автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Трансформации социокультурного пространства повседневности в социально-философской рефлексии

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Правовская, Надежда Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Йошкар-Ола
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Трансформации социокультурного пространства повседневности в социально-философской рефлексии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Трансформации социокультурного пространства повседневности в социально-философской рефлексии"

На правах рукописи

005533072

/

Правовская Надежда Ивановна

ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ПОВСЕДНЕВНОСТИ В СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ

09.00.11 Социальная философия по философским наукам

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

1 у СЕН 2013

Йошкар-Ола — 2013

005533072

Работа выполнена на кафедре философии ФГБОУ ВПО «Поволжский государственный технологический университет»

Научный руководитель доктор философских наук, профессор Пуры-нычева Галина Михайловна

Официальные оппоненты:

Шугуров Марк Владимирович, доктор философских наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная юридическая академия», профессор кафедры философии

Фролова Светлана Михайловна, кандидат философских наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Поволжский институт им. П.А. Столыпина» (филиал РАНХиГС при Президенте РФ), доцент кафедры философии

Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Защита состоится 10 октября 2013 г. в 16.00 ч. на заседании диссертационного совета Д 212.243.09 при Саратовском государственном университете имени Н.Г.Чернышевского по адресу: 410012, г.Саратов, ул.Астраханская, 83, XII корпус, ауд.203.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского

Автореферат разослан «

2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Листвина Е.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования определяется тем, что в начале XXI века социокультурное пространство повседневности подвергается стремительным изменениям. Тенденции в современном повседневном бытии связаны с его расколом на самых различных уровнях. Ранее, благодаря упорядоченности, систематичности и консервативности, человек воспринимал повседневность как понятную и нормальную среду существования. В наши дни темпы изменения окружающей реальности настолько скоротечны, что он не всегда способен их осознать и принять. Современная социокультурная ситуация приводит к тому, что привычные, устоявшиеся нормы и правила жизни сменяются новыми формами взаимодействия между людьми; с огромной скоростью меняются стиль и образ жизни, средства коммуникации, разрушаются традиционные связи и ценности общества. Современное общество становится бесполым, безвозрастным, социальные роли в нем меняются; инфантилизм, фрагментарность мышления, виртуализация, самозванство и утрата индивидуальности становятся его характеристиками. В подобной ситуации необходимость глубокого философского осмысления повседневной сферы жизни человека, а также определение принципов его гармоничного взаимодействия со стремительно меняющимся миром приобретает практическую значимость и становится все более актуальным.

Каждый человек в своей жизни сталкивается с феноменом повседневности и активно использует это понятие для объяснения житейских ситуаций, поведенческих мотивов, устоявшихся норм и порядков. Несмотря на это повседневность ускользает от социально-философской рефлексии. Сложность ее исследования заключается во включенности самого исследователя в эту среду, их неотделимость и, как следствие, субъективность оценок. Анализ научной литературы позволяет говорить об отсутствии методологической строгости в определении границ понятия «повседневность» и его применении, о существовании эклектизма в исследовательских подходах к феномену повседневности. Вопрос понятийного значения этого феномена до сих пор остается спорным, его толкование содержит ряд противоречий и субъективных оценок. Таким образом, проблема повседневности в социально-философском аспекте является дискуссионной, требует осмысления и глубокой теоретической проработки.

Степень научной разработанности проблемы. Тема повседневности является сравнительно новой и малоизученной, однако историко-философский потенциал, накопившийся в области изучения проблем обыденной жизни, позволяет интегрировать полученные знания и

на этой основе разработать социально-онтологические основания понятия «повседневность». Влияние повседневности на культуру и вопросы этики интересовали мыслителей со времен Античности, однако к всестороннему анализу повседневности философская мысль в лице Г. Зиммеля, Э. Гуссерля, А. Шюца и М. Хайдеггера обратилась лишь на рубеже XIX - XX вв. В XX — XXI вв. в разработку проблемы повседневной жизни весомый вклад внесли феноменология, экзистенциализм, герменевтика, психоанализ, постмодернизм. Кризисные явления в повседневной жизни рассматривали А. Шопенгауэр, Ф. Ницше,

A. Камю, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, Ж.-П. Сартр, Э. Фромм. Проблемы обыденного существования разрабатывались У. Джеймсом и Г. Гарфинкелем; любое действие как событие, значимый акт рассматривали Р. Барт, Ж. Батай, Л. Витгенштейн, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ф. Гваттари, И. Гофман, Ж.-Ф. Лиотар и др.

В русской философской традиции проблема повседневности поднималась в трудах Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, В.В. Розанова, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина. В философии советского периода научный интерес к обыденному существованию человека проявился лишь в конце 80-х. гг. XX в. Среди российских исследователей, посвятивших свои труды изучению онтологических, гносеологических, аксиологических, экзистенциальных аспектов повседневного бытия, особо следует выделить A.B. Ахутина, Е.В. Золотухину-Аболину, Л.Г. Ионина, И.Т. Касавина, Г.С. Кнабе,

B.В. Корнева, В.Д. Лелеко, Б.В. Маркова, И.П. Полякову, Г.М. Пуры-нычеву, С.М. Фролову, С.П. Щавелёва и др.

Исследовательские задачи потребовали всестороннего рассмотрения феномена повседневности, что обусловило обращение к большому объему литературы, связанного с проблемами организации повседневной реальности. Тема социокультурного пространства-времени в контексте изучения его влияния на обыденную жизнь человека рассматривалась Аристотелем, Г.В. Лейбницем, Т. Гоббсом, И. Кантом, Г.В.Ф. Гегелем, К. Марксом, П. Сорокиным, А. Бергсоном. Среди отечественных исследователей следует отметить работы В.И. Вернадского, В.Г. Виноградского, Ю.С. Владимирова, П.П. Гай-денко, B.C. Грехнева, В.Ю. Кузнецова Р.Г. Подольного, В.Б. Устьян-цева и др. Повседневность как особую сферу опыта, основанную на здравом смысле, рассматривают Б. Вальденфельс, Г.Г. Кириленко, О.Н. Козлова, В.П. Козырьков, Г. Риккерт, и др. Проблема трансформации повседневной реальности на рубеже XX-XXI вв. анализируется в работах В.В. Афанасьевой, Ж. Бодрийяра, A.A. Гезалова, A.A. Гусейнова, А.Д. Елякова, Е.В. Листвиной, В.А. Лукова, Г. Маркузе,

A.C. Нариньяни, B.C. Степина, Г.Л. Тульчинского, В.Г. Федотовой, М. Фуко, Ф. Фукуямы и др.

