автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.14
диссертация на тему:
Сценические особенности плавтовской паллиаты

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Красавина, Нина Константиновна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.14
Автореферат по филологии на тему 'Сценические особенности плавтовской паллиаты'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Сценические особенности плавтовской паллиаты"

дадагадокий ордена леника и ордена трудового красного знамени

государственный университет миологический факультет

На правах рукописи

КРАСАВИНА Нина Константиновна

УДК 871 (092)

СЦЕНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШАВТОВСИЭЙ ПАЛЛИА1Ы

Специальность 10.02.14 - классическая филология

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Ленинград, 1991

л

Работа выполнена на кафедре классической филологии . филологического факультета Ленинградского государственного • университета

Научный руководитель: доктор исторических наук,

профессор А.И.Зайцев. Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Л.И.Савельева, кандидат филологических наук, доцент Н.А.Федоров.

Ведущее научное учреждение: Симферопольский государственный

университет..

Защита диссортации состоится "'{т"* Л- 1991 г.

на заседании специализированного совета.К 063.57.34 по присуждению ученой степени кандидата наук в Ленинградском государственном университете /Университетская наб., д.II/.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке университета.

Автореферат разослан "-^Е" СЛМТИ^Л 1991г.

/

Ученый секретарь специализированного совета

М.Ю.Котоаа

Римская паллиата - это явление не только литературное, ко и театральное. Комедии Плавта были предназначены для театральной постановки и получали своя жизнь лишь в сценическом воплощении. Изучение этой стороны плавтовской паллиаты, интересное само по себе, в некоторых случаях позволяет решить вопросы, связанные с драматургией и сценической техникой Плавта. В этом состоит актуальность темы исследования. Кроме того, в связи с публикацией в 1966 г. папирусного отрывна из комедии Менандра "Дважды обманываздий", послужившей оригиналом для плавтовской пьесы "Вакхиды", впервые появилась возможность дать сопоставительный сценический анализ плавтовской комедии и ее греческого оригинала.

Новизна исследования заключается в подходе х проблеме сценического воплощения плавтовской паллиаты. В диссертации во взаимосвязи рассматриваются вопросы устройства плавтовской сцены, и на этой основе дается конкретный сценический анализ двадцати комедий Плавта.

В диссертации нашли отражение работы, посвященные вопросам устройства плавтовской сцены (В.В.Варнеке, В.Бир, М.Свобода, В.Дя.Розивач и др.), а также исследования по проблеме "Плавт и его оригиналы" (Фр.Ричль, Фр.Лео, Э.Френкель, Ч.Квеста, К.Гай-зер, А.Приммер, И.М.Тронский и др.).

Задачей диссертации является изучение очень важного, на наш взгляд, аспекта плавтовской паллиаты - ее сценических особенностей.

Основном Методом исследования является историко-филологический анализ текста с привлечением античных литературных свидетельств и археологических данных.

Научно-практическая ценность работы заключается в той, что ее результаты могут быть использованы в курсах лекций по древнегреческой и римской литературе, а также по истории античного театра.

Апробация работы. Диссертация обсувдена и одобрена на заседании кафедры классической филологии Ленинградского университета. Материалы исследования были изложены в докладах. По теме диссертации автором опубликованы две статьи.

Структура и содержание работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.

Во введении ставится проблема сценического воплощения плавтовской паллиаты, которая имеет большое значение для понимания комедии Плавта не только с точки зрзнил сценического оформления, но и с точки зрения композиции.

В первой главе рассматриваются вопросы, связанные с устройством плавтовской сцены. Источниками в этой области служлт античные литературные свидетельства, археологические данные, и глаьньд: образом, сами пьесы Плавта.

Как известно, сценические игры в Риме были связаны с ежегодными празднествами. Во времена Плавта постоянного театра в Риме не было. Для сценического представления строился деревянный помост, соответствующий нашей сцене. Сзади к нему примыкала стена (сссспао ¿гопз), которая составляла задало декорацию И имела двери, обозначавшие вход в дом или храм. Кроме этих входов актеры пользовались еще двумя боковыми, которые в греческом театре назывались с^оЛг. Занавеса не было, и сцрна на протяжении всей пьесы оставалась открытой. Зот то немногое, что нам известно о плавтовской сцене.

По вопросу о количестве дверей среди исследователей единого мнения нет. Античные свидетельства (Поллукс, Витрувий) указывают на три. Современные исследователи считает, что для разных комедий требуется резное количество дверей Сот одной до трех) -В.Бир, Дк.Э.Дакворт, М.Свобода, В.Д.Рэзивач.

