автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему:
Стих Олжаса Сулейменова

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Бузаубагарова, Карлыгаш Сапаргалиевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.08
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Стих Олжаса Сулейменова'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Бузаубагарова, Карлыгаш Сапаргалиевна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ЖГШЕСКИЙ РЕПЕРТУАР О.СУЛЕЙМЕНОВА

§ I. Система метров и размеров

§ 2. Монометрические размеры.

§ 3. Полиметрические конструкции

§ 4, Двусложные размеры

§ 5. Трехсложные размеры

§ 6# Неклассические размеры

Выводы

ГЛАВА П. РИФМА И РИФМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОЭЗИИ

О.СУЛЕЙМШОВА

§ I. Постановка проблемы

§ 2. Типология "новой" рифмы

§ 3, Возможный принцип классификации "новой" рифмы О.Сулейменова

§ 4, Способы рифмования

Выводы

ГЛАВА Ш. К ВОПРОСУ О СОДЕЕЗАТЕШОСТИ СТИХОТВОРНОЙ фоемы

§ I. Ритмическое движение с тихо творений" До гони",

Красный гонец и черный гонец", "Аргамак"

§ 2. Ритмико-интонационная структура стихотворения "Он бормочет стихи"

§ 3. Анализ стихотворения "Айтыс"

§ 4. Ритмико-интонационное движение в поэме

Земяя, поклонись человеку"

ЗАКЛШЕНИЕ

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Бузаубагарова, Карлыгаш Сапаргалиевна

Творчество современного русскоязычного казахского поэта Олжаса Сулейменова интересно и своеобразно. Оно вопшо в советскую поэзию последних лет и занимает в неё заметное место. В литературно-критических журналах О.Сулейменову посвящаются рецензии, статьи, заметки, аннотации. Но в силу своей газет-но-яурнальной специфики литературная критика не может заниматься конкретным анализом его произведений, детальным рассмотрением образной системы поэта;' Это, видимо, и не входит в задачу критики; Она дала многочисленные, зачастую противоречивые, для критики вполне закономерные, общие оценки творчества Сулейменова, отметила и выделила рад особенностей его лирики, очертила тематику его произведений, выявила основные идеи его поэзии*35

О творчестве 0.Сулейменова высказываются видные критики и поэты, все признают за ним талант, оригинальное видение мира, которые сочетаются с "мудростью интеллекта", с большим чувством. 0;Сулейменов продолжает свой творческий путь, облик его поэзии будет дополняться новыми существенными чертами; Но и то, что сделано поэтом, является весомым вкладом в советскую поэзию.

Темой нашего исследования является стих О.Сулейменова. В работах о поэзии О.Сулейменова вопросы стиха затрагиваются мимоходом, решаются в самых общих чертах и во многом очень поверхностно.

Многие литературоведы отмечают новаторский характер его

35 См.: Каратаев М;- /3;40; 3.41; 3.42/, Вэвенский Н; /3.57/, Молдавский Дм./3.51/, Владимиров В./3.18/, Ауэзов М./3.4/. метрики, своеобразие ритмики, богатство строфических форм. Так, П.Косенко как примету поэзии Сулейменова выделяет необычайную свободу стиха с его все время менявдейся ритмикой и строфикой /3.44/. Н.Вэвенский по поводу поэмы "Земля, поклонись человеку" замечает: "В многообразии меняющихся ритмов поэмы мы слышим голоса памяти, анализирующей и обобщавшей мысли, фантастической мечты.;" /3.57.141/. Этот многообразный, как бы менявдийся ритм в произведении создают метрические варианты и другие ¡элементы организации ритмического движения. Прав французский критик Л.ГЬбель, когда пишет о "сложных книгах" 0.Сулейменова, которые сочетают в себе "элементы прозы, монтаж, отступления в прошлое, куски, написанные свободным стихом, другие - стихом рифмованным" /6.-5./.

Влияние восточной поэзии, с одной стороны, и русской поэзии, с другой, на О.Сулейменова бесспорно. "Шэзия 0.Сулейменова родилась на стыке двух эстетических культур - русской и казахской. Ее образность - редкий сплав далеких по своей национальной природе выразительных средств. Естественно, что основное место занимает в ней русская поэтическая традиция" /3.57.153./. Так считает Н.~Вэвенский. Для М.Каратаева же ваг-жнее всего в творческом облике поэта то, что Сулейменов передает национальное своеобразие казахского мышления и мироощущения /3.40.451/. "О.Сулейменов - казахский поэт, хотя пишет на русском языке", - подчеркивает критик /3.41.346./. Д.Молдавский отмечает использование О.Сулейменовым наряду с фольклорными образами ритмов казахского эпоса, свадебных песен /3.51/. Но поэт не мог использовать ритмы казахского стиха, хотя бы в силу принципиального различия казахской и русской системы стихосложения. Действительно, в XX веке - веке интенсификации межнациональных литературных связей и отношений - современные поэты ищут новые приемы стиховой выразительности на стыках разных национальных версификационных культур, происходит ассимиляция форя; О.Сулейменов, конечно, употребляет некоторые формы казахского стиха, но настолько приспосабливая их к русской системе стихосложения, что эти формы, как будет показано в диссертации, обнаруживают лишь отдаленное сходство с казахским стихом.

