автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Теория и практика современной электроакустической композиции

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Бундин, Андрей Сергеевич
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Теория и практика современной электроакустической композиции'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Теория и практика современной электроакустической композиции"

На правах рукописи УДК 781.61

Бундин Андрей Сергеевич

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОЙ ЭЛЕКТРОАКУСТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ

Специальность: 17.00.02 — музыкальное искусство

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

12 дек гт

Санкт-Петербург 2013

005543742

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА НА КАФЕДРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А. И. ГЕРЦЕНА»

Научный руководитель: кандидат искусствоведения, профессор

ШИТИКОВА РАИСА ГРИГОРЬЕВНА,

заведующая кафедрой музыкального воспитания и образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения,

кандидат технических наук, профессор ДВОРКО НИНА ИВАНОВНА

профессор кафедры интерактивного искусства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения»

кандидат искусствоведения, профессор ТИТОВА ЕЛЕНА ВИКТОРОВНА

заведующая кафедрой теории музыки Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова»

Ведущая организация: негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»

Защита состоится « 17 » декабря 2013 года в 16 часов на заседании Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 212.199.20, созданного на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена по адресу: 199155, Санкт-Петербург, пер. Каховского, д. 2, ауд. 404.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена по адресу: 191186, наб. реки Мойки, 48, корпус 5.

уи

Автореферат разослан « ' ',» ноября 2013 года

Ученый секретарь Совета,

кандидат педагогических наук, профессор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Электроакустическая музыка представляет собой обширный и значительный раздел в мировом музыкальном искусстве. В связи с развитием мультимедийных технологий в последнее время этот феномен вызывает неподдельный интерес как профессиональных музыкантов, так и широкого круга слушателей. Но, несмотря на многочисленные статьи, книги, посвященные отдельным аспектам этого явления, в настоящее время в отечественном музыкознании не существует глубокого и всестороннего исследования истории, теории и практики электроакустической композиции. В этом контексте назревает необходимость обобщения, анализа и систематизации накопившихся разрозненных сведений об этом музыкальном течении, что и осуществляется в данной работе.

Можно выделить два больших этапа в развитии электроакустической музыки. Первый из них связан с развитием электронных звуковых технологий во второй половине XX века. В этот период в музыкальном искусстве сосуществует множество стилей и направлений. В сфере академической композиторской музыки главенствует авангард. Это течение во многом опирается на экспериментальные техники и поиск новых средств художественной выразительности, а также отказ от устоев, сложившихся в рамках классической традиции. Ключевые принципы электроакустической композиции органично вписываются в общие тенденции искусства эпохи.

На рубеже XX и XXI веков наблюдается новый этап электроакустической музыки, связанный с активным развитием компьютерных мультимедийных технологий. В последние 20 лет намечается переход от звукового эксперимента к поиску новых исполнительских средств и методов, возрастает роль интерактивных технологий, появляются новые направления в искусстве. В этом контексте остро ощущается перевес технического знания над искусствоведческим, связанный с отсутствием полноценной музыкально-теоретической базы изучаемого феномена.

Важно также отметить, что развитие электроакустической музыки продолжается. Современные техники композиции тесно связаны с применением компьютерных технологий. Вследствие этого представляется актуальной проблема всестороннего изучения принципов и методов создания электромузыкальных композиций.

Тем более что сфера применения аудиотехнологий на сегодняшний день распространяется далеко за пределы электроакустической музыки. Специализированные компьютерные программы применяются в традиционной композиторской деятельности: для оформления нотного текста, создания демонстрационных звукозаписей произведений. Следовательно, разработка целостного исследования по музыкально-компьютерным и электроакустическим технологиям, современным техникам композиции и аранжировки, обобщающего теоретические и практические принципы электроакустической музыки и раскрывающего ее основные методы композиции, обладает высокой актуальностью.

Степень изученности проблемы. В настоящее время пласт научной литературы по теме исследования не столь обширен по сравнению с другими областями музыкознания. Тем не менее, в этой сфере постоянно ведутся научные работы, раскрывающие сущность теоретических, практических, исторических и технологических аспектов явления.

Русскоязычные труды посвящены, как правило, творчеству конкретных композиторов или отдельным проблемам электроакустической музыки. Выделяются работы М. Э. Дубова о творческом наследии и композиционных принципах выдающегося композитора и изобретателя Я. Ксенакиса «Ксенакис — архитектор Новейшей музыки» и диссертация «Электронные аудиотехнологии в композиторском авангарде 50-х гг. XX века»1 М. И. Карпец.

В работах заведующего «Термен-центра» при московской консерватории А. И. Смирнова впервые и систематизируются сведения о теории и практике академической электроакустической композиции. Исследователь опирается на классические образцы музыкального авангарда второй половины XX столетия, раскрывает суть некоторых значимых аспектов техники электроакустической композиции.

В области популярной электронной танцевальной музыки заслуживает внимания обобщающее диссертационное исследование Т. С. Ястремского «Танцевальная электронная музыка в художественной культуре XX-XXI веков»2.

Вопросы музыкальной акустики, инструментария электроакустической музыки, специфики электронных звуковых технологий изучают И. А. Алдошина, Ю. H. Рагс, В. О. Белунцов, П. JI. Живайкин, Г. В. Богачев, Д. Ю. Дубровский и др. Некоторые практические аспекты композиции разбираются в коллективной монографии С. В. Пучкова и М. Г. Светлова «Музыкально-компьютерные технологии: современный инструментарий творчества».

Серьезный концептуальный базис подготавливают работы Н. И. Дворко, посвященные таким важным аспектам, как режиссура мультимедийных произведений, звуковой дизайн3 и проблемы интерактивности в современном искус-

4

стве .

Значительный вклад в развитие электроакустической музыки вносят музыкально-педагогические исследования: коллективные труды А. В. Андерсена, Г. П. Овсянкиной, Р. Г. Шитиковой «Современные музыкально-компьютерные технологии»5, И. Б. Горбуновой, Г. Г. Белова, А. В. Горельченко «Музыкальный

' Карпец М. И. Электронные аудиотехнологии в композиторском авангарде 50-х гг. XX века : дис.... канд. искусствоведения : 17.00.09. СПб., 2010. 232 с.

2 Ястремский Т. С. Танцевальная электронная музыка в художественной культуре ХХ-ХХ1 веков : дис.... канд. искусствоведения : 17.00.02. СПб., 2006. 227 с.

3 Дворко Н. И. Основы звукового дизайна цифровых медиа: теория и практика. Учебное пособие. СПб: СПбГУКиТ, 2010. 40 с.

4 Дворко Н. И. О подготовке режиссеров цифровых медиа // Интерактивное повествование и режиссура мультимедиа: Сборник научных трудов Центра образования и исследований в области интерактивных цифровых медиа / под ред. Н. И. Дворко. СПб.: СПбГУКиТ, 2010. С. 137-139.

5Андерсен А. В., Овсянкина Г. П., Шитикова Р. Г. Современные музыкально-компьютерные технологии. СПб.: Лань, 2013.224 с.

компьютер (новый инструмент музыканта)», а также докторская диссертация В. Н. Красильникова «Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования».

Иностранные источники составляют три группы: современные теоретические исследования, композиторские трактаты, а также технические исследования и стандарты по электронным музыкальным технологиям.

Значимы в этой сфере труды Д. Смоллей (О. БтаНеу) и С. Эммерсона (5. Еттегзоп), опубликованные в последнем англоязычном издании словаря Гроува6. Их работы отличаются научной точностью, высокой степенью проработанности материала. Исследователи собирают и систематизируют различные аспекты области, рассматривая электроакустическую музыку как единое явление.

Теоретические проблемы анализа музыкального материала, музыкального языка, формы, жанровых и стилевых особенностей электроакустической музыки раскрываются в работах К. Л. Кокс (С. Ь. Сох)7, Л. Заттра (Ь. ХаПга)8, Д. Смоллей (Б. БтаПеу)9.

Данные труды, безусловно, важны и представляют общий пласт музыковедческого знания в области электроакустической музыки, но в них не раскрываются многие искусствоведческие аспекты явления, не исследуются проблемы классификации направлений, стилей и жанров.

Объект исследования — электроакустическая музыка. Предмет исследования —техника электроакустической композиции. Цель работы — обобщение, систематизация и разработка теоретических и практических основ электроакустической композиции. Задачи исследования:

• дать определение понятия «электроакустическая музыка»;

• классифицировать направления, стили и жанры; определить границы явления;

• выявить общие тенденции в современной электроакустической композиции;

• систематизировать электронный инструментарий, средства и методы создания произведений в данной области;

• выработать универсальный подход к анализу электроакустической музыки различных направлений стилей и жанров;

• сформировать список терминов, дать научно обоснованные определения ключевым понятиям явления.

