автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Телевидение Курганской области

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Думчев, Андрей Викторович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Челябинск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Телевидение Курганской области'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Думчев, Андрей Викторович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕЛЕВИДЕНИЕ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ В ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ.

1.1 Место регионального телевидения в партийно-государственной политике.

1.2 Политическая, экономическая и культурная пропаганда на Курганском телевидении.

1.3 Переходный период на телевидении в Курганской области.

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ.

2.1 Развитие материально-технической базы.

2.2 Кадровое обеспечение.

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРГАНСКОЙ СТУДИИ ТЕЛЕВИДЕНИЯ.

3.1 Творческое совершенствование в 1960-е гг.

3.2 Деятельность студии в 1970-1985 гт.

3.3 Телевидение переходного периода.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по истории, Думчев, Андрей Викторович

Актуальность исследования

В настоящее время мир охвачен многоуровневой системой информационных потоков, без которой существование современного государства и общества невозможно. Процесс развития средств информации проходил не равномерно с тенденцией к постоянному ускорению, и одним из важных моментов в формировании современной коммуникационной инфраструктуры было появление нового технического средства в середине XX века - телевидения.

Являясь самым популярным среди современных СМИ, оно представляет особый научный интерес как для технических, так и для гуманитарных наук. Многих исследователей волновала проблема влияния телевидения на общественное сознание, формирование картины мира посредством телепрограмм, техническое усовершенствование телестудий и др. Однако, несмотря на очевидную популярность данной темы, один из важных аспектов - исторический - был рассмотрен поверхностно. История телевидения рассматривалась зачастую в контексте иных прикладных изысканий и редко выступала как самостоятельная тема. Малоизученной темой является история региональных студий. Специализированные труды, посвященные истории телевидения Казани, Челябинска и Тюмени, вышли в свет совсем недавно, в ф 2004 - 2006 годах, что является наглядным свидетельством растущего интереса к данной проблематике.

Изучение опыта советского телевидения является важной темой для исследований, поскольку в свете сегодняшней экономической и политической ситуации осознание многогранности этого интересного явления прошлого дает существенный толчок к дальнейшему развитию современного ТВ. Методы работы системы массовой агитации и пропаганды были не однозначными, и их анализ - достаточно актуальная задача. ф Понимание механизма психологического давления, осуществляемого 3 телевидением советской эпохи, поможет обществу в формировании герменевтической традиции в восприятии СМИ.

Социально-политические изменения последних двадцати лет стали

• причиной распада жесткой централизованной системы СМИ СССР. В связи с этим наблюдается рост участия в жизни конкретного сообщества регионального телевидения. Множество телекомпаний, телестудий и других объединений, заполнивших вакуум информационных и развлекательных потребностей общества, наглядное тому подтверждение. Местное телевидение гораздо «ближе» к телезрителю, чем центральное, потому что даже освещение общегосударственных событий журналисты связывают с жизнью своего региона. В связи с этим изучение региональных компонентов истории телевидения, является важной научной задачей, так как анализ глобальных проблем на микроуровне дает самые конкретные результаты. Данное исследование делает попытку восполнить пробел в истории страны, истории телевидения и истории края, рассматривая развитие Курганской студии в контексте эволюции телевещания в СССР и ближайших регионах.

Степень разработанности проблемы

Историю Российского телевидения трудно назвать в достаточной мере изученной темой, так как в этом отношении сильно пострадали региональные электронные СМИ. Первые работы 1950 - 1960-х гг. XX в. были посвящены технической стороне, однако и из них можно вычленить некоторую историческую составляющую1. Так, С.Э. Гос еще в 1951 году указывал на то, что в крупных городах есть возможность производства высококлассных программ, а местные студии будут отставать, и не смогут полностью удовлетворить потребности рабочего класса. Более ценным трудом можно считать книгу B.C. Саппака «Телевидение и мы», которая вышла в 1963 году, где были проанализированы первые телевизионные передачи и определена эстетическая роль телевидения.

1 Гос С.Э. Телевидение. - М.: Связьиздат, 1951; Новаковский С.В., Ренард В.Б. Показывает Москва. - М: ф Связьиздат, 1954; Бялик Г.И. Телевидение. - Лениздат, 1960. 4

В первые десятилетия советского телевидения появились работы Э.Г. Багирова, Р.А. Борецкого, А.И. Воробьева, П.К. Горохова, Г.А. Казакова, А.И. Мельникова и другие . Авторы, в разное время работавшие на телевидении, акцентировали свое внимание на развитии Центрального телевидения, оставляя историю региональных студий нетронутой. Попытка восполнить этот пробел была предпринята журналом «Советское радио и телевидение» в рубрике «Из летописи», где рассказывалось о некоторых провинциальных студиях. Инициатива быстро угасла, но стала толчком к появлению ряда брошюр справочного характера о крупных студиях Союза . В конце 1980-х эти данные были объединены, обработаны и опубликованы М.С. Глейзером4.

Главной особенностью работ советского периода была в известной степени тенденциозность и следование политической конъюнктуре, что требует более внимательного изучения и перепроверки, особенно статистических данных. В учебнике по источниковедению Новейшей истории России авторы пишут: «В советское время появилось достаточно большое количество учебных пособий, диссертационных исследований, научно-популярных изданий, касающихся оценки радио и телевидения в политико-воспитательной работе, его места в системе коммуникативных средств. Подавляющая часть этих работ носила тенденциозный характер и не содержала глубокого анализа проблемы, которая могла бы быть объективно исследована с учетом изменений в общественном сознании происходящих сегодня»5.

2 Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. - М., 1978; Борецкий Р.А. Телепрограмма. - М., 1967; Горохов П.К. Б.Л. Розинг - основоположник электронного телевидения - М., 1964; Воробьев А.И., Казаков Г.А., Мельников А.И. Очерки истории советского радиовещания и телевидения. - 4.1. 1917-1941. - М., 1972.

3 Бженников М.М. Радио и телевидение КБА ССР (Особенности становления пропагандистского воздействия, структуры, аудитории). - Нальчик, 1985; Галидов М. Без бумаги и расстояний. - Махачкала, 1977; Печать, радио и телевидение в Казахстане. - Алма-Ата, 1977; Цирульников A.M. Говорит и показывает Горький. — Горький, 1984; Бакакин А. Телевидение в Томске. - Томск, 1959.

4 Глейзер М.С. Радио и телевидение СССР. Даты и факты (1917 -1986). - М., 1989.

5 Источниковедение Новейшей истории России: теория, методология и практика / Под ред. Соколова A.K. -M., 2004.

Однако появлялись и добротные труды с попытками всестороннего анализа6. В.Цвик уделял большое внимание причинам формирования программ, указывал общие и специфические факторы. К общим он относил # осуществление функций вещания, направленных на проведение государственной политики, а к специфическим географические, экономические, исторические и социокультурные особенности региона и своеобразие местной аудитории. Е.Я. Дугин, рассматривая 60 местных телецентров, показал развитие тематики передач и предложил свою типологию местных телестудий. А.А. Юровский дал свой вариант периодизации отечественного телевидения. Он взял за основу тенденции в развитии телевидения и выделил четыре этапа: первый (1930-1940-е гг.) -подготовка и освоение технической базы; второй (1950-1960-е гг.) -ф становление, поиск форм и тематики вещания; третий (1970-е гг.) совершенствование тематики и жанров программ, расширение аудитории, централизация телевещания; четвертый (1980-е гг.) — обретение телевидением профессиональной зрелости. Такой же периодизации придерживаются Г.В. Кузнецов, Г.Н. Петров, В.В. Егоров7. В.В. Егоров впервые вводит в научный оборот понятия «региональный эфир» и «региональное телевидение».

Другой вариант периодизации берет за основу техническую эволюцию: внедрение нового оборудования, использование ПТС (передвижной телевизионной станции), переход на видеозапись, на цветное оборудование8. Подход имеет право на существование, ведь развитие техники является определяющим фактором в телевещании и подчиняет себе некоторые

6 Дугин Е.Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ. - М.: МГУ, 1982; Цвик BJI. Парадоксы развития местного вещания //Телевидение вчера, сегодня, завтра - 89/ Сост. Дугин ЕЛ. - М.: Искусство, 1989; Юровский АЛ. Телевидение - поиски и решения. — М.: Искусство, 1983.

7 Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. - М., 2003; Егоров В.В. Теория и практика советского ТВ - М., 1980; Петров Г.Н. Телевизионная драматургия: Проблемы журналистского мастерства и особенности творчества. - СПб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 1999.

8 Баранцев А.И., Уваров В.А. У истоков телевидения - М.: Знание, 1982; Быховский М.А. Круги памяти. Очерки истории развития радиосвязи и вещания в XX столетии. - М., 2001; Николаев Д.С. Русские основоположники телевидения и радиолокации. - М., 1951; Очерки по истории Российского телевидения. -M., 1999; Голядкин Н. А. Краткий обзор становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. ф - М., 1996; Урвалов В.А. Очерки истории телевидения. - М: Наука, 1990. 6 творческие планы. Однако техническая периодизация может быть четко хронологически определена лишь при ее приложении к конкретной телевизионной студии, так как в целом по стране техническое

• совершенствование проходило крайне неравномерно. Разница между внедрением одного и того же оборудования в столице и отдаленных мелких студиях могла достигать десятка лет! Такого большого периода времени было достаточно, чтобы в крупных городах перешли на следующую ступень оборудования, а в отдаленные районы приходило новая, но уже морально устаревшая техника.

