автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Типы нерелигиозности в социалистическом обществе

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Орлова, Анна Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Типы нерелигиозности в социалистическом обществе'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Орлова, Анна Сергеевна

Введение .3

Глава I. Методологические проблемы исследования .16

1. О понятии тип и типология .I6

2. Классификация индивидов по отношению к религии и атеизму .35-60:

Глава 2. Становление и современное состояние нерелигиозности .61

1. Переход от религиозности к нерелигиозности как аспект процесса секуляризации . 61

2. Нерелигиозность отошедших от религии и никогда не веривших .85

3. Современные типы нерелигиозности .104

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Орлова, Анна Сергеевна

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Реальным достижением развитого социалистического общества является освобождение большинства людей от влияния религии, усвоение ими атеистических принципов, идеалов, ценностей, представляющих собой важную составную часть социалистического сознания. Атеизм стал одной из неотъемлемых черт духовного облика советского человека, выражающих богатство его внутреннего мира, культуры, идейной зрелости. На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС товарищ К.У. Черненко особо подчеркнул теснейшую связь коммунистической убежденности и твердой атеистической позиции: "Коммунисты - последовательные атеисты""®'.

Атеистическое просвещение, убеждение и пропаганда в первую очередь нацелены на преодоление религиозных предрассудков в сознании верующих людей, поскольку, как отметил Пленум ЦК КПСС, ". под влиянием религии находится часть людей и часть, прямо скажем, не о такая уж малая". Вместе с тем, научно-атеистическое воспитание не ограничивается только кругом людей, находящихся под влиянием религии. Важная цель атеистического воспитания - сформировать активную атеистическую позицию, четкие научно-атеистические убеждения, умение их отстаивать и аргументуованно защищать и у неверующих. Для выполнения этих сложных задач необходимо исходить из реальных фактов, учитывать, что в сфере сознания человека идет борьба нового со старым, действуют не только созидательные, но и негативные Ten's денции .

У определенной части нерелигиозных людей существует симпатия к некоторым религиозным обрядам, праздникам, нездоровый интерес

1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г. М., Политиздат, 1983, с. 60.

2 Там же, с. 60.

3 Там же, с. 33. к иконам и церковной литературе, ношению крестиков, имеют место проявления суеверности и пр. Примиренческая позиция часто питается ложным мнением о том, что религия отомрет сама собой. С этим связана недооценка значения атеистической пропаганды, снижение степени готовности личности противостоять религиозному влиянию.

Не представляя какой-либо системы взглядов, скептические, нигилистские, другие мнения характерны для некоторой части молодых людей, что свидетельствует об отсутствии принципиальности их убеждений. Научно-материалистические атеистические знания, полученные на уровне обязательного среднего образования, через каналы средств массовой информации, не всегда превращаются для них в твердые убеждения.

Социалистическое общество сильно идейной зрелостью трудящихся. Вот почему особенно актуальны задачи совершенствования атеистической пропаганды по формированию последовательной атеистической позиции, преодолению индифферентизма, скептическо-нигили-стских оценок религии и атеизма, одобрительного отношения к религиозным обрядам, проявлению суеверности у нерелигиозных людей.

Решению поставленных задач во многом способствуют активные теоретические и кошфетно-соци о логические исследования различных типов сознания и поведения нерелигиозных людей.

Актуальность таких исследований связана и с тем, что ". на международной арене происходит резкое, небывалое за весь послевоенный период обострение борьбы двух общественных систем,двух полярно противоположных мировоззрений"*.

1 Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983г.-М., Политиздат, 1983, с. 68.

Наши идейные противники нередко прибегают к фальсификации достижений социализма, марксистско-ленинской идеологии, теории и практики научного атеизма.

С одной стороны, буржуазные идеологи пытаются доказать "насильственный" характер освобождения трудящихся от религии, объявляют "насильственными" мерами широкое расцространение атеистической литературы, лекционно-массовую работу, атеистическую цро-паганду средствами массовой информации, демонстрацию антирелигиозных фильмов и др.*. С другой стороны, предпринимаются попытки доказать, будто бы совершается процесс религиозного "ренессанса", растет в нашей стране индифферентизм в отношении к научному атеистическому мировоззрению.

Все это требует аргументированной критики различного рода фальсификации теории и практики атеизма в СССР, раскрытия эволюции отношения трудящихся к религии при социализме, анализа степени усвоения ими научно-атеистических взглядов, суждении, оценок, выявления типов нерелигиозного сознания и поведения, особенно среди молодого поколения.

Вопрос о механизме формирования и функционирования типов нерелигиозного сознания разработан в советской атеистической литературе недостаточно.

СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ. Разработка методов типоло-гизации мировоззренческих ориентаций (построение типов-портретов, типов-описаний и др.) началась еще в 20-30 гг. Типологизация касалась по преимуществу проблем религиозности и отхода трудящихся Лисавцев Э.И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР.-М., 1971, с. 24-41. от религии1, хотя предпринимались и попытки теоретического анализа типов сознания людей, порвавших с религией2. Не смотря на недостатки методики, эти исследования дают большой эмпирический и теоретический материал, позволяющий проследить эволюцию сознания трудящихся на различных этапах социалистического строительства.

Исследование типов отношения людей к религии и атеизму получило свое дальнейшее развитие в начале 60-х гг. в связи с задачами нового этапа развития массового атеизма - формирования о научно-атеистического мировоззрения у всех советских людей .

Отмечалась необходимость учета того факта, что ". в жизни нет резкого деления всех людей на убежденных атеистов и верующих.