6 Emmerson S., Smalley D. Electro-acoustic music II The New Grove Dictionary of Music and Musicians in 29 volumes. USA: Oxford University Press, 2004. Vol. 8. P. 59.

7 Cox C. L. Listening to Acousmatic Music. Order No. 3209343 ed. Ann Arbor: Columbia University, 2006 ProQuest Dissertations & Theses Full Text.

8 Zattra L. Searching for lost data : outlines of esthesis-poietic analysis II Organised sound. Vol. 9, No. 1, (April 2004). Cambridge University Press, 2004 P.35^6

9 Smalley D. Analysis of Electroacoustic Music // Journal of new music research, Vol. 27, No. 1-2. Avenel (New-Jersey): Swets & Zeitlinger, 1998. 184 p.

Научная новизна заключается в том, что впервые:

• систематизируются теоретические и практические основы электроакустической музыки;

• дается обобщенная картина явления, определяются его границы, классифицируются направления, стили и жанры;

• анализируются произведения, ставшие основой классического наследия электроакустической музыки.

• проводится музыковедческое исследование, затрагивающее проблемы анализа и синтеза звука в контексте композиторской деятельности;

• научно обоснован список терминов, в котором даются определения основополагающих понятий.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что:

• выявлен и систематизирован обширный массив научной литературы по проблемам истории, теории и практики электроакустической композиции;

• обобщены и систематизированы исторические сведения по проблеме становления и развития электроакустической музыки;

• разработан список терминов;

• создана теоретическая база для дальнейших научных исследований, посвященных проблемам теории, истории и практики изучаемого феномена.

Практическая значимость заключается в том, что результаты и выводы диссертации, использованные в ней методы анализа музыкальных произведений, а также принципы классификации направлений, стилей и жанров электроакустической музыки существенны и важны для аналогичных исследований. Материалы работы составляют основательную базу для последующей разработки рассматриваемых в ней проблем теории и практики электроакустической музыки. Диссертация представляет практический интерес для композиторов, аранжировщиков и звукорежиссеров, так как изучаемые композиционные методы, техники и концепции рассматриваются в контексте анализа музыкальных произведений. Отдельного внимания заслуживает раздел, посвященный техникам синтеза и обработки звука, — благодаря схемам и формулам, раскрывающим суть алгоритмов, данный раздел будет интересен разработчикам музыкального программного обеспечения.

Материалом исследования послужили теоретические и практические исследования в данной сфере: труды отечественных и зарубежных ученых, а также ГОСТы по электроакустическим технологиям, СанПин по организации концертных массовых мероприятий.

Важную роль в данной диссертации имеют первоисточники - композиторские трактаты, в которых раскрываются аспекты различных техник композиции, а также сущность явления. К таким трудам относятся работы П. Шеффера, Я. Ксенакиса, К. Штокхаузена, П. Булеза, Ф. Бэйля.

В ходе анализа музыкальных произведений использованы также интервью с композиторами, заметки современников.

Серьезной опорой для исследования служат труды из смежных областей научного знания, в которых рассматриваются научно-творческие аспекты явления: музыкальная акустика, психоакустика и звукорежиссура. В этом направление заслуживают внимания работы И. А. Алдошиной, Р. Приттса, В. Г. Динова, Б. Я. Меерзона, Ю. И. Козюренко, П. Уайта.

Отдельная группа материалов — техническая литература, в т. ч. патенты, технические стандарты и электроакустические исследования. В данной сфере большое значение имеют схемы и алгоритмы синтеза звука, опубликованные в электронной библиотеке Стэндфордского университета, которому принадлежат многие патенты в этой области.

Теоретико-методологической основой исследования послужили

• разработанные в отечественном музыкознании теоретические труды о структуре музыкального языка, форме, ритме, мелодии, гармонии, фактуре, инструментовке Н. А. Римского-Корсакова, В. А. Цуккермана, JI. А. Мазеля, Ю. Н. Холопова, Г. И. Банщикова, А. В. Денисова, В. Н. Холоповой, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, В. В. Задерацкого, Ю. Н. Тюлина, М. С. Скребковой-Филатовой, Ц. Когоутека, Ю. Кона, Т. С. Кюрегян и др.;

• учение о психоакустике И. А. Алдошиной и Р. Приттса, А. П. Ефимова, работы по музыкальной акустике И. А. Алдошиной, Ю. И. Parca;

• труды по звукорежиссуре, раскрывающие сущность технических средств обработки и синтеза звука, а также концепции творческой деятельности звукорежиссера Н. И. Дворко «Основы звукорежиссуры. Творческий практикум», В. Г. Динова «Звуковая Картина», П. Уайта «Творческая звукозапись»;

• концептуальной основой диссертации послужила «спектраморфология» Д. Смолли — теория о принципиальных основах электроакустической композиции, а также труды ведущих зарубежных музыковедов, посвященные теории, истории и практике современной электроакустической музыки.

Методы исследования. В процессе работы над диссертацией были применены методы исторического, контекстуального, музыкально-теоретического, интонационного, сравнительного, комплексного анализа звукозаписи, формализации алгоритмов синтеза и обработки звука. Исследование осуществлялось на основе системного подхода к изучению музыкального материала.

Основные положения, выносимые на защиту.

• Электроакустическая музыка — это понятие, обобщающее область музыкального творчества, основанного на использовании электроакустических технологий и включающего в себя направления академической, популярной и прикладной музыки.

• Теория электроакустической музыки — это комплексное явление, содержание которого составляет совокупность знаний из области музыковедения, акустики, инженерно-технического дела.

• История развития электроакустической музыки делится на несколько этапов, связанных с изменениями художественной парадигмы, скачками научно-технического прогресса.

• Основой композиторской деятельности в области электроакустической музыки являются специализированные технические средства, прежде всего из области звукорежиссуры: аналоговые, цифровые и виртуальные системы синтеза, обработки и хранения звука; звукозаписывающее, воспроизводящее и усиливающее оборудование, а также приборы анализа сигналов.

• Техника электроакустической композиции опирается на традиционные, сложившиеся в рамках классической традиции приемы, но также существенно расширяет их специфическими методами развития, построенными на особых способах работы с тембральными, динамическими и пространственными характеристиками звука.

Результаты диссертационного исследования используются диссертантом в его педагогической деятельности. Материалы работы являются частью программ по дисциплинам «История электроакустической музыки», «Основы компьютерной композиции и аранжировки», «Компьютерная и традиционная инструментовка», «Основы звукорежиссуры», разработанных автором в рамках модуля музыкально-компьютерные технологии в институте музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена.

Апробация результатов исследования проводилась на заседаниях кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ им. А. И. Герцена. Основные положения работы опубликованы в статьях, отражены в докладах на международных и межвузовских научно-практических конференциях. Материалы исследования были использованы автором при проведении лекций и практических занятий для студентов института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена.

Достоверность исследования обеспечена применением комплекса методов исследования, адекватных его целям, объекту, предмету и задачам. В процессе историко-теоретического анализа проблемы исследования был использован широкий круг научных источников, связанных с различными сферами науки: музыкознанием, акустикой, технологиями цифровой и аналоговой обработки сигналов.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы на русском и английском языках, а также приложения, представляющего список терминов. Содержание диссертации изложено на 163 страницах машинописного текста.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы, рассматривается степень изученности, устанавливается объект и предмет исследования, излагаются цель и круг исследовательских задач, характеризуются теоретико-методологические основа и методы, формулируются выносимые на защиту положения, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, структура диссертационного исследования.

Первая глава — «Теория современной электроакустической композиции» — посвящена исследованию теоретических аспектов электроакустиче-

ской музыки. В главе рассматриваются проблемы определения понятия, границ явления, истории зарождения и путей развития; дается классификация направлений, стилей и жанров; освещаются аспекты формообразования и анализа музыкального языка.

В первом параграфе «Электроакустическая музыка как феномен музыкального искусства» исследуются проблемы истории становления и развития электроакустической музыки, а также определения данного понятия.

Электроакустическая музыка — это сложный феномен, который находится на стыке науки и искусства, техники и творчества. Специфика явления требует выработки особой терминологии, которая не может ограничиваться искусствоведческим тезаурусом, что приводит к необходимости заимствования понятий из других сфер: звукорежиссуры, акустики, электроники и других технических областей научного знания. В этом контексте не только специфические термины, но и название явления в целом требует исследования, анализа и точного определения.

Так, в 1950-е годы для характеристики результатов научно-творческой деятельности сотрудников первой студии электронной музыки при Кёльнском радио предлагается термин «электронная музыка», символизирующий отказ от традиционного инструментария и направленность исключительно на звук, создаваемый с помощью электрооборудования. Данный термин охватывает узкую область музыкального искусства и связан с конкретным направлением авангардного искусства 1960—1970-х.

