автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.04
диссертация на тему:
Традиция и ее трансформация в жанре агиографии

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Лоевская, Маргарита Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.04
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Традиция и ее трансформация в жанре агиографии'

Текст диссертации на тему "Традиция и ее трансформация в жанре агиографии"

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Факультет иностранных языков

Лоевская Маргарита Михайловна

Традиция и ее трансформация в жанре агиографии (на материале старообрядческих житий святых)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологических наук по специальности 240004 — «Прикладная культурология»

Научный руководитель кадидат филологических наук доцент ВОЛКОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА

Москва

1999

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4

1. История вопроса. Античная биография и византийская

агиография 16

2. Развитие агиографии на Руси с XI по XVII вв. 17

3. Церковный раскол: причины, последствия,

возникновение раскольнических сочинений 24

4. Автобиографическая тема в древнерусской литературе 31

Глава У. Агиографическая традиция в композиции и сюжетно- тем 'л тической структуре

старообрядческих житий

1.1. Введение 42

1.2. Тематические и композиционные особенности агиографических памятников Х1~Х\Л1 вв. 44

1.3. Центральная часть агиографического произведения 56

1.4. Скоморошество на Руси 67

1.5. Жития Христа ради юродивых и их элементы в Житии

протопопа Аввакума 75

1.6. Обличения сильных мира сего и мученичество в житийной

литературе 83

1.7. Женские образы в агиографических памятниках 101

1.8.

1.9.

Изображение чудес в житийной литературе ( видения, демонология, исцеления больных и др.). Пейзаж в житийной литературе и его функции

114 128

Глава2. Трансформация стилистической традиции в старообрядческой житийной литературе XVII века.

2.1. Введение 134

2.2. Двуязычность Аввакума 139

2.3. Книжный и народный характер изобразительных средств

языка древнерусских житий святых 141

2.4. Сочетание торжественной и сниженной лексики как

основной стилистический прием протопопа Аввакума 151

2.5. Стиль челобитных и посланий Аввакума 156

2.6. Приемы поэтического синтаксиса в агиографии 160

2.7. Прерванное повествование как стилистический прием 165

2.8. Стихия живого русского языка 167

2.9. Русские писатели о житии протопопа Аввакума 170

Заключение. 174

Библиография. 185

Список сокращений 221

Введение.

Жития святых - бесценное творение русской культуры., они составляют самую обширную часть христианской литературы; это «самый мощный и высокий рассказ,

о о о А о о

какой только есть в русской письменной Руси, о вечной русской молитве, о русском духе - победителе всех страданий»^. На примерах учения и жизни Божиих угодников в течение многих столетий воспитывались поколения христиан. Наибольшей распространенностью на Руси пользовалась духовная литература и в том числе жития. Сегодня не вызывает удивления тот факт, что все больше учёных-медиевистов проявляют интерес к памятникам агиографии, так как изучение этих произведений позволяет познать всю широту и многогранность русской духовной культуры. А культура - это, прежде всего, сама жизнь народа, она не отделима от религии. «Творец культуры — душа человека, а душа формируется под сильнейшим влиянием сложившейся религии»^. Памятники письменности (церковная отечественная литература), живопись (иконопись), архитектура (храмовое строительство), музыка (песнопения в православной церкви) - все это вдохновлялось христианскими идеалами, пронизано вековой традицией церковных канонов. Духовная культура представляет собой сумму вечных идей, некий феномен, имеющий вневременной и вселенский смысл. Она не стареет, у нее нет срока давности^. Изучение произведений русского средневековья позволяет заглянуть вглубь нашей истории и культуры, неразрывно связанных друг с другом.

^ Лукаш И. Потерянное слово //Родина. - 1996. - № 1. - С. 108.

^ Карташов А. Влияние церкви на русскую культуру //Путь. Орган русской религиозной мысли. -Париж, 1928. - № 9. - С. 33.

^ Панченко A.M. Русская культура в канун петровских реформ. - Л., 1984. - С. 50.

