автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Трагическое в послевоенной татарской советской поэзии

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Еникеев, Ильдар Ахнафович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Трагическое в послевоенной татарской советской поэзии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Трагическое в послевоенной татарской советской поэзии"

КАЗАНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР АН СССР ИНСТИТУТ ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ им. Г.ИБРАГШЮВА

На правах рукописи

ЕЛИСЕЕВ МВДР АХНАФОЗШ

ТРАГИЧЕСКОЕ В ПОСЛЕВОЕННОЙ ТАТАРСКОЙ СОВЕТСКОЙ ПОЭЗИИ

10.01.02 - литература народов СССР (ссветского периода) (татарская литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Казань- 1991

Работа Еыполнака в отделе рукописей к текстологии Института языка, литературы и истории ки.Г.Ибрагимова Казанского научного центра АК СССР.

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Юзеев Н.Г.

Официальщэ оппоненты - доктор филологических наук Халитов Г.М.

доктор филологических наук, профессор Гадиуллин Т.Н.

Ведущее учрездение - Елабуяский государственный педагогический институт

Защита диссертации состоится " $ " 1992 г.

в "_/£_" часов на заседании специализированного совета К 003.39. 01. по присуядеюпз ученой степени кандидата филологических наук по специальности 10.01.02. - литература народов СССР (советского периода) (татарская литература) в Институте языка, литературы и истории км.Г.Ибрагимова Казанского научного центра АН СССР.

• Адрес: 450011, г.Казань, ул.Лобачевского, 2/31.

С диссертацией мояно ознакомиться в Научной ¡'кблиотеке Казанского научного центра АН СССР.

Автореферат разослан "7" ^-^¿¿¿а-Хя¿ц 1991 г.

Ученый сзкретарь специализированного соеэта кандидат филологических каук,

старший каучшй сотрудник Ьо-л»^1/' РанееЕ 3.3,

V

I. СЕДАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЛЕОТН.

Актудл^моеть иссл';доваь7/я. В современном татарском литературоведении, по сравнению с другими явлениями литературы, наиболее изучена поэзия з ее историческом и теоретическом освещении. Это и понятно, посколько на протяжении веков татарская поэзия выдвигалась как ведущий род литературы, и оНа в каждую эпоху обогащалась новыми поколениями талантливых поэтов. Не случайно. Назыа Хикмет по поводу татарской поэзии справедливо заметил: "Татарский язык - это язык великих поэтов".*

Поэтому естественно, что исследователями литературы постоянно уделяется внимание процессу развития татарской поэзии, изучении творчества поэтов. Библиография трудов о татарской поэзии достаточно обширна, но тем не менее литературоведение еще в долгу перед поэзией.

К важным и актуальным проблемам литературоведения можно отнести проблему трагического, недостаточно раскрытую татарскими литературоведами. При анализе проблемы трагического следует учитывать, что это сложное и неоднозначное явление художественной практики. С одной стороны трагическое относится к эстетике, но все же не ограничивается рамками этой и других философских дисциплин. В практике литературы трагическое выполняет важные функции как в идейном содержании и проблематике произведений, так и на уровнях жанра, сюжета, стиля, языка.

Советское литературоведение старалось обойти проблему трагического. Если же эта проблема иногда освещалась, то решалась ока однопланово, преимущественно в плоскости оптимистической, жизнеутверждающей трагедии. Данная тенденция, характерная для всего советского литературоведения, оказала сильное влияние и на татарскую литературу, породила в литературоведении традиции рассматривать трагическое в этих известных рамках, в отрыве от многообразия жизни. А татарская история, как прошлое, так и 20 в., весьма богата трагическими событиями.

Целый ряд фактов литературного процесса и тенденций, раскрытых писателями, а затем осмысленных исследователями, показали, что трагическое глубоко пронизывает народный дух и историю татар-

I. Хикмэт Н. Сайланма эсэрлэр.- Казан: Тат.кит.нэшр.1955. - 3 б.

ского общества. Оно сопровождает татарскую поэзию и фольклор с древних времен по настоящий период. Трагические мотивы существовали как в дореволюционной, так и в советской литературе, но ' обобщающих работ по данной проблеме практически нет. Отдельные факты и наблюдения встречаются в трудах советских литературоведов, рассматривающих творчество отдельных писателей, которые затрагивают трагические мотивы. В частности, следует выделить работы Ю.Нипштуллиной, а такке X.Пахмутова, посвященные конкретному воплощению трагического в жанре трагедии.

К трагическим мотивам в поэзии исследователи обратились в связи с изучением трагедий Й.Бурнаша, Х.Такташа, К.Тинчурина, написанных в стихотворной форме. Ешё в 20-30-е года эти трагедии подверглись анализу в работах Г.Рахима, Г.Сагди, Г.Нигмати, Г.Гали. В дальнейшем к этим произведениям обращались и другие исследователи - М.Мамин, Х.Усманов, Г.Халитов, Х.Хайри, А.Ахма-дуллин, Т.Галиуллин, Н.Ханзафаров. Рад исследователей, которые изучали жизнь и творчество известных татарских поэтов М.Джалиля и Х.Туфана, также не смогли пройти мимо проблем трагического при анализе их произведений, их нелегкой судьбы. Например, Г. Кашшаф, Р.Мустафин, Р.Бикмухаметов, В.Воздвиженский, И.Забиров немало сделали для раскрытия конкретных сторон трагической жизни поэта-героя и особенностей "Ыоабитских тетрадей". Трагическое является одним из определяющих факторов жизни и творчества Х.Туфана. Отдельные мысли и наблюдения об этом встречаются в сборниках литературно-критических статей и воспоминаний о поэте, в монографии И.Гайнетдинова, в статьях Т.Галиуллина, Р.Мустафи-на и др.

