автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Своеобразие развития Македонского балета

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Спасевская, Снежана
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Автореферат по искусствоведению на тему 'Своеобразие развития Македонского балета'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Своеобразие развития Македонского балета"

Р Г 6 Ои 2 2 РЕВ 1993

министерство культуры и туризма россии

российская академия театрального искусства Кафедра хореографии

На нравах рукописи

Спежана СПАСЕВСКА

СВОЕОБРАЗИЕ РАЗВИТИЯ МАКЕДОНСКОГО БАЛЕТА

Специальность 170001 — театральное искусство

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва 1992

Работа выполнена на кафедре хореографии Российской Академии театрального искусства — ГИТИСа

РУКОВОДИТЕЛЬ:

профессор Н. И. Эльяш

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

доктор искусствоведения, профессор 10. М. Чурко кандидат философских наук В. И. Уральская

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:

Научно-исследовательский институт искусствознания

9 »

Защита состоится « ^ » ЛЗД^'М995 г. в часов на засе-

дании специализированного Совета К.092.02.01 по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения Российской Академии театрального искусства — ГИТИС.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии (Москва, Собиновский пер., 6).

Реферат разослан « »

Мелик-Пашаева К. Л.

Задача, поставленная в 'Диссертации "Своеобразие развитей .«анеАС&ско'го йалега", - Еро'слеДйть путь рогй'ейнй и райзпФйя' хореографического искусства "в Йакёдонни. Появление и развитие македонского классического балета тесно свя^ЗДо с исторической пбтреЗнос'тьЬ В1Шйчить в- ^акедонёхий народный театр -Военй виц искусства - классический' танец» Достаточно молодой театр Македонии сформирован е 1345 году и является "'надоМяьннм храмом культуры, где балет Играет' важную роль. ■"

Данн'ая работа - первый опыт систематизации процессов развития хореографического искусства. Сороковой юбилей балета в Македонии является непосредственным поводом:к возникновению данного теоретического труда. Он, включает фиксацию фактов и осмысление развития Македонского народного театра от его начала до сегодняшнего дня, и те изменения, которые наблюдаются в процессе эволюции хореографического искусства, взаимосвязь молодого балета с друге,пт видами театра и с вековой традицией народа.-.." . Акцент ставится на самобытность развития и особенности, которые выделяют Македонский народный театр и хореографическое искусство е нем от других театров. С это1>Гцелью анализируется своеобразие репертуара, который составляют классические, национальное и современные спектакли, идуцие ка сцене нашего театра. -

Сорокалетнее развитие хореографического искусства в запей ■ Республике позволяет определить степень разработки собственного репертуара и утверздать, что именно этот материал послугзт да- ^ льяейиему развитша Македонского балетного искусства. Это -обретает особую актуальность в дни, когда самосознание зародов Югославии во многом определяет" дальнейшего разЕития кагдого и духовность, регдаемая культурой будет многое значить в выборе своего пути. '

Цель диссертации: ка основе обобщения накопленного матерпа-ла дать телчок научней мысли о.природе и проблемах развития хо-

о

ре.ографического "искусства, открыть зрофёссвонадьвыб дискуссии о путях становления национальных балетных скол. - . -. ■

Как лервкй труд в этой области, диссертация является источником информации сорокалетней квзни балета в дает влервйе ошгт анализа, явлений хореографического искусства в национальном театре, который в основу своего развития берет классический танец.

Поставленная цель определяет следующие конкретные задачи, которые необходимо репить в данной работе:

- появление профессионального хореографического искусства в кезсм регионе и ассимиляция традиционного балетного искусства;

- фольклор как источник сценически;-: хореографических произведений на национально* основе и их анализ;

- анализ классических произведений, которые оставили след в развитии хореографического искусства ¡Закедонпи;

- взаимовлияние и взаимосвязь нашего театра с другими театра:.;;: в Ггрслазип и за рубеном.

Методическая основа данного 'исследования - изучение спектакле;:, партитур, критических статей, беседы с актерами, балетмейстерами и изучение проблемных трудов ученых разных стран.

' Теоретическая значимость и научная.новизна работы заключается е том, что впервые исследуется творческий метод балетной трупик театра .аакедонип, .делается подай® сскнслпть и обобщить опыт .' ор:.:::реваш:я одно:: из национальнцх театральных систем,, по-.тучиз1*€* 'развитие во етозсй. ноловийе XX Еека.

