автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Типология жанров чувашской драматургии 1970-1990-х годов

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Афанасьева, Екатерина Романовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Чебоксары
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Типология жанров чувашской драматургии 1970-1990-х годов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Афанасьева, Екатерина Романовна

Введение

1 глава. Основные этапы формирования чувашской литературной критики в области драматургии

1.1. Становление и развитие науки о драме в чувашской литературной критике

1.2. Поиски современных литературоведов в области драмы

2 глава. Драматический конфликт и художественный мир писателя

2.1. Социальный конфликт в политических драмах

2.2. Философские поиски современной драматургии

3 глава. Жанровое многообразие чувашской драматургии 1970-1990-х гг.

3.1. Формирование основных жанровых свойств чувашской драмы

3.1.1. Социально-психологическая драма

3.1.2. Философская драма

3.2. Особенности жанра чувашской трагедии

3.3. Динамика трагикомедии в национальной драматургии

3.4. Традиции смеховой культуры в чувашской драматургии

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Афанасьева, Екатерина Романовна

Литература является непрерывно развивающейся и постоянно меняющейся художественной системой, поэтому литературный процесс нуждается в систематическом исследовании. Данное диссертационное исследование посвящено рассмотрению наиболее содержательных сторон драматургии - жанрово-стилевых особенностей и конфликта чувашской драматургии 1970-1990-х годов. Чувашское литературоведение располагает материалами, в которых содержится историко-литературный анализ драматургии, ограниченный шестидесятыми годами XX столетия. С развитием не только самой драматургии, но и науки о ней появляется необходимость в постоянном обновлении не только практического, но и теоретического материалов. Перед литературоведением встает вопрос о более проблемном изучении материала. Особенно важно проанализировать динамику отдельных жанров и стилей драматургии, поскольку именно из этих компонентов литературного процесса складывается цельная картина развития национальной драматургии. В истории чувашской литературы особого внимания заслуживают 1970-1990-е годы, в течение которых литература прошла сложный и пока еще малоизученный путь. Если по материалу чувашской поэзии и прозы этого периода имеются отдельные исследования, то по жанрам драмы они вовсе отсутствуют.

Актуальность диссертации обусловлена необходимостью написать работу, которая совместила бы в себе историко-литературный анализ чувашской драматургии как основы для выводов, необходимых для создания полной истории развития чувашской литературы. При этом в основу исследования положено выявление жанровой и стилевой природы чувашской драматургии 1970-1990-х годов на уровне типологических обобщений. Типология мыслится автором диссертационной работы как проявление постоянно действующих и развивающихся закономерностей, которые стоят над взаимодействиями различных авторских идейно-художественных исканий.

Цель диссертации - дать системный анализ процессов, произошедших в чувашской драматургии 1970-1990-х годов, причем главное внимание сосредотачивается на узловых моментах развития. В исследовании обстоятельно анализируются проблематика, идейное содержание, конфликты, жанры, поэтика драматургии данного периода. Определяются основные направления развития современной драматургии и вклад конкретных авторов в процесс обновления чувашской драмы. В связи с этим производится анализ условия развития чувашской драматургии. Главной своей задачей диссертант считает аналитическое освещение вопросов, связанных с проблемой жанрово-стилевого и конфликтного исследования чувашской драматургии в ее наиболее существенных чертах. Работа не претендует на роль исчерпывающего исследования по данному вопросу. Многие проблемы, поднятые автором, требуют дальнейшего углубленного изучения. Автор рассматривает свою работу как одну из ступеней к созданию полной картины развития драматургии в чувашской литературе.

Чувашская литература уже подвергалась анализу в разных аспектах, однако по отдельным родам и жанрам еще мало обобщающих работ. Кроме того, исследователей, занимающихся поиском творческой индивидуальности писателя, единицы. Развитие драматургии при этом изучено слабее всего, так как исследователей, специализирующихся именно на изучении этого рода литературы, пока еще очень мало. Имеет место недостаточное теоретическое осмысление драматургии как рода литературы. Из них можно назвать некоторые работы К.Кириллова, представляющих собой лишь небольшие газетные публикации. Но до сих пор отсутствуют крупные исследования, посвященные основным направлениям развития чувашской драматургии 1970-1990-х годов. Не представлена жанровая картина, не выявлены стилевые особенности драматургов. О большинстве из современных чувашских драматургов в данном исследовании говорится впервые. Также нет ни одной работы, раскрывающей содержание конфликта, идеи, тематики современной чувашской драматургии. В разработке этой проблематики заключается научная новизна данной диссертации. Она видится в типологических обобщениях, строящихся на результатах анализа главных структурных компонентов драмы (жанр, проблематика, конфликт, способы сюжетосложения, строение действия и характера). При этом все компоненты представлены в свете жанровой ориентации произведения и драматурга.

