автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.03
диссертация на тему:
Текстиль VIII - IX вв. из коллекции Карачаево-Черкесского музея

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Орфинская, Ольга Вячеславовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.03
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Текстиль VIII - IX вв. из коллекции Карачаево-Черкесского музея'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Орфинская, Ольга Вячеславовна

Введение.

Глава 1. Коллекция текстиля VIII - IX веков из фондов Карачаево-Черкесского музея-заповедника: история формирования, археологический контекст, принципы классификации и описания.

Глава 2. Вторичные текстильные изделия.

Предметы аланского костюма УШ-1Х веков.

Поло-возрастная и социальная специфика аланского костюма VIII -IX вв.

Швейные технологии.

Глава 3. Первичные текстильные изделия.

Ткани из растительных волокон.

Шелковые ткани.

Шерстяные ткани.

Глава 4. Некоторые особенности культурной жтин на кавказской трасса Великого

Шежового пути по данным исследован™я текстиля.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по культурологии, Орфинская, Ольга Вячеславовна

Современные представления о культурах прошлого обычно основаны на сохранившихся до наших дней портативных предметах из неорганических материалов, разнообразных древних изображениях, письменных источниках и устных преданиях. Однако в ряде случаев возможно привлечение такого весьма ценного для историко-культурных реконструкций источника как изделия из органических материалов - дерева, текстильных волокон, кожи и др. Наиболее уязвимым из них и поэтому реже сохраняющимся является текстиль.

Производство текстильных изделий - одна из важнейших и древнейших технологий в человеческой цивилизации. Оно включало в себя серию последовательных операций: выращивание и обработку волокнистого сырья, изготовление нитей, ткачество или плетение, а также крашение. Заключительным этапом этого сложного процесса являлся пошив изделия и его декорирование (вышивка, аппликация и др.).

Первоначально текстиль, в основном, использовался для одежды, но в дальнейшем его функции существенно расширились и отрезы из тканей стали представлять самостоятельную ценность. Дорогие шелка предназначались в конкретных обществах для пошива парадной одежды и аксессуаров, являлись важным социальным показателем и часто хранились как сокровища в королевских дворцах, монастырских ризницах и языческих святилищах. Отрезы таких тканей благодаря их портативности и высокой стоимости во многих древних обществах стали своеобразным денежным эквивалентом, взимались с населения в качестве налога, являлись важным объектом накопления, торговли, дарения и копирования. Особый интерес для истории культуры представляет рассмотрение проблем, связанных с международной торговлей художественными тканями.

В диссертации изучаются произведения раннесредневекового художественнотекстильного ремесла. Конкретным предметом исследования служат текстильные изделия VIII-IX вв. из музейной коллекции Карачаево-Черкесского музея-заповедника (КЧМЗ) в г. Черкесске. Она сформировалась на материалах трех компактных групп раннесредневековых могильников, расположенных в верховьях Кубани (Нижний Архыз, Нижняя Теберда, Мощевая Балка).

В данном историческом исследовании автор стремился выявить картину важнейшей сферы жизни средневекового Кавказа, связанной с производством, торговлей и использованием тканей. Коллекция КЧМЗ позволяет описать и проанализировать своеобразный хронологический срез этого явления на рубеже VIII - IX вв.

Изучаемая коллекция имеет достаточно четкую не только географическую, но и этнополитическую привязку. Потребителем изучаемых текстильных изделий являлось население западно-кавказской Алании. Ирано-язычные аланы в раннем средневековье были одним из крупнейших этносов, сыгравших существенную роль в политическом и культурном развитии Евразии. В V-VIII вв. различные их группы занимали обширные территории континента (Северный Кавказ, Крым, часть Средней Азии, Северная Франция, устье Дуная др.). Самыми многочисленными были кавказские аланы, западная группировка которых с VI в. в своей политике ориентировалась на Византию. Участие западно-кавказских алан в войнах с арабами, а также их провизантийская ориентация, привели с конца VII в. к возникновению кавказской трассы Великого Шелкового пути. Одним из основных товаров, перевозимых по ней, были произведенные в разных странах художественные шелковые ткани. При этом они частично оседали на территории государства Западная Алания, до X в. бывшего вассалом Хазарского каганата. В ряде горных могильников Северо-западного Кавказа сохранилась одна из самых больших в мире серий местного и привозного текстиля. Это можно объяснить климатическими условиями и особенностями погребального обряда, зафиксированного в аланских могильниках. В погребениях обнаружены предметы одежды и различные костюмные аксессуары. Анализ текстиля, а также характера его использования, позволяет существенно уточнить представления о различных сторонах культурной жизни, как самой Алании, так и стран - экспортеров тканей (Согд, Византия, Китай).

Две наиболее крупные коллекции тканей из западно-кавказских могильников, хранящиеся в Государственном Эрмитаже и Ставропольском краеведческом музее, частично описаны. Эти публикации вызывали неослабевающий интерес к данной теме в международном научном сообществе. В диссертации впервые комплексно рассмотрен и вводится в научный оборот полный состав третьего крупного собрания раннесредневековых тканей Западного Кавказа - коллекции из Карачаево-Черкесского музея-заповедника (КЧМЗ) в г. Черкесске. Анализ этой коллекции позволяет существенно расширить источниковую базу текстиля УШ-1Х вв. и внести ряд важных корректив в существующие в науке представления о производстве и использовании тканей в контексте этнокультурных связей в период раннего средневековья.

Историография изучения крупнейших центров производства средневекового текстиля и его коллекций.

Текстиль и технология его изготовления всегда были предметом большого интереса исследователей - как историков средневекового искусства, так и технологов. В первом случае текстильное изделие рассматривается как произведение изобразительного искусства, без учета его специфики, во втором - как конечный продукт целой цепочки технологических процессов. Оптимальным является комплексный подход. Именно такой подход превращает древний текстиль в исключительно ценный источник для изучения истории и культуры.

Во многих музеях мира хранятся богатые коллекции тканей раннего средневековья. Укажу только крупнейшие из них. Эрмитаж (Санкт-Петербург), Лувр (Париж), Музей позднеантичного и византийского искусства (Берлин), Коптский музей (Каир), Музей тканей (Лион), Музей Бенаки (Афины), Государственный музей изобразительного искусства им. A.C. Пушкина (Москва), Королевский музей искусства и истории (Брюсель) и др.