К сожалению, число исследований, посвященных проблемам, как эволюции и трансформации жанра агиографии, невелико. В советский период о агиографической литературе если и писалось что-то, то только с негативной оценкой и в «ругательном тоне, а само слово святые в атеистической литературе очень часто ставилось в кавычки»^. Житиям святых давалось либо вульгарно-социологическое, либо чисто стилистическое толкование, не учитывающее духовного содержания агиографических текстов. Так, на книгу, изданную преподавателями кафедры русской литературы МГУ, была опубликована следующая рецензия. <<В некоторых изданиях просматривается тенденция приукрасить, преувеличить роль церкви в истории и культурном развитии различных стран и народов. Пример тому - «Древнерусские предания» (издательство «Советская Россия», 1982 г.)... Игнорируя научную объективность в оценке фактов истории, автор {В. Кусков - М.Л.) явно переоценивает роль православных монастырей в распространении культуры... Однозначность оценок проявляется в неуёмном восхищении автора ... православными святыми... Что, кроме недоумения, может вызвать утверждение, будто жития святых «служат могучим средством патриотического воспитания, вселяют чувство национальной гордости, веры в неистребимость созидательной жизненной силы, энергии, нравственной красоты русского народа»»

На наш взгляд, подобные отклики на издание памятников житийной литературы приводят к обесцениванию значения русской духовной культуры.

1 Беляев С.А. Предисловие //Словарь исторический о святых, прославленных в российской церкви и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. - М.: Книга, 1990. - С. 3. 2Тарасенко Н. Время искать // Правда. 1983. - 15 мая. - С. 3.

Автору приведенной выше цитаты можно лишь ответить словами Киприана митрополита Киевского - «невежество злее согрешения» и «брань против святых прежде всего не делает чести ... уму, неспособному понять идеала жизни самоотверженной, торжествующей над самолюбием своим, над природой физическою, над величиями мира преходящего»*. Совершенно очевидно, что невозможно понять, а значит, и исследовать средневековую культуру вне её религиозного содержания, так как истоки любой культуры религиозны. «Бесплодно исследовать историю христианской духовной жизни, христианского учения, богослужения и пр. тому, кто сам далек от духовности и кто сам не христианин»^. В советском литературоведении существовала система замалчивания, игнорирования или отрицания той огромной роли, которую выполняли православные монастыри (например, в усвоении переводной литературы, в создании оригинальной древнерусской книжности), являясь центром русской культуры и науки. Именно из их стен выходили не просто священнослужители, мыслители, замечательные писатели, но люди высокой книжной культуры. Также нельзя забывать, что

3

монастыри оказывали огромное культурное влияние на окрестное население .

Что же касается житийной литературы, то эти произведениях были пронизаны светлыми мыслями о значении человека, воспевали подвиг христианского служения, формировали нравственный кодекс поведения (проповедовали такие добродетели, как аскетизм, смирение, нравственное совершенствование), указывали

^Филарет (Гумилевский), архиепископ. Жития святых, чтимых православною церковию. Февраль.

СПб., 1900. - С. 449-450.

2 Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. - М., 1996. - С. 7.

3См.: Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого. - Л., 1962.

С. 150.

путь к спасению души, прославляли величие Земли Русской. Жития святых представляли собой память о тех, кто проповедовал слово учителя Истины Иисуса Христа, «которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли», «терпя недостатки, скорби и озлобления» (Поел, к

Евреям, 11, 37-38).

«Древнерусский человек в отличие от человека просветительской культуры жил и мыслил в рамках религиозного сознания. Он «окормлялся» верой как насущным хлебом»^. Жития святых создавались не только для душеполезного чтения - по своему характеру и по своим задачам они имели церковно-служебное значение («житие святого само составляло принадлежность богослужения в день его памяти, будучи обязательно прочитываемо в церкви на 6 песни канона после кондака и икоса, и потому само настраивалось обыкновенно на возвышенный хвалебный тон церковных песней и чтений»2), являлись лучшим родом проповеди, неиссякаемым источником христианского назидания (учили вечным общехристианским истинам) - <<по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках; ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят»>> (1 поел. Петра,1, 15-16) и «будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Матфей, 5, 48).

Иоанн Златоуст сказал, что подлинное почитание святого - это уподобление ему, следование его примеру, каждый христианин находит в своем сердце отклик на тот или иной подвиг святого, ему следует подражать и поклоняться. «Созерцая звезды

1 Панченко A.M. Боярыня Морозова - символ и личность //Повесть о боярыне Морозовой. - М.,

1991. - С. 12.

