автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Театрально-декоративное искусство Н. К. Рериха и проблема изучения художественного наследия Русского Зарубежья

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Яковлева, Елена Пантелеевна
  • Ученая cтепень: доктора искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Театрально-декоративное искусство Н. К. Рериха и проблема изучения художественного наследия Русского Зарубежья'

Текст диссертации на тему "Театрально-декоративное искусство Н. К. Рериха и проблема изучения художественного наследия Русского Зарубежья"



Санкт-Петербургский союз художников России

На правах рукописи

Елена Пантелеевна Яковлева

ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО Н.К. РЕРИХА И ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО НАСЛЕДИЯ

РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

Искусствоведение

' М-

17.00.04 - Изобразительное

и декоративно-прикладное искусство и архитектура

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени доктора искусствоведения

Г:

Президиум ВАК России

{решение от "Ж" 1Й_199!г.,№ £§¿£1 присудил ученую степень Д ОКТ<

т

— ивук-'

управления ВАК России

« ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................... 3

ЧАСТЫ

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха в свете отечественного и зарубежного искусствознания. История вопроса

Глава 1 ......................................................................................... 11

Глава 2 ......................................................................................... 21

Глава 3 ......................................................................................... 31

Глава 4 ......................................................................................... 47

1* Примечания .................................................................................. 69

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха

Глава 1 ......................................................................................... 93

Глава 2 ....................................................................................... 115

Глава 3 ....................................................................................... 155

Глава 4 ....................................................................................... 195

Примечания ................................................................................ 209

ЧАСТЬ II

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. Проблема актуальности изучения художественного наследия Русского Зарубежья

т Глава 1........................................................................................ 248

Глава 2........................................................................................ 262

Глава 3........................................................................................ 271

Примечания......................:.......................................................... 278

ВЫВОДЫ .................................................................................. 294

ПРИЛОЖЕНИЕ. Каталог эскизов декораций, костюмов и бутафории Н.К. Рериха

Пояснения................................................................................... 318

Принятые сокращения ................................................................ 322

Каталог........................................................................................ 325

* Перечень театральных постановок, в оформлении которых

принимал участие Н.К. Рерих...........................................,. 399

Перечень музейных собраний, которым принадлежали или

принадлежат произведения, включенные в каталог..............411

Перечень лиц, которым принадлежали или принадлежат

произведения, включенные в каталог..................................414

Библиография ............................................................................. 418

Использованные материалы архивов............................................ 450

ВВЕДЕНИЕ

Настоящая диссертация является комплексным исследованием, состоящим из двух тематически разных, но взаимодополняющих частей. Первая, количественно большая часть диссертации, содержит анализ театрально-декорационного искусства Николая Константиновича Рериха (1874 - 1947) - одного из наиболее известных деятелей отечественной и мировой культуры. Вторая часть посвящена проблематике и обзору малоизученного пласта отечественной культуры - художественного наследия Русского Зарубежья1, под которым понимается результат творческой деятельности мастеров изобразительного искусства, в силу различных обстоятельств покинувших родину в 1910 - 1920-е годы и за ее пределами продолживших деятельность в области искусства станкового, театрально-декора-ционного, монументально-декоративного, декоративно-прикладного и всех видов графики.

В силу обширности и многоплановости художественного наследия Русского Зарубежья проблема его изучения поставлена в диссертации лишь в общем плане. В качестве же частного поясняющего примера приведен анализ театрального творчества Н.К. Рериха „русского" и „зарубежного" периодов творчества2.

Театрально-декорационное искусство - важнейшая составляющая творческой деятельности Рериха. Представляя большую художественную и историческую ценность, оно занимает значительное место не только в отечественном искусстве, но и в мировой культуре. Спектакли, оформленные по эскизам Рериха, получили сценическое воплощение в театрах Санкт-Петербурга - Петрограда, Москвы,

1 Термин русское Зарубежье" применяется исключительно к эмиграции из России в период с 1918 по 1939 год.

2 Под „русским" периодом подразумевается творчество Н.К. Рериха до 1918 года, под „зарубежным" - после 1918.

Парижа, Лондона, Чикаго, Филадельфии и других городов мира. Эскизы художника к оперным, балетным и драматическим постановкам хранятся в многочисленных государственных и частных коллекциях разных стран. Они несут в себе характерные черты творчества мастера и русского театрально-декорационного искусства первой половины XX века.

Несмотря на то, что в исследовательской литературе личность и творчество Рериха с каждым годом раскрываются все полнее и глубже, сотрудничество художника с театром исследовано еще недостаточно. Наиболее известна деятельность Рериха „русского" периода и почти неизвестна - „зарубежного". В полном объеме театральное наследие художника никогда не рассматривалось. До недавнего времени большая часть эскизов, исполненных им после 1918 года, не была введена в научный оборот. Между тем, интерес к театрально-декорационному искусству Рериха не только не ослабевает, но возрастает. Достаточно вспомнить прошедшие с успехом выставки театральных работ мастера, устроенные независимо друг от друга в Москве и Нью-Йорке в год столетия со дня его рождения, а также современные зарубежные реконструкции первой версии балета „Весна священная" (1913) в рериховском оформлении.