В период перестройки в связи с активным обсуждением вопросов развития национальной литературы и их новым осмыслением, выявляются ранее скрытые трагические факты и явления из истории татарского народа. Особенно это характерно для публицистики. Но тем не менее теоретическое обобщение трагического отстает от ис-торико-документального фона. Стало очевидным, что традиционная интерпретация трагического в духе устаревших канонов соцреализма не соответствует объективному состоянию советской литературы на кас?сяз;ее время.

Сейчас уже можно констатировать трагический факт, что наша литература в силу исторических обстоятельств оказалась кскусст-

ОС*. Г'.

'ШП'.Г ■

•стг.':

с ■"Г"'!-::';"" ■

т7"■'':'.. г ч г г ■•

--nrí со."z::cc ■ ТГ1 ••CSC: об'2/.r -

цесокд. 'й'?орзГ, i-:cnpcp:¿'.'":"., тчда "! saponrr:

- 5С. .:г i ■ •

.".П.

»^'ífo-'í'jw.•»••есч.чпг '¡о!>-" у, р<ззгьн!Л: лиг'йратурнгг .;рс~

•з которо'» чрагччесхоо существо »ало галсазл";"!з о трл,-\,чциг-ч"1 ? :■,:.>• ¡naca ецс в раогар револшгонко*.

гот

«о- yriícro периода татарской лхтерагт«. ■"г",*«";-ся n.f :п"!гчого !иэд?ют, по^ттгп траг

г з cospe'íD'-": с; ^тс^асурно« пгсцсоое ■■ гсч стс

ircT^T-o-To ::гу;зго - -.чглрехэп лгс кр?.?ур01>ед8к»-л г только прсгс-лли с-тссс' Kiycucny i<írip?• ..

■ прсбгс:'.! трзг-i'--:::г,го лэляетсл очень лерегте^ти:1; "е.": _ • • ру етт . acerase г ♦ Дели» данной работа r-e.v-'tcr. '••>* вослсг->з!й траглческого а пославоснк;л тч^всгсЗ советской логз:гл» Г.п'с кзвгетко, трагическое на зеч:-т> «гс зсалоценяв только з санре трагедии, оно охвативаег псе ро.*?т.- гт!?ср1турк, г- юн «исг» г.оззип. Современная ггоэзи:- дает -.'гтери'ал для рзссгогсдля различных зспектоз прсблеги тряг:г:ес:-ого. Bo-nepsux, s пеззии до настоящего времени продолжает су.чсетгогать тродяцяекзия форма трагического - стихотрорнаэ трггедяч, эо-зторнх в нэй ярко отразились трагические иотиеы, i кон^ипст'.; современного общества, и не толькобСтихотБорнкх трагедиях, на и з других жанрах. Поэтому к си представляется гагиам и актуолыш! гаязлзкме особенностей воплощения поэтики трагического в поэзии. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи: выявление традиционных я ноеых, созвучных своей эпохе, ек-

дов трагических мотивов и конфликтов, их связи с общественно-исторической жизнью народа, с биографиями поэтов;

- исследование поэтики трагического на материале существую- . щих нетрадиционных форм его воплощения в различных жанрах поэзии, на разных уровнях поэтики стихотворного текста;

- исследование тенденций, в русле которых развивалась в послевоенной татарской поэзии традиционная для мировой литературы форма трагического - стихотворная трагедия; рассмотрение того, как развиваются эти традиции современными татарскими поэтами.'

Методологические основы исследования. В качестве методологических принципов используются основные положения теории трагического, разработанные в древнегреческой, западноевропейской и русской философии, а также в современной советской эстетике. Помимо этого привлекаются нормативы поэтики трагического, широко Применявшиеся в античной литературе. Другой методологической опорой являются литературоведческие исследования и литературно-критичес-» кие статьи, в которых анализируется советская литература, и, в частности, трагические мотивы в ней.

Анализируя эти методологические положения можно обнаружить, что исследователи термином трагическое обозначают комплекс фило-софско-логических, психологических и образных структур. Структуру трагического создает определенная логика поведения действующих лиц трагического процесса и их взаимоотношений друг с другом. На этой основе выводится философское определение термина "трагическое". Под ним обозначается процесс страданий и гибели человека, совершающийся по логике катарсиса, т.е. проходящий через определенные логико-эмоциональные стадии.

Суммируя взгляды ученых о трагическом, опираясь на их метод -логические концепции, представляется возможным предлагать и определение поэтики трагического. Это особая художественная форма с заданными нормативами - типологией конфликтов, сюжетов, образов, отражающая историю реальной или возможной гибели героя. (Последняя есть предсмертное состояние, по стечению обстоятельств не закончившееся физическим уничтожением персонажа).