1>а:-;тич;С1".ая ценность .получаемых в диссертации.новцх эна-:-:и:: са:-.и::чгется в распирении и углублении представления о' с? о-' е:бра?нсм рогцгнии каяедрвсвого кадпоналъвргр балета в,на егр

з'кх регионах. Данные, пслученйые в'дгьсертацйоЕНш исследова- ' нес, кс дольке вносят'свой вклад в разЕИтйе научно-теоретичё-ского сознания македонских деятеле;! хореографа, "но и могут активно и пояснительно влиять па деятелей хореографии другое стран, в частности, Балканского полуострова. г.

Объективные знания об история македонского балета необходимы молоды:,; балет/,ейстерам, тащовдшкам,' педагогам, искусствоведам, критикам. Этот материал монет послужить основой для предмета "История македонского балета" в хореографическом училище, а такке способствовать возникновению и воплощению ноеых идей и тем е балете.

Апробация получении* результатов и практической ценности диссертационных знаний проходила в разных системах. Некоторые моменты,' освещающие истории македонского балета, разработанные в этой диссертяция, были опубликованы в театральных бшлетбкях, в куриалах, в сборнике, на семинаре и радио.

Объем и структура работы. Структура диссертации определяется периодами развития македонского классического балета. Первые дев главы: "Общественно-исторические условия и культурное развитие македонского народа"'и "Фольклорное _ . творчество - . выразитель самобытности ' • • . народа, как источник за-

.роЕденпя ..... -македонского .национального балета", явля-

ется как'бы введением в истошно становления балета в ."акедоЕиПГ Начинал с третьей главы "Создание македонского народного театра и появление балетного- искусства в ¡Лакедонпи", раскрываете:: тема появления театрального искусства, а вместе с ним прихода на сцену ^зассзлесхого, танца. С' boskekeobshe&m классического балета появилась потребность в формировании хореографического училищ,а для обучения кадров - sTOijy посвязается четвертая глада — ".".'ормпроБанпе балетнггх кадрсв". Петая глава

"Значение классического балета'в истории развития Македонского народного театра" посвящена основному направлению в"развитии . македонского балета-—классическому танцу. '

-- - ■■ "Роль национальных спектаклей в репертуа-,

ре македонского народного театра" - шестая глава - освещает своеобразие появления национального стиля в' балетном' репертуаре. Последняя (седьмая глава) - "Роль и заслуги отдельных личностей в развитии балетного искусства Македонии" товорит с благодарностью о лвдях, которые внесли свой вклад в создание хореографического искусства ;Лакедонии.

■ . :.- ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность избранной темы, оценивается степень ее разработанности, определяются пели и задачи исследования, теоретическая и практическая его значимость. -•-•'.'' ' ' ■ ' ;

Первая глава - "Общественно-исторические'условия и культурное развитие македонского народа". Процесс этногенезиса местного населения Балканского полуострова с южными, славянами елок-ный, продолжительный и охватывает все. области человеческой деятельности. Специфические условия, в которых находились эти народа в процессе их развития, отразились-и на.развитии культуры. Культура македонсююс славян была глубоко связана со старославянской традицией в религии'? мифологии. В новых условиях она ' впитывает культурное' творчество, этнических групп, населения,. проживающего в этой части Балканского полуострова, а'также "культуру старых античных племен, которые, населяли 'Македонию. Б отличие от старославянской культуры,. .которая в своей философской и эстетической основе,была народной, византийское искусство, в чьей непосредственной близости македонские славяне соз- ',

дают свою новую македоно-слаВянскую культуру, отличается глубокой религиозностью. Несмотря на это македонские славяне придают этнический характер народной культуре Македонии.. Во второй половине IX века начинается массовое-распространение-христиан-' ской религии средй'славянского населения.на.Балканах, что приводит к_крещению. Поскольку традиционно массовым явлением была любовь широких народных масс к песне, танцам я веселью, то новая христианская религия вошла"Vконфликт'с магическими обрядами славян. 3 новых религиозных условиях македонские славяне не хотели отказаться от. старых языческих обычаев и -танцев, в которые били вплетены'человеческие чувства, о здоровье и благополучии. Церковь ведет яестонуо борьбу против этих обычаев, но, видя, что не в состоянии искоренить древние игры, идет ка уступки с целью придать этим.обычаям христианскую окраску. Сила традиций народного творчества позволяет сохранить танцы македонских славян, продолжить развитиечтанцевального богатства старых времен.