Более ста тысяч тканей IV - XII вв., обнаруженных в захоронениях в Египте, получили условное название "коптский текстиль". В собрании Государственного музея изобразительных искусств им. A.C. Пушкина собрана замечательная коллекция коптского текстиля, часть этой коллекции представлена в альбоме "Коптские ткани", который был опубликован в 1967 году [Шуринова 1967]. В 1978 году вышел каталог выставки "Коптские ткани из фондов Эрмитажа" [Каковкин 1978]. Более 250 тканей эрмитажного собрания опубликовано А Я. Каковкиным в различных российских и международных сборниках [список публикаций см. Каковкин 1996, с. 34-38]. Коптскому текстилю посвящены работы М. Матье и К. Лапуновой [1951], а также L. Golombek и V. Gerves [1977]. Замечательный каталог египетских тканей издали A. Baginsky и A. Tidhar [1980].

Опубликована значительная часть обширных коллекций, добытых в первой четверти нашего века при раскопках в Восточном Туркестане [см. обзор Лубо-Лесниченко 1984, с. 103-119]. Превосходно изданы текстильные коллекции Сёсоина в Наре [Matsumoto 1984]. Монография Е.И. Лубо-Лесниченко "Китай на шелковом пути" [1994] обобщила огромный текстильный материал по Дальнему Востоку, Китаю и Японии.

Наиболее полное исследование средневекового текстиля нашло свое отражение в классическом труде О. Фальке [1921]. Позднее этот труд неоднократно переиздавался и переводился на разные языки.

В начале 50-х годов в Лионе был создан Международный Центр изучения древнего текстиля (CIETA), который ежегодно выпускал "Бюллетени" и терминологические словари.

Обобщающими работами по истории техники ткачества являются книги Barber 1991, Wilson 1979, Brondy 1978. Эти работы охватывают основные аспекты технологии текстиля применительно к разным странам и эпохам. Более узкую направленность имеют работы, посвященные средневековому текстилю. Так, Вульф [Wullf 1966] рассматривает традиционный текстиль Персии, а работы Рибу [Riboud 1977] и Мутесиуса [Muthesius 1993, р. 1-67] посвящены соответственно Китаю и Византии. Византийским тканям посвящен каталог, выпущенный в Нью-Йорке [The Glory of Byzance 1997].

Историография изучения текстильных изделий из скальных могильников Карачаево-Черкессии.

В своих публикациях по археологии Северного Кавказа профессор В.А. Кузнецов описал находки китайских, согдийских и византийских тканей из аланских могильников на территории Карачаево-Черкесской республики [Кузнецов 1993, 1993а]. В своей исследовательской работе он не ставил задачи описания конкретных текстильных изделий, обнаруженных в этих могильниках. Точно так же И В. Каминская в своей статье «Лабинские варианты торговых дорог Северо-западного Кавказа» только отмечает находки импортных тканей в рамках более широкой проблемы - торговых связей Алании [Каминская 1988].

В работах Е.И. Савченко, посвященных могильнику Мощевая Балка [Савченко 1993, 1996, 1997, 1999], сообщается о наличии тканей и изделий из них в захоронениях, но описание самих тканей выходит за рамки поставленных автором задач исследования.

Самый большой вклад в исследования текстильных изделий на материалах могильников Северо-западного Кавказа внесла А. А. Иерусалимская [Иерусалимская 1961, 1963, 1967, 1972, 1975, 1976, 1978, 1982, 1983, 1985; Ieroussalimskaja 1978, 1978 а, 1996.а]. Великий Шелковый путь, описание и реконструкция текстильных изделий, из коллекции Эрмитажа, шелкоткачество в Согде и Византии, текстильные орнаменты и технология ткачества - вот не полный круг вопросов, затронутый Анной Александровной в своих работах. Погребальному обряду и археологическому текстилю из могильника Мощевая Балка посвящена ее монография [Ieroussalimskaja 1996].

В Ставропольском музее хранится, пожалуй, вторая после Эрмитажной коллекция средневековых тканей из могильников КЧР. Коллекция почти не обработана, но З.В. Доде были проведены исследования 200 образцов тканей из растительных волокон [Доде 1998, с.238-250]. Результаты этой работы совпадают с аналогичными исследованиями, проведенными в Эрмитаже [1егои88аИ1шка]а 1996] и Карачаево-Черкесском музее [Орфинская 1995]

Текстиль из Карачаево-Черкесского музея впервые упоминается в работе Г.Х.-У. Текеева [1988]. В статье сообщается о новых находках из могильника Мощевая Балка. Автор приводит описание мужского погребения, где представлен не разграбленный комплекс, что встречается крайне редко в этих могильниках. Неоднократно обращались к теме средневекового текстиля сотрудники Карачаево-Черкесского музея-заповедника А А. Демаков и О.В. Орфинская. Участвуя в экспедициях музея и работая в его фондах, они ввели в научный оборот новые находки средневековых тканей [Демаков 1990, 1991, 1994; Демаков, Орфинская 1992; Орфинская 1994, 1998]. Были опубликованы исследования отдельных тканей [Орфинская 1995, 1996] Исследование согдийских тканей из коллекции музея проводилось в рамках проекта «Города и дороги» (руководитель проекта И.А. Аржанцева) в Центре исследования древних и традиционных технологий института природного и культурного наследия. В работе принимали участие В.П. Голиков, Е.А. Пшеничнова, Д.Л. Воскресенский и автор этой работы.

История исследований средневекового аланского костюма.

Первая попытка реконструкции костюма кавказских алан была сделана Т.Д. Равдоникас в работе "О некоторых типах аланской одежды Х-ХП вв" [1972]. Основой для этих реконструкций послужил тогда еще не опубликованный материал из Эрмитажа и прорисовки фресковой живописи аланских храмов X века. В дальнейшем эта работа была дополнена и вошла в сборник "Очерки по истории одежды населения северо-западного Кавказа (V в.до н.э. - конец XVII в.) [1990]. Эта работа, бесспорно, представляет большой интерес, но с некоторыми утверждениями автора невозможно согласиться. Например, опираясь на некачественные копии фресок Струкова, автор делает вывод, что на фресках изображены персонажи в местной (аланской) одежде. Знакомство с зарисовками Струкова, Дьячкова-Тарасова и Владимирова, художниками и исследователями Кавказа, побывавшими в конце XIX века в храмах Нижнего Архыза, Шаоны и Нижней Теберды, показало ошибочность такой интерпретации. Информацию об археологических находках аланской одежды Т.Д. Равдоникас почерпнула из опубликованных к 1990 году работ A.A. Иерусалимской: "Одежда раннесредневекового населения предгорий Северного Кавказа / по материалам могильника VIII - IX вв. Мощевая Балка" [1976] и "Головные уборы из Мощевой Балки" [1982а]. Этого материала было явно недостаточно для полного представления о раннесредневековом аланском костюме.

