автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Техно-возвышенное как эстетический феномен современной культуры

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Федорова, Ксения Евгеньевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Техно-возвышенное как эстетический феномен современной культуры'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Техно-возвышенное как эстетический феномен современной культуры"

ФЕДОРОВА Ксения Евгеньевна

ТЕХНО-ВОЗВЫШЕННОЕ КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (НА МАТЕРИАЛЕ МЕДИАИСКУССТВА)

Специальность - 09.00.04 - эстетика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук 7 |/)[{)|] 2(Щ

Санкт-Петербург, 2014

4-ЩШГ

005550510

Работа выполнена в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

Научный руководитель:

Орлов Борис Викторович - кандидат философских наук, доцент (ФГАОУ ВПО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»)

Официальные оппоненты:

Смирнов Алексей Викторович - доктор философских наук, старший преподаватель (Институт философии ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»);

Озерков Дмитрий Юрьевич - кандидат философских наук, заведующий Отделом современного искусства (Государственный Эрмитаж).

Ведущая организация:

НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов»

заседании диссертационного совета Д 212.232.11 на базе Санкт-Петербургского государственного университета по адресу: 199034, Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5, Институт философии, ауд. У

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета (199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7/9) и на сайте http://spbu.ru/science/disser.

Автореферат разослан « » 2014 года.

//!

Ученый секретарь Диссертационного Совета ////

кандидат философских наук ///А.Е.Радеев

2014 года в ¿У часов минут на

Общая характеристика работы

Актуальность работы определяется необходимостью осмысления феномена возвышенного в контексте современной - технологически обусловленной - культуры. Феномен технологической медиации имеет в рамках эстетики свою особую историю. Это и критические аспекты воспроизводимости изображения, и философско-эстетическая сторона рефлексий по поводу возможностей искусственного интеллекта, проявляющаяся в вопросах о «воображаемом автоматического», проблемах изменения границ телесности, а, соответственно, и чувственного восприятия, происходящего вследствие распространения технологий создания виртуальной реальности, развития телекоммуникации, био- и других технологий. Применение к анализу трансформаций чувственного опыта и возникающих в связи с этим феноменов категории возвышенного позволяет обнаружить как их собственные специфические характеристики, так и новые нюансы самого понятия возвышенного: негативность сменяется чрезмерной позитивностью, осуществленностью и достижимостью всего, вплоть до контролирования генетического кода человека. Но даже при всех этих радикальных в рамках истории человеческой культуры достижениях основной вопрос - о предельном и беспредельном в опыте людей — остается не менее насущным, и это лишь подтверждают новые, необходимые для осмысления горизонты-характеристики опыта современного человека: интенсификация времени, тотальность, необъятность и неподконтрольность мира информации, границы чувственности, расширяемые с помощью электронных «протезов» и устройств дополненной реальности и др.

В связи с объемом и уникальными характеристиками возвышенного в рамках современного типа культуры, важнейшим фактором которого является развитие техники, видится правомерным и актуальным введение

категории «технологического возвышенного» («техно-возвышенного»). С ее помощью становится возможным акцентировать и специализировать изучение современных модификаций возвышенного, а также расширить изучение пространства эстетического опыта включением принципиально новых аспектов, предлагаемых в рамках медийных искусств, т.е. искусств с использованием электронных технологий.

Медиаискусство - одно из наиболее авангардных направлений современного искусства, обладающее ресурсами мультисенсорного погружения, выстраивающее диалог с цифровой и кибер-средой, исследующее и испытывающее границы человека как биовида. Среди направлений медиаискусства в данном случае выделяются те, в которых возвышенное проявляется с наиболее выразительной и провокативной стороны: искусство, использующее в качестве средства такие субстанции, как звук, свет; генерирующее (или алгоритмическое) искусство, способное порождать непредсказуемые визуальные образования на основе заложенного кода; телематическое искусство, исследующее возможности новых хронотопов, вводящее в обиход вопрос о месте восприятия и проблематизирующее географический контекст восприятия; био-арт и трансгенное искусство, помещающее в центр внимания загадку возникновения самой жизни.

Эстетический горизонт дополняется здесь также нравственно-этическим, что позволяет говорить не только о свойствах субъекта восприятия, но о более глубоком значении опыта интерсубъективности, порождающего новый тип идентичности - эластичный, открытый, ответственный. Радикальное расширение перспективы восприятия и всего сознания, экстаз, энтузиазм, восторг, недоумение, оцепенение и т.п. -типичные характеристики возвышенного, которые можно обнаружить в

работах медиаискусства, но специфичные и проблемные в своих основаниях и потому нуждающиеся в адекватном философско-эстетическом осмыслении.

Представляемый в диссертации материал опыта медиаискусства, рассматриваемый сквозь призму категории техно-возвышенного, позволяет найти возможные ответы на вопрошания, например, о границах познаваемого и возможностях его репрезентации, о роли эстетического опыта в самоидентификации и ее трансформации через техне, о потенциале и неоднозначной оценке ресурса новых средств (технических медиа) в художественном творчестве и др.

Степень научной разработанности обозначенной проблематики обусловлена многослойностью затрагиваемых аспектов, их междисциплинарностью. Необходимые дисциплинарные контексты включают как философскую и собственно эстетическую традицию, так и современные теории науки и техники, теорию и историю современного искусства, в особенности, медиаискусства.

Так, в рамках классической эстетики опорными являются концепции Лонгина, Э. Берка, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Ф.В. Шеллинга. В ХХ-м веке проблематика возвышенного в соотнесении с жутким и бессознательным рассматривалась в рамках психоаналитических теорий 3. Фрейда, Ж. Лакана, Ю. Кристевой; фундаментальной онтологии М. Хайдеггера; эстетики Т. Адорно и концепций Л. Альтюссера, С. Жижека, Ф. Джеймисона. В рамках постструктурализма необходимо выделить концепцию возвышенного как представления непредставимого Ж.-Ф. Лиотара. Среди других современных философов, обращавшихся к этой категории - Ф. Лаку-Лабарт, Ж. Диди-Юберман, Ж.-Л. Нанси, Ж. Рансьер и другие.

В отечественной эстетике к проблеме возвышенного как эстетической ценности обращались, например, Ю.Б. Борев, В.В. Бычков, A.A. Грякалов,

JI.A. Закс, M.С. Каган, В.П. Крутоус, В.А. Малыгин, J1.H. Столович, Г.Л. Тульчинский, E.H. Устюгова и другие, исследовавшие его специфику в системе основных эстетических ценностей и категорий и в контексте эстетического отношения и эстетической культуры. Проблематика современной культуры и искусства (включая, косвенным образом, проблематичность приложения к ним классических категорий эстетики) была описана О.В. Аронсоном, В.В. Бычковым, Б. Гройсом, C.JI. Кропотовым, Н.Б. Маньковской, Е.В. Петровской, М. Эпштейном, Э.П. Юровской и другими. Аспектам нематериальности, философии исчезновения, а также виртуальной реальности посвящены работы Н. Смолянской, Д.А. Цимошка, Е. Таратуты и других. Проблематика медийности с точки зрения философии разрабатывается В.В. Савчуком, H.H. Сосна, М.А. Степановым и другими. В рамках философии техники и машинного сознания необходимо отметить труды П.К. Эйнгельмайера, В. Г. Горохова, В. М. Розина, В. Вельминского, а также отдельные статьи В. Подороги. Немаловажный вклад в теоретическое осмысление и создание истории медиаискусства в России внесли К.Э. Разлогов, Д.Булатов, О.Шишко, Д.В. Галкин, C.B. Ерохин, A.C. Мигунов и другие.