Компаративный анализ русской и китайской культуры позволил более полно раскрыть зависимость повседневного бытия человека от особенностей менталитета и культурной традиции, что потребовало обращения к трудам китайских исследователей (Гао Цзюан, Линь Юй-тан, Тань Аошуан), а также работам востоковедов Л.С. Васильева, Л.И. Исаевой, В.В. Малявина, Л.С. Переломова, О.Б. Рахманина, Ч.-П. Фицджеральда.

Различные социально-философские аспекты феномена повседневности исследовали представители французской «Школы Анналов» Ф. Арьес, М. Блок, Ф. Бродель, М. Дигнес, В. Лефевр, Й. Хей-зинга; отечественные историки Н.Я. Бромлей, Т.С. Георгиева, Н.Л. Пушкарева, А.Л. Ястребицкая; зарубежные социологи П. Бергер, П. Бурдье, М. Вебер, Т. Лукман.

Интерес к проблеме повседневного бытийствования человека, возросший на рубеже XX - XXI вв., привел к увеличению количества публикаций по теме исследования. Несомненно, отечественными и зарубежными исследователями сформирован ряд важных положений и выделены новые аспекты исследования повседневности, определенны подходы и теоретические основания. Однако проблема повседневности как социального феномена и ее категориальный статус, несмотря на большой объем научного материала, не получила целостного осмысления в рамках социально-философского анализа. Дискуссионными, по-прежнему, остаются вопросы, связанные с трансформацией повседневности в современном мире, определением ее границ и аксиологического статуса, что открывает возможность для получения принципиально новых результатов при изучении социокультурного феномена повседневности. Все это обусловило выбор темы и предмета исследования, определило его цель и задачи.

Объектом исследования является социокультурное пространство повседневности.

Предмет исследования - трансформации социокультурного пространства повседневности в современном мире.

Цель исследования: социально-философское исследование повседневного бытийствования человека, основных сфер повседневности и тенденций ее трансформаций в современном обществе. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

1. проанализировать социально-философские основания исследований феномена повседневности: уточнить категориальный ряд и ин-

терпретации повседневности в отечественной и зарубежной философской науке;

2. выявить основные сферы, функции и характеристики повседневного бытия человека;

3. исследовать сущностные характеристики повседневной реальности: пространственно-временные основания, рационализм и иррационализм обыденного бытийствования;

4. раскрыть аксиологический и экзистенциальный аспекты повседневности, выявить роль ценностей и традиции в обыденной жизненной практике человека;

5. определить тенденции трансформации социокультурного пространства повседневности в условиях информационного общества и глобализации культур.

Методологические и теоретические основания исследования. Повседневность - сложное многоуровневое явление, исследование которого осуществляется в пограничном пространстве философии, социологии, культурологии, истории, психологии и антропологии. Однако только средствами социальной философии возможно полно и целостно раскрыть смыслы и потенции феномена повседневности. В фокусе философского понятия «повседневность» - жизненные реалии и их рефлексия, противоречия и оценки, стремление выяснить движущие силы жизненного процесса. Философский подход к исследованию повседневности ориентирован на выяснение аксиологических аспектов повседневного бытийствования, специфики восприятия мира, предметов и явлений; влияния общегуманитарных ценностей на обыденную жизнь индивида и общества.

Междисциплинарный характер работы потребовал разработки сложной методологической схемы, позволившей интегрировать подходы различных научных направлений и дисциплин в рамках социально-философского знания. Выбор приоритетов в подборе принципов и методов исследования определялся мировоззренческой позицией диссертанта. В исследовании проблемы повседневности применяются онтологический, аксиологический, феноменологический, экзистенциальный, герменевтический, диалектический и гносеологический подходы.

Положения и выводы диссертации основываются на изучении и анализе трудов отечественных и зарубежных исследователей и позволяют раскрыть многогранность феномена повседневности. Метод трехкругового анализа рассматривает мир человека на уровнях событийного, временного и вечного. Принцип сопоставления и противопоставления элементов повседневности позволяет раскрыть ее новые

грани. Сравнительно-исторический и компаративный анализ русской и китайской культуры использован для более полного раскрытия аспектов повседневной жизни. В данном исследовании учитывались методологические требования принципа познаваемости объективной реальности, многомерности истины, ее опосредованности различными формами научного познания, миропонимания и восприятия.

Научная новизна исследования состоит в разработке концептуальной схемы социально-философского анализа трансформаций социокультурного пространства повседневности:

1. Социально-философский анализ позволил конкретизировать категориальный аппарат и уточнить границы феномена повседневности, определяемые отсутствием кризисности, понятностью и привычностью.

2. Выявлены основные сферы и структура повседневного бытий-ствования человека, включающие быт, трудовую деятельность, отдых, сферу коммуникации и основополагающие ценности жизни.

3. На основе исследования и сопоставления онтологических и аксиологических оснований повседневности в историко-философской ретроспективе уточнена ее дефиниция как одной из основополагающих сфер жизни человека, реализуемой в единстве деятельностного, рационального и ценностного компонентов.

4. Представлена авторская классификация подходов исследования повседневности, включающая онтологический, аксиологический, экзистенциальный, феноменологический, герменевтический, диалектический и гносеологический подходы, которая дополнена использованием трехкругового, сравнительно-исторического и компаративного анализа, что позволило раскрыть многоаспектность феномена повседневности, а также показать влияние общечеловеческих ценностей на повседневную жизненную практику человека, выявить принципы взаимодействия традиции и новации в обыденной жизни.

5. Исследовано современное состояние повседневной реальности и выявлены причины трансформации разнообразной среды ее бытий-ствования. Определены принципы гармоничного взаимодействия человека с обществом, находящемся в состоянии раскола и кризиса гуманизма, которые основаны на целостном осмыслении современной социокультурной ситуации и общечеловеческих ценностях.

Положения, выносимые на защиту. В диссертации сформулированы положения, представляющие повседневность как социальный феномен и рассматривающие ее как целостную систему бытийствова-ния человека, общественных отношений и ценностей.

1. Повседневность - взаимопроникающая система, срез бытий-ствования человека, включающий в себя быт, труд, отдых, межличностную коммуникацию, социокультурное пространство и время. Она представляет собой единство предметно-вещного мира и духовных структур (принципов, правил, стереотипов, эмоций, фантазий, сновидений). Повседневность гармонично включает в себя ежедневно повторяющиеся, обыденные и привычные ситуации, а также процесс ха-битуализации неординарных моментов. Близкими по значению, но не синонимичными понятию «повседневность» являются понятия «культура повседневности», «жизненный мир», «обыденность».

