автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Становление современной эстетики Ирана: теоретико-методологические основания

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Хосейни Сейед Реза
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Становление современной эстетики Ирана: теоретико-методологические основания'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление современной эстетики Ирана: теоретико-методологические основания"

На правах рукописи

Хосейни Сейед Реза

Становление современной эстетики Ирана: теоретико-методологические основания

09.00.04 - эстетика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

21 Н ОЯ2013

Москва 2013 005539150

005539150

Работа выполнена на кафедре теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств

Научный руководитель-

Официальные оппоненты:

Романова Надежда Владимировна, кандидат философских наук, доцент

Мигунов Александр Сергеевич,

доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой эстетики философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Сторублевцева Дарья Анатольевна, кандидат философских наук, доцент кафедры социально-философских наук Московского государственного университета культуры и искусств

Ведущая: организация:

Российский государственный гуманитарный университет, факультет истории, политологии и права, кафедра современного Востока

Защита состоится «_»_2013 г. в_часов на

заседании совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 210.010.04, созданного на базе Московского государственного университета культуры и искусств, по адресу: 141406, Московская обл., г.Химки-6, ул. Библиотечная, д.7, корпус 2, зал защиты диссертаций. (218 ауд.).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств.

Автореферат разразмещен на сайте ВАК при Минобрнауки РФ «_» 2013 г. а разослан- «_»_2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук, профессор

Т.Н. Суминова

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Сегодня перед иранским обществом стоит проблема переосмысления роли традиции и поиска её нового места в современной художественной культуре. Идеологизированное понимание традиции препятствует введению любых новшеств и способно привести к возникновению пропасти между субъектами творчества и восприятия. В результате это может стать фактором обесценивания традиционных норм искусства и даже их отмирания. Это приводит к необходимости обращения к анализу взаимоотношений эстетики и традиции и поиска новых решений и методов современного эстетического анализа. В ходе знакомства с новыми западными работами иранские исследователи испытали нечто вроде кризиса познания, в результате которого проблема взаимоотношений традиции и современности обрела сегодня первостепенное значение для иранских мыслителей. Кроме того, в иранской интеллигентской среде активно обсуждается вопрос модернизации Ирана - ведётся поиск духовного и культурного равновесия между сохранением иранско-исламской идентичности и приобщением к художественным ценностям и достижениям современного мира. Эта ситуация как нельзя лучше отражает гносеологические претензии и современную потребность в необходимости теоретической эстетики в Иране. Сегодня как никогда иранская эстетическая теория нуждается в обновлении и формировании новых для своей культурной практики методологических оснований. Тем более что теоретическая эстетика как область научного знания до недавнего времени вообще отсутствовала в Иране. Проблематика структурирования современной эстетики обозначена в логике западной мысли, что, возможно, обеспечит базовый фон для философских исканий Ирана и определит место для эстетики в его академическом генеральном дискурсе.

Кроме того, актуальность исследования связана с тем, что проблема понимания между субъектами творчества и восприятия является сегодня одним из важнейших вопросов эстетики, имеющим отношение ко всей мировой эстетической практике. Однако этот вопрос стоит особенно остро в странах исламского мира, и особенно актуален для Ирана, где сегодня одно мышление и мировоззрение в обществе сменяется другим, происходит смена ценностных парадигм,

переосмысление исторического и культурного опыта. Сегодня искусство Ирана одним из первых в исламском мире реагирует на изменения, меняются его сущностные основания и, безусловно, тенденции художественного стиля. Современное искусство Ирана реагирует на ещё не случившиеся, только назревающие общественно-исторические перемены, поэтому именно для Ирана справедливо выражение, что художник часто опережает своё время. Однако существующий мировой опыт показывает, что произведения современного иранского искусства, которые вызывают непонимание у отечественной аудитории и отторгаются ею, уже сегодня начинают оцениваться как весьма существенные для мировой художественной культуры.

Несмотря на успехи в области художественной практики, а также значительные наработки в искусствознании, мы наблюдаем значительное отставание эстетико-теоретического знания. Значительной проблемой для становления современной эстетики Ирана является недостаточный эстетический опыт у отечественной аудитории. Отсюда возникает как непонимание субъекта творчества аудиторией, так и отторжение, конфронтационное восприятие ряда его художественных концепций и работ. Для преодоления этого барьера необходим осознанный подход к эстетическому воспитанию. На это может быть направлен ряд мер по повышению уровня эстетической эрудиции. Это позволит преодолеть отчуждение между субъектами творчества и восприятия, и будет способствовать выработке некоего общего языка, на котором художник сможет говорить со своей аудиторией, не рискуя остаться непонятым.

Это актуализирует вопрос о роли творчества и восприятия, о специфике коммуникации между автором и его иранской аудиторией, о коммуникативном потенциале современного иранского искусства, основой которого являются лучшие национальные традиции и мировой эстетический опыт в виде богатых выразительных возможностей современного искусства. В связи с этим на передний план выходит исследование личности субъектов творчества и восприятия, их мировоззрения, а также особого уникально-выразительного языка традиционного и современного искусства. Становится необходимым в русле теоретического анализа исследование природы творчества и эстетического восприятия, изучение всего спектра выразительных возможностей как традиционного, так и современного иранского искусства.

Сегодня в Иране особое внимание уделяется эстетическому опыту, развитие, формирование которого является специфическим способом преодоления проблемы непонимания. Для современной интерпретации эстетической реальности и искусства необходима выработка новой эстетической стратегии, направленной на целенаправленное эстетическое и художественное образование, которое должно строиться в русле современной эстетики.

Поскольку теоретическая эстетика как область научного знания до недавнего времени присутствовала в Иране фрагментарно, то сегодня как никогда иранская эстетическая теория нуждается в обновлении и формировании новых комплексных методологических оснований для анализа своей культурной практики, которые бы учитывали отечественный, западноевропейский и мировой эстетический опыт. Однако внеиранская постмодернистская традиция с ее ориентацией на деконструкцию, симулякр, шизоанализ и пр. оказывается не совсем приемлемой для современной эстетической теории Ирана. Поэтому необходимы поиски новых продуктивных идей в области решения этой проблемы.

Степень научной разработанности проблемы. В современном иранском гуманитарном знании явно недостаточно специальных работ, посвященных анализу базовых теоретико-методологических установок отечественной эстетики. Несмотря на это культурно-историческая и художественная ситуация в Иране неукоснительно требует поиска новых путей анализа усложнившейся эстетической реальности. Это подтверждается и тем, что данная проблематика на протяжении всей современной иранской истории в том или ином ракурсе вызывала интерес выдающихся деятелей культуры - как практиков, так и теоретиков, как в Иране, так и за его пределами.

Так, например, вопросы анализа актуальных социокультурных факторов формирования современной художественной культуры затрагивались в трудах следующих мыслителей: А. Агдашлу, X. Айат Аллахи, Б. Ахмади, П.В. Башарина, Т. Буркхардта, Л.Н. Воеводиной, М. Годарзи, X. Кешмира Шекан, М. Мададпура, М. Марзбана, И.В. Малыгиной, С.Х. Насра, X. А. Новзари, Р. Пакбаза, В.А. Ремизова, Н.В. Романовой, А. Самииазара, X. Хайати, А. В.В. Чижикова, В.М. Чижикова, Шайанмехра и др. современных деятелей культуры и искусства. Кроме того, эти вопросы исследовали следующие художники: А. Амери, С. Барираний, М. Вишкаи, М. Ганджеи, М. Григуриян, М. Джавадипур, Дж. Зияпур, X. Каземи, С.