Методологической основой исследования являются теоретические работы наиболее крупных теоретиков драмы:

B.Сахновского-Панкеева, В.Хализева, М.Полякова,

C.Владимирова, В.Волькенштейна, а также В.Виноградова, В.Жирмунского, Ю.Лотмана, М.Бахтина и др. Методика исследования базируется на использовании компонентов конкретно-текстового, сравнительно-исторического, типологического и сравнительного анализов.

Материалом для исследования послужили критико-аналитические работы по изучению предыдущего развития драматургии, а также оригинальная чувашская драматургия 1970-1990-х годов. Автором проанализированы наиболее значимые произведения, которые характеризуют процесс развития чувашской драматургии названного периода. Не рассматриваются инсценировки эпических произведений и сценические композиции. Из пьес, поставленных за исследуемый период чувашскими театрами, многие не опубликованы, в том числе и произведения, существенные с точки зрения процесса развития чувашской драматургии. Поэтому в работе проанализированы и некоторые драмы, тексты которых имеются пока только в рукописи.

Научно-практическая значимость диссертации заключается в том, что материалы могут быть использованы при подготовке историко-литературных исследований, посвященных современной чувашской литературе, а также при подготовке спецкурсов по драматургии. Диссертация представляет также интерес и с точки зрения практики театральных постановок, поскольку помогает выделить идейно-художественную специфику произведений и их эстетические достоинства. Материал диссертации использован при подготовке курсов лекций для студентов на кафедре чувашской литературы ЧГУ.

Апробация. Некоторые положения диссертации отражены в 7 публикациях автора; основные положения отразились в 3 статьях, выполненных в отделе литературоведения и фольклористики Чувашского государственного института гуманитарных наук; апробировались на заседаниях кафедры чувашской литературы Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова, отдела литературоведения и фольклористики ЧГИГН. По результатам исследования делались доклады на ежегодных итоговых конференциях преподавателей и аспирантов ЧГУ (1996-2000 гг.), на ежегодных конференциях ЧГИГН (1996-1999 гг.).

Структура работы подчинена целям и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Типология жанров чувашской драматургии 1970-1990-х годов"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя краткие итоги развития чувашской драматургии 1970-1990-х годов, нужно отметить, что эти годы явились временем качественных ее изменений. Заметно разнообразились способы обобщения и типизации жизни в произведениях чувашских драматургов. Жизненный конфликт, пропущенный через сознание и мировидение творца получал индивидуально-художественную окраску и проявилось в индивидуальной стилистической окраске творчества драматургов. Рельефнее обозначились художественные миры конкретных произведений и отдельных драматургов. Особенно отчетливо это проявилось в индивидуальной разработке схожих характеров и схожих ситуаций. Характерными явлениями для драматургов представляемой эпохи стали события 1930-х годов, а также события афганской войны.

Употребление слова «последствия» не было случайным, так как именно они стали главной темой в произведениях Н.Сидорова «Афганец», Б.Чиндыкова «Траур», К.Кириллова «Взвод», в которых акцент с внешнего действия, с событийного ряда переносится на разрешение нравственных коллизий даже вне экстремальной ситуации. Идет процесс осмысления произошедших событий, оценка и подведение итогов.

Исторические драмы Н.Терентьева «Гром гремит» и В.Максимова «Не похороненные тела» отразили события сталинских репрессий и вытекающие отсюда - бесчинства местных членов комбеда, сельских активистов. В этих произведениях нашли огласку события, потерявшие статус «запрещенных тем» в связи с существенными переменами в истории нашей страны. В пьесе

В.Максимова, в отличие от пьесы Н.Терентьева, конфликтующие стороны комсомольцев-активистов и зажиточных крестьян резко антагонистичны. Н.Терентьев ввел в пьесу персонаж, занимающий промежуточное положение между этими силами и осмысливающий, пропускающий через себя происходящие события. Это -сложный, многоступенчатый характер, получивший наибольшее распространение именно во второй половине XX столетия.

В рассматриваемый период заметно уменьшилась роль событий в организации драматургического пространства. В основе многих современных пьес лежит не событийный конфликт, а конфликт, проистекающий из внутренних противоречий характера. Таким образом, конфликт заметно обновился, драматургическое действие перешло в русло нравственно-психологических столкновений.

