автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Темпоральные особенности нравственной жизни (ценностная регуляция и социально-историческое время)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Зубец, Ольга Прокофьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Темпоральные особенности нравственной жизни (ценностная регуляция и социально-историческое время)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Зубец, Ольга Прокофьевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. МЕТОДОЛОГИЯ ТЕМПОРАЛЬНОГО АНАЛИЗА НРАВ, СТВЕННОЙ ЖИЗНИ. 17

§ I. Сущность темпорального анализа социальных явлений и его категориальный аппарат

§ 2. Проблема временных особенностей морали в современном обществознании

§ 3. Система нравственных ценностей как объект темпорального анализа

Глава П. ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ.

§ I. Временные характеристики системы нравственных ценностей.

§ 2. Темпоральная детерминация нравственной жизни.

§ 3. Нравственная жизнь поколения: биография и история.•.

§ 4. Возрастные особенности нравственной жизни личности.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Зубец, Ольга Прокофьевна

Достижение цели, "которую никто, кроме коммунистов, никогда и не ставил", - формирования "идейно убежденной, гармонически развитой, духовно богатой личности, строящей жизнь по законам социальной справедливости и разума, добра и красоты" (17,с.14), невозможно без выявления объективных основ формирования нового человека, без устранения "болячек" общественной жизни, причины которых следует искать "в реальных проблемах и трудностях нашего развития" (17, с.17), о чем говорилось на июньском пленуме ЦК КПСС 1983 г. Решаемые в обществе развитого социализма задачи преобразования фундаментальных основ человеческой жизни ставят перед этикой задачу материалистического раскрытия социальной детерминации нравственной жизни личности, механизмов взаимодействия различных социальных явлений и процессов в их личностном преломлении, значении для организации жизнедеятельности человека, его духовно-поведенческой самореализации.

Если в период подготовки и свершения революции, а также построения основ социализма марксистская мысль в основном обращалась к проблемам смены одних производственных отношений другими и формирования систем ценностей, соответствующих новым социальным отношениям, то в ходе развития собственно социалистических отношений на первый план выдвигаются проблемы особенностей и закономерностей развития общественного сознания в рамках одной формации, обусловленных динамикой общественных отношений в ходе построения коммунизма. В связи с этим перед этико-философским исследованием встает задача анализа социальной детерминации нравственной жизни личности, проявляющейся не только при смене одной качественной структуры морального сознания другой, но и в ходе социальных изменений и процессов, имеющих место в рамках единого способа производства.

Выполнение этой задачи в этике предполагает решение ряда вопросов методологического характера. И в первую очередь возникает необходимость рассмотреть природу и механизм особого типа детерминации нравственности, основанного на процессуальное™, закономерной динамике социальных образований. Если при исследовании различных исторических структур морального сознания, основанном на выявлении их качественного своеобразия - выражения сущностно отличающихся общественных отношений, - этик концентрирует внимание на детерминации содержания морали - норм, идеалов, ценностей - социальными отношениями, воспроизводимыми на основе конкретного способа производства, и объясняет развитие нравственности как переход от одной структуры к другой: например, от феодальной морали к буржуазной, то при обращении к проблемам "бытия" морали в рамках одной формации, при прослеживании закономерностей и смены этапов в истории одной, единой по содержанию нравственной системы он вынужден проследить связи между изменениями общественных явлений в рамках единого способа производства и нравственной жизнью общества. При этом на первый план выдвигаются изменения не в ценностном содержании морали, а в ее функционировании. Именно социальная детерминация функционирования нравственности становится наиболее актуальным предметом изучения.

Ф.Энгельс в "Анти-Дюринге" обратил внимание не только на сосуществование в одном обществе различных по содержанию и, соответственно, по классу - "носителю" систем моральных ценностей, но и на то, что христианско-феодальная, буржуазная и пролетарская морали представляют из себя разные по перспективам развития явления, "выдвинутые" прошедшим, настоящим и будущим (см.8, с.94-95). То есть, несмотря на их одновременное сосуществование в одном обществе, эти системы ценностей порождены и воспроизводятся в процессе бытия классов, находящихся на различных этапах своего развития.

Если ценности феодалов постепенно отмирают, нежизнеспособны, оторваны от действительности, то система ценностей буржуазии является элементом господствующего сознания. Ценности же пролетариата только оформляются в систему по мере освобождения этого класса от гнета господствующего сознания. Таким образом, системы ценностей существуют в сознании и воспроизводятся в жизнедеятельности классов на разных этапах их существования: и феодальная и буржуазная морали прошли этапы формирования, становления, превращения в господствующую и постепенного умирания - разделяя судьбу соответствующих классов. Следовательно,несмотря на различие в содержании, имеются общие черты в истории каждой системы ценностей: ее функционирование претерпевает изменения в зависимости от изменений в процессе воспроизводства определенных социальных отношений - конкретного субъекта морали.

Изменения в воспроизводстве классов и социальных отношений, влияющие на нравственную жизнь общества, могут иметь различный характер. К ним относится, например, сужение области воспроизводства тех отношений, в которых могут функционировать ценности конкретной системы. Целью данного исследования является анализ только одного типа детерминации функционирования системы нравственных ценностей, основанного на изменениях в динамике, в процессе существования социальных целостностей - субъектов морали.

Постановка вопроса о существовании и механизме детерминации функционирования морали динамикой социальных отношений предполагает разработку и внедрение новых средств, понятийного аппарата, позволяющего теоретически вычленять и "препарировать" процессу-альность, движение разнообразных форм и применимого к анализу явлений различного типа, как объективных,так и субъективных, принадлежащих к области материальной жизни и относящихся к сфере сознания, то есть обладающего достаточно высокой степенью общности.

Понятием, в котором наиболее полно выражается динамика процессов, форма движения, является понятие времени, временных особенностей явлений: их темпоральности. Исходя из этого можно определить проблему детерминации нравственной жизни динамикой процессов как проблему темпоральной детерминации нравственности и, таким образом, конкретизировать путь ее рассмотрения«

Каждая форма общественного сознания обладает не только спецификой содержания, но и спецификой социальной детерминации. Изучение темпоральной детерминации морали невозможно без выявления специфической "чувствительности" этой формы сознания к временным характеристикам социальных явлений, без понимания связи функциональных способностей нравственных ценностей с темпоральностыо субъектов морали: класса и личности. Это заставляет сформулировать тему исследования несколько шире - как темпоральные особенности нравственной жизни, под которыми понимаются те стороны нравственности, особенности функционирования системы моральных ценностей, в' основе которых лежит темпоральность соответствующих социальных целост-ностей, темпоральные ограничения функционирования системы ценностей в качестве мотивообразующей, отражение темпоральности социума в этой системе и поровденные, в конечном счете, темпоральной детерминацией иллюзии морального сознания.