Малькониянь, X. Пезешкния, Дж. Хамиди, А. Эсфандиари.

Сущность произведения искусства в классической европейской методологии исследовалась в работах таких мыслителей, как Л.Б. Альберти, М.М. Бахтин, М. Витрувий, X. Гадамер, Г.В.Ф. Гегель, Н. Гудмен, С. М. Даниэль, Н.Ю. Дмитриева, М. Дюфрен, В.И. Жуковский, А.Ф. Лосев, К. Маркс, Л. Мартынов, М. Марчук, Платон, Плотин, М.В. Поллион, П. Соване, Д.А. Сторублевцева, М. Хайдеггер, Й. Хейзинга, Н.Г. Чернышевский, М. Шапиро, М. Эбадянь, Р. Якобсон. Эти исследования дали нам основу для решения проблем понимания произведения искусства в контексте иранской традиции.

Вопросы особенностей современного искусства и проблемы его понимания в контексте постмодернистской эстетической практики и теории рассматривались в концепциях В.В. Бычкова, П. Гувера, Ж. Деррида, Ф. Джёймисона, М. Калинеску, М. Клейджеза, Б. Кроче, Ж.Ф. Лиотара, Н.Б. Маньковской, A.C. Мигунова, A.A. Пелипенко, Т.Н. Суминовой, А. Финкелькраута, 3. Фрейда, Д. Харви, У. Эко. Эти работы оказали существенное влияние на наш анализ современной художественной ситуации в Иране.

Отдельные современные проблемы творчества и восприятия искусства ставились и решались в работах В. Ван Гога, П. Гогена, Э. Гомбриха, К. Гринберга, А. Данто, М. Мададпура, К. Малевича, А. Матисса, М. Мерло-Понти, A.C. Мигунова, Э. Ньютона, П. Пикассо, Л. Рось, П. Сезанна, М. Хосрови шакиба, X. Шахроха. Эти источники оказали нам существенную помощь при исследовании факторов формирования новой парадигмы современной эстетики Ирана, а также оказали влияние на выявление автором отечественных перспектив теоретико-методологической преемственности западноевропейского эстетического опыта.

Изучение аспектов эстетического воспитания предпринималось в работах Е.Я. Басина, К. Белла, М. Бердсли, А. Берлеана, С. Бэлла, А.Г. Виноградова, Л. Витгенштейна, В. Вулфа, Р. Герберта, П. Гогена, А. Гольдмана, Г. Гринберга, А. Данто, Дж. Джойса, М. Доферна, В.В. Кандинского, С. Лангер, Н. Линтона, Н.И. Новикова, Ф. Сибли, Ф.И. Спаршота, М.М. Шибаевой, А. Шопенгауэра, Дж. Элиаса. Эти источники стали ключевыми в решении проблемы выработки стратегии современного эстетического образования в Иране. Решение этого вопроса, по мнению автора, будет способствовать установлению взаимопонимания между субъектами

творчества и восприятия, что имеет особую актуальность для дальнейших перспектив развития художественной культуры и становления современной эстетики Ирана.

Объект исследования - эстетика как теоретико-методологический дискурс.

Предмет исследования - становление и развитие современной эстетики Ирана в контексте мировой научно-исследовательской практики.

Цель работы заключается в выявлении научно-исследовательских оснований формирования и развития теоретико-методологической базы современной эстетики Ирана.

Задачи исследования:

1. Выявить важнейшие социокультурные предпосылки и художественные факторы формирования современной теоретической эстетики Ирана.

2. Проанализировать ключевые аспекты интерпретации искусства в классической европейской методологии и сопоставить с проблемами его понимания в иранской традиционной художественной культуре.

3. Определить особенности современного искусства Ирана и проблемы его понимания в контексте постмодернистской эстетической теории.

4. Выявить ключевые аспекты современной эстетической теории Ирана и проанализировать приоритетные факторы влияния на ее теоретико-методологические основания.

5. Наметить важнейшие аспекты в формировании концепции эстетического воспитания, приемлемой и осуществимой в традициях современного Ирана.

Теоретике - методологические основы исследования.

Комплексный характер исследования обусловил обращение к огромному ряду познавательных парадигм и научных подходов. В основу формирования теоретико-методологических оснований современной эстетики Ирана положен синтез опыта западноевропейской эстетической традиции (от античности до современности) и опыт традиционного и современного искусствознания Ирана. Таким образом, в качестве методологической платформы был использован философско-эстетический компаративный анализ следующих гносеологически-онтологических теорий: традиционной философии искусства Ирана и его

современного искусствознания, а также опыт классической и постклассической европейской эстетики. Таким образом, в качестве методологической платформы был использован философско-эстетический компаративный анализ, а общей методологической установкой диссертационного исследования является единство эстетического, философско-гносеологического и

искусствоведческого аспектов.

Методы исследования. В работе были применены диалектический метод, основанный на анализе и синтезе, исторический обзор, сравнительно-сопоставительный и структурный анализ, а также метод эмпирического наблюдения. Кроме того, в работе были использованы методы герменевтики, семиотики, феноменологии, а так же культурно-исторический метод анализа эстетической реальности.

В диссертации использовались и традиционные методы исследования искусства - анализ литературы, обзор критики и исследование конкретных произведений искусства.

По мнению автора, такая установка на комплексное соединение различных методов и подходов способствует формированию и исследованию базисных оснований современной иранской эстетической теории.

Научная новизна исследования определяется, прежде всего, тем, что в работе комплексно обоснована необходимость разработки новой научно-исследовательской стратегии Ирана и намечены приоритетные направления формирования методологических оснований ее современной эстетической теории.

Научная новизна определяется также и следующими позициями:

1. Выявлены объективные и субъективные социокультурные и художественные факторы, подтверждающие необходимость изменения существующей традиционной научно-исследовательской парадигмы, и обоснована новая для иранской культуры теоретико-методологическая эстетическая программа.

2. Осуществлен компаративный анализ важнейших аспектов интерпретации искусства в классической европейской методологии и его понимания в иранской традиционной художественной культуре.

3. Впервые предпринята попытка эстетического анализа особенностей современного искусства Ирана и исследованы проблемы его понимания в контексте постмодернистской эстетической теории.

4. Выявлены ключевые аспекты современной эстетической теории Ирана в контексте творчества и восприятия, и намечены пути решения проблемы непонимания в иранской художественной ситуации.

5. Определены важнейшие стратегии в формировании современной концепции эстетического воспитания субъектов творчества и восприятия на основе иранской художественной традиции и с учетом мирового эстетического опыта.

Теоретическая значимость исследования связана, в первую очередь, с научной новизной данного исследования. В диссертации выявлены исходные теоретико-методологические принципы современного эстетического анализа художественной культуры Ирана, которые дают возможность соединить традиционные принципы с реалиями нового модернистского и постмодернистского опыта, обоснована необходимость выработки новой отечественной научно-эстетической стратегии и выявлены ее приоритетные направления.

