

Шлшг

*144б1

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Чепниян, Наталья Львовна

введение.з

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Музыкальная культура Адыгеи до 1922 года.

Историко-культурные предпосылки.

Зарождение профессиональной музыкальной культуры.

ГЛАВА ВТОРАЯ. Становление профессиональной музыкальной культуры Адыгеи с 1922 по 1960 годы.

Культурная политика.

Художественная самодеятельность.

Театрально-концертная жизнь.

Музыкальное образование.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Профессиональная музыкальная культура Адыгеи с 1960 по 1990 годы.

Музыкальное образование.

Концертно-театральная жизнь.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Профессиональная музыкальная культура Адыгеи после 1991 года.

Деятельность Министерства культуры.

Музыкальное образование.

Концертно-театральная жизнь.

Союз композиторов.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по искусствоведению, Чепниян, Наталья Львовна

Существование мощного централизованного государства - СССР, -объединившего союзные республики, автономные края и области, обеспечивало прочные политические, экономические и культурные связи между национальными регионами. Было создано единое идеологическое пространство, обусловившее общность этапов культурного строительства в стране: ликвидация неграмотности, поднятие общеобразовательного уровня населения, внедрение форм европейской культуры, появление в республиках театров, концертных организаций, зарождение национальных оперных традиций, создание собственной системы профессионального образования, особый подъем национальной культуры, изучение и использование ее форм в свете взаимодействия с общеевропейской традицией.

В советскую эпоху была сформулирована теоретическая концепция художественной культуры, которая тесно связана с принципами социалистического культурного строительства, обоснованными еще В. Лениным.

Поскольку в нашей работе мы непосредственно касаемся вопросов формирования музыкальной культуры в отдельном регионе, напомним вкратце основные наиболее общие положения теории культурного строительства.

Существует обширная научная литература, посвящена определению терминов «художественная» и «музыкальная культура». Назовем труды Б. Асафьева [7], А. Зися [83], М. Кагана [98-99], А. Сохора [216] и др. В частности, А. Зись включает в понятие «художественная культура» систему художественного образования, эстетическое воспитание, специализированную прессу об искусстве, разнообразные формы художественной пропаганды, систему государственного управления культурой, деятельность творческих союзов [83].

А. Сохор, определяя специфику именно музыкальной культуры, представляет последнюю в виде системы, включающей: музыкальные ценности (произведения и их исполнительские трактовки); все виды деятельности по их созданию, хранению, воспроизведению, распространению и усвоению; всех субъектов указанных видов деятельности; все специальные институты и учреждения, обеспечивающие эту деятельность.

Исследователь выстраивает структуру музыкальной культуры, разделяя ее на: народную и культуру «образованных классов»; профессиональную и непрофессиональную. Каждая из областей делится внутри себя на блоки: 1) творчество; 2) исполнительство; 3) распространение; 4) восприятие. К дополнительным блокам А. Сохор относит «управление» и «музыкознание».

Принципы построения собственно социалистической культуры имели ярко выраженную специфику. Главной особенностью здесь становится не естественный, а регулируемый государством процесс культурного строительства.

Г. Праздников, определяя «ленинские принципы руководства художественной культуры», отмечает: «Регулирование процессов развития культуры, в том числе и художественной, и есть одно из важнейших преимущества социализма» [89, 199].

Основные этапы «культурной революции», ставшие едиными для всех народов, населявших советское государство», были определены В. Лениным.

Первостепенной задачей В. Ленин считал поднятие общего образовательного и культурного уровня. На начальном этапе, «в конкретной исторической ситуации России для этого, по справедливому замечанию Горького, надо не стесняться «спуститься» к полуграмотным рабочим и крестьянам. Однако этот необходимый путь - лишь первая ступень к овладению культурой, «созданной всем развитием человечества.». При построении нового социалистического общества «на одной грамотности далеко не уедешь, нужно громадное повышение культуры» [89, 203].

Результатом культурной революции должна стать доступность искусства, как естественное следствие демократизации художественной культуры. «Доступность искусства, - пишет Г. Праздников, - результат многосторонней работы по поводу искусства и помимо искусства. Это -создание необходимого общеобразовательного уровня, широкая просветительская работа в области искусства, обеспечение наиболее благоприятных условий для развития художественного творчества, развитие культурно-художественной активности общества, максимально равномерное распределение культурных ценностей, регулирование гармоничной целостности во взаимоотношениях разных сторон культуры и т. д.» [89, 204].