Вопрос о степени разработки поставленной проблемы стоит скорее как вопрос о степени ее постановки в этике и уровне методологической подготовленности к ее решению, а также как вопрос о месте данного аспекта исследования в современной этической проблематике. В современной буржуазной философии, социологии и психологии существует ряд подходов (степень их разработанности и концептуальной оформленности не позволяет говорить о них, как о теориях) к временным особенностям морали (А.Анаст, Д.Гурвич, В.Джио-сия, Л.Дуб, К.Левин, Ч.Фрайд и др.). Советские этики (Л.М.Архангельский, А.А.Гусейнов, О.Г.Дробницкий, В.Н.Назаров, А.И.Титарен-ко, В.А.Титов, В.Н.Шердаков и др.) в рамках решения разнообразных проблем так или иначе упоминают о темпоральности морали или приходят к выводу о необходимости ее темпорального исследования. Но достижение поставленной автором исследовательской цели связано в большей степени не с продолжением логики существующих подходов или обобщением ряда суждений о связи времени с моралью, а с осуществлением темпорального анализа нравственности, опирающегося на такие достижения марксистской этической мысли, как теория структур морального сознания А.И.Татаренко, идея социальной сущности нравственности, ее регулятивной специфики, разрабатываемая А.А.Гусейновым, О.Г.Дробницким, концепция ценностной природы морального сознания. В ходе этого анализа "высвечиваются" те или иные стороны временных особенностей морали, фиксировавшиеся ранее в контексте самых разнообразных по направленности, предметной области и методологии исследованиях (например, антиципаторное содержание морали). Это определяет сложность очерчивания места исследования в традиционной этической проблематике, так как детерминация нравственной жизни динамикой социальных процессов находит свое выражение практически во . всех моральных явлениях, в той или иной степени выступающих сторонами и связями функционирования системы ценностей: в соотношении моральной и внеморальной форм регуляции, ценностной и традиционной, в механизмах и содержательных источниках различных функций морали, в различных типах воспроизводства конкретно-исторических систем ценностей и, соответственно, исто-< рической специфике нравственного воспитания, в адекватности или иллюзорности нравственного сознания.

В советской этике все больше осознается необходимость использования достижений конкретных наук - психологии, социологии, истории, культурологии и др. (см.137). Но одновременно осознается и сложность вычленения в них данных о действительном состоянии нравственности, овладения "методологией этического анализа конкретного материала" (163, с.91). Нравственность трудноуловима для методов конкретных наук. Например, данные социологов о нравственном облике людей, полученные в результате опросов, относятся больше к описанию субъективной иерархии ценностей, то есть осознанию и принятию ее индивидом, и лишь в небольшой степени отражают действительно функционирующую систему ценностей, воспроизводимую личностью в поведении. Таким образом, простое заимствование результатов конкретных наук ведет к получению неверного или мало эвристич-ного знания. Возникающие сложности, по замечанию А.И.Титаренко, в большой степени связаны с неразвитостью ряда философских методологических разработок в этике (163, с.94). Так, включение данных конкретных наук в этику возможно на основе некоторой модели социально-исторического бытия морали, включающей в себя явления и процессы жизни общества, более доступные для эмпирических методов. Анализ темпоральной детерминации нравственной жизни динамикой классов, социальных групп и личности создает методологическую основу для такого опосредованного включения достижений комплекса наук об обществе и человеке в этическую теорию. На его основе формируется и интегративный категориальный аппарат, отражающий "обобщенные признаки различных, качественно разнородных процессов, образующих системность объекта изучения" (137, с.69). К комплексным понятиям, фиксирующим явления и отношения разнокачественных сторон и форм бытия материи и отражающего их сознания, относятся понятия "время", "возраст" и связанные с ними. Они несут, таким образом, дополнительную методологическую нагрузку обогащения этики эмпирическим знанием.

Итак, исследование темпоральных особенностей нравственной жизни выполняет ряд функций по отношению к задачам современной этики: как собственно внутритеоретическуго - выявление механизмов социальной детерминации морали, так и общеметодологическую. Его осуществление имеет значение и для критики современной буржуазной этики, социологии и психологии морали, в которых бытие личности и особенности ее сознания рассматриваются в отрыве от классов и социально групповых процессов, а мораль отдается на откуп или абстрактным спекуляциям или натуралистическим объяснениям.

Методологической основой диссертации служат положения марксистско-ленинской теории о соотношении общественного бытия и общественного сознания, об общественно-экономических формациях, о классах и личности, о диалектике социального и индивидуального в формах общественного сознания, социальной детерминации процесса развития личности. Автор руководствовался положением К.Маркса о производстве сознания в процессе человеческой жизнедеятельности, об общественном движении, как естественно-историческом процессе, подчиняющемся законам, определяющим волю, сознание и намерения людей, ленинским методом объяснения идей путем показа их материального основания в общественно-экономических отношениях (см.12, с.238).

В основе обращения к динамике социальных процессов, к процес-суальности бытия классов и личности лежит марксистско-ленинский принцип историзма, предполагающий рассмотрение социальных явлений в конкретно-историческом контексте. По-видимому, данный принцип имеет несколько сторон, в разной степени реализованных в ходе анализа социальных явлений. Его возможности не полностью раскрыты в теории личности и связанном с ней комплексе проблем, включая и этические. В.И.Ленин подчеркивал, что научно подходить к вопросу - значит "не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" (14, с.67).

Научный подход к явлениям морали, не имеющей, по выражению К.Маркса, своей истории, требует рассмотрения их в движении определенных социальных целостностей - субъектов морали: класса и личности, то есть на основе единства принципа историзма и материализма. Тем не менее, традиционно личность рассматривалась как процесс лишь в период ее становления, осуществляющегося в определенных исторических, но не изменяющихся условиях, (см.145, с.80). В результате получалось, что личность развивается в константных условиях, а социальные условия изменяются при уже сформированной личности; моменты единого процесса при этом разрывались. Не уделялось достаточно внимания раскрытию бытия личности как процесса, когда в понятии сущности личности все связи выступают сторонами, моментами процесса ее саморазвития. Именно такой подход ставится во главу угла в ряде работ последнего времени - К.А.Абульхановой-Славской, Л.П.Буевой, В.Е.Кемерова, О.Н.Крутовой. Как подчеркивает О.Н.Крутова, "исторический подход к человеку имеет своим предметом не отдельные исторические состояния личности, не сумму "состояний" и не их.последовательность, а процесс саморазвития, самодвижения человека" (61, с.76). Такой подход несколько по-новому выявляет различные линии детерминации личности конкретно-историческими социальными отношениями: не только наличными социальными обстоятельствами, но и ее собственной историей (см.52, с.153).

Преодоление статичного рассмотрения личности предполагает и новый взгляд на нравственную жизнь человека. Так как исследование темпоральной детерминации нацелено на выявление связей между изменениями в процессе развития субъекта морали и функционированием моральных ценностей в качестве мотивообразующих, то есть осуществляющихся в личностной организации деятельности, оно включает в себя и анализ темпоральной детерминации нравственной жизни динамикой личности, не сводимой к динамике класса и имеющей собственные закономерности - закономерности индивидуальной формы общественного бытия. То, что на более высоком уровне социальной жизни выступает в отношении морали, как случайность, то на индивидуальном уровне обнаруживается в качестве закономерности, что открывает перед теоретиком новые возможности объяснения нравственных явлений.

Наличие темпоральной детерминации функционирования системы нравственных ценностей объясняет его связь не только с закономерностями развития класса, но и отдельной исторически-конкретной личности, что определяет включение в рамки этического исследования ряда проблем социальной детерминации процесса развития личности и его характеристик, фиксирующихся в понятии социального возраста человека, некоторые аспекты которого рассматриваются в работах Б.Г.Ананьева, Ф.Ариеса, И.С.Кона, О.Н.Круговой, Н.В.Паниной, Г.Л.Смирнова, Ю.В.Сычева, Л.Сэва.

