автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Традиционные формы в повседневной культуре городов Среднего Поволжья

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Краснощеков, Владимир Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Тольятти
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Традиционные формы в повседневной культуре городов Среднего Поволжья'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиционные формы в повседневной культуре городов Среднего Поволжья"

На правах рукописи 005044923

КРАСНОЩЕКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ В ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЕ ГОРОДОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ (конец XIX - первая половина XX в.)

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Тольятти-2012

гГ

005044923

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Поволжский государственный университет сервиса»

Овсянников Валерий Петрович

доктор исторических наук, профессор

Морозова Елена Николаевна

доктор исторических наук, профессор, Национальный исследовательский Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, профессор кафедры отечественной истории в новейшее время

Сямина Ольга Васильевна

кандидат культурологии, доцент, Тольяттинский государственный университет, доцент кафедры изобразительного искусства.

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет»

Защита состоится 17 апреля 2012 года в 13.00 на заседании диссертационного совета ДМ 212.242.12 при ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А.» по адресу: 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, д. 77, корпус 1, аудитория 319.

С диссертацией можно ознакомиться в научно-технической библиотеке ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А.»

Автореферат размещен на сайте ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А.» www.sstu.ru _марта 2012 г.

,/А

Автореферат разослан ' ' марта 2012 года.

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ученый секретарь диссертационного совета

Н. М. Ососкова

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования обусловлена осознанием ценности повседневной жизни, как условия духовного самосовершенствования, как способа формирования самобытности и неповторимости индивидуального бытия.

Интерес к городской повседневности в XXI веке возрастает благодаря ее специфике. В городах происходит процесс эстетизации повседневности - стирания различий между искусством и повседневной жизнью. Это требует современных объяснительных подходов, связанных с культурологией, которая способна, во-первых, объяснить обращение предметов повседневности в художественные объекты и, во-вторых, обращение людьми своей повседневной жизни (в предметах быта и домашней обстановке) в некоторый эстетический проект.

Изучение истории культуры Среднего Поволжья дает богатый материал для осмысления отечественной культуры. Значительная часть традиционной культуры региона дошла до нас в виде предметов быта и декоративно-прикладного искусства, что позволяет судить о духовной и материальной сферах жизнедеятельности их носителей.

Прикладное искусство на фоне производимых современным обществом безликих материальных благ, наполняя собой быт, окружая человека в его повседневной жизни, способствует сохранению национальной среды обитания. Вещи, среди которых живет народ, удовлетворяющие его потребности и эстетические чувства, усиливают адаптационные возможности своей национальной культуры к современным глобальным вызовам. Необходим некий элемент выживания культуры, выбор правильной программы, основанный на региональной культуре, на менталыюсти. Тогда национальный культурный опыт может стать одним из прорывных ресурсов создания новой повседневной городской среды.

Вышеприведенные аргументы и определили выбор темы диссертационного исследования, необходимость разработки которой диктуется комплексом обстоятельств как теоретического, так и практически-познавательного характера.

Степень научной разработанности проблемы. Общие сведения о традиционных формах народного быта и повседневной культуры содержатся в классических работах о художественном творчестве, фольклоре, обычаях и обрядах русского народа известных этнографов и фольклористов: Е. В. Аничкова, Ф. И. Буслаева, М. М. Забылина, П. А. Киреевского, Н. И. Костомарова, И. П. Сахарова, И. М. Снегирева.

Г\

Особый интерес для нас представляют фундаментальные труды С. А. Токарева, И. Н. Чебоксарова, позволяющие проследить эволюцию материальной культуры многих народов мира. Отдельные стороны генезиса народного искусства рассматривали А. В. Арциховский, Л. А. Дин-цес, Б. А. Рыбаков, А. А. Формозов. В работах А. К. Байбурина, Н. И. Га-ген-Торн, Д. К. Зеленина традиционные народные повседневные предметы быта рассматриваются не только как памятник материальной культуры, но и как символы. Проблемы символики народного орнамента нашли отражение в исследованиях А. К. Амброза, В. А. Город-цова, Г. С. Масловой, В. В. Стасова. В работах Н. И. Лебедевой, А. Н. Че-репахиной анализируются предметы быта в контексте истории заселения и социального состава жителей.

Начало изучения предметов декоративно-прикладного искусства русского народа связано с именем А. А. Бобринского, дальнейшее развитие оно получило в советский период в работах В. С. Воронова, О. В. Кругловой, И. Н. Ухановой, А. В. Бакушинского, В. А. Барадули-на, П. Г. Богатырева, Г. К. Вагнера, В. М. Василенко, В. М. Вишневской, С. К. Жегаловой, А. С. Канцедикаса, Т. А. Крюковой, А. С. Мидовского, М. А. Некрасовой, Т. М. Разиной, А. Б. Салтыкова, Н. В. Мальцева и Н. В. Тарановской, С. К. Просвиркиной и Ю. С. Черняховской.

Исследованию быта и культуры города посвящены труды Л. А. Анохиной и М. Н. Шмелёвой, Е. О. Кабо, М. Г. Рабиновича, Н. А. Рожкова, С. Г. Струмилина и А. В. Терещенко.

Богатый фактический материал содержат публикации современных авторов, в которых описана бытовая и обрядовая стороны жизни, этнические взаимовлияния культуры народов региона: Т. И. Ведерниковой, Э. Л. Дубмана, А. Н. Зорина и Н. В. Зорина, Д. В. Пургасова, Ю. Н. Смирнова, Н. Ф. Тагировой, С. X. Алишева, Е. П. Бусыгина, П. С. Кабытова, Ю. Г. Мухаметшина, Л. П. Шабалиной, П. П. Фокина, Е. А. Ягафовой. Кроме многочисленных исторических фактов, они дают культурологическую оценку этим взаимоотношениям.

Материалы по современной повседневной культуре жителей Среднего Поволжья содержатся в работах Л. В. Сагитовой, С. Н. Митина, А. Ю. Тихоновой, Г. Б. Матвеева, О. В. Ягова.

Особенности организации внутреннего пространства жилища, черты интерьера, меблировки раскрываются в работах Е. Э. Бломквист, Л. Н. Чижиковой, Т. В. Станюкович, П. А. Раппопорта, Р. М. Габе, И. В. Маковецкого.

Анализ научной литературы по заявленной проблеме показывает, что по истории повседневной культуры городов Среднего Поволжья

пока нет крупных работ, основанных на современных культурологических методах исследования.

Объектом диссертационного исследования выступает традиционная повседневная культура Среднего Поволжья (конец XIX - первая половина XX в.).