Различные аспекты философии техники и технологий разрабатывались в трудах X. Ортеги-и-Гассета, JI. Мэмфорда, К. Митчема, Ж. Симондона, В. Флюссера, Ф. Китглера и других. В работах В. Беньямина, Ж. Бодрийяра, П. Вирилио получил развитие критический анализ и оценка возможностей и потенциальных угроз техники в социальном измерении. Исследованием эстетической стороны и построением теории искусства с использованием новых технологий занимались У. Митчел, Дж. Сталлабрасс, О. Грау, J1. Манович, М. Трайб (общие вопросы теории и истории искусства новых медиа), Д. Харауэй, К. Хэйлс (теории киборгизации и искусственных систем),

Д. Крэри, Б. Массуми, М. Хансен, К. Джоунс (вопросы восприятия и телесности в техно-модифицированных условиях) и другие.

Понятие «техно-возвышенного» одним из первых в наиболее проработанной форме было введено в оборот (по крайней мере в англосаксонской традиции) П. Миллером, Л. Марксом в 1960-е гг. и развито в 1990-2000-е гг. Д. Наем (в связи с исследованием американского ландшафта) и Д. Гильберт-Рольфом в его исследовании возвышенного эпохи постмодерна, а также Б. Болт, В. Моско, М. Коста и в той или иной мере другими авторами.

Проблемным полем данного диссертационного исследования являются новые особенности феномена возвышенного в современном контексте. Объект исследования - феномены технологически обусловленной современной культуры и художественные практики, связанные с медийными технологиями; предмет - техно-возвышенное в современной культуре и медиаискусстве.

Цели и задачи исследования. Цель исследования — выявить специфику феномена возвышенного в контексте новых реалий культуры и искусства, связанных с развитием технологий. Для достижения намеченной цели сформулирован следующий ряд задач:

- выявить эстетико-философские основания категории возвышенного на материале классических и пост классических философских концепций;

- обосновать актуальность введения категории техно-возвышенного;

- показать специфику проявления возвышенного в форме техно-возвышенного в современной культуре на основе рассмотрения феномена технологической медиации;

- выявить и проанализировать специфические аспекты техно-возвышенного в практиках современных искусств с использованием технологий (искусство

света, саунд арт, виртуальные среды, генерирующее, телематическое, трансгенное и био- искусство).

Научная новизна исследования:

- впервые в отечественной эстетике вводится и анализируется понятие «техно-возвышенное»;

- техно-возвышенное как феномен исследуется в контексте культуры и искусства рубежа ХХ-ХХ1 веков;

- выявляется специфика техно-возвышенного в связи с трансформацией структуры чувственности под воздействием новых технологий;

- техно-возвышенное рассматривается на материале медиаискусства, что позволяет найти новые аспекты как техно-возвышенного, так и медиаискусства.

Теоретическая ценность и практическая значимость исследования заключается в обосновании эстетических особенностей феномена техно-возвышенного на материале современной культуры и медиаискусства. Апробированные пути разрешения поставленных в исследовании проблем призваны способствовать расширению предметного поля современной эстетики и могут оказаться полезными в теоретических исследованиях по философии техники, теориях медиа, культурологии, искусствоведении, антропологии, а также прикладных исследованиях медиа и коммуникации. Материалы диссертации могут быть востребованы в работах, посвященных критическому анализу современной технологически опосредованной культуры и медиаискусства, а также проблемам переосмысления эстетических категорий в отношении современности.

Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов по современной эстетике, теории медиа, теории и истории современного искусства (в разделе «Медиаискусство»), философии техники

(в разделе «Техническая эстетика»). Материалы диссертации также могут быть включены в содержание специальных курсов, таких как: «Эстетика технологического возвышенного», «Теория и история медиаискусства», «Медиафилософия». Кроме того, данный материал может оказаться полезным в кураторской и музейной работе, связанной с рассмотренным направлением искусства.

Методология исследования обусловлена его междисциплинарным характером и включает в себя методологию классической эстетики, а также методы, предложенные в рамках постклассической философии, в особенности, методологии феноменологического, психоаналитического, философско-технического, медиатеоритического, культурологического и искусствоведческого типов исследования. Текстуальный анализ источников дополняется методом герменевтического истолкования ключевых концептов, а также методом компаративизма. Использование этих методов способствует выявлению более глубоких связей между контекстами употребления концептов и раскрытию их порождающего потенциала. В исследовании философских оснований феномена возвышенного и техно-возвышенного как его современной модификации особое внимание обращается на онтологические, эстетические и этические аспекты, которые представлены, в частности, в концепциях Канта, Гегеля, Хайдеггера, а также Деррида, Делёза, Лиотара. Эти основания задают методологическую перспективу при рассмотрении работ, посвященных анализу техники (Симондон, Киттлер) и медиальности (Флюссер, Хансен), а также материала медиаискусства. В результате анализа философских оснований и их приложения в исследованиях современной техно-обусловленной культуры и соответствующего ей типа искусства реконструируются механизмы,

определяющие особенности эстетического опыта, которые формируются в условиях трансформации восприятия под воздействием технологий.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Эстетический феномен возвышенного является фундаментальным для человеческой культуры и имеет как устойчивые, общие характеристики, такие как слом когнитивных способностей человека при встрече с бесконечным и безмерным, так и специфические черты, проявляющиеся в отношении к разным формам действительности (природа, сакральное, искусство, организация социальной жизни, техника) и определяемые культурно-историческим контекстом (современным контекстом эпохи).

2. Одна из современных форм возвышенного, получившая значимость и выявившая свои особенности в контексте современной технологической культуры, может быть обозначена как «техно-возвышенное».

2.1. Характерные черты техно-возвышенного обусловлены эффектами медиации и дистанции, заложенными в сущности техники как таковой. Техника, продукт деятельности человека, является, парадоксальным образом, одновременно невозможной без человека и неподконтрольной ему.

2.2. Техника фундаментально связана со становлением/ проявлением/ раскрытием бытийных устремлений человека в процедуре выражения и представления (репрезентации). Таким образом, техно-возвышенное определяется тем, что возникает в репрезентативном отношении к несхватываемому и неартикулируемому («другому в самом себе»), что и способна проявить именно техническая система. В технике обеспечивается представимость того, что иначе остается для человека непредставимым.

2.3. С появлением цифрового компьютера и возможности почти безграничных исчислений (т.е. нахождения условной математической «меры» всему), техника приобретает ряд уникальных свойств, способных к

порождению новых особенностей, в том числе эстетических. В первую очередь, это способность к самоорганизации (или аутопоэйсису). В этом смысле техно-возвышенное возникает как актуализация потенциала прото-реалыюсти, т.е. реальности возможного будущего.

2.4. Принцип интерактивности, возможности телекоммуникации, а также био-технологии внедряются в фундаментальные структуры чувственности и трансформируют работу восприятия, расширяя ее потенциал и рождая ощущение новых пределов собственной самости. Техно-возвышенное — это аффект, связанный с телесностью восприятия, осознанием скрытых возможностей этой телесности и выстраиваемых через нее новых отношений со средой.