23наменский П. Сергий Шелонин, один из малоизвестных писателей XVII века //Православное обозрение. - 1882. - Февраль. - С 300.

эти не позаимствуемся-ли и сами от блеска их?>Л Житие Бориса и Глеба повествует нам о том, что с детства они предавались чтению божественных книг, особенно житий святых, мечтая о том, чтобы их жизнь была подобна той, о которой они узнавали из жизнеописаний: <<Чтяше же жития мучения святых, и глаголаше, моля со слезами »Владыко мой, Иисусе Христе, сподоби мя яко единаго от тех святых и даруй ми по стопам их ходити»»^. Биограф Варлаама Важского подробно указывает, что именно искал древнерусский читатель в житии: «Святых жития страх Божий вселяют в душу, безстрашие отгоняют, злых престатие, благих приятие вводят; тех бо жития зряще, в чувство своих дел приходят, престатие злых помышляют; свет бо есть святых жития и просвещение душам нашим»^. Именно жития святых отвечали всем духовным интересам древнерусского человека, который искал в них истину и находил для себя ориентир, позволяющий ему избрать свой путь к спасению души. Человек <<призван встать и идти по тому пути, который указан ему Богочеловеком, сказавшим о Себе Самом: «Я есмь Путь и Истина и Жизнь» (Иоанн, 14, 6). Куда ведет этот путь? <...> «В горняя... в горняя... к СВЕТУ»»4. Спасение даруется только тем, кто имеет истинную веру и нелицемерную любовь к Богу, кроток и смиренен сердцем, совершает добрые дела. Но «вход в царствие Божие дается не за одни добрые дела, но и за веру, - говорил преподобный Симеон. - Нужны Богу не посты, не вериги, не власяница, а сердце сокрушенное и смиренное, ... спасение дается даром, а не ради добрых дел»-* - «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матфей, 5, 3).

1 Дестунис Ф. Жития святых составлены по Четь-Минеям и другим книгам. - СПб., 1886. - Т. 1.

С. I.

2 Житие Бориса и Глеба // Православный собеседник. - Казань, 1858. - Ч. 1. - С. 589.

^ Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. — М., 1988. — С. 432.

^ Киприан (Керн), с. 428.

5 Цитируется по кн.: Киприан (Керн), с. 399.

Пути ко спасению многочисленны и разнообразны, но у каждого человека своя дорога к небу. Пути ведущие к святости различны [«Звезда от звезды разнится в славе» (I поел. К Коринф., 15, 41)]: это может быть мученичество, претерпевание несправедливо причиненных страданий (страстотерпцы) или добровольных страданий (юродивые), подвижническая жизнь. «Церковь знает разные чины святости, или духовного спасения: пророки, апостолы, мученики, святители, вселенские учители, преподобные иноки, воины и цари, врачи и бессеребренники, и этот перечень не имеет, конечно, исчерпывающего характера»*. Но самое главное то, что их объединяет, что у них общего: любовь к Богу, следование за Христом, полное самоотречение Христа ради.

Святые подвижники осуществляли народные идеалы нравственной жизни, являли собой образцы того величия, до которого доступно возвыситься душе человеческой. «Святые - от нашего рода. Они такие же люди, как и мы, с той же душой и телом, со всеми основными свойствами человеческими. И если тем не менее они в таких разнообразных внутренних и внешних условиях, но так одинаково победно прошли жизненный путь, победив врага и угодив Господу, то в этом заключается яркое свидетельство того, что путь святости доступен при всех условиях людям при помощи Божией»^. В глубине души каждого русского человека лежит искание Правды Божией, осознание того, что всем мы обязаны Богу, что должно жить так, как заповедовал Господь («Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелии»^). Священное Писание (жизнь пророков, Иова, апостолов и самого Иисуса Христа),

^ Булгаков С. Православие. Очерки учения православной церкви. - М., 1991. - С. 262.

2 Жития святых. - Мюнхен, 1950. - С. 4.

3 Гоголь Н.В. Духовная проза. - М„ 1992. - С. 433.