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации в монографическом плане рассматриваются особенности воп-

лощения трагического в послевоенной татарской поэзии, впервые проводится специальное изучение аспектов данного феномена. На базе конкретного анализа художественных произведений татарской поэзии послевоенного периода, а также с привлечением материалов советской многонациональной литературы, литературной критики и литературоведения сделаны обобщающие выводы о трагической.

В работе трагическое исследовано в аспекте формирования и развития его национальных поэтических традиций, выявлены его главные типологические черты. В диссертации рассматриваются историко-литературные традиции жанра стихотворной трагедии, достижения трагического направления в истории татарской литературы, определяются новые тенденции в создании трагических образов. На основе сравнительного анализа поэтических текстов выявлены особенности художественного воплощения трагического.

Основное внимание исследования концентрируется на сопоставительном анализе трагических фактов истории и их художественного отражения в татарской советской поэзии. В диссертации впервые вводятся в научный оборот ряд архивных материалов, хранящихся в отделе рукописей и текстологии ШЛИ иц.Г.Ибрагимова. Важное место в исследовании занимает анализ вопросов, связанных с поэтикой трагического, к числу которых относятся свзетно-ксыпозиционные особенности, специфика образной структуры трагических текстов. В связи с этим естественно ставится вопрос о существовании целого направления в современной татарской поэзии, объедишжцего как старшие, так и более молодые поколения татарских поэтов.

Впервые, конкретно исследуются особенности трагического и выявляются два его вида: трагедия героев и трагедия жертв социального насилия. Внутри этой общей классификации анализируется типология разнообразных трагических конфликтов. В частности, особое вникание уделяется концепции оптимистической трагедии и такой форме трагического как трагикомическое.

На основе анализа конфликтов, сюжетов, образных систем,стилевых форм дается научная систематизация этапов формирования трагического, обобщается имеющийся опыт, намечаются перспективные тенденции а эволюции данного феноиена.

Источниковедческая база. В диссертации используются опубликованные произведения татарских советских поэтов, материалы их

биографий, а также ряд архивных материалов. Кроме того привлекав ются материалы газетных и журнальных публикаций по вопросам тра- . гического, а также научные исследования, работы литературоведов, касающихся данной проблемы.

Практическое значение. Материалы данной работынопубликованных статей могут быть использованы:

- при чтении вузовского курса по истории татарской литературы;

- при написании учебников, учебных пособий по истории татарской литературы, а также монографии по проблемам трагического;

- для составления программ, учебно-методических пособий для средней школы;

- в качестве информативного источника для всех, кто интересуется проблемами трагического.

Апробация работы. По материалам исследования в сборниках опубликованы три статьи. Были выступления на научной конференции, посвященной Г.Тукаю (1986 г.), на итоговых годовых конференциях ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова КНЦ АН СССР (1988, 1989 гг.)-, на конференциях молодых ученых ИЯЛИ (1987, 1989 гг.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, снабжена библиографией. П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

Во введении намечаются методологические предпосылки исследования, очерчивается круг проблем, обосновывается актуальность выбранной темы, ее научная и практическая значимость, определяются цель и задачи исследования.

В первой главе исследуется образная структура и идейно-психологические мотивации персонажей, характерные для такой разновидности трагического как трагедия героев. Анализ текстов проводится под углом проблемы трагического героя, которая является стержнем любой концепции трагического. Различные подходы к трактовке образа трагического героя естественно породили, зачастую резко отличающиеся друг от друга, варианты трагических текстов. Объясняется это тем, что проблема героя и героического является краеугольным камнем метода соцреализма, который оказывал на творческий процесс не меньшее влияние, чем реальнзя действитель-

ность. Варианты реаения указанного противоречия ыеяду норкатива-ии трагического и реальным трагизмом были различны и наиболее открыто эти подходы к трагическому проявились в литературе о Великой Отечественной войне.

Трагедия Великой Отечественной войны достаточно долго подавалась однопланово, в основном, с акцентом на героическое. Граница этой полуправды были четко определены идеологическими нормативами. Даже небольшой намек на тему страдания воспринимался критикой как отступление от нор* советской литературы. Например, резкой !фитике подвергли А.Исхак* и Х.Хайри^ мотивы грусти и печали в стихах Ш.Маннура и А.5айзи, Литературные критики в данных статьях обосновывали тезис о прямой подчиненности человеческих чувств идейным установкам и мысль о нетипичных, случайных и чуждых советским лпдям переживаниях. Но все же были попытки критически осмыслить эти догмы. Например, у А.5айзи в открытом письме Хасану Хайри^ или в статье Ш.Цудариса .

Тем не менее эта сторона трагического, т.е. душевные переживания, страдания, горести существовала как реальная составная часть общественного сознания, пусть и в сбытой завуалированной форме. Например, эти трагические мотивы характерны для фольклора тех лет®. Потребность народа в произведениях, выражавших его душевные переживания, яичные трагедии, превращала стихи профессиональных авторов в народные песни со множеством вариантов. Например, стихи С.Хакима, С.Урайского легли в основу популярных песен "Юясыну", "Син кайтмадын".6

В ряде стихотворений сложность судьбы человека, его переживания раскрываются в одном ряду с печалью. Например, печать страданий, оставленных войной в сердце человека, изображается в стихах А.Зайзи "Ач тэрэзэн" 11945), "Ана турында -¿ыр" (1951),

1. йсхак Л. Еллар ионы // Совет здэбияты. - 1946. - НО.