Усиление внимания к морально-этической стороне такой глобальной проблемы, как «человек в себе», неизбежно ведет к выдвижению внутреннего конфликта как средства раскрытия характера в процессе становления, формирования. В соответствии с этим изменились и принципы раскрытия характеров. Естественно, что характер и новое содержание конфликта стали определять своеобразие жанров. Вполне логичным представляется при этом преобладание в драматургии психологического и философского жанров драмы, когда предельно «оголяется» душа героя, или же целенаправленно прикрывается тайной завесой (как, например, в пьесах Б.Чиндыкова).

Чувашские драматурги достигли значительных успехов освоении сложного мира персонажей, в раскрытии его сознания. Преподнесли героя в различных ракурсах.

Драматург Н.Терентьев для раскрытия психологического мира своих персонажей ставит их в экстремальные ситуации. В острых столкновениях с душевно черствыми людьми вскрывается духовный мир положительного героя Н.Терентьева. Он у этого драматурга именно «положительный», так как излюбленный персонаж Н.Терентьева наделен безграничным мужеством и любовью к людям, нравственно богат и морально чист. Драматург изображает их с романтическим пафосом.

Н.Сидоров в своих пьесах продемонстрировал авантюрный размах сегодняшней жизни и нравственный облик современного человека. Беря своих героев и ситуации из реальной жизни, он выводит на сцену типизированный образ людей нашего общества. Таким образом Н.Сидоров выявляет расшатанные нравственные устои общества, его «болезни», крушение извечных идеалов человечества.

В психологически сложные ситуации ставит своих героев и Г.Терентьев. Сюжет в его произведениях развивается на приклю-ченческо-детективном разматывании клубка событий. Подобный стиль находим и в пьесе Г.Краснова «Береги честь смолоду».

Философским взглядом на жизни и чувством фатального исхода всего отличаются искания Н.Угарина. В его драмах звучат мотивы о мимолетности счастья, параллельном существовании жизни и смерти, добра и зла. Поэтому в более поздних его пьесах проявилось экзистенциальное мироощущение. Герои Н.Угарина размышляют о разнотонности жизни, ищут свой путь.

Произведения Б.Чиндыкова заняли особое место в чувашской драматургии и сыграли значительную роль в ее развитии. В свих драмах он изобразил состояние общества, которое дошло до грани своего существования. Мир для всех един. Но люди, живущие в едином пространстве и в едином времени, разобщены друг от друга, отделены словно холодной стеной. Они не хотят вслушаться в крик души другого и понять его. Люди с огрубевшим сознанием уже не в состоянии принять народные традиции, его нравственные устои. Они обречены на вымирание. Отрекнувшисъ от своего народа и родного языка, люди рискуют превратиться в бессознательное «стадо» («Ужин после полуночи»), не помнящее родства и племени. От отдельного человека Б.Чиндыков поднимается до состояния общества в целом.

Таким образом, жанровую картину в современной чувашской драматургии стали определять философские драмы. Психология постепенно стала шире, чем просто психология. Авторы раскрывают сознание героев, мечущихся в поисках смысла жизни и существования человека на земле. Через раскрытие психологии героя современные драматурги выходят к философским обобщениям.

Жанр трагедии в чувашской драматургии 1970-1990-х годов получил наименьшее распространение. Здесь нужно отметить трагедии П.Афанасьева, Б.Чиндыкова, Н.Петровского, Н.Сидорова. В них, в основном, изображались события, сыгравшие немалую роль в исторической судьбе чувашского народа (вхождение волжской Булгарии в состав Российского государства, события пугачевского восстания, гражданской войны). Центральное место в них занимает трагедийный характер, судьба которого зависит от исторических обстоятельств. Авторам трагедий свойственно сопоставление событий исторического прошлого с сегодняшней действительностью (Н.Сидоров. Б.Чиндыков) и прогнозирование, таким образом, будущего. Н.Петровский показал, как нарушение веками длившихся нравственных устоев народа приводит к постепенному разложению общества.

В современной чувашской драматургии продолжаются традиции народной смеховой культуры, в которой сквозь смех показывается несовершенство жизни и неустойчивое положение человека

131 в ней. Это отразилось в жанре трагикомедии, представленной в рассматриваемый период пьесами Н.Терентьева.

Содержание современной чувашской комедии, ее художественный уровень совершенно справедливо стали предметом бурной полемики литературной и театральной критики. Комедии, ставящиеся сегодня на сценах чувашских театров, реалистичны по своему содержанию. Многие их персонажи и ситуации узнаваемы читателем (зрителем). События непосредственно позаимствованы из сегодняшней жизни. Но, к сожалению, большинство комедий не смогло подняться до уровня принципиальных обобщений. В современной комедиографии наблюдается увлечение внешней «фар-совостью». В то же время в большинстве чувашских драм часто и уместно встречаются комедийные элементы, что свидетельствует о наличии у авторов сатирического чувства, об их умении постичь логику самодвижения образа как активного средства художественного раскрытия характеров. Нередко двигает событие и составляет поэтику смехового начала речевое поведение персонажа. В них в той или иной мере сохраняются черты чувашской народной смехо-вой традиции, в которых отражается менталитет чувашского народа.