Начиная с ХП века македонские славяне были под властью византийцев, болгар и сербов, вплоть до"1395 года - когда попа- " дают под турецкое иго. Порабощение Македонии этими народами и турками привело к большим переменам, во всех областях общественной гизни. Турецкое ярмо отделило эту часть Балканского полуострова от процесса развития европейской цивилизации,. Но несмотря на это, в специфических" условиях,рабства,- македонцы создают свой фольклор,'и этот период является периодом интенсивнейшего развития народных танцев. Борьба за духовное и культурное -осво-бокдение еще больше усилилась в .ХЖ веке. Благодаря позднему развитию капиталистических отношений в Европейской Турции, в которой македонцы жили до 1912 уода, процесс формирования маке-

донской нация развивался очень медленно. После освобождения от турецкой зависимости в 1912 году империалистическая политика соседних балканских государств разделила ./¡акедонию, как территориальную единицу, между Сербией, Грецией и Болгарией. Таким образом македонцы не добились создания свободной л независимой Македонии. Большую роль в развитии национального сознания македонцев сыграли события революций и войн XX века. После окончания второй мировой войны македонский народ становится членом в содружестве югославски:: народов и национальностей, развивает свою культурную деятельность и творчество.

Глава втотел - "'Фольклорное творчество - выразитель самобытности народа у. источник зарождения македонского национального балета". 3 этой главе аитор задергивает внимание на этно-хореогра:;лческой характеристике традиционных македонских хороводов. " :

Танцевальное искусство отличается многообразие!/? танцевальных J-орм. Оно 'содержит в себе .истории, жизнь и чувства многих поколений македонских славян и являются глубоки:.'! Еыразптелем их самобытности. Этнический фольклор прежде всего Екражается в стиле и в технике исполнения. Стиль и техника являются результатом специфического духа народа, с~~ормироЕавдегося в определенный условиях, и поэтсму они представляют собой выразительное воплощение народной кизни. Б особенностях народного псголн7тельскогс стиля кроется то неуловимое, что свойственно тхть:-х> одной определенной этнической группировке, и чем отличаете- один народ от другого. Стилистическая характеристика македонских хороводов вырезаете? в пластичном движении всего тела, в легкости и мягкости исполнения, в богатстве таниеваль-нып.йигур, гармонично сплетенных в один естественны,: не при-

Одной из ярких'стилистических характеристик является и спо- ■ соб ходьбн исполнителей=танцоров во время танцев.

Ваглой стилистической характеристикой является и динамика темпов, которые встречаются в большинстве наших хороводов. В хореографическом и психологическом смысле такие хороводы саше интересные.

Другой этнохореографической характеристикой хороводов является 'их форма. Самая популярная форма - это открытый круг.

' Способ дергания рук в хороводе такие представляет один из ванных компонентов танца. ■ ■

Одной из принципиальных характеристик является разделение хороводов на мтаские, женские и общие.

Осноеной характеристикой македонского музыкального фольклора является ритмо-метрическая сложность, которой он отличается от фольклора дцутих балканских народов. ¡Дузыкалъный размер 7/16 -саг.гый распре с храненный или, так называемый, "македонский такт".

Явление, которое заслуживает_внимания, представляет несин-хронизированное отношение между единицей мелодии и единицей танца, т.е. менду танцевальной и музыкальной фразами в хороЕоде.

Феноменом македонекзгх хороводов является единичная аритмия в ритмической цельности исполнения хороводного танца и мелодии -результат того, что ритм мелодии не совпадает с ритмом шагов.

лзучая особенности танцев своего народа, любой худо-лик- * хореограф монет на такой основе создавать новые произведения, вдохновленные творческим духом народного гения. Это и есть путь развития национального балета, который через лексику классического танца, обогащенную национальными элементами, будет качественно развивать танцевальные дарования нашего народа.

Глава третья - "Создание Македонского народного театра :: появление балетного искусства в Македонии". Для того, чтобы

• с.

I . ' '. .

ответить на вопросы, как появляется балетное искусство в совершенно новых условиях, и как вронденная танцевальйость и музыкальность трансформируются в строгую классическую форму, автор описывает развитие театральной деятельности на территории, ¡«а-

- кедонии, а вместе с ним и условия создания Македонского народного театра.