М;Каратаев говорит о поэме "Земля, поклонись человеку" как о творческой удаче поэта: "Написанная свободным стихом, поэма рисует всю историю человечества" /3.40.467/. Но словосочетание "свободный стих", видимо, не имеет здесь значения тершна-верлибр. Не вся поэма, а лишь отдельные куски ее написаны свободным стихом, а "верный, чистый тон доверительной беседы" с читателем достигается за счет того, что поэт не стесняет себя рамками одного метра и размера, поэма написана "свободным" от общепринятой в поэтическом творчестве нормы, неоднородным стихом:

Такие издержки в оценках и характеристиках критики в наши дни, когда стиховедение превратилось в специальную область литературоведения, оказываются возможными, потому что версифи-кационная система О.Сулейменова не была еще предметом исследованиям

Данная работа ж представляет собой попытку описать стих 0;Сулейменова. Это продиктовано необходимостью более глубокого проникновения в специфику его поэтического творчества. По справедливому убеждению В.В.Кожинова, подлинное освоение искусства поэзии невозможно без острого и глубокого восприятия самой этой стихотворной реальности /2.13/. Рассмотрение стихотворной структуры произведений поэта на уровне метра, рифмы, строфики представляется обязательным этапом постижения внутренних законов его творчества. Установление типологических свойств современного стиха, теоретическое осмысление закономерностей его формирования и развития, а также выяснение особенностей, неповторимого своеобразия стихотворной поэтики О.Сулейменова необходимо для детального и глубокого исследования структур отдельных стихотворных текстов поэта?

Стих для О.Сулейменова - "необходимая форма поэтической мысли" (В.Г.Белинский), которую поэт ищет в многообразии форм, способных глубже и адекватнее выразить его мировосприятие, его мироощущение. Поскольку проблема стиховой организации,как и любая сложная проблема в современной науке, требует системного подхода, стих О.Сулейменова рассматривается нами как система, как целостный выразительный комплекс, включаиций в себя ряд элементов, каждый из которых может быть понят только в этом комплексе. Свое выразительное значение элементы стиха поэта осуществляют во взаимодействии друг с другом и в определенной мотивировке, которую получают они от содержания, заключенного в произведении.

Вопрос о методологии изучения стиха в современном стиховедении является предметом дискуссии. Мы в основу своей работы положили диалектический подход к исследованию художественного творчества с признанием содержательности всех его форм. Современный уровень стиховедческой науки требует, чтобы исследователь от отдельных наблццений перешел к точным и объективным характеристикам, основанным на статистическом обследовании всего стихового материала поэта*. При учете общепринятых статистических приемов (дня обнаружения тенденции типичности или нетипичности, нормативности или случайности употребления элементов художественной формы) и некоторых принципов современной лингвистической науки в основе работы лежит собственно литературоведческое изучение стиха как системы речи, обладающей отчетливой художественной функцией.

Количество работ, затрагивающих проблемы стиха, трудно поддается даже беглому перечислению. Труды Б.В.Томашевского, В;М.Жирмунского, Ю.Н.Тынянова, Л.И.Тимофеева явились фундаментом, на котором создавалось здание теории стиха. В настоящее время появляется множество работ как общего характера, так и касающихся различных аспектов развития стихотворного языка в отдельные периоды, в разных жанрах, у разных авторов306.

Стихотворный язык изучается с различных сторон. Отдельные частные элементы стиха рассматриваются в диссертационных работах О.И.Федотова /4.13/, Ю.И.Минералова /4.9/, А.Г.Костецкого /4.5/, Е.В.Невзглядовой /4.10/. В докторской диссертации К.Д. Вишневского /4.3/ исследуется стих ХУШ и начала XIX века в историческом и типологическом планер В числе стиховедческих диссертаций есть и посвященные специальному анализу стиха поэта; В диссертационной работе Меднис Н.Е. "Стихотворная поэтика М.Ю.Лермонтова,,/4.8/ особенности стиховой структур! произведений поэта связываются с жанровой спецификой его строфических форм^ В диссертации С.А.Матяш "Стих В ¿А ¿Жуковского" /4.7./

36 В статьях Холшевникова В.Е./3.72/, Гаспарова Б.М., Гас-паровой Э.М., Минц З.Г. /3.21/,Вишневского К.Д./3.17/,Егорова Б.Ф. /3.31/ выработан верный взгляд на статистические методы в стиховедении.

386 См.: библиографию С.И.Гиндина /3.26/. рассматривается стиховая система В.А.Жуковского в синхроническом и диахроническом аспектах в контексте стиховой культуры XIX века. Работа ОД. Орловой "Стих Я.П. Полонского и проблемы ритмической эволюции русского стиха XIX века" /4.II./ дает анализ метрического репертуара Я.П.Полонского с привлечением большого сопоставительного материала по метрике ряда русских поэтов XIX века; Таким образом выявляются черты, свойственные стиху В.А.Чуковского, Я.П.Полонского, М.Ю.Лермонтова, наглядно демонстрирующие индивидуальные особенности их поэтики и проясняется характер эволюции русского стиха XIX века в целом.

В нашей работе ставится задача исследования и описания стиха О.Сулейменова в его характерных и общих особенностях на фоне современного стихосложения как этапа в развитии версифи-кационной системы.

Материалом для исследования служит сборник "Определение берега" /7.1./, в котором наиболее полно отразилось творческое лицо поэта. Этот итоговый сборник содержит 144 стихотворения, 2 поэмы и 2 драмы. Объем материала составил 8450 стихотворных строку Для сопоставления привлекались статистические данные по стиху классической поэзии, поэзии Л#Мартынова, Б.Слуцкого, А.Вознесенского, Е.Евтушенко.