А. Фарбштейн считает, что «в области социалистической культуры наиболее общим, фундаментальным свойством, сохраняющим смысл и суть для всех стран, строящих социализм, остается демократизм, глубокая народность, вовлечение в культурное творчество миллионных масс людей. Ленинская идея о цели искусства - пробуждать в людях художников - непосредственно вытекает из общей установки и цели социалистического культурного строительства» [89, 217].

А. Сохор давал подробное описание закономерностей формирования и исторического развития социалистической музыкальной культуры [216, 198-206]. Основными чертами социалистической музыкальной культуры, по определению А. Сохора, являются следующие: идейная опора на марксизм-ленинизм и коммунистическую идеологию; отсутствие внутренних социальных конфликтов; утверждение принципа партийности и метода социалистического реализма; последовательный гуманизм; народность; интернационализм; динамизм, новаторская устремленность.

Ярчайшим проявлением динамизма исследователь считает стремительное развитие национальных культур малых народов СССР, «совершивших после революции скачок от феодального или даже патриархально-родового типа сразу к социалистическому» [216, 201].

А. Сохор отмечает три этапа культурного строительства в Советском Союзе, из которых «первый соответствует становлению социалистического строя, второй - его упрочнению, а третий, завершающий - развитому социализму» [216, 202].

На первом этапе (20-30-е годы) осуществилась перестройка всей системы музыкальных учреждений, началось «государственное музыкальное строительство». Основными его задачами были: превращение духовных ценностей в достояние народа; ликвидация культурной отсталости и неграмотности масс; уничтожение антагонистической противоположности между городом и деревней, между умственным и физическим трудом; перевоспитание старой и формирование новой интеллигенции; обеспечение всем нациям возможностей свободного и широкого развития своей культуры.

Задачами второго этапа (40-е и 50-е годы) были закрепление, уп-* рочнение и расширение завоеваний предыдущего этапа. Причем на первый план выдвигаются не качественные изменения в области культуры, а количественный рост этих изменений.

С конца 50-х годов наступил третий этап культурной революции, который продолжил завоевания предыдущих периодов, обеспечивая при этом качественный скачок в развитии культуры. Его основными задачами стали: формирование научного мировоззрения у всех членов общества; преодоление существенных различий в культурном уровне города и деревни, людей умственного и физического труда; воспитание всесторонне г

Ф и гармонически развитой личности; выравнивание национальных культур путем подъема относительно менее развитых до уровня наиболее передовых» [216, 202-203].

По отношению к советским социалистическим республикам такой путь развития культуры, в общих чертах, оказался универсальным. Но в составе СССР находились еще так называемые «малые народы», сосредоточенные в автономных областях. Их географические масштабы, экономические возможности, а, главное, политический статус были гораздо скромнее. Вследствие этого, процессы государственного культурного строительства в автономиях неизбежно претерпевали некоторые коррективы. Общие закономерности сохранялись, но, вместе с тем, каждый из регионов имел индивидуальные особенности.

В семье «малых народов» заметное место принадлежит республике Адыгея. Несмотря на небольшие масштабы (ее территория охватывает 7,8 тыс. кв. км., население составляет 450 тыс. чел.) современная Адыгея обладает необычайно развитыми формами музыкальной культуры. В республике функционируют музыкальный театр, симфонический оркестр, оркестр русских народных инструментов, Союз композиторов, музыкальное училище, институт искусств. Но, прежде чем республика смогла добиться таких значительных достижений, она прошла длинный и сложный путь развития. Его противоречивый характер был обусловлен двумя обстоятельствами: неудобным географическим положением и длительным процессом определения политического статуса.

Географическое положение Адыгеи, отдаленность от основных железнодорожных путей, делало крайне неудобными частые посещения области. Адыгея оказалась малодоступной как для многочисленных европейских гастрольных трупп, так и для государственных чиновников, в том числе занимающихся вопросами культуры. Это не помешало участию Адыгеи в общих процессах культурного строительства, но стало одной из причин его «сдвига во времени», «запаздывания».

