автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.08
диссертация на тему:
Театр юного зрителя как специфический социокультурный институт

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Коханая, Ольга Евгеньевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.08
Автореферат по искусствоведению на тему 'Театр юного зрителя как специфический социокультурный институт'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Театр юного зрителя как специфический социокультурный институт"

\

1 R CEH a

HWO л —m . —. - J -I !».M I f- R (M I II -I I -JUIffl'l.' НГТ

ПАК сищетшаш ссцисгаганш]] ПИШПУТ

оцппгьяос-рь 17.00,CG.« история и тоорж: ^

■ ' ЫИНИСТЕРСТВО ШЬТУШ РОССИЙСКОЙ ВДЕРАЦИИ " МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНКЬй УНИВЕРСИТЕТ кгаьтуш

На правах рагнопйси

КОХАНАЯ Ольга Евгеньевна

•ТЕАТР ЮНОГО ЭРИТЕМ ' КАК СПВДШЕСНИЯ. соцютьтуршй ИНСТИТУТ :

Автореферат

диссертации на соискание ученой стелек; яг.штддетп философских ньук

- история ». : г'.'

Мостя - IS33

Работа выполнена на кафедре теории.культуры, этики и эстетики Московского.государственного университета культуры

Научный руководитель - кандидат педагогических наук, и.о, профессора М.М.Шбаева

г

Официальные оппоненты- доктор философских наук,

■ профессор И.Г.Хангсльдцева - кавдицат философских наук, доцент Л.М.Петрова

Ведущая организация - НИИ культурологии ЫК ■ '

Защита состоится 1996 года в ^^'¡асов на засе-

дании диссертационного совета К 092.07.03. по присуждению ученой степени кандидата философских наук в Московском государственном университет© культуры по адресу: 141400, Московская область,т.Химки-6,.ул.Библиотечная, 7.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке университета.

I

Автореферат разослан " "._1955 г.

Ученый секретарь диссертационного совета ' -Кандидат философских наук, /_ / ^профессор —:>-/- Р.И.Ибрагимов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ '

••• AgtZg^sqcy» яссзтаковапии; Осмысление проблем театра иного зрителя (ТЮЗа) в рамках теории культури зкжго в связи с тем, чао кризис з обществе, социальные проблемы, утрата це;мосткых срис-ггиров, равунтость общесгздпгг^ пд^-ло?, раявенчяние куль- -■rypfî'i:-: -грввициЯ послеоктябрьского периода отразились сек?5м ; серьезным образом на детскс« театре, рождек;;см a перзк? годн izuàvia^?. zzzzts... 3 *лпииплплияя полостного потенциала лич-

особого института включения з кир культуры в осковкъяс со аспектах: крз^етЕшшсм, политическом, интеллектуальном, эстета»

4SCKCJI, CCEJ!Г.ЛЫ!0—ПСНУ.ОЛОГКЧGСКО:. МзШГОГрйКНОСТЬ ' и ПОЛифуН-

; ккуюнальность театра шого. зрителя кпк спецгфтоесгсого олене-:нтя ггультурной сроды порождает ряд проблей, требутщих анализа п ра.'кпх теория культуры.

ДмпшЯ анализ предполагает обрацоггло и к ггроблсмэ !'искусстзза а ^-лг.-гурк", пг-окегпку ' ^^.вял.гтгпянг«: «y«v!yi>& г.Бгог?гс~ лглт соЗ:1:- "едо^ т;улътуг.2, ал^сл^^т^-с;' y-v -г* ■ -:с~/сст--

г.р. "¿¡л :-;пкотаплько э$£.«пкч:его <-; :;•>-

"•-'.•Тг;..! " ■{n.'.zc.ro конкретного ■'•ояп'у;-,. ^ас.'йкаь::--.:- :">.

i.cîi деятельной':'** ,

С учете,:; пиплэи-п'л» ?"-у>псшо:г.«рсвг1г:,:я «сяуес«».! тоглр гног? зртеля /«»: своосбрязшЗ се£свскуяьтур!г«Р институт ¡жсъупае'? з кпчесмс 0бт'г;;т1' исследования. При мом образуется особое яик-. ;<йн;<е я m ого саноцешгость (ссмоцольностъ) 9 и на статус ТЮЗа в' системе художественних институтоэ культура, а такие ка обгсх* типноо место тоатри к иарарзвг г:яггя!55М01> припбшения к культур-

нп.1 '.1рии0стя!.