3. В различных практиках медиаискусства создаются ситуации, в которых возможен такой опыт техно-возвышенного, как переживание новых качеств материальности и духовности, проявляемых через свет и звук; через тотальное погружение в воображаемые/ виртуальные миры и в бесконечность процессов порождения образов; через интенсификацию и расширение границ чувственности, например, в телематическом искусстве и био-арте.

Степень достоверности и апробация результатов. Достоверность исследования обеспечивается привлечением обширного корпуса интерпретируемого материала, как теоретического (литература-источники), так и практического (произведения медиаискусства).

Проблематика диссертации получила разработку в научных и публицистических статьях, тезисах выступлений на российских и международных конференциях, каталогах выставок и лекциях. Основные положения исследования представлены в виде докладов на XIX-м Международном эстетическом конгрессе (Краков, 2013), международных научных конференциях "Digital Affect" [«Цифровой аффект»] (Нью-Йорк,

2013), "Ecologies of the Visual" [«Экология визуального»] (Трондхейм, 2012), "Visions of Humanity in Cyberculture, Cyberspace and Science Fiction" [«Видение человечества в киберкультуре, киберпространстве и научной фантастике] (Оксфорд, 2010), «Эстетика в XXI-м веке: вызов традиции» (Санкт-Петербург, 2008), «Горизонты культуры: от массовой до элитарной» (Санкт-Петербург, 2007), международных симпозиумах ISEA (International Society for Electronic Art) (Стамбул, 2011), круглом столе «Искусство и технологическое возвышенное» (Москва, 2010) и других. Диссертация обсуждена на кафедре этики, эстетики, теории и истории культуры Института социальных и политических наук УрФУ и рекомендована к защите.

Количество публикаций по теме 9, в том числе 3 - в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК при Минобрнауки РФ.

Структура работы обусловлена логикой исследования и раскрытия темы. Диссертация включает в себя введение, три главы, заключение и библиографический список, насчитывающий 285 источника, в том числе 132 — на иностранных языках. Общий объем диссертации - 161 страница.

Основное содержание работы

Во введении дается общая характеристика проблематики диссертационного исследования, обоснована актуальность темы, раскрыта научная новизна, формулируются основные цели и задачи исследования, определены методологические принципы, теоретическая и практическая значимость диссертации.

В первой главе «Категория возвышенного: эстетико-философские основания в современной интерпретации» рассматриваются наиболее значимые для концепции техно-возвышенного эстетико-философские

предпосылки и обоснования теории возвышенного в классическую и пост/неклассическую эпохи, демонстрируется смысловая многогранность данной категории.

В первом параграфе «Понятие возвышенного в классической эстетике» представлены ключевые положения о возвышенном, выработанные на протяжении истории эстетики, в частности, Псевдо-Лонгином, в средневековой эстетике, в эпоху Нового времени, философии Э. Берка, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, в представлениях романтизма, а также марксизме и марксистко-ленинской эстетике. В классической эстетической традиции была впервые раскрыта парадоксальная природа возвышенного и дано его определение как опыт встречи/ столкновения с непознаваемым, предельным и несоразмерным человеческим способностям, как усилие противодействия некой превосходящей, «террористичной» силе, имеющей предметное основание в объективной реальности (природа, бог). Таким образом, как эстетическая ценность возвышенное одновременно является свойством субстанции (предметного поля), через которую оно манифестируется, и рождается в оценке человека. Возвышенное есть эффект переживания самой границы когнитивных способностей, процесс ее перехода или отодвигания, т.е. операция трансцендирования, сопряженная с интенсификацией возможностей, с раскрытием предельных качеств и потенциала свободы человека как индивидуального существа (в этом смысле этот эффект можно назвать также катарсическим). В возвышенном противоречивым образом происходит сочетание принципа негативной репрезентации (невозможность быть представленным в сознании, невозможность в формах конечного схватить бесконечное и идеальное) и утверждения способности осознания границ и возможности их преодоления.

Во втором параграфе «Проблема возвышенного в пост-неклассической эстетике и философии» анализируется обращение к категории возвышенного в рамках феноменологии, психоанализа, политической теории, постструктурализма и нейроэстетики. Имея столь многообразные контексты использования, возвышенное как концепт в рамках пост-неклассической эстетики противится тому, чтобы быть определено единственно верным способом. В первую очередь, это связано с ограниченностью эссенциалистского подхода. С одной стороны, между классической и неклассической традициями в отношении понимания возвышенного существует определенная преемственность. Так, одной из главных характеристик возвышенного в рассмотренных философских концепциях продолжает быть негативная репрезентация, а именно, невозможность быть представленным не только в сознании, но и с помощью систем означивания, выработанных сознанием (в первую очередь, языка). С другой стороны, открытость к новым контекстам употребления и гибкость в самом определении возвышенного в не- и постклассике позволяет выявить в нем ряд новых аспектов: усложняется представление об онтологическом статусе возвышенного; формируются новые смыслы, возникающие при соединении с категориями бессознательного, воображаемого, политического и аффективного. Коррелятами возвышенного выступают уже не только природа (как у Канта) или определенные режимы искусства, религии и философии (как у Гегеля), но и самые разнообразные структуры, внешние сознательному бытию субъекта и его контролю: надиндивидуальные структуры человеческого сознания и восприятия, отчуждающие экономические структуры, феноменологическое поле Другого. Так, если у Канта воображение играет роль необходимого «смесителя», стимулирующую работу разума, то психоанализ и теории аффекта, включая философию

Бергсона, Делеза и их последователей, рассматривают область бессознательного и абстрактной физиологической «интенсивности» как самостоятельные звенья несимволизируемоего Реального, ответственные за производство в том числе и чувства возвышенного. Феномены социально-экономической действительности, как свидетельствуют теории неомарксизма, будучи опредмеченными, становятся одновременно желанными и недоступными, и таким образом «возвышенными» могут стать любые объекты производства, чья символическая ценность превосходит материально обоснованную. Наконец, акцент с субъективности (Кант) или объективности (Гегель) переносится на интерсубъективность. Проблематика представимости/ непредставимости связана теперь не только с процедурами познания, но с выстраиванием поля отношений.

Одна из классических характеристик возвышенного, которая прослеживается и в сегодняшних концепциях, это то, что возвышенное указывает одновременно и на невозможность представления, и на возможность обнаружения этой невозможности. Таковой является перспектива, обозначенная Лиотаром в одном из модусов возвышенного применительно к искусству авангарда - «новацио», которое он связывает с интенцией «дерзания», с устремленностью, «желанием» выхода за пределы. Именно этот потенциал возвышенного предстает особенно перспективным в свете введения категории «техно-возвышенного», поскольку именно техника с самого своего начала служила человеку средством расширения границ возможного и движения к новым рубежам. Так, негативность может относиться к некому архетипическому «пустому означающему», но речь также может идти не столько о «пустоте», сколько о (столь же архетипическом) ускользании. Отказываясь выражать напрямую то, что находится за горизонтом способностей познания, возвышенное указывает на

сами границы осознаваемого и желаемого, призывая при этом продолжать дерзать на реализацию невозможного, на познание непознаваемого, представление непредставимого, чувствование сверхчувственного.