2. Основными сферами повседневности являются бытовая реальность, трудовая деятельность, сфера отдыха и коммуникация как связующее звено между сферами каждодневного бытийствования человека. Повседневность характеризуют обыденность, понятность, повторяемость, привычность, осмысленность, рутинность и стереотипность действий, прагматичность, определенность пространства-времени, субъективность и коммуникативность. Функцией повседневности является выживание, сохранение и воспроизводство жизни, что обеспечивает стабильность развития общества и трансляцию его социокультурного опыта.

3. Повседневность разворачивается в конкретном социокультурном пространственно-временном континууме, существующем в контексте социума и выполняющем мировоззренческую функцию. Пространство-время повседневности представляет собой поток событий и процессов, что определяет ее динамичный событийный характер.

4. Повседневное бытие имеет институциональный характер, связано с созданием идеалов и влияет на общественно-историческое поведение людей и их сознание. Оно включает в себя эмоционально-ценностные и рациональные контексты, имеет субъективную окрашенность. Рациональность и ориентированность на общепринятые нормы вносят упорядоченность в повседневную жизнь и являются одним из главных условий ее стабильного развития, а иррациональная составляющая повседневности позволяет человеку ощущать полноту жизни и эмоций.

5. В начале XXI века в условиях информатизации, гиперкоммуникации, нестабильности и углубления кризиса гуманизма социокультурное пространство повседневности стремительно трансформируется. Характеристиками повседневного бытия современного человека становятся поверхностность, гиперобщительность и одиночество одновременно, отрыв от реальности, господство эгоцентризма, что делает современного человека личностью бифуркационного типа с крайне

неустойчивым сознанием и отсутствием четко сформированных идеалов. В условиях духовного кризиса принципами созидательного и гармоничного развития общества должны стать ориентация на высшие ценности человечества, стремление к гармонизации отношений с окружающим социальным и природным миром, самосовершенствование, укрепление семейно-родственных отношений.

Теоретическая и научно-практнческая значимость исследования. Концептуальные положения диссертационной работы предлагают варианты преодоления социального раскола и духовного кризиса, порожденного реалиями информационного общества, и принципы гармонизации взаимодействия индивидуально-личностного бытия человека со стремительно меняющимся миром. Позиция автора состоит в ориентации на традиционные ценности общества и идеалы гуманизма, которые способствуют стабилизации повседневной жизни, обеспечивающей человека чувством комфорта и безопасности.

Положения диссертационной работы могут быть использованы в учебных курсах по социальной философии и философской антропологии при изучении таких тем, как «Проблема человека в философии», «Проблема сущности и существования человека», «Перспективы современной цивилизации» и др., а также для подготовки спецкурсов по актуальным проблемам философии, таким как «Онтология обыденного существования», «Социокультурное пространство-время повседневности», «Повседневный опыт как практическое знание», «Трансформации повседневности в условиях информационного общества» и т.п. Выводы диссертации могут быть использованы в интересах дальнейшего теоретического осмысления состояния и развития феномена повседневности в современных условиях социальной неопределенности и нестабильности, воздействия данного феномена на все стороны жизнедеятельности личности и общества.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования отражены в 12 научных статьях (3 из них - в журналах, рекомендованных ВАК РФ), а также получили апробацию в докладах и научных статьях на научных конференциях разного уровня: Всероссийских научных конференциях с международным участием студентов и молодых ученых «Семья в социокультурном измерении», «Культура: Россия и современный мир» (Йошкар-Ола, 2009 г.); Всероссийских научных конференциях студентов и молодых ученых «Вызовы современности и гуманитарная подготовка инженерных кадров» (Йошкар-Ола, 2011 г.)., «Современный вуз: традиции и новации» (Йошкар-Ола, 2012 г.), «Семья - основа благополучия России» (Йошкар-Ола, 2013 г.); Всероссийской научно-методической конференции

«Проблемы многоуровневой подготовки специалиста в вузе: теория, методология, практика» (Йошкар-Ола. 2012 г.); Ежегодной научно-технической конференции преподавательского состава, докторантов, аспирантов и сотрудников ПГТУ «Исследования. Технологии. Инновации» (Йошкар-Ола, 2012 г.); IV Межрегиональной научно-практической конференции «Интеграционные процессы в экологическом образовании: современные социокультурные тенденции» (Йошкар-Ола, 2012 г.); Всероссийских научных конференциях с международным участием «Философия техники и инновационное развитие России» ^Йошкар-Ола, 2012 г.). «Техника в современном научном дискурсе» (Йошкар-Ола, 2013 г.) и др.

Основные идеи работы были представлены автором на аспирантских и методологических семинарах кафедры философии ПГТУ. Апробация материала также осуществлялась в ходе проведения семинарских занятий по дисциплинам «Философия» и «Основы гуманитарных знаний» и на заседаниях философского клуба «Философская среда» в Поволжском государственном технологическом университете в 2010-2013 гг.

Структура диссертации. Текст диссертационной работы состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы, содержащего 247 источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, ее новизна и научно-практическая значимость, отражена степень разработанности проблемы, определены теоретико-методологическая основа, объект и предмет исследования, сформулированы его цель и задачи, представлены положения, выносимые на защиту, а также апробация работы.

Первая глава - «Социально-философские основания исследования повседневности» - состоит из двух параграфов.

В первом параграфе - «Повседневность как социальный феномен и категория социальной философии» - повседневность рассматривается как особый феномен бытийствования человека, включающий его трудовую деятельность, быт, отдых, межличностные коммуникативные действия, систему ценностей и норм. Обыденность является одной из основных характеристик повседневной жизни, она предполагает повторяемость, привычность, рутинность и стереотипность действий и, в первую очередь, связана со сферой повседневного быта и

труда. Понятие «культура повседневности» отражает аксиологический характер повседневности, ее ориентацию на ценности, приоритеты и принципы нравственности, наполненность культурными артефактами. Понятием «жизненный мир» обозначен фон, горизонт повседневности, определяющий вектор ее развития и включающий как саму повседневность, так и мировоззрение человека.