Предмет исследования - особенности средневолжской повседневной культуры и вещные ценности городского населения, региональное своеобразие промыслов и ремесел, развитие и трансформации традиционных бытовых форм1 и элементов декоративно-прикладного искусства, а также влияние традиционного фактора на городскую среду Среднего Поволжья до первой половины XX века.

Цель и задачи. Основной целью диссертационного исследования является анализ бытовой среды и декоративно-прикладного искусства Среднего Поволжья в контексте истории региональной повседневной культуры (конец XIX - первая половина XX в.). Это предполагает решение следующих взаимосвязанных исследовательских задач:

• показать динамику уникальной средневолжской повседневной культуры;

• выявить региональное своеобразие кустарных промыслов и ремесел по производству бытовых вещей;

• провести анализ особенностей внутреннего убранства жилища народов, населяющих Среднее Поволжье до середины XX века;

• исследовать бытовые предпочтения горожан в Среднем Поволжье конца XIX - первой половины XX в.;

• проанализировать генезис традиционных элементов декоративно-прикладного искусства в быту городов Среднего Поволжья и на конкретном культурно-эмпирическом материале осмыслить его генезис;

• дать характеристику вещным ценностям горожан региона и их этническим особенностям;

• определить влияние традиционного фактора на развитие и модернизацию повседневной культуры региона.

Гипотеза исследования: повседневная культура в Среднем Поволжье обладает этносоциальной спецификой, своей логикой исторического развития, а уникальность городского облика проявляется в бытовых формах и элементах декоративно-прикладного искусства. Научная гипотеза строится на следующих предположениях: роль традиционных элементов и форм не ограничивается только утилитарными

1 Автор рассматривает традиционные формы как необходимое условие художественности прошведешш народного искусства, находящиеся в органической связи с его содержанием; в быту оно проявляется только в определенной форме.

функциями, благодаря им совершается переход от природы к культуре; элементы традиционной культуры сохраняются в пространстве общечеловеческой мысли и бытовых вещах через особые механизмы; вещи являются связующими звеньями с окружающей средой, которые опосредуют опасное для человека природно-климатическое воздействие; значение традиционной вещи в настоящее время изменилось, она играет важную роль для этнокультурного выживания, а ее изъятие из контекста повседневной культуры ведет к невосполнимым потерям.

Хронологические рамки исследования охватывают конец XIX -первую половину XX в. Традиционные формы повседневной культуры складывались веками, но именно к концу XIX века в России происходит окончательная индустриализация производства, нашедшая свое воплощение в повседневном быте людей, в культуре, искусстве. Именно с этого времени можно говорить о проблеме сохранения или утраты традиционных ценностей, о бытующих традиционных формах в Среднем Поволжье.

Территориальные рамки. В поле исследования попадает Среднее Поволжье, являющееся исторически сложившейся зоной взаимодействия различных этносов и конфессий. Обозначенный регион позволяет показать культурную динамику этого процесса, вскрыть основные механизмы генезиса традиционных форм в повседневной городской культуре.

Источниковая база исследования. При разработке темы проанализированы разноплановые источники: архивные и опубликованные документы, данные полевых исследований и прикладные материалы.

1. Неопубликованные источники (архивные документы различного характера): в Российском государственном архиве древних актов (г. Москва) хранятся документы, благодаря которым можно составить общую картину становления повседневности в регионе; материалы о традиционной и повседневной культуре населения Среднего Поволжья частично сосредоточены в Государственном архиве Российской Федерации (г. Москва), научном архиве Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (г. Москва), в Центральном государственном архиве Самарской области (г. Самара), архивном отделе администрации городского округа Жигулевск (Самарской обл.);

2. Полевые материалы этнографических экспедиций. Одним из важных источников явились полевые материалы автора, собранные в поездках по городам: Москва, Сергиев Посад, Сызрань, Самара, Тольятти, Димитровград; в Болгарском государственном историко-архи-тектурном музее-заповеднике (г. Болгар, Республика Татарстан) и Ис-

торико-краведческом музее «Самарская Лука» (г. о. Жигулевск Самарской области).

3. Опубликованные источники.

Особую ценность представляют фундаментальные работы: культурологическая, историческая, философская литература по проблеме. Труды Н. А. Архангельского, А. Н. Афанасьева, Р. Г. Ахметьянова, И. Г. Георги, М. М. Забылина, И. И. Лепехина, В. Н. Майнова, П. Л. Мартынова, Г. Ф. Миллера, В. И. Михайлова, Ю. Г. Мухаметшина, П. С. Пал-ласа, П. И. Рычкова, И. Н. Смирнова, С. А. Токарева, И. П. Фалька, Н. А. Халикова, П. Я. Черных, А. А. Шахматова, И. Ф. Штукенберга и др.

Важным источником стали работы, которые давно являются библиографической редкостью. Они находятся в Российской государственной библиотеке (г. Москва), в коллекции редких книг МУК «Библиотека Автограда» (г. Тольятти), а также в коллекции книг Городского музейного комплекса «Наследие» (г. Тольятти).

Большой интерес для исследования заявленной темы имеют литература по отечественной истории культуры и искусства и научные работы справочного характера.

Одним из наиболее значимых источников, где можно почерпнуть информацию по заявленной теме, являются источники личного происхождения. Основными видами этих источников являются дневники, мемуары, письма современников и путевые заметки путешественников по Волге и Среднему Поволжью.

В качестве вспомогательного источника вполне оправдано использование периодической печати.

4. Прикладные материалы: коллекции предметов быта традиционной повседневной культуры и декоративного искусства Х1Х-ХХ вв., представленные в экспозициях, выставках и хранящихся в фондах музеев городов Москвы, Сергиева Посада, Самары, Димитровграда, Болгар, Сызрани и Жигулевска; семейные коллекции жителей Среднего Поволжья.

5. Электронные материалы коллекций, предоставленные музеями городов Саранск, Петрозаводск, а также городов Сергиевск и Нефте-горск Самарской области.

Теоретико-методологическая основа исследования. Для решения поставленных исследовательских задач потребовалось сочетание нескольких методологических подходов: культурологического, исторического и системного.

Через призму культурологического подхода в диссертационной работе повседневная культура и ее традиционные формы в городах ре-

гиона оцениваются с точки зрения расширения возможностей реализации способностей человека как субъекта культуры.

Основополагающим в исследовании является принцип историзма, предполагающий изучение зарождения и развития повседневной культуры в регионе, особенностей внутреннего убранства жилища и элементов декоративно-прикладного искусства в быту народов, населяющих Среднее Поволжье. Исторический подход дает возможность рассматривать изучаемые явления в широкой исторической перспективе, выявлять закономерности их развития и место в исторической действительности.

