автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Строгановская школа скульптуры в контексте исторического и художественного пространства России XX-XXI веков

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Смоленкова, Юлия Анатольевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Строгановская школа скульптуры в контексте исторического и художественного пространства России XX-XXI веков'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Строгановская школа скульптуры в контексте исторического и художественного пространства России XX-XXI веков"

На правах рукописи

Смоленкова Юлия Анатольевна

СТРОГАНОВСКАЯ ШКОЛА СКУЛЬПТУРЫ

В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ XX -XXI ВЕКОВ

Специальность 17.00.04 Изобразительное, декоративно-прикладное искусство и архитектура

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

1 О НОЯ 2011

Москва 2011

4859259

Диссертация выполнена в Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова

Научный руководитель доктор искусствоведения,

профессор

Бурганов Александр Николаевич

Официальные оппоненты доктор искусствоведения,

профессор Дажина Вера Дмитриевна кандидат искусствоведения профессор

Геташвили Нина Викторовна

Ведущая организация Научно-исследовательский институт

теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств

Защита состоится 6 декабря 2011 г. в часов на заседании

Диссертационного совета Д-212.152.01 при Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова по адресу: 125080, Москва, Волоколамское шоссе, дом 9.

С диссертацией можно ознакомиться библиотеке МГХПА им. С.Г. Строганова. Просим принять участие в защите диссертации и направить отзыв в 2-х экземпляров по указанному адресу.

Автореферат разослан «¿» ■// 2011 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета

кандидат философских наук Ганцева Н.Н

Общая характеристика работы

Диссертация посвящена феномену Строгановской школы скульптуры в контексте истории русской художественной культуры ХХ-ХХ1 веков, ее истории и огромному творческому потенциалу, способному успешно развивать российскую художественную традицию и успешно конкурировать с мировыми достижениями в этой области.

Это явление, возникшее в системе Строгановского учебного заведения (мастерские-училище-институт-университет-академия), рассматривается в работе как важное слагаемое фундамента российской школы монументальной пластики, как уникальное событие истории отечественного искусства, как художественное воплощение политического опыта России.

Актуальность исследования

Новый этап исторического развития обусловлен глобализацией, миграционными процессами, результатом которых стала всеобщая культурная интеграция и унификация. В связи с этим резко обострилась проблема осознания идентичности, значимости творческого наследия, понятия высокого статуса российской художественной школы. Очевидно, что сейчас идет формирование новых принципов культурной политики, учитывающих необходимость выделения и поддержания на мировом уровне статуса фундаментальных отечественных творческих институтов, к которым по праву относится Строгановская школа в целом и, как ее важнейшая составляющая, Строгановская школа скульптуры.

Кроме того исследование и популяризация опыта и

достижений Строгановской школы скульптуры актуальны и

необходимы на современном этапе в контексте набирающей

1

обороты полемики о месте художественного образования в культурном пространстве в целом. Актуальный политический лозунг, декларирующий вхождение России в "общеевропейский дом" иногда превратно истолковывается. «Формирование единой мировой цивилизации» понимается как утрата национальной культурной специфики, низложение культурных институтов. Все чаще с позиций агрессивной вестернизации звучат призывы обучать в вузах только «современному искусству по европейским образцам», упразднить академические программы как изжившие себя и не применимые в современной художественной практике. Такая позиция в отношении фундаментальных основ сформированных отечественной художественной школой с учетом общеевропейского классического наследия недопустима, так как влечет за собой разрушение сформировавшегося культурного пространства и как следствие утрату идентичности.

Необходимость исследования истории, специфики и достижений Строгановской скульптуры обусловлена так же тем, что ее программы и специфика понимания пластики и композиции положена в основу учебных программ практически всех национальных художественных школ постсоветского пространства, так как практически большинство ведущих скульпторов-монументалистов получили профессиональные знания в МВХПУ (б. Строгановском). Среди выпускников Строгановки - ректоры, профессора, педагоги, ведущие мастера, которые формируют национальные школы скульптуры, опираясь на традиции Строгановской школы архитектурно-декоративной пластики.

Объект исследования

Объектом исследования стала Строгановская школа

скульптуры, творческое наследия скульпторов - строгановцев.

Предмет исследования

Специфика творческого метода, учебных программ и уникального лексикона художественной пластики Строгановской школы скульптуры.

Цель исследования

Выделение Строгановской школы скульптуры как цельного явления отечественной художественной культуры с уникальным опытом и традицией художественного образования и большим потенциалом.

Задачи исследования

- выявление художественных и стилистических особенностей школы;

- введение в научный оборот термина Строгановская школа скульптуры

- создание периодизации истории школы;

- изучение творческого наследия скульпторов - строгановцев и их влияния на формирование художественной специфики Строгановской школы скульптуры;

- изучение и анализ художественного метода и учебных программ Строгановской школы скульптуры;

- оценка положения Строгановской школы архитектурно-декоративной пластики на современном этапе;

- изучение, систематизация, введение в научный оборот не публиковавшихся ранее документов и др. архивных материалов, связанных со Строгановской школой скульптуры.

Методика исследования

В основу метода исследования положена традиционная для искусствознания модель комплексного подхода, включающая:

- формально-стилистический анализ

з

- анализ предмета исследования в культурно-историческом контексте

- систематизация и обобщение полученных результатов

- исследование различных источников: архивов, программ, периодики, каталогов, монографических исследований и др. специальной литературы

- практическое участие в учебно-методическом процессе кафедры Монументально-декоративной скульптуры МГХПА им. С.Г. Строганова

Данный комплексный метод исследования позволит осветить изучаемый предмет многосторонне и с наибольшей полнотой.

Хронологические границы исследования

Временными границами исследования стал период с начала XX века до первого десятилетия XXI века. Несмотря на то, что основные концепции Строгановской школы были заложены раньше, конкретная методика преподавания, обусловившая специфику школы скульптуры, сложилась в середине XX века и успешно развивалась в последующее время.

Степень изученности проблемы

На современном этапе никаких исследований и специальной

литературы, посвященных истории Строгановской школы

скульптуры, нет. Некоторые материалы о Строгановском училище,

включающие указания на кафедру и мастерские скульптуры,

опубликованы в периодических изданиях. Большей частью они

имеют общий характер и не касаются специфики такого крупного

явления, каким является Строгановская школа скульптуры. К

наиболее освященному научной и популярной литературой этапу

развития Строгановской школы скульптуры относится период

ВХУТЕМАС. Среди выдающихся исследований, посвященных

4

этому явлению необходимо упомянуть целый ряд монографий и публикаций доктора архитектуры С.О. Хан-Магомедова, среди которых выделяется энциклопедический труд «ВХУТЕМАС -ВХУТЕИН». М., 1990. Отдельно изданы монографии, посвященные некоторым выдающимся педагогам и выпускникам Школы: Г.И. Мотовилову (Нейман М. «Г.И. Мотовилов». Москва 1954), H.A. Андрееву (Дубовицкая H.H. Андреев. М., 1970), Е.Ф. Белашовой (Бескин О.М. Екатерина Федоровна Белашова. М., 1958) А.Н. Бурганову (Бурганова М.А., Данилова И.Е., Башинджагиан Н.И. Скульптор Александр Бурганов. М., 2006), В.А. Сидуру (Сидур М.В. Вадим Сидур, М., 2004), Ю.Г. Орехову (Орехов Ю.Г., Орехов Ю.Ю. Памятник Н.С. Лескову. Альбом /вст. ст.Н.М. Бабурина. М., 1983), В.И. Корнееву (Виктор Корнеев. Скульптура. Альбом / вст. ст. Л.В. Марц. М., 2011), Н.Б. Никогосяну (Николай Никогосян. Альбом / вст. ст. М. Юргенс. М., 1989).

О других представителях Школы (С.Л. Рабиновиче, А.Л. Малахине, P.P. Иодко, С.Н. Волкове, A.C. Кондратьеве, М.Н. Смирнове, М.М. Воскресенской, В.М. Акимушкиной, С.А. Щербакове, А.П. Смоленкове, М.А. Бургановой, и др.) информацию можно почерпнуть лишь во вступительных статьях к каталогам персональных или групповых выставок.

К 50ти-летию возрождения кафедры Монументально -декоративной скульптуры в 1995 году была выпущена брошюра, носящая информационный - характер в основном о педагогах кафедры. Ряд документов и фотографий был представлен на выставке «СкульптУРА ВХУТЕМАС», Галерей ВХУТЕМАС (музей МАРХИ) в декабре 2009 - январе 2010 г. Курсовые работы студентов-строгановцев 1950-60 годов экспонировались на

выставке «Alma mater Строгановка», август-сентябрь 2011, Московский государственный музей «Дом Бурганова».

Однако перечисленные публикации не обеспечивают целостного и исчерпывающего представления о Строгановской школе скульптуры. Таким образом, теоретическое исследование вопросов истории и специфики творческого метода Школы является первым обобщающим трудом на данную тему.

