автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
"Тарас Шевченко" Мариэтты Шагинян и историко-биографический роман в советской литературе

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Ляшенко, Анна Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему '"Тарас Шевченко" Мариэтты Шагинян и историко-биографический роман в советской литературе'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Ляшенко, Анна Васильевна

Стр.

Введение .2

I. Глава первая. Русская биографическая литера* тура, ее традиции в творчестве М.Шагинян . П.

Глава вторая. На основах интернационализма к истокам замысла книги "Тарас Шевченко"). Ш.

Глава третья. Связь времен как структурообразующий принцип историко-биографического повествования М.Шагинян . 81

IV. Глава четвертая. Проблема типизации характера в книге "Тарас Шевченко" . 119

V. Заключе ни е . 146

 

Введение диссертации1983 год, автореферат по филологии, Ляшенко, Анна Васильевна

В творчестве наших мастеров по-прежнему звучат высокие революционные мотивы. Образы Маркса, Энгельса, Ленина, многих пламенных революционеров, героическая история Родины вдохновляют их на создание новых интересных работ в самых различных видах искусства"1, - эти слова из Отчета ЦК ХХУ1 съезду КПСС имеют прямое отношение к достижениям советской художественной литературы. За годы своего развития в ней созданы разнообразные по тематике и формам произведения о выдающихся деятелях революционной истории. В советской художественной прозе они представлены очерком М.Горького "В.И.Ленин" и современной советской Ленинианой - романами и повестями А.Коптелова и М.Прилежаевой, Ч.Айтматова и В.Канивца, С.Дангулова и ЕЛюфа-нова. Традиции.литературных портретов М.Горького и "силуэтов" об участниках Октябрьской революций А.Луначарского получают свое продолжение, в современной серии "Пламенные революционеры", в романах Ю.Трифонова "Нетерпение" и С.Сартакова "А ты гори, моя звезда." От первых изданий горьковской серии "Жизнь замечательных людей", романов Ю.Тынянова и О.Форш берут свое начало книги нашей многонациональной литературы о творцах передовой культуры - Айбека "Навои", М.Ауэзова "Путь Абая", А.Якубова "Сокровище Улугбека", повести и романы о Т.Г .Шевченко в украинской литературе. В образах героев этих

I Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., ¡981, с. 62. произведений воплощается благородство жизненных целей, идейная убежденность, трудолюбие и мужество, тот идеал человека, который не надо выдумывать, а взят из жизни*.

Одним из авторов историко-биографических романов, получивших высокое признание советской общественности, является Мариэтта Сергеевна Шагинян (¡888-1982^.

Много лет отдавала она свой вдохновенный талант художника, знания ученого, опыт публициста созданию произведений о выдающихся деятелях культуры и искусства. Литература, музыка, педагогика - неизменные предметы ее размышлений, научных исследований, острых выступлений. Постоянным объектом ее художественного воспроизведения является интеллектуальная личность создателей духовных ценностей. Герои ее произведений -В.И .Ленин - творец коммунистической этики, морали и эстетики, И.Н.Ульянов - педагог и просветитель, Шевченко и Гете - деятели культуры,Рахманинов и Мысливечек - талантливые композиторы и музыканты.

М.Шагинян - автор сложных по материалу, оригинальных по жанру, глубоких по мысли произведений "Семья Ульяновых", "Четыре урока у Ленина" и "Билет по истории", воспоминаний о НЛС.Крупской. Ею написаны книги "Тарас Шевченко", Тете", "Этюды о Низами". Множество портретов современников - творцов русской и мировой культуры вошло в очерки "Зарубежные письма" и мемуары "Человек и время". Произведения М.Шагинян о жизни и творчестве реальных личностей прошлого - это значительное и целостное явление в советской историко-биографической литературе.

I Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983. М., 1983, с. 43.

Тетралогия писательницы о вожде удостоена Ленинской премии. Ее книги о жизни творцов литературы и искусства принадлежат к произведениям мировой культуры. Ромен Роллан считал ее близким себе по духу человеком: "Мне было интересно узнать о том, какое место в вашей жизни занимает музыка. Вы принадлежите, таким образом, к братству Жана Кристофа.Филолог, переводчик Маркса и Гейне-на японский язык Дутому Иото писан Мариэтте Шагинян: "Вашу книгу. "Гете" я прочел с величайшим воодушевлением, она написана глубоко.научно и вместе с тем с большой любовью. Вы сумели очень ясно объяснить классовую ограниченность и величие Гете как поэта. И относитесь к нему весьма благожелательно как к человеку. У нас Гете изображается весьма односторонне. Его превращают, в. идола. Вот почему мне хочется перевести. Вашу книгу-о Гете на японский язык: чтобы показать моим дорогам соотечественникам -истинный образ Гете и раскрыть перед р ними величие и страдания гениального поэта'' .

Для чехов, по словам критика Милана Юнгмана, в "Воскрешении из мертвых" писательница ".открыла великую личность Мысли-вечка, определив его место-в музыкальной культуре ХУШ века, по о праву ему принадлежащее" . Высоко оценены ее работы о творцах литературнародов^СССР: они дают новое представление советским людямобизвестных исторических личностях: армянском писателе-Хачатуре Абовяне, осетинском поэте Коста Хетагурове, -азербайджанском ,ноэтеми.^ыслителе Низами и украинском поэте Тарасе Шевченко. "Ее книга-О-Великом Кобзаре Тарасе Шевченко принадлежит, к числу лучших исследований, посвященных жизни и

I Из переписки Мариэтты Шагинян. - Культура и жизнь, 1958, }£ 4, с. 49. ' 2 Там же.

3, Литературная газета, 1964, 28 мая. творчеству гениального сына Украины"*, — отмечал А.Сурков на восьмидесятилетнем юбилее М.Шагинян.

Среди историко-биографических произведений писательницы "Тарас Шевченко" занимает особое место. С ним связано создание всех других ее исследований об основоположниках национальных культур. "Изучение творчества Тараса Шевченко помогло мне потом в моих работах о Гете, Яне Амосе Коменском, Вильяме Блэйке и об армянских классиках - Микоале Налбандяне, Хачату-ре Абовяне ", - так считала М.Шагинян. В книге об украинском поэте отразился целый этап формирования единства народов и литератур нашей страны. Создавалась она после Первого съезда писателей в благоприятных условиях подъема культур народов СССР, в обстановке всеобщего интереса к ним, в период интенсивного освоения "эстетического материка другой нации"3.

Произведение М.Шагинян о Тарасе Шевченко всем своим содержанием было нацелено на освоение и овладение сокровищами национальных литератур.

На ХХУ1 съезде Коммунистической партии Советского Союза отмечена историческая закономерность: возникновение в процессе расцвета и взаимообогащения национальных культур культуры единого советского народа - новой социальной и интернациональной общности^. "На основе прогрессивных традиций, интенсивного обмена духовными ценностями расцвела социалистическая многонациональная культура"^, ставшая итогом шестидесятилетнего раз

1 Известия, 1968, 2 апреля.