Системный подход позволяет всесторонне охватить повседневную культуру Среднего Поволжья, представить ее как нечто самостоятельное, обладающее системными качествами, а распространение традиционных форм и явлений показать в виде особой формы движения.

Выявить и проанализировать влияние традиционного фактора на развитие и модернизацию повседневной культуры региона стало возможным благодаря использованию методологического арсенала пост-неклассической науки, в частности идеи самоорганизации. Для изучения общего и специфического в быту и домашнем производстве этносов Среднего Поволжья применялся сравнительно-исторический метод. С целью выявления предметно-образного ряда и принципов формообразования бытовых вещей народов региона был применен метод художественно-стилевого анализа. В анализе вещных ценностей городского населения Среднего Поволжья, смысловых ассоциаций в традиционных формах и знаковых деталях декоративно-прикладного искусства народов региона был использован семиотический метод. Кроме того, автор обращался и к другим методам научного исследования, способствующим решению поставленных задач: логическому, ретроспективному, проблемно-хронологическому, синхронному и др.

Научная новизна исследования. Непосредственная научная новизна работы заключается в том, что впервые:

• рассмотрена историческая динамика повседневной культуры Среднего Поволжья применительно к сфере быта и декоративно-прикладного искусства, определено место их традиционных форм и элементов в городской среде региона;

• выявлено и проанализировано региональное своеобразие промыслов и ремесел, их социокультурные функции в Среднем Поволжье;

• дана характеристика и исследованы особенности внутреннего убранства жилища народов, населяющих Среднее Поволжье; проведена реконструкция недостающих элементов городского интерьера до середины XX века;

• в результате изучения социокультурной городской среды была дана характеристика вещным ценностям и определены бытовые предпочтения горожан региона во взаимосвязи с их этническими особенностями (конца XIX - первой половины XX в.);

• обоснованы этнокультурная зависимость семантической наполняемости культурных форм предметов быта и взаимовлияние традиционных элементов декоративно-прикладного искусства в городской среде региона;

• выявлены механизмы сохранения и передачи традиционных форм культуры и сделаны некоторые шаги в изучении механизма, посредством которого создаются и воспроизводятся элементы традиционной культуры независимо от цивилизационного уровня общества; определено влияние «традиционного фактора» на развитие и модернизацию повседневной культуры региона.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Города Среднего Поволжья в конце XIX - первой половине XX в. в общественном и домашнем быту мало чем отличались от деревень. Их облик сохранял черты территории выхода и отпечаток местного этнического окружения. Повседневная культура в регионе была общей и традиционной для всего населения. В то же время город выступал основным каналом проникновения полезных новаций в бытовую среду. Таким новым системным качеством культуры горожан стал процесс эстетизации повседневности, в основе которой лежали: особенности формы и колорита, рисунок орнамента, композиция, сюжеты. Эти компоненты народного искусства создавали уникальность облика средне-волжского города.

2. Региональные особенности повседневной культуры проявились в промыслах и ремеслах. Они были связанны с этническим разделением труда и технологией домашнего производства при изготовлении необходимых в быту предметов. Основными центрами производства являлись города.

3. Внутреннее содержание дома (интерьер и предметы быта) являлось важной составной частью региональной повседневной культуры. В композиции внутреннего убранства домов различных этносов Среднего Поволжья преобладали общие черты: целостность и замкнутость пространства, контраст цветовых плоскостей. Сбалансированность утилитарных и символических функций отличало средневолжское жилище от других подобных феноменов культуры.

4. Удобство и целесообразность, творческий след мастера делают бытовые предметы Среднего Поволжья уникальными явлениями культуры. Это раскрывается в следующих особенностях: использование

при создании традиционных форм разнообразных материалов; колористические решения как украшение; ручной творческий труд в роли содержательного компонента.

5. Квинтэссенцию вещных ценностей народов Среднего Поволжья можно сформулировать как союз художественного и утилитарного. Предметы быта были действенной формой общения между людьми, служили пробуждению и развитию коллективистских качеств человека. Ценность традиционной вещи заключалась еще в ее особом семиотическом статусе - социальном, этническом, культовом, политическом, эстетическом и художественном.

6. Динамика повседневности жестко связана с ходом общественного прогресса, а традиционные формы являются неотделимой ее частью. Современное развитие общества требует ощутимой связи с прошлым. В культуре повседневности есть способ, обеспечивающий такую общность восприятия, - это декоративно-прикладное искусство. Через такую форму искусства реализуется возможность обретения гармонии с собой и миром посредством механизма «проживания». Благодаря своей знаковой природе народные предметы быта способны воздействовать на новый стиль, проникая в него своими основными качествами и принципами, подчиняясь культурному коду, традиционному в своей основе. Таким образом, в культурной истории идет процесс соединения традиции с новациями, поэтому изъятие традиционных форм из контекста повседневной культуры ведет к снижению возможностей региональной культуры в целом.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты диссертационной работы позволяют углубить теоретические представления в области культурологии, истории и философии культуры, связанные с проблемами традиционной повседневной культуры в городах Среднего Поволжья. В практическом плане возможно использование некоторых положений и выводов исследования при разработке новых направлений научно-проектной деятельности по созданию но-вационных образцов бытовых предметов с учетом традиционных форм и этнокультурной специфики Среднего Поволжья. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в учебном процессе в качестве спецкурсов и отдельных тем в культурологии, истории, философии, педагогике.

Апробация результатов исследования. По проблемам исследования автор выступал с докладами на международных конференциях ПВГУС (г. Тольятти, 2009-2011 гг.), международной научно-практической конференции - Тольятти - Москва (г. Тольятти, 2009, 2011 гг.);

международной научной конференции ЮРГУЭС (г. Шахты, 2011 г.); научно-практической конференции (гг. Сызрань, Саратов, 2010 г., 2011 г.).

Результаты исследований были опубликованы в 15 авторских работах общим объемом 5,4 п. л.: коллективной монографии «Проблемы формирования культурной компетентности личности», г. Казань, 2010 г.; в журнале «Школа университетской науки: парадигма развития», г. Тольятти, 2011 г.; в международном научном издании «Современные фундаментальные прикладные исследования», г. Кисловодск, 2011 г.; в научных журналах по списку ВАК: «Вестник СГТУ», г. Саратов, 2011 г.; «Вопросы культурологии», г. Москва, 2011 г.; «Обсерватория культуры», г. Москва, 2012 г.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников, приложения. Общий объем диссертации - 228 страниц, в том числе 170 страниц основного текста, 33 страницы - список литературы и источников, 25 страниц - приложения.

