автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему:
Теоретические основания этнопсихологического исследования истории культуры

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Лурье, Светлана Владимировна
  • Ученая cтепень: доктора культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.02
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Теоретические основания этнопсихологического исследования истории культуры'

Текст диссертации на тему "Теоретические основания этнопсихологического исследования истории культуры"

/ /

Московский педагогический государственный университет им. В.И. Ленина.

На правах рукописи

Лурье Светлана Владимировна

Теоретические основания этнопсихологических исследований истории культуры

Специальность 24.00.02 - историческая культурология

Диссертация на соискание ученой степени доктора культурологических наук

!

Москва 1998

Содержание.

Введение............................................................................................................. 3

Глава 1. История концепций культурной антропологии с точки зрения их

значения для формирования основ современной этнопсихологии .. 23

Раздел 1. Этнопсихология в контексте психологической антропологии........ 23

Раздел 2. Этнопсихология в контексте этнической экологии.......................... 87

Глава 2. Культурология и традиционалистика с точки зрения формирования

теоретических основ этнопсихологии.............................................. 108

Раздел 1. Культурологические концепции в этнопсихологии....................... 108

Раздел 2. Значение исследования традиции для этнопсихологии.................. 134

Глава 3, Этнопсихология как наука об этнической самоорганизации.......... 170

Раздел 1. Этническая картина мира: ее компоненты, структура, функции,

механизмы поддержания стабильности............................................ 170

Раздел 2. Механизмы самоструктурирования этноса....................................... 198

Раздел 3. Методика этнопсихологических исследований............................... 220

Заключение....................................................................................................... 23 8

Библиография.................................................................................................... 244

Приложения к главе 3

Приложение 1. Освоение новых земель западными финнами........................... I

Приложение 2. Турки и их восприятие своей государственности.................. VIII

Приложение 3. Формирование Еревана........................................................... XIX

Приложение 4. Русская община и русская государственность................. XXXVI

Введение.

Диссертационное исследование посвящено обоснованию этнопсихологии как самостоятельного направления исследований истории культуры, а также этничности в качестве культурного феномена.

Этнопсихология определяется нами как наука о характере восприятия этносом реальности, о выработке моделей его деятельности по психологической адаптации к природным и историческим условиям существования, о формировании этнической картины мира, тем или иным способом преломляющейся в психологии каждого из членов данного этноса, ее трансформации при изменении обстоятельств обитания этноса, о механизмах поддержания целостности этнической системы и ее социального самовоспроизводства в стабильные периоды существования, о протекании процессов спонтанного самоструктрирования этноса в кризисные периоды и т.п. Это научное направление должно рассматриваться в качестве одного из разделов культурологии, поскольку все внутриэтнические процессы следует рассматривать прежде всего как социокультурные. Однако, зародившись в рамках культурной антропологии, этнопсихология остаетсялишь сумой нескольких автономных школ, существующих параллельно друг с другом, и до сих пор не заняла определенного места среди наук, исследующих социокультурную проблематику.

Определиние таких ключевых понятий исследования, как этнос, культура, традиция, картина мира и т.п., будет дано во Введении и далее по ходу работы.

Целью работы является определение места этнопсихологии в системе исто-рико-культурологического знания и среди других гуманитарных наук, а также выстраивание ее теоретических оснований.

Основная научная проблема, лежащая в основе диссертации, заключается в противоречии между эмпирически наблюдаемыми и систематически описываемыми различиями в восприятии окружающего мира и в стереотипах поведения разных народов, с одной стороны, и отсутствием адекватного научного аппарата, с помощью которого можно было бы объяснить причины и характер этих межэтнических когнитивных и поведенческих различий, с другой.

Несмотря на возросший в последние годы интерес к этнопсихологии, степень ее научной разработаности в качестве самостоятельной области представля-

ется недостаточной. С нашей точки зрения, следует признать, что наиболее правомерным является определение этнопсихологии в качестве синонима психологической антропологии, в свою очередь генетически связанной с такими направлениями в культурной антропологии как "Культура и Личность" и исследования национального характера (Фр.Боаса, М.Мид. Р.Бенедикт, А. Кардинер, Р.Линтон, К.ДюБуа, Г.Горер, Ф.Хсю, Г.Рохейма, Ж.Деревё, А.Инкельса, Д.Левенсона, К.Клакхона, Ф. Клакхон, Ф.Стродбек, Р.Редфильда, Дж.Вайта, Дж.Вайтинга,) и мы будем опираться на психологоантропологическую версию этнопсихологии, для которой характерен взгляд на локальную культуру как на целостную уникальную конфигурацию элементов культуры того или иного сообщества, в рамках которой наблюдаются определенные психологические особенности, характерные для членов данного сообщества, которые выражаются, в частности, в бессознательных комплексах (психологическая антропология всегда была тесно связана с психоанализом), формирующихся в процессе социализации человека и оказывающих влияние как на его поведение, так и на характер восприятия им окружающего его мира. Здесь следует оговориться, что, когда мы говорим о бессознательных комплексах, то имеем в виду не "коллективное бессознательное", а всегда только о бессознательное индивида. С нашей точки зрения, корректным является определение психоаналалитика и антрополога Ж.Деревё, гласящее что "этническое бессознательное — это часть бессознательного сегмента психики индивида, общая с другими членами его культурной общины ".