1 "Антирелигиозник", 1926-1940 гг.; Дети и Октябрьская революция. М.,1929; Блинков Н. Религиозность и антирелигиозность на з-де "Серп и молот", "Клуб и революция", 1930, № 21-22; Воинствующий атеизм. М.,1930, £ I; Зильберберг Д. Религиозность и антирелигиозность московских рабочих - Правда, 1970, J8 355; Лука-чевский А. Изучение социальных корней религии в СССР. М. ,1930; Ривес С. Религиозность и антирелигиозность в детской среде. М., 1930; Почему мы не верим в бога? Л., 1938; Почему мы стали безбожниками? М., 1935: Ярославский Ем. Борьба за преодоление религии. М., 1935, др. р

Блинков Н. На путях к отмиранию религии. - Безбожник, 1931, № 4; булатов И. Трудящиеся массы цротив религии. М-Л., 1930; Гурев Г.А. Хрестоматия молодого безбожника. Тюмень, 1928; Маторин Н. К вопросу о корнях религиозности и безбожия в СССР. - Человек и природа. М., 1930, $ 8; На путях к новой школе. М., 1929, & II; Ножницкий Г. Безрелигиозное май антирелигиозное воспитание .М., 1929; Олещук Ф. Школа и воспитание активных атеистов. М-Л., 1928; Петелин Г. Дадим слово школьнику. М-Л, 1931, др. о

Строительство коммунизма и цреодоление религиозных пережитков. М., 1966; Шахнович М.И. Ленин и проблемы атеизма. М., 1961, др.

В действительности между верующими и атеистами находится боль- v шая прослойка людей, безразлично относящихся к религии и колеб-лвдихся между религией и атеизмом. внешне неверующих, но не ставших сознательными, убежденными атеистами"*. Широкое применение кошдэетных социологических исследований в конце 60-х начале 70-х годов дало материал для доказательства этих общих положений2.

1 Морозов М. Некоторые воцросы мировоззрения и религии. - Наука и религия, А 10, 1965, с. II. р

Алексеев Н.П. Методика и результаты изучения религиозности сельского населения. - В кн.: Вопросы научного атеизма. М., 1967, вып. 3; Аптекман Д.М. Атеистическое воспитание в трудовом коллективе, Л., 1971; К обществу, свободному от религии. Мосиза, 1970; Кошфетно-социологическое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания. М., 1969; Тепляков М.К. Победа атеизма в различных социальных слоях советского общества. - В кн.: Вопросы научного атеизма. М.,1967, вып. 4;Угринович Д.М. Философские проблемы критики религии. М., 1965; Яблоков И.Н. Значение социологических исследований для теории и практики научного атеизма. М., 1967; Яблоков И.Н. Актуальные проблемы конкретно-социологических исследований. М., 1969, др.

Диссертационные работы:

Арнаут Е.К. Социологический анализ религиозности молодежи. М., v/ 1968; Берестовская Л.Е. Проблема сокращения воспроизводства религии в новых поколениях. М., 1969; Галицкая И.А. Особенности проявления и причины сохранения религиозных пережитков среди молодежи. М., 1968; Гуров Ю.С. Проблемы конкретно-социологических исследований молодежи. М., 1969; Квардаков А.И. Религиозные пережитки в сознании и быту сельского населения и пути их преодоления. Новосибирск, 1969; Кобецкий В.Д. Предает и методика конкретно-социологических исследований преодоления религии в СССР. Л., 1968, др.

Первоначально различие верующих и неверуодих производилось на основании негативного, отрицательного или положительного отношения к религиозным взглядам и поведению. Так, в исследованиях в Орловской области в 1964-1965 гг. Н.П. Алексеевым на основе "отношения к понятию бога" оцределялась мировоззренческая Принадлежность колхозников и предлагалось на этой основе трехчленное деление на "верующих", "колеблющихся" и "неверувдих". Группы нерелигиозного населения определялись по степени сопротивления религии, а типология "верующих" основывалась на критерии степени приверженности к религии*. Авторы, как правило, специально не разрабатывали критерии и характеристики типов верующих и неверующих, давали им самые общие интерпретации.

В связи с выделением принципа единства сознания и поведения при оценке религиозных групп людей, происходит уточнение |фитериев как религиозности, так и нерелигиозности. Стали изучаться как объективные, так и субъективные признаки религиозных и нерелигиозных групп и индивидов.

А.И. Квардаков определяет общее разделение групп по двум основным факторам: а) вера в существование бога или его отрицание; б) действия человека, совершаемые на почве религии и атеизма. Автор выделяет на этом основании следующие группы: неверующих (атеистов), колеблющихся, сомневающихся и твердо верующих.

М.К. Тепляковым предлагались и апробировались в исследованиях в Воронежской области следуйте признаки деления групп по

1 Алое ту А. Т. О преодолении религиозных пережитков в сознании тружеников села. М., 1966; Лысенко Ю.И. Причины существования и пути преодоления пережитков в сознании верующих рабочих. Киев, 1969; Мерзлова Г.К. Религия и быт. М., 1968; Шгаткина Д.П. Некоторые проблемы формирования научно-атеистического мировоззрения подрастающего поколения. М., 1966, др. отношению к атеизму и религии: а) степень атеистической и религиозной убежденности; б) активность в распространении своих взглядов; в) отношения, которые складываются между людьми на почве атеизма и религии; г) участие в производственной, общественной и культурной жизни. На основе этих исследований была предложена такая схема: "атеисты", "безрелигиозные11, "колеблющиеся", "верующие убежденные", "фанатики".

Фактор "социальной активности" был апробирован в исследованиях в Пензенской области и предложены следующие основания (признаки-критерии) типологии:

I) содержание и уровень атеистического и религиозного сознания; 2) характер представлений о влиянии религии на нравственность; 3) степень и мотивы проявления религиозности в практическом поведении; 4) активность участия в общественной и культурной жизни; 5) степень атеистической и религиозной активности. Результатом такого практически-деятельного подхода к определению общего критерия-основания типологии было,в частности, выявление типа "нерелигиозных ритуалистов".

Критерий секуляризации лег в основу мировоззренческих типов городского населения, предложенных А.А. Лебедевым.