Повседневность предстает как мир опыта, отражающий внутреннее состояние человека. Социально-философская рефлексия позволяет рассмотреть повседневное бытие человека не только как среду удовлетворения его насущных потребностей, но и как пространство реализации его способностей, умений и навыков: человеку необходимо питаться, одеваться, обустраивать жилье, общаться с близкими людьми, он стремится познать новое, любить, созидать, быть счастливым и т.п.

Авторская классификация подходов к исследованию повседневности включает онтологический, аксиологический, экзистенциальный, феноменологический, герменевтический, диалектический и гносеологический подходы. Онтологический подход рассматривает повседневность как сферу непосредственного бытийствования человека, развертывающуюся в определенном пространстве и времени, объединенную системой связей между людьми и коммуникативными технологиями. Он также позволяет раскрыть характеристики стиля жизни, бытовых условий существования и факт неизбежности существования человека в мире повседневности. С позиций аксиологического подхода повседневность рассматривается как сфера накопления и существования ценностей, норм и традиций. Экзистенциальный подход видит в повседневности проявление непрерывной цепи состояний, эмоций, чувств, их преодоление и переживание. В феноменологической перспективе повседневность понимается с позиций субъективности, поиска смысла и сути повседневного бытия, с учетом отношения человека к миру. Герменевтическая традиция интерпретирует повседневность как текст, стремится понять, разъяснить и истолковать феномены повседневного бытийствования. Диалектический подход позволяет подходить к изучению повседневности как к сложному, развивающемуся и противоречивому процессу. Гносеологический подход рассматривает повседневное бытие как мир опыта и здравого смысла, уделяя особое внимание проблеме обыденного познания, выбора и практикам целедостижения.

Структура повседневности сложна и поливариативна. В ней можно выделить материальную и духовную составляющие, которые включают ряд противоположных, но гармонично сочетающихся компонентов (будни - праздник, рутина - экстрим, традиция - новация, привычка -

нововведение, ритуал - спонтанность, реальность - виртуальность и т.п.). Определены такие черты, характеризующие повседневность, как деятельностность, событийность, повторяемость, стереотипность, привычность, устойчивость, консерватизм, практичность, прагматичность, определенность пространства и времени, коммуникативность, субъективность, понятность, осмысленность, ритуапизация и хабитуализация новаций. Главными функциями повседневности являются выживание, сохранение и воспроизводство жизни, что обеспечивает стабильное развитие общества и трансляцию его социокультурного опыта.

Во втором параграфе — «Структура повседневности в трактовках западной и отечественной философской мысли» - рассмотрены основные подходы к исследованию повседневности. Повседневность принадлежит к миру, понятному человеку. Несмотря на это, можно выделить целый ряд исследовательских сложностей, таких как включенность исследователя в предмет исследования, субъективность оценивания повседневного бытия и стремление к универсализации, унификации структур и характеристик повседневности.

В рамках античной философской мысли проблемы обыденной жизни рассматривались в трудах Платона и Аристотеля и имели этическую направленность. Средневековые философы проблему повседневности рассматривали посредством ее связи с Богом, духовной жизнью, церковью. В эпоху Возрождения подъем интереса к человеку с его телесностью, чувствами, помыслами и поступками привел к актуализации вопросов повседневности. Проблемами обыденной бытийственно-сти заинтересовались Н. Макиавелли, Э. Роттердамский, Т. Мор, Т. Кампанелла, а также М. Монтень, первым начавший активно использовать в своей философии термин «повседневность». Философия Нового времени, ориентированная на научное познание действительности, была проникнута идеей подчинения природы человеку, что отразилось в философских концепциях, считавших, что цель научного знания состоит в принесении практической пользы и реализации человеческого потенциала в повседневной жизненной практике. Философия эпохи Просвещения рассматривала повседневность как мир здравого смысла, активно размышляла над проблемой естественных прав человека (Дж. Локк, Т. Гоббс), морали и политического устройства (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро), Ш. Монтескье и К. Гельвеций развивали концепцию влияния природной среды на развитие человека и общества. Философы немецкого классического направления начали рассматривать человека, в первую очередь, в мире культуры, а не в мире природы. И. Кант трактовал антропологию как опытную науку о человеке, рассматривая человека как явление в опыте. Согласно

К. Марксу, человек - это человек производящий; производство и труд отличают человека от животного, человек не столько приспосабливается к окружающему миру, сколько преобразует его, тем самым повседневность в марксизме предстает связующим звеном между общественным бытием и общественным сознанием.

Актуализация темы повседневности произошла в XX столетии. Среди основоположников исследования повседневности и жизненного мира необходимо выделить таких мыслителей, как Г. Зиммель, Э. Гуссерль, А. Шюц, М. Хайдеггер. XX век связан с кризисными явлениями, поиском человеком своего места и роли в мире и обществе, неустроенностью его жизни, неудовлетворенностью повседневных жизненных ситуаций, что нашло отражение в философии иррациона-листического направления С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. В творчестве экзистенциалистов А. Камю, К. Ясперса, X. Ортега-и-Гассета, Ж.-П. Сартра, Э. Фромма наполнение повседневности раскрывается не столько в повторяемости ситуаций, сколько в присутствии в ней страстей, переживаний, проблем, разочарований, рисков, которые существуют именно в мире повседневности. В герменевтике, феноменологии и философии жизни Х.-Г. Гадамера, В. Дильтея, М. Мерло-Понти, А. Бергсона и Ю. Хабермаса повседневность - это переживаемый, познаваемый и ощущаемый мир, а способ бытия человека - понимание себя и окружающего мира. Представители психоанализа 3. Фрейд и А. Адлер в обыденной жизни видели, в первую очередь, проявление скрытых желаний, инстинктов, борьбу бессознательного и культурных ограничений и социальных норм.

Можно выделить три основных подхода к исследованию повседневности, разработанных в XIX-XX вв. в рамках западной философии. Представители герменевтики, феноменологии и постмодернизма видят в повседневности социальную реальность как таковую; экзистенциализм и прагматизм раскрывает суть повседневности в реализации человека (через преодоление страхов и страдания и развитие возможностей, соответственно), в рамках фрейдизма повседневность предстает низшей незначительной, стереотипной реальностью.

В русской философской мысли обращение к теме повседневности можно отметить в трудах J1.H. Толстого, Ф.М. Достоевского, B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, В.В. Розанова. Для российской социально-философской мысли характерны следующие подходы к исследованию повседневности: включение в сферу повседневности как ежедневно повторяющихся действий и событий, так и неординарных актов, а также сновидений, фантазий, опыта религиозного отстранения от бытовых реалий; рассмотрение повседневности как ограниченной

бытовой реальности; исследование через основные аспекты повседневности духовной жизни общества, особенностей менталитета, привычек и т.д.