Диссертация состоит из 3 глав;

По установившемуся в стиховедении принципу анализ стиха О.Сулейменова мы начнем с метрики - наиболее элементарного, но наглядного и относительно легкодоступного для строгого анализа уровня; Специфика стихотворного текста достаточно ясно выявляется именно на метрическом уровне его структуры, который складывается из метра, ритмических форм данного размера, еловораздельных вариаций данной ритмической формы. Слога и ударения недостаточно, чтобы превратить метрику в стиль, но все-таки именно на базе метра создаются "ритмическая окраска", "ритмические сигналы", "ритмическая композиция" /2,8,35/, Описание метрики, таблицы, представляющие метро-ритмические формы О.Сулейменова, дадут нам картину ритмики, позволят определить характер стихотворного стиля поэта.

Необходимо отметить, что в стиховедении явление ритма наиболее разработаны. Обилие материала по ямбу и хорею, собранного К.Ф.Тарановским /6.7./, открыло новую страницу в изучении этих размеров. Трехсложники изучены хуже, а формы современного стиха не привлекли должного внимания стиховедов. Фундаментальным трудом по метрике и ритмике поэзии является книга МД,Гас-парова "Современный русский стих" /2.8./. Эта книга, ш сути дела, представляет собой книзу о русском стихе вообще. Под современным стихом автор понимает стих после М.В.ДЬмоносова и с исчерпывающей полнотой обозревает не только всю гамму стихотворных размеров от Блока и Маяковского до конца 1960-х годов, но и прослеживает их становление и развитие в течение полутора веков. Группой стиховедов при ШЛИ имени А.М.Горького выпущен сборник материалов по метрике поэтов XIX века как начало исследований по истории русской поэзии /2.16./. Нам известны также диссертационные работы К.Д.Вишневского "З^сская метрика ХУШ века" /4.2./, П.А.Руднева "Метрика Клока" /4.12./ и Л.М.Маллер "Метрика Н.А.Некрасова и традиции русского стиха" /4.6./.

Изучение метрики и ритмики - значительный момент в исследовании стихосложения О.Сулейменова, потому что метрика и ритмика тесно связаны (через интонацию, а не непосредственно!) с идейно-эмоциональным содержанием стиха.

Вторая глава диссертации посвящена рифме и рифленным отношениям.

Щма продолжает обслуживать современный стих во всех его модификациях в качестве обязательного ж существенного элемента. Но это далеко не "краесогласие", не классически точное, строго концевое созвучие клаузул. Многие из свойств рифмы О.Сулейме-нова и всей современной рифмы не укладываются в рамки выведенных ранее для нее закономерностей: рифма как явление историческое видоизменяется качественно, количественно и функционально. Появляется множество проблем, связанных с отсутствием единой терминологии и классификации.

Опираясь на рад общетеоретических положений, выдвинутых такими исследователями, как Л.Й.Тимофеев, В.М.Жирмунский, мы подробно анализируем в этой главе слоговое строение рифмы 0. Сулейменова, ее место в стихотворном ряду, многостороннюю внутреннюю связь с другими компонентами стиха. Мы предлагаем свою классификацию и систематизацию рифмы 0.Сулейменова с фонетической точки зрения, даем морфологическую, грамматическую ее характеристику, рассматриваем различные типы рифмовки.

Третья глава необходима нам для того, чтобы "перечень, каталог, справочник тех или иных особенностей творческих созданий" не походил на "аннотированный, анатомический атлас", а приблизил нас к пониманию их социально-эстетической сущности; чтобы не было пропасти между перечислительно описанными элементами художественной структуры и их функцией /2.25.195/. Стиховедческий анализ стихотворных произведений как "концерта для смысла с оркестром" (Т.Сильман) актуален для изучения их специфического содержания. На примере нескольких текстов О.Су-лейменова мы будем говорить о стихе как эстетически значимой форде, представляющей собой структурное единство компонентов разных уровней, о "поэзии грамматики", об особой содержательности всех элементов стихового построения, которая определяется многообразными контекстными связями "этого" элемента с другими в пределах данного поэтического текста и историческим развитием стихотворной формы, смысловыми накоплениями, опирающимися на ту или иную поэтическую традицию.

Завершают работу заключение, в котором содержатся выводы по стихосложению поэта, и библиография,

К диссертации прилагаются метрический справочник, алфавитный индекс, которые являются фундаментом для характеристики стиховой системы О.Сулейменова.

Г I А В А I МЕТРИЧЕСКИЙ РЕПЕРТУАР О.СУЛЕЙМЕНОВА

Основная задача данной главы - определение метров и размеров, употребляемых О.Сулейменовым и описание используемых им метро-ритмических форм. Такая характеристика метров должна не только помочь исследователям в характеристике стихотворного стиля поэта, но и позволит определить место этого стиля в контексте основных тенденций развития современного стихосложения.

Прежде чем перейти к конкретному анализу метрики О.Сулей-менова путем статистического обследования, необходимо сделать несколько предварительных замечаний относительно принципов и методики производимых расчетов;

Единицей статистического подсчета являются цроизведение в целом и стихотворная строка в отдельности. Именно построчная статистика возможна и наиболее показательна при описании стиха О.Сулейменова, который характеризуется тем, что в нем происходит взаимопроникновение структур разных метров, взаимодействие разных стиховых форм, появляются смешанные конструкции, а в "чистые" метры вкрапливаются инометрические строчки. Эта естественная норма стихотворного стиля поэзии XX века есть следствие стремления ее к асимметренности, неоднородности. Сосуществование, взаимовлияние разных метров и их вариаций приводит к утрате традиционной норушрованности и строгой за-данности построения.