Этот подход в диссертации дополняется как идеями, содержащимися в работах последних лет в области психологической антропологии (концепция распределения культуры Т.Швартца), конфликтологии (теория функционального конфликта Л.Козера), политологии (концепция "чувства ассоциации" Л.Пая, концепция границ этнических групп Ф. Барта), культурологии и традиционалистики (Б.Малиновский, А.Редклифф-Браун, Л. Уайт, АКребер, К.Гирц, Э.Шилз, С.Айзенштадт, Э.Маркарян, А.Арнольдов, В. Межуев, Н.Злобин, М. Каган АФлиер, Б.Ерасов, А.Ахиезер, А. Назаретяна, Т. Кузнецова, Э.Орлова и др.), культурно-исторической психологии (Л. Выгодский, А. Лурия, М. Коул, Р. Шведер) Из отечественных ученых, занимавшихся проблемами этнопсихологии следует особо выделить работы Л.Дробижевой, Н. Лебедевой, Г. Солдатовой, В.Петренко, З.Сикевич. Различным проблемам теории этнологии посвящены работы С. Арутюнова, Ю. Арутюняна, Ю. Бромлея, В.Козлова,

М. Иордана, И. Кона, И. Крупника, В. Тишкова и др. Особую важность для этнопсихологии имеет научное направление "история ментальностей" (Л.Февр, М.Блок, Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффа, Э. Леруа Ладюри, П. Вилар, Р. Мандру, М. Вовель, Ф. Граус, А. Гуревич, Г. Кнабе и др.). Однако даваемое ими определение ментальности, по всей видимости, вполне удовлетворительное для историка, не удовлетворяет культуролога, поскольку является слишком общим, не затрагивает механизмов восприятия человеком окружающего его мира и влияния этого восприятия на человеческую деятельность.

В настоящее время как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе, к сожалению, пока отсутствует такая концепция этнической картины мира, которая давала бы возможность объяснить этнокультурно обусловленную специфику мотивации поведения людей. В зарубежной культурной антропологии попытки создать подобную концепцию прекратились после пятидесятых годов, когда опыты научного описания национального характера в качестве культурнопсихологического феномена зашли в тупик, а изучение картины мира (связанное прежде всего с имеем Р.Редфильда) стало вестись в символико- семиотическом ключе, принципиально противопоставляемом психологическим исследованиям.

В качестве основных задач диссертационного исследования необходимо выделить следующие:

— обосновать этнопсихологию как одну из историко! культурологических дисциплин и определить ее цели и задачи;

— определить ее научный контекст: ее место среди других наук, изучающих социокультурные феномены, характер взаимосвязи с этими науками;

— сформулировать понятийный аппарат, адекватный целям и задачам этнопсихологии;

— разработать основные концептуальные положения этнопсихологии, с помощью которых можно было бы описать структуру этнической картины мира, ее системообразующие, константные элементы, механизмы трансформации картины мира, связь между картиной мира и моделями деятельности этноса, характер распределения культуры в рамках этнической системы, принципы взаимодействия между различными группами внутри этноса, механизмы самоорганизации и самовоспроизводства этнической системы.

Объектом исследования является культура этноса как механизм его самоорганизации, регуляции и социального воспроизводства в истории.

Предмет исследования — психологические основы процесса формирования и функционирования этнической картины мира, ее трансформаций и распада, характера влияния последней на поведение членов этноса, и в связи с этим — специфические особенности функционирования этноса как социокультурной сисремы.

Основной рабочей гипотезой исследования является утверждение, что в картине мира, являющейся базовой частью всякой этнической культуры имеются бессознательные комплексы, которые уникальны для каждого этноса, постоянны на протяжении всей его истории и служат основанием для формирования традиций этноса (разных для различных групп внутри этноса и меняющихся в различные периоды существования этноса). Эти бессознательные комплексы (этнические константы) складываются в процессе адаптации этноса к окружающей природной среде и историческим условиям жизни и выполняют роль основных механизмов, ответственных за психологический аспект этой адаптации. Они сами по себе не имеют содержательного наполнения, а представляют собой определенную и постоянную на протяжении всей жизни этноса форму (технологию) упорядочения опыта, которая в соответствии со сменой его культурно-ценностных доминант в течение истории этноса получает различное наполнение. Этнические константы иерархической системой иерархическую систему, в рамках которой строго закреплено их соотношение между собой. Все бессознательные образы, включенные в систему этнических констант тем или иным образом, определяют специфиченый для каждой этнической культуры характер действия человека в мире. Система этнических констант и является той призмой, сквозь которую человек смотрит на мир. На ее основании формируются адаптационно-деятельностные модели человеческого поведения.

Методологические основания и методы исследования построены на том, что динамика этнической культуры рассматривается в диссертации в двух ракурсах.