Более сложной была проблема, связанная с определением политического статуса.

В 1922 году была образована Адыгейская автономная область. На первом этапе это позволило адыгам сохранить свою национальную самобытность в культуре. До 1924 года область напрямую входила в Российскую Федерацию, с 1924 по 1934 годы - в Северо-Кавказский край, объединявший все автономии региона, территории нынешних Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев, в 1934-1937 годах - в состав Азово-Черноморского края, в 1937 году - в состав Краснодарского края. Когда в 1936-1937 годах был повышен статус многим автономным областям до автономной республики, Адыгея осталась в составе края, причем даже без конституционного закрепления, которое последовало только в 1977 году. В 1981 году был принят Закон РСФСР «Об Адыгейской автономной области», но чрезмерная централизация власти, практически нивелировала его.

Такое положение сильно тормозило процесс развития музыкальной культуры области. Отсутствие определенности в вопросе политического статуса лишало Адыгею возможности достойного финансирования, а также необходимости иметь развитую инфраструктуру со всеми входящими в ней культурными институтами.

Только в 1991 году, когда Адыгея была объявлена суверенной республикой, у нее появились возможности для дальнейшего успешного развития культуры.

Сложность политического и географического положения Адыгеи определила индивидуальные особенности процесса культурного строительства и обусловила его периодизацию, которой мы будем придерживаться в данной работе.

Условно мы делим историю профессиональной адыгейской музыкальной культуры на три этапа развития:

1. 1922- 1960 годы.

2. 1960- 1991 годы.

3. После 1991 года.

Предложенная нами периодизация не случайна. Мы не пошли по традиционному пути, широко используемому в музыкознании, как то: до 1917 года; 20-е - 30-е годы; военный период и т. д. Наше определение периодов основано на логике историко-культурных процессов, которые происходили в Адыгее в течение XX - начала XXI столетия.

Окончательное закрепление советской власти в Адыгее, определение ее политического статуса как автономной области (1922) обозначило начало первого этапа в музыкальном культурном строительстве, на котором основные формы театрально-концертной жизни носили самодеятельный или полупрофессиональный характер. Это было связано с отсутствием возможностей у населения получения профессионального музыкального образования. Только открытие педтехникума (1925) и детской музыкальной школы (1936) стало первым шагом на пути формирования зачатков профессиональной культуры.

Попытки создания музыкального театра (1946), симфонического оркестра (1947), ввиду отсутствия профессиональных кадров оказывались безуспешными.

Необходимо было в корне менять отношение к процессам культурного развития, акцентируя внимание на факторах, обуславливающих стабильность этих процессов. Таким фактором, несомненно, является наличие форм специального, в данном случае, музыкального образования. Эта проблема была в значительной степени решена, благодаря адыгейским национальным студиям в столичных ВУЗах. Возвращение в Адыгею высокопрофессиональных специалистов (1957 и 1961 годы) подняло музыкальное и театральное искусство области на новую ступень, вызвало к жизни необходимость образования концертной организации филармонического типа. Большую роль в стабилизации процессов музыкального образования сыграло открытие в Майкопе в 1960 году музыкального училища. Все эти факты характеризуют период 60-х - начала 90-х годов как новый, второй, этап в развитии адыгейской культуры.

Наконец образование в 1991 году автономной республики Адыгея вызвало следующий виток в истории национальной музыкальной культуры: были созданы симфонический оркестр Министерства культуры, Камерный музыкальный театр, хоровая капелла, новые филармонические коллективы; расцвело фестивальное движение; дальнейшее развитие получило музыкальное образование. Большим событием стало создание в 1992 году Союза композиторов республики Адыгея. Этот период мы определяем как третий этап культурного строительства в Адыгее.

Столь интенсивное развитие культуры республики не могло не вызвать естественного интереса со стороны музыковедов и исследователей. Этот интерес становится тем более понятным, что Адыгея находится на территории Северного Кавказа - одного из наиболее «горячих» регионов страны. Тот факт, что сегодня республика является координатором деятельности в сфере культуры всех субъектов РФ Южного федерального округа и выполняет главную задачу координационного Совета по культуре и искусству Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ - сохранение единого культурного пространства региона, подчеркивает ее неординарную роль в культурной жизни России. Это делает изучение культуры Адыгеи чрезвычайно важным и актуальным.