При определении исследовательской проблсаагики дяниого социокультурного института иы исходим из тезиса Н.ЗЛазч'аванЗе:

"Висхк критерием культури слопуст, очевидно, считать упрсче-нле г развитие в человеке его чисто человеческого качества сво^, Йодн, способлсстк свободного творчества, созидания культуры.

ПКягак М.С.Искусство «ait фенсмен куль!ур!*//Искусство в система культури. - д.:Наука, IS67. С. у.

2)Чявчавалэе Н.З.Дшамика культуры и переопенка ценкоетеЦ// . фльтура в свете дилосо$ии.-Тбилиси, 1979. С.86-87.

Развитие свободной, активной личности и составляет одцу из : главных функций детского театра на данном этапе: осуществле-■' кие данной функции ТШа (как и ряда других) связано с подученном ответов на следующие вопросы: Как человек, ребёнок способен обрести свободу?. Каким образок и насколько театр способен развивать эту свободу и творческое отношение к жизни? Где граница между свободой и распущенностью? Поиск ответов делае? необходимым анализ феномена детского зрителя.

Говоря о театре для детей, подростков и юношества, мы имеем в виду его существенную особенность - обращение деятелей тег атра в неокрепшей, открытой для жизненных и культурных впечатлений дуле, еще не состоявшейся личности, не решившей для '• себя целый ряд вопросов своего существования. Впечатления, подученные от общения с искусством, как правило, остаются . глубоко в подсознании на всю жизнь. Именно в этот период человек определяет своё место в жизни.

Важное место этого типа театра в жизни подрастающего поколения более чем очевидно и не чуждается в доказательствах. Гораздо важнее выделить и проакцентировать его функции и специфику их осуществления. При этом раскрытие любого зрителя (названия ТЮЗа сейчас могут варьироваться, но мы называем его так, определяя возрастной адресат творчества театра) может и должно 'опираться на эстетическую природу театра как его "системообразующее начало". Исходя из спещфики театра юного зрителя, был выделен I ряд функциональных аспектов, которые, по нашему убеждению, ■ являются ведущими в его деятельности, направленной на развитие гармонической личности, уверенно смотрящей в будущее. * Правомерен также анализ детского театра как специфического •средства развития творческой индивидуальности, как возбудителя и стимулятора творческого, игрового начала в ребёнке. Кроме того, в настоящее время "обостряется проблема некоммуникабельности, отчужденности человека в современном обществе. Поэтому коммуникативный, творчески? и игровой аспекты в деятельности ТЮЗа также являются объектом рассмотрения автора.

Степень разработанности проблемы. Несмотря на исследовательскую важность и практическую 'значимость темы, проблема детского театра рассматривались, в основном, на уровне методических разработок, обмена опытом, в историческом или искусствоведческом аспекте. Научные публикации касаются лишь некоторых сторон, причем ввторн иг обычно рассматривают феномен ГОЗа либо с педагогической точки зрения, либо с пози-tpoi театроведения, йоэтому вопрос о сущности детского тват-'ра и эффективности его функционирования сстя?тся открытым.

Между тем гфэдтика выявляет'няятоие су^ственного pa¿-рнва меткпу потенциальными возможностям;! ТЮЭа в развитии целостного потенциала личности, становления молодого челове-'. ка в мире ценностей культуры и достигнутым уровнем, фунгарто- • нирования театра юного зрителя.

4 Поиски', решения задачи анализа ТЮЗа проводятся в тр§х направлениях. ГГервов - это теоретические взгляды на театр в целом, на тг1тр как элемент культурной среды, на его роль в 'процессе духознего становления молодого человека иособенж*-сти включения театра в общекультурный контекс-? эпо:ти> В научных статьях и монографиях, вопросы детского ■гоатр» "о рассматривается зообщ-з или ni/еют фрагментарный характер. Именно поэтому особое значение шало в ходе диссертационного исследовшяя осмысление научных трудов В.Г.Афанасьеве, Л.И. Боткина, Л.П.Еуево?, А.З.Гулнги, Г. Г. Да дам яка, М.С.Кагана, Д.С.Клейн, Л.Н.Когана, И.К.КучмаевоЙ, Ю.МДотмана,В.С;Мейла-ха, А.А.Оганова, С.В.Поломарчука, Я.В.Ратнора, Д.Н.Столовича, И.З.Чввчавадзв,' Н.А.Хренгтаг...................

