автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Театральные работы Бориса Мессерера

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Варначева, Людмила Васильевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Театральные работы Бориса Мессерера'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Варначева, Людмила Васильевна

ВВЕДЕНИЕ

I ГЛАВА

ПРИНЦИПЫ ОФОРМЛЕНИЯ СПЕКТАКЛЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСТВА БОРИСА МЕССЕРЕРА

II ГЛАВА

БОРИС МЕССЕРЕР В ДРАМАТИЧЕСКОМ ТЕАТРЕ

III ГЛАВА

БОРИС МЕССЕРЕР И МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Театральные работы Бориса Мессерера"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современный театр представляет собой картину в чем-то хаотичную, порой противоречивую; "мозаичность" приемов, концепций часто носят смешанный характер. Больше того, известное "разностилье" (как бы не относились к этому борцы за "стерильность") становится само по себе чуть ли не стилевым направлением.

За последние 30-40 лет XX в. художники театра сумели в какой-то мере восстановить и продолжить нарушенные связи с искусством театрального авангарда 1920-1930-х годов.

Обращение к опыту брехтовского театра 1950-1960-х годов, практика кинематографа1, современной живописи, архитектуры, дизайна - все это расширило творческий диапазон художника театра.

Однако, "при всем многообразии стилей и манер в современном театре ведущей в декорации стала единая пластическая установка" . Творчество театральных художников, начинавших "новый этап" в шестидесятые годы, было связано с серьезными поисками "образного освоения действительности специфическими средствами своего искусства" .

1 См. об этом: Брехт Б. Театр: В 5 т. Т. 2. М., 1965. С. 39.

2 Васильев А. Слова к читателю // Художник, сцена, экран. Сб. статей. М., 1975. С. 72-94.

Костина Е. Развитие театрально-декорационного искусства // История искусств народов СССР. В 9 т. Т. 9. М., 1979. С. 51.

Начиная с конца 1960-х годов, художники стали заниматься не просто освоением сценической площадки и поисками неожиданных мизан-сценических решений. Всячески выявляется и приобретает выразительность само пространство сцены, фактура, обнажаются временные связи. Сценические детали, занавесы, мебель, реквизит, сама театральная техника становятся действующими участниками спектакля, в которых заключена особая энергия, позволяющая как бы "контрапунктно" обнаружить неожиданные образные возможности. Увлечение художников "новыми принципами образного моделирования"4 проходило сложно и порой страдало мнимой многозначительностью, следованию моде. Многие театральные формы "амортизируясь" и, в конце концов, умирая, - уступали место новому. Возникают задачи и способы их реализации, заметно отличающиеся от предыдущих. Но в театре есть элементы, которые присутствуют в любом спектакле и принципы, которые остаются неизменными. "Попытки отделить вечные истины от скоро проходящих увлечений, - пишет Питер Брук, - неизбежно приводят в кладбищенский тупик: это не более чем утонченный снобизм, который таит в себе гибель"5.

В годы самого бурного увлечения "действенной сценографией" на многих сценах рождались замечательные спектакли. Подлинно театральные художники С.Вирсаладзе, Д.Лидер, И.Сумбаташвили, Д.Боровский

4 Костина Е. Развитие театрально-декорационного искусства. С. 51.

5 Брук П. Пустое пространство. М., 1976. С. 76. искали и находили новые пути создания среды и атмосферы, не мыслимые вне актера и действия. Идея пространственной среды,чутко реагирующей на действие и жизнь персонажей пьесы, находит идеальное воплощение уже в одной из первых работ Э.Кочергина "Насмешливое мое счастье" в театре В.Ф.Комиссаржевской. Позднее, в 1970-е годы, работая над трилогией о Пряслиных по роману Ф.Абрамова "Дом" - "Братья и сестры" в МДТ, художник достигает поразительного единства своего решения с самой тканью спектакля. Решение Э.Кочергина обладало свойством "органичной впаянности, включенной в тело спектакля, умением подчинить себя главному - созданию его художественной целостности" 6.

Создание единой, видоизменяющейся во времени и пространстве сценической среды становится органичной и безусловной частью режиссерского решения и актерской игры. Это доказывает целый ряд таких блистательных работ 1960-1980-х годов как "Гамлет", "Зори здесь тихие" (Ю.Любимова, Д.Боровского), "Петербургские сновидения" (Л.Хейфица, И.Сумбаташвили), "Ярослав Мудрый" (Б.Мешкиса, Д.Лидера), "История лошади" (Г.Товстоногова, Э.Кочергина). Сценография этого времени не стремилась к выявлению "напрямую" внутреннего мира спектакля и не ограничивала себя вспомогательными рамками "аккомпанемента". В таких спектаклях действовал принцип "подразумевающий, самостоятельное, подчас противоречивое участие компонентов, существующих ря

6 Михайлова А. Сценография: теория и опыт. М., 1990. С. 10. у дом" . Это были не декорации, а символы - "переживания пространства драмы"8.

Подобные процессы происходят и в Музыкальном театре, где художники также пытаются "охватить многогранность, синтетичность жанра, связав его с духовными ценностями истории"9.