2 Литературная газета, 1961, I0 марта Сна укр.языке).

3 В кн.: Единство, рождённое в борьбе и труде. М., 1972, с. 72.

4 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с. 57.

5 Андропов Ю.В.* Шестьдесят лет СССР. - Литературная газета, 1982, 22 декабря. вития культуры социалистического общества. Порождением и выражением этого процесса является в числе многих фактов нашей литературы творчество М.Шагинян. В ее писательский мир вошли великие культуры - русская, культура народов СССР и зарубежная, богатая культура народов Кавказа, поэзия украинского Кобзаря, карело-финский эпос "Калевала" - таков широкий круг ее интересов в литературе народов нашей страны. "Тарас Шевченко" -одно из ярких проявлений интернациональной по характеру и смыслу деятельности М.Шагинян: "книга родилась из родника советских чувств, исполненных любовью к Родине и братским содружеством народов"I, - отмечает ее первый рецензент В.Кирпотин.

По содержанию и форме произведение сочетает в себе качества научной и художественной литературы. "Предлагаемый труд не монография", - писала М.Шагинян в предисловии к его первому изданию. "Задача моей работы - дать читателю живой образ Шевченко - творца и мыслителя", - подчеркивала она художественный аспект своего труда в новом.издании 1964 года. Писательница колебалась в выборе формы своего произведения. В собрание сочинений 1975 г, "Тарас Шевченко" вошел в число монографий. М.Шагинян возвращалась к определению, которое отрицала вначале.

Сближение науки и литературы приводит к возникновению ис-торико-биографических произведений особого рода, заметил еще В •Г.Белинский. Рецензируя книгу К.Полевого "Михаил Васильевич Ломоносов", он писал: "Это - не роман и не биография в точном смысле этих слов, но это дело и ума, и фантазии, это -- поэтическая биография, принадлежащая и к науке, и к искус

I Красная новь, 1942, кн. 1-П, с. 112. ству, род совершенно новый, оригинальный"1. Современное советское литературоведение окончательно пришло к признанию взаимовлияния научного и художественного способов познания действительности. И в науке (литературоведении I,.и в литературе "возч никают переходные, гибридные формы", стоящие на границе исследования и романа, - утверждает А.Бупмин. К этим формам он при. . чисдяет "интересные и ценные работы", "сочинения"^, созданные как литературоведами, .так.и писателями. .

Произведение ."Тарас Шевченко" М.Шагинян привлекало внима-. . ние критики уже в.момент его .создания.Русская и украинская .пресса,следила за работой писательницы, информировала читателей о ее новых, творческих планах. Рецензенты отмечали появление первого и второго изданий его, указывали на достоинства работы, на достоверность материала, называли отдельные фактио • ческие ошибки, допущенные автором0. В 50-е годы, когда появлялись другие цроизведения, критика выделяла различные проблемы, связанные с их содержанием и тем самым получала более полные и. разносторонние знания, об историко-биографическом жанре в творчестве писательницы, В книге о Гете рецензенты находили интересным анализ наследия, немецкого поэта. Об исследователь. ской-повести "Воскрешение из мертвых" писал 0.Черный в статье . . . "Вернувшийся к .людям". Умение, М .Шагинян решать на материале прошлого проблемы, современности отмечал в рецензии "Связь вре мен"~А.Золот1>в, на. искусствоведческих открытиях писательницы останавливался И.Попов в- "Советской культуре" (¡964, 19 ноября^. Авторская личность, проявившаяся в произведении, привле I Белинский В .Г. Полн. собр. соч., М., 1953, т. II, с.194.

2 Бушмин А.С. Наука о литературе. М., 1980, с. 55:

3 Лазаревский И.Д. По поводу. - Письмо'Шагинян М.С. Лазаревскому ИД. - ЦГАЛИ, ф. 1932, оп. I, ед. хр. 224. кала С.Трегуб , роману он посвятил статью "Подвиг писателя". Б 70-х годах активно исследуется Дениниана М.Шагинян в диссертациях Р.Гольдиной, Н.Назирова, статьях Ф.Кузнецова. Воспоминания М.Шагинян "Человек и время" изучаются в диссертации Т.Колядич "Мемуарно-биографические произведения 70-х годов (проблематика и жанр)". Интервью, взятые у писательницы К.Се-ребряковым^, передают ее взгляды и суждения об искусстве и литературе. Статья сборника "Творчество Мариэтты Шагинян"2 В.Е.Протченко посвящается выступлениям писательницы о литературе и искусстве.

В целом современное литературоведение привлекает творческая индивидуальность-М.Шагинян как писателя. В науке складывается представление о художественной системе ее исторической прозы, о философскому аналитическом складе ее мышления. В работах отмечается "синтетичность" произведений М.Шагинян, указываются основные компоненты этого синтеза - единство политического и публицистического, документального, автобиографического, лирического, эпического и драматического. Раскрывается роль документа и функции времени в ее произведениях. Исследователи проникают в суть авторской концепции гармонической личности и в типологию ее исторических образов в диссертации Т.Осиповок.

Проблема жанра является центральным аспектом исследований творчества М.Шагинян. В работах Л.Скорино особенно обстоятельно рассматривается все многообразие форм романов, созданных писательницей. Т.Назиров пишет.о литературном портрете, А.Бритиков - детективном жанре. Однако "Тарас Шевченко" М.Шагинян, как и другие ее произведения о творцах культуры, не

1 Серебряков К.Б. Уроки жизни. М., 1979.

2 Творчество Мариэтты Шагинян. Сб. Статей. Л., 1980.

3 Скорино Л.И. Мариэтта Шагинян - художник. М., '1981. стали объектом названных здеоь исследований. Лишь в других источниках есть некоторая информация об этом произведении. З.Удонова только называет его в ряду работ писательницы о деятелях культуры. Д.Скорино в примечании к собранию сочинений М.Шагияян указывает на отдельные факты истории его создания, определяет его по жанру как литературоведческое исследование. Серьезная заявка на выявление места и значения книги об украинском поэте в творчестве писательницы сделана Н.Щедриной1. Но и здесь.произведение о Шевченко поставлено в число очерков .М.Шагинян, поэтому в работе дается хотя и интересная, но лишь общая его характеристика.

Актуальность темы исследования определяется, таким образом, ее связью-с насущными, вопросами идеологического и интернационального .воспитания, выдвинутыми. ХХУ1 съездом КПСС и июньским С1983 г.) Пленумом Щ КПСС. Интерес к произведению М.Шагинян "Тарас Шевченко" обусловливается самим объективным процессом создания.культуры единого советского.народа. Насущная необходимость изучения.избранного.,предмета вызывается назревшей потребностью исследования.явлений,-стоящих на границе науки и искусства. Нужно отметить, что.в изучении теории и практики историко-биографической литературы многое осталось дискуссионным в современном, литературоведении. Актуальным задачам современного литературоведения, отвечает анализ жанровой специфики конкретных произведений об исторических личностях. . И, наконец, выбор темы обусловлен стремлением восполнить пробел в изучении творчества М.Шагинян.