 

Список научной литературыАфанасьева, Екатерина Романовна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Агаков Л. Ялпа колхоз драматургийё динчен // Канаш. - 1934. -Март, 30.

2. Агаков Л. Пёчёк пьесйсем те пысйк шухйшлй пулмалла // Коммунизм ялавё. 1958. - Март, 28.

3. Агивер Хв. Кун йёркинче йсталйх ыйтйвё // Коммунизм ялавё. -1986. Апрель, 4.

4. Агивер Ф. Соль и мед // Молодой коммунист. 1987. - Март, 5.

5. Алагер В. Тйван литература пирки. — Шупашкар, 1963; Чйнлйхпа йсталахшан. Статьясеп пуххи. — Шупашкар, 1958.

6. Андреев Ю.А. Современное литературное развитие как исторический процесс // Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. Л.: Наука, 1974. - С. 77-125.

7. Андреев Ю.А. О соотношении и эволюции художественного научного познания // О прогрессе в литературе. Л.: Наука, 1977. - С. 3-49.

8. Аникст A.A. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. М.: Искусство, 1988. - 505 с.

9. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, 1957. —183 с.

10. Балухатый С.Д. Проблемы драматического анализа. JI., 1927.

11. Баранов В.И. Творческая индивидуальность писателя и художественный опыт современности // Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. Л.: Наука, 1974. - С. 129-236.

12. Бабичева Ю.Н. Эволюция жанров русской драмы Вологда, 1982. - 127 с.

13. Баранов С.Ю. Функциональное изучение литературы и проблемы жанра // Жанры в историко-литературном процессе. -Вологда, 1985. С. 3-17.

14. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит-ра, 1975. - 302 с.

15. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. писатель, 1979. - 318 с.

16. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. : В 12-и т. Т. 7. М.: Изд-во АН СССР, 1953.

17. Бентли Э. Жизнь драмы. М.: Искусство, 1978. - 368 с.

18. Бехер И. Любовь моя, поэзия. М., 1965.

19. Блок Вл. Диалектика театра: Очерки по теории драмы и ее сценическому воплощению. М.: Искусство, 1983. - 294 с.

20. Борев Ю.Б. О комическом. М.: Искусство, 1957.

21. Борев Ю.Б. О трагическом. М.: Сов. писатель, 1961.

22. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1969. - 349 с.

23. Борщевский С. Щедрин и Достоевский. М., 1956.

24. Бугров Б. Герой принимает решение. М.: Сов. писатель, 1987. - 368 с.

25. Бушмин A.C. Преемственность в развитии литературы. Л.: Худож. лит-ра, 1978. - 223 с.

26. Ванюков А.И. Жанр и творческая индивидуальность. Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1989. - 103 с.

27. Ванюшкин К. И. Национальные художественные традиции в театральном искусстве // Национальное и интернациональное в чувашской советской литературе и искусстве. Сб ст. ЧНИИ. -Чебоксары, 1975. С.143-149.

28. Васильев А. В. Мир молодого героя в драматургии Н.Терентьева // Темы и образы пьес Николая Терентьева. Сб. статей ЧНИИ. Чебоксары, 1986.

29. Васильев А. В. От слов к делу // Молодой коммунист. - 1987.- Март, 19.

30. Васянка. «Укалча касси» динчен // Канаш. 1929 г. - Февраль, 10.

31. Велехова Н. Серебряные трубы. Советская драма вчера и сегодня. М.: Сов. писатель, 1983.

32. Веселовский А. И. Историческая поэтика. Л.: ГИХЛ, 1940. -674 с.

33. Вишневская И. Драматургия верна времени. М.: Просвещение, 1983.

34. Вишневская И. Парадокс о драме // Современная драматургия.- 1990. № 3.

35. Виноградов В. В. Сюжет и стиль. М.: Изд-во АН СССР, 1963.

36. Владимиров Е. В. Чувашская поэзия и драматургия послевоенных лет (1945-1953 гг.) // Вопросы чувашской литературы и языка. УЗ ЧНИИ, вып. 32. Чебоксары, 1966. - С. 61-67.

37. Владимиров Е. В. Варда хыдданхи драматурги динчен // Чаваш совет литератури. Шупашкар, 1972. - С. 316-322.

38. Владимиров Е.В. В русле времени. Чебоксары, 1979.