Очень важным для понимания сцзнической стороны плавтовских пьес является вопрос об апвХрогЧил. На сегодняшний день существует две точки зрения. Согласно одной из них, аг^рогЪиа -это переулок между двумя домами, показанный на сцене (Э.Райш,

A.Мюллер, Э.Рэмбо, Ы.Дясонстон и др.), согласно другой - улица, проходящая позади домов персонажей (Ф.В.Хара, Дк.Э.Дакворт,

B.Бир, В.Дк.Розивач). Анализ соответствующих мест в плавтовских комедиях показывает, во-первых, что опв1рог1;ит всегда обозначает у Плавта переулок в противоположность улице, и, во-вторых, что он ке был показан на сцене, а мыслился слева и справа от домов персонажей, стоявших вплотную.

Выводы об аод1рог"Ьит являются необходимой предпосылкой для

решения вопроса о '/сзиьиаид, который имеет больное значение для понимания устройства плавтовской сцены и построения мизансцен. Одни исследователи изображают vestibulшn в виде портика (К.Рис, В.Лундстрем, К.О.Дальман, Б.В.Варнеке), другие считают, что он имел вид нрбольиого" навеса над дверью, поддерживаемого двумя колоннами (М.Бибер. М.Свобода). Пам кажетсч, что уегД1Ьи1ит представлял собой не просто небольшое углубление, как полагают некоторые исследователи (В.В.Муни, Дж.Э.Даксорт), а просторную нишу с дверью в глубинз, так как он используется в сценах пирушек ("Ослы", "Привидение", "Перс", "Стих"). При этом мы сталкиваемся с тем, что персонажи, появляющиеся па сцене, подолгу не замечают пирующих в уозиьи1ит. Выводы, касающиеся уез1;1&и1ит, необходимы, в частности, для правильной интерпретации одного запутанного места в комедии "Вакхиды" (ст. 768 сл.), от которого зависит сценический анализ'данной пьесы.

Говоря о сценических особенностях, нельзя не коснуться вопроса о делении на акты. В настоящее время среди исследователей преобладает мнение, что римская паллиата никогда не знала деления на акты. Вопрос этот очень сложный и в настоящее время не мояет быть решен окончательно, так как есть веские аргументы в пользу той и другой точки зрения. Возможно, критерии антракта в паллиате были иные, нежели в ковоаттичэской комедии, и в первую очередь это касается такого критерия, как "пустая сцена", о котором упоминает Донат. Дело в том, что ни одна комедия Теренция, если применять этот критерий в общепринятом смысле, не может быть разделена на пять актов. Между тем Донат везде выделяет пять актов, опираясь именно на этот критерий. Напрашивается вывод, что е понятие "пустая сцена" он иногда вкладывает иной, чем мы, смысл. С учетом предложенной нами гипотезы о уез1;3.ьи1шг1, можно предположить, что в этих случаях персонаж находится в глубине сцены, у дверей (в '/есигиашп).

Как бы мы ни решали вопрос о делении на акты, бесспорным остается одно - плавтовские комедии исполнялись с паузами, во время которых выступал флейтист (ср. Рэеий. 573а).

Во второй главе дается сценический анализ двадцати комедий Плавта с учетом полученных в первой главе выводов. Сначала рассматриваются полностьс дошедшие пьесы.

В комедии "Пуниец" дома на сцене располагались в следующем порядке: храм Венеры, Лик, Агорастокл. Форум находится справа*, гавань- слева. Vestibulum используется как укрытие трижды: I) Мильфион вызывает из дома Агорастокла (ст. 205), и вместе они подслуаиваят разговор Адельфасии и Актерастилкды. Мизансцена типичная: юноша и раб находятся в vpstibulun (в данном случае 'в правом), а девуаки на открытой сцене у дома Лика. Это дает возможность находящимся в vestibulum персонажам некоторое время оставаться незамеченными и, таким образом, вносит элемент правдоподобия в сценическую ситуации. 2) Мильфион отходит в правый vestibulu-n (ст. 822). а появившийся из храма Синкераст останавливается на открытой сцене. Аналогичную мизансцену мы встречаем в конце пьесы. Ганнон и Агорастокл прячутся в правый \estibulun (ст. 1173), а вышедшие из храма Адельфасия и Антерастилида останавливаются на открытой сцене, в левой части сцены.

После ст. 1273 необходима пауза в игре, так как персонажи уходят на фору»;. Монолог Ганнона (ст. 1274-1276) доказывает, что он возвращается от претора. Если после ст. 1273 был перерыв в игре, то для этой комедии достаточно пяти актеров.

В комедии "Псевдол" сцена изображает улицу, на которую выходят дома Баллиога, Симона и Каллифона. Анализ показывает, что дом сводника располагался в левой части сцены. Зорум находится справа, гавань - слева.