Источниковедческая база исследования

Архивные документы, аудио-архивы, фото-архивы, произведения искусств (музейные, частные коллекции), монографии, каталоги, альбомы, периодические издания, сборники статей (в том числе материалы «круглых столов», конференций, семинаров и симпозиумов), справочники, энциклопедии, перечень которых входит в научный аппарат диссертации (примечания, библиография, приложения: документы, иллюстративный материал).

Научная новизна работы заключается:

- в определении Строгановской школы скульптуры как уникального и выдающегося явления отечественной и общеевропейской культуры и оценка ее положения на современном этапе развития культуры и системы художественного образования в целом;

- в анализе художественных особенностей стиля и выявлении основополагающих неизменных принципов творческого метода и художественной лексики пластического языка;

- во введении в научный оборот термина Строгановская школа скульптуры

- в изучении, систематизации, введении в научный оборот не публиковавшихся ранее документов и др. архивных материалов, связанных со Строгановской школой скульптуры.

В процессе работы над диссертацией был собран, изучен и архивирован обширный историографический, документальный аудио и фотографический материал (протоколы заседаний кафедры, архивные справки, личные дела, архивы ВХУТЕМАС, МВХПУ, МГХПИ, МГХПУ, МГХПА им. С.Г. Строганова, МАРХИ, личные архивы), относящийся к истории кафедры монументально -декоративной скульптуры, выдающимся педагогам, а так же отличившимся студентам, в котором просматривается незыблемость программ и методики обучения на протяжении десятилетий существования кафедры.

Апробация работы

Диссертация выполнена на кафедре монументально-декоративной скульптуры МГХПА им. С.Г. Строганова. На основе материалов диссертации:

- создан и читается цикл лекций по истории Строгановской школы скульптуры для МГХПА им. С.Г. Строганова;

- подготовлены и читаются доклады в рамках ежегодного симпозиума студентов-скульпторов стран СНГ и Евросоюза;

подготовлен и экспонируется в Московском государственном музее «Дом Бурганова» выставочный проект «Aima mater Строгановка», представляющий учебные задания выпускников 1950-60 годов;

- основные положения были изложены в докладах на научных

конференциях в МГХПА им. С.Г. Строганова, в Московском

Государственном Музее «Дом Бурганова», в МАРХИ, на

Всероссийской научно-практической конференции «Строгановские

7

чтения» в Усольском архитектурно-этнографическом музее, и опубликованы в научно-исследовательских журналах (список на стр. 35-36).

Все основные результаты исследования получены лично автором.

Практическая ценность диссертации

Материалы диссертации в дальнейшем могут быть применены:

— при постановке задач культурной политики в аспекте сохранения отечественного культурного наследия;

— при подготовке учебных программ, лекций, практических занятий в художественных ВУЗах

— при создании музейно-выставочных проектов, связанных со Строгановской школой скульптуры.

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний, библиографического списка, приложения из альбома с иллюстрациями и приложения из альбома с восстановленными архивными документами и фотографиями.

Краткое содержание:

Введение

Во введении обосновывается выбор темы, а также ее актуальность и степень изученности на данный момент, формируются цели и задачи исследования, определяются хронологические рамки, методология и структура диссертации.

Глава I. Сложение стиля и художественных методов. Вхутемас - Вхутеин

Истоки становления творческого метода Строгановской школы скульптуры можно проследить с самого начала становления этого учебного заведения. Уже в 80-х годах XIX века скульптурное отделение под опекой нового директора Строгановской школы А.П. Оленина перешло на новую программу обучения, выходившую за рамки декоративно-прикладного искусства. Был создан класс гипсовых фигур по образцу Академии художеств, мастерская для моделирования. Стали формироваться специализированные программы, подразумевающие не только воспитание учащихся в рамках русской академической школы пластики, но и обязательное решение конкретных композиционных задач, связанных, прежде всего с архитектурой.

Диалог архитектуры и скульптуры стал основным принципом

Строгановской школы монументальной пластики. Для утверждения

этих принципов к преподаванию были приглашены ведущие

архитекторы. Знаковой фигурой для определения направления

развития скульптурного отделения Строгановского училища стал

выдающийся архитектор С.У. Соловьев. С 1889 года он работал в

Строгановском художественно-промышленном училище, в том

числе был преподавателем у H.A. Андреева. В 1890 - 1892 по его

проекту было построено здание Строгановского училища (в

настоящий момент МАРХИ). С 1892 по 1899 Сергей Устинович

являлся инспектором училища, исполняя при этом в 1893—1897

годах обязанности директора. Именно он пригласил к

преподаванию в Училище архитектора Ф.О. Шехтеля, творчество

которого является примером синтеза искусств в архитектуре, и

скульптора H.A. Андреева, который учился в Строгановке (18859

1891гг.) в тот период, когда ядром училища еще были мастерские декоративно-прикладного искусства. Он был приглашен преподавать скульптуру и рисунок. Более четверти века Андреев, автор выдающихся произведений монументальной скульптуры, посвятил становлению и развитию монументального направления Строгановской пластики. Для Москвы, он исполнил памятники доктору Ф.П. Газу (1909г.), Дантону (1918г.), Советской Конституции (1919г.), А.И. Герцену и Н.П. Огареву (1922г.), А.Н. Островскому (1929г.). Его замечательный памятник Н.В. Гоголю, установленный на Пречистенском бульваре, по праву считается одним из лучших монументальных произведений в столице. H.A. Андреев много работал над архитектурно-декоративной пластикой. Среди наиболее интересных примеров — пластический декор фасада дома архитектора С.У. Соловьева, рельефы на здании гостиницы «Метрополь».

Совершенно очевидно, что именно благодаря творческому содружеству этих выдающихся профессионалов Строгановка обязана становлением классов скульптуры, которые развились впоследствии в фундаментальную учебно-методическую базу Строгановской школы скульптуры.

Следующим ярким этапом в истории Строгановской школы стал, образованный на ее базе в 1920 году, ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), совпавший с динамичным и сложным временем отечественной истории и культуры. Это период реорганизаций одних культурных институций и начало новых образовательных структур.

ВХУТЕМАС (1920 - 1926) был создан путем слияния

Строгановского художественно-промышленного училища

ю

(переименованного двумя годами раннее в 1-ые Государственные свободные художественные мастерские) и Московского училища живописи, ваяния и зодчества (2-ые Государственные свободные художественные мастерские). Это объединение во многом обогатило образовательный художественный процесс, хотя очевидно, что академические традиции и реалистическое отражение картины мира, станковизм и жанровость в скульптуре, привнесенные МУЖВЗ не стали определяющими в программах ВХУТЕМАС. Основой их творческого, художественного и педагогического методов стала Строгановская школа пластики, привнесшая в методики и программы специфические концепции формообразования и обязательный синтез с архитектурой.

В эти годы в ВХУТЕМАС пришли преподавать скульпторы и архитекторы, активно работающие в разнополярных творческих методах.

Выдающиеся архитекторы: И.В. Жолтовский, A.B. Щусев, JI.A. Веснин, В.Д. Кокорин на базе академической традиции вели собственные мастерские. Причем диапазон этого классического направления был весьма широк и более представлял не формальную традицию академического образования, но то, как эта традиция и классическое наследие в целом преломились в авторских концепциях этих выдающихся архитекторов.

Еще одно крыло Строгановки периода ВХУТЕМАС составляли «Левые мастерские» работавшие по концепциям В.Ф. Кринского, Н. А.Н. Ладовского, Н. В. Докучаева. Здесь был бесконечный поиск новых форм и художественных образов, соответствующих концепции рационализма, но едва ли не основной идеей было принципиальное отрицание всего предшествующего классического наследия.

Другое концептуальное направление, положившее в основу своих программ идеи чистых форм, отражено в методике и идеях «Синтетической мастерской», которой руководили выдающиеся конструктивисты И. Голосов и К.Мельников.

Объединение этих великих деятелей искусства уже говорит о многом, и в первую очередь о том, что Строгановка, привлекшая в свое творческое пространство таких исключительных и к тому времени знаменитых архитекторов, скульпторов, художников, рассматривалась ими как живое креативное пространство, способное впитать новаторские художественные идеи.

Среди главных отличительных особенностей Строгановской школы пластики периода ВХУТЕМАС были отказ от академизма в искусстве и решительное расставание со станковизмом. Концепция синтеза искусств, охватившая художественное пространство 20-х годов в целом, не могла не отразиться и в практике образовательных программ ВХУТЕМАС.