Помимо подхода к личности, как к процессу, принцип историзма предполагает исследование "меняющегося индивида в изменяющемся мире" (145, с.80), то есть анализ развития личности, процесса индивидуальной жизнедеятельности в единстве с процессом развития класса, социальной группы, движением в рамках формации - на основе единого способа производства. Это движение, подготавливающее и приводящее к смене одних производственных отношений другими, находит свое проявление и определяет явления общественного сознания не только при переходе от одной формации к другой, но постоянно и непрерывно. Замена одной исторически-конкретной .системы ценностей на другую подготавливается не только непосредственно обострением противоречий и развитием базиса и социальных отношений, но и возникающими на их основе процессами внутри этой системы ценностей, изменениями в ее функционировании и воспроизводстве. Именно на раскрытие этих изменений нацелено исследование темпоральной детерминации морали.

Итак, функционирование морали рассматривается в зависимости от процесса бытия социальных целостностей - то есть на основе единства двух методов исследования общественного сознания: исто-рико-генетического и структурно-функционального. "Эта сторона дела - рассмотрение отношений людей (классов, социальных групп и слоев, индивидов) в процессе воспроизводства ими своего сознания - еще не получила в литературе по историческому материализму полного освещения" (144, с.156).

При исследовании темпоральной детерминации нравственной жизни понятие "время" и раскрывающая, описывающая его система категорий выступают в качестве средства анализа социальных процессов и их взаимодействия - осуществления темпорального анализа морали. В его основе лежит марксистское понимание времени, как формы движения материи, складывающаяся в советской философии концепция социально-исторического времени (работы Т.П.Анишиной, Е.Л.Власова, М.В.Егоровой, В.А.Канке, Н.И.Листвиной, А.Н.Лоя, И.П.Малиновой, Л.Д.Митевой, П.И.Мовчан, И.А.Сафронова, Ю.А.Синякова, Л.В.Сквор-цова, А.И.Сутормина, Н.Н.Трубникова, А.Ф.Цыркуна, Е.В.Шинкарука, В.П.Яковлева, Янагида Кэцдзюро и др.), методологические разработки по проблемам темпоральности В.П.Казарян, Ю.Б.Молчанова,

B.Н.Ярской, анализ времени, осуществляемый в культурологических исследованиях М.М.Бахтина, П.П.Гайденко, А.Я.Гуревича, И.С.Клоч-кова, А.Ф.Лосева, в искусствоведческих трудах М.Л.Андреева, М.А.Барга, Б.Р.Виппера, Б.Зингермана, Д.С.Лихачева и других. При обращении к временным характеристикам процесса развития личности автор опирался на идеи Т.В.Карсаевской, В.Е.Кемерова, И.С.Кона,

C.Л.Рубинштейна, Л.Сэва, А.Т.Шаталова, а также на психологические исследования времени.

Предложенный методологический подход позволяет рассмотреть и обосновать следующие положения.

1. Генезис системы нравственных ценностей и ее воспроизводство в ходе функционирования осуществляется при наличии ряда временных особенностей процесса бытия субъекта морали, необходимых для ценностного обеспечения мотивации поведения и системной организации ценностей. В качестве определяющего условия выступает перспективная направленность социального и личностного времени.

2. К особенностям функционирования системы нравственных ценностей, определяемых характером социального и личностного времени, относятся: мотивационная интенсивность системы ценностей, характер ее воспроизводства при передаче социальной информации от поколения к поколению, представленность временных особенностей морали в нравственном сознании.

Закономерное прохождение классами антагонистических формаций ряда этапов развития, характеризуемых перспективной, презентив-ной и ретроспективной направленностью социального времени, определяет изменения в функционировании систем нравственных ценностей соответствующих классов: от их конкретного воспроизводства в процессе творческой нравственной деятельности при тесной связи иерархии и валентности ценностей, максимальной мотивационной интенсивности до утраты функциональной способности, превращения в абстрактную, функционально иллюзорную.

3. Социальный возраст личности, выражающийся в направленности личностного времени и фиксирующий состояние процесса развития личности, определяет особенности принятия и функционирования системы нравственных ценностей отдельной личностью. Личностное старение, то есть торможение в развитии личности, выражающееся в ретроспективной направленности времени, приводит к снижению функциональной способности системы ценностей обеспечивать мотивацию поведения. Возникающий регулятивный вакуум заполняется привычкой, этикетными правилами, обычной формой регуляции, что при изменении условий деятельности приводит к аморальному поведению. Массовое личностное старение, преодолеваемое лишь в ходе построения коммунизма, 9 является причиной изменений в нравственной жизни общества.

4, Общезначимость морального требования в структуре морали господствующего класса антагонистической формации и рабочего класса обеспечивается разными функциональными состояниями систем ценностей: абстрактным и конкретным. "Вечность" ценностей, как определенная форма отражения временных особенностей системы ценностей - их представленности в сознании в качестве видимости, иллюзии - "нечто присущее самой объективной реальности, но неадекватно выявляющее те сущностные процессы, которые ее порождают" (82, с.32). "Вечность" ценностей генетически связана с обеспечением общезначимости морального требования господствующего сознания в антагонистическом обществе.

5. Форма передачи системы нравственных ценностей от поколения к поколению зависит от функционального состояния системы ценностей, а, следовательно, и от темпоральности соответствующих классов и социальных групп. При конкретном воспроизводстве системы ценностей, ее высокой мотивационной интенсивности передача осуществляется путем включения человека в ценностносозидающую нравственную деятельность. При. абстрактном способе существования системы, ее низкой функциональной способности передача осуществляется по каналам идеологии и традиции.

Новизна исследования. В проведенном диссертационном исследовании впервые делается попытка раскрыть механизм детерминации и особенности динамики нравственной жизни на уровне класса и индивида, основанные на закономерностях внутриформавдонного развития субъекта морали. С этой целью разрабатывается идея темпорального анализа нравственных явлений и соответствующий категориальный аппарат. Осуществляется новый подход к этико-аксиологической проблематике: нравственные ценности анализируются в единстве их системной организации и функционирования. Впервые получили теоретическое объяснение некоторые существенные особенности процесса функционирования системы ценностей, в ходе которого воспроизводится все богатство нравственных явлений.

Осуществляемый на основе марксистских представлений о диалектике социального'и индивидуального анализ соотношения и связи времени класса и темпоральности личности позволил найти основание для выделения понятия "поколение" в качестве философско-социологического и для выявления особенностей нравственной жизни поколения.

Осуществляемое в работе определение социального возраста через темпоральность личности позволяет не только объединить различные подходы и объяснить ряд возрастных свойств, но и вписать процесс развития личности в общую временную структуру социальных процессов. Непосредственно этическим результатом, в данном случае, является разработка методологии исследования возрастных особенностей морали, преодолевающей биологизаторские и хронологически-абстрактные представления.

Практическое значение работы« помимо возможности использования материалов в учебных курсах, заключается в его методологическом значении для нравственного воспитания. Воспитание, как один из способов воспроизводства морали и. передачи системы нравственных ценностей от поколения к поколению, не может осуществляться на научной основе без понимания как общих закономерностей воспроизводства морали, так и специфических для воспитания тенденций его общеисторического и внутриформационного изменения. Кроме того, раскрытие механизмов социальной детерминации морали и, в частности, нравственных последствий социального старения человека, имеет значение для разработки путей и использования возникающих в ходе социального преобразования возможностей преодоления массового социального старения и, таким образом, является конкретизацией связи между социально-экономическими явлениями и нравственной жизнью. Как подчеркивалось на ХХУ1 съезде КПСС, "успех воспитания обеспечивается лишь тогда, когда оно опирается на прочный фундамент социально-экономической политики" (16, с.63).