В литературе прочно закрепилось определение периода с 1957 по 1970 г. как «золотых лет отечественного телевидения», так как это было время находок, озарений и достижений общественного подъема периода хрущевской «оттепели»9. А эпоху Л.И. Брежнева Р.А. Борецкий называет временем застоя на телевидении, «десятилетиями идеологического давления, цензурного процеживания каждого текста, изоляции от внешнего мира»10. Г.Кузнецов против определения этого периода как «застоя», так как телевидение продолжало развиваться, совершенствовалось технически, а в некоторых сферах и творчески.

Взгляды историков претерпели коренные изменения в последнее десятилетие XX века. Демократические процессы, происходящие в обществе, коснулись не только исторической науки, но и всех сфер жизни общества, в том числе и телевидения. В это время была на законодательном уровне ликвидирована цензура, упразднен Государственный комитет по телевидению и радиовещанию СССР, государство было лишено монополии на средства массовой информации, произошла децентрализации системы телевидения и освобождение в идеологическом и материальном отношении. К этому времени можно отнести работы Д.С. Аврамова, Я.Н. Засурского,

9 Кузнецов Г., Месяцев Н. Золотые годы отечественного телевидения (1957 - 1970). Режим доступа: [http://www.tvmuseum.ru/cataIog.asp 12.03.05].

10 Борецкий Р.А. Телевидение как социальная технология и социальный институт //Телерадиоэфир: история и современность / Под ред. Я.Н. Засурского - М., 2005. - С. 32.

P.M. Овсепяна11. В последнее время наблюдается интерес историков-профессионалов к региональной истории для рассмотрения глобальных проблем на локальном уровне. В этой связи можно отметить диссертацию Р.В. Даутовой, посвященную истории телевидения Татарстана, Л.П.

Шестеркиной, посвященную истории Челябинского областного телевидения, 1

О.Я. Гайдучок об электронных СМИ Тюменской области . Смежными.по тематике являются работы Э.Ф. Габидуллиной, С.С. Егицян, О.Н. Тихонова13.

Историография телевидения Курганской области чрезвычайно бедна.

Некоторые отрывочные сведения можно найти в брошюре, посвященной 40летию Курганской студии телевидения. Упоминания есть в различных работах по истории Курганской области, но порой они содержат много неточностей. Так, например, в издании краеведческого музея «Курганские хроники 1662-2000» утверждается, что 15 июля 1960 года «принят в эксплуатацию телецентр. В эфир вышли передачи Центрального телевидения»14. Но на самом деле первая передача состоялась 23 июля, а московское вещание (ЦТ) началось только с 1963 года. Более того, сами телевизионщики до недавнего времени считали, что первый эфир состоялся

1 августа 1960, однако на самом деле это произошло 23 июля 1960 г.

Документы свидетельствуют, что в 1970 году студия отмечала 10-летний юбилей в июле, но потом дата по неопределенным причинам сместилась.

Работа по искоренению неточностей и «белых пятен» в истории Курганской области очень важна, так как исторический аспект данной проблемы прокладывает дорогу в будущее развитие данной отрасли. Аврамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Парадоксы развития, поиски, перспективы. - М., 1991; Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 - начало 90-х годов): Учебное пособие/ Под ред. Засурского. Я.Н. - М.: МГУ, 1996.

12 Даутова Р.В. Становление и развитие телевидения в Татарстане (вторая половина 1950-х - 1985 гг): Дис. . канд. ист. наук. - Казань, 2004: Шестеркина Л.П. Возникновение и развитие Челябинского областного телевидения (1958-1985 гг.): Дисканд. ист. наук. - Челябинск, 2005; Гайдучок ОЛ. История развития радио и телевидения Тюменской области (1946-1991 гг.): Дисканд. ист. наук. - Тюмень, 2006.

Габидуллина Э.Ф. Становление и развитие телевидения малых северных городов России (На примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) : Дис. канд. филол. наук. - Москва, 2004; Егицян С.С. Телевидение Армении: Автореф. дис. канд. ист. наук. - М., 1987; Тихонов О.Н. Создание и деятельность Марийского телевидения и радио и телевидения: Дис. .канд. ист. наук. - Казань, 1995;

14 Курганские хроники 1662-2000. - Курган, 2002. - 146 с.

Изучение литературы подводит нас к выводу о том, что в историографии нет ни одной работы, посвященной целостному изучению истории телевидения Курганской области, что создает предпосылку для всестороннего научного анализа данной проблематики.

Цель и задачи

Актуальность темы, ее недостаточная изученность определили объект, предмет, цели и задачи. Цель данного исследования - изучить историю развития телевещания в Курганской области в советский период. При рассмотрении процессов генезиса и эволюции областного телевидения в исследуемый период автор поставил перед собой следующие задачи:

• определить место регионального телевидения в партийно-государственной политике;

• исследовать влияние партийного аппарата и органов цензуры на телевидение;

• проанализировать явление агитации и пропаганды на телевидении;

• выявить этапы в развитии регионального телевещания и их особенности;

• показать роль материально-технического и кадрового фактора;

• раскрыть важнейшие направления деятельности Курганской студии телевидения;

Предмет и объект исследования

Объектом данного исследования является система электронных средств массовой информации СССР. Предметом - структурное, техническое и творческое развитие телевещания в Курганской области.

Хронологические рамки

Хронологические рамки работы охватывают значительный период с 1960 г. по 1991 г. Такой выбор предопределен рядом причин. 23 июля 1960 года состоялся первый телевизионный эфир в Курганской области, этот день стал днем рождения телевещания в Курганской области. 1991 год стал рубежным годом в истории страны, положил начало новому историческому этапу. В начале 1990-х гг. происходит ликвидация системы Гостелерадио; децентрализация СМИ; отмена государственной цензуры; ликвидация Комитета по телевидению и радиовещанию и образование Курганской государственной телевизионной и радиовещательной компании (КГТРК); произошел окончательный отказ от кинопроизводства в пользу видео.

История телевидения является составной частью истории страны, поэтому ее периодизация в принципиальных моментах соответствует периодизации отечественной истории. В то же время периодизация СМИ имеет свою специфику. Ряд авторов выделяют в качестве определяющего фактора периодизации техническое оснащение, кадровое обеспечение, либо творческую эволюцию. На наш взгляд, в случае с Курганской студией уместно было бы учитывать комплекс факторов, поэтому можно выделить следующие этапы: конец 1950-х - 1963 гг. - период политической «оттепели», быстрое распространение телевидения в регионах, становление регулярного телевещания, строительство первой телемачты в г. Кургане, начало телевещания, годы самостоятельной работы студии - заполнение эфира продукцией местного производства; 1963 - 1985 гг. - расширение телевизионной аудитории в регионах, усиление централизации телевизионного вещания и государственного контроля, профессиональная зрелость студии, переход на двухпрограммное и цветное вещание; 1985 -1992 гг. переходный период на ТВ, появление рекламной продукции, переход от кинопроизводства к видео, политический кризис в стране и ликвидация системы Гостелерадио, децентрализация СМИ и отмена государственной цензуры, трансформация Комитета по телевидению и радиовещанию в Телерадиокомпанию.

Территориальные рамки

Территориальные рамки ограничены административно-территориальными границами Курганской области, конкретизируются зоной

• вещания курганской телестудии, то есть самим городом и его окрестностями, а также районами, принимавшими сигнал студии с ретрансляторов. Как центр социальной и культурной активности, город Курган является наиболее репрезентативным, для того, чтобы проследить все детали трансформации предмета исследования. Особенность региона заключается в том, что он расположен на достаточно большом удалении от Москвы - центра телевещания в СССР, и имеет свою социально-экономическую специфику: область была образована незадолго до появления телевидения в 1943 году, она была экономически и политически слаба. Практически все города вокруг

Кургана: Челябинск, Свердловск, Тюмень, Петропавловск, Кустанай имели более развитую инфраструктуру и, как следствие, более развитые студии, как в техническом, так и творческом отношении. Анализ исследуемого объекта проводится в контексте исторических событий, происходивших в рассматриваемый период.

Характеристика источников

Источниковую базу исследования составили следующие виды документов: законодательные акты; партийные документы; материалы архивов; статистические и справочные материалы; материалы периодической печати; воспоминания и свидетельства участников, очевидцев событий; кинофотофонодокументы; данные Интернета.

Основной закон государства - конституции СССР 1936 и 1977 годов -позволяют проследить разницу между номинальным и реальным правом, в рамках данной темы - декларирование прав и свобод граждан на бумаге и их несоблюдение. Например, статья 125, Конституции 1936 года, гарантировала гражданам свободу слова и печати, однако эта «свобода» жестко контролировалась госструктурами и спецслужбами.

Следующая группа представлена партийными и директивными документами. Материалы партийных съездов позволяют получить четкое представление о приоритетах государственной политики, а местные • партийные документы помогают восстановить некоторые вехи истории студии. Директивы Госкомитета по телевидению и радиовещанию дают полноценную информацию о реформах в изучаемой сфере и реакции местного телевидения на изменение государственной политики, а также из них можно узнать о том, что утаивалось в прессе, как, например, несчастные случаи и аварии на различных студиях страны. Приказы председателя комитета Совета министров СССР по телевидению и радиовещанию содержат не только директивную, но и богатую информационную составляющую, обширная география которой позволяет восстановить образ 0 телевизионного вещания в рамках Союза. Этот вид документов появляется с

1963 года. Количественное соотношение приказов по радио и телевидению показывало, что до 1970 года большинство приказов касалось радиовещания, но к 1975г. инициативу перехватило телевидение, что однозначно говорит о смене приоритетов. В 1965 году «приказы и указания Госкомитета по радиовещанию и телевидению» временно заменила «Переписка с Госкомитетом по радиовещанию и телевидению по вопросам работы комитета».