Помимо общего разделения групп "верующих" и "неверующих" по степени секуляризации было дано дифференцированное описание нерелигиозных - "пассивных атеистов", "индифферентных".

В связи с анализом "изначальной нерелигиозности", характерной для большинства советских людей, в атеистической литературе середины 70-х годов предпринимаются поиски критериев нерелигиозности*, атеистической убежденности, строится типология ате

1 Балтанов Р. Г. Социологические проблемы научно-атеистического воспитания (проблемы конкретно-социологического анализа религии и атеизма в СССР), Казань, 1973; Данилов Д.Г. Общественное мнение и научно-атеистическая пропаганда. Л., 1976; Гуров Ю.С.Мировоззрение молодежи и атеизм; опыт конкретно-социологических исследований, изучение отношения молодежи к религии и атеизму и формирование у нее научно-материалистического мировоззрения. Чебоксары, 1976; Калашников М.Ф. Критерии религиозности и типология верующей молодежи, их практическое использование в социологических исследованиях - Научный атеизм. Вопросы методологии и социологии. Пермь, 1971, № I; Лебедев А.А. Конкретные исследования в атеистической работе. М., 1976; Некоторые проблемы научного атеизма, Челябинск, 1973, вып.1; Пивоваров В.Г. Религиозность: опыт и проблемы изучения. Йошкар-Ола, 1976; Пивоваров В.Г. На этапах социологического исследования (теория и практика социологического исследования проблем атеизма и религии) . Грозный, 1974; Солод Н.А. Опыт типологического анализа атеистической зрелости и религиозности рабочей молодежи. - Научный атеизм. Вопросы методологии и социологии. Пермь, 1971, $ I; Рамм Б.Я., Аптекман Д.М. Методологические проблемы социологического изучения эффективности атеистического воспитания. -Научный атеизм. Вопросы методологии и социологии. Пермь, 1971, Jfe I; Угринович Д.М. Введение в теоретическое религиоведение.М., 1973; Филист Г.Н. Некоторые особенности атеистического воспитания городского населения. Минск, 1977; Шехтерман Е.И. Человек, религия и атеизм. А-А, 1975; Чекулаев B.C. Атеистическая убежденность, ее критерий и типология атеиста, Ульяновск, 1975; Черняк В.А. Планы социального развития коллективов и атеизм. М., 1974; Черняк В.А. Научный црогресс и религия. А-А, 1976; Яблоков И.Н. Методологические проблемы социологии религии. М., 1972, др.

Диссертационные работы: Ляшева Ж.Н. Разрыв с религией и становление атеистического сознания личности как социологическая проблема. М., 1975; Лунгу Ю.П. Научно-техническая революция и формирование атеистической убежденности трудящихся. Л., 1974; Соболев С.С. Актуальные проблемы формирования атеистического сознания. М., 1974; Чекулаев B.C. Критерий атеистической убежденности и типологии современного атеиста. Казань, 1975, др. истов, изучаются закономерности развития атеизма в социалистическом обществе.

Решению этих вопросов посвящены работы Д.М. Аптекмана, В.К. Арсенкина, М.Ф. Калашникова, М.Г. Писманика, Б.Я. Рамма, Н.А. Солода, В.А. Черняк, И.Н. Яблокова и др. Указывалось, что общими показателями атеистического сознания выступают взгляды, сформировавшиеся на основе идеи о материальном единстве мира, о естественном развитии природы и общества. Характерно также отсутствие каких бы то ни было элементов религиозности в интеллектуальной и эмоциональной сферах.

Разрабатывалось понятие атеистической убежденности как основного структурного элемента атеистического сознания, а также категория "атеистическая зрелость". Выделены важные эмпирические показатели - степень и уровень последовательности атеистических взглядов, степень их осознанности и интенсивности проявления и др., которые были положены в основу методики КСИ. Это помогло описать различные мировоззренческие типы нерелигиозных лкщей.

В исследованиях М.Ф. Калашникова прослеживается взаимосвязь интеллектуальных и эмоциональных моментов с поведением, что способствовало регистрации группы "суеверных". Н.А. Солод предложил учитывать степень интериоризации взглядов в качестве субъективного критерия атеистической убежденности.

Б.Я. Рамм и Д.М. Алтекман, рассматривая атеизм как систему, включающую три основных компонента - атеистическое миропонимание, мироощущение и действенность - предложили оцределить на их основе уровень атеистической зрелости.

Наряду с исследованием распространенности и интенсивности нерелигиозности, существенное внимание уделяется изучению проблем обоснованности типологии, поиску надежных признаков-характеристик типов нерелигиозных*.

Однако в социологии религии и атеизма не проводилось специального исследования типов нерелигиозного сознания. Данная работа

1 Аптекман Д.М. Атеизм как социальное явление. Л., 1978; Аптек-ман Д.М. Формирование атеистической убежденности рабочего класса в развитом социалистическом обществе. Л., 1979; Грика Е.В. Атеистическое воспитание сельской молодежи. Кишинев, 1982; Гуров Ю.С. От безразличия - к убежденности. Чебоксары, 1980; Зоц В.А. Духовная культура и атеистическое воспитание. М., 1978; Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. Л., 1978; Ко-сенко Г.Ф. Трудовой коллектив и научно-атеистическое воспитание. М., 1978; Колодный А.Н. Атеистическая убежденность личности. Киев, 1983; Колесникова А.Н. Суеверие и суеверность. - Научный атеизм. Воцросы теории и практики. Пермь, 1977, вып. 7; Муквич Г.А. Утверждение атеизма. Киев, 1979; Никитин В.Н. Атеизм как социальное явление. Л., 1977; Пастух М.С. Убежденность атеиста. Киев,1981; Характер религиозности и проблемы атеистического воспитания. Грозный, 1979; Писманик М.Г. Типология религиозности и атеизма. -Научный атеизм. Вопросы теории и практики. Пермь, 1976, вып. 5; Соловьев B.C. Атеизм и формирование нового человека. Йошкар-Ола, 1979; Чернии A.M. Атеистическое воспитание молодежи: опыт и цроб-лемы. Киев, 1981; Степанов А.Я. Атеистичность. Как ее понимать?-Петрозаводск, 1978; Тажуризина З.А. Актуальные проблемы истории атеизма. М., 1979; Тажуризина З.А. Закономерности развития атеизма. М., 1978; Тажуризина З.А. Творческая сущность атеизма. М., 1981; Угринович Д.М. Общий кризис капитализма и религия. М. ,1979; Угринович Д.М. Роль искусства в формировании атеистического мировоззрения. М., 1983; Угринович Д.М. Принципы анализа религиозности и атеистичности в социалистическом обществе. - Советская социология. М., 1982, т. I; Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1978; Яблоков И.Н. Религия: Сущность и явления. М., 1980; Яблоков И.Н. Особенности становления атеистического сознания студенческой молодежи. - В сб.: Атеистическое воспитание студенческой молодежи. М., 1977, др. способствует созданию более глубокой и теоретически обоснованной картины современного состояния нерелигиозности.