В истории мировой и отечественной хореографии особое место занимают работы С.Вирсаладзе "Легенда о любви", "Спартак", "Иоанн Грозный". Оперный театр 1960-1970-х годов невозможно представить без эпических решений С.Юнович "Сказания о невидимом граде Китеже.", "Повести о настоящем человеке" Н.Золотарева. Незаурядностью дарования, захватывающей декоративностью и современностью изобразительного языка отмечен целых ряд работ В.Доррера - "Тропою грома", "Барышня и хулиган", "Пиковая дама", "Ифигения".

На первый взгляд кажется, что Мессерер придерживается раз навсегда выбранных пристрастий и приемов. Но тем не менее, он легко ориентируется в любом из театральных жанров. Это объясняется не "всеядностью" или "неразборчивостью", а пониманием природы театра, его многообразия, взаимодействия и единства. у

Костина Е. Развитие театрально-декорационного искусства. С. 51.

8 Ракитина Е. Эти независимые художники // Театр. 1974. № 4. С. 76.

9 Там же. С. 76.

Высокая культура, серьезное отношение к традициям, творческие и человеческие принципы Мастера позволяют ему быть разным, неожиданным и постоянно нацеленным на конкретную пьесу, режиссуру, театр. Он использует единые сценические установки и театральные конструкции, фактуры, свет, живопись. Одинаково успешно он создает лишенную какого-либо правдоподобия среду и, если того требует спектакль - строгий традиционный павильон. При этом в его спектаклях, всегда в их месте действия и костюмах, сохраняется принципиальная характеристика эпохи, ничего общего не имеющая с архаично-увражным воспроизведением.

Сценическая живопись и графика Б.Мессерера наиболее полно отражает индивидуальность художника. Понимая это, мы можем сказать, что в основе художественного почерка Мессерера, его метода - лежит принцип стилизации. Здесь его мировоззрение и его пристрастия.

Он всегда прибегает к приемам собственного стиля, усиливая и как бы накладывая их на реальную действительность, добиваясь преображения этой действительности, Здесь вступает "в силу и ритмизация форм, линий и сведения объема к пятну с выделением силуэта, и принцип ор-наментализации, который особенно важен и чаще всего является свидетельством стилизации"10.

10 Сарабьянов Д. Стиль модерн. М., 1989.С. 255.

В разных спектаклях это зависит от драматургического материала и режиссерского видения спектакля.

Творческий метод Бориса Мессерера и его подход к решению театральных задач во многом связан не только с его профессией архитектора, но и постоянной работой в живописи, графике, дизайне.

В этом он продолжает традиции московских и петербургских художников начала века и, прежде всего, - "мирискусников". Ретроспективная романтика, изысканная орнаментальность и тонкая стилизация во многом привлекала молодых художников 1960-1970-х годов. Стилизованная декоративность и графичность определяют изобразительный язык их сценических решений: ". через стилизацию происходило приобще

11 ние к разным слоям изобразительного искусства" . Стилизованная декоративность - одна из основных составляющих театральной палитры Б.Мессерера.

Для таких мастеров как С.Вирсаладзе, С.Юнович, А.Лушин, В.Доррер, В.Левенталь - живопись основное выразительное средство. Сюда относится и Б.Мессерер. По выражению Н.Акимова, для таких художников "цвет - эмоциональная стихия". Особое значение он приобретает в музыкальном театре, где цвет выражает образ произведения, его музыкальную драматургию. п Ракитина Е. В зеркале сцены. М., 1975.С. 42.

Утверждение на сцене своеобразной, стилизованной декоративности для Б.Мессерера - позиция, которой он придерживается не только в работе над музыкальными спектаклями, но и в театре в целом12. Создавая свои подвижные архитектурно-конструктивные композиции, смело распоряжаясь цветом и скрытой энергией сценической вещи, - художник остается верен своим принципам. Предлагая форму, а по выражению Е.Устюговой "форма избранная для определенного значения является искомой целью стилизации"13, Б.Мессерер стремится к адекватности прочтения режиссерского замысла в спектакле.

Поиски новых форм, иных подходов и решений продолжаются. Сценография спектаклей: "Назначение" и "Три возраста Казановы", "Самоубийца" и "Швейк", "Сирано де Бержерак" и "Три мушкетера", "Кармен-сюита" и "Клоп", "Горе от ума" и "Борис Годунов" - это прежде всего, точно выверенная внешняя форма, всем своим существом "вросшая" в общий замысел решения спектакля. Внешняя форма постановки обусловлена внутренней логикой происходящего на сцене. Создать некий магический мир, где всегда есть выбор между иллюзией и реальностью -задача не из легких. Но именно этот мир и на сцене и для зрителей должен быть единым.

12

Это касается его работы и в кино. Достаточно вспомнить кинофильм "Лев Гурыч Синичкин".

13

Устюгова Е. Стиль и стилизация. Типологии стилизации. СПб., 2000. С. 4.

Режиссер Д.Стреллер писал, что "правда чувств и человеческих взаимоотношений могут быть открыты через неистинное действие" 14. Театр это не только иллюзия, но и магия. В настоящем театре истинный диалог о жизни нескончаем.

В формировании жизненной позиции спектакля - особое место занимает его художник - Борис Мессерер. Для него театр не место, где служат, а Кафедра, где решаются высокие проблемы бытия. Профессия V для него неотделима от нравственности.