Студенты ВХУТЕМАС учились у самых передовых

художников своего времени, многие из которых прошли школу или

представляли свое творчество в Европе. Среди них архитекторы

И.А. Голосов, H.A. Ладовский, братья Веснины, М.Я. Гинзбург и

другие лидеры конструктивизма; К.С. Мельников и A.M. Родченко,

получившие международное признание после выставки 1925 года в

Париже, где представляли Советский павильон; преподававший

скульптуру И.М. Чайков, который учился в Парижской школе

декоративных искусств; В.И. Мухина стажировалась в мастерской

А. Бурделя в Париже; В.Д. Баранов - Россине принимал активное

участие в художественной жизни русского и французского

авангарда. Б. Д. Королев был одним из организаторов Московского

профессионального союза скульпторов-художников, возглавлял

12

Комиссию скульптурно-архитектурного синтеза при Коллегии по делам искусств Наркомпроса. Все преподаватели были активно ищущими новые творческие пути практиками, много увидевшие и многому научившиеся в Европе. Взяв лучшее и актуальное, они, вернувшись на родину, строили на этих принципах новый образ искусства.

Осознание скульптуры как архитектоничного объекта, лишенного станковой повествовательности, со своими законами соотнесения несущих и несомых элементов, с преобладанием простых лаконичных формы стало отличительной особенностью художественной концепции. Именно эта идея была положена в основу методики преподавания.

Задания, выстраивающиеся по принципу усложнения, начинались с опытов моделирования простых объемно-пространственных структур, где главный акцент делался на взаимодействие объемов, ритмов крупных и мелких частей произведения. Понятия о протяженностях пространства, вертикалях и горизонталях основных осей, о поверхности, форме и композиции объемов пронизывали новое виденье скульптуры. Эти формальные признаки создания художественного образа и художественной формы прослеживаются во многих студенческих работах, сохраненных в архивных фотоматериалах.

Идеи нового понимания рельефа преподавались также последовательно и параллельно в контексте разных дисциплин («Пространство», «Скульптура»), Это укрепляло единую концепцию школы в методиках формообразования.

То же можно сказать о методике работы над одетой фигурой.

Это задание IV курса имеет методические обоснования,

тождественные для всех периодов Строгановской школы

13

скульптуры, включая период ВХУТЕМАС. Фигура первоначально лепилась обнаженной, чтобы были ясно «прочитаны» все объемы, и только потом «одевалась». Это помогало избежать ложного импрессионизма в скульптурной форме, когда пластика и мощь объемов нивелировалась поверхностной моделировкой складок.

На старших курсах всегда лепили фи1уры в натуральную величину и больше. Усложненной формой задания считалась двух фигурная композиция, корифеями которой были известные скульпторы И. Чайков, некоторое время возглавлявший отделение скульптуры ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН, и В. И.Мухина. Их разработки в этой области, сделанные для Строгановской школы скульптуры, актуальны и в современном образовательном процессе. Задание «Двухфигурная композиция» ставит чрезвычайно сложные пластические задачи - равновесие масс, организация внутреннего пространства между фигурами, возможность активного кругового воздействия, выразительные силуэты, обозреваемые со всех сторон. Ритмы и величины сквозных «дырок» в скульптуре важны настолько же, как и композиция масс.

Среди фотографий периода ВХУТЕМАС (архив МАРХИ) особенно привлекает внимание дипломный проект «Голова рабочего» (1927), исполненного В.В. Кудряшевым. Работа поражает огромным размером - более шести натуральных величин. Сохранилась фотография промежуточного этапа работы над ней -каркаса. Он заснят до обшивки поверхности фанерой и представляет, по сути, самостоятельное выдающееся законченное произведение. В моделировке гигантской головы, разбитой на четкие плоскости, отчетливо проступает творческая лаборатория скульптурного отделения Строгановской школы периода

14

ВХУТЕМАС, доведенная позже до абсолюта В.И. Мухиной в знаменитой скульптуре «Рабочий и Колхозница». Эти же обобщенные кубистические объемы характерны и для сегодняшней Строгановской школы, что четко проявляется в принципах рисунка, композиции и скульптуры.

Подводя некоторые итоги этого периода, можно выделить ряд главных положений. Прежде всего, это опыт создания комплексной методики, аккумулирующей все учебные дисциплины и связанные с ним творческие процессы в единую систему, приоритет конструктивности как специфики формообразования в пластике и рисунке и синтез искусств и сегодня лежат в основе творческих методов художественной традиции Строгановской скульптуры.

Важной спецификой ВХУТЕМАСа было участие студентов в учебно-методическом процессе. На заседаниях кафедры, методического совета они присутствовали наряду с профессорско-преподавательским составом как равноправные члены с правом голоса. Максимализм студентов, их активное участие в политической жизни сыграли не последнюю роль в актуализации художественных задач и творческих методов их воплощения.

ВХУТЕМАС, повлиявший на формирование культурного пространства и стилистической картины первой четверти XX века, до сих пор считается одной из наиболее ярких страниц истории отечественного искусства.

Глава 2. Возрождение традиций школы. Специфика монументальной и архитектурной пластики в контексте ордерной системы. 1945 -1955.

Совершенно новым и исключительно важным этапом в истории Строгановской школы пластики стал 1945 год - год

15

воссоздания Строгановского училища с присуждением ему статуса высшего учебного заведения. Только в 1945 году, когда были созданы грандиозные планы новой архитектуры и разрушенные войной города стали восстанавливаться, стало очевидно, что для создания нового художественного образа и общественного звучания новой архитектуры необходимо участие скульптора -монументалиста. Высотные здания, новые станции метрополитена, триумфальные арки входов в парки, общественные здания, мемориальные ансамбли должны были преобразить Москву и другие города.

В отличие от других художественных школ, «Строгановка» воссоздавалась как образовательное учреждение, ориентированное на подготовку специалистов, которые могли бы профессионально сотрудничать с архитекторами, создавая произведения монументально-декоративного искусства, органично дополняющие и развивающие художественный образ архитектурных пространств.

Кафедру монументально-декоративной скульптуры, возглавил

выдающийся скульптор, интеллектуал, замечательный педагог Г.И.

Мотовилов. Буквально за несколько лет он проделал колоссальную

работу по созданию методического фундамента учебных программ

кафедры. В его основе лежал весь накопленный раннее опыт его

предшественников, годы исканий, открытия в области

конструирования формы, новации в обретении пластического

языка, новая художественная образность, не копирующая

реальность, но модифицирующая ее в зависимости от задач,

диктуемых архитектурой. Главной концепцией всех заданий стал

синтез архитектуры и скульптуры, определивший специфику и

творческое лицо Строгановской школы пластики. Он выстроил

программы и методы обучения, так , что они охватывали

16

практически все виды скульптуры, в особенности на ту область в которой преобладают ее монументальные и декоративные формы.

Уже с первых заданий первого курса до итогового дипломного проекта студенты работали под руководством ведущего педагога по специальности и педагога архитектора. В разные годы архитектурной подготовкой в Строгановской школе руководили такие выдающиеся личности и высокие профессионалы в области архитектуры, как И.В. Жолтовский, А.В. Щусев, Л.М. Поляков, Г.А. Захаров, Л.М. Холмянский, И.А. Гильтер. Благодаря их вкладу Строгановская школа монументального искусства обрела ярко выраженной диалог пластики и архитектуры.

Строгановцы внесли большой вклад в создание скульптурных ансамблей ВДНХ и Московского метрополитена. Кроме Г.И. Мотовилова в этих работах принимали участие педагоги, аспиранты и студенты Строгановки: С.Л Рабинович, Г.А. Шульц, Ю.П. Поммер, В.М. Акимушкина, С.Н. Волков, А.Н. Бурганов, М.Н.Смирнов, А.Г. Кнорре, М.М. Воскресенская.

В 50-е годы заметно возрастает значение скульптурного декора в оформлении жилых и общественных зданий. Многие из орнаментальных флористических вставок для фасадов и интерьеров, потолочных розеток, капителей, небольших геральдических рельефов разрабатывались прямо в учебных мастерских младших и средних курсов.

Среди достижений Строгановской школы пластики этого периода можно отметить скульптурный ансамбль Волго-Донского канала, над которым наряду с выдающимися скульпторами: Е.В. Вучетичем, Н.В. Томским, П.И. Бондаренко, Л.Е. Кербелем, работал весь коллектив педагогов и студентов кафедры Архитектурно-декоративной пластики Строгановки.

17

Архитектурная' идея Волго-Дона отражающая идеи величия и могущества страны, была особенно ярка представлена в скульптурных произведениях.

Рассматривая эти примеры, можно сказать, что период первого послевоенного десятилетия характеризуется для Строгановской школы скульптуры, обретением особой ансамблевости, возможностью решать комплексные пластические задачи в архитектуре, сочетать в едином пространстве фигуративную и архитектурно-декоративную пластику. Это было время приоритета скульптуры во всем художественном пространстве,' начиная от монументальной пластики на фасадах зданий, площадях, скверах, парковых ансамблях, заканчивая пластическим декором в интерьерах и станковой скульптурой. Каждый студент не только учился, но и реально участвовал в оформлении новых высоток, станций метро, общественных зданий.