Материалы диссертации прошли апробацию на П,Ш и 1У Всесоюзных философских чтениях молодых ученых (Пушкино, 1982 год, Звенигород - 1983, 1984 годы), на Всесоюзной школе молодых ученых и специалистов "Проблемы нравственного воспитания молодежи" (апрель 1983 года, Минск), Всесоюзной теоретической конференции (Москва, 1983 год), региональной научно-практической конференции (Тюмень, 1983 год), на Ш Всесоюзной школе-семинаре молодых психологов "Проблемы психологии личности" (Звенигород, 1984 год), на Ломоносовских чтениях МГУ им.М.В.Ломоносова (Москва, 1981, 1983 годы),на аспирантском семинаре кафедры марксистско-ленинской этики философского факультета МГУ. Содержание диссертации отражено в публикациях автора.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры марксистско-ленинской этики МГУ им.М.В.Ломоносова (июнь 1984 года) и рекомендована к защите.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Темпоральные особенности нравственной жизни (ценностная регуляция и социально-историческое время)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, заявленная методология диалектико-материалистического темпорального исследования морали позволила достичь поставленной цели - выявления особенностей функционирования системы нравственных ценностей, обусловленных темпоральностью процессов развития таких социальных целостностей, как класс и личность. В результате получены следующие выводы:

1. В качестве фактора, определяющего способность системы нравственных ценностей обеспечивать мотивацию поведения личности то есть сущностную функциональную способность ценностей - выступает темпоральность класса, социальной группы, личности - определенного субъекта морали: соотношение связей настоящее-прошлое и настоящее-будущее. Так как включение ценностей в мотивационную систему человека возможно только при перспективной направленности процесса развития субъекта, изменения в темпоральности этого процесса лежат в основе особого типа детерминации нравственной жизни - детерминации динамикой развития субъекта.

2. Перспективная направленность процесса развития субъекта является необходимым условием как формирования системы ценностей соответствующим классом, так и ее принятия на уровне индивидуального сознания.

3. Функциональная иллюзорность системы нравственных ценностей, то есть ее неспособность обеспечивать мотивацию поведения личности, является закономерным, исторически обусловленным этапом развития всех систем ценностей антагонистических формаций. Она неразрывно связана с иллюзорностью, как неадекватностью социальной реальности. В основе ее возникновения лежит процесс старения соответствующего класса, определяющий снижение функциональной способности системы ценностей через механизм темпоральной детерминации.

Социальное старение личности, выражающееся в торможении процесса ее развития и изменении его направленности с перспективной на ретроспективную, выступает непосредственной причиной функциональной иллюзорности системы ценностей на индивидуальном уровне. Процесс развития личности определяется как объективными, социально-историческими условиями бытия человека, так и рядом субъективных факторов: ограничения личностного развития содержатся в различных формах общественного сознания, в социальной политике. В основе этого процесса лежит жизнедеятельность человека и характер его включения в нее. В рамках коммунистической общественно-экономической формации отсутствует такая объективная причина массового социального старения личности, как старение класса. Тем не менее, массовое личностное старение преодолевается лишь в ходе формирования и развития коммунистических отношений, предполагающих творческий характер трудовой деятельности, расширяющиеся возможности смены форм деятельности и обучения. В процессе коммунистического преобразования форм жизнедеятельности человека и его включенности в них преодолеваются и негативные последствия социального старения в нравственной жизни - функциональная иллюзорность системы нравственных ценностей.

4. Функциональная иллюзорность системы нравственных ценностей - особое состояние ценностной структуры сознания, проявляющееся в ряде особенностей нравственной жизни: в их основе лежит снижение мотивационной интенсивности конкретно-исторической системы нравственных ценностей. В его результате возникает разрыв между валентными и иерархическими связями системы ценностей, отражающий общее ослабление иерархических связей мевду ценностями, не воспроизводимыми в равной степени в моральной деятельности субъекта, что, в свою очередь, приводит к снижению функциональной способности си

- 169 стемы ценностей, то есть ее способности обеспечивать моральный выбор и обнаруживать аксиологический смысл жизненных ситуаций и отношений.

Так как стареющий класс утрачивает ценностносозидагащую способность, а социально стареющая личность - способность присваивать новую систему ценностей, способность к моральному творчеству, то утратившая функциональную способность система ценностей сохраняется в сознании - как общественном, так и индивидуальном, несмотря на ее все возрастающую неадекватность системе социальных отношений. Возможность сохранения в сознании иллюзорной системы ценностей обеспечивается преобразованием самой формы ее бытия, ее воспроизводства: переходом от конкретного ее состояния к абстрактному. Если конкретная форма существования системы ценностей выражается в воспроизводстве ее на основе морального творчества, на слит.0сти системы с конкретными формами человеческой деятельно-, сти, общения, то абстрактное бытие системы ценностей означает ее крайнюю оторванность от реальных жизнедеятельностных проблем и ситуаций, противопоставленность их богатству, минимальную мотива-ционную интенсивность ценностей, несмотря На то, что они субъективно провозглашаются и признаются.

5. Функциональная иллюзорность системы нравственных ценностей и ее сохранение в сознании в абстрактной форме порождает регулятивный вакуум, заполняющийся другими формами регуляции поведения, функционирующими и при ретроспективной направленности процесса развития субъекта. К ним относятся обычаи, этикетные формы, ритуалы, привычки, различного рода автоматизмы и т.п. Они способны на некоторое время "замаскировать" обедненность поведения ценностными ориентирами* сужение области личностно значимого, оскудение всей духовной жизни человека. Но при этом сохраняется социально опасное состояние нравственной необеспеченности поведения. При

- 170 изменении привычных, обычных условий жизнедеятельности и общения регулятивный вакуум обнаруживает себя: отсутствие ценностных ориентиров становится причиной аморального поведения. Таким образом, преодоление массового личностного старения является важной социальной задачей и в плане ликвидации негативных явлений нравственной жизни общества.

6. Темпорально детерминированный конкретный или абстрактный характер системы ценностей определяет и формы ее социального наследования: передачи от одного поколения к другому. Темпоральный анализ нравственной жизни позволил выявить особенности и историческую специфику воспроизводства системы нравственных ценностей в условиях построения бесклассового общества и преодоления массового личностного старения, когда существуют объективные условия для включения все новых и новых поколений в ценностносозидающую деятельность, в деятельность по развитию системы ценностей во всем богатстве ее конкретного бытия и для достижения, таким образом, подлинности человеческого существования (см.173, с.86). Б антагонистическом обществе в процессе старения класса конкретная форма существования системы ценностей' с необходимостью сменяется абстрактной - наследование ее осуществляется исключительно по линии сознания, главным образом, по каналам идеологии. Форма воспроизводства системы нравственных ценностей в ее конкретности, в предшествующие исторические эпохи существовавшая только на отдельных этапах развития формаций, является наиболее адекватной динамике коммунистических общественных отношений не только на начальном этапе их формирования, но в ходе всего процесса их развития, что является проявлением общей гибкости и динамичности коммунистического общественного сознания. Темпоральная специфика морального сознания становится не преградой для его адекватного изменения в соответствии с развитием социальной действительности, а основой

- 171 такого изменения и наиболее полного проявления творческой сущности морали.

Исторически новые условия и формы воспроизводства системы нравственных ценностей меняют роль идеологического канала передачи социальной информации, что требует своего осмысления в теории и воплощения в практике нравственного воспитания.