Основой изучения стал фонд областного комитета радиоинформации Курганского облисполкома Государственного архива Курганской области, который состоит из трех описей общим количеством около двух тысяч дел. Некоторые дела, особенно начиная с 1970 года, не сданы или отсутствуют по разным причинам. Данный фонд охватывает период с 1943 года (появление радио в Кургане) до 1982 г. Группы документов сдаваемых в архив с течением времени существенно трансформировались, однако можно выделить постоянные составляющие: приказы министерства, документы канцелярии и бухгалтерии, микрофонные материалы.

Документы канцелярии в первые годы работы студии включали: постановления и распоряжения партийных органов (обкомов КПСС, облисполкомов); протоколы заседаний комитета; протоколы заседаний ® художественного совета; протоколы заседаний редакционного совета; тематические планы; отчет о работе комитета.

Документы бухгалтерии составили: годовые финансовые планы, планы радиовещания и киносъемок, план по труду, штатные расписания; годовые статистические отчеты о выполнении производственного плана, отчеты о численности сотрудников; годовой бухгалтерский отчет; журнал учета телевизионного вещания.

Микрофонные папки представляют собой полную расшифровку всех радио- и телепередач, которые выходили в эфир и являются наиболее # объемной составляющей всего фонда. Они разделялись на материалы радиовещания и студии телевидения и структурировались по месяцам. С 1965 года они стали структурироваться тематически, а в 1967 приобрели стабильную структуру, которая оставалась неизменной до 1983 года: телевизионные новости; общественно-политическая редакция; молодежная редакция; редакция детских передач; редакция музыкально-драматических передач. В 1967 году к микрофонным материалам прикрепилась книга учета телепередач.

С 1967 года появляется годовой отчет о поступлении писем. Сначала он содержал только количественные показатели о поступлении писем из города и районов, а с 1974 году иногда появляются аналитические данные, которые составлялись для представления на летучках.

В 1973 году появляется новый вид документов - Протоколы производственных летучек, которые замещают протоколы заседаний редакционного совета и комитета. Протоколы летучек касаются узкоспециализированных проблем, относительно той или иной радио- или телепередачи. Они дают возможность представить «кухню» телевидения изнутри, прочувствовать творческую атмосферу, которая царила в комитете, и проследить некоторые особенности взаимоотношений и ход обсуждения различных передач. Они, однозначно, дают большее представление о продукции студии, чем заседания художественных советов, так как в последнем случае работа часто заключалась в утверждении того или иного проекта, а на летучках утвержденные и разрабатываемые проекты подвергались широкому обсуждению и поиску вариантов реализации и исправления ошибок. Протоколы летучек в отличие от протоколов госкомитета все рукописные, что, порой, доставляет немало хлопот для исследователя.

Особое внимание привлекали источники, в которых имели место исправления, особенно в статистических отчетах выполнения производственного плана и некоторых других документов. Практически во всех случаях новая цифра была по показателям лучше старой (увеличение показателей производства, уменьшение брака) и, следовательно, вызывала подозрения, способствующие перепроверке данных. Проводимая правительством работа по усилению наказаний за фальсификацию производственных данных привела к положительным результатам. С середины 1970-х гг. «исправлений» практически нет.

Тематические планы телепередач сгруппированы по годам, годы делятся на кварталы. В каждом квартале делали отчет о проделанной работе, а затем раскрывались планы на будущее по каждой из редакций (название передач и краткий комментарий к ним). Тематические планы, безусловно, представляют интерес для раскрытия деятельности Курганского телевидения, однако зачастую они копируют друг друга из квартала в квартал и из года в год.

С 1970 г. в фонде появляется много пробелов. Причин этого несколько: не сдано (осталось в работе комитета); не принято; перешло в другой фонд; «нет на месте». В связи с изменением законодательства, особенно 1990-х многие виды документов перестали быть обязательными для сдачи в архив, что стало причиной их уничтожения. Часто отсутствуют такие интересные документы как приказы председателя по производственной деятельности и личному составу; постановление, решение, распоряжение Курганского обкома КПСС, облисполкома; протоколы заседаний художественного совета и другие. После 1975 года количество отсутствующих документов превышает количество присутствующих15, что существенно затруднило исследование, так как ведомственные архивы (в которых находятся необходимые документы) как на телецентре, так и в здании телерадиокомитета, не систематизированы и находятся в хаотичном состоянии.

Существенную помощь в работе оказал личный фонд Анатолия Дмитриевича Удачина16, который работал ассистентом режиссера с 1 августа 1961 года, а с ноября 1962 по август 1981 г. - режиссером на Курганской студии телевидения. Документы были приняты на хранение в 2002 - 2003 гг. и представляют большую ценность для исследования, так как их тематика существенно отличается от официального фонда Р-933. Основные группы документов составляют творческие материалы, материалы служебной деятельности, материалы, собранные фондообразователем по интересующим его вопросам, фотоматериалы. Раскрыть «кухню» телевидения 1960-х помогают иллюстрации к сатирическому журналу «Ёж», раскадровка к фильмам, сценарии, конспекты конференций и другие материалы.

В личном фонде А.Д. Удачина есть масса интересных документов. Ярким примером является «Тексты выступлений и предложений по улучшению работы Курганской студии телевидения»17, которые не идут в сравнение с протоколами производственных летучек, поскольку были написаны самим выступающим, а не законспектированы секретарем. В них можно найти яркие эмоциональные отзывы на передачи, которые шли в эфире Курганской студии телевидения. А.Д. Удачин, будучи обозревателем, старался не искать

15 не учитывая микрофонные материалы

16 ГАКО, ф. Р-2447.

17 ГАКО, ф. Р-2447, on. 1, д. 37. отрицательные моменты в передаче, но давал понять автору, как исправить ситуацию в будущем.

Для более полного освещения картины эволюции телевидения необходимо было затронуть вопрос о цензуре. Контроль СМИ в области осуществляли органы Обллита, часть документов которого была рассекречена и в настоящее время представлена в ГАКО18. Интересно, что часть документов этого фонда была уничтожена19 (например, переписка с главным управлением по вопросам цензуры и переписка с партийными организациями по вопросам печати), но по оставшимся делам, например таким как «Протоколы цензорских занятий и протоколы производственных совещаний», можно частично восстановить потерянную информацию, которая касалась изменений в списке цензурных запретов. Этот фонд позволил описать одну из интереснейших граней региональных СМИ.

Автором были использованы документы двух ведомственных архивов: архив государственной телерадиокомпании «Курган» (ГТРК «Курган») и архив областного радиотелевизионного передающего центра (ОРТПЦ). Зачастую документы этих двух архивов перекликаются и дублируют документы фонда Р — 933 ГАКО.

Архив телецентра представляет интерес в выявлении последовательности технической эволюции. Несмотря на то, что в документах содержится масса узкотехнической информации, можно установить точные хронологические рамки ввода в эксплуатацию того или иного оборудования, запуск важных объектов телевещания области. Более того, знакомство с таким объектом как телецентр позволило глубоко проникнуть в тему для более подробного описания работы телестудии.

Архив ГТРК «Курган» представлен следующими видами документов: микрофонные папки, приказы по личному составу, письма и ответы на них, приказы госкомитета, проекты планов на различные годы и некоторые другие. Первые два вида документов хранятся в пригодных для этого

18 ГАКО, ф. Р-1737, оп.1-2.

19 В основном это коснулось директивных указаний о том, что нельзя показывать и о чем рассказывать.

16 помещениях, а письма, отчеты студии, приказы госкомитета и другие документы в связи с ремонтными работами были вынесены на улицу. В связи с критическим положением по сохранности, автором были отобраны, высушены и сохранены некоторые документы, представляющие интерес для изучаемой темы. Большая часть документов в связи с неприемлемыми условиями хранения потеряна.

Одним из важных источников по изучению истории телевидения, особенно в отношении вопроса о работниках, являются «Приказы по личному составу». Приказы по телевидению и радиовещанию всегда велись в одной книге, а по телецентру всегда в другой, даже после слияния двух структур. Сейчас оба вида документов хранятся в архиве ГТРК «Курган».

Приказы по личному составу 1960-х гг. содержат не только информацию о приеме, увольнениях, отпусках и пр., но и информацию общего назначения: поздравления с праздниками, порядок инвентаризации и другие. Наиболее важную информацию представляют собой приказы, касающиеся различных нарушений, они позволяют оценить рабочую атмосферу того времени; строгость производственной дисциплины и вертикаль власти на студии, радио и телецентре. Так как приказы по личному составу были представлены в полном объеме (в связи с длительным сроком хранения), они были изучены полностью как по телерадиокомитету, так и радиотелецентру. С 1983 года приказы по личному составу печатаются на специальных бланках, что существенно облегчило обработку и поиск нужной информации.