Вторая глава диссертационного исследования - «Мир повседневности в рефлексии обыденного познания» - состоит из трех глав и посвящена исследованию сущностных характеристик повседневности.

В первом параграфе - «Онтология повседневного существования: социокультурное пространство-время повседневности» - проведен анализ эволюции представлений о социокультурном пространстве-времени в истории философской мысли, который позволяет сделать вывод о том, что данная категория имеет онтологический характер и обладает мировоззренческой функцией. Пространство-время повседневности конкретно, событийно и динамично, охватывает все знания человека о мире и его миропонимание.

Социокультурное пространство, с одной стороны, находится под влиянием индивидуального и общественного сознания, с другой - воздействует на формирование миропонимания, основных представлений человека о мире и схем взаимодействия с ним. Жизненное пространство повседневности включает в себя пространство жилища, поселения и прилегающих территорий, окружающую природную среду, сферу психологических связей и представлений о внешнем мире. Ближайшее обжитое пространство, дом, семья являются для человека хранилищем спокойствия, не приемлют в своих границах присутствия «чужого». Частная жизнь, мир повседневных забот, личное пространство — это укрытие от опасностей окружающего мира. Психологический и культурологический контексты сознания народа складываются также под влиянием окружающего пространства - природная среда выступает в качестве естественной основы существования и развития общества.

Повседневная реальность, в первую очередь, предполагающая решение насущных проблем, подчинена биоритмам человека, физиологическим потребностям в питании, отдыхе, гигиене, однако в нем скрыта необходимость понимания времени социального, исторического. Время повседневности - не реальный процесс или действительная последовательность, а восприятие человеком этого последовательного процесса, направление и длительность его жизни. Основными потоками временных структур повседневности можно считать внешнее и внутреннее время. Внешнее время независимо от индивида, непрерывно, не имеет начала и конца. Внутреннее время имеет начало и конец (рождение и смерть человека), оно устремлено в будущее, тесно связано со временем биологическим, индивидуальными биоритмами и вос-

приятием времени. Время повседневности ритмично и циклично, а событийный ряд задает темп и определяет плотность повседневного бытия.

Социокультурное пространство-время формируется в процессе жизнедеятельности социума, взаимодействий между людьми, а также внутри и между социальными процессами и связями. Хронотоп можно определить как трехуровневую структуру: первый уровень - сфера повседневной жизни; второй - отрезок человеческой жизни; третий уровень - это масштабные и значимые периоды истории. Пространство-время повседневности соотносится с ее основными сферами - сферой быта, труда и досуга; оно тяготеет к устойчивости, стабильности, созданию определенного режима.

Во втором параграфе - «Повседневный опыт как практическое знание» - повседневность определяется как сфера опыта человека, основанного на здравом смысле, практичности и прагматичности. Она несет черты эмпирической и рациональной реальности. Ориентированность на общепринятые нормы и рационализм определяют стабильность и упорядоченность повседневной жизни и являются одним из условий ее гармоничного поступательного развития. Здравый смысл и обыденное опытное познание раскрываются в ежедневной бытовой деятельности, труде, а также в народной мудрости, стереотипах и всегда несут отпечаток историко-культурного влияния, менталитета, тендерной принадлежности и личного мировосприятия. Главной целью обыденного познания является формулирование разнообразных вариативных правил, моделей и формул поведения и доведение их до автоматизма. Рационализм и здравый смысл напрямую воздействуют на процесс принятия решений в повседневной жизни, который основывается на культурных приоритетах и ценностях общества, в качестве общепринятой нормы, усваиваемой в процессе социализации и включенной в повседневность.

Повседневное бытие имеет институциональный характер и отражает как материальные структуры, так и мировоззренческие константы изучаемого общества, оно многовекторно и многомерно. Поведение людей в обыденной жизни определяется не только рациональным видением жизни, но эмоциональным и психологическим состоянием, чувствами. Субъективность, наличие конкретных пространственно-временных условий, социальная дифференциация, культурное многообразие формируют релятивный характер повседневности. В особенностях организации повседневного труда, быта, отдыха особенно ярко просматривается культурный код, духовная основа, система ценностей, приоритетов и идеалов общества. Важную роль в процессе вос-

производства социальной практики играют традиции, главной функцией которых является накопление, сохранение и трансляция опыта, поддержание целостности и стабильности социума. Сфера повседневности является наиболее консервативной и устойчивой сферой жизни человека и общества, однако новации, вводимые в повседневную жизнь с целью ее улучшения и оптимизации, определяют вектор ее дальнейшего развития. Повседневная жизнь с одной стороны, консервативна и ритуализирована, с другой - стремится к нарушению своего привычного ритма и правил, находится в ожидании праздника, экстраординарного. Современная социокультурная ситуация требует от повседневности динамичности и готовности к быстрому принятию изменений, поэтому зачастую она становится пространством открытия, внедрения и реализации в жизнь новых смыслов и социальных норм, пространством, в котором традиции и новации переплетаются между собой.

В третьем параграфе второй главы - «Трансформации повседневности в условиях информатизации и глобализации» - проанализированы основные тенденции, связанные с тем, что сфера повседневности в XXI столетии подвергается стремительным преобразованиям. Следствием развития современных информационных технологий стали постоянные новации в обыденной жизни и ее значительное ускорение. Наиболее существенным преобразованиям подвергаются жизненное пространство, социальное время и среда коммуникации.

Природа повседневности социальна и немыслима без коммуникации, которая выступает способом ее бытия и организации. Каждодневное межличностное взаимодействие осуществляет функции социализации, воспитания, трансляции правил и ценностей, формирует благоприятную психологическую атмосферу в семье и обществе. В процессе повседневной коммуникации человек раскрывает себя, свой потенциал и становится объектом для привлечения опыта других людей.