- генетическом, исследующим формирование этнического менталитета на основе эволюционистский концепции адаптации людей к природным и историческим условиям их существования как основного внешнего импульса в коллективной жизнедеятельности и самоорганизации сообществ;

- структурно-деятельностном, анализирующем процессы распределения культуры между частями этноса и развития внутриэтнического функционального конфликта на основе структурно-функционалистской методологии изучения внутренних импульсов самоорганизации сообществ.

В ходе диссертационного исследования разработаны специфические этнопсихологические методы изучения исторических социальных феноменов, суть которых состоит в следующем:

Новизна данного диссертационного исследования состоит:

Во-первых, в определении научного контекста и обосновании предмета, целей, задач и статуса этнопсихологии;

Во-вторых, в разработке понятийного аппарата этнопсихологии и ее основных теоретических положений;

В-третьих, в описании этнопсихологического подхода как исследовательского метода в изучении истории культуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В основании этнической картины мира могут быть выявлены этнические константы — бессознательные комплексы, которые относятся к способам и характеру деятельности человека в мире. Их происхождение по преимуществу адаптационное. С их помощью человек — носитель той или иной этнической культуры, как нам представляется, психологически упорядочивает и рационализирует воспринимаемый им мир, в результате чего становится психологически возможной человеческая деятельность в мире. Этнические константы могут быть представлены как система "образа мы" (образа коллектива способного к совместному действию), "образа покровителя", "образа источника зла", "образа арены действия" и т.п. На основании этнических констант формируются адаптационно-деятельностные культурные модели, специфические для каждого этноса.

2. Этническая картина мира формируется посредством переноса (трансфера) этнических констант на объекты реального мира. Направленность трансфера задают принятые этносом (или группами внутри этноса) ценностные доминанты.

3. Этнические константы представляются неизменными на протяжении всей жизни этноса и едиными для всех членов этноса. Однако на основании одних и тех же этнических констант могут формироваться и отличающиеся друг от друга этни-

ческие картины мира. Различие этнических картин мира внутри единого этноса обусловлено, во-первых, адаптационными потребностями в разных зонах этнических территорий, во-вторых, различиями в ценностных ориентациях разных социально-функциональных внутриэтнических групп. Если мы рассматриваем смену мировоззрения этноса на протяжении истории, то следует исходить из того, что меняются прежде всего ценностные доминанты, а не этнические константы.

4. Механизмом протекания этнических процессов является взаимодействие различных внутриэтнических групп, которое имеет определенную структуру (функциональный внутриэтнический конфликт.) Особенность этого взаимодействия состоит прежде всего в том, что на протяжении всей истории этноса оно происходит в общем и целом в соответствии с определенной моделью, модальной для данного этноса, не имеет эксплицитной идеологической базы, и представляет собой в значительной мере синхронное параллельное действие различных частей этноса.

5. Этнос обычно имеет основную культурную тему. Ее можно представить в качестве идеологемы, объединяющей в себе эсхатологический план и план социальной консолидации и имеющей некоторое значительное количество вариаций. Эта культурная тема не может рассматриваться в качестве ценностной доминанты — напротив, будучи воспринятой различными внутриэтническими группами, она оказывается связанной с разными ценностными системами. Комплекс реинтерпретаций единой культурной темы, осуществленных различными внутриэтническими группами, является базой, на основании которой в каждом конкретном случае реализуется внутриэтнический конфликт. Вместе с тем на протяжении истории этноса основная культурная тема может претерпевать изменения.

6. Потеря культурной темы или восприятие этносом культурной темы недостаточно гибкой для того, чтобы стать основой для необходимого множества интерпретаций, а следовательно и для функционального внутриэтнического конфликта, приводит к дисфункциональной смуте, которая может продолжаться несколько десятилетий. Такого рода смута ведет к нарушению сложившейся на протяжении жизни этноса схеме "нормального" внутриэтнического конфликта. В этом случае, либо этнос воспринимает новую (или реконструирует прежнюю) культурную тему и в нем начинаются процессы спонтанной новационной самоорганизации, в результате чего

восстанавливается нарушенный было функциональный внутриэтнический конфликт, либо — происходит деструкция этнической культуры.

7. Состояние смуты, переживаемое этносом, может быть функциональным. Оно служит сбросу излишнего накопившегося напряжения этнической системы. Смута может быть функциональна и в том смысле, что через ее посредство всегда (в более или менее заметной для внешнего наблюдателя форме) происходит трансформация культурной темы этноса.

Научная значимость диссертации заключается:

1. В обобщении достижений психологической антропологии, синтезе психоантропологических подходов с концепциями, выработанными в культурологии, тра-диционалистике, конфликтологии, а также объединении современных российских и зарубежных научных подходов и формировании на этой основе теоретико-методологической базы для разработки этнопсихологической теории,

2. В формулировании и обосновании предмета, целей и задач этнопсихологии как одной из наук о культуре;

3. В исследовании соотношения этнопсихологии с другими дисциплинами, изучающими социокульт