Опубликованных источников чрезвычайно мало, так как до недавнего времени изучаемая тема не попадала под внимание историков. Несколько выдержек можно найти в сборнике документов ГАКО: «Курганская область:

ЛЛ лидеры и время 1943-2003» , и в сборнике краеведческого музея

У 1

Курганские хроники 1662 — 2000» , который составлялся из кратких выдержек прессы. Так как имела место обработка не прямых источников, есть масса неточностей, которые можно обнаружить после перепроверки.

20 Курганская область: лидеры и время 1943-2003: Сб. док. - Курган, 2003.

21 Курганские хроники 1662-2000. - Курган, 2002.

Чтобы преодолеть одностороннее, одномерное освещение истории, необходимы не только архивные изыскания, но и более широкое использование источников: газетных и журнальных публикаций, состояния общественного мнения, социологических данных, свидетельств очевидцев происходящих событий и их сравнительный анализ.

Периодика изучаемого периода отличается насыщенностью пропаганды коммунистической идеологии, умалчиванием и, порой, фальсификацией данных. Наглядным примером может послужить то, что об аварии и обрушении первой телемачты в декабре 1959 года не было ни одного упоминания. Из-за боязни напомнить об этом неприятном происшествии в честь открытия телестудии появилась только небольшая заметка, а ведь до аварии о строительстве телецентра выходили обширные помпезные статьи.

В более мелких вопросах критика допускалась. Так несколько месяцев после открытия студии в печати появлялись письма с критикой в ее адрес и жалобы на некачественное вещание. Каждое письмо, опубликованное в местной прессе, было предметом серьезного разбирательства, и лишь немногие был поводом для занесения благодарности в книгу приказов. После 1963 года с приходом московского телевидения волна критики стихает, как, впрочем, и любая другая информация относительно студии, редкие статьи касаются некоторых выдающихся программ, телеспектаклей и другой продукции студии. Несмотря на множество минусов, по газетам можно достаточно подробно отследить развитие телевидения, особенно, в первые годы существования. Однако газеты часто дают противоречивые данные. И дело даже не в безответственности корреспондента, цензуре или давлении партийного аппарата, сами работники студии допускали многочисленные фактические ошибки. Наиболее распространенные хронологические (дата появления студии, время появления той или иной передачи) и статистические (количество телевизоров в области и пр.). Противоречия наблюдаются даже в интервью одного и того же человека в разное время.

Источником другого характера были специализированные газеты и журналы. Государственный комитет по телевидению и радиовещанию СССР издавал с 1952 года ежемесячный иллюстрированный журнал, который в разное время назывался «Радиоэфир», «Радио и телевидение», «Советское телевидение и радио», «Телевидение и радиовещание». Подписываться на него обязывали всех сотрудников отечественного телевидения. Так как журнал издавался в Москве, львиная доля материалов посвящалась работе ЦТ и объединению «Экран», снимавшему телефильмы. Этот журнал был официальным печатным органом Гостелерадио СССР, с помощью которого сообщались планы по развитию телевидения в стране, давались четкие идеологические ориентиры и отслеживалась работа местных студий. Этот журнал был не один. Еще одним знаковым печатным органом для телевизионщиков был «Журналист». Попасть во внимание всесоюзного журнала было очень престижно, и Курганской студии однажды удалось это сделать: в 1974 году вышла статья «Помогайте Ежу»22.

В местных газетах каждый год в день радио выходили статьи, посвященные электронным СМИ. Они рассказывали об успехах и перспективах, текущих делах и прочих проблемах, но большого разнообразия между статьями в разные годы не наблюдается. Кроме текстовой информации в газетах и журналах содержатся множество интересных фотографий, которые могут быть полезны для раскрытия задач данного исследования.

Мемуары

Дополнительную группу источников составили воспоминания ветеранов телевидения: Артамонова Г.С., Будимирова А.П., Пундани В.В., Власовой В.П., Удачина А.Д., Кругловой Н.Б., Травникова Г.А., Брейтмана Э.М., Данилова Н.Н., Танеевой JI.M. и др., записанные по инициативе автора. Напечатанных, либо рукописных воспоминаний у ветеранов не было, поэтому автору пришлось проводить кропотливую работу по сохранению

22 Гульченко В. Помогайте Ежу (размышления о сатире на телеэкране) //Журналист. - 1974. - 3 март. - С.

20. ценных материалов. Некоторые из респондентов предоставили материалы своих личных архивов: дневниковые записи, тексты выступлений на собраниях, записи, сделанные на производственных совещаниях, фотографии.

КФФД

Кроме всего прочего в исследовании были задействован и такой вид источников как кинофотофонодокументы (КФФД). В течение последних 10 -20 лет в технике фиксации, передачи, воспроизведения информации происходят гигантские изменения, которые настоятельно диктуют совершенствование творческой лаборатории историка.

Кинофотофонодокументы не обладают открытыми информационными свойствами как письменные источники, более того требуют специальной подготовки исследователя и определенного уровня материально-технического оснащения.

В настоящее время существует большая проблема с методикой работы с КФФД, так как нет ни одного специального исследования посвященного этой теме. Единственным выходом является заимствование методов источниковедения других видов источников. В учебниках по источниковедению до недавнего времени КФФД не отводилось место, несмотря на то, что уже в 60-е гг. XX века поднимались вопросы об их широком использовании23.

Так как долгое время не было технической возможности для записи передач, более того это было экономически нецелесообразно, архив записей представлен фрагментарно, причем на разнообразных носителях. Тем не менее, несмотря на такую незавершенность, он является достаточно репрезентативным, поскольку содержит наиболее значимые передачи.

Для полноценной работы важно не только наличие сохранившихся в оригинале КФФД, но комплекса текстовой сопроводительной информации, относящийся к истории создания и содержанию документа: режиссерские

23 Кнутиков И.Н. Кинофотофонодокументы в научных исследованиях. // Вопросы архивоведения. - 1962. -№2; Евграфов Е.М. Кинофотодокументы как исторический источник: Учеб. пособие. -М., 1973.

20 разработки, сценарий, дикторский текст, воспоминания ветеранов ТВ. В этом отношении особенно интересны протоколы заседания художественного совета относительного того или иного произведения.

В настоящем исследовании было обработано более 1000 ранее не опубликованных и не изученных документов. Информация, лично полученная автором и впервые вовлекаемая в научный оборот, имеет большое значение для расширения знаний об истории средств массовой информации в регионах. В летопись электронных СМИ автором было внесено более десятка интервью с ветеранами Курганской студии, которые существенно дополняют и расширяют данные письменных источников. Использование всех указанных выше источников исследования не только составило его основу, но и помогло автору в решении основных задач диссертации.

Методология и методы исследования

Для современной исторической науки характерны принципы научного плюрализма. Это означает, что каждый исследователь вправе использовать ту или иную методологию, исходя из проблематики, цели и задач научного труда. Сегодня ученые выделяют три методологических подхода, которые преобладают в исторической науке: формационный, цивилизационный и модернизационный. В основу данного исследования положен модернизационный подход, который, главным образом, учитывает влияние научно-технической революции на все стороны жизни общества, в том числе на духовную и общественно-политическую сферу. Важнейшим методом исследования является диалектический метод, который предполагает рассмотрение всех явлений и событий в развитии во всей их сложности и противоречивости. Из него вытекают основополагающие и специальные теоретико-методологические приемы и принципы исследования.

Ведущим методологическим принципом стал принцип историзма. Тесно связанным с ним является принцип системно-функционального анализа, который предусматривает рассмотрение любого развивающегося явления как определенной системы, обладающей соответствующей структурой и функциональной значимостью. В данной работе мы рассматриваем в качестве изучаемой системы замкнутую цепочку: телепередачи — общество — телестудия — передачи - общество. Сложность общественного бытия определила использование комплексного подхода, позволяющего во всем многообразии оценить изучаемое явление. Структурировать работу, определить содержание глав и параграфов в четкологической последовательности позволяют хронологический и логический методы. Для выявления репрезентативности, достоверности и объективности различных источников был использован сравнительно-сопоставительный анализ.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается: опорой на широкую базу источников по изучаемой проблеме; комплексным методом научного познания; применением научных методов обработки и анализа данных; опорой на статистические материалы.

Научная новизна диссертации

Научная новизна изыскания обуславливается, главным образом, отсутствием аналогичных работ, посвященных истории Курганского телевидения. Кроме этого, комплексно исследованы вехи развития Курганской телестудии; впервые выделены этапы развития Курганского телевидения; введены в научный оборот новые факты и источники, ранее нигде не публиковавшиеся. Значительная часть этих источников позволяет показать многомерность и неоднозначность развития местных электронных СМИ. Настоящее исследование завершается началом 1990-х, доводя тем самым до конца советский период развития ТВ, в отличие от аналогов (Казанского и Челябинского ТВ), которые ограничивают хронологические рамки 1985 годом24.

24 Даутова Р.В. Становление и развитие телевидения в Татарстане (вторая половина 1950-х- 1985 гг): Дис. . канд. ист. наук. - Казань, 2004; Шестеркина Л.П. Возникновение и развитие Челябинского областного телевидения (1958 - 1985 гг.): Дисканд. ист. наук. - Челябинск, 2005.;

22

Данная работа представляет собой попытку системного анализа развития отечественного телевидения на региональном уровне. Она включает не только чисто историческую часть, но и рассматривает агитационно-пропагандистский аспект данного явления, с точки зрения культурно-исторического анализа, что является логическим продолжением известных проблем и задач.