Существующие работы по истории музыкальной культуры Адыгеи посвящены отдельным областям. Наиболее значительную часть музыковедческой литературы составляют работы по народной музыке. Назовем, прежде всего, исследования Ш. Шу, собранные в сборнике статей «О культуре и искусстве адыгов» [249], работы А.Соколовой [202-214], Г. Чича [243], 3. Налоева [135], сборники статей «Культура и быт адыгов» [108], «Музыкальный фольклор адыгов» [132] и др.

Лишь небольшое число источников посвящено проблемам профессиональной музыкальной культуры Адыгеи. Среди них - работы монографического типа, в центре внимания которых творчество того или иного композитора (И. Петрусенко [166-171], А. Соколовой [207; 211]). В ряде публикаций рассматриваются проблемы музыкального образования [196], отдельных учебных заведений [231; 87] и творческих коллективов [110].

Но обобщающей работы, в центре внимания которой находился бы исторический анализ процессов становления профессиональной музыкальной культуры Адыгеи за весь период ее существования как политического субъекта (то есть начиная с 1922 года), не было создано.

Данная диссертация является первой попыткой восполнить этот пробел.

Основная цель нашей работы - реконструировать процесс формирования и развития профессиональной музыкальной культуры Адыгеи в период от образования Адыгейской автономной области (1922 год) до нынешнего времени.

Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

- выявить историко-культурные предпосылки формирования профессиональной музыкальной культуры Адыгеи;

- определить круг основных проблем и способов их решения на различных исторических этапах;

- рассмотреть пути развития художественной самодеятельности как едва ли не единственно возможной формы бытования театрально-концертной жизни на начальном этапе культурного строительства;

- изучить процессы становления специального музыкального образования по системе «школа - училище - ВУЗ»;

- проследить этапы становления основных форм концертно-театральной жизни.

Научная новизна данной работы обуславливается тем, что это -первое исследование, в котором прослеживаются наиболее общие принципы становления и развития профессиональной музыкальной культуры Адыгеи на всем ее протяжении; устанавливается взаимосвязь между процессами культурного строительства и историческими этапами формирования государственности Адыгеи и шире - тенденциями культурной политики СССР и современной России.

В нашем исследовании мы опираемся, главным образом, на две группы материалов. Первая - документы архивных фондов: Национального Архива Республики Адыгея, Министерства культуры, ряда специальных учебных заведений и музыкально-общественных организаций, личных архивов деятелей культуры, любезно предоставленных автору их владельцами. Вторая группа - многочисленные материалы периодической печати за весь исследуемый период.

Мы обращались также к аналогичным исследованиям в области истории культуры других республик регионов, с целью выявить наиболее общие принципы развития национальных культур и их изучения.

В качестве методов исследования мы избираем метод историзма, позволяющий выстроить периодизацию развития музыкальной культуры Адыгеи, рассмотреть основные ее этапы, тенденции в контексте общих процессов культурного строительства в стране в целом.

Работа состоит из четырех глав, Введения и Заключения.

В первой, вступительной, главе мы рассматриваем исторические предпосылки музыкально-культурного строительства в Адыгее; прослеживаем динамику общекультурных процессов до 1922 года.

Вторая глава посвящена периоду с 1922 по 1960 годы. Наиболее актуальными в этот период являлись проблемы подъема массовой культуры. На начальном этапе эти проблемы решались путем развития художественной самодеятельности. Следующим шагом явилось формирование системы музыкального образования как необходимой базы для создания очагов профессиональной музыкальной культуры.

В отдельном параграфе мы исследуем процессы становления театрально-концертной жизни области, поскольку, в силу исторически сложившихся обстоятельств, театр в данный период был центром адыгейской культуры, в том числе и музыкальной.

Третья глава охватывает период с 1960-го по 1991-й годы. Центральной проблемой данного периода становится проблема формирования профессиональных кадров. Способом ее решения были значительное расширение сети музыкальных школ, открытие училища и музыкально-педагогического факультета на базе Адыгейского государственного педагогического института. Поэтому основным содержанием третьей главы является прослеживание динамики развития музыкального образования. Здесь же мы отмечаем новые тенденции в становлении концертных объединений.