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке теоретико-методологических оснований современной эстетики Ирана и других стран исламского мира. Кроме того, материалы исследования могут быть полезны в чтении общих курсов лекций по эстетике, теории и истории культуры и искусства, философии и психологии искусства и художественного творчества, а также в междисциплинарных исследованиях.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертационное исследование, посвященное разработке теоретико-методологических оснований современной эстетики Ирана, соответствует п. 4. «Эстетическое отношение человека к действительности: эстетическое познание мира человеком и эстетическое содержание всех видов деятельности и способов жизнедеятельности человека», п. 9. «Аксиологические проблемы эстетики», п. 10. «Эстетика как философия искусства», п. 14. «Эстетическое сознание и его проблемы», п. 15. «Эстетические проблемы всех видов человеческой деятельности и способов жизнедеятельности», п. 16. «Эстетическое и художественное творчество», п. 17. «Эстетическая и художественная культура», п. 23. «Всестороннее и гармоничное развитие личности - высший эстетический идеал человечества», п. 24. «Место эстетики и

искусства в культурных и цивилизационных процессах» паспорта научной специальности 09.00.04 - Эстетика (философские науки).

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Современный Иран находится в состоянии смены вектора мировоззрения, связанного с переменами в общественном сознании и разрывом взаимоотношений традиций и современности, где понятие художественных стилей «модернизм» и «постмодернизм» вынесено в качестве маркеров эстетической реакции на художественные перемены. Происходящий на этом фоне слом традиционной иранской художественной аксиологической парадигмы требует и нового теоретического осмысления. Значительные перспективы в решении этой проблемы автор видит в формировании и развитии новой иранской эстетики - области научного знания, которая будет способствовать вхождению научной традиции Ирана в мировой научно-исследовательский контекст. Одной из точек опоры в формировании базисных теоретико-методологических оснований отечественной эстетики может стать опыт развития мировой, и прежде всего, западноевропейской, эстетической мысли. Экстраполяция важнейших аспектов этого опыта на традиционные принципы, неотделимые от специфической иранской ментальное™, поможет в решении конкретных гносеологических задач, стоящих перед иранским обществом и художественной культурой.

2. В рассмотрении проблем интерпретации традиционной иранской художественной культуры необходимо учитывать тесную связь таких категорий, как «искусство» и «прекрасное», которые находят свою реализацию в конкретных произведениях искусства. Понятие «художественное произведение» является одним из важнейших теоретико-методологических оснований и точкой пересечения эстетических принципов Востока и Запада, ведущих к пониманию принципов любого традиционного искусства. Основные критерии этих понятий являются базовыми для анализа произведений традиционного иранского искусства. К таким критериям можно отнести его эстетическое содержание, аксиологические характеристики, соотношение формы и содержания, анализ которых способствует реализации проблемы понимания. Традиционное иранское эстетическое содержание художественного произведения связано с онтологическими понятиями «мера», «гармония», «вкус». Аксиологические характеристики традиционного произведения иранского искусства основаны на понятиях истины и красоты,

рождающихся из созидательной способности человека. Традиционное художественное произведение связано с образной формой, основанной на изначальных (архетипических) представлениях о базовых физических (геометрических) признаках положения в пространстве вещей и предметов. Отсюда берет начало иранская символика, диктующая характер взаимоотношения формы и содержания традиционного иранского искусства. Истина, заложенная в традиционном художественном произведении иранского искусства, создает ситуацию сопричастности ко всей Вселенной и имеет статус определённого (сакрального) рода истины.

3. В некоторых образцах современной художественной практики Ирана можно наблюдать значительное присутствие постмодернистских компонентов, которые могут быть исследованы с точки зрения теоретико-методологической базы постмодернистской эстетики. Однако это исследование не может быть формальным за счет простого визуального присутствия постмодернистских атрибутов, характерных для теоретических работ постсовременности. При исследовании необходимо учитывать и иранскую социокультурную специфику формирования современной ее художественной практики, которая имеет существенные отличия как от традиционной монолитной мусульманской стратегии, так и от западноевропейской постмодернистской художественной и философской апологии. Существующие формы иранского искусства избирательно поглощали и адаптировали их ценности. Иранский постмодернизм не принимает тех принципов, которые далеки от гуманистических форм, во многом утраченных западноевропейской постмодернистской традицией.

4. Особое значение в формировании оснований современной иранской эстетики имеют вопросы творчества и восприятия. Творчество и восприятие есть акты сотворчества. Познавая произведение искусства, реципиент одновременно познаёт и самого себя, но не в мире объективной реальности, а в мире Духа. В этом мире свойства, присущие художественному произведению, соединяются с духовным опытом реципиента и трансформируются под влиянием вносимых им смыслов. В результате в поле взаимодействия субъекта и объекта рождается новый духовный феномен. В процессе восприятия художественное произведение обретает подлинное бытие. Таким образом, понимание художественного произведения является его неотъемлемой частью,

продолжением его сущности, без которой художественное произведение нельзя считать полноценным.

5. Эстетическое воспитание является ключевым аспектом в решении проблемы понимания между субъектами творчества и восприятия. Выработка стратегии понимания является потенциальным художественным ресурсом эстетического образования в современном Иране, который имеет существенное значение для перспектив развития его художественной культуры, и залогом успешного вхождения его теории и практики в мировой художественный контекст. Этот аспект, в первую очередь, связан с комплексными мероприятиями, направленными на наработку эстетического опыта, как у субъектов творчества, так и восприятия. Эстетический опыт может быть рассмотрен как важный аспект в рамках человеческого бытия, как неразрывное единство деятельности человека, его индивидуальных характеристик, его менталитета и общественно-исторических предпосылок развития. Важнейшим свойством эстетического опыта является ассимиляция жизненных явлений, присвоение и рефлексирование над ними. Эстетическое воспитание призвано помочь обогатить эстетический опыт. Оно необходимо для формирования определенных аналитических умений, таких, как способность к различению, чувствительность, способность эстетической реакции, и должно включать в себя рефлексию о критериях эстетического суждения.

Апробация результатов исследования

¡.Основные положения и результаты исследования получили отражение в 7 научных публикациях, в том числе - 2 в издании, рекомендованном ВАК.

2. Особенности исследовательского подхода, изложенного в диссертации, были представлены в выступлениях на следующих научных мероприятиях: Международной научной конференции «Семиосфера Ю.М. Лотмана: Рецепции в современном социально-гуманитарном знании» (Москва: МГУКИ, 20 апреля 2012 г.) и Шестой научной конференции иранских аспирантов в Российской Федерации» (Москва: РГГУ, 2 марта 2013 г.).

3. Результаты диссертационного исследования получили внедрение в учебный процесс кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств при разработке лекционных курсов «Эстетика», «Этика», «История изобразительного искусства».

4. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите по специальности 09.00.04. - Эстетика (философские науки) на заседании кафедры теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств (протокол № 9 заседания кафедры от 23 мая 2013 года).