Научная обработка коллекции текстиля из могильника Мощевая Балка позволили А. А. Иерусалимской реконструировать основные виды аланской одежды [2000]. А. А. Иерусалимская считает, что детская одежда полностью копирует формы взрослой одежды [Иерусалимская 2000, с. 60], но, по мнению диссертанта, такое утверждение не совсем верно. К большому сожалению, в работах Анны Александровны очень мало детальных выкроек текстильных изделий. Благодаря работам А. А. Иерусалимской в научный оборот были включены уникальные текстильные изделия из коллекции Эрмитажа.

На базе средневековой коллекции Ставропольского музея была приведена реконструкция женской шапочки из Нижнеархызского могильника [Доде 1991, с.124-132] и анализ аланской кожаной обуви из того же могильника [Кузнецов 1993.б, с. 134 -142].

Впервые попытки реконструкции аланского костюма по археологическому материалу из коллекции Карачаево-Черкесского музея проводились автором этой работы [Орфинская 1991, 2000].

Цель и задачи исследования.

Целью работы является определение места текстильных и швейных технологий в культуре раннесредневековой Евразии.

Поставленная цель определила задачи, решаемые в данной работе. Основной из них является технологический анализ текстильных изделий коллекции КЧМЗ по нескольким параметрам: выявление технологических особенностей прядения и ткачества, приемов художественного декорирования, включая крашение, а также моделирования, конструирования и пошива одежды. Эта задача была наиболее трудоемкой, т.к. для ее решения требовалось впервые полностью описать технологические характеристики большого количества текстильных изделий, хранящихся в фондах Карачаево-Черкесского музея. Для удобства исследования эти материалы были сведены в каталог. На основе проведенного анализа текстильных изделий, внесенных в каталог, выявлены центры изготовления данных изделий. Решение этой задачи дает возможность определить специфику ткачества, характерную для государства Западная Алания в VIII - IX вв., и существенно скорректировать представления о развитии центров производства художественных тканей в других странах. Следующая важная задача - выявление престижности импортных тканей из различных мировых центров шелкоткачества в изучаемом регионе (их место в пошиве и отделке парадной одежды и других тканых изделий). Наконец, особенности региона, в котором составлена Карачаево-Черкесская коллекция, создают уникальную возможность реконструкции костюмного комплекса западно-кавказских алан. С нею связаны две других задачи: уточнение покроя одежды и определение эстетических предпочтений западно-аланского этноса, отраженных в его костюме.

Методы исследования.

Художественный текстиль является результатом целого ряда технологических процессов и одновременно произведением декоративно-прикладного искусства. Поэтому для всестороннего изучения коллекции потребовалось обратиться к различным методам исследования.

В диссертации использовались сравнительно-исторический и структурно-функциональный анализ, а также метод аналогий.

Для обработки массового статистического материала использовались статистико-математические методы.

Исследование технологических аспектов текстиля проводилось по методике, разработанной в Центре исследования исторических и традиционных технологий научно-исследовательского института культурного и природного наследия под руководством кандидата биологических наук В.П. Голикова. Эта методика включает исследования с помощью физико-химических методов: 1. Микроскопия

• в отраженном боковом неполяризованном свете при 4-60-кратном увеличении (стереомикроскоп МБС - 10);

• в отраженном поляризованном свете при 40-200-кратном увеличении (микроскоп «Полам Р-312);

• в проходящем поляризованном свете при 200-400-кратном увеличении (микроскоп «Полам Р-211);

Для анализа в проходящем свете были приготовлены постоянные иммерсионные препараты отдельных нитей в пихтовом бальзаме, что улучшает возможность микроскопического наблюдения.

С помощью микроскопических методов были изучены следующие характеристики:

1) вид текстильных переплетений и их характеристики;

2) структура нитей и филаментов;

3) наличие и природа почвенных загрязнений;

4) степень повреждения нитей и филаментов;

5) способ окраски (в виде текстильного сырья, нитей или готовой ткани)

6) однородность окраски филаментов в нити:

7) распределение красителя по поверхности и в объеме филаментов.

2. Спектрофотометр™.

Спектрофотометрия применяется для анализа красителей в экстрактах из окрашенных волокон. Такое исследование проводилось двумя независимыми методами.

Спектры поглощения красителей в видимой и ультрафиолетовой области 200-800 нм (50 - 12,5 х 10 .3 см-1) регистрировались на спектрофотометре "Spekord uv-vis» (Karl Zeiss). Для увеличения информативности метода регистрировались спектры, как нейтральных красителей, так и модифицированных форм: фенолят-ионов и комплексов с катионами различных металлов.

3. Тонкослойная хроматография.

С помощью тонкослойной хроматографии (ТСХ) различные красители идентифицируются по различиям в величинах Rt и цвета их пятен. Работы проводились с использованием пластинок "Silufol".

Для увеличения информативности ТСХ параллельно проводилась в 2-х системах элюентов.

- Для разделения сильно- и слабополярных компонентов, прежде всего красителей и их гликозидов, применяли систему "бутанол : уксусная кислота : вода" с различным соотношением компонентов.

Для отделения друг от друга слабополярных красителей, а также этих красителей и растворимых темно-окрашенных почвенных липидов применяли систему "хлороформ: бутанол : бензол : ацетон : уксусная кислота : диметилформамид" с разным соотношением растворителей. Пятна красителей и их гликозидов на хроматограмме проявляли опрыскиванием спиртовым раствором Mg(CH3COO)2. При взаимодействии с этим реагентом антрахиноновые красители дают ярко флуоресцирующие комплексы, причем цвет флуоресценции зависит от природы красителя.

В качестве дополнительного метода анализа красителей привлекалась спектрофлуориметрия в видимой и ультрафиолетовой области.