В четвертой главе нами рассматриваются события музыкальной культуры, явившиеся следствием изменения политического статуса Адыгеи: деятельность Министерства культуры молодой республики; появление новых коллективов (симфонического оркестра, Камерного музыкального театра); развитие музыкального образования и науки; формирование профессиональной композиторской организации.

В Заключении диссертации мы отмечаем роль республики Адыгея в культурной жизни Северо-Кавказского региона, перспективы развития ее профессиональной музыкальной культуры, указываем на возможные аспекты ее дальнейшего изучения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Становление профессиональной музыкальной культуры Адыгеи"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Адыгея прошла сложный и противоречивый путь становления профессиональной музыкальной культуры: от самодеятельных и полупрофессиональных форм театрально-концертной жизни - к созданию исполнительских коллективов высокого уровня, появлению Музыкального театра и Союза композиторов; от единственного в области детской музыкальной школы - к формированию сети специальных учебных заведений, выстраиванию системы «школа — училище - ВУЗ».

Запаздывая» в своем политическом и экономическом развитии, испытывая трудности, связанные с географическим положением, с длительным становлением государственности, Адыгея неизбежно отставала и в процессе культурного строительства. Но, с обретением самостоятельности, республика, используя потенциал, накопленный в период с 1922 по 1990 годы, совершила стремительный скачок в развитии культуры.

Это позволило Адыгее сегодня стать вровень с другими субъектами федерации и уверенно чувствовать себя в общих процессах, происходящих в российской и шире — европейской музыкальной культуре.

Адыгейские музыканты принимают участие и становятся лауреатами престижных фестивалей и конкурсов. За пульт симфонического оркестра республики не раз становились зарубежные дирижеры. С оркестром охотно работают музыканты-исполнители из Японии, Кореи^США, европейских стран.

Композиторская школа Адыгеи находится в русле современных тенденций: в поиске оригинального языка, совмещающего национальные традиции и современные техники письма.

Адыгея имеет широко развитую систему музыкального образования, обладающую большим научным потенциалом, использующую современные методики преподавания, экспериментальные программы.

Республика Адыгея определена координатором деятельности в сфере культуры всех субъектов Южного федерального округа; она выполняет главную задачу поставленную координационным Советом по культуре и искусству Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ -сохранение единого культурного пространства региона. Фестивали и смотры, проводимые в Адыгее, служат решению специальных задач единения и межнационального согласия.

Мы попытались воссоздать лишь общую картину становления и развития профессиональной музыкальной культуры Адыгеи, формирования концертно-театральной жизни республики, структурирования системы профессионального музыкального образования, становления композиторской школы, проблемы музыкально-общественной жизни. Каждая из этих областей чрезвычайно насыщенна художественными событиями и достойна отдельного исследования. Особое внимание исследователей хотелось бы обратить на стремительно развивающееся композиторское творчество Республики Адыгея, взаимосвязь композиторов с ведущими исполнительскими коллективами. Много интересного происходит в концертно-театральной и фестивальной жизни Адыгеи.

Республике предстоит еще много сделать: улучшить материально-техническую базу основных творческих коллективов, постоянно совершенствовать политику в области кадров. Однако в целом процесс развития профессиональной музыкальной культуры Адыгеи продвигается весьма успешно и в некоторых областях может служить примером для других регионов России.

 

Список научной литературыЧепниян, Наталья Львовна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"

1. Адыгея: историко-культурный очерк. Майкоп, 1989.

2. Аманбаев М. Развитие национальных художественных культур на современном этапе: состояние, проблемы, перспективы. Автореферат дисс. . канд. искусствоведения. М., 1990.

3. Андреева Е. Несколько соображений социолога об эстетическом воспитании // Вопросы социологии музыки. Вып. 3 М. 1990.4. <Анонс гастролей> // Красный пахарь. 1929, 2 апреля.

4. Арановский М. О развитии системных представлений в советском теоретическом музыкознании // Методологические проблемы современного искусствознания. Л., 1980.