О-.существовании театра на территории Македонии в прошлом ■ ; ' указывают остатки античных театров в нескольких городах ;,1аке-

- _ донии.' .Известно, что театральная традиция на данной территории . -существовали еще до У-го века е. э., то есть до гркхода z засе-

- ления славян ка'Балканах. Элинское влияние является значитель-'

- ным в театральной зшзни. С приходом славян ка Балканский полуостров (в 71-71! в.в. н.э.) эта традиция црододнается. Новые содержания и новые, темы, вносимые славяна!ли в область театральной кизни, обогащают ее элементами бытия славянских народов.

' 3 период среднах зеков, несмотря на гонения со стороны церкви,- . .славяне стсдслшали традиции в исполнений языческих игр и танцев, . сохраняя свои обычаи. Различные диалоги, пантомимические дви-аекия,-танцы, входящие в славянские обряды, приобретают теат-. . рализованную форму.' - ■1

'С приходом турок на Балканских полуостров в Х1У веке прекращается существование всех видов театрального искусства. Ея-ч тивеково'з турецкое иго (ХУ-И2) не позволяет пробиться в порабощенную македонскую земх-о нервны росткам балетного искусства, . ни тем более реформам Коверра, ни расцвету романтического ба-~ лета, характерным для Западной Европы этих вековi Только лишь к середине III века просветительство своими идеями начинает влиять на ттсбундение национального сознания и на развитие ' театральной деятельности е Македонии. С утверждением так назы-.".' ваемого Закона хурзста" (свободы) в ISC8 году культурная ноли-

тика становится более либеральной, й театральная -деятельность обретает возможность для своего развития. К несчастью всего лкпь спустя два месяца после открытия здание, сгорает в пога-ре. Проблема театра разрешается только после постройки нового здания в 1927 году. Начиная с 1927 года но 1941 годы основным направлением театра было создание драматических-произведений. Музыкальные произведения на сцене исполняются очень редко, а о балетных постановках нечего бшю и говорить. В 30-е годы по примеру больших городов, в Скопье'открываются первые студии балета. Дункакизм и другие современные направления имеют влияние на танцевальное искусство, создание классической школы балета и ее место в театральном искусстве еще не бшю осознанно, как необходимое. . -■■

Годы зойны 1941-1544, являясь периодом борьбы против фашизма, в то же время были и периодом борьбы за национальную свободу, за ооаобокдение и как результат за создание своего национального македонского театрат--3 отличие от истории создания других театров история создания Македонского народного театра связана с народно-освободительной борьбой македонского народа. Первыми носителями новой культуры стали бойцы-артисты, занимающиеся культурно-просЕетительской работой в партизанских отрядах и частях. Македонский народный театр является продолжением этих театральных трупп, в партизанских отрядах во время " народной революции. Родоначальником македонского театра является культурно-вросЕетительская труппа "Кого Рацин". Антифашистское собрание народного освобождения Македонии (АСЫОМ) создает первый македонский народный театр 31-го января 1545 года. Длительный исторический процесс создания национальной куль- -туры находит свое завершение в создании общественного института театра.

;-'1узкк2льно-сценпческая ектпеность народа,' его традиции позволяют в Македонском народном театре (1948 год) создать Оперу, а это в свою очередь повлекло за собой и появление в (1849 .году) балета. Такт,! образом македонский народный театр Нормируется как единое явление, объединяя в себе драму, оперу к балет х становится сильным орукиеи в борьбе против вековой отсталости.

Судьба появления балетного искусства у нас была непосредственно связана со становлением оперного искусства,- так как при постановке оперы постоянно требуется участие балетной труппы. Впервые в Македонии были представлены, с воодушевление:,; встречены и приняты гублпксй танцевальные сцены в опере "Травиата" (29 ноября 1948 года). Чуть позднее (27 января 1949 года) состоялась премьера..балета "Вальпургиева ночь" из оперк "¿густ" Марля, Гуно как самостоятельное представление.

^дя дальнейшего развития балета эти спектакли имели первостепенное значение. Они показали, какими путала двигаться, чтобы добиться искомых п келаемых целей. Первые работы дали почву для глубоких раздумий с направлении развития театра, пос-тавизлего перед собой цель стать не только слоены;,; театральны:.! .организмом, но и соответствовать духу национальных традиций и стремлений. Такой аспект был взят за основу при рсндении и дальнейшем развитии балетного искусства в нашей республике.

Четвентгя глава - "нормирование балетных кадров путем их обучения е балетном училизе". Открытие балетното училища в Скопье связано с необходимостью включения с-алетных кадров в работу македонского театра. В связи с зт~; в 1948 году были организованы двухме сячкые курсы, которые ;т:;~:-:о считать те к созданию будущего балетного училища.. 3 сентябре 1949 гсдг. эти

п.

