автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему:
Темпоральная структура текста как компонент идиостиля автора

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Федосова, Татьяна Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Горно-Алтайск
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.04
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Темпоральная структура текста как компонент идиостиля автора'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Темпоральная структура текста как компонент идиостиля автора"

На правах рукописи

Федосова Татьяна Викторовна

ТЕМПОРАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА КАК КОМПОНЕНТ ИДИОСТИЛЯ АВТОРА (на материале произведений К. Воннегута и Дж. Фаулза)

Специальность 10.02.04 - германские языки

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Барнаул - 2005

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Горно-Алтайский государственный университет»

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор Козлова Любовь Александровна

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Лебедько Мария Григорьевна

кандидат филологических наук, доцент Черемисина Ольга Николаевна

Ведущая организация:

Томский государственный педагогический университет

Защита состоится 21 декабря 2005 года в 15 час. на заседании диссертационного совета К 212.011.01 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук в Барнаульском государственном педагогическом университете по адресу: 656031, г. Барнаул, ул. Крупской, 108, ауд. 402.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Барнаульского государственного педагогического университета по адресу: 656031, г. Барнаул, ул. Молодежная, 55.

Автореферат разослан 'о ноября 2005 года.

Ученый секретарь Диссертационного совета

И. Ю. Колесов

¿9&15-

2 202.Я4

з

На современном этапе развития лингвистики и литературоведения невозможно представить себе интерпретацию и анализ художественного текста без исследования его темпоральной структуры, которая в ряде случаев определяет идиостиль конкретного писателя. В связи с этим представляется актуальным рассмотреть вопросы формирования темпоральной структуры художественного текста и алгоритм ее построения с помощью различных языковых средств в ндиостиле автора, чему и посвящена реферируемая диссертация.

Каждого мастера художественного слова отличает свой, специфический набор экспрессивно-эмоциональных средств и механизмов построения произведений, которые формируют его индивидуальный язык, выражают стиль его мышления и являются дифференциальными признаками, позволяющими отличить стиль одного автора от другого. Особенности концептуальной системы автора (мнения и знания о мире, отражающие его познавательный опыт), в частности, обуславливают восприятие времени и, как результат, его репрезентацию в тексте.

Актуальность исследования обусловлена несколькими факторами. Во-первых, сложностью и спорностью вопросов, касающихся представленности времени в художественных тексту. Во-вторых, необходимостью изучения темпоральной перспективы в системе средств создания идиостиля в связи с ее особой значимостью в художественном творчестве. В-третьих, недостаточной изученностью темпоральной структуры в произведенниях представителей постмодернистской прозы Курта Воннегута и Джона Фаулза, в которой темпоральная структура является одним из базовых компонентов.

Несмотря на существующие работы, посвященные произведениям Курта Воннегута и Джона Фаулза в русле литературоведения (Волкова 1995, Годо-ванная 2004, Затонский 1973, Могилева 1974) в лингвистики (Демина 2003, Кочешкова 2004, Ьоуес1ау 1980, МсОтшэ 1994, БюЬег 2000), до сих пор не было предпринято попытки системного описания темпоральной структуры как компонента идиостиля К. Воннегута и Дж. Фаулза, без изучения которой невозможно составить целостное представление об индивидуально-авторском мировосприятии.

Объектом настоящего исследования является темпоральная структура художественных текстов и ее составляющие.

Предметом анализа являются средства, способы и модели построения темпоральной структуры произведения и ее роль в формировании идиостиля автора.

Основной целью данного диссертационного исследования является определение роли и значения темпоральной структуры произведений в формировании идиостиля и в выражении концептуальной системы К.Воннегута и Дж.Фаулза. Выбор материала объясняется тем, что в произведениях этих авторов временному фактору как текстовому элементу принадлежит решающая роль.

Цель исследования определяет постановку следующих задач:

исследование теоретических о носги;

описание составляющих темпоральной структуры художественного текста;

уточнение сущности понятия «идиостиль»;

выявление наиболее значимых приемов, используемых авторами, для создания временного плана художественного текста;

рассмотрение базовых компонентов постмодернистского дискурса и специфики структурирования темпоральности авторами-постмодернистами;

определение общих и отличительных особенностей в построении темпоральной структуры произведений К. Воннегута и Дж. Фаулза;

сопоставление механизмов построения темпоральной перспективы и репрезентации времени в творчестве К. Воннегута и Дж. Фаулза.

Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых в области философии и культурологи (Э.Гуссерль, А.Я.Гуревич, В.В.Иванов), стилистики и лингвистики текста (И.Р.Гальперин, З.Я.Тураева, И.Я.Чернухина), системно-функциональной и коммуникативной грамматики (А.В.Бондарко, Г.А.Золотова), когнитивной лингвистики (Н.Д.Арутюнова, А.В.Кравченко, Дж.Лакофф), семантического синтаксиса (Дж.Лайонз, Л.Теньер, У.Чейф), литературоведения (М.М.Бахтин, ВВ.Виноградов, Д.С.Лихачев).

Основными методами, используемыми в работе, являются метод лингвистического наблюдения языковых фактов, их семантической интерпретации, а также элементы контекстуального, сопоставительного и лингвостилистиче-ского анализа.

Материалом исследования послужили произведения К. Воннегута и Дж. Фаулза общим объёмом более 5000 страниц. При рассмотрении общих положений теории темпоральности в качестве иллюстративного материала привлекались произведения Г.Грина, Э.Хемшиуэя, Ф.С.Фитцжеральда, Дж.Апдайка, М.Этвуд, М.Люкадо и других авторов общим объемом более 3000 страниц.

Научная новизна работы заключается в том, что темпоральность представлена как компонент идиостиля автора, выявлена специфика темпоральной структуры в постмодернистской прозе и проведен сопоставительный анализ механизмов построения темпоральной структуры в произведениях К. Воннегута и Дж. Фаулза.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в развитие общей теории темпоральности и в проблему исследования идиостиля. В работе рассмотрена связь категории времени с сознанием, с культурно-исторической парадигмой, с индивидуальными качествами личности, а также проведен анализ темпоральной организации текста в произведениях двух крупных представителей постмодернизма. Основной акцент в исследовании ставится на изучении взаимосвязи концептосферы времени с ее языковой реализацией в художественном тексте через авторское восприятие. В данном исследовании ведется поиск точек соприкосновения объективного времени с художественным временем, что также является теоретически значимым.

Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты могут найти применение при подготовке лекционных и семинарских занятий по общему языкознанию, теоретической грамматике английского языка, стилистике и литературоведению, при разработке таких курсов, как интерпретация и анализ художественного текста, лингвистика текста, а также при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Специфика темпоральной организации текста определяется совокупностью временных отношений и соположенностью нескольких временных планов: событийным, или онтологическим временем события, перцептуальным временем повествователя, психологическим временем персонажа и способами их языковой репрезентации.

2. Темпоральная структура текста выступает как значимый показатель идиостиля автора. Языковые приемы ее построения получают особую смысловую нагрузку в произведениях К. Воннегута и Дж. Фаулза, они отражают мировоззрение авторов и являются концептуально значимыми для их творчества.

3. Концегтг «время» является одним из базовых концептов в творчестве Дж. Фаулза и К. Воннегута и, следовательно, базовым фрагментом их картины мира. В их произведениях данный концепт репрезентирован особыми группировками ключевых слов, которые позволяют реконструировать специфику концептуальной системы каждого автора.

4. Важными идиостилевыми чертами в построении темпоральной структуры текста авторами-постмодернистами являются: сложность и многокомпонент-ность темпоральной структуры их произведений, размытые (нечеткие) границы между временем реальным и ирреальным, максимальная заполненность времени событиями, психологизм в изображении времени, богатая образность (метафоричность) в репрезентации концепта времени.

5. Прием «игры», в том числе «игры» со временем - одна из доминант культуры постмодернизма - является ведущим компонентом идиостиля писателя.

Структура работы. Диссертация общим объёмом 175 страниц состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 265 наименований работ отечественных и зарубежных авторов.

Во введении обосновывается выбор темы диссертации, формулируются цель, задачи и методы исследования, определяются актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, сообщаются сведения об апробации исследования.