2. Хейри X. Сугызчан поэзия ечен // Совет эдебияты. - 1949,- КЗ.

3. 5эйз!» Э. Эсэрлэр. Т.5. - Казан, 1937. - 117 б.

4. Медэррис Ш. Уйлану сэгате // Совет эдэбияты. - 1953. - "2.

5. Надиров И. Халык Ьем =ыр. - Казан, 1961. - 77-78 б.

6. Хэгош С. Халык яз;га2а - пагыйрь язьыш. - Казан, 1979. -

337 б.

С.Хакима "Неткан идем" (1946), 3.Майсура "Кайта алмый калган солдат бвете" (1945), Э.Давцдова "Минеи сагыш", З.Иазитова "Ку-^1 чел кетэ" (1953).

Наконец стремление в полной объеме воплотить трагическую тематику войны привело к появлению целого рада произведений, которые освещали не только героические, победные картины войны, но и ее незаметные, теневые стороны. В советской многонациональной литературе эта тенденция особенно сильно проявилась в прозе писателей-фронтовиков и, сопровождавших ее, дискуссиях, например, о двух правдах, точках зрения на войну. В татарской советской поэзии одним из таких новаторских произведений явилась поэма X. Камалова "Яну" (1958), подвергшаяся в свое время жестокой вдити-ке.

Появлялись и другие поэмы, в центре которых был образ трагического героя, страдающего или погибающего на войне. Данные произведения рассматриваются в исследованиях Н.Юзеева-, З.Ыазитова, Р.Цустафина, З.Рамеева и др. Таким персонажем является, например, Дильбар - героиня поэмы Щ.Маннура "Казан кызы" (1946). А трагический образ героя-поэта М.Джалиля'лег в основу драматической поэмы А.Файзи "Поэт" (1947) и поэм Г.Хузеева "Безнен Муса" (19541957), Н.Даули "Берливда окоп" (1956).

Отход от героической схемы советского солдата к образу живого человека, от идеологических формулировок к анализу душевных , переживания, соответственная смена стиля, отступление от нормати-1 вов соцреализма - все это в первую очередь отражалось в образе главного героя, попавшего в трагические обстоятельства войны. Именно таким новым трагическим героем является главный персонаа поэмы Х.Камалова - молодой деревенский парень Захит, 'оказавшийся на войне и погибающий в огне сражения. Для поэмы "Яну" характерен взгляд на трагедию войны глазами живого человека. Трагический герой делает выбор в более широком кругу ценностей, включающем в • себя помимо идеологических догм, жестоких военных правил, также и духовные, нравственные, гуманистические понятия.

В своем подлинно трагическом смысле начинают звучать в поэме Х.Камалова мотивы страдания, одиночества, очищения, и кроме того появляются темы трагической вины, преступления, покаяния главного героя. В тексте поэмы это ситуация, когда Захит в патриотическом порыве поднял взвод в бессмысленную атаку и зря погубил многих

бойцов. В результате его подразделение вынуждено было оставить ранее занятую высоту. За это'Захиту грозит суд военного трибунала. Главный герой попадает в подлинно трагическую ситуацию - в любом случае его вдет гибель. Захит в новом бою поджигает вражеский танк и погибает сам. А после сражения на отвоеванной высоте появляется прлковой судья и ищет Захита.

Именно эти финальные трагические сцены вызвали ожесточенную реакцию критики. Ф.Мусагит обвинил Х.Камалова в искажении объективной действительности , а З.Мансур осудил автора за неправильный показ истоков героизма советских солдат^. В этих статьях последовательно отставивается героико-оптимистическая концепция трагического и, соответственно автор поэмы "Яну" обвиняется в аполитизме« идейной неразборчивости. Другим недостатком поэмы, по мнению критиков, явилось чрезмерное акцентирование мотивов печали, грусти. Проблема психологизма в трагическом произведении, как считают критики, в своей основе должна иметь оптимистические чувства, героические ноты, чтобы воспитывать читателя и поднимать его дух.

В целом, оба 1фитика сходятся' в одном - в поэме чрезмерна доля трагизма, и сам трагизм находится не в общем русле советской литературы и советской идеологии, а основные образы поэмы нетипичны и неправдоподобны. Эти высказывания представляют собой практически полный перечень аргументации применительно к проблеме трагического, характерной для системы социалистического реализма. Оценивая поэму Х.Камалова, можно утверждать, что применительно к событиям Великой Отечественной войны появилась новая трактовка темы героического с точки зрения реального человека, а не высокого лозунга. Данный поворот повлиял на мотивы поведения и подвига трагического героя. В литературе, не только у Х.Камалова, но и у других авторов, возникла тема трагических ошибок и вызванных ими человеческих жертв.