39. Владимиров Е. В. Критика сумларах пулмалла // Таван Атал. -1984. 6 №.

40. Владимиров C.B. Действие в драме. JL: Искусство, 1972.

41. Волькенштейн В.М. Драматургия. М., 1969.

42. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. М.: Просвещение, 1968. - 303 с.

43. Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. М.: Искусство, 1981. - 246 с.

44. Гегель Г.Ф.В. Эстетика. М.: Искусство, 1968. - 621 с.

45. Горбунова Е. Идеи. Конфликты. Характеры. М., 1960.

46. Горбунова Е. Вопросы теории реалистической драмы. М.: Сов. писатель, 1963.

47. Громова М. Эстетические искания советской многонациональной драматургии 70-80-х годов. Методические рекомендации к спецкурсу и спецсеминару. М.: МПГУ им. Ленина, 1987. - 82 с.

48. Громова М. Русская драма на современном этапе (80-90-е годы). М.: МПГУ им. Ленина, 1994. - 117 с.

49. Данилов Д. Д. Литература // Пятнадцать лет советской социалистической Чувашии. Чебоксары, 1935.

50. Дедушкин Н. С. Творчество чувашских драматургов // Дедушкин Н. С. Чувашская литература периода Великой Отечественной войны. — Чебоксары, 1962. С. 111-135.

51. Дедушкин Н. С. Bâpçâ вахатспчи чаваш драматургийё // Чаваш совст литератури. — Шупашкар, 1972. С. 245 — 252.

52. Дмитриев И. А. Знак равенства // Молодой коммунист. 1986. - Декабрь, 20.

53. Дмитриев И. А. Пьесы молодых авторов на сцене чувашских театров // Вопросы истории и теории искусств. Сб. статей ЧНИИ. Чебоксары, 1992. - С.68-87.

54. Дмитриевский В. Зеркало для героя // Современная драматургия. 1996. - № 3. - С. 178-187.

55. Днепров В.Д. Проблемы реализма. JI.: Сов. писатель, 1961. -371 с.

56. Егоров В. Вахат ыйтнипе. Шупашкар, 1989.

57. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. -Л.: Наука, 1977. 408 с.

58. Зверев А.П. XX век как литературная эпоха // Вопросы литературы. 1992. Вып. 2. С. 3-56.

59. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы 20 века. М.: Наука, 1979. - 392 с.

60. Зубков Ю.А. Драмы и комедии Николая Терентьева. Чебоксары, 1980.

61. Иванов И. И. Чувашская драматургия 1973 года // Чувашский язык, литература и фольклор. УЗ ЧНИИ, вып. 4. Чебоксары, 1974. - С. 272-284.

62. Иванов И. И. Драматургия 1975 года // УЗ ЧНИИ, вып. 67. -Чебоксары, 1976.

63. Иванов И. И. Пьеса хыддан пьеса пахалахё мёнле-ши // Таван Атал. - 1979. - 9 №. - 70-75 с.

64. Иванов И. И. Нравственные искания героев пьес Н.Терентьева // Темы и образы пьес Николая Терентьева. Сб. статей ЧНИИ. -Чебоксары, 1986.

65. Илларионов И. Халах театрён пудламашё // Сунтал. 1925. -11 №.

66. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. -440 с.

67. Канаш. 1929. - Январь, 27.

68. Карягин A.A. Драма как эстетическая проблема. М., 1971. -223 с.

69. Кириллов К.Д. Особенности становления и развития чувашской драматургии в контексте тюркских литератур Поволжья и Урала (20-е годы). Дисс. . канд. филол. наук. - М., 1991.

70. Кириллов К.Д. Рукопись статьи «К вопросу о жанрах в современной чувашской драматургии. Драма 50-80-х гг.» (Не опубликована).

71. Кириллов К. Д. Рукопись статьи «К вопросу о жанрах в современной чувашской драматургии. Трагедия 50-80-х гг.» (Не опубликована).

72. Кириллов К. Д. Поэзия правды // Молодой коммунист. 1986.- Декабрь, 6.

73. Кириллов К. Д. Первый вариант драмы «Айдар» // Чувашская литература: вопросы поэтики и стиля. Сб. статей ЧНИИ. — Чебоксары, 1989.

74. Кириллов К. Д. Структура конфликта в трагедии "Раб дьявола" // Творческое наследие К. Иванова. Чебоксары, 1990.

75. Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М.: Изд-во АН СССР, 1964.- С. 39-49.

76. Козлова С. Парадоксы драмы и драма парадоксов. Поэтика жанра драмы 1950-1970-х годов. Новосибирск, 1993.