7. Тот факт, что динамика личности не охватывает всего процесса развития класса, а только один из его периодов или состояний, и что закономерности развития личности не сводятся к динамике развития класса, позволяет говорить о темпорально детерминированных особенностях нравственной жизни поколения. С точки зрения единства нравственной жизни в качестве поколения выступает группа людей, характеризующихся перспективной направленностью процесса развития личности в некоторый исторический период, когда существуют объективные социальные условия, выступающие для данных людей в качестве событий и явлений их субъективного настоящего. В основе специфики функционирования системы ценностей поколения лежит темпоральность класса, соответствующее ей функциональное состояние системы моральных ценностей, а также особенности иерархических и валентных связей системы ценностей, порождаемые конкретными историческими событиями, наполняющими тот или иной период.

8. Темпоральный анализ морали позволил выявить связь между динамикой личности, личностным временем и функционированием системы моральных ценностей, обобщенную в понятии возрастных особенностей нравственной жизни. Возраст - состояние процесса развития личности - характеризуется перспективной (юность) и ретроспективной (старение) направленностью этого процесса. Соответственно, в основе возрастных особенностей нравственной жизни лежит механизм темпоральной детерминации функционирования системы моральных цен

- 172 ностей: их функциональной способности и формы воспроизводства.

9. Темпоральная детерминация функционирования системы нравственных ценностей лежит в основе ряда явлений морального сознания, этического сознания, моральной рефлексии. Так, вызванная старением класса (или личности) абстрактная форма воспроизводства ценностей сопровождается их представлением в сознании в качестве вечных или вневременных, что отражает несоответствие темпоральности системы ценностей времени объективных социальных процессов. Если непосредственно в системе ценностей не может отразиться ретроспективная направленность процесса развития субъекта, то она находит свое выражение в переносе сферы обоснования морали в прошлое.

Развитие достигнутых результатов предполагает воспроизведение всей структуры морального сознания на основе выявленных закономерностей функционирования системы нравственных ценностей и, таким образом, дальнейшую конкретизацию социальной детерминации нравственной жизни. Проведенный анализ лишь в малой степени реализовал и задачу раскрытия содержательных основ и механизмов всего функционального богатства морали, как они могут быть поняты в их связи с регулятивной функцией. В работе сознательно упрощались некоторые аспекты: дальнейшее исследование проблемы предполагает рассмотрение морали в качестве фактора, опосредующего процесс развития личности. По-видимому, опираясь на сделанные выводы, можно проанализировать темпоральное взаимодействие различных форм сознания, в частности - темпоральной ориентации субъекта и его ценностного сознания. Поднятая в работе проблема социальной детерминации некоторых форм иллюзорности сознания также представляет, на наш взгляд, большой теоретический интерес.

 

Список научной литературыЗубец, Ольга Прокофьевна, диссертация по теме "Этика"

1. Энш'льс Ф. Положение Англии. Томас Карлейль. "Прошлое и настоящее". Лондон, 1843. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд.,- т.1, с.572-597.

2. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К.,

3. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.231-517.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений (I глава "Немецкой идеологии"). Избранные произв. В 3-х т., т.1, М.: Политиздат, 1979, с.4-76.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология." Соч., 2-е изд.,т. 3, с.7-544.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Соч.,2.е изд., т.4, с.419-447.

7. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонопарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.8, с. 115-217.

8. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. Маркс К.,

9. Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.19, с.185-230.

10. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.20, с.1-338.

11. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Маркс

12. К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.42, с.41-174.

13. Маркс К. Критика политической экономии (черновой набросок1857-1858 года) Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч.1, с.51-508.

14. Маркс К. Критика политической экономии (черновой набросок1857-1858. года) Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.46, ч.П, 222 с.

15. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против- 174 социал-демократов? (Ответ на статьи "Русского богатства" против марксистов). Поли.собр.соч., т.1, с.125-346.

16. Ленин В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т.29,с.3-620.

17. Ленин В.И. О государстве. Полн.собр.соч., т.39, с.64-84.

18. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме. Полн.собр.соч., т.41, с.1-104.ххх

19. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.

20. Пленум Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г.: Стеногр. отчет. -М.: Политиздат, 1983. 222 с.х х х

21. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. -М.: Наука, 1973, 288 с.

22. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни. (Соотношение философского, методологическрго и конкретно-научного подхода к проблеме индивида). М.: Мысль, 1977. - 224 с.

23. Ананьев Б.Г., Дворяшкина М.Д., Кудрявцева H.A. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. -М.: Просвещение, 1968. 335 с.

24. Анишина Т.П. Проблема социально-исторического времени. Автореф. канд.философ.наук. М., 1983. - 23 с.

25. Барг М.А. Шекспир и история. 2-е изд., испр. и доп. М.:

26. Наука, 1979. 215 с. - (Из истории мировой культуры).- 175

27. Батенин С.С. Человек и его история. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1976. 295 с.

28. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культурасредневековья и Ренессанса. М.: Худож.лит-ра, 1965. - 527 с.

29. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1979. 424 с. - (Из истории сов. эстетики и теории искусства).

30. Белик А.П. Социальная форма движения. Явления и сущность.1. М.: Наука, 1982. 270 с.

31. Блюмкин Б.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981.64 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер."Этика", № 8).

32. Брагина H.H. Доброхотова Т.А. Функциональные ассиметрии человека. М.: "Медицина',' 1981. - 288 с.

33. Брожик В. Марксистская теория оценки. М.: Прогресс, 1982.- 261 с.

34. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Издво Моск.унив., 1968. 268 с.

35. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. -М.: Мысль,1978. 216 с.

36. Бузский М.П. Социальное пространство и время в формированииестественнонаучного знания. Автореф.дис. канд. филос. наук. Киев, 1979. - 24 с.

37. Василгок Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск.ун-та, 1984.- 200 с.

38. В.Т. Основы темпологии. Одесса, I9II. - 340 с. ■ .

39. Воспоминания о К.Марксе и Ф.Энгельсе. 2-е изд., испр. и доп.ч.1 и П. -М.: Политиздат, 1983. 4.1. 1983. - 176 -383 е.; Ч.П. 1983. 335 с.

40. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. -М.: Искусство, 1972. 318 с.

41. Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности. М.: Издво Моск.ун-та, 1974 157 с.

42. Гуэрра Т. Стая птиц. Повесть. Рассказы. Пьеса. -М.: "Известия^ 1983. 127 с.

43. Гюйо М. Происхождение идеи времени. Б кн.:Происхождениеидеи времени. Мораль Эпикура и ее связь с современными учениями. С.-П.: Народная польза, 1899.- 76 с.

44. Демидов В.Е. Время, хранимое как драгоценность. М.: Знание, 1977. 175 с. - (Наука и прогресс).

45. Дмитриев A.B. Социальные проблемы людей пожилого возраста.

46. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1980. 103 с.

47. Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк.- М.: Наука, 1974. 388 с.

48. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. -М.: Наука, 1977.333 с.

49. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983.228 с.

50. Елизарьев Э.А. Время общества (Философский и социально-экономический аспект) Новосибирск: Наука, 1969. -192 с.

51. Замошкин Ю.А. Личность в современной Америке. -М.: Мысль,1980. 247 с. - (Критики буржуазной идеологии и ревизионизма).

52. Зингерман Б. Очерки истории драмы XX века. М.: Наука,1979. 392 с.- 177

53. Казарян В.П. Понятие времени в структуре научного знания.

54. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1980. 176 с.

55. Какабадзе З.М. Человек как философская проблема. Тбилиси:1. Мецниереба, 1970. 135 с.