Повседневность в значительной мере определяется миром окружающих вещей, поэтому техника и технологии, будучи крайне активными и агрессивными силами, вызывают значительные изменения в ее структуре. Повседневность требует способности к быстрому принятию изменений, поэтому становится пространством открытия, внедрения и реализации в жизнь новых смыслов и социальных норм. Информационно-коммуникационные технологии воздействуют на повседневную жизнь человека, определяя качество его жизни, быта, трудовой деятельности, отдыха и мышления. Современный образ жизни стирает пространственно-временные и культурные границы, разрушает традиционные формы семьи и представления о социальных ролях; поверх-

ностность, инфантилизм, массовость, клиповость, самозванство, гиперобщительность и одиночество одновременно, технизация и роботизация стали характеристиками повседневной реальности современного человека. Программой мышления, чувствования, поведения человека в повседневной жизни является его культурная матрица, закрепленная нормами и традициями, свойственными его социокультурной среде. Традиционные формы существования повседневности поддерживают гармоничную среду бытийствования. В условиях утраты гуманизма и духовного кризиса исторический и социальный опыт народа, воплощенный в традициях, нравах, системе этики и морали становится бесценным. Такие основополагающие позиции как ориентирование на высшие ценности человечества, стремление к гармонизации отношений с окружающим социальным и природным миром, самосовершенствование, обращенность к семье должны стать принципами созидательного и гармоничного развития общества.

В заключении подведены основные итоги, сделаны теоретические обобщения и намечены перспективы дальнейшего исследования проблемы повседневности.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

Публикации, входящие в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук:

1. Правовская, Н.И. Жизненное пространство человека в культуре повседневности России и Китая / Н.И. Правовская // Вестник Чувашского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2012, №4. -С.122-126 (0,4 п.л.).

2. Правовская, Н.И. Повседневность в аксиологическом измерении / Н.И. Правовская // Вестник Чувашского университета. Серия Гуманитарные науки, 2012, № 4. - С. 118-121 (0,35 пл.).

3. Правовская, Н.И. Проблема трансформаций социального пространства-времени повседневности / Н.И. Правовская, Г.М. Пуры-нычева // Вестник МГОУ. Серия Философские науки. - 2012, №3. -М.: Изд.-во МГОУ. - С.56-61 (0,5 пл.).

Публикации в других изданиях:

1. Правовская, Н.И. Категория «повседневность» в социально-гуманитарном знании / Н.И. Правовская // Вызовы современности и гуманитарная подготовка инженерных кадров: материалы Всероссий-

ской научной конференции студентов и молодых ученых. В 2-х ч. 4.2. - Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2011. - С. 157-160 (0,25 пл.).

2. Правовская, Н.И. Пространство-время повседневности / Н.И. Правовская, Г.М. Пурынычева // Исторический процесс: истоки, перипетии, перспективы: межвузовский сборник статей. - Вып. 11. — Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2011.-С. 114-120 (0,4 пл.).

3. Правовская, Н.И. Повседневная жизнь студента в условиях информационного общества / Н.И. Правовская // Современный вуз: традиции и новации: Всероссийская научная конференция студентов и молодых ученых. - Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2012. - С.290-294 (0,25 пл.).

4. Правовская, Н.И. Влияние информационных технологий на повседневную жизнедеятельность студента / Н.И. Правовская // Проблемы многоуровневой подготовки специалиста в вузе: теория, методология, практика: материалы Всероссийской научно-методической конференции. — Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2012. - С.74-78 (0,25 пл.).

5. Правовская, Н.И. Проблема межпоколенческих отношений в повседневной жизни / Н.И. Правовская // Философия техники и проблемы инновационного развития: Всероссийская научная конференция с международным участием: материалы конференции. - Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2012. -С.85-90 (0,35 пл.).

6. Правовская, Н.И. Трансформация структур повседневности под влиянием информационно-коммуникационных технологий современности / Н.И. Правовская // Философия техники и проблемы инновационного развития: Всероссийская научная конференция с международным участием: материалы конференции. - Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2012. - С.91-96 (0,4 пл.).

7. Правовская, Н.И. Традиции и новации в культуре повседневности Китая / Н.И. Правовская, Г.М. Пурынычева // Исторический процесс: истоки, перипетии, перспективы: межвузовский сборник статей. - Вып. 12. - Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2013. - С.59-67 (0,5 пл.).

8. Правовская, Н.И. Инфантилизм как проблема повседневного бытийствования молодой семьи / Н.И. Правовская // Семья - основа благополучия России: Всероссийская научная конференция студентов

и молодых ученых. - Йошкар-Ола, Поволжский государственный технологический университет, 2013. — С.78-81 (0,25 пл.).

9. Правовская, Н.И. Реальность и виртуальность повседневности / Н.И. Правовская // Техника в современном научном дискурсе: Всероссийская научная конференция студентов и молодых ученых с международным участием. - Йошкар-Ола, Поволжский государственный технологический университет, 2013. - С. 155-159 (0,25 п.л.).

Подписано в печать 05.09.2013 Усл. печ. л. 1,0 Тираж 100 экз. Заказ № 5169.

Редакционно-издательский центр ПГТУ Поволжского государственного технологического университета 424006 Йошкар-Ола ул. Панфилова, 17

 

Текст диссертации на тему "Трансформации социокультурного пространства повседневности в социально-философской рефлексии"

Поволжский государственный технологический университет

На правах рукописи 04201361828 Д

/

Правовская Надежда Ивановна

Трансформации социокультурного пространства повседневности в социально-философской рефлексии

09.00.11. - социальная философия по философским наукам Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Г.М. Пурынычева

Йошкар-Ола - 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................3

ГЛАВА 1. Социально-философские основания исследования повседневности

§ 1 Повседневность как социальный феномен и категория социальной философии..................................................................................14

§ 2 Структура повседневности в трактовках западной и отечественной философской мысли.....................................................................30

ГЛАВА 2. Мир повседневности в рефлексии обыденного познания

§ 1 Онтология обыденного существования: социокультурное пространство-время повседневности..........................................................51

§ 2 Повседневный опыт как практическое знание...........................73

§ 3 Трансформация повседневности в условиях информатизации и глобализации ...................................................................................88

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................113

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

117

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется тем, что в начале XXI века социокультурное пространство повседневности подвергается стремительным изменениям. Тенденции в современном повседневном бытии связаны с его расколом на самых различных уровнях: ранее, благодаря упорядоченности, систематичности и консервативности, человек воспринимал повседневность как понятную, нормальную и очевидную среду своего существования; в наши дни темпы изменения окружающей реальности настолько скоротечны, что он не всегда способен их осознать и принять. Современная социокультурная ситуация приводит к тому, что привычные, устоявшиеся нормы и правила жизни сменяются новыми формами взаимодействия между людьми; с огромной скоростью меняются стиль и образ жизни, средства коммуникации, разрушаются традиционные связи и ценности общества. Современное общество становится бесполым, безвозрастным, социальные роли в нем меняются; инфантилизм, фрагментарность мышления, виртуализация, самозванство и утрата индивидуальности становятся его характеристиками. В подобной ситуации необходимость глубокого философского осмысления повседневной сферы жизни человека, а также определение принципов его гармоничного взаимодействия со стремительно меняющимся миром приобретает практическую значимость и становится все более актуальной.