Второе; ияпргэлчяие исследования связано с тем, что театр для цетоп и юношества как специфический социокультурной институт еаниыаот оссбос место в системе приобщения ребёнка к миру духовных ценностей общества и в процессе определения им личностных идеалов и ценностей, совпадающих или не 'соштадся^яг с ценностями -общечеловеческими. Понять п та холе пш подростка, его ценностные ориентиры, понять, почему ребёнок обращается к искусству я ли обходится беэ него в современных условитх, автору во многом помогли труды С.Азарова, 'В.Бабяйра, Х.Зентцеля, к богатеЯсету философско-лецягоги-чосяому наследи» , которого автор обратился как одна из

первооткрывателей этого незаслуженно забытого русского уче-' кого*', Л.Выготевосо, Н.Гончарова, Ю.Давыдова, Ю.Кона, Д.Лихачев а, М,Рубинштейна. Кроме того, при анализе диалектического и многоаспектного характера взаимоотношений детского тоатра и его аудитории ■ особую значимость имели философски« взгляды великих мыслителей прошлых и нашего столетий -Аристотеля, Гегеля, И.Канта,.Х.Ортеги-и-Гассета, 0.Ранка, З.Фрейда, И.Хейзинги, И.Шиллера.

И, наконец,.третье направление использование источников - ото прикладная литература, размышления режиссеров,драматургов, актеров, критиков, искусствоведов, социологов о проблемах детского театра: Н.Акимова, Н.Александровой, А. Арбузова, Р.Балдускайте, А.Бородина, А.Брянцева,-Р.Быкова, Ю.Жигульского, В,Дмитриевского, С.Кавун, Ю.Кисилева, М.Кне-бель, З.Корогодского, Н.Кршовой, А.Кучерова, С.Обидной, С.Образцова, Б.Любимова, Г'.Ыамлина, А.Плавийского, Г.Полонского, Г.Губиной, Н.Сац, С.Соловейчика, К.Станиславского, М.Ульянова, Ю.Фохт-Бабуркина, Т.Шах-Азизовой, А.Эфроса. Публикации отих авторов отражают их профессиональный опыт, I них много интересного« и весьма поучительного, а также ценных методических ракомендаций..

Кроме монографий и статей привлекаются материалы конференций и "круглых столов" по теме диссертации, а также эмпирический материал, полученный в ходе социологического исследования и выявляющий "болевые точки" жизнедея-| тельность ТЮЗов.

Методологической основой исследования являются принципы диалектики, историзма и системности, позволявшие раск-~ рыть внутреннюю логику развития процессов в современной культуре в ракурсе причинно-следственных связей; труды выдающихся ¿[илософов прошлого и современных авторов, исследовав-• ших разнообразные феномены 'культуры.

I) Коханая 0. Использование взглядов К.Вентцеля для понимания специфики детского театра. - М.: МГИК, Т9ЭЗ. 15 с. • Деп. НИО Информкультура Российской государственно'! библиотеки. *

Особенностью методологического подхода к Данной ра~ , боте являэтся также выход анализа за «радулы предметной -'проблематики теории кулмура и привлечение материалов из " таких- смежных яаук, -ияя Философия, зетстопа, искусствоведе«" лше, социология, психология, педагогика.

3 качестве ггиотезк яши внднииуто предположение об 52®цвеЕ2альнос2! ТЮЗа как специфического социокультурного »института,- способного комплексно злиять на зрителя. 3 ситуг-ч

ценностей и исчерпания идеала автор связывает ; гсг"гтнг>ст« и мврсш>кгй2~ де?'--

гкого театра с -функциональной пвроориеп-г-ьцле". Г~ *т.*т о ' том, чтобы в работе ТГОа акцент с функции мифологизации '. ; реальности бил перенесен на функцию ' художественного моде-.-дарования гуманистического идеала. В целят проверки гипоте-;с« решались следуюцие исследовательские задачи:'. ) '' - выявление специфики театра юного зрителя как особого ; соцяокульту-;ного института; .

^гнкдаонлгыюго радя детского тзагра, прга-П91пюгс сеиать своими сррдстзгм» задача деаитгя тг««.- ' • некого потенциала яи"ностя, расг-ир'лгтг чета^пйс5 сзгзеЯ с муром лультури;

- раскрытие субъеят-субмкткзг'с гу^'лвр« театрального пронесся;

- огряделение луто" обеспечения таяносяособж»«* , г* еугкегяупвей сспяокультусно>. сяпумрж;

- осшзшъм: аиплехг.«-! зоотновега«: тсл^ж!': г члнова--циЯ кая о ценностно?! аспекте, гьк :: а области ^удохс-ствежг.-'г» —:. •» гвтгяй виаяогического характера евяэа рос-