Членение на строки в поэзии О.Сулейменова осложняется графикой. Не во всех текстах сборника "Определение берега" графическая строка совпадает с метрической. Очень часто поэт нарушает традиционную графику: располагает стиховой ряд в несколько графических строк - "столбиком" или "лесенкой"; Графическая природа текста, как известно, небезразлична для его понимания /3.33; 3.30; 3.39; 3.45./. В стихе О.Сулейме-нова графические отклонения от классического принципа заданы, оттого значимы. Они существенно влияют на ритм, формируя своеобразную интонационную структуру произведения. Графика играет большую роль в создании конструктивных пауз и становится носителем особой поэтической информации, оживляя, обновляя старый, традиционный, привычный метр, раскрывая его новые возможности. Нарушается "единство и теснота стихотворного ряда", раскрываются его связи, графическая строка приобретает самостоятельность, равноценную со стиховым рядом, В основу выделения строки мы кладем не традиционный для стиховой культуры XIX века графический принцип, а ри$менный - от ри$мы до рифмы /2.8.404/. Мы понимаем недостаточность, или - точнее - ограниченность статистического анализа метрики при игнорировании графического оформления, подсчеты и не претендуют на безусловную точность и бесспорность, но все же общие закономерности современной "формальной логики стиховедения" они отражают и поэтому представляют интересу

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Стих Олжаса Сулейменова"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование показало, что стиховая система О.Сулейменова находится в русле развития современной версификации.

Если русский стих 1960-70 г.г,1 XX века стремится к расшатыванию строгих закономерностей силлабо-тонической системы, то стих О.Сулейменова также характеризуется неоднородностью построения на всех уровнях. Эта тенденция проявляется едва ли не у всех современных поэтов, но в разной степени: у одних (А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Б.Слуцкий) она сильно выражена, другие же поэты привержены к классике, но и они не могут не испытывать влияния тенденций неоднородного стиха (А.Тарковский, Д.Самойлов),

Поэзия О.Сулейменова впитала в себя многие достижения русской и мировой поэзии. Можно провести параллели меящу стихосложением О.Сулейменова, с одной стороны, и Л.Мартынова, Н.Хикмета, В.Маяковского, П.Неруды, А.Вознесенского, с другой. Именно по духу поиска формы наиболее адекватной содержанию, по стремлению и умению пользоваться всеми достижениями новейшей поэзии близки эти поэты. Но версификационная техника О.Сулейменова, какими-то гранями соприкасаясь с творчеством названных поэтов, остается самобытной и индивидуализированной. Самобытность поэта проявляется в следовании некоторым национальным традициям. Обращаясь к жизни своего народа, к его прошлому и настоящему, духовному и психологическому облику, О.Сулейменов использует некоторые казахские формы стиха, приспосабливая их к русской системе стихосложения.

Анализ метрики О.Сулейменова показал, что в ней проявляются с некоторыми индивидуальными особенностями основные тенденции современной системы стихообразования.

Если в современной поэзии расшатывание норм классического стиха на метрическом уровне выражается в увеличении иноме-трических и иностопных "вкраплений" в "чистый" текст, в появлении многочастнык полиметрических композиций, то в стихе О.Сулейменова возможно взаимопроникновение структур разных метров, взаимодействие разных стиховых форм. Сосуществование, взаимовлияние разных метров и их вариаций приводит к утрате традиционной норшрованности и строгости. Графика асишетренна, строка графическая часто не совпадает со строкой метрической.

Построчное соотношение классических и неклассических метров показывает, что метрика О.Сулейменова носит в основном силлабо-тонический характер.

Творчество поэта метрически "представительно": пять сшг-лабо-тонических размеров, дольник, свободный и акцентный стих. Всего в метрическом репертуаре 29 размеров. При значительном разнообразии и богатстве метрики, включающем и неклассические формы и прозу, по произведениям и построчно преобладают классические размеры.

Если в современной поэзии, несмотря на перераспределение удельного веса размеров в сторону увеличения роли трехсложни-ков, все же двусложники преобладают над трехсложниками, то и в стихе О.Сулейменова место трехсложников значительно, но двусложники в два раза превышают количество трехсложников: Б0%/Аг?% и 23%/22%,

Если в современном стихе роль трехсложников выросла по сравнению с классическим стихом, причем за счет амфибрахия и анапеста, то и в стихе О.Сулейменова 22% трехсложных строк приходится именно на эти размеры, показатель дактиля невелик.

В современной поэзии отмечается большое распространение дольника. В стихе О.Сулейменова дольник составляет 80% неклассических строк. Дольник потеснил трехсложники в количественном отношении - в монометрии, например, трехсложники дают 23% произведений и 22% строк, а дольник - 26% и 30%, и в ПК дольника больше, чем трехсложников по количеству произведений. Кроме того, дольник часто перебивает правильный трехсложный ритм. Для современного стиха характерна свобода перехода от одного метра к другому, от одной стопности к другой в пределах одного текста. В стихе О.Сулейменова к ПК относятся 27 произведений, которые составляют больше половины строк - 60%.

Употребление О.Сулейменовым стихотворных размеров показывает и ряд индивидуальных особенностей его метрики.

Статистические данные наглядно свидетельствуют о том, что наиболее распространенным в сборнике "Определение берега" является ямбический стих, причем пятистопноямбический, и дольни-ковый. Ямб и дольник дают соответственно 33 и 25 процентов. Вместе они составляют 58% всех строк, создают общий метрический фон и влияют в количественном отношении на остальные формы стиха.

В современной поэзии при господствующем месте ямба и хорея каждый метр в отдельности превышает все трехсложные метры, или сравнивается с ними, в стихе О.Сулейменова показатель трехсложников почти в 2 раза меньше ямбических, но намного больше хореических: "удельный вес" хорея низок, всего 10% строк.

