автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Свобода - смысл жизни

  • Год: 1981
  • Автор научной работы: Русия, Георгий Ираклиевич
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Тбилиси
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Свобода - смысл жизни'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Русия, Георгий Ираклиевич

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫкакСМЫСЛА ЖИЗНИ В ДОМАРКСИСТСКИ ФИЛОСОФИИ.

1. Свобода в заколдованном круге обожествленного разума (домарксистский идеализм)

2. Свобода в оковах естественной необходимости (домарксистский материализм)

ГЛАВА П. МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ О СВОБОДЕ И ЕЁ ПРЕДПОСЫЛКАХ.

1. Понятие свободы и её содержание

2. Основные предпосылки свободы.

ГЛАВА Ш. СВОБОДА КАК ВСЕОБЩАЯ ВЫСШАЯ ЦЕЛЬ.

1. Что такое смысл жизни и в чем он?.

2. Конкретно-исторический характер осмысления жизни и осуществления высшей цели

ГЛАВА 1У. БОГАТСТВО-СИНОНИМ СВОБОДЫ И СМЫСЛ ЖИЗНИ В КЛАССОВОМ ОБЩЕСТВЕ.

1. Сущность буржуазной свободы

2. Классовый характер конкретного воплощения смысла жизни в антагонистическом обществе

ГЛАВА У. СМЫСЛ ЖИЗНИ И ЦЕЛОСТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ.

1. Свобода - сущность целостной личности

2. Неотделимость прав и свобод от обязанностей

ГЛАВА У1. СВОБОДА ЛИЧНОСТИ КАК КОНКРЕТНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ

СМЫСЛА ЖИЗНИ В РАЗВИТОМ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ I. Социалистическая собственность - экономическая основа реализации смысла жизни.

2. Закрепление конституционных гарантий прав и реализации требований смысла жизни в развитом социалистическом обществе

ЗАКДШЕНИЕ

 

Введение диссертации1981 год, автореферат по философии, Русия, Георгий Ираклиевич

В формировании интересов и потребностей личности, которое признано одной из важных задач социальной политики партии, большое значение имеет осмысление жизни - осознание целей, предназначения, роли и места человека в обществе в духе задачительства коммунизма, как царства свободы. Провозглашенная в диссертации смыслом жизни свобода в марксистской философии является сущностью и базой всестороннего развития личности.

Вопрос о свободе человека всегда вызывал огромный интерес, но в современную эпоху, в силу крайнего обострения социальных противоречий и идеологической борьбы, он стал проблемой первостепенной важности. В её двух взаимнопротивоположных решениях отображаются сущность и противоречия двух социальных систем. Свое выражение оно находит в борьбе трудящихся за экономическую и политическую свободу, которая является предпосылкой реализации всех других свобод. В истории человечества нет такого периода, который бы не характеризовался борьбой угнетенных классов и порабощенных народов за свободу. В мировой истории нет такой эпохи, когда бы люди и народы сознательно или неосознанно, не боролись за обретение или расширение свободы.

Свобода - притягательное для каждого понятие, содержащее в себе глубокий смысл. И несмотря на то, что оно-осмысливается людьми не одинаково, оно дорого и для тех, кто свободен, и для тех, кто её лишен. Свободная личность знает ей цену и всегда стремится сохранить её. и расширить, ибо лишение свободы означает для него посягательство на его человеческое существование*' А тот, кто лишен свободы, всегда стремится обрести её. Без свободы или надежды на её завоевание жизнь человека не имеет смысла.

Даже обычное понимание свободы в каждую эпоху свидетельствует о её большой актуальности и значимости. Борьба за свободу в обычном понимании предполагает активность во имя политического и экономического освобождения, направленную на устранение факторов, препятствующих развитию в общественной или личной жизни и деятельности. Оно означает избавление от господства стихийных сил природы и действующих в обществе социальных сил угнетения, обретение независимости от чего-либо или кого либо, борьбу за создание такой действительности, когда человек может действовать, сочетая общественные и личные интересы, во имя достижения определенных целей беспрепятственно, без каких бы то ни было ограничений, запретов и предупреждения извне.