Широта взглядов и высочайший профессионализм мастера органично вписываются в контекст традиций отечественного театрально-декорационного искусства и графики, связанных с историей художников "Мира искусства", дягилевских сезонов, авангарда 1920-1930-х годов.

Борис Мессерер отлично ориентируется в театре, живописи, архитектуре, дизайне XXI века и открыт всем поискам и достижениям. При этом, оценивая свою работу, художник считает, что "каждое время ста

15 вит свои задачи, главное - это внутренняя правда самого художника" .

Сегодня, когда нашему духовному наследию угрожает разнузданность массовой культуры, когда "бег оголтелой коммерции внедряется

14 Стреллер Д. Меня всегда волновала иллюзия. 1991. С. 41.

15 Из бесед с художником. М., 1989. Московский наблюдатель. № 3. как верховная идеология"16 - гражданская и творческая позиции Б.Мессерера обретают особый и важный смысл.

16 Солженицын А. Я сознавал свой долг и испытывал страсть // Вечерний Петербург 1999. От 25 января. ^ '

 

Список научной литературыВарначева, Людмила Васильевна, диссертация по теме "Театральное искусство"

1. Акимов Н.П. Театральное наследие. В 2 т. Л.: Художник РСФСР. 1978.

2. Аннинский Л. Ядро ореха. М.: Художественная литература, 1967. 240 с.

3. Алпатов М. Всеобщая история искусств: В 10 т. М.: Искусство, 1949. Т. 4.

4. Асафьев Б. Русская музыка. XIX-нач. XX вв. М., Искусство, 1979.

5. Асафьев Б. Русская живопись. Мысли думы. Л.: Музыка, 1966.

6. Афанасьев Д. Пространственное оформление спектакля. Л., 1990, 112 с.

7. Бабичев И. Лекции по курсу материальной культуры. М.: ВТО, 1960.

8. Базанов В.В. Семен Соломонович Мандель // Ленинградские художники театра. Л.: Художник РСФСР. 1971. С. 45.

9. Бархин С. Очерки по истории театра. М.: Искусство, 1979.

10. Бакушинский A.B. Исследования и статьи. М.: Искусство, 1981.

11. Барташевич А. Н.Акимов. Л.: 1933. 150 с.

12. Бачелис Т. Эволюция пространства (От Антуана до Крэга) // Западное искусство XX века М.: Искусство, 1978.

13. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1982. 405 с.

14. Белка И.Е. Современность и театр. М.: Искусство, 1966.

15. Белинский В.Г. Собр. Соч.: В 2 т. М.: Наука, 1983. Т. I. С. 40.

16. Бенуа А. Мои воспоминания: В 2 т. М.: Наука, 1980.

17. Березкин В.И. Советская сценография 1917-1941. М.: Наука, 1990. 222 с.

18. Березкин В.И. Новые принципы образного моделирования в искусстве театрального художника // Советское искусствознание-75. М.: Советский художник, 1976.

19. Березкин В.И. Спектакль и сценическое искусство. М.: Изобразительное искусство, 1980. 60 с.

20. Березкин В.И. Сценография первой половины 70-х годов // Вопросы театра. М.: Искусство, 1981. 66 с.

21. Березкин В.И. ХудожникиБолыпого театра. М.: Советский художник, 1976.

22. Березкин В.И. Художники в театре Чехова. М.: Изобразительное искусство, 1987. 240 с.

23. Березкин В.И. Об исторической эволюции оформления спектакля // Советские художники театра и кино. Вып. 6. М.: Художник РСФСР, 1984.

24. Брук П. Пустое пространство. М.: Прогресс, 1976.

25. Быков Е. Проблемы театральной архитектуры. Автореф. канд. дисс. М., 1973.

26. Битов А. Пушкинский дом. JL: Наука, 1989. 65 с.

27. Брехт Б. Театр: В 5т. М., 1965. Т. 2. С. 39.

28. Вагнер В. Опера и драма. СПБ, 1906. С. 210.

29. Ванслов В. Опера и ее сценическое воплощение. М.: Искусство, 1978.

30. Ванслов В. Изобразительное искусство и музыка. Л.: Искусство, 1977.

31. Ванслов В. Изобразительное искусство и музыкальный театр. М.: Музыка, 1963. 260 с.

32. Ванслов В. Синтез искусств в оперном спектакле. Автореф. докт. дисс. М., 1964.

33. Ванслов В. Статьи о балете. М.: Искусство, 1976. 150 с.

34. Варналис К. Эстетика-критика. М.: Иностранная литература, 1961.

35. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. М.; Л.: Академия, 1930.

36. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. СПБ: Мифрил, 1994.

37. Взаимодействие и синтез искусств. Л.: Наука, 1979. 296 с.

38. Взаимосвязь в художественном развитии России второй половины XIX века. М.: Наука, 1982. 350 с.

39. Власова Р. Софья Марковна Юнович. Л.: Художник РСФСР, 1988, 198 с.

40. Власова Р. Театрально-декорационное искусство начала XX века. Л.: Художник РСФСР, 1984.

41. Власов В.Г. Стили в искусстве: Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура: Словарь: В 2 т. СПБ: АОЗТ, Кольна, 1995.

42. Володин А. Для театра и кино. М.: Искусство, 1967.

