автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Тенденции развития современной даргинской поэзии

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Багомедов, Рашид Расулович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Тенденции развития современной даргинской поэзии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Тенденции развития современной даргинской поэзии"

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

; V

БАГОМЕДОВ Рашид Расулович

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДАРГИНСКОЙ ПОЭЗИИ (жанрово-стилевые, композицнонно-строфнческие и ритмико-интоиационные новацнп)

Специальность: 10.01.02. - Литература народов Российской Федерации

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Махачкала -1998

Работа выполнена на кафедре литератур народов Дагестана и Востока Дагестанского государственного университета

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

доктор филологических наук, профессор Вагидов A.M.

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:

доктор филологических наук, профессор Юсуфов М.Г. кандидат филологических наук, доцент Темирханова Г.Б.

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:

Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики им. Тахо-Годи.

Защита состоится " 1998 г. в часов на засе-

дании диссертационного совета К 063.61.04 по защите кандидатских диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук в Дагестанском государственном университете по адресу: 376025, Махачкала, ул. М.Гаджиева, 37.

С диссертаций можно ознакомиться в научной библиотеке Дагестанского государственного университета.

Автореферат разослан ¿-^ .^¿У-ЗС 1998 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филолгических наук, доцент

Н.Г.Исаев

ОЫЦЛЯ ХЛРЛКТЕРИС! ИКЛ РАЬО'Ш.

Актуальность темм. Актуальность избранной темы обуспоатеня ят> сутствием специальных работ, посвященных проблемам продолжения традиций и новаторских поисков в пшрчесгзе «временных даргитхач поэтов, обогащению ими жанровой системы национальной литературы, ее композиционно-строфической структуры, художественных «ндо» к форм стихосложения, ритмико-интонационной специфики В дан«!.ж работе предпринята попытка исследования новаторских поясков «»временных дарпшеких поэтов в свеге вышеназванных аспектов.

Избранный в исследовании подход позволяет прселсд;гп. процесс развития поэзии в целом, уловить закономерности -этот процесса, определить взаимоотношения художественного содержания и художественной формы.

Анализ современной даргинской поэзии в жанрово-стилсвом, ком позиционно-строфичсском, ритмико-интонационном гитане дает возможность осветить картину традиций и новаторства в исследуемой литературе, позволяет намепггь основные пути и стадии ее движения, .отрлаип. важные ценностные ориентации даргинской поэзии, ее национальное своеобразие.

Степень разработки темы. Несмотря на значительное количество работ, посвященных изучению даргинской поэзии, неразработанными или малоразработанными остались композиционно-строфический, жанрово-стилевой, ритмико-интонационный аспекты даргинской поэзии 60-90-* годов. Данньк ..г^"'^ покя еще не стали объектом дифференцированного и целеадфуи*;«?*«/' .(«следования.

Цель и тш^к ,1К'.:"<?}»гацин. Создание целостной картины современной даргинской поэзии через анализ новаторских тенденций - главная цель настоящей диссертации.

Цель работы реализуется путем решения ряда взаимосвязанных задач:

- общая литературоведческая оценка современной даргинской поэзии, ее состояния и специфики;

- выявление положительных и негативных тенденций на современном эхане ее развития;

- характеристика композиционно-строфических, жанровых, р^ггмп-ко-иптонащюнных новации современной лирики и объяснение причин их появления в национально-художественной словесности;

- анализ системы даргинского стихосложения, ритмических особенностей поэзии и создание картины многообразных приемов сгихсстрос-ния, их значения для ритмического строя стиха.

Научная Ешзизна работы. Пробяслгы шггерглурных жанров современной даргинской лирики, особенно ее новых обретении, различных форм стихостроення и компонеЕгтов стихосложения (метрика, строфика, фоника) недостаточно исследованы в дагестанской литературно» науке. Автор диссертации в меру своих сил восполняет этот пробел.

В данном исследовании разрабатывается самостоятельная литературоведческая проблема, оставшаяся вне поля зрения ученых, из-за новизны и свежести самого литературного материала.

Меюдолопт-ская н теоретическая база исследования. Методологической и теоретической- основой послужили произведения классиков на- ■ учно-критической, эсгстихо-философской мысли, в которых заложен фундамент научного познания идейно-эстетической роли поэзии, разработаны основные методологические положения и намечены направления ее исследования.

Диссертация базируется на теоретических разработках как крупных русских литературоведов и критиков (В.Брмсова, А.Веселоьского, В.Жирмунского, Ю.Лотмана, Б.Томапгевсхого, Л.Тимофеева,

Ю.Тьтянова, В.Холшсяникова, Г.Шенгсли и других), так и исследователей дагестанских литератур (М.-З.Аминова, А.-К.Абдуллатипова, А.Вагидова, А.Гусейнаева, К.Султанова, С.Хайбуллаева и других).

Автор отдает предпочтение системно-структурному, проблемному типу исследования. В диссертации сочетается конкретный историко-литературный анализ избранной проблемы с ее теоретическим осмыслением.

Теоретическая и практическая значимость диссертация. Изучение жанров, композиционно-строфических форм, компонентов современного стихосложения позволяет охарактеризовать основные тенденции развития даргинской поэзии, которая сформировалась как новый тип художественно тн. Исследование этих аспектов современного литературного процссг Г уд ет благоприятствовать созданию объективной картины движет я: щиональной литературы, особенно се поэтических форм.

Нг >'л! дели я и выводы диссертанта могут быть плодотворно применены р зи разработке истории и теории формирования дагестанской литературы как целостного художественно-эстетического явления., •

Материал диссертации, ее выводы и обобщения ■могут быть использованы при создании истории даргинской литературы, учебников, учебных пособии по дагестанской и даргинской литературе для вузов, средних специальных учебных заведений итпкол республики. На основе дан*

ной работы могут быть прочитаны факультативные и специальные курсы ка филологических факультетах ДГУнДГП У. ..

Объест исследоззпия. Литературной основой данного исследования являются поэтические произведения Р.Рашидова, С.Рабаданова,- А.Гази, Г.Багандова, М.Гамидовз, С.Алневой, А.Муртазалиева, К.Миграбова -даргинских поэтов, активно работающих в поэзии в настоящее время, в 1980 - 1990-е годы.

Апробация диссертации. Работа обсуждалась на объединенном заседании кафедры литератур народов Дагестана и Востока и кафедры литератур народов России Даггосуниверситета (ноябрь, 1996 г.). Основные теоретические положения н выводы исследования автором опубликованы в сборниках и куриалах. По теме ди<хсртацик имеется 10 луоликацни.

Структура и объем диссертации. Диссертация включает 174 страниц машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения. Приложен список использованной литературы, включающий 160 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Основное содержание работы изложено во введении, двух главах и заключении. ,

Во введении определяется научная актуальность работы, выясняется степень изученности теиы» устанавливаются цель и задачи, методологические основы, научная новизна, теоретическая н практическая значи-мот исследования.

Первая глава - "Жанрово-стилевые и композиционно-строфические .новации в современной даргинской поэзии" • состоит из четырех параграфов- . " . .

В первом параграфе - "Сонет и венок сонетов" - подвергнуты исследованию классические архитектонические формы, заимствованные даргинской поэзией из мировой литературы. .

В дагестанской художественной практике сода? ролучил развитие в творчестве М.-З.Аминова, И .Гусейнова, Ш,- Шурадова, Х.Хаметовой, А.Джачаева, А.Алиеза, А.Алема, М.АС Ю.Базутасва1. Наибольшую популярность обрели "горские" соный Р.Гамзатова.