В содержании понятия свободы абстрагированы возможности самоутверждения, самоосуществления, совершенствования и развития человека, которые реализуются в процессе практической деятельности. В содержании понятия свободы на каждой ступени общественного развития аккумулируются творческая энергия и результаты деятельности всего человечества,-многих его поколений и лучших представителей. Их освоение и "потребление" происходит в зависимости от тех возможностей, которыми располагают люди при условии социальной свободы. На важнейшее значение свободы и актуальность её в любую эпоху указывает то обстоятельство, что её содержание и виды глубоко и всесторонне связаны с существенными сторонами материальной и духовной жизни человека'»'

История человечества свидетельствует о том, что борьба за свободу, невзирая на различия в её формах, всегда представляла собой могучую движущую силу общества. Во все времена ей придавали огромное значение. Ещё мыслители античной эпохи признавали свободу высшим благом и добродетелью. Так, например, Аристотель считал человеком только того, кто был свободен. Особое значение придавали вопросу о свободе в эпоху буржуазных революций. Она провозглашалась естественным правом, которое дает возможность человеку пользоваться существующими благами и быть властелином собственной судьбы. Свобода и в прошлом, и сейчас является одним из основных требовании гуманизма.

Проблема свободы и неразрывно связанный с нею вопрос о правах и обязанностях личности приобрел огромную злободневность в наши дни. Сложнейшие противоречия жизни современного человечества поставили на повестку дня необходимость реалистического решения проблемы о свободе. Свобода наряду с равенством стала жизненно важным требованием эксплуатируемых и угнетенных. Она сегодня приобрела такие глобальные масштабы, что руководители и идеологи буржуазных государств вынуждены выступать в роли поборников свободы. В действительности же их рассуждения о свободе и правах личности и проводимые ими некоторые мероприятия в этом направлении носят демагогический и формальный характер, ибо "решить" проблему свободы они пытаются без изменения экономических и политических основ буржуазного общества.

Сегодня, в условиях экономического соревнования и острой идеологической борьбы между двумя социальными системами, важное значение имеет правильное освещение истинной сущности свободы,её классового характера, основных аспектов и других связанных с нею актуальных вопросов. Оно оказывает сильное влияние на формирование и осуществление конкретных целей и идеалов. Сознательная борьба за достижение целей и идеалов, основанная на научном и классовом понимании свободы, является мощным стимулом развития. Она укрепляет в людях веру в собственные силы,вселяет уверенность в неизбежность наступления лучшего будущего и мобилизует силы в одном определенном направлении. Жизнь, осмысленная человеческими идеалами, основанными на правильном понимании свободы, делает человека высшей целью, ценностью и подчиняет все задачам раскрытия и развития его талантов, сил и способностей. Основанная на понимании свободы, определяемой единством интересов общества и личности, борьба и деятельность во шля возвышенного идеала обусловливают полноценное существование человека и придают смысл его жизни.

Настоящая диссертация ставит целью, руководствуясь основополагающими принципами марксистско-ленинской философии, решить следующие задачи :

- Путем критического анализа немарксистских взглядов на свободу показать, что свобода в понимании представителей идеализма и метафизического материализма не может быть смыслом человеческой жизни;

- На'основе диалектического анализа, как субъективных, так и объективных факторов свободы показать её связь со всеми сторонами жизни и извечное стремление человека к свободе независимо от его классовой принадлежности.

Рассмотреть, проанализировать и обосновать следующие положения :

- Свобода как власть человека над природой, общественными отношениями и над самим собой есть высшая цель. В процессе осуществления конкретных целей люди создают ценности и вступают с ними в связь.

- Осуществление идеалов и отдельных целей, одухотворенных высшей целью (свобода^, есть самоосуществление и самоутверждение человека как общественного существа.

- В содержании понятия свободы как в фокусе сконцентрированы реальные возможности самоосуществления, утверждения человека в природе, которые становятся действительностью в процессе практической деятельности.

- Свобода как самоосуществление и самосоздание человека есть смысл жизни, в котором кристаллзуются фундаментальные цели общества и личности в настоящем и будущем.

- Жизнь всегда имеет смысл, поскольку в какой-либо сфере жизни человек свободен и в определенной мере осуществляет себя, хотя и не всегда осознанно.