Еще одним замечательным вкладом в Строгановскую школу скульптуры этого времени стала матвеевская школа пластики. Г.И. Мотовилов пригласил к преподаванию дисциплины «Этюд» учеников А.Т; Матвеева, несмотря на то, что их основной концепцией в решении скульптурных задач была чистая пластика, без какого-либо соотношения с окружением. Членами кафедры стали СЛ. Рабинович, Г.А. Шульц, A.C. Кондратьев, Е.Ф. Белашова, В.И. Дерунов и Ю.П. Поммер. Позже линию «матвеевской школы» продолжил Н.Б. Никогосян. Их роль в фундаментальном образовании Строгановки трудно переоценить. На стыке этих двух школ произошел особый синтез, которым отличается своеобразие Строгановской скульптурной школы.

Среди выпускников первых наборов возрожденной кафедры

Архитектурно-декоративной пластики были выдающиеся деятели

18

отечественной скульптуры - В.А. Сидур, Ю.Г. Орехов, С.Н. Волков, М.Н. Смирнов, М.М. Воскресенская, П.М. Шимес, H.A. Силис, B.C. Лемпорт, H.A. Матвеева, Т.М. Соколова, В.М. Акимушкина, Д.Б. Рябичев, Л.Н. Матюшин, А.Н. Бурганов, Ю.В. Александров, А.Н. Красулин, Н.И. Брацун и др.

Глава 3. Строгановская школа монументальной пластики в условиях новой архитектурой программы. Вторая половина XX- начало XXI веков.

Всего десятилетие продолжалось становление и утверждение новых методов и творческих концепций на кафедре архитектурно-декоративной пластики. Документальным утверждением общих предпосылок к кардинальным изменениям стиля стало Постановление 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», отчасти граничащее с декларацией о запрете на произведения архитектурно-декоративной пластики. Декларативно новая архитектура отказывалась от ордерной системы, монументальных искусств в архитектуре, от классической традиции. Архитектурные мастерские расставались с наработанными проектами. Облик многих строящихся зданий менялся прямо по ходу строительства. Исчезала архитектурно-декоративная пластика, русты и фактуры, обрывались профильные карнизы.

После феерического расцвета «сталинского ампира» пришло

время хрущевского минимализма. Практически это могло означать

свертывание только что возрожденных традиций архитектурно-

декоративной пластики. Существо вопроса, конечно, не решалось

только официальными запретами. Важным было то, что новая

блочная архитектура по существу лишилась архитектонических

19

связей, ритмов объемов, композиции масс, коррелирующих с монументальной скульптурой.

Очевидно, что художественный процесс 60—70-х годов отличался не меньшей интенсивностью развития, чем предыдущий. Как и предшествующий, он был тесно связан с социокультурной ситуацией в стране, но также был ориентирован на общие художественные процессы Европы. Особенно это касалось архитектуры и связанных с ней монументальных искусств. Начались, поиски планировки среды, способной принять скульптурное . произведение, отстоящее от архитектурного сооружения. Возник особый жанр, условно названный «Детская площадка». Это были целые ансамбли тематически связанных скульптурных произведений, включавших фигуративную, анималистическую пластику, решенную пластическими средствами нового художественного языка. Эти скульптурные ансамбли располагались в большом средовом пространстве и имели интерактивный характер. Первоначально, это были уникальные авторские комплексы (например, детская площадка в Геленджике, скульпторы А.Н. Бурганов и А.Н. Красулин). Но очень быстро популярность их стала столь высока, что художественные комбинаты перешли к их тиражному исполнению.

Свободно стоящая парковая скульптура стала одной из важных тем курсовых и дипломных работ, особенно на стыке переломных эпох, затрагивающих вопросы градостроительства и архитектуры.

В художественных образах зазвучала тема развития научно-

технического прогресса, освоения космоса, экологии. Специфику

нового пластического языка и соотнесение содержательно-образной

составляющей скульптуры с общими идеями отличает отказ от

20

пластики непроницаемой монолитной массы, привнесение в композиции сквозных «решетчатых» структур, отображение идеи скорости. Все это дало толчок к новому пониманию архитектурно-декоративной пластики, к появлению больших форматов абстрактных рельефных форм.

С 60-х годов важнейшее место занимает типовое жилищное строительство из крупнопанельных блоков. Архитекторы стремились найти наиболее конструктивные решения, покончить с практикой украшательства. Но новая архитектура столкнулась с проблемами однообразия, типичности, превалированием функциональных аспектов формообразования над художественно-образными, утратой ансамблевости. В связи с этим, для индивидуализации общественно-значимых зданий возникла необходимость привлечения монументалистов в архитектурно-строительный процесс.

Строгановская школа скульптуры, изначально ориентированная на диалог с архитектурой, одной из первых освоила новый пластический язык больших чистых пространств, появившихся в архитектуре 60-х и позже ярко развившийся в 70-е годы XX века. Трудности дали импульс к обретению новаций в творческом осмыслении сложившейся ситуации. Особой темой стало новое обретение рельефа, ставшего из вспомогательного вида скульптуры, обычно размещаемого на второстепенных по значению местах в архитектурном сооружении, практическим ведущим видом искусства. Рельеф стал выноситься на большие гладкие плоскости фасадов зданий.

Необходимо отметить изменения, которые коснулись в этот

период всего пространства культуры в целом, и которые,

несомненно, оказали большое влияние на развитие художественной

21

среды и художественных образовательных процессов в том числе. В 1957 г. состоялся Первый Всесоюзный съезд советских художников. Стало ясно, что государство сформулировало новую культурную стратегию, с позиций которой рассмотрено прошлое и определены направления развития художественных процессов на будущее. Для Строгановской школы скульптуры, в числе приоритетов декларирующей синтез с архитектурой, такая определенность и осознание задач, поставленных государством, выступавшим единственным заказчиком монументального искусства на тот период, было важным.

Начал складываться новый художественный лексикон. Его пластический язык оперирует такими понятиями как лаконизм, жесткое конструирование и декоративность формообразования, простота сюжетной линии, плакатность и характерность образов.

Очень скоро это дало определенную художественную реакцию в виде выделения личностных гуманистических идеалов в содержании художественных образов и приоритетных тем (материнство и детство, юность, любовь, созерцательность, размышление) при сохранении арсенала пластических средств.

Активно зазвучали новые скульптурные материалы для архитектуры фасадов, площадей и парковых ансамблей. Наряду с традиционной бронзой для памятников, гипсом и камнем для архитектурно-декоративной пластики стали использоваться бетон, кованый металл, керамика.

Металлическая пластика (кованый и кроеный металл)

оказалась наиболее мобильной и действенной формой освоения

больших свободных геометрических плоскостей. Скульпторы-

строгановцы, имевшие серьезную практику в области создания

скульптур в разных материалах, первыми начали работать в

22

условиях новой архитектуры. Традиция создания скульптуры из кованого металла, укрепленного на каркасе, сохранилась на кафедре Архитектурно-декоративной пластики еще со времен ВХУТЕМАС, и преподавания В.И. Мухиной.

Убедительными примерами освоения нового пластического языка стали монументальные рельефы и скульптура, исполненные в 1970-80- е годы А.Н. Бургановым, В.А. Сидуром, H.A. Брацуном, Ю.Г. Ореховым, Ю.В. Александровым, И.П. Казанским.

В 1990-е - 2000-е годы монументальный рельеф почти полностью исчезает из художественной практики. Это связано, в первую очередь особенностями новой архитектуры, возводимой из стекла и металлоконструкций. Утрачены монолитные стены, раннее органично принимавшие рельеф. Круглая скульптура также практически не включается в архитектурные проекты, подчиненные идеям рационализма и функциональности. Художественный язык современной архитектуры большей частью аскетичен. Как вид искусства скульптура практически не включена в контекст современного здания из стекла и бетона, но отсутствие ее, заставляет переносить пластические образы непосредственно на архитектурные объекты. Многие архитекторы начинают моделировать скульптурные образы средствами архитектурно-строительной индустрии, что лишь в единичных случаях дает уникальные выразительные примеры.

В настоящий момент идет активный поиск новых связей

принципов современой архитектуры с пластическим лексиконом

скульптуры. В сложившийся ситуации акцент переносится на

городской памятник и декоративную, парковую пластику. В этот

период параллельно развиваются две основные формы монумента:

памятник, имеющий классическое архитектурное оформление и

23

более камерный, устанавливаемый на низком постаменте, или прямо на уровне мостовой. В этом случае статуя оказывается в том же временном и пространственном измерении, что и зритель, Между ними утрачивается некая дистанция, условная граница. Именно скульпторы-строгановцы стали пионерами в создании памятников с новой пространственной концепцией. А.Н. Бурганов, Г.В. Франгулян, А.Н. Ковальчук, значительно расширили эмоциональные, смысловые и композиционные возможности не только портретного памятника, но и организации среды скульптурными средствами. Они представляют реальное физическое пространство скульптуры пластически равноценным скульптурному объему.