» Хайбуллаев С.М. Современная дагестанская поэзия (система жанров) -Махачкала: Дагучпвдда, 1996.

Появление сонета в даргннехой поэзии приходится на вторую половину XX века. Первые его образцы принадлежат перу одного из ведущих современных даргинских поэтов А.Гази, который еще в начале 70-х годов предпринимает попытку внедрить это новое явление в национальную художественную словесность даргинцев. Единичные примеры сонетов встречаются и у других авторов, например, у Зухры-Ханум.

Из различных вариантов сонста, в поэзии А.Гази полноправно утвердился только английский (шекспировский) тип, состоящий из трех перекрестно рифмованных катрелоз п парнорифмованного двустишия. Почти все сонеты А.Гази посвящены теме любви и созданы одиннадцати сложным стихом с цезурой на шестом слоге." А.Гази создает хах отдельны сонеты, так и циклы сонетов. К числу подобных можно отнести цикл п! ¡а: >дии сердца" (цикл из 16 сонетов; 1982г.), "Ожерелье любви" (цикл I . 5. сонетов; 1991 г.), .

А аз 1 мастерски владеет сонетом, который требует от поэта соблюдения трогах формальных (каноничность строк, строф п рифм) я содержательных (краткость изложения, афористичность, развитие мысли- по схеме тсзис-развитг5с-антитезис-синтез) условий. Это мы продемонстрировали на анализе соьега "Ты не оскорбила, не обманула

Несмотря на некоторые вольности и погрешности, сонеты А.Гази -высокохудожественные произведения и, за редким исключением, говоря словами М.Бахтина, "выпиты га одной глыбы"'. Ради соблюдения принятых канонов А.Гази, как правило, не поступается художественной природой своих творений. Его сонеты свидетельствуют о том, что перед нами не механическое заимствование, а творческое использование инородного явления в рамках национально-поэтических традиций. Упорная учеба основам мастерства у русской и мировой классики, а также жесткие

> Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1936. - С. 402.

требования, предъявляемые А.Гази к своему поэтическому дару, помогли ему творчески освоить сонет.

В поэтической практике дагестанских авторов получил развитие и венок сонетов. Он разрабатывается в - творчестве М.Абасила, Ю.Еззутаева, Ш.-Э.Мурздова, Х.Хамстовой. В даргинской литературе венок сонетов появляется в последней четверти XX века. Его утверждение связано с именем К.Миграбова, творчество которого характеризуется непрерывными поэтическими поисками. Результатом таких исканий является произведение "Человек, Родина и мир" - единственный во всей даргинской поэзии венок сонетов. Пафос гражданственности, идея служения Родине, беспредельная любовь к Отечеству, стремление сохранить мир на земле и не утратить духовные ценности, верность народу и высоким принципам чести, раздумья о судьбе мира и человечества - характерные мотивы этого произведения.

Венок сонетоа - исключительно сложная поэтическая форма, требующая от автора большого мастерства и кропотливой работы. Для венка характерно строгое соблюдение как единства формы, так и смысловой целостности, строгой внутренней композиции, единой направленности и .целеустремленности. Мысли всех сонетов должны быть взаимосвязаны между собой.

Венок сонетов К.Миграбова " Человек, Родина и .мир" прежде всего представляет интерес как факт приобщения даргинской литературы к. инонациональному явлению. Строгие правила венка сковывают мысль поэта, не дают автору возможность развернуть е^оу размышления и чувства свободно и плавно. Это мы увг \ещ. анализе восьмого по счет>' сонета "Не забывая, что они люди а 1 цкже заключительного сонета ♦ магнетрала. Венок сонетов требу е^ не только поэтического дара, но и незаурядного технического мастерства, упорного труда. Исследование показало, что содержание произведения "Человек, Родина и мир"

можно было бы передать градационным стихом, ничуть не нарунпч ху-дохесчпенную ткань произведения, не налагая вериги жестких преллиса-

.. НИИ. . '

• '. . •' Венок сонетов, как и в других национальных литератур;)* народов . Дагестана, в даргинской поэзии находится на стадии формирочзния, и этим объясняемся нссовсршснегво созданного образца, отступление от | задакпоети некоторых элементов художественной формы. Стремление 1 . овладеть новым для родной литературы явлением налицо, но не хватает творческой практики я создании венка сонетов.

Во втором параграфе - "Сп<\ст?!о;''0;п:с г. прозе" - а иешре исследовательского внимания оказалась своеобразная художественная форма "стнхотгсре»?'с в прозе", хоторля нашла применение в творчеств« тагиг дагестанских авторов XX «ска, хак А.Тахо-Гоич, М.-Чаркнсгс, Э.Каписп; К.Миграбов.

В произведениях цикла "Короткие мысли" (¡934) К.Мнграбоа не придерживается ни звукового, ни метрического оформления. При небольшом объеме им свойственна погашенная эмоциональность,' простота и содержательность мысли. В них выпукло отразились характерные мотивы современней дагестанской поэзии: пристальное внимание х мяк- . ■ роынру современного горца, углубление Г5 мир сознания, эмоций, психологии человека. Эти стихи являются не только творческим достижением азтора, но и пссн современной дзрпшекой лирнги. К.Миграбзп споимп миниатюрами залонспл основу разтгтзк повой формы з даргинской художественной празгпгхе. , '

Для стихотворения в прозе нг ~г.ра:сггрен четкий" стихотворный ритм. От традиционного -стихотворения оно оттнгчгетса тек, что звуковая организация не выдсрткггвастся как система; г отличие от обычного стихотворения, стихотворение в прозе. п&обс.'гл пт разш~<>, строфы, то есть текст графически предстазлея ках пром.

Как отмечает М.Л.Гаспаров, стихотворение в прозе не получило широкою распространения ни в одной национальной литературе1. Эту мысль с полным основанием можно применись и к литера¡урам народов Дагестана. Но в его будущности мы нисколько не сомневаемся: форма стихотворения в прозе не обязывает поэта к соблюдению каких бы то ни было внешних, формальных условий; здесь полноправным хозяином выступает мысль, и никакие компоненты стихосложения не препятствуют ровному, плавному, спокойному развитию мысли. В стихотворении в прозе убогость мысли легко обнаруживается, сели в хорошо озвученном, строго ритмичном сгихотворении бессодержательность так заметно и не бросается в глаза.

Стихи в прозе в даргинской литературе могли зародиться на основе опыта арабо-мусульманекой духовно;', литературы или же на творческом опыте учеьых-богословов, обращавшихся к этим традициям. К стихотворениям в прозе близки и устные рассказы, были, лаконичные миниатюры в прозе. Но его создатели предпочли им традиции мировой поэзии, с которыми они знакомы лучше и глубже. Обращение к стихотворению в прозе обусловлено желанием опробовать свои творческие возможности • на нетрадиционных для национальной поэзии формах.

В третьем параграфе - "Пародия" - объектом филологического анализа стала стихотворная пародия. Если сонет, венок сонетов, стихотворение в прозе не имели аналогов в национальной поэзии и являются результатом творческих поисков современных авторов, их обращения к достижениям мировой поэзии, то пародия и эпитафия имеют национальные корни. В быту народа широко было распространено пародирование характеров, поступков, поведения, жестов, речи конкретных людей; чаще всего оно имело место на годеханах, куда на досуге собирались горцы.