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих, соответственно, из трех и двух параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, рассматривается степень научной разработанности проблемы, формулируются объект, предмет и задачи исследования, положения, выносимые на защиту, определяются методологические основы работы, характеризуется ее научная новизна и теоретическая значимость, а также указываются сведения об апробации исследования.

В первой главе «Современное искусство Ирана в контексте мировой художественной практики и эстетической теории» рассматриваются социокультурные и художественные факторы формирования современной теоретической эстетики Ирана. В данной главе обосновывается необходимость, определяются возможности и перспективы экстраполяции западноевропейского теоретического опыта для интерпретации современной художественной ситуации в Иране. На основе анализа эстетических традиций и новаций в анализе современного искусства обосновывается необходимость формирования отечественной научной эстетической теории.

В параграфе 1.1 «Социокультурные и художественные факторы формирования современной теоретической эстетики Ирана» дается их общий анализ, актуализируются вопросы, связанные с необходимостью формирования эстетической теории в иранской гносеологической практике.

Отмечается, что в исследованиях иранского общества традиции всегда уделялось особое внимание; она воспринималась как одна из основ и главных ценностей иранского мышления и образа жизни. Переход Ирана от традиционного общества к современности вызвал

ситуацию "когнитивного диссонанса». Это, в конечном итоге, привело к взаимопроникновению двух дискурсов: внутри модернистского дискурса шла рефлексия по поводу проблем традиционализма, и наоборот.

В современном иранском обществе, культуре и искусстве представлены три тенденции: традиционализм, модернизм и постмодернизм. Кроме того, активно обсуждается вопрос модернизации Ирана - ведется поиск духовного и культурного равновесия между сохранением иранско-исламской идентичности и приобщением к ценностям и достижениям современного мира.

Несмотря на разницу ментальных структур исламского мира и Западной цивилизации эстетический опыт последней, ее историческая динамика имеют много сходных черт с современной художественной ситуацией в Иране, что и анализирует автор.

Далее рассматриваются этапы становления западноевропейской эстетики как специфической области научного знания: анализируются концепции «эстетического» А. Баумгартена, И. Канта, Б.Кроче. На основе анализа этих источников автор приходит к выводу о том, что трудность владения эстетическим знанием вызвана тем, что оно являет собой единство логической конструкции, обобщения, специфической нормативности и проникновения в живую ткань художественного творчества. Кроме того, эстетический анализ связан с исследованием реальных парадоксов художественной жизни, эмпирики социального и культурного бытия произведения искусства, и попытки выявления общих принципов художественных стилей. Это как нельзя лучше отражает гносеологические претензии и современную потребность в необходимости теоретической эстетики в Иране.

Проблематика структурирования эстетики обозначена в логике западной мысли, что обеспечило базовый фон для философских предприятий Ирана и место для эстетики в ее академическом генеральном дискурсе. Те проблемы, которые современные философы изучают в рамках эстетики, иранские и другие мусульманские философы склонны были рассматривать в русле религиозной философии и метафизики. Автор считает, что изучение эстетической реальности в рамках научного знания может существовать независимо от богословия и метафизики, что доказывается на основе критики апологии прекрасного Фараби.

Критерием эстетической оценки в иранской культуре и искусстве является возможность раскрытия ■ внутренней красоты и истинной сущности природы. Однако этот критерий входит в противоречие с некоторыми современными европейскими взглядами на природу и истину, что автор доказывает на примере анализа концепции Т. Буркхардта.

Иранское искусство на протяжении всей своей истории отличало отсутствие интереса ко всему материальному и земному: художественные произведения служили проявлением мастерства художника и отражали его суфийские воззрения, опирающиеся на религиозно-мистические взгляды. Однако в новую эпоху, в результате знакомства современных иранских деятелей искусства с взглядами мыслителей современного мира, многие из них переняли западный взгляд на искусство и художественное произведение. В результате этого в иранской художественной культуре и критике сложилась ситуация двойственности: отсутствие сбалансированности и присутствие излишней категоричности в дискуссиях о статусе современного иранского искусства. Результатом этого процесса стало преодоление привычных паттернов, где элементы произведения искусства складываются в совершенно новые структуры, представляющие модель, воссоздающую всю сумму знаний классической и современной традиций. Эта модель становится базисом для становления современной эстетической теории Ирана.

Эстетика понимается автором как теоретическая дисциплина, изучающая область смыслообразующих выразительных форм действительности, обращенных к познавательным процедурам на основе чувства прекрасного и неутилитарного удовольствия, а также их художественных экспликаций. В последнем случае эстетика получает статус "философии искусства".

Далее автором исследуется аксиологический статус эстетики и определяется основной круг ее вопросов.

Особое значение автор отводит влиянию мировоззрения на мир искусства - вопросу теоретической эстетики, что подкрепляется выводами из анализа работ Г.В.Ф. Гегеля, Протагора, М. Пруста, Мавлана Джалал ад-Дйна Мухаммад Румй. Дается анализ различий между мировосприятием, мироощущением, и миросозерцанием.

Автор отмечает, что смысловые границы проблемного поля эстетической теории в Иране начинают расширяться. Этому во многом способствовало изучение аналогичного теоретико-

методологического и художественного опыта Западной Европы. Эти исследования имеют ощутимые пересечения с культурно-исторической ситуацией в Иране. Мировосприятие и умонастроения эпохи слишком явно отражаются в современном иранском искусстве и творчестве в виде их стилевых особенностей: модернизма и постмодернизма, что и исследует автор.

В конце параграфа даются предварительные выводы. Отмечается, что сегодня в Иране наука эстетика как область специфического теоретического философского знания только начинает свое самоопределение, поэтому особенно важно найти точки опоры, которые позволили бы без идеологических и художественных потерь найти новые точки взаимопонимания и успешного вхождения научной традиции Ирана в мировой научно-исследовательский эстетический контекст. Автор считает, что за такую точку опоры, можно принять западноевропейский опыт развития эстетической мысли. Экстраполяция важнейших аспектов этого опыта на опыт Ирана, по мнению автора, поможет в решении конкретных гносеологических задач.

В параграфе 1.2 «Сущность произведения искусства в классической европейской методологии и проблема его понимания в контексте иранской традиции» рассматриваются вопросы, связанные с анализом традиционного иранского искусства, и дается сравнительный обзор позиций классической европейской и иранской теории на сущность произведения искусства.

Опираясь на исследования Гегеля, Бахтина, Дюфрена, Плотина, Платона, Хайдеггера, автор приходит к выводу, что художественное произведение - это объект, рождающийся из созидательной способности человека и являющийся искусственно созданным овеществлением сознания субъекта творчества.

Для традиционного иранского искусства характерно, что потаённая, скрытая истина присутствует в художественном произведении, и в этом есть мистический взгляд на него. Истина, заложенная в традиционном художественном произведении, делает причастным ко всей Вселенной, но открывается она только лишь в том, что мистически сокрыто. Это придает художественному произведению статус определённого (сакрального) рода истины. Критериями ценности традиционного произведения искусства являются красота, а также специфическое взаимоотношение формы и содержания.

Автором исследуется классическое понятие «художественный образ». Опираясь на теорию Н.Ю.Дмитриевой, автор подробно анализирует этапы создания художественного образа и их видовые отличия.