- Высшая цель - свобода - является всеобщей, но она всегда воплощается в конкретных целях и идеалах, определяемых характерными для эпохи обстоятельствами и противоречиями.

- Наиболее совершенным конкретным выражением свободы как высшей цели и смысла жизни прогрессивных людей всего современного мира является коммунизм.

- В обществе, разделенном на антагонистические классы, свобода имеет антигуманное содержание. Здесь высшая цель - владение вещами, а человек есть средство её достижения.

- Уничтожение частной собственности обусловливает истинное освобождение всех людей, их единство с природой и обществом, цельность личности, наибольшую близость к самому себе, превращение человека в высшую ценность и цель.

- 7

- Свобода непосредственно определяет цельность личности,которая может быть положительной и отрицательной.

- Свобода открывает перед человеком богатые возможности для действия, но в то же время возлагает на него обязанности перед обществом и природой.

- Только при наличии свободы возможно ощущение полноты бытия или счастье.

- Созидание истинного царства свободы и массовое осмысление жизни на его основе - самосознание подлинного назначения человека начинается после социалистической революции, когда все подчиняется целям благосостояния и развития человека.

- Коммунизм - не только идеал, но и выраженный в содержании понятия смысла процесс реального творения царства свободы. Развитое социалистическое общество есть высший этап первой фазы коммунизма, законодательно закрепленные в Конституции которого свободы, права и обязанности представляют собой мощные факторы, стимулирующие дальнейший прогресс.

За последние двадцать лет в Советской Союзе особенно усилился интерес к проблемам свободы и смысла жизни, опубликовано много значительных монографий. Их авторы на основе марксистско-ленинского учения глубоко освещают различные аспекты указанных проблем.Но несмотря на это некоторые вопросы в силу своего значения и актуальности требуют дальнейших исследований и изучения.

Проблеме свободы и необходимости посвятил и свди исследования Д.Т.Ахмедли, О.М.Бакурадзе, Б.И.Лутидзе, В.П.Голубенко и др. Д.Т. Ахмедли после критики немарксистских взглядов излагает марксистское понимание свободы и необходимости. Наряду с этим он освещает их соотношение с другими категориями диалектики (17).О.М.Бакурадзе исследует диалектику свободы и необходимости путем анализа свобод действия истории,воли и морали, что сопровождается критикой немарксистских концепций (24). Б.И.Лутидзе, руководствуясь трудами В.И.Ленина, рассматривает такие важные аспекты свободы и необходимости, как. предпосылки, содержание и форма свободы, её классовый характер и др. (106). В.П.Голубенко прослеживает формирование марксистско-ленинского понимания отмеченных категорий, уделяя большое внимание ленинскому этапу их исследования (58). Проблему сущности и взаимоотношения объективных и субъективных факторов свободы разрабатывают Б.Ф.Паркин, С.В.Тимофеев, Л.В.Николаева и др. Б.Ф. Паркин рассматривает диалектику объективных и субъективных факторов при социализме и в непосредственной связи с нею анализирует вопрос отношения необходимости к другим основным категориям материалистической диалектики (133). С.В.Тимофеев освещает данную проблему, опираясь на ленинские указания, которые заключаются в признании объективного существования законов природы и общества, их первичности, познаваемости и практики как критерия истины (159). Л.В.Николаева исследует соотношение субъективного и объективного в истории и в связи с этим - взаимозависимость существования объективного и субъективного содержания в социальном проявлении свободы с показом диалектики отмеченных факторов (118).

Проблему сущности свободы и связи её с жизнью человека исследуют Т.И.Ойзерман, В.Е.Давидович, К.М.Никонов и др. Т.И.Ойзерман рассматривает буржуазное решение проблемы свободы и освещает её основные аспекты (128). В.Е.Давидович в широком плане освещает сущность свободы; в её отношении к труду, обществу, собственности, нравственности, праву и демократии (63,64). К.М.Никонов,раскрывая содержание понятия свободы, выясняет его отношение к категориям собственности и другим. Заслуживает особого внимания вопрос взаимосвязи законов действительности с законами свободы (120).