1 Гаспаров МЛ. Стихотворение в прозе // КЛЭ. - В 9-ти т.-Т. 7.-С. 205.

Широко бытовало пародирование произведений оппонентов. Изедлны примеры, когда дагестанские авторы обращались к "нахаиду": произведения своих оппонентов пародировались с соблюдением тех же размеров и рифм, что и в произведениях пародируемых авторов'. Примером может быт«- стихотворный -спор Мухаммед Тахира ал-Карахн с Мирзой Али ал-Ахты и Юсуфом ал-Яхсавиг. Также известны стихотворные пародии Г.Цадагм, прозаические пародий Ю.Гсрееаа. Эта традиция то плодотворно развивалась, то прерывалась.

Возрождение пародии в даргинской художественной словесности как литературного "-:аира снязано с творчеством С.Абдуллаева. В этом жанре создано его произведение 'Аызьту" (1930).

В стихотворении С.Абдуллаева пародируется идейно-тематическая направленность одноименного религиозного произведения. В нем ч едко ироническом тоне обличается пародируемый объект. В "Аманту" находят вьфажение важнейшие закономерности литературного процесса того времени: открытая тенденциозность, глубоко социальное зйучапне. борьба с пережитками прошлого я духовенством. •

3 наши дни, когда происходит переоценка ценностей, изменилось и отношение к религии, к Корану, в связи с чем обнаруживается однобокость "Ама.чту* и подобных произведений, продитстоганная- в свое врем? ссюора^атЗми идеологической борьбы.

Проведенный з диссертации анализ показывает, что в ддргггнехой профессиональной поэзии пародия появилась а поркой пплозинс нашего столетня. Затем кз значительное аремя она теряет свое место а системе

■ Кратесвский И.Ю. Избранные соч5п:еякя: В 6-ти т. - Т. 6. - М.-Л.: ИзД' во АН СССР, 1%0. - С. 618.

2 Вагзбова Ф.И. Формгфоаание лезгинской изциойадьлой литературы. -Махачкала: Изд-ао Дагфидиала АН СССР, 1970. - С. 126-127.

жанров даргинской художественной словесности ч лишь к последней ног-, верш XX »ска, трансформировавшись, лог жанр заиоио обретает жшкь,

Само время, его потреб нос п., .шличи ¡чюст корролннм, которые различимы iipii Сипистав.ченнн пародии первой и второй полопаны XX в. Доминантой современных пародий, созданных на рубеже 80-90-* годов," становится юмор, ирония, шутка, toi да как сущностью jwpi инской пародии нерпой половины XX века была едкая сатира.

Произведения юмористической ориентации можно обнаружив п творчестве СЛ'абадаиопа,- где, в отличие о г сатирических, к осмси-раемочу об1.скту автор относится терпимо, беззлобно. В его иронзпеде-шшх в дружелюбном тоне пародируется манера письма современных даргинских авторов. (А.Гази, Г.Ьагандова, И.Гусейнова, М.Гамкдова, А.Мургузалнеоа). Мягкий, добродушный юмор, в котором лишь иногда вспыхивают искорки колючей сашрм, яаракгеризукгг пародии С.Рибадинона. Манера его письма спокойная, тисо-ироничная. В •пом нас убеждает анализ пародии "Сделай путы...", нлш'.сапная на стихотворение М.Гамидова "Приготовлю тебе уздечку...".

Кслп для " Аманту" характерны полемический дух, публицистический .жар, социальная окрашенность авторской речи, то пародии современно-,го автора совершенно свободны от выполнения социальных функций, тенденциозности, социологизпрошшкости.

Обращение СЛ'абаданова к пародии продиктовано желанием автора испробовать все возможные н доступные жанровые разновидности, средства для поэтического самовыражения, для выражения своего отношения к неудачным, художественно слабым литературным произведениям, к несостоявшимся художественным образам, к стилистическим просчетам.

При всех различиях пародии С.Абдуллаева и С.Рабаданова объединял- общий признак - ироническая направленность.

Четвертый Ьгрзграф - "Э|Шафйя" - посвяшея изучетпо литературной эпитафии/Эпитафия, как и пародия, от традиционного стихотворения по с»осй внешней Оформленности яичем не отличается, тогда как сонет, Ьенок сонетоа, стихотворение в прозе характеризуются специфическими чфтй^й ЫКйимьо Оформления, характерными Только дм данных форй.

Эййгйгфйй ШИТ езон глубокие корни а художественной культуре да-гесганцез, в частности дзргинцев, а литературную фОрйу она обретает на современном этапе. Основой его Бозиихновеиги могло посяутгтггь богатейшее эпиграфическое наследие дагестански* нароДОа. Эяиграфичгасве паыятаяки, среди которых -значителыгое кЫгго хгшшают я надгробные кадписи, известь» а Дагестане еще с X '»ежа. ЯойесЛедует зйбшать и о той определенной роли, которую сыграла русская я верезоякая европейская Ь стаиовлеанп «-развитии этого жанра: ведь авторы современный ЬЫп^Ш- йод» 'Юйрожой^фофессиоиальной культуры, которые п^&ЩЙЙЙЙ» ^"^гййцкзпз национальной лнтерзтури, -но я к опьгг>--других, !Вс!*гес раз£!"ггых. литератур. , .

Наиболее 'з'йзЧ'Н'СЖ.цы'г поэтические эпитафпн а даргинской литературе прттдШйог С.Рабаданоку, которые представляют собой монолога надгробья, ФДе£?.ст&? морйЛъяо-этипеская оценка человеческих! делам п яоетуйк^м. З&адкогилмгая плЯта выступает судьей четоветеша. досто-2шста'н?йЬ*роков >1 Ьынбсит'йм приговор. В се приговоре обычно дастся

человеку, прожитой ям жизни • или по-

Гер&лШд -*5йй¥£фт1й А.Муртазалнсаа, ка* -и в эпитафиях

противоположные люди.. 8 них щедрые, доброЩШйтйй, -«яййгВтс 'йюди противопоставляются зловредным, пртдая;ныц,'с!аф^'=;:«'ис>дйм- нравственным уродам.

Эпитафии С.Рабадановг и А.Муртазалиева по своим жанровым признакам близки к фольклорному деза.

Фольклорная стилевая доминанта, определяет все уровни эпит^фнй: это и типизация характеров, и группировка образоэ, и кслолнр|$ц$.е афористических н выразительных средств, стройна? композиция. Здесь, как и в фольклоре, зло отрицается и наказываете«, а добро морально побеждает. Но есть к существенная разница: народный жанр посвящен только восхвалению человеческой личности, а $ -эпитафиях наблюдается н другая сторона: в них человек могкет подвергаться осуждению, осмеянию, критике.

Анализ жанра показывает, что эпитафии дергщекиу авторов имеют условный характер: они адресованы "несуществующей могиле мнимого покойника", тогда как в русской поэзии представлены н эпитафии, посвященные конкретному адресату ("Эпитафия" Н.М.Карамзина, "Эпитафия" К.Н.Батюшкова, "Эпитафия младенцу" А.С.Пушкина).

Б эпитафиях даргинских авторов, как и в эпитафиях Р.Бернса, в "Надписях..." Р.Гамзатова, преобладает моральный критерий оценки поступков людей; для. них характерно оправдание добра и обличение зла. .Резкое пыпячишше абсолютного добра и абсолютного ¿¡га делает этй произведения уязвимыми с художественной стороны. Уязвимость чувствуется и в том, что вместо образов в ЗДДтафвд (С^баданова и А.Муртузалиеаа часто даются готовые сугедсда- <философско-дидакткческая направленность - характерная ч^га рассмотренных нами эпитафий.