Теоретическое значение

Авторские разработки и результаты исследования могут быть использованы при подготовке обобщающих научных изысканий по истории культуры и духовной жизни Курганской области. Проведенные исследования будут способствовать раскрытию истории телевидения Кургана как одного из крупных «белых пятен» в истории Зауралья. Результаты данной работы могут быть применены для решения более глобальных научных задач;* например, таких как раскрытие истории телевидения в рамках СССР, истории средств массовой информации в условиях глобального контроля и централизации, изучение истории и роли телевидения в других регионах и др.

Практическое значение

Кроме профессиональных историков материалы диссертации могут быть интересны сотрудникам телевидения, а также органам управления культурой, могут использоваться при подготовке кадров в сфере телевидения, а также в подготовке и изложении специальных курсов по краеведению, журналистике, культурологии, социологии, истории культуры.

Материалы и результаты исследования, положительные и отрицательные моменты советской системы электронных СМИ позволят усовершенствовать работу телекомпаний различных уровней. Кроме того, анализ механизмов воздействия СМИ на аудиторию позволит более гибко воспринимать транслируемую информацию и выработать герменевтический подход для ее усвоения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в рамках различных международных, областных и региональных научных конференций: V региональной научно-практической конференции «Выдающиеся представители научной, общественной, духовной жизни Урала», г. Челябинск, международной научно-практической конференции «Культура провинции», г.Курган, научно-практической конференции «Зыряновские чтения», г.Курган. По теме исследования опубликовано 6 научных статей.

Структура диссертации определяется логикой, задачами исследования, актуальностью и степенью разработанности проблемы. Диссертация состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованных источников, литературы и приложений.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Телевидение Курганской области"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Появление телевидения в Зауралье сыграло большую роль в социокультурном развитии области. Оно было источником информации, доступным всем категориями граждан, в том числе и тем, кто был не грамотен. Оперативность донесения информации радио, и иллюстративность кинематографа обусловили рост популярности нового СМИ. Телевидение быстро стало неотъемлемой частью досуга сельских и городских жителей, становясь для них все более привычным и наиболее важным средством массовой информации.

Становление регионального телевидения, в том числе Курганского, нельзя рассматривать в отрыве от главных событий отечественной истории. Зарождение телевидения, становление и развитие студии пришлось на период хрущевской «оттепели». В Курганской области позднее ближайших соседей открылся телецентр, началось вещание, произошел переход на цветное оборудование и видеопленку. Все это оставило глубокий отпечаток на развитии телестудии и телевещания. Студии не удалось избежать «программного голода» на этапе зарождения и дефицита профессиональных кадров. Однако постепенно сложился интересный творческий и технический коллектив, благодаря которому телевидение в Кургане перестало быть любительским. В сетке передач стали появляться образцы серьезной телепублицистики, высокохудожественные телепостановки, телефильмы студийных документалистов.

Сложившаяся система централизации СМИ была одним из важнейших принципов консолидации общества. Монополия государства на информацию создавала единое информационное пространство и, как следствие, единое общественное мнение. Интересы аудитории учитывались во вторую очередь, а в первую - политические, идеологические и агитационные устремления партийно-государственного аппарата. Но другой стороны, централизованное руководство телевидением помогало преодолеть стихийность в развитии, подготовить кадры, обновить парк оборудования.

Местные студии занимали скромную нишу в государственной системе телевидения и киноиндустрии, но это было очень важное и нужное место. Являясь органичным продолжением централизованной системы агитации и пропаганды, практически везде (даже в детских передачах) была идеологическая составляющая. Она была настолько привычной, что население уже бессознательно чувствовало возможные отклонения от официальной концепции и выражало по этому поводу возмущение. Обеспечение государственной информационной безопасности было явно гипертрофированым, но в условиях холодной войны, промышленного и военного шпионажа - обоснованным явлением.

Телевидение, будучи посредником между властью и народом, являлось проводником инициатив с обеих сторон. Процесс взаимовлияния трех элементов: общества, СМИ и власти в СССР был очень сложен. Представители власти официально подчиняли себе СМИ и с их помощью «общались» с населением. Комитет по телевидению и радиовещанию был проводником информации не только сверху вниз, но и снизу вверх. Народ, являясь субъектом влияния, редко поднимал глобальные вопросы, и как показала практика чаще всего граждане с помощью телевидения старались решить свои жилищно-коммунальные проблемы. Телевизионщики не латали крыши и не чинили трубопроводы, они лишь обращали общественное внимание на вопиющие проблемы и тем самым способствовали их положительному решению.

В истории студии можно выделить ряд этапов развития. Периодизация по организационному, творческому и кадровому признакам включает такие отрезки: 1959 - 1963 гг. - время появления студии телевидения, первоначальный набор сотрудников, начало профессионального совершенствования, появление первых самостоятельных программ. Весь эфир составляла местная программа передач, В 1963 — 1970 гг. в области появилось Центральное телевидение, произошло сокращение времени вещания, творческий и технический персонал приобрели достаточный опыт для появления качественных передач. В 1970 - 1985 гг. телевидение обогнало по популярности радио, Государственный комитет по радиовещанию и телевидению стал комитетом по телевидению и радиовещанию, вслед за ним переименовывали региональные комитеты. Снимается множество очерков, продолжается работа над популярными программами. В Москве появляется институт по повышению квалификации работников радио и телевидения, куда региональные студии начинают отправлять своих сотрудников. Переходный период 1985-1991 гг. ознаменовывается сменой государственной политики и внедрением рыночных отношений в телепроизводство. Увеличение количества рекламной продукции способствовало улучшению материального положения сотрудников, но с ростом инфляции этот процесс прекратился. Визирование текстов работниками Обллита становится не обязательным — официально отменяется цензура. Поднимаются ранее запрещенные темы, происходит поиск новых ориентиров, появляются новые актуальные программы.

Беря за основу материально-технический фактор, можно выделить следующие крупные периоды: 1959-1963 гг. - в этот отрезок времени происходила первоначальная комплектация телецентра, строительство первой телевизионной мачты и ее обрушение (первые три года работы в роли антенны выступала стрела автокрана). В 1963 — 1983 гг. появилась новая телемачта и достроена радиорелейная линия, которая обеспечила вещание Центрального телевидения в области, в 1977 году открывается второй канал вещания. В 1983 - 1992 гг. произошел переход на цветное вещание, появляются первые видеокамеры, а в начале 1990-х гг. ликвидируется участок кинопроизводства.

Развитие материально-технической базы региональных студий происходило рывками, несмотря на стройную и последовательную систему, изложенную в официальных документах. Поставки необходимого оборудования происходили с задержками, а его качество часто было неудовлетворительным. Приборы часто ломались, а ремонт необходимо было производить в других городах, что вынуждало студию идти на дополнительные расходы. Техническое отставание телецентра и телестудии наблюдалось в сравнении с соседними городами - Тюменью, Челябинском, Свердловском. Они, в свою очередь, сильно отставали от Москвы, а та - от стран Запада. Сложности были не только с поставкой телевизионного оборудования региональным телецентрам, но и с удовлетворением спроса населения на телеприемники.

Очевидным было явление, которое можно обозначить как информационное неравенство. В комфортных условиях (в собственной квартире) просматривать телепередачи могли только те, у кого хватало денег на покупку телевизора, и было определенное упорство, для того, чтобы в условиях дефицита его достать. Телевизор был редким и очень модным явлением, он ясно говорил о социальном статусе и престиже хозяев. Сразу после рождения ТВ появилась телевизионная зависимость, которая вынуждала людей часами находиться у нового чуда техники, обделяя тем самым другие формы досуга. Более того, если раньше внутрисемейное, коллективное общение было важной формой обмена информацией, то теперь оно сократилось, так как телевизор требовал полной тишины от зрителей.

Продукция Курганской студии была не самого лучшего качества, и лишь некоторые программы могли конкурировать по популярности с московскими. Отчасти это было связано с синдромом провинциализма -закомплексованность и боязнь проявить себя в полном объеме способствовали предрасположенности к производству низкокачественных программ. Однако, являясь региональным телевидением, Курганский комитет был монополистом в сфере местных новостей, и поэтому обладал заведомой популярностью. Многие современные журналисты отмечают, что региональные новости были добрее, мягче. Безусловно, телевизионщики старались делать качественные и интересные передачи, но их активность сталкивалась с официальной политикой агитации и пропаганды (наличием политико-экономического аспекта внутри каждой проблемы), техническими

• и финансовыми возможностями студии и недостаточной квалификацией как самих авторов, так и других сотрудников участвовавших в производстве. По этой причине изначально привлекательная идея приобретала не всегда удобоваримую и качественную форму. Талантливые сотрудники могли преодолеть (обойти) барьер технического несовершенства, давления официальных органов и цензуры. Профессионально сделанная передача, ее лаконичность и законченность была лучшим средством борьбы с редакторской правкой, рекомендациями художественного совета и т.д. Благодаря упорству и таланту журналистов огромной популярностью пользовались такие передачи как «Ёж» и «Нива».

Официальные органы выделяли «действенность» в качестве одной из важнейших задач телевидения как средства агитации. Эффективность должна была «красной нитью» пролегать сквозь весь эфир. Именно с расчетом на «действенность» по указанию партии так много материалов было посвящено политико-экономической пропаганде. Явный перекос в этой области вызывал раздражение зрителя, так как подобные материалы были не слишком интересными, что признавали и сами работники студии, но повлиять на изменение государственных приоритетов в информационной политике не решались. Журналисты Зауралья на одной из конференций еще в 1962 году сошлись во мнении, что от того, «.насколько живо, интересно, образно написана корреспонденция, статья или очерк, зависит глубина того следа, который они оставят в уме и сердце читателя, радиослушателя, телезрителя»329. Оставить действенный след продолжительным сельскохозяйственным или производственным вестником было очень сложно, однако официальные органы требовали появление такого рода

329 Конференция Зауральских журналистов. //Сов. Зауралье. - 1962. - 1 февраля. - С.2.