Основное содержание работы

Введение. Во введении обоснованы актуальность, новизна и значимость выбранной темы, определены цель, конкретные задачи, объект, предмет, гипотеза, хронологические и территориальные рамки исследования, методологические основы диссертации, дана характеристика историографии и источниковой базы исследования.

Первая глава «Повседневная культура Среднего Поволжья (до середины XX века)». В главе дается характеристика повседневной культуры Среднего Поволжья, выявляются ее особенности до середины XX века.

В первом параграфе «Зарождение и развитие повседневной культуры в регионе» определяется роль природных, экономических и этнических факторов, повлиявших на формирование повседневной культуры Среднего Поволжья, показана историческая динамика уникальной средневолжской повседневной культуры.

Автор обобщает некоторые подходы, расширяющие понимание феномена «повседневность». В целом повседневная культура представляется ему как этнокультурное явление, способ идентификации, отождествленный с культурной традицией на всех этапах исторического развития. Специфика переселенческих процессов способствовала взаимодействию между культурами народов Среднего Поволжья. Сложные этнокультурные процессы на основе прагматического использования опыта соседей привели к некоторой унификации повседневной культу-

ры региона. Городская культура в этих условиях формировалась на основе культурного взаимовлияния разнообразных национальных, городских и сельских традиций, что наложило специфический отпечаток на их повседневность.

Во втором параграфе «Региональное своеобразие промыслов и ремесел как питательная среда для формирования уникальной средне-волжской повседневной культуры» описываются региональные особенности кустарно-ремесленного производства предметов быта на территории Среднего Поволжья.

На распространение тех или иных промыслов повлияли природно-климатические (доступность сырья), географические (наличие водного пути) и этнические факторы. В Среднем Поволжье повсеместно были распространены следующие виды промыслов и ремесел: деревообрабатывающий (бондарный, колёсный и тележный, столярный, изготовление изделий из лыка и коры); обработка волокнистых веществ (производство льняной пряжи и ткани, валяльный, шерсточесальный, сукон-но-ткацкий и веревочный промыслы); обработка металлов (кузнечный и слесарный); обработка кож, а также горшечный и кирпичный промыслы. Региональные особенности промыслов и ремесел были направлены на реализацию предельно рациональной функции вещи и имели некоторую этническую специфику.

В конце параграфа автор приходит к выводу, что развитое ремесло в регионе способствовало формированию уникальной повседневной культуры. В промыслах также проявились региональные особенности, тесно связанные с этническим разделением труда и технологией производства. Типичным было то, что изготовление бытовых вещей почти везде имело сопутствующее производство. Этническое взаимодействие стимулировало обмен культурными формами.

В третьем параграфе «Быт и домашнее производство в Среднем Поволжье» проведен анализ особенностей внутреннего убранства жилища народов, населяющих Среднее Поволжье до середины XX века, показываются примеры, позволяющие констатировать, что население городов Среднего Поволжья занималось всевозможными домашними производствами, изготовлением необходимых в быту предметов.

Пространство средневолжского жилища разделялось по иерархическому и тендерному признакам. Иерархия мест, так же как и домашнее производство, разделялась на «женское» и «мужское». К производствам женским в регионе относились: прядение, ткачество, вышивание и некоторые другие. «Мужские» производства разделялись по видам промыслов: обработка дерева, обработка волокнистых веществ, обработка металла, гончарное, кожевенное дело и др. Каждому производст-

ву функционально соответствовал определенный предмет быта (прялки и ткацкие станы, рубели и вальки, посуда и т. д.). Большинство «мужских производств» со временем приняло товарный характер. В старину они были наиболее развиты, но в индустриальную эпоху постепенно приходили в упадок.

Социокультурный анализ позволил автору сформулировать важный промежуточный тезис, что предметы быта, кроме утилитарных функций, представляли собой отражение духовных образов, доминирующих у народов региона. Традиционно предметы быта в Среднем Поволжье оформлялись как художественные произведения. Таким образом, повседневная бытовая вещь входила в пространство народного искусства.

В четвертом параграфе «Особенности внутреннего убранства жилища народов региона», опираясь на разноплановый материал, автор провёл анализ особенностей внутреннего убранства жилища народов, населяющих Среднее Поволжье до середины XX века.

Организация жилого пространства населением Среднего Поволжья до середины XX века фактически осуществлялась традиционными способами. Внутреннее содержание дома, наличие и характер имеющихся в нем вещей являются важной составной частью национальной повседневной культуры. В городской среде индустриального общества часто только особенности внутреннего убранства жилища позволяют длительное время сохранять этническую уникальность.

Бытовое наполнение городских жилищ региона было подвержено, с одной стороны, жестким канонам народного уклада, но, с другой стороны, - художественно-стилевой эволюции, основанной на динамике бурно развивающегося российского общества. В обстановке жилища не было ни одного лишнего, случайного предмета, каждая вещь имела свое строго определенное назначение, подкрепленное многовековой традицией. Сбалансированность утилитарных и символических функций в обстановке жилища позволяет говорить о жилище как о феномене культуры.

Обобщая разноплановый материал, автор констатирует, что для композиции внутреннего убранства домов различных этносов Среднего Поволжья были характерны целостность и замкнутость пространства, контраст цветовых плоскостей.

Во второй главе «Традиционные формы культуры в городах региона (конец XIX - первая половина XX в.)» исследуются традиционные формы народного декоративно-прикладного творчества во всем их разнообразии как эстетическая часть феномена повседневности. Анализируется динамика существования орнаментальных стилей в народном искусстве Среднего Поволжья.

В первом параграфе «Вещные ценности городского населения Среднего Поволжья» дается характеристика вещным ценностям ropo-, жан региона и их этническим особенностям.

Традиционная вещь трактуется автором как явление, которому присущ особый семиотический статус, то есть способность становиться знаком. Благодаря своей знаковой природе традиционные утилитарные предметы быта, вещи, не являясь специально созданными носителями информации, способны передавать сведения и данные о процессе производства, структуре семьи и иных формах организации коллектива, то есть выполнять знаково-информационную функцию, являясь отражением объективной действительности в этническом сознании.

Сопоставляя вещные ценности, автор нашел подтверждения тому, что в целом можно говорить об антропоморфности каждой традиционной вещи, так как человек отражен в ней и физически, и духовно.

Анализ технологических процессов создания утвари позволяет также сделать вывод, что она конструировалась мастерами с учетом разных этнических традиций, способствующих выявлению и фиксации в изделии универсального характера взаимосвязей между создаваемой вещью, строением человеческого тела, социальной организацией коллектива и представлениями об устройстве мира.

В конце параграфа автор резюмирует: познавая особенности традиционной народной культуры, человек глубже познает себя. С особой очевидностью это проявляется в культуре нашей страны, где развитие национальной самобытности каждого народа является главным условием полноценного функционирования всей многонациональной культуры.