Примером тому является трагическая баллада Зульфата "Мари", опубликованная в 1989 г. Идейный смысл произведения сильно отличается от текстов 40-70-х гг., посвященных войне, в основном,

1. Мвсегыйть Урынсыз сагышлар.// Татарстан яшьлэре.- 1960. -

21 май.

2. Нансур 3. Моцлану, тешенкелек, адащу. // Совет Татарстана. -

1960. - 9 апрель.

благодаря новым возможностям, появившимся после 1985 г. Трагический герой, простой солдат в лирическом монологе прежде всего видит в бойцах людей, с общими, как у наших, так и у немцев, переживаниями и противопоставляет всех их жестоким законам войны. Но с точки зрения поэтики трагического, общей стилистики, т.е. художественного воплощения теш войны поэт не отходит от романтических традиций татарской поэзии, обогащая ее новыми образами и темами. Эта тенденция, например, характерна и для поэмы Р.Ах-метзянова "Таш аргамак" и "Ненаписанной поэмы" И.Юзеева. В них образ трагического героя, павшего в борьбе с фашизмом, осмысливается в широком круге исторической и духовно-философской символики.

Данная проблема, проблема человеческих трагедий и, в частности, тема личностей, оставивших след в истории, затрагивается многими татарскими советскими поэтами, В ряде таких произведений отчетливо звучат трагические мотивы. Например, поэмы Р.Хариса "Мулланур", "Камил Якуб", "Щэлилчелэр", его же стихи посвадешае й.Кариму. Образы трагических личностей находятся в центре поащ Р.йайзуллина "Сэйдэш" к М.Аглямова "Тукайдан хатлар", "Акмулла арбасы".

Творчество этих и других поэтов, и, соответственно, некоторые вопросы трагического анализируется в ряде монографий о татар? ской советской поэзии. Например, Т.Галиуллин^ обращает внимание на трагические мотивы в ходе аЕЙишза творчества таких поэтов, кар. Х.Туфан, С.Хаким, З.Нури, Н.Даули, И.Юзеев.'Г.Афэал, К.Сибгатул-лин, Н.Арсланов, Ш.Галиев, Ы.Маннапов, Р.Харис, Р.йайзуллин, Г. Рахим, М.Аглямое, Роб.Миннуллин, Ы.Галиев. В монографиях Г.Гиль-манова^ и Ф.Урманчеева^ такге затрагиваются трагические образы и текы при рассмотрении творчества целого ряда татарских советских поэтов.

Как можно заметить проблема трагического рассматривается этими .исследователями на широком фактическом материале, охватывает много имен татарских поэтов. Мы не для анализа поэтики ис-

1. Галкуллин Т. Здравствуй, поэзия! - М.: Современник, 1987.

2. Гильманов Г. Татарская баллада. - Казань, 1989.

3. Урманчеев 5. Дастаннарга лаек замана. - Казан, 1990.

пользуем-те произведения, которое наиболее характерно гнрзгпав тенденция, пряеучае для вопяоцзняя трагического э татарской со» ветской поэзии. В четности, рассматриваем варианты образов тра»-гического героя, его идейно-псяхологачэсшв мотивации и способы художественного изображения.

Например, опттаастическиа вариант трагического с приорате-точ идеологии при воплощения теш револзцкя, борьбы героев за народное счастье т видим' в балладе Г.Хуэеева "Трагедия РанЗы* (1966). Несколько инуа трактовку трагедий револоцаи, в частности, образа Генина, ш видим в поаыэ С.Хакима "Пнште, саш Земли!" (1963). Здесь тема революционного идеала, символика лозунгов сочетается с современными историческими реаляяан и романтическими образами малой родины, природа. Помимо указанных пдейно-художест-венных вариантов решения проблем трагического героя в ходе изображения исторических трагедий, судеб видящихся исторических личностей появились новые мотивы. Например, обращение к трагическим моментам национальной история. Теаа борцов за свободу народа ярко прозвучала в некоторых стихотворениях Н.Арсланова, где запечатлены героические образы предков, пазвях за свободу. Тема национальной трагедия ярко прозвучала и в творчестве татарских поэтов второй половина 80-х годов. Здесь можно выделить имена М.Аг-лямова, Р.Зайдуллы, Х.Авпова, З.Мансурова.

На основе*проведенного анализа делается вывод, что мотива поведения трагического героя, его система ценностей и способы кх образного воплощения могут быть различными. Помимо варианта оптимистической трагедии, когда главными организующими началами текста является революционная идеология и образы классовых врагов, появляется произведения, где в классовую модель мира стали широко вводиться естественные человеческие переливания, нравственно-духовные категории и образы природы, как самобытные ценности. Тем самым первичность идеологии постепенно подменялась многообразием реальной гизяи, появлялись такие факты, мотивы поведения трагического героя, которые явно вступали в противоречие с нормативами соцреализма. В некоторых случаях трагедия героев расширялась до границ трагедии жертв. Указанные тенденции характерны для многих произведений советской иногокацвокаяьной литературы, для публицистика и литературной критики последнего времена.