Пель и задачи исследования. Основная цель работы состоит в монографическом-исследовании произведения М.Шагинян "Тарас

I Щедрина Н.М. Историческая проза Мариэтты Шагинян.

АКД. Харьков, 1974.

Шевченко" в связи с развитием историко-биографической прозы в советской литературе. Этим определяются следующие конкретные задачи, поставленные в диссертации: анализ идейно-художественного содержания изучаемого произведения, определение места и значения творчества писательницы в советской литературе, в становлении историко-биографического романа, раскрытие процесса освоения традиций национальных культур и перспективности творческого опыта. М.Шагинян в изучении литератур народов СССР; выявление в книге признаков художественного и научного произве-. дания, которые.рассматриваются в.их неразрывном единстве.

Книга М.Шагинян рассматривается преимущественно с точки зрения ее литературно-художественной значимости. Вопросы литературоведческого характера, решаемые в произведении, затрагиваются в диссертации в той мере, в какой они имеют отношение к . достижению поставленной цели.

Методология и методика исследования. Методологической основой диссертации, послужило изучение.трудов классиков марксизма-ленинизма,-программных документов ЦК КПСС, работ по методологии советского литературоведения. Автор работы опирается на труды. В.И .Ленина, .связанные, с проблемой-периодизации истории . освободительного.движения вРоссии, с вопросами национального и интернационального.в искусстве. В-диссертации выражается критическое отношение .к методологическим просчетам, допущенным • всоветской литературе 20т30-х годов, отмечаются достиже-. ния .биографической литературы, исходящей из принципов марксистской науки в познании закономерностей исторического прошлого.

Автор диссертации опирается в своем исследовании на основ. ные положения современного литературоведения по общим проблемам теории социалистического реализма - работы Д.Маркова,

АЛетченко, А.Овчаренко, В.Сучкова, на исследования национального и интернационального содержания и формы советской литературы (ТЛомидзе, М.Пархоменко, Л.Новиченко, Н .Кру тиковой \ на новые данные науки по историческому роману и историзму художественной литературы ^.Петрова, В.Оскоцкого, П.Николаева и другихК. ист очникам., исследования привлечены результаты, полученные, ведущими, советскими, специалистами, авторами теоретических работ о многонациональном характере советской литературы; о методе и мировоззрении; о типическом в литературе; о видах- и жанрах-и т.д. В диссертации исследуются.работы В.И.Ленина о деятелях революционного,движения. В общий процесс развития историко-био-, графической прозы.поставлены очерки А.В.Луначарского о В.И.Ленине, и его статьи о -писателях. Автором привлекаются многочисленные тексты произведений о деятелях передовой культуры.

Диссертант обращается к материалам "Правды", "Литературной газеты"и украинской "Л Лературно! газети" 1936-1940-х годов. Впервые вводятся в научный оборот статьи и выступления М.Шаги-нян, опубликованные в прессе этого периода. Анализируются- про-, изведения русской литературы об украинском поэте, выпавшие из поля зрения шевченковедов,- публицистика первых лет Октябрьской революции, романы и повести, отраженные М.Шагинян или созданные одновременно с ее произведением, и цроизведения современной литературы последних лет.

В диссертационном исследовании привлекаются материалы, хранящиеся в фондах ШЛИ и ЦГАЛИ о романах Ю.Тынянова и А.Виноградова, например, стенограммы выступления А.Виноградова о документе и вымысле в историческом романе, заметки и варианты повести о Паганини. В работе диссертанта используется находящаяся в ЦГАЛИ машинописная рукопись книги М.Шагинян с ее правками. Во время.встречи.с писательницей в 1970 году М.Шагинян разрешила, ознакомиться автору диссертации с дневником, нахо-. давшимся тогда в ее личном архиве. Нами цитируются записи, сделанные М«Шагинян в годы, создания "Тараса Шевченко" и в дни путешествия.по-Украине.в.1939 году. В отдельных главах исследования сопоставляются тексты изданий книги разных лет С1941, 1946, 1964 г Д.

Структура-И объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и.списка литературы. Основной текст диссертации составляет ¡58 страниц, библиография включает 285 наименований. . .

 

Заключение научной работыдиссертация на тему ""Тарас Шевченко" Мариэтты Шагинян и историко-биографический роман в советской литературе"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В книге создан многогранный образ Шевченко - поэта, писателя, человека, гражданина, мыслителя, сына своего народа. Переданы особенности его мощного интеллекта, раскрыт мир его чувств, черты характера, мировоззрение, показана динамика формирования его личности. В книге, содержится повествование о жизни, борьбе и судьбе великого украинского поэта. "Тарас Шевченко" - это художественно биографическое произведение. В нем создан образ исторической личности с проникновением в ее внутренний мир, эмоциональностью авторской речи, конкретно-чувственным (образным) отражением действительности. С этой целью использованы приемы художественного построения: конфликт, типизация, изобразительные средства характеристики героя, то есть описание его поступков, речи, внешности, отношений с окружающими. И как в научном труде, в нем есть безусловная подлинность материала, строгая точность. Она.придает произведению оттенок рационалистичности и деловитости, но это качество "подлинной, порядочной, гуманной деловитости.:Не последнего качества, очень дефицитного в современном мире и современном искусстве"*, как заметил С.Залыгин. Книга М„Шагинян дает возможность автору диссертации отметить, что писательница оперировала чрезвычайно разнообразным документальным материалом: вводила мемуары, письма, дневники, рукописи, учитывала свидетельства современников

I В кн.; Залыгин С.П. Литературные заботы. М., 1972, с. 37.

.поэта. Язык.произведения, насыщен научной терминологией (общественно-политической, литературоведческой), отличается точностью формулировок, сложным.синтаксисом. Научный аппарат - указание источников, ссылки,.примечания, библиография - все это относится к исследовательской части. Писательница сумела поставить специфически научные вопросы: народность творчества Шевченко, его место и значение в истории ру.сской и украинской культуры. Ею изучены эстетические взгляды.поэта, революционное содержание его поэзии. Писательница разоблачала буржуазные националистические теории, проявившиеся в отношении к украинскому поэту, активно включалась в борьбу за создание советской школы шевченкове-дения, опирающейся на марксистско-ленинскую методологию.

М.Шагинян сообщала новые факты из биографии и творчества Шевченко: показала его связи с революционно-демократической интеллигенцией, осветила его пребывание и участие в аральской экспедиции. Установив, место.и значение, прозаических произведений Шевченко, подчеркнула их художественную ценность. Подняла из архивов рисунки художника,, разыскала ранее неизвестные отрывки из драмы "Никита Гайдай". Вследствие этого книга вошла в советское шевченковедение как.значительный.труд, оказавший влияние на решение и развитие многих вопросов в науке о Кобзаре. Об этом свидетельствует то, что все современные авторы работ, изучающие творчество.Шевченко по. различным, направлениям - Шевченко и литература народов.СССР, Шевченко и русская литература, Шевченко и революционно-демократическое движение - учитывают сказанное М,Шагинян, продолжают.ее поиски или полемизируют с ней1.