Центральный vestibulum три раза используется как укрытие. Туда дважды отходит Псевдол: один раз в ст. 414, увидев возвращающихся с форумг. Сш.:она и Баллиона, а второй раз - в ст. 593, заметив идущего из гавани Гарпага. Аналогичная мизансцена встречается еще раз. Симон и Баллкон прячутся в центральный vesti-buiuis (ст. 1102), а Гарпаг появляется слева и останавливается на открытой сцене несколько в стороне, не замечал наблюдающих за ним стариков.

Особое место в композиции пьесы занимает монолог раба (ст. 767-789), функция которого состоит в том, чтобы затушевать антракт, который, вероятно, был в этой месте в оригинале.

Ст. 573а указывает на то, что в этом места была пауза в

* Здесь и далее направление дается с точки зрения зрителей.

игре, во время которой выступал флейтист. Вряд ли такую паузу можно считать исключением. Скорее всего это черта, присущая всем плавтоЕСКим пьесам.

В комедии "Хвастливый воин" дома располагались в следующей последовательности: Периплектомен, Пиргополиник, Акротелевтия. Форум находится справа, гавань - слева.

Уез1;1Ьи1ига дважды используется как укрытие. Заметив Плев-сикла, Еалестрион и воин отходят в правнй чеиШлаша (ст. 1283), а юноша появляется слева и останавливается на открытой сцене, у центрального дома. Другой случай связан с использованием центрального уез-Шш1ша, откуда Палестрион и Пиргополиник наблюдают за вдаедаиии (ст. 1216) из соседнего дома Акротелевтией и Мильфидкппой, которые разговаривают на открытой сцене.

Лексический анализ ст. 593 сл., а также сценический анализ соответствующих мест не дают оснований приписывать Плавту несоответствие в местопребывании Скеледра.

Что касается пауз в игре, то, по крайней мере, в одном месте (после ст. 1393) она необходима, так как в противном случае потребовалось бы шесть актеров.

В комедии "Тги монеты" дома располагались в таком порядке: Фильтон, Хармид, Лесбоник. Форум находится справа, гавань - слева.

Как укрытие 7ез1;1Ьи1ш11 используется трижды. Появившийся со стороны гавани Хармид, заметив сикофанта, прячется (ст.842а) вт- лезый уез-цьи1и--з, чтобы понаблюдать за ним, а тот выходит на сцену с противоположной стороны и затем стучит в дом Хармида (ст. 868). Тот же Хармид, заметив возвращающегося с форума Ста-сима, отходит в центральный чез1;1Ьи3.ит (ст. 1007), чтобы понаблюдать за ним. Третий случай. Стоящий у правого дома Стасим при виде Лисителя и Лесбоника отходит вглубь увз-ЫЬцХцт (ст. 625). Иногда находящийся в уеаиьиХша персонах не видит другого, стоящего неподалеку на открытой сцене. Так, разговаривающие у правого дома Лесбоник и Стасим не замечает йильтона, пока тот сам к ним не подходит (ст. 432).

Комедия производит впечатление полной (наличие пролога, отсутствие несоответствий, связанных с нарушением театральной традиции) , Ни в одном месте пауза в игре не является обязательной

с точки зрения чисто сценического решения.

В комедии "Менехкы" сцена изображает улицу, на которую'выхода дома Эротии, Менехма I и отца гатроны. Форум мыолится справа, гавань - слева.

Центральный усз1;1ьи1ил дееяды используется как укрытие. Туда прячутся (ст. 570) матрона и Пеникул, заметив возвращающегося с форума Менех!.:а I, который останавливается на открытой сцене несколько в стороне от них. В центральный уез!аЬц1ат. отходят т-жже отец Менехма I и лекарь (ст. В98), увидев Ыенехма П, который появляется со стороны гавани и произносит свой монолог в левой части сцены. Есть случаи, когда персонаж не использует уевг1Ъи1шп как укрытие, но, оказавшись там, некоторое время остается не замеченным другими персонажами- Так, матрона долго не видит отца, поющего кантик у дверей своего дока (ст. 753774), а возвращающийся из гаЕани Мессенион (ст. 965) долго не замечает Менехма I, сидящего на алтаре у центрального дома.

Комедия дома полностью. С точки зрения сценического решения желательна пауза в игре после ст. 700, так как после ухода Менехма I влево в следующем (701) стихе оттуда появляется Менехм П.

В комедии "Пленники" игровое пространство включает три дома: Эргаскл, Регион, брат Гегиона. Форум находится справа, гавань - слева.

