автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Телесность в массмедиа образах

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Баричко, Ярослав Борисович
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Челябинск
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Телесность в массмедиа образах'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Телесность в массмедиа образах"

На правах рукописи УДК 304.2

00553125/

Баричко Ярослав Борисович

ТЕЛЕСНОСТЬ В МАССМЕДИА ОБРАЗАХ

Специальность: 24.00.01 - теория и история культуры (культурология)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

- >'< го.] ,013

Санкт-Петербург 2013

005531257

Работа выполнена на кафедре культурологии и социологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств»

Научный руководитель: Цукерман Владимир Самойлович

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры культурологии и социологии

Официальные оппоненты: Тульчинский Григорий Львович

доктор философских наук, профессор, профессор кафедры прикладной политологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики - Санкт-Петербург»

Шеметова Мария Николаевна кандидат культурологии, доцент кафедры режиссуры, руководитель мастерской киноведения Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-петербургский государственный университет кино и телевидения»

Ведущая организация:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет»

Защита состоится « 3 » июня 2013 года в 14.00 на заседании Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.199.23 при Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена по адресу: 197046, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, д. 26, ауд. 317.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, корпус 5. Автореферат р;оослан «¿Л» апреля 2013 г.

Учёный секретарь

диссертационного совета, кандидат культурологии

В. Н. Бондарева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Несмотря на то, что вопрос о природе, свойствах и возможностях человеческого тела волнует людей уже многие сотни лет (вероятно, с самого начала формирования философской мысли), в настоящее время актуальность этой проблемы значительно обостряется. Стремительно развивающаяся и весьма неоднозначная современная культура предоставляет человеку и его телу совершенно новые возможности, открывая широкое поле для более основательного изучения окружающего мира и самого себя. Научно-технический прогресс (прежде всего современные информационно-коммуникационные и биотехнологии) без сомнения, требует пристального научно-философского внимания с точки зрения его взаимосвязи с процессами изменения и осмысления телесности.

Теоретическая актуальность настоящей темы, вытекающая из необходимости осмысления специфики телесного бытия человека в современном мире и представленная как научно-философскими исследованиями и произведениями искусства, так и артефактами культуры в широком смысле, находится в тесной связи с практическим аспектом этой темы, воплощенным в социально-культурных практиках.

Другая сторона нашего исследования связана с визуальными аспектами современной культуры. Вероятно, не будет ошибкой сказать, что культура была бы немыслима без способности человека к зрительному воображению. Образы, рождаемые им, воплощались на стенах пещер, на живописных полотнах, в фотографии и в кино, становясь визуально воспринимаемыми, а подавляющую часть информации об окружающем мире, как известно, мы получаем посредством зрения. Современную культуру часто называют экранной, что с одной стороны фиксирует доминирование именно визуальной перцепции в сознании людей, а с другой - ту значимость, которую приобрел в настоящее время визуальный образ.

Сегодня сложилась ситуация, когда образы, транслируемые средствами массовой коммуникации, стали для человека жизненными ориентирами: они говорят, что делать, думать и даже, что чувствовать в той или иной ситуации. Во многом под их влиянием в наши дни протекает процесс становления личности, формирования представлений о нормах мышления, поведения, и что важно для нас, отношения к телу и телесности. Очевид-

ная неоднозначность (если не сказать опасность) этой тенденции не может остаться незамеченной ни одним трезво мыслящим человеком. В связи с этим не возникает сомнения в том, что визуальные массмедиа образы требуют серьезного научно-философского осмысления, а вопрос влияния смыслов, транслируемых культурой посредством этих образов, на современную модель телесности получает особую значимость. Проблема диссертации, таким образом, определяется наличием лакуны в теоретическом осмыслении проекций телесности в коммуникативном пространстве массмедиа. К сожалению, это направление исследований во многом недооценено.

Объект исследования - феномен телесности в формах его воплощения в культуре.

Предмет исследования — характерная для современной культуры модель телесности, транслируемая посредством визуальных образов институционализированных массмедиа (телевизионных новостей, коммерческой визуальной рекламы и развлекательного кинематографа).

Цель исследования — определение связанных с телесностью векторов развития современной культуры в аспекте их представленности в визуальном пространстве массмедиа.

Задачи исследования:

1. Провести сравнительно-этимологический анализ понятий «тело», «телесный», «телесность» и на его основе представить процесс осмысления человеческой телесности в культурно-философском срезе. Дать определение феномена телесности, обозначив границы его применения;

2. Проанализировать характер телесности в трех типах культуры (традиционной, элитарной и консьюмерной). Обратиться к новому формообразованию — киберкультуре и обозначить проблему имитации реального тела в кибернетической виртуальной реальности (условно - проблему «ки-бертелесности»);

3. Выявить и рассмотреть основные тенденции в развитии модели телесности, реализуемой в современной социокультурной ситуации;

4. Определить потенции киберкультуры в дальнейшем осмыслении человеческой телесности в рамках гуманитарных дисциплин;

5. Обосновать наше понимание телесности в визуальных образах как реализации в них интенций культуры, ориентированных на телесные аспекты бытия человека;

6. Доказать возможность условного разделения образов на телесно-и духовно-ориентированные, указать основные характеристики их формы и содержания;

7. Исследовать способ реализации современной модели телесности в визуальных образах развлекательного кинематографа, рекламы и телевизионных новостных блоков.

Степень разработанности проблемы. Вопрос телесности напрямую связан с проблемой взаимосвязи души и тела, который разрабатывался уже мыслителями древности. Пожалуй, любой серьезный философ, какая бы проблематика в его творчестве ни была доминирующей, так или иначе, обращается к данному вопросу. Здесь мы можем назвать десятки имен, однако, для нашей работы особо важны лишь несколько классиков философской мысли, с которыми можно соотнести переломные моменты в развитии идей о человеческой телесности в европейской культуре. Отметим, что более полно данный вопрос раскрывается в первом параграфе нашей работы.

Фалес Милетский, считающийся основателем греческой философии и науки, в своих воззрениях отличал душу от тела, но считал ее материальной, не разрывая их. Аристотель, уже отдалившийся от идей натурфилософии, полагал душу сутью тела, причиной и целью всех его действий. Тем не менее, душа у него все еще несет на себе бремя земной жизни. Однако позднее Августин, говоривший о телесных проявлениях человеческого бытия как о греховных в своей основе, отчетливее наметил дальнейшее отделение тела от души, которое в последствии осуществил Р. Декарт, сведя существование к акту мышления. Философом, реабилитировавшим телесность в качестве источника познания мира, стал Э. Гуссерль.

Исследования телесности в ХХ-ХХ1 вв. мы разделим на несколько групп, в зависимости от рассматриваемых в них аспектов данной проблемы.

Возникновение феноменологического направления в философии, на наш взгляд, явилось очень значимым этапом в развитии исследования фе-

номена телесности. Кроме уже упомянутого Э. Гуссерля, разработавшего феноменологический метод, к школе феноменологии так или иначе относятся Р. Ингарден, А. Ф. Лосев, М. Мерло-Понти, П. А. Флоренский, Г. Г. Шпет, А. Шюц и др.