Первым на это «разрушение» классической концепции городского памятника решился А.Н. Бурганов, представив памятник «Александр Пушкин и Наталья Гончарова» (1999г.) в совершенно новой образной ситуации. Скульптор ушел от сложившегося в монументальной пластике стереотипа культурного героя и национальной святыни. Поэт представлен в лирический момент, он вводит молодую жену в их первый семейный дом на Арбате. Это первый случай в российской скульптурной практике установления скульптурной композиции на сниженном постаменте, практически объединяя историческое и художественное пространство героев и физическое пространство зрителей, которые могли в буквальном смысле протянуть скульптурному Пушкину руку.

Позже эта тема была развита Г.В. Франгуляном в памятнике Б. Окуджаве (2002г.). Знаменитый поэт и бард изображен идущим по слепленной брусчатой мостовой, которая едва приподнята над

реальным тротуаром и выделяется фактурной брусчаткой.

24

Аналогично решено пространство памятника семье Гумилевых в городе Бежецке (2003г.) скульптора А.Н. Ковальчука, который в своей работе соединил временные и пространственные пласты.

В 1990-е - 2000-е годы в России бурно развивается практика концептуальных экспозиций, инсталляций в интерьерах и открытом пространстве. В комплексных экспозициях встречаются современные технические и традиционные виды искусства. В этих действах выпускники Строгановки также занимают лидирующее положение. Среди ведущих представителей того направления А.Н. Бурганов, А.Н. Красулин, Д.А. Пригов, В.И. Корнеев, Б.К. Орлов, В.И. Апухтина. В начале XXI век к ним присоединились А. Миронов, Д. Чапковская, Р. Сакин, А. Дьяков, Д. Суровцева.

На рубеже ХХ-ХХ1 веков большинство персональных выставок (в том числе и скульптурных) оформляется именно как авторские инсталляции, яркие театрализованные действа с использованием специальных световых программ, музыкального сопровождения, видеофильмов, в которых сами художники и их друзья и коллеги комментируют представленные произведения, характеризуют творчество автора.

Педагогическая система Строгановского училища создает фундамент широких профессиональных возможностей художников, дает практически универсальные навыки работы во всех видах и жанрах пластики. Система преподавания имеет не только практическое, но и концептуальное значение. Формируется индивидуальность художника, развивается его способность мыслить оригинально и творчески, принимать нестандартные решения. В художнике воспитывается воля к поиску своего пути в искусстве, к утверждению своего авторского стиля. Именно эти

25

качества можно отметить в творчестве столь разных художников как В.А. Сидур, Ю.Г. Орехов, А.Н Бурганов, H.A. Брацун, М.Н Смирнов, Ю.В. Александров, H.A. Матвеева, Т.М. Соколова, Г.В. Франгулян, С.М. Удалова, Е.М. Суровцева, Б.К. Орлов, В.И. Апухтина, А.П. Смоленков, М.А. Бурганова, А.Н. Ковальчук, С.А. Щербаков, Д.А. Пригов, В.И. Корнеев и др. Каждый из них разработал свой особый пластический стиль, нашел свою образность и символику. Но при этом в их творчестве прослеживаются общие, фундаментальные начала, являющиеся основой строгановской скульптурной школы. Это особенно важно, так как последняя треть XX - начало XXI веков - особый период в истории строгановской скульптурной школы. Его определяющим началом становится индивидуализация творческого процесса, при сохранении четких параметров школы.

Глава 4. Творческие методы Строгановской школы композиции

В четвертой главе дается анализ творческих методов и концепции формирования программ специальных дисциплин Строгановской школы скульптуры.

Программы кафедры Архитектурно-декоративной пластики —

Монументально-Декоративной скульптуры уникальны не только

охватом практически всех видов скульптуры начиная от малых

форм, кончая крупными монументальными ансамблями. Их

особенность в их универсальности .применительно к любой

стилистической конструкции, так как в основе метода и концепции

Строгановской школы скульптуры не следование за

поверхностным выражением узнаваемого почерка эпохи, но

решение вопросов синтеза архитектуры и скульптуры, на базе

26

общих законов архитектоники и пространственных структур, обуславливающих пластический язык и художественный образ.

В основные архитипические линии новой концепции Строгановской школы сохраняются: опыт классического наследия; отход от станковизма и натурализма в пользу монументального формообразования в фигуративной и портретной пластике и опыт традиции русского авангарда, привнесшего в композиции геометрику форм, столь необходимую для пластического языка новой скульптуры для поддержания синтеза искусств с современной архитектурой;

Уже в первом задании первого курса четко ставятся задачи, определяющие специфику изображения в архитектурно-декоративной пластике. Студентам предлагают создать композицию из растительных элементов в рельефе для наружной стены здания. Натуралистические приемы лепки растений преобразуются средствами архитектурно-декоративной пластики. Тончайшие листья и лепестки обретают массу, хаотично переплетенные стебли обретают ритмы. Вся композиция начинает выстраиваться на осях, подчиненных, прежде всего, архитектуре, в контексте которой будет помещен рельеф. Аналогично выстраивается задание на анималистическую тему в рельефе.

Задачи, поставленные в первом задании, усложняются далее введением в рельефную композицию фигуры человека. Необходимо учесть специфику передачи фигуры человека в рельефе, что само по себе предполагает отказ от натуралистического подхода в пластике и естественно влияет на трактовку художественного образа, обретающего декоративность и монументальность, как одни из основополагающих элементов Строгановской школы скульптуры.

Гордостью Школы являются рельефные композиции. Строгановский рельеф принципиально «неперспективный», т.е. он не зависит от точки зрения наблюдателя и не имеет ничего общего с визуальным сокращением объемных форм, его смысл — сохранение архитектурной плоскости как основы построения рельефа. Скульптурные формы не сокращаются, а раскладываются на плоскости, причем имеет место закон обратного сокращения: то, что выпукло и близко, должно быть плоско; то, что плоско и далеко, должно быть выпукло, — это законы ранней классики наиболее наглядно представлены в рельефах панафинейского шествия на Парфеноне.

В настоящий момент в программу обучения введено все многообразие видов и форм рельефа. Получили фундаментальную методическую базу такие сложные виды рельефа как свободно стоящий в пространстве рельефный объект, просечной рельеф, рельеф в ансамбле с круглой скульптурой.

С нарастанием усложнения задач проходят задания, сочетающие рельефную и круглую скульптуру. В них решение художественной и архитектурной целостности ансамбля являются приоритетными.

Среди выразительных заданий, позволяющих в полной мере проявить творческие способности студентов — памятник историческому лицу или событию, скульптурный знак-символ города, скульптура для парковых ансамблей, конный памятник.

Педагоги кафедры систематически корректируют учебные

задания, не нарушая общей методической базы и творческой

концепции Школы. Так в последние годы были разработаны и

введены актуальные на современном этапе задания по композиции

«Скульптура для религиозных зданий и сооружений»,

28

«Абстрактная скульптура», «Рельеф для протяженных стен (ограждения автобанов, больших территорий)», на основе которых были выстроены самостоятельные дисциплины.

Практически все профессиональные дисциплины взаимосвязаны. На каждом курсе в рамках предмета «Спецскульптура» в натуральную величину исполняется фрагмент модели основного задания по Композиции.

Дисциплинами «Макет», «Архитектурная графика» обеспечивается архитектурное сопровождение основного проекта.

Работу с разными видами материалов осуществляют в рамках дисциплины «Основы производственного обучения» (Материал), создавая скульптурные произведения из камня (мрамор, известняк), металла (литой и кроенный), керамики. Особый интерес на современном этапе привлекается к современным выразительным материалам, диктующим новые пластические условия.

Опыт матвеевской школы пластики продолжает развиваться в дисциплине «Скульптура», в рамках которой студенты осваивают работу с натурой. Аналогично заданиям по скульптуре выстроена программа дисциплины «Академический рисунок».

Все программы специальных дисциплин кафедры направлены на подготовку скульптора, способного на высоком художественном уровне решать весь комплекс задач связанный с монументальной и декоративной скульптурой.

Заключение

В Заключении диссертации подведены итоги научного исследования и сделаны выводы.

Строгановская школа скульптуры на современном этапе

является ведущей в ряду аналогичных школ российского,

29

постсоветского и европейского пространства. Ее значение для отечественной культуры трудно переоценить. Воспитанные в ее стенах скульпторы сегодня являются активными участниками художественного процесса, формируют культурный облик эпохи. Очевидно, что их Aima mater представляет собой одну из важнейших составляющих частей фундамента отечественной культуры.

В последнее время феномен художественной школы как важнейшего явления культурного пространства волнует многих исследователей. Все чаще звучат высказывания о тождественности понятия «художественная школа» для обозначения и национального искусства, и творческого образовательного процесса. Учитывая это, исследование истории, методики преподавания, художественного профиля, возможность преемственности традиций Школы как части национального художественного пространства, как часть культурной стратегии государства, необходимы.