жития святых действуют на ум и сердца людей, ибо «слова назидают, а примеры увлекают» (древнее изречение). Эта литература помогала человеку осмыслить свою жизнь, свое земное назначение [«Что есть человек и что польза его? Что благо его и что зло его» (Сирах, 8, 7-8)], дарила утешение и надежду на спасение, вносила в душу покой, свет, мир и радость. <<Жития Святых Угодников Божиих всегда были и будут для православного народа «училищем благочестия, врачебницей недугов душевных и прибежищем для жаждущих просвещения, назидания, совета» >>*.

Изучение памятников русского святописания необходимо, так как эта литература представляет собой истоки нашей духовной культуры, помогает осознать их огромную историческую значимость и обогатить нашу «культурную память» (Д.С. Лихачев). Без осмысления духовного наследия древнерусской культуры невозможно глубокое понимание русской культуры в целом, поскольку именно в древний период закладывались ценнейшие основы, определившие национальное своеобразие России.

К сожалению, в настоящее время практически нет глубоких обобщающих, полных сводных работ, посвященных развитию жанра агиографии на Руси. В отдельных исследованиях рассматривались лишь некоторые частные вопросы. Так, например, в дореволюционной России внимание ученых чаще всего было направлено на изучение легендарных мотивов (Ф.И. Буслаев)^, демонологических сюжетов (Ф.А. Рязановский^, А.П. Кадлубовский^), тех задач, которые ставили перед собой агиографы. Нередко жития рассматривались как «источник для истории русских

' Барсуков Н. Источники русской агиографии. - СПб., 1882. - С. III.

^ Буслаев Ф.И. Сочинения. - СПб.,- 1908. - Т. 1, 2; Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. - СПб., - 1861. - Т. 2.

3 Рязановский Ф.А Демонология в древнерусской литературе. - М., 1915.

^ Кадлубовский А.П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. - Варшава, 1902.

- 1-5.

нравов и обычаев, ... животрепещущих очерков старинного быта «(Ф.И. Буслаев) или как исторический источник (В.О. Ключевский^, Н. Яхонтов2). Важной заслугой В.О. Ключевского явилось исследование им житий как особого литературного жанра древнерусской литературы. Очень подробно изучался стиль житий в работах таких крупнейших ученых, как В.В. Виноградов^, В.П. Адрианова-Перетц4, Д.С. Лихачев^ и др. При исследовании памятника житийной литературы главное внимание уделялось его «идейному содержанию», которое можно было «правильно объяснить только с позиций марксистско-ленинской теории отражения, с позиций материалистической эстетики»^, а слово «святой», если использовалось, то с

оговоркой, что это понятие исследователь употребляет «только в терминологическом

7 ^

значении» , не учитывая тот факт, что святость - это категория духовной культуры

о

русского средневековья .

70 лет мы были отлучены от церковной ЖИЗНИ, разрушали и оскверняли храмы, а церковно-отечественную литературу рассматривали как нечто запретное, вредное. Когда-то Николай II произнес мудрые слова: «Только то государство и сильно, и крепко, которое свято хранит заветы прошлого. Мы сами против этого погрешили, и Бог за это, может быть, нас и карает»^. Как он оказался прав. Лишь

1 Ключевский В.О. Древнерусский жития святых как исторический источник. - М., 1871; его же - М.,

1988.

2 Яхонтов Н. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. - Казань, 1881.

^ Виноградов В.В. О задачах стилистики. // Русская речь. - Пг., - 1923. - Т. 1.

4 Адрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля Древней Руси. - М.-Л.,1947.

5 Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - М., 1979.

6 Гусев В.В. О жанре жития протопопа Аввакума // ТОДРЛ. - М.-Л., 1958. - Т. 15. - С. 198.

^ Например, об этом сразу же предупреждает нас Дмитриев Л.А. в своей книге «Житийные повести

русского севера как памятники литературы ХШ-Х\^П вв. - Л., 1973. - С. 12. ® См.: Федотов Г. Святые Древней Руси, с. 134.

9 Из речи Николая II, произнесенной 21 июня 1905 года Второй депутации, явившейся для поднесения всеподданнейшего адреса. Цит-ся по кн.: Душеполезное чтение. - М., 1905. - Ч. 3. - С. 646.

сейчас стало возможным всеобъемное исследование житий святых подвижников -духовного сокровища русской национальной культуры. Об