Вопросы онтологии телесности разрабатывают в мировой научно-философской мысли Л. Дженкинс, В. Л. Круткин и В. Н. Никитин.

Аксиологические аспекты проблемы изучаются И. М. Быховской, М. Б. Доброрадных, Е. А Турухиной. В их работах тело человека, физическая активность и здоровье рассматриваются с позиции их ценности в обществе.

Философско-антропологическое направление было развито Л. Бин-свангером, А. Геленом, П. Л. Ландсбергом, X. Плеснером, М. Шелером, которые стремились создать целостное учение о человеке и его природе, изучая также и вопросы телесности.

Психологические аспекты телесности исследовались Е. Э. Газаровой, В. П. Зинченко, Ю. Кристевой, Ж. Лаканом, А. Лоуэном, Т. С. Леви, А. Ш. Тхостовым, 3. Фрейдом, К. Г. Юнгом и др. Особое место здесь занимает так называемая телесно-ориентированная психотерапия, яркие представители которой — Ф. Александер, Г. Бойесен, А. Лоуэн, М. Розен, В. Райх, И. Ролф. В России данным направлением в психотерапии занимаются В. Ю. Баскаков, В. Б. Березкина-Орлова, Е. В. Горшкова, В. В. Можайский.

Проблемой человеческого тела в историческом и социокультурном контексте занимались такие зарубежные и отечественные исследователи, как Дж. Л. Берквист, К. Леви-Стросс, Ж. Ле Гофф, Р. В. Маслов, Д. В. Ми-хель, М. Мосс, Э. Б. Тайлор, М. Фуко, В. А. Шкуратов.

Религиоведческие и культурологические изыскания, направленные на понимание роли и статуса телесности в религиях, верованиях и других духовных традициях являются актуальными в работах С. Н. Булгакова, Г. Д. Гачева, Ф. И. Кури, А. В. Матюшко, А. В. Позднякова, П. А. Флоренского и др.

Судьба тела в эпоху постмодерна беспокоит таких философов и культурологов, как Ж. Делез, М. Дери, М. Н. Золотоносов, Ж.-Л. Нанси, Э. Тоффлер, Г. Л Тульчинский, Ф. Фукуяма, Ю. Хабермас, М. Н. Эпштейн и др.

Филологическими и искусствоведческими исследованиями сквозь призму чувственно-телесных аспектов формы и содержания художественных произведений занимались отечественные и зарубежные ученые М. М. Бахтин, Н. М. Ефимова, JI. В. Карасев, И. М. Сахно, С. С. Хоружий, У. Эг-гинтон.

Как видно даже из беглого взгляда, проблема телесности представляется основательно изученной в научно-философской литературе. Однако ни в одном из источников, с которыми мы работали в ходе подготовки диссертации, не рассматривались одновременно две модели понимания тела, которые на основании сравнительно-этимологического анализа терминов «тело», «телесный» и «телесность» в европейских языках были обозначены нами как soma и corpus. Обращение же к этому вопросу позволило нам по-новому взглянуть на вектор развития представлений о человеческой телесности в европейской культуре под другим углом. Кроме того, перед нами открылся новый план изучения визуальных образов и того, как посредством их на телесность человека проецируется телесность культуры. Под телесностью культуры мы понимаем совокупность ее телесно- и духовно-ориентированных интенций (т. е. векторов развития), воплощенных в чувственно воспринимаемых формах.

Среди наиболее известных исследователей вопросов природы и функционирования визуальных образов являются Р. Арнхейм, О. В. Арон-сон, Р. Барт, В. Беньямин, П. Бурдье, А. Варбург, У. Дж. Т. Митчелл, Э. Панофский, Е. А. Петровская, А. Р. Усманова, У. Эко. Так или иначе, в своих работах они обращались к искусствоведческому, философскому и психологическому анализу телесных мотивов в визуальных видах искусства и современных эстетических практиках.

К числу исследователей массмедиа, бесспорно, необходимо отнести Ж. Бодрияра, П. Вирильо, Р. Дебре, Ф. Китглера, Н. Лумана, Г. М. Маклю-эна, рассматривающих массовые коммуникации и создаваемую ими культуру как новый этап социального взаимодействия.

Изучение визуальных образов массмедиа является, как мы полагаем, насущной и практически значимой задачей анализа среды, в которой сегодня существует человек, в которой он формируется и развивается. Однако при этом мы можем наблюдать явный недостаток исследований, посвя-

щенных проблеме реализации характерной для современной культуры модели телесности в визуальных образах. Даже несмотря на то, что в отдельных трудах упомянутых нами авторов встречаются некоторые аспекты проблемы телесности в визуальных образах (в том числе, и в образах мас-смедиа), в цепом этот вопрос до сих пор не нашел в науке сколько-нибудь серьезной систематической разработки.

Положения, выносимые на защиту:

1. В истории европейской культуры существует две точки зрения на человеческое тело (soma как тело, на имеющее четких границ между внешним и внутренним — в Древней Греции, и corpus как социально и культурно закрепленное, юридически ограниченное тело - в Древнем Риме). Историю научно-философского изучения и осмысления человеческого тела в европейской культуре можно представить как путь «уплотнения», «отягощения» и «окультуривания» его образа (от греческой soma к латинскому corpus). Указанные модели понимания тела воплотились в двух основных определениях телесности: 1) как биопсихической целостности человека, 2) как социокультурного феномена. В рамках гуманитарных дисциплин доминирующим стало второе понимание.

2. Человеческая телесность имеет две аспектации: а) виртуальная телесность существует в нематериальном, но всегда актуальном виртуальном пространстве, реальном для субъекта (в психической или кибернетической виртуальной реальности), б) феноменальная (или субстанциальная) телесность проявляется в чувственно воспринимаемом слое бытия культуры.

Поскольку телесность может быть рассмотрена в диапазоне от тела человека до тела культуры, мы говорим также о телесности культуры как совокупности ее интенций, воплощенных в чувственно воспринимаемой форме.

3. В традиционной культуре образ тела стремится к статичности и завершенности, поэтому ее модель телесности мы обозначили как «устойчивую». Креативная культура уделяет особое внимание человеческому телу в плане его изучения, осмысления и эстетической трансформации, поэтому мы определили телесность в этом типе культуры как «трансформативную». Форма телесности в консьюмерной культуре обозначена как

«клиповая» (компилятивная) в соответствии с картиной мира консьюмер-ной стратегии жизнедеятельности.

4. Феномен киберкультуры вписывается в концепцию трех стратегий жизнедеятельности посредством включения в себя характеристик креативной и консьюмерной культуры. В границах киберкультуры формируется новый тип виртуальной телесности - «кибертелесность», которая является проекцией реальной телесности. Мы сопоставляем проекцию телесности в киберкультуре с биопсихическим пониманием тела как soma, а специфика кибертехнологий позволяют определить ее как «метаморфную» (т. е. способную принять любую форму).