Необходимо отметить, что увеличивается интерес к театральной деятельности и других мастеров русского изобразительного искусства конца XIX - первой половины XX века. Подобно Н.К. Рериху А.Н. Бенуа, JI.C. Бакст, М.В. Добужинский, И.Я. Билибин, Б.И. Анисфельд, С.Ю. Судейкин, C.B. Чехонин, Ю.П. Анненков и другие художники - представители Русского Зарубежья - продолжили сотрудничство с театром за границей, где создали немало заслуживающих внимания произведений, обогатив тем самым европейскую и американскую культуру. Однако „зарубежный" период

творчества большинства из них также исследован недостаточно.

Теперь, когда российское искусствоведение освободилось от прежних идеологических догм и у него появилась возможность изучать наряду с собственными зарубежные коллекции, архивы и литературу, настала пора обратиться к изучению художественного наследия Русского Зарубежья, исследовать как „русский", так и „зарубежный" период творчества мастеров изобразительного искусства и тем самым восполнить многочисленные лакуны.

Проведенное в диссертации исследование позволит осмыслить театральную деятельность Рериха в наиболее полном на сегодняшний день объеме и рассмотреть значительную часть ее в контексте художественного наследия Русского Зарубежья. Также это исследование позволит осмыслить масштаб художественного наследия Русского Зарубежья, определить актуальность его изучения и наметить пути будущих научных разработок.

В связи с этим первоочередные задачи настоящей диссертации состоят в следующем:

1. В государственных и частных художественных коллекциях мира необходимо найти максимальное количество театральных эскизов Рериха; на архивных источниках, художественных и литературных материалах выявить театральные замыслы художника и постановки, в оформлении которых он принимал участие. На этой базе провести научный анализ театрально-декорационного искусства Рериха в контексте авторских замыслов художника и их воплощения с использованием приема словесной реконструкции сценического облика некоторых особенно значительных спектаклей.

2. На фактологическом материале необходимо сделать обзор художественного наследия Русского Зарубежья и наметить пути его изучения; показать динамику освоения российским искусствоведением творчества мастеров Русского Зарубежья и их художественного

у

наследия.

Единая сверхзадача настоящей диссертации состоит в объективном воссоздании истории русской культуры XX века.

Сегодня существует насущная потребность в монографических исследованиях, аналитических трудах по различным видам искусства, их проблематике, этапам развития; существует необходимость и в полных исследованиях творчества художников Русского Зарубежья, происхождением, образованием и практикой связанных с Россией и волею судеб оказавшихся за границей после Октябрьской революции 1917 года.

Проблема изучения художественного наследия Русского Зарубежья в виде специального диссертационного исследования в отечественном искусствознании поднимается впервые.

Диссертации является также первой работой по обобщению театрально-декорационного искусства Рериха с 1905 по 1944 год. Она охватывает широкий круг материалов, связанных с избранной темой. Первую группу составляют историко-критические данные, на сегодняшний день далеко не полно освоенные. Диссертантом были обследованы: Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Государственная театральная библиотека имени A.B. Луначарского, научные библиотеки Российской академии художеств, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного центрального театрального музея имени A.A. Бахрушина, Московского Художественного академического театра, Санкт-Петербургского союза художников России, Международного Центра Рерихов. Исторические и фактические сведения черпались также из Российского государственного архива литературы и искусства и архивных хранилищ Российского института истории искусств, Института русской литературы Российской академии наук, рукописных отделов Российской госу-

дарственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного центрального театрального музея имени A.A. Бахрушина, Мемориального собрания С.С. Митусова, а также (при содействии коллег) - из зарубежных архивных собраний: Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке, Архива Пауля Захера в Базеле, Национальной библиотеки и Фонда Бориса Кохно в Библиотеке Гранд-Опера в Париже.

За последние четыре десятилетия отечественным и зарубежным искусствоведением сделан значительный шаг в деле изучения русского театрально-декорационного искусства конца XIX -начала XX века, в том числе, изучения творчества Рериха. В наши дни необходимо заполнить имеющиеся лакуны. Главное для нас -составить представление о театра л ьно-декорационном искусстве Рериха в его наиболее полном объеме.

Несмотря на то, что все искусствоведы были единодушны в высокой оценке театрально-декорационного искусства Рериха, специальное научное изучение избранной темы шло неровно. В 1900 -1910-е годы сотрудничество художника с театром в основном освещалось в периодической печати (рецензии на спектакли и выставки, статьи о творчестве, интервью) и в посвященных творчеству Рериха монографиях русских искусствоведов.