Только один раз уеэ-1;:.Ъи:1.ит используется как укрытие. Регион, заметив вдали Эргасила, остается в уез1;1Ьи1шп правого дома, откуда он вышел (ст. 781). Эргасил, выступающий в этой сцене как "о'егущий раб", появляется из гавани и останавливается у левого дома с длинным монологом, обращенным к зрителям.

Комедия сохранилась полностью. С точки зрения сценического решения желательна пауза после ухода Эргасила в дом Гегиона (ст. 908) до появления мальчика (ст. 909), расс.казаЕиего о "подвигах" параента на кухне и в кладовой.

В комедии "Касина" дома располагались в следующем порядке: храм Верности, Лисидам, Алкесиы. йорум находится справа.

Уеа«Ьи1ша используется ках укрытие дваяды. Халин отходит в левый уев-Ш)и1шп (ст. 436), чтобы подслушать разговор Лисида-ма и Олимпиона. Туда же прячутся Клеострата, Миррина и Парда-лисха, чтобы устроить засаду Лисидаму (ст. 874). Есть случаи, когда появляющийся на открытой сцене персонаж не замечает нахо-

дящегося в ve3tibulu.-n. Tat, возврэдгшцийся с. форума Лисидам (ст. 563) долго из видит стоящую у дома жену, а идущий с рынка повар нв замечает находящихся в центральном vestibulura Диси-дама и Клеострату.

Для этой комедии достаточно пяти актеров, если предположить, что Пардалиска убегает влего за кулисы (ст. 936), а потом появляется в роли Хал'г.на (ст. 960). С точки зрения сценического решения ни в одном месте пауза в игре не является обязательной.

В комедии "Купец" дома располагались следующим образом: Де-мифок, Лисимах, "пустой" дом. Форум находится справа, гавань -слева.

Дентральнчй ve3tibuium используется как укрытие один раз. Туда прячется Харин (ст. 110). заметив бегущего Аканфиона. Есть случаи, когда стоящий в vestibulura персонаж некоторое остается незамеченным, или сам не замечает другого персонала, находящегося на открытой сцене. Так, возвращающийся из гавани Харин (ст. 335) очень долго не замечает стоящего в центральном vestibulura Деиифона, а выведшая из дома Лисимаха Дориппа (ст.700) не видит находящегося в правой части сцены и наблюдающего за ней мужа. Есть сцена (ст. 830 слл.), где персонажи (Харин и Ев-тих) , находясь каждый в своем vestibulun, на протяжении 20 стихов не видят друг друга, что также является доказательством того, что veatibuiu.Ti имел вид углубления.

Как показывает анализ, упоминаемый в пьесе алтарь Аполлона (ст, 675) стоял в vestibulun дома Лисимаха.

Что касается перерывов в игре, то с точки зрения сценического решения они необязательны.

В комедии "Канат" на сцене могло быть показано жисище жрицы Птолемократии (ст. 329, 350), составлявшее одно целое с храмом, но имевшее отдельна.» вход. Дома располагались в следующей последовательности: Птэлемократия, храм Венеры, Демонес. Город и форум находятся справа, гавань и морской берег - слева.

Vestibulura ни разу не используется как укрытие, однако есть примеры, когда оказавшийся в vestibulum персонаж какое-то время остается незамеченным. Так, появившийся со стороны морского берега Плесидипп (ст. 8Э) не замечает находящегося в правом vestibulum Ск^парниона, а идущий из города Трахалион (ст. 306) -молящихся в vestibulum храма рыбаков. Инопда стоящий в veati-

Ъи1ил1 персонаж не видит находящихся на открытой сцене. Так; выведший из храма Скепарнион (ст. 559) не замечает разговаривающих в левой части сцены Лабрака и Хармида. Анализ показывает также, что Палестра и Ампелиска исполняют свой кантик слева за кулисами (ст. 185-254). Для этой комедии достаточно пяти актеров, если допустить, что девушки по приказу Демонеса входят в храм (ст. 707), а не остаются на сцене, как считаат некоторые исследователи.

В комедии "Клал" на сцене были показаны дома Мегвдора, Эв-клиона и Эвномии. Храм Верности мыслился рядом с домом Эвномии, справа за кулисами. В той же стороне находились форум и роща Сильвана.

Уез1;1Ьи1ип используется как укрытие один раз. Заметив вышедшего из храма Эвклиона, раб Ликонида отходит вглубь усб-Ы-Ьи1ит (ст. 66в). И в этой комедии есть случаи, когда находящегося в vestit-ulu.il персонажа не сразу замечают. Так, возвращающийся с форума Мегадор (ст. 475) долго не видит стояшего в центральном уезиьиЗлш Эвклиона, а сам Звклион - раба Ликонида, сидящего на алтаре в чез^Ьи.Хип дома Мегадора (ет. 606),

В комедии "Привидение" на сцене были изображены дома Масар-гирида, Феопропида и Симона. Форум и деревня находятся справа, гавань - слева.