В работе применялся атлас эталонов природных красителей и источников их сырья, созданный ранее В.П. Голиковым в Лаборатории физико-химических исследований ГосНИИР (Государственный научно-исследовательский институт реставрации) для идентификации красителей в экстрактах из археологических тканей и их колористической реконструкции.

Наряду с широко применяемыми методами исследования текстиля, в данной работе были использованы новые методики, разработанные в "Центре исследования исторических и традиционных технологий" института "Наследия" под руководством кандидата биологических наук В.П. Голикова. Данные методики позволяют определить:

1 - степень технологического качества;

2 - повреждения и загрязнения археологического текстиля.

Для фиксации материала использовалась макро- и микрофотография.

Микрофотографии археологического текстиля в отраженном поляризованном свете были изготовлены с помощью микроскопа «ПОЛАМ «Р-312» при увеличении 65х. Для улучшения контраста снимков и хорошей передачи фактуры образцов, на фотографиях при съемке применялось прямое освещение поляризованным светом и /или боковая подсветка.

Микрофотография в проходящем поляризованном свете при увеличениях 100 400х на микроскопе «Полам Р-211». Микрофотографию проводили как при параллельно, так и при перпендикулярно ориентированных поляризаторе и анализаторе. В обоих случаях применялась высокочувствительная (400 ед. ASA) пленка фирмы «Kodak».

Методически данная работа состояла из нескольких этапов: систематизации, классификации и исследования. Сначала был проведен отбор текстильных изделий в фондах музея и определена степень их сохранности. Но прежде чем приступить к изучению археологического материала, полученного в ходе раскопок, необходимо было его подготовить. Визуально весь материал был разделен по степени загрязнения и повреждений на две большие группы, отдельные текстильные изделия и почвенно-текстильные конгломераты.

К первой группе относится основная масса текстиля из скальных могильников. Эти ткани отличаются хорошей сохранностью, т.к. благодаря особому типу захоронения в скальных нишах находились не в сырой почве, а в слое сухого песка и щебня. Отсутствие длительного воздействия воды приводит к тому, что ткани не слипаются с почвой и остаются сухими. Такой текстиль требует минимальной первичной обработки - сухой чистки. Чистка заключается в удалении пыли и грязи с поверхности ткани с помощью мягкой кисти, без применения воды или других растворителей.

Ко второй группе относится текстиль, который находился непосредственно в почве. Он представляет собой конгломерат, состоящий из фрагментированного текстиля, сцементированного с компонентами почвы - глинами и гуминовыми веществами (гуматами). Для исследования текстиля этой группы необходимо было предварительно механически разделить почвенно-текстильный конгломерат и выделить из него текстиль. Такое механическое разделение проводилось с помощью игл и пинцетов под микроскопическим контролем (стереомикроскоп МБС-10), чтобы не повредить образцы.

Разделение почвенно-текстильного конгломерата на фрагменты и кусочки было необходимо не только для дальнейшего структурного и спектрального исследования. Эта процедура позволила выявить статистические закономерности пространственного распределения различных видов текстильных изделий в пределах конгломерата.

Примерно 200 небольших фрагментов из первой и второй группы были промыты дистиллированной водой.

Это было необходимо по следующим причинам: не удаленные водой остатки почвы затрудняют исследование текстиля; промывка дистиллированной водой является фактически первым этапом реставрации фрагментов; после промывания образцы текстиля приобретают эластичность, их легко можно фотографировать и проводить детальное исследование; фрагменты приобретают экспозиционный вид.

Хотелось бы отметить, что почти девяносто фрагментов прошли реставрацию в московском реставрационном центре "Преображение" (реставраторы И.Д. Смирнова, Н.П. Синицына, И.М. Качанова) и настоящее время являются полноценным экспозиционным материалом.

На следующем этапе исследования текстиля необходимо было классифицировать весь материал на первичные и вторичные изделия. Для описания и анализа одежды применялись характерные для этнографии принципы классификации элементов костюма и анализа кроя. Описание текстильных изделий проведено в соответствии с требованиями CIETA (Международный центр исследования средневекового текстиля, Лион).

Работы по технологическому исследованию первичных текстильных изделий проводились в лаборатории древних и традиционных технологий под руководством и по методикам В.П. Голикова.

Научная новизна.

В диссертации впервые проведено всестороннее комплексное исследование текстиля одной из крупнейших в мире коллекций средневековых тканей (314 единиц хранения, которые включают 425 образцов различных тканей VIII - IX веков). Это позволило существенно расширить источниковую базу по раннесредневековому текстилю

Кавказа и решить ряд проблем, связанных с механизмами функционирования кавказской трассы Великого Шелкового пути.

Технологический анализ шелковых тканей дал возможность выявить важные стороны функционирования одного из крупнейших районов мирового шелкоткачества -Согда. Исследования технологии крашения согдийских тканей, проведенные впервые на таком большом материале, позволили реконструировать как сам процесс крашения, так и цветовые характеристики тканей. Выявлена значимость различных красителей для определения престижности согдийских тканей.

Всестороннее изучение одежды в культурно-историческом контексте позволило реконструировать мужской, женский и детский костюм, сложившийся к моменту образования единой кавказской Алании в VIII - IX веках.

Анализ орнаментов тканей и декора одежды позволил выявить художественные предпочтения аланского населения, отраженные в костюме.

Кроме того, немаловажным результатом проделанной работы является комплексная характеристика топографии могильников в районе Нижнеархызского городища, включавших, по данным автора, не менее 3 тысяч погребений.

Практическая значимость работы.

Всесторонний анализ большого массива ранее неизвестного археологического материала позволит включить его в дальнейшем в обобщающие труды по истории средневекового Кавказа. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в преподавательской и научно-исследовательской работе по истории костюма и текстильного производства. Результаты работы существенно расширяют возможности атрибуции средневекового текстиля, что в дальнейшем, несомненно, поможет исследователям при описании текстильных коллекций в собраниях других музеев.

Одним из существенных результатов работы является создание музейного каталога текстильных изделий, хранящихся в фондах КЧМЗ, что облегчило сотрудникам музея проведение научной инвентаризации фондов.

В ходе описания, атрибуции и фондирования текстильной коллекции музея в г. Черкесске диссертантом была установлена степень ее сохранности, а вслед за этим проведена консервация и реставрация1 около 200 фрагментов тканей, поступивших в фонды музея после 1997 года. Это позволило придать экспозиционный вид материалу и обеспечить его лучшую сохранность. Отреставрированные автором материалы экспонировалось на двух выставках Карачаево-Черкесского музея-заповедника в 1993 и в 2000 гг.