В 1957 году в Нью-Джерси создается первая компьютерная музыкальная лаборатория. На тот момент компьютерные музыкальные студии отличались от электромузыкальных студий, в которых применялось аналоговое оборудование. В связи с возрастающей в рамках электроакустической композиции ролью ЭВМ, предлагается новый термин — «компьютерная музыка». Сегодня так можно назвать любое произведение, созданное с помощью электронных технологий, однако такая типизация не совсем научна, поскольку понятие «компьютерная музыка» не полностью охватывает рассматриваемую область.

С конца 1950-х годов в США предлагается название «магнитофонная музыка», так как процесс создания музыкального произведения неразрывно связан со звукозаписью и последующим монтажом. Такое определение также не полно раскрывает сущность явления, особенно учитывая тот факт, что магнитофонная лента давно не является основным носителем звукового материала.

На сегодняшний день, обобщая все исторически сложившиеся в данной сфере направления, стили и жанры, выделяются два основных течения электроакустической музыки. Первое акусматика — музыка, созданная для прослушивания с помощью акустических систем и существующая только в форме звукозаписи. Второе — «живая» электронная музыка, которая подразумевает синтез и манипуляции со звуком непосредственно в процессе исполнения произведения (чаще всего это импровизация).

Наблюдается некоторое разногласие в отечественной и зарубежной музыковедческой литературе10. При исследовании названий анализируемого понятия: электронная, компьютерная, алгоритмическая музыка, акусматика и т.д. выделяются два наиболее распространенных в настоящее время варианта, а именно — электронная музыка и электроакустическая музыка. По нашему мнению, первый вариант электронная музыка не может использоваться для характеристики всей области по нескольким причинам. Во-первых, в 50-х годах прошлого века термин обозначает направление музыки, создаваемой с помощью электрооборудования, без использования традиционных музыкальных инструментов. Во-вторых, на сегодняшний день становится ясно, что данное понятие несколько сужает рамки явления, так как не раскрывает потенциальную возможность применения традиционного инструментария. Кроме того, в настоящее время словосочетание «электронная музыка» часто применяется в обиходе для характеристики массовой танцевальной музыки, в связи с этим возможно недопонимание со стороны музыкантов популярных направлений, а также любителей музыки, как популярной, так и академической.

На наш взгляд, наиболее адекватным является термин электроакустическая музыка, поскольку в нем наиболее точно и полно отражена сущность данного явления. В основе термина лежит название раздела физики: электроакустика. Опираясь на него, автор диссертации предлагает следующее определения понятия. Электроакустическая музыка — это область музыкального искусства, в которой создание, обработка, анализ и воспроизведение звукового материала осуществляется с помощью электронных технологий на основе электроакустических преобразователей. Таким образом, основной критерий электроакустической музыки — это применение электроакустических преобразователей в процессе создания и исполнения произведения. Такой подход позволяет охватить наиболее широкую область музыкального искусства. В поддержку этого термина следует отметить, что в России существует «Ассоциация электроакустической музыки», в которой состоят такие яркие композиторы как Э. Н. Артемьев, А. И. Киселёв, А. В. Андерсен и другие.

Второй параграф «Классификация направлений, стилей и жанров электроакустической музыки» посвящен систематизации направлений, стилей и жанров электроакустической музыки, в т. ч. академических, популярных и прикладных.

Начиная с 1950-х годов, электроакустические технологии достаточно быстро проникают в различные сферы музыкального искусства, в том числе рок, джаз, поп и даже некоторые разновидности этнической музыки. С середины XX века по сегодняшний день этот процесс связан с постоянным увеличением количества направлений и стилей электроакустической музыки, а также

10 Тем более поразителен тот фаю-, что за более чем шестидесятилетнюю историю терминология этого явления в русскоязычных изданиях недостаточно проработана, ведь именно в нашей стране был создан первый электромузыкальный инструмент с революционным способом звукоизвлечения — терменвокс. Это изобретение повлияло на весь процесс развития музыкальных технологий. Кроме того, во второй половины XX века в СССР было создано большое количество синтезаторов, по всем параметрам опережавших свои зарубежные аналоги, например АНС.

расширением спектра выразительных возможностей электромузыкального инструментария.

Учитывая данные факторы, актуальной представляется классификация по исполнительским принципам.

1. Акусматика — музыка, исполнение которой сводится к воспроизведению звукозаписи.

2. Перформативная — «живая» электроакустическая музыка. Композиция исполняется на различных электронных музыкальных инструментах.

3. Интерактивная электроакустическая музыка — направление, связанное с применением сенсоров и, зачастую, непосредственным участием слушателя в процессе звукообразования.

Данная классификация раскрывает три стороны электроакустической музыки. Первое направление отрицает фигуру исполнителя, как ненужного посредника между автором и слушателем. Второе, наоборот, связывается с исполнительской деятельностью, основанной на применении электронных музыкальных инструментов. Интерактивная музыка — это отдельная сфера, в которой исполнителем часто является непосредственно слушатель. Для реализации этого принципа используются различные датчики и сенсоры.

Наиболее проблемной является электроакустическая академическая музыка из-за высокого уровня организации звуковой ткани. В тоже время, существуют выраженные стилевые тенденции, однако для их выявления в процессе анализа необходимо обращаться не только к самим произведениям, но также к теоретическим трудам композиторов. Например, в трактате о конкретной музыке П. Шеффер предлагает ключи к пониманию этого стиля". В своих лекциях в Оксфордском университете К. Штокхаузен разъясняет сущность и критерии электронной музыки12. В процессе анализа музыки Я. Ксенакиса М. Э. Дубов опирается на теоретический труд композитора Formalized Music, в котором излагаются основные принципы его оригинальной техники.

На основе исследуемого в работе материала предлагается следующая классификационная схема академической электроакустической музыки:

Название Период Содержание понятия

Конкретная музыка 1948 - настоящий момент Направление и техника электроакустической композиции. В качестве основного звукового материала предполагает звуки окружающей среды, шумы искусственного и естественного происхождения.

Электронная музыка 1951 - настоящий момент Направление и техника композиции, в которой основными источниками звука являются электронные осцилляторы.

Алгоритмическая музыка 1954- настоящий момент Направление и техника композиции, в которой воплощаются принципы математической организации материала.

11 Schaeffer P. A la recherché d'une musique concrete. Paris: Éditions du Seuil, 1952. 228 p.

12 Stockhausen K. Vier Kriterien der Elektronischen Musik / Texte zur Musik: Band 4, 1970-1977. Köln : DuMont Buchverlag, 1978. 696 p.

Компьютерная музыка 1957 - настоящий момент Течение, главным инструментом в котором является компьютер. Термин имеет широкое значение и включает различные стили и жанры.

А куем этическая музыка 1960-е - настоящий момент Направление электроакустической музыки, постулирующие отказ от исполнителя, как ненужного посредника между автором и слушателем.

Стохастическая музыка 1950-е - настоящий момент Направление и техника композиции, ключевые методы которой связаны с математическими расчетами и теорией вероятности. Наиболее яркая фигура-Я. Ксенакис

Спектральная музыка 1972 - настоящий момент Направление и техника композиции, разработанная Ж. Гризе и Т. Мюрраем в 1970-е. Подразумевает опору на показания приборов спектрального анализа и синтеза сигналов. Зачастую применяется как техника оркестрового письма.

Интерактивная музыка 1980 — настоящий момент Направление, в котором исполнительский процесс подразумевает активное взаимодействие со слушателем или исполнителем средствами сенсорных технологий.

В сфере популярной электроакустической музыки представляется логичным разделение на танцевальную и фоновую, так как это два принципиально различных направления, каждое из которых имеет собственную сферу применения. Анализируя образцы популярной танцевальной музыки, в целом отмечаем тенденцию постоянного увеличения интенсивности концертного звучания, усиления роли ударных инструментов, а также упрощения музыкального языка.

В ходе исследования жанровых и стилевых особенностей танцевальной электронной музыки, мы приходим к выводу, что классификация направлений этой сферы требует уточнения. По нашему мнению, наиболее актуальной является следующая схема.

• Танцевальная электронная музыка:

«техно» {techno), «Драм-эн-бэйс» (Drum'п'Bass), «хаус» (house), «транс» (trance), «хардкор» (hardcore), «брейк-бит» (break beat).

• Фоновая электронная музыка:

«Лаундж» (Lounge), «чилл-аут» (Chill-out), «даун-темпо» (downtempo).

Область прикладной электроакустической музыки распространяется в такие сферы, как театр, кино и телевидение, производство видеоигр, а также современные синтетические виды искусства, основанные на применении мультимедийных технологий (например, интерактивные аудиовизуальные инсталляции).

Мультимедийное искусство как сфера техногенного творчества требует «оживления», поэтому зачастую данное направление находит свое продолжение в пространстве современного театра. Особый интерес представляет синтез таких областей, как интерактивная музыка и танец. Первооткрывателем в этом направлении по праву считается JI. С. Термен, благодаря созданному им инструменту «Терпситон».