Уев1;1Ьи1шп используется как укрытие дваъды. Желая устроить Феопропиду засаду, Транион прячется в правый уез-ыьиЛша (ст. 429). Он же, заметив вышедшего из своего дома Симола, отходит в центральный уез-Шлаша '(ст. 637), чтобы потихоньку понаблюдать за стариком. Здесь, как и в других комедиях, есть случаи, когда стоящий в уев-ЫЬиЛша персонаж довольно долго не замечает находящихся на открытой сцене. Так, вышедший из дома Мисаргирид (ст. 532) долго не видит Траниона и Феопргпкда, & разговариваю-^ щие в центральном уезШиаиа йилематия и Скафа - наблюдающего за ними Филолахета.

Отсутствие пролога, который имеют все полностью дошедшие пьесы, возможно, является результатом театральной ретрактации, так как первая сцена производит впечатление полной.

В комедии "Амфитрион" на сцене бьии изображены дома Кроонта, Амфитриона и храм Юпитера, форум мыслится справа от зрителей, гавань - слева. Примечательно, что Фивы у Плавта портовый город.

Это является доказательство'«! того, что театральная традиция паллкатк в этом отношении не считается с реалиями.

В комедии используется только центральный vestibulum. Туда прячется Меркурий (ст. I52V, заметив идущего из гавани Соси». Есть также одно место-, где нэходящийсй в vestibulum персонаж некоторое время не видит стоящих на Открытой сцене. Вышедшая из дома Алкмена (ст. 633) долго не замечает разговаривающих в лесой части сцены Амфит*ржжа и Соси»,

Как показывает сценический анализ-, монолог Юпитера (ст.П31-J.I43) звучал за сценой. Что касается пауз в игре, то после ухода Юпитера в сторону гавани, (ст. 550) она необходима, так как в следующем (551) стихе оттуда появляется Амфитрион.

В комедии "Ослы" относительное положение домов на сцене следующее: Клеэрета, Деменет, Диабол-. Форум находится справа, гавань - слева.

Правый vestlbulun «пользуется как укрытие дважды. Туда прячется Либан, один раз в ст-, 266, заметив бегущего из гавани Леонида, а второй раз - при виде купца из Пеллы (ст. 380). Левый vestibulum используется d Сцене пирушки. Вышедиие (ст.851) из дома Деменета Артемона и "napéttítf'T замечают пирующих лишь в ст. 880. Зто говорит о том, что vestibulum имел вид углубления перед дверью и был достаточно просторный.

В комедии есть противоречия, связанные с нарушением театральной традиции. Юноша Аргирипп-, ушедпий на форум (ст. 248), в ст. 591 вместе с пиленией выходит из дома сводницы. На наш взгляд, зто несоответствие объясняемся лакуной между ст. 503 и 504. Перерыв в игре желателен после ухода Аргириппа на форум (ст.248) до появления оттуда Либана (сТч 249), так как по сюжету они не должны встретиться. Пауза в игре необходима также после ст.745, так как в противном случае потребовалось бы шбсГЬ актеров.

В комедии "Шкатулка" расположение домов следующее: Меленида, Алкесимарх, Демифон. Форум находится справа.

Как укрытие vestibulum используется один раз. Закатив бегущего с форума Лампадиона, ¡¿гленида отходит в левый vestibulär (ст. 534). Есть случаи> когда уже находящиеся & vestibulum персонажи, потихоньку набредают за вновь появившимся. Стоящие в правом vestibulum Фанострата и Лампадном подсматривают за вышедшей из дома Алкёсйыарха Галиской (ст. 671). Иногда появивший-

ся на открытой сцена персонаж не замечает находящегося в уез-Ь1-Ьи1иш. Так, возвращающийся с форума Деыифон (ст. 774) сначала не видит стоящего в центральной vestibu.iu.-n Лампадиона.

Как известно, пьеса дошла с большим лакунами. Косвенно на это указывает ее объем (787 стихов). Что касается сохранившегося текста, то ни в одном месте паула в игре не является обязательной с точки зрения сценических требований.

В комедии "Эпидик" дома располагаются в следующем порядке: Апэкид, Хэрибул, Перифан. £орум находится справа от зрителей, гавань - слева. Как укрытие \-саЫЪи1ип используется один раз. Идущие из гавани Стратиплокл и Хэрибул не замечают отошедшего при их появлении в центральный vestibulшll Эпидика (ст. 103). Иногда, оказавшийся в уоа11Ъи1шз персонаж, оставаясь неяамечен-нии, наблюдает за другим персонажем. Так, появившаяся со стороны гавани Филиппа (ст. Ь26), не видит стоящего в центральном уез1;1Ьи1ит Еерифана, а возвращающийся с форука Эпидик (ст. 610) - Стратиппокла. Наоборот, оказавшийся в уезиьи1ит персонаж иногда не видит находящегося на открытой сцене. Так, разговаривающие у дома Апэкида старики не замечают вышедшего (ст. 181) из центрального дома Эпидика, в то время как тот их видит.