I На книгу М.Шагинян ссылаются: Шубравский В.Е. Шевченко и литёратура "народов СССР. Киев, 1964, с. 40, 199, 207; Прийма Ф.Я. Шевченко и русская литература XIX века.'М.-Л., 1967, с.41, ЦЗ,Л71-172; Кирилюк Е. и др. Т.ШевЧенко. Биография: Киев, 1964,'с; 405, 451.

В советской научной литературе ее книга положила начало созданию "комплексной" биографии-Кобзаря. Писательница отразила жизнь и личность Шевченко в неразрывном единстве с творчеством поэта, художника, прозаика, драматурга, представила его как общественного деятеля. Ее начинание продолжили и развили украинские литературоведы. Член^-корреспондент АН УССР, доктор филологических наук, профессор ЕДСирилюк, оппонентом у которого при защите кандидатской - диссертации была М.Шагинян, стал впоследствии соавтором самой полной в настоящее время научной монографии о жизни и деятельности Т.Г.Шевченко.

Нужно отметить, что в произведении "Тарас Шевченко" есть и особые признаки, возникшие на сложной научной и художественной основе. Документ, который является основным "инструментом" исследователя, служит одновременно и средством художественной изобразительности. Внешний облик поэта воссоздается по его автопортретам, словесное описание которых содержится в книге. Раскрывая черты национального украинского характера в образе Шевченко, писательница использует высказывание Н,Г,Чернышевского: "Очаровательное соединение наивности и тонкости ума, мягкость нравов в семейной жизни, поэтическая задумчивость характера, непреклонно-настойчивого, красота, изящество вкуса, поэтические обычаи - все соединяется в этом народе, чтоб очаровывать вас". Так нарисовал он в своей статье портрет украинского крестьянина: но ведь "поэтическая задумчивость характера, непреклонно-настойчивого" - это портрет и самого Тараса Шевченко" /501-502/.

Для М.Шагинян показательно, что ею не используются многие художественные средства для создания образа: нет, например, вымышленных сцен и диалогов действующих лиц. Однако из дневниковых записей, писем Шевченко, воспоминаний современников о нем,

которые отражают особенности его разговорной речи, у М.Шагинян Кобзарь предстает перед читателями словно живой простой человек. -И, наоборот, научный аппарат подчиняется не только задачам исследования, но и художественным. Данные о деятельности Шевченко в сопоставлении с другими основоположниками национальных литератур, помещенные в первом издании в сносках,в последующих выпусках вошли в текст. Они раскрывали образ Шевченко-творца.

Наблюдения диссертанта показывают, что на сложной научной и художественной основе возникает еще один весьма существенный признак произведения М Латинян. По характеру творческого вымысла (а скорее по роли авторского воображения) цроизведение М.Ша-

гинян напоминает книги Р.Роллана. "Художественное преобразование документального материала заключено у Роллана не в домысле, а скорей в яркой эмоционально-эстетической окраске излагаемых им биографических фактов", - писала о роллановских биографиях Т,Мотылева*. И она предлагала найти "заменитель" вымыола в подобных цроизведениях. У М.Шагинян наглядность заключается прежде всего в эффекте анализа самих фактов. Открытие объективной истины, гипотеза заменяет в.ее книге вымысел. Как развитие предполагаемого и подтверждение гипотезы построены главы об отношениях Шевченко и Чернышевского,одружбе с искровцами, о любви поэта. Отталкиваясь от предположения, что Шевченко и Чернышевский должны были встречаться, она искала документ, подтверждающий эту версию. Но осталась недоказанной другая ее мысль, вполне реальная и возможная, о том, что ссыльный Чернышевский мог черпать мужество на примере жизни и подвига Кобзаря. Часто свои

I Мотылева Т.Д. Творчество Ромен Роллана. М., 1959, с. 161-162.

• 150 -- •

предположения автор строила на спорном и "шатком" материале. У нее нет свидетельств об участии Шевченко и его сотрудничестве в еженедельнике "Искра", нет доказательств и тому, в чем выражалась любовь поэта к Анне Закревской. И здесь она поступала не как исследователь, а как писатель, психолог, проникающий в мир личных переживаний.поэта.

В книге действует-и присутствует автор. М.Шагинян высказывала свои суждения о фактах, о.Шевченко, о его жизни и характере. Рассказывала о находках,.о своем путешествии, о процессе исследования. Авторские умозаключения, предполагаемые решения, аргументы, доводы, доказательства - все это входит в текст произведения. На глазах читателя-автор препарирует документ, извлекая из него.материальную. правду истории. Писательница вводит читателя в свою научную лабораторию, знакомит его с ней. Азарт исследователя, с радостной страстью находящего новые факты, делающего неожиданные находки и открытия, составляют основное действие каждой главы романа.

Сюжетным стержнем первой главы является развитие авторской мысли о поэтическом-.мастерсдве.Шевченко, действие второй главы движет авторская увлеченность.и восхищение талантом Шевченко, его разносторонней художественной одаренностью, артистизмом его натуры. В сюжете заключительной, и самой важной в идейной концепции последней главы-книги,.очень существенно развитие мысли М.Шагинян о духовной близости и идейной общности Шевченко с Чернышевским. . -

Повествование об исследовании неотделимо от публицистической устремленности автора оценить все в жизни и творчестве Шевченко с точки зрения современности. Нацеленность на современность проявляется во всем: и в освещении прошлого с позиций передовой марксистской науки, и в сопоставлении двух эпох, и в

постоянном стремлении автора.подчеркнуть значение творчества Шевченко.для наших дней. Как исследователь писательница обращалась к первоисточникам, но использовала как публицист и "побочные" материалы (музейные экспонаты, рассказы колхозников, свои наблюдения, описывала шевченковские места и т.д.).

Раскрытие значения творчества Шевченко для нашего времени, нацеленность на освоение его наследия, желание подчеркнуть, чем близок поэт и его традиции.советскому искусству, позволяет видеть в книге М.Шагинян литературно-критический очерк. Создание образа Шевченко- великого украинского поэта, ориентация не только на научно подготовленного, но и массового читателя сближает книгу с научно-популярным очерком, но не делает ее очерком. По сумме всех указанных признаков книгу М.Шагинян можно отнести.к произведениям-синтетической жанровой формы. По художественным признакам она является историко-биографическим романом, по научным-она представляет собой историко-литературное исследование. В целом произведение "Тарас Шевченко" мы относим к роману-исследованию, основным показателем которого является соединение научного и художественного способа познания.