77. Костелянец Б.О. Лекции по теории драмы: Драма и действие. -Л.: ЛГИТМИК, 1976. 159 с.

78. Краснов Г. Ир такйнсан кадчен // Ялав. 1984. - 1 №.

79. Круглый стол. "Театр вййё лаййх пьесйсенче" // Тйван Атйл.- 1984. 6 №

80. Кузьмичев И.К. Литературные перекрестки: Типология жанров, их историческая судьба. Горький: Волго-Вятск. кн. изд-во, 1983. - 208 с.

81. Кургинян Н.Л. Драма // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Т. 2. М.: Наука, 1964, - С. 238-263.

82. Лейдерман Н.Л. К определению сущности категории жанр // Жанр и композиция литературного произведения. Калинин: Калинин, ун-т, 1976. - С. 7-11.

83. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра: Жанровые закономерности развития советской прозы в 60-77-е годы. -Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1982. 256 с.

84. Лейтес Н.С. Конечное и бесконечное. Размышление о литературе XX века. Мировидение и поэтика. Пермь, Перм. ун-т, 1993. - 120 с.

85. Леонтьев Н. А. Заметки о чувашской драматургии 1968 года // УЗ ЧНИИ, вып. 46. Чебоксары, 1969.

86. Леонтьев Н. А. Идеи и образы современной чувашской драматургии (1955-1961 гг.) // Филологический сборник. УЗ ЧНИИ, вып 28. Чебоксары, 1965.

87. Леонтьев H.A. Правда жизни и характера. Чебоксары, 1969.

88. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

89. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

90. Максимов-Кошкинский И. С. Чйваш драматургёсене // Канаш. 1922. - Ноябрь, 28.

91. Максимов-Кошкинский И.С. Большой путь чувашской драматургии. Чебоксары, 1958.

92. Мастерство писателя и проблемы жанра. Томск, 1975.

93. Москвина Р. Р., Мокроносов Г. В. Человек как объект философии и литературы. Иркутск: Изд-во Иркустк. ун-та, 1987. -199 с.

94. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. М.: Наука, 1976. - 359 с.

95. Николаева В. Г. Чаваш драматургийёнчи мораль теми динчен пёр-икё самах (Н. Терентъеван 1976 дулта пичетленнё пьесисем тарах) // О чувашской литературе. Сб. статей. ЧНИИ, вып. 77. -Чебоксары, 1977. С. 138-142.

96. Николаева В. Г. Жизненные коллизии и их художественное воплощение // Проблемы творческого метода в чувашской литературе. УЗ ЧНИИ. Вып. 95. Чебоксары, 1979. - С.98-122.

97. Николаева В. Г. Герой е унан ёмёлки // Таван Атал. 1983. - 1 №. - 66-68 с.

98. Николаева В.Г. Современная чувашская комедия и вопросы комического // Современные проблемы чувашской литературы. Труды ЧНИИ, вып. 103. Чебоксары, 1980. - С. 63-99.

99. Оснос Ю. В мире драмы. М.: Сов. писатель, 1971. - 408 с.

100. Очерки истории русской советской драматургии: В 3-х т. Т. 3. Л.: Искусство, 1968.

101. Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991.

102. Павлов Н.С. Первое произведение чувашской драматургии (Пьеса "Деревенская жизнь" М.Ф.Акимова) // О дореволюционной культуре чувашского народа. УЗ ЧНИИ. Вып. 15. Чебоксары, 1957. - С. 125-138.

103. Павлов Н. С. Зарождение драмы в чувашской народной поэзии // УЗ ЧНИИ, вып. 6. Чебоксары, 1958.

104. Павлов Н. С. Первое произведение чувашской советской драматургии (комедия "На суде" Ф. Павлова) // УЗ ЧГПИ им. И. Я. Яковлева. Вып. IX. Чебоксары, 1960.

105. Павлов Н. С. Реалистические тенденции ранней чувашской драматургии // Вопросы чувашского языкознания и литературоведения. УЗ ЧНИИ, вып. 26. Чебоксары, 1963. - С. 169-194.

106. Павлов Н. С. Проблема конфликта в чувашской драматургии.- Чебоксары, 1966.

107. Павлов Н. С. Драматургия 1967 года // УЗ ЧНИИ, вып. 39. -Чебоксары, 1969.

108. Павлов Н.С., Леонтьев H.A. Драматургия // Вопросы чувашской литературы и языка. УЗ ЧНИИ, вып. 32. Чебоксары, 1966.

109. Павлов Н.С., Леонтьев H.A. Заметки о чувашской драматургии 1964 г. // Филологический сборник. УЗ ЧНИИ, вып.28. -Чебоксары, 1965. С.233-241.