огнетекмуг -гсе'/рн!'^ друп,.. " - ит-е^аре';;^:;. аог.;'."''" ''игт", "¡¡г'.'.'прг!!'-;"^ "еу'гг^ь-

турз", исследования в аспекта тем. ' " . "'

киссертации заключается в тем, что не-■ <?*летпионирозадая ТЕЗа ргвяотсл пройму-

ч-зеттзогтно г; кудатурологическоч ки^о: «;: уаесиогрси : элемент адльтуркей ердо и яэлгп".-., зпоообис? комплексно ►о8ДеКст»о»ать ня тзорчеекг." «»нкостяов с«коо>1-

г-» деление личности молодого чэяедвкз, а звачкт, и иа бу-

дущее общества. К моменту новизны откосится также аналха многофункциональной природы ИЗа, выявление конкретных «вменения .которые происходят в деятельности детского театра в связи с социальными- преобразованиями и сменой систем ценностей. Новым является, кроме того, обращений к теоретическому наследив русского философа и педагога качала века К.Н.Вентцеля и его теории "свободного развития личности" с целью активизации творческого потенциала личности средствами театра, о также к программе "Школы диалога культур" В.С.Библера с его принципом рождения и укоренения в сознании ребёнка установки на мышление путем соэда-; ния учебного диалога с построением "точек удивления".

На защиту выносятся следующие положения:

- театр юного зрителя как элемент культурной среды существует в диалектическом' единстве специфической самоценности искусства и социально-культурных потребностей общества в его бытии; именно поэтому содеркателыше изменения В детском театре являются своеобразным отражением происходящих процессов о обществе;

- основная задача современного детского театра состо в,развитии свободной творческой личности, самоутверждении ребёнка-подростка-юноши в мире культурных ценностей;

- при доминирующей значимости эстртической функции правомерно выделить как наиболее жизнеспособные фикции ' детского театра аксиологическую, гносеологическую, иг;ю-вую и коммуникативен;

- театр своими специфическими средствами еггеобен

. влиять на формирование структуры социкльны*., Духовных, эстетических и этических ценностей личности, на процесс формирования индивидуального жизненного идеала;

- в двустороннем диалоге "субчект-суб-ьекткьос отношений" - зритель должен быть полноправным, активным "сотвор-цом" театрального действа;

- доказано, что сказка как основной элемент датского театра по сути есть "массовая культура", которая е конкретном случае - применительно к детскому телт^у - обнаруживает специфические возможности стимулирования интереса детей к искусству;

э:......

- ТЕЗ синтезирует элементе и ценности молодежной культуры (рок-культуры), традиционной профессиональной культуры и культура массовой, кича;

- в результате переориентации 6 функции мифологизации действительности на ¿¡ункцив художественного моделирования гуманистического идеала, в полной мере используя зрелигилэ три роду театра, можно подучить массовый и плодотворно <5ун-тт^оттирутавдй детский театр.

Практическая значтаоста работы ваклвчастся в тса, что моделированы и рассмотрены возможные пути движения детггнэ-театра в ближайвеа будущем, на основе опыте работы оте-»вс*венных тяетров для "детей выявлены и раскрыты наиболее »рспвктивдае формы взаимодействия творческого коллектива театре * юных врите лей.Процесс приобщения к театру ©пределен :ак многоуровневый: он осуществляется благодаря усилила дея-■олей театра, реботников культуры в сфере художественной сага деятельности, педагогов а гяоле >?, ротрсгяяя" так |ритеяей.

Результаты проведенного исследование могут бтиъ ксполь-оягны з работе дотсккх и молодежных театров - как профессио-¡алькых, так и самодеятельных; при организация к деятояьно-тя различных альтернативны* структур образовать (лицеи, олледга, сколы, курсы и другие института гуманитарного нэп-зэленйя), ? тяюяе при чтении проблемных лекций о детском естрз, о <то природе и путях развития, при подготовке спец-уреов для студентов, аегтнраитот- вузов культуры, театральна: вуз от, гумркктары* фехулыгетоз. ' '

АЩЭЗ&ЧЯ-ЙИ^ЗИ!• Глпвнне голозг.киг. диссертации были вложена и ебсужценн на кокфе ряигдаи "ХлУП съссд КПСС и куль-Грное строительство з СССР* (апрель, 1?67), на аспирантской >ТИ2С ' 1Рс'2г.), ¿к»соерг»пня бчла «чгухпеи» т гатями* кр<Твпра теории ,*.ть?урч, ятикн и эстстики московского государственного ут?^ чутетуш £ апселя 1594 год«.