В первой главе - «Теоретические основы категории темпоральное™ и проблематика идиостиля» - очерчиваются основные направления исследования вопросов, связанных с выражением философского, культурологического, психологического и лингвистического аспектов времени, даётся анализ основных подходов к изучению категории времени как онтологической сущности и как характеристики человеческого сознания, а также её языковое воплощение. В главе также рассматриваются теоретические вопросы, касающиеся индивидуального стиля автора, отражения концептуальной системы автора в выражении

художественного времени произведения, излагается наше понимание темпоральной структуры текста и ее составляющих.

Вторая глава - «Темпоральная структура произведений К. Воннегута и Дж. Фаулза» - посвящена особенностям формирования темпоральной структуры художественного текста авторами постмодернистской манеры письма -К. Воннегутом и Дж. Фаулзом и ее роли в формировании авторского идиостиля.

В заключении подводится общий итог исследования, излагаются результаты исследования, позволяющие заключить, что темпоральная структура текста является одним из ведущих компонентов идиостиля автора, а также намечаются перспективы дальнейшей работы в заявленном направлении.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в 7 публикациях автора общим объемом 2 п.л. Результаты исследования излагались на международных научно-практических конференциях: «Роль межпредметных связей в системе развивающего обучения» (Горно-Алтайск, 2001), «Мир языка и межкультурная коммуникация» (Барнаул, 2001), «Проблемы сохранения вербальной и невербальной традиции этносов» (Кемерово, 2003), «Лингвистические парадигмы и лингводидактика» (Иркутск, 2005), на конференции молодых ученых (Барнаул, 2002), на региональной научной конференции «Единство системного и функционального анализа» (Белгород, 2003). Отдельные положения диссертации были изложены в серии докладов и сообщений на научно-методических семинарах факультета иностранных языков Горно-Алтайского государственного университета.

Основное содержание работы

Глава 1 «Теоретические основы категории темпоральности и проблематика идиостиля». Представление о времени, его восприятие и осмысление являются основополагающими компонентами авторского мировидения, которое, в свою очередь, обусловлено следующими факторами: философским (автор как человек мыслящий), культурологическим (автор как представитель этноса), психологическим (автор как личность) и лингвистическим (автор как носитель языка).

Преломляясь в человеческом сознании, время находит отражение в языке, и как следствие, в художественном тексте, где оно структурируется и вербализуется с помощью языковых средств и текстовых параметров, которые передают временные отношения в тексте и формируют его смысловую и структурную целостность. Совокупность временных отношений в тексте образует его темпоральную структуру, которая включает грамматическое время, психологическое время, хронологическое время, событийное время и перцептуальное время. В нашем понимании темпоральной структуры художественного текста мы опираемся на исследования Т.М.Голосовой, Г.А.Золотовой, М.Н.Левченко, З.Я.Тураевой.

Временные характеристики бытия могут быть представлены разными языковыми средствами. Язык располагает организованной системой темпоральных экспонентов: морфологических, лексических, синтаксических, а также

метафорических, участвующих в освоении человеком временной структуры действительности. Основным средством построения темпоральной структуры служат глагольные формы. Особую роль здесь также играют наречия времени, обстоятельственные предложные обороты, придаточные обстоятельства времени, местоименные наречия как средство выражения объективного времени и другие лексические единицы темпоральной семантики, синтаксические конструкции, нестандартные средства темпоральной семантики, а также культурные реалии.

Современная теория времен опирается на «точку отсчета», с которой индивид рассматривает событие. В конкретном высказывании человек соотносит время сообщаемого действия с моментом речи. Точкой отсчета в художественном произведении являются действия персонажей и события, происходящие с ними.

Видовременные формы - основное средство динамизации сюжета. Они обладают богатыми текстообразующими потенциями, выполняют разнообразные изобразительно-стилистические функции в художественном тексте, участвуют в образовании таких текстовых категорий, как пространственно-временной континуум, ретроспекция, проспекция. Последние, в свою очередь, участвуют в формировании категории более высокого ранга - категории художественного времени. Данная категория обсуждается широким кругом исследователей, в частности, Т.А.Андреевой (1976), Н.В.Брусковой (1982), Д.С Лихачевым (1979, 1986), З.Я.Тураевой (1979), И.Я.Чернухиной (1984) и другими учеными.

Художественное время - это симбиоз времени событий, описываемых в тексте, времени автора и персонажей произведения, времени восприятия произведения. Время в художественном произведении - это не столько календарные отсчеты, сколько соотнесенность событий. С одной стороны, время произведения может быть «закрытым», замкнутым в себе, совершающимся только в пределах сюжета, не связанным с событиями, совершающимися вне пределов произведения, с временем историческим. С другой стороны, время произведения может быть «открытым, включенным в более широкий поток времени, развивающимся на фоне точно определенной исторической эпохи» (Лихачев 1986).

Существуют различные типологии художественного времени: реальное объективное, циклическое, субъективное и ирреальное (Папина 2002); календарное, событийное, перцептивное (Золотова 1995); конкретное, абстрактное, обобщенное, поэтически трансформированное (Чернухина 1987); сюжетное, фабульное, авторское, фантасмагорическое (Николина 2003).

Г.А.Золотова указывает, что в тексте соотносятся три временные линии: внешняя, событийная и перцептивная. Внешнее время - объективное, хронологическое, историческое, природное. Это время может упоминаться в тексте как точка отсчета, но не обязательно. Событийное, или текстовое время включает все события и факты текста. Перцептивное время - это «наблюдательный пункт» автора, передвигаемый им в разных направлениях (Золотова 1995).

Различные временные оси, или линии времени: объективное, или календарное время, присутствие которого в тексте возможно, но не обязательно; со-

бытийное, или текстовое время, вокруг которого выстраиваются события, описываемые в тексте; и перцептивное время, отражающее позицию автора или говорящего по отношению к событиям в тексте, сочетаясь, образуют темпоральное пространство текста, которое оказывается по-разному организованным у разных авторов и потому может рассматриваться как компонент идиостиля.

Мы полагаем, что художественное время -г это комплексная категория, объединяющая и подчиняющая себе категории более частного порядка - сюжетное время, пространственно-временной континуум, ретроспекцию, про-спекцию и др. Эти текстовые параметры являются основными сюжето- и структурообразующими составляющими художественного времени. Художественное время формируется композиционными приемами, а основным строительным материалом динамики сюжета являются видовременные формы глагола, которые несут большой текстоорганизующий потенциал.

В настоящее время, в связи со стремительным развитием научно-технического прогресса, с изменением взглядов на пространство и время, с убыстрением темпов жизни, с возросшим вниманием к прошлому и будущему, особенно оживился интерес к проблемам художественного времени, к тому, как авторы воспринимают, структурируют и репрезентируют время. Мир, представленный в художественном произведении (реалистического или фантастического характера), - это всегда тот или иной «срез» времени, плана прошлого, настоящего или возможно будущего (Хижняк 2003). В этой связи важно проследить, как человеческое существование во времени, стереотип видения реального времени и взгляд на окружающий мир трансформируются писателем, что создает особое время, характеризующееся многомерностью и образностью.

Репрезентация времени в тексте связана с воплощением авторской концепции, с отражением его картины мира. В соответствии с этим, автор организует эстетическую действительность произведения, его внутренний мир, его систему образов. В художественном тексте воплощаются и уникальные индивидуально-авторские представления о времени, которые проявляются в текстовых ахрониях (ретроспекциях, проспекциях); в сжатии (свертывании), растягивании (развертывании) времени и дискретности времени (Бабенко 2004).

Известно, что XX век стал веком смелого экспериментирования со временем, которое то «сжимается», то «растягивается». Авторы художественных произведений нередко уходят от однонаправленности линейного времени, проявляя интерес к смешению времен, увеличивают фрагментарность текста. Как отмечают исследователи, в культуре XX века резко возрастают прерывистость и дискретность, углубляется тенденция к «остановке» времени, к временной нелокализованности в тексте, используются конструкции, в которых реализуются значения цикличности и «вечного повторения» (Николина 2001).