Комедия производит впечатление неполной. Во-первых, в манере Плавта было бы более подробно разработать тему "мнимой дочери", т.е. показать на сцене всю интригу, связанную с арфисткой Акрополистидой. Кроне того, трудно поверить, что комедия, которую Плавт, по его собственному признанию любил больше других (БассЬ. 214), была такой короткой (733 стиха). И наконец, бросается в глаза отсутствие пролога, который имеется во всех полностью дошедших плавтовских пьесах.

В комедии "Куркулион" расположение домов на сцене следуздее: Каппадок, храм Эскулапа, Федром. Форум находится справа от зрителей, гавань - слева. Есть случай, когда оказавшиеся в -чез«-Ьч1ит персонажи используют его как укрытие. Так, стоя у дома Федрома, Падинур и Седром наблюдают за Куркулионом, который появляется со стороны гавани (ст. 280). Иногда находящийся в уеаиьи1ит персонаж некоторое время остается незамеченным. Так, вышедший из дома Федрома Куркулион (ст. 384) сначала не видит стоящего у храма менялу. Есть одно место, где персонажи довольно долго не замечают друг друга, так как находятся.в сосед-

них veotibuiua (сидящий на алтаре у храма Ферапонтигон и вышедший в ст. 591 из дома Федрома Куркулион).

В пьесе встречаются непоследовательности, связанные с нарушением театральной традиции. Так, приехавший из Карии воин появляется с правой стороны, а сцена диалога между ним и Ликоиом (ст. ооЗ слл.) явно производит впечатление неполной. Кроме того, ушедвие в сторону гавани (с':". 524) Кургулион и Планесия появ-ляатся на сцене уже из дома Йедрома (ст. 591). Это заставляет предположить лакуну мевду ст. 532 и 533, которую допускает также общий с5ъем пьесы (72Э стихов). К этому можно было бы добавить, что в комедии отсутствует пролог.

Для комедии "Стих" можно предложить следующую cxe¡-y располо-тмшкя домой: Паыфилипп, Эпигном, Геласим. Дом Антифона мыслился поблизости, справа за кулисами (ср. Aux.). Форум находится справа от зрителей, гавань - слега. Vestihulun один раз используется в пьесе как укрытие, куда Геласим прячется (ст. 273), заметив Линакия. Тот появляется из гавани, а парасит, наблюдает за ним из правого vestibulum. Иногда находящийся на открытой сцене персонаж не видит стоящего в vestibulura. Так, разговаривающие в левой части сцены Антифон и Памфилипп не замечают вышедшего (ст. 523) из своего дома Эпигнома. Аналогичная мизансцена есть в конце пьесы, с той ликь разницей, что появивзийся из гаваш. Сагарин (ст. 649) первый замечает стоящего в центральном vestibulua Стиха. Vestibulum используется также в сцене пирушки рабов, которая происходит перед домом Памфилиппь. Сценический анализ показыпает, что разговор двух сестер в начале пьесы идет в vestibulum дома Памфилиппа, а не Эпигнока, и поэтому следует оставить то распределение реплик, которое дают в этом месте рукописи. Что касается сохранности пьесы, то первая сцена производит впечатление неполной. Отсутствие пролога и сЗ-щи Я объем (775 стихов) подтверждают это предположение.

В комедии "Пезс" дома располагались следующим образом: Ти-мархад, Дордал, Сатурион. Форум находится справа от зрителей, гавань - слева. Veatibultra используется как укрытие один раз. Так, стоящие у дома сьздника Токсил и Дордал наблюдают за Са~ г.чристионом и девушкой, которые, изображая чужеземцев, появляются со стороны гавани (ст. 549). Мизансцены, где один персона* находится в voatibulua, а другой - на открытой сцене, ветре-

чаются у Плавта чаще всего. Гак-, выведший из дома Тимархида Ток-сил (ст. 81) некоторое время не видит Сатуриона, стоящего на . открытой сцене несколько в стороне, а находящийся у центрального дома Дордал не замечает Токсила, пока тот сам к нему не подходит (ст. 481). Возвращающийся с форума сводник (ст. 778) замечает пирующих у дома Тимархида лишь в ст. 787-, Есть один случай, когда персонажи находятся в соседних veotitui.i. Так, разговаривающие у дома Тимархида Токсил и Погний (ст. 183-200) и стоящая в соседнем veatibulum Софоклидиска.не замечают друг друга. На наы взгляд, начало комедии утрачено. В первой сцене непонятно, откуда появляются персонажи и куда уходит Сагаристи-он (ст. 52). Между тем для Плавта характерна полная ясность в таких вопросах. Отсутствие пролога и общий объем (858 стихов^ также не исключают возможности лакуны.