Структуре работы обусловлена целью исследования и спек- 1 троы . сформулированных задач. Диссертация состоит йэ введения,, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Первая глава "Зункции театра юного зрителя" включает два параграфа: $ I. Аксиологический и гноссеодогический аспекты функционирования театра юного зрителя. 5 2. Сущность ' конмуникативно-йгроэой и творческой функций ТШа-.

Вторая тлев» "Театр юного зрителя" в современной с одно- ' культурной ситуации" ткие содержит в сабе два параграфа: § I. Специфика функционирования ТШа на соэ ременном аташ. 5 2, Проблемы содержательно-смыслового и функционального совершенств овпшя жизнедеятельности ТШа.

Диссертация содержит 187 страниц машнописного текста. Список использованной литературы насчитывает 143 источника.

; ' тт

основное содаташ работы ~------------------------------

введении обосновывается актуальность темы исследования, .¡оказывается степень е§ разработанности в научной литературе, формулируются даль и задачи диссертационной работы, выдвигается гипотеза исследования, которая разбивается на более чьстше положения, выноси-ма на защиту. Здесь яе раскрывается научная, новизна диссертации и научно-практическая

Первая глава - я£у;исщ:к тогтря т>иого аи^,;," - гтосяп-щена проблеме функционирования детского театра. Закономерность существования ТЮЗа как специфического элемента культурной ' среды —' в аналитическом единстве ценностей природы искусства детского театра и функциональности, социального назначения, ("служенпл"), социокультурного бытия искусства детского театра.

¡1, десятилетий ТЕЗ, всыз агамий к сфере высших

• , , г.,-- "'.Ц.'^'ЧО-

вивецъ-н риц Хсщтл* ;'уш;п;;о;|;!,л! :;;'>' испикто: ;; г, тШа. необходим:?.! для развития гармоннческо": личное:?;'.»

•с-" : -мчс" г п. <•*-!*? ~.с -п-х- ао.Лттс «•>пг>пг(нов?1 4 и тлзнешгт:

Во-портлс, спектакль детского -«¿¡.'гр^ » • -с-о-п^л с г-ксис-.■"••гическоО тоюкк арония, - кпк духовнля, нравствтшг.? и художественная ценность "").

». исм-гн п кгт, раскрыт р качестве

сппЦ1* ского ср.>пств». рьзпгтй;: м "»лг'-ч.остнсгс общения, творчоскс4 пндчридуряыюет, моабудктолл г. етккуллторп творческого, игрового начала в р-'бгнко (5 . -*•*'

При рассмотрении ценностного лег.екга детского театра устснозлс'-'о, что, несмотря на то, что в лучпгсе своих-проявде-.

миях детскив театр нвс в себе ощутимый заряд духовности, с мокента своего возникновения он выполнял и функцию мифологизации действительности. Это, с одной сторож, стимулировало возникновение канона, сдерживающего развитие самого искусстве, с другой стороны, вело к ослабление поискового качала в сном врителе, посколыу аа детей было решено, что им смотреть, с какими произведениями культуры нужно знакомиться, а о каких не надо знать. Как правило, спектахли программировали собой однозначность выводов о реальности и героях-обраяцвх.

В условиях современной переоценки ценностей и устранения идеологического вакуума усложняется роль детского театра, способного своими специфическими средствами влиять на формирование и углубление ценностного отношения к природе и ссцк-УХУ (обществу, культуре) при условии отказа от функции мифологизации действительности и переориентировки на функцию художественного моделирования гуманистического идеала. Для позитивного аффективного воздействия кг. мир детей необходимо обращение детского театра к общечеловеческим ценностям, к вадаче концептуализации художественными средствами важных проблем, волнуйцих юношество. Исходя ив того, автором диссертации проакцентирован ряд моментов, связанных с видам? ценностей, значимых для становления личности: социальных, духовных, эстетических, этических.

При атом особое внимание обращается на то, что в XX веке тенденция абсолютизации ценности Истины, сциентизма, навь ла своё специфическое отражение в целом и в деятельности театров для детей в честное Воздействие на интеллект, еведсниг назначения спектакля к в.. ..^зтрацки гносеологических, К1фзри&-цяонно-познаватеяьных граней культуры - одна из особенности театра эпохи научно-технической революции.