С конца 1910-х вплоть до второй половины 1950-х годов литература о художнике выходила почти исключительно за рубежом, причем рассматривались в основном его произведения „русского" периода. На родине же в это время о Рерихе почти не вспоминали. Интерес к его творчеству у нас возродился вновь во второй половине 1950-х, когда в нескольких городах СССР прошли персональные выставки художника. Научные материалы постепенно пополнялись. Исследователей продолжали привлекать и значительность личности

Рериха, и его творчество (в том числе театральное). Интерес оставался устойчивым на протяжении последующих десятилетий.

В наши дни необходимо заполнить имеющиеся лакуны, связанные с „русским" периодом театрального творчества Рериха, изучить „зарубежный" период, исследовать весь путь Рериха -театрального художника и, в связи с этим, провести переоценку его театрального наследия.

Вторую группу исследуемых материалов составляют произведения театрально-декорационного искусства Рериха из 20 государственных собраний России, 7 - США, 3 - Великобритании, 3 - Украины, 2 - Армении, 1 - Грузии, 1 - Казахстана, 1 - Финляндии, 1 - Франции, а также из многочисленных частных собраниях России, США, Великобритании.

Для восполнения недостающего материала использовались книжные издания и журнальная периодика. Публикация театральных эскизов Рериха стала специальной задачей диссертанта. Эскизы вводились в научный оборот как целенаправленно (в виде каталожных описаний), так и в связи с аналитической потребностью. В нахождении новых научных результатов автор исходил прежде всего из основного аспекта исследования, углубляя в этом направлении анализ всего материала и научно переосмысливая его. Поставленные исторические задачи определили хронологический принцип в систематизации материала каждого раздела диссертации. Решение этих задач потребовало комплексного рассмотрения театральных эскизов с обязательным учетом всех слагаемых, связанных с той или иной постановкой. В диссертации освещается и подготовительный процесс работы художника над спектаклем, и анализ эскизов, и их сценическое воплощение, и история их бытования.

Исследование связи Рериха с отечественным театрально-

декорационным искусством специально в диссертации не проводится, однако в многочисленных примерах, сравнениях и сопоставлениях, рассеянных по всему тексту, эта связь прослеживается и в должной мере освещается.

Что касается рассмотрения связи Рериха с зарубежным декорационным искусством, то эта проблема не входит в задачи автора настоящей работы. Подобно целому ряду русских мастеров, таких, как К.А. Коровин, Л.С. Бакст и другие, Рерих как театральный художник сформировался на почве отечественного искусства конца XIX - начала XX века и в этом отношении был последователен до конца жизни.

Как тема специального научного исследования театрально-декорационное искусство Рериха в полном объеме в искусствоведении рассматривается впервые. В существенном обновлении приводится и материал каждого раздела представленной работы.

Диссертация состоит из двух частей, в которые входят три раздела, сопровождаемые примечаниями; выводов, содержащих итоги исследования; приложения в виде каталога эскизов декораций, костюмов и бутафории, исполненных Рерихом с 1905 по 1944 год, а также примыкающих к нему пояснений и перечней; библиографии на русском и иностранных языках (к двум частям диссертации); списка использованных архивных материалов.

Часть I посвящена театрально-декорационному искусству Рериха. Она состоит из двух разделов. В первом разделе, состоящем из четырех глав, рассматривается история вопроса. В свете отечественного и зарубежного искусствоведения на протяжении девяти десятилетий XX века в хронологической последовательности анализируются монографии и статьи о творчестве Рериха: русских искусствоведов 1900 - 1910-х годов; зарубежных авторов (в том числе представителей Русского Зарубежья) конца 1910 - 1930-х годов;

у

советских и зарубежных исследователей 1950 - 1990-х годов; специалистов по русскому театрально-декорационному искусству.

Темой второго раздела, состоящего также из четырех глав, -является собственно исследование театрально-декорационного искусства Рериха. Оно основано на использовании большого художественного и исторического материала. Последний особенно необходим для освещения художественной среды, окружавшей Рериха.

Часть II посвящена проблеме необходимости изучения художественного наследия Русского Зарубежья, определению путей и источников его исследования. Она состоит из одного раздела, включающего три главы. В силу специфики материала этот раздел строится главным образом на общем обзоре творческих биографий мастеров изобразительного искусства Русского Зарубежья, их выставок в СССР (начиная с 1950-х годов) и источников поступления в музейные собрания нашей страны их произведений, исполненных за рубежом в конце 1910-х - 1930-е годы.

В заключении представлены выводы обо всем комплексе проведенных исследований и их научных результатах.

ЧАСТЬ I РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха в свете отечественного и зарубежного искусствоведения.

История вопроса ГЛАВА 1

Уже первые театральные работы Н.К. Рериха были отмечены художественной критикой. Упоминания об этих произведениях встречаются в рецензиях на спектакли, в обзорах выставок, в статьях и монографиях, посвященных художнику. Так, в 1908 году киевский иллюстрированный журнал „В мире искусств" в разделе последних новостей сообщал о появлении новых театральных эскизов Рериха, уточнял подробности их сценического осуществления1. На страницах популярных и художественных отечественных журналов, таких как "Золотое руно", „Весы", "Аполлон", "Маски", "Солнце России", "Огонек" и многих других, нередк