Основным акцентом данного исследования стало понимание нерасторжимости процессов истории культуры и искусства и истории художественной школы в целом, и Строгановской школы скульптуры в конкретном случае. Рассмотрение развития Строгановской школы пластики в контексте отечественной истории необходимо для оценки ее творческого и эстетического кредо. Взаимовлияние государственных, общественных, художественных институций и художественной школы очевидно, хотя необходимо отметить, что понимание исключительной важности этого обмена еще не пришло.

Строгановская школа скульптуры за историю своего

существования в полной мере отразила все изменения, которые

30

произошли в государстве, социуме и культурном пространстве. При этом Школа сохранила, созданный на первоначальных этапах своего образования, стержень творческой, методической и художественной концепции. То, что эстетические и концептуальные основы Школы сохранены и способны не разрушаясь выдерживать актуальное развитие искусства и культуры, говорит о ее жизнеспособности и мощном потенциале.

Основные задачи Школы можно сформулировать как

участие в формировании интеллектуального и художественного пространства государства и общества;

- обеспечение условий для непрерывности процесса высшего художественного образования, как залога сохранения национальной художественной традиции;

- готовность оценивать и экстраполировать в учебно-методический процесс новации актуального художественного процесса с целью его обогащения

- создание условий для существования в контексте современного художественного процесса;

- сохранение своего творческого лица, в современном культурном пространстве; выстраивание фундамента Школы на принципах здорового консерватизма, способного сохранить творческие и методические традиции.

Здесь особо следует подчеркнуть тему консервативности Школы и тему преемственности. Эта необходимость связана с вопросами идентичности, сохранением культурной традиции, узнаваемого творческого лица.

Естественно, что консервативные и актуальные составляющие образовательного процесса всегда находились в

состоянии скорее не диалога культур, но диспута между ними.

31

Особенно остро это ощущалось в переходные периоды. Однако история Школы наряду с примерами острых конфликтов (периоды ВХУТЕМАС, начала 1960-х гг.) хранит и бесценный опыт преодоления их, благодаря которому современные метаморфозы высшей школы будут позитивно осмыслены и интегрированы.

Однако этот процесс должен быть двусторонним. Государство и общество должны оценить Строгановскую школу скульптуры как объект национального культурного достояния. На протяжении всей своей истории она демонстрировала нерасторжимость с отечественной культурной традицией, высокие художественные достижения, уникальность, истинные эстетические ценности.

Особо необходимо отметить демократическую педагогическую систему, сложившуюся на кафедре благодаря интеллектуальной и гуманистической позиции Г.И. Мотовилова и сохраняемую и на современном этапе. Важной задачей коллектив кафедры считает формирование скульптора - универсального масштаба, со своей индивидуальной художественной концепцией, что открывает широкую перспективу деятельности, позволяет художникам осуществить любую творческую задачу.

Особенностями творческого профиля школы стали:

- решение художественных и пластических задач с точки зрения синтеза скульптуры и архитектуры;

- специфическое формообразование, легко интерпретирующее при необходимости реалистические формы в монументально-декоративные, абстрагированные;

- особое внимание к тектонике пластической массы; возможность выстраивания любой формы или объекта как логической архитектурной конструкции, где определяющими

являются ритмы и соотношения больших объемов и плоскостей;

32

- работа с пространством. Интерьерная, городская и ландшафтная среда являются столь же важными материальными субстанциями, как и объемная пластическая форма. Вступая в конкретную среду, скульптор преобразует и трансформирует ее в соответствии с замыслом своего произведения. Ансамблевое мышление присуще всем выпускникам Строгановской школы.

Важнейшим аспектом, влияющим на формирование художественного языка и сложение уникальной методики Школы, является творчество выдающихся скульпторов и архитекторов (педагогов и учеников), связанных со Строгановской школой скульптуры. В определенной мере они повлияли на уникальность и индивидуальность Школы, способствовали высокому уровню ее позиции, формировали эстетические принципы и художественную методику. Изучение их опыта исключительно важно для понимания специфики Школы, как и исследование Школы, более полно позволит оценить их творческие биографии и феномен успеха в общеевропейском пространстве.

Жизнеспособность Школы подтверждает тот факт, что

достижения многих скульпторов-строгановцев высоко оценены

государством и обществом. Их монументальные произведения

украшают площади, а станковые хранятся в ведущих музейных

собраниях нашей страны и за рубежом. Сохраняя знаковые

художественные маркеры Строгановской школы скульптуры, они

все исключительно индивидуальны. Каждый обладает

неповторимым пластическим языком и эстетической позицией. На

начальном этапе это были выдающиеся мастера отечественной

культуры С.У Соловьев, Н.И. Андреев, Ф.О. Шехтель. В

послереволюционный период к ним присоединились И.В.

Жолтовский, А. Щусев, JI. Веснин, В. Кокорин , H.A. Ладовский,

33

B.Ф. Кринский, А.М. Родченко, И.А. Голосов, A.A. Веснин, М.Я. Гинзбург, В.И. Мухина. Возрождение школы связано с именем Г.И. Мотовилова, и его коллегами C.JI. Рабиновичем, И.А. Гильтером, P.P. Иодко. A.C. Кондратьевым, Е.Ф. Белашовой, Г.А. Шульцем,

C.Н. Волковым.

Последние десятилетия Строгановской школы скульптуры связаны с именем выдающегося скульптора А.Н. Бурганова, около 40 лет возглавляющего кафедру. Именно в эти годы, Школа преодолела прикладное направление архитектурной скульптуры и в настоящее время работает почти во всех жанрах и видах искусства скульптуры. Сегодня среди педагогов кафедры замечательные, выдающиеся скульпторы, внесшие весомый вклад в развитие школы монументальной скульптуры. Все они являются художниками высокого класса и активно участвуют в современном художественном процессе. Вновь для выполнения свой миссии Школа объединила талантливых и открытых художников, способных, учитывая актуальные художественные тенденции, привносить личностный творческий опыт в методический процесс, сохраняя при этом фундамент Школы.

Список опубликованных работ по теме диссертации:

1. Смоленкова Ю.А. «Идеальный город». Сборник докладов международной конференции «Скульптура: город и музей. Дом Бурганова» Москва, 2005 (0, 75 п.л.)

2. Смоленкова Ю.А. «А. Бурганов. Биография. Графика. Скульптура. Лирика»,- М.: ГТГ- 2006.- (1п.л.)

3. Смоленкова Ю.А. «Скульптура и город». Журнал Декоративное Искусство. - 2006. - №1(0, 5 п.л.)

4. Smolenkova J. "Pierre Cardin - Alexander Bourganov. Paris, Champs-Elysees" Paris, Artpress, 2008 (0,25 п.л.)

5. Смоленкова Ю.А. «Французские путешествия. Колонны и облака». Журнал Декоративное Искусство. - 2008. - №6 (0, 75 п.л.)

6. Смоленкова Ю.А. «Строгановская школа скульптуры как феномен русского искусства XX века».// научно-аналитический журнал «Дом Бурганва. Пространство Культуры» №4/2009, М.,2009 (0, 75 п.л.)

7. Смоленкова Ю.А. «Строгановская школа пластики. Период ВХУТЕМАСа».// сборник научных статей Вестник МГХПУ Декоративное искусство и предметно-пространственная среда №3/2010, М., 2010 (0, 5 п.л.)

8. Смоленкова Ю.А. «Скульптурное отделение ВХУТЕМАС. Архив Е.М. Коварской».// научно-аналитический журнал «Дом Бурганова. Пространство Культуры» №3/2010, М.,2010 (0, 75 п.л.)

9. Смоленкова Ю.А. «ВХУТЕМАС: методики и программы по скульптуре».// Пространство ВХУТЕМАС: Наследие. Традиции. Новации. Москва, 2010 (0, 5 п.л.)

Доклады и сообщения на конференциях:

1. Смоленкова Ю.А. «Идеальный город». Материалы международной научной конференции «Скульптура: город и музей». ЦВЗ Манеж, Москва, 2005 (0, 75 п.л.)

2. Смоленкова Ю.А. «ВХУТЕМАС: методики и программы по скульптуре». Всероссийская научная конференция ПРОСТРАНСТВО ВХУТЕМАС: Наследие. Традиции. Новации., МГХПА им. С.Г. Строганова, Москва, 2010 (0, 75 п.л.)

3. Смоленкова Ю.А. «Строгановская школа скульптуры как пример синтеза архитектуры и скульптуры». Ежегодная международная конференция МГХПУ «Синтез искусств», МГХПА им. С.Г. Строганова, 2010 (0, 5 п.л.)