Проанализировав определения ценностей, дамка А.ГУльто'.* и Н.Чавчавадзе, мы приилк к выводу о специфическом характере истины в искусстве. Истина в искусстве заключает в себе ценностный смысл, то сеть имеет своим предметом не столько ресльное и сулее, сколько реальное я должио-э. Ислусство есть познвнио мира и человека, но истина в искусстве сопряздн? с

црнноетнш смыслом ^нравственная правда ассоциируется с доб~ ром и справедливостью, а художественная - с прекрасным и — возвышенным. Если цель науки - поиск абсолютно!* hcvkj«, то можно сказать, что истана в искусстве - ©то поиск абсолютной ценности, то'есть идеала. Смысл деятельности художника, работающего в детском театре, - прорда я идеалу как абсолютной ценности ьг к фундаментальным ценнвстям человеческого бытяя. Исгусстпо в целом и театр в частности позволяет молодому человеку попереть я идеалы создавать самому идеалы в своей

П«| effiM »«»«но шо» з гп27 ^р?«пионировянныв обществом культурные образин, ценности и i:sçs,t!. В с«я»и с этим ярс-анализировг.н репертуар детского театра - под углом зрения утверждену л театром социальных ценностей, таких как родина и природа. 3 качестве высшей духовной . ценности спределбн Человек во всех его проявлбниях.

Ваяв за основу принцип К.Ве»ггцеля: "Нравственный идеал должен бь-гь создан каждою отдельною личноегью самою для себя"^, мы считаем, что задача театра в том, чтобы доставить детям ,,,!or<"o''pn3iwf* .'/¡¡те; t*я,— Tir,г ~7когч{,г>{0" тт'.тпбетки инпи— виду IV ЪНР? НргГ^ТГ '•гнисту. , РВСИХ »¡'.ЗЖЧИРЛ: пел с" и1 ор;1рнтиров яр« ¡■М1-Ц'И!' cPo^onv wi'orp выбора, "rortoo rir.*"aiMö об-рляелс на мсстр в p":;e;*»yapô детлкого т»«тег. в w.atc покроете? ГГ^РИ К'-Х РТИЧРСКО" Ценности. ПрИУСНИТСТЬМО к практика поставлен «опрос о цешюстях-целях и гкчшст'Х-с^яотват в жизни мелецгго ч^лорчкр и худож]г/ка.

Художник способен создать тгго? произведение, которое построит Р активизирует пушу з;гтелп дчр восприятия высших нравствен»«« принципов, а значит,-и откроет новы-' возможности Личности К>\К субтпк.та ПрРгбрнНОПЯТ'ТЬНС-СО^ИЗЧТ^ЛЬНвй деятельности. ':л в худо»"ствою|ом процессе яг(>т;;я остро стоит вопрос о противоречивом соотношении тр&цациг. г. инновации. Ов- ^ лчп<,!'1-.с нормо!*, каноном, накопление профессиональных отчеств (у/ений, мячике?), собственных тгмгеч, клин?, форм) необходимо ni« то"!р»1П'»'.. в то же искусство-- это. ■ пг'тг.г р^зрут^нир рт^рротипов ц станг.рртов, разрушение канона,

!Vüti!> ib !'.!!.Т"ория свободного воспитания и идеальный' детский сгд. - М., ..С. ,

то есть по своей сути, - инновация, выросшая на почве преемственности. В этой связи в диссертации раскрывается, поче^ и каким образом .современное искусство театра включает в свою сферу новые "тексты" и языки появившиеся субкультур и музыкальных направлений, перерабатывая их в соответствии со своей системой языка. На ряде примеров показано, что такое обновление палитры изобразительно-выразительных средств воплощения, содержательных идей и наглядных образцов будет способствовать очищению детского воспргяткя от аацанкости стереотипов .

Во втором параграфе при рассмотрении комку!: .кативно-игровой и творческой функций театра ш определяем как норму "субъект-субъектные* взаимоотношения создателей спектакля и зрителей, то есть двустороннее общение равноправных собеседников. Детский театр принимает зрителя как Личность, кото- ; рая имеет право свободно'выражать свои эмоции и чувства. | Для эффективного общения в театре необходим максимум актив- -ностк со стороны ребёнке, он должно быть внутренне готов ' к сотворчеству и игре. Б диссертации выявлен ряд причин," ме-оагщих ребёнку непосредстнешо, свободно воспринимать сяок-такгь, и ряд факторов, тормозязих его свободноз развит/.е. При это« выделены два уровня культурной среды: микросреда (семья, детский сад, школа) и махросредв (различные социо-' культурные институты, в тш числе и детский театр) - и рассг мотрено их влияние на станов ленке личности.