5. Направление развития телесности в современной культуре задают два основных тренда, существующих в контексте научно-технического прогресса (прежде всего, имеются в виду компьютерные и биотехнологии). Во-первых, лежащий в основе консьюмерной стратегии жизнедеятельности телоцентризм, что подтверждают многие актуальные в данный момент тенденции в области науки, философии, искусства, в повседневной жизни людей. Во-вторых, телоцентрическому вектору развития противостоят феномены, базирующиеся на «экологическом мышлении» (т. е. мировоззрении, основывающемся на стремлении человека к гармонии с природой, минимальному использованию окружающей среды и уменьшению негативного воздействия на нее), а также практики, направленные на достижение человеком переживания своего тела как тела-soma.

6. Визуальный образ - главное средство воздействия на субъекта в условиях современной культуры. Мы выделяем два типа визуальных образов: телесно-ориентированные (нацеленные, прежде всего, на тело реципиента) и духовно-ориентированные (воздействующие на духовный мир человека). Изображения в современной культуре (особенно в визуальном пространстве массмедиа) тяготеют к первому типу.

7. Посредством массмедиа образов культура транслирует свои смыслы. Современный этап ее развития ознаменован доминированием социокультурного начала телесности, и все институционализированные сегменты средств массовой коммуцникации воздействуют на наше социокультурное тело-corpus. Но если новости ориентированы только на corpus, а реклама затрагивает биопсихическую soma частично, то кино проникает

в тело-soma глубже всех остальных массмедиа. Массовый кинематограф, используя новейпгае технические средства для создания и репрезентации фильмов, на время освобождает человека от власти corpus'a, позволяя ему возвратиться к переживанию soma. Таким образом, культура посредством трансляции своих смыслов в чувственно воспринимаемых формах стремится к балансу между биопсихическими и социокультурными аспектами телесного бытия человека в мире.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Актуализировано представление о двух моделях понимания человеческого тела в европейской культуре, идущих от греческой трактовки тела как soma и римского понимания тела как corpus.

2. Выявлены и соотнесены аспектации телесности: субстанциальная и виртуальная телесность человека с одной стороны, и телесность культуры - с другой.

3. Модели человеческой телесности, воплощающиеся посредством культурных практик в традиционной, креативной и консьюмерной культурах обозначены нами как «устойчивая», «трансформативная» и «клиповая» («компилятивная») соответственно.

4. Киберкультура рассматривается как феномен современности, включающий в себя элементы креативной и консьюмерной культуры, а реализуемая в ней модель телесности соотносится с биопсихическим пониманием тела как soma и определятся нами как «метаморфная».

5. Утверждается, что главным вектором развития телесности в современной культуре является: а) телоцентризм как мировоззренческая парадигма, б) противостоящие телоцентризму «экологическое мышление» и практики возвращения человека к переживанию своего тела как биопсихической сущности.

6. Обоснована возможность разделения визуальных образов на телесно- и духовно-ориентированные. Выявление основных характеристик формы и содержания этих образов закладывает основу для изучения массмедиа образов как телесно-ориентированных по своей природе.

7. Доказывается, что новости, реклама и развлекательное кино, имея свои особые социокультурные функции, в разной степени стимулируют биопсихические аспекты телесности: новости ориентированы только на

corpus, реклама частично затрагивает и corpus, и биопсихическую soma, но глубже остальных массмедиа проникает в soma кино.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической базой диссертации стали труды отечественных и зарубежных исследователей - специалистов в области культурологии, философии, психологии, искусствоведения, эстетики, социологии.

Фундаментом для исследования проблемы телесности стали работы таких ученых и философов, как Б. Г. Акчурин, Д. А. Бескова, И. М. Быхов-ская, В. А. Подорога. Обращение к их исследованиям помогло нам дать необходимые дефиниции телесности, определить ее структуру и основные характеристики.

При изучении виртуальной реальности и «кибертелесности» мы обращались к трудам М. Дери, Д. В. Михеля, Н. Н. Носова, М. Хейма и др. Их работы помогли понять природу виртуальной реальности, а также исследовать феномен замещения в киберпространстве реального тела человека его проекцией.

Работы М. В. Колесника, Г. Л. Тульчинского, Ю. Хабермаса и др. явились значимыми для нас при обращении к современному состоянию телесности в культуре и основным тенденциям ее развития.

Концепция трех функциональных стратегий жизнедеятельности

A. В. Костиной и А. Я. Флиера позволила более выпукло и экономично взглянуть на формы реализации телесности в культуре, поскольку типо-логизация моделей телесности, на наш взгляд, имеет более широкие исследовательские перспективы, чем последовательное изучение воплощения этих моделей на отдельных этапах культурно-исторического развития. Кроме того, указанная концепция помогла нам прояснить природу киберкультуры.

Исследования Д. В. Галкина, У. Дж. Т. Митчелла, А. Р. Усмановой,

B. Флюссера раскрыли для нас важные характеристики визуальных аспектов культуры, а также помогли в изучении чувственно-телесных ориентации современной культуры, транслируемых ее субъектам посредством изображений.

Обращение к проблеме массмедиа обусловило наше внимание к работам Ж. Бодрияра, П. Вирильо, Н. Лумана, М. Маклгоэна, которые

позволили нам выделить основные сегменты средств массовой коммуникации и анализировать представленность проекции телесности именно в их образах.

Наша задача состояла не столько в идиографическом описании фактов телесного бытия, сколько в построении теоретической модели, которая основывалась бы на методичном и постоянно научном наблюдении социокультурной реальности. Поэтому мы не могли фундировать исследование только культурологическими методами, но необходимым образом задействовали также инструментарий философии, лингвистики, истории и других гуманитарных дисциплин.

Феноменологический метод позволил нам зафиксировать и изучать телесность в качестве данного в ощущениях феномена, а также выделить ее наиболее общие характеристики.

Сравнительно-этимологический анализ помог обнаружить важный лингвистический аспект проблемы, позволяющий взглянуть на нее с новой точки зрения, заключающийся в обнаружении двух основных корней («soma» и «corpus») в словах основных европейских языков, так или иначе связанных с телом.

Структурно-функциональный метод применялся нами для выделения и анализа отдельных аспектаций телесности, а также определения функциональной природы этого феномена.

Сравнительно-исторический метод использовался при изучении хронологической последовательности процессов трансформации представлений о телесности в европейской культуре и для выявления различных стадий этих процессов.

Для определения моделей телесности, характерных для трех типов культуры, использовался структурно-типологический метод, позволяющий рассматривать культурные процессы в обобщенно-идеальном варианте.

К изучению визуальных массмедиа образов был приложен синтетический метод, включающий анализ антропологических и медиа-технологических аспектов изображений, который помог определить представленность в этих образах чувственных интенций современной культуры.