Каждый человек в своей жизни сталкивается с феноменом повседневности и активно использует это понятие для объяснения житейских ситуаций, поведенческих мотивов, устоявшихся норм и порядков. Однако, несмотря на то, что повседневность принадлежит к привычному человеку миру, она ускользает от социально-философской рефлексии. Сложность исследования повседневности заключается во включенности самого исследователя в эту среду, их неотделимость и, как следствие, субъективность оценок. Анализ литературы позволяет говорить об от-

сутствии методологической строгости в определении границ понятия «повседневность» и его применении, о существовании эклектизма в исследовательских подходах к феномену повседневности. Вопрос понятийного значения этого феномена до сих пор остается спорным, его толкование содержит ряд противоречий и субъективных оценок. Таким образом, проблема повседневности в социально-философском аспекте является дискуссионной, недостаточно изученной, требует осмысления и глубокой теоретической проработки.

Степень разработанности проблемы. Тема повседневности является сравнительно новой и малоизученной проблемой, однако существует историко-философский потенциал, накопившийся в области изучения проблем обыденной жизни, который позволяет сегодня интегрировать знания, полученные различными философскими направлениями и выработать онтологические основания понятия «повседневность». В рамках античной философской мысли проблемы обыденной жизни рассматривались в трудах Платона и Аристотеля и имели этическую направленность. Средневековые философы проблему повседневности рассматривали посредством ее связи с Богом, духовной жизнью, церковью. В эпоху Возрождения подъем интереса к проблеме человека с его телесностью, чувствами, помыслами и поступками привел к актуализации вопросов повседневности, проблемами обыденной бытийственности заинтересовались Н. Макиавелли, Э. Роттердамский, Т. Мор, Т. Кампанелла, а также М. Монтень, первым начавший активно использовать в своей философии термин «повседневность». Философия Нового времени, ориентированная на научное познание действительности, была проникнута идеей подчинения природы человеку, что отразилось в философских концепциях, считавших, что цель научного знания в принесении практической пользы и реализации в повседневной жизненной практике. Философия эпохи Просвещения рассматривала повседневность как мир здравого смысла, активно размышляла над проблемой естественных прав человека (Дж. Локк, Т. Гоббс), основ морали и социально-политического устройства (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро), Ш. Монтескье и К. Гельвеций развивали концепцию влияния природной среды на развитие человека и общества. Философы немецкого классического

направления начинают рассматривать человека в первую очередь в мире культуры, а не в мире природы. И. Кант трактовал антропологию как опытную науку о человеке, рассматривая человека как явление в опыте. По учению К. Маркса, человек - это человек производящий; производство и труд отличают человека от животного, причем человек не столько приспосабливается к окружающему миру, сколько преобразует его, тем самым повседневность в марксизме предстает связующим звеном между общественным бытием и общественным сознанием.

На рубеже XIX - XX вв. философская мысль обратилась к всестороннему анализу повседневности: среди основоположников исследования повседневности и жизненного мира необходимо выделить таких мыслителей как Г. Зиммель, Э. Гуссерль, А. Шюц, М. Хайдеггер. Актуализация вопроса в XX столетии связана с кризисными явлениями, поиском человеком своего места и роли в мире и обществе, неустроенностью его жизни, неудовлетворенностью повседневных жизненных ситуаций, что нашло отражение в философии иррационалистического направления С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше. В творчестве экзистенциалистов А. Камю, К. Ясперса, X. Ортега-и-Гассета, Ж.-П. Сартра, Э. Фромма наполнение повседневности раскрывается не столько в повторяемости ситуаций, сколько в присутствии в ней страстей, переживаний, проблем, разочарований, рисков, которые существуют именно в мире повседневности.

В разработке проблемы повседневной жизни следует отметить вклад таких философских направлений как феноменология, герменевтика, психоанализ, этно-методология, постмодернизм и др. В герменевтике, феноменологии и философии жизни Х.-Г. Гадамера, В. Дильтея, М. Мерло-Понти, А. Бергсона и Ю. Хабермаса повседневность - это переживаемый, познаваемый и ощущаемый мир, а способ бытия человека - понимание себя и окружающего мира. Представители психоанализа 3. Фрейд и А. Адлер в обыденной жизни видели в первую очередь проявление скрытых желаний, инстинктов, борьбу бессознательного и культурных ограничений и социальных норм. В XX в. проблема повседневности также рассматривалась Б. Вальденфельсом, У. Джемсом, Г. Гарфинкелем, Г. Риккертом и др. На рубеже XX - XXI вв. повседневность изучается многими исследователями, в пер-

вую очередь, это представители структурализма и семиологии - Р. Барт, Л. Витгенштейн, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ж. Бодрийяр, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Батай, И. Гофман, М. Фуко и др. Представители постмодерна любое действие рассматривают как событие, значимый акт, что позволило исследованиям повседневности занять свое место в философских трудах и привело к исследованию различных аспектов этого феномена.

В русской философской традиции проблема повседневности рассматривалась в трудах Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, В.В. Розанова, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина. Л.Н. Толстой полагал, что обыденный мир выступает в качестве своеобразной защиты внутреннего мира личности, оберегая его от внешних угроз. В.В. Розанов обращается к мистической трактовке повседневности, даже в самых мелких событиях и деталях человеческой жизни видит важный смысл.

Советская философская мысль не уделяла должного внимания проблемам повседневной жизни. Научный интерес к обыденному существованию исследователи начали проявлять лишь в конце 80-х. гг. XX в. Российские исследователи посвящают свои труды изучению онтологических, аксиологических, экзистенциальных, гносеологических аспектов повседневного бытия. Представляется возможным выделить следующие подходы к исследованию повседневности, характерные для российской социально-философской мысли: включение в сферу повседневности как ежедневно повторяющихся действий и событий, так и неординарных актов, а также сновидений, фантазий, опыта религиозного отстранения от бытовых реалий (Е.В. Золотухина-Аболина, И.Т. Касавин, С.П. Щавелёв, Г.Г. Кириленко); рассмотрение повседневности как низшей, повторяемой, цикличной, ограниченной бытовой реальности (Л.Г. Ионин, Б.В. Марков, В.Д. Лелеко, В.П. Козырьков); исследование через основные аспекты повседневности духовной жизни общества, особенностей менталитета, стереотипов, привычек и т.д. (В.В. Корнев, Г.С. Кнабе, Ю.М. Лотман, A.B. Ахутин, О.Н. Козлова).