110. Петокки А. Пятнадцать лет Чувашского гостеатра и чувашская драматургия. // Красная Чувашия. -1933. Январь, 27.

111. Платон. Сочинения. В 3 т. М., 1971.

112. Плеханов Г.В. Литература и эстетика: В 2-х т. М.: Гослитиздат, 1958.

113. Поляков М.Я. Историческая поэтика и теория жанров // Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М., 1986. - 480 с.

114. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы.- М.: Просвещение, 1972. 271 с.

115. Поспелов Г.Н. Типология литературных родов и жанров // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 1978. № 4. С. 12-18.

116. Проблемы жанра в литературе Сибири. Новосибирск, 1977.

117. Пульхритудова Е.М. Художественные искания в драме // Современная русская советская литература. М.: Просвещение, 1987. - С. 260-275.

118. Романова Ф. А. Драматический опыт Михаила Сеспеля (Наброски его пьесы «Чувашский поэт») // Основоположник чувашской советской поэзии. УЗ ЧНИИ, вып. 51. — Чебоксары, 1971. -С. 190-195.

119. Романова Ф. А. Пьесы Н.Терентьева на сценах театров Чувашии // Темы и образы пьес Николая Терентьева. Сб. статей ЧНИИ. Чебоксары, 1986.

120. Романова Ф. А. Театр, любимый народом. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 2-е издание, 1988.

121. Румянцева Э.М. Анализ художественного произведения в аспекте жанра // Пути анализа литературного произведения. М., 1981.

122. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

123. Сироткин М. Я. Очерки истории чувашской советской литературы. Чебоксары, 1956.

124. Славкин В. Рядом с пьесой // Современная драматургия. -1989. № 3. - С. 176-185.

125. Ставский М. Критерий художественность // Молодой коммунист. - 1987. - Февраль, 19.

126. Стенник Ю.В. Системы жанров в историко-литературном процессе // Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. Л.: Наука, 1974. - С. 168-202.

127. Театральная энциклопедия. Т. 3. М., 1964.

128. Терентьев Н. Малалла е каялла? Малаллах // Коммунизм ялавё. 1968. - Апрель, 23.

129. Терентьев Н. Где тайник? // Молодой коммунист. 1987. -Февраль, 5.

130. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1976. - 448 с.

131. Томашевский В.В. Теория литературы. Поэтика. М.-Л.: Госиздат, 1927. - 236 с.

132. Фарбер Л.М. Драма диспут - новаторский жанр Луначарского-драматурга // Традиции и новаторство в художественной литературе. - Горький, 1979. - С. 25-34.

133. Федоров Г.И. Художественный мир чувашской прозы 19501990-х годов. Чебоксары, 1996.

134. Федоров Г.И. Санарла самах шыравё. Шупашкар, 1996.

135. Федь Н.М. Искусство комедии. М.: Наука, 1978.

136. Федь Н.М. Жанры в меняющемся мире. М.: Сов. Россия, 1989. - 541 с.

137. Французов М. Заметки о чувашском театре // Советская Чувашия. 1966. - 13 апреля.

138. Фролов В.В. Судьбы жанров драматургии. М.: Сов. писатель, 1979. - 423 с.

139. Хализев В.Е. Драма как явление искусства. М.: Искусство, 1978. - 240 с.

140. Хализев В.Е. Драма как род литературы. М.: Изд-во МГУ, 1986. - 259 с.

141. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999.

142. Хлебников Г.Я. Современная чувашская литература. Чебоксары, 1971.

143. Хлебников Г.Я. Хальхи тапхарти (1954-67 дд.) чаваш драма-тургийё динчен // Чаваш совет литератури. Шупашкар, 1972. с. 445-460.

144. Хлебников Г. Я. За точность в оценке // Молодой коммунист.- 1987. Февраль, 12.

145. Хлебников Г. Я. Чаваш совет литературин поэтики. Малтанхи тапхар (1917-1922 çç.). Вёрену пособийё. Шупашкар, 1990.

146. Хузангай А. П. Право быть лидером // Молодой коммунист. -1987. Март, 12.

147. Хузангай А. Чужой среди своих // Советская Чувашия. 1987.- Март, 24.

148. Чернец JI.B. Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 192 с.

149. Чиндыков Б. Аншлаг на пустую сцену?! // Молодой коммунист. 1987. - Январь, 1.

150. Штейн А.Л. Веселое искусство комедии. М., 1990.

151. Энциклопедический словарь юного зрителя. М., 1989.

152. Эсхсль А. Чанлахпа асталахпган. Критикалла статьясем. Шупашкар, 1958.