■ - *' ■ ч

Вторая глава диссертации - "Традиции и новаторские поиски в современном даргинском стихосложении" - делится на четыре параграфа.

3 первом параграфе - "Многообразие форм даргинской енллабнки" -подвергнута анализу система даргинского стихосложения, а также многообразный фонд силлабичесхих форм - размеров. Результаты проведен-

ного исследования убеждают в том, что система стихосложения у даргинцев - силлабическая: гласные звуки данного языха по своей природе не в состоянии стать ритмическими основами для такого стихосложения, которая опирается на метрику. В этом убеждены и исследователи даргинской поэзии (Ф.Абакаровз, Б.Алибеков, А.Алихаиова, А.Вагидов, З.Магомедов, З.Османова, М.-Р.Расулов).

В современной даргинской поэзии, как в в лакской, аварской, наиболее широко представлены семнсложншс и одиннадцати сложи их. Данными силлабическими формами создано и подавляющее большинство народных песен. Кроме семи-'я сд:п;наццатисложника, з даргинском фольклоре встречаются четырехсложних, пятисложуик, деагтислоасних.

Арсенал современной поэзии богат разнообразием ритмических вариаций. Л.Ймннагаев, Р.Рашидоя, С.Рабаданоа существенно обогатили рнтмичесхую структу ру даргинскою стиха, используя как традиционные, так и нозыс формы силлабнки. А.ИминагаСв первым предпринял попытку разнообразить ритмическую структуру даргинехрй поэзии. Для достижения этой цели он вводит в поэтачесхий арсенал различные варианты одиннадцатисложника. Среди них: однннадцатисложннк без цезуры, одиннадцатисложиик с цезурой после четвертого слога, одиннадцати-сложник с цезурой посте шестого слога, одиннадцатисложишс с цезурами после третьего и шестого слогов. Такие стихи, несмотря на равное количество слогов з строках, имеют разное звучание: Титшгчсское разнообра-зле достигается за счет цезуры. То же самое можно сказать и о его вось-мисложнике, который иногда применяется актором без цезуры, иногда с цезурой после четвертого слога. Кроме использования разных модификаций одиннадцатисложнкха, А.Иминагасз также создаст и совершенно новую форму: двснаадатисложпик с цезурами после четвертого и восьМОГО СЛОГОВ. -

■ >

Поиски А.Иминагасва, внесшего существенный вклад в обогащение даргинского стихосложения, расширившего ритмические возможности даргинского стиха, в дальнейшем были удачно продолжены блистательны« мастером техники стиха Р.Рашидовым, стглшкк подлинным реформатором даргинской поэзии.

Р.Рашндов широко опирается на традиции родного фольклора и поэта-предшественника А.Иыин&гаеаа. Он удачно использует как равносложные, так и разносложные формы. Для его произведений характерны виртуозность отделки, простота словаря, разнообразие и необычность ритмов. Широко известный даргинский поэт всегда старается форму произведения предельно приблизить к содержанию.

Мастер-новатор для донесения своей идеи избирает самые различные рктичоосие фор мы. Ритмические вариации не ввлеютез для Р.Рашидова самоцелью; технические новшества нужны поэту для того, чтобы мыслям предать естественный ритм, не. нарушить языковую ста г хюо родной речи. Это мы продемонстрировали на анализе стихотворения "Какую мелодию надо сыграть .характеризующегося своеобразием ритма, необычной интонацней, что достигнуто автором использованием новой модификации. Произведение делится на три строфы. Конфигурация слогового соотношения в этих строфах такогж 10/10/10/7/8/8, хота в последней части наблюдается незначительное отклонение от этой формы. .-V\: .

Талант Р.Рашвдова в поиске новых форм особенно ярко проявился в поэзии, адресованной юному читателю. Поэт, глубоко постигший дет -скую психологию, избегает ыонотонносш, раетамукхрти, старается подыскать такие формы, которые соответствуют восприятию юного читателя (например, трех-, четырех-, шггиспожннк), что свидетельствует о том, что поэтсгре?гчтс* подчинить строй стиха мирссоспрнгтшо детей. Детям трудно читать длнккые, например, -восьми-, девяти-, десяти- «ли

одипиидцлтнсложнме етнхп. И поэтому Р.Рашидов всегда разбивает ■шинные строки на более копоткие отреши, чтобы не принуждать юного читателя к нудному тению.

С именем С.Рабаданова связаны дальнейшие поиски новых форм в iонреченноч стихосложении. Он значительно пополнил арсенал современной но пин новыми силлабическими формами.

В работе предпринят попытка классифицировать формы даргин-. кой еиллабнки. Дарпшскис силлабические формы подразделяются на inn тина: I) нзоснллабнчесхие (равносложные, сквозные), где !глб-лодлет 1. « рапное количество ечогоп по всех строках от начала до конца. Среди них встречаются or трех- до двенадцатисложных и далее; 2) нешоенлла-.'«чеекие (неравносложные, комбинированные), где в пределах одлой строфы могут сочетаться разносложмыс строфы, но слоговая схема всех строк начальной <профы а той же последовательности точно повторяется н »о ясех последующих.

Во втором парлпгафс - "Свободный стих" - изучается даргинский «ерлибр. •

Свободный стих, который все более и более входит в практику современных поэток, не следует считать простым перенесением западною зерлнбра на нашу национальную почву. Он свойствен природе языков пародов Дагестана. Нкпримср, большинство устно-поэтических произас-¡енпм даргинцев от начала до конца не выдержаны в какой-то опреде-leiiHOH, жесткой силлабической форме, в них не соблюдается принцип ipororo строфолого расчленения и рифмовки. Иными словами, в дар> инском фольклоре встречается свободный стих. Это свидетельствует о юм, что современный верлибр берег свое начало из родного устно-иоэтичеекого творчества, 'гто он следует национальным градациям.

"Железное равносложие" не наблюдается н в одном из ранних известных нам-письменных стихотворений дррпшцев "Когда меня схватш

болезнь смерти..." (1727), но явно чувствуется тенденция к упорядоченности слогов в стихах, к нзосиллабизму.

Несмотря на то, что в народно-песенном наследии представлено значительное количество образцов свободного стиха, он получаст развитие лишь во второй половине XX века. Поэтические творения О.Ьатырая, С.Курбана, А.Мунги, Абдуллагаджи из Урахи, Х.Абдуллаеной, А.Иминагасва, Р.Нурова, С.Абдуялаева и других, живших и творивших в XIX - первой половине XX вв., выдержаны в той или иной определенной, единой для всего произведения силлабической форме, хитя п отдел;, ных строках иногда наблюдается выпадение или наращение одного-двух или нескольких лишних слогов.

Свободный стих нашел немало своих поборников в Дагестане. Эту форму разрабатывали М.Чаринов, М.Алиев, Р.Рашндов, А.Алем, Н.Юсупов и другие.

Свободный стих стал как бы разрушителем оков и канонов. Он аы-ступил противником ритмической монотонности, строгого строфического членения, рнфмового однообразия. Дагестанский верглбр свободе,! ог зксстких предписанных правил, от заданной формы. В нем отсутствует строгач силлабическая форма, четкое строфическое разграничение, обязательная рифма. Верлибр "предельно приближает форму к содержанию"'

Некоторые исследователи считают, что отсутствие ароюй формы, рифмы делает верлибр неритмичным и прозаичным. На первый взгляд кажется, будто его отличие от прозы только я том, что он подчиняется заданному членению на стиховые периоды, но свободный стмх характеризуется своеобразием ритма, необычной интонацией (которая иногда воспринимается как отсутствие ритма). В работе это показано на анализе

> Аминоз М.-З.А, Тенденции разбитая дагестанского стихосложение. Махачкала: Дат. кн. нзд-во, 1974. - С. 146.