ЦЕЛЬ ДИССЕРТАЦИИ заключается в исследовании механизма формирования, эволюции и функционирования типов нерелигиозного сознания.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие основные задачи: определить исходные методологические принципы типологического анализа нерелигиозного населения; построить рабочую модель нерелигиозного сознания и поведения; проследить этапы эволюции отношения к религии у нерелигиозных людей в социалистическом обществе; на материалах кошфетно-социологических исследований среди молодежи уточнить характеристику типов нерелигиозного сознания и поведения.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗОЙ данной работы явились произведения К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, документы КПСС и советского государства.

При написании диссертации использовались как современная атеистическая литература, так и работы 20-30-х гг., результаты обследований религиозности рабочих, школьников, сельских жителей в те годы. В диссертации обобщены результаты интервальных исследований атеистической убежденности студенческой молодежи МГУ, проведенных кафедрой истории и теории атеизма в 1976 и 1981 гг., а также данные опроса, организованного РК ВЛКСМ Ленинского района г. Москвы среди рабочей и служащей молодежи.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы заключается в том, что данное исследование является одним из немногих в атеистической литературе, где дается специальный анализ нерелигиозного сознания и поведения индивидов и групп.

В диссертации проанализированы методологические принципы типологического анализа и конкретизированы применительно к изучению религиозности и нерелигиозности, уточнены понятия типа и типологии, правила выделения типов и структурирования объектов, особенности этапов типологизации, признаки однородности, выявлено соотношение признаков-оснований с признаками-характеристиками и признаками-причинами.

Прослеживаются динамические изменения в отношении к религии трудящихся в переходный период от капитализма к социализму и в период построения развитого социалистического общества, что уточняет общую картину процесса преодоления религиозности. Изучено современное состояние сознания и поведения различных групп нерелигиозных людей.

В диссертации обосновывается положение о том, что кроме единых типологических схем возможны и иные подхода к типологизации - выделение групп внутри только религиозного или нерелигиозного населения. Для этого необходимо отыскивать специальные основания деления. Предложены критерии нерелигиозности, выделены типы нерелигиозного сознания и поведения.

Введен в научный оборот конкретный материал, характеризующий отношение молодежи к религии и атеизму.

АВТОР ВЫНОСИТ НА ЗАЩИТУ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

I. Типологический анализ в социологии религии и атеизма, связывая теоретический и эмпирический уровни исследования, дает возможность определить существенные признаки нерелигиозности групп и индивидов, а именно: в области сознания - отсутствие религиозной веры (в бога, в ":зрансцендентные" объекты, т.п.), нерелигиозная самооценка, последовательное или непоследовательное усвоение атеистических принципов,идеалов,ценностей и др.; в области поведения -отсутствие религиозно мотивированных культовых действий, отсутствие культового поведения, участие в пропаганде и распространении атеистических взглядов и др.

2. Дополнительные теоретические и конкретно-социологические исследования подтверждают правильность в целом разработанной в советской литературе единой типологии людей по их отношению к религии и атеизму:верующие последовательные,верущие непоследовательные, колеблющиеся, индифферентные, атеисты непоследовательные, атеисты последовательные.

3. Кроме рассмотрения сознания и поведения атеистов и индифферентных, образующих группы нерелигиозных людей в единой типологии, возможно выделение по специальным основаниям и других типов нерелигиозности. К ним были отнесены:тип скептически ориенифованных по отношению к вопросам религии и атеизма,нигилистически ориентированных по отношению к религии и атеизму, неверно оценивающих роль религии, нерелигиозных суеверных, нерелигиозных ритуалистов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ работы заключается в следующем.

1. Результаты исследования использованы при разработке практических рекомендаций по совершенствованию атеистической работы среди населения.

2. Выявление источников формирования типов нерелигиозного сознания и поведения способствует уточнению, а следовательно, и повышению эффективности атеистической пропаганды.

3. Теоретические обобщения и практические выводы могут найти применение в сети партийной и комсомольской учебы, в семинарах организаторов и пропагандистов атеизма.

4. Раскрытие позитивного влияния атеизма на духовное развитие трудящихся помогает разоблачению буржуазных фальсификаций теории и практики научного атеизма.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Типы нерелигиозности в социалистическом обществе"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Исходные методологические принципы типологического анализа являются общими в исследовании социальных явлений (объектов), в том числе нерелигиозности. К этим принципам следует отнести: приведение разнородных объектов к единому "основанию" (по признакам однородности); выявление существенных инвариантных признаков внутри интенсионалов (оснований типов); фиксирование структуры объекта (шкал порядка, шкал отношений, т.п.); корректировка эмпирическими данными.