Во второй главе основное внякашв обращается ка то, что помимо литературной традиции я трагедий исторического провлого, одной из важных основ существования трагического в татарской советской поэзии явились трагические события послереволюционного периода. Главными из них стали борьба народа против немецких фашистов, тяжелые последствия Великой Отечественной войны и сталинские реп-ресии против миллионов советских людей. Реальная жизнь, история и литература были непосредственно связаны друг с другом. Пример тому "Моабитскне тетради" М.Джалиля и трагическая судьба Н.Тере-гулова, сохранившего бесценное наследие татарского поэта, но по жестокой логике того времени не избегавшего репрессий.

Драматическая судьба Н.Терегулова*, спасшего последнее творческое наследие М.Джалиля, отразила типичные черты того времени -его трагические, жестокие стороны и его патриотизм, стремление к самопожертвованию во имя благородной цели. Во много благодаря

H.Терегулову татарскому читателю становится извесно о подвиге М. Джалиля еще в 1947 г. Именно тогда выяел учебник татарской литературы для средней школы, в котором Х.Хисматуллин в разделе о творчестве М.Джалиля, под заголовком "В фашистском плену" дал 1фаткий анализ "Моабитский тетрадей", особо выделив при этом трагические мотивы^. После этого в течении нескольких лет подвиг И. Джалиля ставился под сомнение, о неы не упоминали. И только в 1953 г. состоялось официальное признание поэта-героя, когда К.Си-ыонов опубликовал в "Литературной газете" стихи из "Моабитсхого цикла".

Трагические судьбы Н.Терегулова й таких выдающихся личностей как Ц.Джалиль и ХЛуфан принадлежат истории, но они такзе являэт- ■ ся примером того, как государственная идеология откосилась к неоднозначным трагическим сторонам насей действительности. Трагические факты либо замалчивались, либо трактовались односторонне с учетом политической конъюнктуры. Идеологические установки отодвигали на второй план общечеловеческие трагические стороны, страдания личности, самих поэтов.

I. Отдел рукописей и текстологии КНЦ АН СССР, ф.100, оп.1, д.236,

257.

2. Эдэбият. Урта мэктэпнен 10 нчы классы ечен дэресдек. - Казан: Татгосиздат-, 1947. - 216-218 66.

Яо богатство стихов М.Джалиля и Х.Туфана, красота поэтических образов и романтические мотивы, видимо, отнюдь не тождественны идеологическим нормативам. Скорее всего они являются логическим следствием трагических коллизий, страданий, перенесенных поэтами. Основой и причиной их богатой образной системы являются трагические образы, страдания лирического героя. Романтические, оптимистические мотивы не перечеркивают этих страданий, а наоборот, в полном соответствии с теорией трагического катарсиса являются логическим продолжением трагических событий.

В данной главе ставится вопрос о существовании в татарской поэзии такого самобытного литературного явления, как лирика репрессированных, жертв социального насилия с характерными для нее проблематикой и поэтикой. Эта литературная традиция в плане поэтики несомненно ориентируется и на такие жанры, как марсия и иона жаты. А реальной основой данной разновидности поэзии являются трагические события нашей истории, тяжелые судьбы самих поэтов.

Исследуя образную структуру и идейно-психологические мотивы трагических произведений, ученые определяют круг образов, тем и конфликтов, а также особенности персонажей, характерных для текстов, так или иначе отражающих трагические события. В частности, В.Жибуль проанализировал роль трагического в современной белорусской прозе и формы его художественного воплощения*. Выводы ученого состояли в том, что возвышенно-трагическое, т.е. героико-оптимистический вариант не является единственной и универсальней разновидностью трагического. Помимо героической трагедии существует И "трагедия без эпитетов", в которых события изображаются с точка зрения безвинных жертв трагических коллизий, а не с пози-щй героя-борца.

В данной главе с учетом вышеобозначенных аспектов рассматривается ®фква Х.Туфана- Впервые, ццейно-образная система его текстов акаййзируется с точки зрения поэтики трагического и делается вывод, что поэзия Туфана по своим особенностям (структура образов, идейно«психологические мотивации) очень близка к исследуемой разновидности трагического - трагедии жертв. Помимо шроко-

I. Нибуль В.В. Природа трагического и художественный опыт современной белорусской прозы о Великой Отечественной войне, Канд.дис. - Минск, 1984.

poi.: ; . ! sir »".ljOM , '.го.

Bi-cr l ïiv-v.",rarx'.. : . '.„.iw,:. ^д,...:,,; ::„п.гз

трггг.хйСйг.- -.-г.. ^г;;;;:;:.

Одае»', г^т te,- .... -грапхса;:игс t...,:-:. ^Лх-

t. yr^'./a, «a.**..; "¡¡¡¿KXibiai, с

HOiîs Oise? jvr-ч? ^¡.-Лгл • v. pc xrirw®,c3»l-

' Kss sycbî-ii .w:, .....;4x>i-oi' Ksintu p-»

гхятшцг;;; jvkry: n-vсочгххзяъ «рактосга? вестагз с оброаскт. в рокгк-

ткчосгого Т5шг. ïso^-xcïsr.. secro ото a oco6ei>

ностя: хронотопг. s; серсоТсс с псаэцьа обрил» драро^и ло-эт создаст одахо^ворасис к«0»ргкв«&0г каг^ггаас spaniso-po^î» Tireecssaa ciisza.iccsi (ввотс, т-лелос).