56. Каримский A.M. Антиисторизм "философии существования". М.:

57. Знание, 1980. 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Философия"; № 12).

58. Карсаевская Т.В., Шаталов А.Т. Философские аспекты геронтологии. М.: Наука, 1978. - 216 с.

59. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования ижизненный смысл. М.: Политиздат, 1977. - 256 с. - (Над чем работают, о чем спорят философы).

60. Клочков И.О. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба,время. Очерки. М.: Наука, 1983. - 207 с.

61. Кон И.С. Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. - 175 с. -(Учеб. пособие для пед. ин-тов).

62. Кон И.О. Открытие "Я". М.: Политиздат, 1978. - 367 с.

63. Над чем работают, о чем спорят философы).

64. Кон И.О. Дружба. Этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 1980. 255 с. - (Личность, мораль, воспитание) .

65. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение,1982. 207 с. - (Б-ка классного руководителя).

66. Крутов H.H. Мораль в действии. (О закономерностях влиянияморали на поведение личности). М.: Политиздат, 1977. - 255 с. - (Над чем работают, о чем спорят философы).

67. Крутов H.H. Нравственные потребности личности. М.: Знание,- 178 1981. 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. 'Этика';; № 2) *

68. Крутова О.Н. Формирование нового человека (человек и социальная система). М.: Знание, 1982. - 64 с. -(Новое в жизни, науке, технике. Сер. Ч&илософия" ; №6).

69. Крутова О.Н. Человек и история. (Проблема человека в социальной философии марксизма). М.: Политиздат, 1982.- 208 с. (Актуальные проблемы истор. мат-ма).- 62. Ламонт К. Иллюзия бессмертия. 2-е изд. - М.: Политиздат,1984. -.286 с.

70. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд.

71. М.: Политиздат, 1977. 304 с.

72. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. М.: Издво Моск. ун-та, 1981. 584 с.

73. Листвина Н.И. Время и общественное развитие. Автореф. дисс.канд.философ.наук. Саратов, 1975. - 22 с.

74. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд.,доп. -М.: Наука, 1979. 352 с.

75. Личность: этические проблемы. -М.: Изд-во Моск. ун-та,1979. 217 с.

76. Лой А.Н. Социально-историческое содержание категорий "время" и "пространство". Киев: Наукова думка, 1978.- 135 с.

77. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление.

78. Опыт историко-теоретического исследования. М.: Наука, 1978. - 392 с.

79. Макаренко A.C. Собр.соч. в 5-ти т. М.: "Правда? 1971.

80. Малинова И.П. Проблема времени в историческом материализме:

81. Автореф. дис. канд.философ.наук. Саратов,- 179 -197.8. 14 с.

82. Манн Т. Собр.соч. в 10-ти т. М.: Худ.лит-ра, 1960.

83. Меграбян А. Личность и сознание (в норме и патологии). М.:1. Медицина, 1978. 176 с.

84. Методология этических исследований. М.: Наука, 1982.382 с.

85. Милтс А. Гармоническое и дисгармонические в личности. Философско-этический очерк. Рига: Аволтс, 1983. -151 с.

86. Митева Л.Д. Пространственные и временные аспекты единстваи многообразия исторического процесса: Автореф. дис. канд.философ, наук. -М., 1978. 25 с.

87. Мовчан 11.1/1. Социальное пространство и время как характеристики человеческого труда: Автореф.дис. канд.филос. наук. Киев, 1980. - 22 с.

88. Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике.- М.: Наука, 1977. 192 с.

89. Монтень М. Опыты. В 3-х книгах. Книги I и П. 2-е изд. М.:1. Наука, 1980. 703 с.

90. Моральный выбор. Под общей ред. А.И.Титаренко. М.: Изд-во1. Моск. ун-та, 1980. 344 с.

91. Нравственная жизнь человека. Искания, позиции, поступки.

92. Редкол.: А.И.Титаренко (отв.ред.) и др. -М.: Мысль. 295 с.

93. Ойзерман Т.И. Рациональное и иррациональное. -М.: Знание,1984. 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Философия"; № 2).

94. Панина Н.В. Проблемы социальной адаптации пожилых людей кстатусу пенсионера.: Автореф. дис. . канд. филос.- 180 -наук. М., 1980. - 22 с.

95. Пеньков Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности. Некоторые вопросы методологии и теории. М.: Мысль, 1972. - 198 с.

96. Поздняя латинская поэзия. М.: Художеств, лит-ра, 1982.

97. Психологические проблемы социальной регуляции поведения.1. М.: Наука, 1976. 368 с.

98. Пушкин A.C. Евгений Онегин. Собр.соч. в 10-ти томах, т.1У#- М.: "Правда',' 1981.

99. Пэрна H.H. Ритм жизни и творчества. Л.-М.: Петроград, 1925.- 141 с.

100. Ракитов А.И. Историческое познание. Социально-гносеологический подход. -М.: Политиздат, 1982. 303 с.

101. Резвицкий И.И. Философские основы теории индивидуальности.

102. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1973. 175 с.

103. Ремарк Э.-М. Жизнь взаймы. История одной любви. М.: Изд-воиностр.лит-ры, I960. 215 с.

104. Россет Э. Продолжительность человеческой жизни. М.: Прогресс, 1981. 383 с.

105. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М.:1. Педагогика, 1976. 416 с.

106. Скворцов Л.В. Субъект истории и социальное самосознание.

107. М.: Политиздат, 1983. 264 с. - (Актуальные проблемы ист. мат-ма).

108. Социальная структура социалистического общества и всестороннее развитие личности. Под ред. Л.П.Буевой. М.: Наука, 1983. - 231 с.

109. Сэв Л. Марксизм и теория,личности. -М.: Прогресс, 1972.583 с.- 181

110. Смирнов Г.Л. Советский человек: формирование социалистического типа личности. 3-е изд., доп. М.: Политиздат, 1980. - 463 с.

111. Сычев Ю.В. Что определяет развитие личности (философскийанализ). М.: Знание, 1983. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер."Философия?4).

112. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания. Опыт-этикофилос.исследования. -М.: Мысль, 1974. 277 с.

113. Титаренко А.И. Антиидеи. Опыт социально-этического анализа.- М.: Политиздат, 1976. 400 с.

114. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. -М.:1. Наука, 1977. 144 с.

115. Цыркун А.Ф. К.Маркс о цроблеме социально-исторического времени: Автореф. дис. . канд.философ.наук. -М., 1980. 22 с.

116. Шаронов В.В. Психология класса (Проблемы методологии исследования). Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. -143 с.

117. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. - 343 с.1. Для науч.б-к).

118. Шердаков В.Н. Иллюзия добра. Моральные ценности и религиозная вера. М.: Политиздат, 1982. - 260 с.

119. Шоу Б. Избранные произведения. В 2-х томах. М.: Худ. лит- 182 -ра, 1956, t.I. 733 с. 109. Шудря Е.П. Художественное предвосхищение будущего. - Киев:

120. Наукова думка, 1978. 246 с. НО. Яковлев Б.П. Социальное время. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ро-стовск.ун-та, 1980. - 158 с.

121. Яковлев В.П. Социальное время: формы выражения и свойства:

122. Автореф. дис. . докт.философ, наук. Ростов-на-Дону, 1981. - 38 с.

123. Янагида Кэндзюро. Философия истории. М.: Прогресс, 1969.237 с.

124. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наукова думка,1977. 275 с.1. X X X .

125. Андреев М.Л. Время и вечность в "Божественной комедии".