2. Для нерелигиозности характерно неприятие религиозных взглядов, религиозных мотивов поведения, что находит выражение в области сознания - отсутствие веры в объективное существование сфантазированных объектов, трансцендентные нематериальные существа, свойства, связи, и в области поведения - отсутствие религиозных мотивов участия в культовой деятельности.

3. Типы нерелигиозности получены на основе последовательности или непоследовательности нерелигиозного сознания и поведения. Этот критерий конкретизировался с помощью следующих показателей: информированность по вопросам религии и атеизма, усвояемость основных принципов научно-атеистической теории, умение последовательно делать выводы из полученных научно-атеистических знаний; интенсивность участия в общественной работе, мотивация участия (неучастия) в общественной работе, интенсивность участия в атеистической пропаганде, мотивация участия (неучастия) в атеистической пропаганде.

4. Среди нерелигиозных людей выделены: атеисты (последовательные и непоследовательные), индифферентные, скептически ориентированные по отношению к вопросам религии и атеизма, нигилистически ориентированные, неверно оценивающие роль религии, нерелигиозные суеверные, нерелигиозные ритуалисты.

5. Данные о нерелигиозности, обобщенные и оформленные в типах, при учете конкретно-исторических условий выявляют эволюцию нерелигиозности при социализме. На первом этапе массовая нерелигиозность явилась результатом отхода от религии, были распространены такие типы, как нигилисты, нейтралисты, осторожные атеисты, воинствующие атеисты. На современном этапе большинство представителей нерелигиозного населения никогда не верили; характерные типы - скептиков, нерелигиозных ритуалистов, неверно оценивающих роль религии, суеверных, непоследовательных атеистов, последовательных атеистов.

6. Современный социологический материал позволил конкретизировать знания о сознании и поведении нерелигиозной молодежи (студентов, молодых рабочих). Сознание большинства молодых людей ориентировано нерелигиозно. Группа последовательных атеистов среди студентов составляет 56,9% (по данным 1981 г.), среди рабочей молодежи - 32,6%; занимающие непоследовательные позиции (скептики, нигилисты, неверно оценивающие роль религии, др.) составили соответственно 17,1% и 20,9%; индифферентные - 26,0% и 46,5%.

7. Для сознания и поведения типов нерелигиозных характерны следующие особенности.

Для группы атеистов характерно усвоение и реализация на практике атеистических принципов, оценок, суждений, хотя у некото> рых наблюдается пассивность в отношении религиозной обрядности в силу недооценки ее вреда. Поведение характеризуется высокой степенью общественной активности. Атеисты последовательные в большей степени готовы к атеистической пропаганде. Наличие высокой общественной активности у атеистов непоследовательных создает возможность реализации этого потенциала для ведения атеистической пропаганды.

Анализ каналов формирования атеистов, в особенности непоследовательных указывает на важность повышения атеистической дееспособности лекционного материала в темах "Современный религиозный модернизм", "Нетрадиционные формы религии", "Преодоление религиозных пережитков в СССР", др.

Индифферентные не имеют ни признаков религиозности, ни признаков атеистичности. Хотя в целом общественная активность высокая, возрастает процент "средней" активности. Атеистическая активность низкая, считают себя "не подготовленным к этой работе", "эта работа не нужна, т.к. религия отомрет сама собой". Такие суждения формируются под влиянием средств искусства, массовой информации, особенно ближайшего окружения. Для воздействия на эту группу молодежи необходим целый комплекс факторов: циклы лекций, вечера вопросов и ответов, недели атеистических знаний, разовые и постоянные поручения по подготовке и участию в атеистических мероприятиях, индивидуальная работа и пр.

В сознании скептически ориентированных не выработано понимание атеистического значения достижений науки. Практическое поведение скептиков свободно от религиозности, но эти люди не принимают участие в атеистической деятельности. Степень общественной деятельности высокая. Наличие этой группы нерелигиозных указывает на насущную потребность гармонического соединения пропаганды естественно-научных, технических и обществоведческих знаний в ходе воспитания. Это особенно уместно делать в темах "Несовместимость научного и религиозного мировоззрения", "Естественно-научное обоснование атеизма", "Религиозное мировоззрение в свете современной науки" и др. Такие задачи стоят и перед массовой атеистической литературой, где эти вопросы должны освещаться видными учеными, крупными специалистами в соответствующей области знания. Их авторитетные мировоззренческие оценки способствуют преодолению сциентистского скепсиса в решении философских вопросов религии и атеизма.

Нигилистически ориентированные отрицают религию голословно, склонны к анархическому отрицанию религии, что на практике нередко приводит к использованию методов администрирования в отношении верующих и религиозных организаций. Снижается степень общественной и атеистической активности. Обзор каналов формирования подобной позиции указывает на преобладание общекультурных источников, особенно средств массовой информации. На страницах печати не всегда выдерживается последовательно гибкая позиция по отношению к религии, не достаточно аргументировано, ясно разъясняется политика партии, советского государства в отношении к религии, церкви, верующим. Лекционный материал, подготовка рефератов по научному атеизму должны ориентироваться на темы: "Осуществление принципов свободы совести в СССР, "Критика фальсификаций свободы совести в СССР", "Роль печати, литературы, средств искусства в осуществлении принципов свободы совести", др.

Неверно оценивающие роль религии допускают суждения "прагма-тистского характера" - "религия приносит отчасти вред, отчасти пользу", что на практике приводит к участию в религиозных праздниках по мотивам традиционного характера ("эти праздники - народные безвредные традиции"). У них ослаблена готовность участвовать в атеистической пропаганде, снижается общественная активность. На формирование подобных мнений существенное влияние оказывает ближайшее окружение, что свидетельствует о бездействии в ряде случаев атеистического общественного мнения. Лекции, рефераты, беседы, круглые столы, кружки по научному атеизму должны быть сориентированы на темы "Партийность художественной литературы", "Социальная роль религии", "Религия и нравственность", т.п. Особенно необходимо сформировать непримиримость к половинчатым мнениям и суждениям, направить общественное мнение на правильную оценку роли религии.