Так, например, характерной особенностью темпоральной организации некоторых романов Г.Грина является так называемое "начало с конца", т.е. представление ретроспективной линии в начале романа. Именно так начинается известный роман Грина "The Quiet American". Повествование открывается описанием событий того вечера, когда был убит "тихий американец" Пайл. Все последующее изложение событий помогает читателю не столько следить за их

ходом, сколько понять истинную причину того, что заставило главного героя романа английского репортера Фаулера принять столь сложное для него решение - нарушить собственный нейтралитет и "встать на чью-то сторону".

Открывая роман с этой ретроспективной линии, автор на первой же странице вводит еще один ретроспективный план, тем самым, увеличивая глубину повествования еще на один шаг. Обратимся к анализу этого отрывка:

(1) I turned to go indoors when I saw a girl waiting in the next doorway. I could not see her face, only the white silk trousers and the long flowered robe, but 1 knew her for all that She had so often waited for me to come home at just this place and hour.

Phuong, -1 said - which means Phoenix, but nothing nowadays is fabulous and nothing rises from its ashes. (Greene, p.23)

Как видно из приведенного отрывка, основным средством создания ретроспекции является форма Past Perfect, однако она не является единственным сигналом ретроспекции. Косвенным сигналом служит определенный артикль перед существительными "trousers" и "robe". Глагол "to know", реализующий в данном контексте значение "узнавать", также служит косвенным сигналом ретроспекции. Употребление глагола в форме "Past Perfect" в последующем предложении эксплицирует данную ретроспективную линию и подтверждает уже возникшее у внимательного читателя предположение о том, что Фаулер знает девушку, стоящую в подъезде и ожидающую в этот вечер не его, как это было прежде, а другого.

Заключительная фраза последующего предложения "nothing nowadays is fabulous and nothing rises from its ashes" представляет собой другой случай дисконтинуума, в котором рассказчик приостанавливает повествование и переключается из "мира рассказываемого" в "мир обсуждаемый", в котором автор комментирует события, придавая им вневременной, обобщающий характер.

В современном западном романе приобретают популярность такие приемы построения сюжета, при которых автор монтирует, сцепляет действия, происходящие одновременно в отдаленных друг от друга пространственных точках (Мотылева 1979, Ильичева 1999). Изложение здесь ведется в психологической, а не в хронологической последовательности. По словам В.В.Иванова, в XX веке время приобретает особое значение и как тема, и как принцип конструкции произведения, и как категория, вне которой невозможно воплощение художественного замысла. Для современной литературы характерна структура потока сознания, перемешивающего разные события (Иванов 1979). Примерами этому могут служить произведения таких англоязычных авторов, как Г.Грин, М.Этвуд, Э.Хемингуэй, Ф.Фитцжеральд, В.Вульф. Однако, свобода обращения с художественным временем, на наш взгляд, достигла своего апогея в произведениях постмодернистских авторов.

Глава 2 «Темпоральная структура произведений К. Воннегута и Дж. Фаулза» посвящается исследованию механизмов построения темпорального плана в произведениях постмодернистских авторов К.Воннегута и Дж.Фаулза.

Постмодернизм был первым и последним направлением XX века, которое призналось в том, что текст не отображает реальность, а творит новую реальность, вернее, даже много реальностей, часто независимых друг от друга. Восприятие человеком действительности обречено на постоянно и калейдоскопически меняющийся ряд ракурсов действительности, которые не дают возможность познать ее сущность (Руднев 1997). Представление писателей об окружающей действительности "как о хаотичном нагромождении фрагментарных изолированных явлений" (Катхе 1985: 97) находит свое выражение и в усложненной темпоральной структуре произведений.

Курт Воннегут - один из самых известных американских прозаиков, который занимает видное место в современной мировой классике. Его творчество отмечено рядом своеобразных черт, которые выделяют его произведения и делают его стиль уникальным.

По форме все романы Воннегута представляют собой коллаж - события, описания, размышления сменяют друг друга как в калейдоскопе. Писателя не интересует логическая последовательность событий. Порой автор конструирует несколько реальностей, существующих независимо друг от друга, которые в большинстве своем фантастичны, строит свои произведения как коллаж воспоминаний из других произведений, которые беспорядочно переплетаются.

Почти во всех его произведениях нарушен принцип связности текста, более того, в некоторых местах можно заметить полное отсутствие связи между сверхфразовыми единствами текста. Автор иногда запутывает клубок времени так, что становится трудно разобрать хронологическую канву произведения, однако здесь есть временная последовательность событий, есть «прежде», «теперь» и «после». Повествование Воннегута по объективному своему смыслу отмечено живейшим чувством времени (Мотылева 1974). В сознании его героев зачастую спутаны разные временные периоды, и все же сквозь кажущийся временной хаос прослеживается связь событий.

В работах Воннегута время не просто изображается, а преображается: наблюдается остановка времени, проникновение в будущее, взаимное наложение прошлого, настоящего и будущего. Автор словно играет со временем, перемещая свои персонажи в разные временные отрезки и даже измерения:

(2) As he cowered there, I transported him to the Bermuda of his childhood, had him contemplate the infertile egg of a Bermuda Ern. I took him from there to the Indianapolis of my childhood. I put him in a circus crowd there. I had him see a man with locomotor ataxia and a woman with a goiter as big as a zucchini (ВС, p.300).

Такая «игра» со временем - характерная индивидуальная стилистическая черта Воннегута. Читателю приходится прилагать немало усилий, чтобы выстроить хронологическую канву произведения. В прологе к «Timequake» автор признается, что все временные скачки происходят в произвольной форме, как бы наугад:

(3) In chapter forty-six, I imagine myself as still alive in 2010. Sometimes I say I am in 1996, where I really am, and sometimes I say Г am in the midst of a rerun following a timequake, without making clear distinctions between the two situations, (p.xvii)

Следующий композиционный прием, характерный для Воннегута, - это проспекция, постоянное забегание вперед и посвящение читателя в будущее: в предисловиях, прологах, введениях, «от автора» и в самом тексте.

Роман "Galapagos" представляет собой длинную цепочку проспекций. Здесь автор повествует нам о судьбе небольшой группы людей, которые отправились в круиз на Галапагосы. Повествование ведется от лица призрака, жившего на земле миллион лет назад. В начале романа читатель практически полностью осведомлен о последующей судьбе его персонажей:

(4) The Bahia de Darwin was also doomed, but not yet ready for a star by her name. It would be five more sundowns before her engines quit forever, and ten more years before she sank to the ocean floor, (p.21)

; Автор даже ставит астериск (звездочку) перед именем того персонажа,

которого в скором будущем читатель не встретит на страницах романа:

(5) The two with stars by their names would be dead before the sun went down. This convention of starring certain names will continue throughout my story, incidentally, alerting readers to the fact that some characters will shortly face the ultimate Darwinian test of strength and wiliness. (p.20) Like Bobby King, incidentally, ♦Macintosh would have no further influence on the future of the human race, (p.145)

Читая «Galapagos», мы знаем, что произойдет с персонажами в будущем. Однако интерес к чтению не пропадает, так как автор не раскрывает до конца суть происходящего. Он лишь дает читателю конечный результат, а не причину, по которой произойдет то или иное событие, тем самым интригуя читателя:

(6) She did not pick it up, since she believed that she had no more use for earthly things. But she was not yet ready for a star before her name. She would in fact live for thirty more years. She would, moreover, employ certain vital materials on the planet in such a way as to make her, without question, the most important experimenter in the history of the human race, (p.47)

В своих произведениях К. Воннегут своеобразно структурирует темпоральную канву текста и очень необычно моделирует время. В его романах действуют линейное время (Bluebeard), циклическое время (Slaughterhouse-Five), серийное время (Timequake), спиралевидное время (Breakfst of Champions) и ис-* торическое время, которое присутствует почти в каждом произведении.

Многие его романы вмещают в себя многомерную, серийную концепцию времени, линейное время, историческое и циклическое время. Примером может служить роман "Slaughter-House Five" Он основан на противопоставлении исторических событий и мистических сюжетов. Роман также соединил в себе черты фантастики и автобиографии.

Данное произведение построено на нескольких временных осях: историческая (описание военных действий); линейная (определенная последовательность событий); серийная (жизнь на Земле и на Тральфамадоре); циклическая (повторение отдельных моментов жизни). Здесь мы наблюдаем очевидный контраст между вымышленным временем (планета Тральфамадор) и реальным временем (бомбардировка немецкого города Дрезден).