153. Юшков С. Пёр пайла пьесасем динчен // Ялав. 1956. - 8 №.

154. Явчуновский Я.И. Драма вчера и сегодня: Жанровая динамика. Конфликты и характеры. Саратов: Изд-во Саратовск. ун-та, 1980. - 220 с.

155. Явчуновский Я.И. Драма на новом рубеже. Саратов: Изд-во СГУ, 1989. - 221 с.

156. Яков Протазанов. М., 1957.

157. Яковлев Ю. В. Забываем // Молодой коммунист. 1987. -Январь, 29.

158. Янин Г. Комплекс провинциализма // Молодой коммунист. -1987. Январь, 15.1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

159. Афанасьев П. Сан ятупа. Шупашкар: Чав. кён. изд-ви, 1986.

160. Кириллов К. Взвод (Кая юлса дурална) (рукопись). — Отдел литературоведения и фольклористики ЧГИГН.

161. Краснов Г. Ир такансан кадчен // Ялав. — 1984. — 1 №.

162. Краснов Г. Хури вёдне туй килсен // Ялав. — 1987. — 1 №.

163. Максимов В. Пытарман вилесем // Хыпар. — 1997. —Раштав, 16, 17.

164. Петровский Н. Киремет // Таван Атал. 1994. - 2 №.

165. Партта А. Тура пурмен юрату (рукопись). Лит. часть. Чувашского ГАДТ им. К.В.Иванова.

166. Партта А. Качча кайиччен (рукопись). Лит. часть. Чувашского ГАДТ им. К.В.Иванова.

167. Сидоров Н. Хухём хёрён хухлевё (рукопись). — Лит. часть. Чувашского ГАДТ им. К.В.Иванова.

168. Сидоров Н. Ют йавари куккук (рукопись). Лит. часть. Чувашского ГАДТ им. К.В.Иванова.

169. Сидоров Н. Упашкипе арамё (рукопись). — Личный архив Н.Сидорова.

170. Сидоров Н. Кётрём сана, кётрём (рукопись). Лит. часть. Чувашского ГАДТ им. К.В.Иванова.

171. Сидоров Н. Сулда таканать (рукопись). — Личный архив Н.Сидорова.

172. Тарасов А. Уй улмуддийён кёвви // Ялав. 1998. - 4№.

173. Терентьев Г. £ёмёрт шап-шура дедкере. Пьесасем. Шупашкар: Чав. кён. изд-ви, 1989.

174. Терентьев Н. Чёре дуннаран. Пьесасем. Шупашкар: Чав. кён. изд-ви, 1985.

175. Терентьев Н. Тимёр динчи чечексем // Ялав. 1987. - 12 №.

176. Терентьев Н. Пушар лаши // Чаваш литератури. Хрестомати. 11 кл. Шупашкар: Чав. кён. изд-ви, 1984.

177. Терентьев Н. Ада дапать // Таван Атал. 1996. — 11 №.

178. Терентьев Н. Телейлисем // Таван Атал. 1997. - 7 №.

179. Терентьев Н. Аваслахри удланка. Пьесасем. — Шупашкар: Чав. кён. изд-ви, 1991.

180. Терентьев Н. Чйваш хёрё бизнесмен // Коммунизм ялавё. — 1991. - Апрель, 17, 19, 23, 24.

181. Терентьев Н. Мйнастирь // Ялав. — 1975. — 4 №.

182. Терентьев Н. Атал кудё // Таван Атал. — 1983. 1 №.

183. Терентьев Н. £ылах // Ялав. 1982. - 11-12 №№.

184. Терентьев Н. £ынпа дын пёр мар // Ялав. — 1980. — 4 №.

185. Терентьев Н. Taca Вадда // Таван Атал. 1978. — 10 №.

186. Терентьев Н. Пашалла ардури // Ялав. — 1978. — 1 №.

187. Угарин Н. Тёпсёр сапкари ача сасси (рукопись). Лит. часть. Чувашского ГАДТ им. К.В.Иванова.

188. Угарин Н. Салтак юратавё (рукопись). Лит. часть. Чувашского ГАДТ им. К.В.Иванова.

189. Угарин Н. Манкун умён (рукопись). — Личный архив Н.Угарина.

190. Чебанов А. Праски инке хёр парать. Пьесасем. Ульяновск: Симбирская книга, 1994.

191. Чиидыков Б. £атан карта дипчи хура хамла дырли. Шупашкар: Чав. кён. изд-ви, 1995.

192. Чиндыков Б. Хупланна тёкёрсем // Ялав. — 1997. — 8 №.

193. Эктел В. Савар дырми. — Шупашкар: Чав. кён. изд-ви, 1999.