Нерелигиозные суеверные некритичны к ложным бытовым приметам ("невезенье", "счастливые приметы", т.п.) и на практике могут проявлять интерес к религиозным культовым атрибутам по нерелигиозным мотивам ("на всякий случай", "на счастье", т.д.). Общественная активность высокая. Неучастие в атеистической пропаганде суеверные мотивируют, тем, что их не привлекают к ней, к тому же высказывают сомнения в ее необходимости. Искоренению суеверных ориентаций будет способствовать доказательный, яркий материал журнальных, газетных статей, монографий, написанный не только врачами, психиатрами, педагогами, но учеными-философами. Необходимо уделять внимание этим вопросам и в лекционных курсах, анализировать конкретные факты суеверности, давать им атеистическую оценку. В тематике студенческих конференций, на учебах комсомольского актива, на семинарских занятиях также должна раскрываться несостоятельность суеверий.

Нерелигиозные ритуалисты на практике проявляют симпатию к религиозным обрядам, мотивируя свое участие в них нерелигиозными мотивами (красивость архитектуры, церковного пения, экзотика, т.п.). Общественная активность снижается, атеистическая пассивность оправдывается отсутствием интереса и неподготовленностью к этой работе. Для отнесенных к данному типу характерно отсутствие осознания вреда религиозной обрядности, на это необходимо обратить внимание в лекционной, экскурсоведческой тематике музеев, памятников старины, в литературе по проблемам религиозного искусства; недопустимо любование религиозной атрибутикой архитектурных памятников или предметов культа, тем более приписывание религии особой этико-эстетической роли. В работе с молодыми людьми, высказывающими подобные суждения, должно акцентироваться внимание на взаимоотношениях "национального" и "религиозного", раскрываться вред религиозных обрядов, выявляться идейное, нравственное, эстетическое содержание советской безрелигиозной обрядности.

8. Требуется дальнейшее изучение групп нерелигиозно ориентированных. В этом плане представляется насущными следующие теоретические задачи: осуществление представительных исследований отношения к религии и атеизму нерелигиозных людей, составление социологических программ, фиксирующих нерелигиозное сознание и поведение индивидов и групп, статистико-математический обсчет полученных данных, что обеспечивает репрезентативность и высокое качество типологии как одной из основных форм обобщения данных конкретных исследований.

9. В качестве практических мер по усилению атеистического воздействия на группы непоследовательных нерелигиозных студентов в вузе следует предложить:

- организацию "Школ молодого лектора-атеиста" (подготовка квалифицированных кадров из студенческой среды с учетом потребностей молодежной аудитории, путем изучения интересов студентов по вопросам религии и атеизма, составление программ одно-двухгодичных курсов со сдачей экзаментов, вручением удостоверений и т.п.);

- лекционную и кружковую работу клубов "Атеист"(особое внимание обратить на изучение тем: "Наука и религия", "Религия и культура", "Советские обряды и преодоление религиозной традиционности", "Наука и суеверия", "Актуальные вопросы социологии религии и атеизма");

- проведение недель атеистических чтений, научно-атеистических конференций по проблемам "Художественная литература и актуальные проблемы атеизма", "Роль средств массовой информации в формировании атеистической убежденности", "Атеистичность молодых", т.п.;

- обязательное введение вопросов по научному атеизму в тематику комсомольской учебы, в работу политсеминаров, политклу-бов, стенной печати и т.д.

 

Список научной литературыОрлова, Анна Сергеевна, диссертация по теме "Философия религии"

1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с.517-642.

2. Энгельс Ф. Успехи движения за социальное преобразование на континенте. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. I,с. 525-541.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 7-544.

4. Энгельс Ф. Эмигрантская литература. Программа бланкистских эмигрантов Коммуны. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 18, с. 501-548.

5. Маркс К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 19, с. 9-32.

6. Энгельс Ф. Анти-Дюринг Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 1-338.

7. Энгельс Ф. Из подготовительных работ к "Анти-Дюрингу". -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 629-654.

8. Энгельс Ф. Письмо к М. Гаркнесс. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 37, с. 35-37.

9. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Полн.собр.соч., т. 3, с. 1-609.

10. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн.собр.соч., т. 18, с. 7-384.

11. Ленин В.И. Капиталистический строй современного земледелия. Полн.собр.соч., т. 19, с. 319-344.

12. Ленин В.И. Статистика и социология. Полн.собр.соч., т. 23, с. 349-356.

13. Ленин В.И. Философские тетради. Полн.собр.соч., т. 29, с. 3-620.

14. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1983. -- 223 с.

15. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

16. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 26-27 декабря 1983 г. М.: Политиздат, 1984. - 31 с.

17. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля1984 г. М.: Политиздат, 1984. - 31 с.

18. О религии и церкви: сборник высказываний классиков марксизма-ленинизма, документов КПСС и Советского государства.-2-е изд. доп. М.: Политиздат, 1981. - 176 с.

19. Встреча товарища К.У. Черненко с рабочими Московского металлургического завода "Серп и молот". Речь товарища К.У. Черненко. Известия, 1984, 30/1У.

20. Непоколебимая верность партии к народу. Всеармейское совещание секретарей комсомольских организаций. По-ленински жить, работать, бороться. Речь товарища К.У. Черненко. Правда, 1984,29 Д.

21. Деятели Октября о религии и церкви (Статьи. Речи, Беседы. Воспоминания). М., Мысль, 1968. - 240 с.

22. Крупская Н.К. Вопросы атеистического воспитания. Сборник статей и выступлений. Изд. 2-е, доп. М., Просвещение, 1964, -215 с.

23. Лукачевский А.Т. Антирелигиозная борьба на современном этапе. М.,Гаиз, 1936. - 97 с.