верлибра Р.Рашидова "В моем народе говорят ...", в котором поэтическая мысль представлена в своем естественном виде, без прикрас. Характерные приметы подавляющего большинства стихотворных текстов современных даргинских поэтов - звуковое оформление, четкое строфическое членение, принцип строгого равносложна- не входят п число его обязательных компонентов. Внешние барьеры разрушены автором единственно для того, чтобы они не обременяли полет поэтического воображения, чтобы максимально точно и глубоко была передана мысль.

Проведенный анализ убеждает в том, что Р.Рашидоа первым из современных дарпшеких поэтов обратился к верлибру и создал художественно зрелые произведения в этой форме. Такие компоненты стихосложения как рифма, строфа, силлабическая форма могут присутствовать в современном даргинском свободном стихе, но в качестве основополагающего принципа построения произведения не выступают. Рнтмообра-зующим началом й верлибре выступает интонация, пауза, графическая разбивка текста на.стихотворные строки, каждая из которых начинается с большой буквы.

Значение верлибра для поэзии состоит в том, что он разрушает все внешние преграды традиционного стихотворения, мешающие выражению естественного пафоса, сохранению первозданной свежести всех оттенков и красок поэтического восприятия действительности.

В третьем параграфе - "Звуковое оформление даргинского стиха" -подвергнута исследованию фоническая структура даргинской поэзии.

Звуковое оформление даргинского стиха сопровождается такими факторами как рифма, аллитерация, ассонанс, придающие стиху мело личность, напевность. Из всех звуковых повторов, имеющихся в совре менном даргинехом стихе( наиболее важная роль принадлежит рифме которая выступает в функции одного из основных признаков поэта ческой речи. Рифма - составная часть даргнисхого литературного стиха

к ее роль многогранна. Конечная рифма, игра» как семантическую, та« ритмообразующую роль, является одним из основных злементор в ко'* позиционном построении стихотворной речи. Она связывает между i. бон стихотворные строки и образовывает из них более сложные ритми1; ские построение • строфы1, . .. ••

Рифма иногда встречается в первоэлемента», народной поэзии, в чо всростншнях. А.Вагидо» констатирует, что у Батырая представлена си и такснческая рифма, вызванная однотипным строем предложении2. В кл чесгве примера можно привести произведение "О тот, кто живет в дои общинном ...". Но рифма как закономерность не выступает ни в фол;.* лоре, ни в творчестве классика даргинской поэзии. Как указывает л in вестный дагестанский стиховед, рифма как неотъемлемый элемент стих/, как закономерность утверждается в письменной литературе'.

Важную фуш:щ1!о рнфиа зьшелняст в пзэз;ш Л.И.Жиагасиа, ко^'-рый творил на рубеже двух веков (с конца Х!Х до 40-х годов XX в.).

В даргинской поэзии встречаются разные типы рифмовки (парня", перекрестная, охватная и тд.), но наиболее употребителен такой тип, r,v рифмуется втор.и строка с четвертой, а первая и треп.« строки, как нр; шьло. холостые, то есть не рифмуются.

Для даргинской поэзии первых пят; ми сети десятилетий XX -в. большей степени были характерны глагольные, незвучные рифмы. В ж период не наблюдалось целенаправленного поиска подбора звукизых ч ¡¡торов. В отличие от поазпп пергой полозгшы нашего столетня, в соир менной поэзии рпф~а - палате закономерное, хота и в вышеназван»; • период рифма с творчестве отдельных позтос »трала дозольио заметн?

> Жирмунский В .Н. Вопросы теории литературы. - Л1929. - С. 49. j Вагидоа A.M. Становление и развитие даргинской поэзии.- - Махачкала . Даг.кн.изп-во.

■ Гусейнаев лЛ. исиовы дагестанского стихосложения (ка катериа. лакской поззнн). - М.: Наука, (979.-С. Ю7.

роль (к примеру, в творчестве А.Иминагаева). А в современной пйэзии с возрастанием эстетической культуры поэтов, расширением поэтического кругозора авторов, активным поисхом наиболее эффективных средств поэтической речи, рифма приобретает целенаправленный, осознанный характер.

У современных по:шж (и частности, у Г.Багандоза, Р.Рашидсва, А.Гази, С.Рабадакова и др.) наблюдается стремление к поиску звучных рифм. Но . в целом, в нынешней поэзии превалирует грамматическая рифма, особенно глагольная; неточная рифма; преобладает над точней.

. Удачная рифма скрепляет строфу, придает ей благозвучие, а неудачная рифма становится тяжелой ношей для живой поэтической мысли.

Наряду с рифмой, одним из важных приемоз усиления динамизма, ззуховой вьфззнтельносш отдельных слов и поэтических фраз выступает аллнтеряиия. Аллитерация усиливает плавность художественной речи, придает стиху мелодичность, .музыкальность, напевность. Ока, как правило, возникаег гам, где речь имеет ярко, выраженную эмоциональную окрасху. • • - . ■

Явление алл1гтерации хорошо известно в. народных песнях дагестанцев, в частности, у даргинцев. Четкую аллитерацию создают и звукоподражательные слова, которые выступают песенными средствами создания образов. Аллитерация встречается не только а народно-поэтичесхих произведениях и в песнях Батырая. И а современной поэзии ока играет немаловажную роль, помогая создавать своеобразный, удивительно благозвучный эмоциональный настрой.,В этомубеждает анализ стихотворения Г.Багандоза "Темной ночью, мигая...".

Другим важным элементом звукового оформления поэтического произведения выступает ассонанс. Он, как и аллитерация, используется в целях усиления выразительности стихотворения. Ассонансом даргинские поэтыосознакно пользуютсянетак часго.как аллитсрацией.Этот прием

нашел место в поэтическом арсенале современной поэзии и используется в целях усиления ритмической структуры стиха.

Звуковые повторы придают стихам эмоциональное звучание, выделяют наиболее значащие слова, усиливают авторскую мысль. Они всегда должны быть оправданы содержанием поэтического текста.

В четвертом параграфе - "Строфическая организации поэтической речи" - рассматриваются особенности даргинской строфики.

В даргинском устно-поэтическом творчестве представлено значительное количество асгрофических произведений. Но в современной поэзии стало традицией закреплять поэтическую мысль за определенной формой строфы.

Самая маленькая строфа в даргинской поэзии двустишие, или бейт, (моностих ей не известен), а самая крупная - чстырнадцатистишие. Но двустишие, как и трехстишие, не получило широкого распространения в даргинской поэзии. По-видимому, двустишйс является наиболее древней формой организации поэтического материала, а другие стихотворные строфы созданы путем его повторения.- четверостишие, шестистишие, восьмистишие и так далее.

Четверостишие, или катрен, - самый распространенный тип строфы в литературах народов мира, в частности, у дагестанцев. Четверостишие было основной формой стихосложения в фольклоре, оно остается таковой I! в современной поэзии.