Кроме того, при изучении тенденций развития телесности в современной культуре и в визуальных массмедиа образах были применены элементы культурологической диагностики и прогнозирования, позволяющие на основании актуального состояния феноменов культуры моделировать возможные пути ее дальнейшего развития. Также в ходе работы применялись логические приемы индукции и дедукции, анализа и синтеза, научного обобщения и систематизации.

Теоретическая значимость исследования. Настоящая работа может служить основой для дальнейшего изучения проблем, связанных с телесностью в культуре, телесностью культуры, отдельных аспектов взаимодействия массмедиа образов и кибернетических виртуальных реальностей с телесностью человека, а также с общими вопросами культурогенеза, восполнения и саморегуляции культуры.

Практическая значимость исследования заключается в том, что отдельные его положения могут быть использованы при разработке спецкурсов «Человеческое тело в истории культуры» и «Телесность в визуальных образах», а также как тематические материалы при чтении курсов по теории и истории культуры, философской антропологии, культуре повседневности и теории массовой коммуникации.

Апробация исследования. Изложение основных положений диссертации осуществлено в 14 публикациях (три из которых — в рецензируемых научных журналах) общим объемом 4 п. л.

Материалы диссертации обсуждались на семинаре-практикуме Регионального института философских и культурологических исследований, на заседании кафедры культурологии и социологии ЧГАКИ, на международных научно-практических форумах «Молодёжь в науке и культуре XXI века» (Челябинск, 2009, 2010, 2011), Ш всероссийской научно-практической конференции «Современное искусство в контексте глобализации» (Санкт-Петербург, 2010), XVIII международной научно-практической конференции «Уральские социологические чтения» (Челябинск, 2010), VI международной научной конференции «Cybercultures: exploring critical issues» (Прага, Чешская Республика, 2011), ХХХП1 научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава

ЧГАКИ «Культура - искусство — образование: единство теории и практики» (Челябинск, 2012).

Основные положения работы использовались при чтении курса «Культура повседневности», а также при подготовке и проведении авторских семинаров в галереях современного искусства «OkNo» и «Ю'06» г. Челябинска.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем - 148 страниц, список использованной литературы включает 163 наименования, из них 17 - на иностранном языке.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность, научная новизна и практическая значимость исследования; рассматривается степень разработанности проблемы, представляется теоретико-методологическая база работы; определяются объект, предмет, цель, задачи исследования.

В первой главе «Феномен телесности в контексте культуры» рассматриваются подходы к пониманию телесности, выделяются ее аспектации и их основные характеристики, а также изучаются модели телесности, реализуемые той или иной культурой.

1.1. Soma и corpus как две модели понимания человеческого тела в европейской культуре. На современном этапе развития европейской культуры вследствие огромного объема знаний о теле (о его структуре, способностях, взаимосвязях с социумом и пр.), приобретенных за всю историю человечества, на первый план вышло понимание телесности как преобразованного под влиянием социальных и культурных факторов тела человека, обладающего особыми социокультурными значениями, смыслами и функциями. Однако существует также и точка зрения на телесность человека как на органическую целостность его биологического и психического начала. Как отмечают исследователи, границы биопсихического тела открыты и подвижны, тогда как рамки социокультурного тела отличаются определенной устойчивостью.

Эти позиции соотносятся с пониманием тела в древнегреческой и древнеримская культурах, сыгравших значительную роль в мировой исто-

рии. Различное понимание природы тела (аморфная, текучая, не имеющая четких границ soma — у греков, и социально закрепленный и юридически ограниченный corpus - у римлян) привело к сосуществованию в европейских языках двух основных корней слов, связанных с ним (ср.: «соматика», «соматизация», «соматоскопия» и т.д. и «корпус», «корпускула», «корпорация» и пр.) Заметим, что корень soma содержится в словах, относящихся к (живому) телу человека и сохранился сегодня в основном в медицинских и психологических терминах, тогда как термины с основой corpus могут обозначать и неорганические тела и употребляться как в сфере технических, естественных, гуманитарных наук, так и в повседневной жизни.

История научно-философского изучения и осмысления человеческого тела в европейской культуре, таким образом, представляется нам движением от «греческого» тела-soma (и нивелированием его значения) к «латинскому» телу-corpus.

Мы выделяем две аспектации (формы проявления) человеческой телесности: виртуальную телесность, существующую в нематериальном, но всегда актуальном виртуальном пространстве, реальном для субъекта (в его мечтах, снах, воображении, художественных мирах, а таьэке в кибернетической виртуальной реальности и т. д.), и субстанциальную, проявляющуюся в чувственно воспринимаемом феноменологическом слое бытия культуры.

Поскольку на каждом культурном феномене лежит печать человеческого тела, основывающаяся на диалектическом единстве тела и сознания, телесность может быть рассмотрена в диапазоне от тела человека до тела культуры. Поэтому помимо телесности человека мы выделяем телесность культуры как совокупность ее интенций, воплощенных в чувственно воспринимаемой форме. Телесность культуры включает в себя телесность человека.

Ни один из указанных видов телесности не существует отдельно от остальных, поскольку все они обусловливают друг друга, обладая открытыми смежными границами. Поэтому не всегда удается с точностью сказать, где кончается одна и начинается другая телесность, но есть возможность определять это ситуативно, интерпретируя те или иные культурные

практики и выявляя доминирование в них определенной формы проявления телесности.

1.2. Телесность в традиционной, креативной и консьюмерной культуре. Феномен киберкультуры. Функциональные стратегии жизнедеятельности каждой культуры определяют онтологический статус телесности и способ ее воплощения. Мы изучили эти способы, взяв за критерий сравнения форму модели тела в той или иной культуре. В традиционной культуре эта модель развивается в рамках общепризнанного порядка, обычая, стремясь к статичности, завершенности, поэтому мы обозначили ее как «устойчивую». Тело в креативной культуре служит объектом научного, философского, эстетического интереса, бесконечного трансформирования (причем форма, которую стремятся придать телесности, всегда соответствует духу времени), поэтому мы определили телесность в этом типе культуры как «трансформативную». Консьюмерная стратегия компилятивна по своей природе — она вбирает в себя осколки любой попадающей информации, а также активно обращается к артефактам традиционной и креативной культуры, эклектично смешивая их и используя в своих интересах. Поэтому мы обозначили форму телесности в консьюмерном типе культуры как «клиповую» (анг. clip — скрепка, скреплять).

В наши дни невозможно отрицать существования феномена киберкультуры как совокупности материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе развития информационно-коммуникационных технологий, и использования этих технологий в различных сферах жизни. В концепцию трех типов культуры она вписывается посредством включения в себя характеристик креативной и консьюмерной. Поэтому киберкультура не является самостоятельной стратегией жизнедеятельности, но лишь феноменом современности. Киберкультура формирует новый тип виртуальной телесности - «кибертелесность», являющейся проекцией реальной телесности и обладающей такими свойствами, как си-мулятивность и высокая степень иммерсии (погружения) в киберпростран-ство; эти свойства способны возвращать субъекта к более глубокому, мифологическому восприятию действительности. Модель телесности в ки-беркультуре напоминает нам об аморфности, характерной для тела-soma, однако в данном случае перед нами новый вид бесформенности, который

специфика кибертехнологий позволяет нам обозначить как «метаморф-ность». Теоретически, телесная проекция в киберпространстве может принять любую форму, а это значит, что основной ее формы как таковой не существует.