Апробация работы.

Основные положения и результаты диссертации изложены автором в 14 публикациях в отечественных и зарубежных изданиях, отражены в полевых археологических отчетах экспедиции Карачаево-Черкесского музея. Они докладывались на всероссийских и международных конференциях: на Крупновских чтениях по археологии Северного Кавказа - XVII-ых (1992, Майкоп), XVIII-ых (1994, Кисловодск), Х1Х-ых (1996, Москва), ХХ-ых (1998, Железноводск); на I и II конференциях "Культуры степей Евразии второй половины I тысячелетия н.э." (1995 и 1997, Самара); на Международной конференции по применению методов естественных наук в археологии (1995, С.-Петербург), Международной конференции по исследованию и реставрации музейного текстиля (1998, Италия, Палермо) и III Международной археологической конференции "Культуры степей Евразии второй половины I тысячелетия н.э (из истории костюма)" (2000, Самара).

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. Работа

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Текстиль VIII - IX вв. из коллекции Карачаево-Черкесского музея"

Выводы к 4 главе:

- Население Западной Алании в VIII - IX веках обладало полным набором технологических навыков, необходимых для производства текстильных изделий: выращивание и обработка волокнистого сырья (конопля и, возможно лен), прядение и ткачество, пошив одежды и других изделий, а также выращивание овец и крашение шерстяных нитей. Основное производство тканей осуществлялось на индивидуальных станках в домашних условиях, но часть тонких льняных тканей, возможно, изготовлялась в государственных мастерских.

Из Сирии, Египта, Византии на территорию Алании поступали высококачественные шелковые и шерстяные ткани, а также шерстяные ворсовые ковры. Фрагмент шелковой ткани с изображением «Охоты Бахрам Гура» из коллекции КЧМЗ иллюстрирует сложный процесс копирования текстильных сюжетов в ткацком производстве Византии по технологическим расчетам (картонам). Можно утверждать, что картон для сложных тканых композиций на текстильном рынке Евразии являлся таким же товаром, как и сами ткани. Тот факт, что в Аланию поступали только высококачественные ткани из византийского региона в форме даров, свидетельствует о том, что Византия была заинтересована в дружественных отношениях с Аланией.

Из Китая в Аланию поступали только простые шелковые ткани (тафта и камка) зачастую низкого качества. Этот факт не отражает уровень развития текстильного производства в Китае, т.к. по другим памятникам этого времени известно, что Китай являлся международным лидером в производстве сложных полихромных тканей. Данная сложившаяся картина может являться отражением отношения Китая к Алании, который рассматривает ее территорию, только как один из отрезков длинного пути, соединяющего Китай и Европу. Поэтому, видимо, в Алании оставались только малоценные шелковые ткани, служившие для оплаты услуг при проходе караванов через ее территорию.

Основная масса шелковых тканей, осевших на территории Алании - согдийская. Это, в основном, шелковы® ткани среднего и низкого качества с простым рисунком (двойные секиры). Цветовая реконструкция показала, что они были бело-коричневыми или бело-черными с зелеными и/или желтыми полосами. Данные ткани (исследовано 200 образцов) были изготовлены в одном текстильном центре или нескольких с одинаковыми текстильными традициями ткачества и крашения. По результатам анализа ассортимента находок согдийских тканей можно предположить, что из Согда, наряду с дешевыми шелковыми тканями в Аланию поступали полихромные щелка высокого качества, которые могли являться подношениями значимым фигурам аланского общества. Мусульманские наместники Согда, как и византийцы, были заинтересованы в укреплении связей с Аланией.

126

Заключение

Данная диссертация - результат почти 15-летней работы автора в Карачаево-Черкесском музее-заповеднике и 10-летней работы в Центре исследования исторических и древних технологий Института Наследия. Базой для исследования, проведенного автором является созданный им каталог археологического текстиля, из фондов КЧМЗ. В каталоге описаны все текстильные изделия (314 единиц основного хранения, включающих в себя описание 425 различных тканей) с учетом кроя реальных археологических объектов.

Анализ всей совокупности характеристик тканей У1П-1Х вв. из Карачаево-Черкесского музея по ряду технологических параметров позволяет аргументировано выделить ткани местного и импортного изготовления. К первым относится большая часть тканей из растительных и шерстяных волокон, ко вторым - малая часть этих тканей и все шелка. Шелковые ткани из Китая, Согда и Арабского халифата поступали в Аланию в форме платы за услуги при проходе караванов через ее территорию, а ткани из Византии - в форме союзнических даров.

Новым является предположение автора о существовании на территории Западной Алании ткацких мастерских в УШ-ГХ вв. Это предположение является результатом анализа текстиля из растительных волокон, при котором был выявлен технологический стандарт для льняных тканей шириной 30 см. Контроль над соблюдением стандарта мог осуществляться, видимо, только в специализированных мастерских. Большинство же тканей с шириной ткацкого куска от 43 до 63 см не имеет единого стандарта и могли быть изготовлены в домашних условиях на индивидуальных станках. Для изготовления тканей использовали горизонтальный двуремизный станок. Для ткачества шерстяных тканей и ковров использовали, возможно, вертикальный ткацкий станок, шерстяную тесьму ткали на дощечках.

Изученные виды одежды и изделия из тканей в основном шились непосредственно на территории Алании в соответствии с аланскими традициями кроя. Сохранившиеся изделия позволили существенно уточнить выкройку, приемы пошива и художественное оформление ряда основных элементов костюма Западной Алании (плечевой одежды, обуви, головных уборов). Коллекция КЧМЗ несколько меняет существ^щие представления о эстетическом идеале аланского общества.

Анализ отдельных деталей костюма позволил реконструировать некоторые формы одежды и выделить их варианты. Аланский костюм является яркой знаковой системой, по которой можно определить половую принадлежность костюма, возрастную категорию и социальное положение владельца, а также способ использования одежды в качестве повседневной и парадной.

Несмотря на существенные различия в крое деталей костюмов, все они подчинены нескольким общим правилам.

Максимальное использование ткани и минимальные отходы.