Композиция романа строится по принципу круговых вращений, поворотов, возвратов и не имеет четких начала, конца или середины. Первая и послед-

няя главы не являются показателями логического начала и конца повествования. Они - лишь промежуточные звенья в запутанной цепи мыслей автора, которые можно сравнить с кадрами в документальном фильме. Автор начинает роман даже раньше, чем начинается первое предложение. Несмотря на бесчисленные повороты, скачки, пропуски в памяти главного героя, внимательному читателю все же удается выстроить хронологию романа: это жизнь Билли до атаки Дрездена, бомбардировка и его послевоенная жизнь в Америке.

Автор постоянно подчеркивает идею цикличности и находится в поисках вечности: жизнь возобновляется, а время - вечный круг, который находится в нашем разуме, т.е. возобновление имеет место благодаря воображению. Билли Пилигрим "не завис" во времени, он переживает этот круговорот в моменты перехода от жизни к смерти и назад к своему рождению:

(7) Listen: Billy Pilgrim has come unstuck in time. Billy has gone to sleep a senile widow and awakened on his wedding day. He has walked through a door in 1955 and come out another one in 1941. He has gone back through that door to find himself in 1963. He has seen his birth and death many times, he says, and pays random visits to all the events in between... Billy is spastic in time, has no control over where he is going next, and the trips aren't necessarily fun. (p.29)

В произведениях К.Воннегута изображается психологическое восприятие времени героями. Автором часто акцентируются эпизоды, в которых у героев наблюдаются амнезия, «замыкания» в памяти, потеря во времени, затем внезапное воспоминание того, что было с его персонажами все это время:

(8) Не reached behind himself, retrieved The Investigator. He rolled it up, noticed the date on it for the first time. He made a calm calculation. Somehow, somewhere, he had lost one year, (p.263) Eliot looked up into the tree, and the memory of all that had happened in the blackness came crashing back - the fight with the bus driver, the strait-jacket, the shock treatments, the suicide attempts, all the tennis, all the strategy meetings about the sanity hearing, (p.272)

Характерная черта идиостиля Воннегута - употребление нестандартных единиц измерения времени: three Christmases later, two wives ago и др. Выявление подобных образных средств, способствует более глубокому пониманию специфики авторского мировосприятия, поскольку они представляют собой особое видение объективного времени, которое осуществляется через призму осмысления автором некоторого жизненного опыта и переживаемых им ситуаций.

Особого внимания заслуживают метафоры времени, которые мы встречаем в произведении К.Воннегута «Breakfast of Champions»: (9) Time is a mirror which leaks. Время - зеркало, которое указывает нам на наше взросление и старение, оно незаметно движется к старости, затем к смерти, а после смерти все возобновляется. В романе «Bluebeard» автор сравнивает время с жидкостью, которая льется и ее невозможно поймать: (10) Time is a leakage. В романе «Slaughterhouse Five»: (11) Time is a serpent eating its tail. Здесь время принимает форму круга, оно циклично и саморазрушительно.

Таким образом, темпоральная неоднозначность, нелинейная форма сюжета, разнохарактерность представления понятийной категории времени, стара-

ние границ между реальным и ирреальным временем, многочисленные темпоральные ахронии (временные компрессии и эллипсисы), постоянные размышления о времени и его влиянии на человека - отличительные приемы, создающие структуру текстов Курта Воннегута.

Характерная особенность стиля Джона Фаулза - нелинейная, нехронологическая темпоральная организация его романов. Даже если автор в произведении не ставит себе задачи сделать акцент на его темпоральной структуре, так или иначе, эта категория присутствует в любом художественном тексте, а в некоторых случаях и актуализируется писателем.

Жизненное кредо Фаулза можно охарактеризовать как попытку уйти от времени, сбежать от него и найти безвременье. В предисловии к работе У.Фокнера "The Timescapes of John Fowles" Фаулз пишет, что в своих произведениях он умышленно, не только ради себя, но, прежде всего, ради читателя изменяет временную линейную последовательность событий, чтобы сбежать от времени:

(12) I have long believed that this perhaps special ability of the word to help us escape from time (both in facilitating the escape and in sharing it) is as important a factor for the reader as for the writer. The reader is just as eager, if not more eager, to escape from linear or "clock" time, even though it is only aboard someone else's poem, novel, whatever it may be. (p.l 1)

Далее писатель признается, что он жаждет найти вечное настоящее:

(13) This obsessive pursuit of timelessness, of an eternal present, (deeply rooted, I believe, in buried recollection of the time-free primal relation between mother and infant), is also a moral problem for most novelists, made worse by the necessarily long and solitary nature of the fiction-writing process, (p.12)

Идея безвременья в творчестве Фаулза усиливается за счет употребления безглагольных предложений. В некоторых эпизодах его произведений ощущается отсутствие времени:

(14) The crackle of the stubble, the shock of the stood sheaves. The rattle of the reaper, the chatter of the mower blades, the windmill arms above them. (DM, p. 9) (15) Through the shadowy air of the open window, the burning sky. (M, p. 138) (16) A flight of pigeons over the houses; fragments of freedom, hazard, an anagram made flesh. And somewhere the stinging smell of burning leaves. (M, p.667) (17) Just the white dress with the small blue stripes, very simple, a cuvee off her shoulders down above her breasts, the skin rather pale, faintly olive; those eyes, the line of her black hair. (E, p.193)

Во многих романах Фаулза встречается само слово "timeless" или слова с подобной семантикой, особенно в описании местностей:

(18) Strange how Coet and its way of life seemed to compose itself so naturally into such moments, into the faintly mythic and timeless. (ET, p. 82) (56) it had been so densely woven and yet simple; so crowded with new experience and at the same time primitive, atavistic, time-escaped. (ET, p.94)

Примечательно, что фаулзовская проза содержит в себе огромное количество ретроспекций. Ретроспекция порой играет ведущую роль в сюжете текста. Писатель часто прерывает повествование воспоминаниями и описаниями собы-

и

тий из прошлого своих персонажей. В романе «Daniel Martin» настоящая жизнь героя складывается из моментов прошлого. Здесь постоянно чувствуется связь с прошлым.

Ссылка на предыдущий опыт героя, на предшествующие события способствует более глубокому пониманию психологического состояния героя. Так, в романе «The French Lieutenant's Woman» главный герой Чарльз, будучи обручен, увлекается другой девушкой, и при встрече со своей невестой он испытывает угрызения совести, в этот момент его мучают воспоминания:

(19) What he felt consciously was a sense of pollution: to feel carnal desire now, when he had touched another woman's lips that morning. He kissed Ernestina rather hastily on the crown of her head, gently disengaged her fingers from their holds, kissed them in turn, then left. (p.210)

Проспекция также является особым стилистическим приемом автора, когда писатель дает нам информацию о будущем своих персонажей:

(20) Five years later she was to cause a great family to-do by 'turning' Catholic and soon after becoming a nun. (DM, p.404)

Однако данный прием у Фаулза имеет следующую особенность: он не дает нам точной информации о будущем своих персонажей, а лишь выстраивает его в их сознании, и часто эти планы на будущее, их мечты и желания носят виртуальный характер:

(21)1 rewrote history. I had married Jane, he was our son, we had such outings all the time... at least I wondered how different we two adults might have been by then, if we had spent our lives together. I might have been a better writer, or at least a less transient playwright; and perhaps she would have gone on to the career that once beckoned - the stage. But I rather doubted whether I should have made her a better woman. (DM, p.361)

Событийные имена существительные являются важным средством организации темпоральной структуры его произведений. (22) At last a tiny dryness in her face; or a challenge, he wasn't sure, (p.37) (23) Another sniff of self-reproach. (p.76) (24) The ghost of dry grimace, (p. 123) (25) A wave. He raised his hand: a new coat, a surprise for him, a little flounce and giggle to show it off. (p. 130)

Основная черта постмодернизма в изображении времени как реального и ирреального также присутствует в произведениях Фаулза. Типичный образец стирания границ между мистическим и реальным временем представляет собой роман "The Magus". Здесь главный герой Николас попадает под влияние загадочной личности, которая проводит над ним различного рода эксперименты.