Все жанровые формы, заложенные в книге "Тарас Шевченко", получили свое самостоятельное развитие в дальнейшем творчестве писательницы. Литературоведческое исследование нашо свое продолжение в книгах Тете"-и. "Этюды о Низами". Сложными поисками жанра сопровождалось создание. "Воскрешения из мертаых". "Самым трудным в этой книге. было.найти ее жанр. Невозможным казалось делать ее сухим исследованием,. Невозможным казалось делать ее романом". И заканчиваются ее размышления характерным для авторов произведений, стоящих на границе науки и литературы, признанием: "Так родился жанр,-названья которому я не могу дать, потому что сама его не знаю" /т. 9, с. 9-Ю/. Книга вышла,

однако, с указанием на "повесть об одном исследовании". Романами-хрониками стали произведения писательницы "Семья Ульяновых", а публицистические начала явились главными в "Четырех уроках у Ленина", Литературно-критические очерки МЛатинян посвящены М.Налбандяну, И.Крылову, Костга Хетагурову. В форме путевого очерка были написаны "Зарубежные письма", отражающие культурную жизнь европейских стран.

Книга об украинском поэте стала качественно новым явлением в творчестве МЛатинян. Она определила ее поворот к творческой и научной зрелости-как автора.историко-биографических произведений. Начиная с "Тараса Шевченко", создаются главные произведения ее жизни: роман "Семья Ульяновых" и книги о В.И.Ленине.

В диссертациях Н.Шедриной и Т.Осиповой "Тарас Шевченко" рассматривается в общем составе исторической прозы М.Шагинян, так что вопрос о жанре этой книги связан еще с одной областью художественной литературы. Для одаого из современных советских исследователей, Ю.Манна, "биографические книги о прошлом - это часть художественной исторической литературы*. Ю.Андреев прямо включает его в историческую прозу. "Художественное произведение, центральным героем которого является известный деятель, становится не его биографией, а историческим романом. "Кюхля", "Радищев", "Петр I", "Емельян Пугачев", "Повесть о Болотникове", роман И.Новикова о Пушкине и многие книги - это исторические романы, широко отображающие жизнь страны в целом, а не

только одного человека. И.Андроников, наоборот, исторические

1 Манн Ю. О биографическом жанре. - Октябрь, 1956, Я Ю, с. 171. - '

2 В кн.: История русского советского романа. М.-Л., 1965, т. I, с. 351.

ромаяы ("Петр I" А.Толстого^ относит к историко-биографическо-му жанру, 'к произведениям Плутарха "Сравнительное жизнеописа-

ние", В.Шкловского "М.Поло", "Абай" М.Ауэзова*.

Конечно, можно спорить о принадлежности конкретных произведений к тому или иному жанру. Между историческими и биографическими действительно нет непроходимой грани. Биографическое повествование включает в себя историю, историческое может содержать хронологическое изображение жизни и деятельности реальной личности. И одно повествование может перерасти в другое. Роман А.Антоновской "Великий Моурави", задуманный вначале как биография, вырос в многотомную эпопею о борьбе грузинского народа за свою национальную независимость. Исторический роман О.Форш о русских материалистах ХУШ века, наоборот, вылился в роман об одном герое - Радищеве.

Можно спорить, наконец, о том, относить ли биографический роман к самостоятельному жанру художественной литературы или считать его частью исторического, как это оговорено в работе С.Петрова. Но совершенно необходимо учитывать различия между историко-биографическим и историческим произведением. Их видел еще Плутарх. Он отличал их по предмету изображения и отграничивал биографию от истории. "Мы пишем не историю, а жизнеописание", и "нам пусть будет дозволено углубиться в изучение признаков, отражающих душу человека, и на основании этого составлять каждое жизнеописание, предоставив другим воспевать великие р

дела и битвы - говорил он, обращаясь к читателям. Безусловно, конкретное и непосредственное изучение историко-биографи-

1 См.: Вопросы литературы. 1973, Я ДО, с. 58.

2 Плутарх. Сравнительное жизнеописание. М., 1961, т. П, с. 345. ' *

ческого романа способствует познанию его специфики как самостоятельной области советской художественной литературы.

Советский историко-биографический роман достиг такого развития, что позволяет говорить о многообразии его форм, созданных в советской литературе. Они тоже нуждаются в своем выявлении. Сегодня можно говорить о разнообразных формах романа-исследования: биографический роман, роман-биография, роман об исследовании и собственно роман-исследование.

Несколько моделей художественных произведений, построенных на научной основе, возникает именно в литературе тридцатых годов. Тогда вопрос о выборе формы - научной или художественной - стоял перед каждым автором таких произведений: "Как писать? В форме ли биографии, точной, исторически верной, или в форме художественной повести, увлекательного романа"*, - спрашивал себя во время работы над будущим романом В.Ян. Сам он отдал предпочтение вымыслу и высказался тем самым за форму художественного произведения: "Искусство биографа-романиста состоит именно в выборе индивидуальных черт. Ему нечего заботиться о безусловной научной точности в описании жизни своего героя, отдаленного туманом столетий. Биограф должен, с одной стороны,

придерживаться некоторых,'безусловно точных, "ориентиров", а с

другой - ■ свободно творить, имея художественное прозрение'"0.

А.Виноградов, избирая форму для своего произведения "Осуждение Паганини", тоже определил - ее' как художественную, К этому выводу он пришел не сразу. По материалам рукописей в ЦГАЛИ в I и П редакции (1933 года) книга названа "Этюды из жизни Николая

Паганини". В 1934 г. появляется новое и окончательное загла-

1 Вопросы литературы, 1965, я 9, с. 102.

2 Там же. " "

3 ЦГАЛИ, ф. 1303, оп. I, ед.хр. 160, 161, 459 462 464.

вие книги, но отсутствует четкое определение жанра, его заменяет пространное описание - "жизнь, осуждение и загробные скитания Паганини". В отчете.о работе над книгой А.Виноградов считает, ее-повестью, а.в следующей редакции романом-хроникой, в последней она.становится просто романом. А.Виноградов долго и упорно собирал материалы о великом артисте. Но по ним он мог воссоздать только отдельные-моменты из жизни музыканта. И этот этап творческой работы отразился в выборе формы этюда, соответствующей возможностям документа. Однако предельная ограниченность фактических данных заставила писателя обратиться к вымыслу: "неизбежно приходится.дорисовывать.воображением всю. внутреннюю логику событий, которые заменяют отсутствующие документы, и белые пятна и пустоты в той или иной биографии"*. Это ийривело автора к созданию романа.

Художественное творчество писателя допускает сочетание достоверных биографических фактюв о жизни выдающейся личности с вымышленным сюжетом, реальных исторических героев с вымышленными персонажами. Автор свобо,дно обращается с хронологией, документ остается за пределами произведения. Исследование проявляется на начальной стадии.работы - разыскании документов и фактического материала дня.воплощения художественного замысла. Произведения этого типа и-являются собственно художественными историко-биографическими романами. Этот тип произведений, в отличие от других, о которых. буде.т идти речь на следующих страницах, можно условно назвать романом-биографией. К ним относятся, кроме романа А.Виноградова "Осуждение Паганини", романы О.Форш

I ЦГАЛИ, ф. 1303, оп. I, ед. хр.$30, с. 51.