й 'называются низшей балетной школой. Группа, составленная из •' молодежи в возрасте 14-18 лет, била зачислена в театр, а группа из молодых учеников-курсантов была переведена во второй класс новообразованного балетного училища. Педагогом в балетном училище, которое в то время насчитывало 37 учеников, был назначен Георгий "Лакедонски. Нелание как можно скорее создать свои балетные кадры было тем решающим фактором, который определил методику обучения' балетному искусству. Обучение было организовано таким способом, что ученики балетноге училища должны были не только овладеть специальными предметами, но одновременно участвовать в оперных и балетных спектаклях в театре. 3 1550-1951 учебном году 12 учеников получили дипломы об окончании низшего отделения балетного училища. Это значительное событие в истории балетного училища было отмечено первым концертом, который ученики давали 16-го июня 1351 года. По это:,у случаю в статье, относящейся к данному событию, Ливко ■жиргоЕ пишет следующее: "Балеткая_школа, являющаяся одним из молодых художественных учреждений у нас, основанная в начале 1548 года, внесла сбой вклад в создание основ и в формирование кадров на пале и данного вида искусства", дальнейшее.обуче- " ние этих учеников продолжается в среднем балетном училище. Основной первостепенный Банный вопрос, который автор хочет разработать в этой главе, - это вопрос о методе работы в учи--лише. Особо анализируются специфические условия работы. А именно, необходимость в быстрой подготовке своих балетных кадров. Пото:^ ученики среднего балетного училища одновременно являлись и членами балетного коллектива Македонского народного театра. Такое положение учеников невольно приводило к тому, что они, пренебрегая изучение:.! общеобразовательных предметов, всесторонне отдавались работе в театре. Результаты та-

кого обучения становятся очевидными в 1954/55 учебно:.' году, когда всего линь четыре ученицы смогли закончить среднее батет-ное училище. Для того, чтобы в какой=то мере улучшить успеваемость учеников, нунно было освободить их от постоянной работы е театре, но в таком случае не мог бы существовать балетный ансамбль при театре. Данный достаточно слоеный Еопрос в то время решают компромиссно: балетное училище продолжает существовать и работать, ко из программы обучения исключаются общеобразовательные предметы. Состояние обучения в училище е таком виде остается до 1557 года, когда опять становится актуальны,! Еопрос об учении общеобразовательный предметам. Для этой цели была заказана специальная научно-методическая литература из Советского Союза. Таким образом, начиная с 1967 года, начинает существовать батетнсе училище, которое имеет ранг средне-образова-телького учебного заведения. Дальнейшая судьба балетного училища связана с постройкой нового Музыкально-балетного школьного центра в 157В году. Тогда среднее балетное училище интегрируется со средним музыкальным училищем. Сегодняшнее балетное училище со своей программой включено е школьную реформу среднего образования. Оно находится в составе Музыкально-балетного школьного центра и организовано так, что в нем .имеется четырехлетняя кизпая батетная школа и четырехлетняя средняя балетная школа. Молодость педагогического опыта нашего училища не позволяет говорить об общем творческом методе преподавания, ко возмокно назвать личности тех, кто своей деятельностью вносит вклад в становление почерка мастеров сцены Македонского народного театра. Македонский народный театр постоянно дополняется кадрами, Еыгущенгзгли батетным училищем в г. Скопье, что положительно характеризует голь нашего багетного училища и указывает на пра-■й-г^^.^г ""т^^влен^-'г ~ ^'онм~псБан"и байтных кадров, котопые

отвечают требованиям балетного искусства .Македонии.