Логова сс-.гп'^тас;;-;!-'-' spar^ccaoS CTCTHS^S; L

этот gysoeiuù аеггйт "'"-^2.';:.:,- «¿jsîi s еощ&а ,:o-acrof.:r3ic" пай фзк, рааль.г/:: кяэк^ -~'\с.гьгс" врототаво», poapecc£.t Зкггл кстор:::;, удгллпаги* ' çvsrnrcreœ: vsaoewsewt.- судьбам coo cûswo? sstoîsrini tcissnr.. :т.с?аз£Г,;«х> г создаст .¿пэкхжздап!

1.угь?е .кбз-.'. Ь'гя:.» v-jKiXi vpcnxseipl azz'j&s s

наягичзегэм Ti^-ric:; квтгшгчг.»:.ясгзейэгс îire îic-p?? pecesS, взодск:-ого к 'ra-rufnocjwa ьйлоь

свободе, взгазус^-сбте s» г фор:.'. оогя?шв» дж»»

пзстк.

В поозж ©тс *гиь. г.оялэт^хлеь s друг

разах-ангкподгхо Па Еаг:о£.^, поэтнпз spar.:ïçcîtoro ^.отвсрчсстБа, мспользуе^ш авторов, апг^ек собиратекьязЗ обраг соерздваиетв -сертв п которс: от!.;осетсгг сг.ч л;.'р:;чзс»!й герой, образа

друзей к бгизЕкк, известки исторлчеоЕ523 лг.тр, С другой сторогы ву протиззетоат «еиюлечзокяЯ образ диктатора, Екзсигитора, про-повэдугчего ej-льт cîssu, догорай в роиантечаской ферао еоплогкл а себе раалькШ трашчесгай подтекст. Нотис крови, убийства, пос-тошшо сопровоздает образ палача в позеии Х,Туфака, что позволяет обнаружить трап1чзск158 подтезгет в раздэтан знаках и стар;::;, в

символических образах. При сравнения вариантов некоторых стихотворений Туфана обнаруживается,-что поэт часто заменяет исторически конкретику, биографические детали иносказаниями, преподнося реальный трагизм в форме Эзопова. языка.

Помимо Этого художественный мир поэта включает в себя лейтмотив трагической судьбы, высзих природко-духовных сил. Также ботызое место в монологах лирического героя занимают внутренние мотива трагической борьбы между палачом и зертвами. К ним относятся революционно-романтические образы, связанные с историко-по-хитической ситуацией. Например, образ Ленина, тема революции и культа личности, а также тема национально-освободительной борьбы народов Земли. Духовный мир жертвы в творчестве X.Туфана несет в себе отпечаток трагического хода современной политики, истории, но все же в нем преобладают нравственно-гуманистические категории, воплощенные' в образах родной земли, дома, близких поэту людей.

Заключит ельнам элементом трагического духовного мира жертв в поэзии X.Туфана является культ природы. Эта тема тщательно и очень углубленно разрабатывалась поэтом, создавши уникальную в эмоциональном и эстетическом плане образную систему, где в единой гармония находится растительный, животный мир, далекий космос, материя и многообразие переживания человеческой души, страдания и трагические невзгоды лирического героя.

Монолог жертв эпохи, исторических обстоятельств мы встречаем в опубликованных лишь в конце 80-х гг. трагических стихотворениях В.Карима и А.Алипа. Как известно, с 1958 по 1941 годы Ф.Карим находился в заключении по лозному обвинении. Все эти годы он продолжал писать. Нам же до недавнего времени были знакомы ливь те его стихи, которые он создал на Великой Отечественной войне, уже будучи реабилитированным. В диссертации сопоставляется э плане поэтики стихи репрессированного §.Кзрхиа, написанные в советских тюрьмах, и стихи А.Алиса, созданные в фашистских застенках. Выявлена общие темы, образы и различая в идейно-псяхологячэских мотивациях трагического конфликта мезду лиричаскнм героем и, ок-руЕавгщм его, действительность:».

Данная литературная традиция развивается, в дальнейшем, а в творчестве современных поэтов - через тему ягртз в новых исторических условиях, через те.-.и трагической вины и трагачесхой памяти. Соответственно развивается поэтика данного направления, идей-

но-образное пространство трагической лирики. Харакгйрк&га в этом плане являются такие произведения С.Хакяца, как цикл стихов "Из зала суда", в котором на перкгЛ так вводят образы псрГЕ трагического стечения обстоятельств» судьба. Поэт представляет читателю тяжелый судьбы женщин, детей, перед его глазами проходят распавшиеся семьи. Указанные тенденции обнаруживаются к при анализе поэм С.Хакима "Заветы" и "Сороковой номер", в которых представлена целая галерея трагических образов-символов.

Эволюция идейно-психологических мотиваций персонааей при воплощении трагической тематики отразилась и в изменении художественной формы. Хотя романтические мотивы продолжали занимать свои позиции в татарской советской поэзии, но появилась, пусть и не столь часто встречающаяся, такая форма, как трагикомическое, трагифарс, где автор смеялся сквозь слезы, рассказывая о злоключениях трагического героя. Примером тому является баллада Зульфа-та "Конокрад".