126. В кн. Дантовские чтения. М., 1979, с.156-212.

127. Ариес Ф. Возрасты жизни. В кн. Философия и методологияистории. Под ред. И.С.Кона. M., 1977. - (Логика и методология науки). - с.216-244.

128. Аскинадзе Я.Ф. К вопросу о сущности времени. Вопросы философии, 1961, № 3, с.50-62.

129. Бандзеладзе Г.Д. 0 творческом характере нравственности.

130. Вопросы философии, 1981, № 6, с.119-123.

131. Батищев Г.С. Почему антиномия разлучается с истиной. В кн.:

132. Диалектическое противоречие. М., 1979. - (Над чем работают, о чем спорят философы). - с.233-251.

133. Бекешина И.Э., Злобина Е.Г. Круглый стол "Жизненный путьличности" Вопросы философии, 1982, № 8, с.149-151.

134. Бестужев-Лада И.В. Развитие представлений о будущем: первые- 183 шаги. (Презентизм первобытного мышления). Советская этнография, 1968, № 5, с. 201-212.

135. Борзых В.В. Освоение моралью социального будущего (К методологии вопроса). Вопросы философии, 1982, № 6, с.102-107.

136. Буева Л.П. Человек и общественный прогресс. Вопросы философии, 1982, № 2, с.20-35.

137. Вальд А. Человек и время. В кн.: Проблема гуманизма в марксистско-ленинской философии. Под ред. А.Г.Мыслив-ченко и Л.Н.Суворова. М., 1975. - (История и современность). - с.252-254.

138. Вильке У. Историческое и биографическое в нравственной жизни личности. В.кн.: Нравственные проблемы развития личности. Под ред. А.И.Титаренко. - М., 1982, с.64-79.

139. Виппер Б.Р. Проблема времени в изобразительном искусстве.

140. В кн.: 50 лет ГМЙИ им.А.С.Пушкина. М., 1962, с.134-150.

141. Власов Е.Л., Сутормин А.И. Социальное время как онтологическая проблема. В кн.: Философские аспекты проблемы времени. -Л., 1980, с. 100-104.

142. Войтенко В.П. Проблема старения и смерти в современной биологии. Вопросы философии, 1982, № 6, с.93-101.

143. Гайденко В.П. Тема судьбы и представления о времени в древнегреческом мировоззрении. Вопросы философии, 1969, А 9, с.88-98.

144. Гайденко П.П. Проблема времени в онтологии МДайдеггера.

145. В'кн.: Философия марксизма и экзистенциализм. -М., 1971, с.98-113.- 184

146. Георгиев 10.Ф., Шаронов В.В. Исторический материализм кактеория целостности человека. В кн.: Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии. -Л., 1979, с.23-35.

147. Головаха Е., Кроник А. Психологическое время: удивительныесвойства сжиматься и прерываться. "Знание-сила", 1983, № II, с.19-21.

148. Гуревич А.Я. Время как проблема истории культуры. Вопросыфилософии, 1969, № 3, с.105-116.

149. Гусейнов A.A. Структура нравственного поступка. В кн.:

150. Структура морали и личность. Под ред. С.Анисимова и Р.Миллера. -М.: Мысль, 1977, гл.6, с.75-92.

151. Гусейнов A.A. Этика наука о морали. - Вопросы философии,1982, № 2, с.79-83.

152. Джохадзе Н.И. К методологии исследования проблемы временив искусстве и эстетике. Вопросы философии, 1983, № I, с.130-138.

153. Егорова М.В. Категория "историческое время" и ее методологические функции. В кн.: Вопросы методологии науки, вып.5. Томск, 1975, с.96-109.

154. Ефимов В.Т. Этика и моралеведение. Полемические заметки.

155. Вопросы философии, 1982, № 2, с.67-75.

156. Каган М.С. Время как философская проблема. Вопросы философии, 1982, гё 10, с.117-124.

157. Казарян В.П. Наука, культура и темпоральность действительности. В кн.: Философия и культура. Тезисы к ХУЛ Всемирному философскому конгрессу (Монреаль, 1983). -М., 1983, с.89-101.

158. Канке В.А. Проблема реальности социального времени. Фило- 185 софские науки, 1979, № 2, с.112-113.

159. Карвацкая Г.Ф. Моральная мотивация сознания и поведения.

160. Вопросы философии, 1982, № II, с.92-100.

161. Кемеров В.Е. Методология обществознания: перспективы ипроблемы. Вопросы философии, 1983, № 12, с. 8086.

162. Киссель М.А. Идея человека в историческом развитии. В кн.:

163. Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии. -Л., 1979, с.5-14.

164. Козлова H.H., Межуев В.М., Толстых В.И. Общественное сознание: результаты и перспективы исследования. Вопросы философии, 1977, № 10, с.142-157.

165. Кон И.О. Возрастные категории в науках о человеке и обществе. Социологические исследования, 1978, № 3, с.76-86.

166. Крутова О.Н. Проблематика .человека, индивида, личности всоциально-философском исследовании. Вопросы философии, 1982, № 2, с.36-47.

167. Лой Л.Н., Шинкарук Е.В. Время как категория социально-исторического бытия. Вопросы философии, 1979, № 12, с.73-86.

168. Лосев А.Ф. .Историческое время в культуре классической Греции (Платон и Аристотель). В кн.: История фило-со<|ши и проблемы культуры. - M., 1974, с.8-61.

169. Лукач Й. По-разному ли идут часы (К вопросу о сопоставимости культурных систем). Вопросы философии, 1982, № 10, с.64-75. (

170. Мельникова Н.М. Поколение как общесоциологическая категория. Философские науки, 1974, № 3, с.59-65.

171. Молчанов Ю.Б. Труды "Международного общества по изучению времени". Вопросы философии, 1977, № 5, с.159-166.

172. Молчанов Ю.Б. Развитие и время. Вопросы философии, 1979,12, с.61-72.

173. Молчанов Ю.Б. Иерархия уровней организации материи и временных отношений. Вопросы философии, 1982, № 6, с.134-136.

174. Назаров В.Н. Проблемы моральной прогностики. Философскиенауки, 1978, № 3, с.38-47.

175. Назаров В.Н. Природа морального предвосхищения. Вопросыфилософии, 1983, № 3, с.50-57.

176. Новиков Б.В. Человек, творчество, предметный мир. В кн.:

177. Человек и предметный мир. Горький, 1980, с.114-116.

178. Развитие этики: панорама идей. Вопросы философии, 1984,6, c.109-132.

179. Сафронов И.А. Зависимость временных отношений от форм взаимодействия материальных систем. Философские науки, 1973, № 4, с.55-62.

180. Сафронов И.А., Синяков Ю.А. Время как условие и фактор общественного развития. В кн.: Философские аспекты проблемы времени. - Л., 1980, с.104-117.

181. Татаркевич В. 0 счастье и совершенстве человека. М.:

182. Прогресс, 1981. Гл.9. Счастье и время, с.131-141.

183. Титаренко А.И. Специфика и структура морали. В кн.: Моральи этическая теория. (Некоторые актуальные проблемы). M., 1974, с.7-49.

184. Титаренко А.И. Мораль как спбсоб освоения мира. В кн.:

185. Структура нравственности и личность. M., 1976, с.42-44.- 187

186. Титаренко А.И. Предает этики: основания обсуждения и перспективы исследования. Вопросы философии, 1982, № 2, с.89-94.

187. Титов В.А. Познавательный аспект морали. -тВ кн.: Структура нравственности и личность. М., 1976, с.86-93.