Автор обращает внимание, что категории «гармония», «мера», «вкус» - важнейшие для иранской художественной традиции онтологические понятия. Эти категории оказываются магистральными для теоретического осмысления сути эстетического в иранской традиционной художественной культуре. «Мера», как наиболее общая для иранского искусства эстетическая категория, а также категории «гармония» и «вкус» в их сочетании представляют собой единственно необходимые условия становления произведения традиционного искусства.

Создание традиционного художественного произведения связано с образной формой, основанной на изначальных (архетипических) представлениях о базовых физических (геометрических) признаках положения в пространстве вещей и предметов. На этом основана иранская символика, диктующая характер взаимоотношения формы и содержания традиционного иранского искусства.

Постмодернистское искусство с его характеристиками «симулякра», «деконструкции», «шизоанализа» и пр. остается чуждым для традиционного иранского эстетического сознания. Для него более приемлемой оказывается классическая европейская методология, согласно которой красивый и талантливо созданный художественный образ, как правило, посылает сигнал и о своем назначении, и о своем устройстве, и о свойствах своего материала. Если он при этом функционально полезен или практичен, то он согласуется с иранским традиционным представлением о сущности и назначении искусства.

Согласно общепринятым представлениям, искусство - это знаковая система. Далее автором анализируются семиотические аспекты традиционного иранского искусства.

Понимание - это факт состоявшейся коммуникации. Отсюда автору представляется необходимым остановиться на ключевых аспектах этого процесса и специфике ее проявления в искусстве. Опираясь на работы Р.Якобсона и Б.Ахмади, автор предлагает собственную схему художественной коммуникации и описывает ее основные функции.

В конце параграфа автор делает предварительные выводы, в которых утверждается, что перечисленные в параграфе эстетические онтологические категории являются базовыми для анализа иранской традиционной художественной культуры и для становления теоретико-методологических оснований современной эстетики Ирана.

В параграфе 1.3 «Современное искусство Ирана и проблемы его понимания в контексте постмодернистской эстетической теории» автор рассматривает современные принципы иранской художественной культуры. Через описание основных концепций постмодернизма (теорий Ж.-Ф. Лиотара, М. Клеиджза, У. Эко, Ж. Деррида) автор исследует их влияние на иранскую культуру и искусство.

Автор представляет ретроспективный взгляд на историю западноевропейского постмодернизма и подробно анализирует этапы его становления. Исследуются эстетические характеристики постмодернизма, и дается анализ его гносеологических и аксиологических претензий.

Автор дает сравнительный анализ европейского и иранского постмодернизма: анализируются их сходства и отличия. Герменевтический взгляд на современное искусство подчеркивает плюрализм иранского постмодернизма, что автор связывает с фундаментальными изменениями в иранском искусстве в новый период. Иранские художники начинают принимать инновационные принципы в своих работах, что означает и приятие широких философских рамок, в пределах которых современное искусство двигалось на протяжении XX века, при всем своём разнообразии и разобщённости форм и стилей. Это все в совокупности и представляет теоретический дискурс оценки и легитимации современных произведений иранского искусства.

Одна из существенных дискуссий на пути воспитания плюрализма в области искусства - это дискурс идентичности. В Иране идентичность всегда была стабильной. Это заметно на примере многих эпох как вариант монолитной национально-исламской идентичности, которая фиксирует и художественную ситуацию, и различные точки зрения как нечто принципиально единое. После формирования плюрализма течений возникает вера в недогматические нормы, что ведет и к изменению понимания идентичности.

С другой стороны, плюрализм имеет тесную связь с релятивизмом. Деконструкция происходит из веры в существование многочисленных и множественных идентичностей, догматического центризма, и, следовательно, центральным вопросом становится вопрос об их относительных связях.

В целом текст данного параграфа доказывает, что в некоторых образцах современной художественной практики Ирана можно наблюдать значительное присутствие постмодернистских компонентов, которые могут быть исследованы с точки зрения теоретико-методологической базы постмодернистской эстетики. Однако это исследование не может быть формальным за счет простого визуального присутствия постмодернистских атрибутов, характерных для теоретических работ постсовременности. При исследовании необходимо учитывать и иранскую социокультурную специфику формирования современной ее художественной практики, которая имеет существенные отличия как от традиционной монолитной мусульманской стратегии, так и от западноевропейской постмодернистской художественной и философской апологии.

Несмотря на то, что инфраструктуры философской мысли постмодернизма были в основном поняты и приняты в Иране, но искусство здесь не стало копированием американо-европейской модели, так как существующие формы иранского искусства избирательно поглощали и адаптировали их ценности. Иранский постмодернизм не принимает тех принципов, которые далеки от гуманистических форм, во многом утраченных западноевропейской постмодернистской традицией. Творчество иранских художников отличается от творчества их западных коллег, так как продолжает учитывать прошлый опыт жизни и прошлые художественные «наработки».

Вторая глава исследует «Основополагающие эстетические стратегии теоретико-методологической интерпретации современного искусства Ирана».

В параграфе 2.1 «Проблемы творчества и восприятия как факторы теоретико-методологической преемственности западноевропейского эстетического опыта» речь идет о проблемах творчества и восприятия и о факторах, влияющих на эти процессы.

Автор указывает, что уникальность творческого акта заключается в том, что художник, переживая момент творческого озарения, способен превзойти самого себя, выйти за грани

собственного внутреннего мира, пережить обновление и перерождение. В эстетическом аспекте трансцендирующий порыв индивидуума есть преодоление повторяемости, безличности шаблона, выход в уникальность духовной сферы. Свобода даёт возможность сделать эстетический выбор независимым и объективным. В этом случае эстетика становится отправной точкой для такого независимого взгляда, потому что усилие, направленное на постижение личности и признание её выбора за основу, уже само по себе эстетично.

Активное влияние эстетического на нравственное, частного на общее, искусства на жизнь, интуиции на опыт, идеи на реальность -вот доминанта творческого сознания, которая имеет особое значение для иранской художественной практики. Художественное творчество с его эстетическим характером есть один из видов «пограничной ситуации», погружающей человека в переживание подлинного бытия, позволяющей ощутить личности экзистенцию, дающей тот опыт трансцендентного, который и составляет иранскую духовность.

Автор обращает особое внимание на разницу конкретного и абстрактного мышления в творчестве и показывает, каким образом из этих способов мышления в чистом или синтезированном виде берут начало художественные направления. Подробно излагаются этапы художественного творчества и специфика создания художественного образа.

В исследовании вопросов эстетического восприятия автор дает их критический анализ и делает вывод о том, что феноменологический подход (Э. Гуссерль, Г. Фреге) к исследованию произведения является наиболее эффективным и соответствующим иранскому мироощущению.

Опираясь на концепцию гештальтпсихологии в интерпретации М. Мерло-Понти, автор приходит к выводу о том, что чувственное восприятие имеет приоритет, так как представляет собой начальный этап познания, не связанный с осознанным действием разума.