210 передач, которые, по их мнению, способствовали повышению экономических показателей.

Несмотря на все сложности и недочеты, телевидение способствовало культурным, политическим, экономическим преобразованиям, росту образовательного и культурного уровня. Работники курганского телевидения всегда с трепетом относились к заботе о нравственном и интеллектуальном здоровье общества, способствовали формированию и развитию социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма. Телевидение должно было способствовать совершенствованию общественного устройства, благу каждого гражданина. Ориентир на коммунистический нравственный идеал был общепринят в советском обществе, резко подвергались критике устои буржуазного общества. С крахом советской системы положительное влияние стало особенно заметно на контрасте с хлынувшей волной безнравственной продукции, изобилующей насилием, негативными социальными героями и т.п. По мнению некоторых авторов «России сейчас, пожалуй, больше нужна несвобода. Крепость морали, строгость традиций, святость предрассудков. Сознательное самоограничение»330! Отсутствие жестокости на экране и пропаганда его неприятия создало своеобразную нишу, которую в благоприятный момент быстро заполнили некогда критикуемые западные традиции.

Одним из самых важных изменений конца 1980-х - начала 1990-х гг. стало включение курганского телевидения в рыночные процессы и стремительная коммерциализация. Параллельно с этим шло творческое раскрепощение работников СМИ. Ранее в угоду «государственным» интересам нередко закрывались глаза на такие принципы журналистики как правдивость и объективность, теперь же с ослаблением государственного прессинга стало возможным разрабатывать передачи проблемного характера, которые касались ранее недоступных тем. К началу 1990-х гг. созрела ситуация, когда журналисты активно добивались свободы слова как

330 Беляев И.К. Особенности национального телевидения. - М., 2000. - 13 с.

211 необходимого условия деятельности современных средств массовой информации. Это время стало рубежом не только в истории России, но и в развитии отечественного телевидения.

 

Список научной литературыДумчев, Андрей Викторович, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Архивные источники• 1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), ф.6903, on. 1.

2. Государственный архив общественно-политической документации Курганской области (ГАОПДКО), ф. 166, оп. 16, д. 47.

3. ГАОПДКО, ф. 6941, оп. 19, д. 87.

4. Государственный архив Курганской области (ГАКО), ф. Р-2447, on. 1 -2.5. ГАКО, ф. Р-1737, on. 1.6. ГАКО, ф. Р-933, on. 1 3.

5. Текущий архив Федерального государственного унитарногопредприятия, государственная телерадиокомпания «Курган». Приказы по личному составу 1958-1992.

6. Текущий архив Курганского Областного радиотелепередающего центра. Акты сдачи оборудования 1958-1992.

7. Личный архив Будимирова А.П. Из текста поздравления к 25-летию студии. 1985.1. Опубликованные источники

8. Курганская область: лидеры и время 1943-2003. Сб. док. Курган, 2003.

9. Курганские хроники 1662-2000.-Курган, 2002.

10. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.7.-М., 1971.

11. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т.8.-М., 1972.

12. Материалы XXVII съезда КПСС. М., 1986.6. XXV съезд КПСС. М., 1976.1. Статистические материалы

13. Котов Ф. И., Организация планирования народного хозяйства СССР. -М., 1974.

14. Народное хозяйство Курганской области. Челябинск, 1963.

15. Курган за годы девятой пятилетки. Курган, 1976.

16. Курганская область в одиннадцатой пятилетке 1981-1985: Статистический сборник. Челябинск, 1987.

17. Курганская область 55 лет: Статистический сборник. Курган, 1998.

18. Курганская область в цифрах за 60 лет. Курган, 2003.1. Периодические издания

19. Аванесов В. Узнаю я их по голосам. /Интервью с репортером Курганского РВ к 50-летию со дня основания, вела С.Хорошаева //Курган и курганцы. 1993. - 20 нояб.

20. Аванесов В.Г. Бегу, спешу, волнуюсь. //Наука и образование Зауралья. 1999. - №3-4. - С.287-295

21. Автомобиль источник помех для радио и телевидения // Сов. Зауралье. — 1961. — 23 июля. - С. 2.

22. Агафонов Ю. Телепрограмме «Коммунист» 15 лет //Сов. Зауралье. -1984.-15 мая.

23. Александрова 3. Смотр резервов //Сов. Зауралье. 1973. - 19 июня.

24. Антонова Н. Говорит Курган //Молодой ленинец. 1974. - 7 мая.

25. Артамонов Г. «Как наше слово отзовется.» Курганскому областному радио 50 лет //Сов. Зауралье. - 1993. - 20 нояб.

26. Артамонов Г. Радио дни районов Зауралья //Сов. Зауралье. 1977. - 2 марта.

27. Артамонов Г. Чтобы отозвалось в сердцах // Сов. Зауралье. 1979. - 6 мая.

28. Ю.Бабанова А. Шадринское телевидение: Что за кадром? //Исеть (г.Шадринск). 1995. - 14 февр.11 .Баделин М. Звучат в эфире позывные нового цикла передач,посвященного 60 летию Великого Октября //Сов. Зауралье. - 1977. -3 апр.

29. Бендик JT. Страницы жизни героя //Молодой ленинец. 1968. - 4 февр. 13.«Березовая ветка»: премьера Курганской студии телевидения по пьесе

30. Ю.Визбора // Сов. Зауралье. 1985. - 29 марта. М.Бортовская В.К. Поет Зауралье. Размышления после 4 областноготелеконкурса вокалистов //Сов. Зауралье. 1973. - 7 авг. 15.Будимиров А. Мощное средство информации и пропаганды // Сов.

31. Зауралье. — 1981.-7 мая. 1 б.Будимиров А.П. Телевидение не терпит повторений //Молодой ленинец. — 1985. 7 мая.

32. Будимиров А.П. Творческих успехов, друзья! Твой помощник,советчик //Сов. Зауралье. 1970. - 31 июля.

33. Быков Д. 40 лет вместе //Курган и курганцы. 2000. - 7 октября. - С. 45.

34. В исполкоме областного Совета //Сов. Зауралье. 1990. - 1 марта.

35. В труде и быту быть коммунистом // Сов. Зауралье. 1959. - 1 января. С.4.

36. В эфире Зауралья //Сов. Зауралье. 1969. - 7 мая.

37. Васильев П. «Внимание, говорит Юргамыш!.» //Блокнот агитатора (г. Курган). 1969. - №21. С.32-35.

38. Веселов В. «Россия, попутчики, дом.» Поэма А. Еранцева «Горсть земли» на телевизионном экране //Сов. Зауралье. 1972. - 5 апр.

39. Веселов В. Держать жанр //Курган и курганцы. 1993. - 20 апр.

40. Веселов В. Песня и параграф // Сов. Зауралье. 1980. - 4 янв.

41. Владимиров Е. Говорит местный радиоузел. //Блокнот агитатора (г. Курган). 1974. - №16. С.22-23.

42. Владимирова В. Валерий и другие. Новая работа Курганской студии телевидения и артистов областного театра спектакль по пьесе И. Лазутина «В графе отец» //Сов. Зауралье. — 1977. - 8 апр.

43. Владимирова Т. Живой голос совести: «Место под солнцем» новый спектакль Курганской студии телевидения //Сов. Зауралье. - 1985. - 4 янв.

44. Владимирова Т. Такая трудная контрольная: Заметки о телеспектакле «Час ночи» Курганской телестудии //Сов. Зауралье. 1980. - 28 дек.

45. Власов Я. Говорит Шадринск. Обзор радиопередач //Красный Курган. -1953.-6 марта.

46. Волынкин В. Хочу, чтобы нам поверили! /Интервью с организатором местного ТВ записал С.Ильиных //Шадринская новь. 1990. - 19 окт.

47. Волынкин В.В. «Пасынки» на 9-м канале //Новый мир. 1998. - 3 фев.

48. Ганеева JI. «Мне приходится рассчитывать только на себя» /Интервью с тележурналистом вела В. Шалай //Субботняя газета. 1994. - 16 июля. - С. 1; 4.

49. Танеева JT. «Мы всегда работали в ногу со временем» //Курган и курганцы. 2000. - 7 октября. - С.4.

50. Танеева JT. Встречи, судьбы, характеры //Сов. Зауралье. 1980. - 6 янв.

51. Ганеева JT. Спешите сказать им теплое слово //Сов. Зауралье. 1984. -26 авг.

52. Гиршев Г. Имя твое наставник //Сов. Зауралье. - 1974. - 6 дек.

53. Гладышева JI. Зерна добра мы посеем. Терентий Семенович Мальцев рассказывает//Сов. Зауралье. 1976. - 17 июня.

54. Голубой экран о земляках //Молодой ленинец. 1976. — 29 окт.

55. Горычев В. Развитие социалистической культуры, литературы искусства и повышения их роли в коммунистическом строительстве //Блокнот агитатора. 1979. - №9. - С.17-26.

56. Гриценко М. Салют динозаврам // Молодой ленинец. 1980. - 30 сент.