Полиметрическая конструкция О.Сулейменова представляет собой сложную многочастную конструкцию, в которой совмещаются не только силлабо-тонические размеры, но и дольник, акцентный и свободный стих.

Наши наблюдения показали, что рифма в стихе О.Сулеймено-ва обязательна и необходима.

Как известно, в современной поэзии подвергается переоценке принцип фонетического тождества, тенденция ее развития заключается в распространении рифмующего комплекса все дальше влево от ударного гласного при одновременном разрушении заударного пространства.

Анализ показал, что рассматривать рифму О.Сулейменова в строгом соответствии с принципами подхода к рифме XIX и начала XX века значило бы не понять сущности его рифмы.

Исходя из дифференциации "старой" и "новой" рифмы, мы предлагаем классификацию и систематизацию "новой" рифмы О.Сулейменова по ее звуковому составу. "Новая" рифма характеризуется звуковым подобием конечных слов, а не слогов, причем, за счет углубления предударного созвучия и разрушения послеударного. Деление ее на "словорифму", основную и слогоначальную рифму дает возможность выявить сущность и закономерности современной рифмы, позволяет организовать и унифицировать рифменный материал Вознесенского, Евтушенко и других современных поэтов.

Как было показано нами в третьей главе, неоднородность стиха О.Сулейменова мотивирована внутренним содержанием речи. Изменения в компонентах стиховой формы "работают" на смысл. Все элементы художественной формы являются итогом поисков, выражением подлинных чувств, словесно-образным "выходом" переживаний поэта.1

В поэзии О.Сулейменова сочетаются традиционные условности с новаторскими тенденциями: неклассические метры существуют рядом и на равных правах с классическими, традиционная рифменная схема охватывает типично "современные" рифмы.

Стиховая система О.Сулейменова оригинальна настолько, насколько может быть оригинальна стиховая система поэта, принадлежащего к определенной эпохе с ее общими поэтическими принципами.

 

Список научной литературыБузаубагарова, Карлыгаш Сапаргалиевна, диссертация по теме "Теория литературы, текстология"

1. Классики марксизма-ленинизма1.1, Ленин В,И. О литературе и исвусстве. Сборник. М.: Худож.литература, 1969. - 822 с.

2. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве. Сборник в 2-х т.т, М.: Искусство, 1957-1958.

3. Kimréí по вопросам исследования

4. Ахметов З.А. Казахское стихосложение. Проблемы развития стиха в дореволюционной и советской поэзии, Алма-Ата: Наука, 1964. - 460 с.

5. Баевский B.C. Стих русской советской поэзии. Пособие для слушателей спецкурса. Отв, ред. Б.Ф.Егоров. Смоленск, 1972. - 146 с.

6. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. -502 с.

7. Васильев В. Якутское стихосложение, Якутск, 1965. -120 с.

8. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. -М.: Гослитиздат, 1959. 654 с.

9. Виноградов И.А. Вопросы марксистской поэтики. М,: Советский писатель, 1972. - 423 с.

10. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. -М.: Учпедгиз, 1959. 492 с.

11. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. М.: Наука, 1974. - 487 с.

12. Гончаров Б.П. Звуковая организация стиха и проблемырифмы. М.: Наука, 1973. - 275 с.

13. Григорьев В.П, Поэтика слова: На материале русской советской поэзии. М,: Наука, 1979. - 343 с.

14. Жирмунский В.М, Теория стиха. I.: Советский писатель, 1975. - 664 с.

15. Квятковский А, Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966. - 375 с. (около 670 терминов).

16. Кожинов В.В. Стихи и поэзия. М.: Советская Вое-* сия, 1980. - 304 с.

17. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха, 1.: Просвещение, 1972. - 271 с.

18. Огнев В.Ф. Книга про*, стихи, М.: Советский писатель, 1963. - 479 с.

19. З^сское стихосложение XIX века. М.: Наука, 1979.453 с.

20. Самойлов Д.С. Книга о русской рифме. М.: Художественная литература, 1982. - 327 с.

21. Соколов А.Н. Теория стиля. М.: Искусство, 1968,223 с.

22. Тимофеев Л.И. Поэтика Маяковского. М.: Советский писатель, 1941. - 106 с.

23. Тимофеев Л.И. Очерки теории и истории русского стиха. М.: Гослитиздат, 1958. - 415 с.

24. Томашевский Б.В. Стих и язык. Филологические очерки. М.: Гослитиздат, 1959. - 471 с.

25. Тренин В.В, В мастерской стиха Маяковского. М.: Советский писатель, 1978. - 182 с.

26. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. Статьи.-М.: Советский писатель, 1965. 301 с.

27. Хамраев М,К. Очерки теории тюркского стиха, Алма-Ата: Мектеп, 1962. - 355 с.

28. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М.: Советский писатель, 1978. - 366 с.

29. Чернышевский Н.Г# Полн.собр.соч. в 15-ти т.т. М.: Го с: литиздат, 1949, т. 2. - 472 с.

30. Шенгели Г. Техника стиха. М.: Гослитиздат., i960. - 312 с.

31. Штокмар М.П. Рифма Маяковского. М.: Советский писатель, 1958. - 145 с.

32. Эйхенбаум Б.М. О поэзии. JE.: Советский писатель, 1969. - 552 с.3. Статьи .

33. Асаян A.A. О жанре драматической поэмы в русской литературе XIX века. В кн.: Жанр и композиция литературного произведения, вып.4. - Калининград, 1978, с. 102-106.

34. Асеев H.H. Наша рифма. В кн.: Дневник поэта. -Л.: Прибой, 1929, с.154-175.