Важным структурообразующим компонентом в восприятии художественного произведения является мировоззрение, которое подробно исследуется автором. Указывается на важность моментов проекции, которые, по сравнению с обычным восприятием, имеют более сложный и многоплановый характер; и «предзнание», которое составляет специфику эстетического восприятия. Автор предлагает три типа художественного восприятия: равнозначный, подвижно-

исторический и вариативный, последний из которых автор считает наиболее продуктивным. Анализ различных видов восприятия подводит автора к идее необходимости целенаправленного обучения восприятию, которое должно строиться в русле современной рецептивной эстетики. В этом случае художественное произведение может быть воспринято как диалогичная структура, направленная на двусторонний творческий процесс взаимодействия субъектов творчества и восприятия. В этом случае внимание концентрируется на эстетическом восприятии, условия которого зависят от конкретной исторической ситуации, эпохи, менталитета и национальных культурных особенностей, которые стоят за любой рецепцией.

Смысловая нагрузка и художественная ценность произведения могут быть определены как итог взаимодействия, диалога текста, который запечатлевает жизненный опыт автора, с личным опытом реципиента. Процесс созерцания произведения создает ассоциативный ряд, ряд суждений и умозаключений, которые порождают все новые и новые идеи и образы, мобилизующие интеллектуальный и эмоциональный потенциал реципиента.

Произведение искусства существует не как простой объект материального мира - оно существует нераздельно с эмоциями и впечатлениями субъекта рецепции, с его переживаниями. Произведение не может существовать объективно, в качестве изолированного объекта - оно «оживает», обрастает смыслами, обретает внутреннюю динамику, конституируется в качестве эстетического предмета только в процессе контакта со зрителем. По этой причине нельзя сказать, что произведение искусства, как эстетический предмет, обладает объективным бытием. Его бытие субъективно, так как предполагает непосредственное участие воспринимающего субъекта. Отсюда, особую важность приобретают вопросы, связанные с понятием «эстетический опыт», в анализе которого автор опирается на концепции эстетического опыта Д. Дьюи и Г. Брауди. На основании этих концепций автор дает следующее определение: эстетический опыт - это совокупность неутилитарных интуитивно-действенных отношений субъекта к реальности, имеющих созерцательный, игровой, выразительный, изобразительный, декоративный и т.п. характер. Далее исследуются основные особенности эстетического опыта, и дается их характеристика.

В конце параграфа представлены необходимые предварительные выводы.

В параграфе 2.2 « Эстетическое воспитание как ключевой аспект в решении проблемы понимания меяоду субъектами творчества и восприятия и его значение для становления современной эстетики Ирана» исследуются вопросы, связанные с наработкой эстетического опыта субъектов творчества и восприятия и выявляются основные стратегические аспекты эстетического воспитания.

Автор отмечает, что овладение эстетическим опытом, умение использовать его - одна из первоочередных задач эстетического образования, которая имеет особую значимость для иранской теоретико-методологической ситуации. В связи с этим эстетика как область исследования связана с рядом разных видов деятельности. Во-первых, эстетика обращается к деятельности, связанной с умениями, необходимыми для создания произведения искусства. Во-вторых, эта наука делает акцент на методах размышления о произведениях искусства. В-третьих, она необходима для их понимания.

Эстетический опыт может быть рассмотрен как важный аспект в рамках человеческого бытия, как неразрывное единство деятельности человека, его индивидуальных характеристик, его менталитета и общественно-исторических предпосылок развития. На основе концепций Аристотеля, М. Мерло-Понти, И. Канта, П. Саване, С. Лангер, Э. Фромма автор исследует его природу и особенности.

Эстетический опыт складывается из таких свойств, как художественный вкус, чувство меры, художественное воображение. В связи с этим познание не ограничивается рамками науки. Одним из определений "эстетического взгляда" является беспристрастное внимание к вещам и их качественным особенностям. Любой стимул к получению опыта делает эстетический опыт потенциально возможным, однако именно эстетическое воспитание призвано помочь обогатить образование, которое необходимо для наработки определенных аналитических умений, таких, как способность к различению, чувствительность, способность реагировать. Постижение подлинного смысла произведения искусства возможно только при наличии соответствующего настроя и подготовки к

восприятию искусства. Такую подготовку и настрой может дать эстетическое воспитание.

С целью разработки точной стратегии формирования и воспитания эстетического вкуса необходим системный методологический подход к решению этого вопроса, и в таком случае возникает необходимость обращения к научному аспекту эстетического воспитания. Далее исследуются оптимальные для иранской культуры концепции эстетического воспитания, и анализируются его этапы и цели.

Эстетическое воспитание, кроме практических умений, должно сформировать способность ориентации в современном культурном пространстве, в осмыслении явлений художественной культуры, в общем и частном анализе искусства, в установлении причинно-следственных связей эстетических явлений. Показателем эффективности процесса анализа и освоения достижений мировой художественной культуры должна являться сформированная чёткая собственная позиция, осознанное отношение к культурному достоянию в целом, а также отдельным художественным явлениям в частности.

В конце параграфа автором представлены предварительные выводы.

В заключении подводится итог авторских размышлений, излагаются выводы, обобщающие основные положения работы.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Хосейни, С.Р. Глобализация и искусство / С.Р. Хосейни // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2 012.-№.- 2.- С. 230-233.

2. Хосейни, С.Р. Эстетическая интерпретация художественного произведения / С.Р. Хосейни // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2013.- №: 3. С. 239-242.

3. Хосейни, С.Р. Искусство и процесс глобализации / С.Р. Хосейни // Культура и факторы её инновационного развития: Сб. ст. -М.: МГУКИ, 2011.- С. 64-65.

4. Хосейни, С.Р. Иранский настенный иллюстративный фольклор: Эстетические принципы и культурная миссия / С.Р. Хосейни // «Семиосфера» Ю.М. Лотмана: рецепции в современном

социально-гуманитарном знании: материалы Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения Ю.М. Лотмана в 3 т. - М.: МГУКИ, 2013.- Т.2.- С. 94-101.

5. Хосейни С.Р. Культура и глобализация / С.Р. Хосейни // Диалог культур в контексте международного культурного сотрудничества: Международная научная конференция.- М.: МГУКИ, 2011.- С. 60-65.

6. Хосейни С.Р. Неизвестные иранские традиционные живописцы / С.Р. Хосейни // Пятая научная конференция иранских аспирантов РФ. - М.: РГГУ, 2012. - С.22.

7. Хосейни С.Р. Роль визуальной грамотности в понимании искусства / С.Р. Хосейни // Шестая научная конференция иранских аспирантов РФ: Сб. - М.: РГГУ, 2013. - С.22.

Подписано в печать: 07.11.2013 Тираж: 100 экз. Заказ № 1010 Отпечатано в типографии «Реглет» г. Москва, Ленинградский проспект д.74 (495)790-47-77 www.reglet.ru

 

Текст диссертации на тему "Становление современной эстетики Ирана: теоретико-методологические основания"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЫОДЖЕ'1 НОЕ ОЬРАЗОВА Г1 JlbllOI УЧИ ЖД1 III1I ВЫСШЕЕО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУ7(АРСТВГННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

WäsO /У 51 СЮ Ъ Па пРавах рукописи

Хосейни Сейед Реза

Становление современной эстетики Ирана: теоретико-методологические основания

09.00.04- Эстетика

Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук

Научный руководитель: кандидат философских паук, доцент

Романова Н.В.