Аудиотехнологии обладают высоким потенциалом как средство создания прикладной музыки. Кроме того, эстетика электроакустической музыки соот-

ветствует особенностям современного театра, кино и телевидения. Феномен исследуются на примере ярких работ в сфере электроакустической киномузыки: сочинений Э. Н. Артемьева, X. Циммера.

В третьем параграфе «Анализ, форма и структура электроакустической композиции» исследуются проблемы структуры, формообразования и анализа электроакустической музыки.

В электроакустической музыке, как правило, отсутствует модель произведения с предписаниями для исполнителя; конкретное (часто единственное) исполнение создается композитором в студии непосредственно в процессе сочинения, а основным способом фиксации материала является звукозапись. С одной стороны, в этом и заключается целостность данного феномена, с другой— для исследования требуются особые универсальные методы, применимые одновременно к академической, популярной и прикладной музыке. Таковым является анализ звукозаписи электроакустического произведения. Использование приборов спектрального и динамического изучения сигналов позволяет представить общую информацию о произведении на основании объективных показаний. Однако это не единственный вероятный подход к проблеме.

Высокую значимость имеет исследование возможностей применения технических средств в процессе музыковедческого разбора произведения. Необходимость задействования электронных технологий обусловлена особенностями некоторых направлений современного музыкального искусства, прежде всего электроакустической музыки. К таким особенностям относятся:

• синхронизация процессов сочинения произведения и его звукозаписи;

• отсутствие первичной графической записи музыкальных идей композитора;

• воспроизведение звукозаписи как доминантная составляющая процесса исполнения произведения.

Звукозапись — фундаментальная основа электроакустической композиции, так как это одновременно и метод композиции, и средство фиксации звуковой ткани, и способ исполнения.

Задачи акустического анализа: определение структурной основы музыкального произведения, особенностей формообразования, исследование темб-ральных, динамических, акустических пластов.

С технической точки зрения, процесс акустического анализа заключается в применении приборов (или моделирующих эти приборы компьютерных программ), которые воссоздают математическую модель сигнала и представляют результаты в графическом виде. Основные типы графиков: волновой (амплитудно-временная диаграмма), сонограмма (спектрограмма), фазовая диаграмма.

По прошествии нескольких лет с момента создания «Концерта шумов» П. Шеффер приходит к выводу о необходимости систематизации результатов звуковых экспериментов, создания теоретических основ нового метода композиции, разработки понятийного аппарата. Отказавшись от традиционных элементов звуковой ткани: мелодии, гармонии, полифонии, исследователь предлагает новую композиционную систему, центральным элементом которой является зву-

ковой объект. Музыкально-теоретическое исследование П. Шеффера зиждется на психоакустических законах13. Вероятнее всего основой для его создания послужили труды о слуховом восприятии, разработкой которых занималась группа немецких гештальт-психологов.

В 1920-е годы ими была выдвинута теория о целостном восприятии звука14, нашедшая применение в звукорежиссуре кино и телевидения и ставшая основой современной психоакустики. Одна из идей заключалась в необходимости разделения слышимого на фигуры и фон. Для характеристики элементов звукового потока был предложен термин слуховой объект — совокупность звуков, воспринимаемых как единое целое.

С понятием звуковой объект П. Шеффер связывает всевозможные звуковые явления, рассматриваемые как единое целое. Несмотря на схожесть с понятием слухового объекта, звуковой объект осмысливается Шеффером как структурная единица музыкального произведения, а не отдельный элемент общего звукового потока. По словам исследователя, цепочка обособленных событий может быть связана по многим параметрам и, таким образом, воспринимается как единый объект. Например, арпеджио или другой вид фактуры, при условии тембрального и динамического единообразия элементов, может рассматриваться как звуковой объект. В таком случае каждая нота является микрособытием, но сочетание звуков воспринимается слушателем как единое целое.

В опоре на логику электроакустической композиции, а также законы функциональной инструментовки, разработанные современным отечественным композитором Г. И. Банщиковым15, в работе предлагается следующая классификация звуковых объектов:

• тема — основной, главенствующий объект или группа объектов, к которым приковано внимание слушателя;

• контрапункт — объект, который несет полифоническую функцию. Это и второй тематический план, и простое эхо;

• ритм — объекты с четкой атакой (ударные, щелчки, любые резкие звуки), воспроизведенные с определенным ритмом;

• фон — элементы звукового потока, выполняющие аккомпанирующую роль. Нередко фоновыми объектами являются так называемые «звуковые пейзажи», то есть реальные или фантастические шумы, формирующие общую атмосферу произведения;

• бас — любые низкочастотные звуки (с определенной и неопределенной частотой колебаний).

Такая классификация представляется нам оптимальной, так как в ней отражена функциональная суть звукового объекта как структурной единицы композиции. При этом данная система не привязана к жанровым и стилевым осо-

13 Schaeffer P. A la recherché d'une musique concrete. Paris : Éditions du Seuil, 1952. 228 p.

14 Holman T. Sound for Film and Télévision. USA : Focal Press, 2002. P. 34.

15 Банщиков Г. И. Законы функциональной инструментовки. Учебное пособие. СПб.: Композитор, 1999. С. 10.

бенностям языка произведения, что позволяет рассматривать ее как наиболее универсальную.

В четвертом параграфе «Особенности музыкального языка и специфические методы развития музыкального материала» дается обобщенная характеристика музыкального языка электроакустической музыки, на основе анализа музыкальных произведений исследуются специфические методы развития звукового материала.

Исходя из того, что электроакустическая музыка сформировалась в контексте художественного авангарда как направление, связанное с поиском новых средств музыкальной выразительности, а также учитывая специфические возможности электронных технологий, которые заключаются в возможностях синтеза и обработки звука, на передний план в электроакустической музыке выходит звук как таковой и методы работы с его свойствами. Опираясь на высокий потенциал электронных технологий как инструментария творчества, логично, что композиторы, обращаясь к данной сфере в поисках новых средств музыкальной выразительности, задействуют преимущественно принципы, связанные с моделированием и трансформацией тембра (сонористические приемы, технику спектральной композиции и другие).

Впрочем, традиционные техники композиции, построенные на гомофон-но-гармонических и полифонических приемах, не исключаются в электроакустической музыке и используются в полной мере. Электронные технологии становятся логичным продолжением классических традиций: например, альбом В. Карлоса «Переключенный на Баха» (IV. Carlos, Switched-On Bach, 1968), созданный для популяризации классического наследия, представляет собой сборник сочинений И. С. Баха, исполненных на аналоговых синтезаторах Moog.

Переложение произведений классиков — популярное направление, но развитие электроакустической музыки в 1950-е годы и 1960-е годы определяют такие техники, как додекафония, алеаторика, сонористика, пуантилизм. Двенадцатитоновая система главенствует до конца 1960-х годов не только в сфере традиционного академического композиторского творчества, но и в электроакустической музыке, после чего начинается спад интереса к додекафонии, на смену которой приходят новые средства художественной выразительности.

Особенности музыкального языка, индивидуального стиля композитора и характер конкретного произведения напрямую зависят от техники композиции. В рамках художественного авангарда второй половины XX столетия появляется большое количество техник, каждая из которых нацелена на поиск особых неповторимых средств музыкальной выразительности: конкретная, алгоритмическая, интерактивная, спектральная композиция и др.

Композиторы достаточно часто обращаются к восточным музыкальным традициям (особенно, индийской, японской), где тембр и акустические эффекты играют значимую роль. В этой сфере среди многих примеров выделяются такие произведения, как «Пилигримы» Ф. Бэйля, «Мантра» К. Штокхаузена.

Общими для любых направлений, стилей и жанров электроакустической композиции с 1950-х годов и по сей день остаются ее ключевые положения, изложенные К. Штокхаузеном в лекции «Четыре критерия электронной музы-

ки»16: единая временная структура, расщепление звука, многослойная пространственная композиции, равенство тона и шума.

В соответствии с данными критериями музыкальный язык электроакустической музыки характеризуется как специфическое явление, которому присущи особые средства музыкальной выразительности, принципы формообразования и специфические методы развития музыкального материала: пространственное, динамическое и тембральное развитие.

Во второй главе — «Электронные звуковые технологии и методы их применения в современной электроакустической композиции» исследуются практические основы электроакустической композиции, инструментарий области, а также технологии синтеза и обработки звука в контексте композиторской деятельности.

В первом параграфе «Инструментарий электроакустической музыки» дается общая классификация электронного инструментария. Изучаются и классифицируются аналоговые, цифровые и компьютерные технологии. Систематизируется программное обеспечение области.

С технической точки зрения, феномен электроакустической музыки есть результат применения электричества в качестве среды звукообразования. Колебания электрического напряжения служат моделью и первоисточником звука, что позволяет изменять его составляющие с помощью электрических цепей, схем и математических формул. Все устройства, используемые в процессе создания электроакустического произведения, являются электрооборудованием, при этом не всегда их можно назвать музыкальными инструментами в привычном понимании для музыканта классического направления. Техника создания конкретной музыки, например, предполагает манипуляции с магнитофонной лентой или звуковым файлом и последующую запись результата на многоканальный магнитофон или секвенсор.