Все крупные изделия выдерживают расположение деталей по долевой нити. Это не позволяет изделиям деформироваться при длительной носке. - Припуски на швы минимальные, при наличии кромок припуски вообще отсутствуют.

Исследования текстильной коллекции КЧМЗ позволило получить много новых сведений о производстве и использовании тканей в Западной Алании но и уточнить некоторые положения по культуре в основных центрах производства шелковых тканей. Китая, Согда и Средиземноморского региона. Китай.

Результаты анализа китайских тканей позволяют сделать выводы, что в Западную Аланию поступали ткани только среднего и низкого качества. Этот факт является отражением отношения Китая к Алании, на территорию которой не попадали ценные китайские шелка, известные по другим коллекциям. Простые ткани: тафта и камка, не характеризуют уровень развития текстильных технологий в Китае. Технологические характеристики этих тканей почти не меняются на протяжении многих веков, поэтому такие ткани не могут являться датирующим материалом. Камчатые ткани представлены тканями с различным сочетанием саржевого и полотняного переплетения. Нити утка и основы в этих тканях, в основном, не имели крутки. Шелка имели золотистую окраску (возможно желтую) и различные оттенки красного и синего цвета, часть тканей имела набивной рисунок синего, желтого и розового цветов. Для изготовления тканей с полотняным переплетением (тафты) в Китае использовались двуремизный, а для камки -3-х, 4-х, 5-ти ремизные ткацкие станки. Район Средиземноморья.

Византийские шелковые ткани являются шедеврами текстильного ремесла раннего средневековья. Техника изготовления всех шелковых тканей этого региона -самит. Нити утка не пряденые, нити основ имеют сильную и среднюю 2-крутку. Плотность византийских тканей по утку 32-40 нитей/см, плотность полосатой ткани из Египта - 12 нитей/см, а из Антинои - 57 нитей/см. Из анализа технологических особенностей можно предположить, что ткани, изготовленные в Средиземноморском регионе были произведены в шелкоткацких центрах с разными текстильными традициями. Сравнение двух византийских шелков с изображением сюжета «Охоты Бахрам Гура» позволило высказать предположение, что технический расчет рисунка на тканях (технологический картон) в ряде случаев являлся товаром. Согд.

Техника изготовления согдийских тканей, как и византийских - самит, но текстильные характеристики этих двух групп существенно отличаются. Нити утка согдийских тканей не пряденые, нити связующей и внутренней основы имеют среднюю и слабую 2-крутку. Характеристические значения плотностей: по утку: 18-21 нить/см, по основе: 13-15 нитей/см. В синих и зеленых нитях присутствует кубовый краситель индиго; в красных и розовых - протравные красители из кермеса; в коричневых и черных - протравные танидные красители из зеленой кожуры плодов грецкого ореха и / или плодов граната.

Впервые проведено столь детальные исследования технологии крашения в большой группе согдийских тканей, что позволило реконструировать весь процесс крашения, который проходил в Согде в VIII - IX вв. для индиго - однократное крашение в низко концентрированном кубе; для кермеса - связывание с волокном в виде комплекса "краситель - протравной катион Al - волокно"; способ крашения: сначала травление, затем окраска в красильном растворе; для танидов - интенсивные окраски, преобладают красители, связанные с волокном в виде комплекса "краситель - протравной катион Fe - волокно"; сначала волокна протравливают, а затем красят в экстракте танидов.

Сюжеты поступающих на Западный Кавказ согдийских шелковых тканей отчасти определялась запросами местных потребителей. Цветовая реконструкция этих тканей позволяет утверждать, что они были бело-черные или бело-коричневые, а не желто-красные, как считалось до сих пор.

Серия согдийских шелков - наиболее крупная в коллекции - внутренне однородна и, вероятно, связана с одним из городских производственных центров в Согде.

 

Список научной литературыОрфинская, Ольга Вячеславовна, диссертация по теме "Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов"

1. Адамова А.Т. О проблеме повторения композиций в персидских иллюстрированных рукописях и в «Муракка» // Культура Востока: проблемы и памятники. ГЭ. Тезисы докладов. 1992. Альбаум Л.И. Росписи Афрасиаба. Ташкент: Фан. 1976.

2. Воскресенский Д.Л., Голиков В.П., Орфинская О.В., Пшеничнова

3. Е.А. Исследование технологических особенностей согдийских шелковых тканей VIH IX вв. на Транскавказском участке Великого шелкового пути / XIX Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. Тезисы докладов. Москва. 1996.

4. Воскресенский Д.Л., Голиков В.П., Орфинская О.В., Пшеничнова Е.А. Исследования технологий ткачества и крашения согдийских шелковых тканей / Гуманитарная наука в России: соросовские лауреаты. Археология. Москва. 1996.

5. Геродот История в девяти книгах. Л: Наука. 1972.

6. Глушков JI.H. Записки об археологических разведках. Фонды Ставропольского музея. Ставрополь. 1959.

7. Демаков A.A. Скальные погребения в долине р. Теберды // Вопросы археологии и истории Карачаево-Черкесии. Черкесск. 1991.

8. Демаков A.A., Орфинская О.В. Новые материалы из скальных погребений Карачаево-Черкесии // XVII «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Тезисы докладов. Майкоп. 1992.

9. Демаков A.A., Фоменко Д.А. Археоастрономические исследования. Нижний Архыз. 1999.

10. Демаков A.A., Чумак И.Л. Транскавказский Шелковый путь // XVI «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Тезисы докладов. Ставрополь. 1990.

11. Демаков A.A., Чумак И.JI. Об одной редкой разновидности согдийских шелковых тканей // XVIII «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Тезисы докладов. Кисловодск. 1994.

12. Доде З.В. Аланский женский головной убор из могильника Подорванная балка в Нижнем Архызе // Вопросы археологии и истории Карачаево-Черкесии. Черкесск. 1991.

13. Доде З.В. Кавказский текстиль VI IX вв// Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып.1. Археология. Ставрополь. 1998.

14. Иванов В.А., Кригер В.А. Курганы кыпчакского времени на Южном Урале (XII XIV вв.). М. 1988.

15. Иерусалимская A.A. К вопросу о торговых связях Северного Кавказа в раннем средневековье. СГЭ, вып. 24. Л. 1963.

16. Иерусалимская A.A. О северокавказском» шелковом пути» в раннем средневековье. CA, № 2. 1967.