35. Ахметов З.А. Национально-характерные черты языка / поэзии О.Сулейменова. В кн.:О языке казахской поэзии. - Алма-Ата: Жазушы, 1970, с.176-179.

36. Ауэзов М.М. Историко-культурная традиция и современный литературный процесс. В кн.: Времен связущая нить. -Алма-Ата: Жазушы, 1972, с. 57-132.

37. Ауэзов М.О. Айтыс. Собр.соч. в 5-ти т.т. - М.: Художественная литература, 1975, т.5, с.481-526.

38. Вельская Л.Л, К проблеме классификации и систематизации рифм (на материале поэмы Некрасова "Мороз, Красныйнос") Филологические науки, 1977, № 4, с.86-92.

39. Вельская Л.Л. Рифма в произведениях С.Есенина, -Вопросы поэтики художественного произведения: Тематич. сборн,-Алма-Ата, 1980, с.108-128.

40. Вельская Л.Л. Стих "драматических поэм" С.Есенина,-Анализ художественного произведения: Тезисы докл.межвуз.конф. -Алма-Ата, 1979, с.18-19.

41. Брюсов В.Я. Статьи о Пушкине, Собр.соч. в 7-ми т.т. -М.: Художественная литература, 1975, т.7, с.7-198.

42. Брюсов В.Я, 0 рифме, Собр.соч, в 7чми т.т. - М.: Художественная литература, 1975, т.6, с.300-309.

43. З.П. Бузаубагарова К.С. Анализ стихотворения О.Сулейме-^ нова "Айтыс" Вопросы поэтики художественного произведения: Тематич.сборн. - Алма-Ата, 1980, с.159-166.

44. Бузаубагарова К.С. Способы рифмования в поэзии 0, Сулейменова. Актуальные проблемы сравнительного стиховедения: Тезисы докладов республ.научн.конференции. - Фрунзе, 1980, с.43-46.

45. Бузаубагарова К.С, Двусложные размеры в поэзии О.Сулейменова. Жанр и стиль художественного произведения: Тематич. сборн, - Алма-4.та, 1982, с. 101-108.

46. Бузаубагарова К.С. "Новая" рифма О.Сулейменова. -Известия АН КазССР. Серия филологическая, 1982, № 3, с.43-50.

47. Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражении поэтического стиля. В кн.: Историческая поэтика. - Л.: Художественная литература, 1940, с.125-199.

48. Вразовская Л.В. Полиметрические конструкции в творчестве Н.А.Некрасова и современной советской поэме. Сборник трудов аспирантов и соискателей. Серия гуманит.наук, вып.8. -Фрунзе, 1972, с.98-109.

49. Вразовская Л.В. Стих и жанр. (К постановке вопроса) Труды Киргизского ун-та. Филол.науки. Вып,17. Сер.: Вопросы поэтики. - Фрунзе, 1972, с.20-30.

50. Гаспаров Б.М., Гаспарова Э.М., Минц 3.Г. Статистический подход к исследованию плана содержания художественного текста. Труды по знаковым системам. 5. УЗ Тартуского ун-та, вып. 284, 1971, с.282-293.

51. Гаспаров М.Л. Метр и смысл. К семантике русского трехстопного хорея. Изв.' АН СССР. Сер. литературы и языка, т.35, 1976, $ 4, с.357-366.

52. Гаспаров М.Л. К автопортрету рифмоведения, Лит. учеба, 1978, № 5, с.185-187.

53. Гаспаров М.Л, Рифма Блока, Елоковский сборник, 3, - Тарту, 1979, с.42-48.

54. Гаспаров М.Л. Первый кризис русской рифмы. Труды по русской и славянской филологии, 2. УЗ Тартуского ун-та, вып.420, 1979, с.59-70.

55. Гиндин С.И. Общее и русское стиховедение. Систематический указатель литературы, изданной на русском языке с1958 по 1974 г.г. В кн.: Исследования по теории стиха. -Л.: Наука, 1978, с.152-217. Всего 1038 назв.

56. Гиндин С.И. Ритмика, интонация и смысловая композиция в поэме Вл.Луговского "Как человек пяыл с Одиссеем" -В кн.: Проблемы структурной лингвистики. М.: Наука, 1981, с.230-265.

57. Гиршман М.М. Стихотворная речь. В кн.: Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. - М.: Наука, 1965, т.З, с.317-392.

58. Гончаров Б.П. К проблеме смысловой выразительности стиха. Изв. АН СССР. С ер. литературы и языка, т.29, вып.1, 1970, с.23-32.

59. Григорьев В.П. Графика и орфография у А.Вознесенского. В кн. : Нерешенные вопросы русского правописания. -М.: Наука, 1974, с.162-171.

60. Егоров Б.Ф. Литературоведение и математические методы. В кн.: Содружество наук и тайны творчества. - М.: Искусство, 1968, с.85-93.

61. Жирмунский В.М. Ритмико-психологический параллелизм как основа древнетюркского народного эпического стиха. Вопросы языкознания, 1964, № 4, с.3-24.

62. Жовтис А.Л. В рассыпанном строю. (Графика современного русского стиха). русская литература, 1968, № I, с.123-134.

63. Жовтис А.Л. 0 способах рифмования русской поэзии,-Вопросы языкознания, 1969, № 2, с.64-75.

64. Жовтис А.Л. Эффект рифменного ожидания в русской поэзии. русская литература, вып. I, Алма-Ата, 1970, с.113-122.

65. Жовтис А.Л. И рубай, и редифная рифма. Ясская литература, 1969, № 2, с.57-71.