Анализ трагической лирики, ее проблематики, особенностей конфликта, лирического героя, сгаета и системы образов говорит о существовании особой разновидности поэзии. В ее основе лежит история или исповедь жертв трагических обстоятельств, неоправданного насилия. В этом виде трагического гораздо сильнее, чем в героической трагедии акцентирован мотив необратимой утраты жизненно важных общечеловеческих ценностей, что сказывается и на образной структуре текста. Как правило, трагическая ситуация освещается с позиций тех персонажей, которые не играют роль трагического героя, и эти образы характеризуются специфическими решениями , которые выходят за рамки трагедии героев, а тем более такого ее варианта, как оптимистическая.

В третьей главе рассматривается поэтика Каира стихотворной трагедии в татарской литературе послевоенного периода, где он представлен произведениями И.Езеева и А.Баянова. Начало же этому жанру было положено в первые десятилетия 20 в. Классическими образцами стали трагедии в стихах й.Бурнаша, Х.Такташа, К.Тинчури-на. Для этих произведений было характерным соединение мифологических сюжетов с реалиями современной истории, т.е. развитие трагического мифотворчества на новом жизненном материале.

Данная традиция, столь сильно прозвучавшая в первые годы ре-

вокация, внэвь дала знать о оебз в конце 60-х гг. Именно тогда татарский поэт И.Юзеев калисал свои первуэ стихотворную трагедию "Ночь джшсэ гизнь". Позднее; автор ссздзл сг'о две философские трагедии в стихах "Тукай" (Тлетзл из клетки пира"...) и "Встреча с вечностью", в тексте которых соединяет в единое целое разнообразна® исторические коягиз:гаи, факта с известныш литературными свгетамя, преданиями, ежи. Другой татарский поэт А.Баянов развивает нэвуп трагичесхуэ мкфологав, осношваясь на национальном фольклоре, народных преданиях п легендах. Это характерно для его трагедии в стихах "Алтнн кепбау", ставаей продолжением традиций стихотворных трагедия на козой национально-исторической тематике.

В 20-е года были создана ряд стихотворных трагедий, в основе которых лежал определенный тип трагического конфликта, связанный с проблематикой борьбы протиз духовного рабства, подавления личности человека. Видимо, этим объясняется тот факт, что после 20-х гг. указанный жанр классической стихотворной трагедии надолго исчез из литературного процесса. Трагическое в татарской литературе также продолжало существовать и в таком виде, как изображение трагических коллизий истории, ее героев и ее жертв. Правда, с точки зрения формы это была не классическая стихотворная трагедия, что характерно для романтических мифологических свжетов. Трагическое воплощалось каа з различных жанрах поэзии, так и в драматургических произведениях, калксанных прозой. Ery развитие сопровождалось расширением круга исторических сгжетов и развитием мифотворчества.

Новый этап начался в 60-е годы. Наряду с разработкой трагических исторических теи возникло стремление понять глубинную суть исторических процессов, что воплотилось в скиволических образах, в философских размышлениях персокааей, лирэтег^ого героя. Это послужило кэтульсом к возро^декяэ кафстзорчэской сметной линии, характерной для стихотворных трагедий 3.Бурнаso м Х.Тахтаса.

Тенденция к осозреиеетвакга известных трагичзсгях цифов, традиционных сюжетов, возродившаяся в 60-70-е гг. характерна не только для татарской литературы. 3 этом плаке гнделатся произведения Ю.Яарцпкя.'-зитаса и У.Каряма, йосстйковлегае в правах трагического икфэ пло гак с ислояьгопгкяе.'-' древнегречески икфов, общелитературных с~г!2Тоэ, так и оте,~готвгкной, национальной кнфологии, А

также в ходе разработки трагического подтекста создавались новые современные

Это был закокоаарныЗ процесс, поскслько тема трагедий конкретной личности, народа, нацлл в условиях диктаторского общества могла ставиться в трагедию: только чорез подтекст, с помогав мифа. Например, в трагедиях М.Шзсва ваякую роль в раскрытии указанной проблематики игразот диалоги Поэта и Тирана, Тукая и Царя, содержащие множество иносказаний и намеков на современную историю.

В данной главе, на материала анализа указанных текстов, трагическое рассматривается в плане развития литературных традиций и преемственности нормативов поэтики трагического {особенноста конфликта, свсета, проблематики, образной системы). Поэтому проб* лема трагического в этом разделе ограничивается одним из уровней литературного процесса - взаимосвязь» художественных текстов в плане эстетики и поэтики трагического.

В заключительной.части работы подводятся итоги, в тезисной форме констатируются основные особенности поэтики трагического в ' татарской советской поэзии.

По теме диссертации.автором опубликованы следующие работы:

1. Воплощение трагического в творчестве Тукая и в пьесах о нем. // Мегьрифэт Ьам азатлык ечен керзи. - Казан: СССР Ш Казан фидиады, 198?. - С.127-140.

2. Трагическое в поэзии Хасана Туфака. // Изучи биографиясе» нэ яда чыганаклар. - Кааан, 1939, - С.87-100.

3. Трагичесхие судьбы в татарской поэзии 40-х гг. // Эдвби мираснын яца катлаынары. - Казан, 1990. С. 100-110.