Во втором параграфе «Традиционные элементы декоративно-прикладного искусства в быту горожан Среднего Поволжья» анализируется генезис традиционных элементов декоративно-прикладного искусства в быту городов на конкретных примерах средневолжской материальной культуры.

Автор формулирует характерные признаки бытовых предметов Среднего Поволжья. В целом бытовым вещам региона были присущи: удобство, целесообразность, красота и творческий след мастера.

В исследовании рассматриваются бытовые предметы декоративно-прикладного искусства горожан Среднего Поволжья, которые создавались на основе региональных традиций. Это - мебель (столы, комоды, сундуки, стулья и др.), пряничные доски и формы для выпечки, кузнечные изделия (светцы, сечки для рубки капусты и узорные дверные петли), керамическая посуда, деревянные ложки, ковши и солонки.

На основе обширного материала автор выявляет особенности сред-неволжских традиционных элементов декоративно-прикладного искусства, свойственные быту горожан. Так, помимо выразительных пропорций, цвета, силуэта большинство бытовых предметов имели какое-либо украшение: орнамент или же выявленную фактуру материала. Традиционные элементы активно использовались в создании новых предметов быта: мебели, посуды, некоторых деталей интерьера, в которых органично уравновешивались красота и польза. В декоративно-прикладном искусстве региона широко применялись разнообразные материалы (дерево, металл, стекло, ткани), которые влияли на композицию изделий и выражали творческую волю мастера. Ручной творческий труд как способ создания вещи играл роль содержательного компонента, определяя эстетическую ценность предмета.

В третьем параграфе «Влияние традиционного фактора на развитие и модернизацию повседневной культуры региона» исследуется роль традиционного фактора в современной культуре, показывается значение ручного производства вещи как главного условия качества.

В параграфе дается характеристика народному искусству в Среднем Поволжье, выявляются его главные черты - выражение творческой индивидуальности, приверженность канону и традиции, фиксация коллективного исторического опыта, наличие собственной структуры изобразительных и выразительных средств. Особняком, по мнению автора, стоит уникальное восприятие мастерами региона природы, социальной среды и бытовой культуры как целого. Примером тому может служить продукция Жигулевской фабрики художественных изделий.

Анализируя факты, автор формулирует тезис, что традиционное народное искусство в быту горожан Среднего Поволжья - это искусство многих поколений художников из народа, проявление традиционной культуры, в недрах которой некогда создавалась разнообразная и пластически богатая предметная материальная среда. Их мастерство, передаваясь по наследству, сохраняло те характерные черты, которые составляют его основу: особенности колорита, рисунок орнамента, композицию, сюжеты. Эта повторяемость основных художественных форм и элементов и есть региональная эстетическая традиция. Как показывает исследование, традиция в повседневной культуре Среднего Поволжья находилась в медленном, но в постоянном развитии.

В конце параграфа автор делает выводы: многообразие видов народного творчества в Среднем Поволжье, основанного на глубинных этнических пластах, характеризует традиционные формы повседневной культуры как явление непреходящее, чуждое модным увлечениям; значение традиционной культуры для общества не должно снижаться,

т. к. она порождает принципы консенсуса во взаимодействии этических и научно-технических ценностей культуры; длительность существования орнаментальных стилей в народном искусстве Среднего Поволжья было связано с его глубокой одухотворенностью и тем, что они отвечали мировоззренческим и эстетическим взглядам народов региона; традиционные формы являются прекрасной частью повседневности.

В Заключении подводятся общие итоги проведенного исследования, делаются выводы. Нашло подтверждение предположение о том, что роль традиционных элементов и форм не ограничивается только утилитарными функциями, благодаря им совершается переход от природы к культуре; элементы традиционной культуры сохраняются в пространстве общечеловеческой мысли и бытовых вещах через особые механизмы; вещи являются связующими звеньями с окружающей средой, они опосредуют опасное для человека природно-климатическое воздействие.

Традиционные формы и элементы имеют большое значение и в настоящее время. Как показывает исследование, механизмом их воспроизводства является культура повседневности. Средневолжская традиционная культура в XXI столетии остается мощным фактором многогранного формирования и развития повседневности, преобразующим и обогащающим современную культуру.

Список публикации автора по теме диссертации

В изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Краснощекое В. А. Вещь как ценность в этнической культуре Среднего Поволжья // Вопросы культурологи. - 2011. - № 9. - С. 20-24 (0,45 п. л.).

2. Краснощекое В. А. Особенности традиционных народных форм культуры индустриальных городов Среднего Поволжья на рубеже Х1Х-ХХ вв. // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2011. - № 3. - Выпуск 1. - С. 287-295 (0,7 п. л.).

3. Краснощекое В. А. Предметы быта в повседневной культуре Среднего Поволжья второй половины XIX века // Обсерватория культуры. - 2012.-№ I.- С. 136-141 (0,75 п. л.).

В материалах международных конференций:

4. Краснощекое В. А. Особенности современной повседневной культуры быта // Инновационные технологии, промышленная политика и деловое сотрудничество : сб. ст. международ, заоч. науч.-практ. конф. - М. - Тольятти : Полиар, 2009. - С. 74-79 (0,3 п. л.).

5. Краснощекое В. А. К актуальности сохранения традиций в повседневной культуре городской среды // Наука - промышленности и сервису : сб. ст. Четвертой международ, науч.-практ. конф. Ч. III / Поволжский гос. ун-т сервиса. - Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2009. -С. 356-360 (0,25 п. л.).

6. Краснощекое В. А. Исторические аспекты изучения традиционных форм народного искусства в России (XIX-XX вв.) // Запад - Россия - Восток. Политическое, экономическое, техническое и культурное взаимодействие : сб. ст. международ, науч.-практ. конф. Ч. 2. - Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2010. - С. 92-96 (0,25 п. л.).

7. Краснощекое В. А. Традиционные формы орнамента предметов повседневного быта жителей Среднего Поволжья // Наука - промышленности и сервису : сб. ст. Пятой международ, науч.-практ. конф. Ч. II / Поволжский гос. ун-т сервиса. - Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2010. -С. 483-487 (0,2 п. л.).

8. Краснощекое В. А. Деревянные пряничные доски в повседневной культуре индустриальных городов Среднего Поволжья // Инновационные технологии, научные и технические достижения, их правовая защита : сб. ст. Четвертой международ, науч.-практ. конф. (г. о. Тольятти, 26-28 мая 2011 г.). - Тольятти - М. : Фонд развития через образование, 2011. - С. 80-86 (0,4 п. л.).