188. Тоффлер 0. Столкновение с буцущим. Иностранная литература,1972, № 2, с.228-248.

189. Трубников H.H. Проблема времени в свете философского мировоззрения. Вопросы философии, 1978, № 2, с.III-121.

190. Уильяме Теннеси. Вневременной мир драмы (Предисловие к пьесе "Вытатуированная роза"). В кн.: Римская весна миссис Стоун. Рассказы, эссе. -М., 1978, с.238-243.

191. Устьянцев Б.В., Ярская В.Н. Время, культура, цивилизация.

192. В кн.: Философия и культура. Тезисы к ХУЛ Всемирному философскому конгрессу (Монреаль, 1983). -М., 1983, с.96-99.

193. Человек как комплексная проблема. (Материалы всесоюзной- 188 конференции). Вопросы философии, 1983, № 10, с.37-48, № 12, с.107-122.

194. Челпанов Е. 0 природе времени. Вопросы философии и психологии, 1893, кн. 5 (20), с.36-54.

195. Шварцман К.А. Проблема детерминизма в этике. В кн.: Структура нравственности и личность. M., 1976, с. 4554.

196. Шердаков В.Н. Этика и нормативность. Вопросы философии,1982, № 2, с.83-86.

197. Ярская В.Н. Развитие понятия времени. Вопросы философии,1981, № 3, с.157-160.

198. Ярская В.Н. Дополнительность художественного времени в культуре. В кн.: Философия и культура. Тезисы к ХУЛ Всемирному философскому конгрессу (Монреаль, 1983). -M., 1983, с.192-194.

199. Ярская-Смирнова В.Н. Инверсия времени в структуре предвидения. Философские науки, 1980, № 5, с.66-73.1. XXX177. -Amoss P., narrill s. teds.). Other wflya of Growing Old.

200. Anthropological Perspectives. standford University Press, 1981. - XXI + ¿>70 pp.

201. Barnett H.li. Innovation: The Basis of Cultural Change.

202. Mew York: McGraw-Hill, 1953. XI + 4b2 pp.

203. Botwinicic, J. Aging and Behavior. .New York: springer,1973. VII + 3*t> PP.

204. Burgess E.W. (,ed.7 Aging in Western Societies». OAioago:

205. Univ. of Chicago Press, 1960. XVI, 492 pp.

206. Calhoun R.B. In Search of the New Old. Bedefining Old

207. Age in America, 1945-1970. New York: Elsevier, 1978. - 280 pp.

208. Cultures and Time. Paris: The Unesco Press, 1976.245 pp.

209. Doob L.W. Patterning of Time. New Haven & London: Yale

210. University Press, 1971. 472 pp.

211. Erikson E.H. Life History & the Historical Moment* New

212. York: W.W.Norton & Co., 1975 270 pp.

213. G-urvltch Gr. The Spectrum of Social Time, r Dordrecht,1964. 152 pp.

214. Feifel H. led. 7 New Meaning of Death. New York: McGraw1. Hill, 1977. -XIV, 368 pp.

215. Eraser Y.T. (ed)7 The Voices of Time. A cooperative serveyof man-i-s views of time as expressed by the sciences and by the humanities. 2-d print. -New York: Braziller, 1966. XXV, 710 pp.

216. Pried, Ch. An Anatomy of Values. Problems of Personal &

217. Social Choise. Cambridge: Harward University Press, 1970. - 265 pp.

218. K.ahler, E. Man the Measure. A New Approach to History.

219. New York: Braziller, 1956. 700 pp.

220. Kastenbaum R.& Alsenberg R. The Psychology of Death.

221. New York: Springer, cop. 1976. IX, 446 pp.193» Ji.astenbaum R. Human's Developing: A Lifespan Perspective.- Boston: Allyn & Bacon, cop. 1979. XII, 644 pp.

222. Krishnamurti, J. Tradition & Revolution. New Delhi,1972. 200 pp.

223. Lidz, T. The Person. His Development Throughout the Life

224. Cycle. 2-d print. New York: Basic books, cop. 1968. - XXII, 574 pp. 19b. Poulet, G. Studies in Human Time. - New York: 1959. - 175 pp.

225. Priestley J.B. Man and Time. Garden City, New York:1. Doubleday, 1964. 467 pp.

226. Szalai, A. (ed.). The Use of Time. Daily Activities of

227. Urban & suburban Population in Twelve countries.- The Hague-Paris: Mouton, cop. 1972. -XII, 868 p.

228. Yaker, H. Future of Time: Man's Temporal Environment.

229. Garden City, New York: Doubleday, 1971. XVI, 512pp.

230. Aaronson B.S. Time, Time Stance, and Existence. In: The

231. Study of Time. West Germany.: 1972, pp.293-311.

232. Anast Ph. Temporal Opinion Orientation: An Adaptive Process.- In: The Journal of Social Psychology, 1965, v. 65, pp. 33-39.

233. Ariotti P.E. The Concept of Time.in Western Antiquity.1.: The Study of Time II. Proceedings of the Second Conference of the International society xor the boudy ox Time. liew York: Springer-Verlag, 1975, PP. 69-80.

234. Barndt, R.J. & Jonson, D.M. Time orientation in delinquents.- In: Journal of Abnormal & Social Psychology,1955, 51, pp. 589-592.

235. Beilin H. The pattern of Postponability & its relationto social class mobility. In: The Journal of Social Psychology, 195b, 44, pp. 33-48.

236. Brandon S.(x.Jb*• The Deification of Time, in: The Study of

237. Dreyfus H.L. Human Temporality. In: The study of Time II.- Hew York, 1975, pp.150-1b2.

238. Ellis L.M., Ellis R., Mandel E.D., Schaeffer M.S., Sommera. Time orientation & social class: An experimental supplement. Journal of Abnormal & Social Psychology, 1955, 51 , pp. Hb-147.

239. Gadamer H.-G. Concerning empty and ful-filled time. In:

240. Martin Heidegger: in Europe and America. Ed. by E.G.Ballard & Ch.Scott.- The Hague: Martinus Uijhoff, 1973, pp.77-89.

241. Gioscia V. On Social Time. In: Future of Time: Man's

242. Temporal Environment. Hew York, 1971, Ch.3, PP. 73-141,

243. Green H.B. Temporal stages in the development of the

244. Self. In: The Study of Time. - Mew York, 1975, PP. 1-19.

245. Green j.E. & Roberts a.h. Time orientation & social

246. Class? a correction, Journal of Abnormal & Social Psychology, 19b1, v. b2, p.141.

247. Israeli N. The Social Psychology of Time. Journal of

248. Abnormal & Social Psychology, 1932, v.27, pp. 209-213.

249. Kaatenbaum R. Death & Development through the lifespan.- In: New meaning of death. Ed. H.Peifel. Mew York, 1977, PP. 17-47.

250. Jiastenbaum R. Time, Death and Ritual in old Age. in:

251. The Study of Time.- New York, 1975, pp.20-38.

252. Jinapp R.H. Personality and the Psychology of Time.1.: The Study of Time. west, Germany, 1972, PP. 312-319.

253. LeShen L.l. Time orientation & social class. Journalof Abnormal & Social Psychology, 1952,47, PP. 589-592.23« Lewin K. Time Perspective & Morale. in: Civilian Morale.

254. Second Yearbook of the Society for the Psychological study of Social issues, (j.watson (ed.) -flew York, 194*, Ch. IV, pp. 48-70. '¿'¿4. Mays w. Temporality and Time in Hegel & Marx.- In: The