Во второй главе «Техно-возвышенное как форма проявления возвышенного в современной культуре» анализируются трансформации феномена возвышенного в условиях современной культуры, рассмотренной с точки зрения ее технологической опосредованности. Специфика понятия техно-возвышенного выявляется 1) в связи с логикой устройства технического объекта и работы техники как таковой, 2) в отношении понятия технической медиации и ее воздействия на эстетический опыт, 3) в контексте особенностей виртуальных и телекоммуникационных технологий и в связи с изменением форм чувственности, обусловленных взаимодействием человек-машина.

Первый параграф «Феномен техно-возвышенного и специфика технического объекта» посвящен описанию оснований данного феномена в сути технического, анализу эстетических аспектов противоречивого отношения к технике как «своему другому», а также выявлению отношений между техно-возвышенным и понятиями индивидуации, гетерогенеза и аутопоейсиса.

В основе технического лежит возможность реализации с помощью техне и машины желаний человека в соответствии с задаваемым им планом действия. Таким образом, в структуру технического объекта входит и проекция человеческого мышления, и логика действия самой машины, что позволяет относится к нему как к «своему другому». Это отношение диалектично, и эстетические аспекты (противоречивое чувство благоговейного трепета и ужаса от непредсказуемости результата своего творения) неотделимы в нем от этических (с одной стороны, ответственность

за это «другое», с другой - направленные на него желания и ожидания). И те, и другие аспекты являются составными элементами техно-возвышенного, поскольку подразумевают противопоставление и парадоксальность, утверждают наличие в «другом» нового, несоразмерного со способностями человека, и рассматривают человека как часть более сложного целого.

Одна из важных характеристик техники, прослеживаемая в философии от Платона до Хайдеггера, это функция актуализации, или раскрытия бытия, в котором преодолевается различие между сущим и небытием. Однако феномен техно-возвышенного возникает как реакция не столько на процесс явления, сколько на происходящие внутри него процессы становления, индивидуации (Ж. Симондон) и гетерогенеза (Ф. Гватгари): нечто возникает не само по себе, а из поля потенциальных значений, из «предындивидуальной области сингулярностей» (Симондон), и именно связь с этой областью неподконтрольного человеку и ощущается как возвышенное. Техно-возвышенное поэтому - это загадка одновременно самого начала, бытийной сущности и места человека в этом процессе порождения и возникновения принципиально новых явлений и новых типов целого. В отличие от традиционного типа возвышенного, в случае с техно-возвышенным человек выступает не только в качестве эстетического субъекта, устанавливающего меру созерцаемой реальности, но как со-творец новой реальности (между тем отличной от реальности искусства, поскольку онтологически она имеет место не только в воображении автора, но зависит от логики функционирования самой машины). Человек ответственен за запуск работы машины, однако не может контролировать и прогнозировать ее поведение с абсолютной точностью: существует некое «пятно неопределенности», аспект ввода информации, который невозможно запрограммировать. В этой зоне себя проявляет «воображаемое» самого

автомата, выступающее как непредставимое машины, набор качеств и механизмов, непереводимых на язык, понятный человеку, но, тем не менее, оказывающих значимое и ощутимое воздействие.

Помимо области потенциального, предшествующей уже осуществленному (с помощью техники), значение имеет также и направленность в будущее, бесконечная возможность продолжения порождений (в этом следующее отличие от искусства). Этот смысл задается характеристикой современного типа машин, а именно, способностью цифровых компьютеров к самовоспроизводству, адаптации и трансформации, т.е. аутопоейсису. Одним из ключевых моментов для техно-возвышенного, таким образом, выступает фактор потенции, охватывающий весь временной спектр от прошлого (случившегося и нет) до будущего. Эта перспектива, бесконечная возможность к осуществлению напрямую созвучна с дискурсом безграничных перспектив освоения внутренних сил человека и природы, характерным для классической эстетики возвышенного.

В какой-то момент своего развития (главным образом с появлением вычислительной машины и искусственного интеллекта) технологии перестают выполнять функции чистого дополнения человеческих способностей и выступают в качестве элемента замещения, занимая позицию «по ту сторону» понятного и объяснимого, поражая не только логически, но на уровне аффекта, т.е. чувственного восприятия. В этой связи все острее возникает вопрос: умножают ли технологии, будучи столь аттрактивными, производство «человека без содержания» (Д. Агамбен), погруженного в «пустыню реальности», или же «wow» эффект действительно свидетельствует о способности воспринимать и реагировать на вызов новой эстетики, распознавать и осваивать новые горизонты воображаемого, трансформирующегося под обстоятельства (новые возможности выражения),

и - как доказывает сам факт истории развития науки и техники - отвечать на вызов возможности бытия того, что еще ранее казалось невозможным. Понятие техно-возвышенного обнаруживает свою актуальность в связи с тем, что - вне зависимости от содержательных характеристик - описывает саму специфику отношения человека к тому, что непредсказуемо, неподконтрольно, и вместе с тем, возможно уже сейчас, возможно благодаря техне, благодаря технологии.

Предметом анализа во втором параграфе «Техно-возвышенное в технологической медиации опыта» является не столько онтологическая структура техники, сколько производимые с помощью техники эффекты и вызываемая ими эстетическая реакция. Техника, таким образом, рассматривается уже не сама по себе, а как то, что опосредует опыт восприятия, тем самым воздействуя на него. Техно-возвышенное здесь - это не чувство по поводу возможностей техники как таковой, а переживание преобразованного восприятия, изменения призмы видения и чувствования, обусловленных проникновением техники в саму структуру восприятия. К выше обозначенным характеристикам техники (принцип индивидуации, гетерогенезис, наличие «пятна неопределенности» и зоны воображаемого и непредставимого, что делает ее для человека «своим другим») добавляются свойства медийного - как нечто третье, «другое», делающее наличным различное, как предпосылка для умножения и тиражирования. Так, именно с последним связаны противоположные реакции на трансформацию чувственности под воздействием технических медиа в современности. С одной стороны, господство медийного эффекта и медийный гиперэстетизм ведут к «замораживанию смысла», гипнотическому состоянию «неразличённости» (Ж. Бодрийяр) (используемые как методы манипуляции и контроля). С другой стороны, фасцинация, предельная погруженность в зону

аффекта возвращает нас в поле экзистенциалов и, сопровождаемая рефлексией, способствует более глубокому различению подлинного и сконструированного, более интенсивному чувству самости. Опыт возвышенного - это в первую очередь чувственный опыт, который технологии делают более нюансированным и многогранным. Становятся представимыми и чувственно ощутимыми элементы отношений (в том числе аффективных реакций на предложенные ситуации и объекты), ранее остававшиеся скрытыми. «Представимость» обеспечивается в форме интерфейса, или «значимой поверхности» (В. Флюссер), поля, в котором совершается перевод между различными медийными слоями, кодами и режимами сигнификации. Вступая контакт с этим «полем», человек имеет возможность получать реакцию на свои действия и оказываться в новых для себя состояниях, вызываемых работой машины («непредставимым» для него образом) и транслируемых через интерфейс. Тем самым обеспечивается выход на более сложный уровень коммуникации и в то же время возврат к самому себе, познанному по-новому.