Глава пятая - "Значение классического балета в истории развития балета Македонского народного театра". Знакомство с классическим балетом в Македонском-народном театре было встречено с воодушевлением. Тернистыми путями, преодолевая трудности, пробивало себе дорогу искусство балета, чтобы занять достойное место на театральной сцене. 3 македонском народаом театре, родившемся спустя несколько веков после появления балета, желания были устремлены к"усвоению традиционного балетного опыта, постижением культурных ценностей, созданных человечеством. Приобретение балетного опыта заключалось в усвоении профессиональных знаний балетного искусства, ретроспективного усвоения исторически накопленного репертуара. Классический стиль не представлял особенных трудностей в эстетическом восприятии этого искусства народом, тлевшем богатые танцевальные традиции. Более того, классический танец одержал новую победу, как система общечеловеческой культуры. Начальную фазу можно было.быстрее всего преодолеть постановкой балетных представлений, которые одновременно.были и школой дом молодых кадров и репертуаром, с удовольствием принимаемым со стороны публики. Таким .балетом явился "Бахчисарайский фонтан". Премьера балета состоялась 30 декабря 1945 года. Постановка такого крупного произведения, каким является балет "Бахчисарайский фонтан" показала, что преодоление трудностей классического танца можно достичь упор- . кой,работой. Участники спектакля были ободрены успехом, который данный балет шел у публики. Первая.балетная премьера была замечена в печати от I января 1950 года, "...наш народ с радостью отмечает большое и значительное событие в нашей куль-туркой еизни, - первая премьера нашего македонского балета "Бахчисарайский фонтан". Эта премьера показала, что мы в короткий

срок будем иметь высококачественный балет, показала перепек-' тивы балетного искусства в нашей республике его дальнейшее развитие и прогресс". Постановщиком первого балета был Георги ;Лакедонски - родоначальник нашего балета. Анализируя балет "Бахчисарайский фонтан", а через него и становление классического балета в ",1акедонии подчеркнем его реализм. В Югославии реализм был единственным способом художественного творчества, так что и основная мысль хореографических произведений того времени определялась этими требованиями.

Начиная с 1949 по 1957 годы, ооновное внимание баго обращено на изучение классического танца, как основы роста балетной труплк. Это подтверждает тот факт, что в начальный период работы балета, на сцене были поставлены такие произведения классического наследия как "Коппелия" (1954), "Спящая красавица" -(1955), 'Чизель" (1955), "Лебединое озеро" (1957), "Сильфиды" (1957). Репертуар в первый период работы балета был разносторонним, определенны:,! благодаря таким энтузиастам, как Георги .'.Македонски, Александр Доброхотов, Нина Кирсанова. Бели же к этому добавить талантливость балерин и танцовщиков, то освоение балетного искусства было выше ожиданий.

3 1954 году в постановке Нины Кирсановой был исполнен - ■ балет "Коппелия" Лео Делиба, а на год позднее и "Спящая красавица" П..ЧайкоБского. Коллектив балета сдавал свой экзамен классического репертуара, "¿акт налицо, что наш балетный ансамбль перешел самый тяжелый и сложный период б своем развитии, период начинания. Он уже не нуждается в благосклонности," свойственной каждому началу, благосклонности, которая была вызвана Еерой в лучшее будулее".1 Участие классик): в репертуаре юного коллек-

1 Ало Алексиев (Н./Л.) 1953, X, й 27S4, 10 ноября, с. 4.

тива артистов, насчитывающего всего лишь шесть лет своего существования, ясно говорит об усилиях" его быстрее овладеть мастерстве:,!. В статье, напечатанной в газете "Нова Македония", по случаю премьеры балета' "Коппелия"' 28-го февраля 1354 года, говорилось:'"Мояет быть это претенциозно, монет "быть и все еще недостижимо для кашей балетной юности, но все равно, если выбранное произведение не является, результатом, то неоспоримо яе-ляется манифестация стремлений, которые наш балетный ансамбль попытался реализовать с постановкой "Коппелин" Делиба". К сожалению, данный период прогресса в развитии балета был недолог. Неправильное руководство в последующие годы, прежде всего в репертуарной политике, уменьшение роли классических багетов, которые должны быть основой в репертуаре балета и которые являются мерой в сохранении формы и лица ансамбля, привело к замедлению темга развития. Проблема заключается не только в постановке одноактных балетов, но и в том, что целовечерние балетные спектакли, которые были поставлены на сцене в предыдущий период времени, снимались с репертуара. Исключение в репертуарной политике составляют некоторые театральные сезоны, когда во всей своей красоте блеснули классические произведения.- Такова постановка багета "Ромео-'и Джульетта" Сергея Прокофьева в театральный сезон 1962 года в хореографии Димитрия Парлича. Впоследствии приезжают балетмейстеры из СССР, Чехословакии, Польши1;"' Англии, которые ставят спектакли классического наследия и современнее спектакли. Среди них "Раймонда", "Дон Киот", "¿изель", "Лебединое озеро", "Еал кадетов", "Отелло", "Тщетная предостсро:-: ность", "Легенда о любви". Приглашение гостей в молодой театр без ярко выраженных традиций является как бы составной часть» развития нсзвго театра. Рассматривая репертуар театрг, ссгсдняг-ндх дней, з&мечееи, что существенных изменений в репертугрнс::