Арсенал даргинехого народного песенного наследия богат строфическими конструкциями. Множество разнообразных строф можно обнаружить в творчестве Батырая, где представлены трех-, четырех-, пяти-, шести-, семистрочныс и другие строфические формы. Довольно разнообразен строфический фонд поэзии С.Рабаданова и С.Алиевой. Они смело отходят от "отвердевшей" четырехстрочной модели и уверенно доверяю

свои поэтические впечатления и переживания самым разнообразным видам строф.

Современная поэзия поражает.' богатством видов строф как доставшихся от прошлого, так и найденных недавно и изобретаемых сегодня. Многие строфические комбинат.и являются заимствованными из традиционной поэзии. Продолжение традиций народной и авторской поэзии мы видим в том, что в репертуаре нынешних художников слова активно задействованы трех-, четырех-, пяти-, шести-, семи-, восьми-, девяти-, десяти-, двенадцатис«рочг.ь:г строфы.

Значительные изменения произошли в современной поэзии в результате влияния художественного опыта инонациональных эстетических систем. Свидетельством тому служат и такие совершенно неизвестные для национальной поэзии строфические конструкции хак сонет и венок сонетов. В ряду новаторских явлений можно рассматривать своеобразное пятистишие М.Гаиидова н четыркадцатистишие С. Рабаданова, которые, как нам представляется, можно рассматривать как'результат влияния строфической организации русской поэзии.

В отдельных стихотворениях современных авторов не всегда соблюдается одна форма строфы от начала до конца. Наряду с формами строф, все части которых строго симметричны по отношению друг к другу, встречаются и комбинированные виды- Наиболее показательны в этом отношении поиски строфовых форм С.Алиевой. Наряду с видами строф, количество строк которых колеблется от двух- до одиннадцатистрочных, встречаются и комбинированные формы. Графически их можно изобразить следующим образом: 4/2, 3/5, 4/3, 3/2, 5/6. Эти формы можно обнаружить в сборнике "Колыбельная росы" (1984; на дарг. яз.). Появление таких комбинированных строф, на наш взгляд, - результат творческих поисков нынешних авторов, так как они как полноценные и законченные образцы не представлены в народной поэзии.

Современные поэты находятся в постоянных поисках ритмического разнообразия стихотворений. Они пользуютсясамыми разнообразными (как традиционными, так и новыми) строфическими моделями. В их репертуаре имеются виды строф, количество которых колеблется от двух -строчных до четырнадцатистрочных, а также комбинированные строфы. Эти поиски продиктованы желанием разнообразить ритмическую структуру поэтических творений, стремлением выйти за устоявшиеся, заштампованные виды строф, а также творческим интересом к разного рода нововведениям, тенденциями развития техники стиха. Эти новшества свидетельствуют о том, что система даргинского стихосложения постоянно • обогащается и совершенствуется. <

В заключении в обобщенном виде излагаются основные выводы проведенного исследования. . . '

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ИЗЛОЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:

1. Багомедов P.P. Народная пссня: Об одной особенности // Соколенок. - Махачкала. - 1992. - N 2-3. - С. 23-24„-(На даргинском языке).

2. Багомедов P.P. В поисках нового //' Соколенок. - Махачкала. -1992. - N 7-12. - С.29-30. - (На даргинском языке).

3. Багомедов P.P. Роль А.Икинагаева в развитии стихотворных размеров даргинского стихосложения // Тезисы докладов научной сессии, посвященной итогам экспедиционных исследований ИМЯ Л в 1990-1991 гг. -Махачкала.-1992.-С.89.: V;

4. Багомедов P.P. Ритмическое разнообразие {стихотворный размер) в поэзии С.Рабаданова // Тезисы докладов республиканской научной конференции молодых ученых Дагестана по проблемам гумашггарных наук (24-25 июня 1993 г.), - Махачкала. - 1993. - C.S4-85.

5. Багомедов P.P. Изучение стихосложения на уроках родной (даргинской) литературы // Проблемы совершенствования обучения и

воспитания а образовательных учреждениях Республики Дагсепш. Тезисы докладов юбилейной научно-практической конференции, пссзяш.ек-ной 50-дешю Дагестанского научно-исследовательского института педагогики им. А.А.Тахо-Годи. -4.1. -Махачкала. - 1993. - С. 60-6!.

6. Пагомедоз Р.Р. Сонет как жанр современной даргинской поэзии // Тезисы докладов региональной научной конференции молодых ученых, посвященной гуманитарным исследованиям. - Махачкала. - 1995. - С. 574.

7. Багомедов P.P. К вопросу об исследовании стихотворного размена в дагестанском литературоведении (на материале даргинского фольклора) // Сборник статей студентов и аспирантов. Гуманитарные натай. -■Махачкала. - ¡995. - С. 20-21.

3. лзгом&тоз P.P. Нетрадшногене :-т-:янры дгргянсгой поэзии Н Сборник статей СТУДСГ-ТОо и аспнрантоз. Гу^.у-мТсфные каухи. - Махачкала. - 1995. - С. 21-22.

9. Багомедов P.P. Не размер зладычит аад мыслью // Радуга. - Махачкала, 1996. - N 2. - С. 79-83. - (На дарг.шскопязихе).

10. Багомсдоз P.P. Венок сонетов К.Мптрабоза "Человек. Родина и мир" if Труды-молодых ученых. Гуманитарные на via • Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1996. - С. 100-103.

 

Текст диссертации на тему "Тенденции развития современной даргинской поэзии"

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРШЕСОМОМЛЪНОГО ОБРАЗОВАН® РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

БАГОМЕДОВ Рашид Расулович

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДАРГИНСКОЙ ПОЭЗИИ (жанрово-стилевые, композиционно-строфические и ритмико-интонационные новации)

/

Г

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Специальность: 10,01,02, - Литература народов Российской Федерации

Научный руководитель: доктор филологических наук,

профессор Ващщов А,

Махачкала -

1998

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение,........................................... 3

Глава I. Жанрово-стилевые и композиционно-строфические новаций в современной

даргинской поэзии.......................... 16

§1. Сонет и венок сонетов........................... 21

§2. Стихотворение в прозе........................... 42

§3. Пародия.......................... ;............59

§4. Эпитафия...............................................78

Глава IL Традиции и новаторские поиски в

современном даргинском стихосложении...... 88

§1. Многообразие форм даргинской силлабики.......... 89

§2. Свободный стих.................................. 106

§3. Звуковое оформление стиха....................... 116

§4. Строфическая организация поэтической речи....... 128

Заключение.......................................... 147

Библиография........................................ 160

ВВЕДЕНИЕ

Художественная литература нанимает ведущее место в духовной культуре даргинцев. На сегодняшний день она представляет собой развитую эстетическую систему, в которой заметную роль играет поэзия, вобравшая в себя традиции национальной литературы и опыт мировой поэзии.

Современная поэзия создается художниками слова, в основном начавшими писать в 50-60-е годы. Многие ив них - воспитанники Литературного института им, М.Горького или филологического Факультета Даггооунивероитета, получившие хорошее общефилологическое образование и специальные литературоведческие знания, имеющие не только дар художественного творчества, но и достаточно хорошо осведомленные в истории и теории литературы, способные обогатить национальные традиции родной литературы достижениями и опытом близких и отдаленных эстетических систем.