Телесность как феномен не является чем-то неподвижным, но развивается параллельно с культурой. Чтобы иметь представление о статусе телесности в наши дни и о том, что можно ожидать в будущем, мы обратились к основным тенденциям развития телесности в современной культуре. Изучив распространенные сегодня культурные практики, связанные с телом, мы пришли к выводу, что направление развития телесности в современной культуре задают два основных тренда. С одной стороны, телоцен-тризм как мировоззренческая парадигма. С дугой - противостоящие ему феномены, основанные на «экологическом мышлении», а также практики, направленные на временное отстранение человека от его социокультурного тела и погружение в биопсихическую soma его телесности. Эти две тенденции существуют в контексте научно-технического прогресса, преобразующего внешний мир и вместе с этим меняющего самого человека.

Во второй главе «Человек в телесно-ориентированном пространстве визуальных образов» изучается визуальное пространство современности и то, как посредством массмедиа образов культура транслирует субъектам свои телесно ориентированные интенции.

2.1. Проблема телесности в визуальных образах. Тенденция к тотальной визуализации (в т. ч. и вещей, которые изначально визуальными не являются) - одна из характерных черт современной культуры, обозначаемой как «визуальная» или «экранная». Телесность в визуальных образах не есть только лишь репрезентация, отображение человеческого тела. Она связана с одной стороны с телесностью человека (поскольку любой образ есть в своем роде отпечаток, след человеческого тела), а с другой - с телесностью культуры как совокупностью ее интенций, воплощенных в чувственно-воспринимаемой форме.

Мы выделили два типа визуальных образов: телесно-ориентированные, нацеленные, прежде всего, на тело реципиента (характеризуются повышенной четкостью и реалистичностью, широким охватом органов чувств, эротическим характером, адаптацией к человеческому

восприятию и т. д.), и духовно-ориентированные, т. е. воздействующие на духовный мир человека (рассчитаны на вдумчивое всматривание, зачастую характеризуются схематизмом изображения, спокойствием колорита и композиции, гармонией содержания и формы и пр.).

Изучив современную визуальную среду, мы пришли к заключению, что она тяготеет к первому типу образов (особенно это касается визуального пространства массмедиа), поскольку эти образы очень часто обладают повышенной витальностью — особой энергетикой, позволяющей охватить зрителя, погрузив его в чувственную виртуальную реальность и воздействуя на максимальное число его перцептивных каналов.

2.2. Массмедиа образы: от corpus к soma. Посредством массмедиа образов современная культура транслирует свои смыслы, оказывая влияние в первую очередь на органы чувств человека. Проанализировав указанные визуал ьные образы с точки зрения того, затрагивают ли они биопсихические или социокультурные пласты телесного бытия человека, мы пришли к следующим выводам.

Телевизионные новости существуют для нас в ограниченном рамкой телевизора экране, за которым - наша собственная реальность (квартира, семья, деловые заботы и т. д.). Поэтому мы как бы защищены от виртуальной реальности новостей и всегда вольны выйти из нее (исключение здесь составляют особо значимые в мировом и личностном масштабе события). Новостные передачи, претендуя на объективное отражение реальности, как нам представляется, в максимальной степени телесно ориентированы непосредственно на наш corpus.

Реклама действует гораздо агрессивнее, чем новости, вторгаясь в наше личное пространство без предупреждения. Она воздействует как на социокультурные, так и на биопсихические аспекты тела субъекта (т. е. на soma), проникая в нашу телесность глубже, чем новости. Тем не менее, результатом воздействия рекламы не должен являться абсолютный захват зрителя и погружение его в себя без остатка, поскольку это подразумевает отстранение человека от социокультурной составляющей своей телесности, что может свести на нет коммерческий эффект.

Совершенно иной степенью иммерсии обладает массовый кинематограф. Часто в тот момент, когда мы полностью погружаемся в просмотр

современной киноленты (особенно богатой компьютерными спецэффектами), наши четкие corpus 'ные границы как бы растворяются, и сквозь них наружу начинает просачиваться вота'тический элемент телесности.

Таким образом, все институционализированные сегменты средств массовой коммуникации воздействуют на наше социокультурное тело-corpus. Но если новости ориентированы только на corpus, то реклама, в силу своей природы и функций, затрагивает и биопсихическую soma. Однако глубже остальных массмедиа проникает в soma кино, работая на наиболее полное погружение субъекта в техническую виртуальную реальность.

Современный этап развития культуры ознаменован доминированием социокультурного начала телесности. Массовый кинематограф, используя новейшие технические средства для создания и репрезентации фильмов, помогает человеку на время освободиться от власти corpus'а, позволяя ему возвратиться к переживанию soma, которое напоминает состояние единства внешнего и внутреннего, характерное для медитации или даже для архаического восприятия мира.

В Заключении подводятся основные итоги работы и определяется направление дальнейших исследований.

Теоретические построения, основанные на понятиях «тело-soma» и «тело-corpus», которые являются метафорами различных аспектов телесного бытия человека, были применены автором при изучении конкретной социокультурной реальности, что позволило ему прийти к следующим выводам.

1. На современном этапе развития культуры вследствие накопленного за всю историю объема знаний о теле, на первый план вышло понимание телесности как социокультурного феномена (т.е. тела-corpus). Однако в гуманитарной области знания существует также понимание телесности как биопсихической сущности (т.е. тела-soma), которое в настоящее время стремительно актуализируется.

2. В контексте современной культуры существуют две противостоящие друг другу тенденции реализации телесности. Одна из них связана с телоцентрической мировоззренческой парадигмой, в которой тело становится главным аспектом человеческого бытия. Вторая включает в себя умеренную линию бережного отношения к окружающему миру и от-

странения от ценностей потребительской культуры, а также радикальную линию, которая связана с практиками, направленными на переживание человеком своего тела как биопсихической сущности (soma).

3. Современная культура посредством массмедиа образов транслирует человеку интенции, ориентированные на телесные аспекты его бытия. Все институционализированные массмедиа в разной степени воздействуют на тело-corpus и тело-soma: новости ориентированы исключительно на corpus, реклама отчасти затрагивает и soma, кино же проникает в биопсихическое тело глубже остальных массмедиа, позволяя человеку на время освободиться от власти тела социокультурного.

4. Стремление к временному отстранению от corpus'a говорит о тяготении к балансу между биопсихическими и социокультурными аспектами телесности. В этом стремлении проявляется компенсаторная функция культуры, реализующаяся как с помощью кинематографа (в рамках системы массмедиа), так и посредством иных культурных практик духовного, эстетического, психотерапевтического и рекреационного характера.

СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Баршчко Я. Б. К проблеме телесности визуальных образов // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств : научный журнал. Челябинск : Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2012 (март). № 1 (29). С . 96-98. (0,35 п. л.)

2. Баричко Я. Б. Кризисные тенденции в телоцентризме западной культуры конца XX - начала XXI в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики : научно-теоретический и прикладной зкурнал. Тамбов : Грамота, 2012 (февраль). № 3 (17): в 2-х ч. Ч. П. С. 23-25. (0,35 п. л.)

3. Баричко Я. Б. «Тело-corpus» и «тело-soma» в массмедиа образах // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики : научно-теоретический и прикладной журнал. Тамбов : Грамота, 2012 (сентябрь). № 10 (24): в 2-х ч. Ч. П. С. 1&-20. (0,35 п. л.)

4. Баричко Я. Б. Вещь сегодня // Культура и искусство глазами молодых ученых : сб. науч. ст. / под общ. ред. В. Я. Рушанина. Челябинск : Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2010. С. 63-67. (0,3 п. л.)

5. Баричко Я. Б. Виртуальная культура на перекрестке креативной и консьюмерной // XVIII Уральские социологические чтения. Управление соц. развитием регионов в условиях выхода из кризиса в современной России и странах СНГ : материалы междунар. науч.-практич. конференции (Челябинск, 28-29 октября 2010 г.). Челябинск : Челяб. институт (филиал) Уральской акад. гос. службы, 2010. Ч. II. С. 201-204. (0,2 п. л.)

6. Баричко Я. Б. К проблеме определения понятия «телесность» [Электронный ресурс] // Научная школа Владимира Цукермана : диалоги о культуре и обществе. Электронное издание / ред.-сост. И. Д. Тузовский. Челябинск : Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2012 (декабрь). С. 4148.1 электрон, опт. диск (CD-ROM). (0,4 п. л.)

7. Баричко Я. Б. Массовая киноиндустрия: манипуляции с телесностью // Современное искусство в контексте глобализации : материалы Ш всероссийской науч.-практич. конференции (29 января 2010 г.). СПб : Санкт-Петербургский гуманитарный Университет профсоюзов, 2009. С. 50-52. (0,2 п. л.)

8. Баричко Я. Б. Сравнительный этимологический анализ слов «тело», «телесный» и «телесность» в русском и европейских языках II Филология и лингвистика : современные тренды и перспективы исследования : сборник материалов II международной заочной научно-практической конференции (1 декабря 2011 г.). Краснодар: АНО ЦСПИ «Премьер», 2011. С. 157-158. (0,2 п. л.)

9. Баричко Я. Б. Телесность виртуальной культуры II Молодежь в науке и культуре XXI века : материалы IX междунар. науч.-творч. форума (Челябинск, 2-3 ноября 2010 г.). Челябинск : Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2010. С. 16-19. (0,2 п. л.)

Ю.Баричко Я. Б. Телесность как культурная доминанта повседневной жизни // Молодежь в науке и культуре XXI века : материалы IX междунар. науч.-творч. форума (Челябинск, 2-3 ноября 2009 г.). Челябинск : Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2009. С. 23-26. (0,2 п. л.)

Н.Баричко Я. Б. Тело-soma в актуальных культурных практиках // Научная дискуссия : вопросы филологии, искусствоведения и культурологии : материалы IV международной заочной научно-практической конференции (10 сентября 2012 г.). М. : Международный центр науки и образования, 2012 (сентябрь). С. 23-28. (0,2 п. л.)

12.Баричко Я. Б. Три типа телесности культуры // Челябинский гуманитарий : научный журнал / Ред. Е. Ю. Панова. Челябинск : Энциклопедия, 2010. № 3 (12). С. 97-103. (0,5 п. л.)

13.Баричко Я. Б. Формы проявления человеческой телесности в культуре // Молодежь в науке и культуре XXI века : материалы X между-нар. науч.-творч. форума (Челябинск, 2-3 ноября 2011 г.). Челябинск : Че-ляб. гос. акад. культуры и искусств, 2011. С. 23-26. (0,2 п. л.)

14.Barichko Y. Quotidian visual images : from corporeality to virtuality [Электронный ресурс] // Cultural cyborgs. Life at the interface / Edited by Wayne Rumbles. Freeland : Inter-Disciplinary Press, 2011. pp. 63-70. URL: http://interdisciplinarypress.net/online-store/ebooks/digital-humanities/cultural-cyborgs-life-at-the-interface (дата обращения 18.10.2012). (0,4 п. л.)

Отпечатано с готового оригинал-макета в ЦНИТ «АСТЕРИОН» Заказ № 088. Подписано в печать 16.04.2013 г. Бумага офсетная Формат 60x84Vie- Объем 1,75 пл. Тираж 150 экз.

Санкт-Петербург, 191015, а/я 83, тел. /факс (812) 685-73-00,663-53-92,970-35-70 asterion@asterion.ru

 

Текст диссертации на тему "Телесность в массмедиа образах"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств»

На правах рукописи

04201360377

Баричко Ярослав Борисович

«Телесность в массмедиа образах»

Специальность: 24.00.01 - теория и история культуры

(культурология)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии

Научный руководитель доктор философских наук, профессор В. С. Цукерман

Челябинск 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................3

ГЛАВА I. ФЕНОМЕН ТЕЛЕСНОСТИ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ

1.1. Soma и corpus как две модели понимания человеческого тела в европейской культуре..............................................................................19

1.2. Телесность в традиционной, креативной и консьюмерной культуре. Феномен киберкультуры........................................................................55

ГЛАВА II. ЧЕЛОВЕК В ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВИЗУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ

2.1. Проблема телесности в визуальных образах..........................................97

2.2. Массмедиа образы: от corpus к soma..................................................115

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................131

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................................134

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного исследования. Несмотря на то, что вопрос о природе, свойствах и возможностях человеческого тела волнует людей уже многие сотни лет (вероятно, с самого начала формирования философской мысли), в настоящее время актуальность этой проблемы значительно обостряется. Стремительно развивающаяся и весьма неоднозначная современная культура предоставляет человеку и его телу совершенно новые возможности, открывая широкое поле для более основательного изучения окружающего мира и самого себя. Научно-технический прогресс (прежде всего современные информационно-коммуникационные и биотехнологии) без сомнения, требует пристального научно-философского внимания с точки зрения его взаимосвязи с процессами изменения и осмысления телесности.

Теоретическая актуальность настоящей темы, вытекающая из необходимости осмысления специфики телесного бытия человека в современном мире и представленная как научно-философскими исследованиями и произведениями искусства, так и артефактами культуры в широком смысле, находится в тесной связи с практическим аспектом этой темы, воплощенным в социально-культурных практиках.