"Современники", произведения (повести и романы) о Тарасе Шевченко А.Ильченко "Петербургская осень", С.Васильченко, в современной литературе М.Рубашова "Багряные тени", У.Бекбаулова "Тарас.на Арале", 0.Иваненко и Вадецкого, Произведения современной Ленинианы М.Прилежаевой "Удивительный год", А.Коптелова "Точка опоры" относятся к тому, же типу романов.

Иной путь избрал. Ю.Тынянов. "Он широко воспользовался правом на домысел, причем вымысел его во многом оказался богаче документа"- констатирует-С.Петров. Произведения Ю.Тынянова критика отнесла в момент.их выхода к новаторским и исследовательским (В.Шкловский, ТОШельницкая и др.), потому что они были созданы в результате научного исследования и на широкой научной основе. Этот второй тип произведений в отличие от указанного ранее романа^биографии можно условно определить как биографический роман. К биографическим романам относятся произведения А.Виноградова "Три.цвета времени", О.Форш "Радищев"^

A.Новикова "Идущие впереди".и "Последний год", современные романы О.Михайлова "Державин",.Вл.Орлова Тамаюн", повесть В.По-рудоминского "А рассказать тебе сказку", первая часть романа-эссе В.Чивилихина "Память". Из произведений зарубежных авторов к ним можно отнести романы А.Моруа. о Бальзаке и Ж.Занд.

И в романе-биографии, и биографическом романе художественное начало является определяющим. Повествование в них идет от третьего лица: "общепризнанная аксиома: автор художественного про-

изведения должен в нем отсутствовать"*, - убежденно заявляет

B.Ян. В советской литературе.есть историко-биографические произведения, написанные - не.только от имени автора, но в них автор

1 Петров С.М. Русский советский-исторический роман, с, 191.

2 Вопросы литературы. 1965, К 9, о, ПО

становится действующим лицом и причем - главным, активным участником событий. Автор рассказывает на страницах книги о своих открытиях.в биографии или творчестве выдающейся личности, сообщает о ходе своих.поисков, знакомит читателя с найденными доку- ментами. Такая книга отличается от "скрытой" научной работы автора, как это было в указанных романах (Ю.Тынянова, А.Виноградова и других^.

В подобном ключе написаны книги И.Андроникова о Лермонтове, Г.Шторма "Потаенный Радищев", Л.Большакова "Иду к источнику", "Следами оренбургской зимы" и уже названная повесть М.Шагинян "Воскрешение из мертвых", и др.И.Андроников считает свои работы тоже романами-исследованиями. Но под своим определением он подразумевает произведения, рассказывающие о находках, о том, как было сделано им открытие.в. биографии известного художника слова. Эту третью форму произведений в.отличие от двух предыдущих можно так и назвать романами.об исследовании, т.е. о том, как было сделано открытие, о,самом процессе < исследования. Романический сюжет этих произведений составляет раскрытие тайны, загадки в судьбе исторической личности. МЛагинян делала известным забытое имя Мысливечка, Г.ДПторм - раскрывал историю рукописных списков "Путешествия из Петербурга.в Москву". В романе параллельно с исследованием. развивается.научный-сюжет - изучение творческой истории книги Радищева, место.творчества Мысливечка в истории музыкальной культуры ХУШ века или. раскрываются новые страницы жизни Лермонтова и т.д. Параллельно с научным сюжетом проходит поисковая линия - почти детективные и неожиданные приключения автора, отправившегося по следам прошлого. Жанровая форма истори-ко-биографического романа в этом ее варианте усложняется. В советской историко-биографической литературе углубляются и расширяются возможности познания личности выдающегося деятеля.

И, наконец, нужно еще раз назвать книгу М.Шагинян "Тарас Шевченко". Она несет в себе признаки всех указанных здесь вариантов историко-биографических романов. Но в отличие от них в ее содержании и форме главное составляет само исследование. Поэтому с произведением такого типа мы собственно и связываем название роман-исследование. Для.произведений типа "Тарас Шевченко" МЛатинян показательным является литературоведческий анализ творчества выдающейся личности. Авторы таких произведений изучают метод художника,, устанавливают место и значение его в истории литературы. Открытия, сделанные автором такого романа, входят в науку о данном писателе. В.современной советской литературе к аналогичным произведениям относится роман В.Бурсова "Личность Достоевского" и,.судя по опубликованным главам, "Судьба Пушкина". В зарубежной к нему.ближе всего стоит книга Ст.Цвейга 'Томен Роллан".

Н.Щедрина замечает, что в.современной литературе "возрождается. тип исто.рико^биографической-книги, "роман-исследование"! и М.Шагинян участвовала.в.этом процессе. Но в действительности М.Шагинян не "возрождала", а создавала этот жанр. Ю.Тынянов говорил: ".ощущение нового жанра есть ощущение новизны в литературе, новизны решительной, это революция, все остальное -реформа. И сейчас.большая нужда увидеть жанр, ощущать его, завязать новый литературный узел.В книге "Тарас Шевченко" Мариэтты Шагинян наличествуют элементы различных жанровых форм советского историко-биографического романа. Ею заложены основы художественного и научного синтеза, которым характеризуется современный роман, посвященный жизни выдающейся личности.

1 Щедрина Н. Историческая проза Мариэтты Шагинян. АКД, с.П.

2 Русский современник, 1924, Я I, с. 292.

 

Список научной литературыЛяшенко, Анна Васильевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Литературная газета, 1973, 9 мая.

2. Литературная газета, 1938, ¡0 февраля.

3. Литературная газета, 1961, Ю марта (на укр. языке-'.

4. Луначарский A.B. Соб. соч. М.,1960, т.У1, с. 319-320.

5. Шагинян М. Столетие лежит на ладони. М., 1981, с. 49.2 Там же, с. 101. '

6. Щедрин Н. ^М.Е.Салтыков^. Полн. собр. соч. M., 1937, т. ХУ1, с. 420.v :

7. Прийма Ф.Я. Шевченко и русская литература XIX века. М.-Л., 1961, с. 164.

8. ШагинянМ.с; Беседы об искусстве. М.-Л., 1937, с. 77.3 Там же, с. 75.

9. Толстой А. Соб. соч., т. X, с. 202-203.

10. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. М., 19?3, с. 338.

11. Калинин М.И. Об искусстве .и литературе. М., 1967, с .181.

12. Литературная, газе та, 1936, 5 февраля. '

13. Красная новь, 1942, кн. 1-П, с. Ц2.

14. Литературная гйзёта, 1972 , 8 марФй.

15. Вопросы литературы, 1974, Я I, с. 33-47.

16. Дремов А.К. Художественный образ. M., 1961, с. 135.

17. Цитируется по кн.: С.В.Дубенко "Тарас Шевченко" и его герои' на экране. 1967, с. 43 (на укр. языке).

18. Бжеский И. Тарас Шевченко в искусстве кино. Киев, 1963, с. 66. - *"

19. Дремов А.К. Художественный образ. М., 1961, с. 376.