Для комедии "Грубиян" требуется следующее расположение домов: Калликл, Фронесия, Страбак. Форум и деревня находятся справа от зрителей, гавань - слева. Vestibuiuт используется неоднократно. Туда прячется Диниарх (ст. 94), заметив выходящую из дома Фронесии Астафив, которая не видит юношу, пока тот сам ее не окликает (ст. 115). Находящаяся в центральном vostibuiua Фронесия и появившийся (ст. 482) со стороны гавани Стратофан на протяжении 17 стихов не видят друг друга. Цдущий с дарами Киэм (ст. 551) скачала не видит лежащую у дома Фронесию и лишь в ст. 575 неожиданно замечает ее. Еелая незаметно понаблюдать за домом Фронесии, Диниарх прячется в соседний vestibuium (ст. 709), так как вышедшая из дома Астафия не замечает его. Тот же i#Hviapx, находясь в центральном vestibuium, использует его как укрытие, где его потом и замечает одна из рабынь Калликла (ст. 822). В комедии есть непоследовательности, связанные с нарушением театральной традиции. Так, ушедший на форум (ст. 314) раб Страбака, при своем следующем появлении выходит из дома Стра-бака (ст. 669). При этом совершенно немотивированной оказывается резкая перемена, в его поведении и манерах. Кроме того, Калликл имеет в рукописях, сохранивших буквенные обозначения персонажей в порядке юс появления на сцене, помету В, что не соответствует тексту в том виде, в каком он до нас дошел. Эти непоследовательности, а также общий объем пьесы (963 стихов) заставляют предположить лакуны мевду ст. 21/22 и ст. 644/645.

В комедии "Закхидн" дока на сцене располагаются в такой последовательности: Никобул, Вакхида, Зилоксен. вору« находится справа от зрителей, гавань - слева. Vestibulum неоднократно используется в пьесе как укрытие. Тая, Мнесилох, заметив Лида и Фклоксена, отходит в левый vestibulum, где его потом и замечает Лид (ст. 451). Другие случаи связаны с такой ситуацией, когда персона» использует vestibulun как укрытие, оказавшись в нем в силу обстоятельств. Так, Г.истоклер и Мнесилох, находясь в центральном vestibulum, наблюдают за Хрисалом, который появляется слева (ст. 640), а Никобул и Хрисал в аналогичной ситуации следят за Клеомахом (ст. 842 слл.). Иногда стоящий в vestibulun персонаж некоторое время остается незамеченным. Так, появляющийся справа Никобул (ст. 770) не ввдит находящегося в легом vestibulun Хрисала» а вышедший из дома гетеры Хрисал (ст. 925) - стоящего у дверей своего дома Никобула. Кек известно, начало комедии утрачено, о чем косвенно свидетельствует отсутствие пролога, а также сохранившиеся в некоторых рукописях буквенные обозначения персонажей в порядке их появления на сцене. Что касается пауз в игре, то в одном месте (после ст. 525) она желательна.

Сценический анализ двадцати комедий с учетом устройства плавтовской сцены позволяет прийти к следующему заключению.

1. Дня каждой комедии Плавта требуется три двери на сцене, которые обозначают вход в дома персонажей или в храм.

2. Боковой вход справа от зрителей ведет на форум и в деревню, а левый - в гавань.

3. Angiportuir, всегда обозначающий у Плавта переулок,

а не улицу, не был показан на сцене, а мыслился слева и справа от домов персонажей. '

4. Слева и справа сцена ограничивается кулисами, куда персонажи иногда ненадолго отходят, чтобы понаблюдать за происходящим на сцене ("Эпидик", "Перс", "Пуниец", "Дсевдол"). В комедии "Канат" Палестра и Аыпелиска исполняют каждая свой кантик за кулисами, что дает возможность расширить возможности сцены, с ее не меняющейся из пьесы в пьесу декорацией.

5. Vestibulum на плавтовской сцене следует представлять в виде просторной ниши с дверъй в глубине.

6. Некоторые пьесы дошли ко полностью ("Ослы", "Иуркулион",

"Эпидик", "Привидение", "Перс", "Стих", "Грубиян").

7. Для пополнения комедий Плавта достаточно пяти актеров.