Другая сторона нашего исследования связана с визуальными аспектами современной культуры. Вероятно, не будет ошибкой сказать, что культура была бы немыслима без способности человека к зрительному воображению. Образы, рождаемые им, воплощались на стенах пещер, на живописных полотнах, в фотографии и в кино, становясь визуально воспринимаемыми. М. Мосс говорил о том, что каждой культуре присущи свои особенные техники тела (походки, стили плавания, бега, отправления физиологических потребностей и пр.). По мнению отдельных исследователей, процесс создания образов, также может быть причислен к такой технике тела. Исходя из данного положения, визуальные образы можно

рассматривать как отпечатки тела человека, его мировоззрения, ценностных ори-ентаций, а также культуры, актором которой он является.

Известно, что подавляющую часть информации об окружающем мире (по разным источникам 70-90%) мы получаем посредством зрения. Современную культуру часто называют экранной, что с одной стороны фиксирует доминирование именно визуальной перцепции в сознании людей, а с другой - ту значимость, которую приобрел сегодня визуальный образ. В наши дни сложилась ситуация, когда образы, транслируемые средствами массовой коммуникации, стали для человека жизненными ориентирами: они говорят, что делать, думать и даже, что чувствовать в той или иной ситуации. Во многом под их влиянием в наши дни протекает процесс становления личности1. Очевидная неоднозначность (если не сказать опасность) этой тенденции не может остаться незамеченной ни одним трезво мыслящим человеком. В связи с этим не возникает сомнения в том, что визуальные массмедиа образы требуют серьезного научно-философского осмысления, а вопрос влияния смыслов, транслируемых культурой посредством этих образов, на современную модель телесности получает особую значимость . Проблема диссертации, таким образом, определяется наличием лакуны в теоретическом осмыслении проекций телесности в коммуникативном пространстве массмедиа. К сожалению, это направление исследований во многом недооценено.

Объект исследования - феномен телесности в формах его воплощения в культуре.

Предмет исследования - характерная для современной культуры модель телесности, транслируемая посредством визуальных образов институционализи-

1 Позволим себе выразить парадоксальную мысль: Платон, Т. Кампанелла. Д. Верас в утопиях донаучного периода и, например, Э. Тоффлер периода расцвета футурологии 1970-х гг., грезили об общественном воспитании детей, передаче этой функции от биологических родителей профессионалам. Сегодня уже избитым представляется тезис о телевизоре как «третьем родителе» (более того - говорят уже о компьютере или интернете как «четвертом»). Что это есть как не воспитатель, весьма профессионально создающий дидактическую ситуацию, реализующий определенные методы воспитания и обучения? Однако же радость по этому поводу оказалась преждевременной, как показывают многочисленные педагогические, психологические, культурологические и прочие исследования. " Уточним, что. употребляя понятие «массмедиа образ», мы рассматриваем его в первую очередь как визуальный (а чаще - аудиовизуальный) образ, транслируемый институционализированными (т. е. официально установленными и закрепленными в своем общественном статусе) массмедиа.

рованных массмедиа (телевизионных новостей, коммерческой визуальной рекламы и развлекательного кинематографа).

Цель исследования - определение связанных с телесностью векторов развития современной культуры в аспекте их представленности в визуальном пространстве массмедиа.

Задачи исследования:

1. Провести сравнительно-этимологический анализ понятий «тело», «телесный», «телесность» и на его основе представить процесс осмысления человеческой телесности в культурно-философском срезе. Дать определение феномена телесности, обозначив границы его применения;

2. Проанализировать характер телесности в трех типах культуры (традиционной, элитарной и консьюмерной1). Обратиться к новому формообразованию -киберкультуре и обозначить проблему имитации реального тела в кибернетической виртуальной реальности (условно - проблему «кибертелесности»);

3. Выявить и рассмотреть основные тенденции в развитии модели телесности, реализуемой в современной социокультурной ситуации;

4. Определить потенции киберкультуры в дальнейшем осмыслении человеческой телесности в рамках гуманитарных дисциплин;

5. Обосновать наше понимание телесности в визуальных образах как реализации в них интенций культуры, ориентированных на телесные аспекты бытия человека;

6. Доказать возможность условного разделения образов на телесно- и духовно-ориентированные, указать основные характеристики их формы и содержания;

7. Исследовать способ реализации современной модели телесности в визуальных образах развлекательного кинематографа, рекламы и телевизионных новостных блоков.

1 Мы используем здесь типологию А. В. Костиной и А. Я. Флиера. отдавая себе отчет в том. что это не единственно возможный, однако вполне допустимый вариант, который обладает внутренней непротиворечивостью, и соизмерим с определенными нами фактами эволюции телесности, т. е. отвечает цели и задачам настоящего исследования.

Степень разработанности проблемы. Вопрос телесности напрямую связан с проблемой взаимосвязи души и тела, который разрабатывался уже мыслителями древности. Пожалуй, любой серьезный философ, какая бы проблематика в его творчестве ни была доминирующей, так или иначе, обращается к данному вопросу. Здесь мы можем назвать десятки имен, однако, для нашей работы особо важны лишь несколько классиков философской мысли, с которыми можно соотнести переломные моменты в развитии идей о человеческой телесности в европейской культуре. Отметим, что более полно данный вопрос раскрывается в первом параграфе нашей работы.

Фалес Милетский, считающийся основателем греческой философии и науки, в своих воззрениях отличал душу от тела, но считал ее материальной, не разрывая их. Для нас этот философ важен тем, что он рассматривал в качестве первоосновы мира и всего сущего воду1. Аристотель, уже отдалившийся от идей натурфилософии, полагал душу сутью тела, причиной и целью всех его действий. Тем не менее, душа у него все еще несет на себе бремя земной жизни. Однако позднее Августин, говоривший о телесных проявлениях человеческого бытия как о греховных в своей основе, отчетливее наметил дальнейшее отделение тела от души, которое в последствии осуществил Р. Декарт, сведя существование к акту мышления. Философом, реабилитировавшим телесность в качестве источника познания мира, стал Э. Гуссерль.

Исследования телесности в ХХ-ХХ1 вв. мы разделим на несколько групп, в зависимости от рассматриваемых в них аспектов данной проблемы.

Возникновение феноменологического направления в философии, на наш взгляд, явилось очень значимым этапом в развитии исследования феномена телесности. Кроме уже упомянутого Э. Гуссерля, разработавшего феноменологический метод, к школе феноменологии так или иначе относятся Р. Ингарден, А. Ф. Лосев, М. Мерло-Понти, П. А. Флоренский, Г. Г. Шпет, А. Шюц и др.

Вопросы онтологии телесности разрабатывают в мировой научно-философской мысли Л. Дженкинс, В. Л. Круткин и В. Н. Никитин.

' Во втором параграфе первой главы будет пояснено, почему этот момент значим для нашего исследования.

Аксиологические аспекты проблемы изучаются И. М. Быховской, М.~Б. Доброрадных, Е. А Турухиной. В их работах тело человека, физическая активность и здоровье рассматриваются с позиции их ценности в обществе.