- 9

Проблему отношения свободы к познанию исследуют И.В.Бычко, С.Н.Плотников и др. И.В.Бычко, освещая существенные аспекты упомянутой проблемы, показывает невозможность её разрешения в идеалистической философии. Он вскрывает гуманную функцию познания, которая состоит в очеловечении окружающей среды (45). С.Н.Плотников изучает вопрос свободы истины (137).

Проблема взаимоотношения свободы и ответственности стала предметом исследований Г.Л.Смирнова, Р.Косолапова, В.Маркова,Р.Г. Баланчивадзе и др. Г.Л.Смирнов освещает вопрос отношения свобода к демократии и ответственности (149,150). Р.Косолапов и В.Марков, рассматривая отношение свободы к познанию, демократии и труду, особое внимание уделяют вопросу ответственности, характеризуя её как мерило свободы (96). После критики натуралистических и антинатуралистических взглядов на свободу в противовес им Р.Г.Баланчивадзе излагает марксистско-ленинское понимание человека. Основное внимание уделяется выяснению роли свободы и ответственности в формировании человека. Смыслом человеческой жизни провозглашается служение обществу (20).

Свободу и необходимость с точки зрения исторического развития рассматривают Л.В.Николаева и О.И.Джиоев. Л.В.Николаева считает свободу проявлением исторической необходимости и прослеживает особенности соотношения свободы и необходимости в социалистическом обществе (119).О.И.Джиоев исследует природу исторической необходимости в связи с исторической свободой.Он считает вопрос о смысле жизни вопросом о критерии человеческих ценностей и увязывает проблему смысла истории с вопросом о смысле человеческой жизни (68).

Критический анализ немарксистских концепций свободы дают А.Г. Мысливченко, И^&Бычко и др. А.Г.Мысливченко критикует экзистенциальное понимание свободы и в противовес ему характеризует ком поненты внутренней свободы, объективные факторы и важнейшие вопро-сы,связанныв со свободой личности (115). И.В.Бычко критически рассматривает взгляды домарксистских философов на свободу. Фрейдизм и особенно экзистенциализм, который называет себя "философией свободы" (44).

Проблему свободы в социалистическом обществе и многие связанные с ней важные вопросы анализируют Б.П.Шубняков, В.И. Стемп-ковская, И.И.Логанов и др. Б.П.Шубняков рассматривает свободу личности, воли, нравственную свободу и их необходимые предпосылки, в частности, в социалистическом обществе (I8P. В.И.Стемпковская освещает значение победы социализма как решающей предпосылки истинной свободы трудящихся и вопрос развития свободы в условиях научно-технической революции в период зрелого социализма (156^. В книге И.И.Логанова раскрывается истинная сущность свободы личности в буржуазном обществе и показываются основные аспекты свободы личности в развитом социалистическом обществе (104аЧ

В советской философской литературе бытуют несколько отличных друг от друга точек зрения на смысл жизни. Э.Кодуа в своих монографиях касается актуальности вопроса о смысле жизни и рассматривает проблему смысла жизни человека в связи со смыслом истории. Он подробно анализирует понятие имманентного смысла истории: свободу (89,90). Т.Буачидзе провозглашает смыслом истории бесконечное движение к реализации человеческих сил. По его мнению, цель отдельных людей также состоит в осуществлении совершенного человека, что лишь частично достигается на каждой определенной стадии развития общества (40). М.М.Рубинштейн считает, что необходимым условием постановки и решения проблемы о смысле жизни является свобода (143). З.М.Какабадзе рассматривает свободу как общность, данную в изменчивости и развитии человеческого бытия, и считает её извечным стремлением личности к сопричастности бесконечным диалектическим

- II движением. По его мнению, бытие человека всегда характеризуется свободой. Свобода - это не только средство, но и "самоцель", и борьба на неё признана трудноосуществимым смыслом жизни (80). "Смысл бытия человека, - читаем мы в учебнике по марксистско-ленинской философии, - заключается в свободной творческой деятельности, в практическом переустройстве мира, и знание служит целям и задачам этой деятельности" (I3X)). Такое же мнение высказывает и А.Г.Мысливченко (116). И.Д.Панцхава считает высшим смыслом жизни человека борьбу за построение коммунизма (132). Эту точку зрения разделяют П.Н.Бокарев (34), О.Д.Габидзашвили (49) и О.Я.Стеч-кин (157). По мнению Г.Д.Бандзеладзе, вопрос о смысле и цели жизни сводится к проблеме индивидуального и социального счастья (21). В основном, такого же взгляда придерживаются С.Ф.Анисимов (12), Г.К.Гумницкий (61) и др.