В третьей главе рассматривается отрывок из комедии Менандра "Дважды обманывающий", использованной Плавтом при создании пьесы "Вакхиды' . Фрагмент греческого текста, впервые опубликованный Э.В.Хэндли в 1968 г., соответствует стихам 494-562 плав-тоиской комедии. Палирус сохранил самый конец диалогической сцены, в которой участвуют Сострат (у Плавта - Мнесилох), раб Лид (наставник Мосха) и отец Мосха (у Плавта - Филоксен). Сравнение греческого текста (ст. 11-17 ) с соответст-

вующим местом комедии "Вакхиды" показывает, что у Плавта сохранен порядок следования стихов, точно передан их смисл, встречаются словесные соответствия, реплики отданы тем же персонажам. Однако говорить о переводе в современном смысле слова все-таки нельзя. Есть дополнительные реплики, изменены имена почти всех персонажей.

; Отличие касается также сценического действия. У Менандра Лид произносит реплики оставаясь на сцене, и отец Мосха уходит первым. У Плазта Лид сразу подчиняется приказу хозяина и следует за Филоксеном, произнося реплики уже по дороге. По-видимому, здесь находит отражение реальное обращение с рабами в Риме, которое, кгк известно, было более суровым, чем в Греции, особенно в Афинах.

Оставшись один, Сострат произносит монолог, который находит соответствие в латинском тексте. Далее следуют разделенные в греческой пьесе антрактом два диалога менду отцом и сыном, которые Плавт полностью устранил. Их содержание отчасти передано в двух монологах Мнесилоха ( ст. 520-525 и ЬЛ-533), где говорится о возвращении денег и прощении Хрисала. Эти монологи можно сопоставить с двумя монологами Сострата (ст. 18-30 и 91-102). Хотя оки отличаются друг от друга по объему, и по содержанию, их объединяет то, что оба юноши произносят свой первый монолог до встречи с отцом и возвращения денег. Именно в первом монологе они принимают важное для продвижения действия вперед решение отдать золото отцу. С¿ой второй монолог и Сострат, и Мнесилох произносят уже после встречи с отцом и возвращения дензг.

Сопоставительный анализ позволяет сделать некоторые наблюдения над плавтовской манерой обращения с оригиналом, касающейся

сценического действия и в этом отношении приблизиться к решению проблемы плавтовского тогаеге, которая в конечном счете сводится к проблеме оригинальности Плавта и римской литературы в целом.

Устранив диалоги между отцом и сыном, римский драматург вносит в сценическое действие изменения, свидетельствующие о том, что он переделывал оригинал не механически. Главное изменение состоит в том, что возвращение золота (важный для продвижения действия вперед момент) у Плавта происходит на форуме, так как Никобул к этому времени домой не возвращается, а у Менандра -в гавани, куда старик и юноша уходят (ст. 63) посяе первого диалога. Кроме того, Плавт вводит маленький монолог Пистоклера (ст. 526-529;, чтобы избежать однообразия, связанного с появлением того ке персонала (Мнесилоха). Он заставляет Пистоклера войти в дом Никобула (ст. 529), откуда юноша появляется, когда Мнесилох ухе находится на сцене. Именно так обстоит дело у Менандра, и Плавт, сделав необходимые изменения, связанные с устранением диалогов, вновь возвращается к сценическому рисунку Менандра.

Заключение. Изучение сценических особенностей имеет важное значение для понимания плавтовской комедии и с точки зрения сценического оформления и с точки зрения принципов композиции (построение мизансцен с учетом театральных условностей той эпохи). Сопоставление Плавта с оригиналом показывает, что римский драматург в целом сохраняет ту же последовательность сцен с участием тех же персонажей, однако он не всегда следует сценическому рисунку Менандра. Изменение, внесенное Плавтом в сценическое построение пьесы (устранение двух менавдровских диалогов), влечет за собой другие, свидетельствуетме о том, что Плавт переделывал оригинал не механически. Таким образом, то обвинение в пееХесеп-Ьха, которое часто предъявляют Плавту, в данном случае анализом не подкрепляется.

В приложении пригодится греческий текст отрывка, из комедии Менандра "Дважды обманывающий" и его перевод.

Основные положения диссертации изложены в статьях:

I. Сохранение Плавтом сквозного действия при адаптации ме-нандровс.<ой комедии: ( ¿^.¿тс+ты* Менандра и Васс1и-

des Ллавта) // Вестник ЛГУ. - 1981. - Вып.З. - Сер. 2. - » 14. - С.бЗ-бб.

2. Стихи 11-17 отрывка из ôuS èfUKtiZut? Менандра и 494-499 Baoohides Плавта // Традиции и новаторство в античной литературе. - Philologia classica. - Л. - 1982. - Вщ.2. -С. 149-156.