Роман "Daniel Martin" повествует о жизни человека, унося нас то в детство главного героя Дэна, то в его будущее, то в его настоящее. Произведение состоит из постоянных возвратов из настоящего в прошлое и наоборот. Эти возвращения даны как в форме воспоминаний героя (26) и в форме непредвзятых ретроспекций от третьего лица (27):

(26) I remember, when Anthony and Jane and Nell and I spent our summer in Rome, standing before some comically awful painting of a saint flagellating himself, (p.80)

(27) All this was summed up on that weird last evening (the second-sight thing was nonsense, but it was strange, Dan, I did feel something was going to happen to us). When you, I mean he, talked of chasms. And I told him he meant barricades. I hope he'll think very hard about that, if he ever reads this, (p.39)

Временная перспектива романа постоянно перемещается, в результате чего иногда трудно разобраться, какой период описывается автором, и он сам в этом признается:

(28) Some months later, we were now in the spring of 1955, I was back in " London and on my second script for Tony. Andrea was again the production secretary, the long immanent feeling between us one day boiled over... (p.173) (29) I jump ahead a little: 'she' should really be 'they'. Miriam did some elementary shopping and housework, but there were still long hours to fill while I worked; she very soon took to going out on her won during the day. (p.261)

Точка отсчета повествования переходит от рассказчика к главному герою или другому персонажу, что связано и со сменой грамматического времени:

(30) Not quite knowing what makes me work is another blind spot, this is where I meant to begin, After the first shock, I didn't mind Dan deciding he had to go, I didn't even really mind his seizing on it as an excuse for a cool-off period But I did mind his assumption that I'd see it his way, silly little temperamental female thing, as soon as he was gone, (p.250) Вся глава написана с точки зрения Джейн, подруги Дэна, и она представлена настоящим временем, т.е. здесь дается взгляд на прошлое с позиции настоящего.

Разрывы в повествовании и вариации грамматического времени сопряжены со сменой повествовательной позиции, с авторскими отступлениями, с описаниями сюжета пьес главного героя и с многочисленными возвратами в прошлое персонажей. Ретроспекции зачастую носят пояснительный характер, объясняя читателю прошлое из жизни друзей, знакомых и родственников Дэна:

(31) My father: it wasn't until I went to boarding-school that I realized how outstandingly dull he was as a preacher, a handicap which was partly imposed by his general humourlessness and partly by his lifelong habit of sailing high over village heads, (p.83)

i Дж.Фаулз мастерски передает психологическое время героев, говоря об

этом следующее:

(33) Psychological time, as every novelist can vouch, is enormously richer and more complex... and more pleasurable. (T, p. 13)

В своих произведениях Фаулз показывает психологический конфликт между человеком и действительностью. В романе «The Collector» Фредерик, очарованный молодой студенткой Мирандой, берет ее в заложницы и удерживает в подвале старинного дома. Автор умело раскрывает течение времени с двух точек зрения - захватчика и заложницы. Для Фредерика, влюбленного в Миранду, время движется очень быстро, а для Миранды каждый день кажется равным неделе пребывания в этом ненавистном месте: (34) Seven days ago. It seems like seven weeks, (p.l 19) В дневнике она так описывает свое состояние и ощущение времени:

(35) How the days drag. Today. Intolerably long, (p.205)

При описании времени автор часто обращается к его метафорическому представлению В романе «Daniel Martin» Дж.Фаулз описывает время как реку:

(36) The river moved and the river stayed, depending on whether one saw it with the eye or the mind; it was the Heraclitean same and not the same. It was the river of existence, (p.524) (37) I was beyond time... Perhaps I was the river. For a few moments whatever in the river does not pass. (p.558) Автор этим указывает на мимолетность человеческого бытия в пучине времени.

В произведении «The French Lieutenant's Woman» Фаулз снова прибегает к «тысячелетнему образу», показывая неизбежность окончания человеческого пребывания на Земле:

(38) The river of life, of mysterious laws and mysterious choice, flows past a deserted embankment; and along that other deserted embankment Charles now begins to pace a man behind the invisible gun carriage on which rests his own corpse. (p.366)

В этом же романе писатель открывает нам истинную суть времени:

(39) Now he had a far more profound and genuine intuition of the great human illusion about time, which is that its reality is like that of a road - on which one can constantly see where one was and where one probably will be - instead of the truth: that time is a room, a now so close to us that we regularly fail to see it. (p.252)

Проза Фаулза открывают перед читателем разнообразный и увлекательный мир, в котором представлены различные временные рамки: прошлое и современность здесь мирно сосуществуют. Настоящий момент очень важен для автора. Даже изображая события давних лет, он непременно связывает их с днем сегодняшним, с авторским Now:

(40) I have now come under the shadow, the very relevant shadow, of the great novelist who towers over this part of England of which I write, (p.215)

(41)1 was trying to emphasize the importance of the now. The newness of any given point in time is pure and virginal. You don't begin to understand ordinary history until you have at least some sense of this staggering peipetual yet evanescent nowness (Fowles 1998: 382). Мы видим, что автор даже использует окказионализм, в основе которого лежит настоящий момент.

Таким образом, произведения Дж. Фаулза отличаются смысловой и структурной многоплановостью. Автор демонстрирует читателю времена и нравы разных периодов и предоставляет способы уйти от обычного хода времени. Время предстает перед нами в многообразных ипостасях: реалистической, исторической, фантастической и мистической формах.

Итак, в ходе сопоставительного анализа способов построения темпоральной структуры текстов данных авторов были выявлены как общие, так и отличительные черты. Оба автора смело экспериментируют со временем грамматическим и художественным, соединяют мистическое и реальное время в сюжете, нарушают хронологическую последовательность событий и совмещают разные темпоральные планы.

Судя по выявленным ключевым словам, вербализующим концепт "время", можно заметить, что Воннегут больше ориентирован на будущее, тогда как у Фаулза наблюдается устремленность в прошлое и желание уйти от времени.

Концепт «время» является одним из доминантных концептов авторской модели мира, которые представлены следующими смысловыми соотношениями: время - безвременье, время - вечность (Фаулз), время -- свобода, время - возвращение (Воннегут).

Оба автора подчеркивают разрушительную силу времени, которая ведет к смерти. К. Воннегут хочет решить эту проблему открытием дороги в будущее, перемещением по временным периодам и возможностью повторить все с начала, вернувшись в прошлое. Дж. Фаулз желает нейтрализовать время, найти вечность, продлить настоящий момент.

Схема 1.

Ключевые слова, репрезентирующие концепт «время»

Оба автора подчеркивают разрушительную силу времени, которая ведет к смерти. К.Воннегут хочет, чтобы жизнь повторилась заново, подчеркивая идею цикличности (Slaughter-House Five, Timequake), Дж.Фаулз мечтает о том, чтобы Сейчас никогда не закончилось (The Tree, Wormholes).

Среди отличительных особенностей построения темпорального плана произведений данными авторами необходимо отметить следующие: - часто у Фаулза прогрессия сюжета осуществляется за счет событийных имен, таких как a smile, a pause, silence, another silence и др.;

- Воннегут прибегает к метафорическому употреблению единиц измерения времени: two wives ago, 4 ООО moons later, three Christmases later и др.;

- в произведениях Фаулза ощущается акцент на прошлом, в то время как Воннегут больше устремлен в будущее, в этой связи у Фаулза в текстах больше ретроспекций, а у Воннегута - проспекций. Схематично это можно представить следующим образом:

Схема 2.

Вектор времени в произведениях К. Воннегута и Дж. Фаулза

Дж. Фаулз

с-3 с-2 с-1 cl с2 сЗ с4 с5 сб с7

К. Воннегут

с] с2 сЗс4 с5с6 с7с8 с9с10 с11 с12 с - событие

- у Фаулза в отличие от Воннегута хронологическая последовательность менее дискретна;

- в романах Воннегута наблюдается более сложная временная структура, что позволяет судить о своеобразном представлении автора о времени.

Анализ материала позволяет утверждать, что «игра временем» - доминирующая идиостилевая характеристика авторов постмодернизма. Постмодернисты пытаются выйти за временные рамки в своем творчестве. Фрагментарность, неоднородность и дискретность времени - важные свойства художественного времени, которые актуализируются авторами и являются мощным средством динамизации сюжета.