Философско-антропологическое направление было развито Л. Бинсванге-ром, А. Геленом, П. Л. Ландсбергом, X. Плеснером, М. Шелером, которые стремились создать целостное учение о человеке и его природе, изучая также и вопросы телесности.

Психологические аспекты телесности исследовались Е. Э. Газаровой, В. П. Зинченко, Ю. Кристевой, Ж. Лаканом, А. Лоуэном, Т. С. Леви, А. Ш. Тхостовым, 3. Фрейдом, К. Г. Юнгом и др. Особое место здесь занимает так называемая телесно-ориентированная психотерапия, яркие представители которой - Ф. Алек-сандер, Г. Бойесен, А. Лоуэн, М. Розен, В. Райх, И. Ролф. В России данным направлением в психотерапии занимаются В. Ю. Баскаков, В. Б. Березкина-Орлова, Е. В. Горшкова, В. В. Можайский.

Проблемой человеческого тела в историческом и социокультурном контексте занимались такие зарубежные и отечественные исследователи, как Дж. Л. Берквист, К. Леви-Стросс, Ж. Ле Гофф, Р. В. Маслов, Д. В. Михель, М. Мосс, Э. Б. Тайлор, М. Фуко, В. А. Шкуратов.

Религиоведческие и культурологические изыскания, направленные на понимание роли и статуса телесности в религиях, верованиях и других духовных традициях являются актуальными в работах С. Н. Булгакова, Г. Д. Гачева, Ф. И. Кури, А. В. Матюшко, А. В. Позднякова, П. А. Флоренского и др.

Судьба тела в эпоху постмодерна беспокоит таких философов и культурологов, как Ж. Делез, М. Дери, М. Н. Золотоносов, Ж.-Л. Нанси, Э. Тоффлер, Г. Л Тульчинский, Ф. Фукуяма, Ю. Хабермас, М. Н. Эпштейн и др.

Филологическими и искусствоведческими исследованиями сквозь призму чувственно-телесных аспектов формы и содержания художественных произведений занимались отечественные и зарубежные ученые М. М. Бахтин, Н. М. Ефимова, Л. В. Карасев, И. М. Сахно, С. С. Хоружий, У. Эггинтон.

Среди работ по нашей проблеме встречаются также лингвокультурологиче-ские и психолингвистические исследования, посвященные отражению телесности в языке. К примеру, А. А. Залевскую, Ю. Н. Молодкину, Т. М. Рогожникову среди прочего интересуют вопросы корпореальной (т. е. телесной) семантики и роль тела в языковой коммуникации.

В ал ео логические аспекты телесности изучаются И. М. Быховской, Н. Н. Ви-зитеем, М. Б. Доброрадных, Ю. В. Рождественским, В. И. Столяроввым. Физическая культура понимается ими как способ воздействия на телесное начало человека, ее развитие и модификация.

За последние годы только в России вышло множество трудов, сборников статей и коллективных монографий, в которых тема телесности рассматривается с различных сторон. В числе таких работ «Логос живого и герменевтика телесности» [71], «Психология телесности между душой и телом» [42], «Психосемиотика телесности» [106], «Телесность как эпистемологический феномен» [118], «Телесность человека: междисциплинарные исследования» [119]. Также были выпущены несколько сборников статей, авторы которых изучают аспекты проблемы телесности в русской культуре: «Дискурсы телесности и эротизма в литературе и культуре. Эпоха модернизма» [46], «Национальный Эрос и культура» [92], «Слово и Тело. Сексуальные аспекты, универсалии, интерпретации русского культурного текста XIX - XX веков» [43], «Телесный код в славянских культурах» [120], «Тело в русской культуре» [121], «Философия российской телесности» [131].

Как видно даже из беглого взгляда, проблема телесности представляется основательно изученной в научно-философской литературе. Однако ни в одном из источников, с которыми мы работали в ходе подготовки диссертации, не рассматривались одновременно две модели понимания тела, которые на основании сравнительно-этимологического анализа терминов «тело», «телесный» и «телесность» в европейских языках были обозначены нами как soma и corpus. Обращение же к этому вопросу позволило нам по-новому взглянуть на вектор развития представлений о человеческой телесности в европейской культуре под другим углом. Кроме того, перед нами открылся новый план изучения визуальных образов и то-

го, как посредством их на телесность человека проецируется телесность культуры. Под телесностью культуры мы понимаем совокупность ее телесно- и духовно-ориентированных интенций (т. е. векторов развития), воплощенных в чувственно воспринимаемых формах.

Среди наиболее известных исследователей вопросов природы и функционирования визуальных образов являются Р. Арнхейм, О. В. Аронсон, Р. Барт, В. Беньямин, П. Бурдье, А. Варбург, У. Дж. Т. Митчелл, Э. Панофский, Е. А. Петровская, А. Р. Усманова, У. Эко. Так или иначе, в своих работах они обращались к искусствоведческому, философскому и психологическому анализу телесных мотивов в визуальных видах искусства и современных эстетических практиках.

К числу исследователей массмедиа, бесспорно, необходимо отнести Ж. Бодрияра, П. Вирильо, Р. Дебре, Ф. Киттлера, Н. Лумана, Г. М. Маклюэна, рассматривающих массовые коммуникации и создаваемую ими культуру как новый этап социального взаимодействия.

Изучение визуальных образов массмедиа является, как мы полагаем, насущной и практически значимой задачей анализа среды, в которой сегодня существует человек, в которой он формируется и развивается. Однако при этом мы можем наблюдать явный недостаток исследований, посвященных проблеме реализации характерной для современной культуры модели телесности в визуальных образах. Даже несмотря на то, что в отдельных трудах упомянутых нами авторов встречаются некоторые аспекты проблемы телесности в визуальных образах (в том числе, и в образах массмедиа), в целом этот вопрос до сих пор не нашел в науке сколько-нибудь серьезной систематической разработки1.

Положения, выносимые на защиту:

1. В истории европейской культуры существует две точки зрения на человеческое тело (soma как тело, на имеющее четких границ между внешним и внутренним - в Древней Греции, и corpus как социально и культурно закрепленное, юридически ограниченное тело - в Древнем Риме). Историю научно-

1 В соответствии с нашей концепцией, телесность в визуальном образе связана с одной стороны с телесностью человека (как мы уже сказали выше, образ является «отпечатком» тела) и телесностью культуры - с другой.

философского изучения и осмысления человеческого тела в европейской культуре можно представить как путь «уплотнения», «отягощения» и «окультуривания» его образа (от греческой soma к латинскому corpus). Указанные модели понимания тела воплотились в двух основных определениях телесности: 1) как биопсихической целостности человека, 2) как социокультурного феномена. В рамках гуманитарных дисциплин доминирующим стало второе понимание.

2. Человеческая телесность имеет две аспектации: а) виртуальная телесность существует в нематериальном, но всегда актуальном виртуальном пространстве, реальном для субъекта (в психической или кибернетической виртуальной реальн