57. Гульченко В. Помогайте Ежу (размышления о сатире на телеэкране) //Журналист. 1974. - 3 марта. - С. 20.

58. Дисциплина ключ к успеху //Телевидение и радиовещание. - 1973.• №10.-С.30.

59. Дмитриева А. Шадринск на экране ЦТ //Шадр. рабочий. - 1985. - 3 марта.

60. Дмитриева Т.М. «Эфир» в эфире //Куртамышская нива. 1994. - 12 окт.

61. Долгих В. Говорит и показывает техникум //Блокнот агитатора. 1984. - №8. - С.15-19.

62. Дудник В. Проблемы развития культуры в центре внимания //Блокнот агитатора (г. Курган). - 1979. - №4. - С. 21-24.

63. Дышкантюк А. О чем рассказал обелиск //Сов. Зауралье. 1975. - 26марта.

64. Емельянов П. Телевизоры в Частоозерье // Сов. Зауралье. 1960. - 31 авг. - С. 4.

65. Еранцев А. Фильм, созданный курганцами //Сов. Зауралье. 1968. - 6 янв.

66. Жиров Н. Говорит Курган //Сов. Зауралье. 1973. - 13 декабря.

67. Жиров Н. К вам слово друзья эфира //Сов. Зауралье. 1973. - 8 февр.

68. Жуков А. Плюсы и минусы одной передачи //Сов. Зауралье. 1971. -12 марта.

69. Жукова 3. Голос из репродуктора: Курганскому радио 50 лет //Сов. Зауралье. - 1993. - 27 нояб.

70. Зайцев В. Будущее телевидения в Курганской области и

71. Мокроусовском районе //Восход (с. Мокроусово). 1972. - 8 апр. 56.Зайцев В. На пульсе времени //Сов. Зауралье. - 1973. - 6 мая. 57.Ильиных П. Памятные встречи //Далматовский вестник. - 1993. - 19 окт.

72. Казаков А. Передачу ведет Курганский телецентр. Письмо в редакцию, // Сов. Зауралье. 1962. - 19 мая. С.2.

73. Карсонов Б. Хождение на радио //Курган и курганцы. — 1999. 8 дек.бО.Катайские телезрители видели и слушали Н. С. Хрущева. // Сов.

74. Зауралье. — 1962. — 18 марта, С. 2.

75. Кирсанов В. Говорит Курган. О литературно-музыкальных передачах областного радио //Сов. Зауралье. 1969. - 21 октября.

76. Кожемяко JI. Культура области на рубеже веков //Новый мир. 1999. -26 нояб.

77. Козлова М.М. Кино, радио и печать Зауралья в 20-30-е годы //Культура Зауралья: прошлое и настоящее: Сб. науч. тр. Курган, 1999. - Вып. 2. -С.108-115.

78. Колесников В. Важное средство информации //Рассвет (р.п.

79. Юргамыш). 1970. - 10 марта.

80. Колмогорова Э. Признание в любви //Новый мир. 1999. - 6 мая,

81. Колобов В. Телевидение в Шадринске //Гудок. 1991.-29 мая,

82. Колокова И. Человеческий коридор //Сов, Зауралье. 1975. - 10 апр.

83. Колосков А. Говорит Курган. //Партийная жизнь. 1957. - №7. С.73-78.

84. Кондратьев В, Говорит колхозное радио // Сов. Зауралье. 1979. - 22 мая.

85. Кононова Т. Остановите Малахова! //Сов. Зауралье. 1978. - 29 апр.

86. Конференция Зауральских журналистов //Сов. Зауралье. 1962. - 1 февраля, С.2.

87. Короткий В. «. и не без души». Курганская студия телевидения показала новую работу телевизионное повествование о Вильгельме Кюхельбекере // Молодой ленинец. - 1969. — 31 мая.

88. Коротких В. Вы смотрели телевизионный спектакль. //Сов. Зауралье, 1968.-8 декаб.

89. Коротков В. Кинопутешествие по Зауралью Говорит и показывает Москва, 1985, №9 //Молодой ленинец. - 1985. - 2 марта.

90. Костров В. Радио в Зауралье: страницы истории //Молодой ленинец. -1981.-26 мая.

91. Красный Курган. 1959. - 31 мая.

92. Кривошеев В. Заявка сделана хорошая //Молодой ленинец. 1972. - 3 февр.

93. Кудрявский Я. Говорит Шадринск. Обзор передач местного радиовещания //Сов. Зауралье 1976. - 24 апр.

94. Кудрявский Я. Пропагандист и организатор. К 10-летию журнала «Организатор» //Сов. Зауралье. 1972. - 29 апреля.

95. Кузьмин А. Говорит и показывает Петухово: Как возрождалась район. Телестудия //Зауралье. 1996. - 5 июня.

96. Курганское цветное //Сов. Зауралье. 1983. - 17 марта.

97. Либерзон В. Мир героев его мир //Сов. Зауралье. - 1976. - 1 сент.

98. Литвиненко Д. Во имя зрителя //Молодой ленинец 1976. - 4 марта.

99. Львов А. Говорит и показывает Курган //Молодой ленинец. 1977. - 7 мая

100. Львова С. Иногда мне рассказывают о самом сокровенном /Интервью с тележурналистом вела Ю.Исакова //Курган и курганцы. 1997. - 1 нояб. - С.7.

101. Люсин С. «Спецы на наших заводах не зря деньги получали». И потому ТВ все еще работает//Зауралье. 1997. - 19 авг.

102. Маковеева Т. ТВ-Катайск //Новый мир. ~ 2001.-31 марта. С.9.

103. Маковский В. Курганскому телевидению 15 лет //Сов. Зауралье. -1975.-3 авг.

104. Максимовцев А. Сегодня день радио //Шадринская правда. 1960. - 7 мая.

105. Малофеева В.Н. Диктор /С диктором обл. радиовещания В.Н. Малофеевой беседует С.Игнатьева //Молодой ленинец. 1982. - 8 мая.

106. Марков В. «Дороги начдива» //Молодой ленинец. 1967. - 30 дек.

107. Марковский В. «Радио это средство для хорошего.» //Сов. Зауралье. - 1993. - 19 нояб. Обл. радио 50 лет.

108. Марковский В. Доброе утро. Говорит Курган //Новый мир. 1998. - 7мая.

109. Межевикин В. Когда Курган в эфире. //Новый мир. 2001. - 5 мая. -С.2.

110. Межевикин В. Лад и разлад //Новый мир. 1997. - 16 окт.

111. Межевикин В. Эхо войны //Сов. Зауралье. 1985. - 7 апр.

112. Менщиков А. У голубого экрана. Перспективы развития телевидения в области //Сов. Зауралье. 1974. - 24 июля.

113. Меньшиков В. Дружба девиз «Нивы» //Молодой ленинец. - 1972.22 июля.

114. Мусина В. Вовочка на «Подиуме», Владимир в Мастерской, Владимир Михайлович в студии. в общем, на нашем телевидении //Курган и курганцы. -1994. 26 фев.

115. На экране и . за экраном. Репортаж //Сов. Зауралье. 1970. - 31 июля.

116. Не бывает чужих детей: с позиции гражданина читатель обсуждает телеспектакль «Остановите Малахова» //Молодой ленинец. 1978. -18 апр.

117. Нечухрин А. Доброго урожая, «Нива»! //Молодой ленинец. 1972. - 3 февр.

118. Нечухрин А. Комиссар //Молодой ленинец. 1972. - 31 авг.

119. Осипов Ю. Говорит и показывает Курган //Сов. Зауралье. 1974. - 7 мая.

120. Парфенова М. Наш земляк А.С.Попов //Сов. Зауралье. - 1980. - 7 мая.

121. Передает Курган. Обзор радиопередач //Сов. Зауралье. 1962. - 2 сент.107,108109110111112113114115116117118119120121122123

122. Письма о телепередачах. Назревшие замечания // Сов. Зауралье. -I960. 14 дек.-С. 3.

123. Пономаренко Т.Н. Каждый вечер на экране. //Курган и курганцы -1999.- 10 июля.-С. 4.

124. Попов В. «Еж» справляет юбилей //Сов. Зауралье. 1973. - 25 окт. Попов В. Говорит колхозное радио //Сов. Зауралье. - 1973. - 24 июня. Портнягин В. Голос Артамонова слышен сквозь любые помехи //Курган и курганцы. - 1995. - 24 окт.

125. Портнягин В. Мы его еще уговорим. //Курган и курганцы. 1994. -6 дек.

126. Портнягин В. О Родине: негромко, но слышно //Молодой ленинец. -1972.-6 апр.

127. Портнягин В. Цветы «Магнолии»: Идет настройка и отладка аппаратуры для передач Курганского телевидения в цвете //Сов. Зауралье. 1983. - 3 апр.

128. Последний свидетель //Сов. Зауралье. 1980. - 10 апр. Потанин В. «Ниве» - добрый посев! //Сов. Зауралье. - 1969. - 9 апр.

129. Потоскуев В. Внимание: говорит Курган! // Сов. Зауралье. 1970. - 7 мая.

130. Премьера Курганского телевидения // Сов. Зауралье. 1980. - 19• сент.

131. Премьера голубого экрана //Сов. Зауралье. 1978. - 26 марта.

132. Примизенкин А. «Говорит Белозерское». Каким быть местному радиовещанию //Сов. Зауралье. 1970. - 26 марта.