П.М.Егидес смыслом человеческой жизни провозглашает только служение обществу. Все цели человека должны быть подчинены потребностям развития общества (73).

В.П.Тугаринов видит смысл жизни человека в труде во имя построения коммунизма (161) Ю.В.Согомонов также считает труд генеральной целью человеческой жизни (1534 По мнению И.Забелина, высшая цель человека и человечества есть управление "природными процессами сначала на земном шаре, а потом и в околосолнечном пространстве" (76).

Поставленная в диссертации проблема затрагивается в работах зарубежных философов-марксистов Г.Биола, М.Бура, А.Грамши, В.Доб-риянова, Д.О. и Ш.Картеров, Я.Кендзюро, А.Козинга, А.Курелла, Д. Льюса, Г.Менде, Р.Миллса,Г.Сельзама,Т.Павлова, Т.Шварца,Л.Сева и ДР.

Несмотря на то, что соображения, высказанные в диссертации по основной проблеме, отличаются от изложенных взглядов, что от носится, в основном, к пониманию смысла жизни, мы опираемся на результаты исследований вышеназванных авторов.

Новизна результатов исследований, которыми диссертация отличается от названных трудов, заключается в следующем :

- "Свобода, которая состоит в господстве над нами самими и над внешней природой", рассматривается как самоутверждение и самоосуществление, основанное на диалектическом единстве субъективных и объективных сторон. Активной стороной единства являются способность и воля к решению со знанием дела. В основе единства лежит характер отношения человека к средствам производства, определяемые им способ распределения материальных благ.

- Свобода находится в неразрывной связи со всеми существенными сторонами жизни. Она будучи фокусом самоосуществления и самоутверждения человека, есть высшая цель и смысл жизни. Борьба за свободу является действием, направленным на достижение целей и идеалов, возникших в процессе борьбы за существование.

- В становлении свободы - в процессе осуществления отдельных целей и идеалов всесторонне развиваются силы и способности человека и он выстуапет как самоцель.

- С развитием общества обогащается конкретное содержание свободы, проявлением сущности которой являются отдельные цели. Эти последние в совокупности, формируют единый возвышенный идеал. Самым совершенным, возвышенным идеалом современной эпохи, заключающим в себе все глубинные возможности свободы, является коммунизм. Стремление к его осуществлению служит мощным стимулом для людей труда, наполняет их жизнь глубоким .смыслом.

- Обязательным условием и основой свободы является гармоническое единство человека и природы. Здесь имеется в виду не только познание необходимости в природе, без которого нет свободы, а учет "жизненных интересов" природы при опредмечивании знания и самоограничение в соответствии с этим. Игнорирование "интересов" природы в условиях современной научно-технической революции создает угрозу не только свободы, но и самого существования человека. Посягательство на "интересы" природы является посягательством на свободу и существование человека. Власть над природой следует понимать не в прямом смысле, а как сотрудничество и гармоническое единство с природой, как координированную субординацию. Требование единства человека с природой является выражением диалектической взаимосвязи м взашлодействия внутренней и внешней сторон свободы.- Одна из необходимых предпосылок свободы, непосредственно определяющих свободу человека, - это вытекающий из отношения человека к средствам производства способ распределения материальных благ. Богатство, как указывает К.Маркс, есть полное развитие господства человека над силами природы. Свобода реальна для того,кому доступны источники богатства - результаты труда, отсюда классовый характер свободы в эксплуататорском обществе.

- При социализме личность свободна, но люди господствуют над обстоятельствами и отношениями в зависимости от того, какова их доля в доходы общества. Это определяется социалистическим способом распределения, который пока ещё не дает возможности всем членам общества полностью удовлетворять все свои разумные потребности. Преодоление этого - задача развитого социализма. Любое нарушение социалистического принципа распределения является посягательством на свободу личности. Поэтому "предметом особого внимания партии была и остается сфера распределения" (7,58).