политике .нет, но'при всем этом можем сказать, что '. классический танвцу«-г:..,"нннв обеспечивает движение вперед. Зсли попытаемся сделать заключение о.месте классического балета в истории раз-v ' . ептия Македонского народного театра, то увидим, что на сцене данного театра были поставлены многие классические произведения мировой хореографии, но век сохранения" в репертуаре этих произ- .ведений короткий. Б этом и заключается главная проблема. Лонят-. но, что имеется для этого много причин, прежде всего: неболь' шой ансамбль, известное время не имевший своей сцены,' невоз- ■ ' можность финансировать исполнения крупных спектаклей и ряд других. И все'же'мы не можем оправдать тот факт, что из такого прекрасного репертуара классических • балетов ;.5акедонского -народного театра всего лишь-несколько из них тлеют свою сценическую жизнь и являются основой в развитии балетного коллектива. Вопрос сохранения классических.балетов-вместе с современны/ репертуаром вне сомнений является основным вопросом, ■ относящемся к репертуарной политике.. Жизненная необходимость налагает ответственность за наиболее быстрое и актуальное решение. Лра- '. вильно понятое, отношение к данному вопросу указывает наггравле-. - ние, по которому должен решаться дальнейший жизненный путь ' балетного искусства. Составление репертуара в нашем театре должно опираться, на классические -произведения с определенный соотношением между современными и национальными спектаклями. Это правильно повлияет на рост.балетного мастерства.

Глава пестая - "Роль национальных спектаклей в репертуаре Македонского народного театра". После открытия оперного театра, . филармонии, появления переде македонского.художественного фи-лкла, в 1933 году создается'и первый национальный балет - , кедонская повесть" композиторе Глигора Смокзорского. Удивитель-" но смело, но исторически оправдан / факт одновременного с осзое-

йием системы классического такЦа, поиска новых форм, тем и образов из национальной сокровищницы.; "Богатое "фольклорное насле- ■ дие используется" для обработки и трансформации его в форму театрального искусства, а именно - балет. Ври этом традиция европейской культуры балетного искусства соёдиняе£ся"'с национальной фольклорной культурой, обогащающей танцевальную палитру. " Ёалет ";-.1акедонская повесть" открывает новую страницу в совремеи-» ной национальной музыке."Богато использованный фольклор, "либ-. ретто'для балета, базирующегося на фактах из жизни народа в прошлом, придает данному балету абсолютно национальный колорит.

"Самое большое богатство национальной культуры - это богатство, созданное народными авторами, которое остается записанным в истории-и тлеет широкое общественное значение..-, в этих произведениях появляются те основные понятия, которые втречаются в музыке, как музыкальные черты; исполненные красотой и богато 1Вом, которые народ но.сит в.себе* Как раз.в тех первых произведениях, в "Македонской. повести" Смокварского и в произведениях, что создаются позднее, появляются народные мелодии, богатство ритмики, мелодика, характерная. _для македонского музыкального поднебесья и ато придает специфичность репертуару и отдаляет его- от репертуара в нашей стране и' за Рубеком"."^ Балет "Македонская повесть" является.первой попыткой .. создать^на"сцене театра хореографию в национальном духе. Дан-*" . ный балет_-открнл путь.к творческому созданию произведений, ик-спиралией~для которых послугило поднебесье,., где мы яивегл. Интересные ^решения.в -постановке балета давали визию одного но-еого видения и воплощения традиционных фольклорных форм. В этом батете.первый раз используется македонский фольклор и бла-

Сборник выступлений на симпозиуме""40-годовщина МНТ - Скопье"

годаря этому появляются новые хореографические средств:-.' зЕгазсе-ния, специфичные для нашего декусстра.

Хореографы, йспользуя фольклор в постановках, наполняют его современны,ж чертами, которые существуй! в сценической хо-. реографии, и это определяет самобытность нашего балета, что придает особенные черты репертуару.