9. Краснощекое В. А. Орнамент как проявление мировоззренческих и эстетических взглядов народов Среднего Поволжья // Наука в современном обществе: состояние и тенденции развития : материалы международ. науч. конф. (г. Шахты, 18 мая 2011 г.). - Шахты : ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2011. - С. 207-209 (0,3 п. л.).

10. Краснощекое В. А. К актуальности изучения традиционных форм повседневной культуры Среднего Поволжья в современных условиях // Посткризисное развитие современного общества: взгляд в будущее (экономические, социальные, философские и правовые аспекты) : материалы международ, (заочной) науч.-практ. конф. : в 3 ч. Ч. 2. - Саратов : ИЦ «Наука», 2011. - С. 71-73 (0,2 п. л.).

11. Краснощекое В. А. Традиционные элементы декоративно-прикладного искусства Среднего Поволжья в контексте формирования профессиональных компетенций в области общепрофессиональных дисциплин // Инновационные подходы к формированию основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС : сб. тез. докл. Межвуз. науч.-метод. конф. - Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2011.-С. 70-73(0,2 п. л.).

В других изданиях:

12. Краснощекое В. А. Декоративно-прикладное искусство Среднего Поволжья в контексте формирования культурной компетентности личности // Проблемы формирования культурной компетентности личности: кол. монография / сост. и научн. ред. проф. Л. В. Карцева. - Казань : РИД «Школа», 2010. - С. 103-106 (0,25 пл.).

13. Краснощеков В. А. Традиции декоративно-прикладного искусства в контексте региональной культуры Среднего Поволжья // Городская культура в XXI веке: стратегии инновационного развития : сб. ст. заоч. науч.-практ. конф. (25 октября - 25 ноября, г. Сызрань). - Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2010. - С. 239-242 (0,2 п. л.).

14. Краснощеков В. А. Культурный смысл и ценности повседневной жизни народа // Школа университетской науки: парадигма развития. - Тольятти : Изд-во ПВГУС, 2011. - № 1 (2). - С. 52-56 (0,45 п. л.).

15. Краснощеков В. А. Орнамент в традиционной культуре Среднего Поволжья // Современные фундаментальные прикладные исследования (РИНЦ). - Кисловодск : УЦ «МАГИСТР», 2011. - № 2. - С. 8-Ю (0,5 п. л.).

Подписано в печать с электронного оригинал-макета 5.03.2012. Бумага офсетная. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 1,0. Тираж 120 экз. Заказ 60/02.

Отпечатано в Издательско-полиграфическом центре Поволжского государственного университета сервиса. 445677, г. Тольятти, ул. Гагарина, 4.

 

Текст диссертации на тему "Традиционные формы в повседневной культуре городов Среднего Поволжья"

61 12-7/422

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

КРАСНОЩЕКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ В ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЕ ГОРОДОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ (конец XIX - первая половина XX вв.)

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры

Диссертация на соискание учёной степени кандидата исторических наук

На правах рукописи

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор В. П. Овсянников

Тольятти — 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Повседневная культура Среднего Поволжья (до середины

XX века)............................................................... 27

1.1. Зарождение и развитие повседневной культуры в регионе... 27

1.2. Региональное своеобразие промыслов и ремесел как питательная среда для формирования уникальной средневолж-

ской повседневной культуры....................................... 43

1.3. Быт и домашнее производство в Среднем Поволжье......... 60

1.4. Особенности внутреннего убранства жилища народов региона .................................................................... 73

Глава 2. Традиционные формы культуры в городах региона (конец

XIX - первая половина XX вв.)................................... 100

2.1. Вещные ценности городского населения Среднего Поволжья ........................................................................ 100

2.2. Традиционные элементы декоративно-прикладного искусства в быту горожан Среднего Поволжья ........................ 117

2.3. Влияние традиционного фактора на развитие и модернизацию повседневной культуры региона .......................... 140

Заключение............................................................. 161

Список использованной литературы и источников............ 171

Приложения............................................................ 204

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена осознанием ценности повседневной жизни, как условия духовного самосовершенствования, как способа формирования самобытности и неповторимости индивидуального бытия.

В последнее время наблюдается рост интереса к истории повседневной традиционной культуры региона, при этом активно идет переосмысление прошлого. В этом проявляются современные тенденции общественного развития, обусловленные тем, что «Культурное пространство повседневности формирует человека, оказывая влияние на изменение ценностно-нормативных качеств общества»1.

Интерес к городской повседневности в XXI веке возрастает, благодаря ее специфике. В городах происходит процесс эстетизации повседневности -стирания различий между искусством и повседневной жизнью. Это требует современных объяснительных подходов, связанных с культурологией, которая способна, во-первых, объяснить обращение предметов повседневности в художественные объекты и, во-вторых, обращение людьми своей повседневной жизни в некоторый эстетический проект. В целом, это проявляется в стремлении горожан соответствовать определенному стилю в одежде, внешнем виде и домашней обстановке.

Изучение истории культуры Среднего Поволжья дает богатый материал для осмысления отечественной культуры. Значительная часть традиционной культуры региона дошла до нас в виде предметов быта и декоративно-прикладного искусства, что позволяет судить о духовной и материальной сферах жизнедеятельности их носителей.

Современное общество производит значительно больше материальных благ, нежели в прошлом. Вместе с тем, они носят унифицированный, безли-

1 Розенберг Н. В. Духовные константы повседневной культуры жителей Поволжья. Электронное научное издание «Аналитика культурологии». Выпуск 1 (10). 2008. URL: http://wvvw.analiculturolog.ru/ru/joumal/archive/item/533-article_15.htmr

кий характер и только прикладное искусство, наполняя собой быт, окружая человека в его повседневной жизни, способствует сохранению национальной среды обитания. Если вещи, среди которых живет народ, ему близки, удовлетворяют его потребности и эстетические чувства, то этим они усиливают адаптационные возможности своей национальной культуры к современным глобальным вызовам. Необходимо только помочь культуре произвести, соз дать некий элемент выживания, выбрать правильную программу, основанную на региональной культуре, на ментальности. Тогда национальный культурный опыт может стать одним из прорывных ресурсов создания новой повседневной городской среды.

Вышеприведенные аргументы и определили выбор темы диссертационного исследования: «Традиционные формы в повседневной культуре городов Среднего Поволжья (конец XIX - первая половина XX вв.)», необходимость разработки которой диктуется комплексом обстоятельств как теоретического, так и практически-познавательного характера.

Степень научной разработанности проблемы. Комплексный, междисциплинарный характер проблемы исследования предопределил освоение широкого круга источников.