43. Гаевский В. Флейта Гамлета. М. // ВО Союзтеатр, 1990. С. 141-162.

44. Гете В. Об искусстве. Л.; М.: Академия, 1936. С. 327.

45. Гвоздев А. Театральная критика. Л.: Искусство, 1987.

46. Голлербах Э.Ф. Живопись и театр. Л., 1928.

47. Глазычева В. Эстетическое воспитание вторая функция // Из истории эстетического и художественного воспитания. М.: Наука, 1975. С. 133.

48. Давыдова М. Очерки театрально-декорационного искусства XVIII -нач. XX в. М., 1974.300 с.

49. Дубова Л. Роль живописи в современном театрально-декорационном искусстве. Архив АХ СССР. Ф. II. Оп. 2. Ед. хр. 386.

50. Еремеев А. Происхождение искусства. М.: Молодая гвардия, 1970. 271с.

51. Ефремов О. Живое чувство еще не открыто // Рождение спектакля. М.: Знание, 1975. С. 35.

52. Захаржевская Р. Костюм для сцены. М.: ВТО, 1967.

53. Захаров М. Сомнения и надежды. М.: ВТО, 1976.

54. Зись А.Я. Театр // Виды искусства в социалистической художественной культуре. М.: Искусство, 1984. С. 184.

55. Зись А.Я. Виды искусства. М.: Знание, 1979. 128 с.

56. История искусств народов СССР: В 9 т. М.: Наука, 1982. Т. 9.

57. Иофьев М.И. Профили искусства. М.: Искусство, 1965, 300 с.

58. Кайзер Г. Принципы анализа сценического оформления (на материалах драматических спектаклей на Советской сцене 60-70-х годов). Автореф. дис. канд. иск-я. Л.: АХ СССР, 1967.

59. Каметин Н.И. Искусство видеть и слышать. М.: Искусство, 1965.

60. Кантор A.M. О стилях. М.: Советский художник, 1962.

61. Кардин В. Достоинство искусства. М.: Искусство, 1962. 240 с.

62. Кардин В. Где собака зарыта? Полемические заметки 60-80 г. М.: Искусство, 1991. 300 с.

63. Козаков М. Фрагменты М.: Искусство, 1985. 240 с.

64. Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств. М., 1998. 230 с.

65. Лагутина И.Г. Некоторые аспекты развития советского театрально-декорационного искусства 60-80 годов. (На примере работ Б.А. Мессере-ра). Архив АХ СССР. Ф. И. Оп. 2. Ед. хр. 3989.

66. Лапина Е. Ранние формы искусства // Виды искусства в социалистической художественной культуре. М.: Искусство, 1984. С. 231.

67. Левитин Г. Валерий Доррер. Л.: Художник РСФСР, 1977, 160 С.

68. Леняшин В.А. .Художник друг и советчик. Л.: Художник РСФСР, 1965.

69. Лермонтов М.Ю. Сочинения. В 6 т. Л.: Наука, 1954. Т. 2. С. 149.

70. Луначарский A.B. Об изобразительном искусстве. В 2 т. М.: Искусство, 1956. Т. 2.

71. Луцкая Е. Валерий Левенталь. М.: Советский художник, 1989. 240 С.

72. Луцкая Е. Соло Бориса Мессерера // Борис Мессерер на Поварской (Каталог выставки). Ростов-на-Дону: Гермес, 1994.

73. Лосев А.Ф. Проблемы символов и реалистическое искусство. М.: Наука, 1996.

74. Любимов В. Ожидания сбывшиеся и несбывшиеся М.: Искусство, 1985.

75. Мейерхольд В. Статьи. Письма. Речи. Беседы: В 2 ч. М.: Наука, 1968. Ч. 1.

76. Мессерер А. Танец, Мысль, Время. М.: Искусство, 1990. 265 с.

77. Мессерер Б. Мастерская на Поварской. (Каталог выставки). Ростов на Дону: Гермес, 1994. 219 с.

78. Михайлова А. Образ спектакля. М.: Искусство, 1978. 336 с.

79. Мурина Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств. М.: Искусство, 1982. С. 134.

80. Наливайко Д.С. Искусство: направления, течения, стили. Киев: Мис-тециво, 1985.

81. Островский М. Художник в театре. М.: Искусство, 1964.

82. Островский М. Художник и театр. М.: Наука, 1965.

83. О художниках театра, кино и телевидения. Л.: Художник РСФСР, 1984.

84. Пожарская М.Н. Стенограмма обсуждения Всесоюзной выставки произведений художников театра, кино и телевидения, М.: ВТО, 1957. 120 с.

85. Ракитина Е. В зеркале сцены. М.: Знание, 1975. 140 С.

86. Рехельс М. Режиссер автор спектакля. Л.: Наука, 1969.

87. Рындин Н. Художник театра. М.: Искусство, 1976.

88. Рудь И.Д. Музыка в драматическом театре // Взаимосвязь искусств в художественной культуре. М.: Наука, С. 218.

89. Рудницкий К. Театральные сюжеты М.: Искусство, 1990. 400 с.

90. Рябкина Е. Глазами советской балерины. М.: Наука, 1971.

91. Сарабьянов Д. Стиль модерн. М.: Искусство, 1989. 400 с.

92. Сапего И.Г. Предмет и форма. М.: Наука, 1984.