Другая проблема заключается в том, что развитие инструментария в этой сфере искусства неотъемлемо связано с техническим прогрессом. Постоянно появляются устройства, которые открывают новые горизонты для творчества, поэтому существует потребность как в беспрерывном изучении принципа их действия, так и разработке терминологии для их классификации. В главе предлагается обзор технических средств, являющихся основой инструментария электроакустической музыки. В контексте исследования представляется также важным раскрытие технических принципов, которые, так или иначе, влияют на творческий процесс, обусловленный применением различных электронных музыкальных инструментов, в том числе синтезаторов.

Анализируя различные аспекты композиционного процесса электроакустической музыки, мы приходим к выводу, что современные компьютерные технологии являются новым этапом в развитии технологий синтеза и обработки звука. Цифровые методы работы со звуком обладают большим потенциалом, по сравнению с аналоговыми, благодаря постоянно увеличивающейся вычисли-

16 Stockhausen K. Vier Kriterien der Elektronischen Musik / Texte zur Musik: Band 4, 1970-1977. Köln : DuMont Buchverlag, 1978. 696 p.

тельной мощности ЭВМ. Появляются новые, все более сложные электромузыкальные инструменты, возможности которых выходят далеко за рамки имитации акустических тембров.

История создания электромузыкальных инструментов насчитывает более ста лет. За этот период несколько раз менялись художественные и научные парадигмы: был пройден путь от первых электрических музыкальных инструментов до студий электронной музыки, оборудованных сложными станциями звукового синтеза. Попытки систематизировать оборудование для создания электроакустической музыки ведутся давно17, однако сегодня мы можем посмотреть на данный процесс не только ретроспективно, но и учесть современные особенности этого искусства. Тем более что до сих пор его суть, цели и внутренний смысл для многих остаются загадкой.

На сегодняшний день есть основания утверждать, что основную часть инструментария электроакустической музыки занимают электромузыкальные инструменты. Их можно разделить на две подгруппы: электрические и электронные.

Принцип работы электрических музыкальных инструментов основан на применении электроакустических приборов (звукоснимателей, усилителей, тон-генераторов). Такие инструменты условно делятся на два типа по техническим особенностям:

1. Механоэлектроакустические — инструменты, в которых механические колебания вибраторов (струн, тростей, брусков) преобразуются в электрические при помощи специальных звукоснимателей18 (адаптеров), также такие инстру-

19 20

менты называют адаптированными или адаптеризованными ;

2. электроакустические — инструменты, в которых колебания создаются тон-генератором и преобразуются непосредственно в акустическое излучение.

Перед исследователем возникает новая научная проблема: какое устройство или совокупность устройств можно называть музыкальным инструментом? По мнению автора, этот вопрос требует серьезной проработки в рамках отдельного исследования, но, опираясь на опыт композиторов и музыковедов, предлагаем определить электронный инструмент композиторского творчества как совокупность технических средств, используемых в процессе создания музыкального произведения, включая звукозаписывающее, воспроизводящее, усиливающее, анализирующее и синтезирующее оборудование, а также интерфейсы взаимодействия с пользователем и передачи музыкальных данных.

С точки зрения развития инструментария области, интересны труды композиторов в сфере проектирования и разработки новейших электронных музыкальных технологий. Примеры такого научного творчества мы наблюдаем как

17 Корсунский С. Г., Симонов И. Д. Электромузыкальные инструменты. М. : Госэнергоиздат, 1957. 213 с.

18 Инструменты, преобразующие механическую энергию в звук.

" Вертков К. А., Левин С. Я. Музыкальные инструменты // БСЭ: В 30 т. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978. Т. 17. С. 97.

20 Алдошина И. А., Приттс Р. Музыкальная акустика: Учебник для вузов. СПб.: Композитор, 2006. С. 665.

в прошлом, так и в настоящем, одними из наиболее ярких трудов в этой сфере являются изобретения Я. Ксенакиса. Композитор создает специальные инструменты и компьютерные программы, подчиняет их прежде всего решению собственных творческих задач и, в тоже время, расширяет общий диапазон технических средств электроакустической музыки.

Отметим, что в последнее время это направление получило развитие как отдельная сфера творчества в связи с распространением мультимедийных технологий, визуальных объектно-ориентированных сред программирования, понижением общей себестоимости работ и компонентов. Нормой в современной электроакустической музыке считается владение общими принципами алгоритмизации и обработки сигналов. В этом контексте фигура композитора трансформируется и приобретает новые качества.

Ретроспективный взгляд на развитие электронного музыкального инструментария позволяет утверждать, что композиторская деятельность в электроакустической музыке опирается на применение электронного звукового оборудования: электронных музыкальных инструментов, генераторов сигналов, фильтров, многоканальных магнитофонов, секвенсоров и других электроакустических технологий, в т. ч. аналоговых, цифровых, компьютерных и электромеханических. На сегодняшний день наибольшую актуальность приобретают компьютерные технологии синтеза и обработки сигналов, на которых и базируется все многообразие форм, стилей и жанров электроакустической музыки.

В диссертации выдвигается тезис, что независимо от оснащения студии и технических особенностей оборудования, с которым работает композитор, процесс создания произведения состоит из основных фаз: подготовительной, практической, заключительной, исполнительской.

Начальный этап практической работы над электроакустическим произведением заключается в создании базовых элементов композиции, звуковых объектов. Характер их звучания, а также методы развития зависят в первую очередь от выбора источника звука, который обусловлен многими факторами: авторским замыслом, направлением, техникой композиции, стилем. В современной практике, как правило, композиторы применяют комплексный подход к решению этой задачи и, зачастую, используют различные источники звука в одном произведении.

Спектр возможностей здесь ограничен основополагающими техническими принципами, которые характеризуются наличием трех базовых компонентов: электроакустический преобразователь (звукосниматель или микрофон), звукозапись, осциллятор.

Во втором параграфе «Технологии синтеза звука» исследуются наиболее актуальные на сегодняшний день методы синтеза звука. Раскрываются технические аспекты данных алгоритмов, а также анализируются современные музыкальные произведения на предмет используемых композиторами технологий.

Характер звучания любого электронного музыкального инструмента (аналогового, цифрового или виртуального) зависит, прежде всего, от алгоритма звукообразования, который в нем применяется. На сегодняшний день разработан целый ряд методов синтеза звука, принципиально отличающихся друг от

друга сложностью математических вычислений, скоростью их выполнения, акустическими принципами, и, безусловно, характером звучания. Основополагающими технологиями в данной области являются: аддитивный, субтрактив-ный, частотно-модуляционный, гранулярный, таблично-волновой, векторный синтез, физическое модулирование, сэмплирование. Существуют и другие методы генерирования и моделирования тембра, но они, по сути, являются разновидностями изучаемых в рамках данной работы.

Рассматриваемые технологии используется в электроакустической композиции, в том числе такими композиторами, как Я. Ксенакис, Ф. Бэйль, А. И. Смирнов, К. Роудс, У. Палм и многими другими. Благодаря большому количеству сравнительно доступных инструментов, широко распространена практика применения синтезаторов в музыке различных направлений: джаз, рок и даже классическая фортепианная музыка (в основном в контексте звукозаписи классических произведений). Пианист Хью Сун (Hugh Sung) активно использует виртуальный синтезатор Modart Pianoteq в своей концертной деятельности.

В процессе работы над электроакустическим опусом современный композитор обращается к широкому спектру электронных музыкальных инструментов, в которых задействованы разные методы синтеза звука для создания уникальных звуковых объектов. Принципы организации звуковой ткани также часто опираются на акустические законы. Для реализации творческих замыслов композиторы прибегают к помощи инженеров, специалистов в сфере электроакустических технологий. В русле этих тенденций возрастает роль музыкальной акустики, однако количество отечественных научных трудов в этой области остается крайне незначительным, поэтому разработка комплексной музыкально-теоретической базы, систематизирующей акустические основы звукового синтеза и техники электроакустической композиции, является одной из приоритетных задач отечественного музыкознания.

Третий параграф «Технологии обработки звука в композигцш и звукоре-жиссуре электроакустического произведения» раскрывает суть работы процессоров анализа и обработки сигналов как ключевых технических компонентов композиторского творчества.

Технологии обработки звука активно применяются в электроакустической композиции независимо от используемого источника звука. Общие принципы функционирования процессоров обработки звука связаны с изменением одного из свойств сигнала, к которым относятся: длительность, высота тона, спектральный состав (тембр), динамические и пространственные свойства.