66. Жовтис АД. Отношения банальности оригинальности в структуре стргха. - Бусское и зарубежное языкознание, вып.З. - Алма-Ата, 1970, с.280-306.

67. Жовтис А.Л. Русская рифма 1960-1970 годов. (Заметки и размышления). русская литература, 1981, № 3, с.76-85.

68. Иванова Л, Графическое членение как структурный принцип стиха. (На материале современной поэзии). Труды Киргизского ун-та. Филол.науки. Вып.17. Сер,: Вопросы поэтики. - Фрунзе, 1972, с.134-137.

69. Каратаев М.К. Дым отечества, В кн.: Мировоззрение и мастерство. Книга статей и лит.портретов. Алма-Ата: Жазушы, 1965, с.450-471.

70. Каратаев М.К, Диалектика поэтических дерзаний. , В кн.: В семье единой. - Алма-Ата: Жазушы, 1976, с.345-387.

71. Каратаез М.К. Раздумья о казахской литературе 19661971 г.г. В ich. : Вершины впереди. По пути партийности и народности. - Алма-Ата: Жазушы, 1972, с,19-74.

72. Колмогоров А.Н, Пример изучения метра и его ритмических вариантов. В кн.: Теория стиха. - Л.: Наука, 1968, с.145-167.

73. Косенко П. Мать моя Азия. - Сибирские огни, 1963,, № 7, с.103-107.

74. Лотман Ю.М. Заметки о структуре художественного текста. Труды по знаковым системам, 5. УЗ Тартуского ун-та, вып. 284, 1971, с.281-287.

75. Маллер Л.М, Семантика трехсложных размеров в поэзии Некрасова. Некрасов и русская литература: Тезисы докл.и сообщ, межвуз. науч. конф. Редколлегия: Сапогов (отв.ред.) и др. Кострома, 1971, с.89-91.

76. Мартынов Л. Олжас Сулейменов. В кн.: Воздушные фрегаты: Новеллы, - М.: Современник, 1974, с. 193-202.

77. Матяш С.А, Полиметрические композиции в стиховой системе В.А.Жуковского. Анализ художественного произведения: Тезисы докл. межвуз.конф. - Алма-Ата, 1979, с.25-27.

78. Маяковский В,В. Как делать стихи? Соч. в 3-х т.т. -М.: Худож. литература, 1973, т.2, с.463-500.

79. Мелетинский Е.М, Первобытные истоки словесного искусства, В кн.: Ранние формы искусства, -М.: Искусство, 1972, с.149-189.

80. Молдавский Д. Степь, стихи и время. Звезда, 1966,\ JS 3, с.137-141.

81. Минералов Ю.И, Эта классическая современная рифма,- Лит.учеба, 1978, № 5, с.135-142.

82. Озеров Л.А. Воспоминания о рифме, Вопросы литературы, 1975, }Ь 6, с.227-245,

83. Озмитель Е.К., Гвоздиковская Г.С, Материалы к метрическому репертуару русской лирической поэзии (1957-1968 г.)- Научц. труды филол. фак-та Киргизского ун-та, вып. 16, Фрунзе, 1970, с.113-121,

84. Папаян P.A. Некоторые вопросы соотношения метра и жанра, Труды по русской и славянской филологии, 21. УЗ Тартуского ун-та, вып. 306, 1973, с.46-64.

85. Петров В.М., Меламид Л.А, 0 характере изменения некоторых параметров художественных произведений (основные тенденции эволюции рифмы в современном русском стихосложении)- Вопросы русской литературы, вып. 3, 1968, с.31-38.

86. Ровенский Н. Олжас Сулейменов. В кн.: Назначить у себе высоту: Лит. порт., статьи, размышления, - Алма-Ата: Жа-зушы, 1973, с.124-175. : ''

87. Руднев П.А. О стихе драмы А.Блока "Роза и крест". -Труды по русской и славянской филологии. 15. УЗ Тартуского ун-та, вып. 251, 1970, с.294-334.

88. Руднев П.А. Стихотворение А.Блока "Все тихо на светлом лице.," (Опыт семантической интерпретации метра и ритма) В ich,: Поэтика и стилистика русской литературы. - Л.: Наука, 1971, с.450-455.

89. Руднев П.А, Метрический репертуар А.Елока. Бло-ковский сборник, 2. - Тарту, 1972, с.218-267.

90. Руднев П.А. Опыт описания и семантической интерпретации полиметрической структуры поэмы А.Елока "Двенадцать" -Труды по русской и славянской филологии, 18, УЗ Тартуского ун-та, вып.266, 1971, с.195-221.

91. Савченко Т, Хлебников и Заболоцкий, (К проблеме метрического своеобразия) русская и зарубежная литература, вып.2. - Алма-Ата, 1971, с.55-61.

92. Стеблева И.В. Переход звуковой организации стиха от древнетюркской аллитерационной системы к точной рифме классической поэзии. В кн.: Поэтика древнетюркской литературыи ее трансформация в ранне-классический период. М.: Наука, 1976, с.154-164.

93. Тарановский К.Ф. О ритмической структуре русских двусложных размеров. В кн.: Поэтика и стилистика русской литературы. -I.: Наука, 1971, с.420-429.

94. Толстая С.А. О фонологии рифмы. Труды по знаковым системам, УЗ Тартуского ун-та, вып. 181, 1965; с.300-305.

95. Урбан А.А. Мода, штамп и поэт. Вопросы литературы, 1962, В 9, с,126-145.