93. Свободин А. Театральная площадь. М.: Искусство, 1981. 333 с.

94. Стиль-образ-время: Проблемы истории и теории изобразительного искусства. М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств, 1991.

95. Смелянский А. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русского театра второй половины XX века. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1999.

96. Смелянский А. Олег Ефремов: театральный портрет. М.: Знание, 1987.

97. Соловьева И. Спектакль идет сегодня. М.: Искусство, 1966. 200 с.

98. Станиславский K.M. Моя жизнь в искусстве. М.: Художник, 1962.

99. Станиславский К.С. Статьи, речи, беседы, письма. М., 1953.

100. Старк Э. Старинный театр. Петербруг: Третья стража, 1922.

101. Степанова К. Костюмы для сцены. М.: ГИТИС, 1981.

102. Сыркина Ф., Костина Е. Русское театрально-декорационное искусство. М.: Художник РСФСР, 1977.

103. Титова Г. Мейерхольд и художники // Мейерхольд. К истории творческого метода. СПБ: Культ-информ-пресс, 1998.

104. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены: В 2 т. Л.: Искусство, 1984. Т. I.

105. Тугенхольд Я. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства, М.: Наука, 1987.

106. Туровская М. Памяти текущего мгновения. М.: Искусство, 1984. 140 с.

107. Туровская М. Да и нет. М.: Искусство, 1965. 190 с.

108. Толлер Э. О театре // Жизнь искусства. 1924. № 29. С. 10.

109. Таиров А.Я. Записки режиссера. М.: Искусство, 1970. С. 79.

110. Устюгова E.H. Стиль и стилизация. Типология стилизации. Авторизованная машинопись. СПБ, 2000. 20 с.

111. Устюгова E.H. Стиль как явление культуры. СПБ, 1994. 100 с.

112. Художник и сцена. М.: Наука, 1964.

113. Художник, сцена, экран. М.: Советский художник, 1976.

114. Художники о своем творчестве. М.: Художник РСФСР, 1973.

115. Холодов Е. Позиция художника. М.: Наука, 1964.

116. Философия искусства в прошлом и настоящем. Сборник статей. М.: Наука, 1981.

117. Френкель М. Современная сценография. Киев: Советский художник, 1974.

118. Шифрин Н. Художник в театре. Л.: Художник, 1974.

119. Тышлер А. Живопись, Графика, Скульптура. М.: Советский художник, 1974.

120. Эткинд М.Г. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974.

121. Эренгросс Б.А. Художник в театре. М.: Наука, 1962.

122. Смирнов М.А. Учиться у Дмитриева. Авторизованная машинопись. Л, 1978. 30 с.1. Журналы

123. Анджапаридзе Г. Принесенные жертву. (Пьеса Д. Вассермана в драматическом театре им. Н.В.Гоголя) // Театр. 1984. № 4.

124. Бархин С. Историческая точность, условность, ошибка // Сценическая техника и технология. 1984. № 2.

125. Белова Е. Три версии одного балета // Советская музыка. 1984. № 7.

126. Березкин В. Новые принципы образного моделирования в искусстве театральных художников // Советское искусствознание 1975-76 гг.

127. Березкин В. Об исторической эволюции искусства оформления спектакля // Советские художники театра и кино. 1984. Вып. 2.

128. Березкин В. Что значит термин "сценография"? // Декорационное искусство СССР. 1979. № 3.

129. Березкин В. Итоги сезона-74 // Театр. 1975. № 4.

130. Бебинг Н. В поисках нового. (О работе театрального художника Бориса Мессерера) // Искусство. 1965. № 7.

131. Борисова Н. Рецензия // Художники театра и кино. 10983. Вып. 5.

132. Брехт Б. О теории и практике революционного театра // Театр. 1957. №5.

133. Вайль П. Генис А. 60-ые. Мир советского человека // Театр. 1992. № 5.

134. Велехова Н. Самый остроумный театр // Театр. 1990. № 3.

135. Душа вещей. (Беседа с художником Б. Мессерером) // Советские художники театра и кино. 1984. № 8.

136. Кардин В. Моя старшая сестра // Театр. 1963. № 11.

137. Коваленко Г. Привлечь к себе любовь пространства. // Театр. 1979. №5.

138. Клюевская Г. Характеры и ситуации. (О спектаклях MX AT "Сладкоголосая птица юности" // Декорационное искусство СССР. 1978. № 5.

139. Кузнецов Э. Куб сцены // Декорационное искусство СССР. 1979. № 5.

140. Луцкая Е. Вступительная статья // Театральное и декорационное искусство. Живопись. Графика. 1981.

141. Луцкая Е. Левша. (О спектакле ГАТОБ им. С.М. Кирова) // Советские художники театра и кино 76. 1977. № 3.

142. Луцкая Е. Половодье красок // Театральная жизнь. 1972. № 12.

143. Левенталь В. Искать единство спектакля // Творчество. 1971. № 2.

144. Левенталь В Театру театральное // Творчество. 1966. № 12.

145. Левин М. Изобразительная режиссура // Театральная жизнь. 1972. № 12.

146. Мессерер Б. Художник "вообще" и художник театра // Художник, сцена, экран. 1976.

147. Мессерер Б. Постановка "Саломеи" // Сцена. 1994. № 1.