Длительность. На сегодняшний день разработан целый спектр методов изменения длительности цифровой звукозаписи, основанных на различных алгоритмах и математических моделях. Эти технологии отличаются скоростью обработки данных, ограничениями по объему информации, а также акустическими характеристиками конечного результата. Самая простая и малозатратная с точки зрения вычислительных ресурсов технология — ресэмплирование. Суть этого метода заключается в дискретной интерполяции сигнала, т. е. удалении или добавлении точек, из которых состоит цифровая звукозапись. Характер

звучания результата соответствует изменению скорости воспроизведения аналоговых носителей. Этот метод достаточно прост, благодаря чему может быть использован в режиме реального времени.

Рассматриваемые в диссертации методы обработки длительности звука предназначены для решения задачи сжатия звукового файла по времени (ускорения звучания). Однако при использовании крайних значений в процессе растягивания волны эти технологии добавляют в звуковой сигнал цифровые артефакты (помехи), резкие скачкообразные смены тембра, «эффект рваного звучания», а также насыщают звук нечетными гармониками. Это происходит по причине того, что при высоких значениях интерполяции каждая следующая точка достраивается в соответствии с предыдущим значением, из-за чего в результате волна имеет ярко-выраженную ступенчатую форму. С музыкальной точки зрения получается особый звуковой эффект, который используется для создания агрессивного, мощного тембра. С другой стороны, результат такой обработки далек от исходного звучания, поэтому применяется не часто.

Высота. Как и в случае с изменениями длительности, для звуковысотной обработки цифровой звукозаписи применяется технология ресэмплирования. Как правило, под этим явлением подразумевается константное увеличение или уменьшение количества колебаний, но также применяются кривые, определяющие уровень высотных изменений во времени. Традиционно используются две единицы измерения: центы для точной микротоновой настройки прибора и полутоны для транспонирования на широкие интервалы. В большинстве приборов максимальный интервал транспонирования — одна октава, в тоже время, некоторые устройства позволяют менять тональность до пяти октав. Чем меньше высотный сдвиг, тем естественней результат.

В электроакустической композиции существует обширное количество техник, основанных на звуковысотной обработке сигнала. Одна из них — смена регистра исходной звукозаписи для создания особого звукового объекта. Прием был разработан еще в 1950-е годы, но сегодня он используется чаще благодаря развитию технических возможностей оборудования. В качестве примера приведем произведение К. Штокхаузена «Песнь отроков» (Gesang der Jünglinge). Автор использует в качестве основы звукового материала запись пения двенадцатилетнего Ж. Протчки (Joseph Protschka), с которой производит различные манипуляции. За счет наложения фрагментов, воспроизведенных с разной скоростью, возникает сложная полифоническая фактура, при этом каждый из голосов имеет уникальные темпо-ритм и звуковысотные отношения.

Электроакустическая музыка отличается от других форм музыкального искусства отсутствием нотации. Композиторы и исследователи предпринимали множество попыток создания системы графического отображения музыки. Технологии спектральной коррекции и синтеза сигналов имеют большое практическое значение в этом направлении.

Первые попытки звукового восстановления спектрограммы предприняты в США в 1940-е годы в лаборатории Хаскинс. Эти эксперименты были связаны с синтезом речи.

Наиболее развитые системы спектральной коррекции звукозаписи на сегодняшний день: iZotope RX, Adobe Audition, Sony Spectral Layers PRO. Данные технологии раскрывают перед композиторами небывалые возможности.

Составной частью этих программ является алгоритм конвертирования изображений в звуковую волну по принципу спектрограммы. С одной стороны, перечисленные технологии носят экспериментальный характер, с другой — они прочно закрепились в электроакустической музыке как инструменты творчества композитора.

Динамический состав. Динамические свойства звукозаписи имеют большую значимость для композитора, поскольку определяют структуру как отдельных элементов, так и произведения в целом. При создании звукового объекта автор выделяет необходимые фрагменты. Звуки с резкой атакой используются в качестве акцентов, ритмической основы. Громкостные сопоставления также связаны со структурой композиции: из-за отсутствия таких элементов музыкального языка, как гармония и мелодия, именно динамические контрасты раскрывают слушателю форму произведения. Таким образом, изменения интенсивности звука связаны с двумя основными элементами музыкального языка: формой и ритмом.

Сочетание разных методов обработки звука — это особое пространство для творчества. Процесс работы со звуком заключается в маршрутизации сигнала, построении цепей звуковых эффектов.

Распространены две основные схемы обработки звука: параллельная и последовательная (каскадная). В первом случае процессоры звуковых эффектов обрабатывают исходный сигнал независимо друг от друга, во втором звук передается от устройства к устройству. В последние годы получили распространение также схемы, построенные на управляющих сигналах. Суть этой технологии заключается в управлении работой приборов с помощью звуковых сигналов. Например, изменение плотности звука одного из звуковых объектов в зависимости от уровня другого. Технология получила широкое распространение в области танцевальной электронной музыки, где особенно важно добиваться высокой интенсивности звука. Применяется в частности для уменьшения громкости звучания общей фактуры в момент появления басового барабана, что позволяет увеличить его амплитуду до максимального уровня и создает эффект ритмичного качания.

Рассмотренные в данной работе аспекты являются технической основой электроакустической музыки. С приведенными стандартами звукорежиссуры, техниками синтеза, записи и обработки сигналов сталкивается каждый автор в процессе создания произведения. В этом контексте имеет высокую значимость работа по исследованию практических принципов электроакустической композиции, так как формирует базу для расширения диапазона средств музыкальной выразительности, методов формообразования и приемов развития звукового материала.

В Заключении формулируются основные результаты диссертации. Комплексное исследование теории и практики электроакустической композиции позволяет сделать ряд выводов.

Электроакустическая музыка — это комплексный многоаспектный феномен музыкального искусства ХХ-ХХ1 столетий, содержание которого составляют направления академической, популярной и прикладной музыки. Рамки области четко ограничены сферой творчества, в котором электронные технологии играют ключевую роль, а методы динамического, пространственного и тембрального развития звукового материала превалируют над интонационными. Технологические аспекты исследуемого феномена предопределяют как научные, так и творческие достижения. Инструментарий формируется постепенно в опоре на композиторское академическое творчество. Практическую основу композиторской деятельности в электроакустической музыке составляют специализированные технические средства, прежде всего из сферы звукоре-жиссуры: аналоговые, цифровые и виртуальные системы синтеза, обработки и хранения звука; звукозаписывающее, воспроизводящее и усиливающее оборудование, а также приборы анализа сигналов. Исследование инструментария области приводит к выводу, что применение того или иного устройства в процессе работы над произведением напрямую зависит от техники композиции, стиля, а также структурных особенностей сочинения.

Композиторы обращаются к электронным звуковым технологиям как к средству радикального преображения музыкального языка. Сравнительный анализ и систематизация различных форм, стилей и жанров электроакустической музыки показывает, что тенденция поиска новых средств музыкальной выразительности сохраняется. Исследуемый обширный пласт музыки, созданной за последние шестьдесят лет, содержит множество новаторских композиционных идей и смелых решений. В последнее время этот процесс приводит исследователей к переосмыслению спектра выразительных средств музыкального языка современной академической композиции, созданию новой музыкально-теоретической базы.

Анализ творческого наследия композиторов данного направления музыкального искусства дает основание сделать выводы об особенностях формы и музыкального языка, а также о его теоретической и практической значимости:

• техники электроакустической композиции значительно расширяют музыкальный язык современной академической музыки;

• спектр выразительных средств электроакустической музыки составляют как традиционные, так и современные техники композиции, такие как сонори-стика, алеаторика и минимализм, а также технические методы синтеза и обработки звука;

• музыкальный язык электроакустической академической композиции постулирует принцип равноправия тона и шума, в связи с этим специфические принципы работы со звуковым материалом включают динамическое, пространственное и тембральное развитие.

• форма электроакустического произведения строится на основе взаимодействия характерных только для данного явления структурных единиц композиции — звуковых объектов, пластов и событий.

Основным формообразующим элементом электроакустической композиции является звуковой объект. Обнаруживаются различные подходы к трактов-

ке данного понятия, которые обобщаются в предложенном в рамках данной работы определении. Термин характеризует звук, воспринимаемый слушателем как единое целое, наименьшая структурная единица произведения. Выстраивается общее представление композиторской работы как процесса постоянного анализа-синтеза, трансформаций, замещения, вычленения и соединения элементов произведения. При этом, учитывая, что один из ключевых принципов электроакустической музыки заключается в максимальной детализации ее элементов, при создании произведения звуковые объекты также сочиняются. Композиционный процесс в этом смысле схож с деятельностью архитектора или инженера, что достаточно логично, так как электронные технологии подразумевают владение техническими навыками. Сочетание профессиональных компетенций из таких разных сфер, как наука и творчество, наблюдается в личностях ведущих композиторов электроакустической музыки Я. Ксенакиса, П. Шеффера, К. Штокхаузена, Э. Н. Артемьева, А. И. Киселёва, С. Т. Крейчи, А. И. Смирнова и других.