96. Федотов О.И. Рифма Сумарокова. В сб.: Язык и стиль. - Волгоград, 1977, с.118-137,

97. Харлап М.Г. Народно-русская музыкальная система и проблема происхождения музыки. В кн.: Ранние формы искусства. - М.: Искусство, 1972, с.221-273.

98. Холшевников В.Е, Стихосложение, В кн.: Пушкин. Итоги и проблемы изучения. - М.-Л.: Наука, 1966, гл.12, с.535-554.

99. Холшевников В.Е. Стиховедение и математика. В кыЛ Содружество наук и тайны творчества. - М.: Искусство, 1968,с.384-396.

100. Холшевников В.Е, Рифма. Краткая литературная энциклопедия. - М.: Сов.энциклопедия, 1971, т.6, с.306-309.

101. Чернов А, Штрихи к двум портретам рифмы, Лит. учеба, 1978, Я 5, с.176-184.4. Авторефераты

102. Вельская Л.Л. Стихосложение С.Есенина в развитии русской стихотворной культуры. Автореф. дисс. на соиск.учен. степени д-ра филол. наук. - Киев, 1982. - 54 с.

103. Вишневский К.Д. русская метрика ХУШ века. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. филол. наук. - М., 1968. -23 с.

104. Вишневский К.Д. Русский стих ХУШ первой половины XIX века. Проблемы истории и теории. - Автореф, дисс. на соиск. учен, степени д-ра филол. наук. - М., 1975. - 53 с.

105. Гвоздиковская Т.С, Стилевые искания в современной советской поэзии, Автореф. дисс, на соиск, учен степени канд. филол, наук. - М., 1982. - 24 с.

106. Костедкий А,Г. Содержательные функции поэтической графики. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. филол.: наук. - Киев, 1975. - 21 с.

107. Маллер Л.М. Метрика Н.А.Некрасова и традиции русского стиха. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. филол. наук, - М., 1982. - 23 с.

108. Матяш С.А. Стих В.А.Жуковского, Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд.филол,наук. - Л., 1974. - 19 с.

109. Меднис Н.Е. Стихотворная поэтика М.Ю.Лермонтова. -Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. филол. наук. -Л., 1971. 24 с.

110. Минералов Ю.И. Современная предударная рифма и проблема рифменной эволюции в русском стихе. Автореф. дисс. на соиск, учен, степени канд. филол, наук. - Тарту, 1975. - 23 с,!

111. Невзглядова Е.В. Мелодика стиха. Автореф. дисс. на соиск. учен.степени канд. филол. наук. - Л., 1974. - 20 с.

112. Орлова O.A. Стих Я.П.Полонского и проблемы ритмической эволюции русского стиха XIX века.- Автореф. дисс. на соиск.учен.степени канд.фшюл.наук. Донецк, 1973, - 19 с.

113. ЗДнев П.А. Метрика Александра Блока. Автореф. дисс. на соиск. учен,степени канд.филол,наук. - Тарту, 1969, -25 с.

114. Федотов О.И. Фольклорные и литературные нормы рифмы. Автореф. дисс .на соиск.учен.степени канд. фшюл. наук. -М., 1971. - 15 с;

115. Новинская Л.П. Стих Тютчева в историко-литературном и теоретическом аспектах. Автореф,дисс. на соиск. учен, степени канд. сТжлол.наук, - Тарту, 1982, - 16 с.

116. Нарымбетов Э.' Каз1р*! казак поэмасы. Алматы: Жазупгы, 1982.- - 246 б.'

117. Сез енерЦ? Т!л мэдениет1 туралы. Алматы: Гылым', 1978:;| - 184 б.57.? Стиль сыры, Алматы: ГылымУ 1974.* - 335 б.58.1 Шэр!пов 91? Каз!рг1 дэу!р нэне казак совет эдебиетШн ламу проблем а л ары.1 Алматы: Гылым, 19731« - 286 б^

118. Литература, изданная за рубежом

119. Лилли И.К, Смежные и несмежные русские ришмопары, -Slavic and East European Journal, Univ.of Auckland.Vol.24, 1980, В 3, p.245-255.

120. Марков В.Ф. В защиту разноударной рифмы. international Symposium on Russian and Slavic Poetics. Univ.of California. Los Angeles, 1975.

121. Вэбель Л. Ьа nouvelle critique, 1975, IS 85.66. ity-днев П.А. Из наблюдений над стихом А.Блока. (Об экспрессивном ореоле пятистопного хорея), В кн,: Slavic poetics. Essays in honor of Kiril Taranovsky. The Hague,1973, n. 299-323,

122. Тарановский К. 1уски дводелни ритмови. Т. 1-2, -Белград, 1953. 376 с.

123. Unbegaun В.О. Russian Versification-Oxf, 1956. I58p,

124. Антология казахской поэзии. М.: Гослитиздат, 1958. - 862 с.

125. Валиханов Ч.Ч, Песни Урака. Собр.соч. в 5-ти т.т. -Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1961, т.1, с. 193-195.

126. Вознесенский А. Витражных дел мастер.-М.: Молодая гвардия, 1976. 336 с.

127. Евтушенко Е.А. Отцовский слух. М.: Советский писатель, 1975. - 239 с.

128. Киплинг Р. Избранное. Л.: Худ.литература, 1980. -536 с.

129. Мартынов Л.Н. Собр.соч. в 3-х т.т. М.: Худ. литература, 1976.

130. Назым Хикмет. Избранное. Стихотворения. Поэмы. Автобиография. М.: Худ. литература, 1974. - 495 с.

131. Слуцкий Б. Неоконченные споры. М,: Сов.писатель, 1978. - 232 с.

132. Тарковский А. Вестник. -М.: Сов.писатель, 1969. -291 с.