В заключение представляется необходимым отметить, что изучение вопросов построения темпоральной структуры художественного текста, ее роли и места в формировании авторского идиостиля является одним из перспективных направлений современной лингвистической науки. Представляется значимым дальнейшее изучение темпоральной структуры текста в идиостиле разных авторов, а специфика ее построения различными писателями может стать предметом дальнейших исследований.

Основные положения диссертационного исследования отражены

в следующих публикациях:

1 Федосова Т.В. Когнитивный аспект в передаче художественного времени (на примере видо-временных форм английского глагола) // Роль межпредметных связей в системе развивающего обучения: Материалы международной научно-практической конференции. - Горно-Алтайск, 2001. - С. 82-83

2. Федосова Т.В. Средства создания темпоральной перспективы в художественном тексте // Мир языка и межкультурная коммуникация: Материалы международной научно-практической конференции. - Барнаул, 2001. - Ч. II. -С. 148-151.

3. Федосова Т.В. Роль автора в построении темпоральной структуры текста: Материалы конференции молодых ученых. - Барнаул, 2002. - С. 60-64.

4. Федосова Т.В. Темпоральная структура текста как компонент идиостиля автора (на примере творчества Курта Воннегута) // Проблемы сохранения вербальной и невербальной традиции этносов: Материалы «круглого стола» I международной конференции «Язык. Миф. Этнокультура». - Выпуск 2. -Кемерово, 2003. - С. 33-38.

5. Федосова Т.В. Модели времени в идиостиле Курта Воннегута // Единство системного и функционального анализа языковых единиц: Материалы региональной научной конференции. - Белгород, 2003. - Ч. II. - С. 211-214.

6. Федосова Т.В. Образы и концептуальные метафоры времени в постмодернистской прозе // Вестник молодых ученых: Сборник научных работ. - Горно-Алтайск, 2004. - С. 113-118.

7. Федосова Т.В. Психологический аспект времени в современном авторском дискурсе // Лингвистические парадигмы и лингводидактика: Материалы 10-й юбилейной международной конференции. - Иркутск, 2005. ~ Ч. 2. -С. 449-455.

»25 5 99

РНБ Русский фонд

2006-4 29815

Подписано к печати 15 11 2005 г Формат 60x90/16 Уел печ л - 1,25 Тираж 100 экз. Заказ 192

Типография Горно-Алтайского государственного университета 659700 г Горно-Алтайск, ул. Ленкина 1

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Федосова, Татьяна Викторовна

Введение.

Глава 1.

Теоретические основы категории темпоральности и проблематика идиостиляЮ

1.1. Философский аспект категории времени.

1.2. Концептуализации и вербализация времени в разных культурах и языках.

1.3. Психологические характеристики времени.

1.4. Лингвистический аспект категории времени.

1.4.1. Темпоральная структура текста и ее составляющие.

1.4.2. Особенности категории художественного времени.

1.4.3. Антропоцентрический фактор в художественном времени.

1.5. Структурообразующие категории текста: пространственно-временной континуум, ретроспекция, проспекция.

1.6. К уточнению сущности понятия «идиостиль».

1.6.1. Роль и место темпоральной структуры текста в создании идиостиля автора.

1.6.2. Образы времени и креативная деятельность автора.

Выводы по Главе 1.

ГЛАВА 2.

Темпоральная структура в произведениях К. Воннегута и Дж. Фаулза.

2.1. Репрезентация времени в литературе постмодернизма.

2.2. Темпоральный план произведений Курта Воннегута.

2.3. Специфика темпоральной организации романов Джона Фаулза.

2.4. Концепт "время" в картине мира К.Воннегута и Дж.Фаулза.

2.5. Модели времени в произведениях К. Воннегута и Дж. Фаулза.

2.6. Психологическое время персонажа в романах Воннегута и Фаулза.

2.7. Образы времени в прозе К.Воннегута и Дж.Фаулза.

Выводы по Главе 2.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Федосова, Татьяна Викторовна

На современном этапе развития лингвистики и литературоведения невозможно представить себе интерпретацию и анализ художественного текста без исследования его темпоральной структуры, которая в ряде случаев определяет идиостиль конкретного писателя. В связи с этим представляется актуальным рассмотреть вопросы формирования темпоральной структуры художественного текста и алгоритм ее построения с помощью различных языковых средств в идиостиле автора, чему и посвящено настоящее диссертационное исследование.

Каждого мастера художественного слова отличает свой, специфический набор экспрессивно-эмоциональных средств и приемов построения произведений, которые формируют его индивидуальный язык, выражают стиль его мышления и являются дифференциальными признаками, позволяющими отличить стиль одного автора от другого. Особенности концептуальной системы автора (мнения и знания о мире, отражающие его познавательный опыт), в частности, обуславливают восприятие времени и, как результат, его репрезентацию в тексте.

Работы по языку и стилю в 70-е годы были в основном посвящены анализу употребления лексических единиц. С 80-х годов наблюдается укрупнение единиц анализа в разработке проблемы идиостиля. В последнее время происходит смещение акцентов со средств и способов создания изобразительности к анализу особенностей формальной и смысловой структуры текстов. В работах последнего десятилетия усиливается внимание к различным текстовым категориям. Одним из аспектов исследования индивидуального стиля писателя является анализ места и роли в его художественной манере темпоральной структуры текста.

Актуальность исследования обусловлена несколькими факторами. Во-первых, сложностью и спорностью вопросов, касающихся представленности времени в художественных текстах. Во-вторьгх, необходимостью изучения темпоральной перспективы в системе средств создания идиостиля в связи с ее особой значимостью в художественном творчестве. В-третьих, недостаточной изученностью темпоральной структуры в произведенниях представителей постмодернистской прозы Курта Воннегута и Джона Фаулза, в которой темпоральная структура является одним из базовых компонентов.

Несмотря на существующие работы, посвященные произведениям К.Воннегута и Дж.Фаулза в русле литературоведения (Волкова 1995, Годованная 2004, Затонский 1973, Мотылева 1974) и лингвистики (Демина 2003, Кочешкова 2004, Loveday 1980, McGinnis 1994, Sieber 2000), до сих пор не было предпринято попытки системного описания темпоральной структуры как компонента идиостиля К.Воннегута и Дж.Фаулза, без изучения которой невозможно составить целостное представление об индивидуально-авторском мировосприятии.

Объектом настоящего исследования является темпоральная структура художественных текстов и ее составляющие.

Предметом анализа являются механизмы (средства, способы, модели) построения темпоральной структуры произведения и ее роль в формировании идиостиля автора.

Материалом исследования послужили произведения Курта Воннегута и Джона Фаулза общим объёмом более 5000 страниц. При рассмотрении общих положений теории темпоральности в качестве иллюстративного материала привлекались произведения Г.Грина, М.Этвуд, М.Люкадо, Дж.Апдайка, Э.Хемингуэя, С.Фитцжеральда и других авторов общим объемом более 3000 страниц.

Основной целью данного диссертационного исследования является определение роли и значения темпоральной структуры произведений в формировании идиостиля и в выражении концептуальной системы К.Воннегута и Дж.Фаулза. Выбор материала объясняется тем, что в произведениях этих авторов временному фактору как текстовому элементу принадлежит решающая роль.

Цель исследования определяет постановку следующих задач:

- исследование теоретических основ категории темпоральности;

- описание составляющих темпоральной структуры художественного текста;

- уточнение понятия «идиостиль»;

- выявление наиболее значимых приемов, используемых авторами для создания временного плана художественного текста;

- рассмотрение базовых компонентов постмодернистского дискурса и специфики структурирования темпоральности авторами-постмодернистами;

- определение общих и отличительных особенностей в построении темпоральной структуры произведений К.Воннегута и Дж.Фаулза.

- сопоставление механизмов построения темпоральной перспективы и репрезентации времени в творчестве К.Воннегута и Дж.Фаулза.

Теоретическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых в области философии и культурологи (Э.Гуссерль,

A.Я.Гуревич, В.В.Иванов), стилистики и лингвистики текста (И.Р.Гальперин, З.Я.Тураева, ИЛ.Чернухина), системно-функциональной и коммуникативной грамматики (А.В.Бондарко, Г.А.Золотова), когнитивной лингвистики (Н.Д.Арутюнова, А.В.Кравченко, Дж.Лакофф), семантического синтаксиса (Дж.Лайонз, Л.Теньер, У.Чейф), литературоведения (М.М.Бахтин,

B.В.Виноградов, Д.С.Лихачев).