- Единство субъективных и объективных сторон свободы определяет цельность личности : соответствие её убеждений практической деятельности. Первичны - объективные факторы, основной из которых -отношение людей к средствам производства. "Развитие цельных индивидов начинается после отмены частной собственности" (Маркс). Цельность личности бывает двух видов : положительная и отрицательная. ПерваЙ из них выражает соответствие, основанное на единстве общественных и личных интересов, убежденности личности в полезности её практической деятельности, а вторая - такое соответствие убеждений и практической деятельности, когда и одна и другая противоречат потребностям общества.

- Положительная цельность в эксплуататорском обществе для не всех достижима, поскольку оно учитывает интересы не всех членов общества и не обеспечивает их самоосуществления. Положительная цельность не достигается и тогда, когда сама личность не считается с обществом и действует, руководствуясь личными интересами.Это в виде исключения имеет место и в первой фазе коммунизма. Объясняется это следующими причинами : трудностями, возникающими в процессе коммунистического строительства, нарушением социалистического способа распределения и ошибками субъективного порядка.

В разработке поставленных вопросов диссертан руководствовался выдвинутым на ХХУ1 съезде КПСС важнейшим положением о том, что "Марксистско-ленинская партия не может выполнять свою роль, если она не уделяет должного внимания осмыслению всего происходящего, обобщению новых явлений жизни, творческому развитию марксистско-ленинской теории"^(7,77).

Цели и задачи диссертации предопределили её структуру. В первой главе дан критический анализ взглядов на свободу в домарксистской философии и рассмотренно отношение свободы к смыслу жизни. Во второй главе освещено марксистско-ленинское понимание содергкания понятия и предпосылок свободы, её основные аспекты. В третьей главе свобода характеризуется как важнейшая сторона человеческого-существования, подчеркивается вечное отрешение человека к свободе, что делает её высшей целью и смыслом жизни. В четвертой главе раскрывается классовый характер свободы, сущность буржуазной свободы и содержание определяемого ею смысла жизни. В пятой главе рассмотрены основные аспекты отношения свободы и цельности личности, а также связанный с ней вопрос о долге личности перед обществом. В заключительной, шестой главе исследуются экономические и политические основы свободы личности при социализме и те огромные социальные сдвиги, которые отражены в свободах, правах и обязанностях, сформулированных в Конституции развитого социалистического общества. Она показывает, что свобода личности является конкретным воплощением смысла жизни в развитом социалистическом обществе.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Свобода - смысл жизни"

- 322 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема свободы и смысла жизни не решена в домарксистской философии. По мнению идеалистов, свобода замыкается в заколдованном круге обожествленного разума и является самоопределением субъекта, но фактически она превращается в разумную необходимость. Материализм ставит свободу в однозначную зависимость от необходимости, что отнимает независимость у субъекта. Несмотря на то, что домарксистская философия придавала свободе важное значение, она все же не могла служить высшей целью и смыслом человеческой жизни: если человек будет следовать только необходимости, то тем самым лишит оебя возможности поступать согласно собственным решениям, а следовательно - и свободы.

Марксистская философия отвергла метафизический отрыв свободы от необходимости. Свобода понята ею как господство над ними самими и над внешней природой, определяемое единством субъективной и объективной сторон, как возможности самоутверждения и самоосуществления. Указанное единство подразумевает наличие определенных предпосылок: познание субъектом самого себя, познание закономерностей природы и общества и рациональное их использование. Основой основ единства является гармоническое единство человека с природой, тре-бувдие учета "требований" природы как целого в интересах её части-человека. Конечным завершающим пунктом установления свободы, сводящим воедино предпосылки свободы и её совершенствующим, является основанная на знании законов общества революционно-преобразующая практика человека, направленная на преобразование природы и самого себя. Она обусловливает власть человека над собой, как свидетельство полноты свободы. Существующее внутри единства противоречие определяет постоянное движение человека вперед,: невозможность абсолютной свободы, а также абсолютной несвободы.