Москва 2013

V

Содержание

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................3

ГЛАВА 1. Современное искусство Ирана в контексте мировой художественной практики и эстетической теории......................16

1.1 Социокультурные и художественные факторы формирования современной теоретической эстетики Ирана..................................16

1.2. Сущность произведения искусства в классической европейской методологии и проблема его понимания в контексте иранской традиции............................................................................57

1.3. Современное искусство Ирана и проблемы его понимания контексте постмодернистской эстетической теории.....................93

ГЛАВА 2. Основополагающие эстетические стратегии теоретико-методологической интерпретации современного искусства Ирана................................................................................112

2.1 Проблемы творчества и восприятия как факторы тсоретико-мегодологической преемственности западноевропейского эстетического опыта........................................................................112

2.2. Эстетическое воспитание как ключевой аспект в решении проблемы понимания между субъектами творчества и восприятия и его значение для становления современной эстетики Ирана.. 138

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................172

Список использованных источников Иллюстрации............................................

179 195

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Сегодня перед иранским обществом стоит проблема переосмысления роли традиции и поиска её нового места в современной художественной культуре. Идеологизированное понимание традиции препятствует введению любых новшеств и способно привести к возникновению пропасти между субъектами творчества и восприятия. В результате это может стать фактором обесценивания традиционных норм искусства и даже их отмирания. Это приводит к необходимости обращения к анализу взаимоотношений эстетики и традиции и поиска новых решений и методов современного эстетического анализа. В ходе знакомства с новыми западными работами иранские исследователи испытали нечто вроде кризиса познания, в результате которого проблема взаимоотношений традиции и современности обрела сегодня первостепенное значение для иранских мыслителей. Кроме того, в иранской интеллигентской среде активно обсуждается вопрос модернизации Ирана - ведётся поиск духовного и культурного равновесия между сохранением иранско-исламской идентичности и приобщением к художественным ценностям и достижениям современного мира. Эта ситуация как нельзя лучше отражает гносеологические претензии и современную потребность в необходимости теоретической эстетики в Иране. Сегодня как никогда иранская эстетическая теория нуждается в обновлении и формировании новых для своей культурной практики методологических оснований. Тем более что теоретическая эстетика как область научного знания до недавнего времени вообще отсутствовала в Иране. Проблематика структурирования современной эстетики обозначена в логике западной мысли, что, возможно, обеспечит базовый фон для философских исканий Ирана и определит место для эстетики в его академическом генеральном дискурсе.

Кроме того, актуальность исследования связана с тем, что проблема понимания между субъектами творчества и восприятия является сегодня одним из важнейших вопросов эстетики, имеющим отношение ко всей

мировой эстетической практике. Однако этот вопрос стоит особенно остро в странах исламского мира, и особенно актуален для Ирана, где сегодня одно мышление и мировоззрение в обществе сменяется другим, происходит смена ценностных парадигм, переосмысление исторического и культурного опыта. Сегодня искусство Ирана одним из первых в исламском мире реагирует на изменения, меняются его сущностные основания и, безусловно, тенденции художественного стиля. Современное искусство Ирана реагирует на ещё не случившиеся, только назревающие общественно-исторические перемены, поэтому именно для Ирана справедливо выражение, что художник часто опережает своё время. Однако существующий мировой опыт показывает, что произведения современного иранского искусства, которые вызывают непонимание у отечественной аудитории и отторгаются ею, уже сегодня начинают оцениваться как весьма существенные для мировой художественной культуры.

Несмотря на успехи в области художественной практики, а также значительные наработки в искусствознании, мы наблюдаем значительное отставание эстетико-теоретического знания. Значительной проблемой для становления современной эстетики Ирана является недостаточный эстетический опыт у отечественной аудитории. Отсюда возникает как непонимание субъекта творчества аудиторией, так и отторжение, конфронтационное восприятие ряда его художественных концепций и работ. Для преодоления этого барьера необходим осознанный подход к эстетическому воспитанию. На это может быть направлен ряд мер по повышению уровня эстетической эрудиции. Это позволит преодолеть отчуждение между субъектами творчества и восприятия, и будет способствовать выработке некоего общего языка, на котором художник сможет говорить со своей аудиторией, не рискуя остаться непонятым.

Это актуализирует вопрос о роли творчества и восприятия, о специфике коммуникации между автором и его иранской аудиторией, о коммуникативном потенциале современного иранского искусства, основой

которого являются лучшие национальные традиции и мировой эстетический опыт в виде богатых выразительных возможностей современного искусства. В связи с этим на передний план выходит исследование личности субъектов творчества и восприятия, их мировоззрения, а также особого уникально-выразительного языка традиционного и современного искусства. Становится необходимым в русле теоретического анализа исследование природы творчества и эстетического восприятия, изучение всего спектра выразительных возможностей как традиционного, гак и современного иранского искусства.

Сегодня в Иране особое внимание уделяется эстетическому опыту, развитие, формирование которого является специфическим способом преодоления проблемы непонимания. Для современной интерпретации эстетической реальности и искусства необходима выработка повой эстетической стратегии, направленной на целенаправленное эстетическое и художественное образование, которое должно строиться в русле современной эстетики.

Поскольку теоретическая эстетика как область научного знания до недавнего времени присутствовала в Иране фрагментарно, то сегодня как-никогда иранская эстетическая теория нуждается в обновлении и формировании новых комплексных методологических оснований для анализа своей культурной практики, которые бы учитывали отечественный, западноевропейский и мировой эстетический опыт. Однако внеиранская постмодернистская традиция с ее ориентацией на деконструкцию, симулякр. шизоанализ и пр. оказывается не совсем приемлемой для современной эстетической теории Ирана. Поэтому необходимы поиски новых продуктивных идей в области решения этой проблемы.

Степень научной разработанности проблемы. В современном иранском гуманитарном знании явно недостаточно специальных работ, посвященных анализу базовых теоретико-методологических установок отечественной эстетики. Несмотря на это культурно- историческая и

художественная ситуация в Иране неукоснительно требует поиска новых путей анализа усложнившейся эстетической реальности. Это подтверждается и тем, что данная проблематика на протяжении всей современной иранской истории в том или ином ракурсе вызывала интерес выдающихся деятелей культуры - как практиков, так и теоретиков, как в Иране, так и за его пределами.

Так, например, вопросы анализа актуальных социокультурных факторов формирования современной художественной культуры затрагивались в трудах следующих мыслителей: А. Агдашлу, X. Айат Аллахи, Б. Ахмади, П.В. Башарина, Т. Буркхардта, Л.Н. Воеводиной, М. Годарзи, X. Кешмира Шекан, М. Мададпура, М. Марзбана, И.В. Малыгиной, С.Х. Насра, X. А. Новзари, Р. Пакбаза, В.А. Ремизова, Н.В. Романовой, А. Самииазара, X. Хайати, А. В.В. Чижикова, В.М. Чижикова, Шайанмехра и др. современных деятелей культуры и искусства. Кроме того, эти вопросы исследовали следующие художники: А. Амери, С. Барираний, М. Вишкаи, М. Ганджеи, М. Григуриян, М. Джавадипур, Дж. Зияпур, X. Каземи, С. Малькониянь, X. Пезешкния, Дж. Хамиди, А. Эсфандиари.