20. См.: Одиноков В.Г. Типология образов в'художественной системе Ф.М.Достоевского. М., 1981.

21. Манн Ю. О биографическом жанре. Октябрь, 1956, Я Ю, с. 171. - '

22. См.: Вопросы литературы. 1973, Я ДО, с. 58.

23. Вопросы литературы, 1965, я 9, с. 102.2 Там же. . " "

24. Петров С.М. Русский советский-исторический роман, с, 191.

25. Щедрина Н. Историческая проза Мариэтты Шагинян. АКД, с.П.

26. Русский современник, 1924, Я I, с. 292.БИБЛИОГРАФИЯ

27. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

28. Ленин В.И. Павел Зингер. Полн, собр. соч., т. 17, с. 68-70.

29. Ленин В.И. Памяти Герцена. Полн. собр. соч., т. 17, с. 9-15.

30. Ленин В.И. Август Бебель. Полн. собр, соч., т. 19, с. 263-268.

31. Ленин В.И. Гарри Квелч. Полн. собр. соч., т. 19, с. 331-333.

32. Ленин В.И. О праве наций на самоопределение. Полн. собр. соч., т. 25, с. 255^320.

33. Ленин В.И. Из прошлого рабочей печати. Полн. собр. соч., т. 25, с. 93-101.

34. Ленин В.И. Карл Маркс (краткий биографический очерк с из. . >ложением марксизма), т. 26, с. 43-93.

35. Ленин В.И. Речь при открытии памятника Марксу и Энгельсу. « *Полн, собр. соч,, т. 28, с. 146-147.

36. Несколько слов о Н.Е.Федосееве. Поли. собр. соч., т.33, с. 414-415.• Щ ■ *

37. Ленин В.И. О литературе и искусстве. Изд. 6-е,-М.: Худож. • *литература, 1979. 827 с.

38. Документы КПСС и Советского правительства. Выступления руководящих деятелей КПСС и Советского государства .

39. Материалы ШI съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. • » . «- 223 с.

40. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г. М.: Политиздат, 1982. - 32 с.

41. О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства. Постановление ЦК КПСС. Правда, 1982, 30 июля.

42. Восьмой съезд РКП(б). М., 19-23 марта 1919. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 1898-1970. Изд. 8*-е, доп. и испр. -М.: Политиздат, 1970, т. 2, I9I7-I924,с. 35-87.

43. Шестьдесят лет СССР. Доклад генерального секретаря ЦК КПСС товарища Ю.В .Андропова. Литературная газета, 1982, 22 декабря.

44. Список лиц, кому предложено поставить монументы в г.Москве и др. городах. Постановление Совета Народных Комиссаров. Известия, 1918, 2 августа.

45. Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении советских писателей. Литературная газета, 1939, 5 февраля.

46. Указ Президиума Верховного Совета СССР об увековечивании памяти поэта Т.Г.Шевченко в связи с 125-летием со дня его рождения. Литературная газета, 1939, 10 марта.ч

47. Декларация народного собрания Западной Белоруссии о вхождении Западной Белоруссии в состав Белорусской Советской Социалистической Республики. Принята 1939 г., 29 октября.- Литературная.газета, 1939, 30 сентября.

48. Декларация народного собрания Западной Украины о вхождении Западной Украины в состав Украинской Советской Социалистической Республики. Вечерняя Москва, 1939, 28 октября.

49. Сообщение правительственной комиссии об организации беспосадочного перелета Москва-Ооединенные Штаты Америки.- Литературная газета, 1939, I июня.• в

50. Гражданская война на Украине 1918-1920 гг. в трех ч.. . •4 кн. Киев: Наукова думка, 1967, т. I, книга первая,с. 1-195. * % •

51. Ульянов Д.И. Роман о семье Ульяновых. В кн.: Ульянов Д.И. Воспоминания о Владимире Ильиче. М., Политиздат, 1971, с. I13-116.• « * « 4 *

52. Калинин М.Й. Об искусстве и литературе. Статьи, речи, беседы. М.: ГИХЛ, 1957. - 295 с.

53. Материалы съездов, пленумов, заседаний, собраний, дискуссий советских писателей

54. В национальньк комиссиях. Литературная газета, 1939, 30 октября.

55. Дневник Пленума. Литературная газета, 1939, 9 мая (на укр. языке).

56. Общемосковское собрание писателей. Литературная газета, 1939, 20 апреля.

57. Исторический роман и современность. Вопросы литературы, 1974, 1П, с. 33-47.

58. Художественные тексты и монографии

59. Ауэзов М. Абай. М.: Советский писатель, 1945. - 342 с.

60. Айбек. Навои. -М.: Советский писатель, 1946. 376 с.

61. Андреев Ю.А. История и современность. Романы о прошлом: проза М.Горького, исторический жанр. В кн.: История русского советского романа: В двух томах. М.-Л., 1965, кн. I, § I0-II, с. 337-367.

62. Аксаков С.Т. Историямоего знакомства с Гоголем. Несколько слов о биографии Гоголя. Несколько слов о М.С.Шепкине.- Собр. соч. в четырех томах. М.: ГИХЛ, т. Ш, 1956, с. 7-621. *

63. Ашешов Н.П. Тарас Григорьевич Шевченко. Жизнь поэта. Его мировоззрение. Его страдания. Его творчество. Пг.: Былое, 1919. - 60 с.

64. Барахов B.C. Искусство.литературного портрета. Горький о В.И.Ленине, Л.Н.Толстом, А.ПЛехове. М.: Наука, 1976.- 475 с.

65. Бать Л .Г. Дейч А.И. Тарас Шевченко. -М.: Детгиз, 1939. ' 144 с.

66. Бахтин Ж.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследованияразных лет. М.: Худож. лит., 1975. - 504 с. -4.43. Бекбаулов У. Тарас на Арале. Перевод с каракалпакского. -Киев: Дншро, 1975, 3 с. (на укр. языке). - 351 с.

67. Белоусов И.А. Тарас Григорьевич Шевченко. М.: Отдел печати Московского совета Р. и К.Д., 1919. - 60 с.

68. Бжеский И.Ю. Тарас Шевченко в искусстве кино. Киев: Мистецтво, 1963, - 67 с. Сна укр. языке).

69. Большаков JT.H. По следам оренбургской зимы. Книга поисков.- Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 1978. 228 с.

70. Большаков JT.H. Иду к источнику. Книга о поисках и находках. -Киев: Веселка, 1979. 272 с. Сна укр. языке).. " >

71. Большаков Л.Н. Добро, что нет его превыше. Поиски. Раздумья. Итоги. Киев: Дншро, 1981. - 300 с. Сна укр.языке).

72. Бродский Н.Л. А.С.Пушкин: биография. -М.: ГИХЛ, 1937,- 890 с.

73. Булашенко И.Г. Т.Г.Шевченко в украинской советской литературе. -Харьков: изд-во Харьковского государственногоуниверситета им. A.M.Горького, 1962. 122 с. Сна укр.>языке).