17. Иерусалимская A.A. К вопросу о связях Согда с Византией и Египтом (об одной уникальной ткани из северокавказского могильника Мощевая Балка) // Народы Азии и Африки. № 3. 1967.а.

18. Иерусалимская A.A. К сложению школы художественного шелкоткачества в Согде. // Средняя Азия и Иран. Л. 1972.

19. Иерусалимская A.A. Новая находка так называемого сасанидского шелка с сенмурвами.// СГЭ, XXXIV. 1972.а.

20. Иерусалимская A.A. «Великий Шелковый путь» и Северный Кавказ. Л. 1972.6.

21. Иерусалимская A.A. Западные ткани на Дальнем Востоке (эллинизм и раннее средневековье) // Культура и искусство Индии и стран Дальнего Востока. ГЭ. Л. 1975.

22. Иерусалимская A.A. Одежда раннесредневекового населения предгорий Северного Кавказа / по материалам могильника VIII IX вв. Мощевая Балка // Археология Северного Кавказа. VI «Крупновские чтения». Тезисы докладов. Краснодар. 1976.

23. Иерусалимская A.A. Аланский мир на «шелковом пути» // Культура Востока. Древность и раннее средневековье. Л.: Аврора. 1978.

24. Иерусалимская A.A. Археологические ткани как датирующий материал // Проблемы хронологии памятников Евразии в эпоху раннего средневековья. КСАН. М. 1979.

25. Иерусалимская A.A. Мешочки для амулетов из могильника Мощевая Валка и христианские «ладанки» // СГЭ, вып. 47. 1982.

26. Иерусалимская A.A. Головные уборы из Мощевой Балки. // XII «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Тезисы докладов. М. 1982.а.

27. Иерусалимская A.A. Археологические параллели этнографически засвидетельствованном культом Кавказа // СЭ, № 1. 1983.

28. Иерусалимская A.A. Погребальный культ и некоторые верования раннесредневековых племен Северного Кавказа (по материалам могильника Мощевая Балка, VIII-IX вв.) // Iranica antiqua. Vol. XVIII. GENT. 1983.a.

29. Иерусалимская A.A. Кавказский «Шелковый путь» как фактор связей гор и равнин в эпоху раннего средневековья // Душеггская научная конференция, посвященная проблеме взаимоотношений между горными и равнинными регионами (аннотации). Тбилиси. 1984.

30. Иерусалимская A.A. Находки предметов христианского культа в могильнике Мощевая Балка // Художественные памятники и проблемы культуры Востока. ГЭ. Л. 1985.

31. Иерусалимская A.A. Виды ткацких устройств в инвентаре адыго-аланских могильников VIH X вв. и их связь с погребальным ритуалом // XVI «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Тезисы докладов. Ставрополь. 1990.

32. Иерусалимская A.A. Кавказ на шелковом пути. Каталог выставки. 1992. Иерусалимская A.A. Из жизни на Шелковом пути: новые факты и размышления // Культура Востока: проблемы и памятники. ГЭ. Тезисы докладов. 1992. а.

33. Иерусалимская A.A. Шерстяные ткани из раннесредневековых могильников Северо-западного Кавказа в контексте местной культуры // XVIII «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Тезисы докладов. Кисловодск. 1994.

34. Иерусалимская A.A. Шелковые ткани с «сенмурвами» (новые находки и старые проблемы) // Эрмитажные Чтения памяти В.Г. Луконина, 1986-1994. С.Петербург. 1995.

35. Иерусалимская A.A. Византийский военачальник на Северном Кавказе? Шелковая лента из Мощевой Балки // XIX «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Тезисы докладов. М. 1996.

36. Иерусалимская A.A. Новые данные к этнической истории Северного Кавказа.// VIII «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа. Тезисы докладов. Нальчик. 1978.а.

37. Каковкин А.Я. Коптские ткани: опыт символического осмысления изображений. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора искусствоведения. С.-Пб. 1996.

38. Каминская И.В. Лабинские варианты торговых дорог Северо-западного Кавказа. ВВ, т. 49. 1988.

39. Каминский В.Н. Археологическая экспедиция Карачаево-Черкесского музея в августе-сентябре 1987 г. // Фонды КЧМЗ Отчет НА 435. 1987. Каминский В.Н. Военное дело алан Северного Кавказа // Древности Кубани и Черноморья. Краснодар: Скифская галерея. 1993.

40. Каминский В.Н. Археологическая экспедиция Карачаево-Черкесского музея в июле-августе 1986 г. // Фонды КЧМЗ Отчет НА 410. 1986. Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага. 1988.

41. Кишш А. Опыт исследования археологических памятников алан в Западной Европе и Северной Африке // Аланы. История и культура. Владикавказ: А1ашса 1995.

42. Климова Н.Т. Вышивка// Основы художественного ремесла. М. 1978.

43. Ковалевская В.Б. К изучению орнаментики наборных поясов У1-1Х вв, как знаковой системы // Статистическо-комбинаторные методы в археологии. М.: Наука. 1970.

44. Ковалевская В.Б. Кавказ и аланы. Века и народы. М. 1984. Кочкуркина С.И. Сокровища древних вепсов. Петрозаводск: Карелия. 1990.

45. Крупа Т.Н. Античная обувь Херсонеса таврического // Проблемы истории и археологии Украины. Тезисы докладов. Харьков. 1997.

46. Кузнецов В.А. Археологические исследования в верховьях Кубани // КСИА. Вып.96. 1963.

47. Кузнецов В.А. Древние элементы в материальной культуре осетин // Алано-осетинские этюды, Владикавказ. 1993.6.

48. Лобачева Н. П. К истории среднеазиатского костюма (женские головные накидки-халаты) // СЭ. № 6. 1965

49. Лобачева Н.П. О некоторых чертах региональной общности в традиционном костюме народов Средней Азии и Казахстана // Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. 1975.

50. Лубо-Лесниченко Е.И. Могильник Астана. // Восточный Туркестан и Средняя Азия. М. 1984.

51. Лубо-Лесниченко Е.И. Китай на шелковом пути. М. 1994. Майтдинова Г. Костюм раннесредневекового Тохаристана (по памятникам искусства и археологии). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Ташкент. 1991.

52. Марченко И.И. Шлем «кубанского типа» со Старорунского городища № 2 // Историко-археологический альманах № 4, Армавир Москва. 1998.