24. Лукачевский А.Т. Изучение социальных корней в СССР. М., Комакадемия, 1935. - 26 с.

25. Луначарский А.В. Об атеизме и религии. (Сборник статей, писем и др.материалов). М., Мысль, 1972. - 509 с.

26. Ярославский Ен. О религии. М., Госполитиздат, 1957. -640 с.

27. Аллахвердян С.Д. Конструктивная типология как метод социального познания. Социологические исследования. - М., 1981, Л 2 -с. 153-160.

28. Андрианов Н.П. Эволюция религиозного сознания. Л., Лен-издат, 1974. - 171 с.

29. Ануфриев Л.А., Кобецкий В^. Религиозность и атеизм. (Социол. очерки). Одесса, "Маяк", 1974. - 152 с.

30. Антекман Д.М. Атеизм как социальное явление. Л.: о-во "Знание" РСФСР. Ленингр.орг., 1978. - 16 с.

31. Антекман Д.М. Формирование атеистической убежденности рабочего класса в развитом социалистическом обществе. Л.: Изд-во ЛГУ им. А.Л. Жданова, 1979, - 132 с.

32. Арсенкин В.К. Кризис религии и молодежь. М., "Знание",1972. 63 с.

33. Арсенкин ТЗ. К. Молодежь и атеистическое воспитание. М.,1973. 63 с.

34. Арсенкин В.К. В поисках духовных наследников. М.: Политиздат, 1975. - 88 с.

35. Арсенкин В.К. Кризис религиозности и молодежь: Методологические аспекты исследования. М.: Наука, 1984. - 264 с.

36. Антирелигиозник. М., 1926. - 1937 гг.

37. Атеист. I г. изд. М., "Безбожник", 1922-1930, № 1-55.

38. Балтанов Р.Г. Социологические проблемы в системе научно-атеистического воспитания. (Проблемы конкретно-социологического атеизма религии и атеизма в СССР). Казань, Изд-во Казан, ун-та, 1973. - 248 с.

39. Безбожник. М., Орган М.О.К. ВКП(б), 1924.

40. Безбожник у станка. Ежемес.журн. Центр, и Моск. обл. Советов СВБ. М., Гаиз, I923-I94I.

41. Блинков Н. Религиозность и антирелигиозность на заводе "Серп и Молот". Клуб и революция. - М., 1930, Jfc 21-22.

42. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. -М., Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961т 695 с.

43. Букина И.Н. Психология атеизма. Л.: об-во "Знание" РСФСР, Ленингр. организация, 1975. - 38 с.

44. Вещиков А.Т. Путь к атеизму. М., "Советская Россия", 1965. - 160 с.

45. Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет (I9I7-I932 гг.).- М., Гаиз, 1932т- 528 с.

46. Воинствующий атеизм. М., 1931» & I-I2.

47. Воронцов Г.В. Ленинская программа атеистического воспитания в действии (I9I7-I937 гг.). Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1973.- 174 с.

48. Воронцов Г.В. Массовый атеизм: становление и развитие. -Л.: Лениздат, 1983. 183 с.

49. Галицкая И.А. Молодежь, религия, атеизм. М.: Наука, 1978. - III с.

50. Галич И.В. Психология и атеизм (опыт социологических исследований). Алма-Ата, "Казахстан", 1977. - 96 с.

51. Гордон Л.А., Волк В.Л. Типология сложных социальных явлений. Вопросы философии. - М., изд-во "Цравда", 1969, $ 7,

52. Гуров Ю.С. От безразличия к убежденности. Актуальные пробл.атеист, воспитания молодежи. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1982. - 112 с.

53. Заславская Г.И., Мучник И.Б. Об одном методе классификации объектов в социологии. Социалистические исследования. - М., 1974, .& I, с. 155-158.

54. Зильберберг Д. Религиозность и антирелигиозность московских рабочих (опыт изучения). Правда, 1930, JS 355.

55. Зоц В.А. Духовная культура и атеистическое воспитание. -М.: Политиздат, 1978. П9с.

56. К обществу, свободному от религии. Процесс секуляризации в условиях соц. об-ва (Сборник статей). М., "Мысль", 1970. -278 с.

57. Каган М.С. Системное рассмотрение основных способов группировки. Философские и социологические исследования. Учение записки кафедры общественных наук вузов Ленинграда (философия). -Л., изд-во ЛГУ, 1977, вып. 17/а, с. 22-27.

58. Калашников М.Ф. Молодое поколение и религия. Опыт конкретно-социального и социально-психол. исследования. Пермь: кн.изд-во, 1977. - 312 с.

59. Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. Л., Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. - 118 с.

60. Колодный А.Н. Атеистическая убежденность личности. Киев: Вшца шк. Изд-во при Киев, ун-те, 1983. - 152 с.

61. Конкретно-социологическое изучение состояния религиозности и опыта атеистического воспитания. (Сборник статей). М., изд-во Моск. ун-та, 1969. 282 с.

62. Коновалов Б.Н. К массовому атеизму, М., "Наука", 1974.- 165 с.

63. Коновалов Б.Н., Новиков В.И. Человек, свободный от религии.- Тула, Приок. кн. изд-во, 1977. 106 с.

64. Коновалов Б.Н. Комплексный подход в научно-атеистическом воспитании. М.: Знание, 1982. - 63 с.

65. Корнеев М.Я. Цроблемы социальной типологии личности. -Л., 1971. 150 с.

66. Крывелев И.А. К вопросу о типологии религиозных верований. В кн.: Проблемы типологии в этнографии: Сборник. - М.: Наука, 1979. - с. 103-223.

67. Лебедев А.А. Конкретные исследования в атеистической работе. М., Политиздат, 1976. - 71 с.

68. Лебедев Б.К. Социальный тип личности. (Теорет. очерк). -Казань, изд-во Казан, ун-та, 1971. 64 с.

69. Лисавцев Э.И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР. М., "Мысль", 1971. - 277 с.