4. Смоленкова Ю.А. «Строгановская школа скульптуры. Архив В.М. Акимушкиной». (0, 5 п.л.). Всероссийская научно-практическая конференция «Строгановские чтения». Усольский архитектурно-этнографический музей, Соликамский краеведческий музей, 2010

Отпечатано в Издательской группе «Бурганов-Центр» Москва, Б. Афанасьевский пер., 15 Подписано в печать 30. 10. 2011 Тираж 100 экз.

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Смоленкова, Юлия Анатольевна

Введение

Глава I. Сложение стиля и художественных методов.

Начальный этап сложения школы

Вхутемас - Вхутеин

Глава 2. Возрождение традиций школы

Специфика монументальной и архитектурной пластики в контексте ордерной системы. 1945

Глава 3. Строгановская школа монументальной пластики в условиях новой архитектурой программы.

Вторая половина XX - начало XXI веков

Глава 4. Творческие методы Строгановской школы композиции

 

Введение диссертации2011 год, автореферат по искусствоведению, Смоленкова, Юлия Анатольевна

В истории русской художественной культуры ХХ-ХХ1 веков особое место принадлежит Строгановской школе скульптуры как уникальному событию культурного пространства, как художественному воплощению политического опыта страны. Это явление, возникшее в системе Строгановского учебного заведения (мастерские-училище-институт-университетакадемия), в определенном смысле стало одним из важнейших составляющих фундамента российской школы пластики* XX -начала века.

Временными границами исследования стал период с начала XX века до первого десятилетия XXI века. Несмотря на то, что основные концепции Строгановской школы были заложены раньше, конкретная методика преподавания, обусловившая специфику школы скульптуры сложилась в середине XX века и успешно развивалась последующее время.

Состояние вопроса.

На современном этапе никаких исследований и специальной литературы, посвященных истории Строгановской- школы скульптуры, нет. Некоторые материалы о Строгановском училище, включающие указания на кафедру и мастерские скульптуры, опубликованы в периодических изданиях. Большей частью они имеют общий характер- и не касаются специфики такого крупного явления, каким является Строгановская школа скульптуры. К наиболее освященному научной и популярной литературой этапу развития Строгановской школы скульптуры относится период ВХУТЕМАС. Среди научных работ, посвященных этому явлению необходимо упомянуть целый ряд исследований и монументальный энциклопедический труд доктора архитектуры С.О. Хан-Магомедова1 ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН {М.,. 1990]. О выдающимся исследователе русского авангарда и создателе монографии о ВХУТЕМАСе Селиме ХангМагомедове особенно ярко высказался- Лаврентьев А. Н;: « В 70-е годы, немногие отваживались писать о художниках авангарда; которых считали формалистами. Книгу о Мавзолее Ленина он превратил в описание характерных авангардных течений 20-х годов. Здесь были репродукции проектов Татлина, Леонидова, Крутикова и Ладовского.

Записи бесед с Мельниковым? и Кринским, бывшими студентами архфака ВХУТЕМАСа составляют сотни страниц, из этого родилась, еще одна библиотека — монографии; об архитекторах. .

Он обследовал более 150 частных архивов. Иногда он приезжал к наследникам слишком поздно и заставал на даче лишь догорающий! костер? изшроектов; Иногда; удавалось спасти лишь, стеклянные негативы репродукций. Собрав, проанализировав и атрибутировав весь этот материал, он сделал общедоступной и общепонятной историю советской авангардной архитект}фы».

Однако таких последовательных исследователей, каким был С.О; Хан-Магомедов, было не много. Остальные исследования были практически разовыми изданиями, представляющими творчество того или иного художника. Отдельно изданы монографии, посвященные некоторым выдающимся представителям Школы: Г.И. Мотовилову (М. Нейман «Г.И. Мотовилов». Советский художник, Москва 1954г), Н. А. Андрееву

H. Дубовицкая. «H. Андреев».— M., 1970.), Ю.В. Александрову (H. Дубовицкая. «Юрий Александров». Скульптура. Мастера советского искусства. М.,1983), А.Н. Бурганову («Скульптор Александр Бурганов». М./ 2006 г.], В:А. Сидуру (М.В Сидур. «Вадим Сидур». М., 2004.), В.И. Корнееву, (Л.В; Марц. Вступительная статья. «Виктор Корнеев». М., 2011), А.Н. Красулине («Андрей Красулин; Образ жизни. Скульптура, живопись, графика». М., 2004), А.Н. Ковльчуке («А. Ковальчук. Скульптура». М., 2004), М.А. Бургановой («Мария Бурганова». M¿, 2005). О других представителях Школы (С.Л1 Рабиновиче, P.P. Иодко, Ю.В; Орехове, М.Н. Смирнове; М.М. Воскресенской, В.М. Акимушкиной, C.A. Щербакове; А.П. Смоленкове, Б.К. Орлове m др.) информацию; можно почерпнуть лишь во вступительных статьях к каталогам общих: и персональных: выставок, на: сайтах творческих союзов, Академии художеств. В 1995 году к 50-летию возрождения кафедры Монументально - декоративной скульптуры- была выпущена, брошюра о педагогах кафедры, носящая информационный характер. Ряд документов и фотографий был представлен на выставке «СкульптУРА ВХУТЕМАС», Галерей ВХУТЕМАС (музей МАРХИ) в декабре 2009 - январе 2010 г. Курсовые работы студентов-строгановцев 1950-60 годов экспонировались на выставке «Aima mater. Строгановка», август-сентябрь 2011, Московский государственный музей «Дом Бурганова».

Однако перечисленные публикации не обеспечивают целостного и исчерпывающего представления, о; Строгановской школе скульптуры. Таким образом, теоретическое исследование вопросов истории и специфики творческого метода Школы стало первым обобщающим трудом на данную тему.

Интерес к истории и методике Школы связан с новым этапом исторического развития, обусловленного глобализацией; миграционными процессами, результатом которых стала всеобщая культурная интеграция и унификация. В настоящий момент этой теме посвящено достаточное количество исследований, среди которых наиболее емкие высказывания принадлежат И.И. Комаровой: «В условиях становления и бурного развития информационной цивилизации и глобализации- мира' возникает острая проблема взаимодействия? и взаимовлияния^ национальных культур при необходимости сохранения? их самобытности. Ее решение связано с правильным пониманием исторических корней и традиций; этих культур» . В связи с этим резко обострилась проблема* осознания идентичности, значимости творческого наследия;, понятия высокого статуса российской, художественной школы. Очевидно, что сейчас идет формирование новых принципов культурной^ политики, учитывающих необходимость выделения- и- поддержания! на мировом: уровне статуса фундаментальных отечественных творческих институтов;: к которым по праву относится Строгановская школа в целом и, как ее важнейшая составляющая, Строгановская^школа скульптуры:

Актуальность исследования

Исследование и популяризация опыта и достижений Строгановской школы скульптуры актуальны: и? необходимы на современном?этапе в контексте набирающей обороты полемики о месте художественного образования в культурном пространстве в целом. Актуальный политический? лозунг, декларирующий вхождение России в "общеевропейский дом" иногда превратно истолковывается. «Формирование единой мировой цивилизации» б понимается как утрата национальной культурной специфики, низложение культурных институтов. Все чаще с позиций агрессивной вестернизации звучат призывы обучать в вузах только «современному искусству по европейским образцам»* упразднить академические программы как изжившие себя и не применимые в современной художественной практике. Такая позиция в отношении фундаментальных основ сформированных отечественной художественной школой с учетом общеевропейского классического наследия недопустима, так как влечет за собой разрушение сформировавшегося культурного пространства и как следствие утрату идентичности. Следует I согласиться с O.A. Снеговой, анализирующей эту проблему: «Эти тенденции характеризуют различные грани, проявления глобальных процессов в мировой культуре, показывают поистине «глобальный» масштаб глобализации в современном мире. <.>.

В частности, в этих условиях массовая- культура не только корректирует свою традиционную антиэнтропийную функцию, но и подчас угрожает осуществлению,культурной идентичности з условиях унификации ценностей, языка, стандартизации й универсализации образа жизни (одежды, быта, информации), музыки, кино, моды и т. д. Доминирующая (глобализирующая) культура, используя свое технологическое и информационное превосходство, навязывает свои ценности, нормы и стандарты другим культурам. Это приводит к нивелированию национальных особенностей, культурной «перекодировке» жизни многих стран и народов. Все это обусловливает острую практическую актуальность рассматриваемой темы»3.

Необходимость исследования истории, специфики и-достижений Строгановской пластики обусловлена так же тем; что ее программы по скульптуре и композиции положена в основу учебных программ практически всех национальных художественных школ постсоветского пространства, так как практически большинство ведущих скульпторов-монументалистов получили профессиональные знания в МВХПУ (б. Строгановском). Среди выпускников - ректоры, профессора, педагоги, ведущие мастера, которые формируют национальные школы скульптуры, опираясь.на традиции Строгановской школы архитектурно-декоративной пластики.