Даргинская поэзия дореволюционного периода преимущественно опиралась на Фольклор и традиции арабо-мусульманской культуры. Поэзия даргинцев советского периода, как заметил А,Вагидов5 •'продолжает развиваться в русле национальных традиций. Но она набирает высоту и выходит за узконациональные рамки особенно тогда, когда вплотную соприкасается с опытом других развитых литератур"1,

В советский период наибольшее отражение в поэзии находили вопросы общественной жизни, обусловленное идеологией эпохи, те-

1Вагидов A.M. Становление и развитие даргинской поэзии, -Махачкала; Дат, кн. изд-во, 1979, -и,4,

орией партийности литературы; в ней преобладала идеализация изображаемого, стремление выдать желаемое за действительное, романтически-возвышенное отношение поэта к изображаемой жизни, открытая тенденциозность, публицистичность, ооциологизирован-ность,

Современная дагестанская литература претерпела существенные изменения, "Современный этап развития характеризуется не только ростом числа работающих в той или иной из восьми литератур народов Дагестана, - пишет А.Вагидов, - но и качественными сдвигами, обусловленными всемирным интересом к искусству слова дагестанцев"*,

Казбек Султанов отмечает, что в 60-е годы в нашей поэзии расширяется сфера "лирического самовыражения", что с этого времени изменилась эстетическая платформа, наметился "ее качественный рывок вперед"**,

Суждения авторитетного исследователя о современной дагестанской поэзии в целом касаются и состояния даргинской поэзии указанного исследователем периода, С 60-х годов, по сравнению с 20-50 годами, даргинская поэзия начала интенсивно обогащаться в идейно-тематическом, жанрово-стилевом, ритмико-интонационном аспектах, что свидетельствует о ее подъеме и вхождении в общее русло развития мировой литературы, С этого времени начинает возрастать уровень художественного мышления даргинских поэтов. Этому она, в первую очередь, обязана творческим поискам масте-

1Вагвдов А.М,Претворение заповеди,- М. .-Современник, 1988,-С. 174.

^Султанов К,К, Поэзии неугасимый свет: Размышления, -Махачкала: Дат, кн. изд-во. 1975, -0,88-90,

ров слова, опыту русской, а через нее и мировой поэзии.

В 60-е годы даргинская поэзия пережила настоящее обновление: она, в отличие от поэзии первой половины XX века, углубляется во внутренний мир человека, в его мысли и переживания, чувства и страдания. В ее центре оказывается конкретный человек с его мыслями и побуждениями, желаниями и стремлениями. Обновление поэзии проявилось не только в проблемно-тематическом, но и в жанрово-стилевом, ритмико-интонационном, технико-творческом аспектах. Изучению этих аспектов развития даргинской поэзии посвящена настоящая диссертация.

Научная актуальность темы. Сегодня исследователи литературы и сами писатели подвергают критическому пересмотру метод социалистического реализма о заданными и предопределенными принципами творчества, в соответствии с которыми создано огромное количество литературных произведений советского периода. Одной из негативных сторон этого метода было подчинение литературы идеологическим постулатам руководящей партии и политическим пристрастиям автора, что в большинстве случаев отрицательно сказывалось на художественной ценности,значимости произведения. Объектом исследования художественных произведений в критических работах советских литературоведов становились, как правило, тематика, проблематика; произведения, как правило, анализировались о точки зрения тенденциозности, классовости, партийности; они зачастую мерились "степенью остроты и социальной значимостью проблем111, В настоящее время, в этот сложный период,

1Ерофеев к, поминки по советской литературе // Лит, газета, -1990,- 4 июля, - с,8,

когда происходит переоценка старых ценностей, качественно иным стал и подход к пониманию сути литературы советского периода, Современный этап раввития литературы характеризуется отказом от уекоклассовых критериев и переходом "на признание общечеловеческих ценностей"1.

Предпочтение в современных литературно-критических исследованиях отдается эстетической, художественно-образной, идейно-содержательной стороне произведений, хотя иные работы не свободны от открытой тенденциозности.

Актуальность избранной темы обусловлена отсутствием исследования, посвященного сложным проблемам современного литературного процесса у народов Дагестана вообще, у даргинцев в частности, и весьма важной литературоведческой проблемы продолжения традиций и новаторских поисков в творчестве современных поэтов, обогащению ими жанровой системы национальной литературы, ее композиционно-строфической структуры, художественных видов и форм стихосложения, ритмико-интонационной специфики, метрических, строфических. Фонических ее качеств.

Изучение стиховедческого аспекта и ритмических особенностей играют огромную роль в выявлении национальной специфики художественного мышления того или иного народа, В, Брюсов писал, что понимание поэтических творений !!без знакомства с техникой стиха всегда останется недостаточно полным1^,

1 Абдуллатипов А.-К.Ю. История кумыкской литературы, -ЧЛ, -Махачкала, 1995, -С. 122.

^Брюсов В, Основы стиховедения: Курс ВУЗ, Общее введение. Метрика и ритмика, - Ч, 1 и 2, - 2 изд-е, - М,:Госиздат,1924,- 0,3,

Избранный в исследовании подход позволяет проследить процесс развития поэзии 60-90-х годов в целом, уловить закономерности этого процесса, определить взаимоотношения художественного содержания и художественной формы.

Анализ современной даргинской поэзии в жанровом, композиционно-строфическом, ритмико-интонационном плане дает возможность осветить картину традиций и новаторства в исследуемой литературе, позволяет наметить основные линии и стадии его движения, отразить важные ценностные ориентации даргинской поэзии, ее национальное своеобразие, выявить художественно-эстетические тенденции в развитии поэзии, изучить индивидуальные особенности в творчестве того или иного поэта,

В данной работе предпринята попытка исследования современной даргинской поэзии по вышеназванным аспектам,

Степень разработки темы. Проблема идейно-художественного, жанрово-стилевого многообразия даргинской литературы достаточно изучена. Благодаря трудам Ф.Абакаровой, А,Алихановой, А.Вагидо-ва, М,-Р,Раоулова, З.Магомедова, X,Алиева, З.Осмашвои1 матери-

хАбакарова Ф,0, Очерки даргинской дореволюционной литературы, -Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1963; Она же: Очерки даргинской советской литературы (1917-1965), -Махачкала: Изд-во дагфилиала АН СССР. 1969; Алнханова А,А, Даргинская лирика (Становление и развитие жанров): Канд, дис, -М,, 1969; Она же: Поэтика Батырая // Омарла Батырай:Материалы научной сессии,посвященной 150-летию поэта:Сборник статей, - Махачкала, 1977,- С, 25-42; Она же: Песенное творчество даргинцев // Жанры фольклора народов Дагестана: Сборник научных трудов, - Махачкала: Изд-во

ал даргинской поэзии систематизирован} что дает возможность для историко-теоретического осмысления литературных явлений, позво-

Дагфилиала АН СССР,1979.-С.49-68; Она же: К истории становления жанров даргинской советской поэзии (сатиры А.Иминагаева и пародии С,Абдуллаева) // Жанры дагестанской советской литературы: Сборник статей, -Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1979,-С, 28-47; Она же: Песня-посвящение в даргинском фольклоре и ее художественные особенности //Поэтика Фольклора народов Дагестана, Сборник научных трудов, - Махачкала: Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1981, - С, 110-123; Вагидов A.M. По пути традиций и поиска, -Махачкала: Дат, кн, изд-во, 1976; Он же: Становление и развитие даргинской поэзии, -Махачкала: Даг, кн, изд-во, 1979; Он же: Социалистический реализм и развитие даргинской литературы, -Махачкала: Даг, кн, изд-во, 1987; Он же: Восхождение к единству, -Махачкала; Дагучпедгиз, 1991; Расулов М.-Р. О.Еатырай. С.Курбан, Р,Нуров. Вопросы мастерства и новаторских тенденций, -Махачкала: Даг, кн, изд-во, 1971; Магомедов 3,А, Творчество Еатырая: Авторе®, дис,,, канд, Филол, наук, -М., 1966; Он же: Жизнь и творчество Батырая, - Махачкала: йзд-во Дагфилиала АН СССР, 1971; Он же: Даргинская народная лирика, -Махачкала: Даг, кн, изд-во, 1983; Алиев X, Поэзия мысли и чувства, // Литература Дагестана и жизнь:Сборник статей,-Махачкала:Даг, кн, изд-во, 1978, -С,£7-47; иоманова 3, Поиски новых форм в современном даргинском стихосложении, // Художественные искания современной дагестанской литературы;Сборник статей,-Махачкала;Изд-во Дагфилиала АН СССР, 1983, -С,58-77; Она же: Жанры современной даргинской поэзии: Канд, дио, -Махачкала, 1986,

ляет проследить эволюцию народной и авторской поэзии в проблемно- тематическом,жанрово-стилевом аспектах.