Общие сведения о традиционных формах народного быта и повседневной культуры содержатся в классических работах о художественном творчестве, фольклоре, обычаях и обрядах русского народа известных этнографов и фольклористов: Е. В. Аничкова, Ф. И. Буслаева, М. М. Забылина, П. А. Киреевского, Н. И. Костомарова, И. П. Сахарова, И. М. Снегирева1.

Фундаментальной основой осмысления традиционных форм в российской повседневной культуре стали труды К. С. Аксакова, Н. А. Бердяева, С. Н.

1 Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. М., 2003; Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности. Избранное. М., 2011; Забылин М. М. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990; Киреевский И. В. Духовные основы русской жизни. М., 2007; Костомаров Н. И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа. СПб., 1860; Сахаров И. П. Сказания русского народа. Тула, 2000; Снегирев И. М. Лубочные картинки русского народа в московском мире. М., 1861.

Булгакова, Н. Я. Данилевского, И. А. Ильина, Л. П. Карсавина, И. В. Киреевского, А. Ф. Лосева, П. Н. Милюкова, В. В. Розанова, В. С. Соловьева, П. А. Флоренского1, а также современных исследователей - А. И. Арнольдова, А. Я. Флиера и др.

Общетеоретические проблемы повседневности, в том числе вопросы соотношения традиционного и новационного, функционального своеобразия этнотрадиций отражены в работах как зарубежных, так и отечественных исследователей - С. А. Арутюнова, Ф. Боаса, Б. Малиновского, Э. С. Маркаря-на, Э. Тайлора, Л. Уайта3.

Особый интерес для нас представляют отечественные теоретики культуры. В своих работах М. М. Бахтин4 исследовал вещь как феномен культуры, как особую культурную ценность, а Г. С. Кнабе5 рассматривал знаковую выразительность бытовых вещей, как определяющую мироощущение человека. Фундаментальные труды С. А. Токарева, И. Н. Чебоксарова6 позволяют проследить эволюцию материальной культуры многих народов мира. Отдельные стороны генезиса народного искусства рассматривали А. В. Арциховский, Л.

1 Аксаков К. С. Государство и народ. М., 2009; Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990; Булгаков С. Н. Философия хозяйства. Трагедия философии. Соч.: в 2 т. Т. 1. М., 1993; Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 2011; Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. М., 2002; Карсавин Л. П. Философия истории. СПб., 1993; Киреевский И. В. Духовные основы русской жизни. М., 2007; Лосев А. Ф. Бытие - имя - космос. М., 1993; Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры: в 3 ч.: в 4 вып. СПб., 1896-1903; Розанов В. В. Сочинения в 2-х т. Т. 2. М., 1990; Соловьев В. С. Сочинения в 2-х т. Т. 2. М., 1988; Флоренский П. А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. М., 2000.

2 Арнольдов А. И. Культура: современный портрет. М., 1997; Флиер А. Я. Культура как основа национальной идеологии. М., 2000.

3 Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989; Боас Ф. Методы этнологии // Антология исследований культуры. Т. 1: Интерпретации культуры. СПб., 1997. С. 519-527; Малиновский Б. Избранное: Динамика культуры. М., 2004; Мар-карян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983; Тайлор Э. Б. Первобытна« культура. М., 1989; Уайт Л. Э. Избранное: Эволюция культуры. М., 2004.

4 Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990.

5 Кнабе Г. С. Язык бытовых вещей // Декоративное искусство СССР. - 1985. - № 1. - С. 39-43.; он же. Образ бытовой вещи как источник исторического познания // Вещь в искусстве: материалы науч. конф. 1984. Вып. XVII. М., 1986. С. 259-301.

6 Токарев С. А. Этнография народов СССР: исторические основы быта и культуры. М., 1958; Чебоксаров Н. Н. Народы, расы, культуры. М., 1985.

А. Динцес, Б. А. Рыбаков, А. А. Формозов1. В работах А. К. Байбурина, Н. И: Гаген-Торн, Д. К. Зеленина2 традиционные народные повседневные предметы быта рассматриваются не только как памятник материальной культуры, но и как символы. Проблемы символики народного орнамента нашли отражение в исследованиях А. К. Амброза, В. А. Городцова, Г. С. Масловой, В. В. Стасова3. В работах Н. И. Лебедевой, А. Н. Черепахиной4 анализируются предметы быта в контексте истории заселения и социального состава жителей.

Большая часть диссертационного исследования посвящена анализу традиционных форм повседневной культуры городов Среднего Поволжья. Существует обширная литература, посвященная заявленной теме.

К наиболее ранним исследованиям относятся работы академика П. С Палласа, И. И. Лепехина, П. И. Рычкова5, посвященные национальной специфике населения региона и их культуре.

В XIX веке в работах А. Ф. Леопольдова и П. П. Свиньина6 появились первые элементы научного анализа особенностей культуры отдельных территорий, а во второй половине XIX века вышли в свет публикации П. В

1 Арциховский А. В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. Томск; М., 2004; Динцес JI. А. Русская глиняная игрушка. Происхождение, путь исторического развития. M.-JL, 1936; Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 2002; Формозов А. А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. М., 1980.

2 Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. М., 1983; Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья. Материалы к этногенезу. Чебоксары, 1960; Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991.

3 Амброз А. О. Раннеземледельческий культовый символ «ромб с крючками» // Советская археология. - 1965. - № 3. - С. 11-27; Городцов В. А. Дако-Сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве. М., 1926; Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978; Стасов В. В. Русский народный орнамент. Выпуск 1. М., 2008.

4 Лебедева Н. И. Научные труды. Т. 2. Рязань, 1996; Черепахина А. Н. История художественной обработки изделий из древесины. М., 1993.

5 Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российской империи : в 3 ч. Ч. 1. СПб., 2007; Полное собрание ученых путешествий по России 1818-1825 гг. Т. III. Записки Академика И. И. Лепехина. Ч. 1. СПб., 1821; Рычков П. И. Топография Оренбургская, то есть : обстоятельное описание Оренбургской губернии: в 2 т. Т. 1. Оренбург, 2010.

6 Леопольдов А. Ф. Исторический очерк Саратовского края. М., 1848; Свиньин П. П. Картины России и быт разноплеменных ее народов. Ч. 1. СПб., 1839.

Алабина, К. И. Невоструева, П. П. Пекарского, Г. И. Перетятковича1, посвященные истории и культуре Среднего Поволжья. Их дело продолжили М. В. Арнольдов, К. Я. Воробьев, В. Э. Красовский, П. А. Матвеев, В. Н. Поливанов2. В этих работах мы можем найти классификацию народных промыслов и географию их распространения.