Основными методами, используемыми в работе, являются метод лингвистического наблюдения языковых фактов, их семантической интерпретации, а также элементы контекстуального, сопоставительного и лингвостилистического анализа.

Научная новизна работы заключается в том, что темпоральность представлена как компонент идиостиля автора, выявлена специфика темпоральной структуры в постмодернистской прозе и проведен сопоставительный анализ механизмов построения темпоральной структуры в произведениях К.Воннегута и Дж.Фаулза.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в развитие общей теории темпоральности и в проблему исследования идиостиля. В работе рассмотрена связь категории времени с сознанием, культурно-исторической парадигмой и индивидуальными качествами личности, а также проведен анализ темпоральной организации произведений двух крупных представителей постмодернизма. Основной акцент в исследовании ставится на изучении взаимосвязи концептосферы времени с ее языковой реализацией в художественном тексте через авторское восприятие. В данном исследовании ведется поиск точек соприкосновения объективного времени с художественным временем, что также является теоретически значимым.

Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты могут найти применение при подготовке лекционных и семинарских занятий по языкознанию, теоретической грамматике английского языка, стилистике и литературоведению, при разработке таких курсов, как интерпретация и анализ художественного текста, лингвистика текста, а также при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Специфика темпоральной структуры текста определяется совокупностью всех временных отношений и соположенностью нескольких временных планов: событийным, или онтологическим временем события, перцептуальным временем повествователя, психологическим временем персонажа и способами их языковой репрезентации.

2. Темпоральная структура текста выступает как значимый показатель идиостиля автора. Языковые приемы ее построения получают особую смысловую нагрузку в произведениях К. Воннегута и Дж. Фаулза, они отражают мировоззрение авторов и являются концептуально значимыми для их творчества.

3. Концепт «время» является одним из базовых концептов в творчестве К.Воннегута и Дж.Фаулза и, следовательно, базовым фрагментом их картины мира. В их произведениях данный концепт репрезентирован особыми группировками ключевых слов, которые позволяют реконструировать специфику концептуальной системы каждого автора.

4. Важными идиостилевыми чертами в построении темпоральной структуры текста авторами-постмодернистами являются: сложность и многокомпонентность темпоральной структуры их произведений, размытые (нечеткие) границы между временем реальным и ирреальным, максимальная заполненность времени событиями, психологизм в изображении времени, богатая' образность (метафоричность) в репрезентации концепта времени.

5. Прием «игры», в том числе «игры» со временем — одна из доминант культуры постмодернизма - является важным компонентом идиостиля писателя.

Структура работы. Диссертация общим объёмом 175 страниц состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Темпоральная структура текста как компонент идиостиля автора"

Выводы по Главе 2

1. Постмодернизм - это особая мировоззренческая концепция, и, соответственно, особая форма художественного видения мира, ставшая ведущей в культуре второй половины XX века. Для постмодернизма характерно специфическое видение мира как хаоса, лишенного причинно-следственных связей и ценностных ориентиров, «децентрированного» мира, предстающего сознанию лишь в виде иерархически неупорядоченных фрагментов.

На формальном уровне постмодернистский код характеризуется применением ряда приемов: многоуровневая организация текста, дискретность, прием игры, мистификация, псевдофактографичность, резкий контраст, коллаж, гиперинформативность, уничтожение грани между фактом и вымыслом, между временем реальным и ирреальным.

2. «Игра временем» — доминирующая идиостилевая характеристика авторов постмодернизма. Постмодернисты пытаются выйти за временные рамки в своем творчестве. Фрагментарность, неоднородность и дискретность времени - важные свойства литературного времени, которые актуализируются авторами, и которые являются мощным средством динамизации сюжета и ведут к значительной художественной экономии.

3. В произведениях К.Воннегута возникает изменчивая, подвижная, многомерная временная перспектива, в которой последовательность событий не соответствует их реальной хронологии. Единого времени в его произведениях не существует: каждый мир наделен своим временем и имеет свой счет времени. Мир реальный и фантастический вполне спокойно сосуществуют в текстах Воннегута.

Способность переноситься из одной временной плоскости в другую позволяет его персонажам беспрепятственно путешествовать по планетам не только Солнечной системы, но и Галактики в целом. Писатель, ощущая себя частью Вселенной, создает такой художественный мир, который есть проекция его взаимоотношений с реальностью, и который является выражением самосознания и мироощущения автора.

4. В основе творческого кредо Джона Фаулза лежат гуманистические принципы. В своих произведениях Фаулз затрагивает социальную и этическую проблематику общества, его нравственные болезни и конфликты. Автор также представляет неоднозначное толкование времени в своих работах. В них действуют различные модели и образы времени. Писатель виртуозно показывает всю сложность восприятия времени своими персонажами. Язык Фаулза характеризуется амбивалентностью семантики, его тексты отличают смысловая и структурная многоплановость и множественность интерпретаций. Прием «игры временем» выступает как один из доминирующих приемов в создании сюжетов его произведений.

5. Поскольку картина мира имеет ментальную природу, которая эксплицируется через язык, важнейшим показателем картины мира является язык личности. Из анализа ключевых ассоциатов концепта «время», можно заключить, что концепт «время» является одним из доминантных концептов авторской модели мира, которые представлены следующими смысловыми соотношениями: время — безвременье, время - вечность (Фаулз), время — свобода, время — возвращение (Воннегут).

6. Анализируя значение концепта «время» в текстах данных авторов, мы обнаружили, что он является важной составляющей их картины мира. Авторы в соответствии со своими эстетическими установками то расширяют, то сгущают время, то замедляют, то ускоряют его ход. Изображаемые в прошлом ситуации и факты оцениваются ими по-разному: некоторые из них описываются предельно кратко, другие же, напротив, выделяются крупным планом. Оба автора смело преобразуют течение времени и изменяют ход сюжета. Часто у Воннегута и Фаулза вполне конкретное объективное время в начале сюжета, трансформируется в нечто мистико-символическое к концу сюжета.

149

Заключение

Цель данного исследования заключалась в определении роли и значения темпоральной структуры художественных произведений в формировании идиостиля автора. В работе приведены некоторые точки зрения на концептуализацию времени, характер отражения идеи времени в сознании, языках и культурах, показаны особенности выражения художественного времени разными авторами и проанализированы приемы построения темпоральной структуры произведений, а также были выявлены существенные общие и отличительные черты двух идиостилей.

Анализ категории времени был произведен с нескольких углов зрения: с философского (осмысление времени автором как мыслящим индивидом); с культурологического (восприятие времени автором как представителем определенного этноса), с психологического (восприятие времени автором как личностью), с лингвистического (использование автором языковых средств для изображения времени в тексте).

В работе описаны средства, способы и модели темпоральной организации художественного текста, рассмотрены взгляды на время исследователей самых различных областей знания: философов, культурологов, лингвистов и литературоведов и выделены несколько направлений в изучении времени. Среди них необходимо отметить работы универсального характера, в которых наше мышление определяется организацией времени (М.М.Бахтин, Э.Гуссерль, М.Хайдеггер); исследования, связывающие время с картиной мира (Г.Д.Гачев, М.Ю.Лотман, Е.С.Яковлева); исследования, рассматривающие время художественного текста в рамках лингвистики текста (И.Р.Гальперин, О.И.Москальская, З.Я.Тураева); исследования прикладного характера по обучению интерпретации иноязычного художественного текста с учетом его темпоральной структуры (В.Б.Сосновская, З.Я.Тураева).

Философская интерпретация времени исходит из разграничения 1) времени бытийного как формы реального бытия и 2) времени, отраженного в культуре, обществе и индивидуальном сознании. Последняя форма представляет собой самостоятельный параметр духовной жизни общества и личности и известна как время перцептуальное, которое играет исключительную роль среди процессов, участвующих в восприятии реального мира. Перцептуальное время поэтому содержит большой субъективный элемент; с ним связано, прежде всего, наше «чувство времени», ощущение настоящего, прошлого и будущего, связанное со сменой переживаний, мыслей, воспоминаний и т.д.