Для пробуждения и развития в ребёнке активности, самодеятельности и воли нужно отбирать и целенаправленно использовать положительные фактор! воздействия ка ребёнка. Поскольку основой существования подлинного театрального представления является игра, свободное обцонис V? творчество, датские театр* омываются более эДОоктпсншп с ючки ' ср;-ния комплексного влияния на сознание и позе&оние ребенка г; подростке. • ;

Игра является необходим« ксипонекгом ¡кизноцертеяъно-ст:< ребенка и благодаря её эстетической природе подготавливает ребёнка к миру театра. Отсюда вся значимость тех ответов на вопросы (что такое игра, какова еэ природа, иег.уо

5тгрт "и-искусства-театре- в жизни робЗнка) которые с одержат с я в трупах И.Канта, 0.Адлера, К.Гросса, З.Стецуне, З.йрейда, й.Хайзинги, Д.Выготского, Д.Столовича и «отут_ боть учтены в жизнедеятельности театров для детей;

Опираясь на идеи мыслителей, автор диссертации подчер-ч-пл начбопвл цейстпетгш средством подготовки лич- . ноетп подростка к нравственному выбору является в театре игра как оаобсЕ,та деятельность, которая зг.хвнтквсет нгрюерго целиком и обособляет его от обычной жизни местом и временем

реверчУТыЯ", вообраиаемыЯ

МИр, позволяет ТУМ £к У'1 ЬбрЦИ— ться ему в законах, управляющих миром реалыал». Тем самым игра, театральное действо усиливает в ребёнка ощущение реальности, помогает убедиться в прочности знания, поскольку семо игровое действие' предполагает больную степень свободе по отношению к предмету игры, в нашем случае, к условному миру, созданному фантазией художника,

Ппнкм из певследтизнцс направлений соединения театра и игрн /тлянгсг "тготр соучастия", ГЦ» ц^ти-зрктели го.адече-:<" лг"рг;цст.че1л:о г ет^отигкое зрРсгвкв, г. йсфо^гтьну»;

субъскт-субт ;,■:•?;<№; отноаккгЯ. '.'то лопврета-31 чкте-. 1-е:: ' чрнте:!':" -с пагоду зпроздогая теггр:», ч : ;:ть'0:.:у игр»;.о?.гу дейстзу актеров и зрителе"!, к тси вричмкк, копт» появились термины "мимезис" и "каторлис*, !ц> опрмпямт»* которого >.«; остановились особо, рассмотрев з:чг:ои гететичес:-кой реакции, Л. С. Выготского. Сущность ком^ятативно-йГрот'оЯ

И ТВОрЧеСКОЯ 4&ШЩШ Т«5ДТра ДЗЛ Д«в1 СОСТОИТ. 9 ТОК, чтобы, вызывая з душе ребёнка катарсис, создать в ней предпосылки

",лг уте(^«зч'жг собетг-'нигх мор-.'.ько-этичуечнг ¡¡орг.; ¡лкодс-ШГ., И'/ГЬ, Ь <Г>Н. «*КСМ КТСГС, Ц.<:' С'ОЗШ»»!;". гг.сб.".\ыалс

понятий Добра, Нравственности и Красоты. Вместо с тек,' искусство есть организация поведения человека иа будущее: доствв-ляя чеповеку удовольствие, иаслг.кдсгис, искусстве побуждать его к творюстяу, пробуяпевт к явтивноети его риэнообраэдае"' силы и способности.

Театр обладает уникально?» способностью сближать людей. обшносвыо вгакпаемпс у них перг-пивекиГ!, вследствие чего он обеспечивает особого рода дкигог на личностном уровне. Как

школа искусства общения, театр юного зрителя создает разнооб- , разные возможности для детей соучаствовать, сопереживать,проиграть роль другого и понять его. Именно по этоту театр - вто ■ уникальный способ присвоения общественных художественных и культурных ценностей отдельной личностью, которая делает.его • внутренне свободно, бескорыстно, сознательно и со страстью.