В третьем параграфе «Техно-возвышенное как "продленная телесность" и "расширенные чувства"» описывается, как именно технические медиа не только позволяют интимнее и острее ощутить собственную самость в ее границах, но и предлагают пути расширения самой способности чувствования, а с ней — новый уровень вовлеченности в мир, его освоения и познания. Эти изменения происходят на прекогнитивной ступени и таким образом оказываются ответственными за формирование дальнейшей, основанной на результатах восприятия, когнитивной картины. Чувственность модифицируется, с одной стороны, в результате внедрения технологий в структуру самого тела и, с другой стороны, в связи с развитием объектов восприятия (когда зрение остается зрением, но, например, скорость

воспроизведения изображения приводит к эффекту головокружения, или же средствами телекоммуникационных технологий производится эффект телеприсутствия).

Развитие биогенетических технологий способствует все большему росту киборгизации, т.е. сращению живого и неживого, когда компьютерные технологии выполняют протетическую функцию, расширяя, а также «рекомбинируя» физические и ментальные способности человека, в буквальном смысле дополняя их новыми свойствами. Это означает, что меняется сама платформа для переживания возвышенного: попадая в зону внутреннего телесно-аффективного опыта человека, «другое» перестает быть «другим», однако другим становится сам субъект, реакция которого единственно и обусловливает появление возвышенного. Техно-возвышенное тогда следует определять как ощущаемое не столько «человеком» (как мы его знаем), сколько новым «гибридным», преобразованным субъектом.

На изменение чувственного опыта и статуса телесного восприятия также влияет виртуализация большой части деятельности современного человека. Если (техно-) медиация подразумевает опосредование самыми разнообразными средствами, то виртуальность отсылает к опыту выхода за границы осязаемого, трансцендирования в область чистого воображаемого. Однако парадоксально, что этот выход, этот контакт с тем, что противопоставляется физической, чувственно данной реальности, осуществляется именно через чувственность. Виртуальное, как и абстрактное и воображаемое, предполагает не просто то, что противоположно физической реальности, но то, что никогда не локализуемо и существует всегда лишь в процессе актуализации. Таким образом подтверждается один из аспектов техно-возвышенного, связанный с восприятием возможных миров. В то же время это чувственный контакт, т.е. эффект потенциальности заложен на

уровне чувственной, материальной данности. Пониманию техно-возвышенного в связи восприятием виртуального пространства способствует такая чувственная способность как проприоцепция (ощущение частей тела относительно друг друга, или ощущение тела в пространстве). При дополнительном стимулировании этого чувства возникающее сначала чувство дезориентации сменяется тем, что можно назвать телесным аналогом реакции энтузиазма при совершении открытия, эмоции выхода к новым горизонтам. При этом меняется ощущение не только внешней среды, но в первую очередь, самого себя: «я» становится гибким и текучим, а его границы — проницаемыми. Технологии по-новому оформляют само поле восприятия, понимаемое как коммуникативное поле, поэтому техно-возвышенное отличается тем, что субъективное и объективное в нем соединяются еще теснее, становятся неразличимее, нежели в случае с классическим возвышенным.

Другой тип проявления техно-возвышенного в современной культуре связан с телекоммуникационными технологиями, т.е. с возможностью одновременного пребывания «здесь» и «там» (к чему на протяжении веков относились как к своего рода чуду). Изменились масштабы, объемы и длительность перемещения (физического и информационного), но одновременно и обострились вопросы о том, к чему же мы приближаемся в подобном ускоряющемся темпе (П. Вирильо). Возвышенное здесь, скорее, в ощущении опасности и тревоги из-за невозможности контролировать происходящие на столь высокой скорости перемены. С приходом и распространением «машин мобильности» и «машин обзора» меняется восприятие самих времени и пространства (Р. Гиблетт). Мгновенность трансцендирования, радикальность слома того или иного пространственно-

временного континуума и обнажающаяся бездна являются важными и необходимыми особенностями существования рассматриваемого феномена.

Таким образом, расширение способности чувствования за счет продления телесных функций человека с помощью техно-протезирования, а также смещение чувства физического присутствия на невозможные ранее дистанции способствует возникновению нового типа эстетического отношения. Среди его характеристик - интенсификация чувства проприоцепции, т.е. изменение ощущения себя относительно среды, расширение зоны доступного и трансформация контакта с ней. Все сложнее становится определить границы коммуникации, границы самого чувствующего субъекта. «Своим» и близким оказывается нечто изначально чужеродное; искусственное внедряется в естественное, преобразуя качества самой субъективности. Изменения на внутреннем физическом уровне за счет внедрения техники - это проявление именно варианта техно-возвышенного.

В третьей главе «Техно-возвышенное в практиках современных медиаискусств» рассмотрен ряд наиболее репрезентативных направлений медиаискусства с точки зрения проявления в них феномена возвышенного: искусство света и саунд-арт; виртуальные среды; цифровое и генерирующее искусство; телематическое искусство; био-арт и трансгенное искусство.

Так, практики саунд-арта были призваны проиллюстрировать нематериальность, эфемерность и иллюзорность средств, с помощью которых создается эффект возвышенного. Элемент погружения, являющийся ключевым в средовых инсталляциях и виртуальных средах, коррелирует с качеством возвышенного как тотальности, при этом элемент иллюзии, свойственный этим жанрам, тесно связан с зазором между реальностью и ее эффектом, на который указывает именно техническая медиация. Генерирующее искусство и искусство данных (data art) являются основным

художественным примером реализации способности к самопорождению и самоорганизации технических систем, наглядно демонстрируя, как именно происходят процессы генезиса и становления, специфические именно для техно- возвышенного. Понятие телеприсутствия и сокращенной дистанции мира «большой оптики», исследуемое в телематическом искусстве, интенсифицирует вопрос об онтологии возвышенного и опыта его переживания в присутствии, в ситуациях «здесь-и-сейчас». Наконец, био-арт и трансгенное искусство раскрывают полноту и радикальность возможных сегодня модификаций природы телесного и био- материи в целом; трансцендирование происходит не в область невозможного, а в рамках самой же человеческой природы, когда преодоление исконных границ выводит к еще более новым и непредставимым горизонтам возвышения.

В отношении приведенного художественного материала в разных вариациях оказались применимы критерии возвышенного, связанные с предметностью его восприятия. Так, в связи с электронно-цифровой основой большинства произведений медиа искусства свою значимость проявляет диалектика материального и нематериального, видимого и невидимого, обращающая к проблеме иллюзорности и «ауратичности» (когда эффект производится не тем, что дано напрямую, а в связи с неким дополнительным, достраиваемым в воображении слоем). В отношении пространства, важно внимание к пустоте, неопределенности границ, бездонности, широте охвата, внутренней запутанности параметров; а в отношении времени - разложение продолжительности на минимальные части, апелляция к более внимательному и вовлеченному восприятию. Внедрение логики машины в творческий процесс и в структуры восприятия и телесности порождает реакции дезориентации и растерянности от состояния невозможности управлять ситуацией, главным же образом, смещения внутренних

ориентиров восприятия, интенсификацией чувства присутствия и состояния пребывания на границе (а также «над» ней) между внутренним и внешним, своим и другим, близким и далеким, потенциальным/ виртуальным/ иллюзорным и реальным/ актуальным. По отношению к этой системе зритель является не пассивным наблюдателем, а активным пользователем, своими реакциями запускающий каждый раз новые эффекты машинной системы. Человек коммуницирует не только с самой системой и контролируемой ей средой, но главным образом, с самим собой. Раскрываемые с помощью цифровых технологий мельчайшие и невидимые до этого детали среды стимулируют более внимательный и осознанный тип восприятия, задействуя органы чувств на более глубоком уровне и с большей точностью.