Задачи и цель исследования

Выделение Строгановской' школы скульптуры как выдающегося явления отечественной художественной культуры с уникальным опытом и традицией художественного образования, определило направления и задачи исследования, важнейшим среди которых стало:

- выявление художественных особенностей стиля;

- изучение, систематизация,,введение в научный оборот не публиковавшихся ранее документов и др. архивных материалов, связанных со Строгановской школой скульптуры;

- создание периодизации истории школы;

- выявление преемственности в творческом методе, программах, учебных заданиях.

В отдельный раздел вынесен анализ творческого наследия скульпторов - строгановцев и их влияние на формирование стиля Строгановской школы скульптуры. Сделана оценка положения Строгановской школы архитектурно-декоративной пластики на современном этапе. Все это определило возможность ввести в научный оборот термин Строгановская школа скульптуры.

Методика исследования

В основу метода исследования положена традиционная для искусствознания модель комплексного подхода, включающая:

- формально-стилистический анализ

- анализ предмета исследования в культурно-историческом контексте

- систематизация и обобщение полученных результатов

- исследование различных источников: архивов, программ, периодики, каталогов, монографических исследований и др. специальной литературы

- практическое участие в учебно-методическом процессе кафедры Монументально-декоративной скульптуры МГХПА им. С.Г. Строганова

Данный комплексный метод исследования позволит осветить изучаемый предмет многосторонне и, с наибольшей полнотой

Источниковедческая база исследования

Архивные документы, аудио-архивы, фото-архивы, произведения искусств (музейные, частные коллекции), монографии, каталоги, альбомы, периодические издания, сборники статей (в том числе материалы «круглых столов», конференций, семинаров и симпозиумов], справочники, энциклопедии, перечень которых входит в научный аппарат диссертации (примечания, библиография, приложения: документы, иллюстративный материал).

Научная новизна работы заключается:

- в определении Строгановской школы скульптуры как уникального и выдающегося явления отечественной и общеевропейской* культуры ш оценка ее положения на современном этапе развития культуры и системы художественного образования в целом;

- в анализе художественных особенностей стиля и выявлении г основополагающих неизменных принципов творческого метода и художественной лексики пластического языка;

- во введении в научный оборот термина^ Строгановская школа скульптуры

- в изучении, систематизации; введении» в- научный» оборот не публиковавшихся ранее документов и др. архивных материалов, связанных со Строгановской школой скульптуры.

В процессе работы над диссертацией- был собран, изучен т архивирован* обширный историографический; документальный аудио и, фотографический материал (протоколы заседаний кафедры, архивные справки, личные дела, архивы ВХУТЕМАС, МВХПУ, МГХПИ, МГХПУ, МГХПА им. С.Г. Строганова, МАРХИ, личные архивы), относящийся1 к истории кафедры монументально - декоративной- скульптуры, выдающимся педагогам, а так же отличившимся- студентам, в котором просматривается незыблемость программ и методики обучения на протяжении десятилетий существования кафедры.

Материалы диссертации в дальнейшем могут быть применены:

- при постановке задач культурной политики в аспекте сохранения отечественного культурного наследия;

- при подготовке учебных программ, лекций, практических занятий в художественных ВУЗах

- при создании музейно-выставочных проектов, связанных со Строгановской школой скульптуры.

Рассматривая историю русской скульптуры, следует отметить, что> необходимость в монументальной и парковой скульптуре, декоративных рельефах, организующих плоскости фасадов, мемориальной пластике всегда ощущалось остро. Очень скупо в пространстве городов была представлена; тема памятников и монументов. Тем не менее, развитие градостроительства, стилистические особенности, архитектуры, пример художественной' организации европейских городов средствами^ скульптуры насущно, требовали обязательного участия скульпторов-монументалистов.

Не смотря* на то, что формально открытие специализированной кафедры Архитектурно декоративной пластики состоялось, в 1945 году, художественные основы и творческие методы Строгановской школы скульптуры сложились гораздо раньше. С самого начала, все виды искусств, преподаваемые в Строгановской школе, были ориентированы на синтез, искусств. Эта основная концепция была сформирована целой плеядой замечательных скульпторов, чье творчество и педагогические методы легли в основу создания самостоятельной уникальной программы, отличающей

Строгановскую школу от других направлений в отечественной и зарубежной скульптуре.

Анализируя развитие скульптуры в России, можно с уверенностью сказать, что русская школа монументальной пластики XX века формировалась и развиваться в рамках Строгановской школы.

 

Список научной литературыСмоленкова, Юлия Анатольевна, диссертация по теме "Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура"

1. Агитационно-массовое искусство первых лет Октября: Материалы и исследования. М, 1971.

2. Агитация за счастье. Советское искусство сталинской эпохи: Каталог выставки.: Дюссельдорф; Бремен, 1994.

3. Айрапетов Ш.А. О принципах архитектурной композиции Й.В.Жолтовского.

4. Академик архитектуры, заслуженный деятель науки и искусств И.В. Жолтовский: перечень важнейших построек и проектов. М., 1957.

5. Алпатов М.В. Этюды по истории русского искусства: в 2-х т. М.: Искусство, 1967. Т. 2.

6. Андрей Красулин. Образ жизни. Скульптура, живопись, графика. М., 2004

7. Аркин Д. Разговор о Жолтовском. "Архитектура СССР", № 5, 1940, с. 5458.

8. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. М., 1984.

9. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

10. Архитектор И.В. Жолтовский и архитектурная мастерская школа Жолтовского (каталог путеводитель по фондам музея им. А. Щусева. М., 1985.

11. Астафьева-Длугач М.И. О градостроительных взглядах И.В. Жолтовского. -В сб. "Проблемы истории советской архитектуры", под ред. С.О. Хан-Магомедова, вып. 2, М., 1976.

12. Афанасьев К. Н. А. В. Щусев. — М.: Стройиздат, 1978.

13. АХРР, Ассоциация художников революционной России: Сб. воспоминаний, статей, документов. М.: Изобразительное искусство, 1973.14. .Бакушинский А. В. Н. А. Андреев. 1873—1932. — М., 1939.

14. Бакушинский А. В. Н. А. Андреев. 1873—1932: — М., 1939.

15. Бакушинскии А.В. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды. М: Советский'художник, 1981. (Б:ка искусствознания).

16. Бартенев И:А'. Воздействие Палладио и класицизма на советскуюг архитектуру. Сб.: Андреа Палладио и, мировая художественная культура. Вып; 6., М.,1999'

17. Бархин Б. Опыт мастеров и классического наследия в педагогической практике 40-50-х гг. с. 191-194.

18. Бархин М.Г. Метод работы зодчего. М., 1981.

19. Бассехес А.И. За сорок лет: Театр. Скульптура. Живопись. Графика. М: Советский художник, 1976. (Б-ка искусствознания),

20. Библиография изданий' (1973-1983), посвященных современному советскому искусству // Проблемы и тенденции советского, станкового искусства: Сб. ст. М: Советский художник, 1986.

21. Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов: Материалы, документы, воспоминания. М.: Советский художник, 1962.

22. Бурганова М.А. «Искусство скульптуры». Каталог выставки . Mi, 2010

23. Бурганова М.А. «Последняя утопия советской эпохи. Власть и искусство в годы «оттепели». Журнал «Собрание», №1. М., 2009

24. Бурганова М.А. В .А. Ватагин и Стргановская школа пластики. Доклад на научной конференции ГТГ . М., 2009

25. Бурганова М.А. Лексикон пластики. Александра Бурганова; «Стиль мастера»: Сб. ст. серия «Эпохи, стили, направления»PAX, НИИ ТИИИ PAX. М., Памятники исторической мысли,-М., 2009

26. Былинкин Н. Архитектура сталинской эпохи. "Архитектура и; Строительство", №"1:3; Mí,194728: Былинкин Н: О теории композиции. И.В. Жолтовского. "Архитектура СССР", №5,1940,50-53.

27. В.И1 Ленина и изобразительное; искусство: Документы. Письма. Воспоминания / Сост. В.В. III леев. М: Изобразительное искусство, 1977.

28. В.И1 Ленин o¡ литературе и искусстве. М: Художественная литература, 1976. 5-е изд. (1-е изд.: 1957.)3Ü. Васькин А. А. Русские архитекторы: Федор Осипович Шехтель (1859—1926); // Актуальные проблемы современной науки. — М.: 2008. — № 1.

29. Великая утопия: Русский и советский авангард 1915-1932 гг.: Каталог выставки. Берн; Москва; 1993;

30. Власов А.В; Зодчий^ Ученый Педагог (К 85-летию академика архитектуры И.В! Жолтовского); - "Советская архитектура", № 4,1953

31. Всесоюзная Сельскохозяйственная Выставка. Павильоны и сооружения. М.,1954

32. Выставки советского изобразительного искусства: Справочник. М.: Советский художник, 1965-1981. (Т. 1: 1917-1932. М„ 1965; Т. 2: 1933-1940. М., 1967; Т. 3: 194115636,37,38