53. Матье М., Лапунова К. Художественные ткани Коптского Египта. M.-JI.: Искусство. 1951.

54. Медведев А.Ф. Ручное метательное оружие. Лук и стрелы, самострел VIII -XIV вв. М.: Наука. 1966.

55. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Том 1. М. 1993.

56. Минаева Т.М. Могильник Байтал-Чапкан // МИСК. Вып.2-3. Ставрополь. 1950.

57. Минаева Т.М. Могильник Байтал-Чапкан в Черкесии. С А, № 26. 1953.

58. Минаева Т.М. Поселение в устье реки Узун-Кол. СА, № 2. 1960.

59. Орфинская О.В. Реконструкция одежды населения Нижнеархызского городища VII-IX вв. // Вопросы археологии и истории Карачаево-Черкесии. Черкесск. 1991.

60. Орфинская О.В. Текстиль VII IX веков в Карачаево-Черкесском музее // XVIII Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. Тезисы докладов. Кисловодск. 1994.

61. Орфинская О.В. Изучение холщовых тканей раннего средневековья из Карачаево-Черкесского музея / Культуры степей Евразии второй половины I тысячелетия н.э. Самара. 1996.

62. Орфинская О.В. Шелковые ткани из христианского погребения в Нижнеархызском городище // XX юбилейные международные Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа (тезисы докладов). Железноводск, 1998. Ставрополь. 1998.

63. Равдоникас Т.Д. Очерки по истории одежды населения северо-западного Кавказа (V в. до н.э.- конец XVII в.). JI. 1990.

64. Савченко Е.И. Проблемы скальных могильников и формирование торговых путей на северо-западном Кавказе в VIII -IX вв. (по материалам могильника Мощевая Балка) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М. 1997.

65. Савченко Е.И. Мощевая Балка узловой пункт Великого Шелкового пути на Северном Кавказе//РА. 1999.

66. Седов В.В. Восточные славяне в VI-VIII вв. М. 1982.

67. Студинецкая E.H. Одежда народов Северного Кавказа XVTII-XX вв. М. 1989. Сухарева E.H. История костюма. М. 1973.

68. Сысоев В.М. Поездки на реки: Зеленчук, Кубань и Теберду летом 1895 года, МАК, вып.VII, М. 1898.

69. Сычев B.JI. К вопросу о восточно-азиатских элементах в иранском костюме.//Искуссгво и археология Ирана и его связь с искусством народов СССР с древнейших времен. Тезисы докладов. М. 1979.

70. Тихонов H.A. Отчет об археологических разведках в районе городища Нижний Архыз. Научный архив Черкесского музея. Черкесск. 1990.

71. Тихонов H.A., Орфинская О.В. Могильники в районе Нижнеархызского городища // Историко-археологический альманах. Москва Армавир. 1996.

72. Тменов В.Х. Археологическое исследование «города мертвых» у с. Даргавс в 1967г. // Материалы по археологии и древней истории Северной Осетии, т. 2, Орджоникидзе. 1969.

73. Толль Н.П. Сасанидская ткань с изображением Бахрам Гура // Seminarium Kondakovianum, I. Praga. 1927.

74. Фехнер M.В. Ткань с изображением львов и птиц из великокняжеской гробницы во Владимире // Новое в археологии. М.: МГУ, 1972, Фехнер М.В. Шелк в торговых связях Владимиро-Суздальской Руси со Средней Азией // Кавказ и Восточная Европа. М. 1973.

75. Цитковская Ю.И. Анализ коллекции текстиля из Нетайловского могильника // Проблемы истории и археологии Украины. Тезисы докладов. Харьков. 1997. Шиллинг Е. Советская этнография. № 4 -5. М. 1936.

76. Ackerman Ph. A sasanian tapestry. // Bulletin of the American Institute for Persian Art and Archaeology. V/IV /1, New York. 1953.

77. Aibabine A.I., Khairedinova E. La necropole de Droujnoe // Archeologie de la mer Noire. Musee de Normandie Caen. 1997.

78. Baginsky A., Tidhar A. Textiles from Egypt 4-th 13-th centuries. Jerusalem. 1980.

79. Barber E. J. W. Prehistoric Textiles. Princeton. Princeton University Press. 1991. Brondy Brondy E. The Book of Looms. L. 1978.

80. Dilley R.M. Itinerant tukolor weavers: their economic niche and aspects of socialidentity // Peripatetic peoples, № 21/22. 1986.

81. Falke O. Kunstgeschichte der Seidenweberei. Berlin. 1921.

82. Golikov V.P. Technology of dyeing of silk by cochineal. ICOM, Dresden. 1990. Golikov V.P., Vishnevskaya LL A comparative study of dyeing Technology in XIY th XYII th c. Persian and Turkish textiles from Moscow Kremlin Collection. ICOM, Dresden. 1990.

83. Golombek L., Gerves V. Tiraz Fabrics in the Royal Ontario Museum. Studies in Textile History. Toronto, ROM. 1977.

84. Caucase septentrional).// Studia Iranica. Tome 7. Paris. 1978.a.1.rusalimskaja A.A. Die Graeber Moscevaja Balka. München. Ed.MARIS. 1996.1.rusalimskaja A.A. Von China nach Byzanz. München. 1996. a.

85. Kendrick A. Catalogue of Textiles from Burying-Ground in Egypt. Victoria and Albert Museum. B. II, III. London. 1922.

86. Matsumoto K. Jodai Gire. 7th and 8th Century Textiles in Japan from the Shoso-in and Horyu-ji. Schikosha. 1984.

87. Muthesius A. The Byzantine silk industry // Journal of Medieval History. № 19. 1993.

88. Neuburger A. The technical arts and sciences of the ancients/ NY & L. 1969. Owen-Crocker G.R. Dress in Anglo-Saxon England. Manchester University press. 1986.

89. Pfister R. Textiles de Palmyre. Tome I. Paris. 1934.

90. Riboud K.A. Closer View of Early Chinese Silk: Studies in Textile History. Toronto, ROM. 1977.

91. Rutschowscaya M-H. Coptic fabrics. Paris. 1990.

92. The Glory of Byzantine. Catalogue of exhibition. N.-Y. 1997.

93. Volbach W.F. II tessuto nell'arte antico. Milano. 1969. Wilson K.A. History of Texstiles. Boulder. 1979.

94. Wullf H. The Traditional Crafts of Persia. Cambridge. 1966.