133. Путями Томина //Молодой ленинец. 1968. - 29 февр.

134. Рабинович Ю. Открывая сокровенное //Сов. Зауралье. 1979. - 3 авг.

135. Рабинович Ю. Телевидение, дети, родители //Молодой ленинец. -1969.- 1 февр.

136. Радиолекторий «Курганская область в семилетии». План работырадиолектория с 31 марта по 30 июня //Красный Курган. 1959. - 29 марта.

137. Росина Р. А вы смотрели «Ниву»? Телевидение труженикам села //Сов. культура. - 1970. - 27 января.

138. Рушниченко Г. Голубой экран и зритель: телевизионная пресс-конф. //Сов. Зауралье. 1978. - 19 янв.

139. Саклакова JI. Наши передачи //Шадринский рабочий. 1979. - 6 мая.

140. Севастьянов А. А. А в кадре он не был. // Нов. Мир. 1997. - 20 марта. - С. 3.

141. Севастьянов А. Светится, светится голубой экран //Сов. Зауралье. -1993.-23 янв.

142. Сибирцев И. Здравствуй, девятый канал: Телевидение: местное время //Сов. Зауралье. 1991.-23 марта.

143. Сибиряков В. Встреча с доктором //Сов. Зауралье. 1973. - 17 окт.

144. Сидоренко Н. Могучее средство //Сов. Зауралье. 1972. - 7 мая.

145. Слава телерадиокомпании! //Курган и курганцы. 1995. - 12 авг.

146. Славников Е. Радио-трибуна строителей коммунизма //Красный Курган. — 1959. 7 мая.

147. Соклакова Jl. Говорит Шадринск //Шадринский рабочий. 1982. - 7 мая.

148. Солонина Т. В эфире радиожурнал «Коммунист и время» //Блокнотагитатора (г. Курган). 1977. - №5-6. С.54-56

149. Союз театра и голубого экрана //Сов. Зауралье. 1974. - 4 апреля.

150. Спасский А. Говорит и показывает Красный Уралец //Рассвет (п. Юргамыш). -1993. 5 июня.

151. Сто строк по случаю двухсотого «Ежа» //Мол. ленинец. 1973. - 25 октября.

152. Суворин И. У телеэкрана весь район // Новый мир. - 1998. - 6 янв. (О ТВ г. Катайска)

153. Суткаленко С. Государственный телецентр ликвидируется, чтобыстать федеральным // Зауралье. 1999. - 14 апр.

154. Телевизор сокращает расстояния. // Сов. Зауралье. 1961.-22 июля. -С. 4.

155. Телецентр строится // Красный Курган. 1959. - 21 июня.

156. Тюрин Ю. Высота песни // Молодой ленинец. 1978. - 16 нояб.

157. У голубого экрана// Сов. Зауралье. 1962. - 15 апр. С. 2.

158. У литературной карты Зауралья //Сов. Зауралье. 1969. - 1 июня.

159. Фильмы о партии // Сов. Зауралье. -1961.-19 сент. С. 3.

160. Фомин Н. День радио праздник связистов //Шадринский рабочий. -1976.-7 мая.156. «Характеры». Завтра премьера телевизионного спектакля по рассказам В.Шукшина //Сов.Зауралье. - 1974. - 22 дек.

161. Хлямков Ю. В эфире родное Зауралье //Сов. Зауралье. 1972. - 7 мая.

162. Черенов Г. Внимание! Говорит Каргаполье! //Сов. Зауралье. 1970. -13 сентября.

163. Черепенников А. Зауралье: прошлое и перспективы //Зауралье. -1988.-2 июня.

164. Чирков А. Курганское телевидение: сорок лет без ангажемента //Зауралье. 2000. - 23 сент.

165. Шадринская культура в цифрах /подгот. А.Дежнев //Исеть (г. • Шадринск). 1999.-2 февр. - С.З.

166. Шутова Т. .но много интересных людей //Сов. Зауралье. 1974. - 28 дек.

167. Шушарин М. Солгать и даже не покраснеть это. //Сов. Зауралье. -1993.-29 апр.

168. Эстафета подвига //Сов. Зауралье. 1984. - 24 июня.

169. Юбилей «Ежа». К 10-летию тележурнала //Сов. Зауралье. 1975. - 1 июня.

170. Юбилей на радиоволне //Курган и курганцы. 1998. - 24 нояб. ф 167. Юрьина Н. В «Ниве» //Сов. Зауралье. - 1972. - 1 февраля.

171. Юрьина Н. Четверть века в эфире //Сов. Зауралье. 1968. - 18 окт.

172. Яборов В. Праздник работников всех отраслей связи //Сов. Зауралье. 1982.-7 мая.

173. Яникс В. Неделя у телевизора: Заметки зрителя о передачах Курганской студии телевидения //Сов. Зауралье. 1980. - 23 апр.1. Литература

174. Аврамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Парадоксы развития, поиски, перспективы. М., 1991.

175. Багиров Э.Г. Очерки истории телевидения. М., 1978.

176. Баранцев А.И., Уваров В.А. У истоков телевидения М.: Знание, 1982.

177. Бженников М.М. Радио и телевидение КБА ССР (Особенности становления пропагандистского воздействия, структуры, аудитории). -Нальчик, 1985.

178. Борецкий Р.А. В Бермудском треугольнике ТВ. М, 1998.

179. Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! М., 2002.

180. Борецкий Р.А. Телепрограмма. М., 1967.

181. Быховский М.А. Круги памяти. Очерки истории развития радиосвязи и вещания в XX столетии. -М., 2001.

182. Бялик Г.И. Телевидение. Лениздат, 1960.

183. Ю.Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. Новые средства массовойинформации их аудитория, техника, бизнес, политика. - Тбилиси, 1989.

184. Вильчек В.Я. Под знаком ТВ. М., 1987.

185. Винер Н. Кибернетика. М., 1983.

186. З.Воробьев А.И., Казаков Г.А., Мельников А.И. Очерки истории советского радиовещания и телевидения. 4.1. 1917-1941. -М., 1972.

187. Воробьев Г. Г. Кибернетика стучится в школу. М., 1986.

188. Габидуллина Э.Ф. Становление и развитие телевидения малыхсеверных городов России (На примере Ханты-Мансийского автономного округа Югры): Дис. канд. филол. наук. - Москва, 2004.

189. Галидов М. Без бумаги и расстояний. Махачкала, 1977.

190. Глейзер М.С. Радио и телевидение СССР. Даты и факты (1917 1986). -М„ 1989.

191. Голядкин Н. А. Краткий обзор становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. М., 1996.

192. Горохов П.К. Б.Л. Розинг- основоположник электронного телевидения -М„ 1964.

193. Гос С.Э. Телевидение. М.: Связьиздат, 1951.

194. Даутова Р.В. Становление и развитие телевидения в Татарстане (вторая половина 1950-х- 1985 гг.): Дис. . канд. ист. наук. Казань, 2004.

195. Дугин Е.Я. Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ. М.: МГУ, 1982.

196. Егицян С.С. Телевидение Армении: Автореф. дис. канд. ист. наук. -М., 1987.

197. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. М., 1979.

198. Егоров В.В. Теория и практика советского ТВ -М., 1980.

199. История культуры Южного Зауралья: Сб. науч. тр. /Курганский государственный университет/ Отв. ред. В.В. Подливалов. Т.2. -Курган, 2004.

200. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2001.

201. Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. М., 2003.

202. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М.: Политиздат, 1987.

203. Москвичи С. Машина, творящая богов. М., 1998.

204. Муратов С. ТВ-эволюция нетерпимости: история и конфликты этических представлений. М.: Логос, 2001.

205. Новаковский С.В., Ренард В.Б. Показывает Москва М: Связьиздат, 1954.

206. ЗЗ.Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 начало 90-х годов): Учебное пособие/ Под ред. Я.Н.Засурского. - М.: МГУ, 1996.

207. Основы телевизионной журналистики: Учебное пособие / Э.Г. Багиров, Р.А. Борецкий, А.Я. Юровский / Под ред. А.Я. Юровского. М., 1987.

208. Очерки по истории Российского телевидения. М., 1999.

209. Петров Г.Н. Телевизионная драматургия: Проблемы журналистского мастерства и особенности творчества. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1999.

210. Сапунов Б.М. Телевидение и культура. М., 1989.

211. Средства массовой информации и пропаганды. М., 1984.

212. Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. Казань, 2000.

213. Урвалов В.А. Очерки истории телевидения. М: Наука, 1990.

214. Фирсов Б. Телевидение и мы: к истории наших отношений //Телевидение: вчера, сегодня, завтра 89/Сост. Е.Я.Дугин -М.: Искусство, 1989.

215. Храмцова Н.Г. Психология информационного воздействия. Курган, 2003.

216. Цвик B.J1. Парадоксы развития местного вещания //Телевидение вчера,сегодня, завтра 89/ Сост. Е.Я.Дугин - М.: Искусство, 1989.

217. Цирульников A.M. Говорит и показывает Горький. Горький, 1984.

218. Шестьдесят лет по пути октября: Тез. докл. обл. науч.-теоретич. конф. -Курган, 1977.

219. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.

220. Юровский А.Я. Телевидение поиски и решения. - М.: Искусство, 1983.

221. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. М., 1980.1. Иностранная литература

222. Joseph R. Dominick. The Dynamics of Mass communication. N.Y., 1993.

223. Stan le Roy Wilson. Mass media / Mass culture. N.Y. 1993.