148. Пажарская М.Н. На выставке "Итоги сезонов 74/75" // Театр. 1976. №4.

149. Пажарская М.Н. На выставке "Итоги сезонов 75/76" // Театр. 1977. №3.

150. Ракитина Е. Гастроли художника // Театр. 1964. № 10.

151. Покровский Б. Театр особого рода // Художник, сцена, экран. М., 1975.

152. Савицкая О. Театральное действо // Творчество. 1979. № 9.

153. Сельвинская Т. Найти самого себя // Театр. 1974. № 1.

154. Сыркина Ф. Преображение достоверных вещей // Советская музыка. 1990. № И.

155. Так ли мы экспонируем художника? // Театр. 1974. № 1.

156. Театр, сценограф, критика // Декорационное искусство. 1984. № 11.

157. Хайти В. Живопись, графика, театр // Декорационное искусство. 1982. № 3.

158. Хидекель Р. Но живопись никто не упразднял // Декорационное искусство. 1985. № 9.

159. Хидекель Р. Пространство спектакля // Творчество. 1975. № 8.

160. Роев Ю. Секрет успеха. Поиски жанра // Театр. 1982. № 6. Газеты

161. Бялик М. Искусство солнечной республики // Ленинградская правда. 1977.20 июль.

162. Ванслов В. Лебединое озеро // Советский артист. 1970. 9 января.

163. Вишневская И. Возраст любви. (О спектакле "Три возраста Казано-вы" в театре им. Е. Вахтангова) // Литературная газета. 1985. 13 февраля, №7.

164. Владимиров С. Победа человека, победа таланта // Смена. 1962. 31 января.

165. Клюевская К. Характеры ситуации // Ленинградская правда. 1978. 18 января.

166. Мессерер Б. Обновление балета // Советский артист. 1965. 5 сентября. № 12.167. "Между ливнями" // Правда. 1964. 12 мая. № 64.

167. Овчинникова С. Китч эпохи перестройки // Правда. 1990. 8 января. №8.

168. Розов В.Н. Снова миллион терзаний. Монолог на фоне спектакля // Литературная назета. 1992. 23 декабря. № 52.

169. Шерель А. Ай да Ефремов! Ай да сукин сын! // Культура. 1994. 18 января.

170. ПЕРЕЧЕНЬ СПЕКТАКЛЕЙ, ОФОРМЛЕННЫХ Б.А. МЕССЕРЕРОМ1960 год

171. В. Блажек. Третье желание. Театр "Современник". Режиссеры О. Ефремов. Е. Евстигнеев.1961 год

172. Л. Устинов, О. Табаков. Белоснежка и семь гномов. Театр "Современник". Режиссеры О. Ефремов, О. Табаков.1962 годА. Володин. Моя старшая сестра. Театр "Современник". Режиссер Б. Львов-Анохин.

173. B. Маяковский. Клоп. Композитор Ф.Отказов, Г. Фиртич. Государственный академический театр оперы и балета им. С.М. Кирова. Балетмейстер Л. Якобсон.1963 год

174. А. Володин. Назначение. Театр "Современник". Режиссер О. Ефремов.

175. C. Прокофьев. Подпоручик Киже. Государственный академический Большой театр СССР. Балетмейстеры А. Лапаури, О.Тарасова.

176. Л. Устинов. Храбрые музыканты. Драматический театр на Малой Бронной. Режиссеры А. Гончаров, Б. Виноградов.1964 год

177. П. Чайковский. Пиковая Дама. Оперный театр, г. Лейпциг. Режиссер Б. Покровский.

178. A. Штейн. Между ливнями. Государственный академический театр драмы им. A.C. Пушкина. Режиссер Р. Суслович.

179. Э. Ростан. Сирано де Бержерак. Театр "Современник". Режиссеры О. Ефремов, И. Кваша.1965 год

180. С. Прокофьев. Подпоручик Киже. Центральное телевидение. Балетмейстеры А. Лапаури, О. Тарасова. Режиссер А. Гуднарц. Ю. Эдлис. Серебряный бор. - Государственный академический театр им. Е. Вахтангова. Режиссер А. Ремизов.

181. С. Лунгин, И. Нусинов. Гусиное перо. Драматический театр им М.Н.Ермоловой. Режиссеры В. Комиссаржевский, П. Васильев. Скоморошьи игры. Танцевальная сюита. - Государственный академический ансамбль народного танца СССР. Балетмейстер И. Моисеев.1966 год

182. B. Баснер. Три мушкетера. Государственный академический театр оперы и балета, г. Новосибирск. Балетмейстер П. Гусев

183. C. Прокофьев. Золушка. Государственный академический театр им. З.Палиашвили. Тбилиси. Балетмейстер В. Чабукиани.

184. С. Прокофьев. Ала и Лоллий. Государственый академический театр оперы и балета. Одесса. Балетмейстеры А. Лапаури, О. Тарасова. М. Зощенко. Парусиновый портфель. - Драматический театр им А.С.Пушкина. Москва. Режиссер О. Ремез.1967 год

185. Ж. Бизе, Р. Щедрин. Кармен-сюита. Государственный академический Большой театр СССР. Балетмейстер А. Алонсо (Куба). Штейн А. Аплодисменты. - Государственный академический театр им. Моссовета. Режиссеры Ю.Завадский, И. Анисимова-Вульф.1968 год

186. А. Линдгрен. Малыш и Карлсон, который живет на крыше. Театр Сатиры. Режиссер М. Микаэлян.