Поскольку природа искусства как такового - представлять нечто сознанию, конструировать и делать возможным новый опыт, то и в случае (техно-)возвышенного в медиаискусстве вопрос о непредставимости следует ставить как вопрос о представимости и ее особенностях. Технологии отодвигают границы доступного - видимого, слышимого, ощутимого - и позволяют проявиться скрытым особенностям окружающей человека среды и механизмам коммуникации. Впервые то, что ранее изучалось лишь методами науки (анализ объективных данных путем проведения точных измерений и вычислений), становится основой для эстетического переживания. Процесс этого переживания, в свою очередь, позволяет ощутить и осознать себя как часть намного более сложного целого. В то же время отношения с этим целым возможны лишь, если человек (зритель/ пользователь) готов довериться открывающейся перед ним тотализирующей и поглощающей его реальности, готов выйти из себя, испытать опыт перехода границы между привычным «своим» и радикально «другим» (которое в этом опыте обнаруживается как «свое»).

В трансгенном и био-искусстве предметом применения технологий становится как тело человека, так и живая материя в целом. Модифицируется территория уже не внешнего, а самого близкого и интимного; чувственность трансформируется в самой своей физической организации, уже не являясь реакцией на стимулирование извне. Эта устремленность к новому порядку отношений естественного и искусственного, раздвижение и пересмотр пределов собственной природы (и природы в целом) может иметь самые причудливые формы, однако с точки зрения своего эстетического посыла, в его фундаментальном смысле, это опыты пре-восхождения, то есть возвышенного.

Сегодня, когда виртуальность так плотно и неоспоримо вошла в нашу повседневную жизнь, когда «возрождение» реальности «здесь и сейчас» становится радикальной необходимостью, обращение к физическим характеристикам локального и индивидуального, чему служит искусство, способствует восстановлению утраченных человеческих, бытийных связей. Использование медиа только подчеркивает разорванность современного ощущения реальности и пространства. «Собирание» происходит самыми разными способами. Например, в виртуальных средах и саунд- инсталляциях его обеспечивает эффект совместного присутствия, т.е. бытия в области, с другим, по отношению к другому. В телематическом искусстве оно может случаться на уровне множества индивидуальных карт — абстрактных образов места, несущих след того, кто их составлял.

Медиаискусство пытается найти те зоны, в которых мы еще способны хранить себя. Один из главных вопросов здесь - подлинность испытываемых ощущений, «присутствие» в лиминальной зоне между здесь и там, самотождественность в зоне различАния. Одна из радикально новых возможностей, доступных благодаря технологиям сегодня - усложнение и

интенсификация чувственного контакта с реальностью, что медиаискусство стремится выразить в наиболее яркой и доступной форме. В телесной интеракции, обеспечиваемой технологиями и чему художник придает характер значащей формы (т.е. смысла), сознание, сосредотачиваясь на конкретных ощущешмх, абстрагируется от границ, задаваемых рассудком. Высвобождение через дистанцирование было еще стратегией искусства абстракционизма, отказавшегося от фигуративной репрезентации (а с ней - и от телесности). Технологии же делают возможными интеракции, воплощенные на новом, более комплексном уровне, в которых актуализируются внутренние, более сокровенные пласты человеческой чувственности, нереализуемые и неописуемые в категориях рассудка.

В Заключении подводятся итоги работы, формулируются основные выводы и намечаются перспективы дальнейшего развития ключевых идей диссертации. Так, представляет интерес анализ феноменов технокультуры и медиаискусства с точки зрения других категорий эстетики, а также поиск и обоснование необходимости введения новых категорий, более точно описывающих эстетические аспекты феноменов современной (техно-обусловленной) культурной действительности.

Список работ, опубликованных автором по теме диссертации

Статьи в э/сурналах, рекомендованных ВАК при Минобрнауки РФ:

1. Федорова К.Е. Феномен возвышенного в технологиях и практиках современной культуры и медиа-искусств // Известия Уральского Университета, 1(73) 2010. С. 73-90.

2. Федорова К.Е. Проблема представимости «нематериального» в эпоху искусства новых медиа // Дискуссия. 8 (38) 2013. С. 42-47.

3. Федорова К.Е. Категория возвышенного в свете философских исследований эффективности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. №11, ч. II, 2013. С. 191-193.

Другие публикации:

4. Федорова К Е. Практики современного медиа-искусства: Диснейленд или высокое искусство? // Горизонты культуры: от массовой до элитарной. Материалы конференции, 14-15 ноября, 2007. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, Роза мира, 2008. С. 290-296.

5. Федорова К. Е. Технологически возвышенное: заметки об эстетике и этике языка медиа искусства // Эстетика в XXI-м веке: вызов традиции. Материалы конференции. - СПб., 2008. С. 202-214.

6. Федорова К. Е. По ту сторону воображения: о культуре эпохи новых технологий в категориях возвышенного // Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции Гуманитарного университета «Неожиданная современность: меняющиеся реалии XXI века». -Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2010. С. 226-231.

7. Федорова К.Е. «Технологическое возвышенное» и проприоцептивные медиа // Медиа: между магией и технологией. Под ред. Сосна H.H., Федоровой К.Е. - Екатеринбург, М.: "Кабинетный ученый", 2014. С. 3866.

8. Fedorova К. The Technological Sublime in Media Art // "The Garden of Digital Delights", специальный выпуск академического журнала Acta Academiae Artium Vilnensis. (67) 2012. P. 33-44.

9. Fedorova K. Transmediality, Transduction and Aesthetics of the Technological Sublime // 19th International Congress of Aesthetics. "Aesthetics in Action". Book of Abstracts. Krakow, 2013. P. 96-97.

Подписано в печать 30.06.14 Формат 60х84'/1б Цифровая Печ. л. 1.1 Тираж 100 Заказ 19/06 печать

Типография «Фалкон Принт» (197101, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Пушкарская, д. 54, офис 2)

 

Текст диссертации на тему "Техно-возвышенное как эстетический феномен современной культуры"

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

На правах рукописи

04201460907 , /

Федорова Ксения Евгеньевна

ТЕХНО-ВОЗВЫШЕННОЕ КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (НА МАТЕРИАЛЕ МЕДИАИСКУССТВА)

Специальность 09.00.04 - Эстетика

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание учёной степени кандидата философских наук

Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент Б.В. Орлов

Екатеринбург 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................................................3

I. Категория возвышенного: эстетико-философские основания в современной интерпретации..........................................................................................................................11

I. 1. Понятие возвышенного в классической эстетике...........................................................11

II. 2. Проблема возвышенного в постнеклассической эстетике и философии..................26

II. Техно-возвышенное как форма проявления возвышенного в современной культуре.....................................................................................................................................48

II. 1. Феномен техно-возвышенного и специфика технического объекта............................49

II. 2. Техно-возвышенное в технологической медиации эстетического опыта..................76

II. 3. Техно-возвышенное как "продленная телесность" и "расширенные чувства"...........94

III. Техно-возвышенное в практиках современных медиаискусств...........................104

III. 1. Общие принципы медиаискусства в аспекте техно-возвышенного........................105

III. 2. Особенности представимости "нематериального": искусство света, саунд-арт и

виртуальные среды..................................................................................................................110

III. 3. Техно-возвышенное в отношении цифрового образа: генерирующее искусство ... 125

III. 4. Техно-возвышенное и принцип дистанции: телематическое искусство..................129

III. 5. Реорганизация границ телесного как техно-возвышенное: био-арт и трансгенное искусство..................................................................................................................................135

Заключение.............................................................................................................................141

Список литературы...............................................................................................................146

Введение

Возвышенное - одна из наиболее фундаментальных категорий эстетики и философии в целом. Сегодня это один из наиболее широко используемых (например, в массовой культуре) терминов. По выражению Ж.-Л.Нанси, «возвышенное в моде, а все модное, несмотря на или благодаря своей тщете, представляет и нечто большее, чем мода: нечто, относящееся к режиму необходимого, предначертанного»1. На протяжении своей многовековой истории категория возвышенного прошла ряд трансформаций и, как представляется, элементы современной культуры, в частности, возможности технологической медиации опыта открывают новые страницы этой истории.