Во второй главе - "Театр юного зрителя в современной социокультурной ситуации" - охарактеризовано реальное состоя- ' ние детского театра, как особого института социализации, -рассмотрены и проанализированы проблемы, тенденции " ьознсж- | ные пути творческого развития ТВЗов в России. Здесь кы стремимся доказать: чтобы дети смогли органично включиться в систему норм, ценностей и образцов культуры, их следует увлечь средствами искусства, активизировав при этом все три* сферы сознания - чувство, волю, интеллект. '

Осмысление истории тюзовского движения и собственный опыт позволяют утверждать, что самый краткий и верный цуть ' к сердцу ребёнка - образная сказочная мысль. Рассмотрев феномен массовой кульауры применительно к детскому театру, мы пришли: к вывопу, что сказка, будучи основным жанром в репертуаре детского театра, являет собой специфический элемент массовой культуры. Дчя массовой культуры характерны, как известно,"об-щеприятность" и "общепонятность", создание теплого, спокойного настроения и душевного комфорта, повторяемость образов, их однозначность, стереотипность развития стаета, знаковая опреде» • лённость, обязательная победа добра над злом. Но именно зти с черты массовой кулыуры являются одновременно и основными характеристиками сказки как продукта народного творчества. ' < В диссертации проводится мысль о том, что в своём сказочно-мифологическом проявлении массовая культура становится ото- ; псу , особой формой приобщения детского зрителя к проблемам • и ценностям жизни, общества, 1$улътуры. ' ,

Театр для детей должен быть обязательно детским ("овзрос- : ление" репертуара, перегрузка проблемами взрослых не рееат аа- .■ дачи воспитания нового юного зрителя) и обязательно массовым | ("олитарный" театр, режиссерские амбицкк дзтда, особенно самым < маленьким, просто не понятны). С этой точки зрения Веяно от-

ыетить те обстоятельство, что аа года Советской власти сложившаяся и существовавшая централизованная сеть детских театров, воздействуя на своих зрителей средствами искусства, достаточно успешно осуществляла не только функцию мифологизации ' действительности, но и функцию гуманизации установок и ориентация ребёнка на фундаментальные ценности культуры.

Сегодня, коммерциализируясь, борясь за выживание, театр для детей и юношества, к сожалению, теряет свою специфику задушевного собеседника, помогающего разобраться в сложных 'жизненных ситуациях, в себе, приобщающего к сокровищам русской и зарубежной культурт.

Сложность и тонкость детского театра в том, что в за-:висимости от возраста зрителя он должен пользоваться различными средствами' воздействия. ТШ призван сохранять и создавать гармонию в дуао ребёнка, вселять чувство оптимизма и уверенности-в своих силах, в нынешней ситуации пытаться снять стрессы и психологический дискомфорт, перегруженность • детей проблемами. В связи с этим и рассмотрен вопрос об искусстве - зрелище, о культурной значимости развлечения, осу-цест- ен экскурс в историю вопроса о театральной зре^ищностк и развлекательной функции (советский период),

..нокество как верхняя возрастная категория взаимодействует с искусством кал на эмоционально-чувственном, так и на интеллектуальном уровне. Здесь уне важен вопрос о художественной форме. При определившихся эстетических пристрастиях юноша самостоятельно монет сделать выбор ме:кду "элитарным", "массовым" искусством или молодежной культурой авангарда (каждое из этих направлений театра рассмотрено). Отсюда вся важность проблемы поиски путей привлечения в театр юношеской аудитории и активизация её; здесь особую значимость приобретает "омоложение" не только герсез спектакля, но и драматургии и реякесуры. • ■

На взрослом уровне массовая культура, по сути, явление разрушительного характера. Однако, так как различные культуры р реальности сосуществуют и взаимовлияпт друг на друга, перед современным театром юного 'зрителя стоит проблема со-

вершенствования средств включения детей в сферу подлинной гО'лыуры.

Теким образом, в диссертации предпринята попытка определить основные пути современного развития театра в изменявшейся социокультурной ситуации, обобщить позитивное в российском и зарубежном детском театре. Рассмотрены различные формы воспитания своего зрителя с раннего детства; работа зрительского актива, педагогической части театра, детской профессиональной студии при ТЮЗе, изучение последствия театра на детей, обсуждения, дискуссии как формы изучения последствия спектакля.

Автор диссертации обращает особое внимание на то, что у российского детского театра есть глубокие исторические и духовные предпосылки для того, чтобы занять лидирующее положение среди детских ■ театров тара.

В заключении даются общие вывода, намечайтел перспективы дальнейсего исследования проблемы, даются практические рекомендации. .

Основные положения диссертации нашли споВ отрайонае I следующих публикациях:

1. Диалектика взаимосвязи современного театра к молодёжной зрительской аудктории/Л1атеркалы !: обсуг.до!С'л на заедании совета К1?С. - Ы.: ИЛ К, 1Ш7. С. П6-ПВ.

2. Использование взглядов К.Н.Вентцслл для понимания специфики детского театра. - М.: ИП®, 1993. 15 с. Деп.: НТО Информкультура Российской государственной библиотеки.