Обобщение изложенного в диссертации материала дает основание характеризовать электроакустическую музыку как целостное явление музыкального искусства XX-XXI веков, особенность которого заключается в опоре на применение электроакустических технологий в процессе композиции и исполнения произведений. В условиях постоянного развития компьютерных технологий и их влияния на различные сферы деятельности человека, а также в свете социокультурных реалий, связанных с переходом общества к информационной стадии развития, данное явление занимает значимую позицию в музыкальном искусстве современности.

Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих публикациях (2,4 п. л.).

1. Бундин, А. С. Методы развития звукового материала в электроакустической композиции / А. С. Бундин // Научное мнение. — 2013 (сентябрь). — №9 — С. 80-85 (0,6 п.л.).

2. Бундин, А. С. Пространственное развитие музыкального материала в электроакустическом произведении / А. С. Бундин // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен: сборник статей по материалам II Международной научно-практической конференции (10-12 декабря 2009 года). Ч. 1. — СПб.: Изд-во РГТГУ им. А. И. Герцена, 2010. — С. 296-299 (0,25 п.л.).

3. Бундин, А. С. Опыт структурного анализа звукозаписи электроакустической композиции Ф. Бэйля «Необитаемые острова», ч. 2 / А. С. Бундин // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен: сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции (22-23 декабря 2010 года). 4.2. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. — С. 22-26 (0,3 п.л.).

4. Бундин, А. С. К проблеме классификации инструментария электроакустической музыки / А. С. Бундин // Музыкальная культура глазами моло-

дых ученых: сборник научных трудов. Вып. 6. — СПб.: Астерион, 2011. — С. 109-112 (0,25 пл.).

5. Бундин, А. С. Звуковой объект как формообразующая единица электроакустического произведения / А. С. Бундин // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен: сборник статей по материалам IV Международной научно-практической конференции (2-3 декабря 2011 года). 4.2. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. — С. 16-22 (0,4 пл.).

6. Бундин, А. С. Электроакустическая музыка: к определению понятия / А. С. Бундин // Музыкальная культура глазами молодых ученых: сборник научных трудов. Вып. 7. — СПб.: Астерион, 2012. — С. 128-132 (0,3 п. л.).

7. Бундин, А. С. Акустические основы звукового синтеза / А. С. Бундин // Музыкальная культура глазами молодых ученых: сборник научных трудов. Вып. 8. — СПб.: Астерион, 2013 (май). — С. 133-137 (0,3 пл.).

Подписано в печать 13.11.2013 г. Формат 60х84'Лб Бумага офсетная. Печать офсетная. Объём 1,5 п. л. Тираж 120 экз. Заказ № 502 Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 191186, С.-Петербург, наб. р. Мойки, 48

Типография РГПУ, 191186, С.-Петербург, наб. р. Мойки, 48

 

Текст диссертации на тему "Теория и практика современной электроакустической композиции"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

На правах рукописи

0420145 5352 БУНДИН Андрей Сергеевич

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОЙ ЭЛЕКТРОАКУСТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ

Специальность 17.00.02 — музыкальное искусство

Диссертация на соискания ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель кандидат искусствоведения, профессор Шитикова Р. Г.

Санкт-Петербург 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..............................................................................................................................................................................3

Глава 1. Теория современной электроакустической композиции......................12

1.1. Электроакустическая музыка как феномен музыкального искусства............12

1.2. Классификация направлений, стилей и жанров электроакустической музыки..................................................................................................................................................................................22

1.3. Анализ, форма и структура электроакустической композиции............................43

1.4. Особенности музыкального языка и специфические методы развития музыкального материала......................................................................................................................................56

Глава 2. Электронные звуковые технологии и методы их применения

в современной электроакустической композиции..................................................................70

2.1. Инструментарий электроакустической музыки....................................................................70

2.2. Технологии синтеза звука........................................................................................................................91

2.3. Технологии обработки звука в композиции и звукорежиссуре электроакустического произведения..........................................................................................................................116

Заключение....................................................................................................................................................................135

Список литературы..............................................................................................................................................139

Список терминов

155

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Электроакустическая музыка представляет собой обширный и значительный раздел в мировом музыкальном искусстве. В связи с развитием мультимедийных технологий в последнее время этот феномен вызывает неподдельный интерес как профессиональных музыкантов, так и широкого круга слушателей. Но, несмотря на многочисленные статьи, книги, посвященные отдельным аспектам этого явления, в настоящее время в отечественном музыкознании не существует глубокого и всестороннего исследования истории, теории и практики электроакустической композиции. В этом контексте назревает необходимость обобщения, анализа и систематизации накопившихся разрозненных сведений об этом музыкальном течении, что и осуществляется в данной работе.

Можно выделить два больших этапа в развитии электроакустической музыки. Первый из них связан с развитием электронных звуковых технологий во второй половине XX века. В этот период в музыкальном искусстве сосуществует множество стилей и направлений. В сфере академической композиторской музыки главенствует авангард. Это течение во многом опирается на экспериментальные техники и поиск новых средств художественной выразительности, а также отказ от устоев, сложившихся в рамках классической традиции. Ключевые принципы электроакустической композиции органично вписываются в общие тенденции искусства эпохи.

На рубеже XX и XXI веков наблюдается новый этап электроакустической музыки, связанный с активным развитием компьютерных мультимедийных технологий. В последние 20 лет намечается переход от звукового эксперимента к поиску новых исполнительских средств и методов, возрастает роль интерактивных технологий, появляются новые направления в искусстве. В этом контексте остро ощущается перевес технического знания над искусствоведческим, связанный с отсутствием полноценной музыкально-теоретической базы изучаемого феномена.

Важно также отметить, что развитие электроакустической музыки продолжается. Современные техники композиции тесно связаны с применением компьютерных технологий. Вследствие этого представляется актуальной проблема всестороннего изучения принципов и методов создания электромузыкальных композиций.

Тем более что сфера применения аудиотехнологий на сегодняшний день распространяется далеко за пределы электроакустической музыки. Специализированные компьютерные программы применяются в традиционной композиторской деятельности: для оформления нотного текста, создания демонстрационных звукозаписей произведений. Следовательно, разработка целостного исследования по музыкально-компьютерным и электроакустическим технологиям, современным техникам композиции и аранжировки, обобщающего теоретические и практические принципы электроакустической музыки и раскрывающего ее основные методы композиции, обладает высокой актуальностью.

Степень изученности проблемы. В настоящее время пласт научной литературы по теме исследования не столь обширен по сравнению с другими областями музыкознания. Тем не менее, в этой сфере постоянно ведутся научные работы, раскрывающие сущность теоретических, практических, исторических и технологических аспектов явления.

Русскоязычные труды посвящены, как правило, творчеству конкретных композиторов или отдельным проблемам электроакустической музыки. Выделяются работы М. Э. Дубова о творческом наследии и композиционных принципах выдающегося композитора и изобретателя Я. Ксенакиса «Ксенакис — архитектор Новейшей музыки»1 и диссертация «Электронные аудиотехнологии в композиторском авангарде 50-х гг. XX века»2 М. И. Карпец.

В работах заведующего «Термен-центра» при московской консерватории А. И. Смирнова впервые и систематизируются сведения о теории и практике ака-

1 Дубов М. Э. Янис Ксенакис — архитектор новейшей музыки: дис. канд. искусствоведения : 17.00.02. М., 2008. 232 с.

2 Карпец М. И. Электронные аудиотехнологии в композиторском авангарде 50-х гг. XX века : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.09. СПб., 2010. 232 с.

демической электроакустической композиции. Исследователь опирается на классические образцы музыкального авангарда второй половины XX столетия, раскрывает суть некоторых значимых аспектов техники электроакустической композиции.

В области популярной электронной танцевальной музыки заслуживает внимания обобщающее диссертационное исследование Т. С. Ястремского «Танцевальная электронная музыка в художественной культуре XX-XXI веков»3.

Вопросы музыкальной акустики, инструментария электроакустической музыки, специфики электронных звуковых технологий изучают И. А. Алдошина, В. О. Белунцов, Г. В. Богачев, Д. Ю. Дубровский, П. JI. Живайкин, Ю. H. Рагс и др. Некоторые практические аспекты композиции разбираются в коллективной монографии С. В. Пучкова и М. Г. Светлова «Музыкально-компьютерные технологии: современный инструментарий творчества»4.

Серьезный концептуальный базис подготавливают работы Н. И. Дворко, посвященные таким важным аспектам, как режиссура мультимедийных произведений, звуковой дизайн5 и проблемы интерактивности в современном искусстве6.