Вопросы жанровой специфики и поэтических форм дагестанской лирики в последние годы целенаправленно разрабатываются в работах З.Гаджиевой, ГЛемирхановой, С.Хайбуллаева1. В них в основном исследуется аварская и лезгинская поэзия, Что касается даргинской, то к сегодняшнему дню мы располагаем рядом работ,в которых рассматриваются вопросы жанровой специфики, композиционно-строфические особенности, традиции и поиски в стихосложении, В частности, в кандидатской диссертации З.Магомедова "Творчество Еатырая" (1966) анализируются жанры поэзии даргинского классика, сгруппированные на следующие тематические циклы: песни о любви, песни о герое, песни о жизни, А в книге "Даргинская народная лирика" (1983) того же автора освещаются жанры устно-поэтического фольклора, которые ученый систематизирует по тематическому принципу:любовные,семейно-бытовые,шуточные и т,д, В кандидатской диссертации А,Алихановой "Даргинская лирика (Становление и развитие жанров)" (1969) впервые объектом дифференцированного научного исследования стали жанры даргинской поэзии, их становление, развитие в процессе взаимодействия их с другими литературами, В ней выявляются и систематизируются жанры даргинской народной лирики (хабкуб, далай, деза, какари,

■Хаджиева 3, Песни борьбы и побед, -Махачкала: Дат, кн. изд-во, 1980: Она же: Аварская элегическая лирика, - Махачкала, 1998; Темирханова Г, Современная лезгинская поэзия, -Махачкала: дат, кн. изд-во, 1988; хайбуллаев С, Современная дагестанская поэзия (система жанров), -Махачкала: Дагучпедгиз, 1996;

лаила), жанры поэзии Батырая (песни и хабкубы о любви, рассуждения о жизни, песни и дева о герое, песни-воспоминания, философские песни медитативного характера), жанры авторской поэзии (тулки, сатира, пародия, назму), Эти проблемы дальнейшее развитие получили в многочисленных статьях А,Алихановой (см, выше).

Диссертация З.Османовой "Жанры современной даргинской поэзии" (1986) посвящена изучению литературных жанров современной поэзии (60-80-е годы). Ученый классифицирует лирические жанры по принципу "содержательной формы", исходя из которого выведены следующие тематические подгруппы: гражданская, философская, любовная, пейзажная, а также - поэма, баллада, элегия, миниатюра. Проблемы дагестанского стихосложения освещаются в работах Х.Халилова, У,Далгат, С.Хайбуллаева, А.Ахлакова, Ф,Вагабовой, М,-3,Аминова, А.Гусейнаева1. Наиболее полно эти вопросы освещаются в книге "Тенденции развития дагестанского стихосложения"

1Халилов X, Лакский песенный фольклор, (Традиционное наследие), -Махачкала: Изд-во Дагфшшала АН СССР, 1959; Далгат У, Фольклор и литература народов Дагестана, -М.: Изд-во воет, лит,, 1962; Хайбуллаев С. Поэтика аварской народной лирики, -Махачкала: Дат, кн, изд-во, 1967; Он же: Страницы аварской литературы, -Махачкала: Дагучпедгиз, 1991; Ахлаков А, Героико-исторические песни аварцев, -Махачкала: Изд-во Дагфшшала АН СССР, 1968; Ва-габова Ф, Формирование лезгинской национальной литературы,-Махачкала: Даг, кн, изд-во, 1970; Аминов М,-3, Тенденции развития дагестанского стихосложения, -Махачкала: Даг, кн, изд-во, 1974; Гусейнаев А,Г, Основы дагестанского стихосложения (на материале лакской поэзии), -М,: Наука, 1979,

М.-З.Аминова, "Основы дагестанского стихосложения ..." А.Гусей-наева, "Страницы аварской литературы" С.Хайбуллаева.

Монография М.-З.Аминова "Тенденции развития дагестанского стихосложения" - первая крупная работа, где автор впервые на общедагестанским материале в системном порядке исследует роль ударения, цезуру, рифму, строфику, метрику. Он же первый рассматривает свободный стих народной и авторской поэзии, пишет о наличии у дагестанских народов акцентной, тонической системы, впервые ставит вопрос о возможности использования поэтами Дагестана силлабо-тонической системы стихосложения.

Книга А,Гуоейнаева "Основы дагестанского стихосложения (на материале лакской поэзии)", как и "Тенденции развития дагестанского стихосложения", интересна ценными наблюдениями и выводами, вносит значительный вклад в дело изучения поэтической культуры народов Дагестана, А.Гусейнаев в системном порядке анализирует метрику, строфику, Фонику, интонацию стихотворной речи дагестанского стихосложения, привлекая для анализа творчество дагестанских поэтов прошлого и настоящего.

В монографии С.Хайбуялаева "Страницы аварской литературы" тоже большое место уделено вопросам стихосложения. Ученый рассматривает систему аварского стихосложения, метрику, стопу, рифму, интонационный стих,

В статье З.Османовой "Поиски новых форм в современном даргинском стихосложении" объектом научного анализа впервые стали метрика, строфика, рифма, У 3,Семаковой есть верные наблюдения, но вопросы, затронутые в этой статье, не исследованы во всей полноте,

Имеющиеся общетеоретические работы по теории и технике

стиха, исследования дагестанских авторов по общи проблемам стихосложения и его частным аспектам, конкретные работы по даргинской поэзии помогли автору найти исходные позиции и дальнейшие ориентиры в изучении современной поэзии, в ее художественном многоообразии.

Цель и задачи диссертации, Данная работа посвящена раскрытию тенденций развития современной даргинской поэзии, выявлению нетрадиционных поэтических форм, жанровых разновидностей и новых форм стихостроения, которые появились в современной даргинской поэзии под влиянием традиций родной литературы и опыта мировой поэзии.

Диссертант предпринимает попытку осмыслить общую картину развития даргинской поэзии 60-90-х годов в ее композиционно-строфическом, жанрово-стилевом и стиховедческом контекстах. Указывая на преемственность в развитии поэзии с традициями фольклора, акцентируется внимание на обновлении жанровой структуры, ритмического арсенала, на отображении национального своеобразия, ее соотнесенности с дагестанской поэзией,

Создание целостной картины современной даргинской поэзии через анализ новаторских тенденций - главная цель настоящей диссертации.

Цель работы реализуется путем решения ряда взаимосвязанных задач:

- обща