70. Маслов Т.П. Статистика в социологии. М., Статистика, 1971. - 247 с.

71. Минько Л.И. Суеверия и приметы: (Истоки и сущности). -Минек: "Наука и техника", 1975. 191 с.

72. На путях к новой школе. Орган Общества педагогов-марксистов.- М., Учеб,-педагог, изд-во, 1926г.- 1932 г.

73. Научный атеизм. Вопросы методологии и социологии.-Пермь, I97I-I975, вып. 1-4.

74. Научный атеизм. Вопросы теории и практики.-Пермь, 19761979, вып. 5-7.

75. Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты. Опыт критич. характеристики. Л., Лениздат, 1972. - 296 с.

76. Новиков М.П. Тупики православного модернизма. М.: Политиздат, 1979. - 167 с.

77. Новиков М.П. Атеизм в духовной жизни общества. М., изд-во "Знание", 1984. - 62 с.

78. Ножнищшй Г. Безрелигиозное или антирелигиозное воспитание в советской школе. М., "Работник просвещения", 1929. - 91 с.

79. Олещук Ф. X лет Союза Воинствующих безбожников СССР. М., Гаиз, 1936. - 80 с.

80. Олещук Ф. Школа и воспитание активных атеистов. М.-Л., Московский рабочий, "Моспслиграф", 1928. - 125 с.

81. Отречение: Рассказы бывших верующих, порвавших с религией.- М.: Политиздат, 1982. 175 с.

82. Петелин Г. Дадим слово школьнику. (Методы антирелигиозного воспитания). М.-Л., ОГИЗ, "Московский рабочий", 1931. - 48 с.

83. Пивоваров В.Г. На этапах социологического исследования. (Теория и практика социол.исследований проблем атеизма и религии). -Грозный, Чечено-Ингуш. кн.изд-во, 1974. 209 с.

84. Писманик М.Г. Личность и религия. М.: Наука, 1976. -152 с.

85. Писманик М.Г. Типология религиозности и атеизма. Научный атеизм. Вопросы теории и црактики. Пермь, 1976, вып.5, с.57-71.

86. Проблемы типологии в этнографии: Сборник. М.: Наука, 1979. - 271 с.

87. Цросвещение. Ежемес.Дурн.ЛООНО. Л., Ленингр. обл. ОНО, I928-I93I.

88. Соловьев B.C. Атеизм и духовное развитие советского человека. Й-Ола, Марийское кн.изд-во, 1973. - 72 с.

89. Соловьев B.C. Атеизм и формирование нового человека. -Й-Ола: Марийское кн.изд-во, 1979. 167 с.

90. Соловьев B.C. Социологические исследования в практику идесл.работы: некоторые итоги изучения проблем быта, культ.нац.трад. и вер-й населения Марийск.АССР. - Й-Ола: Марийское кн.изд-во, 1977.- 118 с.

91. Советская социология. М., "Наука", 1982, т. 1-2.

92. Социологические исследования. М. (АН СССР. Ин-т социологических исследований), 1974-1983 гг.

93. Степанов А.Я. Атеистичность. Как ее понимать? Петрозаводск: Карелия, 1978. - 79 с.

94. Тажуризина З.А. Закономерности развития атеизма. М., изд-во "Знание", 1978. - 63 с.

95. Тажуризина З.А. Актуальные вопросы истории атеизма. М., Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 208 с,

96. Тажуризина З.А. Творческая сущность атеизма. М., "Знание", 1981. - 63 с.

97. Тепляков М.К. Проблемы атеистического воспитания в практике партийной работы. Воронеж. Изд-во Воронеж, ун-та. - 232 с.

98. Тепляков М.К., Завьялов А.И. Атеистическое воспитание учащейся и работающей молодежи. (Опыт и метод, советы) .-Воронеж, "Коммуна", 1973. 108 е.

99. Типология и классификация в социологических исследованиях. М.; Наука, 1982. - 296 с.

100. Типология потфебления. М., Наука, 1978. - 168 с.

101. Типология социальных явлений. Межвузовский сб. науч. тр.- Свердловск, 1982. 156 с.

102. Угринович Д.К. Религиозность как объект исследования.

103. В кн.: Очерки методологии познания социальных явлений. М., "Мысль", 1970. - с. I2I-I59.

104. Угринович Д.И. Введение в теоретическое религиоведение.- М., "Мысль", 1973. 239 с.

105. Угринович Д.Н. Искусство и религия: (Теорет. очерк). -М.: Политиздат, 1982. 288 с.

106. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы.-М., Сов. писатель", 1970. 392 с.

107. Чекулаев B.C. Атеистическая убежденность и критерий и типология атеиста. Ульяновск, 1975. - 31 с.

108. Черняк В.А. Научный прогресс и религия. Алма-Ата: "Наука", 1976. - 215 с.

109. ПО. Черняк В.А. Социалистический образ жизни: Разв.труд и общ.-полит, активности. Алма-Ата: "Наука", 1980. - 231 с.

110. Я атеист. 25 ответов на вопрос -."Почему вы атеист?" -М., 1980. - 190 с.

111. Яблоков И.Н. Методологические проблемы социологии религии. М., изд-во Моск. ун-та, 1972. - 133 с.

112. Яблоков И.Н. Кризис религии в социалистическом обществе.- М., "Знание", 1974. 64 с.

113. Яблоков ЙГ.Н. Социология религии.- М., "Мысль", 1979.- 182 с.

114. Яблоков И.Н. Религия: сущность и явления. М., "Знание" 1982. - 63 с.

115. Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы.- М., "Прогресс", 1972. 392 с.

116. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее^ приемственности и изменении. М., Изд. иностр. лит., 1961.- 895 с.

117. Брюсов календарь на 200 лет. Предсказания о судьбе каждого человека, о погоде, об урожаях, о солнечных и лунных затмениях