В классическом понимании, возвышенное - это то, что указывает на границы познавательных способностей, оказывает мощное воздействие на чувства - вплоть до состояния ступора; это слом привычных представлений о реальности, разрыв ее континуальности. В возвышенном человек сталкивается с непредставимым, находящимся в зоне всегда лишь возможного. Подразумевается опыт временного погружения в пространство «по ту сторону» каких-либо рациональных определений, в пространство трансцендирования и трансгрессии, результат которого - внутренняя трансформация.

Несмотря на то, что каждый из исторических витков привносил свои характеристики, важно отметить ключевые оппозиции, уточняющие смысл возвышенного как феномена. Среди них - отношения возвышенного с такими смежными понятиями, как трансцендентное и прекрасное; близкими, но оппозиционными по смыслу - низменное и безобразное, жуткое и ужасное; а также понятиями «приложения» возвышенного -природа и искусство. Один из ключевых моментов, характеризующих данный феномен, связан с категориями предельного, негативного, потенциального, представления непредставимого. Современный теоретический дискурс и реалии сегодняшней культуры продолжают этот список новыми отношениями, что лишь подтверждает многомерность и полифоничность данного понятия.

Возвышенное одновременно связывает с трансцендентным, с идеалом (как эстетическим, так и этическим), но на уровне технологии своего воспроизводства, благодаря воздействию, оказываемому на чувственность (экстаз, фасцинация от ощущения причастности к тотальному), оно же является средством манипуляции со стороны разнообразных идеологических сил и современной массовой культуры.

1 Nancy J.-L. The Sublime Offering// Of the Sublime: Presence in Question: essays by J.-Fr. Courtine, ... et al., trans, by J. Librett, SUNY, 1993. P. 25.

«Подлинное» искусство - средство противостоять этой тенденции, зона автономии и свободы (Адорно). Тема возвышенного, с ее импульсом преодоления границ, всегда была знаком сопротивления искусства всему, что претендовало на его нормирование и регуляцию. В некотором смысле возвышенное иногда трактуется даже как своего рода истина искусства (если рассматривать его с точки зрения стремления выйти за пределы повседневности). В этой истине оно может утратить свое имя2, но содержащиеся в нем характеристики эстетического опыта возвышения являются смыслообразующими как для искусства, так и для человеческой жизни в целом.

Актуальность работы определяется необходимостью осмысления феномена возвышенного в контексте современной - технологически обусловленной - культуры. Феномен технологической медиации имеет в рамках эстетики свою особую историю. Это и общефилософские рефлексии по поводу кибернетики и возможностей искусственного интеллекта, и их философско-эстетическая сторона, проявляющаяся в вопросах о «воображаемом автоматического», проблемах изменения границ телесности, а, соответственно, и чувственного восприятия, происходящего вследствие распространения технологий создания виртуальной реальности, развития телекоммуникации, био- и других технологий. Применение к анализу трансформаций чувственного опыта и возникающих в связи с этим феноменов категории возвышенного позволяет обнаружить как их собственные специфические характеристики, так и новые нюансы самого понятия возвышенного: негативность сменяется чрезмерной позитивностью, осуществленностью и достижимостью всего, вплоть до контролирования генетического кода человека. Но даже при всех этих радикальных в рамках истории человеческой культуры достижениях основной вопрос - о предельном и беспредельном в опыте людей - остается не менее насущным, и это лишь подтверждают новые, необходимые для осмысления горизонты-характеристики: интенсификация времени, тотальность, необъятность и неподконтрольность мира информации, границы чувственности, расширяемые с помощью электронных «протезов» и устройств дополненной реальности и др.

В связи с объемом и уникальными характеристиками возвышенного в рамках современного типа культуры, важнейшим фактором которого является развитие техники, видится правомерным и актуальным введение категории «технологического возвышенного» («техно-возвышенного»). С ее помощью становится возможным акцентировать и специализировать изучение современных модификаций возвышенного, а также расширить изучение пространства эстетического опыта включением

2 См.: Лаку-Лабарт Ф. Проблематика возвышенного // НЛО 2009, №95 URL: http://rnagazines.russ.ru/nlo/2009/95/la6.html

принципиально новых аспектов, предлагаемых в рамках медийных искусств, т.е. искусств с использованием электронных технологий.

Медиаискусство - одно из наиболее авангардных направлений современного искусства, обладающее ресурсами мультисенсорного погружения, выстраивающее диалог с цифровой и кибер-средой, исследующее и испытывающее границы человека как биовида. Среди направлений медиаискусства в данном случае выделяются те, в которых возвышенное проявляется с наиболее выразительной и провокативной стороны: искусство, использующее в качестве средства такие субстанции, как звук, свет; генерирующее (или алгоритмическое) искусство, способное порождать непредсказуемые визуальные образования на основе заложенного кода; телематическое искусство, исследующее возможности новых хронотопов, вводящее в обиход вопрос о месте восприятия и проблематизирующее географический контекст восприятия; био-арт и трансгенное искусство, помещающее в центр внимания загадку возникновения самой жизни.

Эстетический горизонт дополняется здесь также нравственно-этическим, что позволяет говорить не только о свойствах субъекта восприятия, но о более глубоком значении опыта интерсубъективности, порождающего новый тип идентичности -эластичный, открытый, ответственный. Радикальное расширение перспективы восприятия и всего сознания, экстаз, энтузиазм, восторг, недоумение, оцепенение и т.п. - типичные характеристики возвышенного, которые можно обнаружить в работах медиаискусства, но специфичные и проблемные в своих основаниях и потому нуждающиеся в адекватном философско-эстетическом осмыслении.

Представляемый материал, рассматриваемый сквозь призму категории техно-возвышенного, позволяет найти возможные ответы на вопрошания, например, о границах познаваемого и возможностях его репрезентации, о роли эстетического опыта в самоидентификации и ее трансформации через техне, о потенциале и неоднозначной оценке ресурса новых средств (технических медиа) в художественном творчестве и др.

Проблемным полем данного диссертационного исследования являются новые особенности феномена возвышенного в современном контексте. Объект исследования -феномены технологически обусловленной современной культуры и художественные практики, связанные с медийными технологиями; предмет: техно-возвышенное в современной культуре и медиаискусстве.

Цель исследования - выявить специфику феномена возвышенного в контексте новых реалий культуры и искусства, связанных с развитием технологий.