187. Я. Гашек. Похождение бравого солдата Швейка. Драматический театр им. A.C. Пушкина. Москва. Режиссер О. Ремез.

188. В. Дельмар. Уступи место завтрашнему дню. Государственный академический театр им. Моссовета. Режиссер А.Эфрос.

189. Д. Купер. Мой дом моя крепость. - Театр Сатиры. Режиссеры В.Плучек, О. Солюс.

190. Г. Волчек. Принцесса и дровосек. Театр "Современник". Режиссер Г. Волчек.1970 год

191. Д. Шостакович. Гамлет. Музыкально-драматический театр Карельской АССР. Балетмейстер М. Мнацаканян.

192. Б. Барток. Спираль. Музыкально-драматический театр Карельской АССР. Балетмейстер М. Мнацаканян.

193. Народная музыка. Лоркиана. Музыкально-драматический театр Карельской АССР. Балетмейстер М. Мнацаканян.

194. Г. Гендель. Пассакалья. Музыкально-драматический театр Карельской АССР. Балетмейстер М. Мнацаканян.1971 годА. Линдгрен. Малыш и Карлсон, который живет на крыше. Центральное телевидение. Режиссеры В. Плучек, М. Микаэлян

195. И. Дунаевский. Вольный ветер. Государственный театр оперетты. Режиссер В. Курочкин.1972 год

196. Итальянская народная музыка. Комедия дель арте. (Хореографические миниатюры ). Таджикский государственный академический театр оперы и балета им. С. Айни. Балетмейстер А. Мессерер

197. Г. Горин, А. Арканов. Маленькие комедии большого дома. Театр Сатиры. Режиссеры А. Ширвинд, А. Миронов.1974 год

198. Д. Шостакович. Клоп. Ленинградская труппа Хореографические миниатюры. Балетмейстер Л.Якобсон.

199. К. Караев. Тропою грома. Азербайджанский государственный академический театр оперы и балета им. А. Ахундова. Балетмейстеры Р. Ахундова, М. Мамедов.

200. Д. Ленский. Лев Гурыч Синичкин. Центральное телевидение. Режиссер А. Белинский.

201. Д. Фонвизин. Недоросль. Драматический театр им. A.C. Пушкина. Режиссер О. Ремез.

202. Л.Зорин. Покровские ворота. Драматический театр на Малой Бронной. Режиссер М. Козаков.

203. Г. Горин, А. Ширвинд. Нам 50. - Театр Сатиры. Режиссеры В. Плучек,1. A. Ширвинд.

204. B. Ливанов, Ю. Энтин. Трубадур и его друзья. Театр им. Ленинского комсомола. Режиссер Л. Эйдлин.1975 год

205. Т. Уильяме. Сладкоголосая птица юности. МХАТ СССР им. М. Горького. Режиссеры О. Ефремов, В. Шиловский.

206. C. Георгиевская, Л. Эйдлин. Май не упусти. Государственный центральный детский театра. Режиссер Л. Эйдлин.

207. Н. Саймон, Г. Горин. Случай в отеле. Театр эстрады (М. Миронова,

208. A.Менакер). Режиссер Б. Львов-Анохин.1976 год

209. Б. Александров. Левша. Государственный академический театр оперы и балета им. С.М. Кирова. Балетмейстер К. Сергеев. И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев. Центральное телевидение. Режиссер М.Захаров.

210. B. Чичков. Неоконченный диалог. Государственный академический театр им. Е. Вахтангова. Режиссер Е. Симонов.

211. От нас зависит. Театр Сатиры (Спектакль Народного артиста ста СССР А. Райкина). Режиссер А. Райкин

212. М. Метерлинг. Чудо святого Антония. Театр-студия киноактеров. Режиссер С. Кулиш.

213. Г. Ибсен. Дикая утка. Драматический театр им. Н.В.Гоголя. Режиссер А. Гамсахурдия.1978 годА. Хачатурян. Спартак. Государственный театр оперы и балета им. А. Спендиарова. Ереван. Балетмейстер В. Галстян.1979 год

214. А. Абдуллин. Тринадцатый председатель. Государственный академический театр им. Е. Вахтангова. Режиссер Е. Симонов, В. Шалевич, Ю. Фе-сенко.

215. Л. Журбин. Здравствуй, Москва! Ленинградский государстственный Мюзик-холл. Режиссер И. Рахлин.1980 год

216. М. Твен. Принц и нищий (Инсценировка С. Михалкова). МХАТ СССР им. М. Горького. Режиссер Л. Танюк.

217. Н.Хикмет. Чудак. Театр Сатиры. Режиссеры В. Плучек, В. Кондратьев.1981 год

218. П. Чайковский. Лебединое озеро. Национальный академический театроперы и балета, г. София. Балетмейстер А. Мессерер. П. Чайковский. Лебединое озеро. Государственный академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова. Ереван. Балетмейстер В. Гал-стян.