Особо выделяется труд Н. А. Рожкова3, в котором в хронологическом порядке отражены вехи становления образа повседневной городской индустриальной культуры. Начало изучения предметов декоративно-прикладного искусства русского народа, традиционного народного домашнего, хозяйственного и отчасти церковного обихода связано с именем А. А. Бобринского4, ему принадлежит первая классификация русских народных деревянных изделий, получившая дальнейшее развитие в советский период в работах В. С. Воронова и О. В. Кругловой5.

Исследованию быта и некоторых сторон жизнеобеспечивающей культуры города посвящены труды Л. А. Анохиной и М. Н. Шмелёвой, Е. О. Кабо, М. Г. Рабиновича, С. Г. Струмилина и А. В. Терещенко6. Концепция изучения

1 Алабин П. В. Двадцатипятилетие Самары как губернского города. Самара, 1877; Невос-труев К. И. Историческое обозрение Симбирска от первых времен до его возведения на степень губернского города. Симбирск, 1909; Пекарский П. П. Когда и для чего основаны города Уфа и Самара? // Классика Самарского краеведения: Антология. Самара, 2002. С. 114-136.; Перетяткович Г. И. Поволжье в XVII и в начале XVIII вв. Очерки из историь колонизации края. Одесса, 1882.

2 Арнольдов М. В. Шелковопоясное производство в г. Алатыре // Материалы для истории и статистики Симбирской губернии. Вып. 1. Симбирск, 1866. С. 16-20.; он же. Кожевенное производство в г. Сызране. Симбирск, 1865; Воробьев К. Я. Кустарно-ремесленные промыслы Симбирской губернии. Симбирск, 1916; Красовский В. Э. Хронологический перечень событий Симбирской губернии. 1372-1901. Симбирск, 1901; Матвеев П. А. Очерки народного юридического быта Самарской губернии // Сборник народных юридических обычаев. Ч. 1. СПб., 1878. С. 13-46; Поливанов В. Н. Материалы исторические и юридические района бывшего приказа Казанского дворца. Т. 2-3. Симбирск, 1898-1902.

3 Рожков Н. А. Город и деревня в русской истории. Краткий очерк экономической истории России. М., 2011.

4 Бобринский А. А. Народные русские деревянные изделия. Предметы домашнего хозяйственного и отчасти церковного обихода. М., 2011.

5 Воронов В. С. Крестьянское искусство. М., 1924; Круглова О. В. Русская народная резьба и роспись по дереву. М., 1974.

6 Анохина Л. А., Шмелёва М. Н. Быт городского населения средней полосы РСФСР в прошлом и настоящем. М., 1977; Кабо Е. О. Очерки рабочего быта. Опыт монографиче-

города как социокультурного явления, а также его культура освещены в работах Н. П. Анциферова, О. Р. Будиной, В. Ю. Крупянской, А. Ф. Некрыловой, Н. С. Полищук, С. Б. Рождественской и П. Г Рындзюнского1.

Богатый фактический материал содержат публикации, собранные в работах современных авторов, в которых описана бытовая и обрядовая стороны жизни, этнические взаимовлияния культуры народов региона: Т. И. Ведерниковой, Э. Л. Дубмана, А. Н. Зорина и Н. В. Зорина, Д. В. Пургасова, Ю. Н. Смирнова, Н. Ф. Тагировой, С. X. Алишева, Е. П. Бусыгина, П. С. Кабытова, Ю. Г. Мухаметшина, Л. П. Шабалиной, П. П. Фокина, Е. А. Ягафовой2. Кроме многочисленных исторических фактов, они дают культурологическую оценку этим взаимоотношениям.

Особенности организации внутреннего пространства жилища, черты интерьера, меблировки раскрываются в работах Е. Э. Бломквист, Л. Н. Чижико

ского исследования домашнего рабочего быта. Т. 1. М., 1928; Рабинович М. Г. Очерки этнографии русского феодального города. Горожане, их общественный и домашний быт. М., 1978; Струмилин С. Г. Рабочий быт в цифрах. Статистико-экономические этюды. М.-Л, 1926; Терещенко А. В. Быт русского народа. Ч. 1. М., 1997.

1 Анциферов Н. П. Город, как выразитель сменяющихся культур. Картины и характеристики. Л., 1926; Будина О. Р., Шмелёва М. Н. Город и народные традиции русских: По материалам Центрального района РСФСР. М., 1989; Крупянская В. Ю., Полищук Н. С. Культура и быт рабочих горнозаводского Урала (конец XIX - начало XX вв.). М., 1971; Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец XVIII -начало XX вв. СПб., 2004; Рождественская С. Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М. : Наука 1981; Рындзюнский П. Г. Крестьяне и город в капиталистической России второй половины XIX в. М., 1983.

2 Ведерникова Т. И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края. Самара, 1991; она же и др. Этнография Самарской Луки; Топонимика Самарской Луки. Самара, 1996; Дубман Э. Л. Хозяйственное освоение Среднего Поволжья в XVII веке. По материалам церковно-монастырских владений. Куйбышев, 1991; Зорин А. Н., Зорин Н. В. Очерки городского быта дореволюционного Поволжья. Ульяновск, 2000; Пургасов Д. В. Жизнь дореволюционной мордвы. История, предания, быт, обычаи и верования. М., 1995; Таги-рова Н. Ф. Рынок Поволжья (вторая половина XIX - начало XX вв.). М., 1999; Алишев С. X. Исторические судьбы народов Среднего Поволжья XVI - нач. XIX вв. М., 1990; Бусыгин Е. П. Русское население Среднего Поволжья. Историко-этнографическое исследование материальной культуры (середина XIX - начало XX вв.). Казань, 1966; Кабытов П. С. Земля Самарская: Очерки истории Самарского края. Куйбышев, 1990; Мухаметшин Ю. Г. Татары-кряшены: Историко-этнографическое исследование материальной культуры. М., 1977; Шабалина Л. П. Структура и быт семьи народов Среднего Поволжья. Ульяновск, 1997; Фокин П. П., Ягафова Е. А. и др. Чуваши Самарской Луки. Чебоксары, 2003.

вой, Т. В Станюкович, П. А. Раппопорта, Р. М. Габе1. Важную роль образа храма в русском народном искусстве (в вышивке, резьбе по дереву) выявили М. А. Ильин, И. М. Денисова2.

Стилевой взаимосвязи между городом и деревней в декоре бытовых предметов посвящены труды И. Н. Ухановой3. Эстетическая природа ремесла представлена в работах А. В. Бакушинского, В. А. Барадулина, П. Г. Богатырева, Г. К. Вагнера, В. М. Василенко, В. М. Вишневской, С. К. Жегаловой, А. С. Канцедикаса, Т. А. Крюковой, А. С. Миловского, М. А. Нек