Для достижения намеченной цели сформулирован следующий ряд задач:

- выявить эстетико-философские основания категории возвышенного на материале классических и постклассических философских концепций;

- обосновать актуальность введения категории техно-возвышенного;

- показать специфику проявления возвышенного в форме техно-возвышенного в современной культуре на основе рассмотрения феномена технологической медиации;

- выявить и проанализировать специфические аспекты техно-возвышенного в практиках современных искусств с использованием технологий (искусство света, саунд арт, виртуальные среды, генерирующее, телематическое, трансгенное и био- искусство).

Степень разработанности обозначенной проблематики обусловлена многослойностью затрагиваемых аспектов, их междисциплинарностью. Необходимые дисциплинарные контексты включают как философскую и собственно эстетическую традицию, так и современные теории науки и техники, теорию и историю современного искусства, в особенности, медиаискусства.

Так, в рамках классической эстетики опорными являются концепции Лонгина, Э. Берка, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, Ф.В. Шеллинга. В 20-м веке проблематика возвышенного в соотнесении с жутким и бессознательным рассматривалась в рамках психоаналитических теорий 3. Фрейда, Ж. Лакана, Ю. Кристевой; фундаментальной онтологии М. Хайдеггера; эстетики Т. Адорно и концепций Л. Альтюссера, С. Жижека, Ф. Джеймисона. В рамках постструктурализма необходимо выделить концепцию возвышенного как представления непредставимого Ж.-Ф. Лиотара. Среди других современных философов, обращавшихся к этой категории - Ф. Лаку-Лабарт, Ж. Диди-Юберман, Ж.-Л. Нанси, Ж. Рансьер и другие.

В отечественной эстетике к проблеме возвышенного как эстетической ценности обращались, например, Ю.Б. Борев, В.В. Бычков, A.A. Грякалов, Л.А. Закс, М.С. Каган, В.П. Крутоус, В.А. Малыгин, Л.Н. Столович, Г.Л. Тульчинский, E.H. Устюгова и другие, исследовавшие его специфику в системе основных эстетических ценностей и категорий и в контексте эстетического отношения и эстетической культуры. Проблематика современной культуры и искусства (включая, косвенным образом, проблематичность приложения к ним классических категорий эстетики) была описана О.В. Аронсоном, В.В. Бычковым, Б. Гройсом, С.Л. Кропотовым, Н.Б. Маньковской, Е.В. Петровской, М. Эпштейном, В.П. Юровской и другими. Аспектам нематериальности, философии исчезновения, а также виртуальной реальности посвящены работы Н. Смолянской, Д.А. Цимошки, Е. Таратуты и других. Проблематика медийности с точки зрения философии разрабатывается В.В. Савчуком, H.H. Сосна, М.А. Степановым и другими. В рамках философии техники и машинного сознания необходимо отметить труды П.К.

Эйнгельмайера, В. Г. Горохова, В. М. Розина, В. Вельминского, а также отдельные статьи

B. Подороги. Немаловажный вклад в теоретическое осмысление и создание истории медиаискусства в России внесли К.Э. Разлогов, Д.Булатов, О.Шишко, Д.В. Галкин, C.B. Ерохин, A.C. Мигунов и другие.

Различные аспекты философии техники и технологий разрабатывались в трудах X. Ортеги-и-Гассета, Л. Мемфорда, К. Митчема, Ж. Симондона, В. Флюссера, Ф. Киттлера и других. В работах В. Беньямина, Ж. Бодрийяра, П. Вирилио получил развитие критический анализ и оценка возможностей и потенциальных угроз техники в социальном измерении. А. Тьюринг, Н. Винер, У. Маккалок и другие заложили основы теории искусственного интеллекта и кибернетики. Исследованием эстетической стороны и построением теории искусства с использованием новых технологий занимались среди У. Митчел, Дж. Сталлабрасс, О. Грау, JI. Манович, М. Трайб (общие вопросы теории и истории искусства новых медиа), Д. Харауэй, К. Хэйлс (теории киборгизации и искусственных систем), Д. Крэри, Б. Массуми, М. Хансен, К. Джоунс (вопросы восприятия и телесности в техно-модифицированных условиях) и другие3.

Понятие «технологического возвышенного», или, сокращенно, «техно-возвышенного», одним из первых в наиболее проработанной форме было введено в оборот (по крайней мере в англо-саксонской традиции) П. Миллером, J1. Марксом в 1960-е гг. и развито в 1990-2000-е гг. Д. Наем (в связи с исследованием американского ландшафта) и Д. Гильберт-Рольфом в его исследовании возвышенного эпохи постмодерна4, Б. Болт5, В. Моско, М. Коста и в той или иной мере другими авторами.

Одна из важных традиций анализа кибер-культуры - кибернетическая, или информационная эстетика. От Пифагора и Раймунда Луллия ("Ars Magna et Ultima", 13в.: логика как "ars inveniendi"), через идеи Томаса Гоббса (об исчислимости мыслительных процессов), Г.Ф. Лейбница, Чарльза Баббажа (с его машиной дифференционных исчислений) можно провести прямую линию к теориям А. Тьюринга, Н. Винера, А. Ньюэлла, Г. Симона. Противоположные традициям идеалистической и романтической

3 В подготовке данного раздела введения, а также отдельных частей основного текста диссертации использованы материалы публикаций автора: Феномен возвышенного в технологиях и практиках современной культуры и медиа-искусств // Известия Уральского Университета. 1(73) 2010. С. 73-90; Технологически возвышенное: заметки об эстетике и этике языка медиа искусства // Эстетика в ХХ1-м веке: вызов традиции. Материалы конференции. - СПб, 2008. С. 202-214; The Technological Sublime in Media Art // "The Garden of Digital Delights", Acta Academiae Artium Vilnensis. (67) 2012. P. 33-44; По ту сторону воображения: о культуре эпохи новых технологий в категориях возвышенного // Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции Гуманитарного университета «Неожиданная современность: меняющиеся реалии XXI века». - Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного университета, 2010.

C. 226-231.

4 Gilbert-Rolfe G. Beauty and the Contemporary Sublime. N. Y., 1999.

5 Bolt B. The Techno-Sublime: Towards a Post-aesthetic. Cambridge, 2007. Beckley В., ed. Sticky Sublime. N. Y„ 2001.

эстетики, концепции рационалистов-кибернетиков, заявившие о себе в конце 1930-х гг., находят основания искусства в научных процедурах исследования (например, «Эстетическая мера» (1933) американского математика Г.Д. Биркхоффа). В конце 1950-х философом Максом Бензе, одним из лидеров «объективной», или «информационной», эстетики, был введен также термин «порождающая», или «генеративная» эстетика, предполагающая «набор операций, правил и теорем, при применении которых к количеству материала, элементы могут функционировать как знаки и намеренно и методологично генерировать эстетические состояния»6. Эстетические процессы, по сравнению с физическими, всегда «порождаемы» и конструируемы. Цифровые технологии делают возможными новые типы опыта, обусловленного тем, что предлагает и создает сама машина.

Научная новизна исследования:

- впервые в отечественной эстетике вводится и анализируется понятие «техно-возвышенное»;

- техно-возвышенное как феномен исследуется в контексте культуры и искусства рубежа 20-21 веков;

- выявляется специфика техно-возвышенного в связи с трансформацией структуры чувственности под воздействием новых технологий;

- техно-возвышенное рассматривается на мат