Вторым национальным балетом, поставленным на сиене Македонского народного театра в 15оо году, является балет "Схрид-ская легенда" Стевана Христича. Балет "Охридокае легенда." выходит за границы Югославии и был не только показан, но и поставлен на. сценах других стран, как, например', в Польше, Чехословакии, Советском Союзе,. .Балет "Охрпдская легенда", начиная с 1555 года, живет на сцене Македонского народного театра уже в четвертой редакции. Первая постановка была осуществлена хореографом Максом Кирбоса, вторая - Коб года хореографе;: Георгиев Македонским, в третий раз балет был исполнен в 1£59 году в хореографии цраню Хорвата и последняя постановка 157? года идет з хореографии Димитрия Еарлича. Все указанное вереди имеют свои отличительные черты и преимущества, свои стиль и с:,глсл видения в восприятии либретто и музыки. Во'всех спектаклях стилизация йогыасра придает спектаклю -национальный дух, ?%з-дичия в режиссерски?: решениях отражают своеобразие'подхода хореографов. Мнтэрес, который г^олвте-з? хореограф;: к даккс: произведение :: его широкое использование в репертуаре всех балетных театров Хтослаэп::, говорит о несомненных художественных ~:сачестзах балета "0::рддс22.я легенда". 1-1 совеем неслучайн"-::.: "гъ-ляется тот факт, что балет "Охрипская легениа" сказался в,-:.т-э-ченкк.: и в репертуар узыкалъногс театра имени К.С.Станиславского и Зл.М.Псмирсз—:г-Да~енко в ¡се:;з=. Специально для :.;рс- -ковекегс исполнения Стеган Хрпстич дег.едпяет балет -.ше двумя;

кар тика,:е. .Одна из картин была вклюЧе'на в начале первого акта, а вторая - в начале четвертого акта. Данные дополнения он осуществляет по предложению театра Станиславского и Немировича-Данченко для использования болъйего ансамбля и расти- ■ рения массовых сцен в 'спектакле". На премьере агтор Стеван Христич товорил следующее: "В моей пятидесятилетней карьере это самое крупное событие, потому что "Охрндская легенда" ставится в городе,' который почитается как музыкальный центр, один из первых в мире. Исходя из всего этого, московское исполнение балета "Охридская легенда" для меня является большой честью, и мне кажется, что не - только меня, оно представляет значительное событие в утверждении наией творческой музыки",^ Национальный,балет, который занимает значительное место в истории македонского"Искусства - "Лабин и Дойрона" композитора Тройко Прокопиева.; Данный балет на сцене ¡¿акедонского народного тьатра был поставлен два раза: первый раз в 1358 году ц второй раз в 1280 году. 3 репертуаре »¡акедонского народного театра'участие национальных балет'ов чувствительно. -¡¡нтерес среди композиторов к созданию балетных произведений большой, относится ли это к созданию произведений с национальными мотивами или произведений,инспирацией для которых .являет-' ся мир, окружающий нас. ¡¿езду 60-ми и 70-ми годами в репертуаре огромное участие имеет отечественное творчество. СоЕре—' менкне балеты составляют основную часть репертуара, в котором выражается лицо нашего коллектива. Забота о своих отечественных батетннх спектаклях рождает к новое отношение балетного коллектива .к творчеству наших композиторов. Геланием каждого багетного коллектива'является достижение высокого уровня как

- (Н.::.) 1?58, х:у .'" 4237, к марта, с. 4.

е постижении национального, так к интернационального искусст- - ' за. Обогащение культур гуте.'"! взаимного блеяния является процессом, который к сегодня развивает. ' балетное 1ворчество. 3&я2д национальных культурных Достижений в этот процесс ниеу особенно';заг.:ное значение.

• Глава седьмая - "Роль и заслути стдель'ных личностей в развитии балетного искусства Македонии". Б этой главе автор с благодарностью говорит с выдающихся деятелях искусства: о руководителях, хореографах, первых'танцорах .балета. -

3 заключение автор делает следующие выводы по результатам исследования.

Полученные в диссертации знания об истории македонского балета, позволяют совершенствовать хореографическое сознание, положительно влиять ж ярантску, обогащать новке поколения артистов балета.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. "Открытие классического .балета б I,'Македонском народном театре". Сборник 40 лет ^Македонского народного театра. 1945-ис-3. Скопье.

2. "Создание Македонского народного театра п появление багетного искусства е ^Македонии" - журнал."Театральный голос".

3. Театральный бюллетень, .15 22, МП, сентябрь 1987, с. Статья "Срий ;,1ягпн вновь в напей среде".

4. "урнат "Советский балет", статья "Сорокалетний рост маке-- -донского балета".

5. "оклад на семинаре балетного -фестиваля в Любляне в 1979 году, на те:,у: Классическое наследие в М,Македонском народном

■71СГ "-по" . .

Тир .{{¡С Тип. Мнн-ва культуры