219. Р. Самулявичус. Шиповник осенью. Драматический театр, г.Паневежис. Режиссеры Д. Банионис, Р. Полис.1982 год

220. Д. Хармс. .Хармс, Чармс, Шардам или школа клоунов. Театр миниатюр. Режиссер А. Левитин.

221. А. Хачатурян. Спартак. Государственный академический театр оперы и и балета им. А. Спендиарова (Новая редакция). Ереван. Балетмейстер В. Галстян.

222. Н. Эрдман. Самоубийца. Театр Сатиры. Режиссер В. Плучек.1983 год

223. Д. Вассерман. А этот выпал из гнезда. Драматический театр им. Н.В. Гоголя. Режиссер В. Голубовский.

224. Б. Бриттен. Альберт Херинг. Государственный музей изобрабразитель-ных искусств им. A.C. Пушкина (Концертный зал). Режиссер Б. Покровский.1984 год

225. Б. Бриттен. Поворот винта. Государственный музей изобразительныхискусств им. A.C. Пушкина. Режиссер Б. Покровский. М. Цветаева. Три возраста Казановы. Государственный театр им. Е. Вахтангова. Режиссер Е. Симонов.1985 год

226. Шуберт. Шопен. Шуман. Музыкальные вечера. Государственный музей изобразительных искусств им. A.C. Пушкина. Постановка С. Рихтера. Режиссер Б. Покровский.

227. А. Хачатурян. Спартак. Государственный академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова (Третья редакция). Балетмейстер В. Галстян.1986 год

228. Ж. Ануй. Орнифль, или Сквозной ветерок. Театр Моссовета. Режиссер С. Юрский.

229. Л.Делиб. Сильвия. Государственный академический малый театр оперы и балета. Санкт-Петербург. Балетмейстер Г. Алексидзе.1987 год

230. Н. Эрдман. Самоубийца. Театр Сатиры (вторая редакция). Режиссер В. Плучек.

231. А. Хачатурян. Спартак. Государственный академический театр оперы и балета им. А. Спендиарова (четвертая редакция). Балетмейстер В. Галстян.

232. Конкретная музыка. Водяной (Эль Гуихе). Государственный театр классического балета. Кремлевский дворец. Балетмейстер А. Алонсо (Куба).

233. Кальдерон. С любовью не шутят. Московский театр Комедии. Режиссер Я. Краснопольский.1988 год

234. С. Моэм. Круг. Государственный академический театр им. Вл. Маяковского. Режиссер Т. Ахрамкова.

235. Г. Малер. Канто Витале Театр "Реал". Мадрид. Балетмейстер1. A.Плисецкий.1989 год

236. B. Войнович. Трибунал. Театр Сатиры. Постановка В. Плучека Режиссер В. Кондратьев.

237. В. Непомнящий. Послушайте глагол моих. (Пророк). МХАТ им. М.Горького. Режиссер Б. Покровский.

238. Р. Щедрин. Анна Каренина. Музыкально-драматический театр. Петрозаводск. Балетмейстер М. Мнацаканян.1990 год

239. Лопе Де Вега. Валенсианские безумцы. Государственный академический театр им. Вл. Маяковского. Режиссер Т. Ахрамкова.1991 год

240. А. Аверченко. Осколки разбитые вдребезги. МХАТ им. А.П. Чехова. Режиссер Р. Сирота.

241. П. Энквист. Из жизни дождевых червей. (Любовь, как тихий вечер). МХАТ им. А.П. Чехова. Режиссер М. Кочетов.

242. И. Собель. Последняя ночь Отто Вейнингера. МХАТ им. А.П. Чехова. Режиссер Б. Бессер (Испания).

243. С. Мрожек. Горбун. Государственный академический театр им. Вл. Маяковского. Режиссер А. Гончаров.

244. А. Чехов. Три сестры. Театр ПОМОНА-Колледж. Лос-Анжелес. США. Режиссеры И. Кваша, Б. Берхард.

245. А.Арро. Трагики и комедианты. МХАТ им. А.П. Чехова. Режисер Н. Скорик.1992 годА. Грибоедов. Горе от ума. МХАТ им. А.П.Чехова. Постановка О.Ефремова. Режиссер И. Власов.1993 год

246. П. Чайковский. Щелкунчик. Государственный театр классического балета. Кремлевский дворец. Балетмейстер А. Петров. Т. Уильяме. Молочный фургон не останавливается больше здесь. МХАТ им. А.П. Чехова. Режиссер В. Догачев.

247. П. Габриэль. Саломея. Балет XXI века. Балетмейстер С. Воскресенская.

248. Д. Шостакович. Клоп ( Свадебный кортеж), эскиз декорации. 19741. ПГС• л .

249. Б. Александров. Левша ( Тула), эскиз декорации. 1976

250. А. Хачатурян. Спартак (Лагерь Красса). эскиз декорации. 1978

251. А. Хачатурян. Спартак (Триумф Рима), эскиз декорации. 1978

252. А. Хачатурян. Спартак (Восстание), эскиз декорации. 1982

253. Н. Эрдман. Самоубийца, макет. 1982

254. М. Цветаева. Три возраста Казановы. эскиз декорации 1 акта. 1984

255. П. Чайковский. Пиковая дама ( Летний сад), макет. 1984

256. П. Чайковский. Пиковая дама ( Игорный дом), макет. 1984