5. Арвеладзе Г. Национальная идея как феномен российской политической культуры. Автореферат дисс. . канд. искусствоведения. Ставрополь, 2000.

6. Асафьев Б. Советская музыка и музыкальная культура // Асафьев Б. Избранные труды в 5 т. Том V. М., 1957.

7. Атаманенко И., Бесиджев М., Полянский А. Умар Тхабиси-мов. Майкоп, 1988.

8. Аутлев А., Костанов Д. 40 лет автономии Адыгеи. Майкоп, 1962.

9. Аутлев М. Адыгея до и после Октября. Майкоп, 1967.

10. Аутлев М. Адыгея в хронике событий с древних времен до 1917 года. Майкоп, 1974.

11. Ахеджаков М. Личный архив. Рукопись.

12. Ачмиз К., Мальцев В., Чеучев Н. История Адыгеи. Майкоп, 2002.

13. Ашинов Р. Все лучшее у нас еще впереди // Советская Адыгея. 1997, 23 декабря.

14. Бакиев А. Адыгская цивилизация. Автореферат дисс. . канд. искусствоведения. Нальчик, 1997.

15. Баладженян X. В Майкопе прошел праздник песни // Адыгейская правда. 1956, 31 августа.

16. Баладженян X. Раздумье после фестиваля // Адыгейская правда. 1957, 16 июня.

17. Бгажноков Б. Адыгейский этикет. Нальчик, 1978.

18. Бгажноков Б. Коммуникативное поведение и культура // Советская этнография, 1978.

19. Белоусов В. Радостный праздник // Адыгейская правда. 1954, 26 мая.

20. Бетрозов Р. Два очерка из истории адыгов. Нальчик 1993.

21. Бешкок М. Танцевальная культура адыгов с древних времен до наших дней. Майкоп, 2000.

22. Богданов К., Душин О. Ситуация перелома в культуре на пути возвращения к прошлому: Материалы научно-теоретического семинара. Петрозаводск, 1998.

23. Браво, оркестру // Советская Адыгея. 1997, 2 февраля.

24. Будет ли в Адыгее опера? // Советская Адыгея. 1994, 11 мая.

25. Булгаков П. Майкопу нужен театр // Красный пахарь. 1929, 14 августа.

26. Бурнышев А. Культура, рожденная октябрем. Майкоп, 1958.

27. Бычков Ю. Социокультурные аспекты истории музыкальной педагогики. М.,1999.

28. В братской семье народов / Сост. М. Биштов. Майкоп, 1972.

29. Введение в теорию художественной культуры: Учеб. пособие / Под ред. Л. Мосоловой. Л., 1993.

30. Вечер самодеятельности // Красный пахарь. 1927, 31 марта.

31. Вивчарь Г. Казачество и адыги. Майкоп, 1997.

32. Вороков Н. Студенты обучаются игре на скрипке // Адыгейская правда. 1937, 6 августа.

33. Все звезды // Культура. 1996, 21 сентября.

34. Выступление на совещании начальников УПРК и директоров ДМШ. Майкоп, 1994.

35. Гальцева Т. Этнокультурная специфика музыкального восприятия. Автореферат дисс. . канд. искусствоведения. М., 1994.

36. Головинский Г. Композитор и фольклор. М., 1981.

37. Город Майкоп в прошлом и настоящем. Майкоп, 1991.

38. Государственный архив Адыгейской автономной области Ф-1/15, опись 1, ед. хранения 184.

39. Государственный архив Адыгейской автономной области Ф-1, опись 1, ед. 530.

40. Государственный архив Адыгейской автономной области Ф-1, опись 1, ед. хранения 43а.

41. Государственный архив Адыгейской автономной области Ф-1, опись 1, ед. хранения 14.

42. Государственный архив Адыгейской автономной области Ф-1, Р-581, дело 4.

43. Государственный архив Адыгейской автономной области Ф-1, Р-587, делоЗ.

44. Государственный архив Адыгейской автономной области Ф-1, Р-124, дело 35.

45. Государственный архив Адыгейской автономной области Ф-1, Р-508, дело 163.

46. Государственный архив Адыгейской автономной области Ф-1, Р-581, дело 74.48.