Свобода как сущность целей самоутверждения и самоосуществления есть смысл жизни. Её содержание выражает единство человека с природой, соответствие интересам общества, близость к самому себе, связь настоящего с будущим, самовыявление человека в процессе труда, а тем самым - всетороннее развитие его сил и способностей, неудовлетворенность достигнутым, вечное стремление к преодолению трудностей, возникающих в борьбе за существование, как внутренний побудительный стимул действий человека.

Требованиям смысла жизни не удовлетворяет экзистенциализм, объявляющий себя философией свободы и считающий смыслом жизни свободу, Его понятие свободы абстрактно, потусторонне, из него выхолощено живое, жизненное содержание. Смыслом жизни не могут быть счастье, труд, только служение обществу, освоение космоса и др., как это утверждают некоторые советские философы. При провозглашении смыслом жизни свободы человек является самоцелью и высшей ценностью. Осмысление жизни столь гуманной высшей целью внушает человеку веру в себя и дает ему могучий стимул для действия. Она наполняет жизнь глубоким содержанием и определяет главное направление деятельности. Поскольку человек в какой-то сфере жизни всегда обладает в какой-то мере свободой и постоянно стремится её расширить, постольку жизнь всегда имеет смысл. Но несмотря на это жизнь может быть не всегда осмысленной. Конкретный характер осмысления жизни, или воплощение и осуществление высшей цели в конкретном содержании определяется уровнем развития общества. Смысл жизни вообще положителен, но в отдельных своих проявлениях может быть и отрицательным (напр.стремление реакционных сил империализма к мировому господству). В антагоническом обществе конкретное воплощение смысла жизни всегда носит классовый характер.

Конкретным выражением смысла жизни современного прогрессивного человека является коммунистический идеал. Он представляет собой единство всеобщей цели - свободы и единичных конкретных целей пролетариата. Это не только идеал, но и реальное действие, направленное на его осуществление. Осуществлением идеала коммунизма развитие человечества не завершается. После этого начинается подлинное всестороннее развитие сил и способностей человека, дальнейшее совершенствование свободы. Свобода - высшая ценность, но из её видов главную ценность представляет социальная свобода как фокус существующих ценностей и путь их "потребления". Только при наличии свободы человек способен создавать все возвышенное и доброе.

В классовом обществе вследствие подчинения субъекта объектами богатство считается синонимом свободы и смыслом жизни. В антагонистическом обществе со дня зарождения цивилизации богатство становится высшей целью, которой подчинены все другие цели. Это находит свое высшее выражение в буржуазном обществе. Буржуазная собственность есть экономическая основа свободы меньшинства и несвободы большинства. Это определяет классовый характер социальной свободы.

Отношения расцределения материальных благ, определяемые частной собственностью, представляют собой тот конечный пункт, который обусловливает "распределение" между членами общества свободы и других ценностей. Он является основой войн, революций и восстаний. В условиях господства частной собственности высшая цель и смысл жизни - владение материальными ценностями. Свобода есть средство осуществления этой цели. Частная собственность, будучи синонимом свободы, приводит к крайнему индивидуализму. Человек становится средством для другого человека. В этом случае человек развивается односторонне, и его внутренние силы подчиняются внешним (отчуждение ^ .

Свобода как возможность самоутверждения и самоосуществления человека обусловливает целостность личности - соответствие её убеждений и практической деятельности. Поэтому свобода является сущностью целостной личности. Только свободный человек способен делать то, что думает, и стремиться к тому, чего требует развитие его сил и способностей. Целостность личности неосуществима тогда, когда общество не считается с её интересами и не обеспечивает её самоосуществления, и тогда, когда личность не считается с требованиями общества и действует исключительно в собственных интересах. Первое, как правило, характерно для антагонистического общества, а второе, в качестве исключения, наблюдается в первой фазе коммунизма, что объясняется трудностями, возникающими в процессе строительства социализма, нарушениями социалистического способа распределения и субъективистскими ошибками. Целостность личности бывает двух видов: положительной и отрицательной. Положительная целостность выражает совпадение личных и общественных интересов, а отрицательная целостность - такое соответствие убеждений и деятельности личности, когда и то, и другое противоречит требованиям общества. В смысле жизни отражается долг перед обществом и вытекающая из него личная ответственность за каждый поступок и действие. Общественные интересы выдвигаются на передний план в социалистическом обществе, поскольку благо общества лежит в основе свободы каждого его члена и определяемой ею целостности. Расширение свободы есть повышение ответственности и наоборот. Согласование личностью своих интересов с требованиями общества и подчинение им не есть посягательство на свободу личности, а напротив, прочная гарантия её свободы.