74. Булгаков М.А. Жизнь господина де Мольера. Изд. 3. М.: Молодая гвардия, 1980. - 175 с.

75. Бурсов Б.И. Личность Достоевского. Л.: Советский писатель, 1949. - 680 с.

76. Бушмин A.C. Наука о литературе. Проблемы. Суждения. Споры.- М.: Современник, 1980. 334 с.

77. Вадецкий Б.А. Возвращение. М.: Худож. литература, 1939.- 152 с.

78. Вадецкий Б.А. Полнозвучность. Роман о Т.Г.Шевченко. М.: Советский писатель, 1964. - 643 с.

79. Васильченко Ст. Детство Т.Г.Шевченко. Повесть, ч. I.- Радянська Л1тература, 1938, & 5, с.I1-34 (на укр.языке).

80. Вересаев В.В. В двух планах. Статьи о Пушкине. М.: Недра, 1949. - 205 с.

81. Виноградов А.К. Байрон (¡788-1824). -М.:Жургазобъединение, 1936. 304 с.'

82. Виноградов А.К. Стендаль и его время. М.: Советский писатель, 1938. - 248 с.

83. Виноградов И.А. Вопросы марксисткой поэтики. М.; Советский писатель, 1972. - 424 с.• • •

84. Боровский В.В. Литературно-критические статьи. М.: ГИХЛ, 1955. - 200 с.

85. ВоробьеваН.Н. Принципы историзма в изображении характера. Классическая традиция и советская литература. М.: Наука, 1978. - 263 с.

86. Винок. Литературный альманах. Тарасу Шевченко писатели народов СССР (к 125-летию со дня рождения, 1814-1939).* . ♦ • * - Киев: Держл1твидав. 236 с. (на укр. языке).

87. Вясяслов Н. Тарас Григорьевич Шевченко. М.: изд-во Всероссийской коммунистической помощи инвалидам, 1919. - 15 с.

88. Гей Н.К. Искусство слова. О художественности литературы.- М.: Наука, 1967. 364 с.

89. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л.: Советский писатель, 1971. - 464 с.»

90. Горький М. Литературные портреты. М.: Молодая гвардия, 1963. - 572 с.

91. Грабарь И.Э. Репин. Монография. В двух томах. М.: Изд-во АН СССР, 1963-64, т.I, 1963, 332 е.; т.2, 1964, 331 с.

92. Гроссман В.К. Арион. -М.: Советский писатель, 1966.- 474 с.

93. Дорошевич Ал. Современное состояние шевченковедения. 1929, (на укр. языке).

94. Дремов А.К. Специфика художественной литературы. М.: Просвещение, 1964. - 361 с.

95. Дремов А.К. Художественный образ. -М.: Советский писатель, 196I. 408 с.

96. Дубенко C.B. Тарас Шевченко и его герои на экране.- Киев: Наукова думка, 1967. 207 с. (на укр. языке).

97. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. Изд-ео 2-е, доп. и перераб.М., Изд-во МГУ, 196I, с. 519.

98. Зак М., Парфенов Л. и др. Игорь Савченко. М.:Искусство, 1959. 270 с. *

99. Жуков Д.А. Биография биографии. Размышления о жанре. -М.: Советская Россия, 1980. 135 с.

100. Журбина Е.М. Теория и практика художественно-публицистических жанров. Очерк. Фельетон. -М.: Мысль, 1980.- 399 с.

101. Зощенко М. Тарас Шевченко. Литературная газета, 1939,10, 15, 20 февраля, 5 марта. « *

102. Ильченко А. Сердце ждет. Харьков: Л1твидав, 1939.- 450 с. (на укр. языке).

103. Ильченко А.Е. Петербугская очень. Драма (о Т.Г.Шевченко).- М.: Искусство, 1954. 100 с.

104. Корниенко И., Бережный Н. Игорь Андреевич Савченко.-Киев: Мистецтво, 1963,-71 с. (на укр. языке).• «

105. Красильщиков В.П. В начале будущего. Повесть о Глебе Кржижановском. М.: Политиздат. - 455 с.

106. Крутикова Н.Е. Дорогами.дружбы и единства. Русско-украинские литературные связи. Киев: ДнШро, 1972. - 272 с. ^на укр. языке).

107. Крутикова-Н.Е. Взаимодействие и сближение братских литератур народов СССР. Киев: Об-во Знания УССР, 1980.- 64 с.

108. Кирилюк Е.П., Шаблиовский Е.С., Шубравский К.Е. Т.Г.Шевченко. Биография. Киев: Наукова думка, 1964. - 635 с.Сна укр. языке).v -

109. Косаршс Д.М. Сын колос. - Киев: Молодь, 1962. - В кн.: Косарик Д.М. Дума над Тясмином. М., Советский писатель, 1971, с. 3-145.• 4 • •

110. Лихачев Д.С. Человек в литературе древней Руси. М.:Наука, 1970. 178 с. • - «

111. Ломидзе Г.И. Ленинизм и судьбы национальных литератур. -М.: Современник, 1972. 285 с.

112. Луначарский A.B. Собр. соч. в восьми томах. М.: Худож.литература, 1965, У.т. 630 с. »

113. Маргарян Л. М.Шагинян. Творческий путь. Ереван:Айпетрат, 1956, с. ¡50. • " *

114. Мессер Р.Д. Советская историческая проза. Л.: Советскийписатель, 1955. 302 с. «

115. Метченко А.И. Кровное, завоеванное. Из истории советской литературы. Изд. 2-^-е. -М.: Советский писатель, 1976.- 488 с.

116. Новиков А.Н. Впереди идущие. М.: Советский писатель, 1965. - 567 с.

117. На главную тему. Рецензия на книгу Гольдиной Р .С. Ленинская тема в творчестве Мариэтты Шагинян. Ереван. Айастан, 1969 -Знамя, 1970, 18,"с. 244-246.

118. Очерки А.В .Луначарского о В.И.Ленине. Радянське Л1тературознавство, 1970, л II, с, 82-84 Сна укр. языке). ~ . . *

119. У истоков ленинской мысли. Радянська осв1та, 1972,26 апреля Сна укр. языке).\

120. Шевченко в публицистике октябрьских лет. Вопросы литературы. Метод. Стиль. Сборник.научных трудов. - Киев: Министерство просвещения УССР. Киевский государственный педагогический институт им. А Д.Горького, 1975, с. 120-135.

121. Шагинян М.С. Шевченковский словарь. В двух томах. Киев: Вшца школа, 1976-1977, с. 351 Сна укр. языке).

122. Жизненные истоки замысла книги М.С .Шагинян "Тарас Шевченко1.' Проблемы развития литературы и литературной критики.Киев: Министерство.просвещения УССР. Киевский государственный педагогический.институт им. А.М.Горького, 1977, с. 35-46.

123. М„Шагинян "Билет по истории" Сна уроке внеклассного чте• >ния). Методика преподавания русского языка и литературы.Республиканский научно-методический сборник. Выпуск 16.- Киев: Радянська школа, 1983, с. 71-79.