В работе излагаются вопросы, относящиеся к проблеме связи времени и сознания, проанализирована феноменологическая парадигма, которая рассматривает время как существующее в сознании человека. Восприятие и осознание времени человеком зависит также от его принадлежности к определенной культуре и языковому социуму и определяется психологическим состоянием человека и участием психических процессов индивидуума: его эмоциональным состоянием, установками, интересами, мотивацией и ситуациями, в которых он находится. Понимание времени в качестве субъективного переживания дает возможность использовать многообразие субъективного восприятия времени в тексте. Субъективное время позволяет взглянуть на прошлое из будущего, переставить события местами, сделать из момента вечность и наоборот.

Время в языке можно отнести к числу категорий, с помощью которых определяется соотношение между лингвистической и экстралингвистической деятельностью человека. Естественный язык связан с реальным миром именно через перцептуальный мир, проецируемый нашим сознанием. Языковое время (темпоральность) - это комплексная категория, которая охватывает грамматические, лексические и лексико-синтаксические средства для репрезентации различных вариантов категории времени.

Инвентарь языковых средств, участвующих в передаче временных отношений, очень разнообразен и включает элементы различных уровней, выражающих восприятие и осознание человеком временных связей объективного мира. Ядро поля темпоральности составляет время грамматическое, т.е. выражение времени глагольными формами, представляющими собой средства максимально обобщенного и отвлеченного выражения данной категории. Время также передается в языке и за пределами глагольной системы: лексическими показателями времени, временными союзами, формами наклонений, модальными словами и глаголами, синтаксическими конструкциями.

Писатель создает особое, условное время, подчиненное закономерностям художественного текста. Представление времени как важнейшей универсалии человеческого бытия находит отражение в каждом художественном произведении, где время характеризуется событиями, их развитием и последовательностью. Время в тексте лишь косвенно связано с реальным временем писателя, который художественно преобразует, «трансформирует» реальное время. На уровне текста временные отношения усложняются, поскольку художественный текст отличает сложная своеобразная смысловая и системно-структурная организация.

В художественном тексте временные категории «вырастают» и образуют темпоральную структуру. Темпоральная структура представляет собой отношения и связи языковых элементов, передающих временные отношения в тексте. Основой темпоральной структуры выступает художественное время, которое представляет собой симбиоз времени событий, описываемых в тексте, времени автора и персонажей произведения и времени восприятия произведения.

Художественный текст как организованное речевое произведение ориентирован на модель действительности, которая существует в данном обществе. Поскольку время является универсальной составляющей картины мира, отраженной в различных текстах, то его можно считать категорией картины мира, и, рассматривая время на материале художественного текста, можно реконструировать фрагмент модели мира автора. Образ мира автора, его художественное видение отражается и в индивидуальном стиле, который представляет собой определенный способ организации произведения, в том числе и его темпоральной структуры.

Анализ литературных произведений XX века, имеющих и не имеющих отношения к течению постмодернизма, показывает, что стилистические возможности построения темпорального плана произведений очень богаты. Эти произведения отражают глубокий интерес писателей к категории времени. Авторы умело справляются с проблемой соотношения между временем изображенным и временем изображения путем сжатия времени: целая эпоха может быть свернута в один абзац или история нескольких поколений изображена на одной странице и т.д.

Современные авторы позволяют себе определенную свободу в обращении со временем в своих произведениях. Результаты наблюдений над способами построения темпоральной структуры текста позволяют говорить о том, что существует зависимость между темпоральным построением произведения и особенностями мышления его автора. Результаты проведенного анализа также показывают своеобразие стилистических приемов в изображении времени, используемых писателями.

В данном исследовании мы проследили алгоритм построения темпорального плана произведений и подвергли сопоставительному анализу художественный стиль двух крупных писателей современности - К.Воннегута и Дж.Фаулза. В результате анализа были выявлены как общие, так и отличные средства, способы и модели создания темпоральной структуры текста являющиеся характерными приемами авторского стиля.

Лексика, грамматика и синтаксис двух авторов позволяют говорить о разнообразии временных представлений. В творчестве и Воннегута и Фаулза само слово время имеет высокую частотность и большой семантический вес. Время в идиостиле авторов концептуализируется с точки зрения своего разрушительного воздействия на окружающий мир, на культуру, на человека. Очень часто время подается как разрушительная сила, которая губит, уничтожает и уносит, и от которой авторы хотят освободиться. Отрицательная оценка времени формируется почти во всех произведениях данных авторов.

Характеризуя переплетение фантастических и бытовых элементов, присущее художественному почерку обоих авторов, мы проанализировали структурообразующие и сюжетообразующие функции времени в произведениях Воннегута и Фаулза. В произведениях данных авторов уживаются историческое и мифологическое время, для них характерна увеличенная интенсивность времени.

В ходе исследования обнаружилось, что Воннегут и Фаулз художественно осмысливают категорию времени и для его характеристики используют экспрессивные возможности видовременных глагольных форм и разнообразные средства времяобозначения. В целом тексты писателей построены на принципе ухода от классического (размеренного, линейного) представления времени, для них характерно переплетение временных интервалов и дискретность в изображении времени.

Среди показателей идиостиля были выделены моделирование и способы построения темпоральной структуры, а также особенности авторского ассоциирования концепта «время». Важными идиостилевыми чертами в построении темпоральной структуры произведений у данных авторов являются размытые границы между временем реальным и ирреальным, дискретность и компрессия времени, максимальная заполненность времени событиями, психологизм времени, богатая образность времени, разнообразие временных моделей и экспериментов со временем.

Итак, в настоящем исследовании проведено изучение темпоральной структуры как важной идиостилевой черты, и анализ некоторых выразительных возможностей грамматической категории времени в литературном творчестве К.Воннегута и Дж.Фаулза. Мы полагаем, что отдельные положения исследования темпоральной структуры текста, предложенные в данной работе, могут быть использованы при изучении особенностей организации художественного времени в творчестве других авторов.

154

 

Список научной литературыФедосова, Татьяна Викторовна, диссертация по теме "Германские языки"

1. Абиева Н. О К. Воннегуте // К. Воннегут. Сирены Титана. - СПб.: Азбука, 2000. - С.324-330.

2. Аврелий А. Исповедь. М.: Республика, 1992. - 335с.

3. Андреева Т.А. Структура сюжетного времени. Автореф. дис. . канд. филол. наук. JL, 1976. — 20с.

4. Аполлонова А.В. «Время» в мотивной системе лирики А.С. Пушкина 1820-х годов // Филологические науки. 2002, №5. - С.22-33.

5. Апресян Ю.Д. Избранные труды Т.2. Интегральное описание языка и системная лексикография. — М.: Языки русской культуры, 1995. 767с.

6. Аристотель. Физика. Сочинения в 4 т. Т. 3. М., 1981. — 223с.

7. Арутюнова Н.Д. Время: модели и метафоры // Логический анализ языка. Язык и время. -М.: Индрик, 1997.- С.51-61.

8. Арутюнова Н.Д. Наивные размышления о наивной картине языка // Язык ^ о языке: Сб. статей русской культуры. М.: Язык и русская культура,2000.-С.7-19.

9. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. — М.: Языки русской культуры, 1999.-896 с.

10. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени. Истоки. Эволюция. Перспективы. М.: Наука, 1982. - 221с.

11. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. - 464 с.

12. Байн О.Б. Ключевые слова в тексте и языковая картина мира // Языковая картина мира: Мат-лы Всерос. конф. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. - С.70-73.

13. Балли Ш. Французская стилистика. М.: Иностранная литература, 1961. — 394 с.

14. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М.: Художественная литература, 1986. - 543 с.15,16,17,18,19,2021,2225

15. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.424 с.

16. Бекишева Е.В. Репрезентация категории времени в медицинской терминологии // Вопросы когнитивной лингвистики. — 2004, № 2-3.- С.52-59.

17. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М., 1974. - 447 с.

18. Бисималиева М.К. О пониятиях «текст» и «дискурс» // Филологическиенауки. 1999, №2. - С.78-85.

19. Богомолов Н.А. Авторы и герои в литературе рубежа тысячелетий // Филологические науки. 2002, №3. - С.3-9.