Экономической основой свободы личности как конкретного воплощения смысла жизни при социализме является социалистическая собственность. Свобода всегда конкретна, и она подразумевает возможность и способность личности властвовать над обстоятельствами,осуществить себя и разумно удовлетворить свои потребности. Это определяется высоким уровнем развития производительных сил, наряду с которым решающее значение имеет претворение в жизнь социалистического способа распределения. Способ производства материальных благ и вытекающие из него отношения распределения определяют структуру каждой общественно-экономической формации и свободу личности. Нарушение социалистического способа распределения, причины которого кроются в основном в субъективных факторах, порождает неравенство, образование привилегированной прослойки и неравенство в распределении свободы. Незаслуженные возможности господства над обстоятельствами и самоосуществления позволяют некоторым людям добиться преимуществ во многих областях жизни. Неравенство, обусловленное нарушением социалистического способа распределения, чуждо природе социализма и несовместимо с нею, тогда как неравенство в "распределении" свободыг возникаодее при расцределении по труду, присуще социализму и не является несправедливым. Нарушение социалистического способа распределения ослабляет силу воздействия надстройки на базис и порождает сомнения в правоте идеи возможности осуществления социального равенства. В обществе развитого социализма задачей номер один является не только создание материально-технической базы коммунизма, но и неуклонное проведение и усовершенствование социалистического способа распределения материальных и культурных благ. В развитом социалистическом обществе ещё более упрочились экономические и политические гарантии реализации прав человека и смысла жизни. Особенно важное значение приобретают права демократического управления созданными в процессе труда и производства материальными и культурными благами. Совершенствование этих прав даст возможность перейти на способ распределения по потребностям. Это будет скачок из царства необходимости в царство свободы.

 

Список научной литературыРусия, Георгий Ираклиевич, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. К.МАРКС и Ф.ЭНГЕЛЬС. Соч.,изд.второе,изд.полит.лит.М.,1955-1975.

2. К.МАРКС и Ф.ЭНГЕЛЬС. Изб.произв.в трех томах, изд.полит.лит.,1. М., 1976.

3. К.МАРКС. К критике политической экономии. Изд.полит.лит. ,М.,1950.

4. Ф.ЭНГЕЛЬС. Анти-Дюринг. Изд.полит,лит.,М.,1948.

5. Архив К.Маркса и Ф.Энгельса.

6. В.И.ЛЕНИН. Полн.собр.соч., изд.пятое. Изд.полит.лит., 19581965.

7. Материалы ХХУ1 съезда КПСС, М., изд.полит.лит.,М.,1981.

8. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистическихреспублик, изд.полит.лит., М.,1977.

9. Программа Коммунистической партии Советского Союза, изд.полит.лит.,М.,1973.

10. Л.И.БРЕШЕВ. Ленинским Курсом. Изд.полит.лит. ,М. ,1970.10а.Э.А.ШЕВАРДНАДЗЕ. Отчет Центрального Комитета Коммунистическойпартии Грузии. Доклад ХХУ1 съезду Компартии Грузии .22 января, "Сабчота Сакартве-ло", Тбилиси, 1981.

11. АВАЛИАНИ С.Ш. Философия естествознания. Изд.'Танатлеба", Тбилиси, 1974 (на грузинском языке), 410 с.

12. АНИСИМОВ С.Ф. Наука и религия о смысле жизни. Из д." Знание",1. М., 1964, 40 с.

13. Антология мировой философии в четырех томах. Изд."Мысль", М.,1969.

14. АПТЕКЕР Г. О сущности свободы. Изд.Иностр.лит.,М. ,1961, 56с.15,16,17,18,1920,21