Сущность произведения искусства в классической европейской методологии исследовалась в работах таких мыслителей, как Л.Б. Альберти, М.М. Бахтин, М. Витрувий, X. Гадамер, Г.В.Ф. Гегель, Н. Гудмен, С. М. Даниэль, Н.Ю. Дмитриева, М. Дюфрен, В.И. Жуковский, А.Ф. Лосев, К. Маркс, Л. Мартынов, М. Марчук, Платон, Плотин, М.В. Поллион, П. Соване, Д.А. Сторублевцева, М. Хайдеггер, Й. Хейзинга, Н.Г. Чернышевский, М. Шапиро, М. Эбадянь, Р. Якобсон. Эти исследования дали нам основу для решения проблем понимания произведения искусства в контексте иранской традиции.

Вопросы особенностей современного искусства и проблемы его понимания в контексте постмодернистской эстетической практики и теории рассматривались в концепциях В.В. Бычкова, П. Гувера, Ж. Деррида, Ф. Джеймисона, М. Калинеску, М. Клейджеза, Б. Кроче, Ж.Ф. Лиотара, Н.Б.

Маньковской, A.C. Мигунова, A.A. Пелипенко, Т.Н. Суминовой, А. Финкелькраута, 3. Фрейда, Д. Харви, У. Эко. Эти работы оказали существенное влияние на наш анализ современной художественной ситуации в Иране.

Отдельные современные проблемы творчества и восприятия искусства ставились и решались в работах В. Ван Гога, П. Гогена, Э. Гомбриха, К. Гринберга, А. Данто, М. Мададпура, К. Малевича, А. Матисса, М. Мерло-Понти, A.C. Мигунова, Э. Ньютона, П. Пикассо, Л. Рось, П. Сезанна, М. Хосрови шакиба, X. Шахроха. Эти источники оказали нам существенную помощь при исследовании факторов формирования новой парадигмы современной эстетики Ирана, а также оказали влияние на выявление автором отечественных перспектив теоретико-методологической преемственности западноевропейского эстетического опыта.

Изучение аспектов эстетического воспитания предпринималось в работах Е.Я. Басина, К. Белла, М. Бердсли, А. Берлеана, С. Бэлла, Д.Г. Виноградова, JI. Витгенштейна, В. Вулфа, Р. Герберта, П. Гогена, А. Гольдмана, Г. Гринберга, А. Данто, Дж. Джойса, М. Дофсрна, В.В. Кандинского, С. Лангер, Н. Линтона, Н.И. Новикова, Ф. Сибли, Ф.И. Спаршота, М.М. Шибаевой, А. Шопенгауэра, Дж. Элиаса. Эти источники стали ключевыми в решении проблемы выработки стратегии современного эстетического образования в Иране. Решение этого вопроса, по мнению автора, будет способствовать установлению взаимопонимания между субъектами творчества и восприятия, что имеет особую актуальность для дальнейших перспектив развития художественной культуры и становления современной эстетики Ирана.

Объект исследования - эстетика как теоретико-методологический дискурс.

Предмет исследования - становление и развитие современной эстетики Ирана в контексте мировой научно-исслсдоватсльской практики.

Цель работы заключается в выявлении научно-исследовательских

оснований формирования и развития теоретико-методологичсской базы современной эстетики Ирана.

Задачи исследования:

1. Выявить важнейшие социокультурные предпосылки и художественные факторы формирования современной теоретической эстетики Ирана.

2. Проанализировать ключевые аспекты интерпретации искусства в классической европейской методологии и сопоставить с проблемами его понимания в иранской традиционной художественной культуре.

3. Определить особенности современного искусства Ирана и проблемы его понимания в контексте постмодернистской эстетической теории.

4. Выявить ключевые аспекты современной эстетической теории Ирана и проанализировать приоритетные факторы влияния на ее теоретико-методологические основания.

5. Наметить важнейшие аспекты в формировании концепции эстетического воспитания, приемлемой и осуществимой в традициях современного Ирана.

Теоретике - методологические основы исследования.

Комплексный характер исследования обусловил обращение к огромному ряду познавательных парадигм и научных подходов. В основу формирования теоретико-методологических оснований современной эстетики Ирана положен синтез опыта западноевропейской эстетической традиции (от античности до современности) и опыт традиционного и современного искусствознания Ирана. Таким образом, в качестве методологической платформы был использован философско-эстетический компаративный анализ следующих гносеологически-онтологических теорий: традиционной философии искусства Ирана и его современного искусствознания, а также опыт классической и постклассической европейской эстетики. Таким образом, в качестве методологической

платформы был использован философско-эстетический компаративный анализ, а общей методологической установкой диссертационного исследования является единство эстетического, философско-гносеологического и искусствоведческого аспектов.

Методы исследования. В работе были применены диалектический метод, основанный на анализе и синтезе, исторический обзор, сравнительно-сопоставительный и структурный анализ, а также метод эмпирического наблюдения. Кроме того, в работе были использованы методы герменевтики, семиотики, феноменологии, а гак же культурно-исторический метод анализа эстетической реальности.

В диссертации использовались и традиционные методы исследования искусства — анализ литературы, обзор критики и исследование конкретных произведений искусства.

По мнению автора, такая установка на комплексное соединение различных методов и подходов способствует формированию и исследованию базисных оснований современной иранской эстетической теории.

Научная новизна исследования определяется, прежде всего, тем, что в работе комплексно обоснована необходимость разработки новой научно-исследовательской стратегии Ирана и намечены приоритетные направления формирования методологических оснований се современной эстетической теории.

Научная новизна определяется также и следующими позициями:

1. Выявлены объективные и субъективные социокультурные и художественные факторы, подтверждающие необходимость изменения существующей традиционной научно-исследовательской парадигмы, и обоснована новая для иранской культуры теоретико-методологическая эстетическая программа.

2. Осуществлен компаративный анализ важнейших аспектов интерпретации искусства в классической европейской методологии и его понимания в иранской традиционной художественной культуре.

3. Впервые предпринята попытка эстетического анализа особенностей современного искусства Ирана и исследованы проблемы его понимания в контексте постмодернистской эстетической теории.

4. Выявлены ключевые аспекты современной эстетической теории Ирана в контексте творчества и восприятия, и намечены пути решения проблемы непонимания в иранской художественной ситуации.

5. Определены важнейшие стратегии в формировании современной концепции эстетического воспитания субъектов творчества и восприятия на основе иранской художественной традиции и с учетом мирового эстетического опыта.

Теоретическая значимость исследования связана, в первую очередь, с научной новизной данного исследования. В диссертации выявлены исходные теоретико-методологические принципы современного эстетического анализа художественной культуры Ирана, которые дают возможность соединить традиционные принципы с реалиями нового модернистского и постмодернистского опыта, обоснована необходимость выработки новой отечественной научно-эстетической стратегии и выявлены ее приоритетные направления.

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке теоретико-методологических оснований современной эстетики Ирана и других стран исламского мира. Кроме того, материалы исследования могут быть полезны в чтении общих курсов лекций по эстетике, теории и истории культуры и искусства, философии и психологии искусства и художественного творчества, а также в междисциплинарных исследованиях.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности

Диссертационное исследование, по