Значительный вклад в развитие электроакустической музыки вносят музыкально-педагогические исследования: коллективные труды А. В. Андерсена, Г. П. Овсянкиной, Р. Г. Шитиковой «Современные музыкально-компьютерные технологии»7, И. Б. Горбуновой, Г. Г. Белова, А. В. Горельченко «Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)»8, а также докторская диссертация

3 Ястремский Т. С. Танцевальная электронная музыка в художественной культуре XX—XXI веков : дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.02. СПб., 2006. 227 с.

4 Пучков С. В., Светлов М. Г. Музыкальные компьютерные технологии, современный инструментарий творчества. СПб., 2005. 232 с.

5 Дворко Н. И. Основы звукового дизайна цифровых медиа : теория и практика : учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2010. 40 с.

6 Дворко Н. И. О подготовке режиссеров цифровых медиа // Интерактивное повествование и режиссура мультимедиа : сб. науч. тр. / под ред. Н. И. Дворко. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2010. С. 137-139.

7 Андерсен А. В., Овсянкина Г. П., Шитикова Р. Г. Современные музыкально-компьютерные технологии. СПб. : Лань; Планета музыки, 2013. 224 с.

8 Горбунова И. Б., Горельченко А. В., Белов Г. Г. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта). СПб.: СМИО Пресс, 2006. 211 с.

В. Н. Красильникова «Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования»9.

Иностранные источники составляют три группы: современные теоретические исследования, композиторские трактаты, а также технические исследования и стандарты по электронным музыкальным технологиям.

Значимы в этой сфере труды Д. Смоллей (D. Smalley) и С. Эммерсона {S. Emmerson), опубликованные в последнем англоязычном издании словаря Гроува10. Их работы отличаются научной точностью, высокой степенью проработанности материала. Исследователи собирают и систематизируют различные аспекты области, рассматривая электроакустическую музыку как единое явление.

Теоретические проблемы анализа музыкального материала, музыкального

языка, формы, жанровых и стилевых особенностей электроакустической музыки

11 12 раскрываются в работах К. JI. Кокс (С. L. Сох) , JI. Заттра (L. Zattra) ,

Д. Смоллей (D. Smalley)13.

Данные труды, безусловно, важны и представляют общий пласт музыковедческого знания в области электроакустической музыки, но в них не раскрываются многие искусствоведческие аспекты явления, не исследуются проблемы классификации направлений, стилей и жанров.

Объект исследования — электроакустическая музыка. Предмет исследования — техника электроакустической композиции. Цель работы — обобщение, систематизация и разработка теоретических и практических основ электроакустической композиции. Задачи исследования:

• дать определение понятия «электроакустическая музыка»;

• классифицировать направления, стили и жанры; определить границы явления;

9 Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования : дис. ... док. пед. наук : 13.00.02. М., 2007. 494 с.

10 Emmerson S., Smalley D. Electro-acoustic music // The New Grove Dictionary of Music and Musicians in 29 volumes. Oxford University Press, 2004. Vol. 8. P. 59.

11 Cox C. L. Listening to Acousmatic Music. Ph. D. 0413: Music. Ann Arbor: Columbia University, 2006. 180 p.

12 Zattra L. Searching for lost data : outlines of esthesis-poietic analysis // Organised sound. 2004. Vol. 9, No. 1. P. 35^6.

13 Smalley D. Analysis of Electroacoustic Music // Journal of new music research. 1998. Vol. 27, No. 1-2. 184 p.

• выявить общие тенденции в современной электроакустической композиции;

• систематизировать электронный инструментарий, средства и методы создания произведений в данной области;

• выработать универсальный подход к анализу электроакустической музыки различных направлений стилей и жанров;

• сформировать список терминов, дать научно обоснованные определения ключевым понятиям явления.

Научная новизна заключается в том, что впервые:

• систематизируются теоретические и практические основы электроакустической музыки;

• дается обобщенная картина явления, определяются его границы, классифицируются направления, стили и жанры;

• анализируются произведения, ставшие основой классического наследия электроакустической музыки.

• проводится музыковедческое исследование, затрагивающее проблемы анализа и синтеза звука в контексте композиторской деятельности;

• научно обоснован список терминов, в котором даются определения основополагающих понятий.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что:

• выявлен и систематизирован обширный массив научной литературы по проблемам истории, теории и практики электроакустической композиции;

• обобщены и систематизированы исторические сведения по проблеме становления и развития электроакустической музыки;

• разработан список терминов;

• создана теоретическая база для дальнейших научных исследований, посвященных проблемам теории, истории и практики изучаемого феномена.

Практическая значимость заключается в том, что результаты и выводы диссертации, использованные в ней методы анализа музыкальных произведений,

а также принципы классификации направлений, стилей и жанров электроакустической музыки существенны и важны для аналогичных исследований. Материалы работы составляют основательную базу для последующей разработки рассматриваемых в ней проблем теории и практики электроакустической музыки. Диссертация представляет практический интерес для композиторов, аранжировщиков и звукорежиссеров, так как изучаемые композиционные методы, техники и концепции рассматриваются в контексте анализа музыкальных произведений. Отдельного внимания заслуживает раздел, посвященный техникам синтеза и обработки звука, — благодаря схемам и формулам, раскрывающим суть алгоритмов, данный раздел будет интересен разработчикам музыкального программного обеспечения.

Материалом исследования послужили теоретические и практические исследования в данной сфере: труды отечественных и зарубежных ученых, а также ГОСТы по электроакустическим технологиям, СанПин по организации концертных массовых мероприятий.

Важную роль в данной диссертации имеют первоисточники — композиторские трактаты, в которых раскрываются аспекты различных техник композиции, а также сущность явления. К таким трудам относятся работы П. Булеза, Ф. Бэйля, Я. Ксенакиса, П. Шеффера, К. Штокхаузена,.

В ходе анализа музыкальных произведений использованы также интервью с композиторами, заметки современников.

Серьезной опорой для исследования служат труды из смежных областей научного знания, в которых рассматриваются научно-творческие аспекты явления: музыкальная акустика, психоакустика и звукорежиссура. В этом направление заслуживают внимания работы И. А. Алдошиной, Р. Приттса, В. Г. Динова, Ю. И. Козюренко, Б. Я. Меерзона, П. Уайта.

Отдельная группа материалов — техническая литература, в т. ч. патенты, технические стандарты и электроакустические исследования. В данной сфере большое значение имеют схемы и алгоритмы синтеза звука, опубликованные

в электронной библиотеке Стэндфордского университета, которому принадлежат многие патенты в этой области.

Теоретико-методологической основой исследования послужили

• разработанные в отечественном музыкознании теоретические труды о структуре музыкального языка, форме, ритме, мелодии, гармонии, фактуре, инструментовке Г. И. Банщикова, А. В. Денисова, Д. В. Житомирского, В. В. Задерацкого, Ц. Когоутека, Ю. Г. Кона, Т. С. Кюрегян, JI. А. Мазеля, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Н. А. Римского-Корсакова, М. С. Скребковой-Филатовой, Ю. Н. Тюлина, Ю. Н. Холопова, В. Н. Холоповой, В. А. Цуккермана и др.;

• учение о психоакустике И. А. Алдошиной и Р. Приттса, А. П. Ефимова, работы по музыкальной акустике И. А. Алдошиной, Ю. И. Parca;

• труды по звукорежиссуре, раскрывающие сущность технических средств обработки и синтеза звука, а также концепции творческой деятельности звукорежиссера Н. И. Дворко «Основы звукорежиссуры. Творческий практикум», В. Г. Динова «Звуковая Картина», П. Уайта «Творческая звукозапись»;

• концептуальной основой диссертации послужила «спектроморфология» Д. Смолли — теория о принципиальных основах электроакустической композиции, а также труды ведущих зарубежных музыковедов, посвященные теории, истории и практике современной электроакустической музыки.

Методы исследования. В процессе работы над диссертацией были применены методы исторического, контекстуального, музыкально-теоретического, интонационного, сравнительного, комплексного анализа звукозаписи, формализации алгоритмов синтеза и обработки звука. Исследование осуществлялось на основе системного подхода к изучению музыкального материала.

Основные положения, выносимые на защиту

• Электроакустическая музыка — это понятие, обобщающее область музыкального творчества, основанного на использовании электроакустических

технологий и включающего в себя направления академической, популярной и прикладной музыки.

• Теория электроакустической музыки — это комплексное явление, содержание которого составляет совокупность знаний из области музыковедения, акустики, инженерно-технического дела.

• История развития электроакустической музыки делится на несколько этапов, связанных с изменениями художественной парадигмы, скачками научно-технического прогресса.

• Основой композиторской деятельности в области электроакустической музыки являются специализированные технические средства, прежде всего из области звукорежиссуры: аналоговые, цифровые и виртуальные системы синтеза, обработки и хранения звука; звукозаписывающее, воспроизводящее и усиливающее оборудование, а также приборы анализа сигналов.

• Техника электроакустической композиции опирается на традиционные, сложившиеся в рамках классической традиции приемы, но также существенно расширяет их сп