Для более полного анализа повседневной культуры были приведены аналогии русской и китайской культуры и менталитета. Приводя примеры отличий и

сходств данных культур, мы обращались к трудам таких востоковедов, как Ч.-П. Фицджеральд, В.В. Малявин, Л.С. Васильев, Л.И. Исаева, Л.С. Переломов, В.Я. Сидихменов, О.Б. Рахманин, В.А. Шупер; также были проанализированы работы китайских исследователей Тань Аошуана, Линь Юйтана, Гао Цзюань и др. На наш взгляд, компаративный анализ двух культур позволил более полно раскрыть зависимость повседневного бытия человека от особенностей менталитета и культурной традиции, тем самым обозначив повседневность как сложную многогранную реальность.

Различные социально-философские аспекты феномена повседневности исследовали представители французской «Школы Анналов» Ф. Бродель, Ф. Арьес, М. Блок, В. Лефевр, М. Дигнес, Й. Хейзинга; представители отечественной исторической науки А.Л. Ястребицкая, Т.С. Георгиева, Н.Я. Бромлей, Н.Л. Пушкарева; социологи А. Шгац, П. Бергер, Т. Лукман, П. Бурдье, Г. Маркузе, М. Вебер и др.

Несмотря на большой объем научного материала по теме исследования, проблема повседневности как социального феномена не получила всестороннего освящения с позиции социально-философского анализа. Вопросы трансформации повседневности в современном мире, определения ее границ, аксиологического статуса продолжают оставаться неразрешенными. Это обусловило выбор темы и предмета исследования, определило его цель и задачи.

Объектом исследования является социокультурное пространство повседневности человека.

Предмет исследования - трансформации социокультурного пространства повседневности в современном мире.

Цель и задачи исследования: социально-философское исследование повседневного бытийствования человека, основных сфер повседневности и тенденций ее трансформаций в современном обществе. Исходя из поставленной цели, выделяются следующие задачи исследования:

1. проанализировать социально-философские основания исследований феномена повседневности: уточнить категориальный ряд и интерпретации повседневности в отечественной и зарубежной философской науке;

2. выявить основные сферы, функции и характеристики повседневного бытия человека;

3. исследовать сущностные характеристики повседневной реальности: пространственно-временные основания, рационализм и иррационализм обыденного бытийствования;

4. раскрыть аксиологический и экзистенциальный аспекты повседневности, выявить роль ценностей и традиции в обыденной жизненной практике человека;

5. определить тенденции трансформации социокультурного пространства повседневности в условиях информационного общества и глобализации культур.

Методологические и теоретические основания исследования. Повседневность - сложное многоуровневое явление, исследование которого осуществляется в пограничном пространстве философии, социологии, культурологии, истории, психологии и антропологии, однако только средствами социальной философии возможно полно и всесторонне раскрыть смысловые ресурсы и потенции феномена повседневности. В центре внимания философского понятия «повседневность» жизненные реалии и их рефлексия, противоречия и оценки, стремление выяснить движущие силы жизненного процесса; философский подход к исследованию повседневности ориентирован на выяснение аксиологических аспектов повседневного бытийствования, специфики восприятия мира, предметов и явлений, его влияния на обыденную жизнь индивида и общества.

Междисциплинарный характер работы потребовал разработки сложной методологической схемы, позволившей интегрировать подходы различных научных направлений и дисциплин в рамках социально-философского знания. Выбор приоритетов в подборе принципов и методов исследования определялся мировоззренческой позицией диссертанта. В исследовании проблемы повседневности применяются онтологический, аксиологический, феноменологический, экзистенциальный, герменевтический, диалектический и гносеологический подходы.

Положения и выводы диссертации основываются на изучении и анализе трудов зарубежных и отечественных исследователей, которые позволяют раскрыть многогранность феномена повседневности. Метод трехкругового анализа рассматривает мир человека на уровнях событийного, временного и вечного. Принцип сопоставления и противопоставления элементов повседневности позволяет раскрыть ее новые грани. Сравнительно-исторический и компаративный анализ русской и китайской культуры применен для более полного раскрытия аспектов повседневной жизни.

Научная новизна исследования состоит в разработке концептуальной схемы социально-философского анализа трансформаций социокультурного пространства повседневности:

1. Историко-философский анализ позволил конкретизировать категориальный аппарат и уточнить границы феномена повседневности, определяемые отсутствием кризисности, понятностью и привычностью.

2. Выявлены основные сферы и структура повседневного бытийствования человека, включающие быт, трудовую деятельность, отдых, сферу коммуникации и основополагающие ценности жизни.

3. На основе исследования и сопоставления онтологических и аксиологических оснований повседневности в историко-философской ретроспективе уточнена ее дефиниция как одной из основополагающих сфер жизни человека, реализуемой в единстве деятельностного, рационального и ценностного компонентов.

4. Представлена авторская классификация подходов исследования повседневности, включающая онтологический, аксиологический, экзистенциальный, феноменологический, герменевтический, диалектический и гносеологический подходы. Классификация дополнена использованием трехкругового, сравнительно-исторического и компаративного анализа, что позволило раскрыть многоаспектный характер феномена повседневности, а также показать влияние вечного и общечеловеческих ценностей на повседневную жизненную практику человека, выявить принципы взаимодействия традиции и новации в обыденной жизни.

5. Исследовано современное состояние повседневной реальности и выявлены причины трансформации разнообразных сред ее бытийствования. Определены принципы гармоничного взаимодействия человека с обществом, находящемся в состоянии раскола и кризиса гуманизма, которые основаны на глубоком осмыслении современной социокультурной ситуации и общечеловеческих ценностях.

Положения, выносимые на защиту. В диссертации сформулированы положения, представляющие повседневность как социальный феномен и рассматривающие ее как целостную систему бытийствования человека, общественных отношений и ценностей.

1. Повседневность - взаимопроникающая система, срез бытийствования человека, включающий в себя быт, труд, отдых, межличностную коммуникацию, социокультурное пространство и время. Она представляет собой единство предметно-вещного мира и духовных структур (принципов, правил, стереотипов, эмоций, фантазий, сновидений). Повседневность гармонично включает в себя еж